|
Наверное, у каждого из нас есть свое «Первое путешествие», не просто поездка из точки «А» в точку «Б», а потом возвращение из точки «Б» в точку «А», а именно путешествие, через несколько городов или стран, с остановками для осмотра достопримечательностей, переходом границ и прочими сопутствующими радостями. Таким «Первым путешествием» для нас стала поездка в город Зеленоградск Калининградской области летом 2012 года.
ПОДГОТОВКА
Опыт дальних поездок к тому времени у нас уже имелся. Сначала была поездка в Анапу, аномально жарким августом 2010 года, сквозь дым от горящих лесов на отечественном ВАЗ 21104М, без кондиционера, когда с опущенными стеклами задыхаешься от дыма, а с поднятыми — тушишься в собственном соку. С остановками каждый час для того, чтобы хоть немного размяться. Та поездка, по идее, должна была отбить всяческое желание путешествовать на машине, но не отбила. Потом, в 2011 году, была поездка в Питер, уже на надежнейшем и вполне комфортабельном Nissan Almera Klassic. Вполне себе рядовая поездка, перегон Москва—Санкт-Петербург — музеи-парки-фонтаны — перегон Санкт-Петербург—Москва.
Вопрос о том, куда отправиться летом 2012 года начали обсуждать еще в марте. На Черноморское побережье РФ ехать совершенно не хотелось, по причине его полной изученности и нежелания жариться на солнце. В Украину тоже не тянуло (плавали и там, знаем). Поэтому как-то незаметно всплыла идея съездить на Балтику, где мы (я и супруга) еще ни разу не были. После недолгого серфинга по интернету было принято решение ехать в город Зеленоградск. Через интернет же, практически методом тыка (главное — наличие стоянки), был подобран отель «Балтийская корона» и забронированы номера в нем (конец марта, а номера с балконом и видом на море на вторую половину июля были уже заняты).
На чем ехать не обсуждалось — ехать в отпуск на машине уже вошло в привычку.
Осталось получить двукратные транзитные литовские визы, чем мы и занялись в июне. Почитав необходимую информацию на сайте литовского посольства, взяв справки о доходах на работе, оформив медицинскую страховку, сфотографировавшись и заполнив анкеты, мы отправились сдавать документы. Литовское посольство встретило нас небольшой (минут на 40) очередью. Отстояв, подаем документы очень неприветливой даме в окошке и тут же получаем их обратно с комментарием, что нужны не справки с места работы, а справки из банка о наличии необходимых для пребывания в Литве средств (40 евро на человека в сутки) или дорожные чеки на ту же сумму. Уходим не солоно хлебамши за справками. 11 июня, посчитав, что все нормальные люди отмечают праздники на дачах, предпринимаем попытку №2. Приезжаем к открытию, к 9:30, и видим у посольства очередь чуть поменьше, чем очередь в Мавзолей в славные застойные годы. Ясное дело, что за те два с половиной часа, что идет прием документов, мы никуда не успеваем. 13 июня, вспомнив молодость, приезжаем к 6 утра и оказываемся 45-ми в списке (СССР, мы тебя помним!). Около 11 оказываемся у заветного окошка и подаем документы, а уже через пять минут отходим с талончиком и напутствием прийти через пять рабочих дней за визами. Забрать готовые паспорта было гораздо проще, всего каких-то 30 минут в очереди и заветные визы в руках, можно собираться в дорогу.
МОСКВА—ВИЛЬНЮС
И вот наконец-то 18 июля 2012 года, Московское время 01 час 40 минут, путешествие начинается! Наш экипаж: я — Александр, ваш покорный слуга, за рулем. Супруга Татьяна рядом, в качестве стюардессы, штурмана и бортового самописца.
Без проблем проскочив МКАД, выезжаем на Минское шоссе, до границы с Беларусью около 470 км. И вот тут начинаются реалии Российских дорог. Нет, не подумайте плохого — дорога хорошая, везде по две полосы в каждую сторону, покрытие в приличном состоянии, местами даже встречается отбойник на разделительной. Несколько участков с ремонтными работами тоже проблем не доставили, по причине малого количества машин в ночное время. Но вот пресловутые ограничения 90-60-90, а временами и 50-70 км/ч несколько напрягают, а развешенные в изобилии камеры фиксации нарушений заставляют задуматься о том, что ПДД надо соблюдать. В общем, идем на компромисс, поскольку торопиться нам некуда, то и нарушать сильно не будем, так, километров на 20-30 в час и там, где нас не видно недремлющему оку, а то ведь обидно — дорога пустая, а мы ползем, как черепахи. Вот так вот, не спеша, наблюдая восход в зеркалах,
доезжаем до последнего на территории РФ Лукойла (462 км от Москвы по одометру). Доливаем бак до полного, и через каких-то 5 километров, в 6:40 по Москве за кормой остается граница России.
На КПП, где раньше брали дорожный сбор, нас встретил поднятый шлагбаум и зеленый свет — денег с россиян, передвигающихся на личном легковом транспорте, больше не берут. Сразу за КПП начинается автомагистраль до Минска. И тут же в глаза бросаются отличия: везде на разделительной отбойники или широкий газон, покрытие отличное, колейности нет, разрешенная скорость для легковых машин 110 км/час, камер нет вообще, местных служителей жезла тоже не видать, травка по обочинам подстрижена, мусора нет. Ну, что еще для счастья нужно?
Проехав еще сотню километров, останавливаемся позавтракать. Площадки для отдыха на белорусских дорогах хороши — с беседками, с туалетами, с контейнерами для мусора, на некоторых есть даже ремонтные эстакады. Ну почему в России-то этого нет?
Примерно в половину десятого по Москве обходим Минск по МКАДу и встаем на трассу Минск—Вильнюс. Дорога становится немного уже — всего по одной (но широкой) полосе в каждую сторону плюс широкая асфальтированная обочина. Встречных и попутных машин мало, с обгонами проблем нет, так как попутный транспорт, видя, что ты едешь быстрее, вежливо уходит вправо. Отметили, что народ в Белоруссии ездит вежливо и дисциплинированно, в хвост не пристраиваются, с дороги фарами не сгоняют, левый ряд не занимают.
Пройдя 850 километров, заправляемся на крайнем в Беларуси Лукойле (все крупные заправки вдоль трассы мультивалютные, но с одним НО — бензин за любую валюту, а вот купить что-либо в магазине можно только за белорусские рубли) и выходим на финишную прямую перед белорусско-литовской границей. Удивляет практически полное отсутствие попутного транспорта, и мы уже потираем руки в предвкушении того, как быстро мы пройдем границу, но тут, с очередного пригорка, нам открывается шикарный вид на огромную (километров на пять) очередь грузовиков стоящих на контроль.
Немного напрягшись, но зная, что для легкового транспорта коридор отдельный, обходим грузовики слева, а там, где они стоят в два ряда, то и по встречке, и в 11:40 по Москве подъезжаем к очереди (машин 40) легковушек.
Стояли мы долго. Успели попить кофейку, поболтать с соседями по очереди, погулять вдоль очереди, еще раз попить кофейку и просто посидеть. Наконец-то, в 14:15 въехали на Белорусский КПП.
На все формальности 15 минут (здравствуйте, откройте багажник, закройте багажник, штампы в паспорт, до свидания). Еще 40 минут ожидания в нейтральной зоне (тут хотя бы «Дьюти Фри» есть) и процедура контроля повторяется на Литовском КПП. Все, в 15:35 завершаем переход границы, небольшой, всего 36 км рывок до Вильнюса,
и в 16:10 по Москве (15:10 местное) ставим машину на стоянке отеля «Zemaites».
Первый день пути позади, пройдено 900 км за 13,5 часов (из них почти 4 часа переход границы), можно расслабиться и пойти погулять по Вильнюсу, что мы и сделали.
Нагулявшись по старому Вильнюсу и плотно поужинав в уютной кафешке на центральной площади,
мы понимаем, что, как говорится, «на сегодня хватит», пора в гостиницу спать, тем более, что и без того плохая погода испортилась совсем.
Добравшись под сильнейшим ливнем до отеля, заваливаемся спать.
ВИЛЬНЮС—ЗЕЛЕНОГРАДСК
На утро, выспавшись и позавтракав, в 8:20 утра по местному времени стартуем в сторону Клайпеды. Дорога от границы до Вильнюса и в самом городе отличается, даже по сравнению с Россией, не в лучшую сторону, на выезде из города проезжаем пару участков с ремонтными работами
и вот, наконец, трасса Вильнюс—Клайпеда.
Что сказать, трасса выше всяческих похвал. До Каунаса разрешенная скорость 110 км/час, после начинается автомагистраль, ограничение 130 км/час. Едем, любуемся окрестными видами, а я лично еще и наслаждаюсь вождением, наверное, в первые в жизни попав на настоящую скоростную магистраль, ощущения не испортил даже ливень, начавшийся километров за 100 до Клайпеды. Ни одного стационарного поста полиции (мобильного, кстати, тоже) на трассе нет, зато по всей трассе равномерно расставлены камеры контроля скорости, но неожиданностью они не являются, так как сначала справа появляется вот такой знак:
а затем слева, метров через 500, за отбойником стоит сама камера (такой вот скворечник):
В общем даже если и превышаешь, то оттормозиться успеешь по-любому, но почему-то желания нарушать не возникает — не за чем.
Триста километров трассы пролетают незаметно, и вот уже мы в Клайпеде занимаем очередь на паром (11:15 время местное). Паром ходит раз в полчаса, за один заход забирает около 35 машин (если есть туристические автобусы, соответственно меньше).
Желающих переправиться на Куршскую косу достаточно, поэтому если один паром сразу не забирает всех желающих, сразу подается второй. Стоит все удовольствие 43 лита (примерно 500 рублей) с машины, обратная переправа — бесплатно. Плыть около 10 минут, и мы на другом берегу. Отъехав километров пять от переправы, оплачиваем экологический сбор 20 лит (примерно 230 рублей) и вперед к границе. Дорога по Куршской косе одна, временами она узкая, временами покрытие не очень, но на всем протяжении чертовски живописная.
На литовско-российскую границу подъехали к 12 часам. Очереди нет (мы четвертые). Литовцы пропустили практически моментально, по старой схеме (здравствуйте, откройте багажник, закройте багажник, штампы в паспорт, до свидания). А вот на Российской стороне, видимо, случился обед, иначе не объяснить, почему четыре машины стояли в очереди почти час. Но, так или иначе, наконец-то строгий пограничник в будке, сверив наши физиономии с фотографиями в паспорте и поставив штамп, дал нам добро на въезд на родину, а таможенник, мельком глянув на московские номера, махнул рукой и открыл шлагбаум. Счастливые от того, что все границы позади и мы снова на родине, рвем вперед, остановившись лишь затем, чтобы оплатить экологический сбор на российской территории (300 рублей). В 14 часов местного времени мы у цели — город Зеленоградск (бывший Кранц) Калининградской области, отель «Балтийская Корона».
Позади 1300 километров пути и две границы, впереди 10 дней отдыха.
Первые пять дней погода была, мягко говоря, не жаркой, 170С на улице и 170С вода в Балтийском море, временами дождь, на море шторм. Вот тут-то и сказались преимущества отдыха на своем авто. За это время объездили все более-менее интересные места Калининградской области.
КАЛИНИНГРАД
Наш первый выезд в Калининград был совершен на электричке. Во-первых, быстрее и без пробок (да-да, пробки не только в Москве бывают), а во-вторых, ну как упустить возможность прокатиться на таком поезде из детства?
Музей Мирового океана. Вид со смотровой площадки.
Действующий экспонат музея Мирового океана. Хоть и у причала, но раз в сутки на связь с космосом выходит.
Домик смотрителя Высокого моста…
Фондовая биржа. Она же Дом культуры моряков.
Набережная музея Мирового океана. Вид с реки Преголя.
Дом советов или Закопанный робот. Главный калининградский долгострой.
Уникальное место, обязательное для посещения. Бродить там можно часами и при любой погоде. Автомобильная дорога на косе одна, ее протяженность по российской территории около пятидесяти километров. Пешеходных маршрутов длиною от полукилометра до трех километров — шесть, плюс музейный комплекс. Вне маршрутов гулять нельзя — заповедник, со всеми вытекающими последствиями.
Начали с музея леса и лесных суеверий.
Следующая остановка — орнитологическая станция «Фрингилла», но сначала на пляж,
а потом смотреть и слушать как ловят и окольцовывают птичек.
Двигаемся дальше, на Высоту Мюллера. Пройти нужно два километра. Маршрут хоть и официальный, но слегка «полудикий», организованных туристов на больших автобусах сюда не возят, поэтому и народу мало.
Перед началом тропы многообещающий знак:
В конце тропы вышка,
а с вышки вид на Куршский залив с одной стороны и на Балтийское море с другой.
С тропы сходить, конечно, нельзя, но ягод — море, трудно удержаться от соблазна.
Переезжаем к Высоте Эфа. Тут нужно пройти 2,8 км по вполне благоустроенным тропинкам с деревянными настилами. Здесь людно, маршрут популярный, много больших групп.
Приспособление для удержания песка.
Самый крайний маршрут на российской границе — Озеро Лебедь. Протяженность — 3 км, туристы, в основном, «дикие». Для организованных — слишком долго и далеко топать. Пройдя с полкилометра, снимаем тапочки — жарковато стало, да и просто приятно пройтись босиком по теплому песочку.
Ветерок на пляже неслабый, освежиться совсем не тянет, но народ купается.
Разворачиваемся в сторону Зеленоградска. Осталось заехать посмотреть «танцующий лес»,
и можно считать первое знакомство с Куршской косой состоявшимся.
По дороге встретили вот это милое семейство попрошаек, гулявшее вдоль дороги, и создавшее единственную пробку, виденную нами за всю поездку. Ну, всем же надо остановиться и сфотографироваться.
БАЛТИЙСК И СВЕТЛОГОРСК
Следующая наша вылазка была посвящена поездке в Балтийск (бывший Пиллау) и на Балтийскую косу (Фрише-Нерунг) — самую западную точку России. От Калининграда всего километров пятьдесят. По дороге попадается много развалин и гнездовий аистов.
С днем поездки мы немного не угадали — подождали бы пару дней и попали на репетицию морского парада, посвященному дню ВМФ, как-то не придали мы значения этому моменту.
Памятник Петру, похоже, на Балтике есть в любом городе.
Паром из Балтийска на Балтийскую косу ходит раз в два часа, к пристани мы приехали минут за десять до ближайшего рейса. Решаем бросить машину на берегу и переправляться налегке. Вся переправа занимает минут пятнадцать.
В принципе, если ты без машины, то можно воспользоваться услугами «морского такси» — местные занимаются извозом на маленьких катерках, но нас вполне устраивал паром и два часа между рейсами на осмотр основных достопримечательностей косы.
Основная достопримечательность Балтийской косы — это сама Балтийская коса. Дивное место, открытое для посещения простым смертным лишь в середине девяностых годов, после закрытия авиабазы Балтийского флота.
Чувствуется легкое запустение, но люди живут,
а какие там раритеты ездят, вах! Этому Мерседесу (слева) лет 20 минимум, а собран он минимум из 5 доноров и таких там не мало. Местные свободно ездят без номеров и регистрации, зачем, ГИБДД на косе полностью отсутствует. Везет же людям!
С волнолома, защищающего вход в порт, открывается шикарный вид на проплывающие мимо корабли.
И, конечно же, главные развалины — остатки авиабазы, построенной немцами еще в середине тридцатых годов, а затем, до 1995 года, используемой советской, а потом российской армией.
Ну вот, паром прибыл — пора возвращаться на материк.
По возвращении в Балтийск, еще немного погуляли по городу:
Дошли до памятника Екатерине Второй:
Интересный памятник, только вокруг как-то не ухожено.
Завершив знакомство с Балтийском, рванули в Светлогорск (Раушен до 1945 года) — погулять по городу, совершить променад по набережной, на людей посмотреть, да и себя показать.
Возвращались по новой трассе.
Очень неплохие дороги строят в Калининградской области.
ПОСЕЛОК ЯНТАРНЫЙ
Быть в краю славящемся добычей янтаря и не посмотреть, как его добывают — нонсенс. Решили съездить в Янтарный (Пальмникен) — янтарную столицу. Но не тут-то было — просто так на самый большой в мире карьер по добыче янтаря не попасть, только с экскурсией. Пришлось брать тур и ехать на автобусе, с обязательным посещением магазинов и прочей сопутствующей радостью.
Песочница с отработанной породой для туристов, виселица для «расхитителей социалистической собственности» и столик для отдыха.
БАГРАТИОНОВСК
Финальной поездкой по Калининградской области стала поездка в Багратионовск (Прейсиш-Эйлау) — самая дальняя точка нашего маршрута, почти 90 километров от Зеленоградска, 1084 км от Москвы (если по прямой). До границы с Польшей два километра.
