|
Наша с братом мечта, до Байкала на машине, сбылась! Прорулить самому эти тысячи километров: получить от дороги удовольствие, достичь поставленной цели.
Когда эта цель стала обретать реальные очертания, стали готовиться. Для начала поменяли машины: осенью 2011 Сергей поменял Chevrolet Lanos на Suzuki SX4, 1,6 л, механика, передний привод, Валерий в мае 2012 Hyundai Sonata на Nissan X-Trail, 2 л, вариатор, 4WD. Затем шла проработка маршрута и экскурсий. Все это потом пригодилось, знали куда едем, как едем и зачем едем.
Цель — посетить западный, южный и восточный берега Байкала на авто.
Время: 19.08.2012 — 11.09.2012 (24 дня).
Экипаж и техника: два человека из Архангельска (Сергей, Лена) — Suzuki SX4; два человека из Санкт-Петербурга (Валера, Оля) — Nissan X-Trail.
Расстояние: из Архангельска — 14 000 км, из Санкт Петербурга — 14 500 км.
Условия: один водитель на машину, рулим в светлое время суток по 12-14 часов, ночёвки в гостиницах или кемпингах, еда в кафе, столовых, ресторанах.
Снаряжение: палатки — ни разу не ставили, спальники, газовая плитка — не пришлось использовать, сумка-холодильник — оставили дома, видеорегистратор — в каждой машине, радар-детектор Suzuki SX4, радиостанции-CB для связи между машинами и послушать дальнобой (Megajet MJ:3031и носимая Dragon), ноутбук один на две машины. На двух машинах в путешествие едем не первый раз, поэтому научились понимать друг друга на дороге, но с радиостанциями комфортнее.
И так два брата на двух машинах, Валера с Питера на Nissan X-Trail, 2 л, вариатор, Сергей с Архангельска на Suzuki SX4. Определили точку сбора — деревня Козловка Вологодская область гостиница «Рубин». Валера забронировал два номера. Гостиница понравилась, двухместный номер стоит 1 200, чисто уютно, душ на этаже, кормят вкусно. Гостиницу лучше бронировать заранее, пользуется спросом.
1 день
Валерий с Питера на Вологду проложил дорогу через Чудово—Тихвин, чтобы объехать все ремонты на Мурманской трассе. Между Чудово и Будогощь с дорогой тяжело. Следовало идти через Кириши на Будогощь — Тихвин. Дорога немного длиннее, чем по Мурманке, но быстрее. Тихвин дороги все разбиты. После Тихвина до Пикалево свежо отремонтированная дорога, с отличной разметкой. Далее стандартная дорога, разбита, но не убита, приличная дорога начнется перед Вологдой и закончиться в районе Сокола, и это уже привычно.
Сергей из Архангельска выехал в 7:00. После Березника на 300 км поворот налево мост через Вагу дорога на Котлас. Ба! — после Чамово новый асфальт, это не проселочная дорога это шоссе. Увы 30 км цивилизации и далее давно знакомый, укатанный десятилетиями грунтовая дорога. 15:00 — Красноборск, 16:30 В-Устьюг, 19:00 — д. Козловка «Рубин».
2 день (20.08.2012)
6:40 в путь на Шарью, пасмурно. Через 80 км дорога закончилось, просто очень плохая,
8 км бездорожья, еще 12 км разбитого шоссе. 8:20 поворот на Киров, через 95 км заправка «Лукойл». В Кирове запутались в развязке, идём на Пермь. 14:30 — пообедали в закусочной «Светлана», не в восторге. Встретили мотоциклистов …,р азговорились…, ну Вы долбанули. 15:00 — в путь, после реки М. Белая дороги нет вообще. Полтора часа ехали 60 км. 20:00 — темно, ищем приличный ночлег, остановились в гостинице «Дарья» в 21:30. Двухместный номер — 1 500 с душем. Гостиница не понравилась, держат азербайджанцы.
Прошли 1 045 км, расход топлива на Suzuki SX4 — 6,6.
3 день (21.08.2012)
Живём по московскому времени. Подъем в 5:30, позавтракали и в 6:15 в путь. В Свердловскую область прибыли в 7 часов. Заправка на «Лукойле», бензин все дороже — 30,2 руб. Солнышко пытается пробиться сквозь тучи, дорога начала петлять, появились холмы. 9:20 — Екатеринбург, стоим в пробке час, дорога хорошая, дальше идём на Тюмень по бумажной карте, навигатор предлагал через Курган. Пейзаж за окном однообразный. Температура за бортом +18, ехать комфортно — не жарко. С 253 км стали встречатся качественные заплаты на дороге и гаишники. 13:30 — обед в придорожном кафе (N 56* 57.231` E063* 14.035`), очень вкусно, заправка «ГазПромНефть». В Тюмени грандиозный ремонт дороги, как следствие, пробки. Идем на Омск через Ишим, кругом одни поля. За 10 км (или около того) от Ишима остановились на ночлег в придорожной двухэтажной гостинице «Олимпик» (N 56* 11.936` E069* 17.212`) тел.: +79129287644, (1 200 руб. номер, удобства на этаже), 400 руб. — ужин на двоих, (пломбир очень вкусный), всё понравилось, чисто, уютно. В 22:00 уснули.
Прошли 850 км, расход топлива на Suzuki SX4 — 6,6.
4 день (22.08.2012)
Всю ночь шел дождь, утро сумрачное, температура +8. Позавтракали и в 4:30 в дорогу на Омск. Дорога стала хуже, разбита. Заправка «ГазПром». В районе деревни Степановка дороги нет (ремонт), стоим в очередь. После развязки на Омск дорога отличная. В 9:21 поворот на Новосибирск (М:51). У придорожных торговцев купили дыню. В 12:20 остановка на обед, кафе «У часовни». Погода хорошая +15. С 14:00 Suzuki нервничает, бак пуст, а газпромовской заправки все нет. Ура! Заправка. До полного бака по карточке за Уралом нигде не заправляют. (А еще точнее, заправиться можно, оплачиваешь по карточке с переливом, а потом банк возвращает тебе деньги на карточку, за недолитый бензин. С картой «ГПН Банк» возврат происходит моментально. Правда, узнали об этом только на обратной дороге). Пришлось 40 литров по карточке и ещё 8 за наличку, однако бак 45 литров, как доехали не знаю. Бензин 28 руб.
Остановились в гостинице «Как дома», 71 км до Новосибирска в 18:30. Гостиница новая, номера на любой вкус, двухместный номер 1 100 руб. (удобства на этаже), столовая круглосуточно работает, автостоянка — громадная. Понравилось — рекомендую.
Прошли 960 км, расход топлива на Suzuki SX4 — 6,6
5 день (23.08.2012)
В 3:35 в путь, туман, на улице +3. Через 95 км развязка Новосибирск — Кемерово. Дорога новая, навигатор ругается (у него нет этой дороги, в его памяти там болото). В 6:00 остановка попить чайку и сверить карты. 7:00 — заправка «Газпром». В Кемерово пробка, ехали очень долго. В 10:00 обед в придорожном кафе. Всё вкусно, порции как для слонов, просто огромные. В 11:00 проскочили Мариинск. Чем ближе в Красноярску, тем плотнее идут машины. Приближаемся к промежуточной точке нашего путешествия Красноярские Столбы. По рекомендации дальнобоя, уходим с трассы М-53 на Зеледеевскую трассу, М-54 и идем на Дивногорск. Дорога просто пустая и ровная. Чем ближе к Енисею, тем серпантинестее дорога, ровная и широкая. Спуск обалденный. Сквозь сосны стал виден Енисей. Плотина, Красноярская ГЭС, та которая на 10-рублевке нарисована, горы, красота. В 16:00 Дивногорск. Заправились на «РосНефти». Едем к Столбам, понятной информации «0». Припарковали машину через 2 км железные ворота. Методом опроса выяснили где переночевать и разработали план на завтра.
