|
Привет всем любителям дорог, автомобилей, природы и прочих интересных вещей! :).
Расскажу как все было. Началось все в 2008 году, когда я созрел для покупки автомобиля, и мы с другом Димой поехали в Хабаровск. Установка была на «Марк» или «Чейзер» 2,5 л в 100 кузове, но выбор таких машин оказался невелик, поскольку в ту пору под документы выгоднее стало возить 110 кузова. Несколько раз проходили мимо красавца «Марка» — перламутрового «Tourer V», цена на который меня в общем-то устраивала, но несмотря на тягу к мощным машинам (начиная с «ИЖ-Юпитер-2» 69 г.в.), думать про «Таурер» я побаивался, т.к. опыта езды у меня на тот момент было мало, если не считать обильной езды на каникулах и в отпусках на родительской «Ниве». Постепенно все намеченные варианты стерлись из памяти, а круги, сужаясь, снова привели к этому «Марку».
Подъехавший продаван, тоже Дима, предложил прокатить, мол, такую машину надо на ходу смотреть, и я подумал, покупать не буду, так хоть узнаю, что это за машина. Мы выехали с рынка по улице в сторону Владивостока, и прямо в пригороде, среди немногочисленных машин Дмитрий «положил стрелку». Впечатлений было море, такое чувство, что вокруг все замирает, друг, сидевший на заднем сиденье, сказал мне потом, что ему никогда еще не было так страшно. В общем, отказаться я уже не смог. Прикатался быстро, недели через две стал замечать, что мощности не хватает. Машинка была на спортивных пружинах настолько низкая, что колеса на 1 см уходили за арку, а на ровном асфальте я задевал глушителем лежащую 0,75 бутылку из-под вина.
Поездив так немного, я обнаружил отсутствие запаса по регулировке развала задних колес (стало жрать резину), и решил поставить новые пружины. Тут подвернулись усиленные OBK, которые сразу после установки дали просвет более 100 мм в арках, и автомобиль временно (пока не просели) получил кличку Rancho V. Надо сказать, эксперимент неудачный: с самого начала хода жесткие, и в поворотах не держат, а если в поворотах волнистая поверхность, — вообще труба, раскачивает сильно. По прямой трассе, когда разойдешься, есть преимущество, за счет большого хода проглатывает внушительные кочки и на мелкие ямки тоже не реагирует. Сейчас думаю насчет штатной подвески.
Теперь ближе к путешествию. Периодически мечтал покататься по дорогам Забайкалья, по которым ездил в детстве (там моя родина, на ДВ попал почти случайно). Природа там интересная, юг — заповедная зона, чистая степь, на север начинается холмистая местность, затем на ней появляется растительность, затем уже сопки с нормальным смешанным лесом, и все это на протяжении каких-нибудь 250 км! В общем, в середине мая, прикинув свое финансовое положение, я решил съездить в гости к родителям и покружить по родному краю. Собрал минимум вещей, заднюю резину поставил новую, 225х55х16, старую и банан взял с собой. Крутясь по мелочам и подготавливаясь к поездке, обнаружил, что дней до конца отпуска осталось совсем мало, и решил ехать немедленно. Купив яблок и бананов, уложив вещи, заправив полный бак и 20 л. Канистру, как впоследствии оказалось, замечательным Альянсовским 98 бензином, я выехал в 21:00 из Комсомольска.
На выезде из города позвонил моему одногруппнику Паше, с которым не виделись 12 лет, лишь изредка переписывались в «Одноклассниках». Он живет в Углегорске, рядом со Свободным, как раз на середине пути. Он оказался на связи, сказал, что рад будет меня видеть, и я полетел в приподнятом настроении духа. Ехал в дождь, уловил плюсы — нет жары, пыли и меньше износ резины. В полночь в огламурившемся кафе в пос. Маяк (115 км не доезжая Хабаровска) выпил чашечку настоящего капуччино, перекусил и продолжил путь. Изначально настроил себя на экономичную езду, ~ 110 км/ч, да, в дождь больше и некомфортно ехать.
За Биробиджаном до отворота на Белогорск практически все время старый асфальт с несколькими участками грунтовки, в сумме не больше 50 км, и сильно не напрягающей, т.к. участки не превышают по длине 20 км. Скорость на грунтовке 30-60, по старому асфальту 80-130, быстро ехать неприятно, сильно колбасит на многогранных латах. Есть участки с хорошим асфальтом. После монотонной долбежки на «сотне» начинаешь экономить не бензин, а время. В одном месте отсутствовали знаки о начале грунтовки, я не успел оттормозиться и вылетел где-то на 130, хорошо, камней не было и дорога оказалась прикатанной. В дальнейшем же трасса порадовала своей информативностью, и штатной, и ремонтной информации много и к месту. С самого раннего рассвета и до восхода солнца стоял густой туман, в который, как ни странно, при появлении малейшей освещенности оказалось гораздо лучше ехать вообще без света, на одних габаритах. Перед Белогорском застал ДТП: Mazda Demio слетела с трассы с переворотом. У машины немного помята крыша, оторвался передний обвес и вылетело заднее стекло, рядом остановились ребята на «десятке». Собрались вокруг машины, спрашиваю парня — сам то хоть в порядке? А рядом девушка стоит и обиженно так говорит — а почему меня не спрашиваешь, а я думал, что она из компании «десятки». Вытащили машинку на трассу, легко ребята отделались.
В 10:40 приехал в Углегорск, а вернее, подъехал к КПП, так как городок закрытый. Кругом тишина, сосны, и белки непуганые прыгают по земле и по соснам. Позвонил Паше, и на этот день мои перемещения за рулем окончились :). Углегорск оставил о себе приятное впечатление. Таким образом, на спидометре стало 1 130 км, время в пути 11:40, средняя скорость около 100 км/час.
Утром следующего дня, а точнее, в 7:15 я выехал из Углегорска. 40 км. интересного асфальта (шкура леопарда) — тонкая корка асфальта с большим количеством выбоин. Глубина их небольшая, но влетать в них очень неприятно. Дальше начинается просто фантастический участок. Скорость 180, в поворотах сбрасываешь до 160, при этом кажется, что тихо едешь. Очень удобно организованы перевалы, практически везде две полосы на подъем. Ограждения с красными по правой и белыми по левой стороне отражателями помогают оценить крутизну поворота, разметка яркая и четкая, ночью тоже ехать удовольствие. До Могочи от Углегорска грунтовки чуть менее 200 км. Два самых длинных участка — 30 и 40 км, остальные как правило 18-22. Есть довольно сложные участки, где перекачиваешься по свежеотсыпанным камням 5-15 км/ч, но их общая протяженность не более 15 км, к тому же в нескольких местах ведутся дорожные работы: асфальт, отсыпка. В районе Могочи плюс-минус 200 км очень красивая гористая местность, иногда между деревьев открываются виды на долины или далекие высокие хребты со снежными вершинами. Вообще у каждой местности есть своя прелесть, другое дело, что нет времени разглядеть из-за деревьев и скорости.
Где-то посреди трассы пришлось делать очень опасный маневр, уворачиваясь от какого-то большого хищника. Вороны умны и с трассы уходят по прямой рациональной траектории, а этот товарищ начал медленно подниматься, размахивая широченными крыльями, и угодил бы в левую фару или чуть повыше. Это было еще поутру, адреналин помог хорошо проснуться. От отворота на Могочу до Чернышевска еще с 50 км укатанной грунтовки, 50-60 ехать не проблема даже на 55 резине. В районе Чернышевска и дальше за ним есть неприятные места, «зыбуны» прямо посреди хорошего асфальта. На одном из них пришлось прыгнуть очень высоко, с отрывом всех колес (не от машины :)). Далее участок приемлемой грунтовки около 20 км. Первой точкой моего путешествия было с. Унда в Балейском районе, где живут родители, поэтому на отвороте на Нерчинск я свернул с федералки. Весь день ехал, кусая яблоки и бананы, один раз заехал в кафе, там не оказалось света, дальше решил не терять время и ехал с чувством голода.
В Чернышевске (а до него с помощью канистры 20 л. я доехал от последнего «Альянса» где-то в районе Уруши) не удержался и позвонил маме, попросив, чтобы она приготовила что-нибудь поесть. В 19 вечера я был уже в гостях у родителей.
Пробег за день составил 1 200 км, время в пути примерно 12 часов, средняя скорость те же 100 км/час. Проколов резины не было, общий пробег 2 330, средний расход 13,2 л. Перегонов на трассе за всю поездку видел не более 30, возможно потому, что ехал в попутном направлении и временная тактика была другая. Забегая вперед, скажу, что грунтовки до Читы осталось менее 350 км, с учетом участка после Богомягково (протяженностью 28 км), одного из самых неприятных.
Немного про бензин. Отмечу значительную разницу в качестве бензина в Забайкальском крае по сравнению с ДВ. По возвращении обратно, залив в районе Уруши (где-то 1 500 км от Хабаровска) 92 «Альянс», я почувствовал нехилый прилив лошадиных сил. На участке Уруша-Чернышевск проблема с бензином — АЗС как призраки, доверия не внушают совершенно. Разумеется, речь идет об АЗС непосредственно на трассе.
После первой половины пути выявил неправильный развал заднего правого колеса, из-за которого начало подъедать внутреннюю сторону замечательной 225х55х16 резины, и который я неспешно и тщательно, на глаз, устранил. При диагностике развала в Чите, куда я прибыл, проехав по маршруту Унда —Балей — Нижний Цасучей — Агинское — Чита (сделав крюк на юг края) выяснилось, что это не развал, а радиальная грыжа по всей окружности, причины которой я затрудняюсь назвать. Либо брак, либо разрушился от стыков на мостах, появившихся в силу большего проседания дорожной насыпи, чем конструкции мостов. Пришлось купить в Чите хорошую пару летней 215х55х16 за 6 тыс.руб. и сделать развал-схождение всех колес, о чем потом пожалел.
Пока находился в Чите, в гостях у одноклассницы Веры, Сергей (ее муж) — эксперт по автомобильному железу (и не только) — предложил установить мне датчик буста, чтобы следить за работой двигателя, что и было незамедлительно сделано.
