Через «Ковыкту», или Бывший Жигаловский зимник на майские

Через «Ковыкту», или Бывший Жигаловский зимник на майские

16.06.2016 | 40348 просмотров

30-го апреля выезжаю из Улан-Удэ в 5 утра. Цель: пгт Магистральный Иркутской области. Задача: 1000 км и чем быстрее, тем лучше.

Весна в этом году холодная и долгая, но все же к концу апреля в Улан-Удэ уже пробивается зелень, снег сошел месяца полтора назад, и про зиму позабыли. Кажется, вот завтра уже май и почти лето… и никак не ожидаешь, что через несколько часов, будто отмотав назад 2 месяца, окажешься среди сугробов и метели… Собственно этот контраст и подтолкнул меня описать эту поездку. В самом трафике Жигалово — Окунайский ничего экстремального почти не осталось. Вот и команда дрома зимой гоняла там Весту. Это давно уже не «зимник», т.к. действует круглогодично, а просто плохая сибирская дорога, но не лишенная экзотики для приезжих и привычных трудностей для местных. В общем, дорога с душой и изюминкой. Хотите ложечку Сибири, Севера, зимника, экзотики нефте-газодобычи, оффроада? — Эта экскурсия для Вас! В трех часах езды от Иркутска!

Любуюсь утренними пейзажами гор Хамар-Дабана и Байкала. Озеро еще во льду, но лед уже рыхлый и напитанный водой, начинает понемногу расходиться. Три года назад эти пейзажи казались невероятными и необычными, а за это время стали уже родными и любимыми. Ко всему, конечно, привыкаешь, то, что раньше приводило в восторг, уже воспринимается спокойнее, но понимаешь, что если окажешься вырванным из этого мира, будет очень тоскливо.

Ночью прошел дождичек, дорога умыта, по-утреннему пустынна, в душе покой и тихая радость от мысли, что впереди много километров дорог и свобода на неделю…

Вместе с солнышком просыпаются автомобилисты, трасса постепенно оживает. С мокрого асфальта поднимается туман и стелется над дорогой.

Река снежная. Нужно как то собраться посетить «Теплые озера», о которых так много писали на дроме.

Щелкаю фотоаппаратом на ходу, стараюсь не задерживаться, пока дорога хорошая надо пройти максимум и быстро. Грунтовка будет в конце пути, уже вечером, когда я буду уже уставший, поэтому чем быстрее я до нее доеду, тем меньше успею устать.

Проезжаю через суетной Иркутск, выхожу на Р418, Якутский (Качугский) тракт, вскоре начинаются бескрайние Усть-Ордынские степи.

Примерно через три часа я на берегу реки Лена, после Качуга начинается грунтовка, а почва вокруг становится красной глиной. Эта красная глина сразу напоминает о малой Родине: Янталь, Усть-Кут, ставший родным Братск, там везде эта красная глина….

Степи сменяются лесами, а затем настоящей дикой тайгой. После долин Бурятии, ощущение, что въезжаешь в какой-то медвежий угол.

В этот раз не задерживаюсь на «Шишкинских писаницах» (рассказывал раньше https://travel.drom.ru/28612/ ), хотя соблазн исследователя был.

Последняя заправка в Жигалово, заправляюсь под горлышко. В селе Тутура переезжаю понтонный мост через Лену. На мосту много рыбаков. Один парень вытаскивает сразу двух «харюзков», увидев, что я снимаю, довольный позирует.

Доезжаю до развилки на Чикан, прямо на перекреске стоит королка-универсал, один парень копошится под машиной, другой в салоне. Остановился, спрашиваю: что случилось? Отвечают: вылетела коробка. Парни все грязные, замученные. Как дорога? «Да ничо…», — отвечают грустно. В общем, помощь им не нужна, да и нечем было помочь, и я двигаю дальше.

