|
Много чего еще в наших краях иркутских, приангарских, прибайкальских не видели, много где еще предстоит побывать, но… давненько была мысль посмотреть на Саяно-Шушенскую гидроэлектростанцию. И вот когда в неформальном «клубе путешественников» в октябре 2020 года возник вопрос, куда поехать на ноябрьские праздники, я озвучил эту идею. Но не тут-то было. Идея должна обрасти подробностями. Стало понятно, что на такую поездку надо не меньше 4 дней, ну а чтобы «два раза не вставать», надо и другие достопримечательности по пути посетить, а может, и еще дальше заехать. Отпуск надо планировать заранее, делать пропуска в приграничные районы (ведь маршрут удли́нился, уши́рился, углу́бился :) ). И решено было не торопиться, а поехать весной 2021 года. 28 декабря 2020 кинул клич в группу:
Внимание! Внимание! Устали от разговоров о БАМе? Боитесь холодов? Тында не ваше всё? Надоела Бурятия и Забайкальский край? У нас есть альтернатива! Впрочем, энтузиасты могут успеть и туда, и сюда. Итак! Планируется поездка в Красноярский край, Хакасию и Тыву. Время поездки: 3-11 апреля включительно. Маршрут поездки: Иркутск — Канск — пересечение Восточного Саяна по дороге «Саяны» — город Саяногорск — «Саянское кольцо» — город Ак-Довурак — город Кызыл и окрестности — Абакан — Саяно-Шушенская ГЭС — село Шушенское — Хакасия — Красноярск — Закрытое территориальное образование город Железногорск — Тайшет — Иркутск. Протяжённость маршрута — минимум 4100 километров. Достопримечательности и интересные места: Восточный Саян (его самая западная часть), река Мана, река Енисей, западная и центральная часть Тувы, Кызыл, центр Азии, пересечение на машине хребта Ергаки по федеральной трассе Р-257, Саяно-Шушенская ГЭС, село Шушенское (место ссылки Ленина), город Абакан, центральная часть Хакасии, Красноярская ГЭС, ЗАТО Железногорск (туда так просто не попасть, но, может, получится сделать пропуск). Передвижения преимущественно на автомобиле, возможно, будут короткие пешие походы. Проживание планируется в гостиницах и квартирах, питание в них же и общепите на трассе. Передвижение в машине планируется в спокойном темпе, без гонок, с остановками на фотографирование.
Ближе к делу стало ясно, что поедут два экипажа на УАЗах Патриотах. Наш: я, моя жена Ангелина и мой товарищ Иннокентий. Второй: Александр, его сын Сережа 12 лет, товарищи Оксана и Денис.
А недели за две до поездки нам удалось взять еще два выходных дня 1-2 апреля. Поэтому наш экипаж «слегка» изменил маршрут. Добавили посещение Братской, Усть-Илимской и Богучанской ГЭС. И назвали все это «ГЭС-тур».
Итак. Машина готова, вещи собраны, дети отданы на попечение бабушке и дедушке. Поехали!
01.04.2021
Сегодня по плану осмотр Братской и Усть-Илимской ГЭС. Из Иркутска выехали в 7:40. Легко по сухой федеральной трассе доехали до Тулуна. На полях по сторонам, конечно, еще во многих местах лежал снег. В Братск добрались в 14 часов, пообедали в столовой «Съем слона» и поехали на смотровую площадку ГЭС. После нашей Иркутской, конечно, впечатляет масштабом.
Так получилось, что незадолго до поездки я прочитал повесть А.И. Мошковского «Скала и люди» 1957 года о бригаде, работавшей на месте стройки будущей гидроэлектростанции. В тяжелейших условиях сильных морозов и ветров люди взрывали скалу и расчищали берег для того, чтобы плотина надежно вцепилась в него. Поэтому особо интересно было на месте посмотреть на эти скалистые берега. Огромная была сделана работа!
Немного фото и дальше. Дорога незнакомая, хотелось засветло приехать в Усть-Илимск. Местами был раздолбанный асфальт, местами хороший, немного отличный, а кое-где уложенные ровно бетонные плиты. Ангелина пересела на задний диван, где было очень удобно дремать, когда клонило в сон. Так было и дальше всю поездку, какие бы дороги ни были. Кстати, и я за рулем чувствовал себя вполне комфортно. И чего это некоторым Патриот не угодил для дальних поездок?
И попутных, и встречных машин очень мало, никто не мешает. Вокруг заснеженный лес и лишь асфальт дороги частично сухой, частично во льду и накате.
Времена первопроходцев и тех грандиозных строек давно прошли, а теперь мы смотрели карты на смартфоне. Технически этим занимался Кеша, картограф по образованию. И, как выяснилось по итогам всей поездки, к Усть-Илимской ГЭС со стороны нижнего бьефа мы смогли подъехать ближе, чем к остальным ГЭС.
Ночевали на съемной квартире. Город посмотрели немного только вечером и утром. Мне он показался вполне уютным и красивым, чего не могу сказать о Братске. Потом уже после поездки смотрел документальный фильм о БратскГЭССтрое и из него узнал, что при проектировании Усть-Илимска были учтены ошибки Братска.
Похоже, стела на въезде в город ни разу не ремонтировалась со времен установки…
02.04.2021
Сегодня часть дороги ехали в обратном направлении из Усть-Илимска, около 180 км, а потом свернули на дорогу до Кодинска Красноярского края. Это город строителей Богучанской ГЭС на Ангаре. Были места, где ехали 40 км/ч, из-за состояния дороги. Представили, что будет там твориться, когда дорога станет активно таять. В основном в этих краях еще или зима, или ранняя весна.
Вчерашняя плоховатая асфальтированная дорога в Усть-Илимск, в сравнении, вполне сносная. В основном здесь бетонные плиты, кое-где они вполне ровно лежат и за счет снега вообще гладко проезжаются, но кое-где их, видимо, и не было, ямы большие, гребенка, еще гребенка от снежного наката добавляется. Зато машин очень мало. В основном лесовозы. За первые 100 км попались навстречу штук 30 и легковых штук 7, а попутной ни одной машины!
Но потом, когда проехали 150 км, стали попутные попадаться. Мобильной связи, конечно, нигде нет. В Кодинске как-то депрессивно в сравнении с Усть-Илимском, хотя дома 5 и 9 этажей были когда-то раскрашены, не просто серые панельные.
Гидростанция здесь за 3 рядами забора. Большегрузы, а это в основном лесовозы, пускают в проезд по плотине только по очереди. Перед въездом военизированная охрана их проверяет, в том числе с просмотром днища зеркальцами.
Ближе не подберешься.
И к грунтовой части плотины тоже.
Ночевали на съемной квартире в девятиэтажном доме. Утром, когда выносили мусор, были удивлены, что мусорных контейнеров нет, а мусор скидывают прямо на пол в помещение у входа в подъезд, куда, по идее, должен сбрасываться мусор из мусоропровода.
03.04.2021
Едем в Богучаны. Дорога гравийная, часто с гребенкой и снежным накатом. Лесовозы здесь едут с цепями на колесах.
По ходу движения узнали в интернете о старинной деревне, в которую можно заехать по пути. Сворачиваем на Невонку, дорога становится узкой с большими уклонами. Несколько километров — и мы доезжаем до расположенного на берегу Ангары леспромхоза, там направо — и вскоре попадаем в деревушку Гольтявино, основанную в 1735 году. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в поселке проживало 47 человек. А когда-то здесь была и почта, и магазин, и клуб.
Здесь сохранились дома и хозяйственные постройки XVIII века. Все в обветшалом состоянии, но видно, что изначально сделано было очень добротно. Нравятся мне вот такие старые и заброшенные объекты. Правильно жители Невонки просят районные власти организовать здесь музей под открытым небом. Хотя с такой удаленностью от крупных городов и такими дорогами много туристов тут не будет. Однако мы заметили в Гольтявино 4-5 жилых дворов, улицы очищены от снега, а на въезде есть автобусная остановка.
А вот Невонка — живой и довольно большой поселок, в нем функционируют школа, детский сад, больница, библиотека, клуб, детская школа искусств. Ангара здесь не замерзает после плотины Богучанской ГЭС, и местные жители круглый год занимаются рыбалкой.
При выезде на трассу Канск—Богучаны увидели вот такой знак. Признаться, впервые.
