|
Это отчет о поездке супружеской пары пенсионеров в октябре 2015 года на арендованном автомобиле по семи странам Центральной Европы: Чехии, Германии, Австрии, Словении, Италии, Венгрии и Польше. За 30 дней мы проехали более 4 тысяч километров по маршруту Прага — Мюнхен — Зальцбург — Клагенфурт — Любляна — Удине — Грац — Вена — Будапешт — Бохня — Краков — Прага с посещением более мелких населенных пунктов. Надеемся, что наш опыт может пригодиться другим любителям путешествий.
1. Планирование и подготовка путешествия
В отличие от наших предыдущих автомобильных путешествий эта поездка не была авантюрой, а основывалась на накопленном опыте и здравом расчете. Наверное, у читателей уже возник вопрос, что это понесло пенсионеров в Европу, когда так упал курс рубля и путешествия стали разорительными. Можно сказать, что поездка была вынужденной.
В октябре 2014 года мы ездили в Беларусь, где супруга проходила курс лечения бронхиальной астмы в Солигорской спелеолечебнице. Лечение проводилось в действующей соляной шахте на глубине более 400 метров. Результаты лечения были очень хорошие, но сам процесс ежедневного спуска в шахту и подъема был тяжелым. Врачи рекомендовали для закрепления результатов пройти через год еще один курс лечения в соляной шахте. Поэтому в начале 2015 года мы стали заблаговременно готовиться к новой поездке. Однако к этому времени курс рубля сильно упал, и стоимость лечения в Солигорской лечебнице стала очень высокой, так как пересчитывалась по курсу доллара. Из интернета мы узнали, что лечение в соляных шахтах проводится и в других странах. Из всех вариантов мы выбрали город Бохню в Польше, где стоимость лечения показалась нам меньше чем в Солигорске, а условия лечения были более комфортными.
Для поездки в Польшу нужна шенгенская виза. В Красноярском визовом центре документы для оформления визы в Польшу не принимают. Ехать в другой город для получения визы хлопотно и затратно. Кроме того, Польша дает визу, если проживание в отелях предоплачено на 50%. Для нас, пенсионеров, предоплата очень рискованна, так как здоровье может подвести в любой момент, а предоплату не вернуть. Была еще одна сложность, так как очень трудно добраться из Красноярска в Краков, рядом с которым расположена Бохня. Перелет с пересадкой до Варшавы, а потом поездом до Кракова — это сложно и долго.
Поэтому мы решили совместить полезное (лечение) с приятным (путешествием): гулять — так гулять! Полетим в Прагу, возьмем автомобиль в аренду и приедем на нем в Бохню. Заодно посмотрим в Европе то, что не удалось увидеть в предыдущие поездки. Для выдачи визы Чехия тоже требует предоплату проживания и письменные подтверждения из отелей, поэтому решили получить визу через Австрию. Соответственно, наибольшая продолжительность нашего пребывания должна быть в Австрии. С учетом всего этого мы и спланировали путешествие.
Первым делом через сайт booking.com забронировали отель Sutoris в Бохне на 13 ночей. Из этого отеля непосредственно производится спуск в соляную шахту, что очень удобно. Можно было бы заказать за 3700 злотых на двоих полностью 14-дневный оздоровительный курс, который включает в себя проживание, трехразовое питание, 10 ингаляционных пребываний в шахте и экскурсионное посещение соляной шахты. Но заказ принимается только при условии 50% предоплаты, что нас категорически не устраивало. Поэтому мы забронировали только проживание с бесплатными завтраками, а спуски в шахту и обеды решили докупить после прибытия.
Затем по мере составления маршрута бронировали другие отели. Удивительно, но уже в феврале, когда мы производили бронирование на октябрь, во многих бюджетных отелях уже не было свободных мест. А более дорогие отели нам не по карману.
Поскольку курс рубля постоянно менялся, изменялась и стоимость авиабилетов. Мы пытались отследить через интернет, когда цены будут самыми низкими, но пропустили этот момент, который был в конце апреля - начале мая. Пришлось покупать, когда цены пошли в рост. Два билета из Красноярска до Праги через Москву и обратно рейсами Аэрофлота обошлись нам в 48 000 рублей.
Довольно долго пришлось выбирать прокатную фирму в Праге. Общеизвестные международные прокатные фирмы меня не устраивали. Во-первых, при аренде автомобиля эти фирмы блокируют на банковской карте около 1000 евро залога, которые разблокируются только через месяц. Для пенсионеров это слишком большая сумма. Во-вторых, для бронирования автомобиля требуется частичная предоплата. В-третьих, цены значительно выше, чем в местных небольших прокатных конторах. Поэтому выбрал фирму «rent-a-cars» в Праге, которая предлагала автомобиль Hyundai i20 с автоматической коробкой передач в аренду на 1 месяц всего за 555 евро (15 000 крон) с залогом 300 евро наличными деньгами. Заказ сделал по интернету без всякой предоплаты и получил подтверждение по электронной почте.
Каждая страна придумывает какие-то свои особые требования к документам, представляемым для оформления шенгенских виз. Австрия требует, чтобы копии некоторых документов (например, пенсионное удостоверение, справка из банка о наличии денег) были переведены на немецкий язык и заверены переводчиком. Кроме того, в период с октября по май нужна дополнительная медицинская страховка на случай получения травм при занятиях зимними видами спорта. Раньше было достаточно дать письменную гарантию об отказе от зимних видов спорта, но с 2015 года стали требовать страховку. А это увеличивает стоимость страхового полиса с учетом нашего возраста почти в 3 раза. Поэтому рискнули ограничиться обычной страховкой, но волновались, не получим ли отказ из австрийского консульства. К нашему счастью, визы получили без проблем. Несмотря на то, что в наших паспортах было уже достаточно много шенгенских виз, в том числе две полугодовые мультивизы, австрийцы оказались очень жадными, и дали визы только на 30 дней, строго по датам забронированных отелей.
Учитывая проблемы с сотовой связью через МТС, которые были в предыдущей поездке, в новом путешествии решили использовать связь через операторов Мегафон и Tele2. Вместо проверенного ноутбука, сопровождавшего нас раньше в поездках, взяли планшет, который оказался гораздо практичнее. Кроме того, взяли испытанный навигатор Гармин с обновленными картами Европы и видеорегистратор.
Наличных денег взяли в дорогу немного, оказалась достаточной сумма в 1000 евро. Основная часть денег в валюте и рублях лежала на различных банковских картах. На этом подготовка путешествия была закончена.
2. От Красноярска до Праги
4 октября началось наше новое путешествие. Перелет от Красноярска до Праги прошел без каких-либо проблем. Авиабилеты зарегистрировали сами заранее через онлайн-регистрацию Аэрофлота, багаж зарегистрировали в аэропорту Красноярска сразу до Праги. Поэтому в Шереметьево пошли на посадку без регистрации и багажа.
В аэропорту Шереметьево нас удивили люди, похожие на беженцев, которые спали на полу в переходах и в специальных застекленных помещениях. Многие из них были с детьми и с больших количеством всякого скарба. Супруга очень боялась, что возникшая проблема с беженцами в Европе может помешать нашему путешествию. Поэтому неприглядное зрелище в Шереметьево еще более насторожило ее. К счастью, никаких беженцев по дальнейшему маршруту поездки мы не встретили.
В Прагу прилетели почти по расписанию. Быстро прошли паспортный контроль и получили багаж. Первым делом прямо в аэропорту в банкомате сняли по рублевой банковской карте 20 000 чешских крон. С учетом комиссии 1 крона обошлась нам в 2,9 рублей при официальном курсе 2,7 рублей. В дальнейшем безналичный расчет по рублевым банковским картам на АЗС и в магазинах происходил именно по официальному курсу. В аэропорту Шереметьево в обменнике кроны продавали по 3,8 рублей. Поэтому, как я думаю, нет смысла заранее покупать чешские кроны в России, где они продаются по более высокой цене. Да и вообще, наличные кроны в Чехии не очень нужны. Нам они понадобились, чтобы оплатить аренду автомобиля. По моим расчетам это было выгоднее, чем платить в евро, которые мы старались расходовать очень экономно. Кроме того, кроны были нужны для оплаты отеля, на это было прямо указано в подтверждении о бронировании, а также для покупки проездных билетов (езденок) для метро.