Все, дальше только тайга и редкие поселки газовиков. Это и есть начало бывшего зимника. Расстояние почти 300 км, из них «убитой» дороги примерно 100 км. В принципе трафик проходим для любой техники, только в зависимости от погодных условий время прохождения может затянуться от 5 до 10 часов. Нужно сказать, что зима самое благоприятное время для этой дороги…

Навстречу идет грейдер, это хорошо, хоть какая-то часть пути сглажена.

Дорога поднимается в гору, это Ангаро-Ленское плато — это суровая часть средне Сибирского плоскогорья, площадью 7,5 тыс квадратных километров. Высота водоразделов здесь достигает 1000-1500 метров.

Видимо, как раз из-за высокогорья климат здесь очень суровый. Плато покрыто темнохвойной тайгой, произрастающей на вечной мерзлоте. Местность дикая и необжитая, только с конца прошлого века здесь вахтовым методом работают геологи и газовики.

Вскоре по обочинам уже лежал снег, и его становилось все больше и больше.

Грунтовка отсыпана скальником, чтобы как-то сгладить дорогу, машину пускаю одной стороной по нерастаявшей наледи, так же поступают редкие встречные.

Лес в снегу, сугробы все выше. Даже не верится, как будто вернулась зима… а ведь завтра первое мая !!!

Вскоре и грунтовка скрывается под льдом.

Ледяная колея довольно высокая, легковым здесь не сладко. Хотя по этой дороге ежедневно ходят маршрутки из Магистрального и Улькана в Иркутск. При этом они, как правило, заднеприводные. Однажды довелось ехать на маршрутке в октябре, валил снег, было тепло и, конечно же, гололед. Маршрутки всегда идут в ночь, это была ночь сплошного дрифта…

И так километров сто зимы.

Навстречу попадаются только внедорожники, скорость движения не более 30 км в час.

При спуске в долину реки Орлинга снега становится меньше.

На дороге какая-то суета. Как я понял, происходит перебазировка вахтового поселка.

С трала сгрузили контейнер, дальше, видимо, потащат волоком, с дороги трал съехать не может — грязь.

Ремонт бензовоза. Баки закрыты защитным коробом.

Еще один вахтовый поселок. Это и есть месторождение Ковыкта.

Справка: в 1975-76-х годах иркутские геофизики провели сейсморазведочные работы, в результате которых был выявлен «купол» — огромная выпуклая структура на глубине 3 километров с «крышей» из плотных пород,под которой залегают пористые песчаники. Такие места считаются геологами классическими «ловушками» газа и нефти. Проверяли купол бурением скважин в течение десяти лет, к 1987 году, было определено 24 участка, содержащих газ и жидкий конденсат. С этого года начинает свой отсчет месторождение Ковыкта.

«Нюкачан» в переводе с эвенкийского — белый человек.

На сегодняшний день разведанные запасы сухого газа месторождения оцениваются в более 1,4 триллиона кубометров, прогнозные — около 1,9 триллиона кубометров. Еще здесь есть более 115 млн. тонн жидкого конденсата, который представляет собой почти чистый бензин. Кроме углеводородов в газе месторождения обнаружено высокое содержание гелия — дорогого стратегического сырья. Во всем мире природного гелия почти нет, он содержится всего в нескольких месторождениях США и Алжира. Ковыктинский газ содержит гелия в 2-2,5 раза больше «забугорных». По всем показателям это месторождение является уникальным на мировом уровне.

Грязные талые воды идут поверх не растаявшего льда Орлинги.

Догоняю еще один трал, а затем Калину, она едет медленно, но верно. Остается только позавидовать терпению водителя.

Начинается метель, становится темно.

Навстречу идет маршрутка.

Метель на время прекратилась, появился просвет. Остановился попить чая. Плохой дороги осталось немного.

Фото не передает ухабистость дороги…

И снова метель. Припорошенная снегом (который ложится в ямки), дорога «проявляет» свои неровности.

Вечер, усталость, ощущение, что скоро конец этой зубодробилки. Неосознанно начинаю торопиться, прибавлять скорость… и вот результат: пробиваю колесо.

