|
Предисловие
«…в Монголию? Хм…, ааа…, на рыбалку поди? Куда? Гоби? Это пустыня? Там разве есть пустыня? А зачем? Что вы там делать будете, на песок смотреть? На машине? На своей, что ли? Не жалко? Там же жарко! А если что-то случится? Монголы, они же злые вроде? Нет? Езжайте лучше в Тай или Турцию, там…»
На эти и другие однотипные вопросы, которые нам задавали большинство, кто спрашивали про отпуск, мы не смогли дать вразумительных ответов. В глазах собеседников было непонимание…
Приветствуем всех читателей сего опуса!
Громким словом «Экспедиция» мы не рискнули назвать наше мероприятие, пусть будет менее кричащее — «путешествие». У экспедиции размах и цели должны быть грандиозные.
Итак, путешествие по «стране свободы» было давнишней задумкой. Судя по интернет-отчетам, сейчас в Монголию не едет разве что ленивый. Что бы ни говорили, а отмена виз дала свой результат.
Рассказ разделён на разделы. Неинтересное можно сразу проматывать, а те, кому лень читать — просто смотрите фото. Сразу о фото: сделаны в перемешку на зеркальные Canon'ы начального уровня с китами и Sony NEX, ничего грандиозного и профессионального. Иногда фото на телефон, например, душевая.
Повествование идет от лица экипажа №1 (Korando).
Краткая информация для будущих путешественников
Карта высот Монголии (с сайта www.200stran.ru)
Для проезда в Монголию россиянам нужен только заграничный паспорт. Визы отменили с конца 2014. Права на машину и СТС — обычные Российские, если Вы не собственник ТС — нотариальная доверенность. Очень хорошо прикручивайте номерной знак, потерять его на монгольских просторах — плевое дело + куча проблем. Про прохождение таможни — в тексте, режимы работы КПП есть на сайте Росграница. Местная валюта — Тугрики, курс на август 2015 был 27-30 тугриков за рубль. Так же желательно сделать страховку на машину (мы не делали, но встречались случаи, что её требовали представители закона). Присутствует сотовая связь в больших, по монгольским меркам, городах. С местным населением проблем нет. Все, кто нам попадались — дружелюбные, приветливые и готовы помочь, по-русски понимают единицы, по-английски тоже, по-монгольски — большинство, всё можно объяснить на пальцах или нарисовать. Найти воду в «пятилитровках» — тот еще квест. Про кухню — в тексе. Средняя цена на бензин ~1800 тугриков литр. (62 рубля литр! У нас в это время он стоил ~33 рубля). Бензин 92-й есть практически везде. Через КПП официально можно провозить одну канистру 20 литров (из некоторых источников — 10 литров). Монгольский заправщик всегда сам заправляет вам машину/канистры, оплата на месте, никаких чеков вам не дадут. Душ стоит в среднем ~3000 тугриков человек за 30 минут, остальное в отчёте.
Тугрики, местная валюта. На момент путешествия курс стал 1/27, печаль…
Подготовка маршрута.
Неспешный сбор информации начался еще в феврале. Спасибо всем откликнувшимся на форуме «дрома» и не только. Нашелся второй экипаж из Новосибирска, с которым у нас совпадал маршрут и время поездки. Ехать в одно из самых резко континентальных мест планеты на одной машине было как-то боязно. Самый жаркий месяц в Монголии — июль, поэтому маршрут планировался на середину августа. Также приобреталось дополнительное оборудование, корректировался маршрут, уточнялись дороги с асфальтом, искались достопримечательности, изучались правила проезда КПП, работа банков, курсы валют, делался «словарик» распространенных фраз и т.д. Машине также было уделено много времени, сил и денег. Все это происходило неспешно и без напряга.
Маршрут получился такой:
Новосибирск -> Красноярск -> Кызыл -> КПП Цаган-Толгой|Арц-Суурь -> Баян-Тэс -> Нэмрег -> Тосонцээнгэл -> Тариат -> Хархорин -> Арвайхээр -> Баянхонгор -> Жинст -> Шинэжинст -> Хэрмэн цав -> Гурвантэс -> Сэврэй -> Булган -> Даланзадгад -> Мандалгоби -> Улаанбаатар -> Дархан -> КПП Алтанбулаг|Кятха -> Улан-Удэ -> Слюдянка -> Красноярск -> Новосибирск.
Планируемый маршрут, по ходу продвижения корректировался
Основная идея — это, пока есть силы, максимально пройти плохие участки местности, а домой уже возвращаться по асфальту с заездом на Байкал.
Навигация
Так уж получилось, что имелся у нас старенький IPad 32Gb, даже не знаю какой версии, тормознутый, его было совсем не жалко. В течение месяца были выкачены через SASPlanet карты Монголии и «подружены» с IPad через программу Galileo. Это удовольствие стоило ~250 рублей, о чем ни разу не пожалели. Никого не агитирую, но с данным «динозавром» лучшего я не смог придумать.
IPad + ПО Galileo, слои OSM, генштаб, Спутник Bing
Итого мы имели офлайн карты Генштаба, Bing спутника, Google maps, OpenStreetMaps и т.д. всей Монголии вплоть до 20-го слоя (домА можно разглядывать), которые достаточно шустро работают. Это невероятно удобно, учитывая, что дороги в Монголии — это всего лишь направления. Дорог или нет на карте или их очень много (бывало и такое). В таких случаях просто переключаемся на космоснимки и корректируем маршрут на ходу, так сказать, «онлайн».
Так же в Galileo был выгружен полностью наш предполагаемый маршрут со всеми пометками (всю информацию мы собирали в Google картах совместно и экспортировали её в KML).
Ну и, само собой, обычная бумажная карта тоже имелась, даже компас не забыли.
Связь
Для связи с родиной был подключен международный роуминг (МТС), исходящая смс стоила 19 рублей. Этого нам было достаточно, меньше всего в отпуске хочется отвечать на рабочие вопросы и рассказывать, где мы и почему. Спутниковый телефон решили не брать, так как едем двумя экипажами.
Радиосвязь:
Для связи между машинами были приобретены радиостанции BaoFeng UV-5RE в комплекте с внешними антеннами, тангетами и автозарядкой. Сразу скажем, что без них было бы очень сложно корректировать действия экипажей. Очень хорошие рации, да и цена радует.
Экипаж 1, Красноярск, М Ж:
SS Korando cabrio, 2,3L GSL, АКПП, 4x4, 29я AT Geolandar G012, бак 70 литров, задние сиденья были оставлены дома.
