|
Написать отчет о путешествии подвигло желание поделиться впечатлениями от, не побоюсь этих слов, удивительного, чудесного, волшебного, магического места под названием Баргузинская долина. Дабы иные, ищущие и жаждущие открытий, таки увидели это своими глазами, как это сделали мы — собственно: один мужчина, три молодые дамы и младенец, впрочем, тоже дама. Надеюсь, отчет также будет полезен свежей информацией относительно упомянутого маршрута.
Итак, май 2013. Транспортное средство — Nissan NP300. Маршрут: Иркутск—Баргузинская долина— Иркутск. Время в пути: плюс-минус 10 часов в одну сторону. Период путешествия: трое суток (три дня и четыре ночи), с 30 апреля. Общий километраж: без 10 км — 2000 км. Водителей: трое действующих, из которых один мужчина, он же — капитан. Здесь стоит отвлечься и отметить, что практически в глазах каждого, кто встречал нашу компанию, читалось недоумение, непонимание, быть может, где- то даже сочувствие и местами восхищение. Как задали Андрею вопрос повстречавшиеся в конце пути охотники: «Не многовато ли на одного тебя девок?» — на что получили справедливый ответ: «Не многовато ли вас, собственно, на одну утку?», — коей они хвастались, размахивая калашниковыми.
Итак, поехали.
День первый
Выехали в три ночи. Наверное, разбудили всех соседей, пока собирались. Нас с Иринкой разобрал истеричный хохот над нашей компашкой и неверие в то, что мы все-таки поехали. Как сказал Андрей, все, сидящие в машине, оказались в ней добровольно, так что некоторый страх перед путешествием в таком немногочисленном и по большей степени женском, составе, пришлось оставить.
Уверенность в том, что мы едем не просто так, а в назначенное место, начала приходить ближе к селу Турка, где мы остановились на заправку. Кстати, Турка по сравнению с прошлым годом «преобразилась», навязчиво подмигивая никому не нужными светофорами (этакая цветомузыка для местных жителей, должно быть, немало их раздражает), а также многокилометровыми коваными заборами, огораживающими особую экономическую зону, правда, пока пустующую.
До Турки мы останавливались возле Сретенского женского монастыря, о котором хочется отдельно сказать несколько слов. Великолепное здание основного храма, манящее своей красотой издалека (год закладки 1813), внутри светло и просторно. Зашли, поставили свечи за здравие и тронулись дальше.
Сретенский монастырь. Приближаясь к селу Максимиха, наблюдали повсюду подледную рыбалку на Байкале.
Подледная рыбалка на Байкале на фоне мыса Святой нос.
Доехали до Усть-Баргузина, въехав в деревню, повернули направо, на старую лесовозную дорогу, т.к. паром в это время года не ходит, приходится делать крюк, примерно 60 км.
Итак, приехали в первый населенный пункт — село Баргузин, с желанием перекусить, но, к сожалению, реализовать его не вышло, т.к. в единственной открытой позной отмечался юбилей. Зато убедились в том, что жизнь в селе многообразна, имеется дом творчества и музей купца Сиротина. Село расположено в живописном месте, вдоль реки Баргузин.
Село Баргузин. Дом купца Сиротина.
У Баргузина закончился объезд, который нам пришлось проехать из-за отсутствия возможности воспользоваться паром. В Баргузине мы пересекли реку Баргузин и дальше шли по основной дороге по правому берегу реки.
Следующим пунктом нашего путешествия стал дацан у скалы с ликом танцующей богини Янжимы. Сначала мы перекусили в позной напротив дацана (весьма неплохие позы), затем осмотрели дацан, до места лика богини мы не доходили. Лик богини был обнаружен восемь лет назад и с тех пор дацан является местом паломничества для верующих, в том числе бездетных, возлагающих надежды на помощь богини в даровании им детей. Говорят, что просьбы исполняются. Место великолепное, дацан расположен у подножья гор и на их фоне ярким пятном манит путников.
Дацан у скалы с ликом танцующей богини Янжимы.
Далее, проехав мимо крупного села Курумкан, мы, двигаясь по долине и созерцая ее красоты, мощь, ощущая масштаб поражавшего воображение раскинувшегося перед нами пространства, двигались к следующей точке нашей остановки — ущелье Алла. Надо сказать, что мы предполагали там остановиться на турбазе, поскольку уже был поздний вечер и мы были порядком измотаны дорогой. Сворот на ущелье обозначен указателем, дорога довольно явная, на легковом автомобиле проехать было бы малоприятно, но возможно. Мы добрались до ущелья минут через 15 после сворота с основной дороги. Как оказалось, турбаза пустовала, хозяев найти не удалось. Ущелье — потрясающее по своей красоте! Катившееся к закату солнце освещало его своими последними прощальными лучами. Так хотелось остаться здесь, среди гор, в этом уединенном, безлюдном месте. Сделав несколько снимков, полюбовавшись на виды и исследовав температуру воды в местном источнике, были вынуждены двигаться дальше.
Неподалеку была компания мужчин, которые сопроводили нас на ночлег до ближайшего места Кучигер. Повинуясь местным традициям, мы бурханили во всех святых местах, коих, если мне не изменяет память, на расстоянии 20 км насчитали 4. Так сказать, братание народов произошло, правда, побочным моментом стало мое некоторое, скажем так, оживленное и несколько отстраненное состояние как человека, принявшего основной удар на себя. В итоге, мы остановились в улусе Кучигер у радушной хозяйки Даримы. Нас уже поджидал дом с натопленной русской печью, с тремя комнатами и всем необходимым для чаепития. Спасибо нашим новым знакомым и Дарине!
Вдоль дороги. Очень сильное место.
Обессиленные от долгой дороги путники засыпали, оглушенные потрясающими красотами долины в предвкушении новых впечатлений.
День второй
Вдоволь выспавшись, плотно позавтракав, мы двинулись к источнику в Кучигере. Местные жители говорят, что источник помогает при болезнях опорно- двигательной системы и кожных заболеваниях, есть ряд противопоказаний, это надо иметь в виду.
Вот интересная информация об этом месте. По преданию, «один охотник смертельно ранил в шею косулю, которая забежала в грязную болотную жижу и легла издыхать. Эвенк не стал ее добивать, стал ждать ее кончины. Однако зверь не думал умирать. Любопытный охотник не один день ждал, а косуля, погрузившаяся по шею в тряскую грязь, все еще была жива. К удивлению человека, на третий-четвертый день стрела охотника самопроизвольно выпала из раны дичи, а на следующий день изможденный зверь, шатаясь, выполз из болотной жижи и стал щипать траву. Источником излечения смертельно раненного зверя была кучигерская болотная грязь, которая сегодня является божественным лечебным даром для животных и людей».
Как такового медицинского сопровождения на источнике нет. Поэтому каждый принимает ванны на свой страх и риск. Недалеко от источника среди сосен — место подношения Будде. В этом святом месте висят люли с куклами, костыли, символизируя избавление от болезней и приобретение желанного. Сделав подношение, мы пошли омываться в источнике, что было весьма кстати после суток пути. Вода в источнике -40 -45 градусов, содержит серо-водород. Грязи со дна считаются также полезными. Принимать ванны рекомендуется не более десяти минут, после чего нежно тепло одеться. После ванн тело и мысли настолько расслаблены, что не хочется не только в дорогу, но и руку лишний раз поднять.
Символы избавления от болезни.
Пересилив лень, собрав в очередной раз сумки в пикап, в три часа дня мы тронулись дальше, на север. Путь наш лежал в курорт Умхей. От Кучигера до Умхея около 20 км. Необходимо отметить, что дорога в целом по западной стороне долины хорошая, умудряются ехать даже на «жигулях».
Умхею хочется уделить больше внимания. Во-первых, это потрясающе красивое место находится на острове реки Баргузин в месте схождения Баргузинского и Икатского хребтов. В мае мы смогли пресечь реку на авто, поскольку она еще не растаяла. Летом машины оставляют возле живописного подвесного мостика. Трава на острове выше человеческого роста, два с лишним метра. Турбаза ухоженная, небольшая. Администратор Герман Герасимович — внимательный, добрый и светлый человек, все обстоятельно нам рассказал и показал. Но к сожалению, остаться нам на ночлег не удалось, все места были заняты. Неудивительно — наверняка, знающие люди возвращаются сюда не раз. Только приехав в Умхей, еще не насладившись его видами, мы уже хотели сюда вернуться. Прогулявшись по турбазе, мы пошли к теплому озеру. Оно образуется из источника, вода в озере около 35 градусов. Не глубокое, но удовольствие от этого ничуть не меньше. Какое это счастье для пятерых путников (а младенец тоже купалась, к удовольствию публики) насладиться, на минуточку, в мае, в Сибири, в горах часом-другим неспешного плавания! Это не передать словами! В окружении прекрасного дикого пейзажа принимать теплые ванны — чудо как хорошо! Вода в самом источнике куда горячее, около 50 градусов. Находиться больше пяти минут в нем невозможно. Думаю, вся наша команда согласится, если сказать, что ехать в долину стоит даже только ради одного этого места.
Мостик через реку Баргузин на остров.
Ниссан пересекает реку Баргузин.
Приятно перекусив с вином у реки, мы поехали искать ночлег.
Поскольку на следующий день планировали пресечь долину, было удобно заночевать в Курумкане. В этом довольно большом селе две известные нам гостиницы, выбор пал на более дорогую, новую и весьма приличную. Стоимость ночлега — 1 200 руб. с человека. Хорошие новые номера, с обещанным видом на горы, которые, правда, увидеть нам не удалось из -за испортившейся погоды. Выложив фото за два дня путешествия в Instagram, пообщавшись в WhatsApp с друзьями, которые отдыхали с это время в Китае, не зная, радоваться или огорчаться прогрессу, мы улеглись спать.
День третий
Встав пораньше, мы плотно позавтракали в гостинице вкусным завтраком, который заказали накануне вечером. Заправились в Курумкане на заправке «Бурятнефтепродукт». Стоимость литра солярки — 34 руб. Вернулись назад километров на пятнадцать, чтобы переехать по мосту на левый берег Баргузина. Перебрались на другую сторону, свернули направо и поехали по заброшенной лесовозной дороге, часть которой уже проходили. Дорога узкая, покрыта старым асфальтом, местами ямы, но довольно сносная. Встречных и попутных машин практически нет. За полдня мы встретили всего два автомобиля в этом районе. Места очень живописные и вид на горы с восточной стороны долины прекраснее из-за того, что взору предстает большая панорама.
По пути можно встретить песчаные барханы, местами они практически соединились с дорогой. Затем дорога упирается в мост через р. Аргаду, проход и проезд по которому невозможен, ввиду того, что он не достроен (или разрушен).
Мы к этому были готовы и знали, что это основное препятствие для полноценного проезда по этой стороне долины. Единственный способ ехать дальше — преодолеть брод неподалеку от моста. Пришлось надеть болотники и перейти реку пешком, дабы исследовать дно и определить глубину.
Следы колес на другой стороне реки.
Описания этого брода в глобальной сети оставили двоякое мнение о нем: то вода была высокой и его проезжали на неподготовленных машинах, то вода была низкой и посреди реки застревали на «заряженных» джипарях. Исследование показало не очень высокий уровень воды, песчаное дно, местами небольшие ямы.
Брод был отмечен вешками, установленными в воде, что придавало дополнительной уверенности — значит, люди пользуются, официальный брод, так сказать. Мы решили перекусить и обсудить все «за» и «против». Для этого мы немного вернулись назад и ушли вправо, ниже по реке, где обнаружили живописные песчаные барханы и прекрасный вид на реку, горы и долину.
Покатались по барханам, пообедали, поразмыслили над штурмом брода. В пользу штурма был невысокий уровень воды, что сводило к минимуму риск ее «хлебнуть». Опасались лишь за то, что в песке можно было завязнуть, встав посреди реки. Ни лебедки, ни второй машины у нас не было. Экипаж тоже, так сказать, слабосильный. Случись чего, помощи ждать неоткуда, поскольку за несколько часов мы не встретили ни одной живой души и селений поблизости нет. Но у нас был боевой дух, подпитанный здоровым авантюризмом, и было принято решение брод брать.
Фотограф Ира, надев болотные сапоги, вышла на точку фиксации сего момента и прекрасно это сделала.
Брод мы преодолели с кучей эмоций и криков. Выбрались на берег, проверили, все ли в порядке.
После брода следы от колес уходят куда -то вправо. Проехав метров тридцать, они пропадают, дальше думай сам, как тебе выбраться к дороге. Мы потыкались туда-сюда, вроде бы, вот она дорога — неподалеку, а подъехать к ней нельзя, везде болото. Решили по реке вдоль берега двигаться в сторону моста. Доехав до моста, увидели следы, которые уходят к дороге. Так и выбрались.
На этой стороне мы выехали к подножью горы, на которой стояла ступа. Мы заехали на полгоры, дальше девочки пошли поблагодарить высшие силы за помощь в путешествии. С горы открывался потрясающий вид на долину, горы и реку. Это впечатление не передать словами и фотографиями.
Спустились, поехали дальше. Дорога стала еще живописнее, долина — шире, погода разъяснилась, настроение зашкаливает.
Все супер. Вдруг, откуда ни возьмись, прямо перед машиной дорогу перебегает косуля — такая красивая, что у нас дух захватило, а из всех эмоций только беспорядочные крики на всю машину, так что аж ребенок испугался. Пока сообразили, что к чему, даже сфотать не успели толком, только на айфон, получилось не ахти. Мы подумали, что места здесь ужасно красивые и дикие, людей нет, а зверь непуганый.
