|
Пролог.
Он уезжал все дальше, поблескивая золотистым кузовом в лучах закатного солнца, словно разбрасывая последние искорки некогда крепкой дружбы, сплотившей нас более чем на пять лет. Пачка вырученных банкнот в нагрудном кармане, совсем не грела мою душу, а в мыслях поселилась глубокая печаль. Я просто устал уже мучить себя и тебя — мой Фунтик. Так вышло… Прости…
Мысли о смене машины преследовали меня последние два года, после того, как я изъездил все легкодоступные достопримечательности в Горном Алтае. А ведь хотелось побывать и в потаенных уголках, насладиться первозданностью и красотой дикой природы. К сожалению, а может быть и к счастью, дороги туда не скатертью выстланы, в связи с чем каждая последующая поездка в Республику Алтай, превращалась во все больший мазохизм как для машины, так и для водителя.
А ведь Фунтик (Toyota Funcargo) меня всем устраивал, кроме, конечно, внедорожных возможностей. Он хоть и был полноприводный, и имел феноменальную геометрическую проходимость для легкового авто (благодаря короткой базе и малым свесам), но… даже до псевдо-кроссоверов в этом плане ему было далеко.
Итак, машина продана. И что же дальше? А дальше я сразу решил пересесть на полноценный внедорожник, минуя сегмент кроссоверов или паркетников. Смотрел поначалу только Suzuki Escudo/Vitara/Grand Vitara (а также сопутствующих близнецов — Chevrolet Tracker и Mazda Proceed Levante), т.к. только они влазили в мой бюджет и прочие хотелки. Но увы, задача оказалась непосильной, ни одного живого экземпляра так и не нашел. Тогда переключился на кроссоверы. Первый же осмотренный Nissan X-Trail показал, что в сегменте паркетников гораздо легче будет найти неукатанный аппарат. По всей видимости, их неохотно используют для оффроада, а ездят в основном по асфальту.
И тут помог случай. Зайдя к знакомому на СТО, чтобы проконсультироваться насчет возможных подводных камней в рассматриваемых мной потенциальных кандидатах на покупку, я увидел на парковке Suzuki Jimny. Его я вообще не рассматривал, т.к. думал, что он слишком мелкий и тесный. Но, походив вокруг да около, понял, что не такой уж он и маленький. И мне, как человеку не семейному, вполне подойдет. Данный экземпляр был 0,7 л турбо. Для себя решил, что буду брать только 1,3 л атмосферный.
На тот момент в Новосибирске продавалось всего два 1,3 л Jimny, которые я мог себе позволить по финансовым возможностям. Один 2002 года — полный сток, другой 2004 года — весь в тюнинге (его собственно и купил).
Итак, что в итоге имеем (список наворотов):
К сожалению, передний силовой бампер и лебедку пришлось снять, т.к. есть проблема перегрева, которую я пока не решил, а они очень сильно влияют на приточную вентиляцию, из-за чего постоянно греется мотор.
После покупки на доводку машины было потрачено более 60000 руб. И это притом, что мне достался вполне живой автомобиль. Основные косяки были устранены, но, увы, не все, в том числе и перегрев двигателя, т.к. причин, по которым он может греться, довольно много.
Лето близилось к концу и очень хотелось закрыть сезон именно поездкой в Горный Алтай. Решено было ехать на не совсем исправной машине. Особых сюрпризов я от нее не ждал, тем более, что после снятия силовика и лебедки, мотор начинал подогреваться только на затяжных подъемах, в остальное время стрелка указателя температуры спокойно стояла на своем месте и никуда не дергалась.
27.08.2014
День старта в Горный Алтай. Как и обычно, выезжаем после работы в ночь. Состав экипажа также прежний:
— водитель, он же автор сего опуса Дмитрий,
— штурман, моя мама Надежда.
Все дорогу периодически лил дождь, и было довольно холодно, не более +7°C. Но так даже лучше, ибо данные условия, не давали повода пламенному мотору моего Suzuki, лишний раз подогреться.
Во втором часу ночи прибыли в Майму, где остановились в «Гостевом доме» (ул. Подгорная, 16) с прекрасным двухместным номером, всего за 1 000 руб. в сутки.
28.08.2014
Ранний подъем и снова в дорогу. На сегодня задача — добраться к вечеру до Акташа. На улице стояла прекрасная солнечная погода, но было по-прежнему прохладно. Опять-таки, холод нам на руку, т.к. мы въехали в горную местность, а жаркая погода на перевалах машине с проблемами в системе охлаждения явно не к чему.
До Семинского перевала доехали без происшествий. Стрелка указателя температуры и не думала подыматься. Но как только начался затяжной подъем, через пару километров все же полезла вверх. Никаких проблем! Включаем печку и спокойно добираемся до вершины. На подъеме пару раз останавливался, чтобы не дать стрелке опять дернуться со своего места.
На вершине перевала, пока мотор остывал, повстречали американцев — участников «Mongol Rally», с которыми немного побеседовали. Как удалось выяснить, ехали они из Лондона в Улан-Батор на литровой Nissan Micra 3 door. Сомнительное, на мой взгляд, удовольствие. До сего момента, дороги на их пути не представляли особой сложности. Но на бескрайних просторах Монголии, они-то уж точно познают все прелести оффроада на пузотерке. Не понаслышке знаю, что это такое. Самому хватило с лихвой. Ну а впрочем, кому как. Наверняка им это нравится, раз согласились на подобную авантюру.
Попрощавшись с американцами, двинулись дальше. Путь до Чике-Тамана тоже был пройден без проблем, но на подъезде к нему двигатель вновь стал греться, т.к. дорога за селом Хабаровка хоть и не имеет явного уклона в гору, но машина на этом участке почему-то едет очень туго. Этот же эффект замечал, когда ездил и на бывшем своем автомобиле. Снова включаем печку и не спеша едем до вершины. На этот раз остановок не делал, т.к. подъем на Чике-Таман в два раз короче, чем на Семинский.
Одолев Чикет, мы ближе к вечеру прибыли в Акташ. Заселились в гостиницу «Как дома». Если быть точным, то сама гостиница находится не в Акташе, а немного не доезжая до него (примерно 1,5 км). Стоимость проживания в двухместном номере составила 1200 руб. в сутки.
29.08.2014
С утра встали очень рано. Сегодня самый важный день! Мы должны покорить Акташский ретранслятор!
Короткие сборы и в путь. Свернув с М-52 по указателю на Улаган, проезжаем Акташ насквозь. Немного отъехав от поселка, вновь видим указатель Улаган — налево, а наша дорога идет направо через ртутный рудник.
Мысленно я поделил наш маршрут на две части:
поворот с дороги на Улаган — ртутный рудник (примерно 6 км),
ртутный рудник — ретранслятор (примерно 7 км).
Как только мы свернули с асфальта, сразу же пошла убитая грунтовка с постоянным уклоном в гору, местами — достаточно приличным. Приходилось даже иногда подтыкать пониженную, но тут всему виной слабоватый мотор в стоке. Естественно, печка была включена на полную, чтобы двигатель и не помышлял греться.
Кроме уклона, наше продвижение периодически замедляли сложные участки с крупными торчащими камнями и валунами, а также глубокие промоины от ливней и весенних паводковых вод, на которых машина давала такой крен, что порою было страшно. Бедный мой штурман — нелегко ей далось это восхождение (в моральном плане, конечно).
Время от времени я останавливался и давал машине отдохнуть, чисто в профилактических целях, т.к. стрелка указателя температуры и не думала подниматься. Таким образом, медленно, но верно, мы таки добрались до рудника.
Проехав мимо терриконов отработанной руды, мы уперлись в шлагбаум. Долго искать того, кто нам его поднимет, не пришлось. Сначала затявкали собаки, а затем вышла женщина, которая согласилась пропустить нашу машину всего за 100 руб. Повезло! Слышал, что они пропускают по настроению. Есть, конечно, дорога в объезд, но судя по отчетам — она хуже.
Миновав рудник, немного поплутали в поисках нужного направления, из-за того, что я забыл распечатки с гугл карт в гостинице. Ну ничего, решили и эту задачу. Далее дорога пошла более ровная, но подъемы на витках серпантина становились все круче и круче. Теперь я уже использовал понижайку почти постоянно. Останавливаться также приходилось чаще, чтобы не подогревать чрезмерно мотор.
Чем выше мы поднимались, тем более скудной становилась растительность вокруг. В самом начале пути мы двигались через лес, который, при подъезде к руднику, уступил место цветущим альпийским лугам, с редко стоящими деревьями. Затем деревья и вовсе исчезли, да и луга с набором высоты все больше уступали место каменистым проплешинам. Вскоре появились участки покрытые снегом. Местами, он лежал прямо на дороге, и приходилось ехать прямо по нему.
На очередном подъеме нас догнал УАЗ с туристами из Новосибирска. Вез их экскурсовод с одной из местных баз. В ходе беседы с ними выяснилось, что данное удовольствие, обошлось им в 5000 руб. Далее УАЗ ушел вперед, а мы вслед за ним, не спеша, тоже двинулись к вершине, до которой оставалось уже совсем немного.
