|
После внедорожных маршрутов Горного Алтая, Хакасии, Шории и Тувы меня несколько лет подряд мучил вопрос — неужели нельзя объехать Байкал на машине? Можно. Это было одно из самых крутых внедорожных путешествий. Хотя бы раз в жизни это нужно попробовать.
Маршрут очень интересный и насыщенный. Движемся из Новосибирска до Улан-Удэ, а потом на север к Северобайкальску. Самая сложная внедорожная часть — это отрезок по восточной стороне Байкала порядка 170 км между поселками Умхеем и Куморой. Дорога, когда-то построенная с целью соединения БАМа и Трассиба неким «переулком», для обеспечения поставок материалов для строительства БАМа. В 70-х дорога была на скорую руку пробита, официально называлась «Таза – Новый Уоян», но в дальнейшем была заброшена (уже более 30 лет). Вода, солнце и время сделали свое дело. Дорога фактически разрушена, от мостов не осталось ничего… Деревянные настилы или уже прогнили, или вот-вот рухнут. Местами нужно просто проскребаться по огромным камням. Ну, если «повезет» с большой водой, то и поплавать в реке Баргузин, что, в общем-то, с нами и случилось. В общем, это было то, что нужно настоящему путешественнику. Сейчас это действующий зимник, по которому любят прокатиться с ветерком джипперы в летнее время.
Трейлер к фильму, посвященному поездке:
В составе экспедиции три авто: два Toyota Land Cruiser 80 и Nissan Navara. Машины были подготовлены соответствующим образом. В этот раз Навара была поднята максимально, с помощью американского набора Fabtech клиренс увеличился до 6 дюймов (15 см) от начального. Мы хорошо понимали, на что шли, ибо поблажек в пути не будет.
До Улан-Удэ дорога была легка и прекрасна. Лето и замечательные пейзажи.
Проехав стороной Улан-Удэ, переплываем на пароме Селенгу.
Мелочи жизни...
От Улан-Удэ двигаемся на север. По плану должны заночевать на берегу Баргузина, чтобы утром штурмовать самую серьезную преграду и выйти на зимник. Немного переоценили скорость движения. Как итог, остановились просто на берегу Байкала, рядом с Усть-Баргузином. Песок, лес, море туристов и Байкал.
Вроде немного заскрипело заднее колесо на одном из TLC80. Колесо снято, подшипник проинспектирован, вердикт «песок попал» всех успокоил. Это была первая ошибка.
Фантастический закат на Байкале.
На следующий день проехать удалось немного, около 15 км.
Видимо, в подшипнике вчера был таки не песок. Вид дымящегося колеса красноречиво давал понять, что дело дрянь. 80-ка остановилась и не может ехать. Разбор прояснил дело: ступичный подшипник разбит, все раскрошено и срезана одна из задних полуосей.
Быстрый ремонт в полевых условиях невозможен. На улице +35. Возвращаемся на стоянку, к вечеру притаскиваем поврежденного Голиафа.
Мозговой штурм на тему «что же делать дальше?».
Начинается многодневная эпопея с поиском заднего моста. В 6 утра мчим в Улан-Удэ. Весь день +35 - +37, мы ждем, ждем и ждем, когда обещанный мост снимут найденные через знакомых местные жители. Это будет «вот-вот, сейчас-сейчас». Параллельно устраняем мелкие проблемы в Наваре (меняем крестовину переднего кардана). В итоге в 6 вечера мы в частном секторе наблюдаем за разбором битой 80-ки. После снятия моста понимаем, что мост разбит и ничего мы не можем с него снять. В таком нерадостном состоянии едем обратно. Попутно обрастаем виртуальными знакомствами, джипперами из клуба Nomados. Алексей, надо сказать, нам ОЧЕНЬ сильно помог. Но позже.
На утро следующего дня Алексей сообщает, что такой мост есть где-то в районе Нижнеангарска и нужно срочно деньги и только налом. В обед опять мчим в Улан-Удэ (250 км в одну сторону). Груз приходит в 1:30 ночи. Правда, без барабанов… К вечеру привозят барабаны.
Вот он, решающий момент, у нас есть целый мост. На берегу Байкала нужно его в полевых условиях поменять.
Разрезаем старый мост.
