На «Калине-2» из Смоленска в Грузию и Карачаево-Черкессию

На «Калине-2» из Смоленска в Грузию и Карачаево-Черкессию

10.02.2015 | 27584 просмотра

Третье путешествие пенсионеров.

После двух успешных путешествий ( в Париж и в Скандинавию) неизбежно встал вопрос о третьем. Куда ехать??? Над этим пришлось задуматься. Но не зря древние философы говорили, что «бытие определяет сознание». А «бытие» сложилось так: родилась внучка Екатерина (Кэт), и произошла смена «Калины-1» на «Калину-2»! Два этих замечательных события основательно подточили наши финансовые устои. Да и планируемое ранее «Европейское кольцо» стало невозможным из-за событий на Украине. Тогда мы решили, что предстоящая поездка должна соответствовать следующим критериям: небольшая стоимость, безвизовый въезд в страну, благожелательное отношение местных жителей, интересная история и природа, наличие достопримечательностей. После изучения отчётов других путешественников этой страной оказалась Грузия! Ну а, будучи на Кавказе, как не заехать в Карачаево-Черкессию (КЧР)? Ведь я там родился, жил, учился в школе, приезжал на летние каникулы к бабушке и дедушке...

План поездки составили такой. Выезжаем 16 августа. День рождения жены отмечаем 18 августа в грузинском Казбеги. Потом три «чистых» дня в Тбилиси. Два дня в столице Сванетии Местиа. Потом переезжаем в Кахетию. Возвращаемся в Россию. Смотрим Медовые водопады в КЧР и через перевал Гум-Баши в Теберду. Далее в Архыз. Возвращаемся по «казачьей линии» через Краснодарский край. Общая продолжительность поездки 22 дня, пробег 5000 км. Ориентировочная стоимость путешествия 60000 руб.

Всё вышеизложенное вместе с информацией о забронированных гостиницах, их телефонами и GPS-координатами, разбивкой поездки по дням, датам и километражу свели в один общий План поездки. Я придумал эмблему путешествия, жена её одобрила, зять изготовил и помог наклеить на капот. Нашли спонсора: магазин «Лада-Маркет» на улице Шевченко, договорились с ним о сотрудничестве, наклеили на машину его рекламу. Составили мини русско- грузинский словарь. Сделали диагностику и протянули ходовую часть «Калины» в «Смоленск-Ладе». Сходили в собор, поставили свечку Св. Николаю — покровителю путешественников. Теперь вперёд!

ПЕРВЫЙ день, 16 августа, запомнился тремя (!!!) длиннющими «пробками» на трассе М4 «Дон» в Воронежской области. Самое досадное было то, что «пробки» эти были как бы беспричинны. Потеряв в них уйму времени, мы не увидели ни ремонтов дороги, ни серьёзных ДТП. Вдруг движение останавливалось, и начиналась «толчея», объезды по обочинам и параллельным просёлкам, дыхание пылью и выхлопными газами. Но самое главное — мы не успевали прибыть в гостиницу в Миллерово (Ростовская область) к оговорённому в «брони» времени. К чести недавно построенной недалеко от трассы гостиницы «Отель 858-й километр» её работники сдержали данное нам по телефону обещание и в 1:40, вместо 21 часа, предоставили нам комфортабельный номер со всеми удобствами за 1850 рублей. Гостиницу рекомендую. Расход бензина 6,6 литра на 100 км, средняя скорость 68 км в час по бортовому компьютеру (БК). Пробег 1110 км.

ВТОРОЙ день, 17 августа, прошёл удачно. Выехали в 8 часов. До Ростова и от Ростова-на-Дону ехали быстро. Правильным оказалось решение ехать на Ставрополь, не заезжая в Краснодарский край с его зловредными гаишниками и напряжённым трафиком на автодороге «Кавказ». Ставропольская жара успешно компенсировалась климат-контролем «Калины-2». Машин на Ставрополь шло мало. Гаишники блистательно отсутствовали. Блок-посты полиции на въезде в Кабардино-Балкарскую республику и на выезде из неё работали бдительно, но вполне корректно. Может, потому, что на Кавказе к старшим традиционно уважительное отношение? Спросили, куда мы едем. Наш ответ «в Тбилиси» вызвал понимание и улыбки. Даже пожелали счастливого пути. Запомнилась большая светящаяся надпись поперёк широченной улицы: «Владикавказ. Добро пожаловать».

В 21:15 прибыли в гостиницу и поселились за 2100 руб., плюс 100 руб. за завтрак. Расход бензина 6,2 литра на 100 км по БК, средняя скорость 82 км/час, пробег 954 км. Завтра едем в Грузию!!!

ТРЕТИЙ день, 18 августа, начался неспешным подъёмом и поздравлением жены с Днём рождения. Отметить его мы должны в Грузии, а до нашей первой цели в этой стране менее 50 километров. На всю процедуру пересечения границы ушло 2,5 часа. Из документов были нужны: загранпаспорт, свидетельство о регистрации автомобиля, водительское удостоверение. С российской стороны (КПП «Верхний Ларс») была небольшая очередь.

Через границу Россия — Грузия переехали по тоннелю. А на грузинской стороне (КПП «Дарьяли») чуть более долгая процедура для пассажиров (они проходят отдельно от водителей с машинами).

Каждого въезжающего грузины фотографируют. Это делается очень быстро и умело. Я подумал, что при выезде они, наверное, ещё раз сфотографируют нас, сравнят в компьютере первое и второе фото и убедятся, что выезжает именно тот человек, который въезжал. В 13:30 прибыли в Казбеги (1744 метра над уровнем моря). Это населённый пункт в 11 км от границы, неподалёку от горы Казбек (5033,8 м). Она видна в Казбеги отовсюду. И почему-то совсем не похожа на своё изображение на пачке папирос «Казбек», которые курил мой отец.

Первой нашей задачей было: заселиться в гостиницу, которая, как было написано в «букинговской» брони, называется «Dachi Inn» и находится на улице Kostava street, 64. В центре Казбеги, около памятника писателю Александру Казбеги (его произведения вдохновляли Сталина на борьбу (?)) сидят местные мужики, и стоят их машины. Много. Выбираю самого приличного. Громко говорю «гамарджоба» (здравствуйте)! Они отвечают, смотрят с интересом. Поскольку запас грузинских слов в моей голове на этом закончен, спрашиваю по-русски, где находится отель «Дачи Инн». Они переглядываются, пожимают плечами — НИКТО(!) о таком отеле НИЧЕГО(!) не слышал. Мне становится интересно: приключения начались! Тогда прошу помочь найти улицу Костава, дом 64. Грузины улыбаются и говорят, что в Казбеги улицы имеют название, а дома номерацию, но табличек на домах НЕТ НИ ОДНОЙ. Ура, приключения точно начались!! Начинаю думать, разглядывая свой план поездки и распечатку брони. В ней есть электронный адрес: piqria.xaikashvili4@gmail.com . Молнией пронзает догадка: «хайкашвили» — это, наверное, фамилия??? Спрашиваю грузин, знают ли они такого человека? «Вай! Чего сразу не сказал ?!» — восклицают сразу несколько человек. Тут же звонят по мобилке, что-то говорят, а потом объясняют, как нам ехать и что на перекрёстке нас будет ждать дочка хозяйки гостиницы. Едем. Девочка в нужном месте уже стоит. По-русски не говорит, сажаем её в машину, едем по её жестам. Приехали. Большущий дом в два этажа. Милейшая хозяйка по имени Пикрия поселяет нас на второй этаж. Номер двухкомнатный, плюс кухня с посудой, ванная комната и туалет. Это апартаменты (!). Мебель старовата, но очень чисто и уютно. Пейзажи из окон классные.

«Калина» стоит во дворе под охраной собаки с непрерывно виляющим хвостом. Для закрепления знакомства и в качестве аванса за охрану даём собаке вкусный кусок. Все довольны. Хозяйка предлагает покушать. Но у нас же сегодня День рождения! Мы вежливо отказываемся и отправляемся знакомиться с Казбеги, менять рубли на лари, искать, где отметить День. Грузины около памятника все на месте. Показывают где наивыгоднейший обмен (оказалось, что лучший курс в «Либерти-банке»), где вкуснее и без лишней переплаты «отметить». Заодно договариваемся с одним из них о завтрашней поездке к храму Святой Троицы. Дорога туда не для «Калины».

Отмечали День рождения жены в маленькой кафешке, на террасе, на воздухе. Заказали суп харчо, хинкали, салат и, конечно, бутылочку местного вина. Я попробовал знаменитой чачи. Это самогон из отходов винного производства. Нечто более благородное, чем наш, сделанный из ржи. И такой же крепости. Ещё грузины делают очень вкусный лимонад разных сортов. На фото как раз бутылка с лимонадом.

Казбеги считается родиной хинкали, грузинского национального блюда! Это что-то похожее на большие пельмени с мясом, примерно также и готовится. Только больше, чем крупный пельмень раза в три. И оболочка из теста скрепляется сверху этаким спиралевидным хвостиком. Когда кушают, то берут хинкали за этот хвостик, впиваются в хинкали зубами и сначала высасывают сок, а потом уже едят содержимое и оболочку. Было вкусно. Персонал кафе состоял из домовитых женщин возраста от 40 лет и старше, похожих друг на друга. Очень вежливых и доброжелательных. Наверное, все они из одной семьи или родственницы. Посидели хорошо, наслаждаясь не только вкусом еды, но и видом на гору Казбек, селение Гергети у его подножия, силуэтом храма на вершине горы.

Завтра поедем туда на высоту 2150 метров к храму Святой Троицы!

Пробег за третий день 49 км, расход бензина 10,1 литра на 100 км по БК, средняя скорость 33 км/час. Наверное, причиной увеличенного расхода явилось высокогорье и почти непрерывный подъём.

ЧЕТВЁРТЫЙ ДЕНЬ, 19 августа. Утро началось с красивой зари.

Договорённая вчера «Нива» для поездки к храму Святой Троицы прибыла НА ЧАС раньше времени! Правда, её хозяин сразу сказал, что не претендует на немедленный отъезд, и мы можем спокойно собираться. Гостеприимная хозяйка накормила нас яичницей с помидорами, грузинским хлебом шоти (очень вкусные и свежие серпообразные лепёшки, которые выпекались в маленькой пекарне, в 50 метрах от нашей гостиницы) и мацони (кисломолочный продукт, похожий на простоквашу).

Поехали. После проезда селения Гергети, на другом берегу Терека, началась эта «дорога». Думаю, что не всякий зарубежный танк по ней проедет. Узкая, с огромными камнями, временами очень извилистая. Две «Нивы» на ней разъезжаются так, что боковые зеркала приходится складывать, а расстояние между машинами в момент разъезда не более 10 см. При этом одна машина едет вплотную к вертикальной стене, а колёса другой едут по краешку обрыва. Но грузинские водители совершенно невозмутимы и хладнокровны. Ведь это их ежедневная работа. Во время поездки пассажиры «болтаются» по салону, а их руки устают от необходимости всё время держаться и упираться во что-нибудь. Но некоторые неудобства дороги перенести стоит! На вершине горы древний храм и есть святой источник.

Храм действующий, ухоженный и чистый. Службы идут по воскресеньям. Это самый высокогорный православный храм в Европе. Построен в Х веке. Зачем так высоко? Внизу ещё жили язычники, а на горе монахи уже исповедовали православие. Внутри на стенах уникальные древние иконы и росписи. От храма видны прекрасные пейзажи внизу (долина Терека, село Гергети, Казбеги как на ладони). Красиво смотрится Казбек и моя жена на его фоне.

Есть здесь и пешие туристы. По большей части молодые, с рюкзаками, палатками и всем другим походным снаряжением.

Несмотря на то, что люди тут бывают регулярно и в немалом количестве, вокруг всё чисто и пристойно. Святой источник хорошо обустроен, вода очень вкусная. Почему она так активно течёт на вершине горы, на высоте больше 2 километров над уровнем моря? Грузины сказали: Бог дал!

Спуск с горы показался более спокойным, чем подъём. Во второй половине дня прогулялись по Казбеги, пообедали и вечером душевно побеседовали с Пикрией — нашей гостеприимной хозяйкой.

ПЯТЫЙ ДЕНЬ, 20 августа. Сегодня мы должны прибыть в столицу Грузии — Тбилиси. Ехать от Казбеги до Тбилиси по Военно-Грузинской дороге всего около 150 км, поэтому выезжаем после вкусного завтрака, которым накормила Пикрия. Тепло попрощались с этой замечательной женщиной, рассчитались за постой и кормёжку. Деньги за еду она брать не хотела, почти насильно всунули. Первую достопримечательность — Крестовый перевал — проехали как-то незаметно. Наверное, потому, что раньше много разных перевалов проезжали, не в диковинку это. А вот у Арки Дружбы остановились. Она построена в 1983 году, к 200-летию подписания Георгиевского трактата. Согласно этому документу Грузия добровольно переходила под протекторат Российской империи. При этом в Грузию назначался российский генерал-губернатор, который не лез во внутреннюю жизнь грузинского общества, а курировал оборону, правопорядок, образование. И хорошо грузины жили «под Россией», и некоторые из них даже весьма преуспели на государевой военной службе: князья Багратион, Дадиани, Цицианов. На внутренней поверхности этого сооружения, которое символизирует дружбу грузинского и русского народов, выложено мозаичное панно, на котором показана вся история Грузии от «дотрактатных времён» до современности, то есть до конца ХХ века. Есть и революция, и социализм, и знаменосец Победы Мелитон Кантария.

Монумент этот очень удачно расположен вблизи высшей точки Крестового перевала. Когда стоишь у края смотровой площадки и смотришь на вершины гор и вниз, в Дарьяльское ущелье — дух захватывает!

К сожалению, состояние Арки уже несколько удручающее, требуется присмотр и ремонт. Но пока ещё есть на что посмотреть, так что поспешите на Военно-Грузинскую дорогу.

Далее начался спуск в долину реки Белая Арагви. Миновали множество гостиниц для горнолыжников, склоны, оборудованные бугельными подъёмниками и канатно-кресельными дорогами. Остановились мы у цитадели Ананури. Эта крепость перекрывала Военно-Грузинскую дорогу в узкой части ущелья. Сейчас рядом с ней плещутся голубые воды Жинвальского водохранилища. В Ананури хорошо сохранился храм с древними росписями и резьбой по камню, башни, стены. Посмотреть интересно и вход бесплатный.

До столицы Грузии остаётся километров 50. Едем не спеша, наслаждаясь спокойной дорогой и красивыми пейзажами. Ближе к Тбилиси дорога становится современнее, шире, быстрее, благоустроеннее. Оказывается, что грузинские водители любят полихачить. Особенно это заметно в Тбилиси. Резкие разгоны и торможения. Непредсказуемые перестроения из ряда в ряд. На пешеходных переходах пешеходам дорогу не уступают. Самое интересное: где я нажимаю на тормоз — грузин жмёт на клаксон! Забегая вперёд скажу, что при таком массовом стиле вождения за всё время пребывания в Грузии мы не видели ни одного дорожно-транспортного происшествия. Приехать по навигатору к отелю у нас не получилось. Это потому, что часто попадались такие перекрёстки, где несколько поворотов в одну сторону располагались в разных уровнях и на экране навигатора чётко не отображались.

Пару раз «упирались» в «кирпич». Подъехать ближе 800 метров никак не получалось. Первый же остановленный мною таксист с улыбкой покивал головой и сказал, что для него этот адрес не проблема. Через пару минут мы были на месте: улица Агмашенебели, 77. Таксист от оплаты своих услуг отказался!?!? На меня «смотрели» книжный магазин, кондитерская лавка, какой-то непонятный офис. И никакой гостиницы! Мелькнула мысль: может, это какая-то грузинская особенность?! Помогли любезные женщины из книжного. Оказалось, что этот адрес относится к множеству строений, большинство из которых находится «глубоко» во дворе, в том числе и искомая нами гостиница. Хозяйка по имени Ека (Екатерина, Кэт), прекрасно говорившая по-русски и по-английски, всё рассказала и показала: где кухня, душ, туалет. Как попасть в самый центр Тбилиси. Он оказался на расстоянии одного перегона метро. А станция метро в 200 метрах от отеля. Решили перекусить, чем было, немного отдохнуть и потом пойти в город. В пятый день проехали 156 км, расход бензина 5,4 литра на 100 км по БК, средняя скорость 56 км/час.

Вечер пятого дня выдался тёплым. Немного отдохнув, мы пошли знакомиться со столицей Грузии. Двинулись к ближайшей станции метро. Проспект Агмашенебели, по которому мы двигались, оказался одной из центральных улиц города. Автомобильное движение было весьма оживлённым, но без пробок и заторов. Пешеходов тоже было немало, но без толчеи, даже у входа в метро. На первой же пешеходной «зебре» меня чуть не «посадил» на капот какой-то местный водитель. Остановившись в 10 см от моих ног, он даже высунулся из машины, чтобы выразить мне своё недовольство, но, видимо, признав во мне гостя Грузии, промолчал. А ехать одну остановку на метро мы передумали и пошли пешком. Перешли по мосту Куру,

прошли пару кварталов, миновали какой-то путепровод, над которым возвышался гигантский велосипедный «тянитолкай»,

и вплотную приблизились к проспекту Шота Руставели — главной улице грузинской столицы.

Здесь был большущий рынок сувениров. Чего только ни продавали: картины, керамику, украшения, брелоки, авторучки и т.д. и т.п. …

А на подходе к рынку было много нищих, самую приличную из них девочку мы сфотографировали и дали ей один лари ( около 20 руб.).

Во время разглядывания этого сувенирного буйства познакомились с одним из продавцов — Рафаэлом.

Он оказался армянином, с рождения живущим в Тбилиси и всё о нём, Тбилиси, знающим. Поскольку дело шло к вечеру, мы последовали совету нашего нового знакомого и запланировали назавтра автобусную экскурсию на целый день. Сперва по Тбилиси, потом на этом же автобусе в старинную столицу Грузии — Мцхету, плюс поездка по ночному Тбилиси после 9 часов вечера. Уже в сумерках

вернулись в гостиницу.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ, 21 августа, выдался жарким. Экскурсия начиналась на проспекте Руставели, от дома № 52, неподалёку от памятника этому выдающемуся государственному деятелю и поэту, жившему в 12-м веке.

Хорошо, что у автобуса над задней частью салона не было крыши, а только навес по центру, да и минералка из автобусного холодильника оказалась очень кстати.

Гидом оказался молодой парень, прекрасно говоривший по-русски. Вначале ехали по проспекту Руставели, где посмотрели здание академического театра оперы и балета, филармонию, здание грузинского парламента.

Однако сам парламент во время нашего пребывания в Грузии работал в городе Кутаиси, куда его вытурил президент Саакашвили.

Напротив парламента стоит церковь святого Георгия.

Неподалёку 1-я классическая гимназия и памятник поэтам Акакию Церетели и Илье Чавчавадзе перед ней. У обоих поэтов очень довольные лица, как будто что-то приятное вспоминают!

История этого учебного заведения, одного из старейших в Грузии, начинается с 1804 года. Среди выпускников гимназии много известных людей, в том числе и три грузинских президента: Гамсахурдиа, Шеварднадзе и Саакашвили. Проспект Руставели вывел на площадь Свободы.

Здесь мэрия Тбилиси (с флагом). Справа на фото гостиница «Кавказ» и примыкающее к ней здание Управления кавказских войск (во времена Российской империи). Напротив мэрии сквер Пушкина с памятником великому русскому поэту.

А в центре колонна Свободы с памятником Св. Георгию Победоносцу. Есть в Тбилиси и памятник М. Ю. Лермонтову, А.С. Грибоедову, есть памятник Анатолию Собчаку.

Все эти монументы ухожены и находятся в идеальном состоянии.

Наверное, самое время сказать об отношении к нам, россиянам. То, что мы из России, читалось сразу: жена моя светловолосая, на мне бейсболка цветов российского флага, да ещё на рубашке маленький красный флажок с буквами «СССР». Так вот, в Тбилиси и во всех других населённых пунктах Грузии отношение к нам было очень тёплым, доброжелательным. Все были готовы оказать нам помощь и ответить на любые наши вопросы.

Ещё в этот день видели резиденцию Патриарха Грузии,

главный храм грузинской православной церкви,

театр марионеток с забавными часами и ангелом, бьющим в колокол,

памятник фонарщику...

Во второй половине дня поехали в Мцхету — древнюю столицу Грузии. А вечером была поездка по ночному Тбилиси.

В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ, 22 августа мы побывали на горе Мтацминда. Эта возвышенность доминирует над грузинской столицей. На ней находятся телебашня, детский парк развлечений с многочисленными аттракционами, пантеон, где захоронены знаменитые люди Грузии. Русский поэт Грибоедов тоже покоится здесь. Попасть на Мтацминду можно четырьмя способами: пешком, на автобусе, на такси, на фуникулёре. Мы поехали на автобусе, благо его маршрут (№ 124) проходил по проспекту Руставели. Вот вход в парк.

Был рабочий день, посетителей очень мало. Жарко. С горы открылись прекрасные виды Тбилиси.

