|
08.05.2009 г.
Про автомобиль рассказывать не буду, до него черёд ещё не дошёл. Рассказ для тех, кому интересен строящийся Северный маршрут, который в будущем должен соединить Пермский край, Свердловскую, Тюменскую и Томскую области.
Поездка эта практически не планировалась, по этой дороге я раньше ездил и дорогу знал. Можно считать её проверкой надёжности автомобиля после проведенного мелкого ремонта системы охлаждения, ходовой (замена передних стоек на «Токико» по 2 600 руб. за шт.), выхлопной системы и замены расходных жидкостей после долгой зимы. Ехали экспромтом, никого заранее не предупредив. Подстегивал благоприятный прогноз погоды на предстоящие выходные, + 19С, что для нашего региона подарок в мае, и огромное желание уехать из города, хоть на какое-то время. Сумка с продуктами на одноразовый приём пищи собрана. Мы едем в миниотпуск на выходные дни, совпавшие с Днём Победы. В Урае живёт моя мама и родной брат, да и сам я там жил в школьные годы.
За 12 лет официального водительского стажа (права я получил поздно, уже в 30 лет) за моими широкими плечами была пара путешествий в город суровых мужиков, сталеваров и шахтеров — Челябинск, где практически отсутствуют хорошие дороги, но зато много трамвайных путей. Кстати, в Челябинске, как и в Нижневартовске, прямо в городе есть озеро, где можно омыть ноги, хотя некоторые позволяют себе и окунуться полностью.
Нижневартовск. Комсомольское озеро.
После прочтения моего рассказа у вас появится представление о Ханты-Мансийском округе и его дорогах.
Продолжаю. Выехали сразу, как только смогли покинуть рабочее место. Заправились под завязку на любимой заправке, где самый качественный из дешевых бензинов в городе Нижневартовске, по 16 рублей 50 копеек за 1 литр. На дворе «кризис» (любимое слово всех от мала до велика, а особенно средств массовой информации), но благодаря ему бензин за последние полгода стал дешевле в среднем рублей на пять за литр. Рядом со мной любимая женщина, водитель от Бога, и хоть стаж у неё совсем небольшой — два года, но она, если честно, водит автомобиль получше многих мужчин. Маршрут выбран простой, да он и единственный пока путь в город первооткрывателей шаимской нефти — Урай.
Урай. Центр города.
Краткая справка. Город Урай, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ. Население колеблется в разные годы у цифры 40 тысяч человек. Градообразующее предприятие «Лукойл-Западная Сибирь-Урайнефтегаз». Город находится на слиянии рек Колосья и Конда. Конда потом впадает в Иртыш, Иртыш в Обь, а Обь сами знаете куда! Маршрут путешествия: Нижневартовск — Мегион — Лангепас — Сургут — Нефтеюганск — Пойковский — Ханты-Мансийск — Урай. Расстояние в пути напишу сразу, вдруг потом забуду, :) — 950 км.
На дворе день. Время 15:24. Время выезда из города Нижневартовск. Что и было зафиксировано на фотоснимке.
Памятник Покорителям Самотлора (Алёше) на выезде из города Нижневартовск.
На улице солнышко светит, как по заказу потеплело до +15С, но дует сильный ветер. В кроссовках ехать жарко, а на улице без них холодно. Поэтому стелим под ноги чистые салфетки размером 50х50 см, и едем всю дорогу в носках. Надеваем обувь, только чтобы выйти на улицу размять ноги и подставить лицо свежему ветру. Правда, я иногда поворачивался к ветру спиной, чтобы не подумали, что на улице сильный дождь.:) Покидая Нижневартовск, бросаем прощальный взгляд на пост доблестных ГИБДДэшников и указатель расстояний возле него.
Первый город на нашем пути — Мегион, маленький городок типа Урая быстро остается позади. До мегионского кольца 28-30 км, смотря откуда мерить, мы же обнулили одометр на заправке в городе. До и после Мегиона дорога хорошая, ровная, везде разметка. Но быстро не поедешь, часто стоят знаки ограничения скорости 70 км/ч. Движется много технологического транспорта, автобусы и прочая техника с нефтяных месторождений.
Через час с небольшим на горизонте появляется ещё один город нефтяников — Лангепас.
Он выглядит очень чисто и современно. Раскрашен, как и все лукойловские города, в разноцветные краски, на улицах чисто и безлюдно. Расстояние от Нижневартовска до Лангепаса 100 км. После окончания зоны действия территории города Лангепаса ускоряем движение, трасса свободна и нам никто не мешает. Вдоль дороги, в лесной тени, наблюдаем остатки нерастаявшего снега, и удивляться тут нечему, ведь ещё четвертого мая шел снег и ночью температура опускалась до -14 С. :(
Дорога местами просто отличная, что и отличает наш округ от других регионов страны. Для себя эту особенность я объяснил очень просто. У нас везде болота, реки и озера, местность зыбкая, и если нет твердой хорошей дороги, то до пункта назначения навряд ли доберешься.
Какое-то время едем вдоль железной дороги. Минуем разъезд Ульт-Ягун, где железная дорога расходится на два направления: на север на Когалым — Ноябрьск, и на восток — на Нижневартовск.
Сургут напоминает о своём приближении неожиданно, появлением за очередным леском кольца с развязкой Сургут — Когалым — Нижневартовск. Сбоку у дороги развернулась бойкая торговля чучелами: медведя, лисицы, белки, совы и различных птиц. Тут уже и заправки по левой стороне дороги, и кирпичные строения с надписями «Кафе», «Шашлык». Машины почему-то едут не спеша, явно ожидая засады в кустах, хотя встречные не моргают. И точно, через несколько километров, притулившись к очередной заправке, на обочине стоит не приметный издалека КАМАЗ. Подъехав ближе, видим, что из открытого окошечка в задней части КАМАЗа торчит видеокамера. А сбоку на его борту написано «Пост ДПС».
После кольца нужно ехать ещё около 30 км до появления жилой части города славных нефтяников, отстоявших свои права в борьбе с появившимися из ниоткуда компаниями, захватившими основные нефтегазодобывающие предприятия в стране. Работники «Сургутнефтегаза» сохранили свои акции и, соответственно, свои доходы и не управляют ими неизвестные московские «нефтяники» в белых воротничках. Подъезжая к городу, миновав небольшое кольцо, вливаемся в поток машин, двигающихся по направлению Аэропорт — Сургут.
Въезд в Сургут.
На протяженности примерно одного километра выстроились несколько современных автосалонов, построенных будто бы только из стекла. Тут уже функционируют автосалоны: «Форд», «Опель», «Тойота», «Вольво», и др., все названия прочитать не успел.
От Нижневартовска до Сургута 235 км. Обходим центр города по указателям и выходим на Нефтеюганское шоссе с разделительным бетонным ограждением. Логическим завершением шоссе является дорожная развязка, мы ныряем под мостик и уходим по направлению города Нефтеюганска, на юг.
Сургут. Здесь нам направо.
Сургут. И здесь нам направо.
Почему мостик? А потому что впереди нас ждет Сургутский мост через реку Объ. Строили его очень долго, но зато каков красавец получился!
Ограничение по скорости 40 км/ч, и очень плотное видеонаблюдение. Вечно бодрствующие «продавцы полосатых палочек» шмонают грузовой транспорт перед въездом на мост и совсем не обращают внимания на прикрепленные на лобовом стекле таблички с надписью «Пустой». На реке у опор моста небольшой ледяной затор, хотя ледоход прошел в начале мая.
Мост через Обь у г. Сургут.
После моста большой плацдарм с несколькими заправками и кафешками.
Первые гаишные засады в кустах появились на трассе возле Нефтеюганска: они любят выставлять там камеру на треноге, а сами где-нибудь вдалеке пасутся в машине, наблюдая в монитор, отслеживая скоростной режим. Едем мы аккуратно, практически по знакам, поэтому проезжаем мимо них без задержки.
Еще один мост, теперь уже нефтеюганский, ограничение по скорости 70 км. Дальше пустынная местность с заброшенными огородиками, какие-то базы и примерно через 20-30 км развязка автомагистрали. Кому нужно в Тобольск, Тюмень и дальше на большую землю, ехать прямо на Пыть-Ях. Нам на Пойковский, Ханты-Мансийск, Нягань — направо. На так называемый Северный маршрут, связывающий Пермский край, ХМАО и Томскую область. До этой развилки от Нижневартовска 300 км.
До города Пойковский, чистая, пустая дорога, правда, местами латанная, но в общем нормального качества. Расстояние от развилки до Пойковского — 60 км. В Пойковском есть кафе прямо у трассы, но есть и получше качеством, если проехать метров 700 в город, свернув направо. Заправка находится в самом городе. Потом до самого Ханты-Мансийска городов больше нет. Сплошные месторождения: Правдинское, Приобское, Салымское. Где-то уже ближе к городу, примерно за 80-100 км, заправка и кафе на развилке с месторождениями. Где-то перед ней, слева по борту, строится новая дорога на Тюмень через Салымское месторождение. Если смотреть по карте, то путь в Тюмень из Хантов по этой дороге будет значительно короче. Качество дороги хорошее, ехать можно со такой скоростью, насколько позволяет автомобиль.
Пост перед Ханты-Мансийском обвешан видеокамерами и дорожными знаками различной направленности. Снижаем скорость до требуемых 40 км/ч, нас осматривают, но не останавливают. После поста ДПС города всё нет и нет, постепенно появляются дачные домики и окраина города. Что самое интересное, везде на этом участке висят знаки «80 км/ч». То есть, мы как бы уже в городе, но так как людей мало, машин мало, а дороги и развязки забабахали, как в Москве, то ехать рекомендуется быстро!
Въехав в город, заправились на заправке с незнакомым названием что-то типа «Иртышнефтепродукт», у нас в городе заправки в основном под флагом «ТНК-ВР».
Цены приятно удивили, 92 бензин был по 16 руб. 30 коп.
Сразу за заправкой в лесочке спрятался красавец Аэровокзал.
Аэропорт г. Ханты-Мансийск.
Внутри чисто и пустынно. Площадь внутри здания очень маленькая, хорошо, если человек сто войдет туда. Пассажиров нет вообще. Правда, и время уже около 21 часа.
Не могу промолчать, что Ханты-Мансийск усиленно превращают из захудалого провинциального города с населением в 50 тысяч человек в окружную столицу с мраморными парапетами, зеркальными зданиями и быстрыми темпами. За последние десять лет в строительство зданий и дорог здесь вложено огромное количество нефтедолларов, собираемых в виде налогов с нефтяных компаний региона. Строятся лыжные базы, трамплины и ещё много всего.
Центр г. Ханты-Мансийск.
Я тоже успел приобщиться к прекрасному — посетил археопарк. Расположен он вдоль реки Иртыш у подножия одного из городских холмов. Построен он в 2007 году, в честь 425-летия столицы Югры. Семь бронзовых фигур мамонтов весом 70 тонн расположились на горе Самаровский Останец. Оригинальная композиция воздвигнута на высоком и удачном для обозрения месте, создается впечатление, что стадо вышло из леса. Здесь много лет назад и жили настоящие мамонты. Их кости до сих пор находят в пойме реки Иртыш. Поэтому с месторасположением бронзового семейства вопросов не возникало. Мамонты вернулись на свою родину, правда, теперь из непонятного сплава, хотя везде пишут, что они бронзовые, но верится с трудом.
Археопарк:
Мост через Иртыш тоже очень симпатичный. Запустили его в эксплуатацию в сентябре 2006 года. Наш путь именно через него, следуя дорожным указателям в направлении города Нягани.
Мост через р. Иртыш.
Сразу за мостом через Иртыш на посту ДПС первый раз у нас проверили документы. Я вышел из машины, перекинулся парой фраз с человеком в погонах, показал документы. Он посмотрел на них, на меня, потом снова на них, быстро сунул мне их в руки и побежал махать палочкой следующей подъезжающей с моста машине. А мы двинулись дальше.
Пост ДПС г. Ханты-Мансийск.
Для тех, кто забыл заправить себя и автомобиль в Ханты-Мансийске, сообщаю, что через 30 км от моста есть гостиничный комплекс, оказывающий все эти услуги. Дорога дальше идет, просто отличная, ей всего три года, асфальт ровненький, машинка идет мягко. На этом участке до самого поселка Талинский, где, кстати, и будет следующая заправка, часто встречаются обустроенные стоянки для автомобилей с туалетом и эстакадой, «Пункт отдыха» он вроде называется. Дорога ухудшается после указателя поселка Талинский. Здесь много нефтяных кустов прямо у дороги. Много специализированной большегрузной техники. Разрабатываемое здесь нефтяное месторождение «Каменное» принадлежит частично «Лукойлу», частично «ТНК-Нягань». Расстояние от моста через Иртыш до развилки Нягань — Советский 190 км. Проворонить развилку очень просто, вывеска-указатель маленькая. Я сфотографировал этот участок только на обратном пути. Соответственно и указатель чуть другой.
Поедете прямо, трасса приведет вас в Нягань, а если повернуть налево, то будем двигаться в направлении Советского по так называемому Северному маршруту.
Именно налево нам и нужно. Дорога почти сразу после развилки начинается новая, отличного качества. Заправок на этом участке пока не построили.
Автострада Нягань — Советский.
Ухудшение перед Ловинским месторождением, через 70-80 км. Примерно 2 км будет участок где щебенка и песок, говорят, там раньше были дорожные плиты. Но за время затянувшейся перестройки, когда строительство дороги застопорилось именно в этом месте, их растащили предприимчивые руководители из Урайнефтегаза, фамилии их история умалчивает. Дорога дальше имеет бетонное покрытие шириной четыре плиты. Плиты уже просели, и местами из них торчит арматура. Строили эту дорогу в 1988 — 1989 годах, когда шло активное освоение Ловинского месторождения.
На этом месторождении я, кстати, начинал свой трудовой путь слесарем КИПиА. Но тогда дороги от Урая до Ловинки прямой не было, и мы летали на вахту на вертолете МИ-8, 40 минут летишь, 200 км позади. Режим работы был такой — неделю работаешь по 12 часов, неделю отдыхаешь. Там и сейчас так работают. Только не летают, а ездят на вахтовках.
Участок грунтовки — 2 км.
Миновав вывеску с большой надписью «ЦДНГ-7 Ловинское месторождение» и мостик через речку Мулымья, нужно притормозить у очередного указателя. Указатель такой: прямо поедешь — в Советский приедешь, налево поедешь — в Урай приедешь. :)
В этом месте мы сворачиваем с великого Северного пути налево. И описать какая там дорога дальше до Советского Ивдели, Перми я не могу, хотя и самому очень интересно. Информации минимум. А если бы её сдали в эксплуатацию в этом 2009 году, можно было бы по ней выйти на большую землю.
На снимке лишь указатель Ловинка — Советский, снят он на обратном пути. Там Т-образный перекресток, так что не промажете.От этого указателя до Урая — 150 км. Заправок и прочего сервиса больше не предвидится. Дорога совсем не федерального значения. Покрытие в три бетонные плиты шириной. Местами приходится подпрыгивать на кочках.
Дорога связывает между собой нефтепромысла Урайнефтегаза. У каждого промысла есть свое название. Про Ловинское мы уже говорили, дальше по пути следования: Лазаревское, Филипповское, Убинское, Даниловское, Узбекское, Тетеревское и месторождение Сухой Бор.
Устав от перестука плит (звучок такой примерно в ушах: ты-гы-дын, ты-гы-дын, ты-гы-дын, ты-гы-дын, ты-гы-дын), прибыли мы на круглогодичный мост через речку Конда. Собран он из состыкованных двух барж, и я так и не понял, в этом месте судоходство на Конде заканчивается или эти баржы разводят, как петербургские мосты, но не каждую ночь, а только по просьбам трудящихся?!
Ночь. За рекой светились огоньки деревни Мулымья. От деревни до города Урая — 20 км. Город встречает приезжающих чисто убранной промышленной зоной, заправкой с известным брендом «Лукойл» и одним из самых высоких ценников на бензин, аж по 19 руб. 50 коп. за 1 литр 92 бензина.
Ночью, в 2:30 местного времени наш экипаж из двух водителей прибыл в Урай. Город спал. Дорога до моей исторической Родины протяжённостью 950 км заняла у нас 11 часов, сюда вошло и время на остановки, заправки, приёмы пищи, миниэкскурсии.
Средний расход бензина на трассе по нашим расчетам составил 7,7 л/100 км.
Снимок карты 2006 года, и то, что там пунктиром выделено, уже построено.