Работаем даже ночью.
Почти готово...
Осталось проверить передаточные числа…. Ну и, конечно, они не совпадают. Это означает, что можно ехать только на заднем приводе. Игорь, владелец 80-ки, предлагает ехать домой, так как с задним приводом он не готов ехать вперед.
19 июля. Ставим новый мост, расчленяем старый. Вечером все готово. Убеждаем нашего Игоря, что надо ехать вперед.
Он, конечно, в сомнениях, но великий и могучий русский язык с вставками из прекрасной нецензурной лексики делает свое дело. «Да и .... с ним» — машет рукой хозяин чудо-автомобиля. Мы едем. Тойота 80-ка едет на заднем приводе. Только. Будет весело.
Перемахиваем на пароме Баргузин. Любопытные жители расспрашивают, куда же мы собрались. Заслышав «110 зимник», начинают апокалиптические рассуждения, изобилующие фразами «неее… вы там не пройдете», «вода большая, Баргузин не перейти». Заслышав, что одна из машин на заднем приводе, вообще обреченно машут руками «…тогда точно не пройдете». В итоге я начинаю говорить, мы просто новосибирские туристы и едем в Умхей на базу отдыхать. А машины то не наши, так просто взяли прокатиться.
Дорога иногда даже бывает асфальтированная. Подарок небес, практически. Проезжаем веселящие слух села типа «Курумкан», к вечеру приближаемся к поселку, радующему нас особенно — Алла. Заливаем полные баки, плюс еще 100 литров запасного вкусного, пахучего дизеля.
На развилке Улюнхан—Умхей встречаем микроавтобус Iveco с латышскими джипперами.
Любители экстрима из солнечной Прибалтики повеселились качественно. На этом микроавтобусе и на УАЗике (!!!) из Латвии и прямо сюда. Кстати, проект этот тут: baikals.lv. Бурно обсуждаем то, как они прошли зимник, и ненароком спрашиваем, а где же, мммм, 50% группы?! То есть тот самый УАЗик. Выясняется, что жертва российского автопрома сломалась не где-то, а почти посреди зимника. Поэтому несколько человек шли пешком 70 км за помощью. Обычное дело, я так каждое утро на работу хожу… В итоге они где-то дальше Улюнхана нашли Урал, который за небольшие деньги (25000 руб.) согласился транспортировать жертву из зимника в Большой мир. Больше всего нам понравился ответ на вопрос «А как там с медведями? Видели?». Ребята вполне хорошо говорят по-русски, но, естественно, с приличным акцентом. Единственная девушка в команде ответила: «медведей не видели, только следы и г…но». Причем последнее слово прозвучало очень четко и без акцента. Видимо, действительно Его видели. Команда нам сообщила, что Срамную речку они шли несколько дней и проложили там дорогу, так что нам будет легко. Далее последовал ритуальный обмен майками и рукопожатиями. Замечательные ребята. Мы им пожелали хорошего пути и двинули дальше.
Латыши ребята смелые!
И вот, наконец, мы уперлись в Баргузин. Последние три дня дожди лили как надо, вода существенно выше ожидаемой. Отправив отряд нерп (двое специально обученных наших товарищей Дима и Костя) на разведку дна, мы поняли, что дело дрянь, и штурм в лоб с учетом одной заднеприводной машины не получится.
На базе в Умхее администратор позвонил в заповедник, из разговора мы поняли, что сейчас «даже 66-й Газ боится ехать, ищите Урал».
Стало безрадостно, потому как дождь не предвещал ничего хорошего. Справедливо рассудив, что утром принять решение будет проще, разбили лагерь на берегу. Раз уж был небольшой запас времени, исследовали варианты брода. Пригодились знания из прошлогоднего штурма реки Джазатор — не в лоб, а по отмелям. Вечером опустился густой туман и дождь перестал.
В 7 утра меня будит Виталий со словами: «Хватай камеру, тебе понравится». И правда, волшебное зрелище: на той стороне табун коней готовится к штурму реки. Еще несколько минут — и десятки коней ринутся в воду. Потрясающее зрелище. Отдельно заснято:
Появилось солнце, вода упала на 10 см. Все, пора… На удивление быстро и слаженно начали форсировать реку. Шаг за шагом, разведка каждого этапа. Используем «нерп», чтобы не ошибиться в глубине.
Уже близко к фарватеру.
Так медленно, но верно подходим к фарватеру. Тут начинается самое сложное. Нужно, чтобы хотя бы одна машина переехала и тащила остальные, особенно заднеприводную 80-ку. Все посчитано, привязано. Старт!
Первая 80-ка, подстархованная фалом, борясь с течением, нащупывая на дне булыжники, омываемая водой по окна медленно движется вперед. Мы все переживаем и следим за каждым ее движением. Достаточно быстро и уверенно она все же переползает на другую сторону. К ее хвосту привязан фал, будем страховать следующую 80-ку. Все хорошо, но почему-то команда «отпустите фал» была истолкована неверно и фал… обрезан. Мелкое недопонимание, которое прибавило 1,5 часа к общему времени штурма. Пытались перекинуть тонкую веревку, не получилось. В итоге кинули спиннинг, к леске привязали тонкую веревку, а потом через нее натянули фал. Заднеприводная 80-ка пошла…
Изначально Игорь (водитель) выбрал не совсем правильную траекторию. Он попал в самую глубокую часть. Бурные воды подхватывают машину и начинают ее силой тащить вниз. Первая 80-ка ожесточенно рвет вперед, понимая, что дело опасное. Мы, затаив дыхание, следим за происходящим… Течение сильное, риск затопления велик. На моменте поворота фал ослабевает, немного притормозила первая тянущая 80-ка. Вода подбирается к окнам… Машина полна наших девушек, мы переживаем еще сильнее… Но все проходит хорошо, еще минута и две машины на территории заповедника. Навара же проходит с блеском и без видимых усилий, путь выбран правильный.
Только отвалилась старая жестяная защита, и немного помялось крыло…. И вот мы на территории Джергинского заповедника.
Видео о пересечении:
Это счастливое ощущение!!! Преграда пройдена!
Нас подробно инструктируют о том, что можно обсуждать с медведями («о политике ни-ни!!»), как не надо их кормить, как просить уйти и, главное, тушить костры.
Еще немного и мы можем ехать.
Замечательный солнечный день! Первые километры подозрительно легки. И это неудивительно, самое серьезное впереди.
На пути встречаются полуразрушенные мосты.
Кто-то их неудачно объезжает.
Часть моста решено разобрать.
80-ке временами нелегко...
Иногда местами встречаем линзы (большие глубокие лужи).
Периодически поддергиваем «Волгу» (поврежденную 80-ку), хотя, надо признать, идет она на заднем приводе отменно.
Встречаем Урал, везущий на себе продукт российского автопрома с латышами внутри. Они, похоже, такие уставшие, что даже выйти не могут.
Желаем им хорошего пути и движемся дальше.
Через пару часов на первой 80-ке обнаруживается течь декстрона. Доливаем и едем дальше. Уже в сумерках подъезжаем ко второму броду через Баргузин. Опять дождь. Встаем лагерем и отдыхаем.
Выдвигаемся только в 6 вечера (нужно было отдохнуть, слишком уж устали от первого пересечения).
Дорога превращается в кашу с пеньками.
Через три часа наша хромая 80-ка на одном из участков встает, ужасно вывернув колеса. Рулевая тяга изогнута в дугу.
Ливень усиливается. Разбиваем лагерь, снимаем тягу. Настроение хозяина машины упадническое. Предлагает недорого купить его 80-ку прямо здесь и сейчас, а отдыхать с сегодняшнего дня он будет никак не менее, чем в Турции all inclusive. «И вообще, кто нас сюда завел?» — висит в воздухе риторический вопрос. Приходится честно признаться, что этот негодяй — я. Приближается нечто большое, урчащее. Урал с туристами из Томска, едут сплавяться на Баргузин (хмм, странно, а чем их Обь не устроила?). Водитель с горящими глазами завороженно рассказывает, как только что они гнали медведя километров пять. «Он и на задние лапы вставал, и рычал. Но все время бежал впереди машины» — радостно сообщают они. Оптимистично, в общем-то.