Можно было за деньги посмотреть на город через специальные подзорные трубы, но мы ими не воспользовались. Немного погуляв по парку, решили спуститься в город при помощи фуникулёра. Его построили бельгийцы в 1905 году. В 2000 году случилась авария, оборвался трос, вагончик упал. В 2013 году всё восстановили, поставили новые вагоны. Сейчас каждые 10 минут один вагончик начинает движение вверх, а другой вниз. На середине пути вагончики останавливаются и разъезжаются. Если вы передумали спускаться — можете перейти в другой вагончик и вновь подняться на гору. Вагоны новые, похожи на ступенчатый трамвай. На фото: на верхней станции фуникулёра, внутри вагона и место разъезда.

Спустившись в город, мы неторопливо, выбирая теневую сторону улицы, двинулись к центру. Очень удачно по пути встретился Александровский сад, первый общественный сад в Тбилиси, созданный в 1862 году, к приезду российского императора Александра Второго. Здесь, неторопливо прогуливаясь по аллеям, мы посмотрели много интересных скульптур.

Добравшись до проспекта Руставели, мы пригласили нашего грузинского друга Рафаэла отобедать с нами в хинкальной, которую Рафаэл же нам и посоветовал. Там было прохладно, тихо и спокойно. Заказали хинкали, салат из помидоров с орехами, вина. Хорошо посидели за дружеским столом (вино пришлось «повторить»), в завершение трапезы попили вкуснейшего кофе.

ДЕНЬ 23 августа провели в прогулках по городу и посетили старинную крепость Нарикала. Чтобы попасть в крепость нужно воспользоваться канатной дорогой. Кабинки канатки шестиместные, напоминают какие-то фантастическо-космические капсулы. Внутри чувствуешь себя хорошо, несмотря на высоту над поверхностью земли и лёгкое раскачивание. Вроде и кондиционер есть — совсем не было жарко внутри. Плохо одно: стёкла кабинок затемнённые, что затрудняет фотографирование. А сфотографировать есть что.

Верхняя станция канатной дороги рядом с крепостными стенами, неподалёку и огромный монумент «Мать Грузия».

ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ, 24 августа. Нам предстояло прибыть в Местиа — столицу Сванетии. Сванетия — самая высокогорная часть Грузии, вплотную примыкающая к Главному Кавказскому хребту, отделяющему её от Кабардино-Балкарской республики (России). Поскольку из предстоящего небольшого (460 км) пробега только километров 60-80 ожидались горными, выехали поздно и откровенно не спешили. Даже первые 50 км до Гори по отличной автостраде ехали не торопясь. Потом дорога стала похуже, вблизи Кутаиси движение усложнилось из-за большого количества тихоходных грузовиков, потом пошли населённые пункты с ограничениями скорости... В итоге «быстрая» южная тьма застала нас как раз на самом трудном — горном участке. Уже в сумерках я неудачно наехал на острый камень, лежащий на дороге и, скорее всего, недавно свалившийся с ближайшей нависающей скалы, и порезал резину правого переднего колеса, да ещё и погнул диск. Пока ставил «запаску», совсем стемнело. Последние километров 45 до Местиа были довольно трудными: извилистая горная дорога, справа обрыв, слева скальная стена, разъезд со встречными машинами трудный, тьма «хоть глаз коли». Хорошо, что наша гостиница находилась рядом с дорогой, правда, по местной «традиции», без всякой вывески или призывного фонаря. Просто дверь в каменной стене.

ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ, 25 августа, начался как обычно, то есть с утра! Солнце поднималось из-за гор, пробиваясь сквозь облака и утренний туман.

Солнечные лучи освещали Местиа — центр легендарной Сванетии. Здесь, на высоте около 1500 метров над уровнем моря и выше, жили, живут и будут жить суровые и свободолюбивые сваны — хозяева здешних гор. Исторически сложилось так, что только в этой части Грузии люди не покорились феодалам-князьям и сохранили родовой уклад жизни. Здесь много старинных сванских домов с башнями. Основное занятие населения — скотоводство. Всё большее количество людей принимает участие в обслуживании туристов и альпинистов, горнолыжников. Ведь одни из самых высоких и сложных для восхождения вершин Европы — Ушба и Шхельда находятся именно здесь. Знаменитый грузинский и советский альпинист Михаил Хергиани родился, жил и похоронен в Местиа. Есть зимние горнолыжные трассы, канатная дорога, бугельные подъёмники. Центр жизни в Местиа: власти, полиция, банки, магазины, кафе. Есть небольшой зелёный бульвар, памятник царице Тамаре, даже аэропорт. Ежедневно сюда прилетает в 10 часов один (!) рейс из Тбилиси и через час улетает обратно. Имеется сотовая связь, интернет, телевещание.

А что же скрывалось за дверью, которой закончилась четвёртая часть моего рассказа? За ней был «Shalva & Nargiza Gesthouse”: два дома в сочетании с гаражом образовывали внутренний двор. В нём площадка для машин и пластиковые столы-стулья — «грибки».

Есть большая гостиная, отделанная резьбой по дереву и каменными пластинами (дело рук хозяина).

Гостеприимная хозяйка приглашает на завтрак. Хозяин обещает вечером дегустацию чачи собственного изготовления. Его зовут Шалва. Её — Наргиза. Они муж и жена, говорят на грузинском, русском, английском и иврите!

После завтрака отправляемся в «город». Находим банкомат, снимаем с карточки деньги, курс обмена рублей на лари самый выгодный именно в банкомате. Трудность одна: после идентификации карточки на экране возникает картинка с надписями на грузинском языке. Приходится обращаться за помощью, и первый же грузин охотно показывает, что нужно нажимать дальше. Осматриваем центр поселка.

Это памятник царице Тамаре. На мой вкус уж очень стилизовано!