В Праге обнаружилось, что в моем сотовом телефоне SIM-карта оператора Tele2 в роуминге не работает. Это было очень неожиданно и неприятно. Такая же SIM-карта в телефоне супруги работала без проблем. Поэтому я надеялся, что в дальнейшем связь наладится. Надежды были напрасными. Связь установилась временно только в Польше, но затем снова пропала.
Владелец прокатной конторы по имени Алексей отслеживал прибытие нашего рейса по интернету и подъехал на парковку аэропорта для передачи автомобиля через несколько минут после нашего выхода из здания аэропорта. Передача автомобиля произошла быстро без всяких проблем. В договоре аренды на схеме отметили все царапины и сколы краски на кузове автомобиля. Я заплатил 15 000 крон и оставил в залог 20 000 российских рублей. Передача автомобиля значительно облегчалась тем, что Алексей был русский по национальности. Поэтому между нами было полное взаимопонимание.
Автомобиль Hyundai i20 был не новый, с пробегом около 135 000 километров, но в прекрасном состоянии. С учетом предстоящих погодных условий на нем была установлена зимняя резина. Автоматическая коробка передач и привычные органы управления (как в Тойоте) позволили быстро освоиться с управлением. По условиям договора на автомобиле был бесплатный навигатор, но я поставил свой более привычный Гармин. Сразу скажу, что абсолютно никаких проблем автомобиль не доставил. Более подробные впечатления об автомобиле изложу в конце отчета.
Отель Villa Bohemia мы специально выбрали недалеко от аэропорта рядом с шоссе, ведущем на Мюнхен. Прагу мы довольно хорошо изучили в 2012 году, поэтому останавливаться в отеле надолго не планировали. Отель был нам нужен только для ночлега перед дальнейшей дорогой. До отеля мы доехали довольно быстро, но тут возникла проблема. В отеле нас не ждали! Как потом объясняла хозяйка отеля, к ней не поступило сообщение от Букинга о нашем бронировании. Я сомневаюсь в этом. Скорее всего, об этом сообщении просто забыли. Во всяком случае, нам пришлось подождать около часа, пока хозяйка наведет порядок в одном из свободных номеров. За это время мы съездили в ближайший супермаркет Lidl, где закупили продукты для ужина и для перекусов на следующий день.
Отель был хорош именно близостью к аэропорту и расположением в тихом спокойном месте. Не было проблем с интернетом. Завтрак был достаточно хорошим. В остальном ничего примечательного в отеле не было. Лестница на 2-й этаж очень крутая. Подушки неудобные, звукоизоляция плохая. По цене 50 евро (1350 крон) можно было найти более комфортный отель ближе к центру города. Но для нас была важнее экономия во времени.
На следующее утро, хорошо отдохнув и позавтракав, мы выехали в Мюнхен.
3. Мюнхен и Бавария
В 2012 году мы проехали мимо Мюнхена, так как спешили в замок Нойшванштайн. В этот раз мы решили исправить свое упущение и посвятить Мюнхену пару дней. Пусть не обижаются на меня фанаты БМВ, но главной нашей целью был не музей БМВ, а Старая Пинакотека. Возможность увидеть «вживую» картины, написанные Леонардо да Винчи, Рафаэлем и другими великими живописцами, была для нас важнее чудес автомобильной техники. Поэтому из Праги мы напрямую направились в центр Мюнхена к Пинакотекам.
Оставив автомобиль на ближайшей подземной парковке на Туркенштрассе, пошли пешком к Новой Пинакотеке. Там нас постигло сильное разочарование. Оказалось, что Новая Пинакотека закрыта по техническим причинам до середины октября.
В Старой Пинакотеке в этот день (понедельник) был выходной, мы знали об этом заранее. Поэтому, побродив вокруг Пинакотек, вернулись на парковку, заплатили 5 евро и поехали в отель.
В предыдущие автомобильные путешествия мы старались не ездить на автомобиле в центральные части крупных городов. Знали, что там движение очень сложное, проблемы с парковками и т.п. Поэтому оставляли автомобиль у отеля и использовали максимально возможно общественный транспорт, заранее изучив маршруты и особенности транспорта. В этот раз мы сменили тактику. В целях экономии времени и сил подъезжали максимально близко к интересующему объекту и искали ближайшую парковку. В такой тактике были и плюсы и минусы. Расходы на общественный транспорт значительно сократились, но в некоторых случаях найти подходящую парковку было очень сложно, и парковки были дорогие.
Ехали в отель мы медленно и долго, так как улицы Мюнхена забиты транспортом. На многих улицах шел ремонт, а перекрестки были очень сложные. Некоторые улицы были настолько узкие, что приходилось почти задевать стоящие и встречные автомобили. Пробег от Праги до отеля в Мюнхене составил 387 км.
Отель «Stadt Pasing» расположен довольно далеко от центра города в современном здании, имеет бесплатную парковку и гараж. Цена за 3 ночи — 186 евро, что для Мюнхена очень недорого. Именно по этой причине мы и выбрали этот отель. Ближе к центру города отели или не имеют парковок или цена запредельная. В целом от отеля остались приятные впечатления, за исключением интернета. Система подключения вай-фая оказалась настолько мудреной, что подключиться не удалось. Персонал на рецепции тоже не смог помочь, сославшись на то, что в этом ничего не понимает. Пришлось использовать SIM-карту Мегафона, установленную в планшете.
Прогноз погоды внес коррективы в наши планы. В среду ожидался очень сильный дождь, поэтому мы решили использовать хорошую погоду во вторник для поездки в Обераммергау и Линдерхоф, а Старую Пинакотеку посетить в среду во время дождя.
Вторник 6 октября оказался очень насыщенным. Дорога до Обераммергау была несложной, доехали быстро. По мере продвижения на юг равнинный ландшафт сменялся горным. Обераммергау имеет официальный статус деревни или коммуны. Количество жителей более 5 тысяч. В Обераммергау парковок много и они бесплатные.
Как и ожидалось, расписные дома были один другого краше. На фоне гор все это выглядело особенно эффектно. Удивляло, с какой тщательностью и выдумкой жители стараются сделать свои дома более красивыми.
Имеется много магазинов, в которых продаются разнообразные и очень красивые игрушки и сувениры, в основном из дерева, сделанные местными жителями.
Видели несколько скульптурных изображений торговцев игрушками, установленных у магазинов.
Было приятно встретить автомобильного земляка.
Весь городок обойти не удалось, ноги устали. Впечатления остались очень хорошие.
Вдоволь насмотревшись на расписные домики, поехали в расположенный недалеко Линдерхоф смотреть очередной дворец Людвига Баварского. Желание побывать в нем возникло у нас еще в 2012 году при посещении Нойшванштайна, но реализовать его смогли только сейчас. При въезде на автомобильную парковку Линдерхофа берут плату 2,5 евро с автомашины. На парковке было очень много автомобилей, но персонал помогал всем найти свободные места. До дворца пришлось идти пешком довольно далеко по весьма живописной местности.
Среди безлюдных лесов и гор дворец выглядел очень красивым, даже сказочным. Фонтаны, к нашей радости, еще работали.
Но знаменитый грот посмотреть не удалось, он был уже закрыт до весны. Объявление об этом находилось у входа в грот. А могли бы разместить это объявление внизу, чтобы люди не поднимались напрасно высоко в гору по крутой дорожке.
