|
Это рассказ об поездке по Северной Аргентине, которая была одним из этапов путешествия по Южной Америке зимой 2010 года.
Подробно о всех этапах можно прочитать здесь: http://www.saparov.ru/travels/reporting/351/352.html
Сейчас министерство туризма Аргентины очень сильно пиарит север страны, и реклама северной провинции Сальта видна повсюду. Мы планировали взять здесь машину напрокат и объехать провинции Сальта и Хухуй. Честное слово, провинция так называется, мало того, здесь есть еще и город Хумухуяка :). Когда нам милая барышня Соня в прокатной конторе рассказывала, как добраться до Хухуя, мы невольно вздрагивали и с трудом сдерживали смех. Она, заметив странности в нашем поведении, поинтересовалась, что с нами происходит? Пришлось ей объяснить, что название города и провинции по-русски звучит несколько необычно. «Правда?! — удивилась Соня, — и как это переводится?»…
Утро начали с обхода всех прокатных контор, коих в Сальте множество. Заодно осмотрели город. Если честно, то не понятно, с чего LP называет его самым красивым колониальным городом Аргентины. Колониальной архитектуры в нем — два квартала в центре, где все туристы и тусуются. Кроме как посмотреть там на две церкви и посидеть выпить кофе на площади, делать более нечего. Весь остальной город — прямые улицы с облезлыми домами, и ржавыми кадиллаками на обочинах. Все мы видели такие города в фильмах про мексиканскую глубинку.
Найти машину оказалась делом очень непростым. Конечно, мы пытались забронить авто заранее через интернет. «Авис», которым мы обычно пользуемся, давал машины только с ограничением пробега в 200 км в день. «Хертц», который дает машины без ограничения, не давал возможности забронировать машину он-лайн — только по звонку в офис. Говорить по-испански по телефону было для нас очень сложной задачей, и мы понадеялись все решить на месте. И очень пожалели об этом.
Под проливным дождем мы бегали по улице, на которой и расположены в ряд все прокатные конторы, и около каждой находили очередь из промокших туристов. В «Хертце» и «Баджете» машин нет на ближайшую неделю, «Авис» по причине ограничения пробега никому не нужен, в местных конторах тоже ограничения и т.д. И абсолютно нигде машины не имеют вообще никакой страховки — за все повреждения надо платить отдельно. Такие правила даже у международных контор. В итоге мы нашли машину без ограничений пробега, но и без страховки, конечно. Заплатили половину суммы шестидневной аренды (в качестве гарантии вняли слип с карты, но она была дебетовая и на ней почти не было денег — но никто не проверял), посчитали все царапины, после чего нам выдали карту региона и рекомендации, куда на этой машине лучше не соваться — и мы отправились в путь. Наконец для нас началось настоящее путешествие. На этот раз у нас маленький «Шевроле-Корса».
Планы у нас были весьма туманные — был только список примерных мест, куда в окрестностях Сальты хотелось попасть. И мы сразу поехали в самую дальнюю точку маршрута — город San Antonio de Los Cobres. Путеводитель не обещал ничего выдающегося там — честно написал, что это обычное высокогорное поселение, но если вы хотите увидеть, как живут люди в глубокой аргентинской провинции, то вам туда обязательно надо. Мы же поехали просто ради самого пути, надеясь увидеть по дороге что-нибудь красивое и необычное.
Найти с первого раза дорогу в нужном направлении не удалось, и мы довольно долго плутали по окрестностям. С указателями в этой части Аргентины ситуация непростая, особенно сложно разобраться в городах — но там всегда есть у кого спросить. Покружив по окрестностям, мы наконец выехали на прямую дорогу до Сан-Антонио.
Дорога была очень красивая. Пустынно, дико, и — кактусы. Огромные, по несколько метров в высоту, цветущие нежными цветами, целые поля и долины кактусов.
Первую половину пути нас поливал дождь, но когда он закончился, закончилась и хорошая дорога. Карта нас упрямо вела с асфальта на грунтовку в горы. Проехав несколько километров, мы встали, поскольку путь нам преградил мощный селевый поток. На «Корсе» проехать тут было нереально. Мы с завистью смотрели на здоровый джип, обогнавший нас. Хотели уже повернуть обратно, как вдруг из-за поворота показался экскаватор и быстро расчистил для нас дорогу. Видимо, это привычное дело для горных районов — асфальтовые дороги на некоторых участках строить бессмысленно, все равно смоет при первом же дожде.
Дальнейшая дорога была тяжелой, но еще более красивой. Когда проехали половину пути, неожиданно грунтовка сменилась отличным асфальтом, и только в самом конце нам пришлось поглотать пыль на грунте.
По дороге подвезли двух местных теток, которые прямо в машине начали вязать шарфы из шерсти альпаки и впарили нам два шарфа за небольшие деньги. Как потом оказалось, они нам их продали по сильно завышенной цене. Это они нас так отблагодарили :). Внешне здесь люди сильно отличаются от жителей столицы — это исконно индейская территория.
Сан-Антонио-де-Лос-Кобрес
Сан Антонио оказался — дыра дырой. Однако, в этой дыре была отличная гостиница, в которую мы и заселились. Сальта расположена на высоте 1 200 метров, а Сан Антонио — на 3 800 м. То есть за несколько часов мы преодолели подъем в 2 600 метров, и, конечно же, ждали горную болезнь. Она пришла, но в облегченном, как мы потом поняли, варианте. Началась небольшая потеря ориентации в пространстве и одышка. Никакой головной боли не было, хотя молоточки в висках все же застучали.
Пока распаковывали вещи, имели возможность наблюдать интересные физические явления — упаковки с влажными салфетками лопнули, шарик дезодоранта вылетел вверх, как пробка от шампанского, когда открыли колпачок, зубная паста выстрелила белой струей, таблетки в блистерах распухли, треснули некоторые капсулы. Давление, однако…
К легким симптомам горной болезни прибавилась потеря аппетита, но мы решили поесть хоть что-нибудь символическое. Когда пришел управляющий принимать заказы у постояльцев на ужин, он спросил, откуда мы. Мы ответили. Сначала управляющий не понял, а потом глаза у него округлились:
— О, Руссия? Правда Руссия? Это же так далеко отсюда… Ваш премьер к нам приезжал! — Визит премьера вспоминал каждый второй аргентинец, узнав, что мы русские.
Когда управляющий окончательно поверил в то, что мы все-таки действительно из России, он спросил, сколько сейчас у нас градусов. В Москве тогда было минус 25, и он ответил, что зимой у них такая же температура, так что город Сан-Антонио это нечто вроде аргентинской Сибири. После чего попросил показать нам фото Красной Площади. У нас такого фото, естественно, не было, мы набрали в Гугле и показали ему фотографию. Управляющий начал охать и ахать — о, Красная площадь, надо же… На его охи прибежали другие постояльцы — итальянцы, и тоже стали охать над фоткой Красной площади: «Как красиво!». На что мы им ответили, что вот у них в Милане Дуомский собор — это действительно красиво, а Красная площадь — подумаешь, ничего особенного… На что они тоже возразили, что Дуомо — ничего особенного, они мимо него каждый день на работу ездят :).
Ночью спалось прекрасно, никакой бессонницы, характерной на высокогорье, у нас не было. Как оказалось, все было еще впереди. Утром мы сразу выдвинулись в путь, так как в самом Сан-Антонио смотреть и делать нечего. Наш следующий пункт был город Пурмамарка (Purmamarca), главная достопримечательность которого — разноцветные скалы.
Дорога была длинная и очень красивая, мы много останавливались и снимали. Но тогда мы еще не видели Боливии и восхищались на каждом километре пути. Дорога гравийная, населенных пунктов по пути нет, других машин — тоже.
Один раз попался домик пастухов — дети во дворе пасли коз. Мы тормознули, чтобы их поснимать, и ребенок, заметивший объектив, тут же нашелся: «1 фото — 4 песо». Хороший бизнес — это больше доллара!
Наш путь лежит по шоссе №40 — это самая знаменитая аргентинская трасса, которая проходит с юга на север через всю страну.
Здесь у нас состоялось первое знакомство с ламами. Позже мы их видели огромное множество в Аргентине и Боливии, но эти были первые, и мы основательно побегали за ними по прерии. Ламы очень пугливые животные, близко не подпускают, завидев машину, отбегают на приличное расстояние и оттуда смотрят с удивленно-глупым выражением на лице. Только один раз нам попался смелый лам. Видимо, это был вожак, который кинулся мне наперерез, грудью заслонил своих сородичей и, угрожающе щелкая, попер на меня. Разборка окончилась благополучно для обеих сторон :).
Дорога к Пурмамарке лежит через большой салар — Салинас Гранде, про который в LP написано, что если вы собираетесь в Боливию, то не тратьте на него время. Мы в Боливию собирались, но на салар все-таки заехали.
После салара начинается прекрасный асфальт, и так как времени до вечера было еще много, а до Пурмамарки совсем близко, мы решили съездить в сторону границы с Чили. По этой дороге снова начинается набор высоты, и пока мы доехали до ближайшей деревни, Ане уже было не очень хорошо — по ее словам: ощущение, что тебя долго били по голове, и общая тяжесть, придавливающая к земле. Постоянно хочется просто лечь и закрыть глаза, и даже не дышать, потому что дается это с трудом. И опять по дороге красоты и гигантские кактусы. Высота некоторых выше пяти метров.
Зашли отдохнуть пообедать в какую-то страшноватую забегаловку. Но и там снова было потрясающее мясо, Аня в надежде избавиться от головной боли выпила полстакана пива. Странным образом после этого все признаки горной болезни начисто испарились, и она на радостях выпила целый литр. Поэтому саму дорогу до Пурмамарки почти не помнит :). Зато я запомнил эту дорогу очень хорошо. На ней у нас на ходу лопнуло колесо. Пришлось под палящим солнцем поставить запаску и ехать в ближайший автосервис менять разорванную в клочья шину.
Как выяснилось, интересы у всех шиномонтажников мира примерно одинаковые :).
Еще немного красот по дороге.
Пурмамарка
Пурмамарка нас поразила огромным количеством туристов и очень дорогими отелями. И вообще, было такое ощущение, что весь этот город целиком состоит из отелей. Мы нашли нечто очень симпатичное и не очень дорогое, и пошли искать ужин. Так получилось, что зашли в неудачное место — самое туристическое в Пурмамарке, однако мясо там снова было восхитительное. Мы все не могли понять — ну как им это удается?! Может, коровы у них неправильные? :)
В 8 вечера на маленькую сцену ресторана поднялся мужик в пончо с маленькой девочкой. Мужик начал рассказывать про разные народные музыкальные инструменты, играть на них национальные песни, и всячески общаться с залом. Девочка все это время монотонно и совершенно не в такт била в барабан. Потом мужик начал спрашивать у всех гостей по очереди, откуда они. Штаты, Аргентина, Аргентина, Аргентина, Бразилия, Аргентина, Аргентина… Когда дело дошло до нас, и мы сказали, откуда мы, весь зал хором сказал «Ооооо!!» и на нас уставились с удивлением. Мы в этот момент, видимо, олицетворяли белых медведей в шапках-ушанках, сидящих за столом.
Песни в исполнении местной самодеятельности были, честно говоря, ужасные. Но, все иностранцы слушали их, затаив дыхание.
Когда принесли счет, мы с удивлением обнаружили там блюдо, которое не заказывали. Сначала подумали: ну вот и первый развод… Но, путем сложных логических рассуждений, пришли к выводу, что espectacolo — это музыкальная программа, которой мы имели счастье наслаждаться :).
Утром мы полезли на холм снимать разноцветные горы — действительно очень красиво и необычно. Такие горы не только в Пурмамарке, они встречаются по всему этому району, но здесь они — самые яркие.
Вечером мы хотели доехать до гор Quebrada de Cafayate — это одна из главных достопримечательностей региона, но, подсчитав время в пути, поняли, что уже не успеваем туда до заката. И поехали окружной дорогой, которая сильно увеличивала наш путь, но давала возможность посмотреть другие места и заночевать в красивом горном селе Сachi — его нам очень рекомендовали итальянцы, с которыми мы познакомились в Сан-Антонио.
Проехать мимо города Хумухуяка мы, разумеется, не смогли. Кроме названия, в городе ничего интересного не было, разве что дикая жара и очередной митинг с перекрыванием дороги.
Качи
Дорога до Качи идет внутри горного массива — крутой серпантин и нереальные виды. Гор мы в Аргентине, похоже, насмотрелись на всю жизнь вперед — и цветные, и серые, и с кактусами, и покрытые лесом и совсем без него.
Все очень красиво, без конца мы останавливались снимать, и еле-еле успели выехать с серпантина на ровную дорогу до полной темноты. По этому массиву ночью ехать просто нереально. Здесь мы второй раз столкнулись с ситуацией, когда часть пути проходит по гравийной дороге, а на высоте выше 3 000 метров неожиданно начинается хороший асфальт.
В Качи мы были уже почти ночью и очень уставшие, забросили вещи в симпатичный хостел (хозяин которого опять вспомнил, что наш премьер приезжал) и пошли гулять. Гулять в Качи особо негде, так как он весь состоит из центральной площади и нескольких расходящихся от нее улиц. Однако, это очень приятное и атмосферное место. Ужинать пошли в простенькое кафе, где даже меню не было, а пришел официант и перечислил блюда, которые можно заказать сегодня вечером. И снова мясо было фантастическим!
Утром мы наконец увидели, в каком живописном месте находится Качи.
В нашей программе остался только один важный пункт — горы Quebrada de Cafayate, один день мы должны были провести там. После чего вернуться в Сальту, сдать машину, и на автобусе уехать на границу с Боливией.
По дороге в Кафаятэ проехали интересный каньон Корте. К сожалению, свет был неудачный, а задержаться не было возможности. Было дико жарко. Термометр в машине показывал за 40 градусов.
Заехали в типичный аргентинский город в несколько улиц.
И опять море кактусов вдоль дороги…
Подвезли колоритного гаучо, который с радостью попозировал нам.
А это непонятная дорожная конструкция в совершенно пустынном месте. Может, кто знает, что это такое?
Кафаятэ
Когда наконец добрались до города Кафаятэ, был полдень, и стояло самое пекло. Ужасно хотелось купаться. В Кафаятэ один водоем — река Колорадо, и на ней якобы есть водопад. Мы доехали до водопада, но искупаться в нем нет ни малейшей возможности, так как вся вода, разбирается по желобам на полив виноградников. Так как купания не случилось, то мы выдвинулись сразу в горы.
Местность вокруг Кафаятэ живописные, я считаю, что это вообще лучшее, что мы видели за весь наш маршрут в Аргентине. Аня этой точки зрения не разделила, так как было много других мест, которые ей понравились не меньше. На десятки километров вокруг тянутся разноцветные горы самых причудливых форм.
Это образование называется Амфитеатро. Рядом есть еще несколько подобных, но этот самый впечатляющий. А какая здесь акустика! В каньоне сидят парень с девушкой — он играет на гитаре, она очень красиво поет, слушать можно бесконечно.
После заката вернулись в город и с огромным трудом заселились в хорошую дорогую гостиницу, потому что все остальные в городе были переполнены — на выходные здесь было огромное количество туристов.
В конце дня ходили в местный бар слушать музыку. За вечер выступило несколько коллективов по два-три человека — гитара, барабан, флейта. По качеству музыки и исполнения этот эспектакало был на несколько порядков круче, чем в Пурмамарке. Песни все были незнакомые, но содержание было в целом понятно: про корасон и «Между Хумауякой и Хухуем, в водах реки Колорадо…». Наконец попробовали местное вино, так как до сего момента из-за жары пли только пиво — очень понравилось.
Утром следующего дня, за завтраком неторопливо наблюдали за начинающимся дождем, и радовались, что повезло с погодой вчера. Постепенно дождь превратился в дикий ливень, и улица перед отелем начала заполняться водой. Когда вода поднялась до дверей нашей арендованной машины, пришлось идти к ней по колено в воде, и перегнать на более высокое место.
В этот момент на улице началось какое-то движение, приехала пожарная и полицейская машина. Стражи порядка бегали с лопатами и пытались эвакуировать жителей дома напротив отеля.
Дом, находящийся в низине, быстро наполняля водой, жильцы с воплями носились из комнаты в комнату, спешно одевая детей и стараясь спасти ценные вещи.
Заливался лаем черный спаниэль, которого пожарные скинули с подоконника в воду, чтобы он не мешал пролезать в дом через окно.
Я попробовал помочь с выносом детей и пожитков, но только мешал в этой ситуации. Отец семейства постепенно перенес все потомство в машину и уехал. Остались только женщины. Бабушки через окно с дрожью в голосе рассказывали о своей горькой судьбе. Их не заботило то, что я почти ничего не понимаю из их речи, хотя, догадаться было не трудно о чем они говорят. Судя по всему, они поносили местное коммунальное начальство, которое не предотвратило беду, хотя это было предсказуемо, жаловались на тяжелую жизнь и т.п.
Удивительна была реакция пострадавших на иностранца с камерой, который мешался под ногами… Ни разу никто не высказал неудовольствия, наоборот, они были исключительно вежливы, даже пытались шутить и всячески благодарили за предложение помощи.
Постепенно дождь стих, трактор расчистил дорогу, и вода стала уходить. Полиция и пожарные уехали, народ разошелся, и все вернулись к повседневным хлопотам.
Все это время постояльцы отеля неторопливо потягивали утренний кофе, сидя в шезлонгах у дверей своих номеров, лениво наблюдая за происходящим.
На этом путешествие по Аргентине практически закончилось. Мы вернулись в Сальту, сдали машину, заплатив 100 долларов за всякие царапины и пробитое колесо, заселились в плохой отель рядом с автостанцией и стали ждать встречи с Боливией — на следующий день в 5:30 утра отходил наш автобус в Ла Кияку — пограничный аргентинский город, в котором предстояло перейти границу с Боливией пешком — транспортного сообщения между двумя странами в этом месте нет.
Все аргентинское путешествие было ровным и беспроблемным — практически, как по Европе — красивые виды, приличные гостиницы, очень вкусная еда и приветливые люди. В Аргентину мы обязательно вернемся еще — посмотреть другие регионы, поесть мяса и увидеть Патагонию!
Подробнее об этой и других поездках: www.saparov.ru.
Другие рассказы автора с множеством отличных снимков: