|
В начале рассказа хочу сказать, что все основные неприятности, которые случаются с перегонами, с нами случились, какие-то случались с другими коллегами на наших глазах, но обо всём по порядку.
Мой хороший приятель и коллега Сергей из города Ленска (Якутия) запланировал перегон 2-х клиентских машин Toyota Corolla Van 2001 г., двигатель 3С (79 л.с.) и Mitsubishi Pajero IO 2001 г. с 2-х литровым мотором 4G94GDI (135 л.с.). Также с ним поехал его старый товарищ по Красноярскому университету Женя за своей машиной Toyota Ist 2002 г. 2NZ (87л.с.), который также жил в Ленске. Прилетели они с Иркутска числа 8-го июня. Несколько дней жили во Владивостоке, затаривали какое-то барахло для машин и для не только, так как у них цены на всё раза в два дороже, из-за того, что нормальной дороги к ним нет, зимой есть только так называемый «зимник» (дорога по льду реки Лена) с заездом через Якутск, либо летом через город Братск в Усть-Кут, где машины загоняются на баржи и ещё трое суток спускаются по реке в северные города, короче, такая, мягко сказать, «глубокая глубинка» (использую слова-заменители, дабы не обижать отважных жителей Севера.) «Тойоту Ист» и «Паджерик» (в простонародье «ослик») купили во Владивостоке, а за «Короллой» ездили в Уссурийск. «Короллу» подобрали очень редкую, грузовую (в простонародье «мотыга»), дизельную на коробке, да ещё и с рогами и на 13-х колёсах, и на вёслах. Я как раз собирался брать отпуск 2 недели, Серёга мне предложил перегнать эту «Короллу». У него ещё был вариант тащить её на сцепке, но тут подвернулся я. Решение мной было принято быстро, когда мне ещё доведётся, пока «знаменитый участок федералки» Биробиджан ― Чита остаётся в таком состоянии, проехаться по ней? Прежде прочитал много отзывов, самому не терпелось тоже испытать себя и посмотреть, как живут люди в самой заброшенной части нашей страны.
Дело в том, что до этого я практически не ездил на коробке, а тут предстояло 6 000 километров ехать. Раньше у меня были «Нисан Цефиро», «Митсубиси РВР» и сейчас «Тойота Спасио», все машины на АККП.
Взглянув первый раз на «Короллу», я скривил лицо, в голове крутились шуточные мысли типа «я бы не торопился его относить к племенным суперкарам, пуля, белый дьявол» и т. д. Около гостиницы «Меридиан» на Чуркине я немного покрутился на ней, приобщился, так сказать, к механике. О «Королле» субъективные ощущения: мотор 3С довольно мощный, такой же устанавливается, например, на «Тойоту Таун Айс Ноах», только на последнем устанавливают ещё и турбину. «Королле» и без турбы хватает. На пятой вывозит в подъёмы, если очень крутые, то на 4-й. Машина была загружена под завязку, даже переднее пассажирское сидение завалено. Дорогу держит сносно, несмотря на узкие колёса. По зеркалам, расположенным на капоте, неудобно смотреть, почти не пользовался, не зря их перестали устанавливать. После «Паджеро», как будто по земле на заднице едешь. Из оснащения есть только айрбег, кондишка и штатный кассетник, всё остальное ― заглушки, вместо кнопок.
Было решено, что Сергей сам выезжает на ней из Владивостока, потом в пригороде я пересаживаюсь. Итак, я поехал на «Пыжике», Серёга на «Королле», на «Исте» до пригорода поехал знакомый Сергея владивостокчанин Дима, так как у Жени не было опыта вождения в таких проблемных, с точки зрения вождения, городах, как Вл-к. Доехали до центрального Шаморовского пятака, откуда я начал делать фотографии. Было часов 7 вечера 11 июня. Обклеивать машины решили после Хабаровска, так как не было смысла по асфальтной дороге это делать, и внимание меньше привлекает гайцев и бандитов, тем более всякого рода защитные меры не рекомендуется долго держать на корпусе машин. Забегая вперёд, скажу, что по всему пути остановили только на одном КП за Улан-Удэ, не помню, как посёлок назывался, и ещё в Свободном. Попрощались с Димой, его на «Спаське» до города подвезла моя подруга Вера.
Что у нас в машинах было на случай поломки или прокола колес, я не знал. Ехал я первый раз, полагался на опыт Сергея, порядка 10-ти перегонов, Женя, кстати, также первый раз участвовал в такой авантюре. В «Короллу» я взял мп3-модулятор со своей флешкой с разной попсой. У Серёги стояла флешка, забитая под завязку «песнями неудачников», шансоном. Мы в последствии менялись машинами и постоянно приходилось мне свой модулятор с собой то в «Пыжик», то в «Короллу» пересаживать. Серега спокойно слушал и попсу, и шансон, мне шансон давался крайне тяжело, хотя я не юнец безусый уже, всё равно не могу слушать «песни про жизнь». Уссурийск проезжали ночью. Мост на выезде ремонтировался, я проскочил нормально, Женя ехавший следом, снёс знак, который был установлен на треногу на дороге, указывающий объезд. При этом потерял колпак и немного погнул диск колеса. Так и доехали до пригорода Спасска и встали около «Мотеля», там поужинали. Было 1 ночи, что ли, я думал, поужинаем и спать, но забыл, что ехал с сибирскими мужиками, поэтому без чарочки они спать не ложатся, вкорячили мы хорошенько, и побрёл я спать в «Пыжик».