В ночи мимо лагеря, ужасно грохоча, проходят еще два Урала. Похоже, мы на автобане. Как выяснилось позже, это какие-то «нефритодобытчики». Народ, напуганный рассказами про медведей, уходит спать либо в машину, либо, обвешавшись оружием, в палатку. Я, по непонятной для себя причине, ложусь спать под тентом. Один. Ооох и тревожен сон… На каждый шорох просыпаюсь с мыслью «превед медвед?». Но нет, все спокойно.
Все же и правда, утро вечера мудренее. Пока хозяин поврежденного авто поясняет, что надо ехать назад, двое наших мастеров с использованием найденных тут же железных труб, болгарки чудно чинят тягу. В итоге на тягу посажена труба, а для страховки подкручена алюминиевой проволокой! Можно ехать дальше.
Игорь всю ночь с «Сайгой» ждал медведов. А они не пришли :-(
Вчера речку можно было перейти вброд. Сегодня только по мосту. За ночь река увеличилась в пару раз.
Ушло минут 20 на переброску троса. Очень уж это нелегко.
Остатки былого величия.
Небольшая психологическая обработка сомневающихся, и мы едем дальше.
Дождевая вода стекает отовсюду. Временами мы едем просто по воде.
Редкий момент: абсолютно адекватная дорога.
Штирлиц, как никогда, близок к провалу ;-)
А вот и легендарный «110-й» знак, давший имя зимнику. Кажется, он здесь почти единственный.
Только одно теплое озеро!
И тут дорога начала сильно портиться. Первой встретила нас река Намама.
Здесь приходилось откренивать машины, они норовили соскользнуть вниз.
Навара прошла по краю.
До сих не понимаю, как мы это проехали.
Рудименты БАМовской эпохи.
Дорога оказалась безнадежно размыта. Ночуем прямо на ней. Потом вокруг по лесу объезжаем.
Первая заправка на 110-м.
Езда по огромным камням. Прижим на реке Светлой залит водой и частично размыт. Первый вопрос: «А это точно дорога?». Приходится очень аккуратно проходить.
Приходится лебедиться.
Мы, кстати, ничего не нарушаем. Едем не больше 30 км/ч.
К концу дня голова идет кругом от езды по дороге, которой нет. Перед глазами руки штурмана Димы, который снаружи дирижирует мною при прохождении камней. И вот уже сумерки.
Сложности, наконец-то, достигли апогея.
Хайджек спасает, если мост сел на камни.
Дирижер за работой.
Начинаем движение по Срамной. Хорошо все-таки, что перед нами латыши вымостили дорогу. А, вообще, слово «езда» тут непригодно. Мы просто протаскиваем авто по камням. Слышны стуки, удары, скрежет… Для снятия машин с камней используем лебедки, hijackи.
В ход пошло все, что могло пойти. Лебедка, бревна, камни, тросы.
Разрезали переднее колесо. Уже стоит запаска.
Местами приходится буквально мостить камнями дорогу. Ноги начинают болеть от ледяной воды. Но мы должны ЭТО сделать, это последние километры, здесь заканчивается зимник. Обратного пути уже давно нет!
Одна 80-ка тащит другую.
По легенде, мы едем. Но мне кажется, что давно уже плывем!
...и еще плывем!
А вот и финиш!
Кстати, лом так и не достали. 8 км растянулись на часы. И вот, после прохождения камней, вдруг дорога становится обычной. Закрадываются первые подозрения, что зимник пройден. Мы останавливаемся, и я робко говорю: «Ребята, похоже, все…». Настоящее счастье случается с командой! Справились, победили!
Это счастье! Вечеринка прямо на крыше 80-ки ;-))))
Итог 20 дней, более 7000 км пробега и море впечатлений!
Можно бесконечно долго рассуждать, как красив Байкал, как сложно строить было БАМ, какова природа и жители в тех краях. Все же лучше один раз увидеть, почувствовать, искупаться в бесконечных горных реках, насладиться холодным дуновением озера, пересечь сам БАМ добрый десяток раз, прожить хоть какую-то часть своей жизни там и слиться в единое целое с окружающим тебя миром …почувствовать себя органичным элементом того, что вокруг, и понять, как бескрайне прекрасна наша планета и сколько еще новых неизведанных ощущений ждут тебя в будущем.
Полная версия фильма «Дорогами БАМа»: