|
Пролог
Доброго времени суток! Данная поездка была довольно спонтанной. Началось все с того, что Евгению из Барнаула с сайта одного из автомобильных интернет-сообществ, пользователем которого я тоже являюсь, понравилась моя машина, и он порекомендовал ее другим участникам. Среди вышеупомянутых участников оказался Александр (тоже из Барнаула), которому понравились фотографии Горного Алтая в моем бортовом журнале, и он подал идею прокатиться туда этим летом вместе. Поначалу я отнесся к этой идее скептически, из-за того, что довольно трудно будет подбить отпуска. Но чем больше я думал над этим, тем все больше приходила уверенность, что данный вояж может осуществиться.
Итак, решено! Едем! Вспомнив о том, что еще в прошлом году мне на этом же сайте писал Виталий из Омска с той же целью совместных покатушек по Горному, уведомил и его. Узнав о предстоящей поездке, Виталий с радостью согласился и, несмотря на некоторые трудности, смог выбить себе отпуск под планируемую дату отъезда.
Казалось бы, все просто, отпуска получены, сроки и маршрут путешествия одобрены, но… случилась неприятность. За три дня до отъезда на машине Виталия сгорело сцепление, и он сообщил, что не едет, т.к. в Омске нет запчастей, а ждать их под заказ — две недели. Эту грустную новость я сообщил Александру, который по своей натуре не знает слова НЕТ! Он двинул идею купить Виталию запчасти в Барнауле или Новосибирске и отправить поездом или попутной машиной в Омск. Весь набор запчастей нашелся только в Новосибирске. Виталий мне скинул деньги на карту и на следующий день необходимые запчасти были мною куплены и отправлены в Омск на попутке (спасибо сайту Blablacar :), а также человеку, который их довез :)).
К середине следующего дня, машина Виталия уже была собрана, и он выдвинулся в сторону Новосибирска, где мы планировали встретиться и продолжить дальнейший путь вместе.
Теперь немного об участниках путешествия.
Экипаж №1 Бердск:
Автомобиль — Suzuki Jimny Sierra 2004 1.3L, АКПП, механическая раздатка, резина BFGoodrich All-Terrain 215/75/R15.
Водитель, организатор поездки и автор сего опуса — Дмитрий.
Штурман — моя Мама Надежда + ее подруга Оксана с дочерью Лерой.
Экипаж №2 Барнаул:
Автомобиль — Mitsubishi Pajero 3 Door 1999 3.5L, АКПП, раздатка SuperSelect, резина Cooper Discoverer STT 33x12.5 R15.
Водитель и штурман в одном лице – Александр.
Экипаж №3 Омск:
Автомобиль — Suzuki Jimny 2009 1.3L, МКПП, электронная (кнопочная) раздатка, резина BFGoodrich All-Terrain 215/75/R15.
Водитель и штурман в одном лице — Виталий.
Экипаж №4 Новосибирск (незапланированный, присоединился во время путешествия):
Автомобиль — Honda CR-V RD1 2000 2.0L, АКПП, автоматическая раздатка без управления, резина BFGoodrich All-Terrain 215/75/R15.
Водитель — Алексей.
Штурман — жена Алексея Ирина.
День 1 (13.07.2015)
Итак, день отъезда! С утра я скатался в Новосибирск, чтобы забрать Оксану и Леру с автовокзала, а затем вернулся в Бердск, где нас уже поджидал Виталий. После распределения багажа и людей по машинам, мы выдвинулись в сторону гор.
Примерно в 20 км после поворота на Бийск, мы встретились с Александром, и уже полным составом продолжили путь. Затемно прибыли на турбазу Глобус Плюс на запланированную ночевку.
День 2 (14.07.2015)
Утром следующего дня, залившись по полной на Роснефти качественным бензином, покатили по Чуйскому тракту до свертка на Усть-Кан. Про качественный бензин я упомянул не зря, но вернемся к этой теме позже.
Дорога проходила без особых приключений, пока мы не доехали до Семинского перевала. После нескольких километров подъема, стрелка указателя температуры ОЖ на моей машине поползла вверх. Да что ему надо, блин! Я же все поменял! Ну и черт с ним! Включаю печку и спокойно заезжаю на вершину перевала. Тем не менее, прогресс очевиден. Ведь на машине теперь висит передний силовик, затрудняющий обдув, но даже с ним автомобилю требуется больше времени на нагрев, чем раньше, когда стоял пластиковый бампер и проблем с приточной вентиляцией не было.
Паджеро тоже начал проявлять первые признаки перегрева. Сначала на Семинском, а затем и на Ябоганском перевале, ближе к концу подъема, стрелка температуры ОЖ на нем тоже начинала подергиваться.
После свертка с Чуйского тракта, наш путь проходил по следующему маршруту: Туекта — Ябоган — Усть-Кан — Усть-Кокса — Мульта — Маральник-1. Всего примерно 260 км, из которых 2/3 — асфальт, а 1/3 — гравийки, грунтовки и грейдер. Тем не менее, нам удавалось делать периодические отжиги по гравийным и грунтовым участкам до 100 км/ч, собирая при этом все ямы и колдобины ))).
В селе Ябоган налетели на штраф, ехали 60 км/ч вместо 40 ))). Мент успел заснять мой авто и паджеро Александра. Виталию свезло, кадр не получился ))). Настроение нам это нисколько не испортило, и мы спокойно докатили до Усть-Кана, где свернули по направлению на Усть-Коксу.
Дальнейшая дорога прошла без особых приключений. Еще засветло мы прибыли в Маральник-1, где остановились на турбазе Кедровая Опушка. На завтра был назначен выезд к Мультинским озерам.
День 3 (15.07.2015)
Итак, Мультинские озера нас ждут! Правда, мнения, на чем туда ехать, разделились. Я, моя Мама, Оксана и Лера решили ехать на ГАЗ-66, а Александр и Виталий — надумали попытать счастья и прорваться туда на паджеро.
Сказано — сделано! Загрузив в машину необходимые внедорожные приспособы, Александр и Виталий укатили вперед, а мы, погрузившись в кузов 66-го, двинулись за ними.
Надо сказать, что поездка на Мультинские озера на ГАЗ-66 или ЗИЛ-131 — это отдельный аттракцион для туристов. На спокойную езду даже не рассчитывайте! Два часа вас будет бросать и кидать по всему кузову! Точнее не два часа, а четыре! Обратную дорогу ведь никто не отменял ))).
На озера туристов возят также на УАЗах. Тоже, наверно, экстремально и интересно, но полный эффект присутствия и экшена будет только в открытом кузове грузовика. Кстати, ходят туда еще и вахтовки (закрытая будка) на базе 66-го. Но это, ИМХО, уже не то.
Теперь несколько слов о дороге, если ее, конечно, можно так назвать. В связи с тем, что, как правило, в горах часто идут дожди, дорога туда представляет сплошное грязевое месиво с глубокими колеями, промоинами и огромными каменными валунами. Периодически попадаются броды, но они не глубокие. Есть отдельная колея для ГАЗ-66 и ЗИЛ-131, а есть УАЗовская. Если вы решили поехать на озера на своем подготовленном джипе, не дай Бог вам выбрать первую. Именно эту ошибку совершили Александр с Виталием, и напрочь засадили паджеро на оба моста. В таком печальном положении, мы их и обнаружили. Благо, водитель 66-го оказался добрый дядька и вытащил им машину на более-менее ровный и сухой участок.
Но оставим пока наших героев, ибо далее наши пути разошлись. Мы продолжили движение по проторенной колее, а Александр с Виталием остались искать альтернативный путь.
И вот, после двухчасового жесткого расколбаса по ухабам, мы наконец-то достигли Нижнего Мультинского озера. Каково же было мое удивление, когда на импровизированной парковке рядом с лифтованными УАЗиками, я обнаружил стоковый лэнд крузер 100. Как он сюда доехал, непонятно.
Далее мы пошли к причалу, чтобы доплыть на моторке до Шумов и Среднего Мультинского озера. И вновь не обошлось без приключений. Во время выезда с базы стояла жаркая солнечная погода, но в горах ей свойственно меняться молниеносно. На момент прибытия к Нижнему озеру сгустились тучи, похолодало и заморосил мелкий дождик. А когда погрузились в лодку, он уже припустил как следует. Мы, по своей наивности, не захватили с собой ни теплой одежды, ни дождевиков и, соответственно, порядком промокли. Благо, по достижении противоположного берега дождь перестал, и мы смогли немного согреться, попив горячего чаю из термоса.
Пофотавшись немного на Шумах, двинулись к Среднему озеру. Погода и не думала улучшаться, дождь периодически поливал нас снова и снова, а затем и вовсе разразилась гроза. Чтобы хоть как-то согреться, мы разожгли костер и стали ждать улучшения метеоусловий.
После того, как гроза стихла, вернулись к Нижнему озеру. Оксана и Лера поплыли назад на лодке, а я и Мама — решили идти пешком вдоль берега (примерно 3,5 км). Цель этой пешей прогулки была лишь одна — согреться в движении. Так оно и вышло, во время пути мы как следует согрелись и даже немного подсушили одежду.
Обратный путь до турбазы описывать не вижу смысла, т.к. особо ничего интересного не происходило. Отдельно хочу сказать о Лере, которая всю дорогу туда и обратно с индейским спокойствием демонстрировала всем свой покер фейс, и даже успела поспать и поесть. Замечу, что все эти действия, она производила при дикой тряске и периодических подскоках и подпрыжках на колдобинах.
Вернувшись на базу, мы обнаружили заляпанный грязью паджеро, стоящий рядом с беседкой, в которой Александр с Виталием в такой же грязной одежде — распивали водку. «Видимо, рубилово удалось на славу», — подумал я и поспешил расспросить их о произошедшем.
Как оказалось, до Мультинских озер они так и не доехали, хоть и шли потом по УАЗовской колее. Решающим фактором в данной ситуации оказалось отсутствие лебедки, а также второй машины, которую можно было бы использовать в качестве буксира.
Ну а теперь о том, какой ценой обошлось им это приключение. На паджеро помято крыло и задний бампер, прилично замят топливный бак и порог, оторван датчик ABS на одном из колес, повреждено крепление экспедиционного багажника, забиты грязью радиаторы и подкапотное пространство. Думаете, это все? Как бы не так! Когда паджеро насадился на пень, его задним ходом выдергивал УАЗ и порвал при этом трос. Все бы ничего, но парни нарушили технику безопасности, не повесив на трос куртку или другой сопоставимый предмет, гасящий инерцию при возможном разрыве. В результате, в УАЗе разбило лобовик, ранив при этом водителя и штурмана. Слава Богу, что обошлось малой кровью и никого не убило. За разбитое стекло Александру, само собой, пришлось раскошелиться.
https://www.youtube.com/watch?v=fjcNVirMvos
https://www.youtube.com/watch?v=gD5E1K8tGpg
Тем не менее, ребята остались всем довольны и изъявили желание вернуться сюда на следующий год, чтобы довершить начатое!
Остаток вечера прошел в дружеской беседе у костра. Назавтра нам предстояло совершить непростой перегон протяженностью более 500 км.
День 4 (16.07.2015)
С утра встали пораньше, т.к. предстоял длинный перегон до поселка Чибит (от Маральника-1 до Чибита — 425 км.) Кроме того, мы хотели прокатиться в сторону Тюнгура, чтобы полюбоваться видом на Белуху, а также посмотреть слияние реки Аккем (алт. белая вода) с Катунью. Итого, вырисовывался крюк еще в 120 км.
Настроение у всех было бодрое и приподнятое. Несмотря на вчерашнее купание под дождем, никто не простыл и не заболел, ибо с вечера все предусмотрительно наглотались ринзы, а также огненной воды.
Доехав до трассы P373, повернули по указателю на Тюнгур. После вчерашних грязевых ванн, паджеро стал ощутимо подогреваться даже на небольших подъемах. Видимо забились радиаторы, в связи с чем, в планы на сегодня, добавилось посещение мойки в Усть-Коксе на обратном пути.
Доехав до села Катанда, решили расспросить у местных, откуда открывается панорама на Белуху. Добрая женщина-продавец из продуктового магазина, подробно описала дорогу через село, а также указала гору, на которую необходимо было подняться для лучшего обзора.
Добравшись до обозначенной горы, я и Виталий начали подъем. Остальная часть коллектива предпочла расслабиться и осталась внизу. Если честно, я сомневался, что мы увидим Белуху, т.к. в начале восхождения не было и намека на наличие снежных пиков. Но наши усилия оказались не напрасными, с набором высоты нашему взору открылись три заветные жемчужно-белые вершины.
После небольшой фотосессии спустились вниз и продолжили движение. Проехав Тюнгур, остановились, чтобы полюбоваться слиянием Катуни и Кучерлы. Далее дорога стала существенно хуже, поэтому оставшиеся 15 км пути тащились чуть ли не целый час.
И вот он — долгожданный брод через реку Тургунда, а сразу за ним — слияние рек Аккем и Катунь.
Быстренько засняв всю эту красоту, поспешили в обратный путь. Впереди нас ожидали пять сотен километров непростой горной дороги.
В Усть-Коксе заправили баки под горлышко, а также заскочили на мойку, где у паджеро помыли радиаторы. С этого момента я впервые ощутил все «прелести» местного топлива. Машина стала хуже тянуть, появился посторонний стук и треск в двигателе, особенно под нагрузкой в гору. Потерю мощности ощутил и Виталий, а Александру было как-то все равно, т.к. запас лошадок под капотом его паджеро был приличный.
Далее тупо ехали почти без остановок. В целом, дорога прошла без приключений, за исключением небольшого инцидента, когда на грейдерном участке между Усть-Каном и Туектой у Александра развалилось крепление экспедиционного багажника. В связи с чем целый час мы простояли на вершине перевала Чике-Таман, в течение которого Александр убрал с багажника тяжелый груз, а также немного подлатал крепление, чтобы экспедиционник не сорвало потоком воздуха во время движения.
Починившись, полетели до Чибита. Надо сказать, что ночные отжиги по Чуйскому тракту со скоростью в 100 км/ч — это что-то. Повторять строго не рекомендуется.
В Чибит прибыли около часа ночи и заселились на турбазе Кочевник. Назавтра по плану было посещение Акташского ретранслятора, а также урочища Кызыл-Чин.
День 5 (17.07.2015)
Итак, снова раннее пробуждение и быстрые сборы. В связи с тем, что моя машина греется на подъемах, было принято решение ехать на ретранслятор на двух автомобилях. Если бы было прохладно, то я, наверно, заехал бы и сам, но по прогнозу на сегодня обещали жару за 30 градусов. Поэтому лишний раз не стал напрягать своего джимника. Я и так знаю, что он это может.
После легкого завтрака мы принялись выгружать все лишние и тяжелые вещи из паджеро Александра и джимни Виталия, и переносить их в домик. Закончив с этим, распределились по машинам и выдвинулись в путь. Доехав до поселка Акташ, повернули с федералки налево по указателю на Улаган. Немного отъехав от села, ушли на развилке направо. Левая дорога ведет в районный центр — Улаган.
Как только свернули с асфальта, сразу же пошла убитая грунтовка с постоянным уклоном в гору, местами достаточно приличным. Кроме уклона, наше продвижение периодически замедляли сложные участки с крупными торчащими камнями и валунами, а также глубокие промоины от ливней и весенних паводковых вод, на которых машины давали приличный боковой крен.
Проехав от развилки не более 3 км, услышали сигнал от идущего сзади паджеро и увидели, что он останавливается. Оказалось, что Александр вскипятил мотор и перегрел АКПП, и это при том, что он поднимался с включенной печкой на полную. Даже мойка радиаторов накануне не помогла, видимо, есть еще какой-то косяк в его системе охлаждения.
Делать нечего, Александр свернул на обочину и остался охранять машину, а мы, втиснувшись впятером в джимник Виталия, продолжили движение. До ртутного рудника добрались без проблем. Как и в прошлом году, злые охранники с собаками пропустили нас через шлагбаум за 100 руб.
Далее пошли уклоны посерьезнее и джимке местами приходилось несладко. Как-никак — 5 человек в салоне! Несколько раз двигатель глох, и было очень страшно, когда машина с большим ускорением откатывалась назад при попытке вновь тронуться в гору.
Но все обошлось, и вот мы уже на верхней смотровой площадке! С погодой также основательно повезло. С такой высоты, как на ладони, отлично просматривались панорамы Курайской степи и Северо-Чуйского хребта, долины рек Чуи и Мажоя. Видно было даже жемчужину алтайских гор — Белуху! Кроме того, нашему взору предстало озеро горных духов (ртутное озеро), а также долина ртутной речки Ярлыамры.
Пробыв на смотровой минут 15, загрузились в джимника и потихоньку пошли на спуск. Когда уже проехали рудник, увидели летящий навстречу на большой скорости паджеро. Как оказалось, у Александра не выдержали нервы из-за нашего долгого отсутствия, и он поехал нас искать. Масла в огонь также подлила информация от спускающихся сверху машин о том, что нашего джимника никто не видел. Видимо, по какой-то причине, мы с этими машинами разминулись. Существует ведь и альтернативный путь в обход рудника.
Далее уже вместе спустились к развилке и остановились немного отдохнуть. Во время отдыха увидели, как мимо нас в направлении ретранслятора проезжает белая хонда цр-в с новосибирскими номерами. Александр, недолго думая, сложил в замок кисти рук и потряс ими над головой, что типа значило — «Давай не робей, браток! Заедешь!» Этот жест не был оставлен без внимания, т.к. хонда тут же остановилась. Из нее вышел молодой парень и двинулся в нашем направлении…
Тем временем в белой хонде…
— Дорогой, ты уверен, что нам туда нужно?
— Не волнуйся, милая! Я читал отчет о поездке на этот ретранслятор на дроме, путь туда вполне безопасен! Вон посмотри! Нам даже желают удачи! Видишь того крепкого мужчину в татуировках возле припаркованных внедорожников?
— Ага. Вижу!
— Остановлюсь-ка я и расспрошу про дорогу…
С этими словами Алексей, водитель хонды, и направился в сторону нашей компании. Чтобы вы не гадали, второй участник вышеприведенного диалога — жена Алексея, Ирина.
И чем ближе подходил к нам Алексей, тем все четче вырисовывался в его поле зрения образ автора отчетов по Алтаю на дроме (т.е. меня), которого он сразу заприметил среди нашей тусовки. Могу даже представить примерный поток мыслей в его голове:
— Не может быть! Это же он! А может, не он? Да неее, вроде он! Только джим какой-то не такой! Но это и не важно, машину ведь поменять — дело времени!
Затем состоялся следующий диалог:
— Здравствуйте!
— Здравствуйте!
— Это вы писали отчет про ретранслятор на дроме?
— Да, я. А как вы узнали? Ведь моей машины здесь нет!
— Я узнал вас в лицо!...
Далее я подробно объяснил Алексею, как проехать на ретранслятор и показал спутниковые снимки. Также расспросили друг у друга о дальнейших планах. Алексей сказал, что сегодня к вечеру они хотят доехать до перевала Кату-Ярык, а после поедут на ЮБТО и каменные грибы. Я ему сообщил, что завтра мы выдвигаемся в том же направлении. На что Алексей ответил: «Тогда до встречи в долине Чулышмана!» На тот момент, я и предполагать не мог, насколько пророческими окажутся эти слова. В общем, на этом месте пожелали друг другу удачи и разъехались.
После беседы с Алексеем мы вернулись в Акташ и, перекусив в местном кафе, двинулись в сторону урочища Кызыл-Чин. За моим джимом на базу решили не заезжать, чтобы не тратить время.
Довольно быстро долетели по асфальту до села Чаган-Узун, свернули в него по мосту через Чую, и далее, полевыми дорогами, двинулись в предполагаемом направлении в сторону урочища. Кстати, не советую быстро гонять по этим полевым грунтовкам за селом. Рано или поздно, на вашем пути окажутся ухабы и тогда… В общем, мы несколько раз довольно жестко подлетели, почти как на сафари в африканской саванне ))). А жара вокруг и впрямь стояла африканская! По ощущениям, было градусов +35 +37. Паджеро вновь кипел прямо на ходу, хотя серьезных горок вообще не было.
И вот, наконец-то, вдали показалось оно. Ребята, это надо видеть вживую! Такое буйство красок и их разнообразных сочетаний в одном месте — надо еще поискать! А ведь это всего лишь цветная глина! Но как же она красива, особенно в солнечную погоду!
Для тех, кто поедет на Кызыл-Чин впервые, сообщаю следующую информацию. До урочища можно добраться полевыми дорогами, как по левому, так и по правому берегу одноименной речки Кызыл-Чин. Чтобы проехать по правому берегу, эту речку придется пересечь, но воды в ней настолько мало, что обычному кроссоверу, а тем более внедорожнику, это не составит труда. Также, по пути туда, на правом берегу реки Чаган-Узун, вы будете видеть урочище Кызыл-Чин 2. Не пытайтесь к нему проехать, потратите только время. Дорога туда идет совсем из другого места.
Кстати, в Казахстане есть аналоги этого урочища, под названиями Киин-Кериш и Шекельмес.
После продолжительной фотосессии мы двинулись в обратный путь. Перед Акташем заскочили на базу Мены, чтобы посмотреть на гейзеровое (голубое) озеро. Но т.к. солнце село за ближайшую гору, то вид был уже не тот.
Остаток вечера, провели на базе в беседе у костра с шашлыками. На завтра, я и Виталий планировали посещение перевала Кату-Ярык, водопада Куркуре и каменных грибов, а Александр, увы, по ряду личных обстоятельств уезжал домой. Хотя было видно, что он очень хотел остаться. Эта потеря для нашего коллектива оказалась не единственной. Оксану срочно вызвали на работу в связи с внезапно образовавшейся командировкой. Александр любезно согласился подвезти ее и Леру до ближайшего автовокзала, чтобы оставшаяся часть команды смогла не прерывать путешествие и продолжить его по дальнейшему намеченному плану.
День 6 (18.07.2015)
С утра пораньше на базу забрело стадо коров и что-то шерудило в костровищах, разгребая мордами золу. «Что они там ищут? Может, в золе есть полезные микроэлементы?» — подумал я. Но оказалось все проще, коровы искали остатки вчерашнего шашлыка, пожаренного туристами накануне вечером. Мы это поняли после того, как одна из коров стала облизывать нашу гриль-решетку с мясными остатками. Ради эксперимента мы кинули ей несколько кусков жареного мяса. И вы представляете! Она все слопала! Не думал, что коровы могут быть плотоядными! Правда, шашлык, который она ела, был из индейки. Жаль, что не было говяжьего. Корова — ест корову, это бы был вообще нонсенс!
Ну, да ладно. По-быстрому собравшись, попрощались с Александром, Оксаной и Лерой и уже в две машины выдвинулись в сторону долины Чулышмана. Погода вновь обещала быть очень жаркой, т.к. уже с утра было около +30 градусов.
На подъезде к перевалу Кату-Ярык встретили двух джимников с номерами Алтайского края.
Далее была короткая остановка на верхней смотровой площадке, а затем неспешный спуск с Кату-Ярыка в долину.
После спуска у нас по плану было посещение водопада Куркуре, в связи с чем на одноименной с перевалом турбазе мы наняли лодку для переправы через Чулышман, т.к. водопад находится на другом берегу данной реки.
Переплыв реку, направились в сторону водопада, до которого по прямой было около 4 км. На момент нашего похода был уже полдень, и стояла просто нестерпимая жара (около +38 градусов). Пройдя примерно километр, я понял, что мне туда идти не нужно, точнее нужно, но тащиться туда по такой жаре, лично для меня — было бы сомнительным удовольствием. Тем более, что я ходил на этот водопад в 2013 году. И я остался отдыхать в тени под деревом, а мои спутники (Мама и Виталий) продолжили поход, т.к. они Куркуре еще не видели. Примерно через полтора часа, порядком вымотанные, они вернулись, но сказали, что оно того стоило.
После водопада мы планировали скататься до каменных грибов, а к ночи вернуться на базу Кочевник. Но взвесив все за и против, надумали в этот день уже никуда не ездить и остаться на ночевку на турбазе Кату-Ярык. А завтра утром, по прохладцу, сгонять на грибы. На том и порешили.
Заселившись в трехместный домик, остаток дня провели в полном расслабоне и утруждали себя лишь тем, что пили воду и прочие жидкости — целыми литрами ))).
К вечеру в небе сгустились тучи, загремел гром, но поднявшийся сильный ветер в Чулышманском каньоне так и не дал грозе войти в долину. А жаль, после дикого дневного палева нам так хотелось прохладного дождя. Оставалось только надеяться, что близость подошедших атмосферных фронтов хоть как-то снизит температуру окружающего воздуха.
День 7 (19.07.2015)
С утра встали рано, чтобы до жары успеть слазить на каменные грибы. От Кату-Ярыка до турбазы Каменные грибы долетели всего за час. Помнится, когда я ездил туда на фунтике, дорога заняла втрое больше времени.
Прибыв на базу, пошли искать лодочника. Нашли его довольно быстро, но в связи с тем, что в столь ранний час он уже пребывал в нирване, нам пришлось обождать минут 15-20, пока он дойдет до нужной кондиции.
В ожидании лодочника, прогуливаясь по пляжу, наткнулись на припаркованный белый цр-в Алексея, которого мы встретили на дороге, ведущей к ретранслятору. Поначалу мы подумали, что в машине никого нет и Алексей спит где-то в домике или палатке. Но нет! Оказалось, что Алексей с супругой спал в машине, и мы стали невольными свидетелями их пробуждения.
Первым вышел к нам Алексей и был очень рад нашей новой встрече. А затем появилась — внешне немного восточная, кареглазая и черноволосая красавица — жена Алексея, Ирина. Здесь мы впервые познакомились с ней, т.к. при первой встрече общались только с Алексеем, а Ирина из машины не выходила.
Во время беседы выяснилось, что Алексей на Акташский ретранслятор так и не заехал. Ему удалось подняться лишь чуть выше рудника, а затем на очень крутом подъеме машина не вытянула и просто встала на месте, при этом не пытаясь даже шлифовать колесами. По мнению Алексея, подняться ему помешали нестандартные шины, а также плохое качество топлива. Но, ИМХО, дело тут только в бензине. Алексей так же, как мы, жаловался на резкую потерю мощности после того, как залился на местной заправке.
Также Алексей сообщил, что вчера они были на ЮБТО, а сейчас пойдут на каменные грибы. Т.к. мы собирались туда же, то возникло предложение пойти туда вместе. Но поскольку ребятам требовалось время на сборы, а лодочник, который, кстати, представился Юркой и сказал, что он якут, хотя внешне — вылитый алтаец, уже дошел до нужной кондиции, то мы условились, что встретимся непосредственно на грибах.
Перебравшись на другой берег Чулышмана, мы потихоньку побрели в гору. Солнце снова палило вовсю, хотя не было еще и девяти часов утра. Так что нам стоило, как минимум, приехать сюда на час раньше, ну а теперь уже куда деваться.
В целом, двухкилометровый подъем в гору занял около часа. Не представляю, как последующие группы туристов восходили после нас, по такой жаре — это лютый мазохизм.
После фотосессии на грибах я уже было собирался идти вниз (Мама и Виталий ушли на спуск раньше меня), как вдруг увидел, что мне навстречу поднимаются Алексей и Ирина. И снова завязался разговор о дальнейших планах, во время которого я сообщил, что завтра мы собираемся покорять Белобомский ретранслятор (перевал Ачик). Алексею настолько понравилась эта затея, что он решил примкнуть к нашей команде. Таким образом, в нашей компании снова стало три автомобиля!
Вернувшись на базу и дождавшись Ирину и Алексея, мы взяли курс на Кату-Ярык. В связи с тем, что хонда не могла так быстро ехать по гребенке, как джимники, мы условились, что встречаемся на турбазе у подножия перевала.
К моменту отъезда жара уже стояла под 40 градусов. В этих условиях моя машина стала греться на малейших подъемах. Приходилось периодически останавливаться и остужать мотор.
Тем не менее, несмотря на задержки из-за перегрева, наш экипаж обогнал хонду на целых 45 минут! А Виталий и того больше, т.к. ехал без остановок. Правда, надо учесть, что ребята тоже останавливались на фотосессии. Смысл всего вышенаписанного — не в хвастовстве и бахвальстве, типа — вот как мы быстро гоняем. Просто хочется сказать, как все-таки важна энергоемкость подвески на плохой дороге! Зато на асфальте хонда оставит джимники — далеко позади!
После прибытия на базу Ирины и Алексея было принято совместное решение — потусить возле речки до вечера, и уже по вечерней прохладе, двигаться до Акташа.
И вот, в пятом часу вечера, мы приступили к штурму перевала! Первым поехал Виталий. Он забрался с включенным полным приводом и с использованием пониженных передач. Далее пошел я. На удивление, мой джимка залетел на перевал — чисто на полном приводе, на первой и второй передаче. Пониженный ряд трансмиссии я не использовал. Ну, а Алексей на хонде — заехал просто на первой передаче, т.к. понижайки на данной машине нет.
Немного передохнув на вершине перевала, мы двинулись дальше, заблаговременно условившись с Алексеем, что подождем его перед Улаганом, где начинается асфальт, т.к. ехать быстро по грейдеру хонда не могла.
От Улагана до Акташа, а затем и до Чибита ехали уже вместе. Затемно прибыли на турбазу Кочевник, где и остановились на ночевку.
День 8 (20.07.2015)
Итак, сегодня нашему обновленному коллективу предстояло покорить Белобомский ретранслятор (перевал Ачик)! После недолгих утренних сборов выезжаем в направлении поселка Белый Бом. По приезде в село принимаем решение ехать только на двух машинах. В связи с чем все лишние и тяжелые вещи из хонды Алексея и джима Виталия перегружаем в мой авто.
Закончив переброску вещей, распределились по машинам. Я сел в джимник Виталия (он был ведущим), а моя Мама составила компанию Алексею и Ирине. Переехав Чую по мосту и сразу за ним повернув направо, мы двинулись дальше в предполагаемом направлении.
Теперь несколько слов о дороге, а точнее, ее сравнение с дорогой на Акташский ретранслятор. Во-первых, она более ровная. Ухабы, промоины и крупные камни, конечно же, присутствуют, но в гораздо меньшем количестве. Во-вторых, средний уклон дороги здесь явно меньше. Крутые подъемы на перевале Ачик тоже встречаются, но по крутизне они уступают акташским. Ну, а самое главное отличие в том, что тут есть броды. Но они неглубокие и серьезных препятствий собой не представляют.
В общем, примерно через 2 часа после начала подъема мы добрались-таки до ретранслятора. Джимник заехал вообще легко, а вот хонде местами приходилось тяжеловато, главным образом из-за более длинной базы и отсутствия понижайки. Но, тем не менее, она справилась!
А вот с погодой нам не подфартило, небо в этот день заволокли облака, и стояла довольно плотная дымка, поэтому о хороших видах можно было только мечтать. Зато наконец-то спала уже порядком надоевшая жара. А на вершине перевала мы даже умудрились замерзнуть (по ощущениям было не более +12 градусов).
Тем не менее, сквозь дымку нам удалось разглядеть очертания Белухи, а также других заснеженных хребтов. Отсутствие красивых видов нисколько не испортило нам настроения. Ведь теперь у нас появился лишний повод вернуться сюда в хорошую погоду.
Спуск с перевала занял примерно столько же времени, сколько и подъем. Менее чем через два часа мы уже были на парковке, на которой оставили моего джима.
Теперь о происшествиях, случившихся в дороге. На подъеме туда, при преодолении очередного брода, джимни Виталия стащило в промоину, и был реальный риск перевернуться. Раз или два, по ощущениям Алексея, двигатель хонды нагревался до критической температуры, хотя стрелка соответствующего прибора показывала норму. Очевидно, имел место локальный нагрев. На обратном пути хонда перегрела тормоза, и была вероятность того, что могло повести тормозные диски при преодолении бродов. А джимник Виталия на одном из спусков немного занесло, вследствие чего был касательный удар о здоровенный камень на обочине. Как результат — покоцан литой диск и пластиковая накладка двери.
Пообедав в кафе в Белом Боме, мы продолжили путь. У Алексея был вариант поехать на Мультинские озера, но взвесив все за и против, он решил отложить поездку туда на другой раз, и продолжил движение вместе с нами до базы Глобус Плюс, где мы и остановились на ночевку. Правда, в связи с отсутствием мест в Глобусе, Алексею и Ирине пришлось заселиться в соседнем Золотом Гелионе, но эти базы, по сути, находятся на одной территории.
День 9 (21.07.2015)
Настал последний день путешествия — день возвращения домой. Алексей вроде бы хотел остаться еще на денек и скататься до Телецкого озера, но в итоге передумал и решил ехать вместе с нами до самого Новосибирска.
Короткие сборы и в путь! Машина, кстати, после вчерашней заправки на Роснефти буквально ожила! Появилась бодрая динамика, и пропал наконец-то посторонний стук и треск в двигателе под нагрузкой, который уже порядочно надоел.
Дабы возвращение не было таким скучным, заехали в село Манжерок, чтобы прокатиться на горнолыжном подъемнике.
После подъемника надумали еще съездить в дендрарий «Цветущая долина» (ООО «Биолит») в селе Алтайское. Для тех, кто не в курсе, данное заведение работает в перспективной сфере фитотуризма и осуществляет следующие услуги:
- экскурсии по питомнику и дендрарию,
- продажа садовых и декоративных растений для ландшафтного дизайна,
- знакомство с искусством ландшафтного дизайна и консультации специалистов,
- отдых на берегу родниковых озер,
- игровые площадки для детей, водные горки, вышка для ныряния в пруд,
- дегустация продукции, изготовленной компанией «Биолит» на основе алтайских трав,
- мастер-классы по уходу за кожей лица и тела,
- консультации высококвалифицированных специалистов, подбор индивидуальных оздоровительных программ,
- продажа оздоровительных продуктов.
На этом культурная программа на сегодня была окончена, и дальнейшая дорога прошла почти без остановок.
Уже затемно въехали в Бердск и остановились на парковке, чтобы попрощаться. После дружеской беседы мы покатили в свой микрорайон, а ребята двинули дальше до Новосибирска.
Так закончилось это увлекательное и насыщенное приключениями путешествие. Безусловно, в сердце каждого из нас оно оставило яркий след. Просматривая долгими зимними вечерами фотографии, мы будем с теплотой и улыбками вспоминать о том, что с нами происходило. Надеюсь, что такие путешествия повторятся в нашей жизни еще много раз! Чего и всем желаю!
Эпилог
Ну а теперь настало время подвести краткие итоги данного путешествия.
Резюме о поездке:
В целом, очень удачное путешествие. Благодаря четкой организации, расхождения с первоначальным планом были минимальными. Из запланированного не посетили только Мажойский каскад и перевал Салджар, но лишь потому, что я посчитал эти достопримечательности не совсем актуальными после увиденного. С погодой тоже, можно сказать, откровенно везло. За исключением дождя на Мультинских озерах и последующей трехдневной жары, все было отлично. Ну и самое главное! Благодаря этой поездке я приобрел новых друзей! А это, согласитесь, бесценно!
Резюме о машине:
Все было хорошо, кроме двух моментов:
- Капризы с перегревом двигателя на затяжных подъемах и в жару (что было вполне ожидаемо).
- Отсутствие хорошей тяги и посторонние шумы в двигателе после заправки местным бензином (тут, тем более, не ее вина).
В остальном, машина больше не доставляла никаких хлопот.
Ну, и напоследок, пара цифр:
Пройденное расстояние — 2500 км.
Затрачено денег на поездку (питание/проживание/бензин) — 25000 руб.
Всем добра!