Путешествие по маршруту Железногорск — Красноярск — Мурманск — Североморск — Печенга

18.03.2014 | 21069 просмотров

На «дром.ру/путешествия» встречаются яркие, запоминающиеся отчёты, например «От Н. Новгорода через Алтай до Черского, перевозка маралов». Ставишь себя на место героя и представляешь себя на его месте. На машине добраться до Черского, ещё куда ни шло. Но чтобы с маралами за спиной — ни за что! А отчёт «Хроника одного неудачного перегона», когда отец с сыном гнали убитый «Шевроле Тахо». Сколько родственникам пришлось испытать с этим авто! Хорошо, что у мужиков ручки растут, откуда надо. А один из последних отчётов «Одесса-мама и Мурманск-папа: как трое девушек прокатились на море» набрал столько просмотров, что можно только удивляться. Взяли девчонки занимательным повествованием, отличными и завлекающими фотографиями. Думаю, что свяжись в свое время с Софьей, автором отчета, не было бы у нас проблем с поездкой на Рыбачий.

Почему я решил послать свой отчёт о путешествии в Drom.ru? В первую очередь, хотелось бы настроить, побудить читающую публику на поездки по местам Матушки-России, которые напомнили бы себе и своим близким о памяти родственников. Пусть и не только тех, которые погибли в годы ВОВ, а вообще лежат на многочисленных погостах, зачастую поросших высоким бурьяном. Напомню известные высказывания мудрых людей: «Забыв прошлое, мы никогда не построим будущее», «Только зная прошлое, можно жить настоящим и думать о будущем», «Человек жив — пока о нём помнят. Пожалуйста, никогда не забывайте об ушедших, своих родных, близких, дорогих сердцу людях».

Идея поездки зародилась в конце 2012 года и представлялась сначала совершенно в другом виде. Во-первых, в ином составе, то есть только с другом Никитичем. Мы с ним в 2007 году на поезде, автомобиле, пароме, самолёте совершили поездку по маршруту: Красноярск — Хабаровск — Ванино — Холмск — Ю. Сахалинск — о. Итуруп (Буревестник). И в 2012 году задумали проехать до моей родины города Североморска. Это как раз в противоположном направлении по сравнению с поездкой 2007 года. Планировали до С.-Петербурга самолётом, далее до Мурманска поездом, чтобы из окна вагона полюбоваться красотами Карелии. Но, отмечая новогодний корпоратив 2013 года и слушая рассказ бывшего сотрудника Николая о поездке на Тойоте королла к Чёрному морю, подумал, а почему бы и нам на машине не отправиться? Дальше — больше. Сын Иван, узнав о моём намерении, спросил — а почему не со мною и внуком Гришей? О таком составе мне можно было только мечтать. Ведь мы отправлялись не только на мою родину, но и в те места, где воевал в Великую Отечественную войну мой отец — дедушка Ивану и прадедушка Грише. Проще в таком составе было решать вопросы пропуска в Североморск, а это город ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование) и попасть туда совсем не просто. Вопрос оформления пропусков оказался самым трудным в осуществлении поездки. В интернете предлагались варианты проезда в город без оформления пропуска: в багажнике такси, в обход КПП по сопкам. Но такие варианты проникновения в родной город отмёл сразу. Была возможность попасть в Североморск на празднование Дня Военно-морского флота через турфирму, но это всего на пять часов. (И как позже выяснилось, этот тур не состоялся — не набралось желающих, хотя заявку от себя на всякий случай мы сделали). Жизнь сложилась так, что родился я в ЗАТО г. Североморск и прожил всю трудовую жизнь в ЗАТО г. Железногорск. А вот проехать из одного ЗАТО в другое не помог даже наш зам. Главы администрации. И уже перед самым отъездом пришло сообщение из администрации ЗАТО г. Североморск, что в порядке исключения нам оформили пропуска. Конечно, сыграло свою роль моё письмо на имя Главы администрации с подробным описанием причин приезда. И ещё было большое желание посетить памятное место, куда требуется разрешение сверху по линии военных. Это войсковая часть 40608 (флотский экипаж), совсем недавно её номер поменялся на 31127. Здесь в далёкие 1947-1957 годы командовал учебной ротой мой отец майор Дорофеев. В части я готов был рассказать о боевом пути отца, показать фото и документы прошлых лет, поведать о теперешней жизни в Сибири. Обо всём этом я рассказал в телефонном разговоре заместителю командующего Северным флотом по работе с личным составом. Думаю, что в советское время нас встретили бы без лишних объяснений, но сейчас пришлось долго разъяснять цель приезда. В результате нам была обещана помощь в посещении части, а вот пропуск в ЗАТО в любом случае по инструкции заказывается только через городскую администрацию. Вот так, решив перед самым отъездом самые необходимые вопросы, мы отправляемся в путь. Конечно, предварительно я изучил на дроме путешествия в нашем направлении. Впечатления от самых оптимистических (из Москвы в Мурманск зимой (!) на кабриолете Jaguar XK с клиренсом 10 см) до настороженных (Андрею Леонтьеву с Анной Завершинской на Volvo XC90 в Кировской области пришлось делать крюк в 80 км из-за «фронтовой дороги»). До этой поездки из самых дальних у меня было путешествие в июле 2004 года на Байкал на остров Ольхон. Ежегодные поездки по Хакасии, югу Красноярского края, в Томск, Кемерово не в счёт.