Отмечаем суперсовременную архитектуру зданий правоохранительных органов. Здесь находится местная юстиция.

Ходим по магазинам: в продаже всё необходимое есть, но скудновато и дороговато. Достойных сванских сувениров не находим. Зато узнаём, где находится музей «Сванский дом»!

Это колоритно и интересно. Большая каменная постройка с одной большой комнатой и несколькими маленькими тёмными, без окон, кладовками. К дому примыкает башня, тоже каменная, в которую можно перейти, не выходя во двор.

Внутри дома по периметру вдоль стен отгорожены стойла для скота, вход в них сделан отдельно от входа в дом. Над стойлами (чтобы тепло от скота не «пропадало») устроены деревянные нары для людей, живущих в доме. В центре дома очаг, топился «по-чёрному», без дымохода. На почётном месте кресло хозяина, напоминающее трон. А вокруг очага примитивные скамейки для домочадцев.

В целом обстановка довольно суровая. Теперь о башне. В ней 4 этажа. Перекрытия деревянные. Подниматься с этажа на этаж нужно по простейшим деревянным лестницам и протискиваться через узкие проёмы в перекрытиях. Это довольно трудно, но до самого верха я добрался. Почувствовал себя «настоящим сваном», посмотрел на Местиа с «верхотуры».

Назначение башни: для защиты от врагов, чтобы скрываться от кровной мести враждебных семей, чтобы спасаться от снежных лавин. По мнению нашего экскурсовода, она же заведует музеем (русская по происхождению, была замужем за грузином, да так в Грузии и осталась), наиболее вероятен второй вариант использования башен.

После музея едем в аэропорт. Пересекаем по необычному мосту реку Ингури.

Едем в аэропорт «Царица Тамара».

В аэропорту есть бетонная взлётно-посадочная полоса, рулёжные дорожки, пара пожарных машин и необычное здание аэровокзала.

Его построил архитектор из Германии. Скорее всего, аэропорт сделан так основательно с расчётом на перспективу увеличения туристского пассажиропотока. На обратном пути любуемся видами на столицу Сванетии.

Неожиданно у дороги возникает рекламный щит с ГЛАВНЫМ СЛОВОМ ДЛЯ ТУРИСТА В ГРУЗИИ:

«ГАМАРДЖОБА!!!» По-грузински это означает «здравствуйте». Начинайте разговор с этого слова — и с вами в Грузии всё будет хорошо!!!

ОДИННАДЦАТЫЙ ДЕНЬ путешествия мы провели в Местиа. Нашли канатную дорогу в местечке Хацвали и поднялись с её помощью на вершину горы. Там обнаружилось кафе с большой круговой террасой. И мы долго ходили по ней, любуясь видами гор и других окрестностей.

А пейзажи при спуске были ещё интереснее.

Навстречу нам поднимались новые туристы, на елях зрели новые шишки, а внизу шла обычная трудовая жизнь...

Склоны горы под канаткой приспособлены для зимнего катания на лыжах. Много бугельных подъёмников. Остаток дня ушёл на прогулки по Местиа, общение с хозяевами и их котом (с виду строгим, но добрым), фотографирование. А вот этот соседский пёс безмолвно и бдительно следил за мной. Я предпочёл ретироваться...

ДВЕНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ. Сегодня мы должны переехать из Сванетии в Кахетию, в винный край. Маршрут: Местиа — Тбилиси — Кварели. Выехали в 9:20. Дорога была очень красивая, тем более что мы её практически не видели, так как ехали в Местиа в темноте.

Качество дорожного покрытия было хорошее, машин мало. Дорога явно ухоженная. Но время от времени попадались камни, сорвавшиеся с нависающих над дорогой склонов. Я вспомнил о пробитом по дороге «туда» колесе (сделали его в Местиа и положили в «запаску») и подумал, что тут, вообще, можно получить камнем «по кумполу».

Чем ниже мы спускались, тем больше становилось машин на дороге. Навигатор вёл нас очень удачно, и мы проехали Зугдиди и Кутаиси без проблем. Удачно объехали Тбилиси и взяли курс на Кварели — районный центр в Кахетии. Прибыли в точку, обозначенную координатами из «букинговской» брони. И это был тёмный переулок в Кварели, без каких-либо признаков отеля!!! Я почти и не удивился, в Грузии явная проблема с координатами. Начали искать, спрашивать, звонить по телефону, указанному в брони. Оказалось, что мы проехали нужный поворот задолго до прибытия в Кварели. Уже по темноте нашли место своего ночлега. Хозяин по имени Картлос извинился за ошибку с координатами и обещал компенсацию. Интересно, что же он имеет в виду? Пробег 623 км, расход 6,4 л/ 100 км. Вот где мы жили в Кахетии.

В этой новой гостинице «NONA» мы были пятыми посетителями. Картлос устроил нам экскурсию по своим владениям. Показал винокурню с элементами музея. Рассказал о своих планах, накормил завтраком под стационарным навесом во дворе. А потом предложил поехать с нами по интересным местам Кварели. Мы, конечно, согласились, решив, что такая компенсация будет весьма интересной. Кто лучше местных жителей знает самые красивые места? Он показал нам удивительный по красоте каньон речки Сенора, в которой плавали мальки форели.

Под его руководством мы на «Калине» успешно форсировали речку Челти....

….и прибыли на винзавод. Там все Картлоса знали, и нас на машине пропустили прямо на территорию завода, ко входу в подземелье, где выдерживаются кахетинские вина. Общая длина этих тоннелей 6,5 км. Вход и дегустация платные, с нами ходил экскурсовод — молодой парень из Кварели, студент, учится в Тбилиси, на каникулах подрабатывает на винзаводе. При входе посетителям выдают пледы, так как температура в винохранилище постоянная + 11 градусов.

Из подземелья на лифте поднялись на смотровую площадку и посмотрели на Алазанскую долину сверху.

Потом поехали в Кварели, где, кроме стеклянных зданий суда и полиции, ничего особо не запомнилось.

Далее наш путь лежал к храму Некреси. Храм стоит на горе, подъём ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ КРУТОЙ, плюс серпантины. На своих машинах не пускают, ходит специальный автобус. Строго на первой передаче он «карабкается» на подъём. Как только этот подъём начался, я понял, что ехать на автобусе — мудрое решение! Вот, что мы увидели наверху.

И вид на Алазанскую долину от храма Некреси. Внизу находится мужской монастырь.

После Некреси Картлос повёз нас в селение Греми к родственникам. Там, в храме Ангелози, отмечался религиозный праздник в честь святой Марьями, и почти все его родственники были на молитве. Но самые главные были дома, и нас пригласили на застолье. Было выпито много вина, вкусные грузинские кушанья сменялись как по волшебству... Все говорили тосты. И в КАЖДОМ тосте звучали ДОБРЫЕ СЛОВА в адрес России и нас — её представителей. Было очень приятно!!!

Долго ли, коротко ли, а застолье закончилось. Честно говоря, я думал, что мы там и ночевать останемся, но Картлос сказал, что пора ехать домой. Видя мою нерешительность (каждый из нас выпил около литра вина, хоть и не крепкого, но много!), он сказал, что можно спокойно ехать, он, если что, решит все вопросы, так как мы его гости! Домой добрались благополучно, полицейских не встретили.

По приезде Картлос попросил меня сделать для рекламы его гостиницы несколько фотографий. Это мною было сделано, несмотря на усталость, вино и позднее время. Так что, если вы будете смотреть в «букинге» гостиницу «Nona» в местечке Шилда в Кахетии, то мою работу там увидите.

Наутро нас накормили завтраком, продали нам по гуманной цене домашнего вина и чачи, тепло попрощались и пожелали счастливого пути. Мы взяли курс на Россию. И тут мы, наконец, познакомились....с грузинской полицией!

Уже покинув территорию гостеприимной Кахетии, на дороге Тбилиси — Владикавказ, мы были остановлены полицией. Специального подразделения, как наша ГИБДД, в Грузии нет. Любой полицейский патруль при необходимости «занимается дорогой». Сперва с нами беседовал сержант (может, старшина или капрал, в его нашивках я не разобрался). Он сообщил, что КПП «Дарьяли» на Военно-Грузинской дороге закрыт, так как сошёл сель, завалил дорогу и прервал электроснабжение. Восстановительные работы ведутся уже неделю, но пока не завершены. Во избежание излишнего скопления людей вблизи закрытой границы нам лучше переночевать в ближайшем придорожном отеле. Я тут же решил, что более комфортно и дёшево нам будет у нашей знакомой Пикрии в Казбеги. Пошёл к старшему патруля в звании капитана. Но тот был непреклонен. Вежлив, корректен, спокоен и абсолютно непоколебим. Он сказал нам, что мы можем, конечно, его не послушаться и ехать дальше, но следующий патруль будет знать о том, что нас предупреждали, и наше поведение уже будет невыполнением законных требований представителей органов власти. Вам это надо, спросил он. Подумав, мы решили, что не следует в другом государстве ссориться с полицией, и заночевали вблизи места разговора, благо места в отеле были. От разговора с грузинской полицией никакого неприятного осадка не осталось!

Итак, у нас были следующие варианты:

  1. Ждать открытия границы (неизвестно сколько).
  2. Ехать через Азербайджан (большой крюк, неблагожелательная коррумпированная дорожная полиция).
  3. Попытаться проехать через Южную Осетию.

Поутру решили: попробуем через Цхинвал. Если не получится, будем ждать открытия КПП в Тбилиси, у Екатерины. Там всё-таки интереснее.

Грузия страна маленькая, и через полтора часа мы уже были на дороге Тбилиси — Цхинвал.

Местные грузины нам сказали, что официальная дорога закрыта, поперёк лежат бетонные плиты. За солидную взятку (сколько и кому не сказали) можно проехать нелегально по какой-то горной дороге, в обход всех постов, но не на «вашей машине», дорога очень плохая. А проходивший случайно мимо грузинский пограничник так энергично замахал руками, что внёс окончательную ясность. Короче: открытия границы мы ждали в Тбилиси, у Ека. Оказалось, что её родственница работает в каких-то госструктурах и точно скажет, когда откроется граница. Ещё три незапланированных дня мы прожили в столице Грузии. Гуляли, смотрели...

2 сентября выехали во Владикавказ. На границе было много машин. На грузинской стороне порядок, КПП работает быстро, полиция контролирует очерёдность прохождения, придирок нет.

На российской стороне полный бардак. Погранцы и таможенники работают нормально. А вот полиция (ГИБДД) ничего не контролирует, даже проводит кое-кого без очереди (наверное, не даром), машины из Северной Осетии вообще едут нагло вперёд всех! На прохождение российского КПП «Верхний Ларс» ушло 6,5 часа (грузинский «Дарьяли» прошли за 2 часа)!!!

