|
Года три назад на сайте Drom.ru я начал читать отчёты об автомобильных путешествиях, совершаемых самыми обычными и такими разными людьми на самых разных автомобилях. Чтение в большинстве случаев преувлекательнейшее. Через год стал раздумывать, а не совершить ли и мне с семьёй небольшой автокруиз. Необходимо сказать, что живём мы на севере Иркутской области, в посёлке Рудногорске.
Начал выбирать маршрут. Присутствовали здесь мысли о поездке в сторону Москвы и Питера с осмотром достопримечательностей и о путешествии на Алтай. Читал отчёты о поездках в эти стороны. Прошёл ещё один год. На работе составили график отпусков, мой отпуск в 2011 году должен был начаться летом, 1 июля. А так как жена Татьяна работает учителем в школе, то и отпуск у неё соответственно тоже летом, как и каникулы у сына Ильи, ученика теперь уже старших классов. Столь удачно совпавшими отпускными периодами у всей семьи грех было не воспользоваться. И на семейном совете решено было ехать летом… на Чёрное море, уж очень наша Таня любит погреться на южном солнышке, особенно не надеясь на наше сибирское. А на юге мы не были с 2006 года.
Отныне читал отчёты о поездках сибиряков и дальневосточников к Чёрному морю. С разработкой подробного маршрута решили особо не мудрить. Решено было ехать в Геленджик, в котором мы ни разу не были. Планировали заезжать в такие города, как Красноярск, Новосибирск, Омск, Волгоград. Прокладку остального пути решили переложить на плечи автомобильного навигатора JJ Connect 2200 с навигационной системой Навител 3.2.6, купленного специально для этой поездки. Забегая вперёд, скажу, что навигатор — вещь незаменимая. Хотя, бывало, пытался отправить нас по встречке или «приказывал» ехать сквозь заборы. Иногда промахивались мимо своего поворота (особенно на круговых развязках), о чём навигатор голосом девушки Тамары тут же злорадно нам сообщал: «Вы ушли с маршрута!». Потом мы всё же приноровились к нашему «Сусанину», и ошибок стало гораздо меньше.
Почитав о подставах «оборотней в погонах», купил видеорегистратор. Жена отнеслась к этому несколько скептически, видимо, думала, что поборщики на дорогах в форме доблестных инспекторов ГИБДД — это байки автолюбителей. После знакомства с первым попрошайкой мнение о «гайцах» у неё начало меняться. А после того, как в первый раз нам пришлось расстаться с некоторой суммой наличных, моя Танечка размашисто написала в бортовом журнале: «Гаишники — гады!». И долго ещё потом возмущённо доказывала кому-то, как они нехорошо поступают.
Ещё я прикупил радар-детектор, за всю дорогу он не просигналил ни разу. Я так и не понял в чём дело — радар-детектор нерабочий или инспекция не пользуется больше радарами. Штрафов за превышение скорости нам не выписывали, правда, я злостно не нарушал — в основном ехал 100-110 км/час, обратно уже побыстрее — 120-130, на обгонах бывало 140-150. Больше не разгонялся.
Теперь об автомобиле. У нас далеко не молодая Toyota Corona 1994 г.в. в 191 кузове с двигателем 3S-FE. Довольно вместительный автомобиль с приличным для седана объёмом багажника. Перед поездкой заменил ремень ГРМ с приводными ремнями, поменял масло в двигателе, охлаждающую жидкость, тормозную жидкость, масло в ГУР. Заменил передние тормозные колодки, задние решил не менять, ещё нормальные. Сделал диагностику ходовой, заменили на СТО кое-что по мелочам. Выявили потёки масла на задних стойках, но решил их не менять, так как проехал на них очень мало после последней замены. Забегая вперёд, скажу, что они «умерли» на обратном пути. Почему, не знаю, передние прошли в три раза больше и до сих пор живы.
В дорогу купил масляный, воздушный и топливный фильтры, холодную сварку, набор для ремонта бескамерных шин (не пригодился ни разу). Взял набор ключей, моток проволоки, скотч, масло на доливку.
Наконец наступил день сборов. 1 июля 2011 года мы загружали нашу «ласточку» скарбом, по нашему мнению, очень необходимым в дороге. Итак, была взята двухместная палатка (втроём мы в ней очень даже хорошо размещаемся), надувной матрас по ширине палатки, два спальника, туристический коврик, складной столик со стульчиками, газовая плита с запасными газовыми баллонами, набор посуды, столовский поднос для удобства перекуса в машине, канистры с водой, мангал, фонарь, верёвку с прищепками для сушки одежды в походных условиях, немного картошки и крупы, тушёнку. А также чемодан с одеждой и две сумки с обувью и другими вещами. Всё это, к нашему удивлению, уместилось в недрах багажника нашей «ласточки». На фото не хватает чемодана и сумок.
Залили в бак 30 литров бензина Аи-92, чтобы хватило доехать до Братска, так как бензин у нас дорогой — 29 рублей 80 копеек за литр.
2 июля в 7 часов утра наш экипаж в составе пилота Михаила, штурмана и второго пилота (на крайний случай) Татьяны, а также юнги и попросту пассажира Ильи попрощались с домом и, полные надежд на удачное путешествие, выехали в Братск, где у нас были запланированы кое-какие дела и ночёвка. Дорога от Рудногорска до федеральной трассы «Вилюй» привычно «никакая», никому не советую ехать к нам в гости на автомобиле. Первые 26 километров проезжаешь за 50 минут, при этом нужно стискивать зубы (чтобы не клацали друг о друга) и затыкать уши (чтобы не слышны были остальному экипажу проклятия и нецензурная брань в адрес дорожников и местных властей). Дальше ещё около 20 км идёт «разбомбленный» асфальт, по которому в некоторых местах приходится ехать поперёк дороги, объезжая огромные ямы. Фото сделаны уже на обратном пути.
По самой федералке до Братска имеются два участка гравийки, общей протяжённостью около 60 км. Но они время от времени грейдеруются, поэтому ехать можно достаточно быстро.
В Братске были сделаны новые причёска и маникюр штурману, а также все необходимые запланированные дела. 3 июля в 7:20 стартовали в сторону Красноярска. На выезде из Братска на АЗС «Роснефть» залили в бак 50 литров Аи-92 по цене 27 руб. 30 коп. До Тулуна домчались с ветерком, несмотря на встречающиеся в асфальте ямы.
Сразу за Тулуном немного постояли в пробке: реверсивное движение по одной полосе дороги, вторую ремонтируют. До Алзамая ещё четыре участка отвратной грунтовки, но рядом с тремя из них вовсю идёт укладка нового дорожного полотна. В общей сложности участки гравийки протянулись на 45 км. Эта гравийка гораздо хуже, чем на трассе «Вилюй», но лучше, чем перед нашим посёлком. А вот тот участок, что проходит через г. Нижнеудинск, очень плох. Что-то нужно делать местным властям. Нашли же средства починить участок М-53, проходящий через город Усолье-Сибирское.
Возле села Хингуй остановились перекусить. Привет хингуянам!
