|
Здравствуйте, уважаемые читатели. Я не знаю, будет ли размещён этот отчёт, надеюсь, что будет. Он немного не соответствует формату автопутешествий на drom-е, но попытка — не пытка. Писать начал я его давно. Писал с большими перерывами, то времени не было, то терзали сомнения — нужно ли это делать. Теперь Вам решать, итак...
Год 2014 оказался для нашей семьи на редкость беден на путешествия (исключение — младшая дочь). Связано это с несколькими переносами начала отпуска у жены, а также моей работой, но к концу ноября 2014 всё срослось, и мы отправились в Мексику, а в начале 2015 года у меня получилось ещё и съездить в Украину. Объясню, почему я решил объединить эти два путешествия в один отчёт. В Мексике я брал машину в аренду всего на 2 дня, кроме того, это было в основном пляжное путешествие и материала, который мог бы быть интересен Вам, немного. Также немного материала и по поездке в Украину потому, что она была очень короткой, и главной её целью было увидеть родителей. Я подумал, что Вам будет интересно узнать от первого лица (гражданина России), что там происходит, кроме того, был я во Львовской и Ровенской областях, а это Западная Украина. В Украине автомобилем я самостоятельно не управлял, хотя и была мысль взять напрокат в аэропорту Борисполь, но там у всех контор были ограничения по суточному пробегу за пределами Киева. Поэтому передвигался иногда на маршрутке, иногда на электричке или такси, бывало и родственники подвозили.
Мексика
В ноябре 2014 года у нас вроде бы стало получаться с отпуском. Год был тяжелым, хотелось просто «побичевать» где-нибудь на берегу тёплого моря. Рассматривались разные страны, но после того, как младшая дочь заявила, что поедет с нами, если мы поедем в Мексику, выбор был сделан. По большому счету путешествие по Мексике — это только штат Кинтана-Роо, но в дальнейшем пусть будет Мексика.
Дорога оказалась очень утомительной. Из Славянска-на-Кубани в Краснодар своей машиной, потом перелёт Краснодар—Москва, «Аэроэкспресс», метро, «Аэроэкспресс», переезд из одного терминала в другой, перелёт Москва—Канкун (>12 часов), и потом часовое стояние в очереди на паспортный контроль. Порядок пересечения границы в Мексике для нас необычен. Для граждан России и Украины безвизовый въезд и оформляется только бесплатное электронное разрешение, которое нужно распечатать и взять с собой. Для дочери пришлось делать полугодовую визу потому, что она родилась в Украине, а сейчас гражданка России. У мексиканской таможни нет «зелёных» и «красных» коридоров, их заменяет кнопка. Мужчине в обычной гражданской одежде отдаёшь декларацию, которая заполняется на главу семьи, и жмёшь кнопку. Загорелся «зелёный» и у тебя хоть 10 чемоданов — ты свободен, «красный» — на стол с полным досмотром. У меня загорелся «зелёный», а у молодых ребят передо мной — «красный» и я видел, как их досматривали. Малоприятная процедура, скажу я Вам. После таможенно-пограничных формальностей около часа на хорошем автобусе, и мы в отеле в небольшом городке Плайя-дель-Кармен.
Началась акклиматизация, связанная не столько с климатом, сколько со сменой дня ночью (разница во времени — минус 8 часов).
На этом пляже из белого песка, который не нагревался на солнце, на берегу Карибского моря проходила наша акклиматизация.
Ушло где-то 2 дня на это дело, потом мы стали выходить в город (отель находился в закрытой зоне Playacar) и интересоваться обменом валют, магазинами и арендой автомобиля. Очень помог один мужчина из Курска, который отдыхал в нашем отеле. Офисы по аренде автомобилей находятся на 10-ой авеню. Известные фирмы типа Hertz отмёл сразу потому, что не хотел использовать пластиковые карты: во-первых, долго возвращают залоговые деньги на карту, а во-вторых, чтобы их не светить. Смотрел разные конторы, от очень «стрёмных» до довольно «солидных». Определялось это по офису и по представленным машинам. Нужен был среднеразмерный автомобиль. Такой за приемлемую цену был найден в Adocar. После небольшой торговли они готовы были мне отдать Фольксваген Jetta с «автоматом» за 50$ в сутки (включена страховка с 10 % франшизой), залог — 500$ и мой паспорт. Паспорт отдавать совершенно не хотелось, поэтому сошлись на 65$ (страховка с 0 % франшизой) и залог — 500$. Сейчас, конечно, я бы паспорт отдал и съэкономил 30$. При получении машины сам вложил 500$ в их конверт, менеджер его заклеил, подписал и положил в сейф. После сдачи машины он этот же конверт нераспечатывая отдал мне. Осталось вполне хорошее впечатление, даже не пытались меня развести на лишние царапины или бензин. Машину брал вечером, чтобы было два полных дня на поездки.
Наша Jettа. Во время использования пробег перевалил за 80000 км, но всё работало как надо. Правда, салон потерт, слева отсутствовала часть переднего бампера и снаружи царапин и мелких вмятин полно, но аренда относительно новой машины стоила бы дороже. Специально не выбирал, просто из среднеразмерных авто был только этот экземпляр.
Немного о городке Плайя-дель-Кармен. Позволю себе цитату из Википедии: «Пла́я-дель-Ка́рмен (исп. Playa del Carmen) — город и административный центр муниципалитета Солидаридад в мексиканском штате Кинтана-Роо. Город расположен посередине так называемой «Ривьеры-Майя» на берегу Карибского моря. Главная статья экономики — туризм. По официальным хотя и не точным данным население города в 2003 году составляло 49000 человек, но уже к июню 2004 года население перевалило за 100000 человек».
Нам городок понравился. Расслабленная атмосфера центральных улиц, улыбающиеся люди, разнообразные вкусные запахи — это запомнилось. Слышал, что Мексика 3-я по уровню преступности страна в Латинской Америке, но мы, гуляя даже вечером по городу, не чувствовали никакой опасности. Правда, на улицах много полицейских, на трассах есть стационарные посты полиции, даже на пляже видели их на квадроциклах несколько раз. Настроены они к туристам очень доброжелательно, хочешь с ними сфотографироваться — нет проблем. Очень легко ориентироваться в городе, есть авеню, которые идут паралельно друг другу, перпендикулярно им кале, много легкочитаемых указателей с названиями.
10-я авеню в Плайя-дель-Кармен, справа дорожка для пешеходов, посредине — для велосипедистов, левая для автомобилей.
По дороге движется самый разный транспорт.
Главная туристическая улица — 5-я авеню вечером.
Небольшая церковь на 5-ой авеню.
В Мексике и некоторых соседних странах существует культ мёртвых и есть даже праздник (не знаю, как назвать это по-другому). Он отмечается в начале ноября, так и называется — День Мёртвых. Изображения черепов и скелетов встречаются часто, и не только в виде барельефов на руинах древних городов майя.
Удивила фауна, вместо привычных для нас кошек и собак — агути, носухи, игуаны, мелкие ящерицы и много разных птиц, ярких и не очень, больших и маленьких. Кошки и собаки тоже есть, но нам они встречались крайне редко.
Агути, животное не очень трусливое, но и не наглое, размером с небольшую собаку.
Игуана, ящерица крупная, но трусливая.
Носуха, очень наглое и сообразительное животное.
Покормили носух и совершили очень большую ошибку.
Если будете в Мексике, то никогда не кормите носух возле номера!!! Дочь покормила их булочкой, бросая с балкона (3-ий этаж, между прочим). Вы бы видели, что они из него сделали днём, а ночью пришли уже в номер, по-хозяйски открыв противомоскитную сетку. Прогнал, через буквально пару минут, пришли снова. Получили от меня кроссовкой и больше до конца отдыха у нас не появлялись.
Машину забрал вечером и поставил на бесплатную стоянку в отеле. На следующий день ранним утром мы поехали в Чичен-Ицу, самый «раскрученный» из древних городов индейцев майя. По дороге заехали на заправку. Заправки у них только государственной нефтяной корпорации PEMEX и заправляют там только заправщики. Им же отдаете и деньги, поэтому они немного не доливают до круглой суммы, чтобы оставались чаевые.
Дороги в Мексике хорошие, есть бетонные, кстати, стыков на них не чувствуешь. В центре Юкатана (полуостров в Мексике, где находится штат Кинтана-Роо) на дорогах нет разметки, и движения тоже практически нет. Знаки немного отличаются от наших, светофоры находятся только за перекрестком и поворачивать также надо перед знаком поворота на нужную улицу или населенный пункт, а не так, как у нас — за. Различных указателей много, и они все понятны. Особенность дорог на Юкатане — населённые пункты встречаются относительно редко, и нет сёл в привычном для нас понимании. Есть небольшие городки и повороты на ранчо, поэтому спросить у местных дорогу не получится.
Федеральная трасса, участок в Плайя-дель-Кармен.
Есть у них одна неприятная штука — topes, аналог нашего «лежащего полицейского», бывает разных видов, встречал даже в виде каната, брошенного на дорогу. Неприятность состоит в том, что перед ними может не быть знака и чувствительный «прыжок» обеспечен, благо находятся они только в населенных пунктах или возле полицейских постов и соответственно скорость, как правило, не высока.
«Культурные» topes перед пешеходным переходом.
Пешеходный переход поднят над дорогой, после ливня в последний день нашего пребывания в Мексике понял почему. Останавливаться, чтобы пропустить пешехода не принято.
Ограничения скорости местные и туристы не игнорируют, но превысить за городом километров на 20 не считают зазорным (я не исключение). Никто не игнорирует остальные знаки, не видел особых лихачей и на красный сигнал светофора все стоят. Полицейские относятся к туристам лояльно. Стационарный пункт, знак «STOP», местные все останавливаются, мне полицейский машет — проезжай. На стоянке в Чичен-Ице другой полицейский остановил машины, чтобы я мог выехать. Если обобщить, то в хорошее впечатление о Мексике местные полицейские тоже внесли свою лепту.
Дерево посреди дороги, бывает в Мексике и такое. Справа джунгли, смысла не понял и случай не частый, но и не единичный, ночью светоотражающие полосы видно хорошо, врезаться тяжело.
Вернёмся к Чичен-Ице, дорога в 210 км в один конец не утомила, и заблудиться в принципе невозможно. Можно было бы сократить километров на 30 и проехать по платной дороге, но отпугнула неадекватность оплаты.
Чичен-Ица — самый «раскрученный» из городов цивилизации майя, основан в VII веке до нашей эры, частично разрушен и брошен в XI веке уже нашей эры.
Пирамида Кукулькана, визитная карточка Чичен-Ицы.
Часть главного собора или церкви майя в Чичен-Ице (на каменной плите написано «the church»).
Все сувениры в виде магнитиков, тарелок и прочих мелочей были куплены здесь. На территории музейного комплекса «Чичен-Ица» лотки торговцев на каждом шагу, такого я не видел ни в Кобе, ни в Тулуме. Торговцы ненавязчивы и их присутствие не напрягает, даже наоборот удобно, посмотрел на древности, почитал о них и тут же приценился к сувенирам. Это не восточные базары, но тоже обязательно нужно торговаться. Осмотр всего комплекса занял около 4-х часов.
На обратном пути из Чичен-Ицы умудрился заблудиться. Перед небольшим городком Вальядолид начался сильный дождь, настоящий тропический ливень, и я проскочил поворот на Канкун. В результате въехал в этот городок с узкими улочками и односторонним движением на них. Навигатор в смартфоне дочери показал выезд на Канкун правильно, но улица, по которой я бы выехал на трассу, оказалась перекопанной, дальше ехал, куда ехалось и чем дальше отъезжал от Вальядолида, тем уже становилась дорога, деревья уже просто росли на обочинах. И тут, о чудо, человек с тачкой груженной какими-то деревяшками. Он честно пытался объяснить нам дорогу в Канкун (мне хочется в это верить), но на испанском, которым никто из нас не владеет. Решили, разворачиваемся и едем назад, ливень перешел в небольшой дождь. И снова Вальядолид, на этот раз встретили полицейского. Приятная глазу женщина, снова на испанском, но медленно попыталась нам объяснить, как выехать из города, несколько раз повторяя фразу «кватро блок» и указывая рукой направление. Дочь предположила, что «кватро блок» означает — четыре квартала, поехали и снова упёрлись в ту же перекопанную улицу, но теперь увидели написанный от руки на небольшой картонке «Cancun» и стрелочку. Далее без проблем выехали на дорогу «Вальядолид—Канкун» и доехали до Тулума.
Мексика довольно дорогая страна для туристов, но в основном люди живут бедно. Небольшой поселок Чемакс.
Город Тулум, вернее археологический заповедник, понравился очень. Это наиболее хорошо сохранившийся город-порт майя. Конечно, пирамиды тут не впечатляют, но место очень красивое.
Внутренняя часть города, сам город окружен невысокой каменной стеной (видно на заднем плане).
Барельефы в Тулуме накрыты небольшими крышами, такие видели и в Кобе.
Приехали в отель уже ночью, а на следующий день ранним утром отправились в ещё один древний город индейцев майя — Кобу. От Плайя-дель-Кармен до Кобы всего 110 км. Коба был крупнейшим городом цивилизации майя на Юкатане. Он очень разбросан по джунглям и туристам доступна только небольшая часть, более-менее расчищенная. Передвигаться можно пешком, а лучше взять в аренду велосипед или нанять велорикшу.
Стадион для игры в мяч в Кобе гораздо меньше, чем в Чичен-Ице, не впечатлил.
Вот так джунгли разрушают древние здания.
Обсерватория в Кобе сильно отличается от обсерватории в Чичен-Ице.
Главная достопримечательность Кобы, самая высокая пирамида майя на Юкатане — 42 метра.
Жена штурмует пирамиду. Подниматься относительно легко, а вот спускаться, мягко говоря, не очень,
как правило, пользуются канатом и пятой точкой.
Вид на джунгли с вершины пирамиды.
Озеро в Кобе, в нём водятся крокодилы. Они очень трусливы. Попытки сфотографировать их делались, но без результата.
Далее по программе был Гранд-Сенот. Сеноты — это природные пещеры и колодцы, некоторые соединены подземными каналами. Перед поездкой выбирали между сенотом Ик-Киль и Гранд-Сенотом, решили, что лучше менее раскрученный Гранд-Сенот. В принципе, не прогадали, людей мало, кроме того ещё и прогулялись по джунглям и увидели несколько «диких» сенотов. Основные посетители — такие же туристы, как и мы, но было несколько человек с очень серьезными аппаратами для ныряния. Говорили, что там есть подземная пещера, заполненная водой и длинной под 200 метров.
Между прочим, глубина 5-7 м, так нам сказали.
Вода пресная и относительно тёплая.
Через этот грот можно проплыть в другую часть сенота, что мы и сделали.
Территорию возле сенота пытаются облагораживать.
Немного погуляли по джунглям, и вот как выглядит «неокультуренный» сенот.
Приехали уже вечером, спокойно выгрузились, и я отогнал машину в Adocar. Началась вторая «тюленья» часть отдыха с валянием на пляже и длинными прогулками по берегу Карибского моря и городу Плайя-дель-Кармен.
Современный памятник «Портал майя» в Плайя-дель-Кармен.
5-я авеню днём, полицейская машина.
Площадь перед администрацией муниципалитета.
Для развлечения туристов индейцы поднимаются на вершину этого столба, потом начинают раскручиваться и опускаться до земли головой вниз.
Это действо сопровождается национальной музыкой.
Последний день на пляже. Приближается очередной тропический ливень.
Последствия тропического ливня.
12 полных дней в Мексике закончились, снова аэропорт Канкуна, где почему-то у нас никто не проверял документы и не досматривал (имею ввиду таможенников и пограничников), в паспортах осталась только отметка о въезде в страну. Потом перелёт в Москву, переезд из терминала в терминал, «Аэроэкспресс», метро, «Аэроэкспресс», самолёт в Краснодар, и на машине в Славянск-на-Кубани. Привезено много текилы, рома, кофейный ликер «Kahlua», мексиканский кофе, шоколад и несколько бутылочек соуса «Salsa Chile Habanero». Дочь ещё покупала для мужа своей подруги мексиканские сигары (от 6$ за штуку). Вроде бы есть мексиканская кухня, но за время пребывания из еды запомнились лепешки буритос (особого восторга не вызвали) и большое количество по-разному приготовленного мяса, а также креветки (большие и очень вкусные) и крабы. Чуть не забыл о необычном для нас оборудовании номера.
Вместо привычных электрочайника, пакетиков с чаем и растворимым кофе, вот такой бар, состоящий из бутылок текилы, рома и водки двух видов.
В холодильнике ещё 3 банки пива, а слева на стене открывашка для бутылок. Всё это входит в стоимость номера и отдельно не оплачивается. Не являюсь поклонником крепких спиртных напитков, но 0,7 рома «Oro del mar» за всё время пребывания в отеле осилил. Только я его допил, уже утром следующего дня в баре висела новая полная бутылка. Текилы выпил грамм 20 (двадцать), чтобы попробовать, водку налил, понюхал и вылил.
Вместо итогов — в Мексике стоит побывать, но нужно обязательно хорошо подготовиться, чего я не сделал. Вся подготовка свелась к распечатке 3 карт, причём, только в Мексике увидел, что до Ушмаля 388 км в один конец. Я проехал мимо целого ряда интересных мест, о которых узнал уже в России и не поехал в Белиз, о чём очень сожалею. На аренду автомобиля, бензин, входные билеты и прочие мелкие расходы за два дня потратил 319$. Учёт других расходов не вёл. Интересно было сравнить со стоимостью организованных экскурсий, оказалось в разы дешевле (посещение Чичен-Ицы, Тулума, Кобы и сенота Ик-Киль обошлось бы на одного в 285$). Только за аренду автомобиля платил $, за всё остальное — мексиканскими песо.
Украина
Пожалуйста, послушайте эту песню https://www.youtube.com/watch?v=-Z1BSIiF5jc и не обращайте внимания на комментарии, они там неуместны. К сожалению, звучит она сейчас в Украине очень часто. Вспомнил одну историю из своей студенческой жизни. Учились в Киевском государственном университете им. Т. Г. Шевченко 2 брата-близнеца по фамилии Кислюк из Корецкого р-на Ровенской области, владели несколькими современными и несколькими древними языками. Как-то пришел я к ним, а они занимаются украинским языком со студентом-иностранцем, оказалось он из Мексики. Приехал в Киев, поступил на факультет международных отношений, желание выучить украинский появилось, когда учился в американской школе в Мехико и услышал у преподавателя украинские песни.
6 января пошел очень сильный снег, кое-как довезла меня старшая дочь до Краснодара, поднялись в её квартиру и стали смотреть онлайн-табло аэропорта Пашковский. Авиарейс Краснодар—Москва задержали на 12 часов!!! Думал, что опоздаю на Киевский самолёт, но всё обошлось. В Домодедово не смог сориентироваться, обслуга в основном то ли узбеки, то ли таджики. Увидел русскую тётю, маханула рукой наискосок — типа там твой выход. Помог наш российский полицейский, прошел немного со мной и показал, куда надо пройти, за 20 минут до окончания посадки я был у нужного мне выхода. На паспортном контроле пограничник задал единственный вопрос: «Цель визита?» Ответил: «Еду к родственникам». В аэропорту Борисполь всё было не так просто. Подходит моя очередь, украинский пограничник смотрит на мой загранпаспорт и говорит: «Вам нужно пройти собеседование в СБУ (Служба Безопасности Украины)». Девушка в форме забирает его, и мы идем к небольшому кабинету в конце зала. Около дверей стоит человек 20, не только граждане России и СНГ, а и дальнего зарубежья (с одним из стоявших девушка общалась на английском). Подходит моя очередь, сажусь возле девушки в форме. Она спрашивает:
— Цель Вашего визита в Украину?
— Приехал к родственникам и родителям.
— Где живут Ваши родители?
— В Ровенской области.
— У Вас есть обратный билет?
— Есть маршрутная квитанция.
Даю маршрутную квитанцию, другая девушка сканирует её и страницу моего загранпаспорта с фотографией, после чего провожает к тому пограничнику, который направил меня на собеседование, чтобы он поставил мне штамп в паспорт без очереди. Всё, я в Украине. При мне не прошел собеседование только один кавказец или араб, видел, как он в сопровождении мужчины в форме получал багаж и потом вернулся в пограничную зону, наверное, на депортацию.
На автобусе доехал до железнодорожного вокзала «Південний», где сел в маршрутку «Киев—Ровно». Маршрутка — микроавтобус, марку не разглядел, было уже темно. В салоне между двумя флагами ЕС флаг Украины (он чуть больше), есть телевизор. Водитель имел прическу похожую на казацкий чуб и говорил только по-украински, в общем обычная «бандеровская» маршрутка и пассажиры под стать, ни одного слова по-русски. О маршрутке я бы и не вспоминал, но произошел в ней такой случай. Со мной вместе на железнодорожном вокзале ставил багаж один мужчина, лет 60-ти. Говорил он по-русски и ехал в Новоград-Волынский. Я фильм смотреть не стал и практически сразу заснул, проснулся от женского крика. Этот мужчина упал в проходе, потом кто-то сказал, что у него скорее всего инсульт, и вся «бандеровская» маршрутка начала искать хоть какие-то таблетки, воду. Одна женщина так и простояла возле него до Новограда-Волынского, обтирая время от времени холодной водой, и не давая ему почему-то засыпать. Один из молодых ребят вспомнил, что мужчина во время поездки звонил кому-то. Нашли у него в кармане телефон и позвонили, объяснили, что случилось. На том конце провода сказали, какие нужны таблетки. Спросили: «Может нам «скорую» вызвать?» Сказали: «Везите в Новоград-Волынский, мы встретим с женой, она врач». Одна молодая девушка, которая должна была выходить в Березовке, там небольшой автовокзал, позвонила маме и попросила принести таблетки. На автовокзале вся маршрутка отказалась пить чай, кофе, лишь бы быстрее довезти мужчину. Чтобы понятно было о чём речь, небольшое пояснение — в таких маршрутках водитель в Березовке, которая находится приблизительно посредине между Киевом и Ровно, выносит большой термос с горячей водой и коробку с одноразовыми стаканчиками, пакетиками чая, кофе и сахаром, каждый подходит и наливает, что хочет. В Новоград-Волынском вынесли мужчину из маршрутки и положили в частный автомобиль его родственника, отдали сумку, и далее поехали без проишествий, но водитель несколко раз повторил «Аби він був здоровий». Я уверен — не волновал совсем его и пассажиров маршрутки вопрос: «Кто этот мужчина, русский, украинец, татарин и т. д. и гражданином какой страны он является?» Уже в Ровенской области в маршрутку зашла большая компания из мужчины, нескольких женщин и детей. Необычно было слышать приветствие: «Христос народився!» и ответ водителя: «Славімо його!» (это был вечер 7 января 2015 года, Рождество). Последний раз у родителей на Рождество я был, наверное, лет 20 назад.
Утром увидел в кухне приготовленные конфеты и мелкие деньги, мама сказала: «Это для детей, осталось. В этом году колядовать их пришло меньше, чем в прошлом». Родители, особенно мама, очень переживали, что уже 8-е января, а «колядників від церкви» нет, и они пришли ближе к обеду. Перекрестились, зайдя в дом, и начали петь колядки, давно я не слышал ничего подобного. Отец отдал им 100 гривен «на церкву». После их ухода мама стала звонить своим подругам и сообщать «ходят от церкви, сейчас они и к вам придут». Жаль, что такие простые вещи стали для меня экзотикой. Я брал с собой немного подарков детям, что-то купила жена, что-то старшая дочь. Пошел к соседке, отнёс её внучке небольшой подарок к Рождеству. Чтобы получить подарок нужно спеть колядку, но Оля (так зовут внучку соседки) видно забыла слова, соседка подсказать не смогла потому, что у неё свои колядки. Сошлись на том, что Оля расскажет стихотворение. Длинное стихотворение об Иисусе Христе было необычно слышать от маленькой четырехлетней девочки. Соседа не было потому, что пошел «на пиво, бо вчора трохи наколядувався». На следующее утро он пришел поздороваться:
— Христос народився!
— Славімо його!
Видно было, что человек как бы не в себе. От предложения выпить отказался и попросил сварить ему кофе. Что-то говорил, а потом как выдохнул: «Сына на Восток отправляют». У меня было около 450 гривен, 400 ему отдал для сына. Он допил кофе, сказал, что заказали форму в Здолбунове (не понял новую, или ту, что выдали, перешить), как будет готовая, сразу поедут и ушел. Вечером мама отнесла ещё 400 гривен (200 от себя и 200 от сестры) для сына соседа, вернулась и стала рассказывать: «В селе, слава Богу, погибших нет, но есть один раненый, скидывались на его лечение. Раньше люди помногу давали, сейчас меньше, скорее всего денег нет, но всё равно сдают. Летом часто приезжали волонтёры и люди несли им деньги и продукты для солдат. У волонтёров были документы, но для подстраховки звонили знакомым и спрашивали — порядочный ли человек такой-то».
В Ровно спокойно и даже вечером безопасно, магазины и кафе работают, а ассортимент товаров в супермаркетах (был в Fozzi и Walmart) не уступает краснодарским супермаркетам, но война чувствуется и здесь. Идём вечером по улице с сестрой и зятем, звонят сестре и приглашают на ужин, оказалось, соседка из многоэтажки напротив. Её и подруги мужья вернулись «зі Сходу (с Востока)». Сестра давала им перед отправкой на амуницию по 50$, вот они и решили её позвать, вежливо отказалась. Когда был в супермаркете Walmart, увидел волонтеров, вернее, мой зять к ним подошёл. Возле касс стояло несколько корзин, прикрытых украинским флагом, и две молодые женщины. Ещё был большой флаг Украины на древке. Зять поздоровался и спросил: «Что нужно?» и женщины начали перечислять: «Трусы таких-то размеров, носки, станки для бритья, мыло, сахар, чай, кофе, вот мужчина 2 упаковки тушёнки купил». Корзинки были полные, кроме тушенки, там стояли бутылки с водой, лежали пачки каких-то круп или макарон. Я возвращаться не захотел, поэтому бросили по 100 гривен в импровизированный бокс из 3-литровой банки, закрытой металлической крышкой с прорезью. Она была почти полной, в большинстве своём купюры по 10 и 20 гривен, но видел и 200-гривеневую купюру. Утром следующего дня поехали в магазин Ровенского льнокомбината, сестра хотела купить моей внучке «вышыванку». Магазин современный, торгует в основном спортивной одеждой, сшитой на комбинате. Тут же любой, у кого есть справка, что он участник АТО, может бесплатно получить термобельё, солдатам в госпитали отвозят сами. Ещё рассказывал зять, что на заправках SOCAR участники АТО могут за 1 (одну) копейку купить комплексный обед. Это правда, видел фотографии в интернете и читал официальное заявление SOCAR. Этих людей никто не заставляет и не присылает разнарядки сверху сдавать деньги, приносить еду, отдавать свою продукцию бесплатно, но они это делают и это достойно уважения. Оказывается, для многих там Украина — это Родина, которую любят и защищают, а не «несостоявшееся государство». Мужчина отработал 7 лет в Питере, возвращается в село и идет добровольцем в ВСУ (Вооруженные силы Украины). Коллеге моей сестры собирают немного денег на лечение мужа, а она покупает сыну добровольцу рацию с модулем шифрования… Закрою тему их патриотизма одним случаем — разговаривали с крестницей, и вдруг её пятилетняя дочь обратилась ко мне: «Можно я Вам гимн Украины спою?» и начала петь. Видел ещё детские рисунки для украинских солдат (сестра учительница), совершенно не воинственные. Что тут добавить? Получилась какая-то идеальная картинка, но это всё было, и я это видел своими глазами и слышал собственными ушами. Есть в тех краях люди, которые не помогают армии, есть и мошенники, которые пытаются наживаться на патриотическом порыве людей, есть скрывающиеся от мобилизации, но о них Вы услышите и у нас по ТВ, и не они определяют «погоду» в тех краях. На фоне того, как очень небогатые люди дают 10, 20, 50 гривен для армии, дико смотрятся задержанные прокуроры, и чиновники с взятками порой в несколько сот тысяч $.
В центре Ровно поразили попрошайки, косяшие под «нищих». Не то, чтобы их было много, но раньше их не было вообще! Сестра сказала, что они появились летом 2014 года. Запомнилось, как молодая девушка положила «нищей» булочку в целофановом пакете. «Нищая» ткнула пальцем в неё и брезгливо отодвинула, всем своим видом показывая: «Деньги давай!»
Очень понравилась новогодняя ёлка в центре Ровно с шестиконечной звездой и ангелами, совсем не похожа на ту, которая стояла в центре Славянска-на-Кубани. Настоящая, «живая», а не огромная металлическая конструкция, как у нас. Ещё приятно удивил магазин сувениров в бывшем ЦУМе. Ровно вроде не туристический город, а такой магазин есть. Часто в Львовской и Ровенской областях при входе во двор церкви закреплены государственные флаги Украины. Как не странно, но во Львове и Ровно я увидел всего несколько украинских флагов на балконах или во дворах домов, но зато в Киевской области и Киеве, эти флаги были везде, на деревьях, на балконах, на входе в довольно престижные жилые комплексы. Красно-черные («бандеровские») флаги видел всего два, один в Дубно на проходной одного из небольших предприятий, второй — на центральной площади в Ровно.
Новые кварталы Львова (по дороге от Стрыйского автовокзала до железнодорожного вокзала) показались мне менее ухоженными (или чистыми), по сравнению с Ровно. Стрыйский автовокзал разочаровал совсем. Я приехал туда от родственников на маршрутке, и последний раз был там очень давно, сравнивал с тем временем. Разбитая остановка общественного транспорта окончательно испортила впечатление, но всё искупил центр. У меня было около 2 часов, чтобы дождаться крестницу и вместе поехать на электричке в Ровно. Решил — поеду в центр на площадь Рынок.
Родственники говорили, что на Новый Год и Рождество Львов посетило более 300 тыс. туристов. Поверил на слово, во время прогулки по центру встретил две большие группы с гидами, которые говорили по-русски. Не заметил никакой агрессии по отношению к русскоговорящим, люди вежливы и доброжелательны. В трамвае женщина пыталась, на плохом украинском языке, спросить у мужчины, где ей выйти. Он улыбнулся, сказал: «Говорите по-русски, пожалуйста» и объяснил, где ей сойти.
У девушек можно купить разные мелочи.
Небольшие киоски с едой и сувенирами.
Памятник первопечатнику И.Фёдорову.
Львовская областная администрация.
Вот этот стеклянный куб с брусчаткой находится в сквере через дорогу напротив входа в областную администрацию.
Я понял так, что это напоминание чиновникам о Майдане. Розовое здание называется «Арсенал» и там теперь находится музей оружия.
Во Львове видел много машин с польскими, чешскими и немецкими номерами, встретилась и белорусская машина.
В Ровно тоже видел машины с иностранными номерами, но их было гораздо меньше.
Каток возле городской администрации.
Львовская городская администрация.
Передвижная «кофейня». Видел несколько таких. Они постоянно переезжают с места на место.
На железнодорожный вокзал возвращался на новом трамвае «Электрон» (производится во Львове) с бесплатным Wi-Fi. В Ровно на новых троллейбусах тоже есть таблички «Free Wi-Fi».
Львов очень интересный город, с множеством музеев и сам как один большой музей, а какое там количество самых необычных ресторанов, кафе и магазинов!!! Есть даже театр пива, называется «Правда». Очень хотелось бы в него попасть, но уже в следующий раз. Как-то не получилось сделать фотографий Ровно, те, что есть — личные и помещать их в отчет не хочется.
13 января 2015 года рано утром маршрутка подъехала под дом сестры, и я уехал в Киев. В терминале D аэропорта Борисполь бросился в глаза большой стеклянный куб с надписью «На АТО» высотой, наверное, с метр и почти полностью заполненный деньгами. Также поразило большое количество священнослужителей разных конфессий — христиане, иудеи, мусульмане. Я не знаю, что они делали в Киеве в это время. Запомнились две женщины лет под 60, которые сидели в аэропорту напротив меня. Одна женщина советовала другой, где купить цыплят, потом звонок и она кому-то говорит, что в Германии у них будет 4 часа до самолёта в Канаду, и они хотят куда-то выйти. После этого разговор продолжился, но уже о комбикорме и зерне, как она хочет сделать ванну в доме и о внуках. Представить свою тёщу, разговаривающей о цыплятах в аэропорту проездом в Канаду, я не смог, и это хорошо (из разговора понял, что они в таком возрасте летели на заработки).
Утром 14 января 2015 года я был уже в Славянске-на-Кубани. Так получилось, что в 2015 году Рождество и старый Новый Год я встретил в дороге и совсем об этом не жалею.
Не знаю, что написать в итогах. В Мексику может когда-нибудь ещё вернусь, а в Украину поеду обязательно и в этом году, и в следующем, и в следующем за следующим. Отчет получился из отрывков, особенно про Украину, и про автомобили мало, и фотографии не очень, но я старался.
С уважением, wojt.
27.05.2015 г.
Сегодня решил отправить этот отчет. В Украине с января 2015 года многое изменилось, но многое осталось неизменным. Друзья и родственники продолжают ругать свою власть, сестра при случае покупает лекарства, сигареты и относит в госпиталь до «наших хлопців», зять «дальнобоит» в Польше, родители болеют и занимаются новым забором вокруг дома… В последнее время из наших телефонных разговоров исчезла Россия, совсем. Не знаю, плохо это или хорошо.
Мало кому из читателей мой отчет будет полезен, но и цели я такой перед собой не ставил. Если будут вопросы, обязательно отвечу.
С уважением, wojt.
21.08.2015 г.