|
Доброго времени суток всем любителям путешествий и посетителям замечательного сайта Drom.ru. Хочу поделиться с Вами нашим путешествием длиною 15 тысяч километров из славного города на Неве к удивительному и красивейшему озеру нашей Родины — озеру Байкал.
Четких планов конечной точки путешествия не было, примерно это был поселок Умхэй в Бурятии. Маршрут туда: Спб — Москва — Владимир — Н. Новгород — Казань — Ижевск — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Кемерово — Красноярск — Канск — Иркутск — Култук — Усть-Баргузин — Баргузин — Курумкан — Алла — Умхэй. Маршрут домой, в обратном порядке только через Курган в объезд Казахстана и через Челябинск.
Примерный маршрут.
Данное путешествие было нашей давней мечтой, как способ передвижения сразу же был выбран автомобиль — потому что только на своей машине ты получаешь свободу перемещения и независимость от аэропортов, ЖД-вокзалов, автобусов и т.д. А так же был интерес проехать самим через часть России, где мы никогда не были, так как восточнее Екатеринбурга никому из нас бывать не приходилось. И своими глазами увидеть регионы и жизнь в них.
Машина Mazda Capella Wagon 2001 года. Куплена в январе 2010 года. С пробегом по одометру 136 тысяч, на момент написания отзыва 161 300. Как тест драйв длинною 4000 км была совершена поездка в Белоруссию, где основные «косячки» вылезли и были устранены. Перед поездкой на Байкал было так же проведено ТО — замена масла в двигателе, замена масла в редукторе, замена ШРУСов и много еще по мелочи, что вызывало подозрения. В дорогу было взято две канистры масла по четыре литра — одну на замену, вторую на долив и на «всякий пожарный», масляный фильтр, ремень генератора, набор инструмента. У брата были взяты на прокат багажник на крышу и CB-рация, у друзей инвертор на 220 вольт 1кВт для зарядки аккумуляторов фотоаппаратов и ноутбука.
Экипаж в том же составе я (Евгений) — водитель и завхоз :); девушка Оля — штурман, а также главная по культурной программе, и наш преданный друг и охранник — собака породы бобтейл по кличке Аля.
Итак, выезд был намечен на 25 июля утром, чтобы успеть заехать к знакомым в Екатеринбург и приехать в Иркутск 2.08, где нас обещал встретить форумчанин OLEG141. Спокойно дорабатывая последние дни перед отпуском, читая еще раз отчеты на Drom.ru и ища карты для GPS 22.07, я обнаруживаю, что потерял все документы на машину с ТО страховкой и правами. Перерыв всю квартиру, машину, рабочее место, а так же все возможные места где я мог их потерять, и ничего не найдя, я впадаю в панику, но успокоившись за первый день отсидев в ГАИ огромную очередь и собрав кучу ненужных бумажек, получаю «времянку» на 30 дней, во второй день восстанавливаю страховку, потом в МРЭО свидетельство о регистрации, далее ТО. И 24.07 к вечеру имею полный пакет документов на машину, вздыхаю с облегчением, и начинается сбор вещей и закупка необходимого в дорогу.
День первый 25.07
Подъем в 5 утра — на 6 запланирован выезд. Еще раз проверяю масло в движке и коробке, давление в колесах работу рации, GPS и остальной электроники пару раз бегаем домой, потому что забыто что-то нужное.
Перед выездом.
Около 6 утра выезжаем от дома, на одометре — 146 355. Стоит хорошая погода и впереди путь длиной 6 000 км. По практически пустому городу выезжаем на Московское шоссе, без особых проблем доезжаем до г. Клин и по «бетонке» (А-108), так как «Ленинградка» ремонтируется, уходим на объезд Москвы. Далее путь наш лежит на Владимир и Нижний Новгород. Днем температура около Москвы поднялась до 38 градусов. При очередном обгоне, как всегда нажимаю газ в пол, но стрелка тахометра доходит до 4 500 оборотов и машина начинает дергаться и мощность пропадает. Так, думаю, съездили на Байкал, если через 700 км пути начались проблемы с машиной. Проехав спокойно еще около 100 км, машина ведет себя нормально, где-то во Владимирской области съезжаем в поле и решаем перекусить купленной по дороге копченой рыбой.
Только успели пообедать, как началась гроза, температура упала до 20 градусов. Быстро собрав нашу «скатерть» и вещи, прыгаем в машину и продолжаем путь. Как только упала температура, машина поехала отлично и при «тапке в пол» крутила мотор до положенных 6 500 об\м, дальше за всю поездку эта проблема не повторялась, да и после поездки тоже.
В первый день в планах было доехать до Нижнего Новгорода, но до него мы добрались гораздо быстрее и решили ехать дальше до Чебоксар, переночевать где ни будь под городом, а на следующий день погулять по Чебоксарам, и доехать до Казани и так же совершить экскурсию по этому красивому городу. Но нашим планам не удалось сбыться, так как быстро стемнело, дорога началась не очень хорошего качества. Мы свернули на стоянку, к какому-то кафе, и легли спать. Спали мы, кстати, все путешествие в машине, во первых, в целях экономии, а во вторых, с нами была собака, которую в гостиницы не пускают. Все же универсал в плане спального места — удобная штука, все вещи из багажника мы переносили на передние сидения, которые сдвигались вперед до упора, а задние раскладывали в ровную кровать. Где нам двоим и собаке хватало места и было очень удобно.