Наша команда:
я, Владимир, отец, 62 года (исполнилось в пути);
Иван, сын, 34 года;
Гриша, внук, 11 лет.

Автомобиль праворульный Toyota Corolla Spacio 2005 года, пробег 76000 км, приобретён в 2009 году с аукциона с пробегом 15000 км.
Мобильная связь МТС без проблем на всём протяжении пути.
Фотокамера Canon A720 IS.
Планшет «Айпад 3».

Памятные даты в 2013 году, связанные с нашим путешествием:

01.06.2013 г. — 80 лет Краснознамённому Северному флоту.
28.05.2013 г. — 75 лет Мурманской области.
10.06.2013 г. — 40 лет назад на Приморской площади в Североморске открыт памятник морякам-североморцам героям обороны Заполярья в годы Великой Отечественной войны — Алёша, визитная карточка города.
18.04.1951 г. — основание города Североморска и год моего рождения. День Военно-морского флота 28 июля в этом году совпадает с моим днём рождения, и я отмечу его у себя на родине, где не был 57 (!) лет.

Все данные, цифры, наименования, упомянутые в отчёте, взяты в открытом доступе из Интернета.

Путешествие по маршруту: Железногорск — Красноярск — Мурманск — Североморск — Печенга — Железногорск (20.07.2013-08.08.2013)

Итак, поехали.

20 июля, суббота

Прибыл из Железногорска в Красноярск (60 км), где проживает семья сына, вчера поздно вечером, чтобы не терять утром время на дорогу. Подъём в 5:30. Плотный завтрак, приготовленный невесткой Мариной, и в путь в 6:15. Ваня за рулём. Дорога до Ачинска спокойная и знакомая. С утра хорошо +15, а вот к полудню до +29. Готовились долго, а проблемы начались сразу. Видеорегистратор не подключили. Навигатор что попало показывает. С самого начала пути стало поражать обилие фур — по количеству сравнимых с легковыми машинами. Кемерово прошли по указателям, так как навигатор откровенно отправлял нас в никуда. Были свидетелями, как водитель машины с номерами нашего города, недоумённо оглядываясь, проследовал в противоположную сторону, держа в руках планшет. Ваня скорость на трассе держит приличную 100-130 км/ч. За Кемерово прошёл кратковременный ливень. Жара +30. Почти всё время включён кондиционер. Дорога в основном на 4 балла. Два участка за Кемерово по 5 км на 3 балла и всё. Много ведётся ремонтных работ на трассе. Встретилась лишь одна авария — перевёрнутая фура в кювете. Новосибирск обошли по объездной дороге. Плотно пообедали в кафе «Берёзовая роща». Далее на трассе перекусили в машине с включённым кондиционером — на улице жара и тьма паутов. Намечали ночёвку в Барабинске, так и получилось — в 21:00. На повороте с трассы на Барабинск кемпинг «На посту». Номер сняли за 1700 руб. Двуспальный диван, кровать, ТВ, Wi-Fi, вентилятор, но душно. Сразу поясню, что в пути планировали останавливаться в кемпингах и гостиницах. В первую очередь, из-за Гриши, здоровье которого в условиях дальней дороги вызывало опасение. Ну, а получить полноценный отдых — это в длительной поездке тоже важно. С другой стороны, на этой статье расходов можно экономить. Перекусили в номере своими продуктами. Душ общий. Платная стоянка — 70 руб. Читаем, пишем, пользуем ТВ и ноутбук. Ваня смотрит футбол Локомотив-Волга. У кемпинга я насчитал транспорт из 10 регионов.

