|
Воронеж—Киев—Дубно—Львов—Стрый—Пилипец
В очередные длинные новогодние праздники 2012-2013 мы с женой думали традиционно съездить в Геленджик, погулять у зимнего моря. Всего 1 000 км, дорога, знакомая уже на ощупь :) (https://travel.drom.ru/16284/ «На Новый Год к Черному морю на Kia Pikanto»). Но подсознание упорно нашептывало: «Да мы там все уже наизусть знаем, третий раз ехать на Новый Год в одно и то же место — не наш метод ))». И тут неожиданно хороший старый товарищ Гарик, еще со школьной поры, которого судьба занесла в подмосковную Балашиху, предложил вместе прокатиться по Западной Украине, заодно навестив его тамошних дальних родственников. Идея нам очень понравилась, и мы, набросав с помощью интернета личный путеводитель, обновили карты в навигаторе, купили на всякий случай атлас Украины и стали ждать новогодних праздников.
День первый
Выезд 1 января в 21:00 Надеюсь, что легкий новогодний хмель уже выветрился. Впереди около 1 300 км. В Воронеже сухо и тепло, но в Курской области на дорогах снег, холодает, разметки не видно. Ехать поэтому тяжеловато, не спешим. Удивились непопулярности брендовых заправок в Курской области. Приграничные заправки типа «нонейм» наливают крайне небольшие литры :).
На границе оказались глухой ночью, погранпереход Крупец—Катериновка. Поскольку переход совсем уж провинциальный, мы неожиданно не смогли на российской стороне купить страховку по Украине — к нашему удивлению, все ларьки по их продаже были закрыты. В Белгородской области в 2011 году такой же праздничной ночью, только на 8 Марта (https://travel.drom.ru/16255/ «Крым горный и военный на Kia Pikanto») российские пункты по обмену денег и продаже страховок работали исправно. Вариантов у нас в итоге оказалось два: или возвращаться в городок Рыльск, где на одной из заправок круглосуточно продавали эту страховку (километров 20-30 от границы), или двигаться дальше в надежде купить ее уже в Украине. Возвращаться нам не хотелось из-за плотного временного графика поездки, поэтому поехали дальше.
Забавно выглядит на этом погранпереходе граница. Российская сторона — ну тут все как положено: бетонные капитальные сооружения, служебные домики таможенников и пограничников отделаны сайдингом, электрические шлагбаумы, везде свет, дорожные знаки, разметка, снег почищен. Погранпереходы, виденные нами в дальних зарубежьях, выглядят примерно так же.
На украинской стороне все оказалось гораздо проще: вместо шлагбаумов — грубо сколоченные деревянные заграждения в виде бревна на перекрещивающихся палках-опорах, которые руками переносят служивые, пропуская очередную машину. Дорога почти не освещена, а будки пограничников и таможенников похожи на самодельные типа «собачья конура».
Народу на границе не было, но, тем не менее, быстро пройти украинскую границу не получается. Украинские погранцы уныло попрошайничают в стиле «Люди добрые, поможите чем можете» :). Мы даем 500 руб. «для ускорения», и неторопливая бюрократическая «машинка» сдвинулась с места. Любопытно, что в прошлый раз на переходе Нехотеевка—Гоптивка тамошние украинские пограничники держались с достоинством и денег не просили, разговоры про «магарыч» там вели таможенники, а вот на этом переходе все обстояло полностью наоборот — попрошайничеством занимались только погранцы. Можно, конечно, и не давать, но время, время…. Зато ларьки по обмену денег и продаже страховок на украинской стороне оказались круглосуточными. Правда, поскольку конкуренции у них нет, стоимость страховки в нашем случае оказалась сильно завышена — 850 руб. на две недели вместо стандартных 480 руб. в обычное время. В период отпусков, когда конкурентов у страховщиков тут будет достаточно, страховка на украинской стороне будет стоить всего лишь около 300 руб. Что ж, автопутешествия в не сезон имеют свои особенности.
Навигатор и Гугл вели к Киеву через Глухов. Первые километров 50 этой дороги были ужасны, но потом дорога исправилась. Правда, всего по одной полосе в каждом направлении, но трасса совсем пустая и неплохого качества. Кругом снег, но его меньше, чем в Курске, ехать можно. Уже утром на подступах к Киеву два раза остановили «даишники», проверили документы, деликатно понюхали, не пьяный ли, все очень корректно. Порадовало отсутствие «лжегаишников», подобных тем, с которыми мы в прошлой поездке в Крым гонялись на ночном автобане Харьков—Новомосковск.
Были удивлены многочисленными гнездами аистов вдоль дороги, в наших краях за последние 10-15 лет видел всего одно в дальней деревне.
Киев проехали утром в сильном тумане, сделали на ходу из машины всего несколько фоток — все равно ведь заедем на обратном пути. Вообще говоря, всю поездку нас сопровождали сумерки — хмурое небо, туманы, пасмурная погода. Все это не позволило сделать живописные фото, но ничуть не помешало отличным впечатлениям :).
И вот на западной окраине Киева пришло время первых экскурсионных остановок. Я, большой любитель военной истории, не мог проехать мимо довоенных сооружений Киевского укрепрайона, части так называемой «Линии Сталина». Некоторые интересные ДОТы и бункеры располагались почти по нашему маршруту. Сначала мы остановились на Одесском шоссе недалеко от села Вита-Почтовая. Рядом с дорогой вздыбились куски бетона одного из взорванных ДОТов. Опрокинутые сильнейшим взрывом потолочные перекрытия встали вертикально. Жену попросил встать рядом для масштаба.
Неподалеку расположен большой подземный бункер. До войны такие сооружения называли «минами». Обычно они представляют собой несколько наземных боевых казематов, соединенных под землей тоннелями. Там же под землей располагались казармы гарнизона, склады боеприпасов и даже туалеты. Иногда длина подземных коридоров составляет 500-700 метров. В 1941-м вдоль этого укрепрайона шли упорные бои. По легендам, в некоторых подземельях постреливали еще пару месяцев после сдачи Киева.
Подобный ДОТ можно увидеть с Одесского шоссе. На западном склоне холма расположен взорванный боевой каземат, а с восточной стороны — полузасыпанный вход в него. Подземные коммуникации тянутся под холмом. Со стороны шоссе сооружение оформлено как памятник, даже флаг Украины над холмом развевается…
…а вот за тылами власти, увы, не уследили. ДОТ не устоял против современных вандалов с аэрозолями :(.
Внутри холма — разветвленные подземные коридоры к разным помещениям и запасным выходам. Имеются многочисленные следы посещений разными «неформалами».
Затем мы остановились в селе Юровка, где отлично сохранился подземный наблюдательный пункт с бронеколпаками. Как их не порезали на металл, просто удивительно! В нашем Карельском укрепрайоне и на Линии Маннергейма такие колпаки давно попилены мародерами и сданы в чермет. На бронеколпаках видны следы попаданий германских снарядов.
Из Юровки, двигаясь в сторону шоссе Киев—Чоп, мы оказываемся в селе Белогородка. Здесь расположен один из самых мощных ДОТов Киевского укрепрайона — «мина» №402. Вот так этот ДОТ выглядит с юго-запада. Перед ним — замерзшее озеро, к западу — лед реки Ирпень. Расположенные на холме бетонные казематы и колпаки соединены между собой под землей тоннелями, их общая длина около полукилометра. Холм внутри изрыт помещениями, необходимыми для обеспечения жизнедеятельности этой небольшой крепости.
Два основных входа в ДОТ расположены на восточном склоне этого холма. Внутри…, как бы это описать поточнее…, впечатляет! Не зря здесь проходили съемки украинского ужастика «Штольня».
Осматривать подобные места не совсем просто. Например, вот так выглядит коридор и лаз на нижний уровень ДОТа в свете фотовспышки. Вроде все понятно…
Но в свете фонарей вы видите совсем не такую картину…
Поэтому мы, кроме фонарей, взяли еще и еды-воды на три дня, мало ли что… Шучу, конечно, вполне хватает заранее распечатанного плана внутреннего устройства «мины» :).
Потолки перекрытий покрыты странной паутиной. Интересно бы взглянуть на этих пауков… А может, это какие-то растения? Но зимой вряд ли…
Есть и совершенно не уместные в таком месте граффити.
Некоторые бетонные колпаки местный люд с удовольствием использует как мусорку. В России, впрочем, в подобных местах обычно все так же :(. В этом, увы, проявляется общность наших народов.
От Киева мы выехали на международное шоссе Киев—Чоп. Местами по две полосы, полностью расчищено от снега, поэтому уверенно ехали 120 (в Украине на таких дорогах разрешено 110 км/ч, плюс 20 «ненаказуемых»). Недавно там были очень мощные снегопады, народ жил на обочинах в пробках, как и в России на М-4 или М-10, но сейчас все нормально. Мы на всякий случай взяли складную лопату, запас еды и воды, но даже в горах нам это не понадобилось. В Украине время идет по-зимнему, конкретная ночь уже с 16-17 часов. Нам это не понравилось, хотя почему-то многие в России тоже хотят вернуть такое время.
В темноте подъехали к замку в городке Дубно недалеко от Львова. Именно у стен этого замка разворачиваются основные события гоголевской повести «Тарас Бульба» — его осаждают запорожцы, здесь Андрей подкармливает хлебами голодающую панночку, в бою под стенами Дубно попадает в плен Остап. Мы решили вернуться к этому замку засветло на обратном пути.
Во Львов мы приехали поздно вечером, проехали около 1 300 км. И сразу же столкнулись с ярким проявлениям «западноукраинского национализма» :). О, этот пресловутый национализм… Перед поездкой этим жупелом нас запугивали все родственники, которым когда-либо при социализме посчастливилось отдыхать в Трускавце или подобных местах. На вопрос, а в чем же конкретно этот «национализм» проявляется, никто ничего сказать не мог. Звучали ответы в стиле «аура там не та» :). Очень потешил ответ «А они со мной по-русски не разговаривали, только по-украински». Интересно, а украинцы, покупающие что-нибудь в Воронеже или Тамбове, тоже удивляются, что с ними все местные общаются только на своем русском? :)
Так вот, въехали мы во Львов, и я, попав в переплетение улочек-лабиринтов и не доверяя путающемуся навигатору, включил «аварийку» и стал вглядываться в дорожные знаки. Тут же рядом остановился местный «Опель» и водитель спросив, куда нам надо, объяснил дорогу. А я подумал: «Вот остановись в Липецке или Воронеже, нет, не украинская, а тульская или самарская машина с аварийкой, сколько местных водил безо всяких просьб сразу же остановятся помочь?». Такой вот «западноукраинский национализм» нам оказался очень по душе :).
День второй
Львов — очень старый город, и в основном всю свою историю он принадлежал или Польше, или тогдашней Австро-Венгрии. Поэтому у него типичная еврозастройка 16-19 веков. Центр Львова занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Он напомнил нам небольшие города Италии — брусчатка, узенькие улочки, старые жилые кварталы без деревьев с планировкой типа «итальянский дворик». Неудивительно, что при социализме Львов был излюбленной декорацией для кинематографистов при съемках фильмом о «не нашей жизни». Один из самых известных фильмов, снятый в самом Львове и в окрестных замках (мы еще туда съездим!) — «Д’Артаньян и три мушкетера».
Расположились мы у давнего хорошего знакомого родителей Гарика. Хозяину 85 лет, крепкий, умный, хороший собеседник и гид. Живет в историческом центре, в многоквартирном доме, которому 120 лет. Планировка этого, да и многих других львовских домов, очень оригинальна! С улицы входишь в обычный подъезд (дома идут сплошной стеной, без промежутков между ними), поднимаешься на второй этаж и неожиданно выходишь на длинный балкон. Да, вход в эту квартиру — по балкону! По внутренней части львовских домов часто идут балконы-входы, вроде бы таким образом при строительстве место экономили. Отопление двухкомнатной квартиры — двумя отдельными газовыми печами в каждой комнате, центральное водяное отопление в таких домах не предусмотрено.
С утра хозяин провел нас по историческому центру, мы полюбовались необычной архитектурой этого города.
Все дома старые, по 100-200-300 лет и старше, и все разные. Узенькие улочки-лабиринты, брусчатка вместо асфальта. Стало понятно, почему во Львове часто снимают исторические фильмы — декорации там не нужны :).
Одна из архитектурных жемчужин Львова — театр.
С театром связан забавный исторический анекдот о споре львовских подвыпивших профессоров о якобы забеременевшей нимфе на фронтоне театра. Оказывается, действительно натурщица, послужившая моделью для скульптуры, была беременна :).
Даже промзона во Львове часто выглядит как произведение архитектурного искусства :).
Вот только для автомобилистов Львов — сущий ад. В центре приходится ездить по старым трамвайным путям, уложенным по брусчатке, местами отвратительного качества. Причем зачастую ширина улиц (а точнее, не «ширина», а узость :) заставляет весь поток машин скромно тащиться за трамваем.
Эти трудности усугубляются рельефом города и исторически сложившейся запутанной планировкой.
Ну и главная сложность для иногороднего водителя — необходимость одновременно с непростым «ориентированием на местности» постоянно вертеть головой, осматривая очередные архитектурные изыски прошлого. Своими неповторимыми зданиями Львов не дает расслабиться даже в переулках и на окраине :).
Поэтому мы по возможности старались по Львову ходить, а не ездить.
В середине дня мы поднялись на смотровую площадку на городской ратуше, примерно на уровне 20-го этажа. Некоторые из нас еле дошли :).
Открывшийся вид старого города заставил забыть об усталости!
И в этот день мы опять лицом к лицу столкнулись с «западноукраинским национализмом»! :) Осматриваем мы 150-ти летний дом, в котором когда-то жили родственники Гарика, фоткаем все вокруг…
…и тут из дома выходит хозяин бывшей квартиры бабушки Гарика и говорит: «А шо же это вы тут все на улице стоите, заходьте до нас, будь ласка!» :) Он видел моего друга один раз пять лет назад при покупке квартиры, узнал и позвал в гости всю нашу компанию на «каву с горилкою» :). Такой он, Львовский «национализм» :).
А следующее фото наглядно показывает, почему социалистическое прошлое в этих краях многие недолюбливают. Очень уж разительный контраст :). Как вообще можно было додуматься до такой перестройки в историческом центре — уму непостижимо…
Среди туристов Львов известен своими ресторанами, и прежде всего, отмечают сеть концептуальных заведений компании «!ФЕСТ». Самые известные среди них — стилизованная под бандеровский схрон «Крыйивка» и сюрреалистическая «Львовская кофейная шахта». Вот в эту «шахту» мы и направились. Расположенная в старинном доме у ратуши кофейня оформлена как невероятная шахта, в которой шахтеры добывают кофе :). Посетителям выдают каски, фонарики, и в полутьме идешь в шахту :).
Необычно и забавно, но ценник кофейни совсем не соответствовал «качеству» обслуживания. Сначала мы 20 минут ловили официанта, потом 20 минут ждали кофе (принесли остывший) и потом еще 15 минут ждали пирожные. Почему их не принесли вместе с кофе — непонятно, как и непонятно, почему так долго несли, они ведь были готовы заранее. В качестве извинений от кофейни была налита бесплатная рюмка кофейной настойки, но нам уже было жаль потраченного времени, и больше в пафосные заведения поэтому мы не заходили, хотя до поездки в обязательных планах была «Крыйивка». В таком необычном городе, как Львов, можно провести время гораздо интереснее просиживания за столиком в ожидании непонятно чего. Кормились мы в обычных кафешках, вкусно, быстро и совсем недорого. Понравилась сеть «Пузата хата», специализирующаяся на недорогой национальной кухне. Типичный обед туриста (например, котлета по-киевски или жареная на вертеле колбаска, жареная или печеная картошка «по-полтавски», вареники с вишнями, компот) стоит всего около 120 руб.
До позднего вечера мы бродили по городу. Удивила скромная подсветка центра — светились только несколько соборов и административных зданий. Но зато как!
День третий
В этот день мы решили осмотреть некоторые из замков Львовской области. Вообще говоря, замков в тех краях много, три из них (Олеський, Подгорецкий и Золочевский) образуют популярный туристический маршрут «Золотая подкова Львовщины». Увидеть Олеський и Подгорецкий замки мы сможем на обратном пути, поскольку они расположены совсем рядом с трассой Киев—Чоп в сторону Киева. А этот день мы начали с посещения руин замка в Старом Селе. К нему выводит разбитый проселок.
Туристов, кроме нас, там не было. Замок 17 века сейчас, похоже, никому уже не нужен. А жаль…
Следующая остановка — в селе Свирж. Здесь расположен великолепный замок 15 века, который наши ровесники неоднократно видели в старом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера».
Увы, реставрация внутренних помещений, планировавшаяся еще с конца 1960-х, так и не состоялась.
Могучая дверь в подвал оказалась легенькой декорацией к какому-то фильму.
Тем не менее замок впечатляет.
Вот по этому мосту несли мушкетеров их верные кони!
А вот с этой лестницы отец провожал Д’Артаньяна в путь.
Здесь мы наконец-то увидели таких же автотуристов — экипажи двух московских джипов.
Ну и третий замок на сегодня — Золочевский, отреставрированный и превращенный в музей.
На стене замка памятная доска сообщает, что перед войной в этом замке находилась тюрьма НКВД, несколько сотен казненных в июне 1941-го украинцев были захоронены прямо у стен замка. Запись на другой доске говорит о том, что в годы войны гитлеровцы использовали этот замок таким же образом, проводя здесь массовые казни евреев. Рядом с замком находится мемориал всем погибшим.
В Золочевском же районе увидели кладбище солдат национальной украинской дивизии СС «Галичина», погибших в боях с Советской Армией в 1944 году. Непростая история в этих краях…
Уже в темноте вернулись во Львов. Надо сказать, что в отличие от трассы Киев—Чоп, местные дороги Львовской области в основном очень плохие. Зачастую ехать быстрее 60-70 просто не получается — яма на яме.
Но туристический день еще не закончен — хоть и темень кругом, но ведь всего-то пять часов вечера (время же зимнее!) Поэтому мы направились посмотреть на Львовскую цитадель. Построенная во времена австро-венгерской империи, в годы войны она была фашистским концлагерем. Сейчас какие-то корпуса заброшены, в некоторых работают банк и автосалон, а одна из башен перестроена в шикарный отель. Общественность Львова долго обсуждала, этично ли такое использование. Но с такими мыслями и Золочевский замок можно закрыть…
От отеля открывается вид на центр Львова.
День четвертый
На этот день у нас была запланирован поездка на весь день в Карпаты. Все местные экскурсии мы планировали исходя из прогнозов погоды еще в Воронеже. На этот день обещали снег. Смотреть на горы под снегом лучше, чем под дождем, правда, ездить под снегом не очень :). Предстояло проехать около 500 км по Ивано-Франковской и Закарпатской области.
Маршрут проложен через небольшие городки и села. На наш туристический беглый взгляд люди живут там опрятнее, чем в Восточной Украине, да и получше, чем во Львовской области.
Вот только дороги местного значения убиты везде одинаково.
Местные власти несколько навязчиво напоминают отдельные эпизоды не столь давнего прошлого. Но не похоже, чтобы это сильно заботило местное население, наш русский никаких отрицательных эмоций не вызывает, люди радушны и приветливы.
Наблюдали занятную дорожную сценку, характерную, видимо, для всех стран постсоветского пространства. Городок Стрый, такой самостийный весь, старая архитектура, памятник Бандере, все как положено. Дорога — яма на яме, машины еле ползут. Вдруг — завывание сирены, моргание даишной мигалки. Согласно украинским ПДД, останавливаемся. Мимо нас посреди расступившихся машин по тому месту, где на нормальных дорогах рисуют осевую, гордо проезжают два черных «Лексуса» вслед за «таранной» даишной машиной. Все-таки русские и украинцы — очень братские народы, ведь у них столько общих традиций! :)
Постепенно рельеф меняется, и вот вдали появляются горы. Мы проезжаем мимо каменистых рек с перекатами и водопадами.
Наша первая цель на сегодня — заповедник «Скалы Довбуша». Это живописнейший скальный массив, в котором когда-то скрывался отряд карпатского Робин Гуда — Довбуша. Довбуш — такой же народный герой тех мест, как для русских — Степан Разин. Скалы расположены на вершине невысокой горы, у подножия которой шумит небольшой водопад.
Мы были первыми посетителями заповедника в этот день, ехали в гору прямо по снежной целине. Позади машины — следы только наших шин.
Подъем в 10% ведет на высоту всего 600 метров, но с каждой сотней метров снега становится все больше. Романтика…
И вот среди заснеженного леса проступают огромные скалы…
Неожиданно появившиеся местные ребятишки, любезно называя жену «пани», предложили прокатиться на одной из их лошадей. Мы не устояли :).
Спуск с горы оказался проще — появившиеся экскурсионные микроавтобусы немного накатали колею.
Затем мы двинулись еще дальше в горы в район карпатских горнолыжных курортов.
Чем выше мы поднимаемся, тем больше снега на дорогах. Вот мы совсем немного поднялись вверх…
А вот здесь забрались уже повыше…
Ну а тут приближаемся к одному из перевалов.
Дорога и природа вокруг завораживают, такой чистый снег мало где увидишь в наших краях.. Жаль, что постоянные сумерки, затянутое туманом или облаками небо и яркий снег мешают фотографиям передать всю красоту этих мест.
Ущелья и не очень высокие перевалы (высота около 1 км) сменяют друг друга.
Реки бурлят вдоль дороги, водопадики капают прямо на обочину шоссе. Красота!
Местами дорога почищена, посыпана песком, и вроде бы можно ехать быстрее, но не хочется — уж очень красиво вокруг :).
А наша следующая цель на сегодня — курортный поселок Пилипец. К сведению горнолыжников — там самый длинный в Карпатах бугельный подъемник. Правда, я не знаю, что это :).
Мы же, договорившись с одним из многочисленных местных извозчиков (да-да, безо всяких кавычек, извозчиков там куда больше, чем таксистов :))…
…. отправляемся к одному из самых красивых мест в этих краях — водопаду Шепит (русские называют его Шипот).
Последние полкилометра у водопада все идут пешком.
К сожалению, у самого водопада пошел сильнейший снег, изо всех сил пытавшийся залепить объективы :).
В сумерках вдоль горной реки возвращаемся к машине пешком.
Время всего лишь 16-16:30, но уже сильно темнеет. В темноте проезжаем старую деревянную церковь.
Интересно, что в этих местах жители часто у своих домов устанавливают скульптуры Христа или Девы Марии.
Затем мы вернулись на трассу Киев—Чоп, и опять попали в густой снегопад, временами скорость потока была всего 30-40 км/ч.
Прогулка в итоге получилась трудной, из-за одинаково непредсказуемых местных дорог и погоды все запланированное увидеть не получилось. Но все равно этот краешек Карпат произвел очень сильное впечатление!
День пятый
В этот день мы уезжаем из Львова, но домой пока не очень торопимся. По пути на ночевку в Киеве мы осматриваем еще три замка. Из-за несуразного расписания работы (некоторые замки открывались в 8 утра, а некоторые — только в 11) мы сначала делаем крюк и едем в Дубно. Здешний замок имеет славную историю, выдерживал он осады татар и шведов. Ну а о боях с запорожцами можно почитать у Гоголя, ведь именно здесь происходят основные события его повести «Тарас Бульба». Мы его уже видели в темноте по дороге во Львов….
…а теперь снова вернулись к нему.
С замком связано много легенд и интересных реальных историй, его часто посещали великие люди прошлого. Сейчас он неплохо отреставрирован.
Мы не упустили случая заглянуть в доступные казематы замка.
Вот только многочисленные граффити местного населения несколько портят впечатление :(.
Затем мы переезжаем в село Олесько. Олеський замок известен с 14 века, здесь служил отец Богдана Хмельницкого и здесь родился будущий король Польши Ян Собеский.
Замок понемногу реставрируется, в нем работают музей и ресторан.
Со стен замка открываются отличные виды на окрестности.
И опять эти граффити… Видимо, Олеський замок посещали «братья по разуму» тех, кто уродовал замок в Дубно :(.
Напротив замка — старый закрытый монастырь.
Рядом с Олесько находится Подгорецкий замок. Советую всем, кто «пролетает» эти края транзитом, двигаясь по маршруту Киев—Чоп, подкорректировать свой график так, чтобы непременно выделить время для этих двух замков. Впечатление будет незабываемое! Оба эти замка в фильме про мушкетеров изображали замки Франции и Англии :).
Первое упоминание о замке в Подгорцах относится к 16 веку, он неоднократно перестраивался, разрушался в войнах и вновь восстанавливался. К сожалению, до наших дней не дошли два парка вокруг замка. Сам замок вялотекуще реставрируется.
Энтузиасты ведут исследования и раскопки в замке и даже изучают местное привидение. Видимо, не зря здесь снимали передачу «Битва экстрасенсов» :).
Великолепный храм напротив замка потихоньку разрушается…
Проведя в замках почти весь день, в Киев (500 км от Львова) приезжаем уже поздно вечером. По дороге опять достает сильный снегопад.
Но мы уже привыкшие, да и дорога по мере приближения к Киеву резко становится лучше.
День шестой
Сегодня — последний день нашей поездки, и он несколько перегружен планами. Но это у нас всегда так :). Нам надо посмотреть центр Киева и прогуляться по Крещатику, зайти в Киево-Печерскую Лавру, пройти к огромной статуе «Родина-Мать»… Ну и проехать 720 км домой — ведь завтра, 8-го января, мне уже с утра на работу. В общем, обычная для нас ситуация :). Начали мы с центра Киева.
Хорошо, киевляне подсказали, что многочисленные платные парковки в центре по выходным бесплатные, да еще, оказывается, можно стоять на тротуарах. Любопытно, что культура вождения в Киеве по сравнению со Львовом явно хромает. Я бы даже сказал, что многие киевляне ездят так, как ездили в России лет 5-7 назад :). Но зато Киев удивил отсутствием пробок — два раза в разные дни проезжали город по диагонали, кружили по центру — и ни одного затора! С учетом того, что Киев не имеет полноценной окружной дороги, отсутствие пробок просто удивительно.
Мы с удовольствием погуляли по центру рождественского Киева, несмотря на сильный морозный ветер.
Было интересно пройти по неожиданно малолюдному Крещатику и Майдану Незалежности.
Затем — Киево-Печерская Лавра. Вроде бы не очень живописно вокруг из-за облетевшей листвы, зато можно оценить всю красоту старой архитектуры.
Фото внизу получилось очень символичным — на фоне старого красивого храма «Лексус» священнослужителя.
Ну и зашли на мемориальный комплекс рядом с Лаврой с «Родиной-Мать» во главе. Не так художественно, как в Волгограде, но все равно впечатляет. К сожалению, смотровая площадка на щите не работала.
После этого с чувством «миссия выполнена» направляемся в сторону дома. Дорога, хоть и в снегу, вполне позволяет держать 100-120 км/ч.
На границе — опять знакомое попрошайничество украинских пограничников. Диалог разворачивается таким образом:
Погранцы: — А если мы вас не выпустим? (типа шутят так).
Я им: — Ну и ладно, вернусь во Львов, прекрасный город, буду там жить! :)
Они: —Понравился Львов?!
Я: — Да, красивый европейский город.
Они: — Вот уважаем за такие слова, дай руку пожмем… Ну и денежек хоть сколько нибудь дай… :)
Подал 200 рублей :).
Домой в Воронеж приехали в 3:30 утра, в 9 утра был на работе. Проехали всего около 35 00 км, из них по Украине — около 2 800 км.
Немного об автоособенностях нашей поездки.
В Украине бензин дорогой — 95-й стоит от 43 до 50 рублей за литр, причем соотношение «цена-качество» работает далеко не всегда. Удивило, что украинский бензин по качеству оказался лучше многих сортов российского топлива. Говорят, что «Укрнафта» теперь получает румынский бензин. Видимо, правда, поскольку нашей «Пиканто» больше всего понравился бензин именно с «Укрнафты». Его расход колебался от 5,7-5,9 л/100 км (Львов с окрестностями + Карпаты) до 6,9 л/100 км (покатушки в Киеве, езда на 120 км/ч по трассе Киев—Чоп). Но стоило заправиться на киевском «ЛУКОЙЛе», как расход в спокойном загородном режиме подскочил до несуразных для «Пиканто» 7,7 л/100 км, а мотор отозвался недовольным ворчанием. Заправка в Курске на «ТНК» снизила расход до 7,1 л/100 км, что тоже не порадовало. В дальних поездках мы всегда считаем расход, чтобы лучше ориентироваться на заправках и снизить вероятность нарваться на некачественный бензин. Лишний раз убедился, что жалобы автовладельцев на повышенный расход топлива часто связаны всего лишь с отвратительным топливом. А другое, хорошее, еще найди…
ПДД Украины более лояльны к автомобилистам по сравнению с российскими. Можно двигаться с существенно более высокими скоростями, выезд на встречку не карается лишением «прав», засилия камер не заметили, а техосмотра нет вовсе. Но при этакой «вольнице» за всю поездку не видели в Украине ни одной аварии, даже не было мелких притертостей в том же Львове, очень сложном городе для автомобилистов. При этом значительная часть пути, около 2 000 км, прошла по сильно- и среднезаснеженным дорогам. Но стоило приехать домой, как все вернулось на свои места: даже в три утра на центральной улице у дома увидели сразу три битых машины. Пока 7 км до работы доедешь, 2-3 аварии видишь каждый день.
Наконец-то «Пиканто» первый раз за все наши многочисленные путешествия сломалась. Перегорела одна из ламп подсветки номерного знака. Купил две лампочки по 9 руб. Хорошо бы, чтобы и дальше поломки были примерно такими же :).
ВСЕ!