Дополнительно: 3*20L канистры под топливо, туристическая печь «Дымок», 15L+25L канистры для воды, дополнительная шина, 6 упаковок «евро» дров, запасные детали + инструменты, 20L дежурный бак для походного душа.
Экипаж 2, Новосибирск, Ж М Ж:
Suzuki Jimny sierra, 1,3L GSL, АКПП, 4x4, шоссейная резина штатного размера, бак 40 литров.
Дополнительно: 2*10L канистры под топливо, 20L под воду, дополнительная запаска на литье, палатка-душ/туалет, ящик газа. Больше в джимик особо не напихаешь, всё-таки 3 человека едут.
Всякие мелочи типа спальников, консервов и прочего — не описываем, хотя это еще полмашины.
Оба авто потребляют одно топливо, 92-й бензин, что очень удобно в автономии.
Машины загружены под потолок, «что имеем, на том и едем» =)
2015.08.14 Россия.
— Какой у нас сегодня план?
— План — выехать!
Сутками раньше, ближе к ночи, встретили 2-й экипаж из Новосибирска, разместили их у себя на даче, а сами отправились дальше собираться в поездку. Планировать выехать в 6 утра, а тронуться в путь к обеду — это про нас.
В 11:00 приехали на дачу, отправили джимика вперед, где-то час/полтора еще продлились наши сборы и ближе к обеду мы выехали из города.
По пути в Абакан с погодой творилось что-то странное: дождь, ветер, солнце… и всё заново. Постепенно к вечеру разъяснилось.
В 19:10 проехали Абакан и поужинали в кафе перед Минусинском.
Маршрут до Кызыла нам хорошо знаком, были там в мае. Хакасию тоже изъездили вдоль и поперек. На ночевку остановились недалеко от дороги в кармане дальнобойщиков после моста через реку Ус в час ночи. Быстрый ужин, в палатку и спать. Ночь была прохладной, ближе к утру начал моросить дождь.
Пройдено ~667 км.
2015.08.15 Россия—Монголия.
Встали достаточно рано, около шести утра. Быстро собрали вещи, перекусили и тронулись. Главное за сегодня (суббота) пройти КПП, т.к. по некоторым данным в воскресенье он не работал.
Перевал между Хакасией и Тывой очень красивый, особенно западный (Абаза — Ак-Довурак). Едешь и любуешься, километры летят незаметно.
В Туране бензин по 38 рублей, мы решили терпеть до Кызыла. Новосибирцы залили 10 литров на пробу.
Доехав до Кызыла, нашли единственную заправку (51.70144 N, 94.44348 E) с ценой 36 рублей за литр 92-го, на остальных был 37,5-38.
Едем дальше в Эрзин. Ближе к Монголии Тувинская степь сменилась лесо-степью. Отметили много хороших мест для стоянок с удобными подъездами.
В Шуурмак’е заправки нет, либо мы её не заметили. Далее в Самагалтае заправка была, но ценник не висел — проехали. В Эрзине заправка не особо приметная, слева от основной трассы. Эта последняя заправка перед Монголией. Заливаем 25 литров по 37 рублей. Судя по запаху и поведению машины, это был худший бензин за всю поездку.
Эрзин, единственная заправка. Рядом, похоже, строится еще одна.
К 14:00 подъехали к КПП Цаган-толгой- Арц-Суурь. Ждем — у них обед. В 16:30 прошли все таможни и досмотры.
КПП Цаган-толгой- Арц-Суурь, Российская сторона.
Про прохождение КПП:
РФ:
Подъезжаем, ждем пока позовут. У каждой стоп линии необходимо останавливаться. Идем, куда говорят. Делаем, что говорят. Всё понятно. Частично разгружаем машину, таможенники осматривают вещи, машину, просят открыть бардачок, сами ничего руками не трогают. Личное (рюкзаки, сумки…) на сканер (нам повезло, не было электричества, так пропустили). Стандартные вопросы и ответы насчет запрещенного (лучше не шутить). Вещи не декларировали, т.к. особо ценного с собой не было, печать в паспорт и на выход.
Монголия:
Едем до стоп линии, выходим и идем в домик с открытой дверью, заполняем анкету. Говорим, куда едем, первый ли раз в Монголии и т.д. Затем едем до второй линии, опять идем в дверь, платим какой-то взнос с машины или человека, предлагают поменять рубли на тугрики. Меняем 10000 руб. (на КПП был самый выгодный курс за все путешествие 1/29). Едем к следующей двери, заполняем декларацию, указываем сколько у нас с собой валюты, что-то еще, идем смотреть машины. Разгружать не пришлось — налетела небольшая песчаная буря и нас быстро отпустили, ограничившись беглым осмотром.
Главный вывод по монгольской КПП: ехать тихо, останавливаться и ходить по всем дверям/окнам. Сами они ничего не предлагают. Дважды говорили, что мы будем выезжать через другой КПП (нужно для еще одной бумажки «ввоз/вывоз машины»), но они эти вопросы проигнорировали. Также никто не предложил нам сделать страховку на машину.
Страна свободы встретила нас сильным ветром. Через Тэсиийн Гол есть большой мост, он восточнее Баянтэс’а, вот его координаты в openstreetmaps.
Река Тэсиийн, говорят, тут есть рыба.
В Баянтэс прибыли в 19:30, нашли 2 колонки с 92-м, заправили 20 литров в канистру по 2050 тугриков, это ~70 рублей литр! Двинулись дальше, темнело. По дороге встретили коров тигрового и черно-подпалого окраса — очень красивые! У нас таких нет. 20:30 встали в 15 км от Асгата, шел дождь. Погода была мерзкая. Сразу же нас накрыл густой туман.
На ужин сварили походный суп в «Дымке» и угостили себя глинтвейном. Наш экипаж ночевал в машине.
2015.08.16 Едем до Тосонцэнгел’а
Встали в 8 утра. Ночью ветром сорвало тент, было прохладно, пожалели, что не взяли шапки.
«Зачем нам шапки? Мы ж в пустыню едем!»
Собрались и только в 10:30 выехали.
Озеро Ойгон встретило нас сильным ветром. Содержание соли в воде зашкаливает: 21 грамм на литр воды.
В Нэмрэг’е на заправке Петровис бензин уже по 1980.
Дождь, ветер. Дороги размыло, превратив в грязевые лужи.
