|
Удивительное — рядом
Как ни банально звучит заголовок, но он отражает то, что мне удалось испытать и увидеть. Имя ему — Горный Алтай. Расположенный не так далеко от нас и в чём-то похожий на природу Кемеровской области, тем не менее это место оставляет впечатление нетронутости и силы природы. Думаю, что это результат как отношения местного населения к своему наследию, так и отсутствию горнодобывающей промышленности в тех масштабах, которые существуют в Кузбассе. Имею некоторый опыт дальних автопробегов само собой пришло решение использовать автомобиль как наиболее оптимальный вариант для тех задач, которые себе поставил. Идея состояла в том, чтобы за небольшой промежуток времени успеть составить наиболее полное представление о наших соседях. Время —начало октября 2014 г. Итак, моей целью стало достигнуть:
План маршрута был таков:
Старт из Междуреченска был дан в пятницу во второй половине дня. Расчёт маршрута навигатором показал, что время в пути составит 11 часов и в посёлке Акташ я буду за полночь.
В очередной раз хочется отметить дороги в Кузбассе — они содержаться на достаточно приличном уровне, чего не скажешь о наших соседях в Алтайском крае. Ямы, грунтовые дороги — это всё про них. И ведь не скажешь, что власти дорогами не занимаются! Лично наблюдал, как «Кировец» таскал на задней сцепке конструкцию, призванную срезать на грунтовке кочки и следом придавливать дорогу катком. Или другой «гвоздь сезона» — еле ползущий самосвал с дымящимся асфальтом, на нём мужчина с лопатой, который прицельно! сбрасывал асфальт с самосвала прямо на ходу точно в яму. Класс!!! Как-то довелось побывать в музее Кузнецкого металлургического комбината. В нем экспонировалась лопата передовика производства «Паши-экскаватора» времен строительства этого комбината (начало 30-х годов прошлого века). Площадь лопаты составляла 0,25 м². Так у того мужика лопата была не меньше! Приятно, что в наше неспокойное и изменчивое время есть вещи, которые не меняются.
Чуйский тракт
Оставляя г. Бийск в стороне, по объездной дороги выехал на Чуйский тракт. Дорога сама по себе легенда и, уже без всяких оговорок, безупречного качества. Эта старинная дорога — первая ниточка, соединившая Россию, Китай и Монголию много столетий назад. С тех пор и до начала XX века это была просто горная тропа. Уже в советское время за дорогу взялись всерьёз: товарищ Сталин по-другому не умел.
Про неё сложена песня, главные герои которой водители 20-30-х годах XX века, по мотивам песни снят кинофильм «Ехали два шофёра» и установлен памятник (на фото). Василий Шукшин, уроженец здешних мест, в 1964 году снял фильм «Живёт такой парень» и тоже о ней, о дороге.
«Чуйский тракт» вошел в топ-10 наиболее красивых автодорог мира по версии National Geographic за номером 5. Теперь я знаю точно — журналисты этого научно-популярного журнала не даром едят свой хлеб!
Но по-настоящему красота дороги раскрывается после Горно-Алтайска. Это совсем другая дорога: по тектоническому уступу степная часть переходит в горную часть и тракт выходит на территорию Республики Алтай. Дорога пересекает ряд горных хребтов Алтая, которые достигают 1900-2000 м над уровнем моря.
Memento mori.
Это значит — помни о смерти. Многие из нас помнят известнейшую песню в исполнении Аллы Пугачёвой «Позови меня с собой». Принадлежит она перу Татьяны Снежиной. Для Тани «Чуйский тракт» стал последней дорогой в её жизни. 106-й километр, микроавтобус, встречка, 6 погибших. Подтверждаю — профиль дороги таков, что за перегибом может «спрятаться» Камаз, все знаки расположены строго по делу и желание «проскочить» равносильно игре в «русскую рулетку».
А ещё мне запомнились глаза… Ночью, двигаясь по Чуйскому тракту, в лунном свете угадываешь вершины гор, подступивших к краю дороги. Выезжая из очередного поворота, в свете фар я увидел, что на меня внимательно смотрят. И это явно не человек! Роста потому что не большого. Что-то вроде крупной собаки. Мне стало не по себе и почему-то подумалось: они — волки! Но волки же ходят стаей (вот где пригодились школьные знания!) и точно — уже боковым зрением увидел множество взглядов, провожающих мою машину со склона горы. От души нажал на «газ». Уехал. За другими поворотами картина повторилась. Оказывается, это пасётся домашний скот.
Но, чёрт возьми, Холмс, почему ночью !?!
Наконец, около 2 часов ночи достиг поселка Акташ. Довольно крупный посёлок с развитой инфраструктурой: гостиницы, АЗС, отделение сбербанка, аптека. Откровением для меня стало, что в 11 км восточнее села располагается Акташский рудник — крупнейшее предприятие страны по добыче ртути. Ныне он недействующий.
А мне предстояло расположиться на ночлег, цель первого дня достигнута. Гостиница расположена прямо на въезде в посёлок. Стоимость номера 1500 руб. Однако, посчитав, что несколько часов сна не стоят этой суммы, я решил выехать за посёлок и спать в машине. Отъехав от посёлка километров 20 в сторону перевала Кату-Ярык, я съехал с основной дороги (чтобы утром проезжающий транспорт меня не потревожил) и улёгся спать.
Каково же было мое разочарование, когда рано утром меня разбудил характерный звук мотора УАЗика. И голоса многих людей — люди приехали на экскурсию посмотреть Пазырыкские курганы. Это древние могилы скифов — предков русских людей. Я невольно заночевал в 20 м от них. Почувствовал себя не в своей тарелке, но делать нечего, привел себя в порядок, поехал дальше.
Перевал Кату-Ярык
Дорога от пос. Акташ до перевала Кату-Ярык представляет собой около 100 км грунтовки хорошего качества, проходимой для любого вида транспорта. Довольно неожиданно, преодолев очередной пригорок, увидел впечатляющую картину: вершины гор, покрытых снегом, ущелья и громадные просторы.
Это верхняя площадка перевала Кату-Ярык. Для более детального ознакомления с местностью, пригодилась топографическая карта Генштаба ВС СССР, найденная в сети интернет. В ней перевал Кату-Ярык обозначен ещё тропой — таковой она была до 1989 г., горы вокруг имеют высоту 3000-3200 м.
На данный момент перевал Кату-Ярык представляет собой серпантин дороги, вырубленный прямо в склоне горы с Улаганского плато в долину реки Чулышман.
*Крутизна склона ~70°. Высота от подножия — 530 м, длина — 3,5 км, 9 поворотов, средний уклон — 10°. Высота у подножия — 670 м над уровнем моря, смотровой площадки — 1200 м. Координаты смотровой площадки — 50°54′49″ с. ш. 88°12′55″ в. д.
Стоя рядом с обрывом глубиной в 500 м, с трудом представил себе ледник, который много миллионов лет назад пробороздил это ущелье, образовал Телецкое озеро (как, впрочем, и озеро Байкал), сменил климат на планете, уничтожив одних животных и дав жизнь другим. По крайней мере, именно так утверждает наука. Данная местность обладает большой сейсмической активностью. В результате Чуйского землетрясения в 2003 г. в пос. Акташ была разрушена средняя школа, полностью был разрушен поселок Бельтир. Землетрясение было такой силы, что, по словам алтайцев, «горы менялись прямо на глазах» (происходили многочисленные оползни), а также «сильный гул стоял». Очевидцы из пос. Бельтир видели, как по земле шла волна, наподобие морской. В этот поселок (он брошен) ездят тоже немало туристов для осмотра оползня: участок склона горы землетрясением был приподнят в воздух и сброшен вниз по склону.
Спуск на перевале Кату-Ярык не представляет каких-либо сложностей — достаточно комфортная дорога. Единственно, хотел бы предостеречь от постоянного пользования тормозом — он может перегреться и отказать.
Но у моей машины дизельный двигатель, который, как известно, обладает высокой степенью сжатия, поэтому, двигаясь на спуск на 1 передаче, иногда приходилось добавлять «газу», т.к. машина практически останавливалась. Тем не менее, на одном из поворотов установлен памятник погибшему человеку. Спустившись вниз, увидел и причину его гибели — давно разбитая белая «Нива». Подъём на перевал также не представляет собой особых проблем. Самый разбитый (и самый длинный) участок — это первый отрезок пути. Кроссоверы и автомобили от ВАЗа (важен клиренс авто) преодолеют перевал без особых трудностей, а прочие иномарки, ну не знаю, я бы не стал испытывать судьбу.
Поездка к перевалу Кату-Ярык у меня заняла целый день, и уже к вечеру я вернулся в пос. Акташ. О заезде к Акташскому ретранслятору не могло быть и речи, решил туда ехать на следующий день. Подумав, что ночевать на могилах (пусть и древних) не самая удачная идея, на этот раз поселился в гостинице.
Утром следующего дня мой путь пролегал на
Или точнее — узловая радиорелейная станция № 9, это вышка постройки советских времен УРС-08609 , находится на отметке 3062 м.
Координаты ретранслятора: 50.34001, 87.748672.
Дорога к нему пролегает через заброшенный Акташский ртутный рудник. Месторождение киновари (киноварь — минерал содержащий 86,2 % ртути) было открыто аж в 1842 г., однако промышленным способом добывалось с 1942 г. по 2012 г. до полного исчерпания месторождения. Тут же киноварь и перерабатывалась: в огромную трубу засыпалась руда, нагревалась, при этом происходила возгонка ртути, затем она конденсировалась и приобретала привычный вид. До недавнего времени ГУП «Акташское горно-металлургическое предприятие» было единственным в России предприятием по производству металлической ртути. Вообще, со ртутью на Алтае всегда было хорошо. Алтай является частью Центрально-Азиатского ртутного пояса. Акташское ртутное месторождение — это только одно из самых крупных.
Дорога к руднику, надо сказать, значительно хуже, чем на перевале Кату-Ярык: ручьями промыло глубокие канавы и на поверхности выступили огромные валуны. На легковушке я бы не советовал туда соваться. Пару раз приложился днищем о камни, раз развернуло поперек дороги. Откровенно говоря, было желание развернуться и уехать.
Тем не менее, продолжил путь. 11 км пути до рудника дались нелегко. Таких испытаний моя машина ещё не видела (водитель тоже). Это оказался самый трудный участок пути. Наконец, показались два терриконика рудника и шлагбаум.
О наличии шлагбаума и «часового» я уже был наслышан. О таксе проезда у меня также была информация 100-300 руб. в зависимости от настроения «часового». У меня же настроения не было, поэтому вышел, поднял шлагбаум, проехал, вышел и опустил шлагбаум. Выскочивший из строения мужик бомжеватого вида (тот самый часовой) не произвёл на меня особого впечатления, я продолжил свой путь. Забегая вперед, отмечу, когда возвращался, у того самого строения стояли пара УАЗов, но путь был свободен, уехал без приключений.
Вскоре показался и сам рудник: устье штольни (с полустёртым лозунгом «Слава шахтерскому труду»), здание вентилятора главного проветривания (вентилятор, судя по размеру здания, был совсем небольшой) и ещё одно устье штольни, по которой выдавали «на гора» руду. Непосредственно у склона горы два заброшенных здания. Одно из них, видимо, АБК рудника. На фронтоне здания дата — 1964 г. Другое: оценивая планировку помещений, делаю вывод, что какое-то технологическое.
Вот что мне удалось узнать: «рудник представляет собой километровую штольню, освещённую фонарями, по ней тянулась узкоколейка, по которой электровоз вёз вагонетки с рудой. Температура в шахте была около 0 ° С, а дальше, в зоне вечной мерзлоты, она опускалась и ниже. Борта и кровлю крепили деревом, на почве — деревянные трапы».
Высота места съемки 2370 метров. Рудник находится ниже на 150-200 метров.
Проехав выше рудника метров на 200, машина застряла в снегу — небольшой снежный перемёт. Так мне показалось. Преодолеть его мне удалось через час, активно используя лопату. Еду с очень приличным подъёмом в гору. Дороги не видно, за капотом сразу небо. Просто запомнил, что под колёсами — земля. Визуально уже наблюдаю антенну ретранслятора. Чувствую — машина едет хоть и уверенно, но почти на грани. Существенно похолодало. Бортовой термометр показывает -11 ⁰С. Внизу, в пос. Акташ, был небольшой плюс. Всё, приехали — снега становится так много, что его не преодолеть. Вылез. С трудом удерживая вертикальное положение, оглядываюсь. То, что я увидел, заставляет замереть! Удивительная картина: панорама Северо-Чуйского хребта видна на многие километры. Хотя мне и не удалось достигнуть поставленной цели —до ретранслятора так и не доехал, результат более чем удовлетворил. Такой картины я ещё не никогда видел.
Славится это место и среди астрономов-любителей. На территории бывшего СССР — наилучший астроклимат не на Кавказе или в Узбекистане, а на Алтае в районе Кош-Агач (этот поселок находится в 100 км от Акташа по Чуйскому тракту в сторону Монголии). А вот 3000 метров над уровнем моря — это самые высокие точки в России, доступные для автотранспорта без особой подготовки!
На этом моя поездка на Горный Алтай по большому счёту завершилась. Конечно, предстоял ещё неблизкий путь домой, но это уже был путь по знакомым местам.
Подведя итоги, отмечу:
Поездка, как и планировалось, заняла вечер пятницы и 2 выходных дня. Пробег составил около 1800 км. Денег затратил чуть более 5 тыс. руб. (топливо и ночь в гостинице). Питание брал с собой из дома, чай грел на примусе по дороге и заливал в термос. В кафе ни разу не останавливался. Штрафов и других потерь удалось избежать. Попробуйте и вы, владельцы автотранспорта — «лыжня накатана»! Такие выходные не забыть!