Первая остановка в Чувашии за день пройдено 1346 км.
День второй 26.07
Так как спать легли в полтретьего ночи, то встали достаточно поздно — умылись, позавтракали, выехали и через 50 км были в Чебоксарах. Погуляли недолго по городу, купили сувениров. Ольга накупила продукции местного кондитерского завода — «Снопиков» и всю дорогу ими восхищалась хотя от жары они немного подтаяли даже в автохолодильнике.
Памятник в Чебоксарах.
Далее Казань, при подъезде к Казани возле Куйбышевского водохранилища нам открылись красивые виды и просторы, и мы решили подняться в гору, чтобы пофотографироваться и выгулять нормально собаку.
Около Казани.
До самой Казани доехали без проблем, по GPS проехали к Казанскому кремлю и недалеко припарковали машину в теньке. Гуляли около Кремля и, естественно, зашли внутрь. Купили сувениров, благо магазинов с ними, по-моему, в Казани больше, чем во всех остальных городах, которые мы проезжали.
Казань.
При выезде из Казани мне стало как-то плохо, сначала очень жарко, потом в озноб, еще мы попали в вечернюю пробку на выезд и ремонт дороги, кое-как, дотерпев и съехав в какой-то отворот на выезде из города, я остановился и лег спать. Опуская подробности, это оказалось отравление мясом, которое мы взяли из дома, и даже в холодильнике на 38-градусной жаре оно испортилось. Но отлежавшись и наевшись активированного угля, я через четыре часа пришел в себя, и мы выдвинулись дальше. Следующая наша цель город оружейников и советского мостостроения Ижевск.
День третий 27.08
Переночевав где-то на стоянке около Ижевска, с утра мы заехали в сам город, далее стандартная программа. Проехали на набережную, припарковали машину на стоянке и пошли гулять пешком. Посетили музей ИЖМАША, погуляли по улочкам Ижевска и направились на поиски памятника «Свободному крокодилу», который очень хотела увидеть Оля. Чутка поблудив по городу и спросив прохожих, мы его все-таки обнаружили.
Свободный Крокодил (у фотоаппарата сбилась дата).
Как я понял, оружейники раньше ходили в зеленых кафтанах и имели прозвище «крокодил», хотя я могу и ошибаться на этот счет.
Спортивное оружие в музее оружейного завода.
Продолжение системы СВД.
Настоящий раритет, по-моему, 1923 год.
Стенд холодного оружия.
Огромное спасибо директору музея, к сожалению, не запомнил его имени, хоть мы и отказались от экскурсии, но он нам ее все равно провел. Рассказал про каждый зал с оружием, про зал с мотоциклами и про остальные экспонаты, не имеющие отношения к первым двум.
Ижевск.
День четвертый 28.07
Далее Пермская область с ее «убитыми дорогами», к ночи добрались до Екатеринбурга, переночевав в машине, с утра приехали к моим знакомым с прошлого лета. Прошлым летом по работе мне пришлось два месяца жить в Екатеринбурге. Помылись, позавтракали, постирали вещи и двинулись в дальнейший путь. Гулять по городу не стали, так как летом 2009 года вместе провели в этом городе две недели, и на прокатном «Рено Логане» (мучение, а не машина, хотя, может, и достался укатанный в прокате экземпляр), объездили все округи вокруг Екатеринбурга.
К сожалению, хронология дальнейшей поездки не сохранилась, так как времени оставалось все меньше и еще предстоял обратный путь, мы решили заехать только в Красноярск, пропустив другие города. После Екатеринбурга мы поехали на Тюмень, далее Омск. В Новосибирской области решили заехать на соленое озеро Чаны, очень красиво и ни души вокруг.
Новосибирск проехали ночью по объездной, она отличного качества, но на выезде в сторону Кемерово уперлись в ремонт дороги и потеряли время. Немного фото с дороги.
На выезде из Новосибирска.
Стирка.
Утро.
30 июля к вечеру мы достигли Красноярска. Решили съездить на смотровую площадку, а после нее чутка отметить мой день рождения по местному времени он начинался через три часа — 31 июля и исполнялось 31 год.
Красноярск, 30.0,7 вечер.
При въезде со стороны смотровой площадки в город я не заметил знак «40» и камеру перед постом, в итоге фото машины со скоростью 64 км\ч. Гаишники мне сделали первый подарок на ДР, протокол в виде 300 рублей, это, кстати, был единственный штраф за всю поездку, так как правила я не нарушал кроме скоростного режима — по трассе в среднем шел 110-120, при обгонах, естественно, больше. Рация очень помогла избежать ГАИшных засад, и их камер.
Не особо расстроившись, мы нашли небольшое кафе, где заказали поесть и заодно отметить день рождения — так как еще надо было ехать до стоянки, то ужин был безалкогольным, а на стоянке коньячка за праздник я все-таки выпил.
Следующий день был полностью посвящен Красноярску, так как торопится нам было некуда, на дворе было 31 июля, а встреча в Иркутске с Олегом была назначена на 2 августа. Правда, прогулка наша омрачилась небольшим дождем, но мы не унывали, впереди нас ждал Байкал и цель уже была близка. Кстати, в Красноярске купил очень вкусное мороженное, хоть наше питерское и считается одним из лучших, но которое я купил в центре Красноярска мне показалось даже вкуснее, кто его производит, я не помню.
Енисей со смотровой площадки.
Нашли момент, когда у Осетра никого нет. Вокруг было много свадеб.
Тут мне позвонили поздравлять с ДР. Так и не прочитал что там написано.
Во второй половине дня дождь стал усиливаться, и мы двинулись дальше в сторону Канска, где поужинали и заночевали на стоянке «3 Медведя».
1.08 мы тоже не особо торопились, и было принято решение пожарить шашлык из мяса, купленного в Красноярске, свернули с дороги в лесок и выехали на пустынное поле. В этот день был уже день рождения у нашей собаки — ей исполнялось два года, и мы решили дать ей возможность побольше побегать, после столь дальней дороги и сидения целый день в машине. Собака, по-моему, была безумно рада нашему решению :).
День отдыха от дороги.
Ну, вот мы и доехали до участка дороги между Тайшетом и Тулуном, которым пугали во всех отчетах, так что морально мы были к нему готовы и прошли его без проблем, как я понял из разговора по рации шоферов дальнобойщиков, уже положили много асфальта, и раньше было хуже. Единственное что меня поразило — это г. Нижнеудинск — где трасса проходит по узенькой, разбитой улочке, по которой идет и легковой и грузовой поток, пыль стоит на три метра столбом, а на обочине в трех метрах играют дети, печальная картина — даже на фоне той разрухи, которая царит в остальной России.
И вот вечером наша последняя стоянка, до Иркутска 200 км, выспавшись, с утра, мы тронулись в путь, позвонили Олегу, договорились о встрече и с отличным настроением, что цель близка и мы без происшествий почти доехали и не сегодня-завтра мы увидим Байкал и отведаем омуля.
Три часа неспешной езды и мы на въезде.
Встреча форумчан Drom.ru СПб в Иркутске.
Папа Олега объясняет, как нам проехать.
Встретив нас, Олег отлучился по делам, обещав позвонить вечером и встретится еще раз, его папа, вручив нам карту объяснил, как и куда проехать, в Иркутске с множеством одностороннего движения эта карта нас очень выручила. Далее мы поехали гулять по городу искать сувениры и фотографироваться. Вечером Олег с невестой (теперь уже женой) нашли нас в городе, и мы поехали домой к его родителям, где мы помылись, нас накормили вкуснейшим домашним ужином, рассказали много про Байкал. Еще раз большое спасибо Олегу и его родным (ник на Drom.ru OLEG141) за встречу и прием. Немного фотографий Иркутска:
Хоть нас и уверяли, что надо ехать на «Теплое море», что в Гремячинске ветрено и холодно, а в Баргузинской долине нет дорог, но мы упрямые — нам за столь короткий промежуток времени хотелось увидеть как можно больше и побывать в безлюдных местах наедине с природой. Поэтому вечером мы поехали в поселок Култук. Проехав серпантин длиной около 70 км в полной темноте, благо машин было мало и можно было большую часть пути ехать с дальним светом, где-то в полночь мы достигли цели и остановились на заправке в п. Култук. Было очень темно и Байкала мы не увидели, только огни вдалеке. Отметив приезд, я — пивом, Оля — стаканчиком сухого, мы легли спать, а когда встали, то были потрясены до глубины души открывшимся нам пейзажем. Мне, всю жизнь прожившему в Спб, на равнине, горные виды вокруг казались картинами с другой планеты. Вернувшись на серпантин к рыбному рынку, мы купили омуля и тут же съели по целой рыбе.
Первая помочила свои лапы в Байкале, конечно, Аля.
П. Култук 1-й день на Байкале (фотик опять глючит по дате).
Немного придя в себя, стали строить дальнейшие планы — потому что четко выработанного плана, когда и куда мы едем, у нас не было. Тут Ольга мне говорит — поехали в Слюдянку, там есть музей с нерпой. Сказано — сделано, только музей оказался в Листвянке :). А местная девушка сказала, что да, какой-то музей есть дальше и указала нам рукой на грунтовку. Проехав по ней достаточно далеко, стали закрадываться сомнения насчет наличия тут музея. Но зато мы выехали к красивой горной реке (или ручью) и пополнили запас питьевой воды.
Собаку снесло течением. Она испугалась, но потом приноровилась и бегала по холодным горным рекам и ручьям только так.
Далее решено было ехать на Теплые Озера, по трассе М-55 не так далеко от Слюдянки. С трассы висит указатель направо. Далее начинается самое интересное: стоит забор со шлагбаумом будкой и прайсом за въезд, вход, установку палатки и т.д. — цены, причем, какие-то ближе к московским. Мы решили оставить машину перед охраной и прогуляться пешочком. Въезд машины стоил 500 р. + установить палатку на сутки 500 р. Посмотрев схему, мы пошли искать Теплые озера и не свернули на турбазу, а пошли дальше вдоль реки Снежная и утопали довольно далеко. Хотя, если бы свернули, озеро было бы в 200 метрах от нас. Но прогулка по красивейшей природе — тоже полезная штука, особенно после автопробега в 6 500 км. Мы гуляли и наслаждались видами вокруг, а собака купалась по очереди то в реке, то в глубоких лужах по дороге, оставшихся со вчерашнего дождя.
В итоге, вернувшись обратно, решаем заплатить 500 рублей за въезд и остаться, правда, 500 рублей вылились в 6 40, в добавок к 500 прибавилось за каждого человека по 70 рублей, хорошо хоть за собаку не надо платить. Хоть мы и читали в комментариях к предыдущим отчетам, что можно не платить, а встать перед охраной, но вечер хотелось провести сидя на берегу реки с бокалом (в моем случае с пластиковой кружкой :)) коньяка. Заехав на территорию и найдя закуток прямо на берегу, мы оставили машину и пошли смотреть сами озера, посмотрев все три озера и сходив на «Верблюжью гору», я решил купаться в первом, так в двух других были болотистые берега. Хоть к вечеру и температура упала до 12 градусов, вода была теплая, и я вдоволь наплавался, но не на основном пляже, а чуть в стороне.
Наша стоянка.
Заплыв в +12.
Теплые озера.
Пока я плавал, стал накрапывать дождик, потом пока я одевался, весь промок, пришлось возвращаться к машине. Оставив собаку за старшего, пошли ужинать в кафе при турбазе. Отужинав позами и блинами с чаем, вернулись к машине, разложили спальное место, расставили кресла и стали наслаждаться тишиной и покоем. Был будний день и народу было мало даже на турбазе, а с палатками было вообще мало отдыхающих, на нашем берегу мы были вообще одни. Вот он и начался настоящий отдых, тихий, не очень холодный вечер, коньячок, рядом любимая девушка, в ногах верная собака и вокруг красивый горный пейзаж, и разговоры на отвлеченные темы.
С утра, позавтракав в кафе, Оля тоже решает искупаться, это для нее подвиг, так для нее по-моему и в бане прохладно :). Но светило солнышко, на улице было тепло, вода тоже теплая и она все же совершила подвиг.
Покинув Теплые озера и выехав обратно на трассу, решаем купить рыбы на вечер и употребить ее с пивом. Сегодня наша цель — побережье между Гремячинском и Горячинском. Решаем ехать через паромную переправу на реке Селенга. Сказано — сделано, погода хорошая, дорога тоже, и в скором времени мы у паромной переправы.
Очереди почти нет — мы попали на второй паром. Пять минут и мы на другом берегу. Далее опять дорога, причем, сначала грунтовка, а потом хорошего качества (идет ремонт, местами попадаются куски грунтовки). На заправках стал пропадать 95 бензин. И вот мы на месте, пообедав в кафе Гремячинска, стали искать стоянку, не так-то просто найти безлюдное место, даже в будний день. Но кто ищет, тот всегда найдет, и мы не исключение. Абсолютно пустой берег сурового восточного Байкала и никого вокруг, то, чего мы и хотели. В эту ночь я решил спать в палатке, не то что в машине неудобно, а просто для разнообразия. Ольга как «мерзляк» мою идею не поддержала и осталась в машине. Я поставил палатку, потом нашел поваленную березу — и проблема с дровами была решена, развели костер и стали готовить ужин туриста: картошку с тушенкой. Это был наш первый ужин за поездку, приготовленный на костре. До этого мы питались в придорожных кафе, качество еды очень приличное, по крайней мере, только один раз попалось поганое, и средний счет на двоих 270 рублей. Поужинав, сели наслаждаться тишиной, покоем и заслуженным отпуском, под мерный плеск волн Байкала. В общем, то, о чем мы и мечтали, полное умиротворение, расслабленность и еще пол-отпуска впереди.
Эй, видать, не холодно. :)
Камень «Кресло».
Ночью было холодно, и зимний костюм «Врача скорой помощи» очень пригодился Оле.
Вот и пригодилась тушенка.
На следующий день нас ждал Усть-Баргузин с его паромной переправой, дорога до него просто убита в хлам, по-моему, даже в Баргузинской долине она лучше, хотя кусками она делается, но после Горячинска остался кусок грунтовки смесь ям и «стиральной доски». Но худо-бедно мы доехали до Усть-Баргузина. 95 бензин с заправок исчез полностью, у меня с собой была 20-литровая канистра, заправленная еще в Санкт-Петербурге, но ее все равно бы не хватило бы, и я залил полный бак 92 по 26,5 р. — самый дорогой бензин в путешествии. Мне показалось, на 92 машина едет чуть похуже, а может, это самовнушение.
Святое место по дороге в Усть-Баргузин.
Усть-Баргузин.
На первый паром мы не поместились.
Противоположный берег.
Пообедав позами и купив рыбы около паромного причала, мы встали в очередь из пяти машин, но на первый паром не поместились, так как приехал маршрутный ПАЗик, две маршрутки, и одна машина была с лодкой в прицепе. На втором, заплатив 30 рублей, переправились на другой берег реки Баргузин. Как я понимаю, нам повезло, по приезду, читая отзывы, узнал, что на данной переправе доходит чуть ли не до драк. Вот мы почти и у цели, проехали по грунтовке до Баргузина и дальше. А вот и она, сама долина, дорога, конечно, дрянного качества, но нам не привыкать, потихонечку едем, иногда выходя снимать понравившиеся виды.
Набежали тучи, но как-то быстро исчезли.
Погода поменялась в лучшую сторону, на улице было где то 22-24 градуса, по сравнению с побережьем Байкала, можно считать жара. А по звонкам друзей и родственников из Санкт-Петербурга, где было 33-37, то вроде как и холодно. По дороге посетили буддийский храм и святой камень рядом с ним.
В этот день в планах было доехать до Курумкана, но из-за частых остановок для фотографирования и просто чтобы полюбоваться природой, мы так до него и не дотянули. Начало вечереть, мы свернули с дороги направо в поле, и стали поближе к лесу на ночевку. Вокруг было много поваленных берез, с дровами не было никаких проблем, я даже перестарался и притащил их слишком много. Ужин опять у нас был походный, уже не помню то ли гречка, то ли картошка с тушенкой и омуль холодного копчения с «Жигулевским» пивом из Читы.
Котелок попал в кадр :).
Алька помогает собирать дрова.
А теперь просит за это награду.
А вот и омуль.
Ну будет награда-то или нет? :)
Доела остатки ужина из котелка. Теперь можно и «охранять» :).
С утра просыпаюсь от того, что вокруг происходит что-то не понятное. Как будто стадо слонов бегает. Оказалось, что заночевали мы на пастбище коров и лошадей. Выйдя из машины, разогнал наглых коров, которые бесцеремонно бродили по нашему импровизированному лагерю. Попытался покормить лошадей хлебом, но ничего не вышло, так как взрослые не подходили ближе, чем на два метра, и отгоняли любопытных жеребят. Оля пыталась кормить корову, но тоже ничего не вышло, потому что тут же к корове бежала собака, и она убегала, не знал, что коровы умеют быстро бегать. Собака, увидев лошадей в первый раз, пыталась с ними то ли поиграть, то ли, вспомнив свое пастушье предназначение, решила их согнать в стадо, но они ее испугались и унеслись всем табуном на другой конец пастбища.
Оля пытается покормить корову, которую я с утра прогнал.
Собрав вещи, мы поехали в Курумкан, у нас кончались наличные деньги, а от карт «Сбербанка» толку в тех местах мало. Да и от самого «Сбербанка» тоже, потому что в отделении с карты тоже нельзя было получать наличку. Пришлось снять 3 000 рублей в банкомате другого банка, хорошо хоть он там был. Пообедав и заправившись, по асфальтовой дороге мы поехали дальше в п. Алла. Правда, через примерно двадцать километров асфальт кончился, и началась до боли знакомая грунтовка «стиральная доска».
А на фото дорога даже красивая.
Вот такие зверки постоянно норовят выскочить под колеса.
Долина, вид сверху, дальше стало тяжеловато карабкаться в гору.
Где-то к обеду мы добрались до д. Алла, грунтовка переходила из состояния «очень убитая» во вполне нормальную дорогу, где можно было ехать и 80 км\ч. Перед самой деревней начался кусок с камнями, и скорость передвижения значительно снизился. После въезда в деревню стоит указатель налево с надписью «Турбаза «Алла» — 7 км», туда мы и завернули.
Дорога к «Алле».
Набираем воду.
Проехали мимо ручья, заодно на всякий случай наполнили канистру. Места вокруг красивейшие, равнина с небольшими валунами, а на горизонте горный хребет. Жаль, что фото не передают полной красоты тех мест. Да и фотоаппараты у нас — две «мыльницы», в плане перед поездкой была покупка нового фотоаппарата, но финансов хватало только на поездку, и покупка была отложена.
Дорога часто разветвляется, но главную из них все равно видно, ближе к горам стали попадаться большие камни, и ехать приходилось осторожнее, чтобы ни поймать такой булыжник подвеской или картером. Дальше пошел небольшой перевал в гору, мы уже думали, что не туда едем, потому что дорога пролегала через лес и стала худшего качества. Сначала нам попались навстречу два «Лэнд-крузера», с которыми мы еле разъехались и мы решили, что мы на верном пути, и каждая дорога куда-нибудь рано или поздно приводит. Еще чуть-чуть и перед нами появились ворота с надписью «Добро пожаловать». Заехав внутрь, мы нашли хозяина, договорились насчет жилья, комната обошлась нам в 600 рублей на двоих. Чистенькая комната с протопленной печкой и постельным бельем. Припарковали машину. И пошли осматривать окрестности. Сама база расположена на пригорке, вниз к реке ведет деревянная лестница.
Фотография не передает реальной высоты. На самом деле намного выше.
А внизу протекает очень живописная горная речка. Я не помню ее название, а под рукой сейчас нет карты. Когда мы приехали туда, то оказались первыми клиентами, за нами приехала Honda Fit с семейством из Читы, но они не стали останавливаться и уехали, а вечером приехало две машины с Новосибирска «Паджерик» и «X-trail».
Вид с базы отдыха.
Далее мы решили сходить к водопаду, на который указывает указатель с надписью «Водопад 3 Км». Переодев обувь, были в босоножках, поменяли на кроссовки, пошли по лесной тропинке вдоль реки в сторону водопада. Правда пропустили поворот и прошли еще километра три, но потом вернулись обратно и все же нашли водопад, хотя он на противоположной стороне реки, на момент нашего посещения было мало воды и особого впечатления он на нас не произвел, зато виды по пути были просто отличные. Наверное, это место мне понравилось больше всех остальных, в которых мы были за свою поездку. Фото наших поисков водопада.
А вот и цель нашей прогулки.
После возвращения с прогулки, мы пошли купаться в горячем источнике, который находится около самой базы отдыха при спуске к реке. Сам источник бьет из-под земли, вокруг него построен сруб, и еще он обнесен бетонной коробкой, но бетонное строение уже ветхое, а сам сруб вполне ничего. Внутри помещения сделан бассейн, где-то два на два метра, через который и протекает горячая вода из источника. Поставлены деревянные лавки, есть крючки для одежды. Вода имеет большое содержание сероводорода, и поэтому пахнет стухшими яйцами, но при этом имеет лечебный эффект. Температура внутри самой «бани» за счет пара от бассейна тоже достаточно высокая, не парилка, конечно, но тепло. Глубина самого бассейна маленькая, если сидишь на дне, то вода доходит до шеи. Сама вода очень горячая, вечером она была разбавлена, и я залез без проблем. А вот с утра я не смог залезть в неразбавленную воду и пошел подливать холодненькой, для этого снаружи бани выведена железная труба, которая опускается в проточную воду реки. А у Ольги хватило духа посидеть и в неразбавленном источнике. У меня после принятия данной ванны состояние было как после хорошей бани. Я вышел из «парилки» и сел на скамейку на крыльце бани, заранее в проточной воде у меня остужалась бутылочка пива, которая к моему возвращению имела температуру как из холодильника. И стал наслаждаться расслабленным состоянием, закатом, журчанием горной реки и холодным пивом.
На базе есть столовая и можно заранее заказывать завтрак, обед или ужин, но мы отказались и приготовили ужин на костре. Сегодня мы за все путешествие спали первый раз в кроватях и, можно сказать, что после бани.
Наутро познакомились с экипажем «Паджерика». Их путь лежал в Монголию, и они ждали визы, которые оформлялись в Улан-Удэ. Они предложили нам съездить до Умхэя, где есть еще одни горячие источники. Они поехали налегке, так как собирались вернуться, а мы остались собирать вещи, наш путь лежал обратно в сторону Улан-Удэ, после поездки на Умхэй. Собрав вещи, мы поехали за Вячеславом с супругой, но на нашей машине по грунтовке джип нам было догнать тяжеловато :). Свернув с главной дороги по указателю, я через полкилометра не заметил лежащий в пыли камень, хорошо скорость была маленькая — удар был достаточно сильный куда-то по центру машины. Осмотр показал, что все обошлось — только чутка погнута «юбка» под радиатором, в общем, ничего криминального. Горячие источники располагаются на острове, к которому ведет брод, через который на легковой машине не переехать, или подвесной мост для пешеходов. Доехав до подвесного моста, мы решили оставить машину и идти пешком, но тут я увидел знакомый джип, переезжающий брод. Я пошел в ту сторону и перехватил Вячеслава прямо на выезде с брода. Он мне сказал, что на острове очень хорошо и домики намного приличнее, чем на базе «Алла». И что через полтора километра есть брод для «пузотерок» :). Еще немного пообщавшись, мы попрощались, на всякий случай обменялись телефонами и поехали искать брод. Дорога до брода была на самом деле хуже, чем сам брод.
Брод для «пузотерок»:).
Самая крайняя точка нашей поездки Умхэй.
Может, конечно, и условия проживания на Умхэй лучше, но вид вокруг мне больше понравился в «Алле», и на Умхэе гораздо больше народу.
На территории базы отдыха есть горячее озеро, которое тоже питается горячим источником, а так же купальный павильон. Вода как и в источнике п. Алла перенасыщена сероводородом. Мы сначала посидели в павильоне, там вода, конечно, не такая горячая, как в источнике на «Алле». А потом пошли купаться в Озеро, после бассейна вода там кажется просто теплой. Как написано на плакатах около источников, что принятие данных ванн очень полезно. Помогает при многих болезнях, я запомнил только кожные, аллергические, и гинекологические проблемы, хотя список был намного больше.
Горячий источник Умхэй.
На этом наше знакомство с Баргузинской долиной подходило к концу, это, правда, мы так думали, но не буду забегать вперед. Искупавшись, преодолев брод в обратную сторону, мы выехали в сторону Курумкана. До него мы добрались достаточно быстро, поужинали в кафе и решили, как «самые умные», ехать в объезд парома. Если верить подробной карте Байкала и Баргузинской долины, купленной на заправке после Гремячинска, а так же нашим двум атласам, то параллельно дороге, по которой мы ехали, идет еще одна в объезд парома.
Вот она и на «Гугле» — та, которая справа. В общем, сворачивая на развилке — мы едем в поселок Топико и далее сворачиваем направо, на «объездную дорогу» — будь она неладна. Кстати, она асфальтовая, но очень узкая, двум легковым еле разъехаться, по бокам растут довольно высокие кусты и трава. Ближе к вечеру, проехав по данной дороге километров 50, мы подъезжаем к мосту. Точнее, непонятному хлипкому сооружению из железнодорожных шпал. Подъезжаю поближе, передние колеса, где-то в метре от первой шпалы, чтобы посмотреть, возможно ли по нему проехать. И тут кусок асфальта с песком, гравием и землей из-под переднего левого колеса падает вниз, раздается громкий удар и машина встает в крен на левый бок. Первые три секунды одни маты и шок, потом быстро глушу машину.
Выхожу и наблюдаю невеселую картину, переднее левое колесо в пропасти, машина бампером на мосту, и левым порогом на земле — правое колесо на остатках земли держится, и при этом на улице уже темень. Пока «чешу репу» что делать, сзади подъезжает мотоцикл с двумя ребятами лет около 25. Ни слова не говоря, они глушат мотоцикл и начинают мне помогать. Сначала отодрав кусок перил моста (метра три длинной из бруса) пытаемся, как рычагом, поднять машину, или хотя бы приподнять порог, через некоторое время нам кое-как это удается. Я завожу машину, даю задний ход, надеясь на постоянный 4WD от «Мазды», но провисшее колесо крутится вхолостую, а остальные стоят. Кстати, я замечал зимой, что в сугробе при парковке задом колеса идут в букс — а передом прешь по снегу, как танк. Не силен я в устройстве полного привода и никаких соображений на это счет у меня нет. Далее пытаемся поднять машину руками, она поднимается, я прыгаю за руль — заднюю и выпрыгиваю на «большую землю». Ребятам огромное спасибо, я даже не спросил, как их зовут, от испытанного шока. Думаю, чем их отблагодарить, хотя они ничего и не просили, и понимаю, что кроме денег ничего не могу предложить. Нашел бумажку 500 р. и отдал одному из них. По-моему, они были очень довольны.
Дальше они объяснили нам, что дорога заброшена, что сбоку этого моста есть брод, а далее река глубокая и мост рухнул десять лет назад. Позже читал отчет ребят на подготовленных джипах, что они даже еле взяли второй брод, а уж нам там делать нечего. Пришлось возвращаться обратно.
Злосчастный мост и наш рычаг передо мной.
В этот день мы решили не ночевать, а добраться ночью до парома в Усть-Баргузине и поспать, просто откинув сидения, пока он не откроется. Так и вышло. С утра мы были вторыми на переправе. И с первым паромом были на другом берегу.
Переправившись, поехали в деревню Максимиха, там немного погуляли по берегу Байкала.
И дальше поехали в Улан-Удэ посмотреть город, в частности знаменитую голову Ленина, и пополнить запасы наличности.
Улан-Удэ.
Наш отпуск потихонечку подходил к концу, а увидеть хотелось как можно больше мест. В планах еще была поездка на о. Ольхон. Но перед этим было решено заехать на Саяны в Аршан, посмотреть на водопады, про которые прочитали в интернете. К вечеру мы добрались до поселка Кухтук, и заночевали на стоянке около заправки. С утра, заправив полный бак, выехали к Саянам. От Култука где то 130 километров в сторону границы с Монголией. Дорога до Аршана хорошего качества и буквально за полтора часа с остановками мы были на месте. После Баргузинской долины, количество народа в Аршане, я мог сравнить разве что с российским югом в сезон. Первым делом нашли жилье, комнату в частном секторе на втором этаже за 900 рублей, в эту стоимость входила и баня.
Потом пошли смотреть водопады, дошли только до первого, так как народу много. Вокруг грязно, то есть мусор валяется на всем пути до первого водопада, камни и весь первый водопад в наскальных надписях из серии «Здесь был Вася». Может на следующих ситуация и лучше. Но настроение и ожидания как-то были подпорчены, впоследствие мы, наверное, немного жалели, что не пошли дальше. Вернулись домой, и пошли на монгольский рынок, где накупили кучу вещей и сувениров себе и друзьям, в том числе и две фигурки из дерева, шамана и строителя юрт, одетых в кожаную одежду, ручной работы, которые заняли достойное место в коллекции национальных кукол у нас дома. Вечером нам была подготовлена баня. После баньки приготовили шашлык, во дворе нашего домика стояла симпатичная беседка с мангалом и дровами.
Осталась последняя цель нашего маршрута — остров Ольхон, на котором планировалось пробыть два дня и выезжать в сторону дома.
По дороге к парому.
К парому мы подъехали достаточно поздно, прямо перед нами отправился заполненный паром, зато на второй мы были первыми в очереди, и через пятнадцать минут уже плыли к острову.
На самом острове, на выезде с парома, охранник попросил зайти меня в вагончик — на котором была надпись «Информационный центр». В вагончике девушка записала в журнал мою фамилию и номер машины, спросила, на сколько мы дней и сколько нас народу. Я сказал, что мы до четверга и нас двое. Заплатил 50 рублей, мне за это выдали карту Ольхона, и мы поехали искать стоянку. Так как уже темнело, то далеко отъезжать на стали, а встали в одной из бухточек, где было поменьше народу.
Поужинали грибным супом, из грибов, купленных по дороге, чуть посидели и легли спать. Очень пригодились дрова, которые мы так же купили по дороге за 200 рублей за две вязанки, так как дров на острове нет совсем. Следующий день до обеда загорали, я чуть поковырялся с машиной. Пока мы бездельничали, пастух пригнал на водопой стадо баранов, и их увидела собака. Вообще бобтейл — это пастушья порода, но собака у нас городская и баранов, естественно, видела в первый раз. Но, видать, сработала генная память и из разбредшихся баранов стараниями Али через две минуты образовалось ровное стадо. Правда, первый раз, стадо было собранно около других туристов, во второй раз по просьбе пастуха: «Аля, гони баранов» стадо было отогнано в середину поля, но фотика под рукой уже не было.
Бараны идут бессистемно :).
Хозяин, там бараны — надо что то делать:).
Стадо собрано — работа почти на отлично.
Потом пастух (парень лет 10-12) интересовался, что за порода, и говорил, что им тоже надо такую собаку. В общем, собаке было в этот день особенно радостно, так как выполнила свое предназначение и получила кучу комплиментов.
Потом мы поехали в п. Хужир, по дороге заезжая в другие бухточки и забираясь на скалы, которые обрываются прямо в Байкал.
Погуляв по Хуриру, точнее по его сувенирным лавкам, пообедали и поехали смотреть мыс Бурхан и скалу Шаманку.
Вот и наступил наш последний вечер на Байкале, наша последняя стоянка, и на следующий день нам предстояло проделать обратный путь длиной около 6,5 тысяч километров.
На обратном пути до Санкт-Петербурга, устав ехать — мы заехали на озеро Зюраткуль в Челябинской области. Провели там один вечер. Но, как сказала Оля, когда мы были там: «Очень красиво, но, наверное, все озера теперь будут меркнуть по сравнению с Байкалом». И наверное я с ней в этом согласен, а может, просто было грустно от того, что отпуск закончился и в скором времени придется возвращаться к работе и повседневным проблемам. Вот несколько фотографий с озера Зюраткуль.
В четверг 20.08 днем мы были дома.
Подводя итоги:
Байкал и его окрестности, наверное, одно из красивейших мест в России и не только. Я ожидал, что будет красиво, но, честно говоря, не ожидал, что настолько. Очень жалко, что у нас было так мало времени и многого мы не увидели, а там где были, то тоже были недолго.
Мы ни капельки не жалеем о путешествии и, конечно, при возможности повторим его еще раз, но это будет наверное нескоро. Очень жаль, что от Санкт-Петербурга много времени и средств занимает дорога. Финансово, наверное, на самолете даже дороже, чем на машине и не остается свободы для перемещения на месте. Поездка из нашего региона по деньгам сравнима с поездкой по Европе и не только, но, как говорится, Европа для нас под боком и туда мы еще успеем, а отпуск длиною месяц, мне, возможно, больше взять не получится.
Наше путешествие длилось с 25.07 по 20.08.
Потрачено на двоих около 97 тысяч рублей, включая дорогу.
Пройдено по одометру 15227 километров, из них, где то 12800 км дорога остальное на месте.
Сожжено за всю дорогу, считая прогревы ночью, 1596,84 литров бензина (привез с собой обратно полную двадцатилитровую канистру).
На бензин потрачено 3 8832,57 рублей (собирал чеки при каждой заправке).
В Канске на обратном пути было заменено масло. В Иркутске куплен воздушный фильтр, заменен при смене масла.
Отечественная резина Amtel, хоть и дешевая, но показала себя с хорошей стороны, у нас за все время не было ни одного прокола.
По приезду на следующий день машина была загнана в сервис, где я обслуживаюсь, и на удивление по подвеске все оказалось хорошо. Единственное, что обнаружили — это надорвана нижняя подушка двигателя (камень, лежащий в пыли, похоже, который я не заметил при подъезде к Умхэю) и под замену все тормозные колодки. Так что машина нас не подвела, что еще раз доказывает надежность японской техники.
Спасибо, что прочитали до конца. Если есть, какие-то вопросы, задавайте, с удовольствием отвечу.
Еще немного фото.
Дорога, дорога…
Озеро Чаны.
Красноярск.
Култук.
Р. Снежная.
Гремячинск.
«Алла».
Улан-Удэ.
Аршан.
О. Ольхон.
Кафе «Капитан», там очень вкусный лагман.
Знаменитое кафе с «десятками», мы тоже отметились.
Кафе около озера «Зюраткуль».
Без комментариев.
С уважением Евгений.
Санкт-Петербург, 2010 г.