Погода была не купательная, озеро Тэлмэн проехали ~15:00.
В 17:30 въехали в Тосонцэнгел. Сразу бросились в глаза разноцветные крыши.
Отужинали в кафешке. Заказали по порции буз (5 штук), парни взяли дополнительно по порции супа, плюс чай с молоком (цай) и хлеб. На тот момент это единственное, что мы знали в местном меню. За всё отдали 24300 тугриков (это где-то 800 рублей на пятерых).
Девчонки нашли гостиницу, взяли 2 уютных и теплых номера по 25000. Туалет на улице, умывальник на этаже.
Фото 2-местного номера, ~800 рублей.
Душ — общественный, через дорогу, работает в определённые часы и дни. И это, похоже, единственное место в городе, где есть горячая вода.
Разгружая вещи, обнаружили, что у джимика лопнул рейлинг. Завтра будем чинить. Дождь не прекращался.
Пройдено всего ~211 км.
2018.08.17 Тосонцэнгел—Тариат
Проснулись в 8 по местному, батарея к утру остыла, но в номере было тепло. Пошли в душ, отдали по 4000 тугриков с носа. Позже выяснили, что нас наглым образом обманули и взяли, как за сауну, в два раза дороже.
Единственная помывочная в городе.
Помыться в среднем по нашему маршруту стоило 3000 тугриков или ~100 рублей с взрослого человека.
Позавтракали бузами с гуляшом и пошли искать банк. В ближайшем банке рубли не меняют, только баксы.
Отремонтировали багажник. Часть вещей и колесо с джими перекинули нам.
Наше временное решение продержалось до конца поездки. «И так сойдет…» =)
Дождь разошелся, изо рта шел пар. Всё затянуто до горизонта. Но делать нечего, и так отстаем от графика, едем. На заправке встретили автостопщика, который был очень рад русскоговорящим людям. Уточнил в какую сторону граница. Как выяснилось, у него сели все гаджеты и не было денег. И как он путешествует?!
От Тосонцэнгел’а в сторону Тариат’а идет глобальное строительство дороги. Ехать приходится рядом с дорогой. Скорее всего в следующем году тут уже будет асфальт. В этот день мы поднимали себе карму, таская и вытаскивая легковушки местного населения.
Куда вот они прутся на своих приусах? У нас 23 см дорожный просвет в низшей точке, и то местами приходилось выходить из машины. Читали, что «если идет дождь, мудрый монгол переждет и никуда не поедет»… Брехня! Едут, не имея с собой ни троса, ни лопаты, без домкратов, запасок, бензин спрашивают... Мы не поняли такой безалаберности.
Постепенно приближаемся к перевалу. Стал встречаться асфальт, местами попадается снег.
На самом перевале асфальта нет, и лежало полметра снега. Немного были удивлены, всё-таки август на дворе, и мы вроде как в Монголии. Высота перевала примерно 2546 метров над уровнем моря (по спутникам).
«Поехали в пустыню, говорили они. Будет жарко, говорили они.»
Начался спуск, через каждый километр дорога резко менялась. В итоге очень быстро начался асфальт.
Впервые за поездку увидели солнце, но ненадолго. Всем захотелось кушать. Остановились перекусить в придорожном кафе. Ближе к туристическим центрам цены в кафе начинают немного возрастать, те же бузы уже по 750 тугриков вместо 600.
Не доезжая Тариат’а нашли замечательную полянку в лесу с видом на озеро. Тут и решили гнездиться.
Пройдено за день всего 200 км. Дорога только строится, возможно, в следующем году будет уже асфальт и до Тариат’а.
2018.08.17 Тариат—Хаохорин
Утром поняли, что не зря тут остановились, вид был шикарный.
Озеро Тэрхийн-Цагаан, раннее утро.
Утром у карандаша обнаружилась поломка: от постоянной тряски лопнула петля капота. Починили, как смогли, и поехали смотреть вулкан.
Временный ремонт. В итоге так и доехали до Красноярска (нет ничего более постоянного, чем временное).
В Тариат’е бензин уже по 1800 тугриков, есть даже 95-й по 2010. Заехали в местный «Засвар». К сожалению, или к счастью ребята не смогли заварить нам петлю, видимо, не их день.
Вообще, «засваров» достаточно много по Монголии, в переводе это значит ремонт. Чаще всего это Шиномонтаж + Сварка + Болгарка.
Далее поехали смотреть потухший вулкан Хорго ( 48°11'11"N 99°51'24"E), его кратер имеет диаметр 200 м и глубину 100 м..
По дороге к вулкану стоит будка со шлагбаумом, но он был поднят. Предположили, что тут ведется местный сбор денег за посещение достопримечательности. Проехали «на халяву».
Сама дорога от города к вулкану короткая, местами каменистая. До площадки с «P» приходилось штурмовать небольшую резкую горку, где даже днищем что-то зацепили. Мы как гордые «джиперы» припарковались рядом с лифтованными деликами. Каково же было наше удивление, когда чуть дальше на стоянке мы увидели Vits и IST. «Витс! Витс, Карл!» Они просто сели в него и поехали по этой же дороге обратно. Как? У нас был IST, был достаточно долго, возможности машины нам хорошо известны, но тут…
Оставив машины на стоянке, пошли смотреть вулкан. Очень много туристов с разных стран. До верхушки вулкана выложены бетонные ступеньки. Подниматься достаточно комфортно.
Сам вулкан имеет кратер около 100 метров глубиной, это примерно 3 девятиэтажки. Наверное, есть отчаянные, которые спускаются и на дно, но обратно лезть как-то не хотелось.
На вулкане встечаются кусты барбариса, попробовали плоды — не отравились. Нагулявшись, поехали дальше, погода начала портится, пробрасывал дождь.
Сразу за Тариат’ом нас остановили полицейские или ГАИ, кто их знает, как оно там называется. Проверили документы и отпустили. Напомним, что сраховок у нас не было. Не то чтобы мы специально их не брали, просто не знали где. В дальнейшем нас еще 2 раза останавливали и ни разу про них не спрашивали. Странно, в других отчетах есть упоминалие, что страховку требуют.
После Тариат’а начинается асфальт хорошего качества, местами он закрыт на достройку и приходится ехать рядом с дорогой. В 17:30 заехали в Цэцэрлег. На въезде отдали дорожный сбор 500 тугриков. В городе по дороге заехали в современный супермаркет пополнить запасы. Рядом «с рук» купили пакетик свежих кедровых орехов за 1500 тугриков. Заправились и поехали дальше в сторону Хархорин’а, бензин еще немножко подешевел, дорога была асфальтированная.
Уже по темени нашли поворот под мост на реке Орхон, там и разбили лагерь.
Проехали за день ~300 км.
2015.08.19 Хархорин
В это чудное утро очень рано встали, в 5:30 по Красноярскому. ЧУдное, потому что светило солнце. На шестой день поездки оно решило нас побаловать.
Стоянка на реке Орхон (47° 12.097’N, 102° 47.868’ E)
Всё, как обычно: завтрак, сборы, проверка «коней» и в путь. Обнаружили, что запасов питьевой воды у нас мало. Опробовали фильтр — работает!
Фильтр для воды, ресурс 1000 литров. Хорошо видно действие — слева чистая, справа из реки.
В дальнейшем, чтобы не качать воду через ручную помпу, стали использовать автомобильный компрессор, что увеличило КПД в 10 раз.
Пока шли сборы, парни искупались в реке. Для сибиряков вода терпимая. В Хархорине были в 9 утра по Крск.
В самом городе есть что посмотреть, но мы, к сожалению, опаздывали. Отправились сразу в Харакорум — древнюю столицу Монголии.
Часто путают названия Хархорин и Каракорум. Следует различать современный город, построенный на месте древней столицы — Хархорин, и Каракорум — древнюю столицу Монголии.
До наших дней сохранились стены Каракорума, ограждающие на площади 400 х 400 м археологическую зону. Строений же на территории Каракорума практически не осталось: ещё в 1580 г. его камни были использованы для строительства монастыря Эрдэнэ-Зуу («Сотня сокровищ»), первого буддистского монастыря Монгольской империи и одного из крупнейших средневековых буддистских монастырей в мире. Сегодня из 17 храмов монастыря Эрдэнэ-Зуу действует только один — Лавран, остальные отданы в ведение Исторического музея Улан-Батора.
Каракорум — место популярное у туристов, очень много информации в интернете. Кто поедет — легко всё найдет. Немного фото:
Сильно впечатлили поющие мантры монахи. Сели рядышком послушать.
Если есть желание купить сувениры, то лучше это сделать здесь. Это одно из немногих мест в Монголии, где можно найти интересные вещицы. Но и цены здесь приличные. Мы купили карту (в подарок) и отправили открытки — очень забавный вид сувенирки. Позже нам домой прилетело это:
После экскурсий проголодались и нашли кафе. Бузы уже по 800 тугриков. Чай опять с молоком… После этого обеда мы поняли, что с мясом, жирным мясом, пора завязывать. Не привыкли наши организмы к такому ежедневному употреблению баранины, стала ощущаться тяжесть, надо сделать перерыв.
Немного о кухне: понятие «быстро поесть» у монголов есть только в крупных городах, в остальных же «придорожках» вам при вас же будут резать мясо, лепить бузы, варить суп и т.д. Всё свежее и вкусное, но планируйте на перекус потратить минимум час времени, а то и полтора. Чай… если вы любитель крепкого черного чая без молока и сахара, берите его с собой. Иначе вам принесут «цай!», это местная трава в теплом молоке. Если увидите в меню «липтон» — берите, это и есть наш классический чай. Если «липтона» нет, то брать лучше кофе 3 в 1, иначе вам все равно с улыбкой и от чистого сердца принесут теплое молоко. Уточнять, просить, умолять… бесполезно — у них это чай.
Едем искать банк. Опять рубли меняют только в Хаан Банке, курс 1/28,2. Есть банкоматы, принимают VISA и MC, со сбера списывается комиссия в размере 500 тугриков (возможно, сумма комиссии зависит от суммы в общем).
Вообще, в окрестностях Хархорин’а есть на что посмотреть: это и развалины древнего города крепости Хар Бухун Балага, и минеральные источники, но, к сожалению, мы выбились из графика и приходится нагонять.
Уже к вечеру подъезжаем к Арвайхээр’у. Заплатили дорожный сбор в размере 500 т. Стоит обратить внимание, что слева от будки на горе расположен огромный календарь — большими цифрами была выложена сегодняшняя дата. Как они это делают?
Город нам запомнился как город-заправка (средняя цена 1740), очень много заправок и нефтяных емкостей. Пока заливали бензин, у местных узнали, где есть «Шуур-Шур», душ по-нашему, с удовольствием помылись за 3000 тугриков с человека.
Очень приятная душевая комната. Если мыться вдвоем, то цена та же, но можно плескаться не 30 минут, а 40.
Далее по дороге нам встретился грандиозный комплекс «Статуя Лошади». Проехать его очень сложно, он отмечен и на карте достопримечательностей «дрома». Отдали 500 тугриков за въезд с человека.
Но самое интересное нас ждало с другой стороны монумента, прямо за статуями лошадей. Это тропинка, выложенная лошадиными черепами. Жутковато такое рассматривать на ночь глядя.
Некоторые черепа были относительно свежие, скорее всего, это некое место подношения или ритуалов. Уточнить было не у кого.
Стоянку организовали в нескольких километрах от комплекса с лошадьми. Нашли сухую сайру (высохшее русло реки), в ней и разбили лагерь.
Стоянка в сайре (46° 08.228’N, 102° 34.110’ E)
Ставить лагерь в сайре опасно, при резком сильном ливне его может смыть. Главное, машины туда не загонять и быть начеку. Но делать было нечего, это единственное спасение от ветра в степи.
Небо этой ночью было настолько чистым и звёздным, что мы впервые рассмотрели Млечный путь. Это невероятно красиво!
Пройдено примерно опять всего 200 км.
2015.08.20 Баянхонгор—Жинст
Утро. Едем дальше. Не доезжая Баянхонгор’а есть населенный пункт Улзийт, там бензин был дешевле, чем в Баянхонгор’е, 1740 тугриков, пожалели, что не заправились.
Баянхонгор — большой административный центр, на фоне остальных городов заметно выделяется. На въезде в город пост ДПС, проверили документы и отпустили, пожелав счастливого пути. Про страховку опять ни слова.
Много машин, в основном приусы и крузаки. Здесь мы пополняли запасы продовольствия и воды. Это был последний большой город перед пустыней.
Кстати, очень неплохое местное пиво, вкуснее оно в железных банках — 1400 тугриков, ~50 рублей.
Поехали искать «Засвар», т.к. на джиммике повредили колесо. Засвар нашли быстро на выезде, но починить не сумели, во всем городе не было электричества. По этой же причине не работало большинство заправок.
На «засваре» познакомились с европейскими авантюристами, участвующими в «Монгол-ралли 2015». Отважные ребята — проехать полмира на nissan micra, которой пора на свалку!
Третий ряд — это зачеркнуты страны, через которые они проехали.
У них забился бензонасос, от этого машина и не ехала. Ребята выдохнули, когда узнали причину.
В нашей команде был отличный переводчик, поэтому без труда пообщались с «раллийцами», подсказали, где их наконец-то ждет асфальт. Пару коллективных фото, пожелание удачи на всех языках и обнимашки. Ну, а нам надо ехать дальше.
Свет так и не дали, прождали часа три, на выезде нашли работающую заправку от бензогенератора и заправились по 1810 тугриков. Только в 16:00 выдвинулись в сторону Жинст'а.
Мост через Туйн гол в Баянхонгор’е.
Асфальт закончился, начались направления.
Статуя между Жинст’ом и Баянхонгор’ом (45° 44.898’N, 100° 36.985’ E)
За этот день нам встретились верблюды. Совершенно не такие, как в первые дни в Монголии — они были светлые (почти белые) и рыжие. Также нам попался корсак, эти лисы занесены в международную Красную книгу. Еще из живности спугнули степную куропатку и сусликов.
Полупустыня с саксаулом по-своему красива. Дорога теряется в бесконечных кустах, уходящих в горизонт. Однообразие происходящего заставляет задуматься — как в этой местности ориентироваться и искать дорогу? Если бы не навигатор с кучей закаченных карт, мы бы потеряли очень много времени на ориентирование на местности и поиск нужных дорог.
В степи настолько тихо, что иногда это похоже на кадры из фильмов про космос — вакуумная тишина такая, что слышны звуки тока крови в голове. Если бы ни редкое жужжание насекомых, может показаться, что ты оглох.
В Жинст'е есть две заправки, обе с 92-м, цена растет: 1930 тугриков (~68 рублей). Проехали поселок и рано встали на стоянку недалеко от дороги, так как у джимика лопнуло второе крепление рейлингов. Да и у нас проблемы — слетел пыльник ШРУС’а и потерялся линк стабилизатора. Решили перед пустыней повозиться с машинами.
На ужин сварганили плов в «дымке». Получился почти как настоящий и оооочень вкусный! Жаль фото не сделали, были заняты поеданием =).
Пройдено около ~300 км.
2015.08.21 Жинст — и почти Хэрмэн-Цав
На первый взгляд полупустыня может показаться совсем безжизненной. Но не было ни одного утра, чтобы мы не слышали людей или животных. Вот и в это утро кто-то проехал мимо на мотоцикле, были слышны крики пастуха, где-то вдалеке лаяла собака.
Утро началось с ремонта коней.
ШРУС успел набрать песка, с таким абразивом внутри ехать нельзя, пришлось полностью снимать и промывать. Всё необходимое с собой было, новый линк в том числе.
Вообще, мы брали с собой целый ящик деталей: стойки, шаровые, подшипники, помпы, ремни, ролики, свечи, масла, фильтры, линки, тяги, пыльники… Хорошо, что это все не пригодилось.
Попутно чиним рейлинги джимми подручными средствами — укрепляем конструкцию корягой.
Поймали маленькую ящерку, рассмотрели ее и отпустили. Но эта выбражуля не хотела уходить и паслась рядышком.
Геккончик. Размер примерно с ладонь.
В обед добираемся до Шинэжинст’а. Ищем воду.
Простую воду, как у нас, в Монголии не купить. Она хоть и негазированная (бутилированная или даже артезианская — неважно), но всё равно с каким-то привкусом солей и минералов. Потихоньку привыкаешь и почти перестаёшь замечать вкус воды. И лучше пить воду, пока она холодная, вода температуры окружающей среды почему-то невкусная. Цените нашу воду!
Хотели заправиться, но как это частенько бывает в маленьких городках, работник бензоколонки отсутствовал.
Пока ждали, сделали почетный круг по периметру города в поисках воды. Нам повезло, нашли городскую скважину, где и заполнили за 1000 тугриков все имеющиеся тары. Совет — для лучшего хранения питьевой воды добавляйте в неё сок лимона.
На заправке обнаружили адресованную нам записку. Дело в том, что по дороге мы переписывались с еще одним экипажем из Новокузнецка и хотели пройти часть Гоби вместе, но, к сожалению, не успели.
Местные поражают своей непосредственностью — на заправку подъехал микроавтобус, в котором пели люди, заправился и удалился в горизонт, продолжая петь. =)
По дороге в пустыню встретили колодец-поилку.
Действующий колодец. (44° 26.811’N, 99° 27.329’ E)
Иногда с открытыми окнами приходилось ехать так.
На закате доехали до легендарного дерева, которое «невозможно проехать мимо». Только теперь мы поняли почему это так.
Уникальное дерево посреди древней сайры (44° 03.715’N, 99° 37.850’ E)
По нашим наблюдениям, именно отсюда начинается Гоби. Всё, что было до этого, не считается.
Решили ехать до каньона, но в темноте по таким дорогам это было не так-то просто. Решили разбить лагерь уже в полной темноте, в ближайших холмах, это где-то 50 км от каньона.
2015.08.22 Хэрмэн Цав
Несмотря на раннее утро, было уже жарко. И пока мы могли двигаться, собрались и отправились к нашей главное цели — каньону Хэрмэн-Цав.
По пути сбились с дороги. На первый взгляд накатанная дорога завела нас в тупик.
Первые же пески заставили нас побегать вокруг машины, тогда мы еще не стравливали давление в колесах. Карандаш шел первым, так как имел чуть большую проходимость: LSD мост при парах 5.86 и AT резина этому способствовали. Да и планшет с навигацией тоже был у нас. Но зарыть и выдергивать две тонны — то еще удовольствие. Маленький джимми оказался не так-то прост и на пониженной с лёгкостью выдернул корандика.
Нашли дорогу, поехали по ней и уперлись в бархан. Попытки заехать в гору по песку не увенчались успехом. Стали спускать колёса. При давлении 1,5 заехали наверх без проблем. У джимми колеса пришлось спускать до 1,2, при 1,5 он не заехал.
Вообще, низкое давление в колесах при езде по песку это плюс 50% к проходимости, но минус 50% к шансу проколоть острым саксаулом. Удивительная колючка, обувь насквозь протыкает. Приходилось искать компромиссы.