Суточный пробег — 1136 км: Красноярск — Кемерово — Новосибирск — Барабинск.

Начало пути при хорошей погоде.

21 июля, воскресенье

Подъём в 6:00. Завтрак — у себя в номере, поскольку наш домашний запас еще не иссяк. За ночь всю стоянку забили фуры (Ваня насчитал их более 120) и легковые. Выехали в 7:10 в дождь. С утра на трассе трафик небольшой. На заправке беседуем с местными, которые жалуются — залили дожди. Грибы белые и подберёзовики отошли, пошли грузди. Много земляники, в садах клубники. Омск обошли стороной, но попали на дорогу через Казахстан, который собирались объехать. На круговой за Омском свернули во второй поворот, а надо было в первый. Поняли, что едем не как планировали — трафик отсутствовал вообще, не говоря уже о фурах. Более 40 км проехали, когда смогли уточнить свой маршрут: оказывается, мы совсем рядом с границей с Казахстаном. Не пожалели в результате своей оплошности, побывали в Казахстане и испытали на себе общение с погранцами двух стран. Пообедать решили на нашей стороне, чтобы не связываться в расчётах с другой валютой-тенге. Побывали в нашем районном центре Исилькуль в поисках харчевни, уделались в грязи, но нашли неплохой «Трактир». Граница — вскоре после Исилькуля. Можем поделиться впечатлениями, чтобы было какое-то понятие о прохождении границы у читающих этот отчёт. Перед поездкой мне не попалось такой свежей информации, а противоречивой было предостаточно. Вплоть до того, что «могут не пустить», «вдруг не пустят». В основном Казахстан водители старались миновать. Но опять же на объезде они попадали на участок бездорожья (это район населённого пункта Бердюжье — сколько про него гневных и печальных строк прочитано!). Забегая вперёд, могу сказать, что этот участок благополучно минуется севернее по приличной трассе: Омск — Ишим — Тюмень — Екатеринбург. Обратный путь мы проделали именно так. Этим путём советую двигаться всем, у кого документов нет при себе или они не в порядке, у кого груз или предметы могут вызвать вопросы у погранцов, и кто движется на запад или северо-запад России. Остальным, двигающимся на юг и юго-запад России, можно и побывать в Казахстане. Но на что надо себя настраивать, если решились пересечь дважды границу (въезд и выезд). На стоянии в очередях, во-первых. Время проезда зависит от времени суток, дня недели, ситуации (например, перед тобою пара пассажирских автобусов проходят). Мы затратили в сумме три часа на прохождение двух границ. Как я понял, бывает хуже, бывает и лучше. Но за это время можно пообщаться с такими же путешествующими, местными, узнать о предстоящей дороге. Короче, время зря не потерять. Сэкономить на бензине. Ну, а нервы можно потрепать, выбирая любой вариант. Проходим границу на въезд в Казахстан после соблюдения всех формальностей за полчаса, радуясь быстроте и хорошей дороге. Из документов требуется российский паспорт и водительское удостоверение. Предлагается приобрести страховку, действующую на территории Казахстана — 280 руб. По Казахстану дороги на 4. За рулём сижу я, так как страховка оформлена на меня. Все формальности соблюли и не напрасно. В Петропавловске у стационарного поста нашу машину с общего потока выдернул местный гаец. Но увидев у меня в руках местную страховку, сразу поскучнел, и его интерес ко мне пропал. Направились далее к границе для выезда. По обеим сторонам дороги много машин — местные собирают грибы, ягоды. У нас до границы мы такого не наблюдали. Температура +22, пасмурно. Подъехали на КПП на въезд в Россию. Вернее КПП мы сначала и не увидели, а ткнулись в хвост очереди примерно из 150 машин, преимущественно легковых. Проезд границы занял 2,5 часа. Столько процедур пришлось пройти с двух сторон границы, столько испытать неудобств из-за того, что Союз развалился. Ведь по живому границу пробросили. Пристальной проверке машина подверглась со стороны российской, что обусловлено провозом наркотиков с южных рубежей. Гайцы на трассе встречались трижды — нас предупреждали фарами и шумел наш антирадар. Дорога до Кургана — с 5 до 3 баллов. Местность однообразна — болотистая равнина с озерками и берёзовыми перелесками. За рулём меня стало клонить ко сну. Остановились на ночлег сразу за Курганом в гостинице «Сибирские дороги». Похуже, чем вчера. Тесный номер на 3 кровати. (1350 руб.). Душ и туалет в коридоре. Вечером после ужина в кафе все за ноутбук и планшет. По объездной дороге Кургана многочисленные кафешки — действующие и строящиеся.

