|
Дорогие читатели! Хочу сказать сразу же, что эта поездка была мечтой Вадима (моего мужа) много лет, он всё ждал, когда же дорогу построят, сами знаете где. Хотелось не спеша проехаться по знакомым и родным местам, посетить родственников, встретиться со школьными друзьями… Я, хоть и была заинтересована столь же кровно в этой поездке, но как женщина не столь отважная для таких дальних путешествий таким способом — на машине — вначале сопротивлялась, а потом, представив радость встреч и волнение от посещения родных мест, той родины, с которой мы связываем свои воспоминания о детстве, согласилась. И, как пишет Коэльо: «Только одно делает исполнение мечты невозможным — это страх неудачи», отбросив все сомнения, стали собираться в путь.
С нами наш сын, ему 15 лет. Для такого взрослого парня дальний путь уже не страшен, купили ему интернет- флэшку от «Мегафон», чтобы не так скучно было в пути. Также и сим-карту приобрели той же компании. Утверждали, что связь будет всегда. Увы, это оказалось не так, только вблизи населённых пунктов по дороге Хабаровский край — Амурка — Читинская область, мы могли выйти на связь и пользоваться Интернетом. Из снаряжения взяли с собой только газовую плитку и специально для этого купили чайник, но всё это не понадобилось, зря везли. Хотели как-то остановиться за Хабаровском на пикничок — да не тут-то было — при жаре в 30 градусов нас в поле атаковали мошка, комары, оводы, и мы больше не повторяли таких попыток…
Я с форума Drom.ru распечатала маршруты «легенда» и еще один, которым мы активно пользовались в течение всего пути, и это нам очень помогло, большое спасибо авторам! Хотела дополнить эти карты по ходу движения, но попытка толком не удалась. Если будет что-то важное, опишу по ходу рассказа.
Вадим взял в дорогу два запасных колеса, набор инструментов, канистру. Я, как хозяюшка, набрала провизии — побольше соков, воды, продукты для быстрых бутербродов, но самой подходящей едой в это жаркое время оказались разные фрукты, сухофрукты и орехи (очень удобно кушать, даже если ты за рулем).
Итак, утром четвертого июля наша семья начала путешествие. Очень интересно было проехать по Приморскому краю, раньше это происходило только на поезде, а что там кроме вокзалов увидишь! Конечно, такой кучерявый лес, высокая сочная трава только у нас. Но почему так мало пасущегося скота? Например, в Читинской, в Бурятии при такой скудной пожухлой траве столько коров, лошадей, баранов на полях, они часто выходят на дорогу, и тут только успевай глядеть в оба!
Обедать остановились в Спасске, кафе при гостинице «Гранит», кажется, — кормят ужасно, сервиса ноль, не заезжайте туда! Чуть подальше будет кафе «Семь пятниц», завтракали там на обратном пути, просто очень хорошо. В Хабаровск приехали к вечеру, остановились на ночь у знакомых, а утром поехали гулять по городу. Столько в последнее время слышали о красоте и благоустройстве этого города — хотелось удостовериться самим. И все рассказы оказались правдой!
Площадь.
Старое и новое.
Мост через Амур.
Красивая цифра.
Вот в три часа дня проехали мы отметку, выставили одометр на «0», и только тут началось действительно путешествие. Вначале перед нами дорога мимо Биробиджана — побольше бы нам таких дорог, дорогие товарищи! Именно здесь можно понять, что такое ровные, идеальные дороги, но как все хорошее долго хорошим не может быть, началось такое:
И так дальше — то асфальт, то ремонт, то асфальт, то ремонт…
К вечеру заехали в Амурскую область, решили остановиться на ночевку в Архаре. Сам поселок находиться в девяти километрах от трассы, пришлось свернуть.
Гостиницу искали недолго, она находится в самом центре поселка, трехэтажное советское здание. Сам поселок тоже имеет вид разрушенного советского поселения. В гостинице нас встретила бабушка, которая сидела почему-то на «ресепшине» за железной решеткой с амбарным замком. Позже, когда Вадим с ней пообщался по поводу сегодняшней жизни в поселке, стало понятно, что все эти ухищрения — для сохранности не только материальных ценностей, но и жизни от дичающих некоторых представителей местных жителей. Кстати, мы всю ночь были вынуждены слушать разгул в центре, я, как мне кажется, даже и не смогла толком уснуть. Не знаю, почему поселок называется Архара, но, помню в детстве бабушка часто говорила «архаровцы», подразумевая под этим бандитов или хулиганов. :) Машина была сдана на хранение в ближайшее почтовое отделение, ночевала в гараже с почтовыми машинами под надежной охраной. Цена места в гостинице — 470 рублей с человека, душ — 50 рублей, и это, я вам доложу, совершенно не дешево, потому что комната напоминала больше камеру, чем номер для гостей. Но телевизор был.
Ну вот и автор, знакомьтесь.
Вот мы достигли знаменитого места на маршруте.
Самый недорогой бензин оказался именно здесь, в Амурской области, на тот момент — 22 рубля за литр.
Умеют, все-таки, у нас мосты строить красивые! Для нас, жителей Владивостока, этот вопрос самый насущный.
Мост через реку Зея.
За этим мостом есть замечательная столовая «Вояж», будете в тех местах — обязательно заезжайте покушать, работает с 6:00 утра! до 23:00. А хозяева-то и не знают, что имеют бесплатную рекламу на просторах интернета, да ладно, не жалко, главное, чтобы вкусно кормили.
Далее нас ожидал объезд через п.Свободный и… конец дорогам. Впрочем, они были, но как-то кусками и очень экстремально, еще и дождь начался, и температура за бортом стала +10 градусов всегда, а кругом — тайга, только рабочие на дороге и техника. Поражает то, как на таких расстояниях друг от друга живут там люди? И что они там делают? Все так далеко, понятно, что железная дорога для них — жизнь. И если бы в царские времена ее не построили, я думаю, что при социализме ее бы не осилили, как и не могут до сих пор осилить тысячу километров бездорожья на трассе М-56.
Космодром.
Кто кого.
Перегонов было немного в начале июля, но когда мы возвращались назад, в конце месяца, их было намного больше, и все мчались малышки — «Фиты», «Короллы» и тому подобные модели. Вот в таком виде достаются машинки новым владельцам, жалкое зрелище:
Зато газопровод ведут ударными темпами, причем по всему пути, что мы ехали, вплоть до севера Байкала, бело-голубые вагончики нашей правящей верхушки:
Правда, в одной деревне в Иркутской области видели и этот стадион, а то только рекламу по телевизору до этого наблюдали:
Вот такие картинки для нас уже экзотика. А кругом — тайга, куда едет?
Люди и техника работают и днем, и ночью, и в дождь и в жару, но почему так долго не могут построить трассу?
К вечеру, изрядно устав трястись по таким дорогам, решили остановиться на ночевку в поселке Ерофей Павлович. Раньше я только видела эту станцию из окон вагона поезда, вот как она выглядит:
Выглядит вполне прилично, но, ребята, что там за фасадом! — там реально деревня, ни о какой гостинице местные вообще не слышали, нам повезло, что на вокзале была пустая комната отдыха для гостей, рядом комнату заняла семья из Лесозаводска, они ехали на «Крауне» в Новосибирскую область, также на родину. Место стоит 270 рублей, душ — 50, все очень прилично и чисто. Утром проснулись, а в окне еще машины с нашими номерами, прямо радостно, какие приморцы — путешественники:
Утром проснулись, и снова — дождь, еще 250 километров разбитой дороги, и такая вот красота:
Не забудьте заправиться еще до Могочи, потому что там АЗС нет, есть одна в тайге — цены драконовские, пользуются тем, что одни на трассе. Поэтому мы всегда держали канистру полной.
Вот доехали до Могочи, это уже Читинская, но да самой Читы еще ехать и ехать — примерно 600 километров. Сил прибавилось, когда в кафе на развилке в Могочи мы встретили англичанина на мотоцикле — он ехал в сторону Владивостока (у него маршрут был из Казахстана через Монголию и Бурятию), если он, бедняжка, трясется на своем моцике под дождем, то что уж нам-то стоит пройти до вечера еще 600 км бездорожья? Не, правда, едем, трясемся, и хохочем по-доброму — как же он там? Поди еще и до Ерофея не доехал?
Его конь.
Наш конь.
А вот читинские кони, красота.
Открывшийся пейзаж в Читинской области нас поразил — степи, широкие, простор, и небо такое низкое, мы так привыкли к сопкам, а тут простор:
К девяти часам вечера мы, уставшие ужасно, но радостные, что закончилось бездорожье, заехали в Читу. Вадим служил в этих местах 20 лет назад, и посещение города было одним пунктом из нашей программы путешествия. Наутро мы собрались посетить воинскую часть, где он провел лучшие два года молодости, а пока устроились в гостиницу «Забайкалье» в самом центре города. Помылись, времени много не теряли, пошли гулять по вечернему городу, и еще хотелось поесть в каком-нибудь хорошем месте. Кое-как нашли. Ресторан в украинском стиле, народу много, музыка грохочет, быстро поели и — в гостиницу спать. Гостиница — 3 600 рублей за номер, а вечером воды горячей нет, сервис! Зато приличный завтрак — шведский стол, как в лучших домах, что приятно удивило.
Чита современная:
Наутро, как я писала выше, поехали в ту воинскую часть, про которую я слышу армейские байки более 17 лет совместной жизни. И некоторые знаю наизусть. :) Вадим с сыном туда зашли, а я осталась ждать в машине. И два часа просидела в ожидании — думала, что остались уже там дослуживать :).
Вышли из части — оба счастливы, и сын даже служить собрался :(.
В Чите самый дорогой бензин (когда ехали туда — 26 рублей, когда назад — 28 рублей), и вот как они там это аргументируют:
На выезде из Читы построили огромный торговый комплекс «Макси», заехали пополнить запасы и очень удивились размаху — во Владивостоке таких магазинов пока нет.
И вот мы выезжаем из Читы, и до исторической родины остается всего-то еще 600 километров пути, это уже Бурятия. Вечером проезжаем Мухоршибирь и — здравствуй, родня!
Церковь в Мухоршибири.
Картинки природы Бичурского района:
Сын, истинно городской житель, не отходил от домашней живности.
Отдохнув два дня, отправились в Улан-Удэ, вот уж где нас ждут неделю!
В Улан-Удэ я прожила несколько лет в детстве, город меняется, но не кардинально, в основном перемены — это торговые центры, впрочем, как и везде.
Знаменитая Голова.
Про посещения родственников, конечно же, я писать не буду, это вам понятно не интересно, но расскажу про одно место в Бурятии, которое заслуживает внимания. Это курортный поселок Горячинск, на берегу Байкала. Оттуда род моего мужа, поэтому посещение этого места было непременным пунктом. Там находится старый курорт «Горячинский», термальные источники, и лет ему очень много, так как там лечились даже декабристы. Сейчас отдыхающих тоже много, и это дает местному населению шанс работать и зарабатывать. От Улан-Удэ примерно 200 км в сторону Баргузина, дорогу сейчас делают. Машин с отдыхающими много — и Чита, и Иркутск, и местные. Смотрите, как красиво:
Вот и посетили часть родных, впереди еще конечная точка нашего путешествия — северный Байкал, город Северобайкальск и поселок Нижнеангарск, это те места, где мы закончили школы, выпорхнули из родительского гнезда и отправились в самостоятельную жизнь. Решили еще дома ехать через Иркутск по дороге, а не переправляться через Баргузин на катере морем. Потому что и Иркутск надо посмотреть, мы там ни разу не были, да и есть там школьные друзья. Когда-то их еще увидишь?
Прежде чем уехать из Бурятии, мы посетили Дацан в Иволгинском районе. Самый крупный буддисткий центр России. Да и в душе мы буддисты, столько храмов уже посетили — и в Китае, и в Японии, в Корее. Архитектура самих строений не сильно отличается. Гид нам рассказала, что здесь основалось одно из направлений буддизма — желтошапочники.
Иркутская область — природа красоты неописуемой. Такие могучие сосны, Байкал то и дело проглядывает сквозь листву, интересные пейзажи, подъемы, спуски. Дух захватывает, как красива наша Родина!
Перед Иркутском продавали клубнику. Друзья, в жизни не видела столько клубники — красивой, глянцевой, как с обложки журнала, крупной, сладкой и недорогой. Местные ее вместо картошки выращивают. Покупатели едут из Улан-Удэ, Читы, нагружают полные рефки, везут продавать. Как раз в ближайшие выходные был фестиваль клубники, хотела бы я там поприсутствовать.
Потом — Култук, на самом юге Байкала. Дети бегают на ж/д переезде, шишки продают сырые по 20 рублей штука. Очень бедные детишки.
А взрослые продают омуль всякий разный — и соленый, и копченый, горячего копчения. Запах стоит на всю деревню — обалдеть.
После — Иркутск, дорога хорошая, к вечеру примчались. Здесь нас ждала моя одноклассница Женечка, была нашей провожатой по Иркутску, спасибо большое! На следующее утро отправились гулять по городу. Иркутск развивается, народ ездит на хороших машинах, много хороших ресторанов, развлекательных комплексов, три или чтеыре моста через немаленькие реки Енисей и Ангару (я опять про мосты :)).
С друзьями на берегу Ангары.
Далее наш маршрут был Иркутск — Северобайкальск. Примерно 850 километров, из них половина — асфальт, потом — гравийка. Да уж, вот где тайга! Проезжаем реку Лену, такие виды я никогда не забуду!
А это наскальные рисунки древних людей, это место является охраняемым памятником — Шишковские писаницы:
Проехали Верхоленск (1641 год основания, если не изменяет память), церковь:
После Качуга асфальт закончился, началась тайга и гравийка, то вверх, то вниз, так однообразно и скучно, и вообще никого нет, такая глушь, очень редко встречались машины в противоположную сторону.
Доехав до развилки на Карам, начали уже сомневаться — а туда ли мы едем, где же люди? Повстречали двух мужичков на УАЗике, сказали — правильно едете, но давайте-ка заезжайте в гости к нам в деревню, Караму примерно 400 лет, одно из самых старых казачих поселений! Нет, спасибо, отказались мы, нам бы дотемна домой, в Нижний попасть…
Едем дальше, видим заброшенный поселок — то ли зона бывшая, то ли бамовский поселок, непонятно — дома пустые, окна выбиты, и мебель еще видна, дорожки заросли, детские площадки были… жуть, хотели посмотреть, но как в фильме ужасов стало страшновато, решили оставить данное мероприятие..
Проехали после Окунайку, потом Улькан. И вот перед нами Даван. Кто был, тот поймет, что словами не рассказать.
Река Кунерма.
Начало темнеть, а нам еще ехать и ехать, дорога становиться хуже, в некоторых местах ее вообще как бы нет, размыта горными ручьями. Мостики все сгнили, смотреть страшно. Нам повстречался грузовик, который сломался по пути из Иркутска, попросился один из водителей до Северного доехать. Мы его взяли, и очень хорошо, что он был с нами. Потому что в темноте состояние мостов оценить невозможно, а парень дорогу эту хорошо знает, показывал, где можно заехать на мост, а где лучше — вброд. Ночью, естественно, не фотографировала, поэтому фото обратного пути.
Вообщем, на 14 день мы доехали до Северобайкальска! Нас ожидали приятные встречи, веселые вечера и еще одно, немаловажное, отличная летняя погода! Ура, в этот раз мы угадали!
ВОТ ОН, ОТДЫХ!
Это Слюдянские озера:
Я у своей школы, ничего не изменилось (только я :()
Кафе «Волна», рядом — северобайкальская пристань.
На Дзилинде, горячие источники, с нами — Виктор К., наш добрый друг, который встретил нас и не покидал ни на один день, огромное тебе спасибо, Витя!
Температура воздуха +35, вода — кипяток, это точно!
А это — Северобайкальск.
Позная в Нижнеангарске, на берегу Байкала.
Одноклассники Вадима.
Заповедник Дагары:
А этот высокий человек — наш друг Сева, он устраивал нам морские прогулки по озеру, кормил омулем в неограниченном количестве, спасибо ему и его жене Свете огромное:
Пробыв дома неделю, двинулись в обратный путь. Выехали из Нижнего в девять утра, в Иркутск приехали в 12 ночи, по пути нас настиг такой ливень, вам и не снилось! Переночевали в гостинице, утром — на Улан-Удэ. К вечеру приехали, переночевали и в 12 дня — на Восток! Прощайте, родные места… Гнали почти нон-стоп, спали по 3-5 часов, и ехали-ехали. В обед третьего дня прибыли во Владивосток!
Наша семья еще раз хочет поблагодарить всех друзей и родственников, кто нас ждал, встречал, накрывал стол, как для самых дорогих гостей, спасибо вам огромное! Без вас эта поездка не была бы такой приятной и запоминающейся! Если, на ваш взгляд, что-то пропустила важное, не сердитесь…Также хочу сказать всем — не бойтесь путешествовать, путешествуйте, это так красит нашу непростую жизнь!
Лучше делать и каяться, чем не делать и каяться. (Боккаччо)