Постепенно пустыня приобретала именно тот вид, который все представляют, слыша это слово: барханы появлялись маленькими песчаными кучками, будто уменьшенные копии настоящих пустынных песков. Ветер оставлял на них причудливые волны, а чьи-то лапки прочертили забавный след.
Для тех, кто не представляет куда мы едем, дорогу в каньон можно посмотреть на ресурсе openstreetmap.
Вдруг что-то мелькнуло в кустах, и на дорогу выбежал заяц (?!). Он был совсем не такой, как у нас: уши короче, хвост длиннее.
Растений становилось всё меньше, песка всё больше, солнце поднималось всё выше.
Пересекая барханы и холмы один за другим, мы постепенно приближаемся ко входу в каньон. Первым нас встретил красный «одногорбый верблюд». Со временем он поменяет очертание, так как порода легко разрушается.
Дальше последний спуск и каньон — середина нашего путешествия и цель, ради которой мы здесь.
Ощущение, что мы не то чтобы в другой стране…. Мы на другой планете!
Глиняные красные скалы молчаливо вырастали из раскалённого солнцем песка. На дне каньона чудесные стоянки с удобными площадками под раскидистыми ветвями деревьев.
Днем по такой жаре что-либо делать нереально, поэтому после установки палаток и натягивания тента наши силы закончились, и мы батонились в тени, ожидая, когда солнце опустится ниже, предоставив нам возможность прогуляться по окрестностям.
Расход воды значительно увеличился и достиг до 5 литров в день на человека. И это только на утоление жажды.
Крайне не рекомендуем брать в пустыню газировку, вы ей просто не напьетесь. Вода постепенно нагрелась до температуры окружающей среды (~45°), пить её стало неприятно. А вы пробовали пиво такой температуры? Ммм…
Делимся советом, как остудить жидкость: берете мокрое полотенце и заматываете в него тару с жидкостью, всё это лучше подвесить в тени на продуваемом месте. Вода с полотенца со временем испарится и заберет с собой температуру. Проверено — работает. Особенно хорошо так остужать алюминиевые банки, т.к. у алюминия теплопроводность хорошая. С пластиком хуже, но градусов 10 сбить можно.
Запасы топлива с двух машин: 20+18+18+10+10=76 литров 92-го. Все убрали в тенек и накрыли тентом.
Еще один простой совет как не мыть посуду в путешествии, особенно актуально в безводных местах: пищевой пленкой (в неё ещё в магазинах продукты заворачивают) оборачиваете посуду и кушаете. После трапезы снимаем плёнку и всё — посуда чистая. Гениально! От одноразовой посуды мусора много, да и экология страдает, а тут такое простое решение.
Запасы питьевой воды, порядка 80 литров + пятилитровые бутылки.
Гобийский геккон. Размер вместе с хвостом до 45 см.
Решили, что прогулку разобьем на две части: вечерняя и утренняя. Разделились и выдвинулись.
Спустились в оазис. Там прохладно и кажется, что где-то есть источник воды. Трава выше человеческого роста.
Прошли по каньону и перевалили через хребет в сторону лагеря.
На закате Хэрмэн Цав великолепен! Глина в лучах заходящего солнца просто горит! Больше всего завораживают многовековые слои скальной породы. Мы их назвали тортиками :)
В лагере приняли душ (у нас есть автомобильный душ от прикуривателя, очень удобная штука). Непозволительная роскошь в пустыне — 30 литров воды на всех. После ужина нас ждал десерт — походный торт-муравейник, вместо «сгухи» — шоколад, так как твердым он прекратил быть еще дня два назад.
2015.08.23 Хэрмэн Цав—Гурвантэс
Встали пораньше, чтобы успеть погулять, пока солнце не нагрело землю. Невероятное зрелище — уходящие в горизонт скалки, ущелья, холмы, барханы…
Воды осталось мало. Пьем чай, пакуем вещи, «засварим» колесо джиммика. Да, шоссейная резина плоха для таких условий эксплуатации, прокол саксаулом.
Пекло. На часах по-местному полдень. Тяжело двигаться, хочется мохито со льдом и мороженое. И это в конце августа, интересно, как тут в июле?
Выехали с песчаных троп, накачали колеса, перешли на 2WD.
Солнце обжигает, горизонт искажают колебания горячего воздуха.
Если вы не очень любите яблоки или вообще их не едите, всё равно попробуйте есть их в дороге в жару — кайф неописуемый. :)
Видели бегущих косуль, белые хвостики быстро замелькали подальше от нас, услышав гул машин.
Родник. (43° 28.000’N, 100° 27.000’ E). Судя по юртам — платный.
Недалеко от дорог периодически попадаются домики — колодцы. Как правило, они закрыты и этот — не исключение.
Не доезжая Гурвантэс’а, остановились проверить поилку. Запах вокруг не айс, вся животина пьет тут, да и испражняется тоже, но вода норм, на вид.
Поилка (43° 19.539’N, 101° 01.364’ E).
В пол шестого добрались до Гурвантэс’а, заправили коней по 1890 т./л и поехали искать воду. Нам повезло, нашли открытую насосную станции, где нам любезно заправили все емкости. Обычно вечером они уже не работают.
На маршрут Шинэжист—Хэрмэн Цав—Гурвантэс ушло 50-53 литра бензина. В принципе, можно было обойтись и без дополнительных канистр, бак ведь 70, но с запасом надежнее и спокойней.
Заехали в супермаркет, пополнили запасы и поехали ставить лагерь. В итоге встали на ночевку в холмах около города.
2015.08.24 Гурвантэс—Хонгорын Элс
Утром собрали лагерь и вернулись в Гурвантэс — нужно было найти банк, наличность у нас кончилась.
Опять Хаан банк, в других не меняют. Курс: 27,10.
Купили в супермаркете по мороженке и выдвинулись в Сэврэй. По дороге встретили винтовой колодец. Оказалась очень интересная и забавная конструкция, не сразу поняли, как устроен этот механизм. Набрали воды во все пустые емкости.
Винтовой колодец. (43° 24.499’N, 101°30.727’ E). Это не рычаг, нужно крутить по часовой.
Началась совсем другая Монголия: пески, саксаул, барханы и тут же зелень. Очень красиво! Уже несколько дней слышим, как поют пески (тонкий звон, похожий на звук «пойманного ветра»).
Тут нас уже ждали. Welcome, ёптить!
Нашли кафе с русскоговорящей хозяйкой. Следом за нами в кафе зашел мужчина. По виду сразу было понятно, что иностранец. Как потом выяснили — австриец. Он взял мотоцикл в Улан-Баторе (700$ в месяц) и поехал путешествовать. Такие люди вдохновляют!
16:30 заправились по 1890 т./л и поехали к пескам Хонгорын Элс.
Пески Хонгорын Элс необычны даже по своему расположению. Невероятно, но со всех сторон просто степь, будто кто-то случайно просыпал эти тонны песка здесь.
У подножия самого высокого бархана, куда водят всех туристов, мы опять услышали, как поют пески (гул, как от пролетающего самолета, ощущалась вибрация). На протяжении подъема встретили много иностранцев: французы, американцы, австралийцы, немцы… даже с Австралии были.
Наблюдать закат с вершины бархана — дорогого стоит! Ползти в гору по песку то еще удовольствие.
Главное — не скатиться на другую сторону бархана.
Спускались кто как: боком, бегом, огромными шагами, на попе, колбаской. Песок был во всех карманах.
Резко стемнело, поэтому ночевали тут же метрах в двухстах от барханов.
2015.08.25 Хонгорын Элс—Булган—Даланзадгад.
Утром в лагерь приехал монгол, показал какие-то корочки и выписал нам пропуск в заповедную зону. 3000 тугриков с человека.
Возьмите с собой в поездку большой кусок полиэтилена или баннерной ткани. Не отказывайте себе в удовольствии скатиться с вершины бархана как с горки зимой.
9:30. Поехали на Булган по неизвестной дороге, которая есть не на всех картах. Оказалось, дорога как дорога. На перекуре обнаружили, что у джимми протекает задний мост, бежит масло через сальник полуоси. Влили масла чуть больше литра, это нас насторожило, стали наблюдать.
В обед были в Булган’е.
Заправились на колонке «Петровис» по 1850 т. У карандаша при заправке полного бака стал капать бензин откуда-то сверху. Скорее всего с заливной горловины. Снимать и смотреть времени не было, просто перестали заправляться до полного, проблема ушла.
Посетили «Пылающие скалы». Это развлечение для тех, кто не был в каньоне Хэрмэн Цав, нам же даже спускаться не захотелось.
Выдвинулись в Даланзадгад, по дороге остановились пообедать прямо в степи, вокруг кочками рос дикий лук.
Даланзадгад — большой город. Отсюда начинается асфальт до самой границы с Россией.
Увязались местные полицаи, но потом мы оторвались, по встрече, как выяснилось. Они нам даже бибикнули.
Нашли «Шур-Шур», помылись за 2500 т. с человека. Кабинки так себе, старались ничего не задеть, чтобы ничего не подцепить.
После душа зашли в супермаркет, цены средние, набрали пива и поехали за город искать место для ночлега. Встали в сайре у дороги, по которой почему-то никто не ездил. Получился довольно уютный лагерь. Номинация «самая ранняя стоянка» — 19:30. Холодное пиво и разговоры у костра.
2015.08.26 Ущелье «Ёлын Ам»
Встали поздно. За завтраком решили, что время есть, поэтому едем смотреть ущелье «Ёлын-Ам». Пока собирались, обнаружили несколько змей, они явно были ядовитые: одна была похожа на щитомордника, другая цвета мокрого асфальта трясла хвостом, как гремучка.
Предположительно щитомордник
Долго искали дорогу к ущелью, так как точка с координатами у нас была неверная.
Даже не хотим знать, кто там живёт. Тарантул?
Случайно выехали к парковке и кассе (43.48876 104.06696). Заплатили по 3000 т. с человека.
Ущелье невероятно красивое! Прогулка вдоль маленькой горной речки принесла кучу впечатлений, удовольствия и приятной усталости. При желании можно взять прогулку на лошади. В ущелье далеко внизу купили сувениры ручной работы, их прямо на месте вырезает из камня отец с сыном.
Лошадь валяется в грязи, или гнус отгоняет, или охлаждается….
Пищухи — забавные зверьки, пикающие вдоль тропинок и таскающие травинки в норки.
Эта прогулка напомнила походы в Ергаки — невероятно высокие скалы и журчание реки умиротворяют и дают силы.
Жаль, что мы так и не увидели ни горного козла, ни барана, которые здесь, якобы, «водятся».
Нагулявшись по ущелью, поехали в сторону столицы. Эта была самая скучная дорога за все дни путешествия. ~400 км нового ровного прямого асфальта. Очень скучно, тут нужен не джип, а суперкар какой-нибудь. Так монотонно мы и пиликали на круиз-контроле со скоростью под 100 км/ч, пока не стемнело. В сумерках свернули с дороги и встали в каком-то карьере.
2015.08.27 Статуя Чингиз Хану—Улан-Батор.
Утром поехали в Улан-Батор, но решили по дороге заехать посмотреть самую высокую статую Чингиз хану. Залили все запасы с канистр, они нам больше не понадобятся.
По пути — Мандалговь, бензин по 1800 т/л. Далее в Дэлгэрцогт’е уже по 1780 т/л, ближе к столице бензин дешевеет. В УБ вообще в районе ~1650.
Пока ехали в сторону комплекса Чингиз хана, заплатили две дорожных пошлины по 500 т.
Въезд на территорию монумента бесплатный. Стоимость билетов в музей 7000 тугриков с человека. При желании можно таскать с собой экскурсовода (наверное, он входит в стоимость), можно примерить костюмы той эпохи и сфотографироваться. В целом масштабненько.
Схема дальнейшего развития данного комплекса.
Дальше решили поужинать по дороге в столицу и, пока не совсем стемнело, найти какой-нибудь «хостел».
Заранее записанные хостелы и квартиры в столице оказались заняты. Воспользовались картой mapsme (там тоже много оффлайн полезностей) и в итоге уже в сумерках, бегая пешком по центру города с навигатором в руках, нашли Golden Gobi.
Сняли на ночь комнату с 3 кроватями на пятерых за 18000 т. с человека. За эту цену нам были предложены: горячая вода в хорошей ванной, кухня со всеми столовыми приборами и бесплатный wi-fi.
Закинув рюкзаки в комнату, мы пошли в ближайший супермаркет, а заодно немного посмотрели ночной город. Жизнь здесь кипит даже ночью. Много молодежи, иностранцев. Лавки с фруктами и магазины работают допоздна.
Еще один участник монгол-ралли.
Пришли в номер, приняли горячий душ и после нескольких часов в интернете легли спать.
Всю ночь молодые монголы играли в баскетбол на дворовой площадке, под утро стали петь и наконец-то угомонились.
2015.08.28 Прогулка по Улан-Батору и выезд в сторону границы.
Все проснулись раньше будильника. Стали потихоньку собираться и после завтрака сдали номер. Оставили машины около хостела и пошли гулять по городу.
Обнаружили, что с джиммика тиснули 2 алюминиевые канистры. Сильно не расстроились, забавно, что канистру «Экстрим+» стоимостью более 2000 рублей не тронули.
Наметили маршрут в буддийский монастырь Гандан.
Среди кварталов старой юрточной застройки необычайно красивыми кажутся его (Гандан) ярко раскрашенные стены, крыши из разноцветной черепицы, фигуры страшных богов — стражей входа. Главные ворота храма по традиции обращены на юг. Главной святыней храма является 26-метровая позолоченная статуя Мэгджида Джанрайсэга — бодхисаттвы милосердия Авалокитешвара, хрен выговоришь, извиняемся, которая была посвящена VIII Богдо-хану.
Субурган с молельными барабанами.
Лично нам показалось что тут нет 26 метров, но всё равно масштабно.
Люди шли и шли, молились и освящали личные вещи благовониями.
Далее посетили еще один комплекс.
Храм ВАЖДРАХАРА (санскр. — дословно «алмазное существо», или «имеющий сущность ваджры») — один из будд в мифологии ваджраяны, олицетворение принципа очищения.
Голуби настолько гармонично вписывались в архитектуру строений, что сразу и не поймешь, где живая птица, а где горгулья.
Отправились на центральную площадь, где застали ярмарку: дефиле моделей в мехах, продажа кожаных изделий, сортов чая, меда, сладостей и пр.
Чингиз хана тут очень уважают.
Так мы дошли до памятника Марку Поло.
Вдруг погода резко испортилась: поднялся холодный ветер с песком, и мы решили вернуться к машинам.
По дороге обратно встретили хорошую сувенирную лавку, где по полной затарились сувенирами.
Пообедали в какой-то быстрой забегаловке, где хлеб выглядел как мант, он же блин, он же бууз. Отдали 9800 тугриков за двоих.
Примерно так выглядит «гуляш».
Около хостела обнаружили «Хищника», колоритная статуя. И как мы его вечером не заметили?
Сначала дико раздражало, а теперь даже смешно от того, как монголы общаются друг с другом на дороге: постоянно сигналят по поводу и без. Истерички!
В городе кипиш, шум, гам, суета — Настоящая столица!
Ближе к вечеру покидаем столицу. Город нам очень понравился, напрягает только поведение на дорогах. Это какой-то ад, все бибикают, подрезают, лезут во все дырки на своих приусах. Привыкаешь к этому на второй день. И главное, ни одной аварии. Водителям с маленьким опытом мы бы не рекомендовали соваться в столицу, или подбирать время для передвижений, чтоб не попасть в час пик.
Выбрались из города довольно быстро, несмотря на пробки в некоторых районах. Встали на ночлег на какой-то местной речушке в степи.
2015.08.29 В сторону КПП…
Позавтракали и поехали к границе. Как будто прощаясь, над нами пролетел большой косяк журавлей.
По дороге заправились в Сухбаатар’е по 1690 т/л. К обеду уже подъехали к таможне.
Прохождение таможни заняло часа полтора. Были вопросы с монгольской стороны про «ту бумажку» с ввозом/вывозом машины, но как-то удалось договориться, сославшись на некомпетентность таможенников в Арц-Суурь.
В Кяхте сняли денег и оторвались в местном мегамаркете. Заправились 29,5 л по 35,90 руб./л.
Ближе к вечеру добрались до Гусиного озера. После горячего душа (получше, чем в халуун усс) был шикарный костер и ужин в честь закрытия маршрута по Монголии. Случайно выяснили, что по соседству с нашим лагерем в кустах живет большой ёж и рыжая мышь. По пляжу носились лягушки. Полнолуние. Теплая ночь, озеро шумит, словно море.
2015.08.30-2015.09.01 Домой!
Спали до победного. Ленивые сборы. Мы явно расслабились, видимо, потому, что очень устали. Почти перед самым отъездом пофотографировали местного баклана. Он поднял нам настроение — уж очень он смешной и милый.
Странно, но у нас на фотоаппарате не осталось ни одной его фотографии, хотя фотографировали его много и подобрались почти вплотную. Также пострадали все фотографии, сделанные на берегу этого озера. Наверное, это был бог гусиного озера в образе птицы =) На другом фотоаппарате тоже именно с этого озера есть «битые» фотографии. «Совпадение? Не думаю(с)»
Дорога домой (до Красноярска) заняла три дня. Это был просто перегон, особо не примечательный. К сожалению, на Байкале всё в дыму, и стояла холодная погода. Первую ночь мы ночевали в Мантурихе, вторую под Кимильтеем. На закате первого сентября мы въехали в Красноярск.
Итоги
Пройдено всего 6344 км, из них по Монголии 3556. У Новосибирцев еще + 1577 км.
Экипажем 1 потрачено около 60000 рублей, большинство из них на бензин.
Сделано больше 50 гигабайт фотографий, в итоге оставили, наверное, с тысячу.
Расход топлива на 100 км составил: по трассе на круизе 9 л при скорости 90 км/ч, по монгольским грунтовкам около 13, в Гоби наша водо+бензо+вещевозка кушала до 25 литров на сдутых до 1,5 атмосфер колясиках. Как ни странно, но джимми кушал чуть меньше, у него был постоянный перегруз.
Собирая информацию о Монголии имейте в виду, что страна очень быстро развивается. Данные 2-3 летней давности уже не актуальны. Много где положен асфальт, бензин 92-й есть на большинстве заправках. Жители страны очень дружелюбны и любознательны, всегда охотно идут на контакт.
Немного огорчила в конце поломка машины, повело прокладку ГБЦ (последствие прошлой «кривой» замены, «хочешь что-то сделать — сделай это сам!»). Не будем вдаваться в подробности, но машина уже в строю, ждет новых приключений.
Кстати, о следующем путешествии… Может быть, Памир? =) Высота перевала Ак-Байтал в 4655 метров не даёт нам покоя. Чувствую, непонимания у коллег будет ещё больше. :)
Всем добра!