|
Вот так, потихонечку, подсаживаются на бродячий образ жизни. Сначала недалеко и ненадолго, потом всё дальше и дальше… И ты очухиваешься дома после очередной дальней вылазки с явно наркоманской ломкой. Хочется снова завести машину, побросать вещи и ехать, ехать, ехать. Не видеть городской суеты, не видеть обывателей с зашоренными взглядами.
На дороге всё как-то течёт плавно, вальяжно, как тяжеловесная фура, набравшая крейсерскую скорость. Люди здесь проще. Всё понятно сразу. Ты к ним с открытым забралом, они к тебе так же. Если хотят заговорить, заговорят, а не будут искать удобного случая. Плохих видно сразу, хороших издалека.
В дороге по-настоящему понимаешь, с кем едешь. В начале пути рядом сидит кто-то, а в конце Человек. Во всех красках понятный, до последнего оттенка досказанный. Хороший и плохой, но не хуже и лучше тебя. Ты ведь тоже раскрылся. Не перед кем-то, а перед самим собой. Ты не остался сидеть у проколотого колеса навсегда, а вернулся. Вернулся Человеком. Лучше, чем выехал, но хуже, потому что многое переосмыслил. Стал прагматичнее. Посмотрел на человеческий муравейник с высоты. А гордыня до добра не доводила никогда. И вот, обуянный ею, ты уже думаешь, что будни не для тебя и мечтаешь вернуться на дорогу. Навсегда.
Такие вот невесёлые мысли в моей голове роятся уже две недели. Я вернулся из своего самого лучшего отпуска. За три недели мы с товарищами преодолели более 10000 километров дорог и их подобия, увидели сотни людей, проглотили не один килограмм пыли и отмолчали под монотонный напев моторов не один десяток часов.
Целью путешествия на этот раз стала родина Чингиз-хана, Страна бескрайних степей и бесчисленных стад — Монголия. Целью главной, но не единственной. По пути мы всё лучше узнавали страну, в которой живём — Россию, и людей, с которыми объединены языком и менталитетом — россиян.
Подготовка заняла полгода. Как готовил машину, я отписывался. Ходовая часть, резина, обвесы и чуть двигатель. Дорога показала, неплохо подготовился. Однако я в душе немного мистик и за подобный счастливый исход благодарю Железного и Неубиваемого Террано. Подробности состояния матчасти путешествия в конце.
Итак, старт! Раннее утро 4 июля. Вообще, нас собралось 4 человека и собака на двух машинах, но первый день мы ехали с собакой одни.
Это было золотое время. Ехал и останавливался, когда хотел. Никто не просился в туалет. Время обеда устанавливал сам. Результат — в этот день проехал 1000 км, как и планировал. Но без негатива не обошлось. Между Владивостоком и Хабаровском густозаселённые места. На дорогах тучи ботаников (дачников) на старых колымагах, развозил-поставщиков на умирающих грузовиках и прочего дорожного мусора. Ни разогнаться, ни обогнать. Проезжать эти 800 километров совсем ночью?..
Под самый занавес дня произошло воссоединение экипажа Террано — в Биробиджане я подхватил Светку, и мы как понеслись!! Кстати, в Биробиджане я был не раз, но только сейчас увидел, какой это на самом деле большой город!
Вторая машина — Субару Легаси Ланкастер — присоединилась к нам только три дня спустя под Читой. С разбитой ступицей. Ремонтировались здесь же в Чите, заодно посмотрели город.
Забайкальский край для меня — это регион самого плохого и дорогого топлива. Совет всем проезжающим — заправляйтесь в Амурской области, а потом только в Бурятии. В Забайкалье не заправки, а какие-то бочки, где топливо нещадно разбавляют. Самое безобидное последствие — увеличенный раза в два расход…
А вот Бурятия в этом отношении край благословенный. Заправки здесь расположены часто, топливо отличное и цена — подарок!
Через день наш караван прошёл Улан-Удэ и повернул на юг.
Ландшафт поразительно изменился прямо на глазах. Вокруг степи, окаймлённые почти растворившимися на горизонте горами. Местами я бы всё это назвал даже полупустынями. Песок, пародия на растительность и бесконечная, уводящая в неизведанную даль дорога. Красота!
Здесь мы налегли на местную кухню. Бухлёр, позы и прочие мясные радости. Я радостно предвкушал белковое отравление от такого избытка мяса.
По пути заехали в Иволгинский дацан — буддистский монастырь. Народу много толчётся, везде корзинки для пожертвований. Монахи ползают с планшетами и телефонами. Не впечатлило. Буддизм я себе как-то по-другому представлял.
Приближалась граница Монголии. По слухам, топливо по ту сторону на 10-15 рублей дороже. Поэтому перед пограничным контролем — в Кяхте — до горла залились родным дизелем. Вёз я с собой 3 20-литровые канистры, но по инструкции при пересечении границы разрешено иметь при себе лишь 10 литров топлива вне бака. Пришлось оставить их пустыми. Как оказалось, зря. На границе на мои канистры не обратили никакого внимания, не проверили полные они или пустые…
Госграницу на машине я проходил впервые, так что мои впечатления сравнивать было не с чем. Они как есть чисты и субъективны.
Во-первых, всё очень быстро. На русской ещё стороне — беглый досмотр, рентген всей машины (к слову, Ланк заставили разгрузить полностью) и проверка документов. Собаку нашу осмотрел ветеринар, проверил в паспорте штампы о прививках и отпустил.
Во-вторых, недорого. На монгольской стороне мы заплатили какую-то пошлину, страховку. Всего около 2000 рублей. Та же процедура личного и транспортного досмотра и проверки документов. Собаку даже смотреть не стали. Закралось впечатление, что монголы просто её боялись...
На всё — полтора часа. По отзывам многие задерживались здесь на сутки. Но это было ещё до отмены виз для краткосрочного — до 30 дней — пребывания.
Сразу за погранпостом стоят менялы. Они предлагают купить тугрики. По неплохому курсу. Мы отказались, и опять зря. По планам оставшиеся 350 километров до столицы нужно было пройти на имевшихся запасах топлива и еды. А там уже в банке всё легально поменять. Вот не тут-то было! От границы до столицы каждые километров 50 стоят посты местной ДПС и взимают плату за проезд — 500 тугров. Немного (всего 14 рублей), но мелочь они русскую брать отказываются, принимают только бумагу и сдачи не дают. Приходилось постоянно переплачивать. Так что небольшой запас местной валюты иметь обязательно.
Приграничная Монголия — что наша Бурятия. Почти ничем не отличается.
Ещё через день мы въезжали в Улан-Батор. И сразу встали в громадную — величиной с весь город — пробку.
Хостел, в котором мы в итоге остановились, по отзывам туристов лучший в Улан-Баторе. На выбор здесь три варианта ночёвки — в номерах, в юртах во дворе и в своих машинах там же во дворе. Первую ночь мы для колорита спали в юрте, вторую провели в машинах. Остальные туристы все сплошь иностранцы. Здесь были итальянцы и австрийцы на автодомах, немцы на мотоциклах и группа британцев на двух нивах. И вот тут я пожалел, что так плохо знаю английский. Очень многое хотелось выспросить и рассказать.
Следующие два дня мы провели, гуляя по городу. Были в буддистском монастыре, на местном рынке — Нарантуул, посидели в ресторанчиках. Местная кухня оказалась так себе. Упрощённый вариант бурятской. Побродили по местным магазинам. Значительная часть товаров там российские. Цены на продукты выше, чем в России.
Ещё день мы провели, катаясь по пригородам Улан-Батора. Посмотрели 40-метровый памятник Чингисхану. Это самая большая конная статуя в мире, её величина просто поражает. Даже подавляет.
Ночевали в национальном парке Тэрелж. Его главная достопримечательность — парк динозавров.
Следующей частью программы отпуска было посещение озера Ховсогол. Его называют младшим братом Байкала. Природа и даже форма похожи на Байкал.
Дорога туда занимает 780 километров, из них 250 почти без дорог вообще, по чистому полю. Бесчисленные стада, пастухи на мотоциклах, участки, усеянные костями животных и почти полное отсутствие человеческого жилья на огромных пространствах — вот это настоящая Монголия.
Дорога в степи представляет собой несколько идущих параллельно, но на некотором отдалении друг от друга колей. Они иногда сходятся, иногда вообще теряются из виду. Почва там твёрдая, но пыльная. Идти по такой дороге можно километров по 60-70 в час. Но пыльный шлейф при такой скорости стоит потом несколько часов. Идти след в след вообще невозможно. Вот тут ты и перескакиваешь на параллельную колею и едешь в чистоте. Ни попутных, ни встречных машин нет. За два дня пути в таких условиях мы встретили лишь два грузовика. Можно сайгачить, как душе угодно. Можно ехать вообще без колеи, по чистому полю с той же скоростью. Удивительное чувство. В России по некоторым «дорогам» едешь не так свободно, как здесь.
От Булгана дорога оделась в довольно сносный асфальт. День пути и мы на Озере.
Вся территория вокруг него — национальный парк. Въезд платный. Народу на въезде тьма. В основном местные. Отдых на природе у них очень странно смотрится. Они приезжают целыми семьями, тормозят машины прямо посреди дороги, бросают их тут же, подходят ближе к озеру и так стоят и созерцают. Естественно пробки на пустом месте, галдёж, грязь и вообще мерзость.
Мы поднялись вдоль озера километров на 50 севернее главного КП. Вот тут народу почти нет. Лагерь разбили у небольшого залива прямо в недостроенном срубе, уже заведённом под крышу. Палатки поставили внутри. Вокруг сказка — вода чистейшая, бродят громадные яки, свистят суслики, а высоко в небе парят орлы. Собака моя снова принялась за ловлю сусликов. И тут же стала частью местной цепи питания — она ловила суслов, её же пытался поймать и утащить орёл. Пару раз еле отогнали.
Так, почти в полном безделье, просидели мы тут два дня. Сидели бы и дальше, но график поджимал. Хотелось ещё попасть и к старшему брату Ховсогола — Байкалу.
Обратно к русско-монгольской границе шли через Эрденет — ещё один крупный город страны. Везде вполне сносный асфальт. Но быстро ехать опять мешали местные. У них очень странная манера езды. Они очень трусят. Перед поворотами и подъёмами сбрасывают скорость, временами до полной остановки. Обогнать себя не дают специально. Порой мне не хватало нервов это выносить…
Но как бы там ни было, день пути и мы прошли границу в обратном направлении. Снова через Кяхту. Но на этот раз уже ночью. Сам переход занял больше времени. Впереди были выходные, и много монголов рвалось в Россию. Один монгольский пограничник здорово насмешил. Ветеринарный паспорт собаки он принял за её загранпаспорт. И рядом со штампами о прививках ляпнул печать о пересечении границы. Я с трудом сдержался, чтоб не заржать в полный голос. Ведь делал он это с таким умным видом!
Русские пограничники и на этот раз порадовали — всё сделали чётко и быстро.
Мы снова в России!
Ночевали тут же, у границы в палатках, в леске. Ставились по ночи, так что место особо не выбирали. А утром проснулись на помойке… Россия.
Полдня пути, два часа пробок в Улан-Удэ, и мы прибыли на Байкал. Народу здесь тьма. В отдельных местах отдыхающие лежали бок о бок. Отовсюду доносится музыка и детские вопли. Не тот стал Байкал. Да и мусора прибавилось. С одной стороны, хорошо, что русские туристы оставляют деньги в стране, но с другой, цена этому — первозданный вид природы.
Настоящий Байкал — с камнями и лесом, холодной и чистой водой, без людей — только дальше на север. Мы остановились у подножья Святого Носа. На сам полуостров в сезон соваться тоже не следует — народу там ещё больше, чем на юге. Лежат как селёдки на песке, а буквально в 10 метрах от отдыхающих вереница походных туалетов. Фу, как можно так по-скотски отдыхать?..
Однако на нашем местечке мы провели два дня в тишине и покое. Людей вообще не видели. Повезло.
Наконец, пришло время возвращаться. До дома мы ехали 4 дня. 4 тоскливых дня, во время которых с каждым километром неумолимо приближались будни. Обычно дорога домой у меня вызывает радость, сейчас же на душе скребли кошки. Надоело ездить только туда, куда хватит времени отпуска. Надоело торопиться. Надоело чувство якоря. Надо что-то с этим делать.