Между Алзамаем и Канском дорога средненького качества. В п. Нижний Ингаш заправились на АЗС «Красноярскнефтепродукт» — 30 литров по 25 рублей 70 копеек за литр. Дорога через Канск средней паршивости. На выезде из Канска поели в кафе «Байкал». Сервис — никакой, туалет — тихий ужас, блюда на вкус — средненькие. Не советую сюда заезжать.
От Канска до Красноярска дорога достаточно хорошая. Можно ехать довольно быстро, но мы двигались в экономичном режиме — 110 км/час. В некоторых местах дорогу ремонтируют. Бывает и так:
Перед Красноярском постояли некоторое время в пробке, вызванной двумя авариями.
В 21:30 часов по местному времени прибыли в Красноярск на улицу Судостроительную, где живёт одноклассница Тани Эльвира. Остановились у неё на ночёвку (спасибо, Эля!), утром собирались отправиться в заповедник «Столбы». За день проехали 875 км.
К сожалению, ночью пошёл сильный дождь, который продолжал идти и на следующий день. Погода не располагала для осмотра достопримечательностей. Решили ехать в Новосибирск. Завезли Элю на работу. «Корона», как заправский катер, рассекала воду, залившую улицы Красноярска. Старались ехать потише, чтобы не окатывать водой прохожих, спешащих по тротуарам. Красноярск показался нам каким-то узким, не особо красивым городом. Возможно, мы его просто не видели во всей красе, или не там проезжали. Водители в Красноярске довольно агрессивные, не уступают, не дают перестроиться, несмотря на то, что видят автомобиль из другого региона, следовательно, особенностей дороги водитель не знает. Может быть, нам такие попались, красноярцы — без обид.
На выезде из города заправились горючим — 30 литров по цене 24 рубля за литр и в 9:00 часов двинули на Новосибирск. Часа три двигались под проливным дождём.
Дальше поток воды с небес плавно перешёл в моросящий дождик. Что ж, зато не жарко!
Проехали Ачинск. Немного путано стоят указатели на Новосибирск, но навигатор вывел. Следующий город — Мариинск. Город старинный, по-провинциальному уютный. Река протекает через город. Правда, мы так и не нашли таблички с её названием.
Далее по курсу город шахтёров — Кемерово. Ехали по Кузнецкому проспекту, увидели книжный гипермаркет. Решили купить атлас автомобильных дорог, чтобы наглядно можно было отслеживать свой путь (по навигатору очень неудобно это делать). Дороги нормальные, город, в той части, где мы ехали, в основном малоэтажный, зелёный, много цветов, но грязноватый.
Ну, а вот чем мне больше всего понравился Кемерово и вся Кемеровская область, так это ценой на бензин. Здесь мы заправлялись самым дешёвым топливом за всё наше путешествие. В этот день залили на АЗС «Газпромнефть» 40 литров Аи-92 по цене 21 рубль 50 копеек.
В нашем навигаторе конечным пунктом на этот день стоял город Новосибирск, ул. Высоцкого, адрес одноклассницы Тани — Лены. Если я не ошибаюсь, это в Ленинском районе Новосибирска. Так вот, из Кемерово навигатор повёл нас не по М-53, а по К-19. Трасса оказалась пустынной, автомобилей, в особенности фур, мало. Дорожное покрытие на твёрдую четвёрку. Так что ехать было одно удовольствие.
В деревне Промышленная по моему настоянию заехали в кафе «Кавказская кухня». По мне, так кормят там достаточно вкусно и не очень дорого. Рекомендую.
В этот день мы проезжали мимо населённых пунктов с довольно забавными названиями. Между Красноярском и Ачинском есть, например, такие — Козулька, Весёлая, Малиногорка, Зерцалы. После Мариинска была Борисоглебка. В Кемеровской области — Соревнование и Прогресс.
Въехали в Новосибирскую область, а затем прибыли и в сам Новосибирск. Никак не могли подъехать к нужному дому, навигатор направлял нас в забор, который стоял вокруг строящегося дома. Пришлось звонить однокласснице Лене, пришёл её муж Виталий и вывел нас из «окружения» новостроек. Накормили нас ужином, выпили по рюмочке «Сэма» и завалились спать. Назавтра планировалось посещение Новосибирского зоопарка и поход в кино на «Трансформеров-3».
За день без всякого «напряга» и гонки нами было преодолено расстояние в 791 км.
Утром, проснувшись, первым делом выглянули в окно. Погода не радовала, по небу растеклась серость, обещавшая дождь. Несмотря на это, планы решено было не менять. И после завтрака поехали в зоопарк. Добрались до него без происшествий, несмотря на то, что в Новосибирске мы были в первый раз. По дороге любовались широкими проспектами, красивыми современными зданиями. Новосибирск нам определённо понравился! При движении по городу отметил одну особенность — при повороте направо или налево на зелёный сигнал светофора необходимо пропустить пешеходов, двигающихся через дорогу по «зебре» также на разрешающий сигнал. В Иркутске движение организовано по-другому, там если для автомобилей зелёный, то для пешеходов всегда красный. Но в этом деле быстро осваиваешься, по крайней мере и слава Богу, мы никого не задавили.
В зоопарке нас встречали динозавры, выглядывающие из-за деревьев.
Зоопарк впечатляет своими размерами! Имеется здесь даже небольшое озеро для водоплавающих птиц. Животные содержатся в достаточно просторных и чистых вольерах, на посетителей особого внимания не обращают. Запомнились львы — все они спали. И даже накрапывающий дождь им не был помехой. А вообще нам всё очень понравилось. Осматривали зоопарк и проживающих там животных и птиц почти шесть часов, даже немного устали. Всем рекомендую.
Завершили мы день, как и планировали, просмотром очередного фильма из серии «Трансформеров», теперь в 3D. Один раз посмотреть можно, как и две предыдущие части. Ночевали снова у Витали и Лены, которым хочу сказать большое спасибо за гостеприимство.
На следующий день, в 7 часов 50 минут утра по местному времени попрощались с гостеприимными хозяевами, ввели в навигатор адрес моего друга Олега в г. Омске и отправились в дальнейший путь. Проехали по утреннему, почти без пробок Новосибирску, ещё раз полюбовавшись красотами города.
Дорога до Омска мне показалась очень хорошей. В с. Прокудинское заправились на АЗС «Газпромнефть», залили 30 литров Аи-92 по цене 23 рубля 30 копеек.
Через три часа пути наша «ласточка» вдруг «зарёвела». Что за дела? Съехал на обочину, открыл капот. Оказалось, что открутилась гайка, крепящая трубу глушителя к выпускному коллектору, и труба упала. Дальнейший осмотр показал, что прокладки, которые должны были быть в месте крепления трубы к коллектору, отсутствуют — выпали при падении глушителя. В дальнейшем, а точнее после того, как после Омска вновь начала раскручиваться эта же гайка, обнаружил отсутствие болта, крепящего распорку, идущую от коллектора. Грешу на мастеров, делавших замену ремня ГРМ, наверное, забыли ввернуть этот болт. Распорка не была закреплена, коллектор болтался, из-за вибрации открутилась гайка.
