|
Идея путешествия 2015 года возникла во время прохождения Большого Сибирского Кольца в 2013 году. Двигаясь вдоль границы с Монголией, мы увидели вблизи границы большое озеро. До него было 15 километров, «Близок локоть, да не укусишь» — это не про нас. Значит, готовим путешествие по озерам Монголии с заездом и на это озеро Уурег. Далее по тексту будем использовать короткие названия озер. Формально на картах они называются с окончанием -нуур, Уурег-нуур, например. Нуур на монгольском «озеро». Так что логично отказаться от окончания в названиях озер. В результате сформировался план посещения пяти озер Монголии с выходом в Тыву на озеро Чагытай и пляжным отдыхом на озере Сосновое в Хакасии. Вот и получилось название путешествия «Пять плюс два» — пять озер Монголии и два озера в России. Хотели пройти этот маршрут в 2014 году, но не срослось. Да и ограничение в виде необходимости наличия визы сильно повышало потенциальный барьер организации поездки. В конце 2014 выпал подарок — отменили визы с Монголией. Ну, тогда только синхронизация отпусков экипажей могла испортить планы. Здесь все удалось согласовать в последний момент.
Итак, перед нами пять озер в Монголии: озеро Толбо (2200 м над уровнем моря), озеро Ачит (1600 м), озеро Уурег (1400 м), озеро Хьяргас (1000 м) и озеро Убсу (830 м); и два озера в России: озеро Чагытай (Тыва, 1000 м) и озеро Сосновое (Хакасия, 300 м).
Надо сказать, что двое из команды уже были в Монголии на машинах 14 лет назад. Все было в новинку тогда и туристов было совсем мало. Мы выдали себя за жителей Кош-Агач (глава местной администрации подписал справку об этом временном явлении) и пересекли границу по внутренним паспортам и справке. Это был очень короткий маршрут: Цагаануур, Ульгий, озеро Ачит и домой. Однако желание пройти тем же маршрутом было, и часть нашего нынешнего маршрута совпала с тем, относительно далеким по времени.
Все возможные треки по Монголии были скачаны, но они не обеспечили точную прокладку желаемого маршрута. Пришлось воспользоваться GoogleMap с прокладкой маршрута. Частично этот вариант решил проблему, но, как выяснилось при прохождении, иногда сильно отличался от реальности. Отдельные участки были проложены непосредственно по дорогам, которые различимы на GoogleEarth 13-го или 14-го годов съемки. Переход от озера Хьяргас на озеро Убсу, вообще, не смогли отобразить в виде треков. Было намечено общее направление для этого перехода. Пару раз это помогло в выборе дороги на развилках в горах.
Путь, показанный зеленым цветом на рисунке, это результирующий GPS трек нашего путешествия. Места стоянок и дневок обозначены желтыми метками. Данный трек в виде отдельных участков в формате PLT можно скачать по адресу (http://cyto.kinetics.nsc.ru/maltsev/MotorTrip2015realGPS.zip). Фотографии путешествия можно посмотреть в Panoramio с привязкой к карте GoogleEarth. На этой странице надо выбрать тег 2015_Mongolia, чтобы посмотреть фото только этого путешествия https://ssl.panoramio.com/user/457936/tags/2015_Mongolia.
6 июля 2015 года — плановый выезд на приграничную точку «Водопад»
Команда, сплоченная в автопробегах 2005-2014 годов (https://travel.drom.ru/24980/ далее по внутренним ссылкам), встретилась утром в 06:00 в г. Бердск, в точке, которая удобна для сбора экипажей из Кольцово и Академгородка. На место встречи прибыли три машины.
Машины и люди:
Навигация: 1) Garmin для записи трека и поддержки реальными координатами GPS TrackMaker на планшете с визуализацией через GoogleEarth (спутниковые снимки местности с высоким разрешением были предварительно записаны в кэш GoogleEarth по маршруту с размахом ± 50 км); 2) Navitel для прокладки актуального маршрута и для контроля движения с помощью маршрутного компьютера. Navitel в Монголии был бесполезен. Карты были скачаны, но имеющейся версией Navitel они не идентифицировались для загрузки.
Стартовая фотография — и погнали.
До места ночевки «Водопад» 820 км. Это больше для нашего стандартного дневного пробега, и мы решили не разворачиваться на обед на реке Иша, как обычно, а отобедать в одном из кафе по Чуйскому тракту. Перед Бийском так и сделали. Еще раз остановились перекусить перед Усть-Семой.
Такой график позволил в 19:00 прибыть на точку. Было еще светло и разместились комфортно. Действительно, в 50 метрах ручей с чистой водой и метровый водопад. Вот и получила точка условное обозначение «Водопад». Поужинали домашними припасами, выпили и пустили в небо китайский фонарь в ознаменование начала путешествия. Ночь была очень холодная, и мы порадовались, что прихватили теплые шерстяные носки и вязаные шапки.
(50.17836 СШ; 88.12668 ВД, в подписях к фотографиям указаны координаты мест, там, где это имеет смысл).
Расположение точки «Водопад» укладывалось в план движения по маршруту. На следующий день мы должны были пройти границу и с заездом в г. Ульгий выдвинуться к первому озеру нашего путешествия — озеро Толбо. До границы было 100 км, до Ульгий — 220 км и еще 40 км до озера. Очень с запасом по дистанции с учетом обеда в Ульгий и посещения рынка и банка. Но…
7 июля 2015 года — пограничные злоключения и счастливая развязка
Утром порадовало яркое солнце, которое прямо на глазах разогревало окружающую действительность. Пока закипала вода для утреннего кофе, мы даже сняли куртки и немного позагорали. Тронулись в 8:00. Через 50 км въехали в Кош-Агач. Здесь заправили полные баки, а экипаж Tiguan еще и 20-литровую канистру 95-ого бензина залил, зная, что с этим топливом в Монголии засада. К 9:00 прибыли в Ташанту и неожиданно посреди поселка уперлись в пробку. Удивлению нашему не было предела.