Ночевали во Владикавказе в гостинице «Амран» за 1700 руб., рекомендую.

Утро 3 сентября началось хорошо. После завтрака в гостинице (входил в стоимость номера) удачно избавились от грузинской валюты, продав её местным таксистам. Но дальше случилось «страшное»: банкомат на одной из центральных улиц «сожрал» мою карточку. Ситуация: наличных денег нет, мой телефон из-за отрицательного баланса не работает, а аппарат жены не находит свою сеть. Карточку жены в этот банкомат совать не хотим. Куда звонить, чтобы вызволить «съеденную» карточку, не знаем. Вроде и не катастрофа — а неприятно! Стали спрашивать людей. Нашли центральный Сбербанк, узнали телефон «спасателей» карточек. Те говорят, что могут, согласно инструкции, вскрыть банкомат только через 3 дня! В итоге, с большой опаской, сняли деньги в центральном Сбере с карточки жены, заблокировали мою «съеденную» и поехали в КЧР с тяжёлым сердцем и плохим настроением, потеряв уйму времени.

К вечеру прибыли на мою родину в Карачаево-Черкессию в городок-курорт Теберда. Поселились в гостиницу «У Аллы».

Утро следующего дня открылось прекрасным видом на горы Домбая из окна нашего номера.

Солнце всходило слева, подсвечивая своими лучами зубцы горы Чёртов зАмок.

После завтрака в гостинице (простенького, но вкусного) поехали к друзьям. Там всё было по-старому: все живы-здоровы, ожидается рождение дочки-внучки-правнучки, нам рады. Бабушка Зина (потенциальная прабабушка) чувствует себя относительно хорошо и не растеряла оптимизма. О ней: кубанская казачка, родом из станицы Усть-Джегутинская (сейчас город Джегута), 83 года, образование 4 класса, всю жизнь проработала на турбазе «Теберда» посудомойкой и официанткой. ЗНАЕТ ВСЁ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

После встречи с друзьями поехали на Домбай. Домбай — это место, где сливаются 3 реки: Домбай-Ульген, Аманауз и Алибек. Реки текут с гор имеющих такие же названия. Сейчас Домбай стал местом горнолыжников: построено множество гостиниц, канатные дороги, склоны оборудованы бугельными подъёмниками (к ним лыжник сам цепляется и поднимается вверх по склону, скользя на лыжах по горе). Раньше, во времена моего детства-юности Домбай был только царством альпинистов и горных туристов. От Теберды до Домбая около 20 км, ехали не спеша, с остановками «на пейзажи».

На фото: река Аманауз, гора Белалы-Кая, что означает «полосатая гора» (она правее) и гора Софриджу (левее).

На следующем фото — долина реки Теберда.

Погуляли по Домбаю, купили на тамошнем рынке тёплые подарки для внучки и зятя. Местное население очень хорошо вяжет. Особо рекомендую шерстяные носки — тёплые и долго носятся.

На обратном пути решили подняться к водопаду Шумка. Это в 5 км от Теберды. Поход сюда раньше был первым учебным походом для организованных туристов. Подъём к водопаду не очень крутой и почти комфортный, за исключением последних 50 метров. Но наше восхождение сильно усложнил начавшийся вдруг дождь.

Но до водопада мы дошли!

А при спуске увидели маленькую шикарную радугу!

Вечером отправились пешком к друзьям. Наш путь лежал мимо озера Кара-Кёль (тёмное озеро). Оно знаменито тем, что питается от подземных источников, в него ничего не впадает и не вытекает. И ещё: тех, кто тонет на его середине, никогда не находят!

Этот день закончился застольем!

На следующий день поехали в Карачаевск. Это второй по величине после Черкесска город в Карачаево-Черкесской республике, районный центр. По пути туда и обратно фотографировали пейзажи.

Видели новую мечеть в ауле Верхняя Теберда.

А рядом с ней мемориал бойцам Красной Армии, погибшим при освобождении этих мест. Оба объекта в ИДЕАЛЬНОМ состоянии. Вообще, в Карачаево-Черкессии прекрасно сосуществуют карачаевцы, русские, черкесы, абазинцы, ногайцы, казаки, мусульмане и православные.

Во второй половине дня мы отправились на прогулку в заповедник, точнее в его центральную часть, доступную для всех желающих, дальше фото обитателей просторных вольеров.

Далее пошли в гости, потом опять в гости....

Первоначальные планы пришлось сократить, на Архыз не хватило времени. Время «съел» грузинский сель, точнее, его последствия. Домой возвращались через казачьи края.

Ведь здесь проходила «казачья линия», по современному говоря, линия разграничения между подчинёнными российской империи территориями и территориями горских народов. Сейчас существуют станицы Зеленчукская (райцентр КЧР), Исправная, Сторожевая, Кардоникская. В этих станицах и жили казаки, на которых возлагалась функция пограничной стражи. По тревоге казак должен был прибыть на коне и при оружии. При этом поощрялось общение с коренными народами и даже смешанные браки.

Через Мостовской мы выехали на автодорогу Ростов — Кавказ. Заночевали в Миллерово. А на следующий день заехали в Задонск, в Свято-Тихоновский мужской монастырь.

Домой в Смоленск приехали 9 сентября. Общий пробег составил около 5000 км, израсходовано 57000 руб. А впечатлений — НА МИЛЛИОН!!! Опять в Грузию хочется.


Смоленск, наш экипаж около Долгочевской башни смоленской крепости.

До встречи на дорогах!


Drom.ru