Закрепил трубу к коллектору на проволоку. Обнаружил ещё обломившийся патрубок на каком-то тройнике, к которому подводятся воздушные рукава. Прикрепил патрубок при помощи холодной сварки. Пришлось ждать час до высыхания. Пока сохла сварка, изучал руководство для двигателя 3S-FE, но так и не нашёл, что же это за тройник и за что он отвечает. Находится он у лобового стекла, над блоком цилиндров. Может быть, кто знает, что это за штука такая и для чего она нужна. На фото как раз закрепляю патрубок к тройнику.
Поехали дальше. «Корона» рычит, хоть и немного потише. Остановились покушать в кафе «24 часа» (в 275 км от Новосибирска). Кормят довольно вкусно и сравнительно недорого. Много дальнобойщиков останавливались здесь же на обед. Так что, известная истина, что нужно есть там, где это делают дальнобойщики, оправдывает себя в полной мере. Разжился у дальнобоев гайками на 14 (что только не возят с собой профессиональные водители!). К сожалению, не тот оказался шаг резьбы.
Перед городом Барабинском увидел у дороги СТО и магазин автозапчастей. Купил нужную гайку, прикрутил трубу. Рычать «Корона» стала тише, но всё ещё слышно. Понятно, что нужны были ещё и прокладки, которых в этом магазине не оказалось.
Едем дальше. Приблизительно в 190 км от Омска заправились на АЗС «Газпромнефть». Снова 30 литров по тем же 23,3 рубля.
В 20:00 часов добрались-таки до дома Олега. Проехали за день 644 км.
С Олегом мы не виделись целых десять лет. Хозяин с женой Наташей уже с большим нетерпением нас поджидали. Зажарили для нас шашлык, наставили на стол разнообразных блюд. Выпили коньяка, хорошо поужинали. Спасибо, Наташа, за шикарный стол! Олег, твой шашлык был бесподобен! Коньяк закончился, а разговоры продолжались. Пришлось дальше пить водку, которая меня окончательно подкосила. Но до постели добраться сил всё же хватило.
На следующий день проснулись с головной болью, по крайней мере, я. Поездили по городу на машине хозяев. За рулём была Наташа, которая накануне не употребляла, так как у них с Олегом грудной малыш. Пацан, причём второй. Молодец, Олег! Побывали на стройке их нового дома. Желаю вам, ребята, скорейшего новоселья! Сделав все дела и решив все вопросы, вернулись домой. Вечером сходили в Парк Культуры и Отдыха. Пацаны наши развлекались, мы отдыхали. В этот же день купил и поставил потерянные прокладки.
Омск нам тоже понравился. Опять же широкие улицы и проспекты, нормального качества дороги, по крайней мере, там, где мы проезжали. Цены на продукты и товары ниже, чем в Иркутской области.
Утром следующего дня, несмотря на уговоры остаться ещё на денёк со стороны Олега и Наташи, двинули дальше по пустынным улицам Омска. В 6:30 утра наша отдохнувшая «ласточка» понесла нас к горам Урала.
Наша цель на сегодня — озёра в окрестностях городка Чебаркуля, что в Челябинской области. Из Омска мы поехали по трассе Е-30 на Тюкалинск, Ишим, Бердюжье, Частозёрье и Петухово. Далее по трассе М-51 через Макушино, мимо Кургана, Юргамыша, Шумихи, Щучьего и Вахрушева выехали на трассу М5 «Урал». За это время заправлялись дважды — в Омской области на АЗС «Газпромнефть» 32,4 л по 23 рубля и на АЗС «Роснефть» перед г. Курганом 30 л по 24,95 руб. Проезжали некоторое время по Тюменской области, очень позабавила цена на бензин в нефтедобывающем крае — почти 27 рублей. Действительно, «умом Россию не понять». В Иркутской области имеется свой нефтеперерабатывающий завод, а цена на бензин на юге области в районе 26 рублей за литр Аи-92, в северных районах, там, где мы живём, все 30 рублей.
Дорога от Ишима до Бердюжьего среднего качества, местами очень плохая.
На границе Тюменской и Курганской областей стоит кафе «Граница», но мы не были голодны, поэтому не смогли его оценить. А пообедали мы незадолго до этого в кафе «Странник», которое располагается у поста ДПС при въезде в г. Бердюжье. Кафе довольно чистое, но вот туалет находится довольно далеко. Блюда на вкус средние. За троих отдали 500 рублей — не очень-то дёшево.
От Кургана до Челябинска дорога очень разная. Есть отремонтированные участки очень хорошего качества, есть довольно разбитый асфальт с «волнами».
В Челябинск мы заезжать не планировали, поэтому обогнули его по объездной. Дорога отличная, хоть стрелку клади. Но мы больше 110 не едем, хотя по такой дороге это почти что стоя, по ощущениям.
Наконец добрались до Чебаркуля. Навигатор повёл нас с трассы до города по какой-то убитой просёлочной дороге. Хорошо, что длилось это недолго. Проехали город, вдоль дороги видели озеро Чебаркуль, но не нашли подходящего места для установки палатки. Поспрашивали у местных. Нам подсказали, что нужно проехать на озеро Еловое. Мы так и сделали. Там молодые ребята организовали что-то типа автокемпинга. Заплатили 250 рублей за установку палатки и ещё 100 рублей за парковку автомобиля, мы начали устраиваться. Поставили палатку, сварили на газе ужин. Искупались в озере. Немного беспокоили комары, но в палатке спали мы хорошо. За этот день мы проехали 1 001 км, это был самый длинный наш пробег за всё время путешествия.
За забором располагается детский лагерь.
Следующий день мы собирались провести на озере, загорать и купаться. Но погода внесла свои коррективы. Облачка сменились тучками, заморосил дождь. Мы успели с утра искупаться позавтракать.
Решено было ехать дальше, хоть и предполагали, что на Урале в это время не протолкнуться от фур. В 13:10 часов по местному времени выдвинулись дальше.
Через Урал мы ехали больше четырёх часов. Движение, действительно, весьма плотное. Гайцев много, знаков, запрещающих обгон, ещё больше. Приходилось плестись за фурами, изредка обгоняя их в разрешённых для этого местах. Дорога, на удивление, приличного качества. Заправились в горах на АЗС «Башнефть», 30 литров по 25,3 рубля. Рядом увидели довольно живописное озеро, здесь тоже можно было бы вставать с палаткой.
Въехали в Башкирию.
Наслышаны про башкирских гаишников, поэтому едем аккуратно, правила стараемся не нарушать, хотя дорога отличная, особенно вокруг Уфы. Ищем место для остановки на ночь. Как вдруг, в 21:05 часов останавливает нас инспектор Ковалёв, как он назвался. Что нарушили? Рассказывает нам, как мы, выезжая с АЗС, пересекли сплошную линию. Далее следует такой диалог:
— Я не заезжал на АЗС, проехал мимо.
— Как так? Мне позвонили, сказали что «старая» «Тойота» только что выезжала, пересекла сплошную.
