|
Отчет-статья составлен на основе онлай-дневников годового путешествия по Южной Америке на мотоцикле. В отчет положены: отобранная информация, лучшие картинки, подготовленные видеоролики и душа поэта :)
Южная Америка — это не одна однообразная страна, состоящая из кокаина, татуированных мачо и упругозадых девчонок а-ля бразильский карнавал, а целый континент с разными странами, культурами, местностью и людьми.
С рюкзаком русских по ЮА путешествует не так много, как европейцев, но, тем не менее, и в русскоязычном интернете есть немало информации о местах и методах пешеходно-автобусных трипов. Здесь же пойдет речь о нераскрытой в среде отечественных мототуристов теме America del Sur.
Какая прелесть от мотоцикла. Мотоцикл при правильном использовании дает вкусную добавку к путешествию. Передвигаясь на автобусах, сеть которых в ЮА хорошо развита, вы берете паузу на время переезда. На мотоцикле путешествие не прерывается. Да, это хлопотнее, но оно того стоит и, если сменить мотопрохват на погружение в местную жизнь, используя мотоцикл как средство передвижения, то путешествие на мотоцикле близко к идеальному путешествию.
Почему на год. Стоит ли тратить 10 тысяч долларов на перелет и покупку или переправу мотоцикла на другой континент и пробыть здесь всего месяц-два? Для меня нет. Если уже есть решение покатать по ЮА, то разница в деньгах на месячное и полугодовое путешествие будет не очень существенной из-за затрат на попадание и организацию. А затраты на существование здесь невелики. И бесценный бонус длительного путешествия в Южной Америке — это освоенный испанский язык.
Деньги и время. Набрав в интернете «административный отпуск на год», увидел, что за свой счет по ТК РФ можно брать на любой срок при согласии сторон. Оставалось получить добро на работе, чему помогли прошлые путешествия и то, что начальник был «укушен» и в то время владел мотоциклом.
Я продал Африку и затем Джебел, сдал квартиру и в процессе делал репортажи на местное «Авторадио» за 300$ в месяц.
Почему покупка мотоцикла на месте, а не переправа своего. Сначала был настрой отправить самолетом Джебел. Плюсом такого решения было то, что мотоцикл можно заранее подготовить, минусом — полное отсутствие на него запчастей в ЮА и дорогая авиаперевозка. В итоге продал Джебел и выбрал для покупки на местности мотоцикл Honda XR 250 Tornado бразильского производства.
Мотоцикл такого объема в ЮА считается большим. Здесь передвигаются на 125сс китайских или реже японских мотоциклах. Эта модель распространена по всему континенту и состоит на службе в полиции большинства стран. Расходники есть в каждом городе, и вы не выглядите инопланетянином среди местных, передвигаясь на Торнадо. Плюсом отличное качество по сравнению с китайскими аналогами, внедорожные свойства и маленький расход бензина.
Из дневников: вчера приземлился в стране, где с одной стороны Тихий океан, а с другой Анды и между ними не более 300 километров по всей длине. Здесь все по-другому, весна вместо осени и над головой растут апельсины. В планах купить мотоцикл и покатать не спеша по Южной Америке.
Чили в Южной Америке — как Европа по сравнению с нами. Жизнь дороже, а вещи дешевле. Именно здесь мне предстояло купить мотоцикл. Чили — это единственная страна, мне известная в ЮА, где иностранец легко может купить и оформить на себя мотоцикл и, главное, выезжать на нем за границу.
При оформлении мотоцикла вы заплатите налог 1,5% от стоимости в казну и оплатите услуги нотариуса — не больше 50$. Вам понадобится обязательная страховка, если таковой нет у прежнего владельца или если мотоцикл покупается новым. На мотоцикл в Чили страховка дороже, чем на машину и стоит одинаково с автобусом — 70$. Если мотоцикл из вторых рук, то все бумаги вместе со страховкой переходят по наследству, включая регистрационные номера. На мотоциклах в Чили два номера: спереди и сзади, они маленькие и совсем не мешают. Штрафы в Чили высокие и они тоже привязаны к транспортному средству и переходят по наследству, о чем нужно справиться заранее перед завершением процедуры покупки мотоцикла.
После оформления вы можете ездить по Чили с договором купли-продажи и документами прежнего владельца. Чтобы получить сертификат собственника на свое имя, для пересечения границ, вам потребуется две-три недели ожидания, пока в компьютерной базе появится ваше имя. В это время можно исследовать страну и распечатать документ в любом городе. Интересно, что сертификат собственника не как у нас — СТС в пластике, а обычная распечатанная на принтере бумага формата А4 со штрих-кодом, данными транспортного средства и владельца, которой можно подтереться или потерять, а потом за 2 доллара и 5 минут распечатать в любом городе новую. Международное водительское удостоверение не требуется. Полицейские в Чили зовутся карабинерами, некоррумпированные, адекватные и просто так не беспокоят.
Мотоцикл был куплен в Сантьяго по интернет-объявлениям. Honda XR250 Tornado, нынешнего года, с пробегом 3500 км и стоимостью 2 400 000 чилийских песо, что приблизительно 5000$. Без знания испанского языка это не очень просто, но всегда найдутся люди, готовые помочь. Я просил девушек с ресепшена в хостеле созваниваться с продавцами и договариваться об осмотре.
В Южной Америке все города разбиты по кварталам и хорошая рыночная особенность состоит в том, что все тематическое продается в одном месте. Мебель в мебельном квартале, электроника на своей улице и т.д. Вы просто спрашиваете — на какой улице продают мотоциклы и идете туда. В Сантьяго де Чили мотоциклетная улица именуется Лира (calle Lira). Хорошие вещи из экипировки в ЮА можно найти только в столицах, Чили — предпочтительный вариант, как и с мотоциклами.
Все специфичные вещи для подготовки мотоцикла я привез с собой. Чемоданом в самолете послужил ящик Pelican, он же центральный кофр, сумки Woolfman, защита рук, проставки на руль, компрессор, розетка на 12v, тубус для перевозки инструмента и навигатор. Оставалось купить защитную экипировку, необходимый инструмент, запас расходников для мотоцикла и сделать багажно-бугельную систему под сумки.
Чили — страна в виде узкой полоски на карте, в длину почти 5000 км, при этом в ширину редко больше 300. Подробная бумажная карта страны продается на самой крупной сетевой заправке в стране «Copec». Бензин в Чили стоит чуть меньше 2-х долларов за литр. На заправках почти всегда принимают пластиковые карты. Банкоматы в стране также присутствуют во всех городах.
Передвигаясь по чилийским дорогам, даже в сельской местности, тяжело найти место под палатку. Все территории частные, и вдоль дорог всегда неизменные колючие заборы. Дороги в Чили хорошие.
Вероятность попасть на кражу или дерзкий грабеж в стране невысокая. В больших городах нужно быть начеку, как в любой стране мира. В сельской местности все спокойно. Эта формула подходит ко всем странам Южной Америки, где я ездил.
Не буду описывать все шаги, проделанные мной за этот год, а расскажу о дорогах, по которым стоит проехать, и уделю внимание некоторым важным для мототуризма моментам.
Ruta del Mar — Морская дорога на 1000 км вдоль Тихого океана. Дорога проходит по трем регионам: Вальпараисо, Биобио и Вальдивия. Всего областей в стране 15.
Начинается Ruta del Mar в регионе Вальпараисо с одноименного областного города. Город очень колоритный и мне больше всего понравившийся в Чили.
Дорога идет на юг по сельской местности через маленькие деревни и городки. Знаковые места — Пичилему — серф-столица Чили, где незадорого можно поотжиматься на доске в океане, и озеро Вичукен, которое не нужно огибать по асфальту, а проехать напрямую по одноименному национальному парку, где желательно заблудиться и поплутать.
Carretera Austral — дорога в чилийской Патагонии, куда стремятся все авто-мото-вело туристы, приехавшие в Чили. Carretera Austral или Южная Дорога, или Седьмая дорога начала строиться в середине 70-х годов с целью укрепления влияния в отдаленных районах страны. Carretera Austral должна была связать центральную часть страны с малонаселенным и труднодоступным югом. Строительство Седьмой дороги так и не завершилось, и, несмотря на то, что работы ведутся и сегодня, дорога по большей части грунтовая.
Если взглянуть на туристическую карту местности, то здесь больше национальных парков, чем свободной от них земли. Зеленые лагуны, синие ледниковые озера и реки, снежные горы и лес — все это олицетворение чилийской Патагонии.
На дороге почти нет трафика из-за малонаселенной местности. Нужно быть готовым к легкой автономке. Здесь есть бензин, еда и ночлег в населенных пунктах. В сезон (ноябрь-март) большая вероятность зацепиться с другими мотоциклистами со всех стран мира. Грунт на дороге несложный, хорошо укатанный и грейдируемый. Много серпантинов и закрытых поворотов. Перед тем как ехать, желательно подгадать погодный коридор. В регионе часто идут дожди, ветрено и прохладно, а в несезон здесь лежит снег.
Попасть на Южную дорогу по земле невозможно. Нужно пользоваться паромами. Из Пуэрто Монт в Чайтен или Пуэрто Монт — остров Чилоэ — Чайтен.
Есть другой вариант. Из Чили выехать в Аргентину через Пукон между вулканами Виярика и Ланин, спуститься по Руте 40 до Эскеля и снова переехать в Чили, попав в аккурат на Южную дорогу. Чили и Аргентина находятся по разные стороны Анд, и любой переезд из одной страны в другую становится захватывающим приключением.
Пользуясь таким способом попадания на Carretera Austral, не нужно платить деньги за переправы и подгадывать расписание паромов, а таможенные переходы между Чили и Аргентиной несложные и занимают мало времени.
Это были юг и центр, Морская и Южная дороги. Теперь про север и еще одно интересное место в Чили — Desierto de Atacama. Пустыня Атакама считается самой сухой пустыней на земле. Здесь практически не бывает дождей и на шеститысячных горах не выживают ледники. На севере страны через пустыню проходит панамериканское шоссе. Не нужно представлять себе сложную трассу в песках, без воды и бензина. Это скучная, прямая дорога с отличным асфальтом.
Пустыня интересна и доступна в глубине. Еще один переезд между Чили и Аргентиной. Между аргентинским Хухуем, название города очень звучное, и чилийским городом Калама. Выбрав дороги 40 и 52 на аргентинской стороне, которые переходят в 27-ую на чилийской, вы попадете на высоту больше 4500 м и затем плавный спуск до 2000 м в каменистую пустыню с космическими пейзажами и совершенно другой внешней реальностью. И обязательно стоит покатать самостоятельно на мотоцикле по Лунной долине в Сан Педро де Атакама.
Из дневников: дорога — как в сказке. Примерно 150-200 км на высоте за 4000 м. Особенно начало Атакамы с горами понравилось. Кордильеры огромны и разделяют не только границу Чили и Аргентины, но и режут небо. Из дождливой Сальты через горы в самое сухое место на Земле. Мотоцикл на высоте за 4500 м едет, только если раскручен мотор. Мотор раскрутить на такой высоте не получается из-за нехватки кислорода, мотоцикл дергается и спотыкается. Самочувствие нормальное.
Аргентина — большая страна с большими достопримечательностями, которые раскиданы по всей немалой территории. Водопады Игуасу на севере, ледники на юге, горы на востоке, пингвины и киты на западе. Поэтому Аргентину я проехал практически по кругу. Дороги, особенно на восточной части страны — это скучные перегоны по ветреным и плоским пампасам. На юг Аргентины, как и на юг Чили, ехать нужно не раньше ноября из-за дождей и холодов.
Для транспортного туризма вне конкуренции легендарная Ruta 40. Дорога, которая прошивает всю страну вдоль горной цепи Кордильер, длиной более 5000 км, преимущественно сельская, без трафика и часто без инфраструктуры. Самый интересный ее отрезок нужно искать на севере, от городка Кафайяте до самой границы с Боливией посреди обветренных причудливой формы разноцветных гор, огромных кактусов и песчаного покрытия, где традиционно проходит аргентинская часть гонки Дакар.
Из дневников: прохватил 15 км вместе с мотоциклами и квадрами. В повороты влетают, как ужаленные. Сейчас они на заправке в Кафайате, в двух кварталах от меня. Меня на халяву заправиться не пустили, недостаточно ряженый.
Еще можно выделить дорогу по Долине Раковин. Долина названа так из-за причудливых гор, напоминающих отложение ракушек на камнях. 180 км — мой любимый размер для неспешного дневного переезда по красивым местам.
Как уже упоминалось, внимания заслуживают все переходы через Анды между Аргентиной и Чили. Я проезжал по пяти, по некоторым 2 раза, и никогда это не было скучно, будь то асфальтовый самый крупный переход Либертадорес или совершенно дикие перевалы на юге. Всего международных переходов между этими странами около 40.
Бензин в Аргентине стоит около 2-х долларов за литр, в зависимости от региона. Юг в этом плане дешевле, а в остальном на юге находиться дороже. По Аргентине сейчас можно путешествовать дорого или дешево. Такая особенность в экономике кроется в цене на доллар. Есть официальный и неофициальный курсы. В стране доллары под запретом и если они у вас есть на руках, то их можно поменять на «улице» по хорошему курсу. Так как местные цены пытаются ровнять на официальный курс, то у вас будет преимущество. Оба курса постоянно растут, но пропорция сохраняется. Местных песо за один доллар вам дадут в черном обменнике примерно в полтора раза больше, чем в белом.
В Аргентине, как и в Чили, вдоль дорог тянутся колючие заборы, при этом здесь неплохо развит организованный кемпинг. В страну запрещено въезжать без страховки на мотоцикл. Этим стоит озаботиться заранее. Сделать международный полис можно в офисах таких контор как RSA или Mapfre в соседних странах, или купить в интернете, оплатив картой. Местную страховку внутри Аргентины купить подешевле на зарегистрированный в другой стране мотоцикл нельзя. Один раз у меня получилось купить местный полис, но это скорее была случайность. Без страховки лучше не попадаться из-за больших штрафов. Договариваться с полицейскими на дороге можно.
Из-за особенности климата я погружался в Перу два раза. Первый раз проехал по побережью. В это время в горах был сезон дождей. Потом, сделав круг в Эквадоре и Колумбии, вернулся в горы вместе с сухим сезоном.
В Южной Америке есть всего два сезона: лето и зима. Лето — когда у нас зима, а зима — когда у нас лето. Особенности климата в Перу рисуются тремя ярко выраженными зонами: La costa (побережье), La sierra (горы) и La selva (тропики). На побережье почти никогда не бывает дождей. Зима с мая по ноябрь считается холодным сезоном, средняя температура не превышает 20 градусов, часто висит туман, влажно и прохладно по ночам. Летом с декабря по апрель влажность падает, всегда светит солнце и жарко. Несмотря на то, что пляжный сезон летом, ездить на мотоцикле по побережью мне больше понравилось зимой. Предпочитаю накинуть куртку и катить бодрячком, чем томиться на солнце.
В горах с сезоном нужно быть внимательнее. Сухой сезон с мая по октябрь, тепло и солнечно днем и холодно ночью. Мокрый сезон с ноября по апрель. Дожди обычно, как по расписанию — после обеда. В сезон дождей в горную местность на мотоцикле ехать не нужно. Смывает дороги и, где повыше, дождь превращается в снег. Также нужно учитывать, что пограничные месяцы между сезонами могут быть как сухими, так и мокрыми.
Сельва. Как и в горах, здесь есть сезон дождей (ноябрь-апрель) и сухой сезон (май-октябрь). В сухой сезон жарко днем и ночью, в мокрый — льет дождь, но не круглыми сутками, а обычно сильной грозой, и когда выходит солнце становится еще жарче из-за влажности, но свежо по ночам. Ехать в это время в сельву не нужно, можно не застать дорог.
Перу сильно отличается от европеизированных Чили и Аргентины. Люди здесь в основном индейских кровей. В Перу больше уличной жизни, это видно уже в 6 утра. Здесь низкие цены на еду и жилье, почти в каждом квартале можно полноценно поесть за 2 доллара без претензии. В рационе всегда рис, много фруктов и соков. Апельсины здесь не едят, из них давят сок.
В Перу я провел больше всего времени по сравнению с другими странами Южной Америки. Туристических мест на любой вкус в стране огромное количество. Археологию не успевают откапывать, как отыскиваются «новые» древние города. На севере есть неплохие пляжи. Горы с огромным количеством трекинговых маршрутов. И очень важный аргумент — это низкие цены и понимание людей-властей, что туризм — это свежий хлеб с заморской европейской икрой. В Перу лучший информасьен туристика из всех стран Южной Америки. Ищите офисы IPeru.
В плане мототуризма здесь тоже есть, где развернуться. Отправившись в Перу, сразу стоит забыть о пропорции пройденных километров за единицу времени. «Поливать» можно только на панамерикане, которая проходит по побережью. В городах трафик из мотоколясок и обычных такси, в сельской местности узкие горные дороги, часто без асфальта.
В Перу есть три направления, тянущиеся через всю страну. Одна дорога по побережью, она же Панамерикана. Вторая по горам и третья по сельве. Эти три направления прошиты между собой еще локальными дорогами. Советую обзавестись в дополнение к навигатору бумажной картой, но и она не всегда отражает состояние дорог. Даже если направление хорошо просматривается, в сезон дождей могло смыть мост или мог сойти участок дороги. Бывает, что кажущаяся хорошей на карте дорога может быть хуже еле проглядывающейся нитки второстепенной дороги. Для верности состояние локальных дорог нужно узнавать у местных.
Бензин в Перу стоит 1,5 долларов за литр 92. Цены на заправках, как и в некоторых соседних странах, указываются за галлон. Так же как в Аргентине и Чили, здесь нужна страховка на мотоцикл. Если нет международной, местный полис получить можно, но из-за редких обращений иностранцев возможны непонятки в офисах, звонки в головное представительство, завышение цены и несколько дней ожидания. Для перуанцев годовая страховка на мотоцикл обходится по местным меркам очень дорого — 100$. Я ездил по Перу без страховки и попадал на неприятные разбирательства с полицией по этому поводу три раза. Первый раз я, делая вид, что не понимаю, что от меня хотят, давал по очереди все бумаги и страховки из других стран, они были внимательно изучены, и, найдя зацепку в чилийском полисе, за которую меня можно отпустить, полицейские так и поступили, решив не связываться с гринго. Второй раз просили возместить отсутствие полиса деньгами на газировку. Третий раз отпустили, отбивался я тем, что у меня есть красивый полис из Эквадора, который вполне тянет на международный, но теперь вы мне открыли глаза, и я обязательно куплю страховку в ближайшем городе.
Страховку лучше сделать сразу международную на полгода. В Чили такая стоит примерно 100-150$.
Несмотря на кажущуюся возможность договориться и некоторую расслабленность, с документами шутить не стоит. В Южной Америке не требуется карнет, при въезде в страну на мотоцикле, оформляется временный ввоз на три месяца с возможным продлением еще на три. Так вот, эти правила нарушать не стоит, как и любые таможенные и пограничные процедуры.
В Перу земля изрезана морщинами глубочайших каньонов в мире. В Тихий океан с гор стекают многочисленные реки, каждая из которых течет по дну своего каньона и часто единственная возможность проложить дорогу в горы — использовать ущелье.
В регионе Арекипа расположены два самых глубоких на планете каньона: Колка и Котауаси. Котауаси официально глубже, но из-за более сложного в него попадания, туризм развился в Колке. Если вы на мотоцикле и приходится выбирать, то ехать лучше в Котауаси. Он глубже, больше, за въезд не нужно платить деньги и дорога к нему интереснее. 375 км по горам неспешно проходятся за 2 дня. Дорога поднимет над облаками на высоту 4000 м и, проехав меж двух шеститысячников, вы подъедете к краю самого глубокого в мире каньона. Внизу есть все, что нужно: крутые дороги, трекинг, горячие источники, жилье и даже интернет.
Из дневников: дорога серпантинами подняла за 4000. На такой высоте есть жизнь — пасутся альпаки, летают птицы, растут грибы. До Catahuasi дорога плутает меж двух снежных пиков Solimana-6093м и Coropuna-6425м. Черная вулканическая земля и разноцветные долины. Мотоцикл едет хорошо, у меня разболелась голова. Через 5 часов и 200 км подъехал к каньону.
Если нужно проехать Перу насквозь, а катать по всем направлениям нет возможности, то проехать страну стоит по горам (около 3000 км) через Белую Кордильеру, где в самом ее сердце сделать колечко под название Ruta del Gran Chavin рядом с самой высокой горой Перу и второй по величине в ЮА — Уаскаран, с одноименным национальным парком и одним из самых высоких дорожных перевалов Punto Olimpico на высоте 4900 метров, где идет строительство самого высокогорного туннеля в мире.
Из дневников: 1500 км за 6 дней. Все 6 дней ездовых, в среднем по 7 часов. Каждый день перевалы за 4000 м с пампой наверху, где оооочень холодно, особенно утром. Много ремонтов. На участке Аякучо-Абанкай с обеих сторон дорога закрыта полностью, проезд только ночью или в обед с 12:00 до 13:30. Сами дороги разные, от нового асфальта до старого-взорванного, много грунта. Но дороги есть, безжизненных участков нет. Дороги опасны тем, что узкие и с обрывом. Всегда нужно сигналить перед поворотом. Особенно опасны автобусы шириной с дорогу, они, как зомби, идут по своему маршруту. Много собак, просто огромное количество. Бензин дорогой в горах, если удается заправиться меньше, чем за 15 солей галлон (на момент написания 15 солей = 6$), то хорошо.
Из дневников: через несколько километров таможня, на которой нужно легализовать мотоцикл — оформить временный ввоз. Чтоб сделать страховку, нужно ехать в город рядом. Страховка на месяц — 5 долларов. Вернулся на таможню, еще 30 минут оформления, холодный апельсиновый сок и — добро пожаловать в Эквадор.
Чем встречает Эквадор? Конечно, банановыми плантациями вдоль дорог. Страна обеспечивает весь мир этим фруктом настолько массово, что и в России эквадорские бананы стоят дешевле белорусской картошки.
Заехав на первую заправку, расстроился стоимостью бензина в 2$, но когда пошел расчет, оказалось, что цена за галлон. На приграничных заправках военизированные посты следят, чтоб не контрабандили бензином с соседними странами, где он стоит в три раза дороже.
На заправках в Южной Америке вам никогда не придется заливать бензин самостоятельно, даже в самой глуши это делают заправщики. Денег за это не просят и жалобно не смотрят.
В Эквадоре официальная валюта американский доллар. Максимальная купюра 20$, с сотней только в банк. Банкоматы тоже не выдают купюр больше двадцати, ибо незачем. Эквадор для меня получился самой бюджетной страной из-за низкой стоимости бензина и небольших расстояний. Страна очень удобна для путешествий. Здесь есть пляжи, горы и сельва. Сменить климат можно за несколько часов. В Эквадоре нет таких археологических памятников или каньонов, как в Перу, но есть уютные и недорогие пляжи с теплым океаном и два самых красивых и спокойных, на мой взгляд, города в Южной Америке: Кито и Куэнка.
Активно тоже есть чем развлечься. Как это очень часто бывает в Южной Америке с достопримечательностями, в Эквадоре есть пара самых-самых в мире вулканов: самый высокий активный вулкан Котопакси, и самый высокий, если считать от центра земли, вулкан Чимборасо, на которые можно подняться.
Эквадор легко катать на мотоцикле, расстояния небольшие и можно в полной мере наслаждаться расслабленными дневными переездами по 150-200 км. В Эквадоре, как и в Перу, есть три направления дорог: побережье, горы и сельва.
Эквадорская часть Панамериканской трассы проходит по центру страны, в горах. Дорога в общем интересная и красивая, но ничего особенного, если уже был в Перу. С этой дороги удобно уходить в стороны к туристическим местам.
По побережью проходит Ruta del Sol — Дорога Солнца. В отличие от чилийской Ruta del Mar дорога Солнца идет в непосредственной близости от океана. Дорога проходит через рыбацкие деревеньки и туристические городки, где можно недорого залипнуть на неделю на хорошем пляже.
Из дневников: чище, чем в Перу, Аргентине подавно, Эквадоре. Дороги, где отремонтированы, там хорошо, но много старого асфальта. Дорога от границы до Кали — около 450 км, сплошные узлы, накрученные серпантинами, причем не как обычно, с одной стороны — скала, с другой — обрыв. Здесь с обеих сторон жизнь. Красиво, но после каньонов в Перу уже не замечаю.
В каждой деревне-поселке на входе и выходе военные с автоматами. Перед Кали так вообще погранзастава. Тормозили 2 раза, первый раз дали какие-то бумажки (еще не смотрел), какая-то памятка. Второй — на досмотр вещей. После пары вопросов и прощупывания палатки отпустили.
Въезжаешь в новую страну, и часто она кажется хуже предыдущей из-за других нравов, непривычности, не знаешь цены и кажется, что тебя хотят обмануть и т.д. Но стоит погрузиться, как все меняется, и уезжать уже не хочется. Колумбия не исключение. Как минимум здесь лучшая еда, особенно панадерия (хлебобулочные и кондитерские изделия) и самые красивые девушки в Южной Америке. Много мнений от туристов, что колумбийцы самые приятные и отзывчивые люди. Не скажу, что это так для меня, но и не сильно против.
Большие дороги в Южной Америке платные. В Колумбии, как в Аргентине, Перу и Боливии, для мотоциклов они бесплатные. По краю дороги сделан специальный узкий проезд для двухколесных. В Чили нужно платить на всей Панамерикане, в Эквадоре только на отдельных ее участках.
В Колумбии провел три недели, меньше, чем в других странах. Сделал круг по крупным городам: Кали, Медельин, Богота и достопримечательностям: кофе, долина высоких пальм, соляной собор, археология в Сан Августине и самый необычный духовный опыт был тоже здесь — отрывающая от земли народная медицина из отвара лианы духов — Айауаска.
Их дневников: ... интересно, что обо всем этом я мог размышлять, и я думал о том, как буду потом все описывать, это мешало. Шаман дал команду — по второй. Я пересел от костра на один из стульев, расставленных полукругом к столу шамана. Все подходили, выпивали. Шаман окуривал, произносил какие-то звуки. Я за второй так и не подошел, боялся оторваться вообще. Все разошлись: к костру, в гамак или на подстилку на пол, а я так и сидел. Один в полукруге перед шаманом. В какой-то момент он подошел ко мне и начал шептать, не шаманское, на обычном испанском….
Если спросить болтающегося по Южной Америке бэкпекера, в какой стране ему больше всего понравилось, то процентов 80 ответит — Боливия. Помимо множества достопримечательностей эта самобытная страна считается самой бюджетной по пребыванию. Где еще можно подняться в Андах на 6500 м, с двухчасовым переездом на такси к подножью и обратно, проживанием, едой, гидом с помощником и всей горной экипировкой за 300$. Или трехдневное пребывание в заповеднике на полном пансионе с трансфером за 80$.
Боливия — страна эндуротуризма, хоть и сама об этом мало подозревает. Перуанские горные дороги до боливийских проселков и те не дотягивают. Про гугл с расстояниями в Боливии забыть стоит сразу. Можно ехать 350 км полных 20 часов по дороге общего пользования. Здесь есть только одна протяженная асфальтовая дорога — боливийская часть Панамериканской трассы, которая проходит через всю страну.
Дорога Уюни — Туписа. На этой дороге Боливия впервые принимает на своей земле Дакар.
Из дневников: первая часть дороги — монгольского качества. Прямая в пампе с гребенкой, песком и камнями. Ехать медленно невозможно и поливать опасно из-за периодически возникающих песчаных рек. Вторая часть дороги другое дело — красивейшие каньоны и перепады высот. Всего от Уюни до Туписы 210 км и 6 часов. Сейчас сухой сезон, все русла рек пересохшие. Мостов нет.
Самая известная дорога в Боливии, конечно, Camino de los Muertos. Дорога смерти. Сейчас она не используется по назначению из-за нового асфальтового объезда сложного участка. Теперь по этой дороге ежедневно спускаются на велосипедах сотни туристов. Одна из самых распространенных боливийских развлекух. Та самая дорога смерти, фотографии которой пугают в интернете — это участок 15-20 километров на дороге, идущей из самого большого города Боливии Ла Пас, по направлению вниз, из гор в сельву.
Дорога открыта для авто-мото транспорта и действительно очень колоритна на этом участке, хоть и не самая опасная сейчас, из-за отсутствия трафика. Полностью дорога тянется на 350 км в регион Бени в сельву. Ниже дорога становится опасней из-за трафика.
Для мотоциклистов есть особенность, делающая Боливию не такой дешевой. Это цена на бензин. Есть цена для местных и для иностранцев, которая в три раза выше. Определяют по регистрационным номерам. Ценник для чужих номеров, примерно, 1,5$ за литр. Почти всегда можно договориться на среднюю цену без чека. Есть заправки с видеокамерами, где могут отказать. Встречал заправки, на которых вообще не заправляли иностранцев, но всегда были рядом другие, где бензин отпускают. Иногда проще договориться на нормальную цену, если подойти или подъехать с канистрой.
Бензин в Боливии только один — бензин. Никакого октанового разнообразия нет. Весь автопарк Боливии — это старые короллы-хайсы, которые нормально ведут себя на этом топливе, и мой козлик видимого недовольства не выказывал.
Боливия высокогорная страна, и 4000 метров здесь совсем не экзотика. Насладиться страной на большом мотоцикле полноценно не получится, красивые дороги здесь часто напоминают по составу монгольскую гребенку, а во время сезона дождей страну лучше объезжать.
Соленое озеро Уюни — самое большое в своем роде. Самое популярное направление в Боливии и второе после Мачу Пикчу, во всей Южной Америке.
Озеро находится в паре десятков километров от одноименного поселка. Наличие навигатора и теплой одежды крайне желательно. Если вы хотите полноценно насладиться пейзажами, то лучше оставаться на озере на ночь. Закат здесь — что-то невообразимое. В самом сердце озера есть отель из соли, куда нужно зарулить первым делом, забронировать койку и потом спокойно кататься между островов, не забыв о бензине на возвращение. Утром либо возвращаться в поселок, либо ехать вместе с туристическими джипами по лагунам. На лагуны нужно иметь еду и большой запас бензина.
Время — 14 месяцев.
Деньги — 700 000 руб., вместе с билетами, мотоциклом, восхождениями и всем остальным.
Страны — Чили, Аргентина, Перу, Эквадор, Боливия, Колумбия.
Километры — 30 000 км, бензин — 7500-8000 л.
Понравившаяся страна — Перу.
Горы — 6 шеститысячников, включая самую высокую гору в Андах — Аконкагуа 6960 м.
Сложная дорога — поиск Долины Вулканов в Перу на высоте 5000 м.
Сложный поход — пешком в Мачу Пикчу. 9 дней.
Сложное восхождение — Аконкагуа за 7 дней.
Обратная сторона — две аварии на мотоцикле, обморожение пальцев ног в горах.
Полный онлайн-отчет по странам: http://forum-americalatina.ru/threads/chili-v-prjamom-ehfire.971/
Побережье Тихого океана. Перу.
На дне каньона Котауаси.
Уюни.
Сельва. Аргентина.
Дорога Смерти. Боливия.
Долина пальм. Колумбия.
Эквадор. Завтрак.
Вулкан Чимборасо. Эквадор.
Колумбия.
На вулкане Чимборасо. Эквадор.
Серебряный остров. Эквадор.
На рынок в Эквадоре.
Вулкан Чачани 6075 м. Перу.
Центральная площадь в Арекипе. Перу.
Корова в кактусах. Эквадор.
Сладкие кактусы. Перу.
Коррида. Перу.
Эквадор. Церковь в долине долгожителей.
Песчаный ветер на Панамериканском шоссе. Перу.
Переход между Перу и Эквадором.
Пес в чилийских цветах.
5000 м. Перу.
Перу.
Линии Наска и Панамериканское шоссе.
Сантьяго де Чили.
Закат. Перу.
Колумбия.
Кафедральный собор в Кито. Эквадор.
Перу. Регион Чачапояс.
Дорожные пейзажи Перу.
Кито. Эквадор.
Лима. Перу.
Чилийские мотоциклисты.
Археология Перу.
Две недели в отеле. Перу.
Чавин. Перу.
Лагуны. Перу.
Карьер Антамина. Перу.
Банановые плантации. Эквадор.
Поход в Белые Кордильеры. Перу.
Сантьяго. Чили.
Чили.
Вальпораисо. Чили.
Тихий океан. Пичилему. Чили.
Honda Tornado .
Ботанический сад в Вальдивии. Чили.
Рыбный рынок в Вальдивии. Чили.
Перуанская деревня.
Ремонт дороги. Перу.
Камушки. Древние постройки в Перу.
Горные свиньи. Перу.
Зеленые горы. Перу.
Вулкан Мисти. Арекипа. Перу.
Южная Дорога. Чили.
Заповедник на реке Якума. Боливия
Пирашка.
В поисках анаконды.
Анаконда.
Между Аргентиной и Чили.
Высокогорное озеро Титикака. Боливия.
Ледник Перито Морено. Аргентина.
Аэропорт в Ла-Пасе. Боливия.
Ла-Пас. Боливия.
Атлантический океан. Аргентина.
Сельва. Боливия.
Буэнос-Айрес. Аргентина.
Кладбище Реколета. Буэнос-Айрес.
Конец учебного года. Аргентина.
Автовокзал в Рурренабаке. Боливия.
Регион Бени. Боливия.
Магелланов пингвин. Аргентина.
Приют на Уайна Потоси. Боливия.
Вершина Уайна Потоси 6080 м. Боливия.
Асадо (барбекю) де Аргентина.
Потоси. Боливия.
Музей мотоциклов и автомобилей в Termas de rio Hondo. Аргентина.
Уюни. Боливия.
Вершина Боливии — Сахама 6500 м и одноименный нац. парк.
Переход Либертадорес. Чили—Аргентина.
Рассвет на дороге. Аргентина.
Долина Раковин. Аргентина.
Арекипа. Перу.
Панамериканское шоссе. Перу.
Тихий океан. Чили.
Рута 40 на севере. Аргентина.
Еще дорожный север Аргентины.
Дорожное высокогорье Чили.
Лунная долина. Чили.
Котауаси. Перу.
Манго.
Собор Las Lajas. Колумбия.
Археология в Сан Августине. Колумбия.
Колумбия.