|
Кольцевая Западной Сибири. Экспедиция «501-503»
Пятьсот первая стройка,
Полуостров Ямал.
А я парень нестойкий,Я на скрипке играл.
Мох, туман, редколесье,
Да этап налегке.
Я мелодию рельсов
Разучил на кирке.
Эй, полярные волки!
Вы не бойтесь огня.
В свою волчью светелку
Заберите меня (А.Розенбаум).
Итак, после Нового года Общественная организация Клуб развития внедорожного автоспорта и автотуризма «Штурмовик» (г.Сургут) объявил о планируемом на начало марта мероприятии: Экспедиция «501-503».
«Дорога длиною в жизнь», «мертвая дорога», «501стройка», «дорога в никуда», «Трансполя́рная магистра́ль», «стройка ГУЛАГа», «музей коммунизма под открытым небом» — один из самых грандиозных проектов ГУЛАГа.
Все эти названия относятся к железной дороге пролегающей по трассе Чум—Салехард—Игарка, строившейся в 1947-53 годы. Дорога начинается за Северным полярным кругом, на участке Елецкий—Харп пересекает Полярный Урал, далее проходит по болотистому северу Западно-Сибирской равнины.
Размах, безумие, человеческие жертвы, полусгнившие вышки, бараки, разломанные остатки рельс, об этом можно много прочесть в Интернете. Экспедиция «501-503» позволит познать кусочек истории России, окунуться в сталинские времена. Загляните в музей коммунизма под открытым небом.
Экспедиция «501—503» является мероприятием в формате автомобильного путешествия с элементами ориентирования. Участников ожидает знакомство с культурными ценностями советских времен, с достопримечательностями округов, этносом, культурой, бытом, традициями местного населения. 70% маршрута пройдет по зимникам двух округов: ХМАО—Югра и ЯМАО, где участникам предстоит серьезно испытать свою технику, силу духа и волю.
Итак, предварительно (27-28 февраля) проведя обклейку автомобилей, проверив их подготовку и зарегистрировав участников, 1 марта все собрались на старте — на стоянке перед зданием официального дилера Nissan в Сургуте.
На старт вышло всего восемь автомобилей и 20 участников. Автомобили: Volkswagen Touareg, Toyota Land Cruiser 100, Тойота Land Cruiser 80, Mercedes-Benz 270, Ssang Yong Korando, Уаз-315148, Nissan Patrol и Nissan NP300 — по совместительству наша «техничка».
Проведя небольшой брифинг…
…раздав всем участникам книжки с перечнем «точек» для посещения (по желанию каждого) интересных мест по пути следования, перечень «обязательных точек» встреч всех экипажей, дали «старт».
На первый день пути запланирован маршрут: Когалым (235 км), Ноябрьск (107 км), Муравленко (109 км), Губкинский (127 км), Пурпе (8 км), Пуровск (170 км), Тарко-Сале (12 км). Итого примерно 670 км. В Тарко-Сале мы должны встать на ночевку. Я еще с двумя машинами вернулась в Сургут, кое-что забыли купить из продуктов… В первом же городе мы встретились практически со всем участниками…
В Когалыме заехали на несколько «точек»…
Скульптура «Жемчужина».
«Капля жизни» — скульптурная композиция, подарок от нефтяников жителям города в честь 10-летия нефтяной компании «ЛУКОЙЛ», открыт 07.09.2001. Автор — заслуженный художник России, секретарь Союза художников, лауреат премии Москвы — Андрей Николаевич Ковальчук, заслуженный архитектор России П.П.Павлов.
Парк боевой техники — музей военной техники под открытым небом, где занимается военно-патриотический клуб «Возрожденье», на территории которого проводятся разнообразные военно-спортивные соревнования, соревнования авиамодельного клуба «Авиатор», — подарок городу от руководства нефтяного ведомства. 24 марта 2000 года здесь установлен ТУ-154.
Дама с собачкой… Почему нам сказали, что это дама — не знаю… По-моему, это мальчик…
Храмовый комплекс в Псково-Новгородском стиле XVI века, построенный турецкой фирмой «Лукова» на средства «ЛУКОЙЛа». Пюхтицкий Свято-Успенский женский монастырь находится в Эстонии. Ему более 100 лет, он никогда не закрывался. Оттуда переместились в далекие когалымские края настоятельница и первые послушницы. В комплекс входят: трехпрестольный храм Успения Божьей Матери, крестильный храм в честь Иоанна Предтечи, колокольня, водосвятная часовня, воскресная школа, иконная и книжная лавки, дом причта.
«Летопись России» — памятник русским книгам, работы самого известного новорусского ваятеля — З.Церетели.
Следующим пунктом был город Ноябрьск… Ноябрьск — это уже Ямало-Ненецкий автономный округ…
Первым делом мы подъехали к зданию Телепорта. Это уникальное сооружение, аналогов которого нет на Ямале и во всей Западной Сибири. Его дизайн настолько необычен, что сразу привлекает внимание многочисленных гостей города. Здесь к нам присоединился еще один участник — кинооператор из ноябрьской телекомпании Андрей.