Суточный пробег — 914 км: Барабинск — Омск — Петропавловск (Казахстан) — Курган.

Вот так, в окружении фур на ночлеге и в пути будет вся наша дорога.

Необъятны просторы Сибири…

Последнее селение перед Казахстаном.

Так начинается граница с Казахстаном.

Уже не в России.

Казахский гаец, расстроенный общением с нами.

А вот в Россию въехать посложнее. Очередь на КПП.

22 июля, понедельник

Подъём в 5:30. С вечера заказали завтрак в кафе, поэтому утром не задержались, выехали 6:15. Пасмурно, +16. Дорога в основном на 4. Утром движение заметно свободнее. Челябинск миновали по объездной. Поприветствовали Ипсума — 24.RU. После Кургана наш регион попался впервые. От Челябинска автострада на 5. Ваня держит 140 км/час. Антирадар иногда шумит. Попались два ППС на трассе. В горах на Урале участки с хорошей дорогой чередуются с «3». Трафик сплошной или свободный. Думали, будет гораздо хуже. Поэтому планируем сегодня уйти за Уфу до Набережных Челнов. Обедали возле Усть-Катава в кафе «Сказка». Самое лучшее обслуживание и качество на «5». Город Сим в распадке. Южный Урал оставляет впечатление хорошее: заправки, кемпинги, сувенирные лавки, в которых сверкают самогонные аппараты. На обратном пути прикупим сувениры. Жарко — под +30. В Башкирии и Татарстане в сельских пунктах уютные улочки с заборами из профлиста (однако, местная власть помогла). Хотя меньше попадаются мотели и заправки. Дороги на «5» (автострады), много строится еще. С ухабами дороги редки. Так и добрались почти до Казани. Долго не могли заправиться и найти мотель. Наконец, остановились в «апартаментах» (2350 руб.): кухня, прихожая, две комнаты, ванная комната, ТВ, но без Wi-Fi, но Гриша не протестовал — так хорош был сам номер. Ужинали своей снедью. За сегодня в пути встретилось много стационарных радаров >10. Выручает наш антирадар и мигание встречных. Завтра думаем прибыть в Ярославль. Да, не рассказал ещё о музыкальном сопровождении в пути. Попсы практически никакой. Звучали песни такой направленности: «Прощайте скалистые горы», «Русское поле», песни Николая Растеряева, Владимира Высоцкого. Вечерами на планшете смотрели фильмы: «Гагарин», «Легенда № 17», «Протоколы войны». Причём такой репертуар придумал не я, а подготовили сын с внуком. Принимая во внимание цели поездки, он мне пришёлся по душе, и спасибо за это моим ребятам.

Суточный пробег — 1210 км: Курган — Челябинск — Казань.

Знаменитые самогонные аппараты (по паспорту дистилляторы). Стоимость в зависимости от объёма 2-5 тыс. руб.

Кафе на 5 баллов.

На такой простор на дороге по Южному Уралу мы не рассчитывали.

На границе между Татарстаном и Башкортостаном.

23 июля, вторник

Подъём в 5:30. Позавтракали. Я вышел к машине с вещами. Подошёл ко мне мужчина, спросил, как отель и сколько стоит ночлег. Я ответил, а далее состоялся такой диалог:

— Откуда?
— Из Красноярска.
— Куда?
— В Мурманск.
— А далее?
— На Рыбачий, хребет Муста-Тунтури, мыс Немецкий.
— Звать?
— Владимир.
— А жену?
— Надя.

Надо же нам столкнуться в далёкой Казани в 6 утра с такими одинаковыми намерениями и одинаковыми данными! Разговорились. Путь в Мурманск у них лежит через Москву и С.-Петербург, где встречаются с родственниками. Но, учитывая, что мы задержимся в Североморске, на Рыбачий есть возможность отправиться одновременно. Обменялись на всякий случай номерами мобильных. Продвигается Владимир на ВАЗ 2114. А на Рыбачий он задумал поехать, прочитав про его героическую оборону в годы ВОВ. Также хотел искупаться в Баренцевом море и посетить самую северную точку России мыс Немецкий. У нас, конечно, причина посещения гораздо весомее. Тем более намерение Владимира вызывает уважение.

Выехали из мотеля в 6:15. Казань обошли по объездной. На обратном пути обязательно посетим, есть, что посмотреть. Идём по маршруту: Чебоксары — Н. Новгород. Дорога на «4». Трафик средний, ожидали худшего. Обедали в кафе «У Ирины». Жарко +30. Идут с/х работы. Заехали во Владимир, при этом навигатор в поисках магазина завёл в тупик, из которого долго выбирались. Затоварились на встречу с друзьями в Ярославле. После Владимира ненадолго остановились в старинном русском городе Суздале и поняли, что на обратном пути задержимся здесь непременно, столько здесь интересного. К Ярославлю подъезжаем в дождь. Друг Валера встречает на подъезде к городу на «Волге». Тепло приветствуем друг друга и едем за ним. Супруга Валеры Таня встретила радушно, сразу сытно накормила. Пришла внучка Женя, живёт с ними, дочь сына Серёги. Вот так сейчас часто бывает — дедушка и бабушка за родителей. Ваня поехал прогуляться по городу, Гриша засел за планшет. Долго сидели за столом с Валерой: вспоминали жизнь в Железногорске и наши шабашки в Хатанге, Хабаровске, Туре, обсуждали, делились… Легли за полночь.

Суточный пробег — 880 км: Казань — Н. Новгород — Владимир — Ярославль.

Радует глаз такая картина…

Хороши татарские дороги.

24 июля, среда

Подъём в 5:30. Завтракаем. Валера провожает нас за Ярославль в нашей машине. Курс на север, дорога на «5». В Вологде в 9 часов. Солнце, тепло, Гриша спит в машине. Мы с Ваней посещаем два супермаркета. Далее по дороге курс на Вытегру. Перекусили на трассе. Становится прохладнее +17, пасмурно. Перед Вытегрой объезд строящейся дороги примерно 10 км. Впервые попадаем на разбитую дорогу такой протяжённости. В самой Вытегре пришлось заворачивать с трассы на заправку «Лукойл» около 5 км по разбитой дороге под проливным дождём. Надо же умудриться — поставить заправку вдали от тракта. За Вытегрой продолжается проливной дождь и снова разбитая дорога около 15 км. Въехали в Карелию. Отличная дорога переходит на «3». Местность однообразная — равнина с невысоким лесом. Проехали Пудож. Дорога скачет с «5» на «3». Трафик небольшой. По пути остановились в Повенце, возле деревянного храма рядом с трассой. Это храм Святителя Николая Чудотворца в память о погибших строителях Беломорканала. Не попали — закрыт, уже поздновато было. Невдалеке на постаменте стоит пушка. Оказывается, здесь проходила линия фронта, и шли ожесточённые бои. Мы не предполагали, что так далёко могли пройти немцы на этом участке. В Медвежьегорске остановились в гостинице «Онежская» в трёхместном номере за 2900 руб., а по качеству хуже казанских апартаментов на порядок. А все потому, что пользуется эта гостиница повышенным спросом. К этому были готовы, так как в Интернете говорилось о том, что в Медвежьегорске с размещением проблемы.

Суточный пробег — 850 км: Ярославль — Вологда – Вытегра — Медвежьегорск.

Утром в Вологде.

Дороги в России разные бывают.

И вот так, бывает, живём.

Храм Святителя Николая Чудотворца в память о погибших строителях Беломорканала.

Гостиница «Онежская» в Медвежьегорске пользуется популярностью.

25 июля, четверг

Подъём в 5:30. Завтрак в номере. Погода пасмурная, +14. Дорога от отличной до проблемной — местами идёт ремонт. Самое удивительное и приятное, что на глазах тучи рассеялись, и солнце стало пригревать. Вот на это надежды было мало, но, видимо, есть силы, которые на наш приезд решили нам праздник устроить в виде отличной погоды. По трассе Кола много своротов и почти в каждом недалеко от дороги лесочке стоят машины – ночуют. Не все обретают ночлег под крышей, а некоторые и не стремятся туда, предпочитая переночевать на природе. А стоящие днём машины указывают на грибников и ягодников. За 52 км до Зеленоборска остановились пообедать в кафе. Расположились на веранде. Вкусно и сытно поели, обслужили на отлично. Подошёл к торгующим на тракте женщинам. Продавали морошку и голубику. Сказал, что не ел морошку 56 лет, и кто мы и откуда. Разговорились. Пожаловались на трудную жизнь. У них в посёлке закрыли шахту и люди без работы. Пенсионеры пытаются прожить на пенсию, а молодые живут неизвестно на что. Проблемы в России общие. По дороге трафик небольшой. Дорога хорошая. А вот бензином перестраховались и в одном месте в Кеми дозаправились за 34 руб. Как оказалось потом — напрасно. По обе стороны дороги невысокий плотный лес, озёра, валуны. Вопрос Грише: как попали сюда эти каменные глыбы? Не ответил, просветили его. Прибываем в Мурманск в 16:00. Перед въездом в город перекусили на берегу озера. Погода солнечная, что усиливает наше впечатление от этих мест. Сразу проехали до КПП Североморска, узнать про пропуск. Всё нормально. Я в шаге от родного города, но не въезжаем, надо в Мурманске определиться с гостиницей и поездкой на Рыбачий. В турагентстве Элеонора (я с ней до поездки переписывался по электронке и по телефону общался) не обрадовала с поездкой на Рыбачий, пока нет вариантов. Но с трудом помогла устроиться в гостиницу «Фьорд» в нормальном номере за 3500 руб. сутки. Дороговато, но других вариантов просто не было. Через два дня в Мурманске и Североморске отмечают День ВМФ России, ожидают прибытие многочисленных гостей. Удивило, что не смогли найти вариантов в системе «гостиница в квартирах». Поужинали в кафе «Урарту». Завтра в Североморск в 8:30 в войсковую часть, где нёс службу мой отец, где бывал мальцом и я. После этого нам будет понятно, как проведём мы последующие дни.

