|
Октябрь 2015 г., Вольво 740D 1988 г.в.
Осень в этом году выдалась теплая. Впрочем, уже несколько лет Господь балует нас теплой погодой. Помнится, год назад даже одуванчики расцвели — в ноябре. И каштаны зацветали… Удивительно.
Ну, в этом году одуванчики осенью не цвели, но теплая погода провоцирует воспользоваться случаем и подарить себе еще маленький кусочек ускользающего лета. А тут еще и оказия: родственники из г. Коростень, что в Житомирской области, настоятельно приглашают на юбилей. Ну, дело такое, на работе затишье, экстренных дел не ожидается — решено, буду брать отпуск. Недельку отдохну, родственников навещу… Вот с этого всё и началось.
На самом деле, приглашение, юбилей — это все лишь предлог для себя самого, чтобы сорваться. У машины колеса чешутся. Колеса поменял — еще больше чешутся.
Не могу сидеть дома, скучно. Дела всякие, работа, рутина… Дорога внутри меня зовет тихо, но настойчиво. Как курильщика тянет закурить: вроде и не болит ничего, но тянет, тянет, не сидится, покоя не дает… Надо ехать.
В общем, давно меня уже тянуло посетить соседнюю страну Беларусь. Много я о ней наслышан был, много отчетов прочитал, много полярных мнений услышал: кто-то ругает ее, как заповедник махрового совка, кто-то, наоборот, хвалит по сути за то же самое — за сохранение советского наследия. Кто-то называет тамошний строй диктатурой, а кто-то — порядком и стабильностью. Но это лишь грани — особенности мировоззрения. Однако большинство прочитанных мною отчетов дают в целом вполне положительную оценку. Заочно у меня сложилось мнение, что после развала СССР лишь две республики, кроме вошедших в ЕС прибалтийских, сумели наладить более-менее хорошую жизнь: Грузия и Беларусь. Причем, совершенно по-разному, можно сказать, полярно разными путями и разными методами, но получили неплохие результаты.
Грузию я увидел. Проникся, удивился, поразился. Влюбился.
Теперь хотелось увидеть Беларусь. Посмотреть. Сравнить. Сделать собственные выводы.
Ну и наконец, просто увидеть новые места, привезти новые впечатления, приятно и интересно провести время.
Итак, решено: к родне в Коростень я поеду, но поеду самым, что ни на есть, кружным путем. Все равно как в известной поговорке — в Москву через Владивосток.
Посещу самые известные из туристических мест Беларуси — Мирский и Несвижский замки, побываю в столице, а завершу поездку посещением Бреста. Ну а заодно побываю и в двух городах Украины, в которых тоже ранее не доводилось бывать: в Чернигове и Луцке.
План составлен, отпуск получен, бак заправлен — вперед!
С женой посоветовались: что с детьми делать — брать или как? Школа ведь, учебный год. Решили — фиг с ней, школой, неделю пропустят — потом нагонят, зато впечатлений и новых знаний, которые можно получить в путешествии, никакая школьная программа не даст и дать не может.
Здесь стоит сделать маленькое отступление. Я знаю, что некоторые из знакомых не поняли — как это: сорвать детей с учебы, они ведь пропустят контрольные, получат двойки, это скажется на оценке за полугодие... Ради какой-то ненужной поездки куда-то, где нет ни моря, ни солнца, ни пляжа, да еще и октябрь на носу... И всё это стоит денег, которые можно потратить на более важные вещи!
Так вот. Я глубоко и искренне убежден, что нет более важных вещей, чем впечатления, нет лучшей инвестиции в детей, чем расширение их кругозора. Без широты кругозора и без личных интересов, амбиций и стремлений даже самые лучшие оценки — лишь циферки. Знания, почерпнутые из книг и уроков, обязательно должны быть подкреплены личным опытом и востребованы личной практикой. Так, моя старшая дочь совершенно не имела интереса к изучению английского, не говоря уже о других языках. Пока я не взял ее этим летом покататься по нескольким странам восточной Европы, где не говорят на русском. Две недели живого и личного опыта заставили, во-первых, освоить прямо в дороге по распечатке разговорника румынские фразы и начать объясняться хотя бы на уровне понимания чисел в ценах и элементарных «да», «нет», «спасибо», «до свидания», во-вторых, извлечь заброшенные в дальний угол памяти выученные в школе «ненужные» английские слова и начать шатко-валко пытаться говорить и понимать говорящих. Это дало такой толчок развитию понимания языков, что теперь, спустя полгода, английский у нее улучшился вдвое, почти до отлично. Теперь вот прибавился немецкий. (У нас в школьной программе идет 4 языка — украинский и русский с 1-го класса, английский со 2-го и еще один, в нашем случае это немецкий, с 6-го). Осознание, зачем нужен немецкий, еще не пришло. Значит, придется планировать поездку по Австрии и Германии :) Наш опыт подкреплен опытом родных, у которых дочка в 11 лет по обмену побывала в Англии. Вернулась она не просто с впечатлениями и улучшившимся английским: нет, появились цели, новые интересы, мотивация. Теперь ей 13, она по мировосприятию и целеустремленности ощутимо взрослее своих сверстников, подтянулась по всем предметам, мечтая об учебе в хорошем ВУЗе в той же Англии или еще где-нибудь, появились и другие мечты — например, мечтая побывать в Париже, теперь она усиленно изучает французский. Убежден, что причиной этому явились именно открывшиеся новые горизонты, осознание безграничности возможностей. Ради этого стоит жить.
А деньги... У нас в стране сейчас весьма трудное экономически время, это общеизвестно, да и я не бизнесмен, не богатый человек, а обычный наемный работник, правда, работающий много и совмещающий несколько должностей, а потому имеющий неплохую по нашим меркам зарплату. И, конечно, у меня, как и у многих других, есть масса вещей, которые требуют и рук и средств. Ремонт в доме, например. Но чтобы подарить своим детям это неповторимое чувство распахнутых горизонтов, эти впечатления, эти новые интересы, цели и устремления (да и себе тоже), а еще и получить удивительно ценную возможность провести время всей семьей и получить общие семейные впечатления (а ведь время пролетает, дети вырастают и можно за суетой пропустить и их детство и свою жизнь), можно ограничить себя в чем-то ином. И если для этого надо отложить ремонт — то мы поживем и со старыми обоями. Знаю по опыту: хорошие впечатления и добрые воспоминания греют душу гораздо дольше, чем сэкономленные деньги и купленные на них вещи. Деньги расходятся на повседневные мелочи, вещи стареют, изнашиваются и выбрасываются, а воспоминания остаются с нами на всю жизнь.
Вспоминая свое собственное детство, я помню не паркет и не обои, не ванны и не смесители, не куртки и не сапоги — но с большой ностальгией вспоминаются именно те нечасто выпадавшие моменты, что были проведены вместе с родителями, с дедушкой и бабушкой, с сестрой, с родными людьми. Так пусть же у моих детей спустя много лет тоже будут добрые воспоминания.
Итак, закончу свое лирическое отступление и вернусь к отчету.
Пятница. Работы было мало, вернулся сравнительно рано. Хотел спокойно собраться, выспаться, выехать утром. Куда там! Не у меня одного шило в одном месте! Мои девчонки покидали вещи в багажник и поставили меня перед непререкаемым фактом: едем немедленно, ждать нет никаких сил.
Ну что ж, немедленно так немедленно.
Как обычно, накачал пару флешек аудиокниг, того автора, что больше всего понравился детворе в прошлую поездку. И помчались на Киев, чтобы оттуда махнуть на Чернигов. Можно было срезать и сэкономить около 100 км, но решил не срезать: длинная, но хорошая дорога экономит больше времени, чем короткая, но плохая. Трасса на Киев хороша, трасса Киев — Чернигов тоже отличная, а качество «срезки» было мне неизвестно.
Киевская трасса продолжает строиться и улучшаться, что радует. Не знаю, кто и из каких средств ее финансирует, но дорогу строят. До Пирятина долетели часам к 11 вечера, перекусили — и вперед, дальше, на Чернигов. Ближе к Киеву стала одолевать усталость: как-никак, позади рабочая неделя и хоть и короткий, но рабочий день. В Борисполе стало ясно: надо подыскивать ночлег. Букинг предлагал несколько сот вариантов, но все они находились в Киеве. Вроде и рядом, но ехать туда, петлять по огромному городу, утром выбираться обратно… Не хотелось категорически. Тот же Букинг при более придирчивом поиске подсказал мотельчик между Борисполем и Черниговым. Ок, отлично, туда и направляемся.
Мотель нашли с трудом, уже почти отчаялись и хотели ехать дальше, но всё же разыскали. Разбудили заспанную девушку, попросили номер. Плохо, что из-за осеннего времени мало проезжих и бойлер включают только при наличии клиента. Ждать, пока нагреется вода, сил не было. Придется мыться утром. Ну, зато цену нам предложили заметно ниже буковской, так что мы были довольны.
Утром выспавшиеся, свежевымытые и довольные, обнаружили своих детей у здоровенного загона с кроликами. Такая вот необычная фишка мотеля. Пушистые няшки жили своей кроличьей жизнью практически в естественной среде: в норах. Вы пробовали когда-нибудь оторвать детей от кроликов? Бесполезно. Мы успели позавтракать, пока они насмотрелись.
До Чернигова оставалось недалеко, и мы собирались там погулять и пообедать. Город оказался тихим, зеленым и провинциальным, я такие люблю. Пообедать там получилось вкусно и очень дешево, а для прогулок там имеется большой парк с разными историческими достопримечательностями. По факту оказалось, что из достопримечательностей в парке больше всего женихов и невест. Суббота, однако! День свадеб. Складывалось ощущение, что все неженатые черниговцы в этот теплый день осени решили срочно стать семейными людьми. Интересно, что если бы молодожены гуляли одни, а не в свите многочисленных гостей, родственников и фотографов, то такое гулянье могло бы быть очень красивым, вернув на этот день черниговский парк в 19-й век — с дамами в пышных туалетах, с кружевными юбками и декоративными зонтиками, с нарядными кавалерами — правда, одетыми не по тогдашней моде. Но, увы, свадьбы делаются не для того. И от бесчисленных гостей никуда не деться…
Да, сорри, замечтался. Мы немного побродили среди символов Чернигова — старинных пушек, полюбовались соборами и поехали дальше.
Украинская таможня. Стоит длинный ряд фур. Их пропускают по одной, но подъезжают они быстрее, чем их пропускают. Для легковых отдельный ряд, так что стоять не приходится — перед нами только одна машина с белорусскими номерами. Главное не забыть оформить страховку — «зеленую карту» — и вперед. Содержимым багажника никто не интересуется ни у нашей машины, ни у белорусской. Подъезжаем к белорусской границе. Здесь сложнее. Здесь действует та же система миграционных карт, что и в РФ, она общая для обеих стран. Проблема в том, что заполнять надо 4 миграционки и декларацию на временный ввоз транспортного средства в двух экземплярах. Сзади выстраивается очередь. Отдельного островка для стоянки заполняющих, такого, как на соседней с нами российской границе, здесь нет, поэтому приходится заполнять на ходу, прямо в живой очереди, и задерживать подпирающих сзади. От спешки делаю ошибки, нервничаю. Те, кто ездит здесь постоянно, берут бланки деклараций заранее с собой — и заполняют их дома, приезжая уже с заполненными. Уфф! Всё. Сдал. Да, здесь проверяют строже. Багажник поочередно попросили открыть 6 человек. (Шесть). Впрочем, вежливо, корректно и дружелюбно. Вся процедура заняла минут 30-40 вместе с заполнением. Последний щелчок крышкой багажника — и мы в Республике Беларусь. Ура!
В Беларуси есть платные дороги. Беларусь совершенно разумно стремится извлечь пользу из своего транзитного статуса, строит сеть хороших платных транзитных автотрасс, пересекающих ее с запада на восток, от Польши до РФ, и с юга на север, из Украины в Прибалтику. Последние еще недостроены, но частично тоже введены в платную эксплуатацию. Платные они не для всех: легковой автотранспорт граждан Беларуси и стран Таможенного Союза ездит бесплатно, остальным же нужно платить по 4 евроцента за 1 км платной дороги. Недешево, конечно, особенно учитывая длину этого платного участка. Но не заплатишь — будет очень серьезный штраф. Никаких шлагбаумов, будок и окошек, как в Сербии, здесь нет. Оплата взимается исключительно бесконтактно, с помощью специального устройства. Заранее готовясь к поездке, я, к счастью, уже узнал, что нужно приобрести это устройство или взять его в аренду (перед выездом из РБ его можно сдать, получив обратно залоговую стоимость в 20 евро и остаток средств на счете). Крепится оно на лобовое стекло и прикольно пищит при проезде под считывающим устройством. Купить эту штуку можно на АЗС, где есть представители BelToll (так эта система называется). Денег надо класть с запасом: если деньги на счете закончатся раньше, чем платная дорога — будет штраф 50 евро. Если вообще не пользоваться этой штуковиной — штраф 100 долларов.
Первое впечатление в РБ — шок от ценников на заправке. Баночка колы — ОДИННАДЦАТЬ ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ??? Литр солярки — 12300? Я понимаю, что да, такие здесь деньги, с кучей нулей — но платить эти сотни тысяч все равно было как-то не по себе. Отвык… Почти 20 лет назад, в 1996-м, перед введением гривны, у нас ходили купоны. К 1996 году они тоже измерялись миллионами. Была купюра 1000000, а самой мелкой была 1000. Их поменяли на гривну в соотношении 1:100000, т.е. миллион превратился в 10 грн, а 1000 — в 1 копейку. За двадцать лет всё это осталось лишь в памяти, но руки отказывались понимать, что 1000 бел. рублей — это лишь 1,30 грн, ничего страшного. Лишь к концу поездки я привык и смог нормально рассчитываться, не пересчитывая бесконечно заново, боясь отдать на лишний нолик больше.
