|
Почти год назад мы в первый раз отправились в путешествие на автомобиле в Солнечный Казахстан. Путешествие было очень насыщенным и интересным. Священное озеро Байкал пришлось посетить бегло. Оно оставило неизгладимое впечатление, поэтому целью нашей следующей поездки стало подробное изучение берегов Байкала.
Планировали, но не были уверенны, что получится с отпуском.
За это время было продумано множество мелочей для большего удобства передвижения и отдыха в машине. В частности, было оборудовано более удобное место для ночлега. Сергей собственноручно сделал каркас в багажном отделении, для которого были вырезаны листы фанеры. Вещи размещаются под досками, сверху досок только те вещи, которые нужны в дороге. При оборудовании ночлега в машине вся эта конструкция превращается в удобную широкую кровать, на которой мы спокойно размещались втроем.
Подготовка к путешествию. Внутри салона автомобиля
Да, в этот раз мы поехали втроем, так как не могли допустить, чтобы наша дочь не приняла такого количества эмоций, которое получили мы в прошлогоднем автопутешествии.
Итак, наша семья готова к выезду. Принято перечислять всех членов команды, не будем отступать от правила — Самый главный Глава семьи Коваленко Сергей — водитель и всё-всё-всё, что связано со словом Глава, а еще балагур и комик, который не давал ни нам, ни себе уснуть или загрустить в дороге. Ну, мне была выделена обязанность штурмана и стоп-сигнала в одном лице, зовут меня Елена. И наша уже почти взрослая дочь Тоня (в дороге она себе присвоила обязанность Якоря, который тянет всех не на дно, а назад, домой, потому что у молодежи всегда много всяких забот дома).
Наш автомобиль Тойота Ленд Крузер Прадо, 2008 г.в., пробег 70 тыс. км.
Выехали 12 июля в 8 часов утра. Настроение прекрасное, мы едем на БАЙКААААЛ. Мы мечтали об этом дне с сентября прошлого года.
Первым делом мы заехали в легендарное место — на Волочаевскую сопку. Мы с Сергеем еще во времена пионерии застали те времена, когда здесь работал музей со знаменитой панорамой Волочаевских дней, а также и то время, когда музей превратился в общественный туалет. Сейчас своей дочери мы смогли показать только приведенную в порядок сопку и заколоченное со всех сторон и покрашенное здание музея. Ну, хоть так.
Часовня появилась на сопке совсем недавно.
Поехали дальше.
Начались приключения — сначала нас подвел навигатор, встроенный в радиомагнитолу. Когда Сергей его приобрел, в его глазах было столько счастья. Такое удобство в путешествии, однако я оставила нас без поводыря уже на 200-м километре нашего пути. Он потерял все спутники и показывал всего лишь одну зеленую стрелочку. Сколько было переживаний, на Серёжу было жалко смотреть. Где мы можем его отремонтировать, ближайший крупный город Чита, и нет уверенности в том, что он нам поможет. Понятно, что без навигатора мы не заблудимся, но с ним супер удобно, а к таким вещам быстро привыкаешь и без них уже некомфортно. Мы начали звонить продавцу этой штуковины, который на ходу и по телефону помогал нам перенастроить систему компьютера (замечу, что хоть мы и не торопились, но нам ни на минуту не хотелось останавливаться, и все эти настройки и общения происходили в движении), но ничего не помогло.
Все решилось очень просто. На заправке за Новобурейским, пока у заправщиков был перерыв, Сергей нашел ту кнопочку, на которую я случайно во время движения автомобиля нажала и при этом отключила спутники. С тех пор я к этому прибору не притрагиваюсь, нервы нашего водителя мне дороже.
В Новобурейском на посту ДПС прогуливающийся инспектор случайно, в последний момент заметил сетку на радиаторе нашего автомобиля, которую Сергей присобачивал накануне вечером поверх номерного знака, поленившись его переставить сверху сетки. Ну, естественно, инспектор не мог нас не остановить и не потребовать снять сетку. Тут же, на месте. Спорили мы минут двадцать, очень не хотелось её снимать. Понятно, что в правилах конкретно про это ничего не написано, номера просматриваются с достаточного большого расстояния, поэтому мы разошлись, каждый при своем мнении. Последними словами инспектора были «никогда не сдавайся». Защита осталась на своем месте.
Дорога в первый день нас порадовала. Те огромные ремонтируемые участки в Амурской области, которые были осенью прошлого года, очень сильно преобразились. Правда, есть еще гравийка, но ее намного меньше и работы ведутся постоянно. Впечатляет. Мы не ожидали, казалось, мы были здесь совсем недавно. Ехали и любовались природой, небольшими горными речушками и закатом.
Даже с летящей вороной чуть не столкнулись лоб в лоб. «Амурские волны» на асфальте начались где-то через 800 км. Обедать останавливались на оборудованной площадке для отдыха (искали именно ту площадку, на которой останавливались в прошлом году — ностальгия). На газовой плитке вскипятили воду, заварили лапшу, попили чай.
В первый день мы легко проехали 1330 км и остановились на ночлег на повороте в Ерофей Павлович, еще не стемнело. Есть гостиница, кафе, туалет на улице, но в здании есть умывальники с ТЕПЛОЙ водой. Довольно аккуратно и чисто. Правда, в вечернее время мест в придорожных гостиницах нет, и если нет телефона для бронирования, то ночевать придется в машине, что мы и сделали. Заодно испытали удобство ночевки на новой кровати. Оказалось, довольно удобно и свободно, немного твердо, и… Прадик внутри оказался низким, сидя на кровати, голову полностью выпрямить невозможно. В связи с этим было много смешных моментов — пить воду (ну или пиво) приходилось, запрокидывая голову не назад, а набок. Посмеялись друг над другом вдоволь перед сном.
Первый ночлег на повороте в Ерофей Павлович.
