Широка страна Тува…

12.10.2010 | 16521 просмотр

Если обратиться к справочникам, то можно узнать, что: «Республика Тыва расположена в центральной части Азиатского материка… столько-то градусов сев. широты, столько-то градусов вост. долготы… на стыке сибирских таежных и центрально-азиатских ландшафтов — в широкой полосе гор и межгорных равнин… на территории формируется основной сток самой многоводной реки Сибири — Енисея» и т.д. Но это сухие данные энциклопедий. А если судить по телевизионным новостям: если новости из Тувы, то значит, либо убийство, либо крупное ДТП, либо еще что-то из раздела «криминал».

Так получилось, что, побывав в этих краях в служебной командировке, видимо, оставил здесь часть души, и с тех пор я узнал, что Тува — это страна бесчисленных рек и озер, широких степей и высоких синих гор. Тува — это уникальный уголок нашей большой страны, где причудливо сочетаются и высокие горы с альпийскими лугами и снежными шапками, и могучая сибирская тайга, и песчаные пустыни. Тува — это просторы, где бродят стада северных оленей и горделиво вышагивают двугорбые верблюды. А еще Тува — это культура и искусство. Неповторимый облик тувинской культуры определяют две религии: шаманизм с поклонением духам мирно соседствует с буддизмом. А тувинское горловое пение получило всемирную известность, став неофициальным символом республики. Среди других символов — резьба по камню, традиционные конные скачки, борьба хуреш. И при соблюдении элементарных правил собственной безопасности: не любоваться звездным небом над Кызылом — его все равно плохо видно; не вступать в беседы с выпившим местным населением, посещение республики будет достаточно безопасным.

И вот именно в таких местах уже на протяжении последних нескольких лет я провожу свой отпуск.

О путешествии в удаленный уголок республики чуть ниже, а в начале несколько интересных фактов: добраться из Новосибирска до столицы Тувы (или Тывы, это, кстати, равнозначные названия, и это прописано в Конституции Республики. Тыва — историческое название, Тува — советское название)… Так вот, добраться можно либо автотранспортом: порядка 1,5 тысяч км, почти 18 часов ходу; либо самолетом: два с половиной часа, по стоимости почти сопоставимо с перелетом в Москву и обратно; либо ж/д до г. Абакан + авто: в общем получается 30 часов в пути.

У жителей республики порой встречаются сложные и труднопроизносимые имена, а также есть имена, носящие своеобразный отпечаток истории, а именно советского времени. Я долгое время запоминал и учился выговаривать: Надежда Байбай-ооловна, Чингиз Кызыл-оолович, Доруг-оол Алдын-оолович. А некоторые и вообще вызывали первое время улыбку: Салыкма Апрелевна, Эрес Партизанович, Октябрина Доржу-ооловна.

Теперь о путешествии.

В начале июня я отправился в поездку в западные районы Тувы по маршруту г. Кызыл — п. Мугур-Аксы — оз. Хендитик-Холь.

Эта поездка мне была интересна по ряду причин. Во-первых, увидеть высокогорное озеро Хендитик-Холь, название которого переводится с тувинского как «Озеро с пупом». Такое название озеро получило из-за острова с высокой горой посередине. Во-вторых, попробовать добраться до алтайского озера Джулукуль, из которого берет свое начало река Чулышман, основной приток Телецкого озера. И, в-третьих, поскольку в будущем есть желание осуществить переход с Алтая в Туву, то занести в память GPS необходимые точки.

Но, как это часто бывает, погода, а именно поздняя весна, внесла свои коррективы, отложив часть планов на будущее и добавив незабываемый экстрим.

Из Кызыла выехали в ночь, а утром уже были в п. Мугур-Аксы. Поселок (тув. «сумон»), достаточно большое по тувинским меркам поселение (4 тыс. чел.), расположен по обоим берегам речки Мугур на высоте 2 400. Название переводится как «Устье реки Мугур». Широкие улицы, небольшие бревенчатые дома. Зимы суровые, температура порой опускается до -50. Протопить большой дом сложно. Да и топливо все завозное — вокруг только горы, камни и трава.

С окраины поселка Мугур-Аксы открывается вид на священную для тувинцев гору Ак-баштыг (Белая голова). Если посмотреть на гору сверху, то ее пик имеет форму пятиконечной звезды. Ежегодно сотни верующих — «и млад, и стар» — поднимаются на вершину, чтобы совершить шаманский обряд.

До озера из поселка можно добраться двумя путями — «северным», обогнув горный массив Монгун-Тайга (Серебряная гора) с севера или более длинным путем, южным, через п.Кызыл-Хая.

Как уже говорилось выше, погода внесла свои коррективы. Несмотря на начало лета, снег еще полностью не сошел и северный путь был закрыт. Чему, кстати, я не очень и огорчился, т.к. представилась возможность увидеть величие Серебряной горы, наивысшей точки Тывы и всей Восточной Сибири (3 980 м) с разных сторон света. И с какой стороны ты бы на нее ни смотрел, горный массив вызывает восторг и потрясает своим безмолвием, неприступностью, бесстрастием.

Основная деятельность местного населения — животноводство. Разводят овец, на некоторых стойбищах можно увидеть сарлыков. Сарлык, или як, весьма интересное животное — размерами крупнее коровы и весь покрыт длинной косматой шерстью, которая свисает с туловища и почти полностью закрывает ноги. А еще он в моменты раздражения и недовольства хрюкает как поросенок.

Был случай, когда одному из таких «бугаев», видимо, не понравилось фотографироваться или он принял наш УАЗик за соперника, но нам пришлось довольно быстро ретироваться, а вслед неслось это самое «хрюканье».

Еще одна достопримечательность Мугуров — это тарбаганы, монгольские сурки. Этакий хомяк, увеличенный раз в пять, и с хвостом. По словам местных, мясо очень нежное и вкусное, а топленое сало полезно принимать в целях профилактики и лечения туберкулеза. Занесен в Красную книгу. Несмотря на свои размеры, очень шустрое животное. Сидит спокойно у норы, греется на солнце, на тебя ноль внимания, но стоит только направить на него объектив, пулей исчезает — в лучшем случае успеваешь сфотографировать только зад. В России тарбаганы встречаются только в этих местах и в Бурятии. Поэтому у п. Мугур-Аксы даже установлен памятник зверькам. Вот здесь они позволяют фотографировать себя сколько душе угодно.

К озеру подъехали уже в сумерках. С трудом преодолев небольшой перевал, т.к. вся земля была пропитана талыми водами, а в некоторых местах еще лежал снег, в свете луны мы увидели огромное ледяное поле. Сообщение моих спутников, что оставшийся путь до рыбацкой избушки в пару километров мы преодолеем по льду, не вызвало с моей стороны особого воодушевления. И на случай, если лед провалится и придется «катапультироваться», этот путь я проделал с открытой дверкой автомобиля. Однако на следующее утро мои опасения развеялись: бурение лунок для рыбалки показало, что толщина льда достигает полутора метров.

А еще через день, когда установилась ясная и солнечная погода, я понял, чего не хватает в моей походной аптечке — солнцезащитного крема и мази от солнечных ожогов. Высота 2 350 метров над уровнем моря, яркое солнце и снег сделали свое дело — все незакрытые части тела подверглись воздействию жесткого ультрафиолета. Кстати, насчет незакрытых частей тела. Днем на солнце температура поднималась с ночных 5-7 до 25-30 градусов. Возникало желание надеть шорты (которых, естественно, не было), но стоило солнцу скрыться за облаками, налетал весьма свежий ветерок, заставлявший обратно натягивать камуфляж...

Постепенно лето брало свое. Шум от еще недавно небольшого ручья, впадавшего в озеро, нарастал с каждым днем. На солнечных склонах полянами распускались подснежники (другие называют их лютики). Лед на озере таял буквально на глазах, темнел, трескался, предмет, оставленный на льду, через несколько часов от нагрева вплавлялся в лед на сантиметры. Вдоль берега появились забереги (открытая вода вдоль берега), и вскоре с трудом получилось УАЗики, до этого ночевавшие на льду, выгнать на берег.

К сожалению, запоздалое лето и, соответственно, отсутствие тропы не позволило «зайти» на Алтай и добраться до озера Джулукуль, хотя оставалось менее 10 км. Но, с другой стороны, остался повод побывать в этих краях еще раз.

Найти себе занятие — без проблем. В озере полно хариуса, причем «специального» — озерного, он внешне немного отличается от речного, но главное, у него жирное и чуть сладковатое мясо, по вкусу чем-то напоминает сахалинскую корюшку. Отличная уха получается! Можно прогуляться по окрестностям с фотоаппаратом в руках. Свежий чистейший воздух, пробуждение природы! А можно просто забраться на холм, присесть на камень и смотреть в необозримую даль… быть между небом и землей в полной тишине… весь накопленный негатив исчезает, растворяется… все житейские проблемы становятся такими маленькими и незначительными, что забываешь про них… чувствуешь себя частью природы… полное душевное равновесие…

Конечно, жизнь не стоит на месте и по возвращению в город проблемы никуда не денутся, но та энергия, те силы, полученные от единения с природой, позволят их решать с меньшими затратами нервных клеток.

Дни шли за днями. И как это всегда бывает — отпуск заканчивался…

На обратном пути погода подготовила нам еще один «подарок». Часть пути пролегала вдоль очень бурной и порожистой речки Моген-Бурен. И если в начале нашего путешествия преодолеть эту речку не составило особого труда, то за дни жаркой погоды уровень воды значительно поднялся, разрушив мосты и сделав броды непроходимыми. Так что переправы заставили нас несколько поволноваться за сохранность вещей, а водителей показать максимум мастерства.

Но все трудности были преодолены. И, как говорится, «целыми, невредимыми, отдохнувшими, загоревшими, готовыми к новым свершениям» мы благополучно вернулись домой. В принципе, так же, как и после поездки в 2009-м на целебные источники (аржааны) на восток, на границу с Монголией, и после путешествия со староверами в 2008-м в верховья Малого Енисея. И надеюсь, что так будет и в дальнейшем, ведь в планах — переход в Туву с Алтая, путешествие к потухшим вулканам Тоджинской котловины и т.д. Главное, чтобы ОТПУСК был!

эх, жалка без уазега к таким красотам не пробраться :(
Honda Integra DC5 Waaaaaaa!!!!

Красота, но мало. Может отчетик немного расширите? Хотя бы просто фоток побольше.

Ничё так.
Extuvin
Тува действительно очень красива, но сей отчет писал 100%-но тувинец:)

Так, что это просто реклама.

Да пребудет с вами сила, масса и ускорение!

AirTvist
маловато, а в целом ничего так.

отличные места, не совсем понял на чем в итоге путешествовал автор, и в какой период года был отпуск? судя по большой "воде" - конец июня? Сам хочу через тыву пробраться на алтай, или на оборот. =)
Priborist

И рассказ и фотографии красивые.
Исскуство по настоящему ругаться матом, приходит только с умением водить машину.

[quote=Alexdoce]Тоже имеется огромное желание съездить в Туву, в Тоджинский район. Знающие люди, может подскажите - до Тоора-Хема дорогу сделали?[/quote]
Делают, но уже в сухую погоду можно ездить туда, куда раньше только на теплоходе :)

[quote=Priborist]А, это там где самая большая явка изберателей и любителей единорастии(до 90% по последним данным!!!!!!!)))))))))))))))[/ quote]
Да-да-да! :)))))))

фотки хорошие -особенно предпоследняя.
ниссан Х-ТРЕЙЛ, 2002г.

Красотааа.
Тарбаганов у нас давно не видел, последний раз в 2004 году, прям около норы. Видать щас большинство истребили.
Хочешь увидеть черное кружевное? Наливай красное полусухое.

Команда Дрома

Я с другой планеты

Скала Фрэглов - http://www.vk.com/dromru

Фотки красивые. Сейчас текст начну читать. Уазикам зачет.

спасибо - вернули ненадолго в детство и юность... до сих пор снится по ночам...
fraggle:
именно из-за этого и уехали, и до сих пор идет отток, даже сами тувинцы уезжают (((
места там действительно - самые девственные.
Преподаю математику школьникам. Пишу и читаю стихи. Рисую. Автопутешествую. Езжу на MMC Dingo, 2001.

Хороший отчет, фотографии очень красивые +5
Здорово, может и я в следующем году вырвусь.

Народ!)

Столица КАТЭКа
Сам бываю каждый год в Ак-довураке, природа действительно очень красивая. Насчёт местных неадекватов-горькая правда.
NSK 1
А почему нельзя на звёзды любоваться то около Кызыла?
Места конечно красивые но фотки маловаты-на рабочий стол не поставишь=(
и интересно,с чем связано такое количество голосовавших за единоросов?

красивые фото

NSK 1:
А почему нельзя на звёзды любоваться то около Кызыла?
fraggle же написал:
"Был в Хакасии в этом году, местных спрашивал насчет Тувы и насчет поехать посмотреть Кызыл - отговаривали как могли. Говорят, крепостное право там, криминал и все такое. Мужика-туриста убили как раз там в то время, жена с детьми еле убежала :(
Вот и здесь отголоски этого - "не любоваться звездным небом над Кызылом, не вступать в беседы с выпившим местным населением". Жаль, что так бывает - из-за каких-то асоциальных уродов портится имидж очень красивых, как я понимаю, мест..."

Любоваться-то можно, но велика вероятность, что зарэжут...

Отлично съездили, молодцы!!!

Этника
Автор, а сколько вы времени провели в Туве и где жили всё это время?

Владъ
Минусинск
Мне приходилось по той дороге (тува-алтай) куски бампера от тойота корона встречать, так что не только там уазики катаются:)

Отчет 5, табарганы еще на Камчатке широко встречаются на высоте.

Владъ
Минусинск
Озеро с пупком.

750(16,17,19,24,54,75,РБ)
Чем больше антирекламы и некоторых комментариев.. Тем природа там будет чище)
Очень много приезжает на отдых из Края и Хакасии..
Здесь могла бы быть ваша реклама, но будет моя)

Киев
В июле этого года, путешествуя по Алтаю, Хакасии и Тыве, посетил также и Кызыл, Ак-Довурак (Саянское кольцо). Во время путешествия ни разу не встретил никаких "неадекватов", наоборот, все, с кем пришлось встречаться и к кому обращался за помощью, были очень любезны и доброжелательны. Мне показалось, что тувинцы - очень гордый народ и если попытаться каким-то образом их обидеть или задеть их национальную гордость, то, с большой долей вероятности, можно нарваться на неприятности. Если же относиться ко всем с уважением, то неприятности маловероятны. Собственно, это правило нужно соблюдать везде, куда бы судьба не занесла путешественника.
Величие некоторых дел состоит не столько в их размерах, сколько в своевременности.
(Л.А. СЕНЕКА)

NSK 1:
и интересно,с чем связано такое количество голосовавших за единоросов?
все зависит от количества горячительного... Ельцин себе электорат обеспечивал вертолетами с водкой ((((

А Сотникову Тува не понравилась...
Лишили прав?
И правильно сделали! Одним идиотом на дороге станет меньше.

Алексей, Питер
Сам 20 лет назад влюбился в Республику Тува, по возможности стараемся с семьей проводить отпуск в Туве. Исколесили почти всю Республику, скажу честно, в России еще не встречал такой чистой красивой девственной природы. У нас много друзей тувинцев и русских, живущих там. Тувинцы действительно гордая нация, если к ним относиться дружелюбно, то они отвечают тем же, очень отзывчивые, готовые всегда придти на помощь, причем безвозмездно, в европейской части России это редкое явление?! На счет не адекватных людей, позорящих Республику - как будто в Петербурге или Москве их нет...!!! Меньше смотрите зомбоящик, а больше путешествуйте, ведь наша страна такая большая, а живем только один раз!!! Фотки супер, молодцы!!!
Артур,Владивосток
Все правда! Сам там был (правда 20 лет назад). Будет время добавлю свои впечатления. А сейчас извините, надо бежать.
Про местных: Вам же говорят про "подвыпивших".Им много не надо, полторашку "красного востока " на двоих-троих и маму теряют.Или вечером когда собираются в компанию больше двоих сразу в терминаторов-блин превращаются....А так очень гордый и дружелюбный народ:-)

Хороший отчет))
Фоток хотелось бы побольше, природа все-таки!

БлаБлаБла
Фотки под микроскопом смотреть надо!!!

БРАТЕЛЬНИК ЧАСТО В КЫЗЫЛ В КОМАНДИРОВКУ ГОНЯЕТ-ВЕЧЕРОМ ГОВОРИТ ЛУЧШЕ НЕ ВЫХОДИТЬ.АЛКОГОЛЬ НА МЕСТНЫХ ДЕЙСТВУЕТ НЕАДЕКВАТНО А ТАКИХ ХВАТАЕТ.
мдаа путешествовать можно... а остановиться в городе или в селе опасно иногда

SHW

Alexdoce:
сделали, уже давно, по сравнению с тем, что было раньше - штрассе!
хотя смотря на чем ехать - на легковой все же не проедешь, на ниве или уазике спокойно
Honda Odyssey Absolute 2004

Сами мы не местные
Автор, интернет экономил? Фотки ужал, да ещё по две в одну посуду!
Honda CRV 98 RD1, Presage 98 U30/KA24DE/FF/ГБО

Автор статьи - Дмитрий
Всем доброго дня суток!
Спасибо за позитивные комментарии.
Отельное спасибо за:
Extuvin:
Тува действительно очень красива, но сей отчет писал 100%-но тувинец:)...
Вы еще раз подтвердили мнение моих товарищей, которые считают что я постепенно становлюсь тувинцем :о). Видимо это следствие того, о чем я писал в начале своего рассказа: "побывав в этих краях ... оставил здесь часть души...". В действительности я русский, хотя как вы знаете монголы когда-то и в Европе побывали, так что какая кровь у нас намешана никто точно не скажет....

Дополнение к тексту. Путешествовал в конце мая, начале июня. Выбор срока был обусловлен желанием запечатлеть на фото стык зимы, весны и лета. Судя по отзывам - фотографии удались. Спасибо. По просьбе трудящихся выкладываю еще фото:
рыбацкая избушка, кстати ЗИЛок на ходу
непосредственно сам рыбак, обратите внимание на надпись на шапке
и фото на рабочий стол, что бы сделать фото "ова" на фоне Монгун-Тайги пришлось использовать УАЗик в необычном качестве - в качестве стремянки :о)

Автор статьи - Дмитрий
Упс , а избушка почемуто не пошла.
пробую еще раз

Кузбасс
Давно хочу туда съездить, но боюсь. Чем больше читаю, тем больше боюсь. Никто не дает информацию об островах безопасности - гостиницы, мотели .. где можно укрыть семью на ночь. А может там и нет их (мотелей)?

В Туве на самом деле оч. красиво, в свое время был выбор - Москва или Кызыл, кто-то будет крутить пальцем у виска, по нику видно, где я теперь. Проблем с местным населением не вижу абсолютно, вечером в любом городе россии можно нарваться на гопников и других мразей, здесь все провоцирует алкоголь, а не ошибочное мнение вражды к русским. С каждым годом количество туристов прогрессирует, в развитие туристического бизнеса все стоит на месте. Думаю, надо серьезным туристическим компаниям задуматься над вопросом об освоении Тувы, местные власти пока ничего не могут сделать. Так что приезжайте в гости, уверен, что довольны останутся все.

Ездил этой весной с друзьями,по Туве путешествовали.Ночевали где придется,у реки какой-нить,рыбачили.Тоже остерегались лишний раз контактировать с местными.Но приходилось конечно,надо было за провизией в деревни заезжать,в кафешках всяких придорожных обедали,кстати все вкусно и дешево очень,мне понравилось.Как-то в глухих местах бухло искали,заехали в одну деревню,там в сельпо вообще бухла не продают никогда,ну поехали еще 30 км в другую деревушку,подьезжаем,спрашивае м где сельпо,нам бабулька говорит да вот за домом тока вчера ларек поставили идите туда,а мы смотрим к нам уже толпа подтягивается,и все пьяные в хлам,вся деревня просто бухала,ходили все в обнимку,смешные такие все маленького роста))с любопытством так смотрят,откуда мол в таких ебенях да на такой тачке гламурной(ездили на торнео),ну купили по быстрому пиво в балонах,было тока крепленое(видимо кто-то решил деревеньку спаить нахрен) и быстро свалили оттуда,хотя агрессии никакой не было,а наоборот даже,но все равно нуево нафиг.В Ак-Довураке на 1 майских выходных даже власти крепкие напитки запретили продавать,мы пиво кое как нашли нормальное..тоже не с проста видимо.Вообще по Туве интересно очень путешествовать,советую,но только не на пузотерке как мы.У нас вобщем с местными никаких конфликтов небыло,незнаю,люди как люди,в деревнях диковатые немного,но мне показались добродушными.Будте осторожны и сами не борзейте и все норм будет.Вобщем рекомендую,оно таво стоит.

Внесу долю информации в обсуждение. Во время моей поездки (Магнитогорск-Алтай-Тува-Хакас ия на Дайхатсу Териос) произошло несколько встреч с тувинцами:
1. Ехали с Кош-Агача до Кызыл-Хая параллельно с УАЗом. Все нормально. Отношение друг к другу ненавязчивое и уважительное. Оказали помощь в критической ситуации.
2. Местечко Хорум-Даг между Чаданом и Ак-Довураком. Остановились отмыть машину, вещи от пыли в полукилометре от него на речке. Проезжает мимо "десятка". Из нее выходят бравые парни с пузырем в руках. Далее разговор:
- Кто такие, что за регион 174?
- Сам с Ак-Довурака. Не был 20 лет. Еду к друзьям. А номер нормальный, если цифру 4 залепить, то будет тувинский - 17.
- Сейчас позвоним знакомым ментам и будем разбираться, что за номер.
- Сейчас позвоню в Ак-Довурак друзьям и будем разбираться с вами и с теми, кого хотите вызвать.
Набираю номер, друг отвечает. Объясняю про наезд, а также где я и гоню картину, что он с пацанами уже выезжает мне навстречу.
- Какой наезд? Мы только хотели тебе предложить выпить с нами. Пусть жена моет машину, - ты же мужик. Зачем выполняешь бабскую работу?
- Пить не буду. Могу пригубить по обычаю.
- Давай. Извини, но ты не прав, мы не наезжали. Ладно, мы пойдем.
Простые тувинские парни пошли за мост пить водку. Кстати, один из них представился музыкальным работником. Жена, пока я занимался переговорами, покидала вещи в машину и через 10 минут мы уже ехали дальше в Ак-Довурак.
3. На аржаанах урочища Шивилиг. Все нормальные и адекватные люди, приехавшие поправлять здоровье с детьми и без них.
В остальном без комментариев.

Жирков Юра
from Kyzyl:
вечером в любом городе россии можно нарваться на гопников и других мразей
Да, в любом, только концентрация их где - нибудь к примеру в Курске и Перми очень разная, хотя можно нарваться и там, и там.

Жирков Юра:
В Курске надо уметь определить источник опасности.

СССР
Красивые места на фото!

рпг - 7
Тува незабываема. Имел счастье продолжительное время находиться на юге Тувы. Тайга нехоженая. Люди в отдалённых районах были очень доброжелательные и гостеприимные. А вот о Кызыле сказать так не могу.
Едем по тайге на шишиге. Дорогу перегородил мотоциклом пьяный тувинец. Остановились. Пытаемся понять, что он хочет. Тот стоит в позе гордого хозяина с папиросой в зубах и требует закурить. Ну, думаем "засада". В итоге оказалось, что у него сел аккумулятор. Помогли завести Ижа и пришлось ехать в юрту, кушать баранину.

Copenhagen

ua9ukp:
Я, как турист со стажем, скажу так: бояться не надо, просто нужно немного здравого смысла. В отдаленных, маленьких хуторах обычно бояться нечего, а вот в райцентрах, спальных районах и т.д. надо быть начеку. Лучше по ним поздно вечером и ночью без надобности не гулять. Безопаснее сделать это утром или днем. Если отдыхаете с палатками, лучше становиться подальше от населенных пунктов, по возможности, съезжая с трассы, старайтесь чтобы вас никто не видел и разбивать лагерь, который будет не виден с дороги (то же касается и костра). Постарайтесь поставить себя на место подвыпивших гопников, которые уже который час сидят, мучаются от скуки, а тут какой-то не местный мимо них прочесал в ночную палатку, стоящую на темной стороне улицы, да еще на ходу доставая тугой кошелек. Ну какой гопник удержится от соблазна пощипать такого. Или приезжает ночью компания подвыпившей молодежи на реку, неподалеку от своей деревни, на место, которое они считают своим, чтобы покупаться, продолжить гуляние, а тут стоит какая-то палатка, ну сам бог велел доколупаться до них. Помните, что в основном люди сами находят на свою опу приключения.
В горах же, вдали от цивилизации люди дружелюбнее и гостеприимнее и чем дальше, тем больше.
Так что не бойтесь путешествовать, просто не забывайте про осторожность и старайтесь думать за тех парней.

P.S. Путешественник-водник Н. Иванов сказал:
До сих пор никто четко не может объяснить, что же такое время, почему оно одномерно и не имеет ни начала, ни конца. Однако с возрастом люди особенно остро чувствуют быстротекучесть этого драгоценного дара. А потому мой всем совет: старайтесь чаще путешествовать смолоду: ничто так не раздвигает временные границы, как новые впечатления.
Nissan Safari Y60 TD42 1991

Места очень красивые, этим летом проехал почти весь Алтай-супер! А увидев фото Тувы, загорелся смотаться туда, выезжаю в воскресенье 17.10.2010 с Новосибирска, отчет о поездке выложу обязательно на дром, еду один могу взять пассажира (или пассажирку) за дорогу ничего не попрошу. Кто со мной?

Улан-Удэ03rus
В Раше в любой деревне, в любом городе, в любом квартале этого города не любят чужаков (людей из другой деревни, другого города, другого квартала этого же города)! надо уметь вовремя замечать начало конфликта. А в Тыве есть на что посмотреть!
были SubaruLegacy, HondaStream, Odyssey, BMW-525i, ToyotaCamry, MB-ML320, MB-E320, сейчас BMW-320i

bator60,твоя фотка не из Тувы,это Ергаки,Красноярский край(по дороге в Туву),там тоже есть че посмотреть))

Жирков Юра
Евгений 444:
В Курске надо уметь определить источник опасности. в Кызыле с этим легче - опасность исходит от каждого встречного, точнее от каждой встречной толпы :)))
Так я и писал об этом))).

А чего там по ссылке? Страница не доступна.

Чен
Тува-это республика, входящая в территорию РФ, так-то если че!!! А отзыв ничего такой)

Чен, и каму ты америку открыл?

Тарбаганы еще обитают на плато Укок, Горный Алтай.

Алтайский край, Барнаул
Kharebas:
эх, жалка без уазега к таким красотам не пробраться :(
Тува проходиться на любом 4х4, с более менее высоким клиренсом. Я прошел Туву вдоль Монголии на Делики (сток). А на Уазе задолбаешься пыль глотать!
Лучше быть последним львом, чем быть первым шакалом.

Прожил в Туве 25 лет, с 1996 живу в Красноярском крае. Очень люблю Туву, хотя пришлось уехать из за выше сказанных национальных отношений. Почти каждый год выбираю возможность побывать на родине. Навестить мать и брата, которые остались в Кызыле. Езжу на на авто NISSAN AVENIR по дороге Красноярск - Абакан - Кызыл. Дорога проходит через заповедник "Ергаки". От села Шевелиг тайга резко переходит в тувинские степи - вид просто замечательный. Дорога спокойная. В Кызыле днем можно передвигаться везде и пешком и на авто. Ночью не рекамендую, т.к. местная молодежь может устроить вам неприятности. Хотя сейчас это достаточно редкие случаи. Нужно самому вести себя аккуратно, вежливо не искать себе на энное место приключений. Съездить в Туву и посмотреть на ее красоты не просто нужно , а обязательно нужно. Южнее Кызыла есть много озер: соленое Сватиково, Хадын, Чиготай, на самом юге Тере - Холь. На востоке Тувы озеро Азас и замечательная Тоджинская тайга, где любит отдыхать наш премьер Путин. В степях пасутся стада верблюдов и сарлаков, хотя их намного меньше чем в советские годы. Тувинцы в районах достаточно дружелюбные. Природа Тувы девственна в июне можно купаться в Енисее на фоне синих гор со снежными вершинами. Вода в реках очень чистая -можно пить. В верховьях Енисея - рай для рыбаков. Удачи всем, кто отправится в путешествие!

nik74
DelЯ:
Я прошел Туву вдоль Монголии на Делики (сток).
А что такое сток?
Читал интервью Путина в которой он сказал, что он бывал во многих местах, но такой мощной природы как в Туве нигде не видел. Так, что приезжайте и смотрите

Fox1403
Alexdoce:
Сделали. Особо отчаянные даже на ПРИОРЕ доехали.

Раз в два года бываю в Туве. Всегда все спокойно, а нарваться можно в любой точке России. Фотки в Кызыле и по дороги в Туран.

Sergeika Grigorow
ProBLaDe:
Народ!) Давайте все по очереди поедем в туву, кто еще там не был и тоже сделаем фото "Тувинских зверьков", а потом тоже на DROM выложим и оборжемся!) просто 3-ий раз уже их выкладывают разные люди))
NSK 1:
А почему нельзя на звёзды любоваться то около Кызыла? Места конечно красивые но фотки маловаты-на рабочий стол не поставишь=( и интересно,с чем связано такое количество голосовавших за единоросов? а неадекватов везде хватает=(пистолет поможет решить вопрос с такими товарищами)))
Пистолет не поможет, у тувинцев очень развито чувство взаимовыручки, одного застрелишь а вырежут ночью и тебя и всех кто с тобой рядом.

Sergeika Grigorow
Филиппов Олег:
Полностью согласен! А ещё на западе есть очень сильный Аржаан-Шивилиг. лечит много заболеваний (сердечные, костные, хандрозы и мн. др.), дорога правда не очень но... Съездить стоит того.

они там машины убивают просто..к нам в сервис 2/3 авто из этого региона приходят в весьма печальном виде..

Мы проходили маршрут Алтай-Тыва в сентябре - это самое просто время (в плане бездорожья). Шли северным путем. Хиндиктиль-Холь - это очень... очень красиво!

фотографий мало

Всем привет :) ! Я сам родом от туда ;) . . . Криминал он был и будет всегда, и во всех регионах нашей страны, не только в Туве ! То что говорят про межнациональность - она осталась с конца 90х годов, когда был бунт против русских по всей республике ( поджоги домов, убийства и т.п.) . Межнациональность осталась, только это не так жестко проявляется как в то время. С того времени стало меньше людей которые неприязно относятся к русским. В 90х мои родители также как и все остальные хотели ехать дальше от этого "бунта" . НО пережили всё нормально. Расскажу вам краткую автобиографию, если кому интересно почитать :) . Я не писатель, так что не судите строго. Сам жил и живу не в городе Кызыле, в деревне (районном центре). Жил рядом с природой, рукой подать до тайги. Отец охотник и рыбак, приучил меня к этому промыслу, азарту. Летом и зимой по надобности ходили в тайгу. Делали многокилометровые походы до избушки. После того как закончил школу, поехал учится в Новосиб. По сей день живу в этом красивом городе. Стараюсь ездить в свою маленькую "РОДИНУ" каждый год. Многие мои земляки говорят, что там делать нечего в этой глуши . . . Я наверно никогда не отвыкну от этих родных и красивых мне мест. На счет местного люда, я согласен, по синьке их сильно накрывает и перекрывает :) . Иногда смешно :) , а иногда не до смеха, в зависимости от ситуации :( . У меня много соседей-тувинцев, с которыми я в отличных отношениях. Много знакомых, друзей тувинцев с которыми я общался и до сих пор общаюсь. Тувинцы, а не "тывинцы" как многие приезжие называют их. Они очень просты в общении и открыты. Всегда помогут если нужна помощь. В нашем районе много красивых мест : несомненно этой необъятная и величавая тайга, чистые озера. Соленные, лечебные озера : Хадын, Сватиково; пресное озеро Чагытай : летом можно порыбачить ( пеледь, щука, корюшка и т.д. ) на спининг, зимой на удочку. Чистая и прозрачная река Дурген, в которой когда-то водилось много хариуса, и которую выловили местные "олени" сетями . . . Ежегодно можно охотиться, если есть бумага на отстрел дичи. Есть лечебный источник на который приезжают много местного народу, чтобы полечиться, отдохнуть на природе. Многие летом ежегодно приезжают из Новосибирска, из Кемерова, Из Красноярского края и из самого Красноярска. Даже приезжают иностранцы, который живут за несколько тысяч километров от Республики Тыва. Вобщем я советую посетить Туву, не только наш район,а всю разнообразную и красивую Туву :) . Вот сайты групп вконтакте, которые я Вам советую посетить : http://vkontakte.ru/club4009761 , http://vkontakte.ru/club4455408 , http://vkontakte.ru/club2018174.
Вот ещё фотки

Снова фотки

Они же ;)

Ещё

Опять :) .

Последнее

Клубника
Здравствуйте.Да Тыва очень красивая республика и жители этой республики гордые люди!В Тыве жители очень дружелюбные и могут всегда помочь,а про пьяных везде в России такие люди есть.Кто истенно любит Тыву могут приезжать, а кто просто так не любит жителей этой прекрасной республики лучше не приезжать!Я прочитала все каментарии и только несколько людей искренно написали про Тыву и я им говорю спасибо и молодцы!Приезжайте.Добро пожаловать в Тыву=)

фотки

фотки 2

фотки 3

Alfred 747
М-да,Клубника пишет- жители этой республики - гордый народ...,кто Туву любит- приезжайте!, А кто не любит НЕ приезжайте! Вот и всё гостепреимство....
Мугур-Аксы
Небольшая просьба: покупайте что-нибудь в магазинах села Мугур-Аксы, пользуйтесь услугами гостиницы там же. Этим вы немало поспособствуете оживлению экономики села, и как следствие, развитию сервисов! Это нужно вам, туристам, в первую очередь! Разумеется, и местное население что-то поимеет, но в первую очередь, вы, туристы, получите выгоду! И не надо делать из нас неких пугал, все мы люди. Сами будьте людьми, и относиться будут к вам соответственно. Представьте, приятно же после трудной, пыльной дороги приехать в гостиницу, принять душ и лечь в свежую постель? И всё это - среди высоких гор, впереди такая же длинная дорога. Конечно, сейчас нет в Мугур-Аксы душа, но если вы будете спрашивать, как можно плотнее учавствовать в жизни села, то с течением времени появится и душ, и напитки, и всё остальное. Ведь спрос рождает предложение! Что касается пяных жителей, то найдите, наладьте контакты с каким-нибудь местным жителем, чтоб он "гасил" конфликты, объяснялся с населением. Потом с его контактами можно делиться с другими туристами. В селе имеет место быть безработица, думаю, такой желающий подзаработать легко отыщется! Тут разговор нужен, инициатива, под лежачий камень, как говорится. Или с каким-нибудь чиновником, если хотите чтоб все было чинно. Если что, здание администрации находится на северной стороне села, у реки. Белое 2-этажное здание. Местный Белый Дом, так сказать. Странно, что нет у туристов фотографий этого здания, одного из 2-х 2-х этажных зданий в селе. Какое второе 2-х этажное здание, не скажу, сами узнаете :))).

Kyzyl
fraggle:
Был в Хакасии в этом году, местных спрашивал насчет Тувы и насчет поехать посмотреть Кызыл - отговаривали как могли. Говорят, крепостное право там, криминал и все такое. Мужика-туриста убили как раз там в то время, жена с детьми еле убежала :( Вот и здесь отголоски этого - "не любоваться звездным небом над Кызылом, не вступать в беседы с выпившим местным населением". Жаль, что так бывает - из-за каких-то асоциальных уродов портится имидж очень красивых, как я понимаю, мест...
Ездил в прошлом году по маршруту Кызыл-Абакан-Красноярск-Кызыл наблюдал большое количество русских неадекватов, но я ведь не обсираю всю Хакасию, Красноярский край на форумах. Думаю, что пишут негативные отзывы и комменты о Туве, слабые неуверенные в себе лохи, которые пытаются таким образом самоутвердиться, не могут жить без мелкого злобного гадства, не могут сказать в лицо, а шепчутся за глаза и мелко злорадствуют - таких нигде в мире не любят. А Тува - рай на Земле. Могу помочь с отдыхом в Туве адекватным Человекам любой национальности. Контакт: saaf@ http://list.ru
"Только тот, кто делает, чему то научится" Брюс Ли

Kyzyl
Сейчас уж, конечно, нечасто услышишь об этом, но иногда, далеко в верховьях Бий-Хема, там где уже 300 лет живут староверы, нет-нет, да решит иной старец разогнать кровь в своих жилах. Берет он тогда коня своего, Самого лучшего своего скакуна! И ведет его в чистое поле, и привызывает его к коновязи посередь густого и сочного луга. А вокруг вдалеке нависает Саян островерхий, великий, и своими седыми главами он как-будто тихонько качает, а глаза его, студены озера, рябью, как усмешкой сверкают, видит он приготовленья старовера, знает, что удумал озорник седовласый. А последний, коня оставив, залегает в засаде рядом и ждет. Ждет тувинца, ждет сына степей, сына гор, с кем рядом живет уж три века. Знает он соседей своих как родную тайгу, знает слабости их и повадки. Тувинцы - народ кочевой, От природы они скотоводы. Конь с маралом их главное бремя, Их кормильцы и страсть. Страсть такая, что не может тувинец Не пытаться коня похитить, иль даже все стадо чужое, Если есть хоть какая возможность Перегнать скот в другую долину, Скрыть от глаз пастухов соседских. И вот проходит час, и другой потом, и ближе к закату, когда солнце уж клонит главу золотую за крутые перевалы Саяна, окрасив облаков перину в розового все оттенки, подходит, наконец, тут добыча. Тувинец идет, пригнувшись, крадучись мягко ступает, ковер из цветущих жарков Он лишь слегка приминает. Но гложет страх его мысли, Страх холодит его жилы. Потому что он знает - Ждет его картечь на медведя, что лежит седой охотник в засаде, и что тверды его руки как сталь, а око все так же зорко, как и полвека и больше назад. Но не может ничего поделать тувинец, когда видит он коня удалого. ВОт подходит он к коновязи, и кровь его черная стучит в висках глухо, и выпрыгивает из груди его подлое сердце. Еще 10, еще 5 шагов до цели, а там дело сделано! Ведь стоит слиться с конем, и не посмеет выстрелить тот, кто в засаде. Побоится попасть в скакуна своего родного. А может и нет никого вокруг? Может, его страхи напрасны? И лишь молодой пастушок дремлет неподалеку? И не ждет от проезжих никакого подвоха? Но холоден разум шутника-старовера, уверен он в своем верном ружье. Подпускает он добычу поближе, и одним выстрелом кладет ее наземь. Лишь вспышку в траве высокой успел отметить быстрый взгляд конокрада, а дальше боль вошла в его тело, и следом ночь опустилась густая, вечная, как хребты Саяна, холодная, как воды Бий-Хема. Скрылось тут солнце за горы, И туман опустился в долину, Сделал вид, что не видел расправы, Отвернулся владыко Саянский, Лишь шумят на ветру его кедры, Да журчат водопады и реки. А довольный старик поднялся, Потянулся довольный, гордый, Вынул нож свой огромный и острый, И на прикладе поставил отметку. Взял коня, сел в седло, поскакал... Ждет с ужином дома семья, ждет рассказа его об охоте. А тувинец остался, лежит на лугу, Завтра будет он найден родными, И тихо, без шума зарыт прям в тайге. Потому что убит он за дело, За чужого коня и за кражу. Это знают родные его, знают брата своего, конокрада. И живут они здесь по законам тайги, И по ним же они умирают!
"Только тот, кто делает, чему то научится" Брюс Ли

За Байкалом
некоторые комменты, конечно, так скажем - "достают!" Фрагг л https://forums.drom.ru/member.p... с администрации Дрома, как мне кажется, к сожалению, тоже подвержен вере в "пукания" ссыкаторов, провокаторов и трусов. А все из-за того, что в Туве когда-то поднимался национальный вопрос...Да он был и сейчас есть. А разве русские не борятся за свое самосознание, сохранение веры и языка??? Туристов в Туве убивают...*** рассмешили! Вон, в Забайкалье убивают мототуристов, а нет на форумах дрома ажиотажа! А почему? Боюсь предположить, что убийцы русские...И не интересно обсуждать поведение местного быдла, убившего туриста, потому что он русский!!! Устал я доказывать, что Тува такая же часть России как и другие субъекты, и что причины любых негативных последствий есть следствие собственных поступков. В данном случае я имею в виду туристов, забывающих меры осторожности, меры допустимости поведения в незнакомых местах с незнакомыми людьми и т.д и т.п. Кто будет виноватым если по твоим ногам проедет колеса машины? Машина??? водитель, который управляет этой машиной??? НЕТ!!! ВИНОВАТ ТЫ САМ! НЕ СТОЙ НА ДОРОГЕ, ГДЕ ЕЗДЯТ МАШИНЫ! Грубое сравнение, но как-то так))) Вообщем, приезжайте в Туву, отдыхайте, путешествуйте и не забывайте про элементарные меры безопасности!) Быдла везде хватает...мы боремся с такими, как и везде по России...
рожденный в СССР
Мой отзыв: Toyota Town Ace Noah 2000

Хороший рассказ.

Кызыл
Magadanec:
Тува это сказка! природа супер! я живу с рождения! и не собираюсь ёё покидать! по нац. русская!

Кызыл
Saaf:
Ездил в прошлом году по маршруту Кызыл-Абакан-Красноярск-Кызыл наблюдал большое количество русских неадекватов, но я ведь не обсираю всю Хакасию, Красноярский край на форумах. Думаю, что пишут негативные отзывы и комменты о Туве, слабые неуверенные в себе лохи, которые пытаются таким образом самоутвердиться, не могут жить без мелкого злобного гадства, не могут сказать в лицо, а шепчутся за глаза и мелко злорадствуют - таких нигде в мире не любят. А Тува - рай на Земле. Могу помочь с отдыхом в Туве адекватным Человекам любой национальности. Контакт: saaf@list.ru
В Туве здорово приезжайте!