Часов в 11 утра встали, как огурчики, поели борща и погнали дальше, я первый раз сел на «Короллу» (я в кепке, Женя коротко стриженый, Серёга волосатый и худой). Ехать в колонне ― это не то же самое, что ехать одному. Есть определённые особенности обгона в колонне. До сих пор я мысленно благодарил конструктора, который придумал «овер-драйв» или «кик-даун», крайне полезная штука! Но на коробчатой «Королле» такие трюки не удавались, поэтому приходилось на 5-й передаче или разгоняться издалека, или переключать на 4-ю, порой и на 3-ю для обгона, что для новичка, то есть меня, непросто, короче, я задолбался поначалу. Благо Серёга ехал первым и не уходил со встречки с включенным левым поворотником (при условии, что нет встречной машины), пока все мы не завершим манёвр обгона. Потом и я, и Женя тоже так стали делать. По пути заехали на источник минеральной воды «Ласточка» в Пожарском районе, к моим родителям, которые живут в Лучегорске, пообедали, немного отдохнули и опять пожарили по трассе М60. В Вяземском в кафешке «М60» попили чаю, ребята съездили на какой-то рыбзавод, купили красной икры, упаковали её в «Короллу». Как выехали за пределы Приморского края, гайцев, прячущихся по кустам, не встречали до конца пути. У нас в Приморье только такая напасть, наверное.
Хабаровские гайцы, как я заметил, многие ездят на новых «Короллах» с левым рулём, наверное, китайских. В Хабаровске решили не заправляться, а проскочить его быстро, но не тут-то было. Немного не доехали до поворота на мост через Амур, к Серёге (он ехал первый на «Королле») подъехала «Корона Премио» года 97-го без госномеров, с переднего пассажирского «Короны» (мы шли по крайней левой) Серёгу попросили опустить окно, чтобы пообщаться, он опустил, смотрю, обратно закручивает, махает рукой едем дальше, они не дали нам выехать на поворот к мосту через Амур. Перед нами припарковались на обочине, приглашая сделать тоже самое, мы проехали дальше, не остановившись, они преследовали, подотстали, ушли влево, я видел это в зеркало, думаю, почему? Причина оказалась в том, что стояли гайцы. Мы заехали на ближайшую заправку, залили полные баки. Серёга предложил тапку в пол, и, не останавливаясь, прожарить километров 100. Мы единодушно одобрили этот план. Выезжая с заправки, Серёга, весь на мандраже, не посмотрел направо, на заправку заезжал «Пробокс», дабы не въехать в Серёгу, заскочил на газон, но ничего не стал предъявлять. Мы выехали на мост и втопили, хвоста я не наблюдал. Вот так мы более-менее благополучно миновали Хабаровск. Как себя вести при встрече с ними, и в какое время суток лучше проезжать Хабару, да чёрт его знает, советуют рано утром это делать, мне кажется, для людей, которые живут с этого и утром не западло будет выезжать на охоту, и ночью, и днём.
Отъехав от Хабаровска километров 50, смотрю в зеркало, сзади что-то крупное появилось, а ехал я 120 км/ч, асфальт узкий, с поворотами, сильно не разгонишься, ещё и солнце в глаза светило. Через минуту смотрю опять в зеркало, а он как в фильмах американских, «Freightliner», уже мне в бампер упёрся почти, я немного удивился, тем более он ещё и с прицепом-цементовозом шёл. Я газу прибавил, иду 130 км/час на «Пыжике», всё бесполезно, обогнал сначала меня, потом всех остальных и ушёл вперёд. Мы догнали его только около кафешки, где стали обмазывать машины жидким чехлом на основе силикона или резины. Там и сфотали этот адский грузовик. Спросили водилу, что если он 180 км/час пойдёт, он ответил, что встречную машину, скорее всего, сдует с трассы. Замазали «жидким чехлом» (250 р. баночка) морды машин, крылья, пороги и частично задние бампера, и уши, у кого-то рога. К нам подошёл парень с «Субару Форестера» не турбо, спросил, чем, мол, это мы, васнецовы этакие, разукрасили автомобили, и как называется художественный стиль. И сам давай ляпать со шлепками чем-то белым и размазывать по капоту эту гадость, авангардист. Так несколько раз у кафешек подходили коллеги и спрашивали, что за краска у нас.
На ближайшей заправке залили полные баки, и началась Еврейская область, асфальт новенький, в одну сторону 2 полосы, в другую одна, потом наоборот, яркие отбойники, ехать супер! Названия населённых пунктов почти не запоминал, потому как они нерусского происхождения, как будто в ближнее зарубежье попал. Ехали уже по темну, хороший асфальт закончился, началась отсыпанная грунтовка, сменяясь с недобитым старым асфальтом, то там то тут виднелись в свете фар масляные лужи, я покрепче вцепился в руль и поблагодарил бога, что еду на джипе, даже был готов отказаться от ужина и бодрящего напитка на ночь, лишь бы не вылазить из «Пыжика» и не садиться в «Короллу». Я ехал 3-м, Серёга на «Королле» давно упылил вперёд, как ему это удалось, я не знаю, потом секрет открылся и мне, всё не сразу даётся. Встретили «Ниссан Скайлайн» с оторванными обвесами, которые владелец закрепил на багажнике как-то, наверное, на драг-рейсинг в Красноярск ехал своим ходом. Так мы ехали часа 2 или 3, время уже давно за полночь, и тут, не знаю как у других, когда сильно устаёшь от дороги, начинаешь «загонять», громко подпевать магнитофону, или пританцовывать за рулём, или громко разговаривать сам с собой, какой-то синдром «один дома», что ли. Ещё через какое-то время начал себя бить по щекам, встряхивать головой, потому как начал засыпать, лбом уже прижался к лобовухе, чтобы не пропустить «вспышки», камня большого или задней части Жениного «Иста». Думаю, что я делаю ночью в чужой машине посреди Амурской области.
Подрулили к кафешке в районе Благи уже на автомате, часа в 4 утра, ну, думаю я, расстилаемся и спати, не тут-то было, ребята зовут «поужинать». Идём мы ужинать, а некоторые наши коллеги начинают отъезжать, уже светает. Наутро встали, поели борща и дальше, по грунтовке проехали километров 30, я тащился по грунтовке медленно на «Паджерике», меня обгоняли легковушки, «Пробоксы», «Стримы», «Блюбёрды», «Аллионы», «Короллы», «Демио», основные, как мне показалось, перегоняемые марки машин. Я не мог себя заставить ехать быстро по плохой дороге, постоянно корпус бьют камни, ходовка жёсткая протрясает кишки, настоящий «Уазик», тока японский, он и похож очень сильно на «Уазик» в новом кузове. Потом, мне Серёга посоветовал сделать музыку погромче, чтобы ехать быстрее, и вы знаете, помогает, шумы исчезают, я начал ехать быстрее, догнал и обогнал всех тех, кто меня в недавнем прошлом обходил, я тогда почувствовал преимущества джипа.
Мы не стали ехать весь день, в районе моста через реку Зея, есть кафешка с баней с мангалом, около залива. Мы решили там переночевать. На стоянке бросили «Короллу» и «Иста», заказали баню и поехали в посёлок Свободный взять покушать и выпить. Проехали мост через Зею, пофотались, свернули опять на плохую объездную дорогу, там федералка нормальная есть, но перекрыта, так как кладут новый асфальт к приезду высоких чиновников ― отчитаться. Работа реально ведётся, куча техники курсирует вдоль трассы. Отсыпают, кладут асфальт. Мужики в яркой спецодежде стоят с нивелирами. Дорога во многих местах разделена вдоль колышками, на которых натянута верёвка с красными кусочками материи. Во многих местах эти колышки с верёвкой давно сбиты и разорваны, так как в пыли перегоны не всегда успевают среагировать вовремя. Едем в Свободный, Серёга за рулём, пытается обогнать «Филдера» по ужасной дороге, и, видимо, «Филдер» принял нас за бандюков, так как тоже начал жарить на грани фола, я думал, колёса поотрывает себе. Так и не догнали мы его. У нас «Паджерик», нетипичная машина для перегона, и ещё у нас необычная обклейка была, чёрного цвета. У всех, как правило, белый защитный слой с пластырями. Вообще тема бандитизма на дорогах постоянно муссируется среди перегонов, и даже когда заходишь в очередное придорожное кафе, все коллеги, в основном коллеги, поднимают на тебя подозрительно-оценивающие глаза, мало ли, кто ты.
В Свободном взяли шашлыка, сорокоградусной, и поехали обратно, я сел за руль, так как Женя с Серёгой уже пили пиво. Я пиво не пью, потому что свою дозу выпил, пока учился в Китае. И здесь меня в первый раз остановил гаец, но с доками был порядок, и мы благополучно поехали. У кафешки, где решили переночевать, пожарили шашлык, вкорячили хорошенько, помылись в бане, покупались в заливе. Местная молодёжь на «Жигулях» привезла лодку, на неё поставили мотор, сначала просто катались, потом попытались тянуть парня на водных лыжах, но мощей катера не хватило даже на то, чтобы из воды его вытащить и поставить на лыжи, было забавно. Потом уже стемнело, мы ещё больше взбодрились. Чтобы отдыхающие не заезжали к воде на машинах, был вырыт ров с полметра глубины вдоль берега. И тут не помню, кому пришла мысль испытать внедорожные качества «Пыжика». Врубили 4ВД…. В общем, ничего интересно, спокойно преодолел джип этот ров несколько раз. Не знаю, как бы себя повели одноклассники «Паджерика», например, «Хонда СРВ», «Тойота РАВ4», «Эскудо» в новом кузове, у которых просвет не такой высокий, особенно задняя подвеска, вообще по земле волочётся, так как все выпуклости пола салона вынесены под днище, дабы пол в салоне был ровным.
