|
Добрый день!
Не могу не рассказать о поездке на Горный Алтай в этом году.
Готовились к поездке «тщательно», особенно я, поэтому-то и забыл взять кучу полезных вещей (треногу, спальники и прочую необходимую мелочь). Более скрупулёзно был проработан планируемый маршрут (который впоследствии неоднократно корректировался, не хуже нынешнего областного бюджета). И 12 июня рано утром, мы на двух машинах выехали из города. Скажу сразу, что в этом году экипажи состояли из следующих страждущих горной романтики человеческих особей:
Дорога изначально показала свою тыльную (заднюю) часть. Дождь, изморось, туман. В завершение чего мы получили интеллигентный отказ в еде в кафе в Тальменке по причине отсутствия еды. Удовольствовавшись приёмом внутрь сырников со смЯтаной и горячим кофе «3 в 1», мы отправились далее. Но то ли по причине плохой погоды, то ли сложной экономической ситуации, или попросту в этот день над нами висел рок, были остановлены на посту ГАИ (ГИБДД, кому как нравится) по абсолютно парадоксальному обвинению. Мол, машина, которая следовала за впереди идущей, превысила допустимо разрешённую скорость аж на 43 (!) км. О чём впоследствии имели длительную (более одного часа) беседу с инспектором по фамилии Витман (если не ошибаюсь). Результат: инспектор составил протокол, а мы написали пояснительные записки к нему и позвонили в местное управление УВД для проведения «объективного» служебного расследования.
Я к чему это тут всё расписал: ребята ГАИчата, имейте совесть, зачем так нагло трясти взятку, да ещё на пустом месте? А коллегам-водителям советую, не покупайтесь на развод. Если реально виноват — пусть наказывают, а если нет — боритесь с беззаконием!
Уф, ну вот, всё самое плохое рассказал! Теперь о хорошем :).
Очень порадовала магистраль до Барнаула (мы чуть-чуть не доехали до города и свернули на Бийск). Дорога — супер!! Почаще бы наши новосибирские власти ездили в Барнаул. Может чего и у нас сделали бы. А то стыдно, более-менее только до Первомайки, как будто все живут рядом с мэром и других дорог нет.
До Бийска впечатлений особых не было, жена смотрела в окошко, дочка, покушав, посапывала, в динамиках играла мелодичная мелодия (кажется, классика в современной обработке). Итак, ближе к десяти утра мы прибыли в Бийск. Тут все разбрелись по интересам, Игорь (он, кстати, мой кум) заскочил в рыболовецкий отдел да и остался там, в надежде прикупить самую удачливую блесну. Девчонки удалились в дамскую комнату в ближайшем торговом центре, Полина повисла на моих руках и с интересом исследовала место, куда попала. Я же после возвращения прекрасного пола, сплавив ёрзающий маленький комок живого тела, отправился в универмаг и по старой традиции завернул в книжную лавку с целью найти более-менее подходящее чтиво. Ну да, ну есть у меня мечта — поудобней устроиться с книгой и убить часок другой отдыха.
Итак, после общего сбора и согласования дальнейших действий было решено двигаться не останавливаясь до Маймы, где предполагалось произвести необходимые покупки — котелок!
Дорога никакими неожиданностями нас не удивила и спустя полтора часа мы уже пришвартовались около нового двухэтажного магазина «Всё для рыбалки и охоты». Надо отдать должное, магазин поразил обилием выставленного ассортимента и низкими ценами. Там был приобретён котелок с крышкой и толстыми стенками, а также комплект пулек для пневматической винтовки. С хорошим настроением мы отправились далее.
Проезжая мимо знакомых мест — Муны, Манжерок, Усть-Сема — мы боролись с желанием остановиться и начать отдых здесь, но решили не рушить первоначально задуманный план. И поехали на Шебалино и далее на Онгудай и Семинский перевал. Ближе к 15 часам мы уже были на смотровой площадке горного серпантина, откуда открывается просто великолепный вид! Кстати, там резко изменилась погода, палило солнце и обдувал приятный тёплый ветер. На этом месте было сделано определенное количество исторических фотоснимков, которых было очень большое количество впоследствии. Кроме этого с чувством выполненного долга лично я сходил по малотревожащей нужде в нависшей над пропастью гальюн. После этого наша делегация посетила проходящий неподалёку (уже не использующийся) старый Чуйский тракт и двинулась далее на базу «Кордон», которую сейчас стали называть «Кур-Кечу».
К сожалению, голод любознательности был настолько утолён дорогой, а тело настолько устало от 12-тичасового автопробега, что мне было лень идти и узнавать перевод с местного этого чудаковатого названия. Если честно, то там изменилось всё, начиная от отношения к туристам, заканчивая стоимостью проживания. Я нашёл только одно объяснение — сменился хозяин. Насколько я понял, пришёл барыга из Бийска, лупит цены конские за размещение в хлеву. Полагая, что он делает большое одолжение приезжающим, дерёт по 400 рубю за нары (В ПРЯМОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА!). Одним словом, первоначальное желание побыть несколько дней, погулять по берегам Катуни и Большого Ильгуменя сменилось нестерпимым позывом сгонять в сортир и немедленно убраться. Кроме этого, он нас разместил взамен обещанного аила у Катуни в хозблоке, откуда даже старый промышленный холодильник не удосужились убрать. И рядом дымила помойка. Короче говоря, начало поездки было безвозвратно испорчено «гостеприимными» ГАИцами в Тальменке и хозяином базы, полагающим, что к нему будут ездить только богатые люди «у которых кризиса никогда не будет». Наивный чукотский…, пардон, бийский мужик. Ну да ладно, счастья ему и процветания в мечтах.
На следующий день мы, откланявшись рекам, уехали, жаль было навсегда покидать столь замечательное место, но мы хотели настоящего отдыха. Путь наш прокладывала Елена, вооружившись ворохом разного рода путеводителей, отчётов и прочей ерунды :). И проносились мимо нас прекрасные скалы, горные речки, извилистая дорога, поселения местных жителей и вездеснующая скотина (коровы, овцы, козы). Посетили очень красивый и высокий водопад Ширлак, на который с трудом забрались и ещё с большим трудом слезли вниз, исколов и замочив водой ноги.
Далее заехали в село Акташ. В середине села неожиданно, по требованию нашего Сусанина-Елены, свернули налево и поехали в сторону от Чуйского тракта. Как выяснилось позднее, мы направили своих железных коней в сторону Улаганского перевала. Сразу же отметили ухудшение качества дороги. Если до Улагана дорога ещё более-менее нормальная, то далее дорога ухудшалась на глазах и после Балыктуюля испарилось, и перед нами предстало только направление на перевал Кату-Ярык. Расстояние в 40 км мы преодолевали полтора часа, объезжая камни, торчащие из земли и переваливаясь на буграх, которые намесили во время дождей.
В 17:30 мы выехали к перевалу. Вид, открывшийся нам, меня ошеломил. Величественные скалы, ниспадающий водопад, вдали возвышались ледники, внизу узкой ленточкой шустро бежала река Чулышман. Не сбавляя темпа, мы с ребяческим задором рванули вниз по серпантину. Но после первого поворота запал начал угасать и появилось чувство, сопоставимое с высказыванием «жим-жим». Не глядя вниз, я на низкой передаче и неистово давя на педаль тормоза, сползал вниз. Мимо прогудел надрывно работающий мотор поднимающегося «Лэнд Краузера», с которым мы еле-еле разъехались на очередном развороте. Радовало одно – отсутствие всякого рода кровососущих летающих тварей, которых я терпеть не могу.
В начале седьмого мы были внизу, где уже готовились к подъёму несколько представителей японского автопрома. И после обмена приветствиями с нами и пожеланием хорошей дороги они рванули на покорение вершины. Отмечу одно — ни одного монопривода я там не увидел.
Мы же, отдышавшись и обменявшись репликами, типа, «ну как, вытряхнул всё из штанов?» поехали далее. Хотя наш Сусанин уже и сам был не рад дальнейшему вползанию по самые помидоры во впереди стоящий бурелом. А после того как нам сказали, что впереди до южного берега Телецкого озера ещё 80 км, включая четыре мостика, два брода, несколько ручейков (когда я их увидел, то подумал, что нам ещё про два брода не рассказали) и «дружелюбных» местных жителей – она вообще сникла.
Но, тут уже у меня возникло чувство, а зачем тогда вообще ехать, если не проехать броды и не увидеть юг Телецкого! Ну и мы двинулись по дороге. Скажу одно – дороги там вообще нет! Некоторые участки, усыпанные крупными камнями, не давали возможности разогнаться даже до 30-40 км/ч. Поэтому 60 км мы преодолевали более четырех часов.
Отдельно нужно рассказать о преодолении бродов. В силу того, что никто из нашей концессии никогда их не преодолевал, пришлось сначала их исследовать методом голых пяток. Разумеется, ходил по бродам я, отчего у меня сухими остались только солнцезащитные очки. Но страшного ничего не было. А в момент преодоления брода на машине казалось, будто ты плывёшь на лодке с небольшим мотором.
Заехав в предпоследнюю деревню, мы очутились перед абсолютно размытой горной речкой деревенской дорогой и наобум полезли в грязь. Благодаря славному 4-везде приводу выбрались, но не без труда. Почувствовали себя немного вездеходами.
Поехали на преодоление ручьёв, перебравшись через них, мы уже собирались ехать дальше, но навстречу ехал земляк из Новосибирска, который рассказал, что далее река разлилась и мест для ночлега нет, база занята, а по берегу бегают местные и трясут несусветные деньги за постой на более-менее подходящих местах для стоянок. Но меня остановило то, что там есть комары и мошка! Я предложил остановиться лучше на берегу Чулышмана и заночевать тут. Что с восторгом было принято на импровизированном стихийном митинге. Мы поехали обратно через деревенскую распутицу и через броды. И приехали на место, где уже обосновались две компании.
Размышляя над тем, что будем есть на ужин, мы решились жарить куриный шашлык. К тому времени соседи наши уже крепко спали. А мы под шум речки и возмущённое кричание разбуженной Полины Фёдоровны сели за стол. После непродолжительной трапезы, угомонив Полину Фёдоровну персональным успокоительным в виде грудного вскармливания, мы разбрелись по машинам и счастливо заснули.
Наутро оказалось, что все наши соседи, спешно собравшись, разъехались и мы остались одни. Данный факт нас нисколько не огорчил, а напротив, обрадовал. Так что, посовещавшись с кумом, мы решили опробовать наши рыболовецкие снасти, для чего пошли на берег рыбачить. Наши женские половины под неусыпным контролем Полины Фёдоровны стали готовить завтрак, который плавно перешёл в обед.
Разумеется, что ничего мы не поймали, но настроение было хорошее, так как нам удалось вернуть зацепившуюся блесну и снять с ветки дерева мушек, которых я туда забросил при замахе. Вволю натешив своё эго, мы с кумом вернулись, кляня погоду и прочие напасти, этим хоть как-то оправдывая отсутствие улова. На наше счастье суп был готов, и мы с удовольствием навернули шестилитровый котелок вчетвером. После чего засобирались и поехали обратно к перевалу, проезжая целую вереницу водопадов на противоположном берегу Чулышмана. Казалось, что вода вырывается непосредственно из скалы! Потрясающее зрелище.
Путь назад был ещё интересней, особенно подъём на Кату-Ярык. Я в приказном порядке попросил Настю собрать документы, Полину и самое необходимое и в случае моей команды немедленно катапультироваться из машины. Потому как не было 100% уверенности, что нам удастся всё-таки взобраться на вершину. А Игорь пошёл более прагматичным путём — когда машина чуть не заглохла на подъёме, он крикнул Лене, чтобы она выбегала и подкладывала камни под колёса, чтобы машина не катилась назад. Но, к счастью, этого не потребовалось. Когда мне рассказали это, я живо представил картину, после чего очень долго хохотал. Хотя, может быть, это сказывалось пережитое волнение от подъёма.
Когда мы забрались, то все пошли фотографироваться на фоне долины, из которой только что поднялись. Не совру, если скажу, что в моей жизни это были самые красивые фотографии.
Назад ехать, как мне показалось, было намного легче и быстрее, чем туда. Хотя может быть, был виной надвигающийся ураган, чему свидетельствовали чёрные тучи. Поэтому мы проехали все буераки довольно быстро и примерно через час были в Улагане. Но, не остановившись, проехали дальше, остановились только для очередной порции фотосессии на смотровой площадке. Казалось, что до ледников рукой подать. Пока я там изображал фотохудожника, изрядно замёрз. Потому что начал падать снег вперемежку с градом! Когда мы съезжали с перевала, нас накрыла снежная буря. Вы себе представляете в середине лета февральскую метель?! Поэтому мы пролетели мимо Мёртвого озера не сбавляя ход, надеясь проскочить снежную полосу как можно скорее и увидеть в низине солнце.
Ожидания нас не подвели, и внизу, около Красных ворот, мы опять выехали на солнечный свет. Стало опять привычно тепло. Опять 10 мин на фото и в дорогу.
Около заправки в селе Акташ Настя с удивлением обнаружила коров, копающихся в мусорном баке. Достающих оттуда мешки с отходами и с энтузиазмом их разрывающих! Мы в первый раз видели такой прогресс в эволюции среди парнокопытных ).
Далее мы поехали на базу между Акташем и Иней. Скажу честно, мне она понравилась тем, что там было озеро (правда, искусственное). Ожидания мои оправдались. Место и впрямь оказалось очень неплохим. И хозяева (вернее, администраторы) базы оказались вполне добродушными людьми. На этой базе мы и остановились, к моему счастью, надолго.
На следующий день мы с кумом слетали на машине в ближайшую деревню. Познакомились с продавщицей-алтайкой. Отдельной строкой надо рассказать о диалоге:
— Привет.
— Здрасьте.
— Где можно купить мясо, рыбу?
— Не знаю.
— Ну, может, подскажешь?
— Не знаю. Надо договариваться.
— Ну давай договоримся!
— А что надо?
— Ну, баран, олень, хариус и т.д.
— Надо посмотреть.
— Когда заехать?
— Ну, через час.
Приезжаем через час. Уже два кг барана лежит расфасовано в пакеты. Отдаю деньги. Спросил про оленя. Сказала, мол, завтра приезжайте. Понятно, что люди боятся всего, оттого и недружелюбные. Поэтому прошу, ребята, которые едут в Горный Алтай, будьте более уважительны к местным жителям. Вам же лучше будет!
Вернусь к повествованию. Купив там ещё кое чего для маринада, мы вернулись обратно на базу. Разделали мясо, замариновали. И занялись кто чем.
К пяти часам хозяйка базы приготовила нам баню. Скажу отдельно о бане. Тем более у меня к баням слабость.
Баня на удивление хорошая, не смотря ни на что. Есть, правда, минусы, но они мелкие и исправимые. Хороший большой предбанник, из которого, кстати, вела дверь в комнату с бассейном (видимо, зимой наполняют, когда река замерзает). Далее — помывочная. И, разумеется, отдельная парная, но дыры плохо заделаны и пар уходит, но печка столь мощная, что покрывает все эти недостатки с лихвой. Из парной, кстати, тоже дверь к бассейну.
Перед баней я нарубил веток для веника, и пока все готовились – запарил его в тазу. По старой, доброй привычке, как всегда, всех попарил, все остались довольны. После второго захода я побежал купаться в озерко. Скажу откровенно, так бодрит! От холода сразу всё сводит. Но после купания ощущения, будто заново на свет родился.
Часам к семи приехали наши друзья, которые выехали 15 июня. И мы их тоже попарили в баньке.
В начале девятого мы, уставшие и довольные, вышли из бани и пошли пить чай.
Следующий день для нас ознаменовался тем, что мы рыбачили (кум поймал хариуса), ездили за мясом в деревню, привезли четыре кг, запускали змея, я, наконец-то улёгся в машине с книжкой, собирали красивые камни, занимались ботаникой и прочими общими делами. А попросту — отдыхали. После обеда Лена с Игорем уехали смотреть петроглифы, Марина с Толей после петроглифов поехали смотреть Красные ворота и Улаганский перевал. А мы (семейство Дорофеевых) наконец-то отдыхали на базе. Полина ползала по покрывалу с голой попкой, чему была очень рада. Настя ходила по берегу, собирала камни и выкапывала для нашего сада растения. А я валялся на покрывале вместе с Полинкой и грелся на солнце.
К вечеру мы сварили суп с мясом марала, получилось очень вкусно и сытно. Так что все участники концессии остались довольны. Вечером под шум речки Чуи мы сидели у костра и рассказывали различные истории из жизни. Полина, нагулявшись и наевшись, раскинулась в машине и спала, безмятежным детским сном, причмокивая во сне и улыбаясь. Одним словом мы все получили то, за чем поехали в одно из красивейших мест мира — Горный Алтай.
На форумах Drom.ru существует раздел «Путешествия и приключения», где можно обсудить планируемые и состоявшиеся поездки.