Ближе к вечеру вернулись в Мюнхен, чтобы успеть посмотреть старую часть города. Автомобиль оставили на подземной парковке на Карлсплац (довольно дорогой, как и все парковки в центральной части Мюнхена) и пошли к центру. Старая часть города впечатляет своей основательностью и своеобразием. Особенно запомнились церковь Святого Михаила и Ратуша на Мариенплац.
К сожалению, прогулка по Мюнхену получилась короче, чем хотелось бы. Подул холодный ветер, начался дождь. Пришлось возвращаться в отель под сильным дождем. За этот день проехали 210 км.
На следующий день, 7 октября, поехали в Старую Пинакотеку. Оставили автомобиль снова в паркинге на Туркенштрассе. По дороге к Пинакотеке заметили очень необычную парковку самокатов у детского учреждения.
Затем начался дождь, который становился все сильнее. Поскольку экспозиция Пинакотеки из-за ремонта была неполной, цена билетов была почти символической, всего 2 евро за билет. Но даже неполная экспозиция была очень богатой. С огромным удовольствием мы разглядывали всемирно известные шедевры живописи.
Многие работы выдающихся мастеров мы раньше не видели даже в репродукциях. Единственное замечание к экспозиции — это не совсем удачное размещение полотен относительно окон и источников света. Поэтому на многие картины приходилось смотреть под определенным углом, чтобы избежать отблесков. Такой недостаток встречается во многих картинных галереях. Приятным исключением в этом отношении являются музей Прадо в Мадриде и Музей истории искусств в Вене.
Когда мы были в Пинакотеке, до меня дозвонилась по телефону хозяйка отеля из Бернау-ам-Кимзее, где мы планировали сделать следующую остановку. Разговор с ней был на смешанном англо-немецком языке. Как я понял, она просила нас приехать в отель до 18 часов. Поэтому мы поспешили закончить осмотр Пинакотеки и выехали в Бернау-ам-Кимзее, до которого было 90 километров пути. По дороге нас застал сильнейший ливень, кроме того попали в пробку, из-за чего потеряли примерно один час.
В отель Gasthof Kampenwand Bernau мы приехали к 17 часам, но в отеле никого не застали. Все двери были заперты, на телефонные звонки по номерам, указанным в подтверждении о бронировании, никто не отвечал. А дождь немного утих, но не прекращался. Складывалась очень безрадостная перспектива с ночлегом.
Выручила нас добрая женщина из туристического центра, расположенного рядом с отелем. Она нашла в деревянном ящике, стоявшем у бокового входа, две связки ключей от отеля и от комнат, смогла дозвониться по телефону до одной из работниц отеля и помогла заселиться нам и еще одной паре подъехавших путешественников. Комната на 3-м этаже оказалась довольно большая, но холодильника в ней не было, некоторые лампочки в светильниках не работали. Чемоданы и сумки пришлось поднимать по очень крутой лестнице. Зато в туалетной комнате был горячий обогреватель, и вай-фай работал без проблем. Это несколько улучшило наше настроение. Останавливаться в этом отеле надолго мы не собирались, он был нужен только для ночлега. Цена нас устраивала — 76,7 евро, в стоимость входил завтрак. Вблизи озера Кимзее цены в других отелях начинались от 90 евро.
Утром, позавтракав и рассчитавшись за ночлег, поехали на пристань в Прин-ам-Кимзее, откуда ходят кораблики до острова Herreninsel, где находится еще один дворец Людвига Баварского — Neues Schloss Herrenchiemsee. Рядом с пристанью есть парковки, цена — 3,5 евро. Билет до острова и обратно стоит 7,6 евро. Кораблики ходят регулярно через каждые полчаса.
Погода улучшилась, поэтому прогулка на кораблике и посещение дворца оставили хорошее впечатление. Расстояние на острове от пристани до дворца составляет более километра. Можно доехать до дворца на конной повозке, но мы предпочли пешую прогулку по живописной местности.
Конечно, октябрь — не лучшее время для посещения дворца. Пасмурная погода, фонтаны не работают, цветы увядают. Несмотря на это, мы довольны, что выполнили свое давнее желание.
4. Гальштат и Зальцбург
Наш дальнейший путь лежал в Гальштат. Первоначально этот городок не входил в наши планы, так как он расположен в стороне от запланированного маршрута в Каринтию через Großglockner Hochalpenstraße. Однако по настоятельным рекомендациям других путешественников пришлось изменить план поездки. Если китайцы построили у себя копию Гальштата, значит, он этого заслуживает.
На АЗС сразу после пересечения границы Австрии купили виньетку за 13 евро. Дорога до Гальштата шла через горы, была очень извилистая и сложная, но доставляла мне удовольствие от вождения. Перед самым въездом в Гальштат дорога идет через длинный туннель. К парковке ведут указатели, стоимость парковки 5 евро.
Уже от парковки открываются красивые виды на суровые горы.
По дороге к озеру проходили мимо оригинальных домиков, оформленных с большой фантазией и любовью.
Озеро, зажатое между гор, даже в пасмурную погоду производит сильное впечатление.
Дома на слоне горы вдоль берега озера стоят очень плотно в несколько ярусов. Каждый дом интересно оформлен, украшен цветами.
Часто встречаются «плоские» деревья, прижавшиеся всей кроной к стенам домов.
Прогулка по городку доставила удовольствие.
Встретилась мастерская по изготовлению игрушек, где токарь вытачивал игрушки из дерева на глазах у покупателей.
Гальштатская церковь, встречающаяся на многих фотографиях, действительно очень красивая и запоминающаяся.
Ночлег у нас был запланирован в Зальцбурге, поэтому надо было спешить, чтобы до темноты успеть доехать до отеля. Дорога от Гальштата до Зальцбурга была не сложной. Пробег в этот день составил 230 км. Отель Garni Lehenerhof имеет бесплатную парковку во дворе, что было очень кстати. И стоимость проживания сравнительно невысокая — 68 евро. Вай-фай работал без проблем. Отель в целом нам понравился. Можно останавливаться в нем надолго для более тщательного знакомства с Зальцбургом.
Отель расположен на некотором расстоянии от центра, на одной из оживленных улиц Ignaz-Harrer-Straße, откуда легко добраться до достопримечательностей. После ужина мы совершили прогулку вдоль набережной почти до старого центра города. Но есть одна особенность у этого отеля, которая может не понравиться. Это был единственный за все путешествие отель, который заранее заблокировал на моей кредитной карте стоимость проживания.
От отеля также можно легко добраться до торгового комплекса Europark (всего 3 км), расположенного на западной окраине Зальцбурга у кольцевой дороги. Этот торговый комплекс отличается демократическими ценами и большим разнообразием товаров. Нас особенно привлекала в нем возможность купить практичную качественную и недорогую одежду.
В 2012 году мы уже были в Зальцбурге проездом. Тогда город не произвел на нас хорошего впечатления, возможно, из-за ненастной погоды. В этот раз нам повезло с погодой, с утра было солнечно. Поэтому мы смогли подняться в крепость Хоэнзальцбург, побродить по ней, полюбоваться оттуда на окрестности, а потом прогуляться по старой части города.
При этом супруга исполнила свою заветную мечту — купила настоящие конфеты «Моцарт» ручной работы в кондитерской Fürst. Подъем на фуникулере и посещение крепости стоили на двоих 22,6 евро. Кроме того парковка автомобиля стоила 6,5 евро. Следует отметить, что найти свободные места на парковке в центре Зальцбурга довольно трудно.
5. Каринтия, Словения и Италия
Дальнейший маршрут нашего путешествия проходил по ранее неизведанным нами областям на юго-востоке Австрии, Каринтии и Штирии. Желание побывать в Каринтии возникло давно, эта область считается в Европе одной из самых экологически чистых и благоприятных для проживания.
Основной достопримечательностью Каринтии является озеро Вертерзее, растянувшееся узкой полосой с востока на запад примерно на 15 километров. Столица Каринтии — Клагенфурт расположен на восточной оконечности озера. Каринтия граничит со Словенией и Италией. Поэтому нам хотелось за время пребывания в Каринтии побывать еще и в Словении, где мы раньше не были, а также хотя бы на день съездить в любимую нами Италию. Исходя из этих желаний, место проживания выбирали так, чтобы от него было одинаково удобно ездить во все стороны. Такое место находится между западным берегом озера и Филлахом. После долгих колебаний выбрали гостевой дом Voice of Arctic Wilderness в Розеге.
Расстояние от Зальцбурга до Розега составляет примерно 200 километров. Дорога проходит по горной местности, но никакой трудности не представляет. Проехали два туннеля, каждый примерно по 6 километров длиной, один их них платный, стоимость проезда 11 евро.
Гостевой дом расположен на невысоком холме на самой окраине Розега. Постояльцам обеспечены тишина, спокойствие и чистейший воздух. За 4 ночи проживания мы заплатили 190 евро и получили в свое распоряжение просторный двухкомнатный номер. Обстановка в номере была довольно скромная, но все необходимое имелось, и отопление работало. В стоимость проживания входили вкусные завтраки, парковка автомобиля рядом с домом и приличный вай-фай. Гостеприимные молодые хозяева дома помогали нам решать бытовые вопросы и ничем нас не беспокоили. Общение с ними происходило на английском языке. Можем рекомендовать этот недорогой гостевой дом как центр базирования для автомобильных поездок по окрестностям озера Вертерзее.
С учетом прогноза дождливой погоды в Клагенфурте на ближайшие два дня решили использовать их для поездки в Словению и Италию, где прогноз погоды был более благоприятным. Поэтому 10 октября (в субботу) выехали в Словению, расстояние до которой по дороге было всего 18 километров. На границе Словении купили виньетку за 15 евро, кроме этого дважды (туда и обратно) заплатили по 7 евро за проезд по длинному 8-километровому туннелю.
В соответствии с рекомендациями других путешественников сначала доехали до озера Блед. Оно напомнило нам слегка озеро Гарда в Италии, но мы ожидали большего. Над озером стояла туманная пелена, которая мешала смотреть.
Возможно, по этой причине каких-то особенных чувств озеро у нас не вызвало. Попытались объехать вокруг озера, но не смогли разобраться с запрещающими знаками на дороге. Поэтому решили не тратить время и поехали в Радовлицу, посетить которую тоже рекомендовали путешественники.
В навигаторе ввели адрес церкви Святого Петра, которая являлась основной достопримечательностью Радовлицы, и навигатор повел нас вверх по очень крутой узкой дороге, на которой было бы невозможно разъехаться с встречным автомобилем. Дорога привела нас в тупик, где мы с большим трудом развернулись. Оставили автомобиль на размеченной бесплатной парковке, с которой открывался живописный вид.
Через узенький проход вышли на небольшую площадь, на которой и стояла старинная небольшая церковь. В интернете можно прочитать, что этой церкви более 750 лет. И снаружи и внутри церковь выглядела симпатичной и очень ухоженной. От ее посещения осталось светлое и радостное впечатление.
Понравилось также оформление внутреннего дворика расположенного рядом дома священника.
Судя по установленным на улице скульптурам, жители Радовлицы знают и уважают свою историю.
Готовясь к поездке в Словению, мы изучили имеющиеся в Интернете статьи и отзывы путешественников, выписали все интересные места Любляны и посмотрели фотографии. Машину оставили на подземной парковке в центре Любляны и пошли осматривать запланированные достопримечательности. К сожалению, погода внесла свои коррективы в наши планы. Поднялся порывистый пронизывающий ветер, который отбил у нас охоту подниматься в крепость.
Поэтому, прячась от ветра, прошли по городу вдоль набережной.
Впечатление осталось двойственное. Город выглядел вполне достойно, чисто, опрятно. Однако на фотографиях в интернете он смотрелся более эффектно. В действительности же ничем особенным Любляна нас не зацепила. Хочется думать, что в этом была виновата пасмурная погода с сильным ветром. Уже потом, разглядывая фотографии, стали испытывать к своеобразной красоте Любляны все большую симпатию.
Возвращались в Розег под дождем в сумерках. Проехали за день 213 километров.
На следующий день 11 октября (в воскресенье) под дождем поехали в город Удине. До границы с Италией было не более 40 километров. После границы пришлось проехать 17 туннелей различной длины. Один из участков дороги был платным, заплатили 7,4 евро (на обратном пути еще столько же). Проехав горный участок, попали действительно в другую страну. Дождь прекратился, выглянуло солнце, резко потеплело.
По дороге к центру Удине заехали в торговый комплекс Citta Fiera, где купили настоящий итальянский сыр и другие продукты, по которым очень соскучились. В Германии и Австрии итальянские сыры нам не встречались, а местные сыры не такие вкусные. Торговый комплекс компактный, с удобной парковкой и разнообразными магазинами расположен по адресу: Via Bardelli 4, Мартиньякко, Италия, нам очень понравился.
В центре Удине долго искали свободную платную парковку, но не нашли. К нашему счастью, в воскресенье парковка на улицах бесплатная, и нам с трудом удалось найти свободное местечко. В центре Удине площадь Свободы напомнила нам Венецию своими зданиями и скульптурными композициями.
Кафедральный собор был закрыт, поэтому смогли посмотреть его только снаружи. Поднялись в замок, обошли его по кругу. Зашли в музей замка за 10 евро. Удалось посмотреть не все запланированное, так как сильно устали. Если бы у нас был еще один свободный день, мы потратили бы его на осмотр коллекции картин в Архиепископском дворце. В Розег вернулись затемно. За день проехали 303 километра.
В понедельник 12 октября погода прояснилась, и мы смогли приступить к осмотру окрестностей Вертерзее. Первым делом поехали в деревушку Мария Верт, которая находится на южном берегу Вертерзее на небольшом, скалистом полуострове, выступающем в озеро. От гостевого дома до нее было 15 километров. Курортный сезон закончился. Свободных парковочных мест было очень много, и вся деревушка выглядела безлюдной, но очень симпатичной и ухоженной.
Мы дошли до старинных церквей, хорошо известных по фотографиям. Одна из них действующая, но зайти в нее мы не смогли, она была закрыта. Возможно, мы приехали слишком рано. Снаружи церкви были настолько красивы, что мы долго разглядывали их с разных точек. Пожалуй, это было самое сильное и приятное воспоминание, оставшееся от Вертерзее.
После этого поехали в Клагенфурт и при въезде повернули снова к озеру, чтобы посмотреть замок Мариа Лоретто. Входная дверь в замок была закрыта. Поэтому мы вышли на смотровую площадку слева от здания, с которой открывались очень красивые виды на озеро.
Находившийся неподалеку парк Minimundus был закрыт на зиму, поэтому мы поехали к старому центру города. Оставив автомобиль на платной парковке (она оказалась одной из самых дорогих за все путешествие – 14,5 евро), пошли осматривать достопримечательности. Старый город Клагенфурта считается одним из самых красивых в Австрии. Он небольшой по площади, и мы добросовестно дважды обошли его вдоль и поперек.
Посмотрели и здание Ландхауза (администрации Каринтии), и Ратушу, Старую и Новую площади, фонтан со скульптурой дракона «Линдвурм» — символом Клагенфурта. Здания красивые, город аккуратный, даже излишне прилизанный, но в душу не запал, как говорится, не хватило изюминки.