Летнее утро в Амурской области холодное, поэтому тепленькая водичка в кране была очень кстати. На стоянке ночевало большое количество автомобилей — перегонщики и дальнобойщики. Многие везут с собой огромное количество банных веников — у них что там своих нет, что ли? Но самое большое количество машин на ночлеге мы видели только на стоянке кафе около космодрома.
Двинулись дальше в 6:10, позавтракать решили попозже.
Здесь довольно густые туманы. Ехать пришлось со скоростью 70-80 км/ч, по такой гладкой и свободной от машин дороге, такая скорость кажется очень маленькой.
За Могочей — по трассе сплошные волны. С 1560-го по 1565-й км просто плыли по волнам вверх-вниз без перерывов.
Это, чтобы не уснуть за рулем.
Ехали, получая удовольствие каждое мгновение, смотрели по сторонам и иногда, где нравилось, останавливались фотографировать.
За Чернышевском, проехав по мостику через небольшую речку, решили свернуть к ней. Миленькая такая, неглубокая горная речушка. Прозрачная, приятно было походить, освежить ножки в жару, Сергей даже попробовал искупаться, получилось только лежа.
Здесь мы впервые увидели суслика, чувствуется приближение к Байкалу, там их много.
Через 300 км Чита, проехались, посмотрели на город, с помощью интернета нашли неплохое кафе с домашней кухней, но именно в этот день у него оказался выходной. То кафе, которое нам посоветовали прохожие, не очень понравилось, но не хотелось терять время на поиски чего-то другого и, доверившись мнению местных жителей, мы сделали заказ. Едой не отравились, но пока ждали заказ, пришли в полное отвращение от состояния обеденного зала, поэтому обедали без аппетита. Короче, Читу не поняли, покушали не очень, выезжая из города, решили, что мы были где-то на окраине и на обратной дороге заедем еще раз уделим побольше времени, а сейчас мы хотим ехать вперед, к нашей цели.
Ночевать остановились в гостиничном комплексе «Вдали от жен». Гостиница в прошлом году была так себе (или мы были слишком позитивно настроены), сейчас — вообще отстой (прошу прощения, по-другому назвать не могу). Всё очень грязно, душ работает еле-еле, крючки на дверях туалета сломаны, и ничего не делается не то чтобы для улучшения условий, нет даже поддержания нормального состояния. Администратор только пожала плечами на наше «Фу». Если бы мы знали, что буквально через 50 км, в районе Улётов, есть изумительный гостиничный комплекс, но это мы увидели уже утром, когда двинулись дальше. Взяли телефон для брони на всякий случай. Правда, воспользоваться не пришлось, так как на обратном пути проезжали это место днём.
Здесь до самой Бурятии много ремонтируемых участков дороги. Увлеклись в этот день передвижением вперед, и даже не заметили, как растительность по обочинам дороги исчезла совсем, и начались сухие степи. Как в фильмах про Монголию.
Перед Улан-Удэ дорога идет вдоль р. Селенги. Очень красивая река.
В 7 часов вечера приехали в Байкальск. Решили переночевать в Вепском поместье, где нам понравилось в прошлом году. Комплекс развивается, появились баня с бассейном, беседка с русской печкой, всё из дерева — очень красиво, удобно и чисто. Ценник вырос почти в два раза — по 1000 руб. с человека, однако все домики заняты. В прошлом году хозяин говорил, что комплекс в первую очередь создан для тех, кто зимой приезжает на горнолыжную базу. Летом у них был не сезон. И в прошлом году мы были единственными клиентами. Цена в этот раз нас, конечно, шокировала, но отказываться от ночевки в лесном домике с удобствами не хотелось. Хозяева очень внимательные и гостеприимные, видимо, увидев наше удивление, сказали, что в стоимость входит ужин и завтрак. Но мы-то уже закупились Омулем всех видов (о, Омуууууль, еще одна мечта всего этого года), поэтому от их предложения отказались.
Очень рекомендуем это место всем, кто будет в этих краях.
Туристический комплекс «Вепское поместье» в Байкальске.
Мы заселились и поехали посмотреть на набережную. Погода хорошая, на улице тепло, на берегу много отдыхающих. Любуются бескрайними просторами Байкала. Вода ледяная и чистая, Сергей все-таки искупался.
Но больше там делать нечего (не, ну можно денек там провести, у нас другая цель), а наш путь лежит на о. Ольхон — крупнейший остров озера Байкал, место, откуда мы решили изучать просторы Байкала и увидеть все прелести природы. Самый крупный остров на Байкале. Существуют предположения, что этот кусок когда-то откололся от восточного побережья (это нам рассказал парень, с которым мы коротали время в очереди на паром). С западной стороны омывается проливом Малое море. Имеет огромное разнообразие ландшафтов: песчаные пляжи, заливы, степи, холмы, леса и рощи, скалы, украшенные красными мхами и разнообразие водных и полевых растений.
Утром, выспавшись, позавтракав, мы собрались и поехали дальше. По дороге продается много клубники, очень красивая, у нас на Дальнем востоке клубничный сезон недавно закончился, поэтому она особого аппетита не возбуждала, но прикупили маленькое ведёрко (потому что там продается только ведрами) для дочери. Она оказалась такааааая вкусная, что доче досталась только треть.
До Ольхона осталось около 400 км. Путь пролегает через Иркутск, до него 100 км по перевалам, из-за этого время прохождения этого расстояния увеличивается в 2-3 раза. В Иркутске мы докупили всё необходимое для отдыха на острове (думали, что на острове один деревенский магазин). Прокатились по Иркутску. Погодка — супер. На термометре +35 градусов, солнечно и климат сухой, поэтому очень приятно. При Хабаровской влажности при такой температуре мы бы умирали.
На Ольхон отдыхающие попадают на пароме (БЕСПЛАТНО!!!). Нас предупреждали, что очередь на паром большая, поэтому, увидев хвост из машин, мы не были шокированы и приготовились ждать столько, сколько нужно, даже с ночевкой. Зато мы сразу начали фотать очередь и отправлять нашим родственникам и друзьям, чем несомненно их удивили.
К этому времени мы проехали 3 474 км.
Машины из Новосибирской области, Иркутской, много из Красноярского края, Омск, Томск, Алтай, немножко из Владивостока, даже казахские и немецкие номера. Француз на мотоцикле и иностранная речь из туристических микроавтобусов. Время в очереди прошло тоже интересно. Наблюдали как некоторые инициативные водители начинают регулировать проезд местных и привилегированных. Даже сами немного поучаствовали в спорах за очередность. В 12 ночи мы попали на остров. В темноте нам показалось, что этот остров необитаемый. Дорога привела нас в Хужир (это 40 км от переправы), где тоже все уже спали. Куда мы приехали? Везде тишина, ничего не видно, что тут люди делают? Где отдыхают? Всё, сейчас найдем место, где переночевать и завтра уедем отсюда. Заехали в хвойный лес, быстренько разложили кровать и легли спать.
Утром перед нами открылась совершенно другая картина.
В лесу много палаточных лагерей (ночью мы видели очертания единственной машины и вдалеке костёр). До воды далековато, метров 300, еще и через знаменитые песчаные дюны. Люди обосновываются в лесу, потому что прячутся от ветра. Ветра здесь неожиданные и направление их непредсказуемо. А к воде ходят днем как на пляж позагорать. Оказывается, ночью в потемках мы попали на территорию пляжей Сарайского залива. Пляж, конечно, красивый, но далековато от берега и из-за дюн не видно воды. Ходить к ней по глубоким пескам за 200-300 метров — это не для нас. Мы привыкли жить у воды.
В воздухе хвойный запах. Погода прекрасная. Позавтракали, собрались, поехали осмотреться и найти более удобное место — чтобы поставить палатку недалеко от воды и купаться было возможно.
Хужир — единственный крупный поселок на острове.
Практически все жители работают на туристов. Все местные жители очень приятные люди, с удовольствием и улыбкой отвечают на наши вопросы. Нет пропитых дядек, которых полно в наших деревнях. Огромное количество магазинов, кафе, киосков с копчёно-варено-жарено-свежевыловленным омулем. Широкая центральная улица с пыльной дорогой, как в фильмах про дикий запад. Вместо лошадей автомобили оставляют за собой шлейф пыли.
Класс!
Также здесь есть АЗС, единственная на острове.
Там вдалеке в металлическом контейнере стоит новенькая ярко синего цвета колонка с … СЕНСОРНЫМ управлением.
Мы в городах таких не видели. Цена на бензин немного выше, чем в Иркутске, но не разрывает карман, как в некоторых городках Забайкалья. Нашли её с трудом, кто же знал, что заправочная станция может располагаться на хозяйственном дворе.
И интернет кафе.
Очень приветливые и интеллигентные ребята-школьники пока очищали нам память видеокамеры, с теплотой рассказали о достопримечательностях своего поселка.
Понимая, что нам надо исследовать ВЕСЬ остров, найти место, где можно обосноваться на несколько дней, мы двинулись дальше.
Самое известное место в Хужире — Мыс Бурхан (скала Шаманка). Святое место бурят. Находится в самом поселке на берегу.
Описание красивых пейзажей — не мой конек, но скажу точно, что всё, что мы видели на этом острове в сочетании с водами Байкала — это очень КРАСИВО. Мы прям таки горды тем, что побывали в этих местах и увидели эту красоту. Поэтому предлагаем вашему вниманию необработанные (натуральные) фотографии.
«SELFIE» для семейного архива.
Осмотрев окрестности и достопримечательности Хужира, поехали дальше вдоль острова. По накатанным дорогам. Останавливались везде, где что-то нас привлекало в видах.
Ехали по возвышенности вдоль берега, длина острова более 70 км, вот мы и передвигались потихоньку вглубь острова, останавливаясь через каждый километр, чтобы выйти из машины и полюбоваться, сфотографировать и запомнить красоту великого Байкала и природу острова. Надо сказать, что при огромной очереди на переправу, отдыхающие на острове настолько рассредоточены, что порой задумываешься — куда люди делись?
На острове расположены около 10 поселков, но население каждого из них очень мало. 10-20-30 человек, один поселок есть с численностью в одного человека. Центром острова является Хужир. Там проживает 1500 человек.
За первый день на острове мы заехали, кажется, во все заезды и повороты. Когда захотели покушать, так и остановились на живописном берегу.
Варили обед в машине, потому что приходилось оберегать огонь от ветра.
Сварили суп (даже пассировку из лука с морковкой к нему сделали), покушали, немного отдохнули, даже вздремнули слегка под плач (или смех) чаек и поехали дальше изведывать окрестности острова. Непонятным образом вдруг появляются перед нами стада коров или овец, потом узнали, что здесь местные жители выпускают их в конце июля на вольные хлеба, и возвращаются они уже ближе к осени.
Вот такие лохматые коровы. Ну чем не дикий запад?
Стадо овец. Очень тесно прижимаются друг к другу, прячутся от солнца под тенью широкого ствола дерева.
Доехали до указателя на мыс Хобой (самая крайняя точка острова), везде вывески о том, что это заповедная зона. Платная (символическая плата с кучей льгот). Берег для отдыхающих недалеко от урочища Песчанка. Красивое и почти безлюдное место. Здесь-то мы и решили обосноваться. Поставили лагерь, встали очень удобно, под лиственницей, народу немного, всего 3-5 палаточных лагерей, все далеко друг от друга. И величественный Байкал с чистейшей ледяной водой. Вечера здесь достаточно свежи. Прошлись до поселка из двух домов, такая тишина и свежесть, такая загадочная атмосфера, даже как-то жутковато. И маняще. И кедровые ароматы. Жутко и не хочется покидать это место. Здесь встретили прогуливающегося по берегу парня, которого мы запомнили в очереди на паром. Обратили на него внимание по номерам автомобиля, мы почему-то подумали, что номера казахские. Оказалось, немецкие. Он немец, правда, русский, в детстве с родителями уехал в Германию на ПМЖ, сейчас путешествует по России. Говорит с небольшим акцентом. На наш вопрос о впечатлениях, сказал: «Все хорошо (без особого восхищения), но у вас такие дороги…». Странно, а нас устраивало. Какие тогда у них? Блин, ну что можно увидеть на скорости в 200-300 км/ч?
Из-за постоянно меняющихся ветров и песчаного грунта деревья (в основном лиственница и кедр) приобретают такие интересные формы, что каждое представляет собой какую-нибудь уникальную фигуру.
Здесь мы провели 3 ночи. За это время съездили на мыс Хобой, впечатлили и место, и путь к нему. Иностранцы, говорят, пищат от таких дорог. Дорога ведет через леса, пески и степи. По лесу, конечно, ехать необычно.
Периодически приходится двигаться по огромным корням деревьев. Пару раз наблюдали как паркетники останавливались, выходили и думали ехать дальше или разворачиваться. 25-километровая дорога проложена машинами. Экскурсии на «буханках», их огромное количество. Не раз видели, как машины застревают в песках. Благо народ отзывчивый, и всегда находятся такие, кто вытащит.
Мы на мысе Хобой, тропинка ведет к крайней точке острова.
Всё время хотелось куда-то ехать, что-то ещё увидеть, купаться было невозможно, а в лагере сидеть не хотелось. И если куда-то решали ехать, то заезжали в каждый уголок, останавливались в каждом, интересующем нас местечке. Спешить никуда не надо, ведь мы на острове. После прогулки на Хобой, поехали искать в близлежащих поселках хлеб. Узуры — численность 10 человек. Метеостанция и несколько домов. Поселок хоть и маленький, но выглядит очень культурно. Здесь в летний сезон тоже принимают туристов. Сейчас все готово для их приема. Берег небольшой, но чистый, каменистый и вода теплая. Стоит палатка (как обычно на Байкале, среди деревьев), рядом каноэ. Ребята из Москвы. Огибают остров и останавливаются на ночлег или прием пищи.
По пути с мыса мы заезжали в каждый населенный пункт, спрашивали у жителей, где продают хлеб. Но там нигде нет магазинов. Вопрос, что люди там делают. Чем занимаются? Но точно не водку пьют. Приятная женщина, по разговору поняли, что ей уже за 60 (хотя выглядит очень хорошо). Летом внуков из Иркутска принимает, омуля коптят, продают туристам. Говорит, раньше в этом поселке и школа была, и больница и завод по переработке рыбы. Рыбу даже из других городов привозили на переработку. Слушали и не верили, потому что стоит там 2 дома, и вечером там так пусто.
В общем, хлеб мы нашли в Харанцах, это совсем рядом с Хужиром, там тоже много баз отдыха, где люди останавливаются на отдых, и ходят или ездят на машинах к берегу ежедневно по паре километров. Горячий хлеб, только что из печки. Сначала взяли одну булку, потом еще одну, потом для соседей по лагерю…
Рядом с магазином кафе. Но как не зайти и не покушать позы? Очень вкусно.
Как-то, проснувшись утром, обнаружили вблизи берега на воде сеть, решили, что ее принесло ветром, надеялись, что рыбаки к вечеру найдут и заберут её. Ближе к вечеру подошел парень из соседнего лагеря и предложил посмотреть эту сеть, ну раз хозяева до сих пор не нашлись. Сергей накачал лодку, привез, в ней было около десятка свежих омульков. С соседями решили сварить уху. Они здесь уже почти неделю, и все это время мечтали о байкальской рыбке. Пока уха варилась, мы с Сережей поехали эту же сеть поставить на ночь. Я на вёслах, Сергей сеть выставляет, гляжу, мы от берега удаляемся (по-моему, мы уже на середине озера, вернее пролива), а сетка не кончается, и её еще много в лодке, меня охватил такой страх, мне показалось, что мы уже к противоположному берегу ближе, чем к своему, я аж трястись начала от страха и хитренько так начала грести вдоль берега, а не вглубь. Когда вернулись, уха уже была готова. Пока сидели с соседями за поеданием ухи в романтической обстановке, на берегу Байкала, наблюдали как к нашей сетке подбираются чайки и нерпы. Нерп оказалось достаточно много, их было очень хорошо видно, забавные такие, по-моему, они даже игрались, ныряя в воде как дельфины. В результате наутро в этой длиннющей сети оказалась пара рыбьих голов. Всё остальное было вероломно уничтожено фауной Байкала. Ну да ладно, пускай кушают, мы себе купим всяко-разного. А Сергею пришлось натирать ноги спиртом, потому что в лодку он сел босым, и они у него заледенели. Выскакивает из лодки и кричит:
— Лена, тащи спирт и теплые носки, ноги замерзли!
Я быстро нашла носки, схватила бутылку со спиртом и рюмку (не, ну я-то знаю, что мужчины спиртом обычно согреваются изнутри, в кино видела), он как увидел меня с рюмкой, решил, что у меня не все дома — у мужа ноги замерзли, а она его напоить собирается.
В это утро мы решили, что здесь нам надоело, пора за новыми впечатлениями. Едем на озеро Ханхой. Не спеша собрали лагерь, сварили обед, покушали и поехали. Соседи, послушав нас, захотели тоже перебазироваться с нами, так как здесь, в ледяной воде у них никак не получилось искупаться.
За несколько дней, проведенных на острове, всё стало казаться уже родным и близким. В первый день было немного жутковато от того, что людей здесь мало, вокруг лес, пески и большой такой Байкал.
Дорога на оз. Ханхой ведет опять через Хужир (все дороги ведут в Хужир).
В Хужире мы посетили музей, расположенный в старом здании школы.
Местные очень активно рассказывали про то, как не так давно прокладывали к ним электрический кабель по дну Байкала. Вообще, судя по отзывчивости местных жителей, мы решили, что они очень любят свой поселок и остров. Люди очень добрые, все в подробностях отвечают на заданные нами вопросы, один мальчишка бежал впереди машины, показывал дорогу к музею.
По дороге так увлеклись видами, что не заметили, как выехали на песчаный берег и… застряли в песках. Хорошо, что с предыдущего места отдыха мы захватили доски для костра, так как с дровами здесь не очень богато. Вот с помощью этих досок метр за метром вытянули нашу машинку. Бегали вокруг нее втроем, то подкладывая доски, то выкапывая их из песка.
Озеро Ханхой очень интересно расположено. Оно отделено от Байкала косой, озеро небольшое, вокруг него чистое поле, по которому свободно можно ездить на машинах. Мест для размещения достаточно.
Но, самое интересное, озеро кишит рыбой… Щука, сорога, окунь, говорят, есть хариус, но нам не попадался.
Один рыбак при нас поймал вот эту щуку весом около 4 кг.
Утром позавтракав и оставив лагерь на соседей (тех самых с Песчаного), мы поехали снова исследовать ближайшие просторы.
Опять же останавливались везде, где интересно. Ну, вообще-то, там везде интересно. В общем, мы всё время останавливались. Вот, во время одной такой остановки, пока мое семейство любовалось природой и искало красивые пейзажи для фотокамеры, я, прогуливаясь по берегу, взобралась на большой камень, и, глядя на прозрачную, чистейшую воду, вдруг поняла, что мне срочно нужно туда, в эту воду.
Ходульные деревья. Из-за песчаной почвы и ветров многие деревья приобретают вот такой странный вид.
Проехали посмотреть на грязевое соленое озеро Шара-Нур.
Оно оказалось очень непривлекательным.
Здесь же встретили компанию из Хабаровска. Молодежь на трех машинах с маленькими детьми. Приятно, что из Хабаровска. И достаточно в наших краях таких путешественников, которые не боятся ехать дальше, чем в Приморье.
Одной из достопримечательностей Ольхона являются Ведьмины круги. Цитирую: «идеально круглые отпечатки без следов вытаптывания, образованные полоской более сочной и высокой травы по внешнему периметру круга, поэтому хорошо видны издалека на обычно сухих участках степи».
Непросто их было найти.
Думаем, это и есть Ведьмины круги.
Вечером было решено, что мы посмотрели на острове всё, что хотели. Цифры на одометре говорят о том, что мы проехали по острову уже 300 км (это при всей длине острова 70 с чем-то километров). Здесь всё время куда-то хочется ехать и находить еще какие-то интересные места.
Поэтому решили на следующий день покинуть остров и ехать исследовать берега с другой стороны Байкала.
Прощальный вечер с Ольхоном провели у костра.
Утро началось с прекрасной тихой погоды, но, когда мы начали собирать палатку, поднялся сильный ветер, стало прохладно. Тяжеловато было собираться. Как-то изматывают эти ветры, может быть, потому что мы были в предвкушении цивилизации. Запланировано в Иркутске пожить пару дней. Поэтому мы с удовольствием сели в машину и поехали к парому. Но на паром мы ехали часа 3-4 (нет, не пробки и не очередь), нас заманивали дороги, ведущие к берегу, и мы сворачивали на них: п-ов Кобылья голова, оз. Нуку-нур, залив Хул, залив Загли…
Горноколосник колючий (orostachys spinosa).
На переправе машин немного, примерно час и мы на материке. Проезжаем мимо колонны машин, жаждущих отдыха на острове. Счастливо им отдохнуть.
Поехали в Иркутск.
Ехали опять же с остановками — то интересный памятник увидели, то уголочек природы понравился.
То на каком-то рынке остановились, вот в родных местах ни за что бы не стали останавливаться на спонтанных рынках.
Оказывается, это место называется Большой бурхан.
Куча кафешек непонятного происхождения, везде много клиентов. Однако Сергей пошел на разведку и пришел со свежей порцией поз и чебуреком. Мы с Тоней попробовали позы и забрали у него, пришлось ему снова идти ждать свежей порции.
В Иркутск приехали в 18 часов. О квартире договорились в дороге, нас встретили, показали нам квартиру, нас все устроило. И район (все рядом — магазины, гипермаркеты, стоянка), и дом, и квартира, и её оснащение. Стоит 1600 руб. в сутки. Заплатили за двое.
Иркутск
Красивый город. Много старинных домиков. Два дня гуляли по городу, посетили музей истории города, памятник Колчаку и много интересных мест. Очень всё понравилось.
Ангара. Очень красивая река.
На центральной набережной Ангары много рыбаков. С берега ловят… хариуса.
23 июля после обеда покинули Иркутск и поехали в Листвянку.
С заездом в Тальцы (музей под открытым небом). Мы в прошлом году были там, очень понравилось и захотелось показать дочери.
Тальцы
Аппарат для производства бурятского национального алкогольного напитка.
Листвянка
В Листвянку попали уже к вечеру, решили найти гостиницу и заночевать здесь. Предложений много, посмотрев несколько вариантов (не айс за дорого), всё время порывались провести ночь в романтической обстановке в машине на набережной, но разум не позволил. Обратились к интернету. Он нам подсказал адрес прекрасной гостиницы, в которой есть вариант размещения и оплаты за ночь, а не за сутки. Заплатили 2500 руб., оставили вещи и поехали кататься, пока не стемнело.
Это небольшой участок гостиничного комплекса.
Листвянка расположена вдоль берега. Это место очень интересное, абсолютно отличное от других мест по побережью Байкала. Листвянка больше рассчитана на прием туристов, ищущих комфортное проживание, и иностранцев. Правда, мы не нашли организованных пляжей, купаются ли там люди, мы не знаем. Многие просто гуляют по набережной, постоянный поток людей.
Поговорили с местным жителем, он рассказал много интересного про жизнь в Листвянке. Бывший военный, когда пошёл на пенсию, думал, что наконец-то спокойно отдохнет. С женой решили в своем огороде оборудовать жильё для приема туристов, чтобы иметь средства для более-менее нормального проживания. В итоге гостиничка оказалась очень востребована, от туристов отбоя нет круглый год, в том числе и иностранцы, домик давным-давно уже окупился, и спокойная пенсия уже не интересна. Практически все жители свои дворики и огороды используют под размещение туристов. Так же зарабатывают на продаже байкальской рыбы разных копчений.
Рыбка Голомянка — на 35% состоит из жира.
На месте камня соединение Байкала и Ангары.
Утром в 9:20 выехали из гостиницы. Теперь мы едем исследовать Байкал со стороны Бурятии. По дороге заехали в сервис заменить масло.
Экземпляр автомобиля, требующий внимания.
Мастер, который менял масло, сказал, что, поработав в сервисе с европейскими автомобилями, решил, что себе он будет брать только праворульку, так как качество собранных неизвестно как леворульных автомобилей оставляет желать лучшего.
Наконец-то потрогали руками стены мраморного вокзала в Слюдянке.
На рынке перед Байкальском купили 5-литровое ведро клубники за 600 руб., очень вкусно. Оказывается, этот участок — несколько десятков километров по трассе между Слюдянкой и Бабушкиным, славится большими урожаями клубники.
Так и ехали, поедая эту вкуснятину. Приехали на переправу в Татаурово уже после 18 часов, оказалось, что ее рабочий день уже закончился, рыбаки подсказали нам, что переправа есть в Ильинке, пришлось немного вернуться назад. Самое интересное, что никаких указателей на эту переправу нет, хотя график работы ее намного удобней. Переправа очень интересная — военная плавучая платформа соединена между берегами тросом, и передвигается по этому тросу с помощью буксира. Через 20 минут мы уже были на другом берегу. На буксировочном катере парни, когда узнали, что 27 регион — это хабаровский край, спросили зачем нас сюда занесло. А когда мы сказали, что мы путешествовали по Ольхону, вообще спросили — «где это?» Мы были удивлены, тем, что люди, живущие рядом с Байкалом, не знают про Ольхон.
К 11 часам вечера проехали Гремячинск и сразу за ним заехали в лесную зону к берегу, где отдыхает много палаточных туристов. Отдыхающих много, но место найти можно. Так как было уже темно, быстренько разложили нашу кровать и легли спать. Утром осмотрели местность, очень неплохое место для отдыха, вода теплее, чем с противоположной стороны. Но мы неугомонные, чувствуем, что это еще не всё, тем более что дороги ведут еще дальше. Позавтракав (вчера вечером купили сосиски и сварили их с макаронами), поехали дальше.
Выехали в 11 часов утра, температура +230 С. Немного дальше находится курорт Горячинск. Место оживленное, в поселке санаторий с большой территорией, так же сдаются домики, предложений много. Нашли наконец источник, про который в прошлом году не узнали, думали, что лечебные воды только в ванном корпусе. Вода горячая (520 C) рекомендуется пить, принимать ванны. Народ сидит на камушках и поочередно опускает ноги в маленький ручеек с обжигающей водой, хорошо, так бы и сидели здесь до ночи. Там же стоит беседка с бюветом, отдыхающие приходят со своими стаканами, наполняют их горячей водой и сидят, пьют как чай. На территории несколько деревянных корпусов, вековые хвойные деревья, чистая, ухоженная территория. Приятно провести здесь время.
Этот горячий ручеек впадает в небольшой пруд, в котором при нас рыбачёк поймал маленького карасика.
Проехались по берегу Максимихи, где в прошлом году в сентябре месяце кое-как нашли место для ночлега. Сегодня деревня оказалась очень оживленной. Только здесь мы увидели дома, расположенные в 50 метрах от воды.
Сейчас, в горячий сезон, мы надеялись здесь купить копченого омуля. Но местный житель сообщил, что в этом году с рыбой всё очень плохо. Нечего даже продавать. Одни говорят, что рыба почему-то ушла на дно, другие, что развелось очень много нерпы, из-за которой страдают рыбаки, единственным средством существования которых и является рыбалка.
Дальше едем в сторону Усть-Баргузина, там предполагается лицезреть красоты Баргузинского залива, далее, за перешейком полуострова Святой Нос Чивыркуйский залив. В Усть-Баргузине раньше была небольшая переправа, на которой всегда были большие автомобильные очереди, люди, чтобы попасть в райское место теряли уйму времени. В ноябре прошлого года там открыли мост. Проехав по мосту, мы попали на КПП Забайкальского национального парка. Въезд на территорию парка платный (плата тоже символическая), нам очень приветливо рассказали, куда можно поехать, показали на карте интересные туристические маршруты, еще и проспектик вручили с краткой информацией о местности.
Баргузинский залив у подножья полуострова Святой нос славится сильными ветрами, по дороге пообщались с компанией из Красноярска, они отсоветовали нам ехать в Монахово на Чивыркуйский залив. Сказали, что там очень много народу и цветущая вода (позже мы пожалели, что не проехались десяток километров дальше, надо было хотя бы просто посмотреть). Нашли место прямо у подножья горы. Решили пожить здесь дня 2-3.
Поставили палатку, но под ногами какая-то красная труха. Ноги пачкаются. На Байкале начался шторм, поэтому в воде и у берега тоже много грязных опилок. Вода теплая, народ с детской радостью катается на волнах бушующего озера, зрелище не для слабонервных. А они визжат от восторга.
Поднялся сильный ветер, мы укрепили палатку, поставили рядом машину, прикрыли её корпусом палатку от ветра. В тамбур палатки ветром надуло много пыли, буквально всё ей покрылось.
Палатка у нас удобная, в тамбуре поместились кухонный стол, плита, и душ оборудовали (ну как душ — помывочное отделение), поэтому вечер с дождем прошёл нескучно. Даже помогли вновь прибывшим под дождем поставить палатку, они от ветра и дождя растерялись и вчетвером никак не могли развернуть палатку.
Утром Сергей проснулся рано и решил пойти закинуть свои новые снасти в море, авось повезет. Повезло. Вместе с грязной-прегрязной грязью на крючок поймалась грязная-прегрязная пятисотка.
Солнце светит, ветер, воздух сухой тепло, Сергей купался, а я в воду зайти так и не решилась, так как опилки из воды никуда не исчезли.
И таких путешественников на Байкале немало.
Но здесь нам оставаться грязно. Мы любим создавать собственную цивилизацию на пустом месте иной раз в дикарских условиях, но отдых «по-черному» нас не вдохновил. Решили, что нам надо еще без спешки рассмотреть города, проходящие через наш путь назад.
В Усть-Баргузине мы обнаружили гипермаркет. Очень завораживающее зрелище. Селение с маленькими деревянными домиками и… огромный ярко-жёлтый магазинище.
Там же, в Усть-Баргузине, произошла очередная комическая история. Разговорились с женщиной, торгующей рыбой. О том докуда доехали, что увидели, что понравилось, что нет. Рассказали, как вчера немного не повезло с ветром и дождем. А она нам: «А вы что, в Гисметео не смотрите? У вас что, интернета нет?» Мы так были удивлены этой фразой, что попытки ответить на её вопрос превратились в какое-то заикающееся блеянье.
И всё-таки мы нашли самый лучший пляж на Байкале и остановились здесь, но всего на одну ночь, так как при очередном подсчете оставшихся дней отпуска, оказалось, что нам уже надо двигаться домой. Это когда отпуск только начинается, кажется, что еще много времени, но оно пролетает быстро и незаметно.
Не доезжая Горячинска, мы свернули в такое классное место, палатки стоят в лесу и тут же песчаный пляж. Время было уже около 19 часов, но вода и температура воздуха теплые. Мы сразу пошли купаться. Потом пожарили мясо с картошкой, на пляже развели костер и сидели до глубокой ночи. Сергей всё время порывался расстелить спальник на песке. Обстановочка, действительно располагала к этому, но мы с дочей всё-таки перестраховались и заставили его спать в машине. Мужчинам с одной-то женщиной спорить трудно, а с двумя — тем более.
Как жаль, что нам не встретилось это место раньше, а сейчас надо ехать домой.
27.07 в 11:30 покидаем Байкал. Наша цель сегодня посетить Улан-Удэ.
Улан-Удэ
Красивый, аккуратненький, чистенький городок. Старинные домики, огромная голова Ленина, пешеходная улица. Так же посетили музей истории города.
В 19:00 выехали из города.
Сразу же нам открылись виды Селенги. Ну разве можно оторвать глаза от этой красоты?
Ночевали в машине у придорожного кафе.
Проснулись рано, настрой уже не тот, что на Байкале, там просыпались позже. Да и прохладно как-то тут +120С.
Пообедать заехали на озеро Арей, около 200 км не доезжая Читы, считается лечебным и вода, и грязь, в него впадает много всяких источников. Вокруг базы отдыха и санатории. Мы пожарили купленного накануне малосольного омуля (он оказался совсем не соленым). Жареного есть не доводилось до этого, оказался очень вкусный.
В Читу всё-таки заехали, проехались по достопримечательностям, нашли памятник любви и верности, церковь декабристов.
Старинная бревенчатая церковь декабристов на улице Декабристов
А это свеженький декабрист, которого местная бабулька гнала метлой подальше от музыкального снаряда.
Нашли кафе с монгольской кухней. Покормили нас хорошо, но монгольских блюд и монгольского чая мы так и не попробовали, так как кафе приготовилось к временному закрытию.
На ночь решили остановиться в гостинице. Уже в сумерках попали в «Плазменный дракон». Нам повезло, остался один единственный номер «Люкс».
Посмотрели, оплатили (2 500 руб.) по прейскуранту и тут опять приключение (огромный привет руководству этой гостиницы — поистине крохоборы). Когда администратор увидела, что нас трое, она затребовала дополнительную плату за третьего человека, и не просто как за доп. место, была названа цифра — 1700 руб. Мы возмутились, настаивая на том, что категория номера позволяет разместить и троих человек, но нам начали объяснять, что руководство так решило, и они ничего сделать не могут. Мы были возмущены и отказались идти на их условия, поэтому поехали дальше.
До Чернышевска оставалось где-то 50 км, поселок городского типа (хотя мы думали, что это городок), что мы там гостиницу не найдем?
Чернышевск нас поразил. Темень непроглядная, почти наощупь, по шагам вычислили небольшую группу людей, которые нам объяснили, где гостиница и даже адрес назвали. Мы ездили по улицам около двух часов и так ничего не нашли. Навигатор наш показывал здесь одну только стрелочку. Чтобы посмотреть номер дома, приходилось вплотную подъезжать к нему и светить фарами. То и дело откуда-то из кустов выходили одиночные типы людей с бутылками пива или водки. Таксист на очень ломаном русском что-то говорил, но мы только поняли, что переночевать можно на вокзале, он за переездом. Подъехав к переезду, мы поняли, что здесь мы были полчаса назад, и на нем стояли те же 2 машины. Сергей подошел к крайнему жигуленку, водитель был просто невменяем, но смог сказать, что переезд может быть закрыт очень долго. И сразу же ему (пьяному водителю) пришла в голову идея уехать отсюда, и он резко включил задний ход, Сергей в одно мгновение запрыгнул в нашу машину, чтобы от греха подальше убрать её с дороги пьяных жигулей. Чёрт знает, в какую сторону он решит ехать.
Измотавшись, мы вернулись на трассу, и, поставив машину между фурами, легли спать. В 2 часа ночи. Наутро Сергей сказал золотые слова: «Есть ночь в музее, а у нас вчера была ночь в Чернышевске».
Ночь в музее, явно уступает нашему приключению.
Стоимость бензина: 37,70 за 1 литр 92-го.
Ночевка в машине нас вполне устраивает, единственный недостаток — это отсутствие душа. Из-за этой частички комфорта мы старались останавливаться в гостиницах хотя бы через день.
Утром Сергей не стал нас будить, сел за руль и поехал подальше от этого загадочного места без гостиниц и света.
На завтрак остановились у часовни Николая Чудотворца, построенной в память Юрия Тэна.
В этот день мы планировали днем остановиться в придорожной гостинице на повороте в Ерофей Павлович для принятия душа и ехать дальше. Но там временно отсутствовало электричество и поэтому, увы, душ нам был недоступен.
Но обед был очень вкусный, были даже сырники, тоже вкусные, о которых мы спрашивали каждый раз, когда останавливались покушать.
В этот день у нас проходила акция помощи по прикуриванию аккумуляторов. Утром нас остановил Лексус с необычными номерами, оказалось, из Киргизии едут во Владивосток, ночью поздно остановились на ночлег, забыли выключить фары. Сергей предусмотрительно взял с собой в путешествие провода для прикуривания (не зря). Потом почти весь оставшийся путь мы друг друга обгоняли и приветствовали.
Чуть позже голосовал парень, который гнал фольксвагена из Новосибирска в Якутию. Аккумулятор у него оказался сзади, нас это удивило. Потом встретились мы с ним на заправке, узнали от него, что цены на бензин в Якутии более 50 руб., поэтому здесь он заправляется с удовольствием.
На одной из заправок, где мы пополняли запасы топлива, я, возвращаясь к машине после оплаты, застала Сергея, весело умывающимся под струей воды с крыши после дождя. Сказалось двухдневное отсутствие душа.
Вот она, радость путешественника. Чистая вода.
Позабавил нас и окружающих вдоволь.
За Шимановском поймали камушек в лобовое стекло, скол немаленький, но трещина не пошла. Обидно, столько проехали, уже почти дома, а такая неприятность.
Следующая, крайняя ночь предстояла в Белогорске. В 11 часов вечера жизнь в этом городке кипела, хотя мы планировали увидеть повторение Чернышевска, однако увиденное впечатлило. Днем этот городок, наверное, выглядит прекрасно. Но мы решили проехать еще немного, так как ранее душ нами был принят, а впереди еще день пути и много интересного.
Вечером, пока расстилались на ночлег, почувствовали наш родной дальневосточный климат — духота и КОМАРЫ. Первый раз за всё время путешествия нам тяжко было спать, так как душно и окна открыть невозможно из-за комаров. Аж домой расхотелось ехать.
На следующий день мы встретили на своем пути путешественника с итальянским флагом. Остановились пообщаться с ним и узнать о его передвижении. Он, бедняга, тоже весь покусанный комарами.
Пьер Делвиго. Вышел из Санкт-Петербурга в 2011 году, конечная цель Владивосток. Идет только пешком. Ночует, где придется, когда в палатке, когда в гостинице. Каждые 3 месяца останавливается для продления визы, зимой вроде бы тоже не идет. Пасечник позвал его к себе переждать дождь, заодно напоил чаем и предлагал ему взять с собой банку мёда, но тот отказался из-за лишнего веса. Сказал, что на трассе встречает только добрых и внимательных людей. Все предлагают помощь.
Примерно в середине августа мы видели его уже за Хабаровском, а в Биробиджане, оказывается, он засветился на местном телевидении.
Вот такие вот интересные истории происходили с нами за время нашего путешествия в период с 12 по 30 июля 2014 года.
В итоге мы сделали следующие выводы:
Байкал огромный, и побережья его разнообразны по красоте и удобству размещения и очень отличаются друг от друга. Ольхон — действительно богатейшее место для получения разнообразных впечатлений. Листвянка — там совершенно отличная от других своя атмосфера, тоже загадочно манящая. Восточное побережье, так называемая, Бурятская сторона прекрасна тем, что, проехав через небольшое количество близко расположенных друг к другу населенных пунктов — Гремячинск, Горячинск, Максимиха — мы увидели огромное разнообразие пляжей на любой вкус и цвет — каменистые, песчаные, галечные…
За время путешествия проехали 8 130 км.
На бензин было израсходовано 38 000 руб. В прошлом году в Хабаровске бензин был дороже, чем в Чите и далее, в этом — наоборот.
Не так много проехали и не так дорого заплатили по сравнению с полученными впечатлениями, количеством фотографий и морем удовольствия. И это приключение породило массу планов путешествий по просторам России, хватило бы жизни.
Машина показала себя прекрасно (другого и не могло быть).
В гостиницах останавливались всего несколько раз, но эти несколько раз оставляли желать лучшего. Нет контроля над этой ячейкой бытовых услуг.
Через 2 дня после приезда домой захотелось снова куда-то ехать. Так как в Хабаровске начался период морских отпусков, и многие наши знакомые поехали в Приморье, мы решили устроить им сюрприз и неожиданно нагрянули к ним, но это уже другая история.
На следующий год хотелось бы поехать в Калининград. Сделаем всё возможное, чтобы эта мечта осуществилась.