В принципе, я к этому был готов, выезжая на эту дорогу нужно иметь хорошую резину и несколько запасок. Пробоев бывает по нескольку за поездку. Поэтому лучше не торопиться, проезжать «опасный» участок медленно, чтоб потом не ковыряться в грязи. Дорога отсыпана скальником и не имеет верхнего слоя, так называемой «одежды». Скальник с острыми кромками нещадно режет резину, у маршруток после нескольких ходок резина будто выщипана пассатижами. Кроме запаски у меня в багажнике еще одно колесо. Им я и воспользовался, чтоб долго не возиться. Снял, осматриваю, камнями обычно режет сбоку, с боков колесо целое… осколок скалы воткнулся прямо посередине !

Пока занимался, меня обогнали все, кого я обогнал раньше, в завершение пробрякала Калина. Вот уж точно: тише едешь — дальше будешь!

Еще пока менял колесо, мимо на хорошей скорости прогрохотал гусеничный вездеход. Наверное, это и есть одна из причин того, что легковые режут колеса, вездеход гусеницами колет камни, на местах сколов остаются острые края…

Часов в десять я выехал к поселку Окунайский, время прохождения трафика составило около 6 часов, вместе с заменой колеса.

Через неделю еду назад. Дорога дается легче, т.к. выехал утром, отдохнувший. Погода хорошая, весело светит солнышко. С дороги снег за неделю почти сошел, по обочинам и в лесу еще много. Мама, которая поехала со мной, так же, как я неделю назад, поражается снегу, в Улькане он тоже сошел еще месяц назад. На этот раз доехали без происшествий.

Еще не так давно, эта дорога, как и многие другие дороги, была направлением, поездка становилась целым событием, экстремальными приключениями, к которым готовились. Но направления «осваиваются», становятся обыденными. Нет уже той прелести и восторга: да, я сделал это!!! как было раньше… С одной стороны, хорошо, что дороги становятся лучше и хочется, чтоб это происходило быстрее, но, с другой стороны, понимаешь, что того, что было, уже не будет. Не будет «кайфа преодоления», что ли… Вот и перевал Дабан по дороге в Северобайкальск, к примеру, раньше был испытанием для техники и людей, теперь во время последней поездки в октябре 15-го, мы пролетели его, почти не заметив… Хотя часто бывает наоборот, когда хорошая дорога быстро превращается в непроходимую…


Дром

Комментарии

     
Пермь
Сообщений: 2538
Отличный слог. Интересные фотографии. Спасибо.
Зачем ездил-то? За мамой?
92
2
Ответить
город в Якутии
Сообщений: 2
Нючакан -белый человек .можно и так перевести .
Но нючча или лючча с эвенкийского переводиться по смыслу как урод , так эвенки видели первых пришельцев с запада -"носатых , с глазами как у оленя " .
36
2
Ответить
Евгений
Чита
Классный отчет! Проехал весь Ваш маршрут по картам яндекс, капец, какая там природа!
22
3
Ответить
Игорь
Иркутск
Хорошо написано, но это не старый зимник, эту дорогу проложили лет 15 назад, старый зимник шел от Качуга на Карам, Магистральный
13
2
Ответить
    
Красноярск
Сообщений: 63867
Очень хороший отчет, мне понравился! ))))
32
1
Ответить
Дмитрий
Перевал называется Даван, а не Дабан.
10
23
Ответить
 
Сообщений: 4317
С интересом почитал отчет, здорово написано. В общем спасибо за экскурсию)) Сам часто мотаюсь по таким же сложным дорогам, причем не на внедорожнике, в.ч. Одна только Братск-Кодинск чего стоит: https://travel.drom.ru/29888/
Это наша зима! ;)
12
2
Ответить
КС
Северобайкальск
Дмитрий:
Перевал называется Даван, а не Дабан.
Википедия тебе в помошь-ДАБАН на эвенкийском
15
4
Ответить
 
Москва
Сообщений: 6169
Ехали, ехали... а где фото конечной точки маршрута? Там совсем, совсем всё страшно? Практически, обычная просёлочная дальневосточная дорога, по которой каждый день тысячи людей ездят в районный центры, что бы попасть в поликлинику, сходить в "хороший" магазин и т.п. И ну его, "кайф преодоления" на дорогах общего пользования... в Амурской области как-то, из-за скальника, покрышки почти два раза по кугу поменял.) https://travel.drom.ru/35987/
Passing through the arms of Satan
Reaching for the hands of God
http://travel.drom.ru/47166/
11
4
Ответить
 
Москва
Сообщений: 6169
поменял по кругу))))
Passing through the arms of Satan
Reaching for the hands of God
http://travel.drom.ru/47166/
1
1
Ответить
  
Сообщений: 392
Спасибо. Интересно было посмотреть и прочитать, т.к. в такое время мы там не ездили. Только зимой. А весну люблю.
9
 
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 37404
Просто супер отчёт
10
2
Ответить
игет
Новосибирск
Хоть и не далекий путь, но для не местных интересно почитать....
6
 
Ответить
  
Сообщений: 11015
суровые места
интересно что в будущем их ждет
Мы думали, у нас такие серьезные проблемы. Откуда нам было знать, что мы счастливы?
6
 
Ответить
fox396:
суровые места
интересно что в будущем их ждет
Их ждет китайский пуховик....
19
5
Ответить
fox396:
суровые места
интересно что в будущем их ждет
Их ждет китайский пуховик...
11
3
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 2785
Позитивно!!!
6
1
Ответить
 
ЯМАЛ
Сообщений: 4686
Нормально прокатился.
2
1
Ответить
   
автор
Усть-Кут
Сообщений: 771
legentay:
Нючакан -белый человек .можно и так перевести .
Но нючча или лючча с эвенкийского переводиться по смыслу как урод , так эвенки видели первых пришельцев с запада -"носатых , с глазами как у оленя " .
Спасибо, интересная информация.
3
 
Ответить
   
автор
Усть-Кут
Сообщений: 771
Михаил424:
С интересом почитал отчет, здорово написано. В общем спасибо за экскурсию)) Сам часто мотаюсь по таким же сложным дорогам, причем не на внедорожнике, в.ч. Одна только Братск-Кодинск чего стоит: https://travel.drom.ru/29888/
Спасибо Михаил, ездил через Братск-Кодинск в 12-м году на Панфайлдере, - дорога была жесть! Твой рассказ тоже читал.
5
2
Ответить
   
автор
Усть-Кут
Сообщений: 771
Альбина С.:
Спасибо. Интересно было посмотреть и прочитать, т.к. в такое время мы там не ездили. Только зимой. А весну люблю.
Спасибо Альбина за Ваш коментарий, он особенно важен. Кстати получил Вашу книгу от дрома, еще раз спасибо!
14
1
Ответить
   
Тула
Сообщений: 898
Слава Альбины Сысоевой многим не дает покоя.
4
16
Ответить
  
Ангарск
Сообщений: 14486
игет:
Хоть и не далекий путь, но для не местных интересно почитать....
Да и местным тоже полезно. В сентябре подумываю сгонять в Дзелинду, благо в Верхоленске теща живет.
Однако, надо будет помимо штатной запаси ещё и зимнюю прихватить, мало ли че.
Дастер - не Крузер конечно, да ещё и 2ВД. Лишь бы в дожди не попасть...
Рено Дастер 2л АКП
3
2
Ответить
  
Липецк
Сообщений: 356
природа - огонь, очень красиво. что там Вольво с питерскими номерами забыла )
Рискнув однажды, можно остаться счастливым на всю жизнь
2
2
Ответить
  
Москва
Сообщений: 326
Кроме углеводородов в газе месторождения обнаружено высокое содержание гелия — дорогого стратегического сырья. Во всем мире природного гелия почти нет, он содержится всего в нескольких месторождениях США и Алжира. Ковыктинский газ содержит гелия в 2-2,5 раза больше «забугорных». По всем показателям это месторождение является уникальным на мировом уровне..

Как красиво автор льет бальзам на душу..... опять мы скоро станем самыми самыми самыми.... а дороги, люди это не цель а средство....
Досадно мне, что слово "честь" забыто,
И что в чести наветы за глаза.
9
6
Ответить
silex985:
что там Вольво с питерскими номерами забыла )
"Командировочные"
 
 
Ответить
Дмитрий
КС:
Википедия тебе в помошь-ДАБАН на эвенкийском
...себе помогите, дабаан в переводе с бурятского "перевал", эвенками там и не пахнет. В википедии он так и называется - Даван.
2
1
Ответить
   
автор
Усть-Кут
Сообщений: 771
Дмитрий:
...себе помогите, дабаан в переводе с бурятского "перевал", эвенками там и не пахнет. В википедии он так и называется - Даван.
это старые споры, по крайней мере станция ВСЖД на перевале (на выходе из тоннеля) называется Дабан.
6
1
Ответить
     
Кимберлитогорск
Сообщений: 306749
понравился отчёт
у нас похожие дороги и климат
кто пятнице рад - тот за неделю пьянь
санки грязи не боятся
 
 
Ответить
Саша, читается на одном дыхании, фотографии потрясающие!!! Так держать!!!)))
3
1
Ответить
 
Buenos Aires
Сообщений: 6297
Интересные места, фото... приятно посмотреть!
Toyota Sprinter/Premio/Camry/Land Cruiser 100/200/ Ford Focus/ Excursion 7.3/ Volkswagen Sharan 2012
2
1
Ответить
Дэн
Иркутск
Моя рабочая газелька NEXT на"автобане" Окунайка- Жигалово, не ожидал увидеть себя, АВТОРУ Спасибо!
10
 
Ответить
   
Ангарск
Сообщений: 20593
Эх дороги! А я по зимнику Усть-Кут - Мирный по 2 раза мотаюсь на вахту.
-=Toyota Land Cruiser Prado 2021 2.7 TX L Package Black Edition=-
4
 
Ответить
    
Москва
Сообщений: 52
Интересно написано и грамотно.
Нючакан (нюкачан?)не в счет, опечатка.
Финиш поездки немножко смят или ускорен:-)
Даван в разговорах так "Даваном" на БАМе и называли.
Учился в Усть-Куте. Школярами ездили в Иркутск (до Листвянки) на обычных дорожных велосипедах, 10 человек. Шишкинские писаницы изучали еще без комментариев, в 1968 году:-)
Позже этот маршрут несколько раз на двадцать первой Волге в любой сезон преодолевал.
Асфальта было маловато:-). А вот острый щебень все чаще себя, к сожалению, сейчас проявляет...
Успехов и счастливых дорог!
2
1
Ответить
  
Долинск
Сообщений: 13
Сколько читаю про путешествия по этому пути Жигалово - Магистральный, не разу не рассказали про поселки Хонда, Типуй и Гарбичи. Но если Хонда находится в стороне от этого пути километров в 20, Типуй в километрах 5, то Гарбичи уже расположены на этой трассе. Просто интересно посмотреть что стало с этими поселками. Я там когда то жил, ( не сидел ) :) Это бывшие колонии поселения.
 
 
Ответить
   
автор
Усть-Кут
Сообщений: 771
в Хонде ( ударение на последнюю букву), живут люди, как здесь принято называть коренных - "бурундуки" ))) кстати деревянные лодки местной конструкции тоже называются "бурунда".
от Гарбичей остались одни развалины, про Типуй раньше не слышал даже, спросил, его тоже давно нет.
1
1
Ответить
михаил
Иркутск
Да интересно как будто сам проехал. Мы ездим чуть подальше до Киренска. Там есть участок после Магистрального называется глина. Вот там жесть после дождя. А в сухую погоду как асфальт. Вообщем интересно, с адреналином. На родину всегда с интересом. Машину чтоли поменял? Всем привет...
4
 
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 4586
Интересное повествование,молодец.
TIGGO7 PRO MAX 1.6T DCT Prestige 4WD 24MY
1
1
Ответить
    
