Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Не жизнь, но удивительные приключения путешественников по Хакасии и Туве (Июль 2005 г.)

Не жизнь, но удивительные приключения путешественников по Хакасии и Туве (Июль 2005 г.)

28.10.2006 | 25949 просмотров


Рис. 1

День первый (5 июля): отъезд.

Итак, сбор всей честной компании был объявлен торжественно открытым около 7 часов 30 мин. утра при обнаружении всех возле стройки нового дома в наукограде Кольцово. После принятых церемоний приветствия, знакомства и запечатления всего состава на фотоаппараты мы тронулись в нелегкий путь (Рис. 1): 5 машин (Prado, Mazda MPV, Ford Telstar, Spacio, Escudo) 2 собаки и 12 авантюристов (Рис. 2). После первых часов езды сразу выяснилось, что у нас есть два гонщика на Prado и MPV, которые непрерывно между собой соревнуются. Остальные машины спокойно ехали, наблюдая за разворачивающимися страстями на дороге. Но, к счастью, всевозможные коллизии между этими замечательными гонщиками выливались просто в забавные мелкие приключения, а грозы прошли мимо. На подъезде к населенному пункту Журавлево у Spacio спустило колесо. Что ж, хорошо, что это случилось не где-нибудь посреди пустынной Тувы, поэтому починка прошла быстро и безболезненно, тем паче, что случился ранее не встречавшийся для участников поездки прокол: порыв вентиля впуска-выпуска воздуха (в просторечии – соска). Радостный (до этого скучавший) местный циклоп быстро это обнаружил и заменил дефективную японскую деталь (Цитата из классика – «Меж тем как сельские циклопы российским лечат молотком изделье легкое Европы, благословляя колеи и рвы отеческой земли»).


Рис. 2

Рис. 3

Магистраль М52 после пересечения границы Кемеровской и Новосибирской областей оказалась довольно ровной, без особых ям, кочек и тому подобных неприятностей, что, в общем-то, вовсе не удивительно: в шахтерском крае давно поняли, что без хороших дорог уголь далеко не увезешь. Кемерово прошли на редкость организованно. Сказался опыт прохождения этого областного центра зимой во время поездки на Гладенькую. Доехали до запланированной обеденной остановки на речке Золотой Китат. Съехали с трассы и достаточно тяжело добирались до открытого берега реки. Там нас встретила туча оводов (-) и чистая теплая вода (+). Кое-кто открыл купальный сезон, а остальные с заходом в воду почувствовали начало отпуска (Рис. 3). Быстренько перекусив, двинулись дальше. При проезде через город Мариинск мы немного потерялись, все-таки 5 машин – это вам не шутка. Но много времени не потеряли и нашлись.

Рис. 4

До вечера мы спокойно ехали по маршруту Тяжинский – Тисуль – Тамбар – Шарыпово – Ужур - Новоселово и любовались открывающимися видами юга Западной Сибири. Перегон Тисуль – Шарыпово отличается отсутствием асфальта на дороге (80 км). Особенно красивой оказалась долина Енисея: могучая река разлилась в низине, примерно вдоль нее шла дорога, а за ней небольшой хребет из сглаженных гор, то голых, то лесистых... Наконец к вечеру мы подъехали к месту свертка к стоянке и повернули к реке. Ехали, то поднимаясь, то спускаясь с небольших горок. На одной из таких горок великий японский вездеход Prado не заметил промоину и провалился левым колесом (Рис. 4). Выглядело это поначалу довольно устрашающе, хотя «ликвидация аварии» заняла не так уж много времени, гораздо больше его было потрачено на фото- и видеосъемку произошедшего, причем фотографы просили не торопиться с вызволением машины из ямы.

Рис. 5

Подъехали к месту стоянки (54054.391; 90054.568): небольшой заливчик, врезающийся в берег, очень симпатичный вид (Рис. 5). Вдоль берега уютный березовый околок. Спуск достаточно крутой, но как машины, так и палатки нашли себе приемлемые места. Вода не особо грязная, есть рыба, чем не преминул воспользоваться наш самоназначенный рыбак. Однако подход к воде неудобен: берег несколько обрывается и примерно метром ниже находится вода, дно очень илистое и глиняное, ноги в нем утопают, правда, это дно быстро понижается. Для разнообразия можно было легко переплыть на другой берег заливчика, там забраться на груду камней и сделать снимок места стоянки. А дальше идет подъем на высокий холм. Что ж, первый день подошел к концу, устраиваем парадный ужин и довольно поздно ложимся спать.

День второй (6 июля): дневка на Красноярском водохранилище.

Решили остаться еще на одну ночь здесь, а наутро ехать дальше. Весь день отдыхаем и набираемся сил для дальнейшего путешествия: читаем, загораем, фотографируемся, спим, плаваем, ловим рыбу, улучшаем бытовые условия. Ранним утром Анна успела посетить вершину холма и пляж на другой его стороне. Чуть дальше от нашей стоянки, на краю небольшого мыса есть более отлогий спуск к воде, но это, к нашему не очень большому удовольствию, водопой у местных коров, везде «лепешки» и следы копыт. Однако это не помешало отдельным членам нашей команды позагорать на травке рядышком. К вечеру поднялся сильный ветер, сгустились тучи. Дождь не начинался, но уже к 8-9 вечера было очень темно, громыхали грозные молнии, пришлось рано разойтись по палаткам, хотя небольшая компания еще немного посидела в «предбаннике» большой палатки. Часам к 11 полил дождь, под мерный стук которого все благополучно уснули.

День третий (7 июля): холодная речка.


Рис. 6

В 9 утра выехали с уже ставшей родной стоянки. Спустя несколько часов приближаемся к столице Хакасии – городу Абакану. Город довольно приятный, внушительных размеров, чистый, но очень длинный. Помня Мариинск, едем строго в колонне, чтобы не потеряться. В Абакане делаем важные покупки вроде батареек, фонарей, разливного красного вина, пополняем счета мобильных телефонов. Кстати о связи: на самом деле в течение всей поездки как минимум раз, а то и несколько раз в день мы могли совершать звонки и кидать смс-ки, т.е. не только в крупных городах, но и отдельных населенных пунктах. На выезде из города из-под капота Ford начал идти дым. Вся колонна дружно перепугалась и остановилась. После тщательного осмотра все сошлись на едином мнении: потек радиатор. Это довольно серьезная поломка, требуется постоянный долив воды, например, в первый раз ушло около 5 литров. Заехали в Шушенское и проконсультировались с местными ремонтниками, которые, к сожалению, новых знаний и умений нам не предложили. Однако, все, начиная с водителя Ford, решили ехать дальше, купив несколько видов клея и других замазок, Было высказано единое мнение, что в Хакасии воды много, да и русским путешественникам море по колено, поэтому постановили медленно, но верно двигаться дальше.

Рис. 7

Открывающиеся пейзажи становятся все более непохожими на пейзажи нашей привычной Новосибирской области: горные перевали, речки, степи. На одном из горных перевалов перед нами неожиданно открылся потрясающий вид на живописнейший горный цирк (некоторым больше понравилось слово «котлован», но шарма в этом слове немного поменьше), а на его стенках, в том числе и совсем близко к дороге – огромные пласты чего-то белого! Кто-то высказал предположение, что это какая-то горная порода, но все оказалось гораздо банальнее – это был снег!. Часть команды не могла упустить возможность покидаться снежками и сделать изумительные фотографии на фоне снега и чудесного луга, похожего на альпийский. Далее пересекаем Буйбинский перевал, печально известный как место гибели Александра Лебедя. Действительно, на вершине перевала сравнительно небольшое воздушное пространство между хребтами, и огромные провода устрашающе свисают со столбов. На небольшом горном плато сразу после седла перевала находится чудесное, но довольно холодное горное озеро (52050.459; 930014.981, Рис. 6), решаем устроить на нем пикник. Нашлось много желающих покупаться, а уж поесть не отказался никто, тем более что местные жители задешево продавали там изумительно вкусную черемшу и другие горные травы.

Далее едем до самого вечера, останавливаемся после одного из горных перевалов, свернув с дороги к реке Ус. Очень милое место (52037.201; 93027.806, Рис. 7), закрытое от посторонних глаз, но, судя по колеям от машин, довольно популярное, что совсем не удивительно: пресной воды и дров - сколько угодно, места для машин и палаток тоже. А совсем рядом с нашей стоянкой в речку впадает неописуемой красоты ручей: неглубокий, пересеченный множеством камней и упавших деревьев и все это покрыто толстым слоем мха, в котором, как в персидском ковре, тонут ступни. Вода в речке очень холодная, течение сильное, но отдельные смельчаки умудрились даже «принять душ». Ночь так же была довольно холодной, видимо, из-за близости к реке и низкого местоположения стоянки.

День четвертый (8 июля): в глуши.

Рис. 8

Покинули стоянку позже обычного, около 11 утра. Пересекли границу Хакасии и Тувы (Рис. 8). Тува – достаточно малонаселенная республика (в отличие, например, от Хакасии) и основная часть населения сконцентрирована в крупных населенных пунктах. Поэтому основной пейзаж не имеет крупных отпечатков человеческой деятельности – холмы, степь, все меньше растительности, иногда попадаются деревушки, начинают встречаться стойбища с юртами и стадами овец, коз, коров. Столица Тувы – город Кызыл, эдакая большая деревня. Лица уже сплошь и рядом азиатские, язык тоже не очень русский, хотя почти все понятно и нас понимают. Люди весьма дружелюбные, все объясняют и показывают охотно. Закупаем напоследок перед самой дальней стоянкой еды, чебуреков, естественно, мяса для шашлыка и красного вина, и отправляемся дальше. Через 15 км от Кызыла сворачиваем на целебное озеро Сватиково и соленое озеро Дус-холь. Однако маршрут усвоили не все (или объяснили не так). Прямо перед свертком Prado вдруг резко набрал скорость и, обогнав колонну, рванул вперед. Остальным пришлось встать на повороте и ждать в жаре и пыли минут 30, пока самоназначенный командир экспедиции смотался за первым и вернул в «стадо отбившуюся овцу». Рядом с небольшим соленым озером Дус-холь расположено пресно-щелочное Сватиково, на котором остановилась основная группа. Озеро Сватиково по размеру довольно большое, но неглубокое. Дно приемлемое, с намеком на лечебную грязь, вода щелочная, тело после нее будто мыльное. Кто-то даже предложил постоять здесь пару дней, полечиться, но отсутствие поблизости источников пресной воды и деревьев (шашлык-то был уже с собой!) сразу отмело данный вариант. Не все ездили на соленое озеро. Собаки с наслаждением купались в теплом щелочном озере вместе с довольными представителями рода человеческого.

Решили разбить следующий лагерь за Шуурмакским перевалом. Подъем на перевал – сплошные дорожные работы, асфальтобетонные. Небольшой серпантин, перевал, и мы в долине, в поисках места стоянки. Двигались вдоль реки, пока не уперлись в райцентр Самагалтай. Приличных мест нет, поэтому обратились к космическим картам. Карты показали, что надо вернуться на 10 км и повернуть вправо по дороге к горному озеру. На том и порешили. Шли за командиром, а он - по GPS (это значит, что ехали не по дорогам, а по направлениям). Свернув с основной дороги, мы около 20 минут пробирались по жутким ухабам через огромные ямы, пару раз пришлось даже выйти из машины. В итоге добрались до большой поляны (50035.079; 95009.132), внизу был небольшой, но красивый ручей, и, к сожалению, очень много гнуса. Сергей на своем крутом Прадо поехал разведать дорогу до озера, но скоро вернулся – проехать нельзя, хотя из космоса дорогу видно. Ее, как выяснилось назавтра, проложили Уралы и трелевочники, оставив в колеях массу сучьев, просто бурелома, поваленных огромных стволов, даже мощный джип местами разворачивало почти вертикально. Поставив палатки и поужинав (сделали шашлыки из купленной в Кызыле чудной баранины), уставшие, но довольные путешественники разошлись за очередной порцией сладкого сна.

День пятый (9 июля): мы на Марсе?

Рис. 9

Утром посчитали, что видимое из космоса озеро примерно в 1,5-2 часах ходьбы от нашей стоянки. Большая часть лагеря решила посетить его в качестве одного из пунктов экскурсионной программы, первым убежал Вячеслав. Дорога оказалась не очень трудной. Но в одном месте всё же пришлось вброд переходить очень холодный горный ручей и часто буквально перелезать через стволы огромных поваленных деревьев. Вокруг много гари, видимо, пару лет назад были сильные пожары, и лес выгорел. Озеро красиво расположено в небольшой котловине, которая открывается неожиданно на спуске (50031.987; 95011.943, Рис. 9). Вокруг него кочковатый болотистый ободок шириной метров 30, дно тоже топкое. Есть маленькие пиявочки, которые начинают сразу присасываться, если стоишь в воде. Если двигаешься – никто не кусает. Путешествие здорово взбодрило всех участников.

Оставшийся в лагере народ решил устроить постирушки и всемирное омовение, что очень удачно получилось благодаря скорому нагреву воды на костре. После столь непривычного труда всех потянуло в спокойное чтение или сон под сенью деревьев. Сергей даже решил устроить на ручье запруду для возможного «купания» - возился с ней несколько часов, доведя глубину до высоты примерно середины икры. В гости к нам на рюмку чая зашел местный лесоруб-тувинец, недалеко стояла машина и еще несколько человек пилили уникальные кедровые деревья (мы, кстати, шашлык, оказывается, готовили вчера на кедровых сучьях!). Мы поспрашивали его о местной природе и достопримечательностях и угостили консервами на дорожку. Напоследок перед отъездом отдельные персоны женского пола покупались в запруде, вызвав восхищение у местных комаров и оводов.

Тронулись с насиженного места мы в районе 15-16 часов. Проехать нужно было 400 км до озера Торе-Холь, часть которого расположена в Монголии. Вскоре пейзаж резко изменился, казалось, что мы где-то не совсем на Земле, а, скорее, на Марсе – никакой зелени, голая степь, скалы причудливой формы, уходящие в сизую дымку горы на заднем плане, мало признаков жизни – редкие птицы, перебегающие дорогу суслики, изредка встречающиеся машины и стойбища с юртами и стадами. Погода стоит невыносимо жаркая, особенно на контрасте с прохладой кондиционера в машинах. Пыль на проселочных дорогах поднимается столбом, от сильного ветра образуются даже маленькие смерчи, при этом очень душно. Все это сильно смахивает на восточную Монголию, которую некоторым из нас удалось посетить с автопробегом в 2001 году. Единственное отличие – дорога асфальтированная!

Рис. 10

Подъехав к «городу» Эрзину, думаем заправиться. Однако там кроме солярки и 80-го бензина ничего нет, и поэтому трое владельцев машин с двигателями, не переваривающими эти жидкости, начинают говорить простые русские слова. Подсчитав оставшиеся до озера километры и сравнив их с оставшимися литрами и расстоянием до гарантированной заправки в г. Самагалтай, все немного успокаиваются. Поехали на юг от Эрзина и тут началась реальная Монголия. Асфальт благополучно закончился, и началась стиральная доска, которую подкладывают под колеса автомашин в пустынно-степных зонах. После бетонного моста через реку Тес-Хем на каменной плите отрисована схема Государственного природного биосферного заповедника «Убсунурская котловина» (Рис. 10). Охранная зона и особо охранная зона. Что там только не запрещено: рыбная ловля, охота, рубка леса (где они там лес нашли? Пустыня же!), сбор дикоросов, сенокошение, проход и проезд посторонних и т.д. и т.п.! Радует, что надписи едва проглядываются через толщу годов и скорее всего относятся к юрисдикции несуществующего государства – СССР. Едем вперед! После подъема на песчаный перевал ушли чуть вправо от основной трассы. Не сами едем – GPS ведет! И правильно сделали. Выскочили на след, по которому ездит до озера местное население. Этот след не сравнить со стиральной доской, на которую похож основной проезд до озера. Через 15 км пути впереди замаячило нечто большое и блестящее – это и есть озеро Торе-Холь (50005.752; 95009.151).

Рис. 11

Едем вдоль берега – это неширокая песчаная полоса, дальше саксаулы и мелкая растительность, вода непередаваемого бирюзового цвета. Отдыхающих людей на берегу достаточно много (суббота). Мы обнаружили незанятый участок пляжа, искупнулись и… решили, что съездим на другой берег, там виднелись деревья, возможно, был источник чистой воды. Итак, двинулись туда по песку с небольшой скоростью, путь составлял около 13 километров. Примерно за 500 метров перед деревьями был подъем по песчаному холму, стало немного страшно за машины. Джипы проехали без происшествий, но самая низкая Toyota Spacio (клиренс 16,5 см) засела в песке. Вытаскивали ее с помощью буксира, Prado и крепких мужских мышц (Рис. 11). Пока сие действо имело место, самые шустрые (гонщики наши неуемные, конечно) успели съездить до деревьев: место отличное, особенно для рыбалки, но полчища гнуса делали его просто непереносимым для долгой стоянки. После бурных дебатов решили вернуться на пляж. В итоге почти в темноте ставили палатки. Поскольку стоянка был на песке, с установкой палаток возникли небольшие проблемы, но, по крайней мере, одну ночь эти шаткие конструкции должны были выдержать. После столь напряженной поездки и сытного ужина все разбрелись спать.

День шестой (10 июля): ура, отдых!

Рис. 12

Ну вот, наконец, и начался наш отдых на великолепном озере Торе-Холь (Рис. 12). Решили, что ориентировочно стоим здесь до 13 числа (4 дня). Погода безумно жаркая, по песку невозможно ступать без обуви. Вода просто отличная – теплая, прозрачная, на глубине по грудь достаточно ясно видно дно. По нему и по всему берегу разбросаны небольшие белые ракушки, возле воды полчища некусачих, но неприятных комаров-звонарей, которые облепляют тебя после купания. В песке много колючек от саксаула, хотя ногам по большому счету уже все равно. Наконец можно сказать, что мы отдыхаем, потому что дорога достаточно тяжелая и стоянки на одну ночь утомляют, хотя полностью разбираться вечером и собираться утром уже стало входить в привычку. Похоже, что в воде есть рыба, но ловить ее близко от берега вряд ли разумно (дно очень пологое). Поэтому наши рыбаки решили провести разведку более перспективных, на первый взгляд, отдалённых участков левого берега озера. Собрав свою двухместную байдарку, они после обеда отправляются в плавание. Около 17 часов небольшой ветер усиливается, проходит кратковременный дождь, а на озере поднимаются полуметровые волны. В это время рыбацкая бригада находится на левом берегу, который также оказался весьма пологим, местами заросшим водорослями и не вдохновил их на постановку рыбацких снастей. Переждав полчаса и поняв, что волны не унимаются, они решают возвращаться. Основная группа путешественников, переживая за рыбаков, в это время вынуждена заниматься более тщательным укреплением палаток и тента, под которым располагались кухня и столовая одновременно. Возвращение рыбаков было успешным, а встреча – весьма эмоциональной. Вечером небо очень чистое, потрясающие облака и закаты, высота здесь над уровнем моря около полутора тысяч метров, что по сравнению с Новосибирском (в среднем около 120 метров) просто Эверест. Поэтому создается ощущение, будто над нашими головами натянут купол, к которому приклеены звезды – настолько близкими они кажутся. Итак, вторая ночь на берегу почти «острова Баунти».

День седьмой (11 июля): незваные гости.

Рис. 13

В общем и целом день похож на вчерашний, но все уже более привычное. Создается ощущение, что мы уже не первый день стоим на этом месте. Организм расслабился, хочется много спать и как-то…ничего не делать, что нам великолепно удается. Рыбаки собрали свое чудное каноэ (Рис. 13) и уплыли за богатым уловом (Рис. 14). Примерно во время обеда или после него мы неожиданно обнаружили, что рядом с нашей мусоркой, где находились, в основном, очистки от овощей и банки из-под консервов, околачивается несколько коров! Причем это были довольно грозно выглядящие создания с внушительных размеров рогами. Видимо, пастухи отпускали их на весь день, куда глаза глядят, а к вечеру привязанные неведомыми узами к таинственной ферме коровы возвращались домой. Мы решили, что наши феноменальные защитники Бэрри и Талия обязаны их отпугнуть.

Рис. 14

Бэрри как-то не очень радостно воспринял эту новость, а вот Талия смело ринулась в бой, отчаянно лая, поджав хвост (страшно все-таки). Коровы вроде бы напугались столь храброй и маленькой (по сравнению с ними) собачки и потащились прочь. Но в течение дня они еще несколько раз порывались найти что-нибудь съедобное на территории нашего лагеря, тогда на защиту вставали уже не только Талия, но и Бэрри, и даже командир с внушительным сучком в руках. К вечеру небо внезапно потемнело, и вдруг пошел крупный град величиной с голубиное яйцо. Без укрытия ходить под ним было довольно больно. И снова в неприятную ситуацию попали наши рыбаки собирая улов, они не обратили внимание на приближающуюся тучу и метров 100 гребли к берегу под градом. Мы очень переживали за наших рыбаков, но они вернулись целыми и невредимыми. Ночь была достаточно прохладной, но небо очистилось.

Рис. 15

День восьмой (12 июля): заключительный.

День, опять же похож на предыдущий. Такое чувство, что все мыслимые и немыслимые дела уже переделаны. Хочется новых ощущений, смены обстановки. С другой стороны, активный отдых нельзя сравнивать с пассивным, есть люди, которым в радость просто поваляться пару недель на пляже, подставляя уставшее после долгого рабочего года тело теплым лучам солнца. Сильный ветер после обеда, коровы – а мы уже привыкли! Заключительная ночь оставила в памяти неизгладимый след (Рис. 15): ослепительный закат, спокойное озеро, звездное небо… Все же не хотелось покидать это место.

День девятый (13 июля): снова в путь.

Рис. 16

Поднялись мы очень рано, было еще холодно. Кто-то решил искупаться перед отъездом, что очень освежило и придало сил перед долгой дорогой. Первыми со стоянки рванула Spacio, у них оставалось (согласно табло на панели приборов) менее 10 литров бензина, а до ближайшего пункта с заправкой под названием Самагалтай было больше 80 километров. Поэтому они ехали в наиболее экономичном режиме – 80-90 км в час, не тормозя на кочках и поворотах. В итоге все обошлось благополучно, хотя по прибытии в деревню они залили 47 литров из возможных 50 (вот и верь после этого автомобильному компьютеру – как можно проехать 80 км на 7 литрах на тойотовском двигателе 7А и 4WD?!).

Обратно едем той же дорогой, те же чудные пейзажи, большой город – Центр Азии !!! - Кызыл, чебуреки с мороженым, запасы еды (мясо и красное вино – главный рацион автопутешественника!). Пассажиры Ford, которых продолжает беспокоить течь в радиаторе, несмотря на многочисленные попытки её ликвидации, решают ехать в Абакан со всей группой объездной дорогой через Ак-Довурак, а не напрямик. По дороге Prado сбил прекрасную гордую птицу – коршуна. Их здесь много сидит на дороге – греются, что ли. Судя по всему, она уже была больна и при взлете с обочины сама ударилась в машину. Когда мы подошли к искалеченному телу, птица еще держала голову, но глаза были мутные…. (Рис. 16). Посадили ее в сторонке, подальше от проезжей части….

Рис. 17

По дороге, вглядевшись в пейзаж сторонам, мы часто видели клубы дыма, вздымавшиеся над вершинами холмов. Это были лесные пожары. Дорога проходила не очень близко от них, но зрелище все равно потрясало, равно как и нескончаемые горы высотой до 3000 метров, покрытые ледниками, поднимающиеся к самому небу. В низине после одного из перевалов мы ехали вдоль речки Ак-Суг и решили встать на одном из ее притоков. Опять нашего штурмана поманила кажущаяся близость очередного горного озера, и наши гонщики рванули в ночь, глядя в сторону неведомого. Слава богу, уперлись в брод, который вечером решили не проходить. В результате, свернув в сторону от большой дороги, мы проехали по краю небольшого оврага, чуть не застряв в отнюдь не привлекательного вида луже (выяснилось потом, что эта лужа – сток с навозной кучи!), и стали на берегу небольшой речки (51031.527; 90008.140). Это было очень спокойное и тихое место среди гор, много деревьев, есть где побродить в гордом одиночестве (Рис. 17). В Кызыле, как уже указано выше, мы купили мясо для шашлыков, так что тут же взялись его готовить. За веселым ужином мы погорланили песни и, довольные и уставшие, легли спать. Ночь была буйной, сверкали молнии, небо было в тучах, но дождь так и не пошел.

День десятый (14 июля): дневка на речке.

Рис. 18

Решили стоять здесь до завтра. Что ж, неплохая идея, место хорошее. Оказывается, что в нашей честной компании завелось еще одно домашнее животное – ручной коршун. Когда кто-нибудь из путешественников кидал высоко над берегом реки что-нибудь съестное для него, он тут же пикировал с дерева вниз и хватал подаяние. Позже прилетела его подружка. Или друг. Разведчики все-таки поехали искать озеро, которое, судя по компьютеру, должно было быть недалеко от нашей стоянки. Все остальные разошлись по теплым местам под изредка проглядывающим солнцем или по палаткам. Мимо проехал уазик с водителем, мамой и кучей ребятишек, который сообщил, что озеро находится чуть ли не в 40 километрах от нас. Вернувшиеся незадачливые водители сказали, что не нашли его, были очень недалеко, и уж, безусловно, не проехали 40 километров. Мимо опять проехал веселый уазик, наши мужчины решили его поприветствовать и стояли, общаясь, довольно долго. Потом выяснилось, что радушный местный глава большого семейства был очень рад знакомству и выпил с нашими полномочными представителями по паре-тройке стаканов араки (самогон из молока). Напиток этот оказался неплохим на вкус, но весьма интересного действия: ноги после его употребления шли плохо. А ведь наш новый друг после употребления еще и поехал на УАЗике за рулем! Правда, он сидел, а не шел…

Около трех часов дня Аня с Лешей пошли на вершину горы, запасшись едой, водой, фотоаппаратом и фонарем. Сергей тоже пошел куда-то, видно, территорию разведывать. Около девяти часов вечера, когда мы все уже начали волноваться, вернулись Аня с Лешей с пейзажными фотографиями (Рис. 18) и Сергей, мы уже начали волноваться. День прошел довольно расслабленно, но было холодно, небо в тучах. Ночь тоже была прохладной.

День одиннадцатый (15 июля): Краснокаменск.

Рис. 19

Итак, уже по привычке встав спозаранку и собрав вещи, мы двинулись в обратный путь. Забираемся на самый высокий Саянский перевал (2211 м над уровнем моря). Красота неописуемая (Рис. 19)! С перевала видны мощные хребты Саян и разбросанные в ущельях озера. Далее по трассе, чуть ниже перевала стоит туристическая база «Снежный барс». Как мы поняли по количеству встреченных туристов, это довольно популярное место. Не могли не остановиться в чудном местечке на изгибе реки Она (Рис. 20). Потом был достаточно фотогеничный перевал Абаза, после которого мы благополучно «свалились» в долину.

Рис. 20

Предыдущие несколько дней мы рассматривали вариант заехать в город под чудесным названием Краснокаменск, куда нас звал бывший сокурсник командира, причем очень радушно, даже когда узнал, сколько нас человек, да еще и 2 собаки впридачу. Долго обсуждая этот вопрос и в машинах, мы незаметно доехали до Абакана и встали на экстренное совещание под сильным ветром и начинающимся дождем. Это был крюк примерно в 200 километров в обе стороны. Водитель Ford взвесил все «за» и «против» и разумно решил, что они поедут прямиком в Новосибирск. Что ж, было очень грустно с ними расставаться, но, увы и ах… нельзя же весь Енисей пустить на охлаждение Фордовского мотора!

Рис. 21

Итак, далее мы едем уже на 4 машинах и уменьшившимся на двоих человек составом. Дорога очень красивая, петляет посреди невысоких холмов, покрытых роскошным смешанным лесом. Доехали до указателя на город, но города почему-то не видно. Проехав еще несколько километров, мы замечаем первые признаки цивилизации и, наконец, въезжаем в город. По обе стороны видны заброшенные котлованы от рудников, а также ныне работающие рудники с неведомыми нам сооружениями и аппаратами. Недолго поплутав по городу, подъезжаем к красивому и большому двухэтажному дому на две семьи, нас уже встречает гостеприимный хозяин Владимир с женой Татьяной (Рис. 21), их чудесный спаниель Джули и друзья, приехавшие в гости на празднование дня Металлурга (16 июля). Мы пребываем в полном восторге от прекрасного дома – все очень симпатично, со вкусом, богато уставленный яствами стол, казавшиеся нам уже недоступными санитарные удобства, а также исходящая паром баня! Это была мечта любого путешественника. После приведения себя в более менее божеский вид мы сели за стол и приступили к вкушению превосходных блюд, одновременно со всеми знакомясь и обсуждая всевозможные темы. Чуть позже подошли сыновья хозяев Сергей и Михаил, очень милые и доброжелательные молодые люди. Трапеза продолжалась примерно до 2-3 часов ночи, а часов в 11 вечера наша золотая молодежь в лице сыновей хозяев, дочки одного из гостей Василисы, Кати и Алексея сбежала погулять по городу. Позже они рассказывали, что пошли на озеро совсем недалеко от дома и катались на двух катамаранах посреди густого тумана. Их прогулка затянулась примерно до 5 утра, но у молодых сил много, поэтому на следующий день подъем в 10-11 утра был для всех.

День двенадцатый (16 июля): заключительные деньки.

Рис. 22

Хозяева очень уговаривали нас остаться еще на одну ночь, чтобы вместе с ними отпраздновать большой праздник металлургов, но нам и так уже было неловко за столь радушный прием, что мы не хотели обременять добрых людей еще на целые сутки. После завтрака мы все-таки съездили на небольшую экскурсию на рудник (Рис. 22), одним из совладельцев которого был Владимир. Мы увидели несколько старых котлованов, которые щедрая природа превратила в небольшие живописные озера, набрали с собой образцы различных руд, увидели огромные печи и Белазы (еще более огромные!). На этих рудниках добывают известь и мраморную крошку. Основные же рудники Краснокаменска – это железорудные, и вся руда идет в Новокузнецк. Именно для этого когда-то разведывали в 1942 году новую трассу для железной дороги Тайшет-Абакан-Новокузнецк. И ее разведчики – Кошурников, Стофато и Журавлев – погибли, оставив на видном месте в тайге подробные дневники, по которым и строили потом эту дорогу. На этой дороге теперь есть станции с их именами. После экскурсии мы немного перекусили, распрощались с чудесными хозяевами и их гостями и тронулись в дальнейший путь. Кстати, Михаил – младший сын Владимира - поехал с нами, он учится в Красноярском университете, но поехал на месяц в Новосибирск по делам.

Рис. 23

На обратном пути мы решили заехать на озеро Шира и Черное озеро (в 40 км от Ширы), на котором расположен знаменитый (в узких кругах) хакасский фитоцентр «Прасковья». До Ширы доехали часов в 8 вечера – на этом озере просто столпотворение людей и машин! Как здесь можно отдыхать? Те, кто верит, набрали из специального крана в бутылки из-под чистой воды целебной озерной жидкости. Здесь же купили роскошную свежайшую форель, которую выращивают рядом (220 км) в Саяногорске. К Черному озеру приехали поздновато, у фитоцентра «Прасковья», выделяющегося в деревне свежей яркой краской и деревянной резьбой, нас встретил охранник и сказал, что врачи будут завтра в 8 утра. На Черном озере посоветовал не останавливаться, потому что вода в нем грязная, а ехать за деревню к речке. Часа через полтора мы, наконец, опять с использованием GPS и НАСАвских карт, нашли подходящее местечко у моста через речку (54036.503; 89012.585). Берег у этой речки хоть и пологий, но каменистый. Так на камнях и ставили палатки, благо, почти у всех – надувные матрасы для спанья и неровности на земле не страшны. Приготовили вкуснейшую форель, достали сбереженные пиво и водку. Это был наш заключительный ужин, поэтому он затянулся достаточно надолго, даже ностальгия взяла по всем тем приключениям, что мы пережили вместе. По кругу каждый говорил тост и вспоминал какой-нибудь из наших «перлов». В конце концов старшие участники похода, изрядно нагрузившись, потянулись к палаткам. Что ж, все хорошее когда-нибудь кончается (Рис. 23)! Катя при поддержке Леши (гитара) и Миши (хомуз) спела «старичкам» колыбельную песню, под которую они сладко заснули, а молодежь, кажется, эту ночь вообще не спала.

День тринадцатый и заключительный (17 июля): домой, пора домой…

Рис. 24

Итак, в заключительный день подъем в полвосьмого утра. Тяжко, но мы и не такое переживали. Как обычно, маршрут, кроме командира, никто не знает, хотя весь вечер его обсуждали. Видимо, амнезия от съеденного и выпитого, а, может, чего-нибудь еще: горного воздуха, расслабухи... Однако тронулись к Черному озеру. Знаменитый (в узких кругах) фитоцентр «Прасковья» был открыт, и три наших тетеньки загрузились в него на консультацию. Ждали их не меньше часа, наконец мадамы вышли, нагруженные пакетами с травами и подробнейшими инструкциями по их употреблению. Дальше мы ехали довольно быстро и без остановок, пейзажи все знакомые, мыслями уже дома. После Мариинска остановились пообедать в приятном придорожном кафе «Встреча». Еда была довольно вкусной, но вот сервис явно хромал. Что ж, мы особо не расстроились и двинулись дальше. Километров за 50 от дома наблюдали потрясающий закат: небо было в серых тучах, но как раз в том месте, где солнце, в тучах образовалось квадратное отверстие. Солнечные лучи пробивались в него и создавали вокруг ореол. Это было похоже на НЛО, на фотографиях мы попытались запечатлеть это потрясающее зрелище (Рис. 24). Вуаля, знакомый наукоград, стройка! 13 дней назад мы стартовали отсюда и теперь вернулись обратно. Поездка была прекрасной, наш гармоничный отряд клятвенно пообещал собраться тем же составом следующим летом. На том и порешили. До встречи!

Валерий Мальцев

Комментарии

Супер!!! МОЛОДЦЫ! Пишите еще!
4
 
Ответить
Просто Молодцы!!!
1
 
Ответить
Accord98
Вот так и надо отдыхать!!!
1
 
Ответить
Зависть черта нехорошая,но в данном случае преобладает!Фото класс.
Молодцы!!!
3
 
Ответить
кассир
мне кажется это не отдых - мотаться от озера к озеру
1
3
Ответить
Абакан
Повезло что вы не встретили "дружелюбных" тувинцев, хорошо если бы отделались бы потерями некоторой денежной суммой. А в худшем случае потерей машин и жизни.
1
2
Ответить
Отличный отдых! Завидую! :)
1
 
Ответить
Где брали карты NASA?
Поделитесь источником.
 
 
Ответить
Руслан
Написано интересно.
Только одно уточнение- на рис.8 граница между Красноярским краем и Тувой. Красноярский край снова начинается сразу за Абаканом как только переедешь мост через Енисей и продолжается до границы с Тувой.
И ещё вопрос - как решали проблемы безопасности? Может ружьё было и что-либо другое? А то действительно места глухие-всякое бывает...
 
 
Ответить
Кольцовка форева!
Наши в городе...
1
 
Ответить
СУПЕР!!!! Молодцы! Интересный
 
 
Ответить
...ИНТЕРЕСНЫЙ РАССКАЗ!
 
 
Ответить
Отчёт на 5! сам всё хотел подобное выложить и про те же места - руки не дошли...
 
 
Ответить
Пожелаю вам побольше таких путешествий, отличный расказ, а фотографии так вопще слов нет!!!
 
 
Ответить
Молодцы. А мы на алтай ездили так впечатление что побывали в бочке с селедкой.Спасибо
 
 
Ответить
Возьмите с собой в следующий раз.Работы не боюсь. Мои координаты sp89@mail.ru.
 
 
Ответить
Здрасьте:-). Увлекательное путишесвие:-)). Завидуйу белай завистью:-)). Насчет карт там вопрос задавали. Есть такая программка Google Earth. Очень полезная, только трафика жрет безмерна многа:-). Кстати... если кто из Красноярска заинтересован "дальнобойной" темой, прошу скидывать. Уже начинайу задумываццо на следуюсчее лето:-)). Афтару ЗАЧОТ:-))))))))) давай зачотку:-)))
 
 
Ответить
По порядку!!!
За идею - 5 .
За подготовку, во всех смыслах - 5-.
За отзыв - 4-.
Фотки - 4-.
Остались вопросы:
1) Безопасность; местные нацмены, далеко не всегда так гостеприимны и доброжелательны, каков адекватный ответ у данной группы???
2) Вызывает некоторое недоумение, "гонки" в колонне, на маршруте, без связи, а ее, я так понял почти небыло, чревато, потерей участников, и соответсвенно лишними нервами и временем.
3) Очень желательно, на добровольных началах распределять обязанности, кто рыбачит, если рыбак, кто ведет по маршруту, если есть GPS, и так далее.
4) Мало инфы по самой трассе; состояние, хитрые повороты, ну и тому подобное.
5) Непонятно наплевательское отношение к текущему радиатору, ведь при наличие дневок, коих было немало, вполне реально при наличие мало-мальского набора инструментов данную проблему решить раз и навсегда, тем более что герметики были куплены, с радиатором, вдали от цивилизации шутки плохи.
6) В "спаску", что, нельзя было литров 5 бенза плеснуть от других машин???? Лучше потом, если бы бенза не хватило, на веревке тащить???
7) Как сложилась данная команда, по работе, по соседски, по инету, наличие ПРульки обязательно???
Вот такие примерно вопросы остались после прочтения.

P.S. Poisoned AngeL , А что, если не из Красноярска, в дальний путь нельзя поехать
 
 
Ответить
Алексей
Отвечает непосредственный участник данной поездки, но не автор сего чудесного рассказа.
1. Был револьвер Reck и красноречие, которым воспользоваться, к счастью, возможности не представилось ( тувинцы НИ РАЗУ не мешали спокойному отдыху ).
2. Гонки иногда вызывали недоумение и у самой колонны,но по признанию некоторых водителей они начинали засыпать на низких скоростях ( менее 120 ), связь кое - какая была - 2 рации.
3. Ведущий был добровольно определен, а с остальным проблем не возникло - компания в примерно том же составе собралась не впервые.
5. Радиатор пытались ремонтировать и неоднократно, ни герметик, ни инструменты не решили проблемы.
6. У единственной более - менее заправленной машины был дизель, а с остальных слить бензин было нельзя в силу конструктивных особенностей отверстий бензобаков ( сетка ).
7. Команда сложилась по: дружески - рабочим и родственным отношениям.
 
 
Ответить
Санкт-Петербург
Алексей молодец, что написал о таком путешествии. Было очень интересно читать. По моему этот рассказ, да еще и с такими фотографиями, должен входить в тройку самых интересных на сайте. Я тоже мечтаю куда нибудь съездить, к сожалению а.м. нет.:)
 
 
Ответить
K@тенок
На самом деле к написанию рассказа приложили руку все, каждый что-то добавил, что-то подправил. Но я все равно немножечко погоржусь: канву написала я!
2Смотрящий: к пункту 4 хотелось бы добавить - никто не делал ежедневных заметок о путешествии. Безусловно, каждый день случались какие-то казусы, странные дороги и т.д. Но, честно говоря, каждый последующий день вытеснял предыдущий. Я делала маленькие заметки раз в 2-3 дня, но и потом, при написании расссказа все вспоминалось с большим трудом, не то что особенности дороги:) Единственное, что я точно помню: хитрые тувинцы очень странно показывают левый поворот. Когда машина едет очень медленно, ты только собираешься обгонять, выезжаешь на встречную полосу, а тут она начинает мигать левым глазом и сворачивает, едва не задев тебя по носу, в невесть откуда взявшуюся дорогу налево. Мы так пару раз чуть не врезались.
 
 
Ответить
А я сразу понял,что рассказ написан женской рукой(головой).Меня лично впечатлило,учитывая,что я сам ездил по Туве.Очень много милицейских проверок по марихуане! Живу в Уфе,приглашаю летом сделать трофи по Южному Уралу.Места красивые,рыбалка,пещеры
 
 
Ответить
ё-маё!!!! Проезжать Шарыпово и не заехать на Парное Круглое!!! НИЗАЧОТ!
Шутка!!!
Молодцы! Мне предстоитпримерно тоже самое этим летом!
1
 
Ответить
Благодарен за интересный рассказ.
Существует хорошая дорога в объезд Мариинска
Чебула-Тисуль экономия 80 км, нет потерь на петлянье по городу.
Что думаете о возможности пересечения Монгольской границы?
 
 
Ответить
НИК
Отличный рассказ!!!
 
 
Ответить
Уважаемые автотуристы!
Собираем желающих на подобный пробег Новосибирск-
Абакан-Ак-Довурак-Кызыл-Абакан -Новосибирск в середине июня 2006 г. Пишите.
 
 
Ответить
отличный расказ, но фраза: В итоге все обошлось благополучно, хотя по прибытии в деревню они залили 47 литров из возможных 50 (вот и верь после этого автомобильному компьютеру – как можно проехать 80 км на 7 литрах на тойотовском двигателе 7А и 4WD?!).

В баке у японок всегда есть запас которого хватает в среднем на 50 км, так что все реально
 
 
Ответить
Очень понравился отчет о поездке, вдохновил.
Наверно в этом году попробую проехать по Вашему маршруту. Не поделитесь треками для GPS?
Несколько последних лет летом был в Хакасии, объездил все что знал, могу в свою очередь предложить информацию(карты, треками )по Хакасии .
С уважением Сергей.
b2@km.ru
 
 
Ответить
Прекрасное путешествие!А где взять карты на СД?У меня BIRD c CD-ROM?
mikl968@mail.ru
 
 
Ответить
  
Абакан
Сообщений: 10503
Приятно написано про наш город, Спасибо!
Ватник-гомофоб
 
 
Ответить
  
Мурманск-Красноярск
Сообщений: 400
супер!
FairLady Z !!! 2004
 
 
Ответить
 
Балашиха
Сообщений: 174
Молодцы...Большую компанию собрали
 
 
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 174
Хакасия красотища!!!!
Мои отзывы: Toyota Verossa 2002, Toyota Mark II
 
 
Ответить
   
Сообщений: 738
5+...
 
 
Ответить
    
Сообщений: 38754
Молодцы!
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие