|
Здравствуйте, любители автопутешествий.
Читал много отчетов на Дроме, и вот решил написать свой первый очерк.
Состав экспедиции: я и жена (далее Молодая Художница). Наш верный конь Suzuki Grand Vitara 2012 г. (2 литра, 149 л.с.)
Алтай давно манил своими красотами, но до сих пор ездил только в Европу (Екатеринбург находится практически на границе Европы-Азии, но все-таки в азиатской части, соответственно, любая поездка на запад — в Европу). В этом году так сложились обстоятельства, что пленэр Молодой Художницы на Алтае совпал с моим отпуском. Вот и определился генеральный план — едем вдвоем на Алтай, проводим совместный отпуск, потом я возвращаюсь домой один, а Молодая Художница остается писать картины.
Еще ранней весной начал прорабатывать маршрут. Для нас путешествие — это не гнать до упаду из пункта А в пункт Б. Путешествие должно быть отдыхом. С учетом расстояния и комфортного времени в пути определены две ночевки: в Омске и Новосибирске. Конечная точка — Парк-отель Ая, где будем отдыхать и откуда будем совершать вылазки по достопримечательностям Алтая. Наличие собственного санузла — это минимальный уровень комфорта мест ночевки. Поэтому отпали придорожные гостиницы с туалетом на этаже или во дворе. Вариант с квартирами даже не рассматривал, был неприятный опыт, хотя так, наверное, получилось бы дешевле.
Были выбраны интересные места для посещения на Алтае, маршруты составлены так, чтобы за один выезд посетить несколько точек.
В результате получился такой план:
Дата | пункт отправления | пункт прибытия | расстояние | время выезда | время в пути | время в пункте |
14.06.2022 | Екатеринбург | Омск | 954 | 6:00 | 12:00 | 18:00 |
15.06.2022 | Омск | Новосибирск | 643 | 10:00 | 8:00 | 18:00 |
16.06.2022 | Новосибирск | Ая | 510 | 9:00 | 7:30 | 16:30 |
17.06.2022 | ||||||
18.06.2022 | ||||||
19.06.2022 | Ая | Эл Музей | ||||
20.06.2022 | ||||||
21.06.2022 | Ая | Телецкое озеро | ||||
22.06.2022 | ||||||
23.06.2022 | ||||||
24.06.2022 | ||||||
25.06.2022 | Ая | Новосибирск | 610 | 11:00 | 10:00 | 21:00 |
26.06.2022 | Новосибирск | Омск | 643 | 10:00 | 8:00 | 18:00 |
27.06.2022 | Омск | Екатеринбург | 954 | 9:00 | 12:00 | 21:00 |
В таблицу сведены только обязательные даты.
Эл Музей 19-ого, поскольку только эта дата экспозиции Принцессы Укока.
Поездку на Телецкое озеро можно перенести на 22 или 24, но 21 отправление на полчаса позже (на всякий случай запас по времени).
Остальные маршруты по желанию.
Путь. Первый день.
Маршрут Екатеринбург—Омск (950 км) выбрал через Тюмень. Выехали в 6 утра, навстречу солнцу — наконец-то в Екатеринбурге закончились дожди! Радость была преждевременной, тучи поехали с нами, и где-то от Белоярского ехали уже под дождем. В принципе дорога нормальная, трафик небольшой, где-то от Тюмени до Ялуторовска идет ремонт дороги. Долго тащились по грязной разбитой обочине, оставленной для проезда. Заправлялись на Газпроме, заправок достаточно. Удобно, что при заправке есть цивильный туалет и на заправке можно взять кофе и горячий перекус. На обед заехали в Ишим, пельменная «У бабушки» — быстро, вкусно.
С началом Омской области закончились леса. Местность абсолютно плоская. Луга и чахлые березовые рощицы. Очень многие березы обгорелые снизу, выглядит жутко.
В навигаторе дорога превратилась в прямую линию с подсказкой «поворот через 227 км». Появились фуры, не в таком, конечно, количестве, как на М5, но периодически приходилось обгонять. Особо никуда не гнали и за фурой, идущей 90 км/ч ехали спокойно. Вот только фура, идущая 90, через какое-то время упиралась в фуру (фуры), идущую 80, и приходилось выходить на обгон колонны.
В Омск приехали поздно, после 21. Поселились в самом центре, в гостинице «Россия» (4000 за номер). Гостиница открылась после длительного ремонта в мае 2022 года. Все свежее — мебель, белье. Персонал приветливый. Эту гостиницу нашел случайно, когда смотрел, какие можно осмотреть достопримечательности. На сайтах типа островок.ру она не представлена. Выбор пал на эту гостиницу за ее расположение (самый центр), свежий ремонт и легендарику места (вроде именно здесь Колчак пытался организовать новую столицу).
В планах была вечерняя прогулка по омской крепости, но дождь так и преследовал нас. Поэтому ограничились легким променадом по центральной (и очень красивой!) улице, фото со Степанычем и с Любочкой и спать.
Утром погода не исправилась. Периодически моросил дождь и дул холодный ветер. Прошлись по омской крепости, посмотрели на слияние Оми и Иртыша, погрузились в нашу теплую уютную машину и поехали к следующей точке — Новосибирску.
Вообще, Омск понравился. При планировании нужно было заложить полный день. Спокойно погулять, осмотреть достопримечательности. Что ж, повод вернуться еще раз.
Путь. День второй.
Дорога Омск—Новосибирск (650 км) — самая скучная дорога. Когда-то на просторах интернета видел картинку: американская пустыня, уходящая вдаль дорога и плакат «Следующие 200 миль абсолютно ничего». Я бы тут поставил аналогичный плакат. Местность все такая же плоская, дорога прямой линией уходит вдаль. В Новосибирской области луга и чахлые березовые рощицы сменились болотами и чахлыми березовые рощицами, кое-где просто голыми стволами, торчащими из болот. Было недоумение. Как же так? Это же Сибирь! А где вековая тайга? Кедры-великаны?
Трафик небольшой. Преобладают фуры. Обгоны совершать не сложно. У нас на Урале прямых дорог практически нет, много закрытых поворотов и запретов обгонов. А тут отличная видимость. Газпромовских заправок достаточно. На одной из них и пообедали.
Видимо, пока обедали, преследующая нас туча ушла вперед и вылилась над Новосибирском. Над нами стало выглядывать солнце. И так, в лучах закатного солнца, мы въехали в насквозь мокрый город. Уже перед самым городом увидели нереально яркую радугу. Никогда раньше не видел столь четких контрастных цветов.
Машину тут же окатили из луж. И дворники, всю дорогу успешно смахивавшие воду с лобового стекла, вдруг стали оставлять полосы, здорово ухудшающие обзор. Даже не знаю, что за химический состав в новосибирских лужах.
Много слышал про то, что Новосибирск — город пробок. А стоять в городской пробке после целого дня за рулем вовсе не хотелось. Поэтому, посмотрев маршрут, проложенный навигатором, стал выбирать отель вдоль проложенной линии (Петухова — Советское шоссе). При планировании думал осмотреть какие-нибудь достопримечательности Новосибирска и, соответственно, выбрать гостиницу поближе. Но простите, новосибирцы, по эту сторону реки ничего не нашлось. Соответственно, гостиница выбиралась просто по близости к маршруту и наличию завтрака. Выбор пал на Абникум 4* (4950 за номер). Отель небольшой, расположен в промзоне, что несколько озадачило — кто строит отель 4* в промзонах? Впрочем, мест для осмотра и прогулок у нас и не было в планах, а для переночевать отличный вариант. Тем более что нам за какие-то заслуги (вроде как новым гостям) дали номер-люкс.
С утра сходили в бассейн, позавтракали и выехали в сторону Алтая.
Путь. День третий.
Наш путь Новосибирск—Ая. В пробку все-таки попали. На кольце на Петухова как-то безобразно организовано движение. Все лезут со всех сторон, никакие приоритеты не соблюдаются. Но, преодолев площадь Кирова, далее ехали без заторов. Проехали через плотину. Появилось желание встать где-нибудь на берегу Новосибирского моря, но плотный трафик и вновь начавшийся дождь заставили отказаться от этой идеи. Хотя даже из окна автомобиля такие водные просторы впечатляют. Далее пришлось постоять в пробках в Бердске. Наверное, есть какая-нибудь объездная дорога, но мой навигатор вел по пробкам.
Дорога изменилась. После плоского «блюдца» от Омска до Новосибирска дорога вновь обрела трехмерность. Начались подъемы, спуски повороты. Появились настоящие леса с высокими соснами.
В одном месте хотели остановиться на перекус, но неожиданно были атакованы какой-то мошкой и были вынуждены бежать.
Дорога проходит через Бийск, мимо музея Чуйского тракта. Очень красивое здание. Рядом находится памятник «нулевой километр Чуйского тракта». В планах была остановка возле него, но пока я высматривал, где бы припарковаться, заехал на мост через Бию, а разворачиваться уже не хотелось. Оставил посещение этого места на обратный путь.
С заправками опять нет проблем. Газпром есть везде, цена бензина меньше чем на Урале. Вообще, заправки Газпрома заканчиваются в районе Горно-Алтайска. Далее из брендовых только Лукойл, но какой-то странный — лукойловское мобильное приложение не принимают, просят именно пластиковую карту, причем только своего региона. Может, у Лукойла везде так, но я, привыкший к газпромовской сети, был удивлен.
Уже въехав в Горный Алтай, стал замечать сходство скал Урала и Алтая. «О, смотри — эта же такая же скала как над Чусовой!», «О! А эту гору мы видели, когда в Уфу ехали!»...
Отдых на Алтае
Мы остановились в Парк-отеле Ая на одноименном озере. Цену не помню, бронировали еще в начале весны, 50 или 60 тыс. руб. за 9 ночей, но с учетом кешбэка вышло 40 тыс. руб. Посмотрел цены сейчас — за наш номер хотят порядка 11000 за ночь. Отель понравился, есть коттеджи, есть шале, есть гостиничные корпуса. К коттеджам прилагается мангальная зона. Боялись, что будет шумно, но нет — вот за дверью компания жарит шашлыки, а у нас в номере тишина. Территория большая, зеленая, ухоженная. По зеленым лужайкам бегают зверьки имуранги (алтайский суслик). Ми-мишность зашкаливает.
Кроме озера на территории огромный бассейн с баром. Бассейн помельче (кажется, с подогревом). Бассейн для детей с водными развлекалками. Маленький бассейн для малышей с домиками. Ну и, конечно, водная горка.
Тут мы и провели отпуск, расслабляясь, купаясь и загорая. Отсюда же совершали вылазки по интересным местам.
Маршрут 1 Чертов Палец (мог бы быть авто, но за близостью точки, пешеходный)
Рядом с отелем расположена природная достопримечательность — Чертов палец. В списке посещения он был первым. По карте туда есть дорога, но я решил довериться навигатору, выбрал режим «пешеход» и двинулся по проложенному им маршруту. Это была ошибка. Навигатор привел к началу экологической тропы для квадроциклов. В принципе, тропа легко проходима и для пешеходов, вот только привезенные нами с Урала дожди снабдили тропу экологически чистыми грязевыми ваннами. Великолепный жирный чернозем радостно налипал на кроссовки. В середине тропы, где нет никаких свороток, подлый навигатор перешел в режим «поверните налево», «развернитесь», «вы ушли с маршрута», «потерян сигнал GPS». Поскольку никаких реальных свороток на тропе не было, мы самостоятельно двинулись дальше. И вышли в деревню в паре кварталов от нашего отеля, определились с направлением и двинулись покорять Чертов палец.
До начала дороги на Чертов палец можно вполне доехать на любой пузотерке (зачем навигатор водил нас кругами?) Вход через шлагбаум. Пешеходам бесплатно, за проезд на машине вроде берут какую-то сумму. Машину можно оставить на бесплатной парковке перед шлагбаумом.
У первого подъема нас обогнал джип. И дорога вроде была уже подсохшая, но машина карабкалась вверх, шлифуя колесами и продвигаясь буквально по сантиметру. Под конец подъема уже резина начала дымиться. А мы пешочком радостно поднимались с ожиданием «вот сейчас откроется вид!». Виды открылись действительно красивые, но до пальца нужно было совершить подъем на очередную гору. Эта гора была чуть покруче, но нас подстегивала мысль «вот сейчас откроется вид!». А дорога вела дальше и впереди виднелся очередной подъем, с виду так просто вертикальный. Перед ним стоит стенд типа: «водитель, подумай дважды! Оцени свои умения».
Последний подъем дался тяжело, к тому же пошел традиционный дождь. Дорога превратилась в скользкую катушку. Спускавшийся навстречу подготовленный УАЗ на грязевой резине высадил пассажиров и кое-как преодолел спуск. Мы же, чавкая по грязи и прикрывшись зонтами, карабкались вверх.
Цель достигнута! Дождь разогнал туристов и закончился. Мы были одни в этом великолепном месте! Однозначно Чертов палец достоин посещения. И панорамный вид, и сама скала впечатляют. Проход непосредственно на «палец» закрыт во избежание падений. На мой взгляд, и правильно, но особо желающие легко преодолеют невысокую ограду.
Маршрут 2: Национальный музей имени А.В. Анохина (Эл Музей)
Перед началом поездки читал про музей в Горно-Алтайске. Очень хотел увидеть мумию принцессы Укока. Выставляется она не каждый день, а по какому-то хитрому расписанию. Нашел на сайте музея даты, когда открыт доступ к мумии, и —ура! — один из дней совпадает с временем нашего пребывания на Алтае.
В назначенный день поехали в Горно-Алтайск. Расстояние 37 км, ехали около получаса. У музея есть бесплатная парковка.
Музей интересный. Много экспозиций. Есть и краеведение, и история развития Алтая, и многое другое. На последнем этаже выставлены работы алтайского художника Чорос-Гуркина. Никогда раньше про него не слышал, но работы понравились. Даже Молодая Художница была под впечатлением от некоторых работ.
К сожалению, не получилось увидеть мумию. Она хранится в стеклянном холодильнике в закрытом тканью саркофаге. По некоторым дням ткань убирают. Спросил у сотрудников, когда можно будет увидеть принцессу (кстати, никакая не принцесса, «принцессой» ее пресса окрестила) и оказалось, что дни экспозиции отличаются от тех, что я видел при подготовке путешествия. Тут два варианта: или я смотрел расписание не на тот год, или сайт музея не актуализированный. Впрочем, хоть лицезрение мумии осталось «незакрытым гештальтом», музей произвел очень приятное впечатление. Рекомендую.
Раз уж оказались в единственном городе Горного Алтая, решили подняться на гору Тугая (высота 641 м). От музея до началу лестницы буквально пара кварталов, но решили воспользоваться навигатором, который опять водил зачем-то кругами, в конце перейдя в режим «вы ушли с маршрута»-«развернитесь».
На гору ведет длинная каменная лестница, вдоль которой предусмотрены с десяток небольших площадок со скамейками для отдыха. Лестница заканчивается крытой беседкой с панорамным видом на город. В принципе, можно подняться еще выше по тропе, но нам было достаточно видов из беседки.
Маршрут 3: Телецкое озеро
Очень хотелось увидеть это озеро. При подготовке искал маршруты по озеру. Были варианты экскурсий на катерах или на теплоходе «Пионер Алтая». Сначала думал про катер, но столкнулся со сложностями — не нашел в сети информации что/откуда/во сколько. Предложений много, есть телефоны и сайты. Хотел уточнить информацию, звонил на пару номеров, но по телефону никто не ответил, а сайты никакой конкретики не дали. Может, плохо искал…
Зато сайт «Пионера Алтая» снабжен актуальной информацией и четким расписанием. Отправление 12 или 12:30 в зависимости от дня. Время отправления с учетом дороги нам подходит. Значит, на нем и поплывем. Билеты купил на сайте заранее. Цена 1800 за человека.
Расстояние от нашего места пребывания — 188 км. Навигатор утверждал, что пройдем это расстояние за 3:40. На всякий случай выехали пораньше. И, как оказалось, не зря. Дорога от Горно-Алтайска до Артыбаша… ну она есть, и даже асфальтированная, но местами ремонты с реверсивкой, а местами очень опасные ямы, только успевай уворачиваться. Кстати, тут реверсивные участки по несколько километров. И если подъехал к красному, можно смело глушить машину, поедешь не скоро.
По дороге в населенном пункте Кебезень увидели просто очаровательный подвесной мост через Бию. Подвесные мосты и смотровые площадки — моя слабость. Остановились на небольшой парковке и прогулялись по мосту. Очень красивое место.
К причалу «Пионера Алтая» в поселке Иогач приехали вовремя. Рядом дежурят волонтеры, которые отправили на бесплатную парковку для пассажиров теплохода.
Отплытие по расписанию. На судне два закрытых салона, две кормовые открытые площадки, туалеты и кафе. Время в пути 5 часов, две остановки: водопад Чедор и Корбу (для посещения дополнительно по 150 руб. с человека). Протяженность 35 км в одну сторону. После отплытия включают аудио-экскурс в историю теплохода и рассказы про природу Алтая. В кафе можно взять кофе (из кофемашины, не пакетики), воду, чипсы, чебуреки, сосиски в тесте. Цены приемлемые.
В день нашего путешествия было солнечно, но прохладно. Вне салона от воды становилось реально холодно. Как ни странно, при этом на верхней кормовой площадке было безветренно и тепло. Там на скамейках мы и разместились.
Первая остановка у водопада Чедор. Сам водопад совершенно не произвел впечатления, зато виды на озеро с обзорных площадок просто дух захватывают. Еще запомнилось огромное количество бабочек у места причала судов. Всегда они там или мы в какой-то сезон попали?
Водопад Корбу действительно красивый. Есть оборудованная смотровая площадка. Только туристов на ней столько, что сделать снимок без чужих спин или голов не получится. Можно спуститься вниз, к подножью водопада. Отсюда и вид лучше и спин меньше.
Общие впечатления от экскурсии двоякие. Нет, само озеро обязательно к посещению, тут без вопросов. Но пять часов это несколько затянуто. Еще, при высадке к водопадам вместе с тобой на берег сходит толпа народу, о единении с природой и медитативном созерцании даже речи нет. А если хочешь сделать кадр, то нужно переждать других желающих. И еще: сам теплоход — пенсионер, пассажиры в основном пенсионного возраста и, хотя на борту были и молодые семьи с маленькими детьми, складывалось ощущение, что ты и сам пенсионер. С другой стороны, теплый салон в непогоду — это явный плюс. К тому же благоустроенные туалеты на борту, а не деревянные будки на стоянках…
По возвращении поужинали в кафе «Садко» (Иогач, Бийская, 11). По сути столовая, с ценами кафе, но все вкусно. Зал цивильный. Рекомендую.
Обратная дорога по уже знакомому маршруту. Показалось, что за время нашего плавания дыр в асфальте прибавилось и стали появляться они еще более неожиданно. Опять постояли на реверсивных участках. В отель вернулись поздно и, полные впечатлений, сразу спать.
Маршрут 4 (несколько точек по Чуйскому тракту)
пункт отправления | пункт прибытия | расстояние | время выезда | время в пути | время прибытия |
Ая | Черемшанские водопады | 11 | 10:00 | 0:15 | 10:15 |
Черемшанские водопады | Манжерок | 11 | 10:55 | 0:15 | 11:10 |
Манжерок | Тавдинские пещеры | 9 | 12:40 | 0:10 | 12:50 |
Тавдинские пещеры | Камышлинские водопады | 15 | 14:20 | 0:20 | 14:40 |
Камышлинские водопады | Ая | 40 | 16:10 | 0:40 | 16:50 |
Итого: 86 км. Продолжительность 7 часов, из них 5 прогулки. Время на обед не учтено.
Первым в плане посещения стоял Черемшанский водопад, но поскольку он получался слева по направлению движения, решили заехать на обратном пути.
Манжерок. Это название из старой песни всегда меня чем-то манило. Наша цель — подъем на гору Синюха на фуникулере. Парковок несколько, бесплатные. Если ближайшие парковки заняты, волонтер покажет куда встать, не надо крутиться по парковке в поисках места. Не спеша прошлись до канатной дороги. Цену не помню, примерно 500 руб. Кабинки подъемника очень комфортные, полностью закрытые от ветра, с двумя мягкими диванами. Несмотря на достаточное количество желающих, в кабинки садятся своей компанией или семьей. Очереди практически нет. Кабинок на всех хватает.
На верхней станции несколько смотровых площадок, фастфуд, кофе. Панорамные виды долины манжерокского озера, фото с Золотой Бабой (короткая дорожка влево от смотровой площадки).
План выполнен, можно ехать вниз. А можно пройтись по экологической тропе. Прогулки по лесу — это наше все. И мы уже отправились было в путь, но чисто случайно услышали волонтера, который рассказал, что можно пойти в другую сторону, спуститься по дорожке минут пять и сесть на другой фуникулер (дополнительно ничего платить не надо). Он поднимет на следующую высоту и уже оттуда по экотропе вернуться на это самое место. Т.е. пешком почти все время вниз. Так мы и сделали.
Второй фуникулер поменьше. Представляет собой длинные удобные скамейки-кресла с фиксатором и стеклянным колпаком. Верхняя площадка оборудована. Вид открывается на горы.
Экологическая тропа, видимо, еще в стадии формирования. Заблудиться на ней не получится. Но сама тропа узкая, земляная. В дождь будет грязно и явно некомфортно. Ближе к концу спуска тропа расширяется, есть пара площадок с огромным луком и со щитом. Мне кажется, над тропой работают и через какое-то время появится и отсыпка, и скамейки для отдыха. Прогулка по тропе вниз заняла порядка получаса. Попадались люди, идущие по ней вверх. Странное решение на мой взгляд. На Алтае и так полно мест, где нужно идти в гору и, если уж есть вариант подняться вверх на фуникулере, то этим нужно воспользоваться.
Выйдя с тропы, хотел поблагодарить волонтера за вовремя данный совет, но не увидел его. Похоже, идущие вверх были просто не в курсе…
Спустились в комфортных кабинках фуникулера вниз, сели в машину и двинулись к следующему пункту — Тавдинские (или Талдинские) пещеры.
Пещеры находятся на противоположном берегу Катуни. Чтобы доехать, нужно пересечь мост и оплатить перед шлагбаумом 100 руб. за проезд. Парковка у горы бесплатная.
Самостоятельно посетить пещеру нельзя, только в составе группу. Группы ходят каждые 20 минут. Можно выбрать несколько вариантов посещения. Мы выбрали самый простой — 200 руб. и по длительности около часа. Другие предложения уже со спелеологическим оборудованием и надолго.
Не зацепило.
Сначала долгий подъем по деревянной лестнице. Потом непосредственно пещера. Пещера оборудованная, но небольшая. Экскурсовод делает несколько остановок. В одном месте нужно метров десять пройти на корточках, да еще и пригнув голову. На мне был рюкзак, которым я постоянно цеплялся за низкий свод. Пол глинистый, влажный, даже на четвереньки не встать. Крайне некомфортно. Потом вышли на небольшую смотровую площадку, с которой карабкались дальше по натуральной козьей тропе на вершину горы. Виды отсюда тоже красивые, но после Манжерока не произвели особого впечатления. Еще была красивая природная каменная арка, но из-за большого количества экскурсантов снять ее не получилось. Ну и собственно спуск вниз проходит снаружи горы, по открытой местности.
Далее посетили памятник Рериху. Он расположен на берегу Катуни прямо напротив входа в Талдинские пещеры. По пешеходному переходу пересечь дорогу и минут пять по тропинке в лесу. Почему именно здесь установлен памятник, я так и не понял — в своих экспедициях Рерих не посещал эти места. Зато рядом с памятником берег Катуни образует как бы мыс, на котором оборудована смотровая площадка. Отличные виды на реку и горы. Панорама Катуни понравилось больше чем пещеры.
Выехали дальше и зашли в расположенный неподалеку ресторан «Vеранда». Ресторан очень чистый, светлый, «пафосный». По цене дорого, но меню интересное и интерьер уютный. Остаемся! Только сели — за окном хлынул ливень. Еда понравилась, попробовал борщ с мясом марала и еще какие-то блюда. Все вкусно, но дорого. Дождь тем временем прекратился, вышло солнце. С погодой сегодня нам определенно везёт!
Вновь пересекли Катунь по мосту и двинулись дальше к Камышлинским водопадам. Доехали до населенного пункта Барангол. На въезде оборудованы парковки, есть платные, есть бесплатные. Мы оставили машину на первой же бесплатной парковке и направились к кассе покупать билет для прохода по подвесному мосту (100 или 150 руб.). К водопаду ведет тропа от пешеходного подвесного моста через Катунь от туркомплекса «Царская Охота». Есть еще способ добраться до водопадов — сесть на моторафт (надувная лодка с мотором) на расположенной здесь же лодочной станции. Насколько понял, маршрут у них один: лодочная станция — причал у водопадов.
Мы выбрали пеший маршрут. Перешли Катунь по подвесному мосту и углубились в лес. Идти по тропе всего километра два, но из-за дождей дорога довольно грязная. Вместо любования природой смотришь исключительно под ноги, выбирая место посуше, куда можно вступить.
Пока дошли до лужайки у Камышлинских водопадов, опять начал накрапывать дождик. Место красивое. По скале вдоль водопада проложены деревянные лестницы со смотровыми площадками. Читал, что именно оттуда открываются самые красивые виды. Но погода не располагала. Пара снимков водопада с мостика через речку и пора в обратный путь.
Обратно решили не пачкать еще больше обувь на тропе, а вернуться на лодке. По пути к причалу повстречали кроликов, свободно бегающих на лугу. Для посадки на моторафт нужно оплатить проезд в кассе (400 рублей с человека). Вместо чека или билета выдают железные жетоны, которые надо отдать лодочнику. Очереди на посадку нет.
Сплав на моторафте — это неописуемый восторг! Я почему-то ожидал вальяжной поездки, а получил свист ветра в ушах, брызги в лицо, скорость, драйв… лодка прыгает на волнах, вцепился в леер так, что на ладони отпечатки остались. Литр адреналина в крови. При этом весь путь улыбка не сходит с лица. Хочется еще! В дороге с берега ведется съемка, и по прибытии можно скинуть на флешку или телефон (только андроид) подборку фото/видео (400 руб.)
Очень рекомендую воспользоваться рафтом.
Забрали машину с парковки и, полные эмоций, отправились в отель.
Черемшанские водопады проскочили. Оставили на следующий раз.
Маршрут 5 (несколько точек по Чемальскому тракту)
пункт отправления | пункт прибытия | расстояние | время выезда | время в пути | время прибытия |
Ая | Скалы Хребет дракона | 73 | 10:00 | 1:10 | 11:10 |
Скалы Хребет дракона | Остров Патмос | 10 | 11:40 | 0:11 | 11:51 |
Остров Патмос | Чемальская ГЭС | 5 | 12:51 | 0:10 | 13:01 |
Чемальская ГЭС | Смотровая Че-Чкыш | 17 | 13:31 | 0:15 | 13:46 |
Смотровая Че-Чкыш | Тельдекпенские пороги | 22 | 15:16 | 0:25 | 15:41 |
Тельдекпенские пороги | Ая | 122 | 16:11 | 2:00 | 18:11 |
Итого: 250 км. Продолжительность 8 часов, из них 4 прогулки. Время на обед не учтено.
С утра погода опять не заладилась. Дождь. Вообще, погода на Алтае меняется очень быстро. Только что светило солнце, вдруг гроза, ливень, через десять минут снова солнце, еще через десять минут дорога совершенно сухая. Выехали в дождь, в пути было и солнце, и тучи, доехав до поворота к скалам Хребет дракона, опять оказались под дождем.
Достопримечательность находится в селе Элекмонар. Представляет из себя группу скал, похожих на хребтовые пластины дракона. Тут же проходит платный автомобильный мост. Поворот с основной дороги никак не обозначен. Хоть навигатор и показывал, где поворачивать, но дорогу к мосту в узком проулке я не опознал, проехал мимо и вынужден был разворачиваться. Перед мостом достаточно мест для парковки. В нескольких припаркованных машинах сидели люди, пережидая дождь, но нас дождем уже не испугать. Надели дождевики и вперед! Где-то видел информацию, что пешеходов на мост не пускают, но никаких запретов при прогулке по мосту не встретили. Поднырнули под шлагбаум и дошли по мосту до самых скал.
Место впечатляющее. Стоит посетить. Скалы, действительно, похожи на драконий хребет. Немного не доезжая места парковки есть пологий спуск к Катуни с песчаным пляжиком.
Следующий пункт — остров Патмос. Находится в селе Чемал, соединен с берегом подвесным мостом.
Буквально десять минут — и мы въехали в Чемал. Навигатор показал нужный поворот, вот только уже на следующей развилке уперлись в знак «проезд запрещен» и объявление «проезда к о. Патмос нет». Решили не мучить навигатор поиском верного пути, а припарковали машину и пошли пешком. Похоже, только нас остановил знак запрета проезда. Машины периодически нас обгоняли. Пройдя буквально один километр, мы вышли к нужной точке. Тут есть большая парковка, сувенирные и церковные лавки. Чтобы попасть на остров, нужно отстоять очередь. Пускают группами человек по десять. Стояли минут двадцать.
Достопримечательность спорная. Сам остров представляет собой высокую скалу. Виды на остров и виды с подвесного моста шикарные. Но, перейдя мост, упираешься в часовню. Если нет цели поставить свечку, то идешь обратно. Никаких смотровых или пешеходных троп нет. Стоит ли двадцатиминутное ожидание прогулки по мосту туда-сюда…
Вернулись к машине и поехали смотреть на Чемальскую ГЭС. Проехав буквально квартал от нашей стоянки, увидели указатель на парковку у острова Патмос. В этот раз ехал про Навителу, простил ему ошибку, ведь в нем карты от 2016 года.
Парковка перед Чемальской ГЭС платная. Само сооружение ГЭС не впечатлило. Кругом разного рода развлекалки, куча торговых павильонов. Как-то само получилось, что именно здесь купили с десяток баночек алтайского меда на сувениры. Красивая и чистая река Чемал. Хотел увидеть слияние Катуни и Чемала, но для этого нужно было перейти по очередному подвесному мосту на другую сторону, а на мост стояла очередная очередь. Оставили на следующий раз.
Следующий пункт ущелье Че-Чкыш. Находится дальше по Чемальскому тракту буквально в 15-20 километрах от Чемала. Доехали минут за двадцать, машину оставили на обочине и начали восхождение. Перед подъемом есть несколько киосков с сувенирами и едой. За вход собирают плату (100 или 150 руб.)
По ущелью течет небольшой ручей, вдоль которого проходит тропа. В нескольких местах установлены скамейки для отдыха. Минут через десять подъема будет развилка: налево смотровая площадка, направо — водопад. Водопад невысокий, но эффектный. Где-то встречал упоминание, что это искусственное сооружение. Как бы то ни было, место производит приятное впечатление.
Подъем на смотровую площадку занимает 5-10 минут. Площадка оборудована скамейками. Вид открывается такой, что просто дух захватывает! Где-то далеко внизу лента дороги, Катунь с островом посередине, террасы на противоположном берегу — даже не верится, что мы поднялись на такую высоту.
Не спеша спустились вниз. Вообще-то у меня по плану было еще посещение Тельдекпенских порогов (из моих «домашних заготовок»: считаются самыми красивыми порогами Катуни. Лучший вид с расположенного рядом подвесного Ороктойского моста), но, пожалуй, на сегодня мы впечатлениями уже наполнились, не стоит допускать передоза. Значит, возвращаемся. Уже по традиции забыл, что собирались заехать на Черемшанские водопады. Опять проехал мимо, оставив на потом.
В последние дни отпуска погода установилась жаркая, говорят, аномально жаркая для Алтая. Расслаблялись, купались в бассейне, загорали. Вылазки делали разве что до ресторана или магазина.
Путь обратно. Первый день.
Прежде чем возвращаться домой, отвез Молодую Художницу на пленэр в Чемал. Дальше еду один. Хотел заехать-таки на Черемшанские водопады, но до Новосибирска 700 километров, такое расстояние в одиночку преодолеваю впервые, решил сосредоточиться на дороге. Заправился на Газпроме в Майме — ужасная заправка, туалета нет, подъездная дорога разбитая, длинная очередь.
В Бийске остановился у Нулевого километра. Знаковое место. И сам город мне понравился, немного прогулялся по ул. Советской, старинные дома, интересная архитектура. Пожалуй, Бийск достоин отдельного посещения.
В Новосибирск приехал часов в девять. Накануне через островок.ру был забронирован отель «Хлебный год», находящийся по пути следования на Советском шоссе. Только с ним вышло криво — бронь от островка подтверждена, а на деле отель переполнен, мест нет. Пришлось быстро искать альтернативу. Через тот же островок.ру забронировал первый предложенный отель — «Marins park hotel», находящийся напротив ж/д вокзала. Парковка перед отелем забита, но как-то умудрился приткнуть машину. Номер дали на двадцатом этаже. Вид на вокзал и реку. Все бы хорошо, но спать оказалось невозможно. В номере нет ни кондиционера, ни вентилятора. Ужасно душно. Открываешь окно — жутко шумно. Вроде и этаж высокий, но людей, разговаривающих внизу, слышно так, будто они прямо под окном. Плюс шум от дороги и вокзала. Закрываешь окно — душно. Утром позавтракал и невыспавшийся двинулся в Омск. Как ни странно, никаких пробок не встретил ни вечером, ни утром. Возможно, мне повезло попасть в Новосибирск в выходные.
Так получилось, что навигатор вел меня все время какими-то промзонами. И несмотря на то, что ночевал в самом центре, практически города я не видел. Запомнились лишь промзоны, гаражи и плохие дороги. Собственно, новосибирские дороги по маршруту, проложенному навигатором — самые плохие за все 5000 километров путешествия.
Путь обратно. Второй день.
Дорога Новосибирск—Омск 650 км ничем не запомнилась. Смотреть не на что, трасса прямая, трафик не напряженный. Пел с Цоем и Высоцким. Кофе и обед на Газпромовской заправке. На подъезде к Омску обогнал какого-то хиппи на обвешанном вещами мотороллере и с пером на каске. Думал, не знаменитый ли на Дроме Борода повстречался мне на пути? Специально при обгоне присмотрелся — нет, молодой человек едет.
В Омск приехал часов в шесть. Поселился в гостинце «Турист» в центре города (3150 руб.), и пошел гулять по так понравившемуся городу. От гостиницы начинается красная линия — маршрут по городским достопримечательностям. Немного прошел по ней. На набережной увидел группу кришнаитов в веселых одеждах и с традиционными песнями. Думал, они уже повывелись везде. Сходил на пляж. Погода радовала солнцем, но купаться не стал, было лень возвращаться в гостиницу и переодеваться. Решительно, в Омск я еще вернусь!
Выспался отлично! С утра позавтракал (неожиданно шикарный завтрак в гостинице) и в путь домой.
Путь обратно. Последний день.
Выйдя из гостиницы, понял, что моя футболка и шорты неуместны. Солнце по-прежнему светило, но холод буквально пронизывал. Вместо кондиционера включил обогрев. На сегодня самый длинный участок — 950 км.
В конце Омской или начале Тюменской области был первый и последний раз остановлен инспектором. Проверил документы и пожелал счастливого пути. Вот только перед этим я обошел колонну фур, которая за время проверки снова оказалась передо мной.
В последние дни начались проблемы с телефоном. Переключение между приложениями стало вводить смартфон в минутную задумчивость. Перезагрузка на некоторое время помогала. После очередной перезагрузки навигатор предложил ехать через Тюмень, Курган или еще каким-то путем севернее Тюмени. Выбрал Тюмень — знакомая дорога. В какой-то момент навигатор втихаря решил: «не надо тебе в Тюмень, ты там был, поехали, покажу другую дорогу», и увел меня на Шадринск, Каменск-Уральский. Хоть дорога оказалась незнакомой, но вполне комфортной. Асфальт ровный. Трафик практически отсутствует. Изредка встречаются фуры. Заметил, что если в Омской и Новосибирской областях они едут строго 80/90, то на этом участке преспокойно едут за сотню.
После степей и болот Новосибирска и Омска возвращаясь на Урал, понимаешь, насколько у нас красивая природа. Если березовая роща — то это действительно настоящая роща, уходящая кронами в небо! Хвойный лес представлен в основном соснами, стеной встающими вдоль дороги!
На подъезде к Екатеринбургу начался дождь. Дома был в десять часов. Как ни странно, за время пути совершенно не устал.
Итоги
Путешествие длилось ровно 14 дней. Пройдено 5100 км. На топливо потрачено 21800 руб. Заправлялся на Газпроме (на Алтае пару раз на Лукойле). Расход бензина 7,9 литров на 100 км (расход считал по чекам и одометру, по бортовому компьютеру — 8,1). Машина очень комфортна для путешествий, спина не затекает, обзорность отличная, управляемость на высоте. Дорожный просвет и полный привод позволяют съезжать с дороги в любом месте, только ни разу этим не пользовался. Временами не хватает круиз-контроля.
Всего потрачено порядка 110 тыс. руб. Основные траты: проживание и бензин. Впечатления бесценны.
Практически все запланированное выполнено. Черемшанские водопады — я еще вернусь J! Получилось и отдохнуть, и посетить множество интересных мест. Немного волнительно изначально было ехать на такие расстояния в одиночку, но по факту в дороге не устал абсолютно.
Дороги практически везде хорошего качества. Много где идет ремонт. Плохие дороги в Новосибирске и в сторону Телецкого озера. Заправок на всем пути достаточно.
Про камеры. К востоку от Урала стоят стационарные камеры в серых металлических скворечниках вдоль дороги. Перед камерами установлен знак, да и сами камеры издалека видно. Похоже, только на Урале есть такая забава: спрячь в кустах треногу с камерой. Партизанщина какая-то.
В качестве навигатора использовал 2ГИС и Навител. Я понимаю, что для дальней дороги 2ГИС не предназначен, но я к нему привык. Несколько раз он откровенно тупил и вел совершенно не оптимальным маршрутом. Еще перед выездом скачал карты всех областей, через которые планировал ехать. Но это не помогло. При попытке построить маршрут в точке, где нет покрытия, 2ГИС отказывался прокладывать путь без подключения к интернету. И зачем тогда оффлайн карты?
На следующее алтайское путешествие оставлен маршрут: Семинский перевал, Перевал Чике-Таман, Слияние Чуи и Катуни, Гейзерное озеро, Водопад Шорлак, Красные ворота, Кату-Ярык.
Непременно еще раз, уже целенаправленно, побываем в Омске. Хотелось бы поближе познакомиться с Бийском, во вряд ли специально поеду туда.