Суточный пробег — 800 км: Медвежьегорск — Лоухи — Зелёноборский — Мончегорск — Мурманск.

Я не ел ягоды морошки 57 лет.

Добрались до Полярного круга.

Гляжу на этот снимок, и так хочется снова за руль и в далёкие края…

Приятно остановиться и полюбоваться красотой этих мест…

26 июля, пятница

Встал в 6 утра — время, когда я родился в этих местах 62 года назад. (Хотя в паспорте значится дата 28 июля. Поэтому отмечаю обе даты). Можете только представить, какие чувства одолевают меня! Мечта встретить свой День рождения на Родине — осуществлена, я в Североморске. Первые поздравления принимаю от Вани с Гришей. В сам Североморск выезжаем от гостиницы в 7:30. День солнечный — сегодня всё для меня и для нас! Благополучно проезжаем КПП. Как мы проезжали с мамой его в те далёкие годы — не припомню. Но вот и я снова спустя много-много лет на своей Родине, да ещё в свой День рождения! И ласковое солнышко приветствует нас: три поколения Дорофеевых… Войсковую часть 40608 (флотский экипаж) находим быстро. Совсем недавно её номер сменили на в/ч 31127. Детская память на эти места плюс карты города из интернета позволяют ориентироваться не хуже навигатора. На КПП войсковой части царила суета — офицеры направлялись на площадь для проведения репетиции парада. Дежурный офицер был не в курсе нашего прибытия и пошёл выяснять, что с нами предпринять. В результате нам дали провожатого по части рядового Рустама. Он-то и повёл нас по территории части, где в далёкие 1947-1957 годы командовал учебной ротой мой отец. Бывал ли я здесь, не скажу. А вот фотография есть, где я с отцом в окружении матросов: команды по пулевой стрельбе. Сегодня на территории части тихо и пустынно, так как призывников нет. Всё в образцовом порядке, строений много, но не все задействованы. Техники тоже мало. Количество призывников резко сократилось. По словам Рустама, кормят хорошо, дедовщины не испытал. В штаб не заходили, некому было сопроводить, а Рустам полномочий не имел. Хотя историю части хотелось посмотреть и, может, увидеть упоминание об отце. Но и на том спасибо. Далее мы проехали на улицу Кирова, где мы проживали до самого отъезда в Сибирь. И вот я стою на том месте, где когда-то стоял наш финский домик. Сейчас на этом месте многоэтажки. Внизу под горой гаражи, а когда-то было болото, и мы там собирали морошку. А ещё дальше за болотом сопка, она тоже врезалась в мою память. А вот с этой горки сестра Нина зимой скатила меня на санках, и я носом врубился в камень. Шрам на носу, как память о Североморске, остался на всю жизнь. Звоню в Абакан сестрёнке, говорю, где нахожусь я. Как её сейчас не хватает рядом, комок в горле. И мама не дожила до этого дня, а как бы порадовалась! Ваня с Гришей рядом, а это говорит о том, что историю рода Дорофеевых есть, кому передать для её продолжения. И этот миг на всю оставшуюся жизнь… Много фотографируем. Раздаётся звонок из воинской части от Олега Юрьевича. Жалеет, что не застал нас в части и просит подъехать за пригласительными билетами на парад 28 июля. Встречаемся, знакомимся. Капитан 2-го ранга, колоритная личность, стрижка налысо, небольшого роста, много говорит, военный в 5-ом поколении. Жмёт Грише руку. Выдаёт небольшой экскурс в историю России. Сообщает номер телефона, по которому можно договориться о поездке на Муста-Тунтури. Прощаемся с тем, что обязательно ещё увидимся. Звоним по полученному телефону насчёт поездки и едем на встречу с человеком по имени Сергей. Он ничего конкретного не обещает, позвонит дополнительно. Едем на Приморскую площадь, где наблюдаем за репетицией парада. В лучах яркого солнца всё смотрится захватывающе. Совершаем небольшую прогулку по городскому парку, которому требуется хороший уход. Фотографируемся у самолёта ИЛ-4, памятник североморским воинам — авиаторам. Возвращаемся в Мурманск. Обедаем в «Кружке», где уютный интерьер и вкусно готовят. Познакомились поближе с Мурманском, объехали его по кольцевой, пытаясь выехать на набережную Кольского залива, не получилось. Всё застроено, не подъехать. Впервые за дорогу спокойно все отдыхаем в номере. Дорога, конечно, утомила. Договариваюсь о встрече с сотрудником газеты «Североморские вести» Ириной на понедельник. Ужинаем в понравившейся нам «Кружке». В номере перед сном смотрим фильм «Легенда № 17» про хоккеиста Валерия Харламова. На улице стало пасмурно и прохладно. Хорошего помаленьку. Да, про полярный день ещё не упомянул. Всё-таки сумерки есть, и свет спать нам не мешает.

Суточный пробег — 60 км: Мурманск — Североморск — Мурманск.

Сбылась моя мечта: я в своём родном городе спустя 57 лет.

В Североморске на проходной в воинскую часть, где в 1947-1957 годах командовал учебной ротой мой отец.

В Североморске на этом месте в далёкие пятидесятые прошлого века стоял финский домик, в котором проживала наша семья.

27 июля, суббота

Сегодня отсыпались. КПП в Североморск проехали в десятом часу. Погода солнечная, нам определённо везёт в этом плане. Гуляем по Североморску. Надо же, суббота, а городской музей закрыт. Завтра в День ВМФ пробиться будет трудно. В магазинах приобретаем сувениры. Прогуливаемся по Приморской площади. Фотографируемся у памятника Алёше. На площади есть, что посмотреть. В заливе на рейде стоят военные корабли и катера. Выделяются авианосец «Адмирал Кузнецов» и атомоход «Калуга». Завтра должны увидеть парад во всём великолепии и воочию, а не как всю жизнь — по телевизору. Возвращаемся в Мурманск и обедаем в приглянувшейся нам «Кружке». Решили прогуляться пешком по нашему району. Больше часа кружили. Прошли через гаражный массив. Автолюбители ремонтируют, общаются за рюмкой. Всё, как у нас, хотя народу в гаражах поболее нашего. Решили понаблюдать в городе, много ли нам встретится праворульных машин. Попалось аж две штуки. Конечно, с нашим регионом никакого сравнения. И если в «Жигулях» я разбираюсь (было таких три авто), то в японском могу только свечи с предохранителями заменить. Поэтому, чем дальше от Урала, тем меньше мы могли рассчитывать на квалифицированную помощь нашему японцу. А он и не подвёл нас. Ни одного замечания к машине за всю поездку! Заправлялись только на брендовых заправках. Отвлёкся я немного от нашей прогулки по Мурманску. К сожалению, не смогли попасть на экскурсию на атомный ледокол «Ленин» — был на ремонте. Войсковые части попадались по пути одна за другой. В микрорайонах старой застройки до сих пор чувствуется неустроенность. В центре должно быть интереснее, но мы там были пока проездом. Вечером у Вани прогулка по окрестностям. Мы с Гришей остались в номере, он за ноутбуком, а я — за телефон, и обзваниваю все номера, которые каким-либо образом могут нам помочь проехать на Рыбачий и побывать на Муста-Тунтури. Номера выбираю из местных газет, приобретённых специально для этого. В основном отказывают, но двое представителей турфирм пообещали мне перезвонить в случае подходящего варианта.

Суточный пробег — 70 км: Мурманск — Североморск — Мурманск.

У памятника авиаторам-североморцам «Самолёт ИЛ-4».