Таким образом, поколесив с неделю по Забайкалью, я вернулся на перевалочную точку маршрута — к родителям, и в 21:00 28 мая выехал обратно, т.к. 31 мне нужно было выходить на работу. Сразу взялся ехать тотально экономично, нужно было дотянуть до Чернышевска на оставшемся после Читы 98 бензине, что у меня и получилось. Педаль акселератора давил очень нежно, чтобы буст не поднимался выше 0.1-0,15 даже при разгоне или езде в гору. Благо, машин попутных практически не было на трассе.
Нужно сказать про динамику машины при таком поведении водителя. По прямой это 70-90 км/ч, в гору иногда 20-30 км/ч. Раньше я думал, что турбина начинает работать от 2 700 об/мин при нагрузке, однако датчик показывает, что и на 1 500 об/мин при нагрузке тоже может быть перерасход (работа турбины), и это менее выгодный режим даже если едешь на четвертой передаче в противовес езде без или с малым бустом к примеру на второй передаче. Мне была важна чистота эксперимента, запас времени так же был. В Чернышевске на въезде (с запада) залил под завязку 92 и поехал дальше так же неспешно. Ехалось очень медленно, т.к. перевалов большое количество. Примерно прикинул, средняя скорость составила чуть более 50 км/ч при езде без остановок.
Терпение мое лопнуло, когда на 30 литрах (первой половине бака) я проехал около 400 км. Расход составил 7,5-7,7 литра на 100 км, стало очевидно, что даже с динамичной ездой до урушинского «Альянса» бензина мне хватит, и я забросил экономию. В районе 10 утра недалеко от Амазара меня сморило, и кофе не помогал, свернул в лесок и поспал три часа, самочувствие основательно улучшилось. Не доезжая 300 км до Сиваков, подъехал к эстакаде перекусить, залить канистру бензина и осмотреть машину. Внутренняя сторона левого переднего колеса невозмутимо поблескивала нитями корда. Банан, подаренный при покупке авто из соседнего «Крауна» не подошел, не налез на тормозные суппорта, пришлось просто перекинуть резину на передних колесах и вцепившись в руль пилить 70-90 км/ч до ближайшей шиномонтажки, которая и оказалась в Сиваках (не знаю, как поведет машина, если лопнет переднее колесо, поэтому пришлось понапрягаться).
В Сиваках помог Олег (парень на шиномонтаже), дал ключ на 22, чтобы сделать развал (не знал до этого, что на «Марке» есть такие гайки), я опять накрутил на глаз развал передних колес, выкинул две покрышки, поставил старые, снятые с зада и поехал уже без запаса резины. Вот такие странности — ни одного прокола, а трех покрышек, как не бывало. По дороге останавливался часто смотреть, как там обстановка, но все было нормально и по сей день так и езжу. В районе 12 ночи добрался до Паши в Углегорск. (Ехал больше суток вместо 12 часов «туда».) Утром в районе 7:30 без особой экономии и форсажа двинулся дальше, навстречу солнцу. Машин было гораздо больше, перегоны на маленьких машинках, напоминающих елочные игрушки встречались частенько, пару сотен за время моего пути обратно их было. Проехав 150 км от Хабаровска начал разгоняться от моста через р. Анюй, встречная моргнула (спасибо, мужики). Сразу начал сбрасывать, но приглашение от инспекторов все же получил. Стоит у них камера на треноге в лесу и передает все на ноутбук в патрульку, и там все цифры. У меня оказалось 122 км/ч, 300 рублей.
Дальше еще на Лидоге веселый по причине характера и скорой пересменки инспектор выписал предупреждение за езду без света (который попросили выключить первые районники). Забыл заметить, что за все время поездки ни разу не останавливался ГИБДД. На посту в Чите, где я много раз проезжал из пригорода, и не только там инспекторы, увидев мои номера, сразу же приобретали апатичный или внезапно озадаченный чем-то более важным вид. Приехал в Комсомольск в 23:20. 16 часов против 12 «туда». Больше пыли, ремонтных работ, теснее движение от Биробиджана до Хабаровска днем, ну и запала особого уже не было. Учет расхода топлива к тому времени я не вел, т.к. примерно все было уже понятно. При незагруженной трассе и не слишком выраженной холмистости местности расход вычисляется путем деления скорости на 10. Как ни крути, для нормальной езды по трассе нужно 12 литров минимум.
Что хотелось бы сказать в конце. Прошу «отцов-перегонов» строго не судить. Поездка очень понравилась. Хоть завтра поехал бы снова, и еще дальше. Дорога замечательная и красивая. Тем, кто сомневается и еще ни разу не ездил, хочу посоветовать — спешите освоить федералку! Вы еще застанете немного грунтовки, хоть и легкой, но романтики, и вы застанете замечательный асфальт, который через непродолжительное время начнет приходить в негодность, в этом нет сомнений. Сейчас у дороги своего рода уникальное состояние. Будьте внимательны, неспешны, уважайте дорогу и все окружающее. Всем желаю кайфа от путешествий!
Алексей, он же Taur