|
Доброго времени суток, уважаемые читатели Drom.ru!
Написать отчет собирался уже давно, но все как-то не доходили руки, да и сочинения с детства не любил писать — всегда надо было себя заставлять сесть за стол. Но вот настали новогодние праздники, за окном -35, особо никуда не выберешься, свободное время есть, и я себя таки заставил сесть за стол, ну или в данном случае за ноутбук, уж очень хотелось поделиться впечатлениями об этой поездке.
На Алтай собирались уже давно, после прошлогодней поездки на форелевые озера за поселком Акташ, маршрут выбирали долго, но остановились все-таки на Кату-Ярыке и долине Чулышмана — просто были потрясены тамошними видами, начитавшись отзывов на Drom.ru, да и просто хотелось проверить себя и свои автомобили.
Команда в этот раз подобралась довольно разношерстная, как по подбору автомобилей, так и по экипажам. Экипаж «пятнашки»: Сергей (ваш покорный слуга) — основной водитель, Макс — штурман, резервный водитель и просто хороший человек, развлекал меня историями на всем протяжении пути. Экипаж «Хитрилы»: Роман (мой сосед кстати), его жена Юля, и их коллега по работе — девушка Наталья, она же впоследствии Михалыч (в честь отчества и просто навеяло из «Нашей Раши»). И наконец экипаж «Астры» из Новосибирска: друзья Романа, подполковник Олег с женой Настей.
Подготовкой машины занялся еще дней за десять до выезда, так как собирался в командировку, и прилететь должен быть как раз к отъезду, назначенного после долгих обсуждений и согласований на 23 июля. Поменял масло, свечи, колодки, фильтра, взял с собой набор отечественного автолюбителя: комплект резервных свечей, тормозные шланги, шаровые, ремень генератора, коробку с инструментами, жидкости и прочий необходимый в дороге инвентарь. Ну и самое главное, прочитав отзывы о трудности штурма перевала Кату-Ярык, взял с собой пару зимних колес на дисках Mishlen X-ice North, что впоследствии и выручило.
Прилет из командировки состоялся по графику 22 июля, но на назначенный день выезда 23 июля и время в 15:00 был назначен банкет у руководства, от которого ну совершенно было невозможно отказаться, поэтому планы были скорректированы следующим образом:
Как ни странно, но скорректированные планы воплотились в жизнь, за исключением двух пунктов: я все-таки переоделся в шорты и кроссовки, и встретились мы не в Горно-Алтайске, а за Манжерком на берегу Катуни, где ранее прибывшие уже успели поставить палаточный лагерь. Мы же прибыли около четырех часов ночи, палатку ставить не стали и переночевали в машине, что, конечно, доставило мало удовольствия, учитывая происхождение машины.
Первый день, 24 июля
Ну вот и утро!
После завтрака быстро собрались и двинулись дальше в путь, предстояло пройти еще около 400 км, причем если до Акташа дорога была привычна и знакома, то дальше участок до Улагана и Кату-Ярыка представлялся довольно туманно, особенно последний участок грунтовки от Балыктуюля.
По пути сделали несколько остановок
Хочется отметить, что я, несмотря на самый слабый двигатель «пятнашки», довольно уверенно взобрался на Семинский перевал, только пару раз переключился на вторую передачу, двигаясь за медленно ползущими фурами. Впереди предстоял захватывающий вид с перевала Чике-Таман, поэтому на Семинском долго задерживаться не стали, сделали несколько фото, решили, что на следующем перевале сделаем более длинную остановку, там полюбуемся видами и перекусим.
По дороге, как обычно, повсеместно встречались коровы и бараны, иногда в самых экзотичных позах, поэтому приходилось местами сбавлять скорость и объезжать препятствия, хотя в этом году их было гораздо меньше, чем в прошлом, говорят, что из-за суровой зимы их поголовье сильно сократилось
Опасайтесь местных лихачей! Они даже грузовой «ГАЗон» умудряются превратить в гоночный болид. Один из таких, несмотря на то, что мы шли колонной 100-130 км/ч, не отставал и даже несколько раз обгонял, разбивая колонну, отстали мы от него только в Акташе на заправке.
В Акташе сделали перекур, хотели перекусить в понравившейся еще в прошлом году кафешке, но в этом она почему-то не работала, поэтому перекусили только машины бензином АИ-95, а мы решили ужинать уже на Кату-Ярыке, благо, до него оставалось, судя по картам, всего около 100 км.
От Акташа поехали знакомой поначалу дорогой через Красные ворота и Мертвое озеро, где не живет ничего живого. По слухам, есть две версии, почему в этом озере ничего нет, первая — из-за наличия ртутных солей в воде (в Акташе раньше добывали ртуть), вторая — из-за того, что озеро находится в котловине между гор и туда очень мало попадает солнце, что не способствует возникновению жизни. Нам более правдоподобной показалась первая версия.
До Улагана доехали без приключений, почти на всем протяжении дорога заасфальтирована, иногда встречались участки гравийки, или скорее брусчатки, которые следует переезжать с некоторой осторожностью, так как величина размера камушков на этой брусчатке весьма разнообразна. В Улагане сделали перерыв, съели по мороженому в последнем островке цивилизации, позвонили всем, кому следует — дальше предсказывалось полное отсутствие сотовой связи, ну и отправились покорять заключительный отрезок пути: Улаган—Кату-Ярык. До Балыктуюля поначалу наблюдалось сильно убитое асфальтовое покрытие, затем пошла чистая гравийка с огромным количеством пыли, что, учитывая отсутствие кондиционера и высокую температуру за бортом, доставляло нашему экипажу мало удовольствия.
За селом повернули направо и начался последний отрезок пути около 40 км до Кату-Ярыка, дорога почти везде довольно сносная, иногда встречались участки грунтовки, но проехать даже в дождь, я думаю, проблем бы не возникло. Я шел первым в колонне, по пути пытаясь обогнать всех, кого можно — очень не хотелось глотать пыль в салоне с открытыми окнами, с закрытыми совсем уж дышать сложно было, жарко все-таки. К концу отрезка пошли открываться чудеса Алтая — те самые потрясающие виды!
Ну вот и Кату-Ярык!
Постояли минут двадцать, пофотались, полюбовались безумно красивыми видами и начали обсуждать сложность спуска по перевалу, благо, серпантин был виден как на ладони. В результате недолгих прений я вызвался добровольцем первым спускаться, первые два поворота прошел без проблем, затем начались сложности из-за узости дороги и появившемуся навстречу «Вингроуду» с иркутскими номерами.
Разъехаться было невозможно, попытался включить заднюю и подняться до ближайшего разъезда, но уклон был уже слишком велик и мощности двигателя уже не хватало, чтоб с места тронуться назад. Пришлось «Вингроуду» спускаться назад до ближайшего более-менее широкого места, где мы благополучно и разъехались, при попытке поблагодарить через открытое окно водителя услышал от его жены много нелестных слов про себя о том, что надо ехать с более открытыми глазами (из-за поворота его реально не было видно). Дальше спуск прошел без осложнений, спускался на тормозах на первой передаче, вызывало опасение только одно — как я буду сюда обратно забираться…
После благополучного завершения спуска всего коллектива начались приятные бытовые хлопоты: разбивка лагеря на территории турстоянки «Кату-Ярык», приготовление ужина и его поедание вкупе с легкими (и не совсем) спиртными напитками в честь прибытия на землю Алтая!
День второй, 25 июля
Одной из целей нашей поездки была еще и рыбалка в реке Чулышман, поэтому после относительно раннего подъема, взяв спиннинги, компания рыболовов в составе трех человек (в том числе и я) отправилась облавливать местные берега. После безуспешного вымачивания в течение трех часов в холодных водах реки Чулышман всевозможных блесен, воблеров и прочих мух, было принято разумное решение двигать к лагерю, где подкрепиться и обдумать дальнейший маршрут. Позавтракав и пообщавшись с хозяином турстоянки, решили посетить ближайший к стоянке водопад (не помню названия), хотя, конечно, очень хотелось попасть на знаменитый водопад на реке Чульча, однако пеший переход около восьми часов вдоль реки не очень воодушевил.
Ну, вот и водопад! Вернее, его окончание.
Наша ошибка состояла в том, что шли мы не по тропе, а по другому берегу реки, поэтому, чтобы добраться до водопада, необходимо было переправиться через реку. Поэтому, к сожалению, весь водопад довелось увидеть только мне одному, безумно жаль только, что фотоаппарата у меня с собой не было, зрелище, конечно, грандиозное! Огромные потоки воды, срывающиеся с высоты около 30 м и создающие при этом оглушающий шум, фонтан мельчайших брызг, создающий разноцветную радугу — просто восхищаешься фантастической силой природы! Попробовал залезть под водопад, но подставив немного плечо, понял, что не стоит этого делать, если хочешь остаться без синяков.
Но в реке мы все-таки искупались!
После омовения горными водами тронулись в обратный путь, не забывая при этом фотографировать особо красивые виды.
По пути искупались в Чулышмане, вода, мягко говоря, тоже очень бодрила, но, конечно, не так, как в горной безымянной речке, откуда только что пришли. Добравшись до лагеря, предались небольшой послеобеденной сиесте под небом Алтая. На ужин ожидался плов собственного приготовления, сваренный на костре, поэтому сиеста была непродолжительной, началась подготовка к ужину. В процессе приготовления было очень интересно наблюдать за преодолением перевала автомобилями самых разных марок и внедорожных способностей. Одним из первых из наблюдаемых был Toyota Land Cruiser-100, который не спеша вскарабкался на самый сложный участок подъема, следом за ним стартовала простая русская «Ока», которая шустро и без особых видимых проблем залезла в гору, при этом почти догнав грузно поднимавшегося «Крузака» (уж не знаю, что там в этой «Оке» такого, мож движок форсированный с полным приводом). «Ока» вселила надежду на беспроблемный штурм перевала, однако следующий штурмующий на «ВАЗ-21099» сильно ее подорвал. После 5-6 безуспешных попыток залезть в гору (при этом было видно только клубы пыли из-под буксующих колес), водитель сдался и прицепился к дежурившему внизу «ГАЗ-66», который медленно и верно, но за отдельную плату, потащил горемыку наверх.
Размышления о будущем подъеме не смогли испортить вечера, плов удался, баня тоже, напитки вроде тоже не подкачали, потому было решено об этом думать только в день подъема и заняться ужином и разработкой маршрута на завтрашний день — он же последний день чистого отдыха в долине Чулышмана. Решение принято — едем смотреть Каменные грибы, чудо природы, что в километрах 30-40 от лагеря. С этой мыслью и разошлись спокойно по палаткам.
День третий, 26 июля
Всю ночь где-то в горах гремел гром, сверкала молния, на палатки капал дождь, утро выдалось свежее, туман стоял над горами и перевалом.
В путь первоначально двинулись на двух машинах — «Опеле» и «Х-Трэйле», но отъехав от лагеря километров десять, была обнаружена каменная осыпь на дороге, которая очень препятствовала проезду машин с малым дорожным просветом. Подполковник вместе с женщинами отправился в обратный путь, а мы оправились дальше осматривать красоты Алтая. А красот действительно хватало!
Добравшись до пункта назначения, взяли лодку вместе с капитаном за 500 руб. для переправы через Чулышман, переправились через его бурные воды и пошли пешком около 2 км до грибов.
По пути вдоль тропы попадались таблички с надписями местных жителей, очень занятные по стилю написания. Привожу их ниже:
Официально, место, куда мы идем, называется урочище Аккурум, что в переводе с алтайского значит Белая осыпь. Там и находятся каменные грибы — необычные формы рельефа, образовавшиеся в результате избирательного вымывания (по-научному — денудации) неоднородных горных пород. Выросли эти грибы примерно так: глыба из прочной породы служила своеобразным зонтиком для своего основания. Более мягкая порода вокруг основания размывалась осадками, а «стебель» рос, рос, рос... И так много-много лет.
Дорога после легкого участка вдоль реки начинает круто забирать в гору, приходиться несколько напрячься, и наконец после получасового подъема около 150 м открывается вид на это чудо природы!
Очень красивый вид на долину Чулышмана.
На обратном пути искупались в горной речке, которая бежит вдоль грибов.
Дошли до места переправы, полчаса кричали, чтоб докричаться до своего лодочника, вспомнив при этом небезызвестную песню профессора Лебединского. Наконец, паром прибыл и мы благополучно переправились, сели на «Х-Трэйл» и через 1,5 часа были в лагере, где нас поджидали утомленные солнцем оставшиеся члены команды.
После позднего обеда, утомленные солнцем разошлись отдыхать по палаткам, а нам после грибов хотелось дальнейших приключений. Решили попробовать преодолеть перевал на моей боевой «пятнашке», ибо завтра уже надо возвращаться домой — у всех дела.
Загрузились вчетвером и нахрапом попробовали залезть в гору. Но Кату-Ярык не прощает такой наглости, как результат — подъем не взят, порез на боковой поверхности правого переднего колеса и начинает выбивать первую передачу. Спускаюсь вниз, высаживаю экипаж, кроме Ромы, и пытаюсь опять забраться. Рома держит рычаг коробки передач, я двумя руками — бешено трясущийся руль, но все безуспешно — только пыль из-под копыт, слишком круто для этой резины.
Опять спускаюсь вниз, переобуваюсь в припасенную зимнюю резину, сажаю Рому в качестве поддержки и упора для первой передачи, и газ в пол, вперед — на штурм! Зубатая шипованная зимняя резина пробуксовывает, но все-равно цепляется за камни, Рома держит рычаг, двигатель ревет, руль колотит, и ура — подъем взят! Разворачиваемся, и довольные спускаемся с перевала, где нас встречают Макс с Михалычем клетчатым флагом и цветами, как победителей «Ф-1». Успокоенные, едем в лагерь, будим утомленных, и начинается заключительный вечер нашего пребывания в долине Чулышмана, который заканчивается поздно ночью танцами возле костра и разговорами о прошедшем приключении и планах на будущее.
Это вся команда в едином порыве!
День четвертый, 27 июля
Вот и наступил последний день нашего путешествия. Утром все проснулся с этой мыслью, и я понял, что очень не хочется уезжать из этого удивительного места, покорившего нас своей красотой и потрясающей первозданностью природы. До сих пор иногда по ночам снятся эти сказочные, покрытые небольшим лесом, горы, шумные водопады, быстрые и холодные ручьи и многое-многое другое, да и дня не проходит, чтобы я не прокручивал в голове эти воспоминания, не просматривал фотографии. Но город зовет, и, проснувшись этим утром, начали собираться в обратный путь. И вот палатки и вещи уложены в багажники, умываемся в Чулышмане, прощаемся с гостеприимным хозяином стоянки и выдвигаемся на стартовую позицию у подножия перевала, где решаем, кому выдвигаться в каком порядке. Выбор ехать первому падает на Рому и его внедорожник, если что, сможет кого-нибудь помочь вытащить наверх, вторым номером едет Олег на «Опеле», ну, и замыкающим я на своем боевом коне, пребывая в полной уверенности, что теперь-то уж на перевал заберусь без проблем.
Старт! Ромин «Х-Трэйл» уверенно и медленно преодолевает самые крутые подъемы и скрывается за поворотом. Теперь очередь Олега. Первый и второй заход заканчивается неудачно — «Опель» буксует, но не едет. Подспускаем колеса, газ в пол и «Опель» не без труда, но все-таки вскарабкивается в гору. Моя очередь. Переглядываемся с Максом, непроизвольно крестимся и пошли на штурм! Все, как вчера на пробе, я двумя руками цепляюсь в бешеный руль, Макс держит передачу, газ в пол и с большим трудом, но и мы тоже преодолеваем самый сложный участок подъема. Дальше спокойно проезжаем несколько поворотов и упираемся в алтайскую пробку — на подъеме скопилось много машин, на перевале ведутся дорожные работы. Протискиваясь среди крутых внедорожников типа «TLC-100», «Mitsubishi L-200» и прочих серъезных аппаратов, чувствую на себе заинтересованный взгляд водителей, типа «ну какой же нормальный человек на такой машине в горы лезет!» Но другой у меня нет (безумству храбрых поем мы песню!), поэтому делаю морду кирпичом и одним из первых встаю в очередь на подъем.
Наконец, путь открыт и мы продолжаем подъем. На одном из особенно крутом подъеме только что поработал бульдозер, распушил дорогу песком, и нам с Олегом пришлось очень нелегко. Олега заталкивала группа пешеходных туристов, я же, пытаясь подняться, перегрел двигатель и минут 20 стоял, охлаждая его, впереди ушедшие уже стояли наверху и наблюдали за нашим барахтаньем в песке.
И вот она — победа! Кату-Ярык взят!
Переобувшись в дорожную резину, отправились по направлению к дому. Обратную дорогу описывать уже не так интересно, ведь приключение, по большему счету уже окончилось.
Где-то за Чике-Таманом погода радикально испортилась, пошел мелкий надоедливый дождь, который и преследовал нас всю дорогу. Моя резина стала вести себя совсем неадекватно, на многих участках приходилось сильно снижать скорость, т.к. во много раз возросший эффект аквапланирования заставлял вести себя крайне осторожно. Начинало смеркаться и поэтому по дороге начали присматривать место для ночлега, так как ставить палатки под дождем и ночевать под ним не очень хотелось. В итоге остановились в селе Черга на одной из турбаз за речкой Семой. База оказалась вполне приличная, нам отвели два верхних этажа в двух домиках по умеренной цене. Баня с открытым бассейном после сложной дороги, хорошая компания, запас спиртных напитков, вкусный ужин также повышали настроение.
Прощальный ужин на Алтайской земле
На утро предстояло всем разъехаться в разные стороны: Роман с семьей должен был остаться в Горно-Алтайске у родственников, Олег возвращался в Новосибирск, а мы ехали домой в Новокузнецк, взяв при этом с собой нового члена экипажа Наталью-Михалыча. В Майме попрощались со всеми членами команды, пообещав на следующий год обязательно выбраться куда-нибудь в эту же сторону.
До дома доехали без особых проблем, были два раза остановлены экипажами ДПС в Ельцовке, первые записали. кто такие, зачем и откуда, вторые — все в автоматах, бронежилетах и касках пожелали проверить мой багажник, но только открыв крышку (сразу выпал рюкзак Натальи) тут же передумали и отпустили с миром. Домой добрались где-то в 20:00, по пути пособирав белых грибов возле Кузедеева.
Вот и все! В итоге пройдено около 1 700 км, потрачено около 3 000 руб. на бензин и не более 3 000 на питание и проживание. Поломок, кроме моих сгоревших ламп ближнего света и стертой летней резины, ни у кого не отмечено.
Спасибо всем кто дочитал это произведение до конца! Не судите строго за стиль и возможные ошибки, первый раз пишу все-таки.
Всем удачи на дорогах!