Последний виток серпантина, и вот он — ретранслятор! Признаюсь честно, несколько раз по пути хотелось все бросить и повернуть обратно. И как же здорово, что я все-таки не отступил! Общее время подъема составило около 5-ти часов. Но прошу заметить, сделано это было на неисправной машине. Если бы мотор не грелся, то на это бы ушло 1,5 - 2 часа. Перепад высот за 13 км пути составил примерно 1600 м, а сама мачта РЛС установлена на отметке 3000 м над уровнем моря.
С такой высоты, как на ладони, отлично просматривались панорамы Курайской степи и Северо-Чуйского хребта, долины рек Чуи и Мажоя. Видно было даже жемчужину алтайских гор — Белуху! Да-да! С погодой нам явно повезло! Видимость была идеальная! Кроме того, нашему взору предстало озеро горных духов (ртутное озеро), а также долина ртутной речки Ярлы-Амры.
Вдоволь насладившись видами, мы решили подняться еще немного выше — до отметки 3085 м, но уже пешком, без машины. Хотя встреченный нами ранее экскурсовод с туристами на УАЗе туда как-то заехал. На мой взгляд, крутоватая горка, сам рисковать не стал.
После фотосессии наверху, вернувшись к машине, со спуском решили не затягивать, т.к. возле мачты РЛС довольно сильное излучение и находиться там долго — вредно. Двигаться опять пришлось в основном на пониженной, чтобы не перегреть тормоза. Немного спустившись, встретили двух девушек — Светлану и Екатерину из Барнаула на Mitsubishi L200. Они тоже ехали на ретранслятор. Мы стояли и остужали тормоза, а они, проезжая мимо, просто остановились ради любопытства. Проболтали с ними, наверно, минут 20-30. Очень позитивные и отчаянные девчонки, которые не боятся заниматься брутальным оффроадом! С их слов, они на своем L200 доезжали до верхнего альплагеря Актру, а также штурмовали перевал Теплый Ключ, когда ездили на Укок. В общем, респект им от меня!
Попрощавшись с девушками, продолжили спуск. Когда проезжали рудник, шлагбаум нам подняли заранее. Даже выходить из машины не пришлось.
И тут случился казус. Проходя очередной сложный участок с крупными камнями и глубокими выбоинами, я неудачно выбрал траекторию, и вывесил автомобиль в диагоналку. Причем, так «удачно», что ни вперед, ни назад машина двигаться не хотела. До отжига резины буксовать не стал. Подкладывание камней и палок под колеса результата не дало, их просто оттуда выметало. Дальше заморачиваться не захотел и стал ждать, пока сверху или снизу, приедет 131-й ЗИЛ, который возит отходы с рудника. Ждать пришлось недолго, минут через двадцать сверху послышалось гудение мотора, а вскоре показался и сам грузовик. Ребята, ехавшие в нем, оказались отзывчивые, и с легкостью выдернули мой авто из этой «засады». Большое им спасибо! Также они поинтересовались, почему я не вытянул себя лебедкой. Как бы это странно ни звучало, но я тогда напрочь забыл, что она у меня есть. А ведь ничего не стоило вытащить ей машину, зацепившись за ближайший пень или дерево.
На сегодняшний день, это было последнее приключение на нашем пути, и дальнейший путь до Акташа не вызвал у нас каких-либо трудностей. Всего на спуск с РЛС ушло менее 2-х часов, с учетом времени потраченного на беседу с девушками, а также ожидание «тягача».
В отличие от напуганного штурмана я был очень доволен этой поездкой. Кроме того, меня переполняла гордость за свой автомобиль, который позволил мне в полной мере ощутить всю силу и мощь мужицкого брутального оффроада!
30.08.2014
В планах на сегодня у нас был Мажойский каскад. Мы уже были там этой весной на Toyota Funcargo, доехав тогда до Оройского моста. Теперь же, нашей целью, было не просто продвинуться дальше, а взобраться на гору по верхней дороге, откуда открывается великолепный вид на Северо-Чуйский хребет и живописные окрестности. Но планам, увы, не дано было сбыться.
На этот раз путь до Оройского моста занял совсем немного времени, ибо чистить дорогу от камней не пришлось. Двигаясь по ущелью, в некоторых местах я порою удивлялся и говорил сам себе: «Как я мог проехать тут на Funcargo?»
Миновав мост и добравшись до развилки, повернули на верхнюю дорогу. И тут меня поджидал сюрприз. Подъем на гору оказался настолько крутым и затяжным (не было даже и намека на пологие участки), что я решил не напрягать машину и отложить это дело до следующего раза. Обязательно заеду туда, когда устраню проблему перегрева. Все еще впереди!
Поскольку было еще раннее утро, решили скататься до Кату-Ярыка. Не сидеть же весь день в гостинице. Сказано — сделано. И вот мы уже мчим в направлении Улагана. Все подъемы по пути вновь приходилось преодолевать с включенной печкой, дабы не давать мотору греться.
Доехали, как ни странно, ненамного быстрее, чем на Funcargo, выиграв не больше часа по времени. Дело в том, что по гравийной гребенке Джимник идет, конечно, мягче Фунтика, но не так как хотелось бы. В связи с чем двигаться приходилось медленно (не более 20 км/ч), чтобы не угробить ходовку. Лично я ожидал большей энергоемкости от подвески.
По первоначальной задумке мы хотели спуститься в долину Чулышмана и сходить на водопад Куркуре. Но т.к. дорога заняла значительно больше времени, чем планировали, решили этого не делать, потому что перспектива возвращаться в гостиницу по темноте никак не радовала. Пришлось ограничиться снимками долины сверху.
Пробыв на перевале около двух часов, выдвинулись в направлении Акташа. Километров через десять нас жестами остановили из встречной Skoda Yeti с номерами 22-го региона, водитель которой поинтересовался, как долго им еще ехать до Кату-Ярыка. Когда разъехались, штурман спросила меня: «Ты видел, какая у них в салоне была прикольная овчарка?». Овчарку я точно не видел, зато мое внимание привлекла кареглазая красотка, сидевшая на заднем ряду. Собак я, конечно, тоже люблю, но ее шоколадные бусинки еще долго будут сидеть в моей памяти.
Обратный путь прошел немного быстрее. На этот раз, выиграли уже 1,5 часа по времени. Дорога назад — всегда короче!
Добравшись уже в сумерках до гостиницы, я вдруг почувствовал, что подустал крутить баранку. А посему на завтра назначен разгрузочный день, без поездок на дальние расстояния.
31.08.2014
Утром, как следует, выспавшись, надумали вновь прокатиться до Улаганского перевала, поснимать окружающие пейзажи. Поскольку вчера по дороге на Кату-Ярык, в виду ограничения по времени, остановок на фотосессии мы практически не делали.
Погода стояла просто отличная, было солнечно и очень тепло. Данные метеоусловия, позволили нам в полной мере насладиться бездонной синевой Улаганских озер, которые своей поверхностью будто ловили лучики небесного светила, превращая их в миллиарды золотых блесток. А виды с перевала, в свою очередь, также порадовали богатой цветовой палитрой и великолепным обзором.
Вернувшись в Акташ и отобедав в местном кафе, стали перебирать по памяти ближайшие достопримечательности, которые можно посетить, не нагружая себя при этом длительными круизами. Итоговым выбором стало — Голубое (Гейзеровое) озеро. Находится оно недалеко от турбазы «Мены» (796 км Чуйского тракта). Проход к озеру через территорию базы — платный, по 10 руб. с человека.
На озере мы провели более двух часов, любуясь его непередаваемой бирюзой и гладкой, как стекло, поверхностью, в которой, словно в зеркале, отражалось небо и окрестный ландшафт. Идиллии к общей картине добавляли бесчисленные ручейки, впадающие в озеро и вытекающие из него. Можно было часами сидеть там и слушать эту райскую музыку воды. Спокойствие и безмятежность — вот, пожалуй, наиболее точные слова, характеризующие это место. Здесь, как и во многих других потаенных уголках Горного Алтая, я чувствую себя по-настоящему счастливым. А все проблемы и заботы, ждущие меня в шумном мегаполисе, ни на йоту не тревожат ход моих мыслей.
Кстати, с удивлением для себя обнаружили, что кто-то запустил в это озеро рыбу. По крайней мере, когда мы были здесь в сентябре 2012-го, ее точно не было. Рыбки, надо сказать, прекрасно себя там чувствуют, игриво ловя всякую живность с поверхности, а периодически извергающиеся гейзеры на дне, по всей видимости, не оказывают на них никакого влияния.
Тех, кто еще только планирует посетить данную достопримечательность, хочу предупредить. Гейзеровое озеро находится в болотистой местности, поэтому, на всякий случай, стоит иметь при себе непромокаемую обувь. В период дождей и прочих паводков, посуху вы туда вряд ли пройдете.
Вернувшись к машине, надумали еще проехаться до двух водопадов, находящихся в нескольких километрах от поселка Чибит, ниже по течению реки Чуи. До цели, мы в итоге так и не добрались, спасовав перед хлипким мостом. Можно было, конечно, дойти до водопадов пешком, оставив машину на берегу, но солнце уже садилось, а своим ходом до темноты мы бы, скорее всего, не успели.
01.09.2014
Пора выдвигаться в сторону дома. Встали очень рано, т.к. по прогнозу на сегодня обещали очень жаркую погоду. В связи с чем нам хотелось преодолеть перевалы Чике-Таман и Семинский до самого пекла, чтобы как можно меньше напрягать греющийся двигатель.
Вершину Семинского проехали ровно в 12 часов, и как раз вовремя, т.к. солнце начало палить уже вовсю. Далее спокойно докатились до Усть-Семы и решили побатониться в окрестностях до вечера. В планах на сегодня было добраться до Белокурихи, но по дороге туда находится Бирюксинский перевал, штурмовать который в жару очень не хотелось.
Чтобы скоротать время, отправились на озеро Манжерок, где дождались вечерней прохлады. И вновь двинулись в путь.
В Белокуриху приехали уже затемно. Заселились в уже знакомый нам отель «Солнечный». Как и в прошлый раз, впечатление на меня он не произвел. Отовсюду несет совдеповщиной, начиная от внешнего вида здания и заканчивая обстановкой в номерах. Из плюсов «Солнечного» по-прежнему могу выделить: наличие собственной парковки за забором с запираемыми воротами, а также завтрак, входящий в стоимость проживания. Двухместный номер с санузлом, телевизором и холодильником, обошелся в 1500 руб. за сутки.
02.09.2014
На сегодня было намечено посещение скальных останцов «Четыре брата», а также восхождение на вершину горы Круглая. Добраться до этих достопримечательностей можно по дороге на таежную заимку «Лесная сказка», которая находится в верховьях реки Белокурихи, в 9-ти километрах от курортной зоны (санатория «Россия»). Нам же до места назначения надо преодолеть примерно половину этого пути.
Погода, к сожалению, не радовала. Было пасмурно и довольно прохладно. Тем не менее, последний фактор играл нам на руку, т.к. путь предстоял довольно сложный — 4,5 км грунтовки, с постоянными крутыми спусками и подъемами. Пару раз я уже ездил туда на Фунтике, но самый последний затяжной подъем перед горой Круглой, взять так и не смог. Хотя, при мне, залетали туда и на пузотерках. В общем, гарантированно эта дорога проходима только для джипов, кроссоверов и прочей внедорожной техники.
После штурма выше озвученной горки на понижайке (на первой передаче Джимник туда ехать не хотел), сходили сначала к скале «Четыре брата» и прочим останцам. Вернувшись к машине, решили, что на Круглую подниматься не будем, т.к. небо все больше хмурилось и виды оттуда вряд ли порадовали бы наш взор. У нас есть прекрасные снимки с тех мест в солнечную погоду, поэтому терять нам особо было нечего.
Чтобы остаток дня не пропал даром, надумали прокатиться в дендрарий «Цветущая долина» (ООО «Биолит») в селе Алтайское. Для тех, кто не в курсе, данное заведение работает в перспективной сфере фитотуризма и осуществляет следующие услуги:
Последний раз мы были здесь в 2010-м, и надо сказать, за четыре года тут многое улучшилось. До самого дендропарка теперь проложен асфальт (была трясучая гравийка). Увеличилось количество засаженных площадей, ассортимент растений стал шире. Везде все также чистенько и ухоженно.
Погуляв по дендрарию несколько часов, ближе к вечеру вернулись в Белокуриху. На завтра был назначен выезд до дому.
03.09.2014
С утра встали пораньше. После выселения из отеля и традиционной прогулки по курортной зоне города выдвигаемся в дорогу.
По ходу маршрута посетили два музея. Один в Бийске — краеведческий, а другой — Г.С. Титова в селе Полковниково.
Оставшийся путь до Бердска (НСО) прошел без особых приключений и уже в десятом часу вечера мы были дома.
Эпилог.
Резюме о машине:
В целом, машиной очень доволен. В выборе я точно не ошибся, предпочтя пересесть с легкового авто сразу на полноценный внедорожник, а не на кроссовер.
Резюме о поездке:
Как итог, поездкой тоже доволен. С погодой опять откровенно везло. А машина, кроме капризов с перегревом двигателя, больше не доставляла никаких хлопот. Как только приведу ее в порядок, обязательно осуществлю то, что планировал. Все еще впереди!
Всем удачи на дорогах! Будьте смелее в своих желаниях! Путешествуйте много и интересно!
Ну, и по традиции, пара цифр напоследок:
Пройденное расстояние — 2100 км.
Затрачено денег на поездку — 19000 руб.