Очередная наша точка — памятник комару. Эту необычную конструкцию смонтировали рабочие компрессорной станции №1 Ноябрьского управления магистральных трубопроводов «Сургутгазпрома» и разместили в Сквере ветеранов. Автором оригинальной композиции, выполненной из списанных металлических деталей, стал местный скульптор Валерий Чалый. Высота комара достигает человеческого роста, а размеры кровососущего хобота превышают параметры крупнокалиберного пулемета. Вряд ли памятник установили в знак благодарности, как это обычно бывает. Создатели монумента руководствовались другими соображениями. По неписаным северным законам ветераном может считаться лишь тот, кто сумел перетерпеть не только полярную ночь, но и лютых комаров.
Там же недалеко от комара находится крокодил — питомиц жителей Ноябрьска, немного зубаст, в меру упитан и очарователен…
Далее наш путь лежал в город Муравленко. Эколого-краеведческий музей города Муравленко — «обязательная точка». Мы должны были собраться в 17-30 у таблички «Муравленко» на въезде в город и двигаться колонной в музей... Но где-то как-то мы лоханулись и опоздали в музей на 1,5-2 часа… Поразило нас то, что работники музея несмотря на окончание рабочего дня, несмотря на свои личные дела, семьи, детей, все же дождались нас и провели экскурсию. Огромное им спасибо!!! Экскурсия участникам пробега понравилась всем без исключения.
В музее функционируют четыре постоянные экспозиции:
1. «Город, который построили мы», где представлены материалы по истории города, информация о выдающемся нефтянике В.И.Муравленко и его личные вещи.
2. «Черное золото Сибири» — знакомит с материалами о нефтедобыче Муравленковского региона, фотоматериалами о трудовых буднях нефтяников, а также с музейным проектом «Путешествие в полимерообразующий ландшафт».
3. «Флора, фауна и палеонтология», где широко раскрыт растительный и животный мир Ямала прошлого и нынешнего времен.
4. «Культура и быт народов ханты и ненцев» — об особенностях быта и культуры коренных народов Севера.
По пути до Тарко-Сале, в поселке Пурпе где-то должна быть «вкусная» композиция — памятник Пельменям, который представляет собой кастрюлю пельменей и деревянную ложку с хохломским орнаментом. Высота вкусного, хотя и несъедобного блюда чуть более трех метров. Композиция выполнена из железа и камней, сверху покрыта обыкновенной краской. Монумент создавали местные умельцы — токарь, слесарь и сварщик — по открытке, привезенной из Полтавы. На ней изображен такой же памятник пельменям. У местных жителей композиция вызывает улыбку, умиление и, разумеется, желание отведать одно из любимых блюд. Координат данного сооружения у нас не было, желание посмотреть сие чудо было, но из восьми машин нашли его только две… Я после въезда в поселок подъехала к стоящей патрульной машине, мой штурман пошел узнавать у них как проехать, но то ли ДПС-ники не так объяснили, то ли штурман не понял, но мы пролетели поворот к памятнику, так и поняв, где он был….
Все автомобили были оборудованы рациями СВ-диапазона. Общались то на 15 канале, то по договоренности переходили на свой. Пока ехали до Тарко-Сале у экипажей устоялись позывные: «Тур», «Борт 609», «Борт 110», «Грозный», «Снежики», «Весельчаки»…
В Тарко-Сале мы прибыли уже, наверное, ближе к 12 часам ночи.
Нам предоставили место для ночлега в местном военкомате.
Поставили своих коней, помылись, поужинали и завалились спать.
Утром наш дальнейший путь пролегал через посещение мемориала покорителям северного хода и отцам-основателям Тарко-Сале.
…Новый Уренгой (207 км), Пангоды (92 км), Надым (134 км)…
По дороге на Новый Уренгой пилот «Борта 110» увидел скульптуру, которая была «КТ» («контрольной точкой») в его позапрошлогодней экспедиции по Ямалу, и мы решили свернуть к ней.