О «Паджерике»: двигла из салона не слышно, нет вибрации даже на 160 км/ч, на разгон немного туповат, но если разгоняется, то кажется, что и стрелку можно положить на ограничитель, так как чувствуется запас мощности, когда педаль газа топишь больше половины, чувствуется запах несгоревшего топлива в салоне. Его я до 170 км/ч разогнал один раз, на больше не хватило хорошей дороги. По раздавленному асфальту чувствуется диагональное раскачивание, не очень комфортно. Ещё немного проехали по асфальту, в районе Магдагачи, там кладут бетон, поливают водой, катками закатывают, потом гудроном, что ли, мажут, а потом асфальт кладут, начали по нормальной технологии класть, наверное. Мы гнали по гудрону идеально ровному, но залита одна полоса на тот момент была, встречная. Ехали с включенными кондиционерами, вылезли у очередной кафешки из прохладной машины, и, боже, для меня, владивостокца, был шок: во-первых, жарища-духотища, во-вторых, все насекомые, что там летают, кусаются. Особенно оводы размером с шершня тревожили меня.
Классическая одежда ребят-перегонов: летом футболка светлая (если особо жарко, то без неё), тапочки «ни шагу назад», и маленькая сумочка-кошелёк через плечо.
В районе Магдагачи свернули на старую трассу, немного заплутали, заехали в какую-то деревню, чтобы спросить выезд. Деревня, наверное, называлась Сайлент-Хилл, потому как стояли дома полуразрушенные, советская спецтехника, ушатанная, и ни одного человека мы так и не встретили, стоял только около здания одного «Уазик-таблетка», в нём никого не было, может, воровал где-нибудь что-нибудь, увидел нас и спрятался. Сами нашли дорогу и поехали через разные деревни вдоль Транссиба, я сфотал поезд, где в сетках везли машины, думаю это оптимальный способ доставки, нежели гнать своим ходом, рискуя и собой, и машиной. Мне так показалось, что в этих деревнях никогда дороги не были покрыты асфальтом, и выросло целое поколение людей после 90-го года, которые никогда не видели асфальта, потому как нету даже денег выбраться за пределы территории отчуждения.
Можно несколько часов ехать по встречке, всё равно машин на восток нету. Едут 99 % перегонов на запад.
Я пересел на «Короллу», уже начало темнеть, к дороге я привык, ехали 80-100 км/час, привык к ударам камней по кузову, то, что машину иногда заносит, и виляет как по снегу, либо когда под спуск идёшь и въезжаешь 2-3 подряд выщерблены, и машина скачет по ним, как пущенный плоский камень по воде, а ты как идиот болтаешься по всей машине, бьёшься головой о потолок. Вообще на том участке федералки руль нужен не только для того чтобы рулить, но и держаться за него, не знаю даже для чего он больше нужен.
Недалеко от строящегося моста, где поворот на Сковородино, Серёга проколол на «Пыжике» заднее левое колесо, остановился на этом мосту, дождался нас, а сам с шипением в колесе, поехал назад в где-то увиденную им шиномонтажку. Ему там специалисты сказали, что до него ещё подъезжали 2-3 машины, которые прокололись на том же месте. Может, шиномонтажники сами и вкопали там штырь, чтобы без работы не сидеть. Больше проколов или разрывов колёс у нас не было до конца пути.
Итак, стемнело, я, как всегда, на «Королле» еду 3-м, часа 2 ночи, скорость километров 90 в час, орёт музыка, из-за пыли и темноты видимость ноль, лечу по приборам, короче, ощущение какого-то сюрреализма, нигде такого не испытаешь, и тут приходит наказание. Со всей скорости налетаю на здоровый камень, «мне всё» ― мелькнуло, подбросило, камень со скрежетом прошёл по днищу, заглох мотор, потухли приборы. Благо я стоял на спуске, включил нейтралку, скатился к обочине. Попытался завести мотор, какой-то скрежет. Парни уехали вперёд. Пытаюсь набрать по сотовому Серёгу, связи нет. Я вылез из машины, темнотища, сразу набросились на меня тучи комаров и мошки. Я в одежде прям залез под машину, сотовым подсветил, смотрю, разбит кожух корзины сцепления, и какой-то кусок (камня, сначала подумал я) не даёт крутиться маховику. Я в темноте нащупал палку, попытался выковырять этот кусок, сломал её, нашёл другую, минут тридцать «занимался сексом» с этим куском, бесполезно. По трассе ещё шли одиночные перегоны и автовозы. Я поднял руку, никто не остановился, я бы, наверное, ночью тоже не стал. Ё-моё, думаю, теперь у меня проблем, как у еврея во главе нацисткой партии. Я сел в машину, закрыл все защёлки на всех дверях и вырубился. Проснулся от стука в стекло. Подъехал Серёга, я ему объяснил суть моей остановки, он тоже поковырял палкой, попытался позвонить Жене, так как у него только была шкворка в «Исте», связи так и не появилось на тот момент. Тогда Серёга поехал до того места, откуда начал брать телефон, оттуда позвонил. Женя ещё приехал часа через полтора. Все мы были похожи уже на зомби. Зацепили и поехали назад, Серёга где-то вспомнил эстакаду. Я еду и засыпаю, и боюсь «Пыжику» въехать в зад. Проехали километров 50, встали у эстакады, и вырубились. Утром очнулись, именно очнулись. Затащили джипом «Короллу» на эстакаду, залезли снизу, короче, была подмята лыжа, разбита крышка корзины сцепления, и кусок от крышки вместе с болтом загнуло между маховиком и стенкой крышки. Ни одного ключа в 3-х машинах, даже рожкового на 10-ть не оказалось. Так как Серёга в основном летает на самолёте во Владик, каждый раз не навозишь с собой комплект, а покупать новый в каждую поездку тоже не резон, вкратце так примерно. «Ничего», ― говорит Сергей, ― «и не в такие морозы в избе срали!» Долго не мусоля ситуетивину, они сели в «Ист» и погнали в Сковородино. Часа через 2 вернулись, с комплектом накидных ключей всех размеров, ослабили лыжу, выкрутили кусок крышки, который мешал крутиться маховику, завели мотор. Мотор заработал нормально, только, когда выжимаешь сцепление, был ритмичный стук, и он потом исчез, двигатель работал нормально. Крепкая машина «Тойота Королла». Дальше мы доехали без проблем на ней, чего нельзя сказать о «Пыжике», бренд «Митсубиси» дал о себе знать.
Так мы доехали до знаменитой козлодёрни Ерофей Павлович. После знакомства с ней я бы назвал её Дырофей Падлыч, не в обиду реальному обладателю имени. 3 толстые молодые девки готовят баланду, матюкаются с посетителями. Я заказал подливку с рисом. Подали жареные куски сала с засохшим рисом. Дело в том, что выбора у перегонов нету, на десятки км ну нет больше едален. Либо с собой затаривать и на полянке готовить, или всухомятку жевать. Подошёл мужик с «Хонды Стрим», по-моему, спросил, не видели ли по дороге «Хонды Одиссея». Говорит, ещё вчера, мол, отстал. Да-а-а, думаю я, если бы ребята меня так же бросили, пипец бы мне пришёл в тайге. Я и так как слепой во время оргии себя чувствовал.
У очередного мостка с ручьём вышли, спустились к водоёму, умылись, пополнили стеклоомывательные бачки. На камнях я нашёл кем-то оброненный мп3-плейер, оброненный, по-видимому, давно, уже весь закисший. Память встроенная, поживиться было нечем. Продолжаем движение, смотрю, идёт масляной след, думаю, а где же жертва раненая, проехал ещё километров 5, вот он ― «Тойота Королла», седан, года 2002, стоит на мостке, водитель что-то колдует под капотом. Видел также, многих с разорванными колёсами, кто нас обгонял ранее. Никого критиковать не хочу за бешеную езду, так как и сами мы не ангелы.
Едем дальше, начались читинские подъёмы затяжные, по несколько километров, дорога вообще превратилась в первопроходческую. Когда на лошадях осваивали Сибирь, наверное, получше была. Узкие объездные по склонам насыпей, торчат острые булыжники, сменялись укатанной грунтовкой, которая была испещрена мелкими ямками, как будто огромные капли падали. Ехать невозможно было ни в среднем темпе, ни в быстром (больше газа ― меньше ям), ползли, как будто черепахи задом наперёд. Но и здесь активно ведётся строительство дороги. Стала попадаться новая российская спецтехника, грейдеры, самосвалы «Краз», «Камазы», катки «Дормаш», бульдозеры «Четра». Видимо, снабженец получил отличный денежный откат от производителей данной техники. Других причин не вижу, так как китайская техника на порядок дешевле, а по качеству примерно одинакова.
Я от греха подальше пересел на «Паджерик». Блин, на очередном затяжном подъёме загорается лампочка масла. У меня волосы дыбом встают, был у меня опыт общения с «Митсубиси». Так вот остался у меня непреодолимый страх (то есть фобия) от этого буквосочетания. А тут такая лампочка загорается жизненно важная. Я на очередном спуске поморгал ребятам, остановились, объяснил причину, Сергей говорит, что, наверное, датчик глючит, пробег у машины небольшой. Я крепко усомнился, поехали дальше, я не отрывал взгляда от этой проклятой лампочки, а тут такие нагрузки на движок, подъёмы нескончаемые. Опять стемнело, стало прохладно, даже очень. Наверное, это связано было с высокогорьем, куда мы забрались. Мы не стали в этот раз допоздна ехать, так как события за последние сутки нас сильно вымотали. Остановились у ближайшей, как сказал Сергей, новооткрывшейся козлодёрни. Там уже было припарковано много машин коллег, автовозов и просто фур. Там я увидел автовоз с 10-ю машинами, голова ― «Freightliner», который прицепом ещё на жёсткой сцепке тянул легковушку сзади. Заказали еды, уточнились по живительному напитку, который так был необходим в свете последних событий. Была только откровенно палёная «Столичная» производства Северной Осетии, с прокручивающейся крышкой и характерным запахом спиртовой жидкости непищевого назначения. Стоил этот зверобой 200 р. Ребята, купили, хотя я пытался предупредить. Я полчарки влил в себя, ребята пол ёмкости одолели и всё. Даже сибирякам не далась она. Пришлось им взбадриваться пивом, я же, не солода нахлебавшись, побрёл в «Паджерик» спать. Тут пришёл ночью Серёга, я бы не проснулся, если бы не одно «но». Запах от его носок, которые были несколько дней обуты в китайские кроссовки, убил бы и неподготовленную навозную муху. Я выскочил, и пошёл спать сидя в «Короллу». В дальнейшем несколько капель яда от носок попали на коврики в машине, так и ехали до конца пути с вонью, воняет, наверное, до сих пор в машине.
Утром мы с Женей на «Королле» и «Исте» поехали вперёд, Сергей сказал, что догонит нас. Догнал нас он очень быстро, с бешеными глазами упылил вперёд. По пути мы его догнали, он отъезжал от очередной кафешки, и, не сказав ни слова, умчался опять вперёд. Догнали его только на заправке в Чернышевске, когда начался асфальт. Там я сфотал местный ценник на топливо, солярка дороже 92 бенза. Так вот на этой заправке Серёга купил масло в двигатель марки Лукойл, за 200 рублей 5 литров. Думаю, разработчик двигателя с системой GDI завода «Митсубиси» слёг бы с предынфарктным состоянием, узнав об этом, не считая, что всю дорогу заливали 92 бензин, непонятного качества, а в районе Братска, когда у Серёги стрелка топлива упала на ноль, он вообще залился 80-м бензином, так как кроме 80-го ничего другого в ассортименте не было. Ничего, вроде, не случилось, может, будущее выявит проблемы с топливной системой. Только один раз у «Позной» в районе г. Селок, с утра при прогреве пошёл синий дым, потом прекратился.
Затяжные подъёмы закончились, начался асфальт и бесконечные степи, духота, оводы и мошка остались в Амурской области. Территория также слабо заселена, встречаются большие деревни из деревянных домиков, отличались эти деревни от деревень в Хабаровском Крае, в Амурской области, Приморье тем, что не было ни одного строения выше одного этажа и из другого материала кроме как дерева. Как будто цивилизация не коснулась этих мест. Единственно как можно отличить, что ты не провалился в прошлое, это асфальтная дорога и ТВ антенны, закреплённые на крышах домов.
Так добрались постепенно до кольца, где налево уходит дорога в центр Читы. Серёга, сказал, что заедет в Читу, наберёт моющих средств, щёток разных, чтобы отмывать машины от «чехла», а мы, чтобы ждали на выезде из города, так как Чита остаётся в стороне. Короче мы и погнали с Женей, я на «Королле» опять. Проезжали военный аэродром, там, на низкой высоте боевой самолёт «Су» выделывал фигуры высшего пилотажа, около земли его скорость кажется невероятной, вот это «форсаж»! Мы остановились, я даже не успел заметить, как он сел, увидел только, тормозной парашют как раскрылся. Так мы и не увидели перекрёстка, едем час, едем 2. Связи нет, как только она появилась, звонит, разъярённый Серёга, кричит в трубку, что он ждёт нас на перекрёстке. В общем, оказалось, что мы проехали давно нужное место. Короче мы договорились, что будем его ждать, где сейчас находимся. Вообще все мы стали от такого режима путешествия страшно тупить. Совершать нелепые ошибки. Я позвонил моему старому другу Алексею, который живёт и работает в Улан-Удэ, сказал ему со слов Сергея, что часа через три мы подъедем в Улан-Удэ, типа осталось километров 250, пусть встретит нас. В общем, в этот вечер мы так и не доехали до Улановки. Оказалось что нам предстояло ехать с того места ещё почти 600 км. Алексей дома накрыл стол, купил фирменных поз, напитка мужского взял на байкальской воде, а мы не доехали.
Ближе к вечеру, я ехал первый, замыкал Серёга на «Пыжике». На очередной промежуточной стоянке Женя сказал: «Давай остановимся у ближайшей кафешки, чаю попьём». Едем, я пролетаю ближайшую кафешку, смотрю, ребята отстали, думаю, встали у неё. Разворачиваюсь, еду назад, смотрю, они навстречу летят, я им моргнул, развернулся через какое-то время, и давай догонять их. Нет и нет, ребят. Я сначала вваливал на пределе, потом подумал, что они, видимо, увидев меня, тоже где-то стали разворачиваться, а я их не заметил, сбавил ход до 80-ти км/час. Связи нет, уже темнеет. Начались опять сопки затяжные, перевалы, опасные повороты, и ко всему прочему дождь пошёл. Подъезжаю к кафешке на перевале, она не работает, около неё уже приготовились ко сну несколько перегонов. Я спросил их, где связь начинается, они говорят, что в г. Селок, километров через 70-ть. Я поехал дальше, наконец-то затяжной спуск. Один раз чуть не врубился в лесовоз с лесом. Хлысты закрывали и без того тусклые габаритные огни, всё это в темноте и в ливень. Подъехал к заправке, спросил у кассирши, что за деревня? Она ответила, что это Селок, и тут звонок, Серёга, слегка взволнованным голосом спрашивает: «ГДЕ ТЫ??? Скажи, какой километр проезжаешь?» Оказалось они в 30 км дальше меня, около «Позной» ждут. Я дошкрёб, уже опять засыпающий, до того места. Посмотрели фотки, что наделали за все дни, это видно на фотоотчёте. Утром встали, пошли пить чай и я захлопываю «Короллу» с оставленным в зажигании ключом. Такую глупость совершить!!! Реально усталость подкралась. Спросил у парня бурята проволоку. Когда он её протягивал Серёге, тот шутя сказал ему, что вместе все сядем. Тот недоверчиво взглянул, в общем, не понял он шутки юмора.
Я позвонил опять Алексею, извинился, сказал, что сегодня подъедем точно, во сколько не знаю, но днём. Благополучно добрались до Улан-Удэ, днём проехали по мосту, посмотрели на искусственных оленей на горе, и ведущую к ней дорогу под 90 градусов, наверное. Я пока раскрыл фотик, слишком поздно, не успел сделать снимок. Алексей рассказал мне печальную историю об этом месте. В Улановке это популярное место, куда приезжают свадебные картежи. И вот одна такая свадьба забралась на вершину, все навеселе немного, шутки, смех. Вдруг невеста срывается со скалы, жених секунду спустя, не задумываясь, кинулся следом… После этого, власти запретили заезжать туда.
Проехали КП, где нас остановили, для проверки документов. Отъехали километров 5 от того места и спустились к реке Селенга, точнее к притоку реки. Ребята поехали к притоку, а я на «Королле» остался у дороги ждать Алексея. Минут через 15 подъехал Лёша на «Хонде СРВ» 2002 года. Мы поздоровались и поехали к реке. Я оставил машину, переоделся, так как мы поехали на «Хонде» посмотреть город, знаменитую голову Ленина на центральной площади. Заехали в супермаркет, купили подарки с национальным оттенком и байкальскими мотивами. Я взял на вечер литр на байкальской воде.
Лёша предложил нам переночевать в Улан-Удэ, со всеми вытекающими и втекающими, но у Серёги в Иркутске была зазноба Елена, и поэтому мы пустились в бешеный драйв по маршруту Улановка ― Иркутск. Позднее мы с Женей подумали, ладно Серёга жарил по трассе, была цель, мы-то с какого перепуга так впуливали???, у меня лишних седых волос прибавилось.
Стемнело, набралась колонна из 20-ти примерно перегонов, идущих с примерно одинаковой скоростью, только внутри колонны были шашечки и ускорения. Там началась жуткая серпантинная дорога с поворотами на 180 градусов. Я нарыл в бардачке диск с музыкой «Bass Hads», жесткий «драм энд бас». Только под такую музыку можно там ехать в темноте. Езда опять превратилась в стиль «никаких правил», все сплошные пересекались, не задумываясь. Идёшь на обгон в закрытый поворот, а там видно будет, «кик-даун» вывезет, если что. Видит бог, это не я придумал. Вообще, как мне показалось, сильно повышается водительское мастерство. Скажу больше, пришли в голову мысли о том, что люди, которые перегоняют машины долгое время, смогли бы дать фору раллийным гонщикам из классического ралли WRC, с бутылкой пива в руках, и штурман в принципе не нужен был бы, главное, музло чтобы погромче играло. И вообще надо организовать выдачу нагрудных знаков отличия за каждый боевой вылет по маршруту Владивосток ― Чита. У кого более 10-ти, вообще медаль учредить, типа там заслуженный мастер по вождению без правил. Вот такое субъективное мнение у меня возникло.
Проезжаем вдоль Байкала, холодина ужасная, местные говорят, недавно только лёд сошёл. Заезжаю в одно из очередных облаков холодного тумана и тут чувствую, вонища в салоне ужасная появилась, думаю, ни чё себе, чистейшее озеро запахи издаёт. Ну, ладно, ну есть некая маленькая особенность, что тут такого, зато омуль вкусный, включил внутренний обдув салона. Впоследствии узнал, что воняет злосчастный целлюлитно-бумажный комбинат, а озеро не причём. Доехали мы до базы на берегу озера в районе Слюдянки, Серёга предложил нам переночевать здесь, а сам погнал в Иркутск, так ему не терпелось. Пьяный сторож нас так достал со своей просьбой прийти к нему в сторожку с нашей водкой, что мы развернулись и поехали к кафешке, которую проехали недавно. Там припарковались, было уже опять часа 3 ночи. Захватили, что нужно, не чай же пить? В кафешке разодрались пьяные буряты, мужик с бабой, кто победил в схватке, не видел, так как боестолкновение продолжилось на улице. По трассе то и дело встречались «Саньянг Истана», на крыше которых были огромные тюки со шмотками. Видимо, как и в Приморье, челночный (помогаечный) бизнес в приграничный Китай развит, и моральный облик помогаек сибирских не сильно отличается от приморских. Впрочем, не мне их судить.
Ночью я проснулся от рёва мотора, подскочил, смотрю в окно, а это Женин «Ист» разрывается, думаю, ни чё себе, Женя замёрз как, прогревается. Постучал ему, он подскочил, вылетел из машины, схватился за голову спросонья, давай машину осматривать. Вроде, всё нормально. Оказалось, он и вправду замёрз, ночью запустил мотор, уснул, а нога упёрлась в педаль газа, и какое-то время машина работала на повышенных оборотах.
Утром мы поехали обратно на базу, сторож сменился, мы благополучно сняли домик с душем, кроватями. 800 рублей сутки с человека с питанием, как в пионерлагере, видимо, не сезон был, народу немного. Мы побрились, намылись, пошли посмотреть на озеро. Пришлось одеться потеплее, так как было очень холодно, пофотались, погуляли, съели шашлык, остограммились. На территории жил белогрудый медвежонок Маша, маму которой убили охотники. Она так бодро боролась с местными собаками, издавая характерный рык, я не преминул заснять это.
Отоспались, вечером приехал Серёга с пивом и Леной, привезли омуля, мы посидели, они уехали, договорившись, что мы в районе обеда назавтра стартуем, и что в пригороде Иркутска он нас встретит и проведёт. На том и порешили. Утром позавтракали, сдали комнаты, начался дождь, поехали. Дорога ― опять петляющая горная, когда уже кончится? Слюдянку проехали, там вообще дорога «ахтунг!», серпантин нереальный, я на «Королле» замучался палку дёргать, повышая и понижая передачи. Заехали в Иркутск, я сел в «Пыжа». Въехали благополучно, постояли в пробках. Дождались Лену в центре, она подъехала на «Тойота Витс» 2000 года. Кинули на стоянке её машину. Она пересела в «Иста» и вывела нас за город. Серёга решил, что останется до утра, потом нас догонит, в Братске или Усть-Куте. Он забирал Лену к себе в Ленск, ей там предлагалась высокая должность в банке, якобы повышение. Но я сильно усомнился, повышение ли это ехать из Иркутска в Ленск жить?
Стемнело, мы проехали Усолье-Сибирское. Я обратил внимание, что после Иркутска перегонов почти не стало, мы ехали одни. В Тулуне на кольце ушли вправо на Братск. Проехав километров 100, решили в какой-то деревне у кафешки заночевать. В кафешке шло гулялово полным ходом. Какие-то сорванцы на мотоцикле «Урал» полночи не давали спать, наверное, девчонок катали. Местная молодёжь. Мы с опаской попили чаю, спрятались за «Камазы» и залегли спать. Утром встали и пожарили, ничего интересного, что можно было бы отметить, не случилось. Перед Братском несколько десятков километров дороги состоит из бетонных аэродромных плит, Женя сказал, что это на крайняк может служить внештатной взлётно-посадочной полосой. Братск ухоженный, хороший асфальт, мы проехали его по указателям. Сфотались на знаменитой Братской ГЭС.
Пошла дорога на Усть-Кут. Сносный асфальт сменялся грунтовкой. Очень красивые места, кедровый лес. Небольшие речки. Потом из-за очередного поворота показался здоровый мост через реку Илим. Мы спустились к воде, умылись, вода показалась красного цвета. Женя между делом рассказал, как у его родственника зимой в Усть-Куте местные отобрали 40 000 рублей, 5 000 ему оставили на дорогу. Да-а-а, думаю, в такой глуши завалят, и вообще домой никогда не вернёшься. Так захотелось побыстрее выбраться оттуда. Асфальт растаял, пошла лесная грунтовка. Но шла вдоль этой дороги и двухсторонняя электрифицированная железная дорога. Думаю, для чего она в такой глуши? Кого возить-то? Оказалось, город Усть-Кут является крупным речным портом на реке Лена, который обслуживает северные города по берегам Лены. И пока Лену не сковывает льдом, совершается навигация. Появилась река Лена, я сначала не поверил, что такая великая река может быть 20 метров шириной. Как оказалось, это было устье реки. Потом в дальнейшем, она приобретает ширину до нескольких километров.
Перед Усть-Кутом, заметил много дачных домиков, таких же, как и во всей России. Я-то думал, в такой глуши не может быть цивилизации, сильно заблуждался. Жизнь там кипит и побулькивает. Мы добрались до места, где на баржи заходит техника. Впоследствии, это оказался так называем