|
Вступление
Сколько раз откладывалась поездка в Туву, точно сказать не могу. Однако этим летом наконец-то все вышло так, как я и хотел. Как сказал один известный путешественник: не хочу возвращаться той же самой дорогой, которой приехал. Он прав, подумали мы, и поехали в Кызыл. Только не как все по ДОРОГЕ, а наоборот …
1 день. Поехали
Итак, поехали. Экипаж Nissan X-Trail состоял из трех человек. Шура — его хозяин, я, и Виталя. Работаем вместе уже пять лет, знаем друг друга очень хорошо, поэтому проблем в дороге в плане общения или еще чего-нибудь (останови … на каждом камне) не возникало. Эх, знали бы мы, что нас ждет. Подготовили бы машину. Взяли бы полноразмерное колесо-запаску, топор и много чего еще. Но, как говориться, знал бы, где упаду, соломки бы подстелил. Короче говоря, на навигаторе этой дороги просто нет. Куда поперлись…?
Выехали из Новосибирска средь бела дня. Погодка стояла отличная. С ветерком домчались до Междуреченска. По пути попадались деревушки с совершенно причудливыми названиями, типа, Подобас и Березас. Это ж надо же так изловчиться в названии. Будто других нет. На протяжении всего пути до Междуреченска, мы, остановившись размяться или перекусить, постоянно пытали таксистов и водителей «Камазов», есть ли дорога с Междуреченска через Ортон на Абазу. Камазисты говорили, что можно проехать только на «Камазах», но нас это не останавливало. Итак, мы уже в Междуреченске. Где-то на окраине города заехали в какой-то супермаркет закупиться. Смотрим, стоит таксист. Спрашиваем, мол, как, что. Есть ли дорога. Повертели карту так, эдак. Короче, дороги мы там не обнаружили. Но ехать-то надо.
Поскольку уже смеркалось, было решено найти место ночевки. Чтобы не петлять утром следующего дня по городу, решили выдвинуться на окраину города, с которой завтра стартуем, и поискать что-нибудь там. На удивление, попался очень милый мотельчик (не знаю, можно ли его так называть). Старенькое деревянное здание, построенное еще в советское время.
Есть кухня, где можно готовить, душевая кабина (в коридоре), добрый персонал.
Быстренько сварганив лапшу с деревенской тушенкой, да все это под водочку, наконец-то все угомонились до утра.
2 день. Прорыв
С утра, особо не торопясь, собрались выдвигаться. Маленько попытали аборигена на предмет дороги. Вроде как можно прорваться. Сворачиваем с трассы вправо и держим путь на Майзас.
Переезжаем Томь по понтонному мосту.
Перед понтонным мостом.
Нам повезло, что вода уже была невысокая. В противном случае, пришлось бы вброд или на кузове грузовика. После моста сразу уперлись в шлагбаум. Непонятно, зачем он там стоит? Вышел охранник, записал номера машины и пропустил. Потихонечку пошла тайга.
В принципе, нормальной дороги мы не увидим до следующего дня.
Мы вышли на дорогу, которая ведет в Ортон, колонию-поселение.
Жутко и одновременно очень интересно. Места очень живописные, дикие.
Деревянный мост.
Вид с деревянного моста
Природа.
Кусочек ровной дороги.
Что там нас ждет?
Тайга.
Кто же насыпал этих камушков???
Отдых железного коня.
Предлагаю небольшой экскурс в историю. Это все, что удалось нарыть в интернете про эти места. Дело в том, что места, где добывали золото, по понятным причинам, не предавались огласке.
***
Историческая справка
п. Ортон, Междуреченский район, Кемеровская область. Колония-поселения для содержания осужденных мужчин. Лимит наполнения колонии — 350 мест. Почтовый адрес: п. Ортон, Междуреченский район, Кемеровская область, 652870.
История ФБУ ОУХД КП-11 начинается в 1968 году. Приказом МВД СССР №0462 от 1968 г. была создана группа, возглавляемая Никитиным Владимиром Ивановичем, которую доставили на территорию Трехречье, где разбили небольшой палаточный лагерь для проживания расконвоированных осужденных. Этот палаточный лагерь и послужил отправной точкой для образования ОИТК.
За короткое время здесь были построены школа, медицинский пункт, квартиры для сотрудников, общежития для осужденных. В середине 1971 года на место строительства колонии прибыли основные ведущие специалисты: инженеры, врачи, бухгалтера, механики, экономисты и др. В связи с отсутствием дороги, продукты питания, медикаменты, а так же этапы осужденных доставлялись на вертолете.
Весной 1971 года началось строительство автодороги п.Ортон—п.Майзас. Наряду со строительством дороги и основных производственных объектов велась заготовка древесины, которая с началом паводковых вод сплавлялась в п. Абагур-Лесной.
В 1972 году были образованы ИТК-23/1 «Большой Ортон» и ИТК-23/3 «Базас», которые так же занимались заготовкой и переработкой древесины. Плановая наполняемость спецконтингентом в ОИТК-23 составляла 850 осужденных.
В 1989 году началась реконструкция автомобильной дороги п.Ортон—п.Майзас, которая в 1993 году была закончена силами Красноярской автодорожной строительной организации. В связи с отрицательным воздействием на экологию, молевой сплав был запрещен в 1992 году. С этого периода начинается вывозка всего ассортимента готовой продукции и пиломатериалов до ст. Чульжан.
В 1996 году проведена реорганизация учреждения ВД-30, в ходе которой ОИТК-23 переименовано в учреждение УН-1612(Л)11. ИТК-1 «Большой Ортон» был расформирован. К моменту реорганизации плановая наполняемость спецконтингента составляла 1 250 осужденных.
До 1996 года в учреждении действовала своя дизельная электростанция, обеспечивающая электроэнергией поселок, производственные и коммунально-бытовые объекты, но в связи с подорожанием дизельного топлива, в учреждении не стало хватать средств на закупку дизтоплива и содержание электростанции. Вследствие этого было принято решение по строительству промышленной линии электропередач из Республики Хакасия. Было вновь построено 14 километров ЛЭП и 26 километров капитально отремонтировано (от п. Большой Ортон до п. Неожиданный Республики Хакасия). С 1 октября 1999 года в ИК-11 используется промышленная электроэнергия.
Помимо обеспечения режима содержания осужденных, основной деятельностью колонии является заготовка древесины и дальнейшая ее переработка на пиломатериал, производство пихтового масла, переработка отходов.
***
Примерно часика через два мы добрались до Ортона. На въезде шлагбаум. Но здесь вопросов не возникает, почему он стоит. Периодически, из местной тюрьмы сбегает какой-нибудь зек. В домике охранника висят фото тех, кто разыскивается. Ведь, помимо зеков, свободно передвигающихся по деревне, есть еще тюрьма. На тот момент в ней находилось около двухсот человек. Спрашиваем охранника: — Есть тут какой- нибудь продуктовый магазин, нам нужно пополнить запасы съестного. На что он отвечал: — Магазин-то есть, но не советую углубляться в деревню. Лучше по краю проехать и в тайгу, идти своей дорогой. Ну, а мы решили по-другому. Доезжаем до магазина. Если этот домик так можно назвать. Спрашиваем у продавца:
— Хлеб есть?
— Не-а.
— Водка есть?
— Не-а.
Футы еп! Это что еще за продуктовый магазин такой. Короче, выясняется, что водка продается ТОЛЬКО из- под прилавка. А хлеб можно купить в пекарне. Пекарня — это отдельно стоящее здание. Хлеб здесь пекут и для деревни и для тюрьмы. Подхожу к дверям пекарни. Там зек пол моет. Говорю, хлеба то можно купить? Рядом стоял охранник, меня так взглядом смерил, я после этого почувствовал себя зеком. Тут еще какие-то зеки набежали. Ребята все суровые, как и условия, в которых они оказались и живут. Ведь многие, отмотав срок, не уезжают отсюда. Работают здесь на лесозаготовках. Зек неспеша домыл пол и вынес мне две булки свежеиспеченного хлеба. Хлеб здесь просто обалденный. В городе такого не найдешь. В общем, получив впечатления от Ортона, выдвигаемся дальше в тайгу.
Храм в колонии-поселении.
Вот здесь то и наступает бездорожье в прямом смысле этого слова.
Вон тот Уаз только что лежал на боку.
По этой дороге ездят ТОЛЬКО Уралы на лесозаготовки.
А бродов просто несметное количество.
До этого мы смотрели на навигаторе в этом направлении и насчитали около 13 бродов.
Думали, как же мы поедем то? В реальности их было БОЛЕЕ 30.
Местами приходилось выходить из машины и мерять лужи ногами.
Иначе мы рисковали поймать камень или что- нибудь еще.
Надо сказать, что «X-Tail» справился с задачей на все 100. Ну и Шура, конечно, умело вертел рулем. Иногда просто нереально выглядела дорога.
Одно из колес могло запросто зависнуть в воздухе.
Так приходилось штурмовать эти ямы. Попалось и такое место, где ЗАБУКСОВАЛ «УРАЛ»! Видны следы колес и БРЕВНА, которые засосало в грязь.
Короче, натерпелись мы. Несколько мест попалось таких, что мы думали, что не проедем. Тогда бы пришлось возвращаться назад. А нам-то надо в Кызыл. После таких «гонок», решаем сделать привал.
Я здесь мою руки, а Виталя купает фото и видеотехнику.
Виталя наклонился к ручью помыть руки и…, не удержавшись на ногах, падает в ручей, чудом не на огромный камень. А в руках унего был фотоаппарат и телефон. И все это теперь мокрое и ни хрена не работает. Да ладно, техника. На следующий день это все заработало, чуть сам не убился. Только тронулись, слышим какой-то странный звук. Шипение. Останавливаемся, смотрим — колесу хана. Боковой порез камнем. Да-а-а! Ставим запаску и понимаем, если рвем еще одно колесо, то непонятно, насколько мы здесь вообще застреваем. Но все обошлось. Дальше дорога пошла чуть лучше.
Пересекаем деревню Большой Ортон.
Сейчас она заброшена. Однако видны следы когда-то бурлящей здесь жизни.
Лишь некоторые полуразвалившееся домики, заросшие бурьяном напоминают об этом.
И здесь, и дальше видны следы беспардонного вмешательства человека в природу. Кругом огромные кучи перекопанного щебня — следы поиска золота. Зрелище удручающее. Теперь еще долго природе затягивать свои раны. Человек пришел и ушел. А природа — вечна!
День обещал скоро закончиться, а мы еще не выбрались из этих дебрей. Главное было добраться до Балыксы. Там начиналась асфальтированная дорога. А значит и цивилизация. Поймал Шуру на слове. Он сказал, штурмуя очередную засаду из ям и каменей, блин, говорит, доберемся до асфальта, я его поцелую.
Шура целует асфальт.
Ну вот и закончился самый трудный отрезок нашего путешествия. Эти 60 км мы ехали почти 10 часов. Но, что интересно, не было какого-то страха. Ведь могло произойти все, что угодно: машина сломаться, колесо еще одно порваться, да мало ли что. А было лишь любопытство и непередаваемое ощущение какого-то одиночества в тайге. Ведь кругом на много километров – вообще никого и ничего нет.
В Абазе мы были уже затемно. Дальше ехали по трассе, в надежде найти хоть какой-нибудь ночлег. После такого дня хотелось нормально отдохнуть. Так мы ехали часов до двух ночи. Пока не решили — тормозим прямо здесь и спим в машине. Свернули на обочину, накатили по писярику и отрубились.
3 день. Тыва
Проснувшись и как следует протерев глаза, мы не сразу поняли, где оказались. Ведь остановились мы здесь в кромешной тьме. Справа от нас отвесная скала,…
… слева — шикарная асфальтированная дорога, а сразу за ней — живописная река.
Хакасия.
Хакасия.
Вот такой контраст со вчерашним. На радостях поймали несколько небольших хариусов и позавтракали ими после засолки. А есть хотелось жутко. Мы нормально не ели с позавчерашнего дня. Двигаем дальше. Следующая наша точка Ак-Довурак (Тыва).
Где-то между Хакасией и Тывой.
Там же.
Сель (наверное).
Подъем на сотый перевал.
Шура.
Виталя.
Я.
Дубак на сотом серьезный. Кое-где еще (или уже) лежит снег. Кстати, почему сотый? Сотым его прозвали потому, что до ближайшего тувинского городка Ак-Довурак ровно 100 км. Получается так, что поднимаясь на перевал ты еще в Хакасии, а спускаешься уже в Тыве. Кстати, вот интересная история про стелу на сотом перевале.
***
На границе Хакасии и Тувы установлена новая стела «Сотый перевал». Она указывает направления и содержит информацию о высоте над уровнем моря. Прежняя стела на границе Хакасии и Тувы, которая простояла более 30 лет, пришла в негодность. После поездки в Монголию Василий Шулбаев, руководитель Таштыпского района, обратился к главе Хакасии Виктору Зимину с предложением установить новый указатель на южной границе Хакасии. Правительство республики инициативу поддержало.
Три дня ушло на то, чтобы сделать опалубку. На крепкое основание потратили четыре тонны цемента. Заливали в сложных условиях: ветер, дождь, низкая температура. Когда разошлись тучи и выглянуло солнце, появилась радуга. А так как работа проходила на высоте 2 214 метров над уровнем моря, на радугу смотрели сверху вниз.
Стелу привезли на трале из Абакана, двухтонная конструкция была установлена с помощью автокрана. По мнению проектировщиков, сооружение выдержит самый сильный ветер. Стела «Сотый перевал» — своеобразная визитная карточка, которая простоит на границе двух республик не одно десятилетие.
***
Тыва.
Недалеко от Кызыла.
Дорога очень хорошая, а пейзажи очень живописные. Все- таки Хакасия оставила след в душе и попросила еще вернуться. Ну, не знаю, посмотрим. Столько зелени кругом, речушек, гор! Просто не наглядеться. В Тыве все по-другому. Там климат более суровый. И пейзаж какой-то монгольско-космический.
Вот и Ак- Довурак. Заезжаем в первую попавшуюся столовую и нормально кушаем. Маленько покатались по деревне (или городку!!!). Довольно таки большая. Странный все-таки народ тувинцы, своеобразный. Спрашиваем — где можно купить свежего мяса? Ответ такой — туда надо идти. При этом они не показывают рукой, куда идти (как принято у нас), а, вытянув руку вперед, проводят ею слева направо. Черт его знает, куда надо идти. С тех пор у нас прикол появился: э-э-э, туда нада идти.
Малый Енисей.
К вечеру мы уже были в Кызыле. Встретились с Колей. Я с ним учился в Новосибирске. Он же Кот.
4 день. Тыва
Полдня провозились с колесом. Ведь запаски-то у нас не было. Тувинец на шиномонтажке решил, что боковой порез легко вылечить путем вставления в покрышку куска пожарного шланга и камеры. Гад. На следующий день, где-то под Абаканом этот шланг благополучно протер камеру и мы снова остались без запаски.
В центре Кызыла.
Кот как абориген съездил с нами и показал соленое озеро с грязью.
Лечебное грязевое озеро недалеко от Кызыла. Одно из любимых место отдыха тувинцев. Правда, потом надо ехать на пресное озеро смывать соль. Мы так и сделали.
К вечеру мы прибыли на пресное озеро порыбачить. Там и заночевали.
Как я уже говорил, природа в Тыве суровая. И в этот раз погода это подтвердила.
Остановились мы на озере, возле которого находиться детский лагерь отдыха и избушка сторожа. Сторож там живет семьей круглый год. Да еще и оказался родственником Кота. Так что у нас была какая-никакая охрана. Смеркалось. Ничего не предвещало беды. Мы разбили палатку, сварили плов. Все классно. На озере тишь. В воздухе ни малейшего дуновения ветерка. Даже, можно сказать, душно. И тут с другой стороны озера подул легкий-прелегкий ветерок. Думаю, надо же, как здорово. Но через минут 10 это был уже не ветерок, а настоящая буря. Шквалистый ветер трепал палатку. Думаю, надо поставить в неё сумку с вещами. Беру сумку, ставлю её в палатку, а попадаю на землю. В этот самый момент ветер так дунул, что вырвал у меня из рук палатку и понес её по предгорью. Охренеть. Она, как шарик, покатилась по траве. Я кричу, мужики, спасай палатку. А она уперлась в забор сторожа. Я просто отвернулся на миг, глядь, а её уже нет. Мы давай носиться по округе. Забежали в детский лагерь, во двор сторожа. Нигде нет. А на улице темень — глаз выколи. Уже отчаялись. Думали, капец палатке. И вдруг, совершенно случайно мы её выцепляем лучом фонарика. Видимо, она перемахнула через забор, сложилась и упала под самый забор. Радости нашей не было предела. Надежно закрепив палатку, мы уснули под аккомпанемент сильного ветра.
Я, Шура и Кот. А сзади забор, куда уперлась палатка.
5 день. Домой
Утро в горах.
Наутро как ни в чем не бывало. Было жарко и ни малейшего намека на ветер. Вот такая непредсказуемая погода в горах. Вернувшись в Кызыл, мы попрощались с Котом и двинулись в сторону дома. Только теперь уже по нормальной дороге. Хватит с нас приключений.
Про трассу Кызыл—Абакан—Новосибирск нет смысла писать. Про нее очень много написано. Скажу только, что Саяны — это чудо природы. Такая мощь, такая сила. Впечатляет. Словами и фотографиями этого просто не описать. Вот несколько фото:
Вот место, где разбился Лебедь — губернатор Красноярского края.
Въезд в тоннель.
В тоннеле.
Ночевали эту ночь также в машине возле какой-то кафешки. Кстати, мы там хорошенько поужинали, а наутро еще и позавтракали.
6 день. Дома
До дома оставалось всего ничего. Как говориться усталые, но довольные, мы возвращались домой.
Увидели жесткую аварию. Вся фура объята огнем. Вот встрял же водитель.
Где-то между Мариинском и Кемеровым мы умудрились попасть на развод. А дело было так.
Едем как ни в чем не бывало, лузгаем семечки. Смотрим, справа на обочине стоит «бэха» и слева тоже стоит «бэха», обе с иностранными номерами. Вдруг от одной из них отделяется фигура мужика и, чуть ли не падая под колеса, он машет рукой, мол, остановись. Ну, думаем, хрен его знает, мало ли что случилось. Иностранцы все-таки. Надо помочь. А он еще одет так: белая рубашка галстук, брюки, все дела. Короче, тормозим. Подбегает он к водительскому окну и начинает тыкать какой то пластиковой картой. Типа, он из Сербии, вот его водительские права. В машине сидит беременная жена. Русских денег нет, а бензин закончился. Сует в залог какое-то кольцо, якобы золотое. Поначалу мы подумали, ну, блин мужик попал. Но, буквально через некоторое мгновение понимаем, что это развод. Буквально за несколько дней до нашей поездки, я на Drom.ru читал про похожую ситуацию. Потому что, какого хрена он поперся из Сербии с беременной женой? Все как-то неправдоподобно. Да еще и поставили машины по разные стороны дороги. Лажа. Короче дали ему 300 рублей и поехали.
А буквально через несколько дней знакомый рассказывал, что попал в этом же месте на такой же развод. Наверное, дохрена эти цыгане (похожи они на цыганей) бабосов поднимают таким образом. Ну да фиг с ними. Жизнь все расставит на свои места. Может, им уже кто-нибудь морду лица начистил.
Вскоре пошли знакомые места. И через какое то время мы были дома.
Спасибо за внимание. Всем удачи на дорогах и в путешествиях. Не попадайте на развод!