|
Маршрут: Кемерово — Тобольск — Ханты-Мансийск — паром от Приобья до Салехарда — Лабытнанги —Надым — Новый Уренгой — Сургут — Нефтеюганск — Тобольск — Тюмень — Екатеринбург — Курган —Кемерово
Автомобиль: Opel Zafira 2008 г. в.
Предисловие
Думаю, у многих в определенный момент жизни настает такой момент, когда Турция, Египет или условные Сочи-Анапа вот совершенно не манят. Нет искры и желания к их очередному посещению. А душа тем временем требует не простого и банального, а чего-то такого хитрого и необычного. В общем, хочется именно приключений!
В моем нескончаемом списке желаний обычно значатся по десятку автомобильных, пешеходно-горных, авиа или пакетных туров. Противовесом этому списку служат всего 4 составляющие: приемлемый транспорт, подходящая компания, банальные деньги и самое сложное — время. И чем дальше, тем сложнее становится извлекать из этого перечня один компонент, одно место, чтобы сделать из него очередное путешествие, поездку или отдых.
Почему именно сейчас «выпал» Салехард? Если коротко, то это была давняя мечта и хотелка, которая зрела уже лет 5. Не получилось в пандемийном 2020-м, обломились планы в 2021-м, не собралась компания и в 2022-м. Откладывать это дело больше уже не хотелось. Ждать, когда появится более высокий и проходимый автомобиль или появятся попутчики, я больше не стал. Поэтому достаточно быстро в мае 2023 года принимается решение двигать на наши отечественные севера.
Самым сложным участком планируемого маршрута является дорога от Салехарда до Надыма. По фото и видео кадрам с просторов Интернета, постепенно становится ясным, что Зафира, с ее низким клиренсом, вполне себе способна (без особых проблем?) проехать по этому сегменту трассы. Наличие полного привода на всем участке пути уже не является необходимым требованием. Дорога частично закатана в асфальт или просто достойно отсыпана. Непролазной грязи, как это было 5 или 10 лет назад, уже нет и в помине.
Чтобы внести некое разнообразие в поездку и не проезжать по одной дороге 2 раза, решаем сделать маршрут кольцевым. В этом случае путь от Ханты-Мансийска (погрузка в Приобье) до Салехарда мы, вместе с Зафирой, проплывем на пароме. Ну, а дальше уже на юг, вниз от 66-й параллели.
Подготовка
Набор вещей, пожалуй, можно назвать, стандартным кейсом выезда на природу с палаткой, спальниками и прочими туристическими причиндалами. Хотя основные ночевки будут в городах, но пару-тройку раз на природе мы все же планируем остановиться. Дополнительно беру второе запасное колесо на диске (как оказалось, совершенно не зря), плюс, кладу в багажник расширенный набор автоинструмента. Навигатор все тот же 10-дюймовый планшет с приложением Organic (Maps.me) и загруженными картами России. Интернет для работы приложения не нужен. Все вещи достаточно легко помещаются в багажник Зафиры. Брать автобокс не требуется.
Маршрут не имеет жесткой привязки по дням, поэтому заранее никакое жилье мы не бронируем. Транспортного аншлага нет, поэтому билеты на паром покупаем за 2 дня до его отплытия.
Особых продуктов в дорогу не набираем, все будем подкупать уже по месту. А вот несколько упаковок с питьевой водой и прочими жидкостями с нами едут постоянно.
В этот раз наш туристический коллектив — это, я (Ilya-42), супруга и двое детей (12 и 15 лет). И, конечно же, видавший виды переднеприводный автомобиль Opel Zafira 2008 г. в. с АКПП, двигателем 1,8 и пробегом на начало поездки в 177473 км.
День 1-й (10 июня 2023, суббота). Преодолеваем домашнее притяжение и выдвигаемся в путь
Итак, 10 июня в 4:40 утра мы выезжаем из Кемерово. Самое сложное в путешествии — это преодолеть домашнее притяжение и вырваться из родного города. Дальше все становится легко и понятно. Как обычно, за неделю до выезда приходится переделать количество работы, соизмеримое с месячной рабочей нагрузкой.
Но вот мы уже в пути. Маршрут Кемерово — Омск проходит в штатном режиме. Долгая, нудная дорога с минимальным количеством изменений пейзажа. По сравнению с прошлым годом бросается в глаза резкое увеличение на дорогах китайских грузовиков. Новые, ещё в упаковке, Faw, Sitrak или Shacman-ы едут, как с востока на запад, так почему-то и в обратном направлении. В июне ценник на них 7,5 млн. в минимальной комплектации.
Чем мы занимаемся в долгой дороге? Обычно слушаем интервью или касты, разгадываем кроссворды или решаем головоломки. Но в этот раз немного не так. Мы достаточно много общаемся с сыновьями. Интенсивный ритм жизни, когда у тебя работа, а у них школа-тренировки-репетиторы оставляют крайне мало времени на простые разговоры. А вот здесь, в поездке, на побеседовать каждый день набирается как минимум 8, а то и более часов. Получается, как в анекдоте: «Отключили Интернет — пообщался с семьей. Интересные люди». В общем, в этом раз у нас больше живых и приятных разговоров.
Где-то в 14:30 мы по объездной проезжаем Омск. А в 18:30 мы уже в Абатском. За Ишимом уходим по указателям на Тюмень. Едем еще часа 1,5 и встаем на ночевку в ловком месте за 250 км, не доезжая до Тобольска.
Время 18:30 местного, что уже минус 2 часа от нашего кемеровского и плюс 2 к времени московскому. В этом часовом поясе мы и проживем большую часть нашей поездки. На улице комфортные +18С. Мы ставим палатку, жарим шашлык и просто отдыхаем после 15,5 часов в пути. На удивление, не досаждают комары, их почему-то в этом месте просто нет.
Начало пути положено. Отлично. После таких пробегов сон настаёт за пару минут, как только принимается горизонтальное положение. Автопробег сегодня составляет забористные 1395 км.
Видимо, размер площади ремонтируемого участка.
День 2-й (11 июня 2023, воскресенье). Посещаем Тобольск и Ханты-Мансийск
Ночь теплая, поэтому спится прекрасно. Встаем с рассветом. Утренний бодрящий кофеек, 25-минутный сбор палатки и спальников. В 5 утра выезжаем в сторону Тобольска. До него остаётся 250 км. Региональная трасса Р-404 в это время суток практически пустынна. Машин минимально, поэтому ехать одно удовольствие.
Тобольск встречает нас небольшим дождиком и прохладными +10С. Осмотр города начинаем от городской администрации и сквера Победы. После чего перемещаемся на набережную с шикарным видом на полноводный Иртыш.
Дальше главная достопримечательность города, а может и всего региона — знаменитый Тобольский кремль. Собственно, ради которого все туристы и прибывают в Тобольск. Попадаем на 9-часовое богослужение в Софийско-Успенский кафедральный собор. Еще около часа гуляем по территории кремля. Странно, но сегодня почему-то нет никаких организованных экскурсий. Прохладная, сибирская погода и мелкий, но постоянный дождь не сильно способствуют туристическим передвижениям. Поэтому в начале 11-го покидаем Тобольск, который реально удивляет своей чистотой и ухоженностью.
Следующая наша точка — 110-тысячный город Ханты-Мансийск, который является столицей одноимённого автономного округа. До него навигатор показывает 430 км. Дорожный знак сразу ориентирует на километраж под 700 с лишним верст. Предполагаю, что это разовая ошибка. Но нет, 2-й и последующие указатели сбивают с толку километражом в плюс 280 км от навигаторского. Но верить им не стоит. Они ведут в Ханты-Мансийск через Сургут. Мы же, как и весь остальной транспорт, едем по вполне приличной дороге через Горноправдинск.
Уже в 3 часа дня мы прибываем в Ханты-Мансийск. Сразу поражает раскраска и опрятность города. Первым делом посещаем легендарный биатлонный центр «Югра», за трассами которого мы десятки раз наблюдали по телевизору, следя за соревнованиями кубка мира и чемпионатов страны по биатлону.
Сегодня тут вечером открытие фестиваля-конкурса «Студенческая весна-2023». А пока здесь гремит музыка и проходит заключительная репетиция. На аллее славы красуются портреты российских и советских спортсменов, прославивших отечественный спорт. Пушистые кедры обильно осыпаны свежим урожаем шишек. Сильный ветер дует здесь постоянно. Но место все равно шикарнейшее.
Следующая же наша остановка на площади Свободы, около Монумента основателям. Отсюда поднимаемся в горку на смотровую и видовую площадку города и к стеле «Первооткрывателям».
Дальше переезжаем к Археопарку. Это территория с несколькими десятками фигур мамонтов, волков и прочих животных. И снова мощный ветер, который совсем не мешает ватаге детишек тусоваться в этом атмосферном месте.
Прямо с парковки парка обзваниваю пару объявлений на Авито по сдаче жилья. Региональное агентство недвижимости «Sever» (не реклама) связывает нас с хозяйкой двухкомнатной квартиры. Получаем код от домофона и едем туда. Ключи по классике в почтовом ящике. Заходим, смотрим, все нравится. Переводим 2800 руб. Залога не требуется. Копия паспорта тоже не нужна. Идеальное заселение.
После короткого отдыха мы отправляемся гулять дальше по Ханты-Мансийску. Сразу отмечаем разноцветные жилые дома и административные здания. Мощное вложение нефтегазовых денег чувствуется повсеместно.
За вечер посещаем городской парк Бориса Лосева. Доходим также до Кафедрального собора Воскресения Христова. В голове не укладываются размеры собора и 110-тысячного Ханты-Мансийска.
Становимся свидетелями почти начала пожара одного из частных домов. Сначала прибывает полиция, потом газовая служба, а потом уже и пожарные. На сильном ветру огонь распространяется моментально. Но огнеборцы достойно справляются со своей работой. На соседние сооружения огонь не перекидывается. Дом же за 20 минут превращается в невосстанавливаемые руины.
В начале 10-го уставшие прибываем в квартиру. Через полчаса уже отрубаемся. Такой насыщенный и длинный день, начавшийся еще перед Тобольском закончился вот здесь в Ханты-Мансийске.
Про навигацию в поездке. Неразрешимых задач с выбором трека в этой части России не было. Каких-то сложных и задвоенных маршрутов я не припомню, поэтому Organic со своей простой задачей, в этот раз, справлялся на «отлично». В общем, все ориентиры «изи». Да, а перед поездкой мной в том же Органике были проставлены около сотни желаемых мест посещения по всему пути следования.
Дневной же автопробег составляет 743 км. Пешком нагуливаем почти 9 км.
Тюремный замок. Музей Сибирской каторги и ссылки.
Церковь Захария и Елизаветы в Тобольске.
Идеально ухоженная территория кремля.
Гостиный двор Тобольского Кремля.
Водонапорная башня около Тобольского Кремля.
Стела на въезде в Ханты-Мансийск.
Биатлонный центр Ханты-Мансийска имени А. В. Филипенко.
Генеральная репетиция перед открытием Студвесны-2023.
Канатная пассажирская дорога АУ «ЮграМегаСпорт».
Урожайный год на кедровые шишки.
Современный квартал на месте снесенных домов частного сектора.
Такая тематическая инсталляция.
Кафедральный собор Воскресения Христова.
На ураганном ветру дом сгорел за считанные минуты.
День 3-й (12 июня 2023, понедельник). Плывем на пароме по Оби
Просыпаюсь ночью, а за окном светло. Уже светло или еще? На часах 4:30, и я понимаю, что выспался и больше в сон не погружусь. Досплю на пароме.
Завтрак не требуется, только утренний кофеек. Короткие сборы и в путь. Ключ обратно в почтовый ящик и обещанная смс-ка хозяйке, что выехали.
Еще вчера в Тобольске забронировали и оплатили через Интернет билеты на паром Приобье-Салехард. Цена по 1300 руб. за размещение в каюте каждого пассажира. За транспортировку Зафиры отдается еще 19400. Итого 24600 руб. Я специально выбираю маршрут до Салехарда по воде, а обратно по суше, чтобы получился круговой трек. Дабы не пришлось проезжать по одним и тем же местам по 2 раза.
Итак, в 5 утра покидаем приятный и уютный Ханты-Мансийск. Нам, жителям Сибири, белые ночи, конечно, в диковинку. Не так часто мы с ними и сталкиваемся. Дорога до Приобья хорошего качества, поэтому 345 километров преодолеваем быстро и в 9 утра мы подъезжаем к берегу Оби.
Наш паром РТ-767 уже стоит на причале. Отправляется он из Приобья через день по четным числам в течение всего периода навигации, длящегося с мая по октябрь.
Кстати, до Салехарда также можно доплыть на паромах «Победа-1» или «Победа-3» от судоходной компании Авиаспецтехнология (АСТ). Ходят они каждый день, но в них отсутствуют каюты со спальными местами. А провести более суток в пути, сидя в авто или зале ожидания, совершенно не хочется. Поэтому выбор делаю в пользу РТ-767 от Обь-Иртышского речного пароходства (ОИРП).
При бронировании и оплате парома никаких электронных билетов или подтверждений я не получаю (потому что без регистрации на сайте пароходства). Есть только чек об оплате на 24,6 тыс. Но для погрузки этого вполне достаточно. Данные об автомобиле и всех следующих пассажирах в базе перевозчика имеются.
Где-то в 10 часов подвозится заключительная провизия и начинается сама погрузка на паром. Молодые ребята, ну так неуклюже и бестолково подкладывают доски под колеса авто, что я почти отрываю переднюю пластиковую «губу» на Зафире. Пара фур тоже цепляются своими выступающими частями. Только после этого количество и толщина подкладных досок увеличиваются.
Сам же паром не заполнен даже на половину, процентов 60 палубы остается пустой. Семь постояльцев составляют: 3 фуры, 2 Газели, Паджеро Спорт и мы.
На пароме есть 2 туалета. Зал с креслами мест на 30 расположен на втором этаже. На первом этаже присутствует кухонная зона, с холодной водой, холодильником и СВЧ. Есть обеденные столики и неработающий кофе-автомат.
Ровно в 12:00 паром с баржей-толкателем бесшумно отправляются на север страны в сторону Салехарда. Мы же радостно трапезничаем и дружно засыпаем. После двух дней интенсивного трипа жадно добираем часы восстанавливающего сна.
Каюта парома немного шире и сильно напоминает купе железнодорожного вагона. Здесь есть столик и 4 спальных места. А так паром, конечно, идеальный сегмент путешествия. Ничего не делаешь и перемещаешься в пространстве, приближаясь к очередному пункту своего назначения.
Паром же плывет по течению со средней скоростью 19-20 км/ч.
Вечер коротаем за разговорами с попутчиками. Темы дебатов стандартны: путешествия, политика, рыбалка и постоянно растущие цены. На пароме все кроме нас следуют с грузовой целью. Они перевозят товары из точки А в точку Б, и лишь мы транспортируем себя.
Вечер постепенно переходит в ночь. Но темнота не наступает, солнце за горизонт полностью не уходит. Мы так и плывем по светлоте.
За сегодняшний день мы увеличиваем показание одометра еще на 356 км. Пешком гуляем только по парому, что составляет несколько сотен метров. Все наши перемещения я пишу на туристический трекер-навигатор eTrex-20 от Garmin. Из него же и извлекаю подробный километраж, высоты, скорость, а также время в пути.
Мост через Иртыш «Красный дракон». Время около 5 утра.
«Наш» паром за пару часов до отплытия.
Вид из окна нашей каюты на 2-м этаже.
Вполне себе оборудованная столовая зона.
Кофе-автомат деньги принимает, а кофе не выдает.
День 4-й (13 июня 2023, вторник). Доплываем и размещаемся в Салехарде
Утро начинается с захода в поселок Мужи. Это единственная остановка на всем пути следования парома. Состав наших попутчиков меняется на 100%. Их места занимают 3 других грузовика. Летом до подобных поселков автомобильной дороги нет. Паром единственный источник связи с большой землей. С ноября по март-апрель снабжение осуществляется по дорогам-зимникам.
Чтобы немного разнообразить поездку, я в течение получасовой остановки прогуливаюсь по самому поселку Мужи, дабы немного размяться и сделать несколько фото.
После загрузки паром продолжает свое движение вниз по Оби уже до Салехарда. В столицу Ямало-Ненецкого автономного округа мы прибываем в 16 часов местного времени. На расстояние в 560 водных километров мы тратим 28 часов. Средняя скорость по течению составляет ровно 20 км/ч.
Выгрузка Зафиры менее травматична. Ничего в этот раз мы не цепляем и не отрываем.
Первая остановка сразу на берегу Оби. Это легендарный Мамонт. Рядом удивительно ухоженная зона барбекю. Далее последовательно посещаем памятник 501-й стройке, музей авиации на въезде в аэропорт, ну и сам аэропорт Салехарда.
Желание прокатиться на местном вертолёте не сбывается. До Лабытнанги вертолетное такси летает лишь до мая, пока не возобновится судоходство. А регулярный 40-минутный рейс до ближайшего Яр-Сале обойдётся в 8 тысяч с носа в одну сторону в своем минимальном ценнике. Что сопоставимо с перелетом, например, в Москву.
От стелы «66-я параллель» мы начинаем искать жилье. Здесь и далее в поездке использую приложение Авито. Двухкомнатная квартира с проживанием на четверых человек сроком на 2 ночи обходится нам в 9 тысяч. Еще 5-ку перевожу в качестве залога. Договор аренды заключаем в некой гостинице. Тут все серьезно: копии паспортов, депозит и строжайший запрет на курение.
Перед заселением посещаем рыбный отдел одного из магазинов. Сегодня дегустируем нельму, сиг и пыжьян. В наших краях такая рыба не водится, да и на продуктовые рынки сильно не завозится.
Пару вечерних часов просто гуляем по Салехарду. Поражает количество разноцветных зданий с тематическими рисунками на торцах домов.
Бодрые +8С к прогулкам сильно не располагают. Летние шапки не очень-то спасают. Тем не менее, наша давняя мечта побывать за полярным кругом сегодня сбывается!
На том и заканчиваем сегодняшний вечер и вместе с тем наш 4-й северный день. Ловлю себя на мысли, что, несмотря на прохладную погоду, поездка заходит и нравится. Красочные здания, иная природа, плюс полярный день и все это наша огромная страна. За день же мы проезжаем всего 20 км.
Стопроцентная выгрузка в поселке Мужи.
Один из дворов в поселке Мужи.
Паром не был заполнен даже и на 40%.
Широка Обь. И такой пейзаж более суток пути.
Очередь на паромную переправу через Обь в Лабытнанги.
Пикниковая зона около «Мамонта».
Парк-музей авиатехники в Салехарде.
Мемориал памяти «501-я стройка ГУЛАГ».
Разноцветные дома на высоких сваях. Здание библиотеки.
Техника в одном из дворов Салехарда.
Скульптура «Хоккеисты» около местного Ледового дворца «Ямал».
День 5-й (14 июня 2023, среда). Еще один день гуляем по Салехарду и Лабытнанги
Проснувшись в 4 утра, снова поражаюсь полярному дню. Для нас, конечно, отсутствие ночью темноты — это диво-дивное. Наличие здесь на окнах штор blackout, видимо, обязательная опция.
Утро начинаем с посещения храма Петра и Павла, а также пешеходной зоны по улице Ленина (местного Арбата). После чего перемещаемся в Обдорский Острог, который представляет собой историко-культурный комплекс, повторяющий облик древней крепости, положившей начало Салехарду.
В 10:00 открывается музейно-выставочный комплекс имени Шемановского, и следующие полтора часа мы проводим в нем. Главный экспонат музея — мумия мамонтёнка Любы, найденная на Ямале в 2007 году. Интерактивные игры и возможность потрогать настоящий мех местных животных вызывают неподдельную радость.
Рядом рынок «Дары Ямала». Сегодня покупаем на дегустацию пару видов оленины и еще 3 вида рыб, отличных от вчерашних яств. Муксуна пока не берем, оставляем «на десерт».
После обеденной трапезы в кафе отправляемся к паромной переправе на Лабытнанги. Если вчера вечером очередь растянулась на несколько сотен метров, то сегодня впереди нас машин 15. Стоимость переправы 200 рублей для легкового автомобиля, пассажиры и пешеходы попадают на противоположный берег Оби бесплатно.
Загрузка парома минут за 20, еще 20 минут мы в пути. Все четко, слажено и без заморочек. Конечно, отсутствие здесь моста через широченную Обь многолетняя проблема для жителей Салехарда, Лабытнанги, да и всего ЯНАО. Возможно, все-таки запустится проект по строительству Северного широтного хода, и тогда столь необходимый региону мост все же появится лет так через 5-7. А пока летом паромы, зимой — ледовый зимник, а в межсезонье вертолеты и транспорт на воздушных подушках.
Часа полтора гуляем и катаемся по Лабытнанги. Посещаем вокзал, пару площадей и парк Юбилейный. После чего успеваем до вечерних пробок и заезжаем на обратный паром до Салехарда.
Час-другой перезагружаемся в квартире. После чего смотрим уже на вечернюю столицу Ямала. Огромная, крытая и бесплатная спортивная площадка с беговой дорожкой, футбольным полем является территорией притяжения молодёжи. Зона современных уличных силовых тренажёров — тоже очень круто. Десятки людей занимаются спортом в бодрые летние +9С. Конечно, мы тоже не против иметь подобное спортивное сооружение и в своем городе.
В этом месте, в общем-то, и заканчиваем такой событийный 5-й день. Завтра предстоит самый сложный участок дороги Салехард—Надым, поэтому пораньше ложимся спать, чтобы успеть доехать к вечеру до Нового Уренгоя. Навигатор оценивает это расстояние в 580 км и в оптимистичные 9 часов пути.
Сегодня Зафира разменивает 180-ю тысячу, а за день мы проезжаем всего 55 км. Ну и традиционную 10-ку нагуливаем пешком. Так желаемые многими 10000 шагов набираются автоматически. А свою физическую форму улучшаем с каждым днем.
Храм Святых апостолов Петра и Павла.
Памятник Казакам основателям Обдорского острога.
Администрация Ямало-Ненецкого АО.
Внутри крышки из-под пластиковых бутылок.
Десятки домов с тематическими рисунками на торцах зданий.
Достраивающийся храм Преображения Господня (самый большой храм Арктики).
Самая известная находка — мамонтенок «Люба».
Сотни драгоценных камней и минералов.
Дерево желаний в музейно-выставочном комплексе имени И. С. Шемановского.
Здесь, пожалуй, самые высокие цены на муксуна.
Контингент на пароме в Лабытнанги.
Стела «Ворота Ямала» в Лабытнанги.
Современный железнодорожный вокзал в Лабытнанги.
Ну, наконец, стали делать квадратные светофоры.
Погрузка-выгрузка на паромной переправе в Лабытнанги.
Вид из окна квартиры в Салехарде.
У кого во дворах еще стоят лодки?
День 6-й (15 июня 2023, четверг). Самый сложный участок пути Салехард — Надым
Местное время отличается от нашего, кемеровского на минус 2 часа, поэтому ранний подъем в 4 часа у меня не вызывает дискомфорта. К тому же мы с супругой жаворонки, а парни прекрасно досыпают и в Зафире. Поэтому выезд в начале 5-го проходит без особых проблем.
Круглогодичную трассу Салехард — Надым протяжённостью 344 км открыли в декабре 2020 года. После нескольких фэйлов с проседанием и размытием грунта дорожное покрытие постоянно восстанавливают, ремонтируют и улучшают. В настоящий момент она вполне проходима даже для такого низкого автомобиля, как Опель Зафира.
От Салехарда примерно 100 км идёт асфальт. Причём из-за оттаивания вечной мерзлоты езда больше напоминает перемещение по волнам водной глади, когда автомобиль то и дело подбрасывает на многочисленных грунтовых провалах.
Следующие 150 км это обычная подразбитая грунтовка. Страхи и опасения по поводу ее проходимости излишни. Мы едем сначала 30, а потом уже и 50 км/ч. Нечастые местные авто, конечно, движутся быстрее. Эти грунтовочные 150 км проезжаем примерно часа за 4.
Огромное количество мостов встречаются, чуть ли не каждые 2-3 км. Почти каждый мост, это еще пару нырков. А, видимо, их строительство и ограниченное финансирование являлись причиной столь долгового ввода в эксплуатацию этой круглогодичной трассы.
Примерно за 100 км до Надыма грунтовка заканчивается и начинается снова асфальт. Всего на 340-километровый путь до Надыма мы тратим 6,5 часов.
Кстати, если из Салехарда стартовали при +7С, то постепенно столбик термометра опускался все ниже и ниже. И около Надыма наблюдаем уже +2С. Дождь сменяется непродолжительным мокрым снегом, который, конечно, никто в середине июня увидеть и не планировал. Хотя морально все были готовы и понимали, что даже +15-20С для этого времени года здесь будет неплохой удачей. Но есть как есть.
В Надыме обедаем и небольшими перебежками перемещаемся по городу. Непрекращающийся дождь выдавливает нас из «города счастья». Кстати, дожди в этой поездке сопровождают нас каждый день, кроме первого и заключительного дня в Кемеровской области.
Трасса Надым — Новый Уренгой длиной 240 км. Все тот же дождь, плюс сильный боковой ветер, достаточно скудный окружающий пейзаж сопровождают нас следующие 3 часа пути. Также частенько поглядываем на остатки той самой, легендарной 501-й сталинской, незаконченной стройки.
Мы же в 16:20 прибываем в «газовую столицу» страны. Первым делом, в том же приложении, начинаем искать жилье. А вариантов-то тут мало, и они уже все заняты. Причём ценник в 3 тыс. за койко-место считается здесь нормальным прайсом. Что сказать — город вахтовиков.
В итоге нам везет, и с 10-й попытки по рекомендации находим 2-комнатную квартиру всего за 4000 рублей в сутки напротив ж/д вокзала. Правда неторопливая хозяйка прибывает сюда только через час и еще 90 минут убирает свое жилье. Мы же в это время закидываем вещи и гуляем по городу.
Сегодня доходит очередь и до муксуна. Его и еще пару рыбных позиций подкупаем прямо в магазине от местной коптильни. Ценник здесь 1500 целковых за килограмм деликатеса.
Конечно, 107-тысячный Новый Уренгой, как и большинство российских городов, не предназначены для туризма, но все равно мы проходим по основным, знаковым точкам города и по паре-тройке центральных улиц города. Для разнообразия заходим на ж/д вокзал, контингент которого состоит на 90% из южных ребят. Что для меня несколько удивительно.
Температурный столбик так и не поднимается выше 10 градусов, поэтому все так же гуляем в теплых куртках и шапках. Людей на улице немного.
Несколько слов про мобильную связь и Интернет в поездке. У нас были сим-карты от операторов МТС и ГПМ (Газ Пром Мобайла, который работает на вышках Теле-2). Во всех городах, к Интернету и мобильной связи вопросов не было. Но за городом работал лучше Интернет от Газпрома. Удивительно, но и качество связи от МТС по трассе было совсем не на высоте. На участках дорог, особенно вдоль 65-й параллели, мобильная связь периодически пропадала совсем. Редкие будки от МТС, работающие на дизель-генераторах давали скудную мобильную связь лишь на несколько километров. В общем, работы для операторов сотовой связи здесь непаханный край.
Завтрашняя наша цель доехать уже до Сургута. А сегодня добавляем к автопробегу еще ровно 600 км.
Для нас очень необычны подобные пейзажи.
По пути попадались десятки единиц дорожной техники.
Мобильные вышки МТС работают на дизель-генераторах. Стоят себе тарахтят.
А так выглядел этот участок трассы еще несколько лет назад (фото из Интернета).
Храм Николая чудотворца в Надыме.
Стела и герб города Надым. Город газовиков, строителей и нефтяников.
Очередная строительная техника.
Собор Богоявления Господня в Новом Уренгое.
Выбор такой же, цены чуть ниже, чем в Салехарде.
Уренгойское газопромысловое управление. Справа ж/д вокзал.
Надпись сделана из газовых труб.
По пути сотни подобных факелов.
Еще техника, доставляющая вахтовиков до ж/д вокзала.
День 7-й (16 июня 2023, пятница). Добираемся до Сургута
В 4 утра покидаем самую неуютную, хоть и 2-комнатную квартиру из всей поездки. Наша текущая цель крупнейший город Ханты-Мансийского автономного округа 400-тысячный Сургут. До него по навигатору 746 км. Настраиваемся на долгую дорогу и вперед.
Сразу за Новым Уренгоем продолжают попадаться нефтегазовые вышки. К одной из них, с горящим факелом, нам очень близко, наконец, удается подъехать. Из-за сложностей сбора попутного газа, его тут просто сжигают.
Через 70-80 километров за Новым Уренгоем асфальт заканчивается, и начинаются сегменты с ремонтами дорог. На старые бетонные плиты кладётся новый асфальт, дорога выравнивается и расширяется. Участков со светофорами и ограничениями скорости в 40 км/ч набирается под 30. На одном из подобных стопов прямо к нашему авто подбегает мокрый лисенок. Что вообще едят лисы? Быстро найденному и выданному, как в басне, кусочку сыра рыжик остается вполне довольным.
За 3 часа с ремонтами дорог проехали всего сотку. Километров через 100 постоянной тряски Зафира выдаёт предупреждающую надпись о пониженном давлении в шинах. Выхожу и подкачиваю левое переднее колесо, через полчаса еще раз. На третий раз подспустившее переднее колесо меняю уже на запасное.
Километров за 400 до Сургута начинается вибрация по кузову. Понимаю, что 90% проблема где-то в колёсах. Но несколько визуальных осмотров с тщательным ощупыванием каждого колеса проблему не выявляют. При скорости 95-100 км/ч вибрация исчезает. На таком «круиз-контроле» и едем до самого Сургута.
Около поворота на Муравленко нас первый и единственный раз за всю дорогу останавливает экипаж ГИБДД. Откуда-куда, документы-страховка, как самочувствие? Дорога дальняя, непрекращающийся дождь, инспектор просит ехать внимательно, никуда не спешить и, если клонит в сон, то остановиться на 20-30-минутную перезагрузку. Согласен, абсолютно дельные советы.
В 13:10 снова заезжаем на территорию Ханты-Мансийского автономного округа. Ремонты дорог заканчиваются. А в 16:30 прибываем уже в Сургут, и, естественно, первая наша точка — это шиномонтажка. Проблема спускающего колеса решается просто заменой перетершегося соска. Визуально и тактильно осматриваем все колеса уже вдвоем. Да, вроде все норм, следов появления корда нигде не видно. Мастер предполагает причину тряски — износившиеся подушки двигателя, коих в Зафире 5. Бля, только этого не хватало. Хотя я чувствую, что, скорее всего, «виновато» все же колесо…
Тут же, на шиномонтажке, бронируем квартиру. Поиск так же через Авито. Опять попадаем на Агентство недвижимости «Sever», у которого снимали жилье в Ханты-Мансийске. В этот раз я высылаю скан паспорта, а оплату осуществляю online-переводом. После чего получаю на WhatsApp подробную инструкцию по заселению с кодами от домофона и кейбокса. Заселение также удаленное. Ключи забираю из keyboxа, который закреплен на стене перед квартирой. Какая экономия времени для хозяев и гостей. Заселяться можно в любое удобное время. Идеально.
Супермаркет «О’кей» с десятком блюд готовой еды экономит время и моментально решает проблему с голодом.
Ливший полдня дождь, к нашей радости, наконец заканчивается, поэтому, по классическому распорядку дня, пару вечерних часов просто гуляем по, вполне так себе, современному Сургуту. Конечно, нравятся мне развивающиеся, а не затухающие города. Количество строительных кранов простой маркер этого критерия. Анекдот «Если твоя женщина не едет с тобой в Сургут, то это не твоя женщина», точно не про Сургут город образца 2023 года.
Про цены на бензин. Проблем с количеством заправок по всему пути следования не было. Смысла везти с собой запасную канистру с топливом тоже нет. Повсеместно я заливал только 95-й бензин, который был в наличии на каждой заправке. Минимальная цена 1 литра была в Салехарде — 43,7 руб. Максимальный же ценник был зафиксирован в Ханты-Мансийске — 52,9 руб. Разница в топливе min-max составила 21 процент. Средний прайс за всю поездку оказался равным 50,09 руб., что сопоставимо бензиновому ценнику на тот момент в Кемеровской области.
За день же мы проезжаем 765 км, пешком ограничиваемся всего 4,5 километрами. Кстати, с начала поездки проехали уже почти 4000 км.
Вездеход ТРЭКОЛ 39294. Стоимость около 7 млн.
Памятник буровой скважине Р-2, откуда в 1966 год впервые пошел газ.
Домики-вахтовки около очередного места добычи.
Пока здесь нет электрической тяги.
Десятки участков с ремонтами дорог и знаками в подобной комбинации.
Очень много рек, которые и затрудняют строительство железной дороги до Салехарда.
Голодный, поэтому и смелый лисенок.
Здесь плиты еще ровно лежат. Попадались перепады и до 10 см.
Большинство сдаваемых квартир с современным и достойным ремонтом.
Эта, например, в Сургуте, стоимостью 2200 руб. в сутки.
Много по городу подобных надписей.
Сургут. Район с новостройками.
День 8-й (17 июня 2023, суббота). Гуляем по Сургуту и Нефтеюганску
Сегодня день небольшого релакса, далеко ехать не надо, поэтому спим дольше обычного. И только в 8 утра покидаем уютную квартиру. По плану мы полдня проводим в Сургуте, а потом переезжаем в соседний Нефтеюганск. Кстати, за эту 1-комнатную квартиру с 4 спальными местами отдали всего 2200 руб. Плюс залоговая стоимость в 2 тыс. возвращается на карточку до обеда.
Удивительно, но почему-то здесь, во дворе, нет бачков для сбора мусора! Разноцветные пакеты с мусором жители домов оставляют прямо у входа в подъезд. Как-то необычно, сталкиваюсь с таким впервые.
Мы же начинаем осмотр Сургута с объезда основных мест из ТОП-20. Это красивая Школа иностранных языков, Кафедральный собор Троицы Живоначальной, центральная площадь города. Дальше гуляем в парке «Старый Сургут» и переходим через протоку Саймы.
Отпуск был бы неполноценный без водных процедур. Поэтому отправляемся в местный аквапарк «Аквамарин», который является крупнейшим в ХМАО. Цена билета выходного дня составляет 2000 рублей с человека за 3 часа посещения. В принципе, тут есть все необходимое: несколько горок средней сложности, волна, детская зона, сауна и даже волейбольная площадка. Самая экстремальная горка, на радость сотрудников аквапарка, все еще закрыта. Младший же сын, наконец, достиг того возраста и роста, когда ему можно испытывать все возможные горки в 100-процентном допуске. Конечно, размер парка уступает Новосибирскому, но вполне себе достойный вариант. Зато посетителей гораздо меньше, и не надо толкаться в очередях на любые аттракционы. С грустью вспоминаем, что уже утвержденный проект Кемеровского аквапарка, варианта 2014 года, так и канул в небытие.
После водного адреналина, мы обедаем и переезжаем в соседний 125-тысячный Нефтеюганск. Город, как и всего его ближайшие соседи, образован также на месте найденных запасов нефти. Находится он всего в 60 км от Сургута. До него час езды. А вибрация по кузову Зафиры все нарастает. Она уже на скорости 70, а не на 90 км/ч, как днем ранее.
На первой же парковке обнаруживаю полностью спустившее заднее колесо. Виден корд, резина, естественно, на выкид. Парадоксально и дико, но я внутренне искренне рад. Кажется, что сейчас проблема должна решиться! Ставлю вторую запаску. Так и есть — вибрация уходит. Фуф, повезло, что это не подушки двигателя.
По Нефтеюганску мы неспешно гуляем часа 3. Сквер Победы, монумент «Город, рожденный нефтью», набережная, памятник «Первопроходцам», пара храмов и несколько арт-объектов в центральной части города. Нефтеюганск, конечно, чистый и не такой яркий, как Сургут, но вполне себе приятный сити.
Время начало 5-го и теоретически можно было бы успеть на ночевку в Тобольск, до которого 489 км. Но принимаем решение, сильно не ломиться, а встать на ночлег на природе, в паре часов езды не доезжая до Тобольска. Тем более, что погода отличная, светит солнышко, небо ясное и комфортные +16С. По пути, на одной из шиномонтажек освобождаюсь от рваного колеса, оставляя себе лишь диск. Места в багажнике немного прибавляется.
Найти подходящее место для ночевки не представляет особой сложности. Десятки съездов с основной трассы Р-404, хоть в лес, хоть в поле. Поэтому останавливаемся в 240 км перед Тобольском. Тем более что из-за ДТП образовалась километровая пробка и мы практически уже не перемещаемся.
Время 20 часов, самое то. Пока жарится шашлык, наводим порядок в авто и перетряхиваем вещи, утратившие свою стройность за неделю поездки. Интернет ловит достойно, поэтому связь с внешним миром присутствует.
Сегодня мы посещаем пару городов и накатываем всего 347 км. Классическую десятку проходим пешком, а также проплываем несколько сотен метров по водной глади аквапарка.
Кафедральный собор Троицы Живоначальной.
Школа изучения иностранных языков.
Историко-культурный центр «Старый Сургут».
После открытия Аквапарка. Пока людей немного.
В парке около Администрации Нефтеюганска.
Храм во имя Святого Духа в Нефтеюганске.
Архитектурно-скульптурный комплекс «Первопроходцы».
Церковь Сошествия Святого Духа.
Скульптура «Конек-Горбунок» памяти Петра Ершова, родившегося в Тобольской губернии.
День 9-й (18 июня 2023, воскресенье). Очередной раз в Тюмени
До Тюмени остается менее 500 км, поэтому по хорошему асфальту с минимальным утренним трафиком быстро долетаем до 855-тысячного города. По всей видимости, этот мегаполис первый кандидат в России на звание очередного российского города-миллионника.
Один из термальных источников обязательное место посещения в Тюмени. Выбираем его просто по пути следования. Это комплекс «Волна». Он состоит из уличного бассейна с температурой воды +39С. Плюс внутри помещения расположены: хамам, финская сауна, солевая комната, уголок со снегом и инфракрасная сауна. Несмотря на бодрые уличные +14С и яркое солнце находиться в минеральной воде больше 15-20 минут тяжеловато. Трех часов для оздоровительных процедур нам хватает с лихвой. А за всех отдаем 4400 рублей.
Прямо от источника бронируем квартиру. В этот раз нам достается однешка на 1-м этаже в шаговой доступности от центра города и всего за 2000 рублей. Причем сам хозяин присутствует, как при заселении, так и при выселении. Наш ранний выезд в 6 утра его не пугает. Залог, правда, отсутствует.
После водных процедур и плотного обеда нас конкретно рубит. Дневной сон растягивается на 4 часа. Добираем часы сна, накопившиеся уже за 1,5 недели поездки.
Только после 18 часов выдвигаемся на пешеходную прогулку по городу. Маршрут стандартен: центральная, площадь, сквер кошек, Цветной бульвар с парой аттракционов. Наступление темноты уже встречаем на мосту Влюбленных.
Ужин в кафе-ресторане и возвращение домой по шикарной 3-уровневой набережной. В Тюмени мы не первый раз, поэтому сильно в достопримечательности не углубляемся.
Я сознательно подробно не расписываю все знаковые места городов, дабы не «нагружать» отчет. Они все прекрасно описаны на трэвел-сайтах. Тем более, что все достопримечательности из ТОП-10-20-...-50 достаточно постоянны и не сильно меняются в наших городах годами.
Сегодня к пробегу плюсуем еще 480 км.
Комплекс с термальными источниками «Волна» в Тюмени.
При +14С на улице, температура воды +39С.
Сквер сибирских кошек в Тюмени.
Цветной бульвар. Вид с Колеса обозрения.
Трехуровневая набережная реки Туры.
День 10-й (19 июня 2023, понедельник). Знакомимся с Екатеринбургом
Сегодня по плану перебраться в 5-й по численности город страны. Это 1,5-миллионный Екатеринбург. До него навигатор показывает 320 км и 5 часов пути.
Традиционно ранний выезд в 6 утра. Но снова большую часть дороги мы двигаемся под дождем при бодрых +8С. Все наши летние наряды продолжают лежать на дне чемодана.
Начальная точка города это музей первого президента России Бориса Ельцина. Знаю, что по понедельникам музеи обычно закрыты, но сайт говорит обратное. Что по факту, конечно же, оказывается фейком. Облом, музей, как и предполагалось, закрыт.
Найти свободное парковочное место на площади 1905 года тот еще квест. Но немного терпения и это все же удается. Отсюда сразу бронируем квартиру. Заселение по гостиничной классике после 14 часов, поэтому половину дня гуляем по центру города. Пешеходная улица Вайнера, Дендрологический парк, набережная Исети влево и вправо от улицы Малышева, капсула времени, плюс некая харчевня. Все это мы посещаем до обеда. Удивительное дело, чем больше город, тем ниже цены в кафе-столовых, также ниже стоимость аренды жилья. Конкуренция великая вещь.
Дальше стандартно: заселение, дневной отдых, небольшой удаленный рабочий блок по Интернету. После чего выдвигаемся на вечернюю прогулку. Еще раз набережная реки Исеть, храм Христа на крови, тестируем, по традиции, местное метро. Также проходим по пути десятки арт-композиций. И снова холодно, и снова мы в куртках. Ужин, по просьбе детей, в одном из фастфудов. Обычно нам вполне хватает одного полного дня, чтобы посмотреть основные достопримечательности любого города за 2 блока (утреннего и вечернего). Екатеринбург не исключение. Считаю, смысла оставаться здесь на 2 дня нет. На завтрашнее утро планируем лишь посещение Ельцин-центра.
Сегодня накатываем комфортные 339 километров. Пешком нагуливаем почти 18 км.
Километры спиленных деревьев. Видимо, уже готовят дорогу под расширение до 4-х полос.
Городская Администрация Екатеринбурга.
Пешеходная улица Вайнера в Екатеринбурге.
Тоже хватает восстановленных зданий 19-20 веков. Особняк мещанина П. Ф. Блинова.
Элитное жилье на улице Радищева.
Церковь Максимилиана Эфесского и Николая Чудотворца.
Офис «Русской медной компании».
Вскрыли 30 августа 2023 года. А здесь она еще запечатана.
Бизнес-центр и небоскреб, 188-метровый «Высоцкий».
Самый большой памятник клавиатуре.
Стела «Город трудовой доблести».
Семья последнего императора России Николая II.
День 11-й (20 июня 2023, вторник). В кои веки заезжаем и гуляем по Кургану
Сегодня нас опять ни разу не радует погода. Жесткие +9С с ветром точно не время для нахождения на улице. Даже не верится, что пару недель назад в Екатеринбурге стояла тропическая жара с 35 градусами.
Сам же музей Ельцина открывается в 10 утра, и мы его первые посетители. Семейный билет обходится всего в 500 рублей. А осмотр начинается с шикарной анимации про историю России. Дальше 9 залов с этапами жизни Бориса Николаевича и поворотными моментами в истории России 90-х годов. Можно по-разному относиться к личности Ельцина, но сам музей нравится. Многие экспонаты из нашей молодости 30-летней давности, однозначно трогают душу.
В планах на сегодня было заложено посещение Челябинска. Но с утра и особенно после посещения музея понимаем, что уже выше крыши наелись различными площадями, набережными и прочими парками. Поэтому принимаем решение выдвигаться уже в сторону дома, а Челябинск, так же как и музей военной техники в Верхней Пышме, оставляем на следующий раз. Вместо них по пути остановимся с ночевкой Кургане. А то уже раз 10 проезжали мимо него, так ни разу его и не посетив. До Кургана навигатор показывает всего 365 км и почти 5 часов пути. Нормально.
Выезжаем в 12 часов, а уже в 16 мы в столице одноименной области. По пути, кстати, проезжаем несколько километров дороги с пейзажем из выгоревшего леса. Еще в начале мае этот участок трассы Р-354 из-за сильных пожаров был полностью перекрыт.
Найти же квартиру в центре города быстро не удаётся. Есть несколько вариантов на краю города, около центра Илизарова, но они сдаются только клиентам этого офтальмологического центра. Уже собираемся бронировать гостиницу, как на том же Авито неожиданно выскакивает подходящий вариант. Это однешка на верхнем 16-м этаже новостройки на улице Пушкина 9 с закрытой территорией и консьержкой на входе. Рядом ТРЦ «Пушкинский» с готовыми блюдами. Отлично, берем ее за 3 тыс.
После заселения традиционно гуляем по городу. И опять нас застает дождь. Да что ж такое, ни дня без дождя? Мы же проходим парк ЦПКиО, набережную Тобола, городской сад и огромную площадь Ленина, являющуюся самой большой на Урале. От нее до квартиры доезжаем на такси одного из федеральных агрегаторов.
Ну, вот по городу сразу видно развивается он или нет, растет ли его население или убывает. К сожалению, уменьшающийся 300-тысячный Курган во второй группе, хотя заводов в городе предостаточно.
За день же мы проезжаем несложные 382 км.
Музей первого президента России Б. Н. Ельцина.
У меня была такая сумка в СССРе.
Единицы грамотно распорядились ваучерами.
Воссозданный кабинет Ельцина, с того самого Новогоднего поздравления 2000 года.
Набережная реки Тобол в Кургане.
Богоявленский кафедральный собор.
Основатель машиностроения Курганской области инженер Сергей Александрович Балакшин.
День 12-й (21 июня 2023, среда). Двигаемся в сторону дома
С одной стороны, всегда приятно ехать в сторону дома, а с другой, понимаешь, что очередное путешествие подходит к концу. От Кургана до Кемерово 1580 км. Теоретически можно было наморщить ж..у и доехать за сутки, приехав в Кемерово далеко за полночь. Но в этот раз время сильно не поджимает, поэтому едем спокойно, в расслабленном темпе и никуда не спешим.
В 15 часов проходим Омск. Его мы посетили в прошлом году в рамках вот этой Казахстанской поездки. Поэтому в город не заезжаем и двигаем дальше в сторону Новосибирска.
В связи с известными событиями 2022 года и последовавшими за ними изменениями в экономике страны, мощный логистический пласт перенаправился на восток России. И так непустые сибирские трассы превратились в один плотный поток автомобильного транспорта. При двухполосной системе движения, возможностей для обгона крайне мало. Хорошо, хоть до 70-80 км/ч увеличилась средняя скорость движения грузового транспорта.
В 18:30 ехать в плотном трафике надоедает и мы встаем на ночёвку. Сегодня это живописная полянка в одном из многочисленных березовых лесов в сотне метров от трасы Р-254. Отличный вариант чередовать ночёвки в городах и на природе. Что еще дополнительно вносит разнообразия в нашу поездку. Кстати, сегодня погода нам благоволит. Дождь, наконец, заканчивается, и за бортом уже комфортные +19С. Кстати, это максимальная температура за всю нашу поездку. Поэтому пару часов общаемся на природе с душевными посиделками у костра.
Предпоследний день заканчиваем с пробегом в 962 км.
День 13-й (22 июня 2023, четверг). Мы дома
Как обычно, ранний подъем. Хочется побольше проехать по утренней, ожидаемо пустой трассе, пока все фуры еще не покинули свои ночные стоянки. А дорога совсем разряжена. Ушло то время 2000-2010-х годов, когда можно было в это время лететь по полупустой трассе с минимальным трафиком. Железнодорожная Транссибовская магистраль с потоком на Восток несильно справляется и работает на максимальных оборотах. Поэтому еще дополнительная нагрузка ложится и на весь автомобильно-грузовой транспорт.
Сама же магистраль скучна и однообразна, пейзаж меняется не сильно. Четырехполоска перед Новосибирском, дальше объездная столицы Сибири, еще пару сотен километров, и мы наконец заезжаем в родную Кемеровскую область. Еще 1,5 часа пути и в 12:30 мы добираемся до дома. Очередное наше автомобильное путешествие заканчивается успешно. Сегодня фиксируем пробег в 659 км.
Цифровые итоги поездки
Общее же расходы составили почти 150 тысяч рублей.
Выводы
На текущий момент времени трасса Салехард—Надым не так страшна, как еще несколько лет назад. И вполне даже проходима для такой низкой машины, как Opel Zafira. В летнее время, чтобы проехать по этому маршруту, не нужен ни полный привод, ни, как оказалось, высокий клиренс.
В этот раз наши успехи, может, не столь грандиозны, а скорее просты и обычны. Но все же:
В общем, мы изрядно перезагрузились, расширили свой кругозор и закрыли одну из своих висяковых хотелок, точнее, давнюю мечту. Чем и освободили место для новых впечатлений и свершений.
Так или иначе, путешествуйте больше и помните, что самое лучшее время для путешествий — это сейчас!