Vladivostok
Сообщений: 1469
Какая знакомая дорожка))) Регулярно по ней из Таксимо в Иркутск или наоборот из Владивостока гонял. Последний раз в начале апреля 2016 не попал, потекла Лена, пришлось через Братск ехать, но зимушку застал и экстримчика хапнул на Дабанском перевале, и по полной программе на Северомуйском. А вообще, еще прелесть этого Жигаловского участка, там нет заправок, кафе и сотовой связи.
Ищу соучастия в совместных проектах и идеях бизнеса. В личку.
Мои отзывы: Nissan AD 2000, Toyota Lite Ace 1991
1
 
Ответить
  
Долинск
Сообщений: 13
с.киряк:
в Хонде ( ударение на последнюю букву), живут люди, как здесь принято называть коренных - "бурундуки" ))) кстати деревянные лодки местной конструкции тоже называются "бурунда".
от Гарбичей остались одни развалины, про Типуй раньше не слышал даже, спросил, его тоже давно нет.
Удивлен, что в Хонде живут люди. Вроде этот поселок как первым должен был закрываться. Типуй раньше Гарбичей закрылся. Просто он немного в стороне от трассы. А на развалины от Гарбичей просто интересно было посмотреть. Все таки я там жил долго. Но все кто проезжают по этой трассе, даже не упоминают и не фотографируют. Может быть, когда нибудь сам проеду по этой трассе.
 
 
Ответить
Бишкек (Пишпек
Рамантика!
 
 
Ответить
     
Новосибирск
Сообщений: 2131
Garp717:
Слава Альбины Сысоевой многим не дает покоя.
Она её по праву заслужила!
3
 
Ответить
  
Сообщений: 392
Здравствуйте! Всем спасибо за добрые слова! Немного покажу фото весны, как выходим с зимника и как уже через Даван (Дабан) переваливаем домой. И еще у меня к ВАМ всем вопрос - сколько машин осталось на зимнике, не смогли вырваться? По одним сведениям 70, по другим 30. Но я точно знаю, что только на Непе стоят 10 машин. Мне бы во вторую книгу эти сведения.
 
 
Ответить
  
Сообщений: 392
Почему-то не грузит фотографии?
 
 
Ответить
  
Сообщений: 392
Ерунда какая-то: загрузились и те, которые сначала не хотели. Не буду больше экспериментировать. Посмотрите фотографии о зимнике чуть позже, в следующем отчете. ИЗВИНИТЕ!!!
2
 
Ответить
    
Москва
Сообщений: 1467
Интересно
Prius 20,
Leaf Azeo S Mark II JZX-100 Mark II JZX-90 Vaz 2112
 
1
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28102
Направление, дорогой трудно назвать.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
1
 
Ответить
9922220
Казачинское
Валерсон7
с.киряк:в Хонде ( ударение на последнюю букву), живут люди, как здесь принято называть коренных - "бурундуки" ))) кстати деревянные лодки местной конструкции тоже называются "бурунда". от Гарбичей остались...
Было две Ханды: одно колония поселения, другая деревня в Вершине Ханды. В деревне ещё живут немного эвенков или тунгусов. А Ханды поселения давно нет, так же и Гарбича, и Типуя... Когда-то работал на Ковыкте, на автогрейдере в Русиа-Петролеум. Замечательное Время было... Сейчас Газпром превращает работу там в отбывание как на зоне. Охраны больше рабочих, как и на всех буржуйских месторождениях...
3
 
Ответить
16258446
с.киряк
Михаил424:С интересом почитал отчет, здорово написано. В общем спасибо за экскурсию)) Сам часто мотаюсь по таким же сложным дорогам, причем не на внедорожнике, в.ч. Одна только Братск-Кодинск чего стоит:...
В 2010 году в Кодинск ездили через Тамтачет. Зимник Тайшет-Тамтачет.
 
 
Ответить
16258446
В 2010-2011 годах неоднократно мотался по этой трассе. И один раз с Жигалово на Балаганск мотался. Природа по дороге действительно красивая, но сама дорога ничего сложного не представляла. Есть намного хуже. Да, колесо пришлось менять один раз.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром