Алтай. Минуя туристические маршруты и семь перевалов за семь дней

Алтай. Минуя туристические маршруты и семь перевалов за семь дней

27.08.2015 | 23777 просмотров

Планировать эту поездку начали еще во время прошлогоднего путешествия. Тогда мы были только пассажирами и, мягко говоря, многое было мимо.

И тут подкрался отпуск, бодрый «девятос» уже бьет копытом — надо ехать. Изначально распланирован был неспешный маршрут на две тысячи километров, с заездом в Тюнгур, Акташ и Улаган. Участники: Александр, Анастасия, Белка и Девятка. Главной целью считали осмотр села Черга, для последующего переезда туда на постоянное место жительства. Все пошло совсем не так...

6 августа

Проспали. Нагло проспали. Выезд в четыре утра вдруг перенесся на пару часов, поэтому, наспех скидав манатки в машину, помчались на выезд из города, чтобы не собрать утренние пробки. Из города выбрались, позавтракали в Тальменке, заскочили на балансировку в районе Барнаула, в Сростках первая серьезная остановка. Затарились вкусняшками на местном рынке, нашли съезд к Катуни, немного повалялись, перекусили. Настя была готова остаться там, лишь бы никуда уже не ехать. Пришлось настоять на своем. Едем дальше. До Усть-Семы низко пролетели, интереса к местным достопримечательностям не было никакого. В Чергу прибыли часам к двум. Заскочили в сельскую администрацию, поболтали с тетушкой про обстановку, работу, продажу недвижимости… И тут, непонятным образом, все желание жить в Черге как-то улетучилось, зато начал манить указатель на Усть-Кан. Навителу я не доверял, поэтому, вооружившись поговоркой «Язык до Киева доведет», поехали через село в сторону Улус-Черги. По сравнению с М-52 на этом направлении просто умопомрачительные красоты. И, даже, асфальт. Как оказалось, асфальта совсем немного, через десяток километров начинается среднего качества гравийка. Вот по этой гравийке совершенно неожиданно мы забрались на первый перевал в этом путешествии. Информации об этом перевале в сети почти нет, называется он, вроде бы, Верх-Кукуя. Наверху отпустили Белку погулять, а она, упоровшись запахами трав, чуть не уехала на Девятке))).

Дальше я был сосредоточен на обруливании камней, Настя восхищалась красотами, забывая их фотографировать, упоротая Белка отсыпалась на заднем сидении. Дорога достаточно пыльная, на скорости до 100 очень неровная, поэтому, следуя поговорке «больше скорость — меньше ям» валил там 100+, поднимая неимоверные клубы пыли, но притормаживая перед редкой встречной машиной, пешеходом и во всех поселениях. Быстро доехали до Усть-Канского района, где внезапно начался асфальт и второй перевал — Чакырский. Честно говоря, о наличии перевала я стал догадываться, только когда пришлось понижать передачи и часто крутить рулем. Только наверху стало понятно, что место какое-то сказочное. На фото не косяки с выдержкой и светочувствительностью, а именно та атмосфера. Темно вокруг и голубое небо. Видимо, в удачный момент мы заглянули.

Дальше была ничем не примечательная дорога до Усть-Кана. В Тюнгур решили не ехать, рванули в сторону Усть-Кумира, ибо там есть довольно приятное место для отдыха, прямо на слиянии Кумира и Чарыша, о котором я знал. Две ночи провели там, отсыпаясь и ничего не делая, дыша свежим воздухом. Охранял нас Друг, настоящее имя которого мы так и не узнали))).

8 августа

Ночной ураган, утренний дождик и кончившийся газ в баллоне намекнули нам, что хватит лениться. Едем. Пока за газом, а там видно будет. На третий перевал — Ябоганский (Ябаганский) — мы приехали по пути к М-52, к нему я был готов, но он оказался тяжелее, чем я думал (лет шесть назад на ТурерВ мы на него взлетали легче). Наверху, как обычно, сохатник, за что спасибо туристам. Старались не ловить в кадр горы мусора.

Заправка на Нефтебазе, поворот направо, едем в Акташ. Перевал Чике-Таман описывать не буду — про него и так все знают, он был четвертым. Пожалел только о том, что пропустил на подъем перед собой крузака. Думал, быстро поедет, а в итоге дышал ему в спину. За перевалом совсем другой Алтай. Суровый.

И красивый.

Это, кстати, пятый наш перевал — Улаганский, где мы и встали на ночлег, предварительно перекусив мантами на этом же перевале (не реклама, но рекомендую)…

— Саш, смотри какой пес странный пришел.
— Ну а чО, пес да пес, овчарка вроде.
— Он как-то тихо появился, я почувствовала пристальный взгляд со спины. И Белка с ума в машине сходит.
— Нормальный такой пес, —почесал его за ухом, — только, правда, странный какой-то, даже хвостом не вильнул. Вроде дружелюбно настроен, видать пожрать просит.
— Ага, тока чет он отожратый, не похож на попрошайку.

Белка в это время бесновалась в машине, решили познакомить её с новым ухажером. Она понюхала и начала ломиться обратно в машину. Тот, в свою очередь, очень спокойно её обнюхал и прилег в сторонке.

— Саааш, чет он меня напрягает. Не похож он на собаку.
— Да фиг с ним, давай уже палатку ставить…

(минут сорок возимся с палаткой, кипятком, шмурдяком)

— Щас я его вспышкой напугаю, пускай гуляет с зайчиками, — настроение приподнятое.

— Чет не боится он вспышки, странный какой-то. Еще и на волка похож… — уже не по себе.

 

— А ну-ка давай меня с ним сфотай, чтобы было! — сыкотно, но зверь не дает повода бояться сильно.

Пока я лазил по кустам в поисках дров, этот негодяй ходил за мной по пятам, причем очень тихо и ВСЕГДА оказывался сзади. Случайно нашел резиновый мячик на поляне, кинул ему))) Он его взял в зубы и унес. Больше не появлялся.

9 августа.

Ночью было очень холодно, утром, как ни странно, тоже было очень холодно. Дров с вечера я так и не нашел, поэтому обходились газом. Сходили в харчевню на перевале, поинтересовались у местных, не водится ли у них подходящая под наше описание собака. Они развеяли наши сомнения и уверенно сказали, что это был волк. А я его за ухом чесал, блин, думал овчарка))). Спускаясь к палатке, нашли плантации ягоды и парочку грибов (с голодухи вкатит).

Ехать в сторону Кату-Ярыка цели не было, поэтому бродили по перевалу, наслаждаясь красотами, игрой света и чистейшим высокогорным воздухом.

Погода, правда, испортила наши планы остаться еще на одну ночь. К обеду промерзли до костей от сильного ветра. Спонтанно было принято решение спуститься в долину Катуни и ночевать уже там. Сказано — сделано, летим вниз. Короткие остановки возле Красных ворот и порогов, покупка подсолнечного масла для жарки собранных грибов и халявная полянка километрах в двадцати от Акташа. Полянка со всеми прелестями халявности. По кустам надо ходить осторожно, дабы не подорваться на заботливо оставленных минах.

10 августа

Лень снова взяла верх. Водные процедуры в Катуни, валяние на травке с целью загореть, поджарка грибочков с картошкой. Часа в четыре вечера шило где-то возмутилось, и мы, резко скидав шмурдяк в машину, рванули в сторону Чике-Тамана. Сразу за Купчегенью, перед самым перевалом обнаружилась замечательная поляна для ночлега (отметил в Викимапии). Огромное количество дров, чистейшая вода в ручье, чистота вообще на всей поляне… Вечером местные нас обезжирили на три сотни (мы были готовы, таблички на въезде стояли). Оно того стоило.

11 августа

Жара в палатке очень рано выгнала нас на свежий воздух. Традиционный утренний кофе в кастрюльке, набор воды во все емкости. Тут вдруг я решил погонять Навител и обнаружил проселочную дорогу от Куроты в Ороктой. А так как мы решили, что нам надо пофотографировать пороги в районе Ороктойского моста, этот путь нам сильно сократил бы пробег. Едем? Едем!

Шестым перевалом снова стал Чике-Таман. На этот раз никого вперед не пускал, прошли без помех, оппоненты нюхнули выхлоп. До Куроты ничего интересного не встретили, свернули по навигатору на пыльный проселок, которым нас уже не напугать. В Нижней Талде встретили группу велосипедистов.

— Ребят, вы случайно не с той стороны едете? — показал пальцем в направлении «туда».
— Да, оттуда.
— Как там дорога, проехать можно?
Девушка из группы вступила в диалог.
— Ну, подняться, вообще, нормально, а вот спуститься, — посмотрела так на Девятку, — на вашей машине не получится. Если только большие (рисуя круг в воздухе) колеса поставить и то вряд ли.
— Ясно, попробуем, спасибо.

После этого разговора забрало упало, пульс участился, тапок в пол… Подъем великолепен! Альпийские луга, пасущиеся коровки. Встретили компанию сарлыков…

…пасущегося за забором марала…

…и множество ручейков, камней, ворот.

Подъем действительно оказался не очень сложным, не считая пары ударов брюхом о камни. В состоянии эйфории на первой-второй мы гребли вверх. Про то, что мы на вершине перевала, я догадался, только увидев ленточки на деревьях. Остановка, фотосессия на память.

Дальше стало веселее…

Самая жесть осталась за кадром))) на фотках, скорее, показушные проходы. И да, мы спустились! Забрало было поднято, пульс устаканился. Жалко затерлась большая часть этого спуска на регистраторе, слишком поздно додумались флешку отложить. На Ороктойском мосту заскочили в закусочную (всем рекомендую), пообщались с очень милой парой коренных алтайцев, обсудили все прелести и опасности сплавов через пороги. Дальше остановка возле порога, несколько снимков.

В Чемале взяли детский крем для обработки обгоревших частей тела и пулей полетели прочь, не забыв прихватить немного медовухи где-то по пути к Усть-Семе. Ночевать поехали в сторону Семинского перевала, который так и не стал восьмым в этой поездке. Нашли полянку, раскинули палатку, хлебнули медовухи и спать. Завтра домой.

12 августа.

Забыв о первоначальной цели поездки, проскочили Чергу, но не проскочили питомник зубров. С Белкой в буханку нас взять отказались, поэтому Настя поехала одна.

Уже вернувшись в город, почитал про этот питомник. Оказывается, зубры там вымирают, никакой поддержки от государства нет. Обидно, что такой редкий зверь оказывается никому не нужным.

Ну а мы двинулись в сторону Новосибирска. По пути посетили конный завод «Катунь», ничего интересного не увидели. Ожидали большего.

Дальше была Тальменка с борщиком и котлетками, лютый ливень с грозой, опасный участок трассы по Новосибирской области (ну не видно же нифига в потемках).

Домой приехали уставшие. Настя сразу улеглась спать, Белка радостно встретила своих любимых котиков, Девятка скромно встала на парковку, я же пишу отчет, пока свежи воспоминания.

Итог:

2000 километров пройдено.

Бензина сожрано сколько-то, посчитать тяжко, чеки не со всех заправок. Бензин на Алтае — амно. Дорогое.

Общий бюджет поездки не превысил 10000 рублей (эконом-класс).

Удовольствия получено немерено.

16 Гб фотографий, как раз год разгребать.

Белка — звезда всегда.

Девятка — джип!

Фотал: Pentax K-7, объектив Pentax 17-70 SDM.


Drom.ru