Здесь вполне можно было посылать «товарища» как можно дальше, никаких доказательств, кроме как «мне позвонили», у него нет. Да и не был я на АЗС. Но, решив быть вежливым, я ему говорю, что у меня имеется видеорегистратор, на котором записано, что я проехал мимо АЗС. Могу показать. Думал, что после этого он пожелает нам счастливого пути, но нет, инспектор желает посмотреть. После просмотра выдаёт гениальную фразу:
— Расстроили вы меня очень!
И продолжает «тереться» рядом и дальше. Честное слово, хотел ему дать 10 рублей, как нищему. Потеряли на этого вымогателя 15 минут.
Продолжаем движение. Заправились на «Башнефти» 30 литров по 25,3 рубля.
Штурман на карте в атласе обнаруживает довольно большое озеро Кандрыкуль. Решаем заехать, посмотреть, может быть, где-нибудь можно палатку поставить. Едем вдоль восточного берега, везде камыш и другие растения, в озеро не зайти. Поворачиваем на южный берег и утыкаемся в шлагбаум. На вопрос, можно ли встать с палаткой, нам открывают шлагбаум и велят ехать до следующего. Едем дальше. Ого! Да тут целый палаточный городок и автомобилей видимо-невидимо. На следующем шлагбауме платим 240 рублей и заезжаем. Место для палатки нашли с трудом. В 22:00 часа по местному времени устроились, поужинали и уже в темноте пошли купаться. Вход в озеро мелкий на довольно продолжительном расстоянии, шли, шли, да так и не дошли до места, где скроет с головой. Поплавали немного на «мелководье». Палатку искали в темноте, кругом разговаривают на башкирском и татарском языках. Русскую речь тоже слышно, но гораздо реже. Как в другой стране оказались! За день «отмахали» 466 км. Маловато, но с учётом того, что выехали уже после обеда, да долго ехали через Урал, то пойдёт.
Решили на следующий день с утра двигать дальше. Народу очень уж здесь много, да и мелко в озере.
Ночью разразилась гроза, недолго шёл дождь.
Утром следующего дня собрали палатку, позавтракали и в 8:30 часов двинулись дальше. Держим курс на Волгоград, хотим посмотреть мемориал воинской славы на Мамаевом кургане.
Проехали небольшой участок Татарстана, недолго ехали по Оренбургской области. В Оренбургской области довольно много гаишников на обочинах. Дорожное покрытие достаточно хорошее, трафик небольшой.
В Самару нам не нужно, объехали город южнее, едем на Чапаевск. Возле Чапаевска купили местных яблок, груш и черешни. Яблоки вообще не понравились. Груши довольно вкусные, черешня тоже неплохая. Проезжали через с. Марьевка, залили в бак 30 литров Аи-92 по 26,3 рубля. Въехали в Саратовскую область. Дороги в Саратовской области, как и в Самарской, на четвёрочку, имеется колея в асфальте.
К 15 часам местного времени въехали в г. Пугачёв. Неторопливо проехали его, не заезжая в центр. Ничего не предвещало неприятностей. На выезде из Пугачёва перекрёсток, висит знак «Главной дороги» с поворотом налево. Движение осуществляется по одной полосе в каждую сторону. Разметку на перекрёстке не видно. Начинаю поворот налево. Пропускаю одну встречную полосу, поворачиваю, как я думал, на свою полосу для продолжения движения прямо. Не тут-то было, я выехал на встречку, движение прямо осуществляется уже по двум полосам попутного направления и навстречу тоже две полосы. Заметив ошибку, пересекаю двойную сплошную линию, перестраиваюсь на свою полосу. Тут же вижу перед собой аж два экипажа доблестного ГИБДД с направленными на меня камерами. Естественно, останавливают, забирают документы, приглашают в патрульный автомобиль. От огорчения не взял с собой КоАП. Убедившись, что я согласен с тем, что выехал на встречку, инспектор доводит до моего сведения: «Ваше нарушение наказывается лишением водительского удостоверения на срок до 6 месяцев». И добавляет, выдержав паузу: «Если от вас не последует встречного предложения». Сколько? 5 тыс. рублей. Отвечаю, что такие деньги платить не согласен. И начинается торг. Остановились на тысяче рублей. Отдал деньги, хоть и было противно, забрал документы. Уже позже прочитал, что выезд на встречку, соединённый с поворотом налево, наказывается штрафом 1 000-1 500 рублей. Век живи — век учись.
Вот так «доблестные хранители» безопасности дорожного движения из довольно неоднозначного перекрёстка для проезжающих здесь в первый раз водителей, создали себе отличную «кормушку». Хотя, по моему мнению, они должны были вначале создать такие условия, при которых было бы понятно заранее, как осуществлять поворот налево в данном случае, если нужно, то ввести дополнительные знаки особых предписаний, показывающие количество полос и разметку для попереченого движения. Ну, и самому, конечно, нужно быть более внимательному. Кстати, когда ехали назад, то на этом месте наблюдали точно такую же картину — два экипажа ГИБДД с камерами, автомобили «нарушителей» на обочине…
Двигаясь далее, мы объехали город Маркс, не доезжая до г. Энгельса, переехали Волгу и объехали севернее город Саратов. Спели песню «Огней так много золотых на улицах Саратова…», заправились на АЗС «ТНК» — 30 литров всё того же Аи-92 по цене 24,8 рублей. После Саратова двигались по трассе Р228. В половине восьмого вечера стали искать ночлег. Решено было остановиться в придорожном мотеле, принять душ. В 20.20 часов, не доехав 300 км до Волгограда, остановились в мотеле. Душ, туалет, телевизор в номере, не хватало только кондиционера. 1500 рублей + 50 рублей за стоянку автомобиля. Нам не очень понравилось это место, как-то неуютно, плохая вода, нелюбезный персонал… За день проехали 848 км.
На следующее утро — завтрак, недолгие сборы, и в 07:10 часов трогаемся дальше.
Дорога в это время ещё пустынная.
Дорожное покрытие в Волгоградской области тоже среднего качества, имеется колея. Проехали г. Камышин, основанный в 1668 году. В 11 часов утра въехали в город-герой Волгоград. Скульптура Родины-матери видна, наверное, из любого уголка города. Мы её сразу же увидели и стали держать курс на Мамаев курган.
Так получилось, что мы заехали на вершину Мамаева кургана и начали осмотр памятника-ансамбля «неправильно», сверху вниз, начиная со скульптуры «Родина-мать зовёт». Каждому советую побывать здесь, особенно нужно приводить сюда молодёжь. Я человек не сентиментальный, но и у меня комок в горле стоял и глаза щипало. Очень впечатляет, а увидев, сколько имён погибших высечено на стенах, понимаешь, какой ценой добыта та великая победа.
Притихшие, мы вернулись к машине. Купили сувениры на память о Волгограде, пообедали в городе в столовой, залили в бак на АЗС «Лукойл» 30 литров по 24,55 рублей и в 16 часов поехали в сторону Ростова-на-Дону по трассе М-21.
Много слышал о стационарном посту ГИБДД у города Калач-на-Дону, о том, что там останавливают всех подряд и «разводят» на деньги. Но мы проехали нормально, хоть и посмотрели на нас внимательным взглядом два инспектора, помахивая при этом полосатыми палочками.
Не торопясь доехали до Белой Калитвы, проехав которую по объездной дороге, остановились в очень даже приличном мотеле. Туалет, душевая кабина, кондиционер, телевизор, на полу ковровое покрытие. Очень чисто, душевный персонал. За всё 1 300 рублей, стоянка автомобиля бесплатная. Недорогое, чистое кафе, где подают достаточно вкусные блюда. Таких бы мотелей побольше вдоль дорог нашей необъятной Родины, особенно в Сибири, где их явно не хватает. Сфотографировать не смогли, села батарея в фотоаппарате, а на телефон не догадались. За день было пройдено 610 км, что с учётом посещения Волгограда, весьма не плохо. На завтра собирались добраться до моря.
На следующий день утренний туалет, завтрак в кафе при мотеле (яичница, блинчики со сгущёнкой, на троих 200 рублей, неплохо) и в 07:05 часов выезжаем. Трасса, как всегда в это время, пустынна. Через пару десятков километров поворачиваем на юг. Дальше будем двигаться по трассе М-4 «Кавказ». Севернее остался город Каменск-Шахтинский, а от него рукой подать до Донецка, а это уже Украина.
Дорога в Ростовской области отличная, по две, а то и по три полосы в каждую сторону. Ехать легко и приятно. Но скоростной режим поддерживаем прежний — 100-110 км/час.
На очередной лукойловской заправке залили в бак очередные 30 литров Аи-92 по цене уже 25,55 рублей. Проехали мимо городов Шахты и Новошахтинска, привет шахтёрам-горнякам, я и сам горняк. Объехали Ростов, переехали Дон. Засмотрелся на реку, двигаясь в правом ряду, не успел перестроиться левее, пришлось ехать прямо из полосы, предназначенной для поворота направо. И сразу же стоят они, родимые. Снова подвело меня незнание штрафов, снова не взял я с собой КоАПП. Смотрел потом, вроде бы на 100 рублей тянуло нарушение разметки и знака 5.15.1. А гаец мне заявил, что нарушение моё «тянет» на 1 500 рублей и без всякого перехода предложил заплатить 500 рублей на месте. Стыдно мне сейчас, но я был так ошарашен, что безропотно отдал требуемую купюру. Прямо, как под гипнозом, гаишники наши почище цыган будут!
Пригорюнившись, едем дальше. Вот и Краснодарский край. Дороги по-прежнему хорошие, видно далеко, трафик не особенно напрягает.
Тут я совсем расслабился. До Краснодара ехать ещё примерно 150 км. Подъезжаем к участку дороги, на которой идёт ремонт. Как обычно, знак «Дорожные работы» совместно со знаками ограничения скорости «70», «50», «40». Был там и знак «Обгон запрещён», но как-то ускользнул он от моего внимания. В памяти остался последний знак «Максимальная скорость 40 км/час». Еду себе потихоньку, впереди несколько машин, встречка свободная. Решил превысить скорость, пошёл на обгон. Через 500 м стоит экипаж с камерой. Остановился, совершенно искренне считая, что будет протокол за превышение. «Знак, что ли, не видели?», — спрашивают. «Не видел», — отвечаю. Предлагают сходить, посмотреть. Документы себе забрал. Посмотрел на видеорегистраторе, точно, есть знак! Пока смотрел, подошёл ещё один «бедолага», со мной вместе тормознули за то же нарушение. Что, спрашивает, попали? Так точно, попали. Рассердился я тут на всех и вся, в первую очередь на себя за невнимательность. Пусть, думаю, забирают права, поеду дальше с времянкой. Пока я регистратор на место ставил, «товарищ по несчастью» уже расплатился и направлялся к своей машине. На фото: его только что остановили. Номер стёр, зачем человека подставлять?
Сажусь в патрульную машину и сразу заявляю, что денег не дам, так как мало их у меня, изымайте права. Гаишник как-то опешил, потом говорит, типа, видит, что человек адекватный, права забирать не будет, выпишет протокол на 1 500 рублей по статье 12.15 часть 3, типа, я выехал на встречку, объезжая стоящий с аварийкой автомобиль. Оставалось только согласиться со своим «благодетелем». Жена Татьяна рассказывала потом, что пока меня «оформлял» один инспектор, второй только успевал «карман набивать», останавливая других нарушителей. Посокрушалась, что переживая за мои «переговоры», не догадалась снять на видео или сфотографировать этих предприимчивых «товарищей».
Неприятно, но сам виноват. А вот от переименования милиции в полицию ничего не изменилось, по крайней мере, в стане гаишников. А как Вы считаете, Дмитрий Анатольевич?
Дальше нам немного подняли настроение поля подсолнечника, красивое всё же зрелище. Не удержались, остановились сфотографироваться.
Попали в небольшую пробку, вызванную аварией. Две полосы, машин не так много, а вот встретились же как-то, четыре машины помяты, на лицах водителей тоска, гаишники деловито суетятся. Протиснулись мимо и дальше помчались.
Как же вы так, а?
Проехали печально известную станицу Кущевскую. Объехали Краснодар, немножко прокатились по Адыгее. И вот уже Горячий Ключ. Едем в горы. Красота! Природа, воздух — дух захватывает. Как пел Высоцкий, «лучше гор могут быть только горы»! Серпантины пока ещё небольшие, дорога отличная, едешь — отдыхаешь, окрестными красотами любуешься. Решаем сначала ехать в Адлер, где в это время отдыхала Лариса, Танина одногруппница. И вот, в 15:30 часов местного времени въехали в Джубгу. Вот и долгожданное море. В Новомихайловском останавливаемся смыть пыль дорог с нашей «ласточки».
Ехать по серпантинам нам вначале очень нравилось. Красота кругом, крутые виражи, так мы ещё никогда не ездили. Но через час серпантин нам уже порядком приелся. Да когда же ты кончишься?
В Туапсе больше часа простояли в пробке.
Двинули дальше. В этом была наша ошибка. Нужно было остановиться на ночёвку, а мы поехали дальше и уже по темноте добрались до Сочи. Промахнулись мимо поворота на объездную, въехали в самый центр. Пробки, пробки, сплошные пробки. Ехали через центр довольно долго.
Наконец, выбрались. Вскоре въехали в Адлер. Точнее, мы двигались вдоль ограждения, установленного на разделительной полосе. Окон для разворота нет. Наконец, добрались до разворота, огороженного какими-то бетонными плитами. Навигатор скомандовал нам о нужном повороте, когда мы его уже почти миновали. Повернуть не успел. Сзади двигались другие автомобили, так что пришлось ехать прямо. Навигатор упорно просил развернуться, но окон в ограждении на разделительной полосе по-прежнему не было. Решил заехать в первую попавшуюся улицу и там уже попробовать найти нужный адрес. Не тут-то было, навигатор «сошёл с ума» и только твердил, что мы ушли с маршрута. Едем по какой-то узкой и тёмной улочке, разъезжаясь с встречным автомобилем зацепился крылом за бордюр. Это меня «допекло». По-хорошему, нужно было остановиться на ночёвку, как и советовала мне мой штурман, а по свету наверняка бы легко нашли нужный адрес. Но я «завёлся» и решил ехать в Геленджик — наш окончательный пункт прибытия. Ввёл в навигатор «Геленджик», прибор тут же «поумнел» и проложил маршрут. Подъехали к Сочи, через центр ехать я второй раз не желал, а навигатор пытался вывести нас на объездную, предварительно проехав под «кирпич» по встречке. Снова остановили нас ДПСники за нарушение разметки, выписали по протоколу 500 рублей. Не спорил, так как был очень зол, а конфликт с «представителями закона» не входил в наши планы. Поехали дальше. Пришлось искать указатели и ехать по ним. Наконец-то, мы выехали на знакомые уже серпантины, объехав Сочи. При этом мы проехали через три или четыре тоннеля.
Наконец гнев мой, неизвестно на кого, немного утих. Решили остановиться на ночёвку. Нашли подходящую площадку, благо в горах такие были предусмотрены, и расположились прямо в машине. Спать втроём в седане очень неудобно, поэтому, как только забрезжил рассвет, двинулись дальше. Снова больше часа постояли в Туапсе (интересно, там всегда так?). Ближе к полудню въехали в Геленджик, предварительно постояв немного в пробке у ремонтируемого моста. Поставил нашу «Коронку» недалеко от набережной, отправились искать себе жильё.
Заранее мы решили, что будем жить в частном секторе, так как наш бюджет «тянул» только варианты из этого сегмента. Для интересующихся могу сказать, что довольно приличный номер на троих с душем, туалетом, холодильником, кондиционером и телевизором, а также стоянкой для автомобиля в середине июля можно было снять за 1 000 рублей в сутки, но довольно далеко от бухты. Мы же хотели ближе к морю, так как утром хотелось добираться до пляжа пешком и побыстрее. Через некоторое время сняли номер со всем требуемым, плюс кухня во дворе с набором посуды, за 1 500 рублей в сутки. Нужно было только подождать до 18 часов. Были предложения и за 2 000 руб., и за 2 500. В ожидании нужного часа мы пообедали, сходили на пляж, искупались, поиграли в волейбол и даже попали под ливень. Так закончился наш автопробег до самого Чёрного моря. Дальше начинался активный отдых.
По утрам ходили на городской песчаный пляж, купались в бухте. Вода довольно мутная (только с утра прозрачная), народу на пляже очень много.
Поэтому после обеда мы садились в машину и ездили исследовать окрестности.
Так, мы побывали в Голубой бухте — отдельно стоящем районе Геленджика. Купались в открытом море, очень чистая вода, ныряли с маской, разглядывали подводный мир. Пляж галечный, народу не очень много.
В Геленджике имеется аэропорт, взлётная полоса которого уходит прямо в море.
Посетили самый большой в стране аквапарк «Золотая бухта». Взяли билеты на целый день: с 9:00 до 19:00 часов, 1 200 рублей за билет. 100 рублей — стоянка для автомобиля. Аквапарк действительно впечатляет своими размерами. Много разнообразных горок, несколько бассейнов, имеются кафе. Накатались на горках, накупались в бассейнах. Сын Илья дважды играл в водный футбол, оба раза выиграл со своей командой.
Посещали Сафари-парк, на канатной дороге забирались на вершину Мархотского хребта. Со смотровой площадки осматривали Геленджик, виды потрясающие.
Посетили футбольный матч с участием местного «Спартака».
Были и на Тонком мысе, купались также в открытом море. Людей мало, но вход в море затруднён большими валунами.
Ездили на Толстый мыс. Берег там крутой, пляж тоже крупногалечный.
Гуляли по красивейшей набережной Геленджика.
А, так как набережная чрезвычайна длина и пешком её мы не осилили, то решили взять напрокат велосипеды и прокатиться с ветерком, полюбоваться тем, чего ещё не видели.
Ездили в окрестные посёлки Дивноморское, Джанхот, Прасковеевку, Кабардинку. Ходили там на пляжи, купались в открытом море, загорали. В Кабардинке также купались и в бухте, на другой стороне которой располагается Новороссийск. Пляж больше всего понравился в Дивноморском своим заходом в воду — мелкая галька и песок. Возле Прасковеевки находится природный памятник — скала «Парус». Доплыли до него на катамаране. В Джанхоте дошли до дома-музея Короленко (бывшая дача брата писателя Короленко). К сожалению, музей был закрыт, решили оставить поход на потом, да так и не сходили.
Катались на лошадях в с. Прасковеевка.
Съездили в город-герой Новороссийск и в Абрау-Дюрсо, где находится знаменитый завод шампанских вин и красивейшее озеро. В Новороссийске посетили Малую Землю. Это, конечно, не Мамаев Курган, но за душу берёт. Детей водить обязательно.
Один день посвятили поездке в с. Возрождение в Парк Активных Увлечений Курорта, сокращённо ПАУК. Там молодые ребята организовали нетривиальные развлечения. Наряду с пейнтболом и поездками на багги, там имеется верёвочный городок и троллей — полёт на тросе над ущельем. Вернулись вечером оттуда усталые, но довольные. Жаль, не засняли, как воевали шариками с краской.
Играли в боулинг.
Играли с сыном на биллиарде.
Питались мы, в основном, в общепите — в кафешках и столовых. Нашли относительно недорогую столовую № 5 по улице Приморской, где готовят достаточно вкусно. Её чаще всего и посещали.
Ходили на концерты на открытой площадке концертного зала «Олимп».
Сходили в Геленджикский океанариум, как его рекламируют, суперсовременный в хайтек стиле. Билет — 350 рублей, слишком дорого, по нашему общему мнению, за осмотр нескольких, довольно маленьких для океанариума аквариумов. Не советую.
Стоянка нашей «ласточки».
Очень «напрягала» смола, которую каждое утро обнаруживали на лакокрасочном покрытии «Короны». Оттирается очень тяжело. Такие плакучие сосны в Геленджике.
Поменял масло в двигателе и масляный и воздушный фильтры.
За 18 дней отдыха мы даже немного устали. Особенно, когда столбик термометра днём приближался к отметке +40 градусов. Только жара нам не позволила ещё более разнообразить наш отдых.
Хочу сказать, что у моря имеется довольно много автомобильных кемпингов. Многие из них располагаются в очень красивых и живописных местах. Но администрация этих кемпингов «просит» довольно немалую плату за установку палатки и стоянку автомобиля — в районе 600-700 рублей в сутки. Посещение душа — отдельная плата. Спуск к морю, в основном, очень крутой и довольно продолжительный. В общем, дикий отдых за такие деньги нам не приглянулся. Хотя, повторяю, виды там изумительные.
Пару раз заправлялись на местных заправках. Цена литра Аи-92 26-27 рублей на разных заправках.
А 31 июля у нас в планах было посещение футбольного матча «Краснодар» — ЦСКА. Я являюсь болельщиком армейцев ещё с детсадовского возраста, но вживую свою команду ещё не наблюдал. Итак, 31 июля мы попрощались с Геленджиком и стали держать курс на Краснодар. Залили 45 литров 92-го по цене 26,6 рублей за литр на выезде из Геленджика, за мостом.
Ехали опять же через Джубгу. По дороге купили персиков, абрикосов, вишни и орехов.
Без проблем добрались до стадиона «Кубань» в Краснодаре. Купили билеты на матч.
Сняли квартиру не очень далеко от стадиона за 1 300 рублей. Однокомнатная, кухня, туалет, ванна, сплит-система, телевизор. Нормально. Чем меня поразил Краснодар, так это ценами на продукты в обычных магазинах. Процентов на 30 всё дороже, чем у нас, в Иркутской области. Особенно шокировала цена на хлеб, и это в хлеборобном крае!
Вечером сходили на футбол, очень понравилась атмосфера матча, не понравилась игра армейцев. Даже расстроился. А матч закончился вничью, 1:1.
От Геленджика до съёмной квартиры на улице Северной в Краснодаре проехали 176 км.
1 августа в 06:45 часов утра выехали из Краснодара по направлению к дому. Ближе к обеду залили на АЗС «Лукойл» 40 литров по 24,55 рублей.
Вообще хочу сказать, что лучше всего мне показался бензин на заправках «Лукойла» и «Газпромнефти». По ощущениям машина бежала на их топливе резвее, а расход оказывался немного меньше. У «Роснефти» бензин хуже, дома однажды после заправки на одной из её заправок машина вообще стала ехать очень натужно. Пока не искатал бензин и не поменял топливный фильтр, былой резвости вообще не было.
Обратно ехали тем же путём. Возможно, нужно было проложить другой маршрут, посмотреть на другую местность. Но мы поехали так.
Как только проехали Ростовскую область, нас начали преследовать тучи. Дождь гнался за нами по пятам так же, как когда мы ехали на море.
В 19.00 часов въехали в с. Оленье. Вдоль дороги стоят плакатики с надписями о сдаче жилья на ночёвку. Остановились возле одного из них. Предложили комнату по 300 рублей с человека. Поехали смотреть, всё понравилось. Комната чистая и уютная, имеется баня и душ, кухня с посудой для приготовления пищи. Рядом залив Волги, в котором мы и искупались. Потом ужин и сон. Проехали 792 км.
В 6:10 утра 2 августа после завтрака едем дальше. Перед г. Пугачёвым заезжаем обедать в кафе «Запасное колесо». На троих около 700 рублей. Дороговато, но вкусно и очень большие порции. Рекомендую.
После заправляемся на АЗС «ТНК» — полный бак по 24,8 рублей за литр.
Ночлег начали искать уже в Башкирии. Около 22 часов остановились в гостиничном комплексе «Антоновка», возле курорта «Серноводск». Номер с душем, туалетом, спутниковым телевидением — 1 500 рублей. Стоянка автомобиля — 30 рублей. При гостинице неплохое кафе, в котором мы поужинали, а наутро позавтракали.
За день пройдено 867 км.
Около 7 часов утра 3 августа едем дальше. Дорога хорошая и пустынная. Проехали мимо Уфы. Заправились на АЗС «Лукойл» — полный бак по 24,65 рублей. Обедали в предгорьях Урала сухим пайком в машине. После полудня добрались до г. Сима, объехали его и остановились пофотографироваться.
«Корона» в предвкушении движения по Уралу.
Въезжаем в горы. Не такие высокие, как Кавказские, не такие крутые повороты, но всё же уши иногда закладывает.
Урал мы перемахнули на удивление быстро. Заторы перемежались с довольно длительными свободными зонами. Проехали Челябинск по объездной, свернули на Курган. В 20:00 часов местного времени у п. Вахрушево остановились в придорожной гостинице «Меридиан». Выбрали экономичный вариант — трёхместный номер в летнем домике за 600 рублей. Туалет и душ рядом. В номере три кровати и сплит-система, которую мы включили, чтобы согреться, так как за Уралом изрядно похолодало. И это в начале августа! За стоянку машины охранник взял с нас 50 рублей, хотя она стояла перед самой дверью. Ночью у соседей сработала пожарная сигнализация, дикий рёв сирены разбудил нас. Через пару минут он затих, и остаток ночи мы провели спокойно.
При гостинице имеется неплохое кафе, не очень дорого, довольно вкусно. Рекомендую там останавливаться. Кроме эконом- номеров, имеются номера люкс за 1 500 рублей.
Всего за день преодолели 774 км.
После завтрака, кстати, весьма недорого, всего 115 рублей на троих, выезжаем. На часах 06:30 часов утра. Решаем сегодня доехать до Новосибирска. Увы, нам это не суждено было сделать в этот день.
Проехали мимо Кургана, свернули с М-5 на Бердюжье. Заправились на АЗС «Роснефть» по 25,1 рублей за литр. После заправки проехали около 10 км, как вдруг появилась бешеная вибрация. Машину просто трясло. Сбавил скорость до 70 км/час, вибрация утихла. Набираю скорость — машину колотит, ехать невозможно. Подозреваю, что виной всему приводы. Снимаю по очереди передние колёса, предварительно поддомкратив автомобиль. Осматриваю ШРУСы. Вроде бы всё в порядке. Решаю ехать дальше со скоростью 60-70 км/час до ближайшего СТО. В Бердюжье такового со свободными ямами не нашлось. Едем на Ишим. В Ишиме нашли мастерскую. Заключение механика — разбило редуктор АКПП слева. Совет — ехать до Омска, там искать свою коробку и менять её.
Что же делать, едем дальше. Скорость 60 км/час, выше уже трясёт машину. Еду, едва не засыпая от столь «быстрой» езды. Олег, мой друг из Омска, в то время был на вахте в Еврейском АО, под Биробиджаном. Созвонились с его женой, Наташей. Договорились о ночёвке. В одиннадцатом часу вечера подъехали к их дому. Наташа нас накормила ужином, постелила постель. До двух ночи в интернете искал коробку и фирмы, в которых она могла бы продаваться. За день наш путь составил 895 км. Это при том, что почти 400 км ехали со скоростью 60-70 км/час.
Утром, 5 августа, обзванивал эти самые фирмы, ничего конкретного, моей коробки нет. Решаю ехать в Новосибирск, по дороге купить газету объявлений, может быть, в ней что найду? Едем по Омску, дело к обеду, газетные киоски, как назло, на другой стороне улицы. С досады свернул под какой-то виадук. Вдруг вижу неприметные ворота, над которыми написано: «Ремонт АКПП». В общем, там моя коробка оказалась в наличии среди нескольких десятков других контрактных коробок, которые размещались в двадцатитонном контейнере. Только подъёмники все оказались заняты. Пришлось нам ехать на другой конец города, на ул. 3-ю Енисейскую, где находился второй гараж данного СТО. Коробку подвез туда же автомеханик на своей «Волге».
В общем, к 17 часам коробку нам поменяли, по деньгам обошлось всё в 16 500 рублей. Пока «Короне» ставили «обновку», мы пообедали и сходили в кино на «Первого мстителя». Давно я не смотрел таких дурацких фильмов, полных штампов.
Время ещё раннее, решаем ехать по направлению на Новосибирск. На выезде из Омска заправляемся на АЗС «Газпромнеть» — 40 литров по 23,5 рубля. Хотим всё же доехать до Новосиба. Дорога очень хорошая. Часов в 11 вечера начали искать ночлег. Идёт дождик, палатку ставить по такой погоде не захотели, а гостиницы, попадавшиеся по пути, уже заполнены, мест нет. Выехали на объездную вокруг Новосибирска. Бензин почти на нуле. Заезжаем на первую попавшуюся заправку — АЗС «Нефтесиб». Заправляемся на ней по 23,5 рубля за литр и укладываемся спать в машине, второй раз за наше путешествие. На часах 1 час 45 мин. ночи по новосибирскому времени. Проехали после замены коробки 629 км.
Проснулись в 7 часов утра, размяли затёкшие мышцы. Всё же в седане спать втроём — это нечто! Умылись водой из канистры, съели сухой паёк и поехали дальше. Дорога довольно хорошая, настроение постепенно улучшилось.
Проехали Кемерово. Залили в бак 30 литров Аи-92 по 21,5 рублю за литр на АЗС «Газпромнефть». Везёт же вам, кемеровчане! После Кемерово дорожное покрытие стало ещё лучше. В Мариинске остановились пообедать в кафе под названием «Сели-поели». Довольно вкусно и недорого, на троих заплатили 341 рубль.
Наученные горьким опытом, не доезжая до Красноярска, заранее стали искать ночлег. Как назло, по пути встречались гостиницы с дорогими номерами и ненужным нам комфортом. Например, в «Медвежьем углу» нам предложили номер с сауной и бассейном прямо в номере за 4,5 тыс. рублей. Мы посчитали, что для ночёвки это слишком дорого.
Наконец, в 21 час заехали на территорию очередного мотеля. Находится немного в стороне от дороги, за АЗС. Мотель нам не приглянулся, но, так как нам сказали, что дальше мотелей долго не будет (как выяснилось, обманули, в 20 км дальше по дороге находился нормальный придорожный мотель), решили остановиться здесь. Несколько летний «домиков», туалет на улице, причём довольно грязный. Душа нет, имеется баня. Оставили там за весь этот так называемый сервис 2 500 рублей. 2 000 руб. за четырёхместный «номер», холодный с кроватями, заправленными подозрительно несвежим бельём. Имелся, правда, телевизор с каналом Россия-2, по которому транслировали в этот вечер футбол ЦСКА-Зенит. «ЦСКА» опять расстроил, вчистую проиграв «Зениту» 0:2. Также заплатили за посещение бани 500 рублей. Баня оказалась холодной, плохо протопленной. Единственным светлым пятном оказалось кафе — поужинали и позавтракали в нём довольно вкусно и недорого. За день нами было пройдено 845 км.
7 августа в 7:50 часов выехали с территории этого неуютного мотеля. Бензина в баке около 10 литров, но не решаюсь заправляться на АЗС при мотеле, так как не уверен в качестве бензина. Ищем АЗС известных брендов, но так и не попадается ни одна из них. Видимо, растворились в тумане.
Так как уже горит лампочка, останавливаемся заправиться на АЗС «Бат». Заливаем 40 литров по 26,5 рублей. Стою у колонки, жду, когда из неё перетечёт бензин в бак нашей «ласточки». Вдруг слышу хлопок, визг тормозов. Оборачиваюсь и вижу виляющую по дороге «99-ю», которая вылетела на встречку и левыми колёсами съехала в кювет. Оказалось, что у неё на полном ходу лопнуло переднее колесо. Хорошо, что не перевернулась и по встречке в это время никто не ехал! Из машины вышел дедок и две пожилые женщины. Хотел предложить им помощь, но дедок уже остановил грузовичок, поэтому, закрутив крышку бензобака, поехали дальше.
Объехали стороной Красноярск, возле города увидели очень много теплиц. Радует, что и в Сибири выращивают овощи в промышленных масштабах.
Наконец-то въехали в Иркутскую область! Мы почти дома!
Перед Алзамаем решаем заехать в известное на трассе М-53 кафе «У Петра». Возле него очень много грузовых и легковых автомобилей, в самом кафе все столики заняты. Немного подождали и были за это вознаграждены очень вкусным обедом. Цены нормальные. Зашли в гостиницу так, для интереса. Номера эконом-класса, но всё довольно чистенько и уютно. Оплата почасовая, такое нам ещё не встречалось.
Заправились здесь же на АЗС «Роснефтепродукт-Подсолнух» по 26,6 рублей за литр.
Едем дальше. С запада к нам везут новенькие иномарки.
Проезжаем те самые отвратительные участки гравийной дороги. Но рядом строительство дорожного полотна в стадии завершения, что не может не радовать.
А перед Тулуном уже закончили ремонт. Хотя в самом городе по-прежнему дорога «аховая». Мы едем дальше по М-53, так как нам нужно перед возвращением домой посетить моих родителей, которые живут в г. Черемхово, до которого мы и добрались к половине одиннадцатого вечера. За день пройдено было нами 877 км.
Некоторое время погостили у родителей в родном городе.
Съездили в Иркутск, который нам тоже стал родным, одиннадцать лет в нём прожито и, надеюсь, скоро вновь переедем с севера туда на постоянное место жительства. Заменили там задние стойки и масло в двигателе на СТО «Браво» (рекомендую). Передние стойки оказались в нормальном состоянии.
За это время несколько раз заправлялись Аи-92 по ценам от 25,4 рубля до 26,1 рубля за литр.
По дороге домой в Рудногорск заправлялись ещё в г. Братске на АЗС «Роснефтепродукт» по цене 27,3 рубля. Ну, а у нас дома литр бензина на момент нашего приезда по-прежнему стоит 30 рублей.
13 августа 2011 года в 22 часа, проехав напоследок несколько десятков километров по одной из самых ужасных дорог России, мы прибыли домой, усталые, но довольные.
Пройдено нашей «ласточкой» за 43 дня нашего путешествия было 14 233 км, израсходовано 1 113 литров бензина на сумму 29 273 рубля (в среднем расходовали 7,82 литра на 100 км, средняя цена бензина получилась 25,18 рублей за литр).
Штрафы и взятки ГИБДД составили 3,5 тыс. рублей. Правда, протоколы я до сих пор не получил по почте.
По дороге туда и обратно истратили около 9 500 рублей на остановки в мотелях и кемпингах и примерно 20 000 рублей на питание и развлечения.
17 000 рублей истратили на ремонт машины — прокладки для глушителя, замена АКПП.
На юге потратили на проживание 27 000 рублей, на развлечения и пропитание — приблизительно 25 000 рублей. В общем, по своему карману.
В дороге я совершенно не уставал, так как проезжали в среднем 700-800 км в день. Пару раз, когда клевал носом, за руль садилась моя жена Татьяна, но ненадолго. Путешествие на автомобиле нам очень понравилось. Будут деньги и время, обязательно поедем ещё. Хотелось бы съездить на Алтай, в Крым, по Золотому кольцу и, возможно, в Европу и Китай. Ну, а Байкал у нас под боком, туда мы в любое время можем съездить еще, для этого много денежных средств не нужно.
Спасибо всем, кто прочитал этот отзыв, надеюсь, кому-нибудь он будет полезен в планировании собственного автомобильного путешествия.