Прошли 880 км, расход топлива на Suzuki SX4 — 6,6.
6 день (24.08.2012)
5:40 (мск), 9:40 (по местному). Сегодня день отдыха. 1. — вернуться к плотине; 2. — столбы.
Гостиница «Снежная долина».
Немного о гостинице «Снежная долина», если делить по комфорту, три категории: коттедж, люкс и стандарт. Выбор был между люксом и стандартом, так как уже не сезон для туризма, гостиница была пустая. Еще есть такое понятие, как оплата за «полусутки».
Был выбран люкс и оплата за полсуток (1 500 руб.). По такой схеме не входит в стоимость завтрак, а ресторан кормит с утра только по талонам. Поэтому купили талон, 200 руб. на человека, наелись а все, что не съели, нам в контейнер загрузили, этим мы и обедали. Кофе был великолепный (за время путешествия больше мы такого не пили). Номер продлевать не стали, довод что если «хлынет» турист и мы останемся без места, нас не испугал.
Погода солнечная. Едем на плотину. Нафотографировались, пособирали камушки на берегу Енисея. Настроение отличное. К 11:30 доехали до ворот и началась наша пешая прогулка по заповеднику «Красноярские столбы». И пошли, пошли, пошли. Подъем 6 км к «Центральным Столбам» для городского туриста оказался не простой прогулкой, хотя дорожка ровная. Два раза останавливались отдыхать, Лена дурачилась и веселилась на качелях. Дошли и обрадовались, но рано подъём по лестнице был еще круче (останавливались три раза). Дальше сами скалы, горы, чудеса природы… Ощущаешь себя песчинкой, лилипутом на территории мифических великанов. Валера с Олей ушли раньше, а Сергей и Лена проползали весь день. В 17:00 (по местному) пошли на спуск. Обратный путь занял два часа. Отдохнули чудесно! Ноги гудят. Единственная мысль — смогу ли завтра нажимать на педали (хорошо, хоть не педали велосипеда).
Прошли 80 км, расход топлива на Suzuki SX4 — 6,7.
7 день (25.08.2012)
Ночевали в «Снежной долине», люкс по схеме «полусутки». Завтракали в номере, благо в люксе и чайник, и заварка есть, да и вечером гастроном посетить не забыли. 1:25 (по Москве) — в путь на Иркутск через заправку «ГазПром» (2:00). После Канска через 100 км дороги нет. Между Канском и Нежнеудинском грандиозное строительство, или объезд по грунтовке или трасса лети не хочу. 9:20 остановка на обед в «Хан» — кафе и гостиница, напротив заправка «Роснефть». 11:20 — идем на Тулун, Зима. В 16:30 остановка, нашли гостиницу (N 52* 44.763` E103* 38.022`) до Ангарска. Сергей устал как гончая на охоте, готов на любой ночлег. Стоянка авто за воротами гостиницы, ужина в кафе нет, хорошо во время обеда взяли пирог, его и кушаем, взяли на вахте чайник. Номер 1 000 руб, удобства на этаже.
Прошли 990 км, расход топлива на Suzuki SX4 — 6,5.
8 день (26.08.2012)
Подъем в 00:01 (мск), завтрак в номере. Выезд в 01:00, в 03:05 Слюдянский район, идем на Улан-Уде. Ну вот и Байкал, на улице сумрачно, накрапывает дождь. Едем в Баргузин, выглянуло солнышко, дорога — очень хорошая. 8:20 — заправка «РосНефть» в Ильинке, очень чисто и цивильный туалет, которого не видели на заправках как только переехали Урал. 9:00 — доехали до парома в Татаурово, переправились, стоимость — 72 руб. с машины, далее Острог, Кома. Домашняя скотина ходит по дорогам. Пообедали в закусочной, купили продуктов. Дорога до Усть-Баргузина старое шоссе, бездонных ям не встречали.
Остановились в гостевом доме «Синдба́д». Номер — 1 600 руб, душ на этаже, гостиница не впечатлила, но выбирать не из чего.
Прошли 770 км, расход топлива на Suzuki SX4 — 6,2.
9 день (27.08.2012)
Забайкальского национального парка, полуостров Святой Нос, водная экскурсия по Чивыркуйскому заливу, посещение Ушканьих островов, бухты «Змеиная».
10 день (28.08.2012)
Спасо-Преображенский собор в Баргузине, обед в Улюне, бурятские буузы, село Ярикта, богиня Янжима.
11 день (29.08.2012)
В 1:10 (мск) выехали в Иркутск, разница во времени пять часов. Основная задача — до 19:00 добраться до офиса «Кругобайкальской железной дороги», купить билеты на экскурсию. В 10:45 (по Москве) — проехали Слюдянку. В 12:00 (по Москве) — Глубокое, кафе — «Каретный двор» очень хвалят водители-дальнобойщики (мы проехали мимо, нет времени). 13:30 — Иркутск, бульвар Гагарина, д. 68, корпус Г — купили билеты на кругобайкальский экспресс. Едем к дилеру «Suzuki», пора проходить очередной ТО. Пока Сергей отдавал машину, Валерий забронировал гостиницу «Европа» на двое суток через Booking.com. Оставляем машину у дилера и на одной машине едем в гостиницу «Европа». Гостиница не хочет нас принимать на двое суток. Звоним на горячую линию Booking.com, операторы быстро решают данную проблему и мы по брони получаем наши номера. Заселяемся, гуляем по городу, кушаем. Возвращаемся в гостиницу, отмокаем в ванной. Стоимость номера — 4 100 в сутки двухместный номер + завтрак.
Прошли 650 км, расход топлива на Suzuki SX4 — 6,4.
12 день (30.08.2012) КБЖД
13 день (310.08.2012)
В 5:30 (мск) выезжаем из гостиницы, забираем машину из сервиса (машина не помыта — однако!). Наш путь на Ольхон, выехали из Иркутска в 6:20, заправляемся (на Ольхоне топлива нет). В 10:20 бесплатный паром на остров. Нам повезло, не ждали не минуты. Хужир. Выбор гостиниц или гостевых домиков в это время большой. Сергей и Лена выбрали двухместный номер за 700 рублей, удобства на улице, при желании можно заказать баню. Валерий и Ольга — номер с санблоком (душ, туалет) за 1 500 рублей. Погуляли в окрестностях поселка, сходили на мыс Бурха́н, Шаман-скалу.
От Иркутска до Хужира — 310 км, расход топлива на Suzuki SX4 — 7,1.
14 день (1.09.2012)
В 5:30 (мск) решили достичь самой северной точки Ольхона. Температура +13, солнце. Выспались, настроение чудесное. Дорога грунтовая, иногда направление, Лена сказала что дорог на Ольхоне нет. Добрались в 10:20. Красота!!! Встретили автотуристов на ГАЗ-21 из Иванова.
Прошли 93 км, расход топлива на Suzuki SX4 — 7,7.
На трех колесах.
15 день (2.09.2012)
В 5:10 (мск) поехали на озеро Шара-Нур. Первый склон не покорился, очень крут, местные жители предупреждали, что машины должны быть повыше и помощнее. Хотя мы думаем, что основная проблема — резина. Шоссейная резина не для Ольхона. Ищем объезд. Достигли озера. На озеро это мало похоже. Решили выехать на восточный берег острова. Склоны стали круче и мы выехали в долину на берег это падь Ташкиней. Вот это красота.
Прошли 64 км, расход топлива на Suzuki SX4 — 11,3.
16 день (3.09.2012)
Выехали с Хужира на паром. Нам опять повезло не ждали ни минуты. В Suzuki загорелся индикатор пустой бак. Залили 5 литров на ближайшей заправке. В Иркутск не заезжали, 9:40 пообедали в кафе «Ной» в районе деревни Черемухово (рекомендую). На улице жарко, лето. На ночевку остановились «У Петра» на 10 часов, оплата почасовая (75 руб./час): 1500 руб за номер, туалет, душ всё в номере. Поужинали в кафе и в люлю.
Прошли 900 км, расход топлива на Suzuki SX4 — 6,5.
17 день (4.09.2012)
Выехали 02:10 (мск). Наша цель поселок Кулаково, Красноярский край, к брату Саше.
Прошли 770 км, расход топлива на Suzuki SX4 — 6,2.
18 день (5.09.2012)
День отдыха. С утра на Ангаре вымыли машины (других автомоек здесь нет), съездили в лес за грибами, Сергей выкопал кедр. Пособирали камушки на берегу, порыбачили.
19 день (6.09.2012)
Встали в 8:00 (по местному), позавтракали и впятером на Валериной машине отправились в сторону Енисейска — Отца сибирских городов, цель доехать до Монастырского озера. Прохладно, около +10, пасмурно. Первая остановка — Лесосибирск, действующий Крестовоздвиженский собор, недавно построен. Едем дальше в Енисейск. В этом городе много старинных зданий и церквей. Много церквей реставрируют. Мы были в двух. Еще километров 25, сосновый бор и Монастырское озеро, с погодой не повезло, если бы было тепло, обязательно искупались бы. На берегу реставрируют часовню.
На обратном пути прокололи колесо, оказалось не так просто даже в имеющихся шиномонтажных мастерских отремонтировать прокол, велосипедная спица попала точно в угол между беговой и бочиной. Наконец нашли мастерскую, где был поставлен «грибок» (на шинке сразу предупредили, что гарантии никакой может выдержать только сотню, а может хватить на всю жизнь. До Питера доехал без проблем, колесо начало дурковать в ноябре, когда температуры стали гулять около нуля, 10 000 км после прокола), колесо водворено на место и мы отправились «домой» в Кулаково.
Прошли около 350 км, расход топлива на Nissan X-Trail — *8,5*.
20 день (7.09.2012)
Выехали от Саши в 1:10 (мск) в обратный путь домой. Сумрачно, моросит дождь. Ждем паром минут 20, переправились хорошо и дальше в сторону Красноярска. Развязка на Новосибирск, заправка сразу после моста 6:20 (мск). Лес очень красивый, березы желтые, белые стволы как на картине. 7:50 (мск) Ачинск, дорога отличная, бензин АИ-95 — 26:50, самый дешевый за всё путешествие. Рубит, остановились, съехали на грунтовку и уснули все, разморило. Короче, спали полтора часа. В Кемерово стояли в пробке, проскочили перекресток, дальше шли по указателям, навигатор ругается. Остановились в Мошкино, отель перед Новосибирском (40 км). Трехместный номер —1 500 руб., удобства на этаже. Поужинали в кафе, выпечка вкусная.
Прошли 1 035 км, расход топлива на Suzuki SX4 — 7,3.
21 день (8.09.2012)
Выезд в 4:45 (мск), кафе работает с семи утра. Идем на Новосибирск, погода хорошая, сквозь тучи пробивается солнышко, объездная дорога супер. Развязка, в 5:15 идем на Омск. 13:15 — развязка на Тюмень. Остановились в придорожном комплексе «Уют», двухместный номер 1 700=. Все в номере, чисто, чайник, вода, кофе, печенье, фен, полотенце. Заправка на против. Стоянка авто входит в стоимость номера.
Прошли 905 км, расход топлива на Suzuki SX4 — 7,1.
22 день (9.09.2012)
Выехали в 3:50 (мск), еще темно, температура +15. Через полчаса засумерничало. Поймали яму. Восход солнца в 4:44 (мск). Мост через реку Ишим похож на полосу препятствий для военной техники. Дорога с ямами и буграми, местами идет ремонт. Кафе и отели есть только до моста реки Ишим, дальше поля, поля и поля. Удивляет количество черных дроздов, просто полчища. Ишим — 5:10 (мск), Тюмень — 8:40 (мск). В Тюмени много строят жилья, кварталами, 17-этажные дома. Дорогу тоже строят, навигатор не замолкает, едем по указателям на Екатеринбург. 9:30 (мск) заправка ГазПром. Похолодало, начался нудный дождь. Обед кафе «Обжорка», маленькое ни чем не приметное. Накормили кушаньем «питии» — вкусно, обожрались, хотя заплатили 230 рублей. Баранина вкусная. Ориентировка поселок Пышма, река Юрмыч. Долго искали кемпинг, в гостинице «Дарья» останавливаться не стали, а дальше пошли строящиеся еще не сданные в работу, километров через 100 нашли. С дороги не видно, ни какой рекламы на дороге тоже нет. 1 500 руб. двухместный номер, удобства на этаже. Кафе на 1 этаже. Нам понравилось.
Прошли 1 103 км, расход топлива на Suzuki SX4 — 6,8.
23 день (10.09.2012)
5:00 — в путь. Только выехали и заправка «Лукойл», как вчера не заметили? Пасмурно, но тепло. Перед Пермью ремонт дорог, долго стоим в пробке. В 6:25 выехали на объездную, по указателям идем на Краснокамск. В 7:20 поворот на Киров. В районе Белореченска (10:17), полоса препятствий. Заправились на «Лукойле», Валера забронировал по телефону гостиницу «Рибин». Дождь сильный. Перед Вологодской областью дорога опять закончилась, и похоже в ближайшее время её ремонтировать не собираются. В 18:45 добрались до гостиницы. Поужинали. Завтра ребята в Питер, мы в Архангельск.
Прошли 950 км, расход топлива на Suzuki SX4 — 6,8.
24 день (11.09.2012)
Здесь наши пути разошлись. Архангельск уехал в 6:30. Холодно, сильный ветер, +6. В 8:45 В-Устюг, заправились на «Лукойле». Уехали к родственникам в поселок Ватса Котласский район. Пособирали грибов, Миша приготовил шашлык.
Прошли 270 км, расход топлива на Suzuki SX4 — 7,0.
Питер встал раньше и Валера уехал в 06:00. В окрестностях Вологды традиционно много гайцов на машинах, в основном следят за сплошной, попутно прихватывая за скорость, но нас это не беспокоит. На этот раз с Тихвина пошли на Новую Ладогу (и зря), либо ремонт дороги и ограничения, либо нетронутая разбитая дорога, где тоже не разгонишься. На Мурманке дорога вполне приличная. В Разметелево встали в пробку, из-за ремонта путепровод сузили до двух полос, одну из них оккупировал сломавшийся КАМАЗ. Осталось 30 км и 1,5 часа задержки.
25 день (12.09.2012)
В 7:30 теперь точно в Архангельск. На улице +1. Проехали мост в Котласе, повернули направо, и дорогу перешел здоровенный лось. Туровец — 9:00, заехали, зашли в церковь, поставили свечи. После Красноборска нашли поляну попили чаю. В 10:00 в путь. К вечеру были дома.
Прошли 630 км, расход топлива на Suzuki SX4 — 7,0.
Немного сухой статистики на Suzuki SX4, цифры все примерные. Расстояние от Архангельска до Байкала и обратно в нашем варианте получилось почти 14 000 км. Сожгли 990 л 95-го. На бензин ушло 29 000 руб. Средняя цена гостиниц от 1 000 руб. до 4 100 руб. за двухместный номер за сутки. На гостиницы ушло 32 000 руб.
Экскурсии: КБЖД — 1 800 руб. с человека, Чивыркуйский залив — 10 000 руб. с человека, богиня Янжима — 2 000 руб. с человека. Путешествие на Байкал обошлось в 110 000 руб.
Расстояние от Петербурга до Байкала получилось 14 500 км, суточный расход топлива на Nissan X-Trail не учитывался, а средний расход на весь маршрут 9.3. Путешествие обошлось на 10 000 руб. больше, 120 000 руб. на двоих за поездку на Байкал очень даже хорошо. Наличка — карточка примерно 50% на 50%.