Возвращались в гостевой дом снова по южному берегу озера, но другой дорогой. Решили посмотреть обзорную башню Пирамиденкогель. Дорога к башне очень крутая и извилистая. В некоторых местах автомобиль ехал на пределе возможностей двигателя. Парковочных мест около башни достаточно много. Парковка бесплатная, но стоимость входного билета на башню для взрослых 11 евро. Новая башня построена в 2013 году, имеет очень оригинальную конструкцию из стали и дерева, высота с антенной около 100 метров от уровня земли, а от уровня озера Вертерзее верхняя смотровая площадка башни находится на высоте 912 метров.
Со смотровой площадки открываются совершенно потрясающие виды на озеро и окрестности.
Вот вид на деревню Мариа-Верт почти с километровой высоты.
За плату можно воспользоваться смотровыми приборами, но нам хватило своего бинокля, который постоянно был с нами во время путешествия.
Вернувшись в гостевой дом, стали готовиться к дальнейшей дороге в Грац. За этот день проехали 74 километра.
6. Грац, Вена, Будапешт
Утром 13 октября погода снова была плохая, дождь и туман. До Граца было сравнительно недалеко, всего 167 километров. Но дорога была очень тяжелая, извилистая, сплошные спуски и подъемы, много туннелей. Надо было успеть в отель Ibis Budget Graz City до 12 часов, потому что после этого рецепция закрывалась до вечера, и заселиться в отель можно было только через регистрационный киоск. Об этом было сказано в подтверждении о бронировании отеля. Нас такой вариант не устраивал, так как было непонятно, как поставить автомобиль на стоянку. Ехать на автомобиле в центр Граца не было смысла, отель находился рядом с центром.
Мы успели приехать в отель к 11:30, поэтому без проблем поставили автомобиль на подземную парковку отеля и заселились. Номер был маленький по площади, как во всех «Ибисах», но все необходимое имелось и работало. Цена была небольшая — 65 евро за ночь.
Времени на осмотр Граца у нас было немного, поэтому, несмотря на продолжающийся дождь, поспешили в город. В отличие от Клагенфурта Грац оказался не такой правильный и прилизанный. И хотя дома в нем были не такие красивые, Грац понравился нам больше именно своими изюминками. Муринзель (кафе посредине реки) и Кунстхаус (похожий на морское чудовище) делали Грац непохожим на другие города и поэтому более запоминающимся.
Своеобразная городская архитектура и шикарные магазины тоже понравились нам.
Случайно зашли в церковь Штадтпфарр (Stadtpfarrkirche) на Herrengasse 23 и увидели там витраж с изображениями Гитлера и Муссолини. Это было очень неожиданно. Сама церковь была построена в 15 веке, но во время второй мировой войны от взрыва витражи были разрушены. После войны мастер, восстанавливающий витражи, вставил изображения Гитлера и Муссолини в витраж, в котором были изображены мучители Христа.
Времени на более подробное ознакомление с Грацем у нас было недостаточно, быстро темнело, и погода была плохая. Свой план по Грацу мы смогли выполнить менее чем на 50%. Хотелось бы провести в Граце еще один полноценный день. Но изменить план поездки было невозможно, он и без того был очень плотный. Впереди нас ждали новые впечатления.
14 октября мы выехали на шоколадную фабрику Zotter. Она находится по адресу: Bergl 56, Riegersburg 8333, Австрия. От Граца до фабрики сравнительно недалеко — 57 км, но дорога была сложная, горная, извилистая. К тому же мешали быстро ехать дождь и туман. Около фабрики имеется большая бесплатная парковка, на которой оставляют автомобили многочисленные посетители и покупатели. Многие туристы приезжает на автобусах, чтобы посмотреть на процесс изготовления шоколада и попробовать образцы изделий из него во время экскурсий по фабрике.
Фабрика Zotter имеет большую популярность в Австрии. В отзывах о фабрике мы заранее прочитали, что шоколад Zotter отличается высоким качеством и разнообразием ассортимента. Весь процесс производства шоколада из какао бобов происходит непосредственно на фабрике, и в процессе используются только самые высококачественные ингредиенты, в том числе местное молоко.
Уже на подходе к фабрике замечаешь необычный юмор оформителей.
На экскурсию мы не пошли и ограничились только посещением магазина. Действительно, ассортимент шоколадных изделий ошеломляет, больше 150 наименований. Как большие любители шоколада мы долго не могли оторваться от витрин, выбирая, что купить.
Шоколад Zotter примерно в 2 раза дороже шоколада других фирм, но он того стоит. А по количеству разнообразных начинок и добавок ничто не может сравниться с ним. Особенно нам понравились плитки для приготовления горячего шоколада, достаточно растворить такую плитку в чашке горячего молока. При этом можно получить горячий шоколад даже с перцем чили и другими экзотическими добавками. Хотелось закупить весь ассортимент шоколадных изделий, но бюджет не позволял.
Дальше наш маршрут лежал на курорт Rogner Bad-Blumau, находившийся в 27 км далее по дороге в сторону Вены. Мы поехали на этот курорт не лечиться, а посмотреть на здания, спроектированные архитектором Хундертвассером. В 2014 году в Вене мы уже видели три здания, построенные по его проектам. Эти здания понравились необычной фантазией архитектора, и нам очень хотелось увидеть другие работы Хундертвассера. Были опасения, что нас могут не пропустить на курорт, так как он является частной собственностью и территория охраняется. Поэтому мы подъехали с тыльной стороны к служебному въезду. Автомобиль оставили на импровизированной парковке и зашли на территорию через открытую дверь рядом с закрытыми автомобильными воротами.
Несмотря на дождь и мокрую траву, мы долго бродили по территории курорта, разглядывая очень своеобразные здания, которые выглядели как холмы с разрисованными фасадами. При этом ни один из элементов фасада (окна, двери, балконы и т.п.) не повторялся. От увиденного получили огромное удовольствие.
Дальнейший путь до Вены прошел без проблем, тем более, что дождь закончился. Дорога к отелю проходила еще мимо одной шоколадной фабрики Heindl, расположенной по адресу: 1230 Wien, Willendorfergasse 2-8. Там тоже проводятся экскурсии по фабрике, но нас больше интересовал магазин, где был очень большой выбор шоколадной продукции. Уже потом дома, тщательно сравнивая продукцию Zotter и Heindl, пришли к выводу, что вкус Zotter более утонченный и своеобразный, а вкус Heindl ближе к традиционному.
В Вене мы остановились в отеле Hadrigan. Стоимость проживания за 4 ночи — 186 евро, что очень недорого для Вены. Кроме того, сравнительно близко от отеля находится многоуровневая парковка типа P+R по цене 3,4 евро за сутки. В Вене с парковками большие проблемы. Рядом с отелем Hadrigan не было места даже для кратковременной остановки, автомобиль при остановке перед входом в отель полностью перекрывал движение. Чтобы вытащить чемоданы из автомобиля, пришлось заехать во двор расположенной рядом автомастерской. Отель имел места на подземной платной парковке (9,6 евро за сутки), но парковка находилась сравнительно далеко на другой улице. Поэтому мы предпочитали оставлять автомобиль на парковке P+R.
Расстояние от Граца до отеля в Вене составило 233 км. Отель был достаточно удобен, за исключением скрипучих полов и отвратительных подушек. Кроме того, вай-фай подключался с большим трудом, это удавалось сделать только с помощью одного из дежурных по отелю.
В Вене нас застала дождливая ненастная погода. Гулять под дождем не хотелось, поэтому первый день в Вене мы использовали для поездок по магазинам в хозяйственных целях. Ездить на автомобиле по Вене было очень трудно, движение очень медленное, парковки дорогие, свободные места на них найти трудно. За день наездили 51 км.
На следующий день прогноз погоды в Интернете снова обещал дождь в Вене до самого вечера. Но в Будапеште прогнозировалась более хорошая погода, дождь там ожидался ближе к вечеру. Поэтому решили потратить день на поездку в Будапешт. Он не входил в наш первоначальный план, но по всем отзывам Будапешт заслуживал хотя бы кратковременного посещения.