Посетили музей, в котором работает замечательный экскурсовод — большой любитель исторических реставраций (жаль, имя забыли) который устроил нам интереснейшую экскурсию, а заодно и предупредил, что зона тут пограничная и фотоаппаратами лучше не светить. Мы не вняли и пошли дальше бродить по городу.
Хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Неудачная попытка надстроить старинную крепостную стену и открыть там отель.
Закономерно, на окраине Багратионовска мы были остановлены бдительной девушкой-пограничницей, проезжавшей мимо. Хотела девушка увидеть у нас пропуска на въезд в пограничную зону, а вот их-то у нас и не было. Ну, не знали мы! Знаков и кордонов при въезде в город нет, в Зеленоградске спрашивали, а в ответ: «езжайте и не парьтесь». Пришлось лезть за паспортами и объяснять, кто мы и откуда. Девушка позвонила «товарищу майору», посовещалась с ним и отпустила нас с миром, посоветовав нам прикинуться ветошью и не отсвечивать, а впредь, ну вы меня понимаете. К этому моменту мы уже осмотрели почти все, что задумали, поэтому с чистой совестью пообещали больше не нарушать и отправились к машине.
ЗЕЛЕНОГРАДСК
В общей сложности, намотали по Калининградской области около 550 километров. Потом, как-то незаметно, температура поднялась до 320С, кататься надоело, да и объехали мы уже все, что хотели, так что вторая половина отдыха прошла в прогулках по Зеленоградску и на Зеленоградском пляже.
Вот эта зверушка, как выяснилось чуть позже — балтийская нерпа, приплывала почти каждый вечер на зеленоградский пляж, охотно позировала, но людей близко к себе не подпускала и еду с рук не брала. Умный зверь, все правильно делал.
Зеленоградский променад. Пока почти пустой.
С приходом долгожданной жары народу на пляже резко прибавилось — наверное, весь Калининград с ближайшими окрестностями рванул ловить солнце. Зато в море прохладно и чисто, да и желающих окунуться маловато. Какой же кайф влезть с жары в прохладную балтийскую водичку при полном штиле!
А какие на Балтике закаты!
А еще нас совершенно покорил замечательный бар — Ам Бар, расположенный на самом зеленоградском пляже (каюсь, не сфотографировал тогда, поэтому картинку нагло спер в сети). Очень было здорово прохладным балтийским вечером сидеть на его террасе, завернувшись в плед и смотреть на волны.
В общем, 10 дней пролетели незаметно. Уезжать не хотелось, но надо, тем более что остался невыполненным последний пункт нашей отпускной программы — в Белоруссии нас ждут в гости родственники.
ДОРОГА К ДОМУ
В обратный путь двинулись 29 августа в 5:05 утра, в 5:55 подъехали к границе России, в 5:07 въехали в Литву, скоростной перегон по автобану,
и в 11:05 мы на литовско-белорусской границе, в 11:30 мы уже в Белоруссии (на прохождение двух границ 37 минут в общей сложности, вместе с заходом в «Дьюти фри»!!!). С 11:45 до 12:45 остановка на заправку и перекус. А в 16:30 мы уже в славной белорусской деревне под Рогачевом радуем сто лет невиданную, но все равно горячо любимую родню своим видом. Снова приятно удивило качество белорусских дорог. Казалось бы, совсем глухая деревушка, населенная в основном пенсионерами, а хороший асфальт аж до главной улицы. 30 августа, в 16:30 (17:30 по Москве), с полным багажником деревенских даров, двигаем в Москву. В 20:00 по Москве заправляемся на крайнем белорусском Лукойле в пяти километрах от России и снова в путь.
Опять российские 90-60-90, (как же тяжко после литовских 130 км/ч и белорусских 110 км/ч) и в 01:30, без приключений, мы дома в Москве.
Итог поездки: пройдено 3400 километров; расход бензина 250 литров; потрачено на бензин 7200 рублей. За всю поездку ни одного негативного момента. «Писем счастья» от Российского ГИБДД и их заграничных коллег нет.
И еще, пока ехали к дому прикинули, куда поедем в отпуск следующим летом — очень хочется продолжить знакомство с Балтикой, так что, скорее всего, это будет большая петля через Польшу, Литву, Латвию и Эстонию.
Написано в августе 2012 года. Отредактировано в январе 2016 года.