Недолго думая «110»-ый решил устроить тренировку перед предстоящим зимником… Пофотографировавшись, я достала веревку, шаклы и вызволила его из снежного плена…
Странные таблички с обозначением населенного пункта у Нового Уренгоя… Вернее, странно расположены: стоит табличка «Новый Уренгой»…. Через 68 км еще одна табличка «Новый Уренгой» и вот он, город…
В Новом Уренгое устроили большой обеденный перерыв в кафе. К нам подъехал по предварительной договоренности Александр — джипер из местного внедорожного клуба. Более подробно рассказал о зимнике Надым—Салехард… Где какие участки, а также сказал, что на данный момент времени зимник закрыт. Но, в принципе, можно попробовать прорваться нелегально…
В составе экспедиции были двое Шнивоводов, и мы еще заехали посмотреть на местную чудо-Шниву… Единственный такой экземпляр по нашим ДВУМ округам…
И дальше в путь…
Надым…
Администрация города выделила нам спортзал… К спортзалам-то мы привычные, но… к спортзалам с матами… А тут их… нет!!! Правда, выкрутились же…
Первым делом к нам подъехали ребята из Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество»: Игорь Юрьевич Шароватов и Игорь Геннадьевич Кузнецов. Создатели информационного ресурса «Интернет-музей «ГУЛАГ. Стройка №501», организаторы и участники 40-дневной частной исследовательской экспедиция, проходящая по маршруту строительства объекта, именуемого как стройка №501 ГУЛАГа. Ими в общей сложности было пройдено пешим ходом в поисках лагерей 576 километров, в результате найдено 34 лагеря ГУЛАГа, отмечено более 350 мостов, произведены фото и видео документирование найденных лагерей заключенных, железной дороги, мостов, построек тех времен, артефактов, найденных в местах прохождения... Ими впервые была составлена подробная карта участка одной из масштабных строек XX века от Надыма до Салехарда, с расположением лагерей, мостов…
Рассказав то, что нас интересовало, они же сказали, почему закрыт зимник еще с понедельника и обещали попытаться помочь с просочением на зимник, если его не откроют к утру…
За ужином, есенно, было скромное алкоголеупотребление со «странными» тостами: обычно думаешь, что надоел мороз, хоть бы завтра было тепло, а тут поднимались тосты за то, чтобы с завтрашнего дня (или даже с сегодняшней ночи) ударили морозы от -23 и ниже и продержались несколько дней….
Утро третьего дня… Все собраны, заправлены… Выдвинулись на зимник…
М-да… Зимник закрыт. На КПП столпотворение машин в ожидании открытия… Вышли на человека, не знаю, как правильно звучит его должность, но смысл такой, что будем называть его начальником зимника. После непродолжительных разговоров и уговоров он решил все же выпустить нас на зимник, но только до ближайшего моста (насколько помню, это где-то км в 10 от КПП)…
Выехали… Зимник, как вы видите, отличный…
Едем весело, останавливаясь периодически по команде нашего кинооператора для видеосессий...
Встречается частенько нам местное коренное население, и одиночные повозки, и целые караваны… Это стекаются в Надым на какой-то там слет оленеводов (не День оленевода, а что-то попроще)…
Вдоль зимника уже частенько попадаются небольшие мосты, железнодорожные полотна... Вообще, зимник проходит вдоль 501 стройки: местами пересекает ее, местами буквально в 5-10 метрах, местами отходит метров на 500-700, но в целом пролегает вдоль стройки…
Около парочки небольших мостиков мы останавливались, часть ребят набрали себе металлических «гвоздей» — не знаю, как их обозвать…
Вот и он — «министерский» мост…
Почему называют его «министерским»: однажды в дрезине ехало начальство да и навернулось с моста. Чинуши выжили, а вот разбитую вдребезги вагонетку потом доставали вертолётом.
Здесь мы остановились с однозначным решением: осматриваем мост, чайкофепотанцуем, по возможности ждем начальника зимника, который до того уже проезжал мимо нас и погрозил пальцем в окно, видимо, все же понял наши намерения, но пока не сопровождает нас. А намерения у нас были однозначные: на Салехард!!! Если мы его дождемся — будем убеждать, если не дождемся — поедем сами…
Ну а пока осмотр моста…
Рельсы для строительства собирали по всему СССР. Присмотритесь к клеймам на рельсах — они интереснейшие! Демидовская сталь, трофейные немецкие, рельсы завода имени Сталина в Юзовке, «Новороссийского общества», говорят есть даже американская сталь с указанием штата на клейме.
Из-за ценной демидовской стали, которую продавали за рубеж в качестве металлолома, еще в начале 1990-х разобрали 92 километра рельсов в сторону Надыма…
В процессе ожидания начальника зимника руководитель экспедиции Наталья приняла решение съездить в две машинки — ее TLC-100 и Patrol на разведку в сторону лагеря…
Оставшиеся участники начали развлекаться кто во что горазд… Наша техничка — Nissan NP-300 — по совместительству походная кухня развернула стол, запустила генератор, плитку…
Периодически отвлекаясь на общение с едущими навстречу нам, которые в свою очередь очень удивленно смотрели на нас и дружно утверждали, что далее 50-55 км мы не проедем на своей технике… Особенно с учетом стоявшей погоды: примерно -5 и метель…
Также с великим удовольствием фотографировались с нами.
Мы попытались уболтать это чудо а-ля ГТТ, чтобы он за определенную плату подстраховал нас и помог, но он сказал, что с ним начальство и он ну никак не может согласиться на столь соблазнительное предложение… Еще одна особенность, что большинство встреченных водителей находится в изрядном подшофе…
«Развлекались» мы почти четыре часа…
Авангард наш очень быстро запросил помощи, к ним уехала наша техничка… Нас осталось пять машин… Авангард долго не выходил на связь, но потом я попыталась убедить их, что смысла в нашем стоянии нет: либо мы пробиваемся группой, помогая друг другу, либо опять же группой уходим назад. Наталья вроде согласилась, и мы выдвинулись вперед после четырехчасового простоя…
Опять же по поводу «мертвой дороги» — на фотографии видно, как рельсы проходят по отношению к зимнику…
Недалеко проехав, мы увидели начало того, что нас ожидает… Участки с твердым, укатанным снежным покрытием перемежались с участками переметов, то коротких, то достаточно длинных… То размешанных встречными Уралами…
По очереди садясь, откапываясь, выдергивая друг друга, мы продвигались дальше…
Пока повреждений — это только бампер у ML-ки…
Своего штурмана я почти не видела — он был везде, где нужна была помощь… Соответственно видела его только тогда, когда нужна была помощь мне… Он вечно где-то с моими лопатой, веревками и шаклами, т.к. порой либо нет у другой машины своих, либо не хватает длины… У меня было веревок и стропы: 30 + 10 + 9 метров…
Лебедь пока отдыхает… Да и лебедиться то за что? С якорем я еще не подружилась — ну дюже он большой и негабаритный…
Вот впереди уже показался наш авангард. Мы их почти догнали.
Но одновременно с ними и показалась колонна Уралов…
Не совсем понятно почему они так сделали, но правая относительно нас сторона дороги была уже размешана, наш авангард проехал левой стороной, а мы уже не успели…
Уралы размесили всю дорогу… М-да… Но прорвались…
Продолжают встречаться аборигены…
Начинает темнеть... До лагеря еще не дошли…
Впереди очередной размешанный участок… Частичный ответ о поведении Тура на зимнике: когда ДЛИННЫЙ участок перемета, каши — машина вроде ровненько едет-едет-едет… бац! Обороты падают в ноль и машинка садится… Срабатывает ESP… Если обороты не успевают дойти до нуля и начинают расти — машинка выезжает… В общем-то это самая большая проблема Тура… Ну и еще могу добавить, что я почему-то не сообразила вытащить предохранитель, отвечающий за ESP…
Сел Тур, сел еще кто-то за нами, NP-шка поехала объезжать нас и села тоже… В ход пошли лопаты, достали лебедь… Тут появляется это чудо а-ля ГТТ и предлагает помощь. Мы недолго думая соглашаемся. NP-шку за ГТТ, меня за NP-шку… Поехали…
ГТТ-тэшник изначально даже не понял, что тащит две машины, увидел только потом, когда отцеплялись…
Еще чуток и будет лагерь…
Самых, наверное, интересных фото и видео материалов мы не сделали, т.к. там было не до съемочной аппаратуры: там работали лопатами и т.д.
ОТСТУПЛЕНИЕ О СТРОЙКЕ 501-503:
Строительство железной дороги Салехард—Игарка, известной также как «Мёртвая дорога», (1947-1953 гг.), можно считать одним из самых утопических проектов ГУЛАГа. Трасса должна была пролегать вдоль Полярного круга, в условиях вечной мерзлоты. Дорога имела стратегическое значение, подобно Транссибу, она должна была связать отдалённые районы севера Сибири богатые полезными ископаемыми. Стройка была засекреченной и имела номера: №501 — Обское направление, №503 — Игарское направление.
Труднейшие геологические и климатические условия не помешали уже к концу 1948 года пустить поезда на 200-километровом участке дороги, пересекшем отроги Полярного Урала от станции Чум до посёлка Лабытнанги на берегу Оби. За шесть лет заключёнными было построено около 800 километров пути, что составляло примерно половину из того, что было запроектировано. В 1953 году после смерти И. В. Сталина постановлением Совета Министров от 10 ноября №148 строительство железной дороги «Салехард—Игарка» было прекращено и поставлено на консервацию. В очерке «Секретный объект №503», напечатанном в журнале «Наука Сибири» №5 за 1990 год, доктор исторических наук Института истории, филологии и философии СО АН Владимир Ламин пишет: «Поступившая в июне 1953 года радиограмма с правительственным указанием немедленно остановить производство работ на объектах Северного железнодорожного строительства, кроме обеспечивающих жизнедеятельность спецконтингентов и сохранность материальных ценностей, была воспринята как гром среди ясного неба». В один момент все старания, тяжкий труд и загубленные судьбы тысяч людей были превращены в прах. Все сооружения магистрали от границ Салехарда до Игарки были брошены управлением Печорской дороги без охраны. Некоторое время действовала линия «Салехард—Надым», затем и она была заброшена… Сегодня трагические события 501-й стройки признаются, с исторической точки зрения, выдающимися социально-экономическими событиями на территории Ямало-Ненецкого округа в середине XX века.
Сейчас ж.-д. трасса Салехард—Игарка подобна зоне из кинофильма А.Тарковского «Сталкер»: вечная мерзлота искорежила рельсы, вздыбила мосты, размыла насыпи, разрушила бараки, опрокинула паровозы.
Не существует официальных данных о количестве погибших на строительстве. Приблизительный подсчет колеблется от 60 до 100 тыс. человек.
501-я стройка являлась, если можно так выразиться, привилегированной. Во-первых, насильно на нее заключенных не привозили. Был специальный набор, причем с обязательной медицинской комиссией (людей со слабым здоровьем на 501-ю не брали). Во-вторых, на строительстве железной дороги Салехард — Игарка существовала система зачетов. Выполнявшим норму не менее чем на 125% день зачитывался за два, на 150% — день за три и т.д.
Были «стахановцы», умудрявшиеся за один рабочий день заработать семь зачетных. То есть, работая на 501-й, можно было выйти на свободу на несколько лет раньше своего срока. И, в-третьих, на строительстве дороги заключенные-строители получали хорошее питание, и это тогда как послевоенная страна где-то недоедала и голодала. Архивные факты свидетельствуют о том, что в некоторых лагерях заключенные питались лучше охранников. Хотя, конечно, это были лагеря со всеми надлежащими атрибутами: бараками, БУРами, вышками, охраной, колючей проволокой.
Ближайший же сохранившийся лагерь находится в примерно 45 км от Надыма, около разъезда «Щучий». Он расположен параллельно полотну, буквально в 100 метрах от дороги. Размеры лагпункта примерно 150х150 метров. Строения лагерного пункта находятся в удовлетворительном состоянии, по периметру — сохранилась колючая проволока и смотровые вышки…
…жилые дома…
…здание с тремя чугунными котлами (которые встроены в длинную кирпичную печь)
…бараки внутри двойного периметра колючей проволоки (нары внутри бараков полностью не сохранились, остались лишь каркасы, целых всего несколько)…
…и штрафной изолятор (на стенах которого можно увидеть рисунки, прочитать надписи).
На небольшой площадке перед изолятором установлен Поклонный крест с надписью «Сей крест освящен и установлен на территории бывшего сталинского лагеря в честь празднования 2000–летия рождества Христова. Никольский храм г.Надым»…
В народе этот лагерь называют «Белая кость и черная смерть».
Ну и ладушки. Лагерь осмотрен. С одной стороны обидно, что темно: чтобы осмотреть — нужен фонарик, фотографируешь буквально наугад… С другой стороны ночь создает соответствующую атмосферу…
Небольшой перекур. Несколько человек предложило заночевать рядом с лагерем, но все-таки принято решение ехать дальше. Со слов встреченных водителей чуть дальше, на 52-ом км, небольшой типа лагерь, где опять же есть люди, где можно будет остановиться, можно будет дозаправиться солярой… Но с бензином проблемка… На данном этапе уже СТОЛЬКО бензина потрачено, что все больше и больше растет уверенность, что нам его до конца пути не хватит. Отступать не хотим, прикидываем, как можно будет выкрутиться, и двигаем дальше…
Сразу огромный размешанный перемет… Колеи… NP-шка и кто-то еще пошли по левой стороне, сели, я пошла по правой, пытаясь пропускать колею между колес… Где-то как-то соскальзываю правым задним колесом и все!!! Ни вперед, ни назад… Прокручивает левое переднее колесо, мужики за лопаты — а под днищем снега нет… Начали откапывать колесо…
, потом решили достать лебедь, по диагонали выползти ближе к центру и ехать там… Роль якоря играла NP-шка… Длинная веревка + 15 метров лебедочного троса… При первой же попытке лопнуло звено родной лебедочной цепи. Открепили эту цепь, оставили самокупленную… NP-шка очень боялась, что это ее потянет лебедкой, но нет... Все ОК! Выбрались…
Дорога как бы становится хуже…Прошло 12 часов с момента старта от «министерского» моста… Пройдено около 50 км зимника… Из 280…
Упс! Урал с начальником зимника…. Коротко и жестко: «На 180 градусов!» Есенно, «перекрыл» дающий нам надежду «краник с солярой»… Урал пошел разворачивать все 8 машинок по очереди… И ехал с нами в обратку до самого «министерского» моста: контролируя, чтобы мы опять не сосвоевольничали, подстраховывая, выдергивая, таща…
Например, ML-ку он устал выдергивать и тупо оттащил до места. ML-ка получила у нас прозвище «Волокуша»…
Видео с видеорегистратора, установленного на ML-ке.
Пока мы ехали туда — продолжало мести, и обратная дорога была заметена в несколько раз больше…
Все, что осталось от моих сэнд-траков…
Прошли сутки с нашего выдвижения из спортзала и мы снова в Надыме…
На КПП к нам подошел начальник зимника. Мы, честно говоря, думали, что нам устроят ТАКУЮ выволочку!!! Но он всего лишь с улыбкой сказал: «Что ж теперь то на вас обижаться? Бог с вами. Марш отсюда. Зимник откроют — поедете…»
Недалеко от аэропорта нашли что-то а-ля гостиницы: общежитие… Расположились, помылись, поели, попили и пожелав друг другу в 10 утра «Спокойной ночи!», завалились спать с мыслью «Утро вечера мудренее»… То бишь в нашем случае вечер утра мудренее…
О дальнейшем чуть позже…
Сейчас попытаюсь описать свои ощущения, впечатления…
Ну сразу же то, что я не очень-то, мягко говоря, умею ездить в таких условиях… Теория — это одно, а практика — это другое…
Переметы проходили «ходом»… Перепробовала все режимы: LOW, не LOW, ESP OFF, ESP ON, включенные одна или обе блокировки, отключенные одна или обе блокировки… В разных комбинациях… Не знаю насколько правильно, но по моим ощущениям машинка лучше всего прорывалась: ESP OFF, LOW, «Off Road» и со всеми блокировками…
Самая главная проблема в том, что в один прекрасный момент обороты начинают падать. Иногда доходят до нуля, иногда вдруг опять начинают расти… В севшем состоянии путем раскачки в некоторых случаях выползала, в некоторых нет…
Опять же порой была такая колея, что брюхом садилась даже в Extra Level… Начинают откапывать — слышно и видно, как машина просаживается, просаживается… Иногда откапывались и ехали дальше, иногда приходилось сдергивать…
По сравнению с другими машинками… Не знаю… Однозначно выбывает ML-ка… Сотка, наверное, «рулит», хотя тоже откапывали и дергали… Думаю, достаточно показательные слова о Туре у ребят из «технички», которые всю дорогу были недалеко от нас, включая TLC-80 и УАЗ, и мы видели друг друга, кто как ехал, и которые сказали в интервью для телевидения, о том, что Тур молодец, и порой (не единственный раз) проходил там, где все остальные садились… Хотя местами и сидел там, где другие ехали…
Ну, поехали дальше… Все же я еще не вернулась домой…
Проснулись мы примерно в 18 часов. «Доброе утро!»
Пытались смотреть карты, думать, разговаривать с ребятами в Сургуте, других городах, пытаться извлечь отовсюду любую информацию, нарыли, что из Надыма есть зимник на Белоярский, а там можно определиться по состоянию дальнейшего зимника и решить, куда мы едем: на Нягань и Сургут или все же в Салехард…
И, так как запланированный маршрут все же, не состоявшись, закончился, назначили с Натальей на 21 час официальное закрытие экспедиции.
Принято было решение объявить всем участникам всю имеющуюся информацию, дабы ребята решили, кто куда едет. Есть еще вариант по асфальту (как приехали) возвращаться в Сургут.
На собрании провели, как планировали, голосование по двум номинациям: «Дух благородного путешественника» — за экипаж, и «Лучший — проверено Экспедицией «501-503» — за автомобиль, который понравился большинству…
«Дух благородного путешественника» выиграла команда из Снежинска…
А «Лучший — проверено Экспедицией «501-503» выиграл NP-300…
Всем были вручены дипломы участников.
Понравилось то, что после того, как объявили, что есть другие пути на Салехард, участники экспедиции, недолго думая, дружно решили: «Едем дальше». Итак, время на сборы себя и машин, заправку и т.д., чтобы в 1 час ночи все как штык стояли на старте. Выехали мы ровно в час.
Путешествие еще не закончено... Итак...
До Белоярского где-то 500 км по отличному зимнику…
М-да… Мягко говоря, не совсем корректное руководство, которое никаким образом не хотело прислушиваться к общему мнению, привело к печальному факту: в Белоярский мы приехали где-то в 9 утра…
Через Ханты-Мансийск нас вывели на начальника местной (кстати, имеющей награды, как лучшая в УрФО) пожарной части, который очень здорово нам помог тем, что помог оформить пропуска через (опять!) закрытый технологический зимник. Т.к. через общегражданский зимник нам бы пришлось делать о-о-очень значительный крюк…
Дальше опять пошли какие-то непонятки со стороны руководства экспедиции… Я, плюнув на все, прикинувши, что мне еще рулить и рулить до Салехарда (насколько помню: Перегеребное (160 км), Игрим (45 км), Березово (100 км), Теги (65 км), Мужи (150 км), Салехард (230 км)… Да еще и не известно точно как там на участке Теги-Азовы-Мужи…) решила поспать в машине. Удалось это слабо. Только на 30 минут… Потом было много еще чего не хорошего, не буду озвучивать, но из Белоярского мы с трудом выехали часов в 16.
Да и добрую часть пути ехали с проблемами и медленно, с постоянными остановками… Потом вроде как все наладилось… В Игриме заправились и сделали остановку на чайкофепотанцуем… Интересные щиты стоят в Игриме: то ли муравьев беречь, то ли…
Перед Мужами у нас произошло ЧП: Patrol налетел на ледяную глыбу, поменял колесо, еще что-то там и дальше поехал уже сексуально танцуя попкой… Там, воспользовавшись моментом, я поспала еще часа 1,5…
Упс! Последний зимник…Опять закрыт!!! Но мы достаточно легко уговорили охрану на КПП и нас пропустили. Забегая вперед: при выезде с зимника уже под Салехардом на КПП округлили глаза: «Вы откуда здесь? Зимник же закрыт???»…
Немного отъехав от Мужей, утыкаемся в промоину…
Остановились, почесали затылок… Корандик проскочил, за ним УАЗ…
Сотка села…
Пока ее выдергивали, мерс нашел объезд по реке и почти все оставшиеся развернулись в сторону объезда. Я решила, что «умный в гору не пойдет» и поехала тоже в объезд… Сотка со второй попытки проскочила… На объезде в свете узкой дороги для разъезда со встречкой пришлось спасать TLC-80…
Зимник относительно хороший…
С периодическими остановками на «подремонтировать» Patrol мы потихоньку приближались к конечной точке…
Около проселка Катравож (где-то 40 км от Салехарда) остановились в ожидании ребят из Салехардовского внедорожного клуба, Я созвонилась с Валерием ака VVFalcon. Простояли в ожидании мы 2 часа…
Затем разъехались в разные стороны. Мы с TLC-80, Korando, УАЗ и ML-кой поехали в Салехард через Лабытнанги…
…где посетили железнодорожный вокзал, который не имеет аналогов в России. Его открытие состоялось в мае 2004 года. Омские проектировщики выполнили здание вокзала в виде сегмента Полярного круга, выступающего из земли. Железнодорожный вокзал Лабытнанги стал достойным украшением конечной точки северной железной дороги, а город Лабытнанги еще раз подтвердил свой статус «ворот Ямала». Тогда же состоялся пуск фирменного поезда «Полярная стрела», который по комфортности не имеет равных в стране. В поезде имеются детские купе, интернет-купе, спутниковая связь, душевые и гладильные комнаты.
Затем по пути посетили скульптурную композицию «Мамонт», возведенную в 2004 году на берегу Оби, на въезде в Салехард в районе «поселения» доисторических животных: мамонты бродили на «заре времен» в тундре, где потом встал Обдорск — Салехард. Находки бивней и костей мамонтов известны во всех районах Ямало-Ненецкого автономного округа. Монумент посвящен древним обитателям Севера — мамонтам, кости и бивни которых находят во всех уголках Ямала. В мае 2007 года на территории автономного округа был обнаружен хорошо сохранившийся детеныш семейства мамонтовых — ставший известным на весь мир мамонтенок Люба. Каждая такая находка является уникальным даром на пути к важнейшим научным открытиям...
На 16-30 у нас была запланирована встреча на Стеле «66 параллель»: Салехард — единственный город, расположенный на полярном круге, а Стела «66 параллель» установлена на месте условного прохождения 66-ой параллели, и олицетворяет собой географическую уникальность города.
На стеле ямальский Дед Мороз Ирий провел для нас обряд пересечения полярного круга (огромное спасибо VVFalcon и Департаменту по туризму ЯНАО за организацию)…
…после чего всем были вручены сертификаты о том, что мы «персоны, посетившие «Край земли» и познавшие феномен Ямальского Севера»! Во как!
Небольшая экскурсия по Салехарду…
В самом Салехарде есть монумент, также имеющий отношение к Мертвой дороге, — это памятник паровозу Эм №711-26, работавшему на строительстве трассы. Мы, естественно, не могли проехать мимо него. Это было как бы логическим завершением нашей экспедиции. Перед настоящим паровозом на постаменте стоит мемориальный камень с надписью: «Железный путь на самый край земли был беспощадно судьбами людей уложен». Паровоз установлен на постамент в 2003 году. Локомотив 40-х годов застыл на участке железной дороги, рельсы которого резко обрываются, символизируя оборванные, переломанные судьбы пострадавших людей.
На выезде из города неподалеку от стелы «66 параллель» находится Стела «Романтикам 70-х», возведенная в 2001 году, символизирующая романтическую эпоху комсомольско-молодежного освоения Севера. Молодые газодобытчики отправлялись на край земли Российской, на Ямал. Надеялись, мечтали, строили. Стела с необычным названием «Романтикам 70-х» посвящена всем тем, кто осваивал северные просторы, искал нефть и газ, прокладывал дороги, строил города — комсомольцам-романтикам 70-х, приехавшим «за туманом и за запахом тайги», когда ЦК ВЛКСМ объявил Тюменский Север ударной комсомольской стройкой. Металлическая рама памятника символизирует буровую вышку, а в железобетонных изощрениях трепещет газовый факел. На гранитном основании стелы начертаны названия городов Ямало-Ненецкого автономного округа — отправных точек освоения газовых месторождений. Открытие памятника было приурочено к добыче 10 триллионов кубометров ямальского газа.
Музей авиации: под открытым небом стоят образцы воздушной техники, которая использовалась при освоении Крайнего Севера — самолеты ЛИ-2, Ан-24, вертолет МИ-8 и многие другие.
Из-за неорганизованности было потеряно очень много времени. Маршрут по кольцу: Сургут—Новый Уренгой—Надым—Салехард—Березово—Ханты-Мансийск—Сургут не удался не по нашей вине — погода, ждать которую у основного состава участников не было времени. Посмотреть «мертвую дорогу» — частично выполнено. По крайней мере, представление имеем. Хотя, конечно, хотелось бы большего. Достичь Салехард, пересечь полярный круг — выполнено. Но в свете бесцельно потерянного в пути времени и необходимостью многих быть 9-го на работе времени на все запланированные мероприятия в Салехарде не хватило. Самое обидное лично для меня было то, что мы не попали в Ямало-Ненецкий окружной выставочный комплекс имени Шемановского, в котором представлены десятки тысяч экспонатов, среди которых, кстати, есть материалы, посвященные строительству «Мертвой» железной дороги, и, самое главное, я (да и почти весь состав экспедиции) очень хотела посмотреть мамонтенка Любу.
Значит, я сюда еще вернусь. Как показала наша экспедиция — край земли то, оказывается, не где-то там, а вот он, под боком!!! Да и сил не было расстраиваться — на момент «отбоя» в гостинице я не спала 50 часов…
C вечера все собирались ехать как-то вразнобой… Три машины должны остаться: УАЗ, Корандик и Наталья… В Салехард на паровозе ехали ребята-тюменцы. Не пробившись по зимнику из Воркуты, они отправили свои машинки на платформе. У наших остающихся было время, они решили ждать открытия зимника на Надым и все же взять его. У меня сил ехать вечером вчера или в 3 час ночи не было. Но с вечера вроде как начало мести, и с учетом того, что мы и так приехали по закрытому зимнику, мы боялись, что днем нас не выпустят вообще. Запланировали выезд на 6 утра. Ночью метель прекратилась, погода пошла на похолодание. Зимник с утра был открыт и мы благополучно выехали в сторону дома. 1 раз все же вернулись: минут через 5 после отъезда позвонила Наталья и сказала, что она передумала оставаться. Ну что ж, обратно выехало 6 машин.
То ли все были уже уставшие, то ли что, но по отличному зимнику быстро никто ехать не хотел… В селе Шурышкары мы заехали в продуктовый магазин. Между делом попытались поинтересоваться у продавщицы сколько км до Азовов — на что она ответила, что не знает такого населенного пункта… М-да… Все это Шурышкарский район с административным центром в Мужах…
Перед Мужами на нашем объезде тоже появились промоины…
В Азовах на КПП охрана переписывала номера и марки машин: NP-шка решила приколоться и на вопрос марка машины ответила: «Порше Каен». Охранник согласно кивнул и записал…
Обратный путь проходил спокойнее…. Наталья сняла с себя все полномочия… Рация у нее перестала работать…
По навигатору (так как обозначения нет) определили границу между ЯНАО и ХМАО и решили там остановиться на чай-кофе-потанцуем… В реале место было неинтересное и мы вернулись метров на двести-триста-пятьсот назад и остановились на реке…
Изначально была идея ехать без остановок до Сургута, но в дороге переиграли. Ночуем в Нягани. Зимник протяженностью 650 км заканчивается примерно км за 25 до Нягани и от Нягани до Сургута 600 км по асфальту… О! Как-то непривычно ехать по нему…
В Нягани нам предоставили место ночевки в спортзале Центра «Патриот». Там мы уже ночевали в прошлогодней поездке на Приполярный Урал.
Расположились... Вот-вот наступит 8 марта… Одни мальчики шаманят на кухне, другие куда-то уехали… В 12 часов ночи открыли шампанское, поздравили нас с Натальей с праздником и подарили… по джипу…
Утром разделились: два Nissana и Наталья уехали одной группой, 80-ка с ML-кой другой и я в вольном плавании… Немного отъехав остановились сбить лед с дисков, слили весь бензин из канистр (60 литров) и поехали. Не доезжая Ханты-Мансийска на заправке нагнали группу из трех машин и вчетвером поехали дальше…
В Хантах не смогли проехать мимо «знаменитых мамонтов»: культурно-туристический комплекс «Археопарк», на территории которого расположены бронзовые скульптурные композиции обитателей территории Югры 70-10 тысяч лет назад, среди которых есть стадо мамонтов, первобытный бизон и шерстистый носорог, группа волков и пещерный медведь, композиция «Стоянка первобытного человека», первобытные бизоны, бобры…
Каждый мой приезд в Ханты-Мансийск ознаменовывается поездкой к ним и, по-моему, скоро я буду знать их каждого в лицо как свои пять пальцев…
Потом сделали «круг почета» по самому городу и домой!!!!
Фсе!!!
Общий пробег по одометру — 3 965 км.
Затрачено топлива — 611,26 литров.
Средний расход — 15,4 литра/100 км.
Расход топлива за примерно 100 км надымского зимника (50 км туда, 50 км обратно) — 57 литров/100 км.
Да, еще чуть-чуть карт.
Плановый маршрут:
Карта реального маршрута.
Красным — асфальт, синим — зимник и стрелками — направление движения...