|
Всем привет.
Это писание ни в коем разе не претендует на гордое звание Отчета, это лишь впечатления от очередного прохвата.
Возможно, будет иметь место дальневосточный и эндурослэнг, поэтому шибко культурным, хрупко-впечатлительным психикам лучше оградиться от этой информации.
Пришла идея продуть с Хабаровска по Сахалину, с юга до Охи.
Лучшее время для этого с середины августа по конец сентября, т. к. раньше тут можно попасть на холодную, жестко дождевую погоду со всеми вытекающими, а позже может и присыпать.
Изначально трип предполагался односторонним, с отправкой мотака с Охи автоперевозчиком, сам самолетом домой — не люблю ездить туда-сюда, а остров альтернативу пока не предполагает.
Расстояния не особо большие, но имеет место паром Ванино — Холмск.
Пошёл из Хабаровска сразу в дождевике. И не зря, все примерно 550 км поливало с разной интенсивностью.
Дорога Хабаровск — Ванино значительно улучшается, но 350 км участок Лидога — Ванино до сих пор без связи и без АЗС, с одной лишь убогой кафешкой посередине.
Паром — реальный пережиток, сервис 90-х, идёт на одном из четырёх моторов, сурово экономя мазуты.
Время в пути почти сутки.
В Холмск пришли на закате. Я по темноте даже на машине стараюсь не ездить.
Из двух гостинок выбрал ту, что предполагала иллюзии, зовётся, вроде «Бригантина» — сурова. До выключения горячей воды оставалось не много — успел.
Ночью лило, как в тропиках.
Утро дало солнце.
Решил пройтись на самый юг, до Невельска и дальше по западному хвосту острова до конца дороги.
Ошеломила ухоженность грунтов на этом участке, периодически катился 120.
Впечатлила и порадовала ухоженность Невельска: все пылесосится, кровли-фасады, брусчатки — все новое, в одних цветовых решениях, много нового жилья.
Как рассказал мне местный дядька, с того времени, когда нынешний Сахалин ещё не был островом, т. е. льды не уничтожили перешеек между нынешним п. Лазарево-Хабаровский край и п. Погиби-Сахалинская область, тут был совершенно иной, более близкий к тропическому климат. Оттуда и берут своё происхождение, по его словам, весьма тропичные бамбучки и другие южные растения. Ещё формирующим относительно тёплый климат фактором здесь служит тёплое Курасио. Он же рассказал, что видимый с берега чуть южнее Невельска остров Монерон является уникальной охраняемой природной достопримечательностью, там очень интересная флора и, по его словам, эксклюзивный для наших все-таки северов околотропический подводный мир с нереально чистой водой. Там есть небольшая турбаза, человек на 25, где можно интересно провести время. С большой вероятностью, не находясь под серьезным антропогенным воздействием.
Дорога вдоль пляжей, вода градусов под 20, народ купается массово.
Дошел до п. Шебунино, там примерно ещё 10 км не шибко востребованных грунтов и мост уничтоженный, чтоб, как сказали местные, не ездили, а как ещё регулировать проникновение на территорию?
Есть возможность прорваться по песку вдоль моря, но не для меня, ибо я один, да и веса груженого Эдвенчера не позволяют глупостей бездорожья.
Передохнув, пошёл на Южно-Сахалинск.
Порадовала дорога Невельск — ЮС. Отличный свежий асфальт, мягкие горные повороты, исключительно сахалинские запахи и виды.
В ЮС меня встретил Игорь, мой хабаровский друг, родившийся и работающий сейчас на Сахалине. Южно-Сахалинск выглядит отлично, все чистенько, ухоженинько, чувствуется денежный поток.
Заселился в гостинку «Митос» — весьма достойно.
Вечером было сахалинское пиво с, разумеется, местными рыбными деликатесами.
В планах было пойти с ЮС на север по асфальту, по восточному берегу. Полное расстояние ЮС — Оха 850 км, из которых примерно 350 км разных грунтов, но парни сказали, что есть старая грунтовка, построенная ещё японцами,
эта дорога по западному берегу, от Холмска, через Ильинское, с выходом на асфальт восточного побережья, она весьма экзотична, получался крючок около 250 км, вместо 120 км по асфальту.
Я, разумеется, выбрал этот вариант.
Дорога от ЮС до Холмска очень хороша.
Порадовало наличие на Сахалине нормального на вид сельскохозяйственного производства.
Очень крут вид с Холмского перевала, только масштабная помойка внизу слегка его омрачает.
К северу от Холмска песчаные пляжи.
Грунтовка до Ильинского разная, много катучего щебня, жестких закрытых поворотов, простреливает опасная гребенка — особо не пооткрываешься, но есть и скоростнички.
Несмотря на неопреновую защиту пыльников-сальников, на примерно 25000 км общего пробега, стек левый лом, поведение мотака на разбитых грунтах ухудшилось.
Передохнул-перекусил на речке с названием Арканзас.
Не людно… поэтому, как следует, погазовал и попипикал, чтобы дать понять медведям, что я приехал, говорят, их тут много стало.
В Ильинском, до которого от Холмска около 120 км, есть АЗС, поесть по дороге негде.
Потом до асфальта восточного побережья 30 км жутко пыльного, из-за большого количества огромных самосвалов, грунта.
Дорога по восточному побережью идёт вдоль Охотского моря до Поронайска. Сразу чувствуется климатическое различие в сравнении с побережьем Японского. Тут значительно холоднее.
Асфальт почти везде очень хорош.
По дороге продают таких. Цена 500-1000. Тот, что на фотке, 800 рублей.
Под дождем, под темноту дошёл до Поронайска. Там весьма приличная гостинка, правда, в кафешке было масштабное гуляние, сопровождавшееся звуковой вакханалией, но, как говорится, культур-мультур…
Ночью опять жутко поливало, а утром было солнечно.
Пришёл на стоянку к мотаку и обнаружил пустое заднее. Желание ковыряться самому напрочь отсутствовало, хотя для этого есть все. Снял колесо, попросил Игоря, чтоб кто-нибудь свозил до шиномонтажки. Через пять минут приехал его друг.
Убогая деревенская шиномонтажка, работают двое русских мальчишек.
На входе — хозяин, ярко выраженной корейской наружности:
— Мотоциклетные колеса не делаем, они жесткие, с ними много дрочи.
— Я с Хабаровска, один, помоги, больше не к кому обратиться.
— Нет, не будем делать, вали.
— Денег дам, сколько скажешь.
— Вали.
— ПЯТЕРКУ дам!!!
Пошёл к пацанам, мол, сделайте и сам свалил.
Пацаны разобрали колесо, несмотря на то, что стоит шестимиллиметровый Michelin Ultra HeavyDuty, камеру жевануло, завулканизировали, даванули 2,5 — держит нормально.
Потратили 15минут.
— Сколько денег?
— Вы же с хозяином договаривались.
— Что, пятерку?
— Он сказал так…
— У меня с собой четыре с копейками, сдёрну в банкомате, тысячу довезу. Сделайте чек.
— Без проблем.
Подтягивается кореец и говорит, типа, штукарь не надо — крутой…
После Поронайска асфальт кончается, и начинается разный, но, в общем-то, довольно ухоженный грунт.
Начало вяло поливать.
Природа потихоньку начинает меняться на более северную. Давно кончились бамбуки, заканчиваются мегалопухи. Начинаются заросли ольхача и кедрового стланика.
Встречаются населенные пункты, названия которым давали явно каторжане.
Перед Тымовским под дождём средней интенсивности на довольно ухоженной и жесткой грунтовке выскочил на нормальных ходах на поверхностно-глиняный и соответственно очень скользкий участок, еле поймал мотак. Если заднее перед поездкой поставил грунтовое (было в запасе), то спереди стояло что-то универсальное, читай —для грунтов никакое.
Был ещё один очень острый момент, когда на протяжении примерно 20 км держал 100-120, настолько хороши были грунты, и я на раскайфовке вылетел на перегиб, после которого метрах в ста был участок жутко продавленного песка, сверхактивно оттормаживался и все равно влетел километрах на 60, ловил мотак метров под сто, но Бог миловал.
Дошёл до Ноглики, там крайняя АЗС, до Охи — 230 км.
В 30 км после Ноглики есть горячие источники. Морочиться с палаткой особого желания не было, в основном по причине её компактности. Тут ещё местные парни у магазина порекомендовали особо не шибаться по ночам, т. к. рядом с источниками поставили урны, и отдыхающие-рыбаки, вместо того, чтобы шкерить пойманную рыбу на реке, чистят её тут же и скидывают отходы в мусор. Медведи ведутся на вонь и часто ходят в гости, за это их периодически отстреливают.
Пятнадцать лет назад мы сюда приезжали с семьей на машине, это была наша первая более-менее поездка. С тех пор тут, вообще, ничего не поменялось — те же убогие вонючие сараи, которые сдают для проживания отдыхающим, источники с обрешёткой из брусков, обтянуты китайской рисовкой.
Утром сосед по сараю, отдыхающий там один, нажарил сковороду картошки с маслятами, а это, как я понимаю, исключительно северные грибы, и предложил мне позавтракать вместе — вкусная штука маслята, я ему очень признателен.
Погода шептала.
Начались пески, в основном миксованные со щебнем, укатанные и, соответсвенно, твёрдые. Но было 20 км откровенно рыхлого вязкого песка, передвижение по которому было очень сложным для мотоцикла вообще, а для такого груженого и подавно, оно отжало морально и физически.
За 70 км от Охи начинается новый, идеальный асфальт, который тянут с двух сторон острова.
Возможно, стоило смотаться на мыс Шмидта. Это, как я понимаю, самая северная точка острова, там, говорят, довольно экзотично, 60 км грунта в одну сторону, но я слегка подустал и решил отложить этот трип на следующий раз.
Игорь договорился с местными парнями о принятии мотоцикла на хранение для последующей упаковки в обрешетку и перевозку в Хабаровск.
Сам самолётом домой.
Итогом могу считать исключительно позитивные впечатления от поездки. Все было очень круто. И грунты, и асфальт, погода, ландшафты, островная растительность, сахалинское пиво, дары моря.
Главное, что поразило на Сахалине — это люди.
Здесь совершенно отличный, даже от других, материковых, частей ДВ, менталитет и отсутствие алчной меркантильности у большинства людей. Будь то администратор в гостинице, полубеззубые парни с синими пальцами в адидасовском прикиде у деревенского магазина, кидающие лопатами асфальт дорожники, водители огромных грузовиков, бабка, торгующая грибами у дороги или тетки с деревенского магазина — все на одной позитивной волне, все приветствуют, мол, вваливай, чувак, легонькой дорожки. Так-то.
На прения, типа, это — хорошо, а это — плохо сил нет, поэтому по конкретным вопросам можно писать в личку.
Всем удачи.