|
30-го апреля выезжаю из Улан-Удэ в 5 утра. Цель: пгт Магистральный Иркутской области. Задача: 1000 км и чем быстрее, тем лучше.
Весна в этом году холодная и долгая, но все же к концу апреля в Улан-Удэ уже пробивается зелень, снег сошел месяца полтора назад, и про зиму позабыли. Кажется, вот завтра уже май и почти лето… и никак не ожидаешь, что через несколько часов, будто отмотав назад 2 месяца, окажешься среди сугробов и метели… Собственно этот контраст и подтолкнул меня описать эту поездку. В самом трафике Жигалово — Окунайский ничего экстремального почти не осталось. Вот и команда дрома зимой гоняла там Весту. Это давно уже не «зимник», т.к. действует круглогодично, а просто плохая сибирская дорога, но не лишенная экзотики для приезжих и привычных трудностей для местных. В общем, дорога с душой и изюминкой. Хотите ложечку Сибири, Севера, зимника, экзотики нефте-газодобычи, оффроада? — Эта экскурсия для Вас! В трех часах езды от Иркутска!
Любуюсь утренними пейзажами гор Хамар-Дабана и Байкала. Озеро еще во льду, но лед уже рыхлый и напитанный водой, начинает понемногу расходиться. Три года назад эти пейзажи казались невероятными и необычными, а за это время стали уже родными и любимыми. Ко всему, конечно, привыкаешь, то, что раньше приводило в восторг, уже воспринимается спокойнее, но понимаешь, что если окажешься вырванным из этого мира, будет очень тоскливо.
Ночью прошел дождичек, дорога умыта, по-утреннему пустынна, в душе покой и тихая радость от мысли, что впереди много километров дорог и свобода на неделю…
Вместе с солнышком просыпаются автомобилисты, трасса постепенно оживает. С мокрого асфальта поднимается туман и стелется над дорогой.
Река снежная. Нужно как то собраться посетить «Теплые озера», о которых так много писали на дроме.
Щелкаю фотоаппаратом на ходу, стараюсь не задерживаться, пока дорога хорошая надо пройти максимум и быстро. Грунтовка будет в конце пути, уже вечером, когда я буду уже уставший, поэтому чем быстрее я до нее доеду, тем меньше успею устать.
Проезжаю через суетной Иркутск, выхожу на Р418, Якутский (Качугский) тракт, вскоре начинаются бескрайние Усть-Ордынские степи.
Примерно через три часа я на берегу реки Лена, после Качуга начинается грунтовка, а почва вокруг становится красной глиной. Эта красная глина сразу напоминает о малой Родине: Янталь, Усть-Кут, ставший родным Братск, там везде эта красная глина….
Степи сменяются лесами, а затем настоящей дикой тайгой. После долин Бурятии, ощущение, что въезжаешь в какой-то медвежий угол.
В этот раз не задерживаюсь на «Шишкинских писаницах» (рассказывал раньше https://travel.drom.ru/28612/ ), хотя соблазн исследователя был.
Последняя заправка в Жигалово, заправляюсь под горлышко. В селе Тутура переезжаю понтонный мост через Лену. На мосту много рыбаков. Один парень вытаскивает сразу двух «харюзков», увидев, что я снимаю, довольный позирует.
Доезжаю до развилки на Чикан, прямо на перекреске стоит королка-универсал, один парень копошится под машиной, другой в салоне. Остановился, спрашиваю: что случилось? Отвечают: вылетела коробка. Парни все грязные, замученные. Как дорога? «Да ничо…», — отвечают грустно. В общем, помощь им не нужна, да и нечем было помочь, и я двигаю дальше.
Все, дальше только тайга и редкие поселки газовиков. Это и есть начало бывшего зимника. Расстояние почти 300 км, из них «убитой» дороги примерно 100 км. В принципе трафик проходим для любой техники, только в зависимости от погодных условий время прохождения может затянуться от 5 до 10 часов. Нужно сказать, что зима самое благоприятное время для этой дороги…
Навстречу идет грейдер, это хорошо, хоть какая-то часть пути сглажена.
Дорога поднимается в гору, это Ангаро-Ленское плато — это суровая часть средне Сибирского плоскогорья, площадью 7,5 тыс квадратных километров. Высота водоразделов здесь достигает 1000-1500 метров.
Видимо, как раз из-за высокогорья климат здесь очень суровый. Плато покрыто темнохвойной тайгой, произрастающей на вечной мерзлоте. Местность дикая и необжитая, только с конца прошлого века здесь вахтовым методом работают геологи и газовики.
Вскоре по обочинам уже лежал снег, и его становилось все больше и больше.
Грунтовка отсыпана скальником, чтобы как-то сгладить дорогу, машину пускаю одной стороной по нерастаявшей наледи, так же поступают редкие встречные.
Лес в снегу, сугробы все выше. Даже не верится, как будто вернулась зима… а ведь завтра первое мая !!!
Вскоре и грунтовка скрывается под льдом.
Ледяная колея довольно высокая, легковым здесь не сладко. Хотя по этой дороге ежедневно ходят маршрутки из Магистрального и Улькана в Иркутск. При этом они, как правило, заднеприводные. Однажды довелось ехать на маршрутке в октябре, валил снег, было тепло и, конечно же, гололед. Маршрутки всегда идут в ночь, это была ночь сплошного дрифта…
И так километров сто зимы.
Навстречу попадаются только внедорожники, скорость движения не более 30 км в час.
При спуске в долину реки Орлинга снега становится меньше.
На дороге какая-то суета. Как я понял, происходит перебазировка вахтового поселка.
С трала сгрузили контейнер, дальше, видимо, потащат волоком, с дороги трал съехать не может — грязь.
Ремонт бензовоза. Баки закрыты защитным коробом.
Еще один вахтовый поселок. Это и есть месторождение Ковыкта.
Справка: в 1975-76-х годах иркутские геофизики провели сейсморазведочные работы, в результате которых был выявлен «купол» — огромная выпуклая структура на глубине 3 километров с «крышей» из плотных пород,под которой залегают пористые песчаники. Такие места считаются геологами классическими «ловушками» газа и нефти. Проверяли купол бурением скважин в течение десяти лет, к 1987 году, было определено 24 участка, содержащих газ и жидкий конденсат. С этого года начинает свой отсчет месторождение Ковыкта.
«Нюкачан» в переводе с эвенкийского — белый человек.
На сегодняшний день разведанные запасы сухого газа месторождения оцениваются в более 1,4 триллиона кубометров, прогнозные — около 1,9 триллиона кубометров. Еще здесь есть более 115 млн. тонн жидкого конденсата, который представляет собой почти чистый бензин. Кроме углеводородов в газе месторождения обнаружено высокое содержание гелия — дорогого стратегического сырья. Во всем мире природного гелия почти нет, он содержится всего в нескольких месторождениях США и Алжира. Ковыктинский газ содержит гелия в 2-2,5 раза больше «забугорных». По всем показателям это месторождение является уникальным на мировом уровне.
Грязные талые воды идут поверх не растаявшего льда Орлинги.
Догоняю еще один трал, а затем Калину, она едет медленно, но верно. Остается только позавидовать терпению водителя.
Начинается метель, становится темно.
Навстречу идет маршрутка.
Метель на время прекратилась, появился просвет. Остановился попить чая. Плохой дороги осталось немного.
Фото не передает ухабистость дороги…
И снова метель. Припорошенная снегом (который ложится в ямки), дорога «проявляет» свои неровности.
Вечер, усталость, ощущение, что скоро конец этой зубодробилки. Неосознанно начинаю торопиться, прибавлять скорость… и вот результат: пробиваю колесо.
В принципе, я к этому был готов, выезжая на эту дорогу нужно иметь хорошую резину и несколько запасок. Пробоев бывает по нескольку за поездку. Поэтому лучше не торопиться, проезжать «опасный» участок медленно, чтоб потом не ковыряться в грязи. Дорога отсыпана скальником и не имеет верхнего слоя, так называемой «одежды». Скальник с острыми кромками нещадно режет резину, у маршруток после нескольких ходок резина будто выщипана пассатижами. Кроме запаски у меня в багажнике еще одно колесо. Им я и воспользовался, чтоб долго не возиться. Снял, осматриваю, камнями обычно режет сбоку, с боков колесо целое… осколок скалы воткнулся прямо посередине !
Пока занимался, меня обогнали все, кого я обогнал раньше, в завершение пробрякала Калина. Вот уж точно: тише едешь — дальше будешь!
Еще пока менял колесо, мимо на хорошей скорости прогрохотал гусеничный вездеход. Наверное, это и есть одна из причин того, что легковые режут колеса, вездеход гусеницами колет камни, на местах сколов остаются острые края…
Часов в десять я выехал к поселку Окунайский, время прохождения трафика составило около 6 часов, вместе с заменой колеса.
Через неделю еду назад. Дорога дается легче, т.к. выехал утром, отдохнувший. Погода хорошая, весело светит солнышко. С дороги снег за неделю почти сошел, по обочинам и в лесу еще много. Мама, которая поехала со мной, так же, как я неделю назад, поражается снегу, в Улькане он тоже сошел еще месяц назад. На этот раз доехали без происшествий.
Еще не так давно, эта дорога, как и многие другие дороги, была направлением, поездка становилась целым событием, экстремальными приключениями, к которым готовились. Но направления «осваиваются», становятся обыденными. Нет уже той прелести и восторга: да, я сделал это!!! как было раньше… С одной стороны, хорошо, что дороги становятся лучше и хочется, чтоб это происходило быстрее, но, с другой стороны, понимаешь, что того, что было, уже не будет. Не будет «кайфа преодоления», что ли… Вот и перевал Дабан по дороге в Северобайкальск, к примеру, раньше был испытанием для техники и людей, теперь во время последней поездки в октябре 15-го, мы пролетели его, почти не заметив… Хотя часто бывает наоборот, когда хорошая дорога быстро превращается в непроходимую…