Богучаны — районный центр, большое село, но, кажется, даже летом при зелени оно будет серым и неуютным. На окраине здесь есть район геофизиков, стоит большой радиотелескоп.
У нас была еще одна цель на сегодня — проехать по самому нижнему по течению Ангары мосту, который был открыт в 2011 году в районе поселка Приангарский. Река здесь в ширину около 2 километров. Устои моста построены с таким расчетом, чтобы его достаточно быстро можно было превратить из автомобильного в совмещенный автомобильно-железнодорожный. Но при этом ни автодорогу, ни тем более железную дорогу на правый берег Ангары проектировать еще даже не начинали.
Мы думали, что вчерашняя дорога Братск—Кодинск плохая... но мы ошибались. По крайней мере пока она замерзшая, то значительно лучше сегодняшней Богучаны—Абан—Канск. Сначала, как поехали с Богучан в сторону Канска, был асфальт, потом появились небольшие, как будто аварийные, участки, а потом пошли длинные гравийные участки, на которых и не было никогда асфальта. Глина раскисла, ехать за лесовозами ужас как грязно, да и от встречных получать заряды чачи — то еще удовольствие. Скорость в основном 60-70 км/ч. Кое-где еще снежный накат, тоже вперемешку с грязью. Потом вдруг попадаются участки нормального асфальта, а потом опять раздолбанная гравийка. Тут нам вспомнилась дорога в Баргузинской долине. По пути принимался снежок, но таял сразу. Ну а Канск... мы в нем уже пятый раз, и ничего не меняется. Это вообще самый ужасный по восприятию город, который мы видели. Погода опять усугубила впечатления — серо, хмуро. На одном из зданий на стене увидели большую надпись «Хоть на стену лезь», теперь мы эти слова будем вспоминать, стопроцентная ассоциация с этим городом. Фото летнее с просторов интернета:
А дальше выехали на федеральную трассу Владивосток—Москва... Фур полно — и встречные, и попутные. Мы уже привыкли за 2 дня к пустым и полупустым дорогам. С неба продолжало моросить, и грязная водяная пыль за грузовиками усиливала контрастные ощущения — стресс под конец дня. Ночевали в городе угольщиков Бородино. Здесь самый большой в России угольный разрез. Тут при заселении в квартиру нас не просили не курить и не безобразничать — видимо, привыкли к командировочным шахтерам :)
04.04.2021
В Бородине, как проснулись, увидали за окном слабый моросящий снежок. Хмурое, в общем, утро. Ну, для нас это не проблема. Поели, собрались и поехали на встречу с товарищами. В этот день путешествие продолжилось на трех машинах. Денис гнал до Абакана Хонду Степвагон на продажу.
Наш экипаж главный в поездке, нехорошо опаздывать, но мы впритык успели к назначенному времени. Заранее в клубе мы предупреждали, что в поездку берутся только внедорожники, но мы знаем, по каким дебрям ездил на своем микрике Денис, и поэтому не переживали особо, жалко только покупателя машины. Пять минут на знакомство тех, кто еще не знал друг друга, фото, договоренности по маршруту и порядку езды. Поехали.
Мы не ищем легких путей, поэтому путь до Выезжего Лога проходил по нестандартному маршруту. Ехали через Уяр, Вершино-Рыбное, Аргазу, Кой и Мину. Был и асфальт, и чистая гравийка, и грунтовка заснеженная, но растаявшая частично и оттого с большим количеством воды в лужах, и обледенелая узкая грунтовка. Но везде дорога наезженная и застревать не приходилось. Виды открывались красивые на горы и реку Ману в ущелье. Большая часть дороги на этом участке проходит вдоль реки — между ней и железной дорогой (Абакан—Тайшет). Сейчас там идет строительство второго пути, под него делается насыпь, а заодно и для автомобильной дороги.
Вид с Аргазинского перевала, под ним железная дорога идет в тоннеле (Манский):
Остановка у протоки Маны:
На обед остановились в Выезжем Логе у памятного места. Здесь снимался фильм «Хозяин тайги».
Через реку Крол недавно построен второй ж/д мост, сейчас идут работы по береговым укреплениям.
Новый и старый мосты снизу:
В деревне Щетинкино снега много:
А на Джебском перевале еще больше:
У слияния рек Малой и Большой Джеби мы свернули налево вдоль Большой на неприметную дорогу «путейцев», обслуживающих железную дорогу. Состояние дороги было такое, что мы сомневались, удастся ли проехать, а если нет, то получится ли развернуться на узкой колее. Степвагона оставили на полпути и рискнули дальше. Не зря, через 4 километра добрались до знаменитого «Чертова моста». Козинский виадук, построенный в 1964 году, был недавно реконструирован из однопутного в двупутный, с заменой пролетов с железобетонных на металлические, более легкие и прочные.
Красивое сооружение. Ближе не подобраться, охраняется как стратегический объект, как тоннель.
Железорудное месторождение в Большой Ирбе:
Так постепенно добрались до Минусинской котловины. Степь, снега здесь совсем нет, в деревнях люди ездят на велосипедах. Абакан с широкими проспектами встретил нас отсутствием пробок. Здесь наш экипаж ночевал в гостях у Елены по системе каучсёрфинга (https://ru.wikipedia.org/wiki/CouchSurfing), в которой участвует Иннокентий. Есть некая неизвестность, в каких именно условиях будешь ночевать, но зато имеется возможность пообщаться с местным человеком о его крае и рассказать о своем. Спасибо Елене за наводку для осмотра Саяно-Шушенской ГЭС не с самой обычной точки. Но это было на следующий день.
05.04.2021
Из Абакана проехали до Саяногорска и потом дальше вверх по течению Енисея по левому берегу в ущелье. Красивые виды: скалы — справа, вода — слева, петляющая дорога.
Здесь на пути Майнская ГЭС. По размеру она самая маленькая из увиденных за эту поездку, но зато здесь был виден водосброс. Майнская ГЭС в своем водохранилище сглаживает колебания уровня воды в Енисее, возникающие при смене режимов работы мощной Саяно-Шушенской гидроэлектростанции. На Майнском водохранилище вблизи ГЭС организовано форелевое хозяйство.
На трейлере привезены большие лопатки гидротурбины:
По плотине можно переехать на правый берег и даже заехать под большую опору ЛЭП:
Удачный погожий день выдался:
И вот наконец добрались до одной из наиболее знаковых точек нашего путешествия — Саяно-Шушенской гидроэлектростанции. Пересекли Енисей по бывшему ж/д мосту, который справа на фото:
И пешком отправились на соседний мост, с которого открывается вот такой вид:
Там же на правом берегу — водосбросная система, построенная недавно, после аварии 2009 года:
Еще проехали вверх по речке Таловке до визит-центра национального парка «Шушенский бор», набрали ключевой воды. Отсюда начинаются несколько пешеходных маршрутов, зимой есть лыжня. Красивое интересное место, но мы не предполагали его для посещения, да и не располагали временем. Зато после мы отправились на левый берег и заехали в горный распадок по лесной дороге в одну колею по снегу. На ручье есть пара каких-то турбаз и дач, а мы еще дальше, под ЛЭП заехали, там параллельно проходят 4 линии по 500 киловольт каждая. Здесь у ручья оставили машины и направились пешком вверх по склону горы под ЛЭП по дороге для ее обслуживания. Следов много было, туристы захаживают. Температура 14 градусов, а под ногами снег.
Вот такая смотровая лавочка здесь есть:
Вид шикарный!
А это от опоры ЛЭП на хребте:
Поднимались минут 40, а обратно — минут 15. Нам и с временем приезда повезло — снег на тропе еще не растаял и не было грязной чачи. Перекусили слегка и поехали вниз на официальную смотровую площадку — надо же такой знаменитый объект со всех сторон осмотреть.
К сожалению, подкрепиться в столовой в г. Черемушки не получилось, уже закрылась. Но немного посмотрели на городок гидростроителей:
Заехали в Саяногорск, там пообедали в пиццерии и рванули в направлении Абазы, а по пути заглянули в музей под открытым небом. Там находится каменное изваяние матери всех матерей хакасского народа — Хуртуях Тас. Этот камень из музея в 2003 году вернули на место (от дороги метров 40), построили стеклянную юрту и еще рядом поставили настоящую юрту 1896 года постройки, деревянную восьмиугольную. Хакасы жили оседло и строили такие юрты, а войлочные использовали только для выезда на летние пастбища. Там послушали экскурсию минут на 25.
В той долине на протяжении 34 километров встречаются курганы захоронений 2,5 тысячи лет давности. Обычно они обозначались по четырем сторонам света большими плоскими камнями. Кое-где осталось по одному, кое-где стоят все 4.
На этом сегодняшние достопримечательности закончились, и в 19:45 мы приехали в Абазу. За 25 км до нее началась горная дорога, местами типа нашего бывшего «тещиного языка» по Култукскому тракту и еще круче по уклону, но, конечно, движение никакое в сравнении с федеральной трассой Иркутск—Чита. Здесь мы заночевали на турбазе. Отдельный дом под нас, хотя есть еще места, удобно. А завтра нас ждет серьезный горный перевал и Тыва.
06.04.2021
В 7:40 выехали из Абазы в направлении Ак-Довурака. В поселке впервые увидели капремонт деревянных двухэтажек, которые отделывают не убожеским сайдингом, а новой натуральной доской.
Отвалы отработанной железной руды в Абазе.
Большая часть дороги из 180 километров проходит по горам с преодолением перевала в 2200 м над уровнем моря. Наша дорога Иркутск—Байкальск — это ерунда в сравнении с теми серпантинами, что сегодня были у нас. Но здесь большой плюс — нет не только фур, но и вообще ходит очень мало транспорта. Наша машина ехала первой, компаньоны на втором УАЗе — за нами. За зиму на асфальтированной дороге скопилось так много подсыпки, что местами она выглядит как гравийка. Солнце уже высушило это покрытие, и местами за нами клубилась порядочная пылища.
В некоторых местах, чтобы сильно не обводить по горам дорогу, строители пускали ее прямо сквозь тонкий хребет, который разрезали вот так, а заодно и ЛЭП здесь провели.
Останавливались сегодня часто. То на подъеме на серпантине откроется красивый вид, то на перевале каком-то, то у реки.
В деревушке Кубайка нет электричества, но расположена она в живописном месте.
Проехав примерно 120 км, свернули на турбазу «Снежный барс». Это комплекс домиков, от него много маршрутов, но в основном летних. Пообщались с управляющим, похоже сейчас это ему в радость, ведь народу нет, бывает только на выходные. Конечно, от нас специально так далеко сюда не поедешь, а вот для относительно близких жителей — интересный вариант отдыха в глухих красивых местах.
Вот такие глэмпинги сейчас там строят, говорят, и зимой можно будет жить.
Кстати, управляющий сказал, что вблизи турбазы и сейчас он встречает следы барса и манула.
Конечно, нам очень повезло с погодой. Солнце, снежные горы — это суперсочетание!
Хакасия осталась позади, а мы на Саянском перевале («Сотый перевал», до Ак-Довурака около 100 км).
Спустились с перевала и встали на посту ДПС. Перегорожено полностью. Вышел заспанный тувинец-полицейский, спросил откуда-куда, проверил документы, взглянул в багажник на груз и пропустил. Пейзажи пошли уже бурятско-монгольские, снег встречается только в складках на горах, его и так зимой тут мало, а сейчас уже растаял и выдуло.
Начали попадаться оборудованные святые места. В Хакасии таких была только парочка.
Потом гористо-скалистые места постепенно перешли в степь, и в итоге мы приехали в Ак-Довурак, самый криминальный город России, но ничего такого, конечно, средь бела дня да в будний день мы не обнаружили. Зато поели в хорошей столовой, там как раз обеденное время заканчивалось, мы были в конце очереди, а в зале много народу. Потом прокатились по городу пофотать. Еще были возле цементного завода. Он уже не работает давно, а сейчас даже разламывают одно из зданий.
Типичный окраинный Ак-Довурак.
И в подъезде такого дома ребята побывали. Мы на всякий случай стояли под парами, не глушили моторы.
Дальше нас ждал приграничный поселок Хандагайты. По пути еще заезжали на источник.
В переводе с монгольского Хандагайты — лосиное место. Ночевка здесь была в гостевом доме. Хозяйка — научный работник, ботаник, которая ездила с экспедициями и по Бурятии и по Монголии и, конечно, по Тыве. Еще она работала в музее 31 год, сейчас на пенсии. Решила заняться гостевым домом, говорит, не развито это дело здесь совсем. Часа полтора беседовали с ней. Интересно. И про местность, и про народ, и про разные обычаи. Спали на втором этаже вшестером в одном помещении, но все уютно. Отопление устроено угольным котлом.
07.04.2021
Вот так встретили рассвет.
Выехали из поселка Хандагайты в 7:40 (кто бы мог подумать… но это весьма кошерное время 😊). Гравийная дорога скоро стала петлять и подниматься в гору. Вообще, равнинная местность у подножия этих гор называется Убсунурская котловина, по названию озера Убсу-Нур. Оно почти целиком находится на монгольской территории, и лишь небольшой кусочек — на нашей. Так вот, при подъеме по дороге в горы иногда вдалеке виднелось озеро. Сотовая связь стала приниматься то наша, то монгольская, а в основном не было никакой. А дорога все выше, все чаще стали попадаться обледенелые и заснеженные участки, в некоторых местах снега было наметено полметра и более, хотя бульдозер и расталкивал его по сторонам. Хорошо, что мы ехали утром, когда еще все замерзшее. Кое-где скреблись на первой передаче.
В итоге дорога вышла на перевал около 2400 метров над уровнем моря.
Кое-где граница так близко, что мы не удержались от соблазна остановиться и дойти до нее пешком.
Вон там столбики на заднем плане.
По совету хозяйки гостевого дома в Хандагайтах мы хотели побывать на бывшем соляном карьере. Для этого надо было взять ключ от шлагбаума на пограничной заставе, которая стоит как раз на перекрестке основной дороги и дороги на карьер. Приехали, рассказали дежурному по заставе о своих туристических целях и о том, что Лаида Кара-ооловна Монгуш созванивалась с Эресом Эрес-Ооловичем, главой администрации муниципалитета. Но оказалось, что ключ от шлагбаума у отряда, который отправился в те края, будет только через час. Мы не стали дожидаться. В итоге у нас проверили документы и все (если сами не заехали бы на заставу, то и не потребовалась бы проверка). Но дежурный упомянул про водопад, и что мы якобы не сможем до него найти дорогу из ближайшего села. Но мы поехали дальше и почти сразу на дороге подобрали попутчицу, женщину, шедшую из соседнего села пешком по дороге. Она подсказала, что дорогу можно узнать в администрации и показала этот дом. Там и почта, и администрация, все сразу. Зашли, там сидели женщина и мужчина, мы поздоровались, спросили, что нужно. Мужчина нам рассказал, хотя понимать было сложновато, так как русское произношение у него страдает. В общем, поехали через село, оно небольшое, но там есть детсад и школа. Ребятишек много, мы удивились этому — в сравнении с размером села их реально много. Выехали на окраину и поехали вдоль оврага, а точнее рукотворного арыка, прорытого давным-давно.
Кое-где слабенькая дорога, накатанная просто по лугам, терялась, и мы ехали по направлению, дальше опять попадали на колею. Почва сплошь каменистая. Естественно, что сельское хозяйство существует здесь в виде скотоводства. В основном, бараны и коровы, но есть и лошади. Так постепенно мы приехали к сужению долины меж двух гор и стали углубляться вдоль реки в ущелье.
В одном месте просто переезжали по широкому каменистому руслу водотока. Года 2 назад здесь бурлили потоки воды — повалены тополя и наворочено много валунов. Однако была слегка накатанная колея и мы проехали.
Потом нам показалось, что мы не сможем найти ориентиры, чтобы узреть водопад, и хотели вернуться, но решили еще немного проехать, и не зря. Увидели еще один летник (стоянка скотоводов), там, конечно, еще никого не было.
И наконец добрались до водопада. Место в целом красивое и время обеденное. В общем, мы воспользовались ситуацией и подкрепились. Пригодилась новая газовая плитка — хоть и ветер был, но она быстро разогревала еду в сковороде, огонь в керамических порах не затухал.
Вот такой еще полузамерзший водопад.
Чтобы заехать сюда с основной дороги и вернуться обратно, мы потратили 2 часа, а еще обед. Так что было решено двигаться дальше без лишних остановок. Вернулись на гравийку, и снова пошла нескончаемая мелкая стряска по «стиральной доске». Скорость 60-70 км/ч, иногда более-менее гладко и до 80 км/ч. Так мы снова поднялись немного в горы и с одного из поворотов открылся вид на Убсу-Нур. Кстати, это крупнейшее по площади озеро Монголии. От гор дорога потом отошла и стала проходить по степи. Местами очень долго ехали без поворотов, кажется, километров 15 был кусок. Монотонно прямо, кое-где «гладко», а кое-где с замершей грязью в провалах, так что уснуть все равно не получалось за рулем, да и пассажирам тоже — слегка подпрыгивали. За руль надо постоянно держаться, а точнее —держать в узде его и всего Патриота.
А вы знали, что так можно писать?
Наконец, доехали до Самагалтая и, почти не заезжая в него, свернули на хорошую асфальтированную дорогу, ведущую от Эрзина, другого приграничного села, в Кызыл. По ней шустро долетели до столицы Тывы. Не считая нескольких мест, покрытие очень хорошее и можно спокойно держать скорость 120 км/ч. Надо ли говорить, что на такой хорошей дороге еще и транспорта мало.
По Кызылу проехали всего ничего, в основном по южному и западному краю, чтобы добраться до кафе-столовой «Лето». Решили завтра в этом кафе завтракать, обедать и ужинать. Ведь у нас запланирован день на Кызыл и окрестности, а еда там вкусная и дешевая. Кстати, погода в эти дни редкая для начала апреля, +17 днем, как в нашем Байкальске летом.
Заселились в гостевой дом при храме в полукилометре от столовой. Закрываемая на ночь территория, свежий ремонт.
08.04.2021
Идем на завтрак.
Сегодня день прошел неторопливо. Побывали у обелиска «Центр Азии», хотя географически центр, конечно, реально не в Кызыле.
Кто-то в музей сходил, а мы с Ангелиной прогулялись по центру города.
Центральная площадь и здание правительства республики.
На центральной торговой пешеходной улице.
В двух кварталах от центральной площади.
Затем мы отправились в место, где практикуют шаманы — «Управление Верховного Шамана». Просто интересно было, как это выглядит.
Во дворе центра.
На соседней улице.
Потом съездили в этнокультурный центр «Алдын-Булак» километрах в сорока от Кызыла. Там просто красивый вид на Енисей, несколько юрт для проживания с кондиционерами, а также ресторан, где мы пообедали.
На запад из города идет отличная дорога.
Отмытые красавцы.
В красивом месте расположен этнокультурный центр.
Ждем заказанные национальные блюда.
Потом вернулись обратно к городу и заехали на гору, на которой стоит недостроенный постамент для статуи Будды, но все заморожено. Часть пути к вершине проходится пешком. Оттуда вид на весь Кызыл и окрестности, на слияние Малого и Большого Енисеев.
Не стали рисковать и подниматься на машине по раскисшей грунтовке.
Вот такая башня-недострой там на горе.
Ветер, конечно, там гуляет постоянно.
А вид открывается…
Внутри конструкции алтарь жертвоприношений.
В эту ночь были в гостях по Кешиной системе. Хозяин Сергей — русский, местный. Служил пограничником на границе с Монголией. Много интересного рассказал про обстановку в Тыве и прочего. Например, некоторые привычные нам явления, как круглосуточные аптеки в большом городе, существуют здесь только последние год-два. Некоторые дети чиновников уже толком не знают тувинского языка и говорят по-русски. В это же время в Кызыле на дорогах могут встречаться водители из деревень, которые лет по 30 уже имеют права, а понятия не имеют о светофорах и «тупят», впервые увидев их здесь. Стоимость квартир в Кызыле за последние 3-4 года возросла буквально в 2 раза в связи с приездом большого количества офицеров в новую военную часть, при том, что новых строящихся домов мы видели всего парочку. А расчетный срок накопления на квартиру среднего жителя Тывы — вся жизнь…
09.04.2021
Сегодня мы посетили на выезде из Кызыла символическое начало железной дороги Кызыл—Курагино. В 2011 году заложили камень и одну рельсо-шпальную решетку. Дальше этого дело не продвинулось.
Снова мы поехали в горы в направлении нацпарка Ергаки. Опять были горные серпантины, но при этом почти везде отличный асфальт. На выезде из Тывы гаишники проверили документы, больше ничего не спрашивали.
Прощай, Тыва!
После границы Тывы и Красноярского края природа вокруг поменялась, стало больше леса, а потом еще и снега. В Ергаках снега вообще много.
Перед самой длинной в России защитной галереей.
Горнолыжный комплекс «Снежная» на горе Красноярских спасателей начинается прямо от одной из петель серпантина. Лыжники в это время еще катались. А потом все ниже и ниже, природа стала обычной для равнинных мест, и вот мы прибыли в Шушенское, место ссылки В.И. Ленина в 1897-1900 годах. Побывали в музее с интересной экскурсией. Там рассказывается о жизни Ленина и о жизни местных крестьян в то время. Большинство домов подлинные и некоторые даже стоят именно там, где и были более 120 лет назад. Под них подведены фундаменты и в кирпичные стены вмонтированы электронагреватели (незаметно, но печи теплые при этом). Село большое, там много пятиэтажек и даже есть пара девятиэтажек. Конечно, его отгрохали к столетию Ленина в 1970 году и открытию этого музейного комплекса. Но сейчас там работает птицефабрика, молочная ферма и всякие бюджетные организации.
Здесь жил В.И. Ленин.
А потом мы опять приехали в Абакан, тем самым замкнули «Саянское кольцо». Наш экипаж вновь воспользовался системой каучсерфинга. На этот раз хозяйка отдала нам ключи от двухкомнатной квартиры и сама ушла ночевать к подруге. Однако перед сном она провела небольшую экскурсию по окрестным улицам.
10.04.2021
Путь Абакан—Красноярск, конечно, был не прямой. Сначала в Усть-Абакане осмотрели трубы для откачки воды из канала в одну из проток Енисея.
Космический пейзаж получился.
Потом заглянули на Боярскую писаницу. Она состоит из двух групп петроглифов (130 и 40 изображений): бревенчатых изб, юрт, собак и пастухов, коз, оленей, коров и баранов, а также котлов, лучников и сцен из повседневной жизни древних народов VII-III веков до нашей эры.
Вид от рисунков в сторону села:
Юрта:
Затем свернули с главной дороги на оз. Шира и оттуда на Туим. Здесь добывались цветные металлы и был комбинат по их обработке. Вот в одном из мест добычи произошел провал скалы в выработку штольни. Сейчас здесь обустраивают туристический объект.
А в самом Туиме есть такой дом с зияющими окнами, завод по обработке цветметов закрылся и сейчас уже разобран почти, работы нет, перспектив нет, а раньше он давал четверть бюджета Хакасии.
Озеро Шира ничего интересного нам не представило. Как мы поняли, здесь основной турсезон летом, пляжно-купальный и санаторный. Пообедали в одноименном селе и следующий объект был Красноярская ГЭС.
Со стороны водохранилища толком посмотреть невозможно, идет какая-то стройка.
Проезд к смотровой площадке не чистят от снега, поэтому пришлось смотреть с обочины дороги.
Ну, а дальше — город Красноярск. Время до ночлега у нас еще было. Мы прогулялись по набережной.
Побывали в парке у часовни, той самой, что изображена на десятирублевой купюре.
Оттуда открывается красивый вид на город.
Здесь у парка мы попрощались со вторым экипажем. Было решено, что дальше до дома поедем каждый в своем темпе. Они поехали до Бородина, чтобы на завтра раньше приехать в Иркутск. А мы заночевали в хостеле в люксовом номере с отдельным санузлом.
11.04.2021
Ничего особенного в этот день не было. Стартовали около 6 утра. Завтракали в пути в «Медвежьем углу», обедали в Кимельтее в «Большой медведице». В Красноярском крае несколько раз за сегодня видели камеры контроля скорости переносные на треногах, рядом машина легковая с караульщиком. В нашей Иркутской области такого нет — все камеры на стационарных местах со стационарными предупреждающими знаками.
Домой прибыли в 22 часа. Вся поездка вышла в 6 тысяч километров. На бензин ушло 40 тысяч рублей с машины. Общий расход, включая бензин, жилье, еду и экскурсии для нашей семьи на двоих вышел в 50 тысяч рублей.
Поездка была интересная, насыщенная природными и рукотворными объектами. На Патриоте вполне можно ездить в дальние поездки. Нам понравилось, мечтаем о новых путешествиях.