Очень много времени нам пришлось потратить на выезд из Вены по причине медленного движения в пробках. Дальше до границы с Венгрией дохали быстро. На границе купили за 13 евро 10-дневную виньетку и поспешили дальше. Однако, начиная от въезда в Будапешт, пошли сплошные пробки. Движение было настолько плохо организовано, что мы добирались до центра города несколько часов.
Начал накрапывать дождь. Когда приехали в старую часть города на Крепостном холме, где находится Рыбацкий бастион, с которого открывается самый лучший вид на Будапешт, начался ливень.
Оставив автомобиль на платной парковке при въезде, пошли к собору Святого Матиаша, где спрятались от дождя. Собор очень красивый и снаружи и внутри, поэтому было не жалко заплатить 12 евро за вход в него.
Когда дождь закончился, вышли на смотровую площадку Рыбацкого бастиона, с которой открывался прекрасный вид на Парламент, Цепной мост Сечени и другие достопримечательности Будапешта.
Насмотревшись на эти виды, вернулись к автомобилю и попытались оплатить парковку. Тут нас ожидала засада! Хотя мы отсутствовали всего полтора часа, парковочный автомат потребовал заплатить 5 250 форинтов (или более 20 евро) как за 1 сутки (!) парковки. Нас возмутила эта обдираловка! Мы подумали, что автомат ошибся, и несколько раз попытались снова вставить парковочный талон в автомат. В конце концов, автомат перестал принимать парковочный талон. Выехать из старой части города без оплаченного талона невозможно, выездной автомат со шлагбаумом работает без людей. Ситуация усугублялась тем, что на венгерском языке разговаривать мы не могли, а английский язык практически никто не понимал.
Нам попыталась помочь бригада ремонтных рабочих и сопроводила нас с автомобилем к другому выездному пункту, где находились контролеры. Там один из контролеров разъяснил нам на английском, что разрешенное время парковки только один час, а если опоздаешь с оплатой хотя бы на минуту, то придется платить за сутки. Оказывается, это написано мелким шрифтом на двух языках на парковочном автомате. То есть, можно узнать об этом только при оплате, так как при въезде через шлагбаум такое предупреждение отсутствует.
Мы согласились заплатить полную стоимость парковки, но контролеры принимали только наличные форинты, по банковской карте оплата не принималась. Пришлось искать ближайший банкомат, снимать наличные форинты, оплатить ими парковку через парковочный автомат, и только после этого нас выпустили из старой части города, которая представляет собой одну большую платную парковку. Кто вздумает припарковаться на Крепостном холме у Рыбацкого бастиона, имейте в виду эту особенность. Жаль, что нигде в Интернете мы не нашли такого предупреждения при подготовке к поездке в Будапешт.
Потратив много времени на автомобильные пробки, пребывание на Крепостном холме и оплату парковки, нам пришлось отказаться от посещения Музея изобразительных искусств и других интересующих нас достопримечательностей Будапешта. Ограничились тем, что проехали на автомобиле по Цепному мосту, проспекту Андраши и другим центральным улицам, запечатлев их на видеорегистраторе.
Вернулись в отель в Вене уже затемно, проехав за день 511 километров. От этой поездки осталось чувство неудовлетворенности. Следовало остановиться в Будапеште на 2-3 ночи, чтобы более внимательно ознакомиться с этим красивым городом. Именно такой тактики мы придерживались в наши предыдущие путешествия. Но в этот раз у нас было слишком мало времени для более продолжительных остановок. Сейчас, вспоминая поездку, мы склоняемся к тому, что решение о кратковременном посещении Будапешта было правильным. Вряд ли нам удастся в будущем вырваться в новое путешествие, тем более побывать еще раз в Венгрии и Будапеште.
Только на третий день нашего пребывания в Вене погода дала нам возможность отправиться во дворец Шенбрунн. Ближайшая к дворцу парковка находилась на расстоянии около 800 метров. Парковка очень дорогая, за время посещения дворца пришлось заплатить 16,8 евро.
За билетами во дворец выстроилась огромная очередь. Стоимость билетов зависит от предполагаемого для осмотра количества комнат дворца и других зданий. При этом посещение Зоопарка и Пальмового дома оплачивается отдельно. Мы заплатили за выбранный вариант осмотра 42 евро, и потом пришлось доплачивать 10 евро за Пальмовый дом. Можно было заплатить меньше, так как Оранжерея оказалась фикцией, там смотреть было нечего. За посещение Глориетты тоже можно было не платить, от ее подножия, куда можно подойти бесплатно, вид на дворец и на Вену почти такой же, как с верхней точки Глориетты. Вход во дворец осуществляется точно по времени, указанному в билете. Фотографировать во дворце запрещено.
Мы добросовестно обошли весь дворец и территорию парка.
В парке обратили внимание на необычную стрижку деревьев и кустов. Значительная часть кроны деревьев была обрезана строго вертикально или по дуге.
Пальмовый дом, который нам понравился своей конструкцией и большим количеством необычных растений.
С большим трудом дошли до Глориетты и поднялись на самую верхнюю смотровую площадку.
На этом наша культурная программа в Вене закончилась. Предстояла основная лечебная часть путешествия. Утром 18 октября мы выехали в город Бохню. На прощание с Веной посмотрели на дымовую трубу мусоросжигательного завода, построенного по проекту того же знаменитого Хундертвассера.
7. Бохня и Краков
Мы поехали в Польшу через Чехию, так было быстрее и дешевле. Дороги в Чехии по качеству хуже, чем в Австрии. Большинство пересечений дорог находится в одном уровне, поэтому часто встречаются перекрестки со светофорами. А вот в Польше, к нашему удивлению, дороги оказались очень хорошими во всех отношениях, даже лучше чем в Германии.
Разрешенная скорость до 140 км/час. В районе Кракова встретились два платных участка дороги по 10 злотых каждый. От Вены до Бохни проехали 522 км.
Бохня — небольшой город (около 30 тысяч жителей) на юге Польши, примерно в 30 км от Кракова, известен тем, что там с 1248 года добывали под землей каменную соль. Бохня старше Кракова на 4 года. Соляные шахты (копальни) Бохни и Велички (которая расположена между Бохней и Краковом) признаны в 2013 году объектами культурного наследия ЮНЕСКО. В некоторых подземных выработках в массивах соли организованы специальные помещения — коморы, в которых с 1995 года проводится лечение от бронхитов, аллергии, астмы и других подобных заболеваний. А по старым выработкам проводятся познавательные экскурсии для туристов, в ходе которых экскурсоводы рассказывают и показывают, как менялась технология добычи соли со средних веков до недавнего времени.
Отель Sutoris, в котором мы жили в период лечения, расположен недалеко от центра города непосредственно над соляной шахтой. Перед зданием организована парковка автомобилей для постояльцев отеля. Прямо из здания отеля можно спуститься на лифте в шахту на глубину около 200 метров. Это очень удобно. Здание отеля трехэтажное. Имеется современный лифт. На первом этаже расположены служебные помещения, рецепция, физиотерапевтические кабинеты и ресторан-столовая. На втором и третьем этажах — жилые помещения. Кроме того на втором этаже находятся детская игровая комната и мини-кухня с микроволновой печкой, электрическим чайником, холодильником и посудой. А на третьем этаже находится большой холл.
Большинство жилых помещений — двухместные, но есть и люксы. В прихожих установлены встроенные шкафы, туалетные комнаты оборудованы душевыми кабинами. Имеются телевизоры с русскоязычными каналами. Вай-фай работает хорошо, но есть одна особенность — надо вводить пароль при каждом включении планшета или ноутбука. Как недостаток следует отметить плохую звукоизоляцию комнат.
Персонал отеля и лечебницы весьма доброжелательный, старался выполнить все просьбы постояльцев и пациентов. Только однажды дежурная по отелю не смогла помочь нам. 23 октября в отеле остановилась большая группа практикантов (около 30 человек), приехавших для изучения шахты. Весь день они в одинаковой спецодежде организованно ходили по шахте, а вечером устроили большую пьянку в холле отеля на 3-м этаже. До 3 часов ночи они пьянствовали, курили и шумели, мешали спать другим постояльцам. Неоднократные обращения к дежурной по отелю для пресечения нарушений результата не дали. Пришлось выйти к гулякам с фотоаппаратом и под угрозой фотографирования и вызова полиции потребовать от них разойтись. Только после этого наступила относительная тишина.
В столовой отеля организовано трехразовое питание. Завтрак и ужин — по типу шведского стола. Выбор продуктов довольно разнообразный, в том числе есть горячие блюда. Обеды приносят на столы официанты в соответствии с меню. Если у кого-либо имеются ограничения по диете, официант может заменить блюдо, надо только предупредить об этом. В обеденных меню отсутствовали овощные салаты, а на ужин нам хотелось большего разнообразия. Поэтому мы отказались от ужинов в столовой и организовывали их себе сами из продуктов, покупаемых в магазинах. Кроме того, мы отказались от обедов в субботу и воскресенье, так как в эти дни ездили в Краков.
За период проживания в отеле (13 ночей) с учетом стоимости питания и 10 лечебных спусков в шахту вдвоем мы заплатили всего 3650 злотых (64 тысячи рублей). Кроме того заплатили еще 370 злотых (6 500 рублей) за 4 экскурсии, чтобы набрать дополнительные часы пребывания в шахте для повышения лечебного воздействия соли. Таким образом, наши общие расходы на лечение в шахте составили примерно 1 тысячу евро.
Подземные выработки в Бохненской шахте очень обширные и находятся на разных глубинах. В настоящее время для спуска людей в шахту используются два ствола. Ствол «Суторис» расположен под зданием отеля и используется для спуска и подъема постояльцев отеля. Второй ствол «Кампи» расположен примерно в 1 км от «Суториса» и используется для спуска и подъема туристов и местных жителей с детьми. Под землей на глубине 176 метров между этими стволами имеется туннель — «уровень Августа», по которому можно пройти пешком или проехать на узкоколейном электропоезде.
Процесс лечебных спусков осуществляется следующим образом. Постояльцы отеля, желающие пройти курс подземного оздоровления, регистрируются на рецепции лечебницы, которая находится рядом с рецепцией отеля. Какие-либо медицинские документы или предварительное посещение врача для получения доступа в шахту не требуются. После завтрака постояльцы (пациенты) собираются возле лифта, где их пересчитывают и записывают в журнал, а затем организованно в сопровождении физиотерапевта спускают на двухэтажном лифте на «уровень Августа».
Поскольку температура воздуха в шахте около 16оС и часто бывают сквозняки, пациенты одеваются соответствующим образом, в легкие куртки или ветровки. Дальше от лифта пациенты идут пешком по туннелю примерно 700 метров до спуска в «комору Важин».
Туннель проходит через часовню Святой Кинги, которая, согласно легенде, открыла месторождение соли в Бохне и является покровительницей шахтеров, добывающих соль.
Для спуска в «комору Важин» надо пройти по деревянной лестнице, имеющей 307 ступеней, на глубину 255 метров. То есть перепад высот между «уровнем Августа» и «коморой Важин» составляет около 80 метров (высота дома в 25 этажей). Спуститься по лестнице не трудно, а вот подняться по этим ступеням обратно пожилым людям довольно тяжело.
Рядом с лестницей имеется деревянная «горка» длиной 140 метров, по которой можно съехать вниз «на пятой точке», если заранее запастись соответствующей скользящей прокладкой. Это обычно делают туристы-экскурсанты и дети.
Спустившись по лестнице, пациенты оказываются на спортивной площадке, где можно попинать мячи или поиграть в баскетбол. Обычно этим занимаются дети, которые составляют большинство среди пациентов лечебницы. Только мы с супругой и несколько пожилых поляков проходили оздоровление в шахте без детей, все другие взрослые спускались в шахту с детьми самого разного возраста.
За спортплощадкой на некотором возвышении находится кафе и установлены столы со стульями. Здесь пациенты и экскурсанты могут перекусить и посмотреть большой телевизор. Некоторые посетители приходят с планшетами и ноутбуками, так как в коморе работает вай-фай.
Далее за кафе расположено помещение, где установлены большие деревянные столы со скамьями. За ними проводят время польские дети, проходящие курс оздоровления, и их родители, которые попадают в шахту через ствол «Кампи».
Еще дальше находятся магазинчик с сувенирами и игровая площадка с качелями для маленьких детей. Отсюда ведет проход в помещение для дыхательной гимнастики, где установлены шведские стенки и тренажеры. Помещение небольшое по площади. Поэтому дети и взрослые по очереди под руководством физиотерапевтов делают там гимнастические упражнения. Здесь же установлены массажные столы, на которых физиотерапевты проводят «охлопывания» пациентов, то есть похлопывания ладонями рук по грудной клетке со всех сторон. Процедура полезная и довольно приятная.
Полы и частично стены в «коморе Важин» закрыты деревом, поэтому контакты с соляными поверхностями ограничены. Заметно, что выработки старые, соль на стенах оплыла, и создается впечатление запыленности. На деревянной обшивке стен и на всех горизонтальных поверхностях заметен слежавшийся слой пыли.
В самом конце коморы находится помещение, в котором установлены двухярусные кровати для ночлега. В период нашего пребывания там производился ремонт, поэтому лечебные пребывания в шахте были только в дневное время. Продолжительность дневного пребывания в шахте составляет 4 часа. По окончании этого времени пациенты организованно поднимаются по лестнице на «уровень Августа» и возвращаются к лифту. В субботу и воскресенье лечебные спуски не осуществляются.
В шахте имеется еще одна лечебная комора под названием «Колдрас». Она расположена ближе к стволу «Кампи» и используется для ночного пребывания. Нам побывать в ней не удалось, по каким-то причинам в тот период «комора Колдрас» была закрыта.
Экскурсии по шахте производятся со ствола Кампи. Билет для экскурсии на польском языке стоит 45 злотых, но для пенсионеров он продается за 32 злотых. Экскурсии на других языках стоят дороже, их надо заказывать заранее. По субботам можно заказать экскурсию с посещением подземного озера. Но нас устраивали экскурсии на польском языке, так как для нас важно было набрать количество часов в соляной шахте. Врачи рекомендуют пробыть в шахте 80-90 часов, чтобы был реальный положительный результат.
На первой экскурсии мы с супругой были одни с экскурсоводом — девушкой, которая была очень добросовестной и провела нас по всем закоулкам шахты. На последующих экскурсиях количество экскурсантов было значительно больше, а экскурсоводы попадались менее добросовестные, пропускали некоторые экспозиции. Экскурсия начинается со спуска на лифте по стволу Кампи. Затем экскурсантов усаживают верхом на скамейки вагончиков электропоезда и везут к стволу Суторис.
Там показывают небольшой вводный фильм, а потом экскурсантов ведут пешком по уровню Августа в сторону коморы Важин. По пути показывают голографические и стереофонические картины добычи соли в разные периоды, знакомят с историческими личностями, время от времени сворачивают в ответвления для показа экспонатов.
В часовне Святой Кинги делают небольшую остановку и дают возможность рассмотреть религиозную экспозицию. Дальше экскурсантов приводят к спуску в комору Важин, предлагают спуститься на пятой точке по деревянной горке и дают 30-40 минут на перекус в кафе и отдых. Затем следует пеший подъем по лестнице и переход 200-300 метров к стволу Кампи. Продолжительность экскурсии — до 3 часов, но экскурсоводы обычно укладываются в 2,5 часа.
Поскольку мы ходили на подземные экскурсии не каждый день, у нас была возможность прогуляться по Бохне после обеда в некоторые дни. В сотне метров от отеля находится центральная площадь Rynek, на которой установлен памятник польскому королю Казимиру Великому, сыгравшему важную роль в истории города.
Бохня застроена в основном двух- и трехэтажными симпатичными и ухоженными домами.
Встречаются иногда и развалюхи, но их немного. Удивило просто огромное количество банков в таком небольшом городке, а также множество мелких магазинчиков. Привлекает внимание костел Святого Николая пятнадцатого века, рядом с которым установлен памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II. Костел всегда открыт, и жители города, в том числе молодежь, часто посещают его.
Субботу и воскресенье мы посвятили посещению Кракова. Город очень красивый и запоминающийся. К сожалению, часть времени была потрачена зря, так как в субботу в Кракове были организованы спортивные забеги, поэтому дороги, ведущие в центр города, были перекрыты. Пришлось потратить 2 часа в пробках, пока добрались до Вавельского замка. Припарковаться у замка очень трудно, свободное место мы нашли совсем случайно. Хорошо, что в субботу парковка бесплатная.
Билет в замок с осмотром картины Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» стоил 10 злотых. В связи с ремонтом музея Чарторыйских, который длится уже несколько лет, это была единственная картина из коллекции музея, которую можно было увидеть. Поэтому мы добросовестно разглядывали картину через очки и через бинокль так долго, что охранники начали волноваться. Все другие достопримечательности замка, в том числе и Кафедральный собор, осматривали уже после этого. В соборе и в других костелах Кракова запрещено фотографировать. Очень жаль, так как их интерьеры красивы и богаты.
После осмотра замка пошли с юга на север к центру Кракова, по пути осматривая достопримечательности. Очень хотели посмотреть внутри костел Святой Троицы, но в этот день там была свадебная церемония, и мы отложили осмотр на следующий день. К тому же мы устали ходить, и на карте памяти в фотоаппарате не осталось свободного места.
На следующий день решили осматривать Краков с севера на юг. Поэтому поставили автомобиль на стоянку торгового центра «Краковская галерея» и пошли к центру мимо здания театра на площади Святого духа.
Центральная Рыночная площадь и здания вокруг нее были очень красивы, и мы долго ходили по площади.
Мариацкий костел выглядел снаружи эффектно и внушительно, но попасть внутрь мы не смогли. Мы не учли, что по воскресеньям во всех костелах идут службы, и посмотреть их изнутри невозможно из-за большого количества народа. Такого количества молящихся людей мы не видели до этого ни в одной стране, даже в Италии. Пожалуй, Польша – самая религиозная страна.
Пообедали в ресторации Polakowski (напротив Францисканской Базилики) польскими блюдами вкусно и недорого.
Затем мы пошли в обратную сторону и через Флорианские ворота мимо Барбакана вышли на площадь Яна Матейки.
От Кракова остались приятные воспоминания, и сейчас мы сожалеем, что на знакомство с ним отвели всего два дня.
31 октября закончился наш курс оздоровления в соляной шахте Бохни. К сожалению, ожидаемого положительного лечебного эффекта мы не получили. Вероятно, этому есть две причины. Во-первых, мы пробыли в условиях соляной шахты меньше рекомендуемых 80 часов. Во-вторых, концентрация соляных аэрозолей в Бохненской шахте значительно ниже, чем в Солигорской шахте. Если для детей этой концентрации достаточно, о чем свидетельствуют положительные отзывы родителей, то для взрослых людей концентрация соли в воздухе шахты слабовата. В то же время нельзя отрицать, что условия проживания, особенно касающиеся питания, и пребывания в шахте в Бохне намного комфортнее, чем в Солигорске. Если Солигорская спелеолечебница предназначена для лечения, то отель и лечебница в Бохне больше подходит для отдыха.
8. Возвращение домой. Итоги
31 октября мы выехали в сторону Праги в условиях довольно сильного тумана. Туман закончился только на территории Чехии. Навигатор вел нас по самому «быстрому» маршруту и при этом часто прокладывал путь по узким сельским дорогам. Однажды он вывел нас к очень узкому мосту, по которому встречное движение было невозможно. При въезде на мост были установлены металлические ограничители так, что наш автомобильчик с трудом проехал между ними. Зазор между наружными зеркалами и ограничителями составлял не более 1 сантиметра. Более широким автомобилям перед въездом на мост приходилось складывать зеркала. В остальной части пути каких-либо трудностей не возникло. Пробег от Бохни до отеля Villa Bohemia составил 570 км. На обратный путь мы выбрали тот же отель, чтобы было быстрее и проще доехать до аэропорта. В этот раз заселение в отель прошло без проблем. Учитывая нашу просьбу, хозяйка отеля поставила в наш номер холодильник.
Следующий день 1 ноября был у нас запланирован резервным на случай непредвиденных обстоятельств в пути и для спокойной подготовки к вылету. Поскольку все шло нормально, образовалось свободное время, и мы решили еще немного посмотреть старый центр Праги. Поехали на метро, так как в центре Праги припарковать автомобиль невозможно. С удовольствием прошли по красивым улицам. Чем дольше ходишь по ним, тем больше обнаруживаешь всякие интересные детали.
После обеда совершили тренировочную поездку в аэропорт, чтобы узнать точное расстояние до него и время в пути. Оказалось 15 километров и 15 минут. Вокруг аэропорта все время ведутся дорожные работы, и появляются новые объезды, поэтому надо было исключить возможные осложнения и задержки. Затем заправил автомобиль до полного бака. Собрали и упаковали все вещи. На электронных весах, которые дала хозяйка отеля, взвесили все чемоданы и сумки, чтобы не допустить превышения веса. По интернету произвели регистрацию авиабилетов на рейсы. На этом подготовка к вылету закончилась.
Утром 2 ноября хорошо позавтракали в отеле, заплатили за проживание 2700 крон и выехали в аэропорт. Доехали за 15 минут. Владелец прокатной конторы уже ждал нас на стоянке в аэропорту. Он проверил состояние автомобиля и возвратил денежный залог. Поскольку я не успел помыть автомобиль, как это было обусловлено договором аренды, то в качестве компенсации заплатил Алексею 300 крон. Таким образом, за месяц аренды автомобиля я в общей сложности заплатил 15 300 крон, что соответствует 566 евро, то есть один день аренды автомобиля с автоматической коробкой передач обошелся нам всего в 19 евро.
За месяц мы проехали на автомобиле 4090 км по дорогам 7 стран. Расход бензина составил 7 литров на 100 км. Автомобиль был безотказным, достаточно шустрым, на автобанах ехал на равных с более мощными машинами. Багажник был достаточно большой, в него поместились два довольно крупных чемодана, и оставалось место для емкостей с водой.
Наш дальнейший путь домой прошел без проблем, но был очень утомительным. Это случается всегда при возвращении из Европы в Сибирь из-за разницы часовых поясов.
В заключение несколько слов о расходах на путешествие. Стоимость авиабилетов, медицинских страховок и получения шенгенских виз в общей сложности составила 67 500 рублей. На проживание в отелях израсходованы 1400 евро. Транспортные расходы потребовали 1144 евро, из них 566 евро – аренда автомобиля, 366 евро – стоимость бензина, 92 евро – виньетки и платные дороги, 102 евро - платные парковки, 18 евро – общественный транспорт. Расходы, непосредственно связанные с пребыванием в соляной шахте – 353 евро.
Взамен мы получили новые впечатления, положительные эмоции и множество фотографий.
Благодарим всех читателей, кто прочитал наше сочинение. Будем рады, если наш опыт будет полезен кому-либо в подготовке своего путешествия. Если есть вопросы, задавайте, с удовольствием ответим.