|
ХО-РО-ШО!
Сидим в беседке, справа журчит ручеек.
ХО-РО-ШО!
На небе солнышко, тепло, легкий ветерок отгоняет паутов и слепней и приносит свежесть.
ХО-РО-ШО!
Только что вылезли из молодящего горячего бассейна. Отдыхаем на курорте Дзелинда.
Жуем сырокопченую колбасу с горячим чаем. Отмечаем пройденный маршрут — легендарный зимник 110-й километр. Это сегодня хорошо и спокойно, а что было вчера!
Но все по порядку!
Изначально планировал на этот год большое мотопутешествие по БАМу. Повторить прошлогоднее, но в этот раз не в одного, а собрать желающих и провести по интереснейшей дороге нашей страны. Но желающих не нашлось…
Как всегда, был в запасе план «Б» — освоить маршрут вокруг Байкала. Кольцевой, чтобы и старт, и финиш были в Иркутске.
Изюминкой этого маршрута должно быть серьезное испытание. Этим испытанием будет заброшенный таинственный зимник с названием «110-й километр». Называется он так, потому что единственное, что осталось от дороги — это километровый столбик «110». Так говорят немногочисленные знающие. Ну что же поедем, посмотрим.
Решение принято. На всевозможных ресурсах раскидал приглашение, и о чудо! Нашелся смельчак, который разделит все радости и тяжесть путешествия — Стас из Благовещенска на большом эндуро Сузуки 650.
Встретиться договорились в районе Улан-Удэ 29 июля.
28-го Стас стартовал из Благовещенска, а я неторопливо двинул на следующее утро, мне-то ехать всего 450 км.
Описывать буду скучно, в основном с характеристикой качества дорог, о наличии заправок и магазинов, для тех, кто соберется тоже совершить такой мотопробег и свои личные впечатления.
День первый
Иркутск — Улан-Удэ +25км
29 июня. Пройдено 480 км. Средняя скорость 62 км/ч. Максимальная 91 км/ч.
От Иркутска до Улан-Удэ дорога асфальтовая. В основном с отличным покрытием, но много мест с ремонтными работами, где на дорожнике будет немного неприятно, а для эндуро — возможность отдохнуть от монотонности и порезвиться на свободном грунте. Есть смысл заправиться в районе Байкальска, так как до следующей заправки примерно 150 км. Я же заправился только в Иркутске и 280 км до поселка Бабушкин доехал почти на резерве.
Бабушкин. Тут начинается Бурятия.
Сама дорога очень интересная, крутые повороты, спуски, подъемы. Слева великий Байкал, от него веет холодом даже в самую жаркую погоду, поэтому одеваться нужно теплее.
Благодаря навигатору в Улан-Удэ не блуждал и очень быстро вышел на трассу в сторону Усть-Баргузина. Без навигатора было бы гораздо сложнее. Указателей на дорогах я не видел совершенно!
В сторону Усть-Баргузина тоже асфальт, правда, я умудрился найти несколько ям, но не критично. Отъехав 25 км от Улан-Уде, почти сразу за километровым столбиком нашел отворот в лес, где и разбил лагерь, о чем сообщил Стасу через смс и стал его ждать и обустраивать ночлег. В пол-девятого он отзвонился и сообщил, что в 100 км от Улан-Удэ. Часа через полтора должен прибыть.
Первая ночевка, 25 км от Улан-Удэ.
Табор располагался всего в десяти метрах от дороги, но лес такой густой, что ни костра, ни навеса с дороги совершенно не видно, поэтому опасаюсь, как бы Стас не пролетел мимо.
Десять вечера. Стаса нет. Звоню ему. Сигнал проходит, есть гудки, ответа нет.
Одиннадцать. Стаса нет. Звоню десятый раз. Сигнал проходит, есть гудки, ответа нет.
Я уже кашу раза три разогревал, чай почти весь испарился.
Периодически выхожу на дорогу и прислушиваюсь, нет ли звука 650-ти кубовой одностволки. Только машины гудят.
Один раз стою такой в кустах слушаю, и тут прямо напротив меня тормозит легковушка с одним мужиком внутри. Я думал, его Стас послал, чтобы что-то сообщить, но водитель стал просто копаться в бардачке, не смотря в мою сторону. Тогда я сделал шаг из леса. Мужик не нашел, что искал, зато он зачем-то вцепился в руль, выпучил глаза и умчался вдаль с жутким визгом покрышек…
Подумаешь, вышел бородатый человек в черной шапочке, черной толстовке, в мотоботах и черных перчатках из темного ночного черного леса… Наверное, дровина в моей руке, которую я нашел для костра, его испугала. Ну, извини, мужик, я не нарочно. Я Стаса жду.
Опять набираю — нет ответа. Что же ты трубку не берешь!!!
Стас приехал часам к 12. Говорит, долго по городу плутал в поисках выезда. Охотно верю, вспоминая отсутствие табличек.
На скорую руку поели подгоревшую уже кашу с тушенкой, выпили чай и завалились спать под навесом.
День второй
Улан-Удэ +25 км — Усть-Баргузин — п-ов Святой Нос
30 июня. Пройдено 270 км. Средняя скорость 70 км/ч. Максимальная 92 км/ч.
Проснулись, неторопливые сборы и мы опять в дороге. Солнышко, чистое небо и отличный асфальт, что еще нужно путешественнику!
В отличном настроении дотопали до деревни Иркилик. Там заправились на Роснефти. Удивляет корпоративная культура этих заправок. Всегда вежливый и приветливый персонал, где бы ты ни был. Обязательно принимают карточки. Приятно.
Неподалеку от заправки кафе, решили вкусно поесть. Но получилось только утолить голод. Еда никакущая. Зато через несколько сот метров большая позная с толпой машин на парковке, вот там, наверное, вкуснее, но кто ж знал…
Дорога повернула вправо и вдалеке появилась тучка, потом еще и еще. И пошел мелкий дождик, который сопровождал нас весь день.
Но наше хорошее настроение не сломить и не испортить! Едем и наслаждаемся!
Отчасти это еще и благодаря дождевику! Передаю спасибо товарищу, Алексею Тюрикову за столь полезный подарок!
Проезжаем мимо Сретенского женского монастыря в селе Батурино.
Сретенский женский монастырь (фото не мое).
Проскочили его быстро, а вот мысли о монастыре в голове сидели еще долго. Интересно, как это жить без своей воли и всю жизнь делать только то, что скажет настоятельница. Хотя голова не болит о еде и крове, всегда будешь накормлен и обогрет. Везде есть свои плюсы. Сейчас там живет 15 монашек и настоятельница. У них большой скотный двор, огород, сами делают хлеб, шьют одежду. Такое небольшое государство, которое почти всем может себя обеспечить. Но от людей монастырь не закрыт. Послушницы проводят детские праздники в своих стенах, крестные ходы и богослужения.
Пока я думал о неспешной спокойной жизни в монастыре слева появился Байкал. Он был неспокоен и сердился шумными волнами с белыми барашками.
А потом неожиданно въехали в совершенно невероятно красивый поселок Турка, стоящий в небольшой бухте на одноименной реке, впадающей в Байкал. Название Турка переводится как «омуль», видимо, его там много. На берегу много новеньких белоснежных зданий, а большой Байкал огорожен аккуратной пристанью, которая образует тихую гавань с плавно покачивающимися яхтами и суденышками. Всю эту идиллию венчает маяк.
Маяк в пос. Турка (фото не мое).
Создалось впечатление, что мы едем не по Бурятии, а путешествуем где-то в Финляндии!
За поселком охраняемый песчаный пляж. Проехать на территорию дюн нельзя, а вот пешком погулять — сколько угодно. Но на улице было мокро и немного прохладно, поэтому задерживаться там не стали и помчались дальше.
То, что мы не в Финляндии подтвердил закончившийся асфальт в 40 км от Усть-Баргузина. Причем кончился он как-то резко. И это мой мозг ввело в ступор. Я так привык плыть по ровному дорожному полотну, что, когда под колесами возникли гравий и гребенка, я долго не мог привыкнуть и настроиться на эндуро-стиль.
Пришлось даже остановиться передохнуть и только после этого адаптировался, и мы поперли дальше.
Надо сказать, что асфальт потом временами появлялся, но не надолго.
По дороге повстречали невероятно ровные и прямые «пихты», как их обозвал Стас. Мимо проехать не смогли, остановились и сфотались.
Потом и Усть-Баргузин показался. Поселок довольно большой. Нашли небольшой магазин, сделанный по типу супермаркета с именем ОК-ей. Кое-как затарились необходимыми продуктами, так как выбор был крайне небольшим. Зато нашли бальзам Амрита производства Байкалфарм.
Поехали искать Сбербанк. Нашли. А рядом величаво красовался настоящий супермаркет Cash&Carry. Ну, кто же знал…
Ну и ладно, зато Амриту купили. Душа уже просила дегустации, поэтому поехали исследовать полуостров Святой Нос на предмет места для ночевки. Сначала дорога привела нас к кордону, где милая девушка взяла с каждого по 100 рублей за посещение нацпарка и консультацию, где можно заночевать, а потом дорога превратилась в песчаную трассу с лихими поворотами и умопомрачительными видами. Чтобы передать хоть немного красоты, залезли на деревянную смотровую вышку, которую заприметил Стас и сделали несколько фоток. Смотрите и помните — это ничтожнейшая часть фантастического вида на недовольный чем-то и грозный Байкал. Слезать с вышки не хотелось, было желание смотреть и смотреть на величественную красоту природы.
Перешеек на п-ов Святой Нос. Вид с вышки.
Попсовая композиция, песок, цветочки, мотики.
А самое главное — везде чисто, и мне кажется, не потому, что отдыхающие какие-то особо культурные люди, скорее всего это связанно с большим количеством мусорных баков, специальных обустроенных мест для лагеря со столами и скамейками, и даже туалеты имеются. С дровами тоже проблем нет. Множество заваленного сушняка и видимо специально для костра.
Среди основной массы отдыхающих мы останавливаться не стали, а заехали в укромное место подальше. Там, правда, не так все благоустроенно и нет песочка, но на Байкале нет плохих мест!
Хотел искупаться, но берег каменистый, не очень комфортно, решил отложить на завтра, зарулим на песчаный пляж и окунемся в воды Байкала.
Разожгли костер, повесили мокрые вещи сушиться, приготовили еду.
Так получилось, что у нас у обоих оказались солдатские котелки. Это отличное изобретение! В одном мы готовили кашу или суп, а во втором кипятили чай. Одного котелка как раз хватает на 2-3 человека. Внутрь котелка идеально помещается 2 банки тушенки и 4 пакетика каши. Это на 2 дня автономки на двоих.
По совету Стаса выпили за завтрашнюю погоду и капнули немного в костер.
ХО-РО-ШО.
Перед наступлением темноты успели сделать ТО мотоциклам. Так как хорошая дорога кончилась, я поставил тяговую звездочку и поменял цепь. Думал еще и резину поставить грязевую, но покрышка, на которой приехал так хорошо держала гравийку, что решил ее и оставить.
Потом опять костер, чай, Амрита, неторопливые разговоры. Стас оказался отличным собеседником. Общение с ним легкое и непринужденное. Говорили обо всем.
Каждый вечер, чтобы ничего не забыть, веду дневник поездки. Благодаря чему и существуют эти строки.
Пишу мемуары при свете костра.
День третий
П-ов Святой Нос — пос. Баргузин — Курумкам — 1-й брод через Баргузин
01 июля. Пройдено 250 км. Средняя скорость 40 км/ч. Максимальная 74 км/ч.
И ведь не зря мы вчера за погоду пили! На улице хоть и облачно, но ни дождя, ни ветерка. Боги нас услышали. Стас говорит, он сто раз так делал и всегда получалось.
Раздули костер из вчерашних углей, приготовили яичницу с сардельками, используя в качестве сковородки крышку того самого солдатского котелка, разогрели чай.
ХО-РО-ШО.
Пора сворачиваться и в дорогу. Впереди нас ждут неведомые испытания, это мы предыдущие дни все по асфальту, да по асфальту ехали. А сегодня будет бездорожье!
Пошел мыть посуду, а вода теплющая! Не выдержал и айда купаться! Быть на Байкале и не искупаться — не бывать такому!
Настроение просто зашкаливает в плюсовой половине. Несемся по песочку в сторону трассы Улан-Удэ — Курумкан.
До свидания, Байкал! До свидания, Святой Нос. Пока-пока, Усть-Баргузин.
Асфальт кончился, но началась отличнейшая грунтовка, на которой едется даже лучше. А я готовился к бездорожью и поставил тяговую звездочку. Теперь приходится тащиться со скоростью 60 км/ч вместо 80-ти. Бедный Стас. На своей мощной 650-ке, ему приходится ехать так же медленно. Но кто же знал…
Справа появился Баргузин. Вот это река! Огромная, широкая и, наверное, очень глубокая. Как мы ее будем преодолевать??? Поживем увидим.
Доехали до поселка Баргузин. Там заправились на загадочной заправке, где волшебным образом в мой бак объемом 9,5 литров, в котором плескалось еще литр-полтора, влезло 10 литров бензина. Еще на заправке выяснилось, что при такой скорости мой 200-кубовый пони кушает столько же, сколько и 650-ти кубовый жеребец Стаса, примерно по 3,5 литра. Однако.
Поспрашивали местных, где можно перекусить и нам посоветовали доехать 50 км до дацана, где будет хорошая буузная. Так и решили сделать. Поехали.
Грунтовка неплохая, ровная и почти без камней. По дороге много автобусов с туристами и разнообразные свежие иномарки. Движение оживленное.
Баргузин. Люди обречены жить среди такой красоты.
Ровно через 50 км из-за поворота показалась золотая остроугольная крыша Баргузинского дацана. И хотя я знал, что скоро он появится, но все же это произошло как-то таинственно. Я не буддист и вообще мало верующий, но какое-то волнение и даже энергетику места почувствовал. Захотелось склониться перед чем-то и покорится каким-то высшим силам.
Мы оставили мотоциклы и пошли в здание дацана. На экскурсию.
Дорога к Баргузинскому дацану.
И… меня постигло разочарование. Здание как здание. Маленькое, внутри практически ничего интересного. Видно, что недавно сделанное, все новенькое. Какие-то странные скульптуры… и все.
Может, я ничего не понял, потому что очень хотел в буузную и немного в туалет?
Когда мы выходили из ворот дацана, видя наши кислые рожи, водители ПАЗиков, которые привезли туристов, удивленно спросили:
— Неужто не понравилось?
— Так а что там такого, домик да домик…
— Так самое интересное дальше! Нужно по тропинке вверх подняться и там самое интересное.
Ну, кто же знал…
Но теперь меня не проведешь — сначала буузная, а уж потом культура.
Буузы нам скормили отменные. И чай с молоком отличный. Подкрепились знатно.
Теперь можно познавать интересности буддизма.
Нашли сразу за дацаном ту самую тропинку.
Сытые и довольные покатились по дорожке. И тут есть на что посмотреть!
Крутили молитвенные барабаны, и каждый думал о своих мечтах и желаниях.
По обеим сторонам тропинки огромные поля пирамидок из камней. Стас построил свою. Теперь она там стоит среди множества других.
А дальше! Мы вошли в безумный, волшебный, пестрый и неземной лес, в котором каждое, каждое дерево украшено цветными тряпочками. Голова просто кругом идет. Красиво и загадочно. И конца и края нет этому лесу.
А сердце этого мистического места — бурхан богини Янжима. Говорят, на этом священном камне появляется образ богини Янжимы. Это богиня мудрости и покровительница материнства и детей. Поэтому сюда приходит много людей, у которых проблемы с деторождением. Они приносят детские игрушки в качестве подношения, надеясь стать родителями.
Мы же искать образ Янжимы в камне не стали, так как явились в качестве глазеющих туристов, а никак не верующих.
К мотоциклам вернулись под впечатлением. Вот никак не могу подобрать таких слов, чтобы описать те чувства после посещения этого удивительного места.
Дальше ехалось легко и воздушно. Слева горы одна красивее, выше или снежнее другой. Поразительно красивое место. Присутствие человека практически не ощущается, а то, что есть человеческое, очень гармоничное или настолько естественное, что не воспринимается чуждым от окружающей природы.
Хотелось все-все-все как-то записать, зафотать, снять, чтобы навсегда осталось в памяти. Но мой «талант» фотографа не позволил передать даже малейшую часть красоты.
Остановились просто посмотреть.
Ду Курумкана долетели на одном дыхании. Под колесами отличный асфальт, а на душе легко и спокойно. Там же, в Курумкане, заправились по полной, в баки и во все канистры, так как дальше заправок нет.
Как оказалось, за Курумканом и асфальта больше нет. Началась грунтовка.
И уже не такая ровная. Частенько возникает гребенка. И если с мелкой можно бороться увеличением скорости до 70 км/ч, то с крупной Минск уже не справляется. Трясет так, что аж руль из рук выбивает, навигатор постоянно пытается сбежать и мне в спину постоянно прилетает.
Подвески с малым запасом — это одно из немногочисленных слабых мест моего Минска X200. Амортизаторы можно или сделать мягкими или жесткими. Мягкие пробиваются на лесных дорогах с большими ямами на скорости, поэтому я их зажал и залил густое масло. Это и выходит теперь боком — ехать почти невозможно. Раза два останавливался и переводил дыхание.
Задолбала гребенка. Решил передохнуть и сфотаться.
Хорошо то, что какая бы грунтовка ни была, качество покрытия очень быстро меняется. Вот и крупная гребенка кончилась, и началась более-менее нормальная дорога.
Вдруг стал замечать по обочинам желтые деревья, как будто осень на дворе. Что за странность. Через некоторое время желтые деревья превратились в черные, а потом и вообще в горящие. Лес горит. Жалко.
Крайним человеческим жилищем стало село Алла. Там тоже есть заправка, но все в один голос не рекомендуют местный бензин. Поэтому мы затарились продуктами и купили бутылочку «Бурятии» все от того же БайкалФарм.
Там же крайний раз связались с родными по телефону и направились на встречу к зимнику 110-й километр. Вернее, к первому препятствию — броду через Баргузин.
А вот и сам Баргузин. Какой же он широкий и бурный. Но совсем не глубокий. Думаю, преодолеть его будет не просто, но вполне реально даже без лодки, которая привязана у меня к багажнику.
Переправу отложили на следующее утро, а на сегодня программа на оставшийся день проста — костер, пиво, ужин, разговоры.
ХО-РО-ШО!
Вечер, костер и разговоры под пивко.
Видеозарисовка третьего дня
День четвертый
1-й брод через Баргузин — указатель 110-й км зимника
02 июля. Пройдено 100 км. Средняя скорость 29,5 км/ч. Максимальная 60 км/ч.
Утро началось часа в 4, когда я проснулся и увидел прячущуюся луну за лесом. Красиво. Сделал несколько снимков и укутался в спальник.
После завтрака, прежде чем начать переправу, увековечил наше присутствие наклейкой «motur.ru» на камне.
Переправляться решили в самом широком месте, где река делится на два русла. Одно шириной метров 20 и с не очень сильным течением и второе поуже, но с более бурной рекой. Глубина везде была примерно по колено с местами по щиколотку (щиколотка это там, где у мужчин щекотно:) ). Сначала ногами прошли оба русла и наметили фарватер, затем поволокли легкий Минск через водную преграду, не заводя, чтобы двигатель не нахлебался воды. Дно Баргузина крайне каменистое с большими валунами, в которые постоянно утыкались колеса. Течение постоянно пыталось опрокинуть мотоцикл или хотя бы уволочь его подальше в глубину. С перерывами на отдых вытащили Минск на остров между руслами. Перекурили и принялись штурмовать вторую часть реки. Более сильное течение так и норовило сбить нас с пути. Раза 2 это получалось и мотоцикл немного разворачивало. Минск колебался в такт волнам и никак не хотел на сушу, цепляясь за каждый камень на дне. Но мы все же победили. Один мотоцикл на нужном берегу.
Пошли за вторым. Большая Сузука брод прошла немного проще. Ее не так сильно сносило и трепало течением. Да и мы приноровились работать в команде.
В одного проводить такую операцию было бы крайне опасно и жутко тяжело. Хорошо, что в этот раз у меня не одиночное путешествие. Стас здоровски мне помогал… и я ему.
Потом за 4 приема перетащили вещи. Как же их много и какие они тяжелые! А бедные мотики их на себе тащат.
Вся переправа заняла около 2 часов.
То ли усталость, то ли переживания, а может еще почему, но на левом берегу отдыхали и прикручивали вещи в абсолютном молчании. Пропало куда-то болтливое настроение, веселье и несерьезность. Наверное, переход через Баргузин это что-то типа ворот, или кордон в какой-то другой мир. Неизвестный и неизведанный, который называется «Зимник 110-й километр».
Вскорячились на мотоциклы и осторожно поехали по довольно хорошей дороге. Не успели толком разогнаться, как путь преградил шлагбаум. Въезд в Джергинский заповедник. Слева несколько построек, среди которых добротная избушка, откуда вышли два лесника. Поздоровались и пригласили внутрь. Поболтали о том, о сем, обсудили погоду, рассказали про большое количество медведей, волков и копытных, и их мы обязательно должны встретить и увидеть. Сообщили, что в этом году мы третья экспедиция. До нас, недели две назад проехали еще трое эндуристов из Улан-Удэ, а еще раньше какой-то безумный иностранец-одиночка. Как бы нам его не встретить там в лесу озверевшего и одичавшего. Так в процессе дружеского разговора нам выписали две квитанции и собрали дань — по 250 рублей с каждого, за посещение заповедных мест. А нам и не жалко.
Сам заповедник заканчивается примерно на 100-м километре зимника, почти сразу за перевалом. План на сегодня добраться до границы заповедных мест. Так как разрешение нам дали только на один день.
Поэтому больше не задерживаемся и едем дальше.
Но у меня нет никаких сил ехать! Какие-то тайные силы меня держат и заставляют вертеть головой в разные стороны. Вокруг такая красота! И четкое, почти осязаемое ощущение, что мы в заповедных местах, мы в сказке!
Где чудеса, где Леший бродит, Русалка на ветвях сидит…
Чтобы ничего не пропустить, я включил камеру и приготовился снимать. Еду медленно-медленно и жду, что вот-вот выпрыгнет чудо-чудное… И через какое-то время я понял…
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле — каждый колосок,
Речка, небо надо мною —
Это все моё, родное!
Именно этот стишок вспомнил потом Стас на привале. И эти строки как нельзя лучше подходят к моему ощущению.
Мы так разбалованы экшенами всякими, авариями, падениями, войнами, извержениями вулканов, что практически разучились видеть невероятное и неповторимое рядом. Вокруг себя. Когда вроде ничего и не происходит.
Я пытался понять, что же в этом месте необычного? Горы, которых много уже видел, обычные луга, зеленый лес, но внутри все ликовало и кричало: «Посмотри как красиво!».
Примерно такое же чувство я испытал в прошлом году, когда заблудился за Чарой. Тут заповедник — заповедные места, там Чара — чары… Всюду волшебство и «Это все мое, родное!». Привет из «той» жизни.
Кое-как нашел в себе силы и прибавил скорость. Дорога позволяла. Километров через 20 еще один шлагбаум, на сей раз естественные пастбища лошадей. Их местные тут пасут и выращивают. Вон вдалеке виднеется одинокая избушка пастуха на краю ярко-зеленого сочного поля. А вот и табун лошадей. Справа, разрывая зеркальную гладь маленького озера, взлетает дикая утка.
Остановка для любования красотами.
Потом была неширокая речушка глубиной по колено.
Посмотрел в навигатор, а это 2-й брод через Баргузин. На всякий случай прошел его ногами. Обычный брод. Прошли его без проблем и подстраховки, сидя в седле.
Видимо, в этом походе лодка мне не понадобится.
Дорога пошла вверх все выше и выше с крутыми поворотами, один круче другого. Карабкались довольно долго и добрались до перевала 96-й километр.
Сразу за вывеской тропинка к смотровому камню, с которого открывается потрясающий вид, от которого сердце выпрыгивает от восторга и восхищения:
Всегда интересовало — как такое получается, что в такой труднодоступной глуши могут валяться целые куски машин.
После подъема, естественно, спуск. Каменистая дорога сменилась заболоченной, но из-за сухой погоды трудностей она не создавала. Небольшие лужи проходили легко и непринужденно. Почти все.
Надо же было найти одинокую трясину.
Я как знатный любитель грязевых ванн все же нашел, где посидеть, причем лужа оказалась настолько качественной, что на вызволение Минска из цепких лап трясины ушло около 2 часов.
Это с виду кажется — болото да болото. Но это была живая трясина! Видно было, как мотоцикл медленно засасывало все глубже и глубже. Если замешкался и простоял на одном месте дольше нескольких секунд, то вытащить ногу из глины становилось практически невозможно. Даже обычные палки с трудом вытаскивались. Вокруг колес жижа удивительным образом мгновенно густела и превращалась в цемент. Вытащить мотоцикл получилось только после того, как сняли все сумки и использовали длинную дровину в качестве рычага.
И опять же, был бы я один — вытаскивать мотоцикл мне пришлось бы до завтрашнего дня.
В этом месте хочу выразить благодарность настоящему мастеру своего дела, Роману Тарханову, который специально для поездки изготовил крепкий и удобный багажник, за который мы и выдернули мотоцикл из болота.
Надеюсь, грязь лечебная, от ржавчины.
А рядом в нескольких шагах в той же грязи свеженькие следы всевозможных зверей: медведя, волка, козы, изюбря.
После трясины стал искать хоть какой-то ручеек, где можно было бы отмыть себя и мотоцикл. Но все речушки и ручьи пересохли. Вместо бродов сухие камни русла.
Так пролетело еще несколько километров и совершенно неожиданно мы увидели ЕГО!
Его величество ЗНАК.
110-й километр!
Будучи еще дома, я планировал помпезно и с грохотом отметить посещение этой знаменательной точки маршрута, но когда достигли ее, то внутри сидело ощущение, что трудностей-то еще и не было. Отмечать пока рано.
На улице уже собиралось темнеть, можно было и у знака заночевать, но рядом не было никакой воды. Поэтому наклеили на столб наклеечку, посидели на дорожку за столом и двинули дальше, искать водоем.
На нашу удачу, совсем недалеко были живописные лесные озера, где и остановились на ночевку у уже готового костровища.
Вечер выдался тихим и спокойным.
Озеро просто мистическим образом манило к себе, особенно когда село солнце. Вода черная, а глубина сразу возле берега не меньше 2 метров. Дна не видно. Жуть. Что там таится в глубинах — неизвестно. Но удержаться я не смог и с замиранием сердца от панического ужаса, все же пару раз занырнул в холодные воды.
У костра разговаривали мало. Думали, что же нас ждет завтра.
Видеохроника дня четвертого
День пятый
Указатель 110-й км зимник — Новый Уоян — Дзелинда
03 июля. Пройдено 300 км. Средняя скорость 52 км/ч. Максимальная 84 км/ч.
Встали. Завтрак. Сборы. Ехать совсем не хочется.
Впереди страшная неизвестность, ну не может 110-й зимник проходиться так легко, даже в засуху. Значит, впереди нас ждет кое-что.
Вчера я здорово застрял, а сегодня Стас хочет вкусить экшена кусочек.
А меня все не покидает надежда увидеть медведя. Желательно издалека, например, на другой стороне реки.
С этими мыслями мы и поехали.
Буквально через несколько километров перед нашими очами явилась особа необычайной красоты — река Светлая. По мне, так она гораздо гораздее любого Баргузина.
Большая, глубокая, бурная и невероятно прозрачная. Текла она ниже дороги и сверху можно было рассмотреть каждый камушек на дне.
Вот где нужно было ночевать! А не у тех озер со стоячей водой. Ну кто же знал…
С этого момента дорога стала идти по небольшому промежутку между рекой и крутым склоном горы.
Гора каменистая, и стали попадаться участки заваленные булыжниками. С каждым километром все чаще и чаще. На особо крупных булыганах виднелись следы джиперских покрышек.
А вот и известный прижим. На автомобиле его действительно сложно пройти. Мы же проскакали играючи.
«Вот бы мне такой мотоцикл», — думал Стас, стоя возле Минска.
После каждого завала был «участок отдыха» — относительно нормальная дорога, на которой можно разогнаться, проветриться и отдохнуть. Поэтому продвигались бодро, усталость не накапливалась.
Осторожно, люди с лопатами портят дорогу!
Не всю дорогу спортили — и на том спасибо!
Опять великолепная река Светлая.
Не жалко места — еще фоточку запостю.
Дорога ушла от реки и превратилась в лесную. С лужами и болотистыми участками.
Помня вчерашний конфуз, я старательно обруливал каждую лужицу, каждую трясинку окольными путями. Стас всячески издевался надо мной и штурмовал бездорожье напролом.
И никак не мог застрять, как ни старался. Неужели не исполнится его желание, и он останется без «приключения»?
Ага, щас! Хотели? Получите-распишитесь!
Очередной объезд болотинки. Ничего сложного. Я уже на той стороне. Стаса что-то не видно. Жду.
Слезаю с мотика и иду смотреть в чем дело. Оказалось, Стас неудачно завалился, ничего страшного, но карб залило напрочь, и мотоцикл не заводится. В попытке завестись садится аккумулятор.
Перетолкали мот на ровную дорогу. Пытаемся завести с толкача. 650-ку с грузом, ну-ну…
Беготня в мотоботах и защите вверх и вниз с Сузукой выматывает неимоверно! Вот это фитнес!
После каждого «подхода» валяемся на обочине и пытаемся дышать. Слепни и комары помогают как могут, обдувают своими крылышками и пытаются советы советовать на своем языке.
Уж они-то повидали на своем веку таких путешественников.
Но мы их не понимаем и поэтому упорно совершаем забеги. Спортсмены…
Однако успех не приходит. Мотоцикл не заводится. Кончились 2 литра припасенного чая.
Жара. Воздух плотный и не двигается, его даже руками можно схватить и в карман положить.
Решили поменять тактику. Выкрутили свечку — не помогло. Почистили, прокалили — не помогло. Закрутили обратно — тот же эффект.
В мой перегретый мозг приходит чудо-мысль покрутить заднее колесо руками на 5-й передаче. С толкача не получилось, будем крутить руками :)… Ну-ну… Сил хватает ровно на один оборот.
Обычно этого должно быть достаточно, но не в нашем случае.
Хватит думать — трясти нужно! В нашем случае толкать. Но что-то никто уже желанием не горит.
Эврика! У нас же есть Минск! Чего это он там стоит бездельничает!
И вот теперь 15 тщедушных китайских лошадок 200-кубового мотоцикла таскают взад и вперед породистого 650-кубового японского жеребца. Этот, сука, жеребец ржет, но не заводится.
Чудом не спалил сцепление на бедном Минске, а вот номер со стопарем и поворотниками оторвали напрочь.
Как же пить хочется. Чая больше нет, из Светлой набрать чистую поленились, поэтому в запасе только озерная, но ее нужно кипятить. А это костер, доставать котелок — целое дело. Да и болотина к бивуаку не располагает.
Терпим.
Остался последний «крайний» вариант — прикуриться. Почему «крайний», потому что есть опасение сжечь мозги у Сузуки.
Но делать нечего. Достаю свой маленький аккумулятор на 6,5 Ампер, цепляем вместо Стасовского и о Чудо! после двух десятков оборотов, Сузука неохотно, но завелась!
Теперь нужно завести ее с родным аккумулятором, так как мой и Стасовский разных размеров и не взаимозаменяемы.
Подсоединяем родной, параллельно ставим мой. Ключ на «старт» — мот завелся, но все лампочки еле-еле светят. Первая мысль — где-то коротит и поэтому просаживается напряжение.
Поворачиваем опять ключ зажигания, что-то щелкает и питание пропадает полностью.
Ни одна лампочка не горит. Приехали!
Если это сгорела электроника на 110-м километре заброшенного зимника, то это не тот экшен, который мы заказывали. Есть надежда, что это просто предохранители. Трясущимися руками проверяем их, но все целые.
Стас в панике.
Но электрика не чужда мне, я начинаю раскладывать все по логичным полочкам. Есть задача — ее нужно решить. Беру аккум от Сузы и цепляю к Минску — мои лампочки горят. Беру свой аккум, цепляю к Сузуке — лампочки горят. Беру опять Стасовский аккумулятор, ставлю на место — лампочки не горят.
Ну все понятно! Просто плохой контакт. Настолько плохой, что даже при затянутых клеммах нет соединения с аккумулятором.
Стас чистит клеммы. Я зачистил контакты аккумулятора.
Ставим все обратно и вуаля — лампочки горят!
Прикуриваем от моего аккума, вместо проводов используем толстые шестигранники. Мот бодро завелся, работает на одной своей батарейке и все лампочки горят как надо.
Быстро собираем все, прикручиваем и едем осуществлять третье желание — искать медведя.
Дорога позволила немного отдохнуть и проветриться. Силы стали возвращаться, а настроение опять зашкаливает в плюсе.
Но, чтобы жизнь малиной не казалась, стали попадаться небольшие броды через высохшие каменистые русла речушек. Русла не широкие, но очень каменистые, и эти камни довольно большие.
Схема прохождения такая: сначала останавливаемся, чтобы понять, где дорога, а где река, потом в уме прокладываем маршрут для мотоцикла и куда ставить ноги, а уж затем преодолеваем преграду.
Таких бродов становится все больше и больше. Проходить их становится сложнее и сложнее. Пока дорога и русло не стало единым. Посмотрел в навигатор и стало понятно — это та самая Срамная!
Через некоторое время руки забились так, что руль почти не чувствовался, мозг кричал: «да сколько можно!». А кое-какое шило в определенном месте просто тащилось. Это какой-то мазохистский кайф, видеть препятствие, сложнее предыдущего и балдеть от преодоления.
Минск показал себя с исключительной стороны. Легкий, маневренный, тяговитый. Мне жутко понравилось.
Проехав очередной участок, обернулся. Со стороны казалось, что Стас на Сузуке просто едет и дается ему это легко, но вблизи видно, что пот катится градом, дыхание тяжелое и все тот же возглас читается в глазах «да сколько можно!».
И вот он самый финальный, самый тяжелый участок в 500 метров, где валуны просто до неприличия огромные. Но азарт не пропал, искра в глазах не погасла, и мы прошли эту дорогу!
Хотя Срамная и ушла в сторону, а дорога стала дорогой, но крайне вредной. Уже хотелось разогнаться и валить, отдохнуть и проветриться, а она этого не позволяла. То колеи, то ямы, а больше всего раскиданных камней. И тут на очередном привале, Стас заявляет:
— Тебе нужен другой мотоцикл.
— ????
— Ну мне скучно с тобой, ты ездишь медленно, потому что подвески слабые.
— Подвески говоришь…
Как там в мотокроссе: «есть только два режима газ и тормоз, никакого наката».
Скучно ему.
Короче, следующий десяток километров я раз 5 останавливался и ждал по 2-3 минуты отстающего Стаса.
Надеюсь ему стало веселее :).
Дело в том, что, когда едешь по такому маршруту, это большая ответственность. Ответственность перед напарником, родными и перед собой.
Если разложишься и сломаешься, это весь поход испортит. Возникнет столько ненужных хлопот. Поэтому, вставая на такой маршрут, я перехожу в режим выживания и стараюсь попусту не рисковать. Вот и еду не спеша, обдумывая почти каждый шаг.
Но раз Стасу стало скучно, то показал, как могу ездить. Интенсивный разгон почти до самого препятствия, резкое торможение, потом опять ручку на себя. Только газ и тормоз. Драйва полные штаны! Но и риск серьезный. Да еще и силы тратятся гораздо быстрее.
На кураже, да еще и на адреналине я жарил до самой Куморы. В 10 км от Куморы началось изумительное песчано-гравийное шоссе. Скорость возросла до максимальных для Минска 80 км/ч. Тут Стас меня, конечно, нагнал, его мощная Суза на прямиках мне не по зубам.
С клубами пыли въехали в поселок и остановились у магазина. И только тут, увидев людей и магазин, мы поняли — 110-й пройден!
На этот момент за день прошли 68 км, средняя скорость 25 км/ч. Время 19:00.
Вот только медведя так и не встретили.
Затарились продуктами, позвонили родным и решили сегодня дунуть до курорта Дзелинда, всего-то 250 км по хорошей гравийке.
До горячих источников домчались за 3 часа.
Правда, мотоциклу это тяжело далось. Пришлось крутить мотор безбожно, так как звездочка тяговая. Дорога хорошая, но постоянно попадаются камни, которые задний обод сделали просто квадратным. Это я заметил уже только утром, так как приехав на курорт, мы покидали вещи и бегом в бассейн с горячей минеральной водой.
Балдежно!
После горячительных ванн спалось легко и спокойно.
Кадры пятого дня
День шестой
Дзелинда — Улькан — Тайга
04 июля. Пройдено 300 км. Средняя скорость надоело мерять. Максимальная такая же.
Вот теперь сижу в беседке, пью чай и пишу этот отчет.
В перерывах между кружками принимаю горячие ванны Дзелиндского курорта.
Передо мной остался последний этап — примерно тысяча километров до Иркутска, в основном по твердому грейдеру, у Стаса же еще все только начинается — путешествие по БАМу до Тынды, а оттуда в Благовещенск.
Поэтому пока есть возможность греем кости и запасаемся здоровьем — оно нам понадобится.
Часам к 12 все же нашли силы упаковать вещи и выехать за пределы гостеприимного курорта.
Вместе докатили до Нижнеангарска, заправились и попрощались.
Стас на Тынду, я в Иркутск.
Дорога знакомая. Особых приключений не было. Просто трясся по неровной грунтовке. Особо ямисто было в районе перевала Дабан.
К вечеру добрался до Улькана, заправился и решил шагать до самой темноты.
Сначала было немного асфальта, потом грейдер ненамного хуже.
Вокруг мрачный и неприветливый лес. В таком останавливаться вообще не хотелось. Поэтому, когда на часах было 20:00, я все еще ехал. Продолжал двигаться и в 21:00. И только минут через 40 срулил на дорогу, ведущую в лес.
Отъехал немного, нашел удобную поляну и решил заночевать тут.
Как только я остановился, на меня набросилось стадо голодных комаров.
Я орал на них, топал ногами, грозил кулаком, все без толку. Эти твари облепили меня всего. Минут 20 я бегал вокруг мотоцикла от комаров, попутно пытаясь добраться до кармана сумки, где лежит спрей от кровососов.
И о чудо! Стоило только пару раз пшикнуть, как эта темная сила отступила! Вымазался спреем весь с ног до головы и больше меня никто не беспокоил.
День седьмой закруглительный
Тайга — Жигалово — Качуг — Иркутск
05 июля. Пройдено 600 км.
Ночь прошла спокойно. Медведь опять не пришел.
До дома оставалось 600 км. Казалось бы, такой пустяк! Но почти сразу после ночлега началась жутко отвратительная дорога! Я думал, у меня будет даже сотрясение глаз! Приеду домой, а зрачок один ниже, другой справа и оба не по центру.
Но и эта неприятность кончилась. Началась интересная грунтовочка с разными речушками и озерами справа. Очень красиво!
В каждой хотелось искупаться, но план был сегодня засветло добраться до дома, поэтому я просто любовался и ехал дальше.
Стали попадаться деревни. Разные. Маленькие, большие, жилые, брошенные.
А вот и река Лена, значит скоро Жигалово, ну а там уже, можно сказать, я дома.
И в этот раз я проскочил Шишкинские писаницы. Как-нибудь потом заеду.
Так и Качуг пролетел. Начался асфальт, трафик, машины люди.
Часа через четыре я уже въехал в Иркутск.
День прошел в режиме — ехать-ехать и ехать.
Даже в любимой кафешке в Баяндае с настоящими позами не стал останавливаться, хотел уже поскорее домой добраться.
По приезде в гараж заметил квадратное заднее колесо. Переднее вообще без потерь, а вот заднее всмятку.
Все остальное живое!
Пройдено 2500 км без поломок и потерь.
Спасибо, тебе, верный Минск!
Стой отдыхай, а за мной уже любимая жена приехала.
Я дома.
По истечении некоторого времени могу подвести некоторые итоги:
1. Нам откровенно повезло с погодой, попади мы в сезон дождей, 110-й зимник растянулся бы на 3-4 дня, а то и дольше.
2. Так как я брал лодку, то решил максимально отказаться от «лишних» вещей. В итоге не взял палатку, а только навес. Опять же с погодой повезло, поэтому навес справился со своей задачей, но если бы был ливень, ветер и холод, то я бы проклял себя за то, что без палатки. Вывод — палатка нужна. Как и коврик и спальник.
3. Брал с собой инструмент, запасную камеру, рем. комплект для колес, насос, запасной тросик сцепления, лапку переключения передач, цепь, ведущую звездочку, 2 литра масла. Из этого всего была использована цепь (поехал уже на изношенной), звездочка (поставил тяговую) и ключи. Несмотря на это, данный набор буду возить с собой всегда. Быть может, еще комплект дисков сцепления добавлю.
4. Бензин: 9,5 литров бак, 4,5 литров канистра на руле, 7 литров канистра сзади. Этого запаса топлива более чем достаточно. Проверено дорогой и бездорожьем — все держится, удобно и практично. Так и оставлю.
5. Багажник и сумки. В этом походе у меня был задний багажник в виде рамки, сваренный Романом для сумки-штанов от DirtMotoShop.ru. Багажник выдержал все! И сумки и падения. За него привязывали DR650 и таскали на буксире. За него вытаскивали мотоцикл из болота. А он только немного краски потерял.
Сумки. Сумки зачетные. Именно о таких я все время мечтал. Только крепить их нужно не штатными тесемками, а хорошими крепкими резинками или стропой. Емкости 80 литров хватило абсолютно для всех вещей, кроме лодки :). Сумки-штаны выдержали все. Даже воду держали и почти не промокли. Я доволен.
Был еще рюкзак для мелочей, необходимых в дороге. Не было бы лодки — я эти мелочи в сумку засунул, а так пришлось брать солдатский вещь-мешок. Но он оправдал себя на все 100! Прочный, удобно крепить и не жалко испачкать. Висел не на мне, а сверху на всем багаже.
6. Солдатский котелок. Гениальная вещица. Очень практичный, так как мало места занимает, легкий. Крышку можно использовать как тарелку и как сковороду. Теперь это мой постоянный спутник в походах.
7. Навигатор от Гармин с питанием от бортовой сети. Очень нужный девайс. Благодаря ему, я знал где нахожусь, сколько осталось до контрольной точки. Главные отличия от навигатора в смартфоне:
Минусы:
8. Дождевик. Сложно представить, как я раньше ездил без него. Помогает когда холодно — не пропускает ветер и, естественно, когда мокро — не пропускает воду.
9. Резина. Маршрут получился с большим количеством асфальта и хорошим твердым грейдером. Поэтому сразу ставить грязевую резину будет не оправдано и накладно. Лучше всего переобуться в Курумкане. Там возле заправки есть большая шиномонтажка.
10. Прошел бы я в одного, как планировал? Да, прошел бы. Тяжело было бы? Да, гораздо тяжелее! Оптимальное количество для такого похода 2-3 мотоцикла.
11. Стоит ли отправляться в путь, вокруг Байкала? Однозначно да! И даже не ради 110-го зимника. По дороге много интересного и красивого. Байкал, Баргузин, дацан, горы. Интересен быт местного населения.
Лично я получил огромное удовольствие от поездки!
До встречи на дорогах!