|
Маршрут: Новосибирск — Томск — Каргасок — Нижневартовск — Когалым — Ноябрьск — Новый Уренгой — Надым — Салехард — Харп — Лабытнанги — Приобье — Ханты-Мансийск — Сургут — Нижневартовск — Орловка — Кыштовка — Новосибирск
Мысль махнуть к устью Оби созрела в недрах Новосибирского клуба УАЗ Патриот довольно быстро, на клич Михаила откликнулись еще 2 экипажа. Стандартная процедура сборов — ни на что не хватает времени, до последнего неизвестно, все ли сложится на работе, куча всяких самых неожиданных дел виснет на руках и ногах. Все эти путы удается буквально обрубить за полчаса до выезда, отключив телефон. Если помните, как начинался фильм «О чем говорят мужчины», так это все срисовали с нас. Потихоньку подтягиваемся к традиционному месту старта экспедиций — площадке возле цирка (типа, цирк остался — клоуны уехали).
В общем, все дела обрублены, все экипажи в сборе (кроме моего штурмана, он присоединился к нам в Нижневартовске). 20.02.2016 в 15:00 стартуем в сторону Томска.
Обычная дорога, ничем не примечательна, едем себе, трещим по рациям. Следует сказать, что чем дальше мы отъезжали от Новосибирска, тем прохладнее становилось на улице. Отмахав порядка 500 км, около 23 часов встаем на первую ночевку, надо заметить, что она оказалась самой холодной за всю поездку, ночью температура приближалась к -30. Согрели борща на замерзающей газовой горелке, сальцо, колбаска… В общем, в тот вечер мы поняли, что металлические рюмки — это не зимний вариант, к губам примерзают! Перед сном расставили машины пошире, чтобы не потравить друг друга газами, и завалились спать.
Тогда мы только отрабатывали приемы зимней ночевки, 1 экипаж машину ночью не заводил — к утру замерзли, но не фатально, 2 экипаж машину не глушил — упрели, я машину заводил 1 раз, по времени сколько не знаю, как стало тепло, так заглушил, выспался нормально. Хочу сказать, что хороший пуховый спальник позволяет сэкономить до 10 л топлива за ночь, которое, как показала дальнейшая жизнь, бывает на вес золота.
С утра, попив кофейку, чего-то там сжевав, мы двинули в сторону Каргаска. Оказалось, что мы слишком шустро двинули и, проехав совсем не много, я почувствовал какие-то пинки в трансмиссии, а Алексей, следующий за мной, крикнул, что пахнет гарью. В общем, у меня рассыпался подшипник хвостовика переднего моста, как впоследствии оказалось, в мосту была вода. Вобщем, лоханулся я по крупному, не став менять масло в трансмиссии, рассудил, что с момента последней замены прошел не более 5 тыс. км, преимущественно по городу, а забыл, что был у меня по осени бродик, который я всерьез не воспринял, а зря. В общем, теперь точно руки дойдут вывести сапуны под капот.
Принимаем решение — снимать заглушки со ступиц и ехать на заднем мосту до Нижневартовска, где меня ждет штурман и по совместительству мой кум Слава. Я ему позвонил, обрисовал проблему, и он к нашему приезду организовал ремонт.
Впереди 300 км зимника Каргасок — Нижневартовск, а я теперь на ГАЗели, но товарищи не бросят, поэтому едем смело.
Вот он, наконец, наш первый зимник, вокруг великолепная тайга, свежий воздух, яркое солнце, одним словом — красота. Но дорога скоро стала очень тряской, волны, на которых машина норовит подпрыгнуть, шмурдяк летает по салону, все, что лежало сзади, норовит оказаться спереди, периодически что-то прилетает из багажника в панель (багажник сильно сказано, спальники мы не складывали, поэтому все полезные вещи находились на площади от двери багажника до передних сидений, примерно так.
Все это равномерно перемешивалось и жило своей жизнью, более того у меня своей жизнью начал жить топор под спальником, равномерно измельчая все, что попадалось на его пути, его жертвой пали канистра с незамерзайкой, баклажка с водой и все пластмассовые ящики, которые были в багажнике и целыми прошли не один Алтай.
Даже канистры и те пытались убежать, к слову, позже им это удалось.
Если до Вертикоса дорога была еще сносной, то после она стала заметно хуже, скорость движения упала, передка часто не хватало, приходилось трудные места проходить ходом, от чего шмурдяк летал еще выше, но в целом дорога вполне приличная, по ней ездят легковушки, периодически застревая, но это тоже нормально, застрял — кто-нибудь выдернет, у всех и веревки и лопаты есть, все готовы к нештатным ситуациям. Особенно меня порадовала семерка с прицепом, и она ехала! Были пара горок, на которые я на заднем приводе с первого раза заехать не смог, думаю, ему там было тяжело.
Скорость движения редко превышала 40 км/ч. Скоро мы привыкли, что километры на зимнике тянутся очень долго. И если сначала воспринималось 300 км зимника до Нижневартовска — фигня, то скоро я понял, что это не так, на зимнике километры гораздо длиннее. Чем ближе к Нижневартовску, тем больше встречается объектов нефтяной инфраструктуры, кусты, насосные станции, факелы и т.д. Мне как бывшему работнику нефтяной промышленности прямо тепло на душе стало.
Очень большое неудобство мне доставляло отсутствие штурмана, вот даже пирожок в рот вложить некому на ходу, еда, которую клал под руку, улетела черт знает куда — не дотянешься, телефон на зарядку поставить, в навигаторе кнопки понажимать, нащупать бутылку водки, которая, судя по звуку, уже долбится об что-то металлическое, и, не дай бог, случится непоправимое, и вообще, она должна была находиться в другом конце автомобиля. Плохо без штурмана, очень плохо.
С питанием я вопрос решил, распечатав морской сухпай. Это небольшие прессованные пластины из обогащенной муки и чего-то там еще. 3 пластины на сутки. Действительно питательно, я на них продержался весь день, поскольку на остановиться и покушать мы время не тратили, а сало и колбасу резать было не кому. В общем, треща в эфире, мы часам к 11 вечера прикатили в Нижневартовск.
Это, практически родной для меня город, я в нем прожил 8 лет и уже 8 лет как не был в нем. Такое ощущение, что просто отъехал ненадолго. Слава встретил нас, в качестве базы предоставил свое СТО. Машину отогнали к местному дилеру, где ребята нас заверили, что и запчасти и специалисты у них имеются, по предварительной договоренности нас впустили в ремзону практически ночью. Я уехал к Славе, а ребята остались на «базе».
На следующий день машину начали с утра разбирать, выяснилось, что убита главная пара, наружная обойма подшипника прикипела, предстояла веселуха по снятию подшипника, потом выяснилось, что в городе нет распорной втулки, на поиски которой впоследствии ушло еще полдня. Пока мы со Славой тусили в ремзоне, позвонил Миша и сообщил, что всю команду неожиданно поразила болезнь под названием цинга и единственным средством для ее лечения был определен спиртовый настой дуба, домашнего изготовления, болезнь отступила, но побочные явления остались. В общем, Нижневартовск — это город, где по утрам не улыбаются. Но пока машина ремонтировалась, команда потихоньку приходила в норму, мы катались по родному для меня городу, рассматривая достопримечательности.
К вечеру мы поехали в назначенное время забирать машину и выяснилось, что собирать ее еще не начали. В общем, ситуация, как у любого уважающего себя дилера. После недолгого совещания было принято решение, чтобы не подвергать угрозе всю экспедицию разделиться, так как запаса времени у нас не было, а из графика мы уже вываливались. Договорились встретиться в Надыме, связь осуществлять из всех населенных пунктов, действовать по обстановке.
Ребята ушли вперед, мы со Славой остались ждать машину, которую нам пообещали отдать в 11 утра следующего дня, однако машину мы забрали ближе к 18. Еще 1 день ожидания дал мне возможность пообщаться со своими друзьями, которых я не видел уже больше 8 лет.
Наконец, ближе к 19 часам 23.02.2016 г. мы стартуем в сторону полярного круга. Главная пара на обкатке, едем потихоньку и так не торопясь добрались до Губкинского. Задолбавшись ехать, остановились на заправке и завалились спать. Проснулся я через 4 часа от того, что кто-то раскачивал машину, оказалось, это был ветер, снег залепил все. Я попытался открыть дверь, у меня ее чуть не вырвало из рук порывом ветра. Переполз за руль и поехал. Мело, как в песне, время было около 7 утра, вся спецтехника на дороге, разъезжается по месторождению, обогнать не возможно, видимости 0, так и ехали 40-50 км/ч несколько часов, пока на дороге не стало посвободнее. Миша предварительно сообщил, что зимник на Надым они не нашли, поэтому решено идти через Новый Уренгой. Мы не смогли не воспользоваться случаем и не заехать в Старый Уренгой на чашечку чая к старому знакомому. После чего выдвинулись в Сторону Надыма через Новый Уренгой. Ребята тем временем уже устали от Надыма, а между нами еще порядка 300 км.
В общем, решили встречаться в Салехарде. Ребята засветло уходят на зимник, а мы тем временем только подъезжаем к Новому Уренгою. В Надым мы прикатили уже ближе к ночи, заправились по полной — и на зимник Надым — Салехард (350 км). Подъезжаем к КПП, а там толпа тяжелой техники, зимник закрыт, никого не пускают (теплее -10 ночью движение запрещено), но нам ведь очень надо, иду «договариваться». На КПП сидит, не побоюсь этого слова, синий в какашку и уже неадекватный дед. У меня ничего не получилось, а Слава его смог убедить, что он должен нас пропустить.
Прыгаем в машину, Слава оказался ближе к рулю, поэтому прыгнул за руль, вылетаем на зимник. Я не успел предупредить, что передок отключен, неловкий маневр и мы в сугробе.Нас тут же выдергивает проезжавший мимо ГАЗон, и мы начинаем осознавать, что мы уже на зимнике, теперь едем аккуратно. Звонит Миша, они уже добрались до связи, говорит, мол, не суйтесь на зимник — здесь ж@па, замес из большегрузов, мы на зимнике больше 10 часов и до сих пор едем! Тягач на подъеме вырвал переднюю тележку у вагона-бытовки и, говорят, даже не заметил потери. Таким образом, на дороге неожиданно образовалась недвижимость, создав пробку в обоих направлениях, а техника, которая могла убрать эту недвижимость, оказалась в конце пробки. Ребята душевно повеселились на этом участке, объезжаю пробку по тундре.
Мы со Славой решили рискнуть. Проделать такой путь, быть рядом с целью и повернуть назад мы не смогли. С ребятами договорились, что мы идем на Салехард, если залипаем на зимнике, то ребята едут в Харп без нас, а мы их будем ждать в Салехарде, на том и порешили. И начался самый интересный зимник, по которому я хотел пройти уже не один год. Этот зимник с каждым годом становится все меньше, поскольку строится современная трасса. Я понимаю, что местные меня побили бы, если б я при них сказал, что мне больно видеть, как строится трасса и умирает зимник, зимник, который идет вдоль легендарной 501 стройки, которая потихоньку тоже уходит в небытие, вместе с остатками лагпунктов. Этот зимник обладает какой-то непередаваемой аурой, несмотря на мрачное соседство с вышками, колючкой и железной дорогой, которая была построена ценой неимоверных усилий, экономически была востребована, особенно сейчас, и так бездарно брошена и забыта. Мы ехали по этому зимнику почти всю ночь, большегрузы растащили, они все стояли в карманах на ночевке, вагон стоял в сугробе рядом с дорогой, мы катили по практически пустому зимнику и за разговорами и впечатлениями не замечали время, останавливались у разрушенных мостов, разглядывали их, трогали и, казалось, прикасались к чему-то утерянному, но осязаемому и при этом не испытывали никакого гнетущего состояния.
Мы остановились на вздремнуть ближе к 5 утра, а в 7 уже поехали дальше, солнце еще не взошло, вокруг нас лежала тундра, которая на фоне серого рассветного неба тоже казалась не слишком яркой, даже скучной, проехали где-то с часок и остановились попить кофейку да позавтракать, и тут случилось чудо. Вдруг вся тундра просто засверкала, причем это произошло мгновенно, как будто просто включили свет. Над тундрой начало подниматься солнце, у нас от радости в зобу дыханье сперло, до того это было завораживающее зрелище. Фото, конечно, не передадут всех цветов, но тем не менее.
Стояли пили кофе и боялись вспугнуть эту красоту. Такого белого снега я больше никогда и нигде не видел, белизна просто обжигала глаза. Попив кофейку, привычным движением выплеснули гущу на дорогу, и даже как-то неловко стало, как будто мешок битого стекла вывернули на лужайку, это пятно смотрелось просто отвратительно. Мимо проезжает колонна КаМаЗов, и все водители без исключения провожают это пятно взглядом, мы со Славой уловили эти взгляды и, не сговариваясь, начали закидывать его снегом, все таки в тундре должна соблюдаться стерильность, как в операционной.
А дальше мы ехали по зимнику, наслаждались красотой, пили чистейший воздух, которым дышишь и не можешь надышаться, любовались небом, которое было такое яркое и низкое, что казалось его можно потрогать руками, надо только подпрыгнуть повыше. Если до этого ехал и в голове считал километры до очередной точки, то сейчас ехал и думал — только бы зимник не кончился, так не хотелось с ним расставаться. Но когда-нибудь все заканчивается, и вот мы минуем КПП, выезжаем на асфальт и молча мчим к Салехарду, переваривая впечатления сегодняшнего утра.
С основной группой расстояние сократили до 30 километров, ребята уже в Салехарде, мы на подлете. Договариваемся встретиться в Лабытнангах у Саши. Саша — это наш одноклубник, который проживает в Лабытнангах и любезно согласился приютить уставших путников, за что ему большое человеческое спасибо.
Въезжаем в Салехард. Это большой (по северным меркам) красивый город, вежливые водители, непуганные пешеходы, широкие улицы и тротуары. В общем, город оставил очень хорошие впечатления. Ну и кульминация — стоим на полярном круге (правда, навигатор показал его дальше на пару километров).
К сожалению, не удалось сделать групповой фотографии, а жаль, все-таки первый раз пересекли полярный круг.
Через полчаса наша группа наконец-то объединилась на кухне у Саши. Наконец-то бешеная гонка закончена, нам со Славой удалось за 2 дня сократить отставание в 500 км, теперь можно ехать в спокойном режиме без ночных гонок. Пообедав в тепле и уюте, уточнив у Саши дальнейший маршрут, прощаемся и выдвигаемся в сторону Харпа.
Нас ждет полярный Урал! Пополняем запасы топлива и в путь, нам надо встретить закат в горах! Для того чтобы это сделать, нам необходимо попасть на территорию рудника, а туда попасть не просто! На подъезде к Харпу нашему взору открывается умопомрачительная панорама полярного Урала. Едешь, едешь, думаешь, какое впереди красивое небо, и вдруг осознаешь, что это не небо, а горы выросли из тундры.
Приезжаем на КПП, которое расположено на въезде на мост. Охранник говорит: «Идите к старшему». Старший говорит — на мост только по пропуску, но я вам его не дам, без пропуска — под мост, «под мост» мы не охраняем! Ну и ладно, напугал ежа голой ж@пой, травим колеса до 1 атм., падаем на бураницу и вперед!
Немного побуксовав и повеселив редких зрителей, выехали на дорогу, оглянулись и подумали — как назад-то выезжать, тот бережок довольно крутой. Короче, забили на проблемы будущих периодов и рванули в горы встречать закат! Очень скоро попали в густой туман, от которого тянуло не только сыростью, но и каким-то неприятным холодом, но зрелище было завораживающее.
Мы было уже расстроились, что нам заката не видать, но поднявшись выше, фиг знает на сколько, мы наконец-то вырвались из этого тумана.
И тут нас сегодняшний день одарил еще одним невероятным зрелищем — закатом на полярном Урале.
Ну вот, солнышко спряталось за горой, все цвета и краски выключили, и все вокруг стало серо-белым. Впитав в себя полярный закат, двигаем дальше вглубь рудника, пора нам уже искать площадку для ночлега. Рудник представляет собой довольно мрачное, но весьма масштабное зрелище.
Там все лютое, даже вот эти милые псы неслись впереди нас в такой подъем, что раздатка плакала, а они только лаяли и норовили откусить нам колеса.
Из дыр в горах выползали вот такие монстры, но увидев нас, тут же ныряли обратно в чрево горы, где не исключено, что черти жарят грешников на сковородках, ведь не зря в Харпе расположена колония особого режима!
Воронка, в которую мы спустились, я так подозреваю, когда-то была горой.
В общем, местечко мрачное. На ночевку решили здесь не вставать и поехали в обратном направлении к зоне леса. Таким образом, вот с этой самой точки началась наша обратная дорога.
Как это ни печально, но это неизбежно. Но у нас впереди еще дорога домой, которая тоже интересна и, бог ее знает, чего нам готовит.
Немного отъехали от рудника и нас перехватили ребята из службы охраны биологического разнообразия (примерно так звучит, точно не помню). Приветливые адекватные ребята, объяснили, что к ним поступила информация, что в сторону рудника прорвалась группа УАЗиков, нас ищут, задача — найти и обезвредить. Там, оказывается, какая-то особо охраняемая зона, шаг с дороги — и расстрел (шутка). Правда, кто, что и от кого на самом деле охраняет — все это очень туманно. Не простое там место, ой не простое! В общем, объяснили, кто мы такие и что здесь ищем, они нам сказали, что мы правильно сделали, что не остались ночевать на руднике, нас бы там ЧОП повязал. Показали нам место, где можно встать на ночевку, пригласили нас приехать летом, говорят, есть на что посмотреть, на том и расстались. Натоптали себе полянку, наварили пельменей, накатили коньячку за встречу, ведь сегодня была первая ночевка в полном составе, наконец-то мы все вместе. Наконец-то, после двухсуточной гонки можно спокойно поспать, мозг будоражат впечатления, которым просто не хватает места под коркой, сегодня был, пожалуй, самый насыщенный по впечатлениям день за всю поездку.
Утром встали, позавтракали, собрали лагерь, все уже отработано до автоматизма, и поехали к нашему любимому мосту. Решили попробовать прорваться через мост. Охранник на нас сильно удивился, говорит:
— Пацаны, вы откуда?
— Оттуда, под мостом заехали!
— Ну и езжайте под мост, от меня-то чего надо?
— Ну ладно, мы поехали!
— Ну ехайте!
Обратно от реки надо было подниматься на довольно крутой берег. Первым поехал Миша, под самым берегом забуксовал. Пошли искать за что заякориться, якорь далеко. Просим самосвал послужить якорем, цепляем за него лебедку, а он задачу понял, что надо дернуть, ну и дернул — и выдрал трос из лебедки. Надо вперед протащить машину с целой лебедкой, прокапываем дорогу в объезд Миши. Штурмана Дима и Влад на Надымском зимнике практически сроднились с лопатами, 5 минут — и все готово! Поехал, обратно в колею заехать не могу, разматываем лебедку, цепляем за мост. Пока охранника отвлекают разговорами, а то за такую дерзость они и из гранатомета могут по нам, по крайней мере на лицах так написано было. В общем, заскочил я в колею, собрали все стропы и троса, дотянулись до якоря, и я выехал наверх, потом вытащил Мишу, потом Леша вылебедился, и мы на свободе.
Картина, конечно, забавная была, представляю, как выглядела со стороны: хорошая дорога, крепкий мост, а 6 идиотов на 3 УАЗиках фигачат по целине под мостом среди промоин. Ну, так-то да, от цирка ведь сбежали.
Оказавшись на свободе, на прощанье показав в сторону КПП средние пальцы, едем в Лабытнанги, я за бензином, ребята за газом. На газовой заправке попали в обед, пока ребята ждали, мы со Славой рванули в Салехард купить оленины, нашли рынок, на котором настоящие ханты продают настоящую оленину, шкуры и т. д. и за 100 руб. могут даже сфоткаться.
Все закупили, заправились и выезжаем на зимник Салехард — Приобье зимник протяженностью 600 км, а как я уже говорил, это совсем другие километры. Подъезжаем к КПП, погода ухудшается, на КПП говорят, что метет шо капец, отвечаем — пофиг, нас пропускают. Зимник идет где по берегу Оби, где по льду, пространства большие, и метет действительно зачетно. Границы между небом и землей нет, все одного цвета, видимости никакой. Ориентируешься по впереди идущей машине и по вешкам, зато переметов больших не было, весь снег сдувает. Как позже выяснилось, мы успели проскочить, за нами зимник закрыли для всех видов транспорта.
Кому-то не повезло.
Кому-то повезло больше, поворот не увидел, так-то его можно только почувствовать.
Ехали на ощупь, ямы не объезжали, потому что их просто не видно. Влетел в очень хорошую яму, думал, мост оторву, но, слава богу, мост на месте, а канистры из-под ремня выбил, хотя периодически проверял крепеж и подтягивал стяжки. Посыпались эти канистры сначала на лобовик, потом на капот, а потом под колеса. В этот момент я успел отложить кирпич, так как не сразу понял, чем и зачем меня бомбардируют. Лобовик выдержал, а на капоте остались глубокие шрамы. Теперь я канистры разместил поперек, а перевязал вдоль багажника, наука впрок дураку пошла.
Как стемнело, ехать стало легче, дорога в свете фар обрела рельеф и границы, скорость движения увеличилась.
Сделали вывод, что по колее от трекола ездить нельзя, хотя она смотрится, как асфальт.
Ехали, пока не надоело, а когда надоело, выяснилось, что у Алексея ушла тормозуха, а вместе с ней и тормоза. Нашли рядом с дорогой живописную полянку, свернули на нее, накатали, утоптали, лопатами почистили и встали на ночлег. Кто-то занялся ремонтом отломанной тормозной трубки.
Кто-то занялся приготовлением оленины.
Что-то не решились мы сделать строганину, а зря, я по приезде все-таки настрогал мясца, под самогоночку — просто чудо! А тогда мы решили просто ее сварить. Заколебались ждать, пока она сварится, и сыпанули туда же пельменей. Их надо было спасать, поскольку на улице тепло и они начали таять, да и жрать уже хотелось. В общем, оригинальное блюдо вышло. Погода была теплой, хлопьями валил мокрый снег, несмотря на то, что все промокли, мы долго не расходились,
А некоторые простояли до утра (фото года).
В общем, те, кто устал, легли спать, а кто выспался — за руль, впереди у нас еще 400 км зимника. Метель немного приутихла, но не прекратилась, порою ехать было довольно сложно, но мы уже привыкли. Периодически останавливались попить чайку-кофейку. Очень удобная штука инвертор — остановились, включили чайник, и через 5 минут пьем чай, только за аккумулятором следить надо, я его лебедкой, да инвертором подвысосал, 1 раз прикуривать пришлось, когда чайник вскипел, и я сразу машину заглушил. Пейзажи не менялись, они одинаковые на всем течении Оби — берега, ивняк, тополя, в общем, по пейзажам мне этот зимник показался скучным, от впечатлений мозг отдыхал. Приобье это не тундра.
По дороге помогли местному рыбачку, у него подклинивал привод, так волоком его и протащили около 60 км, его, бедного, швыряло из сугроба в сугроб, но он мужественно держался на хвосте. Потом он нас сырком угостил (это рыба такая, кто не знает).
Так чистят зимники.
Так мы ехали весь день и часам к 11 вечера доехали до Приобья. Мелькнула у нас шальная мысль, а что если упереться и дойти до Нижневартовска, а это что-то около 600 км, если мне не изменяет память. Заправились, сменили водителей и поехали, но быстро поняли, что надо просто остановиться и заночевать, поэтому просто встали в ближайшем кармане и легли спать. Наутро увидели в том же кармане «зубило» перевертыш с башкирскими номерами и поняли, что вечером приняли правильное решение.
Дальше был скучный перегон Ханты-Мансийск — Нижневартовск, ничем не примечательный. Ближе к вечеру приехали в Нижневартовск к Славе на дачу. Для меня эта дача, можно сказать, сакральное место, я когда-то ее построил, когда уехал из Нижневартовска, дача перешла в надежные Славины руки и за 8 лет преобразилась. Дальше мы топили баню, ужинали в тепле, за кружечкой пивка обсуждали дальнейшие планы, поняли, что хотим выйти к Северному Ледовитому Океану, и как выяснилось, тут не так уж много вариантов, где это можно сделать. В общем, запустили себе в мозг червячка, и пусть он теперь там поживет и окрепнет.
На следующий день мы собрались, при Славином содействии купили Нельмы, распрощались со Славой и отправились покорять наш крайний зимник.
Зимник Иглы — Орловка самый короткий из всех нами пройденных, всего 80 км, и мы отнеслись к нему недостаточно серьезно. Выезжая из Нижневартовска, заправились, я залил полные баки и 1 канистру, подумал, что для 80-километрового зимника это достаточный запас, чего на крыше таскать лишний груз, ведь судя по карте до зимника заправки есть, а до него еще пилить около 500 км. Выехали на бетонку, которая связывает нефтяные месторождения и заканчивается зимником. Дорога вполне сносная, даже кафешки встречаются.
Доезжаем до Пионерского, 1 бак сожжен — пора заправиться. Находим заправку, а там заправляют только по топливным картам. В вахтовых поселках полностью исключены товаро-денежные отношения, деньги там не в ходу. Настоящий коммунизм, ну что делать, едем дальше с надеждой заправиться в Иглах. Чувствую — не дотягиваю (ребята на газу, у них запас хода поболее, чем у меня. Заливаю заветную канистру.
Приезжаем в Иглы — такая же ситуация. Разговариваем с водилами, продавать не хотят, видать, там и вправду коммунизм. Выясняем, что ближайшая заправка в Кыштовке — это 150 км, подбиваем у кого какие запасы по топливу и решаем ехать, топлива хватает впритирку, в крайнем случае сливаем бенз в 1 машину и отправляем ее с канистрами в Кыштовку. Выкатываемся на зимник.
На въезде подхожу к водителю шишиги, спрашиваю про бензин, и он мне сливает 10 л. Ура! Теперь доедем точно!
Этот зимник ничем особенно не запомнился, просто лесная дорожка. Проезжаем ползимника и встаем на ночевку на каком-то лесовозном свертке. Крайняя ночевка в этой поездке, завтра будем ночевать дома на чистых постелях. Варим гречку с тушенкой, делаем строганину из нельмы под рюмочку, ведем усталые беседы.
Утром подъем, завтрак, сборы, перераспределили остатки топлива по машинам и домой.
С зимника вышли благополучно, ну вот уже практически дома — Новосибирская область — последний рывок. Разогнались и перед самой Кыштовкой не удержал я коня.
Хорошо на встречке никого не было, отделался легким испугом и немного помятыми дверями. А дальше все было скучно, М52, забитая фурами, бесконечные обгоны, грязь в стекло. Вечером ужинали по домам в кругу семьи.
Вот такая вот интересная поездочка получилась.
Немного статистики:
Продолжительность поездки: 11 дней.
Пробег туда (Новосибирск — Нижневартовск — Новый Уренгой — Салехард — Полярный Урал) 2700 км.
Пробег обратно (Полярный Урал — Салехард — Приобъе — Х.-Мансийск — Нижневартовск — Игол — Орловка — Новосибирск) 2800 км.
Общий пробег: 5 500 км.
Для газовых машин:
Затраты на газ: 15000 рублей.
Затраты на бензин: 6000 рублей.
Общие затраты на топливо: 21000 рублей.
Для бензиновой машины:
Сожжено топлива 990л на сумму 32 000 руб., средний расход составил 18 л/100 км. Экономия по газу очевидна, за поездку составила почти 1/3 стоимости установки ГБО. Задумался...
Плата за зимники и ледовые переправы: 2700 рублей.