Дальше по карте была еще одна река — Улан-Бурга. Моста, как и ожидалось, не было, но во всех отчетах и картах значился мост немного левее, если проехать через лес. Мы свернули в лес в поисках моста. Дорога в целом внятная, местами есть развилки, решили держаться ближе к реке и сворачивать направо в случае выбора. Погоревали, что не встретили медведя по дороге. Хотелось посмотреть на него из машины, типа, сафари такое. Доехав до места, где должен быть мост, моста не обнаружили. Следы его есть, деревянный съезд такой, а на другой стороне бревна накиданы. Возможно, его размыло, а восстановить не успели. Делать нечего, на тот берег хоть как надо, назад дороги нет, только брод. Река как бы раздваивалась, первую часть переехали на небольшой островок, было неглубоко, там развернулись в сторону берега, вышли, осмотрелись, вроде бы рядом совсем, рукой подать до другого берега, вода грязная там какая-то, что-то типа заводи. Поехали, вроде, нормально, потом машина правым колесом провалилась в яму, грязная вода неприятно побежала по капоту, правая сторона капота ушла под воду — хорошо, что воздушный фильтр слева. В машине повисла напряженная тишина. Из последних сил Ниссанчик вывез нас на берег. Впечатлений для одного дня было через край.
Вернулись на основную трассу. Дорога стала немного хуже, больше ям. По пути попадались озера, они и раньше были, но теперь их стало больше и они сами стали больше, часть, а может и все они, были соленые. На них было много утки, часть традиционного вида, а другие — оранжевого цвета, больше обычной утки размерами.
Потом мы узнали из интернета, что это священная птица как у буддистов Монголии и Тибета, так и в славянской мифологии, называется огарь. В общем, убивать их, надо полагать, грех… Стали появляться селения разные, машины, люди. Потом мы встретили охотников возле д. Суво, у них был такой гусь.
Заехали в деревню, для этого надо не пропустить поворот и свернуть с основной трассы, там посмотрели достопримечательность — Сувинскую Саксонию — каменные крепости.
Дальше в д. Уро есть заправка. На крайний случай можно заправиться, если уж совсем не хватает. Топливо дорогое (34,3 за литр ДТ) и неизвестного качества. Немного залили, т.к. это лучше, чем ничего. Кстати, справедливости ради надо сказать, что нареканий солярка не вызвала, поговаривают, что она тепловозная там. Немного проехав, опять выходим на основную трассу, качество которой ухудшилось напрочь. Затем дорога вышла на тот участок, по которому мы уже ехали. Мы быстро за разговором добрались до Усть-Баргузина. У хороших знакомых, которые там случайно оказались в одно время с нами, поужинали, и в первом часу ночи пустились в обратный путь.
Обратно дорога ухудшилась, видимо, весенний паводок обострился, а может, после дождя. Около десяти утра были дома. Так и закончилось наше увлекательное, в меру экстремальное, полное впечатлений путешествие. По ощущениям, оно длилось не три дня и четыре ночи, а, как минимум, неделю. Мы очень хотели туда поехать, и мы это сделали. Теперь мы готовы к новым путешествиям и решились на покупку джипа. Так что follow us.
Пара слов о машине
Nissan NP 300 является потомком Nissan Terrano начала 90-х годов, который на раме. У него точно такая же архаичная подвеска на торсионах спереди. Проходимость у него изначально неплохая, сзади мост, есть блокировка центра и пониженный ряд. Вкупе с неплохой резиной BF Goodrich получается неплохой внедорожник, который нас ни разу не подвел. Подвеска комфортная как по трассе, так и по гравийке. Вообще управляется автомобиль легко и доставляет массу приятных эмоций водителям. Девушки с легкостью с ним справлялись и отмечали простоту управления. Единственное нарекание по подвеске — перед немного излишне раскачивается на волнах, но к этому быстро привыкаешь. Вообще, показалось, что для таких путешествий пикап подходит не лучшим образом. Во-первых, несмотря на крышки с уплотнителями, в кузове постоянно пыль, и вещи сильно пылятся. Пришлось их упаковывать в целлофановые пакеты. Во-вторых, на мой взгляд, если сравнивать с обычным джипом с большим багажником, выигрыша в объеме для поклажи никакого, т.к. в кузове все надо грамотно скомпоновать, а он не такой большой, как кажется. В-третьих, там негде спать, а в джипе можно разложить салон и переночевать. Комфорт в поездке тоже ниже, т.к. салон небольшой, а заднее сиденье спартанское. Но конкретно эту машину покупали совсем для других целей, для которых она подходит намного лучше. Но нам все равно было в кайф, и машина очень понравилась.
Вот и все. Спасибо за внимание.