Вторым впечатлением оказалась патрульная машина, которая остановила меня и предъявила видеозапись моего нарушения. Увы, я расслабился и на радостях придавил педаль чуть крепче, чем следовало, и не заметил знак 70. Узнав стоимость своего нарушения (превышение на 32 км/ч), я тихо офигел. От 5 до 10 каких-то стандартных величин, т.е. от 900000 до 1800000 руб.!!! От 1170 до 2340 грн!!!!!! От 50 до 100 Евро!!! За 32 км/ч!!!
Сказать, что я был ошарашен — это не сказать ничего. Нет, я, конечно, сознавал — да, нарушил, да, неправ, да, надо отвечать. Но сумма! Я как-то даже сразу пожалел, что вообще сюда поехал. Знаете, такое ощущение: чем-то большим и тяжелым огрели по голове. Мысли крутились самые разные — вплоть до «А ну его всё нахрен — разворачиваться и валить отсюда! Еще несколько таких штрафов — и мне денег не хватит до дому доехать». И ладно бы еще только это — у меня просто не было на руках такой суммы в бел. рублях! Доллары доблестные стражи порядка брать отказались. Терминала для приема карт у них нет — как сказали, эти терминалы уже бывают, но только у тех экипажей, что в крупных городах работают. Офигенно! Я в 30 км от границы, и уже попал на кучу денег, так еще и не могу ее заплатить! Где ближайший банкомат? В Гомеле! Где ближайшая обменка? На таможне!
Нет, есть еще один вариант: можно получить протокол, счет, оплатить его в Гомеле в сберкассе, и с квитанцией подъехать в центральное управление ГАИ, или как там оно сейчас называется. Но по выходным ни сберкассы, ни банки, ни ГАИ не работают!!! Т.е. три дня отпуска накрываются, все планы под угрозой срыва. Нет, что угодно, но этот вариант не для меня.
В общем, оставляю я права в руках доблестных бойцов — разворачиваюсь и строго по знакам еду обратно на границу. Здесь меня ждет новый облом: я-то деньги, небольшую сумму, поменял в Украине, когда зеленую карту оформлял. А с белорусской стороны обменки-то и нет! Я спрашиваю погранца — где поменять деньги, а он мне объясняет, что мне надо обратно перейти границу!!! А потом снова сюда!!! Прелесть. НО — если подумать, всегда можно что-нибудь придумать. Идти пешком, оставив жену и детей в Беларуси, через границу, а потом снова назад — это уж слишком. Часа на два-три удовольствие. А если поискать другие варианты? Ну, думаю, в полукилометре от таможни есть ряд ларьков страхования. Попытаю-ка я счастья там. И верно. Меня там не просто встретили — а как самого родного и долгожданного. Прикол вот в чем: от них, работающих на границе, требуют сдавать обязательную валютную выручку. А ее нет — все, кто оформляет страховку, едут на выезд из страны и стараются слить здесь рубли, а не доллары или евро. Так что страховым агентам приходится ездить в Гомель и покупать там валюту, чтобы сдавать ее как выручку! Офигеть! Мне готовы были поменять всё, что у меня есть. (Вот интересно, это руководство страховых компаний такое придумало, или это такая хитрая государственная политика наполнения бюджета валютой?)
В общем, самая главная проблема начала решаться, и настроение поползло вверх. В конце концов, ну вот такие здесь штрафы. Сам виноват. Не бросать же намеченное!
Вернувшись обратно, я застал на месте остановивших меня гайцов. Ни торговаться, ни, тем более, быковать я не собирался. Но решил прощупать почву на предмет того, чтобы попробовать с ними договориться. Оказалось, гаишники в РБ не берут взяток ни в валюте, ни в рублях. Но они тоже люди, и с ними тоже можно по-хорошему. Мы долго сидели, беседуя на тему «Как там у вас — нормально — а как у вас — да тоже ничего». Ребята были вполне нормальные, дружелюбные и общительные, их многое интересовало, т.к. как они сказали (за достоверность не ручаюсь, это с их слов), что из-за событий в Украине им (всем, кто носит погоны и вроде как даже членам их семей), насколько я понял, запрещено выезжать за границу, во избежание прецедентов, чтобы ни один военный или милиционер с гражданством Беларуси не оказался вдруг на Донбассе с той или иной стороны. Беларуси не нужны проблемы. И это совершенно правильно.
Кстати, пока мы общались, они остановили еще одну машину, здоровенный рейндж-ровер, который несся явно за сотню. И вот там парень начал действительно быковать. Качать права, на повышенных тонах орать, что машина не его, что на видео не видно его лица, что никто ничего не докажет, достал телефон и принялся весь этот базар снимать… И все это до того нагло, противно, что я, если бы меня попросили, стопроцентно стал бы свидетелем и был бы на стороне милиции. Потому что длился этот номер около получаса, и всё это время милиция вела себя в высшей степени корректно и вежливо. Даже жаль, что слишком корректно и вежливо. Когда хам уехал, мне объяснили, что вот таких штук пять ездит по всей Беларуси, внаглую нарушают и потом под камеру пытаются спровоцировать гаишников на нарушение, чтобы потом выложить все это в Ютуб... Действительно, я видел такие видео, хотя и не белорусские, и такие люди, вернее, их действия, меня всегда возмущали.
Должен сказать, что после этого хамского «выступления», беседа наша с белорусскими стражами порядка пошла в еще более дружественной форме.
В общем, взятку у меня не взяли, штраф мне таки оформили по всем правилам, но по-человечески пошли навстречу и выписали чек на 540000 рублей. Говорят, раньше за превышение от 30 км/ч минимальной была эта сумма, а сейчас подняли до 900000, теперь 540 — это потолок для нарушений до 30 км/ч. А прикол в том еще, что в случае повторного превышения можно вообще прав на год лишиться.
Дальше я ехал медленно и печально, строжайше соблюдая все знаки, еще и с запасом в 5 км/ч. И заметил, что я такой не один — что очень многие в городе ездят именно 55 км/ч, и знаки соблюдают здесь очень строго, даже строже, чем в Европе. Так что к моменту начала платной трассы я был ей рад — даже счастлив. Потому что на платной дороге для легковых скорость 120, местами 100 и нет населенных пунктов.
Вот и стимул: лучше платить за дорогу, по которой можно просто ехать хорошо и быстро, чем мучиться и рисковать огромными штрафами.
Перед началом платной трассы стояла милицейская машина, как НЛО мигающая маячками. Когда мы проехали, она сорвалась с места, догнала нас и указала остановиться. Мы остановились. У нас проверили наличие прибора оплаты, сообщили о платной дороге и отпустили.
Гомель произвел впечатление крупного и очень делового города с кучей промышленных предприятий и озабоченными лицами спешащего куда-то населения. Главное, чем этот город нам запомнился — это только большими «скульптурами» яблок и груш, «разбросанными» во многих местах на газонах под деревьями.
Жаль только, что мы не догадались найти здесь какой-нибудь салон сотовой связи и купить местную сим-карту. Это здорово облегчило бы нам поиск ночевки в Минске и, возможно, сэкономило бы деньги.
Трасса на Минск очень хороша. Следует учитывать лишь две вещи: заправки бывают не очень часто и поесть на трассе практически негде. За всю дорогу лишь раз встретилась кафешка-магазинчик, да и то кроме сосиски в тесте и чая ничего там не было. На заправках могут напоить кофе и продаются всякие шоколадки и прочие чипсы. На некоторых могут приготовить хот-дог или бутерброды. Мы не брали хот-доги, терпели до Минска. Если бы мы знали, что уже в самом Минске нам придется искать автозаправку — и именно для того, чтобы купить хот-доги! Оказывается, поздно вечером там, кроме дорогих ресторанов в центре, поесть негде. Покатавшись по вечернему Минску, мы в этом убедились. Как и в том, что мы, мягко говоря, недальновидные люди. Ведь стоимость гостиниц здесь очень высокая, здесь обычно бронируют апартаменты. А для этого желательно иметь местную сим-карту и главное — договариваться и приезжать надо раньше!
Минск встречает хорошим освещением улиц и прекрасными широкими проспектами. Освещение здесь, в отличие от наших городов, ночью выключают не полностью и не районами, а уменьшают количество горящих фонарей: после полуночи остается гореть каждый третий или четвертый. В общем, это гораздо лучше, чем выключить все фонари полностью или оставить в центре всё, а по окраинам ничего. Минский подход к экономии света можно назвать самым разумным: пусть не так ярко, но улицы все же освещены, случайный пешеход или запоздавший велосипедист не рискуют попасть под колеса, создается впечатление абсолютной безопасности городских улиц.
За МКАДом — как и в Москве, за ее одноименной кольцевой дорогой — крупные супермаркеты, АЗС, СТО и прочие объекты.
В Минске почти повсеместно действуют две вайфай сети. Доступ открытый, но платный. Коннектишься — попадаешь на их сайт — и можно оплатить доступ банковской картой. Прикол оказался в том, что это интернет-платеж, а интернет-платежи я на своих картах всегда блокирую. Чтобы разблокировать — нужно войти в интернет. Чтобы войти в инет — нужно заплатить, а для этого нужно разблокировать карту. Замкнутый круг. Я корил себя за то, что уже давно нужно было сделать отдельную карту для интернет-платежей и держать на ней небольшую сумму. Так многие поступают, и это разумно. Теперь сделаю.
К счастью, дуракам везет. Погуляв немного пешком по ночному центру, я поймал сигнал свободной сети вайфай и смог забукать гостиницу. По местным ценам недорого — 50 долларов. Но на самой окраине, на МКАД (Минская кольцевая автодорога). Гостиница оказалась хорошей и уютной, но когда мы туда добрались — искать еду было уже точно негде, и последним шансом хоть что-то съесть оставались именно АЗС и их хот-доги. Вот такая грустная и поучительная глава нашей истории. Так закончился первый день нашего пребывания в РБ.
Второй день начался с ливня. Это был большой облом. Такой чудный вечер вчера — а сегодня ливень.
К счастью, часам к 12 ливень прекратился, и мы смогли поехать кататься по столице. Для начала, поскольку мы находились на МКАДе и дождик еще моросил, мы решили заехать в один из супермаркетов, приобрести местную сим-карту и затариться подарками и сувенирами. В супермаркете мы прогуляли часа два и пару миллионов :) Вообще, это прекрасный способ косвенно составить впечатление о стране и уровне жизни. Продукты здесь, по сравнению с Украиной, довольно дорогие. Кроме молочки: молочка процентов на 30 дешевле. Хотя, к нашему удивлению, здесь была представлена и молочка украинского производства. И вообще, украинских товаров довольно много. Хлеб по цене соответствует нашему. А вот мясо — жутко дорогое. Говядина и свинина дороже в 2-2,5 раза, куриное филе — почти вдвое... В остальном — в среднем на 10-30% дороже. Но есть интересный нюанс: скажем, стоит ряд пачек риса, довольно дорогого — но одна пачка дешево. Так же точно гречка, другие крупы, макароны, сахар... Я так понял, что в каждой социально значимой группе товаров есть специальные позиции с заниженными ценами. Не знаю только, возможно, есть какие-то ограничения по количеству этих дешевых товаров в одни руки, или иные ограничения, скажем, продажа по пенсионному удостоверению? В любом случае, учитывая, что корзинки большинства покупателей выглядели довольно скромно, думаю, это разумный подход. Не знаю, оправдан ли он коммерчески — думаю, что вряд ли, но точно оправдан социально.
Мы прекрасно скупились. Местные сладости вполне достойного качества и в хорошем подарочном оформлении, много вкусного пива и более крепкого алкоголя: например, белорусский кальвадос (!) и различные бальзамы и настойки лично мне весьма пришлись по вкусу. Беларусь — страна с достаточно холодным климатом, поэтому виноградников здесь нет. Зато здесь выращивают много яблок, груш и различной ягоды. Поэтому местного коньяка и виноградных вин здесь не делают, по крайней мере из местного сырья, зато делают кальвадос — к слову, неплохой, а также множество фруктовых и плодово-ягодных вин, а я как раз большой любитель таковых. Да, некоторые напоминают компот или советский «шмурдяк», но некоторые — более чем достойны внимания. Здесь, к примеру, я впервые попробовал черничное вино — вкусно! Насчет бальзамов: если вы любитель этого рода спиртных напитков — здесь для вас будет белорусский филиал рая. Что может быть лучше, сырой промозглой осенью или зимой, промерзнув по дороге, приехав домой после работы, чем попарить ноги и поправить здоровье рюмочкой бальзама! Вот и сейчас, для оживления воспоминаний, достал из заначки бутылочку бальзама «Берестье», сделал пару глоточков — ну благодать! :)
Я, как обычно, не смог удержаться в рамках таможенных правил, раз так в пять превысив нормы ввоза-вывоза алкоголя через границу. Решил — рискнем! И не прогадал.
Раз уж создаю рекламу белорусскому алкопрому, то надо несколько слов уделить любимцу народа — пиву. Белорусское пиво заслуживает доброго слова. Даже многих добрых слов. Но — не всё. Почему-то, по какой-то странной глупости, экспортом пива из Беларуси в Украину занимается какой-то человек, нелюбящий хорошее пиво. Поэтому в Украине продается белорусское пиво исключительно неважного качества и по дорогой цене. Особенно это удивляет, если учесть, что в Украине белорусские товары весьма ценятся и «Сделано в Беларуси» — это очень даже уважаемый бренд. Трикотаж, белье, молоко белорусского производства у нас продается и пользуется уважением. Алкоголь тоже, хотя только водка и не из самых интересных сортов. Но удивительно, что как раз качественные и интересные продукты на экспорт и не попадают! Почему так? Мне кажется, экспортом в РБ ведает, по советской традиции, некое министерство. И этому министерству либо начхать на результат, либо люди, принимающие решения, имеют некую личную мотивацию в вопросе выбора экспортируемых товаров и брендов.
Есть и еще интересное наблюдение. Как я уже сказал, Беларусь в Украине — это бренд. И некоторые непорядочные люди этим пользуются.
Так, уже с год назад на прилавках появилось пиво «Минскае Жигулеускае», с этикеткой в цветах белорусского флага, на крышечке бумажка, напоминающая белорусскую акцизную марку, на этикетке надписи на белорусском языке. (http://beerplace.com.ua/news/minskae-zhygulyoyskae-novinka-ot-belorusskoj-olivarii) Но дряяянь!!! Так вот: в Минске я этого пива не нашел! А вернувшись, обнаружил, что произведено оно ни в какой не в РБ, а у нас, каким-то пивзаводом якобы по белорусской лицензии. Говорят, что владелец марки что в РБ, что в Украине общий — Карлсберг. Но если это пиво и есть в РБ, пусть под другим названием — то это одно из самых дешевых и дрянных светлых сортов. Но берут — Беларуси доверяют...
Мало того, аналогичной подделкой «на доверии к стране» оказалось масло «Нацыянальныя беларускiя традыцыi» (http://otzovik.com/review_1793498.html) — Ни к традициям, ни к Беларуси никакого отношения, но там хоть масло приличное.
Но вернемся к пиву: хорошее пиво в Беларуси есть. В частности, любимые мною темные сорта. Меня очень порадовали несколько разновидностей портеров, в частности, Лидское — есть даже стаут, хоть он и не совсем похож на стаут; добротные вкусные светлые тоже есть. Еще понравился темный квас. Вкусный. И вообще квасов (правда, бутылочных) там большой выбор, и притом довольно хороших. А вот от сидра в стране яблок я ожидал большего. А оказалось — не сидр, а ситро :(
Украинское пиво в Беларуси тоже есть. Причем неплохое — приятно, что экспортом из Украины в РБ занимается кто-то, кто лучше разбирается в пиве. Поэтому вместо дрянной светлой Оболони здесь стоят вполне добротные сорта от «Першої приватної броварні». Есть и наша водка, и коньяк. Тоже не из худших сортов. Это приятно.
Ладно, отвлекся я на алкогольную тему. Еще подумаете, что алкоголик со стажем :) А я только учусь :) Так что продолжим о других вещах.
Сим-карты здесь продают по паспорту. Иностранцам продают не все карты, а только специальные, для приезжих. Сначала мы подошли в офис МТС, но там нас ошарашили ценой в 99000 за карту, на которой всего лишь 1000 на разговоры и никакого интернета. Хорошо, что мы ее не взяли, потому что карта «Привет» от Velcom оказалась и дешевле — 40000, и с более солидным запасом на счету. Вот только одно огорчило: тариф подразумевал 1 Гб интернета, но мне никак не удалось заставить этот интернет работать, хоть мне и настраивал его специалист от провайдера.
Но зато с местным номером уже можно было спокойно бронировать апартаменты.
А после обеда и вовсе распогодилось, и выглянуло солнышко, чем нас несказанно порадовало. Поэтому мы решили использовать имевшийся у нас в резерве «запасной» день, остаться в Минске до завтра и провести здесь день и еще один вечер, чтобы погулять по столице.
Побывали у Дворца Независимости.
Рядом с Дворцом — какой-то загадочный выставочный центр.
Площадь Национального Флага.
Погуляли в центре города, в районе Немиги, на площади Свободы.
Этот оригинальный памятник называется «Голос леса»:
Посидели на музыкальной скамейке в честь «выдающегося сына Отечества М.К. Огинского». Скамейка сделана в виде клавиш. Стоит присесть — начинает играть музыка.
Погода потихоньку улучшалась.
Посидели в уютной кавярне Троицкого предместья
над рекой Свислочь
Побывали на Острове слёз.
Прошлись вечерними набережными.
Проехались на минском метро к ЖД-вокзалу.
Оттуда прошлись пешком по ул. Кирова.
По дороге нам встретилась вот такая юная барышня. Стояла совсем одна, в Михайловском сквере. Босиком. Ее зонт очень гармонично смотрится на фоне мокрых улиц.
На площади Независимости очень красиво.
Много символики в духе советского времени — но она не напрягает, напротив, смотрится празднично (и, наверное, немного ностальгически…)
Костел св. Симеона и Елены.
Вечерний проспект Независимости.
На сей раз мы не стали тянуть время и еще днем забукали чудные апартаменты, так что нас уже ждал прекрасный отдых. За 35 долларов нам досталась великолепная квартира со всем необходимым, в старом доме в самом центре, место настолько удобное, что лучше и не придумать. Прямо под домом — метро «Плошча Перамоги» (Площадь Победы).
В общем, вечер был тихим и приятным. Вечерний Минск прекрасен.
Дневной Минск тоже хорош. Как автомобилиста прежде всего радуют широкие многополосные проспекты.
Широкие проспекты здесь можно назвать примером положительных следствий отрицательных событий истории. Во время Великой Отечественной войны Минск был очень сильно разрушен, и большая часть исторической застройки пострадала. После окончания войны, решено было не восстанавливать старую малоэтажную застройку, а снести развалины и спроектировать город заново. Поэтому широкие проспекты были здесь спланированы заблаговременно, а большинство центральных районов города — это здания так называемой «сталинской» застройки. Может быть, они иногда смотрятся излишне помпезно и тяжеловесно — но, с другой стороны, это делает город самобытным, в стиле определенной эпохи. Интересно, что нигде не видны дешевые однотипные коробки «хрущевок». Я уверен, что где-то они наверняка есть, но не встречал. Наверно, прячутся по каким-то дворам да спальным районам.
Современная жилая застройка не просто присутствует, но интенсивно строится: целые районы жилых новостроек и новеньких офисных зданий тянутся по направлению к МКАД. Многие из этих районов строятся и сейчас. Хотя видно, что очень многие новостройки пустуют или жилыми в них являются только несколько квартир: вечером это особенно заметно, когда на целый квартал высоток горят лишь несколько окошек. Офисные здания тоже пустуют, лишь ожидая будущих арендаторов. Разве что нижние этажи уже кое-где заняты. Но стройка продолжается. Не знаю, кто финансирует это масштабное строительство и для чего. Подозреваю, что государство, и одной из целей является задача предоставить рабочие места — как строителям, так и загрузить работой смежников — ЖБК, кирпичные заводы и т.д. Почему квартиры в новостройках пустуют? Не знаю точно, но есть несколько предположений: возможно, их собирались продать, но кризис уменьшил доходы граждан, и спрос на недвижимость упал; возможно, спрос на жилье и деловую недвижимость был переоценен, но цены держат завышенными; а возможно, здесь действуют очереди, как в СССР, и квартиры будут предоставляться очередникам...
На следующий день решили взглянуть на сравнительно новую достопримечательность Минска: здание Национальной Библиотеки.
Да, здание впечатляет. Интересно, что сюда возят на экскурсии школьников, и прямо на зеленых лужайках вокруг библиотеки для них разыгрывают театрализованные представления.
В Минске еще очень много интересных мест, которые стоят того, чтобы их посетить, но, надеюсь, мы здесь не в последний раз. Через пару лет хотелось бы махнуть в Питер, и тогда наш путь снова будет пролегать через Минск. А пока время не ждет, мы спешим дальше, в сторону Бреста.
В сторону Бреста ведет отличное платное шоссе.
По сторонам попадаются ветряки. Правда, в единичных экземплярах, но всё же.
Вокруг луга, реже поля, но почему-то совершенно не видно коров. Коровников — тоже. Вообще. Становится понятно, почему здесь такое дорогое мясо, но тогда удивительно, почему здесь дешевое молоко? Кого они здесь доят?
Эти «кирпичи» — это убранное сено, которое упаковывают от дождя в пленку. Возможно, на экспорт?
Мы поворачиваем к очередному пункту нашей поездки. Это Мирский замок.
Мирский замок величествен и красив.
Посещение платное, не слишком дешевое, но я считаю, оно того стоит.
Внутри экскурсия по музею.
Экспозиция, возможно, чуть скучновата, но уровень и качество реставрации заставляют с большим уважением отозваться о реставраторах. Вот обратите внимание на эти потолки. Шедевр!
Осмотру доступны и подвалы. Кухня воссоздана с явной любовью к красоте.
Старинные стяги наводят на странные мысли о таинственных путях истории.
Я, вообще, очень интересуюсь историей своего рода, своими предками, и докопался достаточно глубоко, чтобы здесь неожиданно понять: с немалой вероятностью, одни мои предки сражались против других моих предков и, возможно, не раз. История этого края — многовековая история Речи Посполитой и Великого Княжества Литовского, как и история украинского Полесья, Житомирщины, Волыни и Галичины. Веками литовцы и шляхтичи набирали под свои знамена ратников из местных и пришлых, так когда-то и мои далекие предки попали, судя по всему, на житомирщину. Мало о них известно, но то, что удалось найти, говорит, что пришли некогда два брата в составе какого-то войска, из Княжества Литовского, как раз по землям нынешней Беларуси, а другая ветвь — из Речи Посполитой, на территории нынешней Галичины, а еще были и с Поволжья, и из других мест... И так происходило веками, и расходились братья, и оседали, оставаясь в разных землях, и обрывались родовые связи, чтобы спустя годы и столетия уже их дети, внуки и правнуки вновь шли под чьими-то знаменами воевать, чтобы, возможно, сойтись уже под разными знаменами со своими же двоюродными или троюродными братьями...
Детей экспозиция не увлекла, и им пока чужды размышления о превратностях истории и человеческих судеб. Зато возможность полазить по древним ходам в стенах и башнях — это было что-то. Как эти старинные ратники пробирались этими крутыми лесенками и узкими коридорчиками в своих доспехах — для меня загадка. Может, они двенадцатилетних в войско набирали? Я налазился до одури и до дрожи в коленках. Дети были счастливы.
А вот прекрасный способ унять расшалившееся чадо:)
Проверено веками!
Хочу отдать должное властям РБ: о культурном наследии своей страны и ее туристических достопримечательностях здесь заботятся серьезно. Сохранившиеся замки здесь активно восстанавливают и реставрируют, создают базу для развития туризма. Это они молодцы.
Однако есть и ложка дегтя: окрестные села поражают своей нищетой. Да-да, даже село, лежащее в окрестностях этого прекрасного туристического места, тоже поражает нищетой, только хорошо покрашенной. Но вокруг — хибары, деревянные хибары, вероятно, послевоенной эпохи.
Ладно бы в одном селе, типа историческое место. Но таких сел я видел десятки, и никаких исторических мест там не было. Только дряхлые деревянные хибарки, крошечные огородики и ощущение бедности…
Я не могу понять, почему здесь, в довольно холодном климате, практически совершенно не утепляют дома. Конечно, РБ покупает в РФ газ на очень льготных условиях, но ведь не бесплатно же! И климат — ведь здесь довольно долгая и довольно холодная зима. Не Мурманск, конечно, но и не Сочи. Почему же народ не утепляется? Наверно, просто не могут себе позволить. А если сам народ не в состоянии или не считает нужным — а государство, к примеру, спонсирует людей заниженными ценами на газ, то ведь само государство, имея трудности с наполнением бюджета, должно тем более быть заинтересованным в снижении энергетических затрат. Этот вопрос я задавал себе не только здесь, но и везде, проезжая через села Беларуси. Увы, ответа на этот вопрос я не знаю. У этой задачи есть, как мне кажется, только два решения: либо народ нужно так прижать тарифами, чтобы даже последний бедняк, питаясь пшеном и брюквой, занялся утеплением и энергосбережением, либо напротив, народ должен быть достаточно обеспечен, чтобы иметь возможность построить современные энергоэффективные дома и системы отопления.
Возле Мирского замка, благодаря его туристической ценности, имеются кафе и банкоматы. И то и другое нам пригодилось. Пополнив запас наличности, мы уселись в приятном кафе, где нам предложили... борщ. Мы любим борщ, но мы же в Беларуси! Потому попросили что-либо из местной кухни. И не пожалели: спустя двадцать минут нам принесли дымящиеся тарелки с драниками (драники, они же деруны — картофельные оладьи). В украинской кухне это блюдо тоже пользуется почетом и уважением, но здесь это было что-то особенное! Дело в том, что в украинской кухне деруны почти всегда представляют собой тонкие оладьи, которые подают со сметаной, иногда с грибами и луком. А здесь эти оладьи толстые, и подают их с мясом (мясо не внутри, а отдельно), сметаной в чистом виде и несколькими сметанными же соусами — запомнился чесночный, с солеными огурчиками, были и еще какие-то, мы всех не заказывали.
Довольные и наевшиеся, прощаемся с прекрасным Мирским замком. Это настоящая жемчужина Беларуси.
Отсюда мы отправились в расположенный относительно недалеко другой известный замок — Несвижский. Правда, здесь нас поджидал небольшой облом: музей замка уже закрылся для посетителей и внутрь не пускали. Но мы не расстроились: вознаграждением нам стал великолепный вид на замок в лучах заходящего солнца, а также приятная прогулка.
Ну а музей — что в нем такого, чтобы жалеть? Два музея за день — это многовато, можно и заскучать. Вообще, в Несвиже целый комплекс архитектурных сооружений, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но большая часть этих строений активно реставрируется, поэтому сейчас там снимать особо нечего.
Кстати, по той же причине мы не стали планировать поездку в Лиду, к еще одному знаменитому замку Беларуси. По сведениям, найденным в инете, там идет активная реставрация, которая займет, вероятно, еще несколько лет. Вот как закончится, тогда и побываем :)
В Брест въехали уже вечером. Здесь нас ждали забуканные днем апартаменты в виде симпатичной квартирки в новострое. Обошлась около 30 долларов. В квартирке была ванна и горячая вода, что моментально подняло настроение уставших и набродившихся за день путешественников. А еще здесь впервые нам попалась предвыборная рекламка — ведь мы были в Беларуси буквально за две недели до выборов Президента. И вот что я хочу заметить: я бы мечтал, чтобы у нас выборы проходили так же. Проехав всю Беларусь, мы нигде не видели ни одного бигборда ни с одной бигмордой. НИ ОДНОГО. Плакаты, напоминающие о выборах? Много. Плакаты, призывающие прийти и проголосовать? Пожалуйста, сколько угодно. Бигборды «Я люблю Беларусь» — есть. Но плакатов с лозунгами, предвыборными обещаниями или чьими-то мордами — нигде и ни одного. МЕЧТА!!! И листовка-рекламка, увиденная нами, была просто образцом лаконичности: лист А3, на нем фотографии и анкетные данные сразу всех 4-х кандидатов. ВСЁ. Никакой макулатуры, которая бы торчала из всех почтовых ящиков и валялась на всех мусорках — НЕТ! И это — за две недели до выборов! Я мечтаю, чтобы у нас это выглядело так же.
Утром в планах у нас была Брестская крепость и музей паровозов. Но сначала решили прогуляться городом. Дело в том, что выселившись и проезжая улочками города, мы увидели симпатичнейший бульварчик на ул. Гоголя с замечательными фонарями, просто созданными для того, чтобы позировать любопытным туристам:
А вместо яблок здесь лежат гигантские каштаны.
Прогулка, однако, показала, что наша экипировка не совсем подходит для длительного гуляния: мы выезжали из Харькова в шортах и футболках, а здесь холодновато, народ ходит в теплых куртках и с осуждением смотрит на нас, извергов, у которых дети в юбочках разгуливают.
Решение было принято нестандартное: а почему бы нам не поехать на местный рынок и не купить в качестве сувениров что-то полезное, например, одежду? Тем более что Брест — город прямо на польской границе, что позволяло надеяться на интересный выбор.
Рынок под названием «Варшавский» мы нашли довольно быстро. Но сам рынок нас удивил. Мы видели разные рынки, но все их можно было охарактеризовать одним из двух слов: либо «работает», либо «не работает». А вот здесь оказался третий вариант: «условно работает». Это значит, что в каждом ряду открыт лишь один или два контейнера. А остальные закрыты. Но! Если надо и в открытом контейнере вам никак не могут найти нужную вещь или размер — через некоторое время приводят кого-то, кто открывает нужный контейнер и со словами «Я не отсюда, я не могу уступать, мне сказали цены, я не знаю, что у нее где лежит» находит и вручает нужную вещь. Я не совсем понимаю такой принцип торговли, но, может быть, они чередуются? И сегодня, скажем, весь ряд детских вещей представляет Вася, завтра Петя, а послезавтра Оля? И они, каждый в свой день, имеют максимальные шансы продать именно свой товар? Странно... Зато работают допоздна.
В принципе, такой метод может объясняться довольно просто. Покупателей не видно вовсе. Значит, выручка столь невысока, что владельцу контейнера надо работать где-то еще. В принципе, на это наводит и беседа с продавцами. У людей нет денег. Товар подорожал. Спрос близок к нулевому. Вот и получается, что надо как-то чередоваться, чтобы рынок был не основным местом работы, а скорее подработкой к основному заработку.
Цены, действительно, высоковаты, и продавцы об этом знают. Нам даже удивились — что мы не в соседнем Луцке решили скупиться, а в Бресте. Ну что ж, мы купили то, что нам было нужно сейчас и то, что понравилось, а в Луцк мы еще заедем. Завтра. А сегодня — Брестская крепость и паровозы.
Брестская крепость оставила смешанные чувства. С одной стороны, мрачное, тяжелое чувство, трагедия тех, кто здесь боролся и погиб, трагедия и тех семей, которые отсюда были выведены в плен и тоже в большинстве погибли, и тех, которые выйти не смогли. Стены в пулевых и осколочных шрамах. Плиты с именами погибших, много имен... С другой — честно сказать, возмутительное чувство, как на трагедии делают мелкий заработок. Здесь же, на территории такой крепости, в двух шагах от Мемориала, какие-то «бызнэсмэны» торгуют всякой советской армейской символикой — пилотки, каски, шинели, здесь тебе и тир открыли, только луна-парка не хватает... Интересно, они и в Хатыни так поступают?
Детям Брестская крепость не понравилась. Гнетущее место, и возраст не тот. К слову, именно по этим соображениям, планируя поездку, мы отказались от мысли о посещении мемориала в Хатыни. Детям еще рано. Не воспримут. Им гораздо ближе оказался музей паровозов.
Расположение музея паровозов очень удачно — как раз напротив центральной аллеи, ведущей к Брестской крепости. И там собрана действительно впечатляющая коллекция. Паровозы от 20-х до 60-х годов, включая немецкие трофейные времен войны. Огромные махины, просто жутко представить, которые еще в 30-е годы развивали скорости за сотню и выдавали мощность в тысячи лошадиных сил. А также тепловозы, вагоны, в общем, несмотря на то, что у меня девчонки, они были в огромном восторге и несколько часов увлеченно лазили по этим громадинам. И не зря: у большинства из них открыты для посещения кабины, туда можно заходить, все трогать и ощупывать, подниматься на лесенки, в общем, то, что надо для детей. Но не только детям — это и взрослым интересно — в таком месте сам чувствуешь себя ребенком. А это здорово!
Причем, во-первых, не менее половины экспонатов способны самостоятельно передвигаться — и нередко снимаются в различных фильмах — так, прямо при нас бригада рабочих занималась реставрацией вагона после съемок в каком-то фильме; во-вторых, опять же, при нас, специалисты возились с паровозом — что говорит о том, что их не просто выставили, но и поддерживают в рабочем состоянии. Интересное место. Посещение платное, но недорогое. Рекомендую.
На этом белорусский этап нашей поездки подходил к завершению. Недалеко от границы сдали прибор для оплаты дорог — через несколько дней деньги вернулись на карту. Заправились белорусской соляркой — разница в цене сейчас хоть и несущественная, но все же есть, да и оставшиеся рубли надо потратить. Впрочем, рублей оставалось еще неожиданно много — расход оказался не столь велик, и солярка еще оставалась. Граница прошла гораздо быстрее и легче, чем по дороге туда. Погранцы немного удивились лишь харьковским номерам — необычно и далеко — и, позадавав уже привычные вопросы «как там у вас, на востоке» и «как Вам понравилось у нас в Беларуси», спокойно отпустили. А что — нам и в самом деле понравилось. Оставшиеся рубли добили в дьюти-фри, жена разбавила мою сладостно-алкогольную коллекцию сувениров весьма неплохой белорусской косметикой, всякими гелями, скрабами, шампунями и т. п. по довольно приятной цене.
Украинская таможня тоже удивилась харьковским номерам, но больше ничем не интересовалась, лишь спросили: «Домой?» — мы ответили: «Домой!», на что нам пожелали счастливого пути и всё, мы на родине. Как всегда, под вечер. А раз вечер, то надо решать два вопроса: еды и сна. Второй вопрос решили легко, забукав номер в загородной гостинице под Луцком. В отличие от Беларуси, в Украине гостиницы дешевле апартаментов, тем более не в сезон и в нетуристических местах, а в последние два года и вовсе находятся в режиме выживания, поэтому цены вообще радуют (туристов, конечно, а не владельцев гостиниц). Номер, занимавший полэтажа с балконом, обошелся чуть больше 200 грн — около 10 долларов. Даже пиво на ресепшене практически по цене магазина. Недостаток оказался один: гостиница рассчитана на так называемый зеленый туризм, летний отдых, выходные с компаниями и т. п., поэтому находится на окраине дачного поселка — а навигатор, редиска, вместо нормальной дороги, полчаса вел нас грунтовками по полям и в час ночи привел нас вместо гостиницы в какой-то колхоз... :( Благо, что по телефону заспанный администратор объяснил мне, что в этом колхозе нам ночевать не надо, и, поднявшись на пригорок, я увидел сияющий вдалеке символ нашего отеля.
А вот вопрос с едой решить нормально не удалось.
Луцк — красивый и старинный, но очень провинциальный город. Здесь на удивление хорошие дороги и красивый вокзал, но ночной жизни нет.
И ночных кафе нет. Даже на красивом вокзале. Мы уже готовы были на любой гамбургер, и я ввел в навигатор слово «Макдональдс», на что навигатор радостно сообщал мне, что нет проблем, до ближайшего Макдональдса всего лишь... 71 км. И находится он в соседней области, в Ровно. Вот блин!
И спросить некого — всего 23:00, но город спит. Наконец, у таксистов узнал: есть здесь один-единственный (!) — на весь областной центр (!!!) — ночной клуб, там же и кафе, и бар, и всё такое.
Мы нашли это волшебное место. Да, клуб, и вполне приличный. Но там в это время в основном не едят, а пьют и курят кальян. Детей туда вести не стоило, и мы с женой решили обойтись парой гамбургеров на каждого. Мы не знали, что это значит. Нам их ГОТОВИЛИ. В смысле, жарили отбивные, готовили начинку и все прилагающееся... Это длилось больше часа. В итоге мы получили действительно удивительно большие и замечательно вкусные гамбургеры, с настоящими отбивными, салом с прорезью и еще чем-то вкусным. Размер оказался таким, что и одного гамбургера на каждого оказалось много. Обошлись они мне примерно по 50 грн (2 доллара) за штуку, но главное — ооочень долго. Когда я пришел с добычей, моё семейство уже мирно спало, и мне не оставалось ничего, кроме как доставить их в отель, затащить в номер и разместить по кроватям.
Если будете посещать Луцк — имейте в виду наш опыт, не затягивайте с ужином :)
Зато утром мы обнаружили в нашем отеле хорошее кафе с украинской и белорусской кухней. Здесь нам тоже сделали превосходные деруны, но чуть-чуть иначе, по-своему. Обошлось весьма недорого.
В Луцке мы планировали посетить замок Любарта. Это старинный замок-крепость, башни на входе в который украшают банкноту в 200 грн. Посещение бесплатно (платные только экскурсии, но мы не стали ждать или заказывать, решили погулять так).
Здесь можно погулять по галереям.
Имеется небольшой музей колоколов.
Камера с очень одиноким заключенным
и вот такие стенобитные орудия:
И артиллерия.
А еще здесь можно сыграть в шахматы.
Замок действительно оказался интересным, но детвора уже несколько устала от замков и крепостей, потому прогулка была недолгой.
До свидания, Луцкий замок! Ты нам понравился!
Возле замка есть чудная кофейня, где нас очень недорого напоили отличным кофе.
Еще повеселили указатели по дороге из замка: налево — монастырь, направо — общество анонимных алкоголиков :)
Слова брестских торгующих о луцком рынке мы не забыли. Детям нужна была обувь и кое-что из одежды. Рынок мы нашли без труда. Да, нас не обманули. Этот рынок как раз в нашем понимании. Здесь всё открыто, всё торгует, уйма людей. На отсутствие покупателей здесь не жалуются: народ съезжается сюда со всех окрестностей, поэтому автомобилями забиты не только парковки, но и все прилегающие улицы и переулки. Правда, совершенно нет структуры: автозапчасти перемежаются с изделиями из овчины, обувь с инструментами, садовый инвентарь с похоронными принадлежностями... Причем одежда и обувь встречается в самых разных местах, так что здесь нельзя идти куда-то целенаправленно за обувью, а надо бродить. Бродите — и увидите, ищите — и найдете. Мы нашли. И очень недорого купили обувь. Харьковского производства :))) Это ж надо было проехать чуть не 2000 км, приехать в другой конец страны, чтобы купить харьковскую же обувь!!! Впрочем, важен результат. А он нас удовлетворил. Заодно купили детям новые куртки, другую одежду — все равно покупать, так почему не здесь? Наоборот, при прочих равных, лучше привезти вещь из поездки — будет приятнее носить, будет ежедневно напоминать о чем-то приятном.
Добавив к нашим покупкам подарки для юбиляра, мы, наконец-то отправились в конечный пункт нашего путешествия и его официально декларируемую цель: город Коростень. Для достижения этой цели мы отправились по так называемой «Варшавке» — трассе Е373, которая отличается превосходным состоянием, не хуже чем Е40 «Киев — Вроцлав», но при этом очень малой загрузкой и практически не проходит через населенные пункты. Здесь мы спокойно шли с комфортной скоростью и вскоре были на месте.
Нас уже ждали, мы прибыли вечером и попали как раз за праздничный стол, в окружение родных и знакомых, в царство кулинарии, в плен тарелок и закусок. Где, в числе прочих тостов, с удовольствием подняли тост за успешное завершение нашего неожиданного осеннего путешествия.
На этой оптимистической ноте заканчиваю свой отчет.
Спустя три дня мы благополучно вернулись домой.
На обратном пути ничего достойного описания не было.
Весь пробег, включая возвращение домой, составил около 2600 км.
Расход составил чуть выше обычного, примерно 7,8 л/100 км, видимо, из-за большого количества скоростных перегонов — 120 км/ч по платным магистралям в РБ и 120-140 в Украине. Больше 140 я не езжу, т.к. становится дискомфортно: шумновато, расход растет, и старому дизелю это не полезно.
Дизельное топливо (на момент поездки) в РБ везде по одинаковой цене — 12300 б.р./литр, в Украине — от 16,5 до 19 грн/литр, в среднем порядка 17,5 ($0.78). Сейчас подешевело.
Машина прокатилась без проблем, поломок не было.
Понравилось ли нам в Беларуси? Однозначно, понравилось.
Стоит ли ездить в Беларусь, и в частности, осенью? Стоит! И именно осенью. Морей там нет, загорать там негде, зато осенняя природа гораздо более красива и дарит больше красок.
Самый провокационный вопрос, который теперь нам все задают: ну что, где лучше — в Грузии или в Беларуси. Пожалуй, этот вопрос оказался многограннее, чем я ожидал. Нет на него прямого и честного однозначного ответа. И, наверно, так и должно быть. Что лучше — виски или коньяк? Груша или яблоко? Или вообще апельсин? Наверно, каждому своё. Да и то под настроение. Хотите знать, что больше понравится лично вам? Попробуйте всё и выберите сами.