Оказалось, это конец очереди на таможню. Прибыли мы крайне неудачно. Только что в Кош-Агач закончилась ярмарка, и много монголов возвращались после выходных домой. А 11 июля, т.е. через три дня в Монголии начинался 4-дневный национальный праздник. На праздник в Монголию въезжали много казахов из Казахстана. Вот и очередь оказалась такой огромной. Много машин еще с понедельника, 6 июля, не успели пройти. Очередь двигалась медленно. Надежда пройти в тот же день таможню таяла на глазах, особенно после объявления обеденного перерыва для служащих таможни. Заехать за ворота таможни удалось перед самым закрытием в 16:00, и мы были в последней десятке запущенных к проезду машин. Некоторые так и остались по ту сторону границы с надеждой на завтрашнее прохождение. Осмотр вещей достаточно формальный — это радует: или у таможенников профессиональная подготовка в оценке пересекающих границу по общему виду и поведению, или хорошо поставлена агентурная работа, или одно из трех…. С собакой тоже проблем не возникло: был предъявлен паспорт на собаку с указанием всех возможных прививок, со множеством печатей. Правда, выяснилось, что для полностью официального ввоза собаки нужна справка ветеринара со сроком не более 5 дней ко времени пересечения границы. У нас такой справки, естественно, не было. Но все обошлось — душевный разговор пограничника с хозяйкой, доктором биологических наук, растопил скрытое пограничной формой сердце служащего, и мы выехали за ворота.
Однако приключения с пересечением границы на этом не закончились. Перед нашим носом, непосредственно на границе (это в 20 км за Ташантой) монгольские пограничники попросили закрыть ворота, так как из-за разницы во времени таможенный пункт на монгольской стороне до закрытия не успевал пропустить уже имевшихся перед их воротами. Непосредственно перед воротами накопилось 15 машин. Наши не хотели их возвращать на свою территорию. Начались переговоры наших пограничников с монгольскими. Сначала местные начальники застав, потом окружные начальники подключились, а потом, со слов самих пограничников, все закончилось переговорами Москвы и Улан-Батора. В конце концов, ворота перед нами открыли, и мы полетели к монгольской таможне в клубах пыли — асфальт-то кончился непосредственно на границе.
На монгольской стороне все было аналогично с осмотром вещей — ничего выгружать из машин не пришлось. Все показали и открыли для осмотра непосредственно в машинах. Однако, есть два важных момента: 1) как и описано на этом сайте (http://frantsouzov.livejournal.com/111101.html), никто не спрашивает у вас, где будете выезжать и, следовательно, никто не предлагает оформить специальную бумагу на ввоз машины. Как только мы сказали, что будем выезжать в другом пункте, то с нами начали работать по другой программе — оформлять документы на ввоз машин. Бумага (жаль не сфотографировал) в общих чертах совпадает с той, что показана в упомянутой ссылке, только заполняется все самими монгольскими таможенниками. Она была потребована и изъята у нас при выезде из Монголии; 2) требуют при прохождении паспортного контроля представить личные вещи для досмотра с помощью рентгеновского аппарата. Я взял сумку с камерой и фотоаппаратом и просто открыл ее при прохождении через магнитное кольцо. Не повезло нашим коллегам путешественникам. Они взяли какие-то личные сумки и их заставили пропустить сумки через аппарат. Выезжают сумки с другой стороны паспортного контроля, т.е. пока вас изучает монгольский пограничник, ваши сумки валяются на полу без присмотра. При столпотворении у некоторых появляется желание прибрать к рукам чужое и кто-то такое совершил с сумками наших коллег. Исчезли важные документы и деньги. Бесповоротно испорчен отпуск и автопутешествие. Мы надеялись, что все у них каким-то образом разрешилось.
Нас же еще пригласили в задний кабинет таможни, где предложили оформить автостраховку. Видимо, кто-то из таможенников организовал свой маленький семейный бизнес. С виду все официально, и мы дружно оформили три автостраховки. Кстати, вызвали непонимание цифры, от которых рассчитывается цена страховки. Спрашивают на очень ломанном русском: «Какой объем?». Говорим: «Два литра». Нет такого объема в их прописях. Оформляли наобум, пока кто-то из вновь подошедших не предложил: «А может они в кубических сантиметрах объем измеряют?». И когда на вопрос: «Какой объем?» последовал ответ: «Две тысячи», все срослось.
Прохождение границы разрушило все наши планы второго дня. В поселке за таможней нас встретили активные бизнесмены, которые предлагали оформить автостраховку и поменять рубли. Очень удивились наличию у нас автостраховок. Они-то считают, что их предложение первое на территории Монголии, ан нет. Есть административный ресурс и в этом бизнесе. Так что у них мы просто поменяли деньги. Кстати, курс очень неплохой в сравнении с банковским. Предлагали 34 тугрика за 1 рубль. В Ульгий в банке было по 31,5 тугрика. В сумерках мы подъехали к селению Цагаануур, что в 50 километрах от Ташанты. Причем за три километра до поселка начался асфальт! Попытки найти место для ночевки на природе не увенчались успехом — приличных водоемов и речек не было. На въезде в Цагаануур всех туристов встречает ватага мотоциклистов с предложением ночлега и ужина. Мы поехали с одним из них. Но что-то долго он нас кружил по территории поселка и, проехав пару километров, мы повернули на трассу. Решили ехать в Ульгий и там попытаться решить проблему ночевки. Смелое решение. Ведь, 14 лет назад мы два дня добирались до Ульгий от границы. Причем по соседнему ущелью, которое уже проехали. Но в этот раз мы долетели до Ульгий по прекрасному асфальту за 1 час. Прогресс, однако, в Монголии с дорогами.
В полной темноте мы приехали в Ульгий. За 14 лет в городе произошли грандиозные изменения. Из маленькой деревеньки он превратился в довольно-таки большой городок с банками, ресторанами, гостиницами и пр. Решили ночевать в гостинице в надежде, что пустят с собакой. Так уже было во время Маркакольской кругосветки (https://travel.drom.ru/20946/). Но это в мотеле и в Казахстане, а здесь районный центр и Монголия. Поколесили по улицам в поисках гостиницы. Попалось на глаза заведение с международным названием «BAR». Заходим, два вопроса: «Говорите по-русски?» и «Do you speak English?». Тишина. Тогда «Отель» с вопросом в глазах. Есть контакт! Выводят, показывают. Недалеко, практически рядом. Чуть-чуть не доехали.
Заходим в Отель. Девушка за стойкой администратора и два парня. Два контрольных вопроса и…, чудо, на оба положительные ответы! Тогда еще один: «Есть ли три свободных номера?». Везенье закончилось. Нет, праздник национальный на носу, все флаги в гости к ним. И тут нам один парень сразу на двух языках объясняет, что он все устроит. Запрыгивает в полицейскую «буханку» и везет в только что открытый отель.
Некоторые снимки в этом описании будут не совсем хорошего качества, например, снимок отеля выше по тесту. Такие снимки — это стоп-кадры с авторегистратора. Они размещены для информации.
Отель новенький, с отдельной парковкой и вполне уютными двухместными номерами, оборудованными душевыми кабинами. Наш бернский зенненхунд «Доби — переходящий Кара-Кобу вброд» понравился хозяйке, и ему тоже было разрешено ночевать в номере. На кухне нам разрешили приготовить мясо индейки, привезенное еще из Новосибирска, и мы накрыли стол в ресторане отеля. В ход пошла, конечно же, русская водочка, малосольные огурчики, купленные на базаре в Майме и прочая снедь. Оказалось, что в отеле живет шотландец — учитель английского языка и, как нам показалось, близкий друг симпатичной девушки-казашки — администратора отеля. Они оба чудесно поют и играют на гитаре и национальной монгольской домре. Говорили по-английски, кто как умел, пели «Подмосковные вечера» по-русски. Позже к нам присоединилась еще одна постоялица отеля — первая монгольская девушка-скалолазка, которая покорила Эверест. Она много живет и тренируется в США и тоже говорит по-английски. В общем, гудели часов до 2 ночи, уснули довольные и счастливые, помывшись под горячим душем.
8 июля 2015 года — выход на плановый график — озеро Толбо и переезд на озеро Ачит
Итак, после прохождения границы план не поменялся, а скорректировался по времени. Едем на оз. Толбо! Вернемся на 14 лет назад. В той поездке мы тоже хотели заехать на оз. Толбо, но местные жители в Ульгий отговорили, так как одна машина у нас была практически «позотерка». И мы не съездили. Вернем должок! Сейчас машины — зверь. А дорога? Дорога оказалась полностью асфальтированная. То ли мы Монголии должок вернули, то ли она нам. Но все остались довольными. Долетели до озера за 25 минут. Красота! Проехали по берегу хорошо известной бухты озера с фотосессиями и видеосъемкой. Пейзажи великолепные: бирюзовая вода, разноцветные горы вокруг, некоторые покрыты снегом. Высота-то немаленькая — 2200 м над уровнем моря.
А искупаться!? И такие у нас есть.
Первое монгольское озеро, хоть и в другом формате, покорено. Можно ехать в Ульгий на обед и далее по маршруту.
Возвращаемся в Ульгий. Надо пообедать, деньги поменять, заправиться по «полной». Деньги пошли менять в банке. Однако уже внутри банка «добрый человек» (причем, похоже, служащий банка), посоветовал не менять здесь по курсу 31,5, а проехать в известное место в Ульгий и там поменять у «специальных» людей по 34. Что же, рискнем. Поехали, поменяли. Все в порядке — в кафе и на заправках никаких проблем при расчетах не возникало. Обед в Ульгий и заправка всех машин горючим прошли штатно. Бензин АИ-95 есть.
Выехали по треку в сторону озера Ачит. Асфальта нет. Грейдер монгольский = стиральная доска. Это знакомо с 2001 года. И дорога знакомая вдоль речки. Ничего не изменилось. В конце ущелья, по которому бежит речка и дорога, они расходятся, и мы вылетели на плато. Три дороги: налево, прямо и направо. Камня нет. Треки самопальные. Поехали прямо. Через несколько километров стало ясно, что забираем слишком вправо от озера. Эх, тогда резко налево и по полям. Ну, не то чтобы по российским полям, а по монгольским — вполне проезжаемым на скоростях до 50 км/час.
Озеро появилось неожиданно, когда ехать уже изрядно надоело. В 2001 году стояли на западном берегу и уже имели представления о местности. Уж очень много в том месте было пауков, которые забирались во все дырки и обувь. Решили не рисковать и остановиться на восточном берегу озера. У дороги вдоль озера довольно много юрт с большими семействами. Все очень доброжелательно машут руками при виде путешественников. С южной части озеро заканчивается протокой. Раньше это место было непроходимым для неподготовленных машин. Теперь современный бетонный мост.
Едем по мосту и…, опаньки, вода течет по протоке в озеро! Совершенно другое представление было, если оценивать карту местности по спутнику. Переехали мостик через протоку и по красным камням — искать стоянку. Ветер довольно сильный, поэтому изрезанный каменистый берег очень даже хорошо закрывает от непогоды. Со второй попытки нашли неплохую каменную бухточку и в ней устроили стоянку.
Зная не понаслышке о ветрености монгольской погоды, палатки прижали к каменным стенам и окружили жизненное пространство машинами. От каменной стены до озера 50 метров — все гармонично. На западном берегу расстояние от каменной стены до берега озера было существенно больше и естественная защита от ветра с одной стороны отсутствовала. Опробовали в действии новую походную кухню. Удобное изделие: металлический каркас, со всех сторон сетка и тент, два входа. Можно легко спрятаться от солнца и/или от дождя. Только колышки оригинальные совсем не рассчитаны на существенные порывы ветра. Пришлось использовать самодельные из арматуры, проверенные в деле.
Дно озера в этом месте достаточно пологое и приходится долго идти, чтобы погрузиться на необходимую глубину для купания или забора воды. Западный берег был в этом плане более гуманный. Наш рыбак сразу расчехлил снасти. Немного комаров и оводы слегка беспокоили, но не помешали отлично посидеть за вечерней рюмкой чая.
9 июля 2015 года — дневка на озере Ачит
Ночью был сильный ветер и дождь, но все палатки выдержали. Утром — солнце, многоцветие озера и берегов. Командный рыбак не пропустил утреннюю зорьку, и мы были полностью обеспечены рыбой.
Алтайские османы, средней величины, довольно мясистые, но костистые. Все равно сварили отличную уху и нажарили две больших сковородки. Часть рыбы пришлось отпустить — не осилили. Дневку проводили, как обычно: чтение, купание, загорание, веслование, поедание и т.д.
Вечерние посиделки закончились нормированным выпиванием с общением.
10 июля 2015 года — переезд на озеро Уурег
Утром провели бодренький подъем, позавтракали, те, кто пожелал, искупались и в путь. Едем на следующее озеро — озеро Уурег. Это его мы видели из Тувы. Ну, очень интересно посмотреть вблизи.
При планировании похода представлялось, что единственный участок повышенной сложности будет при переезде с оз. Ачит на оз. Уурег. Было несколько снимков этого участка и трек, состоявший из 10 точек, т.е. информации практически не было. Все мысленно настроились на борьбу с бездорожьем. Первый участок дороги проходил вдоль озера и не доставил особых трудностей. Tiguan просигналил о спущенном колесе. Остановились. Подкачали. При этом нас легко обгоняли местные грузовые машины, благо параллельных дорог в Монголии хоть отбавляй. В конце концов, все они сошлись в одной точке — пересохшее русло некогда бурной реки. Весной тут большие валуны катало водой. Сейчас все проходится без проблем. Воды вообще нет. Выезжаем на другой берег. Далее две дороги: прямо и направо. Нам направо, в горы. В этом направлении стоит знак «Проезд грузовым автомобилям запрещен». Что это? Узкое ущелье? Осыпи? Хилые мосты над бурлящими потоками? Будем посмотреть!
Обычная монгольская езда по долине в направлении гор проходила в стандартном режиме: машины выбирали понравившуюся им колею и мчались параллельно друг другу, тем самым уменьшая неприятное движение в пылевом шлейфе.
В конце концов, все колеи слились в одну прямо перед отрогами горного хребта. В этом месте был поселок и была устойчивая сотовая связь. За поселком дорога пошла в гору. Ничего особенного, что вызывало бы трудности в прохождении подъема, не встретилось. Все прошло гладко, и мы выскочили на перевал.
Спуск тоже достаточно простой. По сторонам дороги на подъеме и спуске стоят юрты, пасутся стада коз, баранов. У каждой юрты спутниковая антенна, автомобиль (преимущественно Land Cruiser и УАЗ), мотоцикл, солнечная батарея. Все выглядит очень даже прилично. Большие изменения произошли и в горах по прошествии 14 лет. Ничего такого во время первого путешествия в Монголию мы не видели.
Таким образом, мост через протоку есть, перевал между озерами Ачит и Уурег проходим даже для «пузотерок», значит, если вам надо переехать из Горно-Алтайска, Кош-Агача, а может даже из Бийска в Кызыл, то в летнее время это можно сделать через Монголию. Правда, надо иметь заграничный паспорт. Причем, только около 200 километров без асфальта. Заезжать в Тыву надо через пункт Хандагайты. Этот путь существенно ближе, чем через Кемерово и проще, чем через Кызыл-Хая (https://travel.drom.ru/24980/). Можно пройти по Монголии, не заезжая в Ульгий, прямо из Цагаануура на озеро Уурег. Но на этом пути достаточно полноводная река без мостов и прохождение по бродам усложнит маршрут.
Спустились с перевала и опять выскочили в монгольскую долину. Выбирай направление движения и вперед. Иногда направление совпадает с колеей, а если нет, то не беда — объезжай небольшие камни и ямки, скорость вполне приличная 40-50 км/час. Движемся до пересечения с дорогой, которая ведет из Цигаануура, а потом начинаем искать место для стоянки на озере Уурег. А вот и пересечение с «федеральной» дорогой.
Впереди на берегу озера виднеются домики и достаточно много машин. Да, кстати, вода в озерах Монголии преимущественно солоноватая и для питья не совсем пригодная. Горных речек на нашем пути не встретилось, чтобы набрать воды. Да и если бы встретилась такая речка, то на ней стояли бы все те юрты с вытекающими отсюда и оттуда последствиями… Так что не жалейте места в машине для канистры или упаковки с чистой водой. Нам пришлось до следующего крупного населенного пункта, Улаангома, пить чистую озерную воду.
Вот и увидев дома на берегу озера, мы поспешили к ним в надежде найти питьевую воду. Подъезжаем, а это не поселок, а база отдыха с отдельными домиками.
Много народу, машин, детей. Шум и гам. А-а-а-а! У них же праздник национальный! Дорожки на территории базы заасфальтированы, светодиодные светильники на солнечных батареях, есть домики и юрты, парк припаркованных машин впечатляет. Правда, туалеты стоят в отдалении в виде одиноких деревянных кабинок. Есть еще куда развиваться!
А как насчет воды? Есть и вода. Льет прямо из трубы. Подноси тару и заливай. Только, как оказалась, вода качается из озера и не отличается пресностью. Но мы-то не знали и заполнили все емкости.
При этом следует отметить, что все хозяева очень приветливые. Улыбаются, стараются помочь, если начинаешь рассказывать, то внимательно слушают. Дети получили от нас сладости, запасенные в дорогу. Причем, одетые достаточно современно юные леди ответили на чистом английском «Thank you», когда им эти сладости предложили. В Монголии путешественники ощущают полный комфорт в отношении с местным населением.
Они празднуют, ну, а мы на поиски места стоянки. Движемся вдоль южного берега. Виды озера впечатляют.
Первая попытка неудачная — берег болотистый, а там, где сухо все усыпано достаточно большими камнями. Переезжаем на восточный берег озера. Ситуация меняется. Заболоченность пропадает, на берегу появляются песчаные островки. А если еще севернее? Вот оно! Место для отдыха путешественников! С третьей попытки мы нашли это место.
Машины на каменной гряде защищают от ветра палатки и кухню, которые располагаются на песчаном острове. Единственный минус — не песчаное дно озера. Но у нас есть антикоралловые египетские тапки на этот случай. Так что полный комфорт обеспечен на дневку. Вода кристально прозрачная и достаточно теплая (около 20 градусов) для купания.
Расположились и за старое — открыли специальное «красненькое» и стандартное «белое», расселись в удобные кресла и можно наслаждаться окружающими пейзажами.
Стандартное «белое» было, естественно, «Пять озер». Это не реклама. Просто так совпало с названием нашего путешествия. По противоположному берегу, на некотором отдалении, проходит граница между Монголией и Россией. Именно оттуда мы видели озеро Уурег два года назад. Вдали заснеженная вершина Монгун-Тайги. Это высшая точка Саян и Восточной Сибири (3976 м). Ну, разве может это сравниться с какой-нибудь Анталией? В радиусе нескольких километров никаких людей. На берегу озера поселений нет. Только не надо всем сразу сдавать билеты в Турцию и прямиком на озера Монголии. Хотя… Почему бы и нет. Плотность населения здесь самая маленькая в мире. Места всем хватит.
11 июля 2015 года — дневка на озере Уурег
Встали. Искупались. А как насчет утренней зорьки для рыбака? Без проблем. Накачали байдарку и вперед. Результат ожидаем: ухой и жаренной рыбой мы обеспечены.
Дневка на озере Уурег протекала штатно. Правда, особенно удачными были длительные прогулки по каменной гряде в сопровождении Доби. Не отставали от них и любители активного отдыха.
Чайки бились за остатки разделки рыбы. Как всегда, работал читальный зал с книгами в твердых и электронных обложках. Газовая плитка тоже не простаивала.
Ночью поднялся серьезный шторм. Все гудело и шаталось, но наш опыт путешествий позволил не обращать на это внимания. Все спали крепко.
12 июля 2015 года — переезд на озеро Хьяргас
Утро нас встретило затихающим штормом. На берег накатывали нешуточные волны.
Озеро Уурег замечательное для отдыха, но план есть план. Сегодня снимаемся и вперед через перевал в город Улаангом и далее до озера Хьяргас. Воспользовались возможностью двигаться в монгольской долине в любом направлении и, проигнорировав указания навигатора, который предлагал выйти на «федеральную» дорогу по позавчерашнему треку, свернули резко налево. Направление — на точку выхода из долины. Эту точку хорошо видно на спутниковых снимках, и on-line навигация по ним позволяет легко достичь желаемого. Въезжаем в ущелье. Дорога замечательная. Никаких трудностей в подъеме. Двигаемся в ожидании встречи с перевалом. И вот он…
Оказывается, это первый перевал, за ним котловина и потом перевал второй. Какая красота! Фотосессия явно затянулась.
Котловину прошли без особых усилий. На втором перевале у обо разношерстная компания монголов отмечают национальный праздник. Мы присоединились, но ненадолго.
В ход пошли сладости и Доби, который сразу же привлекал к себе особое внимание. Каждый желал его погладить, а предложение лапы вызывало бурный восторг. Лапы-то у него медвежьи!
Сваливаемся вниз с перевала по хорошей грунтовке и через 15 километров выезжаем на асфальт. Налево — граница с Россией с КПП Хандагайты, направо — город Улаангом. Нам направо, рано еще домой. Еще два озера осмотреть надо.
На въезде в Улаангом плата за проезд по городу. Недорого. Едем дальше в поисках заправки с АИ-95. По информации многочисленных форумов здесь такой бензин должен быть. И действительно, проехав несколько АЗС нашли АИ-95 и Дизтопливо в одном месте. Заправляемся по полной. Дальше полагается обед. Едем на поиски ресторанов и кафе. Нашли ресторан в гостинице. Очень хорошо и удобно. Парковка у гостиницы обеспечила бесплатный выход через Wi-Fi в Интернет. Все почтовые ящики проверены, письма отправлены, прогноз погоды записан и т.д. Далее магазин. Практически рядом. Упаковки питьевой воды в первую очередь. Все. Можно ехать дальше.
Выехали из Улаангома и помчались по прекрасному асфальту к озеру Хьяргас. Асфальт был свежим и настолько ровным, что Trailblazer решил проверить свои скоростные качества и умчал вперед. И тут навигация начала показывать, что мы уходим с маршрута, который ведет к озеру. Трек прокладывали с помощью GoogleMaps. Оставшиеся две машины кинулись вперед, чтобы вернуть зарвавшуюся овцу. Пока догоняли, дорога, вначале существенно отдалявшаяся от целевого маршрута, начала постепенно уходить в нужную сторону. Когда догнали, то положительный тренд стал еще заметнее. Решили рискнуть и дальше наслаждаться монгольским хайвэем. И риск оправдался — дорога, в конце концов, соединилась с маршрутным треком в нескольких десятках километров от озера. А если бы «овца» не сбежала, то мы бы свернули с асфальта на проселок и пилили бы в клубах пыли до встречи с асфальтом. Нет, нельзя доверять современным технологиям прокладывать маршруты в Монголии.
Озеро Хьяргас встретило нас берегом в виде настоящей каменной пустыни и останками крупных животных.
Всю дорогу мы обсуждали наличие в озере собственного аля-лохнесского обитателя (http://paranormal-news.ru/news/v_mongolii_razgadyvajut_tajnu_zagadochnykh_sledov_u_ozera/2013-08-29-7584). И тут, столько останков крупных голов. Напрягает!
Дул сильный северный ветер, и мы двигались среди камней по направлению холма, который сиротливо разместился на берегу озера. За этим холмом мы и решили встать лагерем, чтобы защититься от ветра. В конце концом, нам это удалось. После нескольких разведывательных выездов, мы нашли небольшой участок с минимальным количеством камней и более-менее адекватным уклоном.
Даже не стали ставить кухню. Уж слишком озеро Хьягас в этом месте неприветливое.
13 июля 2015 года — переезд на озеро Убсу
Делать запланированную дневку на озере Хьяргас желания не было. В основном из-за окружавших место ночевки пейзажей и некомфортной береговой линии озера. Единственное, что придавало оптимизма так это то, что на Марсе и такого нет!
Искать новое место — тратить время при отсутствии уверенности в получении положительного результата. Значит, едем на следующее озеро нашего планового маршрута — озеро Убсу, самое большое озеро Монголии. Как туда ехать? Можно по великолепному асфальту вернуться в Улаангом, а оттуда строго на восток и, с поворотом на север, выйти на восточный берег оз. Убсу. Что-то неинтересно все это. А не поехать ли нам через горы? Сразу строго на север. Ведь мы как раз выйдем на нужную точку. Однако… Ни одного трека в данном направлении у нас не было. Проложенный трек от GoogleMap не вызывал доверия. Он нас чуть не направил вчера на оз. Хьяргас по проселочным дорогам, предлагая отказаться от свеженького асфальта. Что же, поедем на удачу.
Для начала надо выехать с берега озера на асфальт и вернуться в населенный пункт Наранбулаг, где в нужную сторону есть ответвления в виде нескольких проселочных дорог. Поехали. Что мы будем следовать вчерашнему треку? Он весь кривой из-за процесса поиска оптимального места стоянки. Едем до какой-нибудь колеи и по ней выскакиваем на асфальт. Ага, это вам не Россия! Есть такая особенность по монгольским дорогам в долинах — обычно в долине целый куст проселочных дорог, которые разбегаются в разные стороны на входе в долину, идут практически параллельно, а потом сходятся в одну точку на выходе. Потом одну из этих дорог асфальтируют. У нас же обычно все проселочные дороги ведут к асфальту. Вот и мы выскочили на проселочную дорогу и погнали с надеждой скорой встречи с асфальтом. Ну, ну. Едем, едем, а асфальта все нет и нет. Надо что-то делать! Поворачиваем направо, прямо в поле и вскоре опять выскакиваем на проселочную дорогу. Вот он наш путь! Через некоторое время убеждаемся, что результат аналогичен. Конечно, приближаемся к асфальтовому пути, который виден в виде трека на on-line навигации, но как-то уж очень медленно. Опять направо и по полям. Следующую дорогу пресекаем просто под 90 градусов. Так и выехали, в конце концов, на асфальт. Причем, разглядели асфальтовую дорогу, когда до нее оставалось метров 100. И то, благодаря наличию небольшого мостика на асфальтовой дороге.
Вот такие особенности движения на машинах по монгольским долинам.
Доехали до поселка Наранбулаг и остановились на перекрестке. Как обычно, в Монголии, если меняешь направление движения, то тебе предлагают несколько дорог на выбор. Из общих соображений выбрали самую правую, хотя левая была более накатанная.
Впереди виднелись горы по всему горизонту. Где-то там наш подъем на перевал. Обычная монгольская проселочная дорога привела нас к горной гряде. Горная гряда относительно невысокая и проходить ее, видимо, можно несколькими путями. Мы выбрали свой. Через некоторое время выскочили на перевал. Он был первым на нашем пути, но не последним. Перед нами открылась котловина.
На этом пути мы неожиданно встретили стадо «горных» верблюдов.
Ну, действительно, откуда на такой высоте, практически среди камней верблюды? В Монголии и такое можно увидеть. Несколько раз приходилось делать выбор дороги на развилках. Старались сильно не отклоняться от трека, нарисованного с помощью GoogleMaps. И все-таки, уже на выходе из котловины, засмотревшись на проплывающие мимо пейзажи, мы отклонились от планового трека значительно. В результате мы заползли в ущелье, которое постепенно сузилось до ширины машины.
Выезд из ущелья оказался типичным «монгольским» — бескрайняя равнина и несколько дорог в разных направлениях.
Опять дилемма — то ли поехать направо, куда GoogleMaps трек ведет, то ли прямо по кратчайшему пути до озера, судя по on-line навигации. Ну, в общем, вы поняли, куда мы поехали. Сначала по проселочной дороге. Потом она начала забирать куда-то влево, и мы съехали в степь. И дальше, вот это фантастика, ехали исключительно по азимуту. Выбираешь на карте точку, например, угол 7 градусов отклонения от северного направления и вперед. Причем едешь со скоростью 40-60 км/час и так 25 километров. Тормозить приходится только при пересечении какой-нибудь дороги или русла ручья, которые все сухие в это время года. Никогда такого вождения не было в практике.
Путь держали к перекрестку дорог, одна шла с запада на восток, т.е. из Улаангома в Баруунтуруун, другая от перекрестка вдоль озера Убсу в поселок Тэс. Вот так выглядит этот перекресток двух дорог, которые у нас называются федеральными, ну, как бы между областными центрами.
Trailblazer по-прежнему ехал всю дорогу без переднего номера, который стоял под передним стеклом — не было нужного самореза ни у кого. Самое большое впечатление — пустыня перед озером. Виды великолепные — барханы, насекомых никаких. Видели красивых лошадей и маленького мальчика в национальном халате верхом, да еще и ведущего в поводу вторую лошадку — жеребенка. Видели огромных грифов, терзающих окровавленного ягненка. Пустыня оставила незабываемые впечатления — бескрайние дали, синее небо, барханные горы, горизонт сливается с небом, но эта красота очень коварная.
Свернув к берегу по песку, мы оказались в ловушке. Это песчаная линза. Две наших самых крутых машины утонули в песке — сели на «пузо». Казалось, песок их засосет навсегда. Пять уровней усиления привода не помогли.
Наши мужчины схватили лопаты и начали откапывать. Мы бросились им помогать руками, сломали все ногти, но результатов — ноль. И вдруг из рядом стоящей турбазы с двумя маленькими домиками идет навстречу к нам женщина с маленьким мальчиком, и каждый несет по доске. Мы просто обомлели от благодарности. Который раз мы убедились, какой добрый, гостеприимный и отзывчивый монгольский народ. Доски нам очень помогли, а также красные пластиковые траки. Все это мы подстилали под колеса, в ход пошли также разделочные доски и сухие сучья, собранные как дрова. Машины поднимали домкратами и все, кроме водилы, толкали машины, даже дамы. Мы вспомнили сказку про репку, в которой решающую роль сыграла мышка. И это сработало — машины выехали из своего песчаного плена.
Получается, что движение по пустыне нельзя приравнять к движению по снегу. По снегу следующая машина старается попасть в след первой, чтобы меньше провалиться. А в песках не все так однозначно. Первым шел Pajero и он прошел линзу на невысокой скорости без заметных усилий. Trailblazer шел следом и по следам. Вот тут и случилась посадка на «защиту». Tiguan по следам не пошел и легко преодолел эту песчаную линзу. Pajero вернулся выручать Trailblazer по своим следам и тоже благополучно сел на «брюхо». Вот, так-то вот.
После борьбы с песками, мы решили не искушать судьбу и разбить лагерь рядом с доброй турбазой на берегу озера Убсу. Вода в озере оказалась просто целебной, теплой и ласковой. На вкус похожей на Черное море с песчаными берегами. Приготовили чудесный ужин, включающий русский борщ и итальянские макароны, открыли бутылочку итальянского вина — в общем, жизнь прекрасна.
14 июля 2015 года — дневка на озере Убсу
Первый раз стоим на озере посреди пустыни. Все-таки на озере Торе-Холь хоть какой-то кустарник был, да и холмики присутствовали. Здесь же с одной стороны плоская поверхность воды, с другой — песка. В дополнении к этому еще и верблюды пришли на водопой.
Вот так, на маленьком зеленом островке устроили свой лагерь. Зеленый островок образован мелкой редкорастущей травой. С туалетами в такой ситуации полная засада. Но ничего, выкрутились.
Отдыхали, купались, загорали, махали веслами на байдарке. Дальше ничего перечислять не буду. Все это делают на дневках. Доби все время проводил под машиной, которая за ночь остывала, а днище практически весь день оставалось холодным. Вот он и отдавал свое тепло машине, тем самым охлаждаясь.
Пока все занимались своими делами, верблюды закончили водные процедуры, встали в цепь и ушли. При этом никаких пастухов мы не заметили.
Вечером потянуло прохладой, и наши нимфы ушли в воду, температура которой сравнялась с температурой воздуха.
Все, пятое монгольское озеро покорено. Завтра едем до границы, а дальше «жемчужина» Тывы, озеро Чагытай.
15 июля 2015 года — переход границы и заезд на озеро Чагытай
Утром снялись с места стоянки и отправились в сторону границы. Объехали злополучную песчаную линзу, выехали на дорогу и вперед к мосту через реку Нариин. Там по спутнику должно быть два моста через два рукава реки. Подъезжаем к первому — он полностью разрушен. Реально в этом рукаве воды нет и где-то должен быть проезд. По самой укатанной колее подъехали к стоящей в пойме реки юрте. Вопрос: «Тэс?» с указанием на колею дал результат. Эта колея и есть магистральный путь к поселку Тэс.
Едем дальше. Действительно после выезда из поймы опять встали на плановый трек. И вот показался второй мост. С виду целый. Воды в реке много. Вариант с бродом однозначно не проходит. Значит — мост. Что-то он еле стоит с виду. Половина покрытия вообще отсутствует. В конце моста мы увидели съезжающую с него машину. Значит, проезжаемый мост. Тогда на разведку. Действительно одна половина моста имеет деревянное покрытие и проезжаема.
Съезд с моста требует тонкой внешней корректировки. Первым проходит Pajero Sport.
Нормальное прохождение. Дамы снимают прохождение на видео и фото камеры. Для остальных машин тоже все прошло гладко. Есть проход заключительного неоднозначного участка маршрута. Далее все должно быть спокойно. Вперед в поселок!
Ага, спокойно. В машинах, которые потребляют дизельное топливо, уже горят лампы с требованием заправки. По описаниям заправка в малых поселениях в Монголии имеет три степени доступности. Первая — наличие заправки; вторая — наличие заправщика; третья — наличие электричества. Въезжаем в Тэс. Первая проблема решена — заправка имеется и есть дизельное топливо.
Заправщик живет рядом и собирается заправить мотоциклиста. Едем в центр поселка поменять денег на заправку и вообще потратить все наличные тугрики. Поменяли, потратили, вернулись…. Нет заправщика. Ждем-с. Нет заправщика. Через девушку, которая учится в России, выясняем — заправщик уехал и вернется вечером. Не слабо так! А мы? Что же, делать нечего — едем к границе и будь, что будет. Благо дорога вполне пристойная и можно идти на пятой передаче. Долой автомат! Только пятая! В Tiguan влили 95 из канистры. Вот, счастливчики! Как же долог этот путь до пограничных ворот, того и гляди панель приборов загорится разными символами. Но нет, доехали. На границе никого, т.е. вообще никого — ни таможенников, ни пограничников. Обед-с. Ждите 2 часа.
Через 2 часа с 15 минутным опозданием появился он — начальник таможни, и все закрутилось. Достаточно оперативно нас пропустили, без особого досмотра. Стандартный вопрос про собаку, стандартный ответ в виде международного паспорта с прививками. Ну, теперь лишь бы на ничейной земле топливо не закончилось! Однако, доехали (2 км) и въехали на территорию России. Таможня начала свою работу. Неожиданно молодой служивый попросил выгрузить вещи из машины. Что за новости? Прошли три таможни и без выгрузки, а тут такое внимание. Наверное, кто-то слил про нас информацию, что везем невесть что. Нет, все просто. Оказывается, мы на их памяти первые туристы, которые проходят через этот таможенный пункт, Шара-Сурь. Есть первопрохождение! Вот и приходится действовать таможенникам по уставу. Но быстро все уладили, слегка сверкнув орденами в виде профессорских званий и научных организаций. Выезд за ворота и стоп — бегом на поиски КАМАЗов и бульдозеров. Их есть у них. С бульдозеров сливать солярку не захотели, типа все под камерами наблюдения и можно места лишиться. А КАМАЗ отъехал в «темную» зону и слил с бака 10 литров драгоценной солярки. Все, заправили Pajero Sport, дальше едем спокойно. В Trailblazer солярки может хватить до заправки. Хватило.
Дорога от границы до встречи с асфальтом — это обычная российская гравийка. Регулярно обрабатывается грейдерами. Мы пересекли небольшой поселок, проехали по мосту через реку и встретились с асфальтом через 50 километров. Опять замкнули очередное кольцо наших путешествий. По этому асфальту мы возвращались с озера Торе-Холь в 2005 году (https://travel.drom.ru/6367/). Заправка в 7 километрах от этой точки. Есть любой бензин и дизтопливо. Залили топливо, долили присадки и вперед на озеро Чагытай.
Озеро Чагытай мы посетили в прошлом году. Оно нам очень понравилось в смысле чистоты и температуры воды, песчаным берегом и дном озера, высотой в 1 км над уровнем моря. Фотографии озера есть на Panoramio (http://www.panoramio.com/user/457936/tags/2014_lakes). Два негативных обстоятельства: весь берег замусорен до безобразия, много местного населения в выходные, и они не контролируют дозу по спиртному.
На берегу озера базы МЧС, Тывинского университета, Министерства культуры Тывы. Есть частный кусок берега. Для «дикого» отдыха доступен только северо-восточный край озера. В прошлом году мы приехали в пятницу вечером. С трудом нашли стоянку, одели резиновые перчатки и расчистили от мусора место под палатки и кухню. В этот раз мы приехали в среду. Народу существенно меньше, да и мусору тоже не так много в сравнении с прошлым годом. Правда, сейчас мы приехали на 10 дней раньше. Есть еще двое выходных, чтобы завалить все мешками. Удивительно, что вдоль дороги к озеру стоят большие баки для сбора мусора. Эти баки стоят не заполненные. Вроде все просто: отдохнул, собрал в мешки мусор, положил в машину и загрузил в бак на выезде. Где рвется логическая цепочка у местного населения? А может, это приезжие туристы?
Встали в этот раз за дорогой, которая идет по берегу.
Это было вызвано тем, что в таком расположении машины можно поставить у дороги и закрыть ими палатки от ветра. В прошлом году мы вынуждены были машины поставить прямо у кромки воды. Здесь это не принято.
Наконец-то под ногами трава, а не песок, который был почвой во время наших стоянок в Монголии. Все бросились плавать в чистой пресной воде, а Доби слился с природой, устав от болтанки в багажнике машины.
За вечерним чаем мы, естественно, отметили завершение монгольской части нашего путешествия и запустили в честь этого события еще один китайский фонарь. Не засиживались. Завтра утром переезжаем на озеро Сосновое, чтобы в четверг вечером занять выгодное местечко для пляжного отдыха.
16-22 июля 2015 года — переезд и отдых на озере Сосновом
Начиная с прохождения Большого Сибирского Кольца (https://travel.drom.ru/24980/), когда мы открыли для себя озеро Сосновое, мы ощутили некоторую привязанность к этому озеру. Неизвестна причина, но почему-то всем понравились 1) вода, которая имеет свой оригинальный солевой состав; 2) два вида грязи на дне — серая и черная; 3) песчаное с разумным наклоном дно практически по всему берегу; 4) теплая вода — 22-24 градусов и 5) хватает светового дня, чтобы доехать до Новосибирска. В результате отдыха на оз. Сосновом в 2013 и 2014 годах некоторые участники экспедиций почувствовали улучшение в плане здоровья. Это относится к суставам в первую очередь. Вот и путешествие этого года запланировали закончить пляжным отдыхом на озере Сосновом.
Собрались утречком раненько, легкий завтрак и вперед. Пройти надо 500 км. Сразу же за Ергаками пообедали в придорожном кафе. Там и заправились. Далее Абакан и, не переезжая одноименную реку, уходим на юго-запад. Через 70 км достигаем желаемого. Все по прогнозам. Все места для отдыха свободны. Западный берег озера представляет отдыхающим, как бы отдельные изолированные места. Поэтому надо приезжать в будний день, чтобы занять такое место. Плотность отдыхающих на западном берегу мала. Все вполне комфортно.
Встали в том же месте, что и прошлым летом. Фотографии видов озера можно найти в Panoramio (http://www.panoramio.com/user/457936/tags/2014_lakes).
Вот так наш лагерь и Доби, который в воде, выглядит с озера. Это не пустыня, где защиты не было от солнца, кроме навеса кухни, а от ветра машины защищали лагерь только с одной стороны. Здесь листва деревьев создает уют в жаркий день, а окружающие кустарники плотно прикрывают палатки в день ветреный.
Из развлечений все то же самое: небольшие походы на байдарке, длительные водные процедуры, эпизодические грязевые ванны, чтение книг и слушанье аудио-книг, кухонные дела и т.д. По озеру то и дело пролетали моторные лодки. Некоторые тащили за собой лыжника. Рыбаки занимали ключевые места на берегу. Ловить можно только на удочку. Инспекция регулярно проезжает вдоль берега. К нам тоже подъехали. Говорят, что все знают, что только на удочку, но за один объезд озера пару сетей крюками вытаскивают. Жалуются на мусор, который оставляют после себя отдыхающие. Идею с железными баками на въезде забраковали — сдадут железные баки в металлолом, оглянуться не успеешь.
В прошлом году инспектор продал нам свежей пеляди. Это была вкуснейшая рыба. К сожалению, в этот раз пелядь уже увезли в магазины и рестораны Абакана и следующий улов снимать будут через несколько дней. Мы к этому времени уже должны быть в Новосибирске. Не судьба поесть в этот раз вкуснейшей пеляди озера Сосновое. Она здесь из-за особой воды весьма специфическая по заявлению инспектора. Наш же рыбак не доехал до Соснового. Неотложные дела в Новосибирске погнали их экипаж прямо с Чагытая домой.
Планировали постоять на озере дня три, но замечательное место задержало нас на пять дней. Два раза пришлось съездить за родниковой водой. По берегу таких точек несколько, но мы все время пользуемся одной. Вот координаты родника 53.27402 СШ, 90.9463 ВД. Вода из родника ручьем впадает в озеро. Она абсолютно прозрачная и холодная. Что еще нужно в июльскую жару? После шторма, в штиль, входишь в прозрачную теплую воду, ступая по песчаному вельвету.
Кстати, в этом пляжный отдых перекликается с горными лыжами. Там тоже первопрохождение по вельвету, оставляемому после заглаживания склона ратраком, связано с получением удовольствия. Ой, а что это я про горные лыжи?! Похоже, пора заканчивать с летним отдыхом и готовиться к заснеженным склонам.
Пока, пока!
До новых встреч!
Dr. Maltsev & Co.