28 июля, воскресенье

Подъём в 7:30. Завтрак в отеле. Отправляемся в Североморск на празднование Дня ВМФ России. Даже не верится, что мы, сухопутные жители, так далеко проживающие от морей, сможем наблюдать за таким торжеством. А денёк-то! Солнышко светит, на небе ни тучки и +25. Фортуна явно нам благоволит. На КПП уже чувствуется близость праздника — большая очередь. В самом Североморске едва нашли место припарковаться поближе к Приморской площади. С 10 часов утра парад и прохождение боевой техники. Наблюдали, стоя недалеко от памятника Алёше. Но сначала выступление командующего Северным флотом адмирала Королёва, приветствие губернатора Мурманской области Марины Ковтун, главы ЗАТО Абрамова. Само празднование смотрели с трибуны, на которую прошли по пригласительным билетам, полученным в войсковой части от Олега Юрьевича. Места оказались рядом с ветеранами. Познакомились с Евгенией Кузнецовой. Она председатель Совета ветеранов Мурманска, рассказала о своём боевом пути. Рядом с ней сидел ещё один ветеран — высокий, худощавый. Ему 90 лет, он участник сопровождения конвоев союзников. К нам подошла корреспондент мурманского телевидения «Канал-21» и стала задавать вопросы Кузнецовой, а потом записала и мои впечатления о параде. Началось представление с высадкой десанта, стрельбами (поразила нас детонация — нас аж подбрасывало на лавках). Впечатления от парада запечатлели на планшет и фотоаппарат. Затем посетили местный музей. История становления Североморска, годы ВОВ — тема близкая мне и понятная. Покинули праздничный Североморск и поехали в Мурманск. Подъехали к памятнику Алёше. Сегодняшние торжества здесь уже прошли, и было малолюдно. Сфотографировались у Вечного огня, осмотрели весь мемориальный комплекс. Посетили морскую церковь. Сама была закрыта, но подошли к памятнику морякам-подводникам, погибшим в мирное время. Ближе к вечеру поехали опять в Североморск на праздничный салют. Зрелище тоже необычное, фейерверк был на фоне солнца. Поэтому яркого впечатления это не произвело. Зато канонада была продолжительной и раздавалась с двух сторон. Впечатление, что стороны старались продержаться — за кем останется последний залп. На Приморской площади звучала музыка. Присутствующие расположились повсюду: на самой площади, на газонах, на склонах сопок. Многие пришли с детьми и колясками. У некоторых на траве разные напитки и закуски. Много людей пританцовывают под музыку. Сегодня для горожан и гостей поёт Анита Цой. Обстановка замечательная: на горизонте в дымке солнце, зажигательная музыка, безветренно. К вечеру звонок по поводу нашего посещения Муста-Тунтури. По пути на Рыбачий нас будет ожидать проводник Виталий. На месте встречи обо всём будем договариваться.

Суточный пробег — 95 км: Мурманск — Североморск — Мурманск.

Празднование Дня ВМФ.

Запоминающееся зрелище: салют при незаходящем солнце.

В Мурманске на мемориале «Защитникам советского Заполярья». Его возвели на вершине, где в годы войны стояли зенитные батареи, защищавшие город и порт от воздушных налётов. Всего за годы войны Мурманск пережил 792 налёта и 185 тысяч бомб — второе место после Сталинграда по интенсивности бомбардировок.

В Мурманске у памятника морякам-подводникам, погибшим в мирное время.

29 июля, понедельник

В 8 утра выезжаем из гостиницы в сторону Рыбачьего. Впервые пересекаем Кольский залив по мосту. Впечатляет. Мост четырёхполосный, движение небольшое. Общая длина 2,5 км. До 2009 года являлся самым длинным мостом за Полярным кругом. По хорошему асфальту доезжаем до указателя, поворота на Полярный. Знаменательный пункт для нас. В Полярном находился штаб Северного флота, и мой отец Иван Григорьевич служил там в комендатуре гарнизона города с марта 1947 года по апрель 1948 года в звании капитана. По договорённости нас на повороте ожидает Виталий Андреевич Головченко, бывший военный, крепкий мужчина лет сорока. На общественных началах занимается поисковыми работами в местах ожесточённых боёв. Только вчера вернулся из похода и совсем не собирался сегодня снова идти. Но не смог отказать просьбе своего друга — провести нас на хребет Муста-Тунтури, где сражался мой отец. В пути знакомимся ближе. Он отец двоих детей. Жена не препятствует его увлечениям поисковыми работами, за что он очень ей благодарен. Первая остановка на маршруте на 74 километре дороги Мурманск — Печенга: Мемориал Долина Славы. Именно здесь в 1941 году было остановлено стремительное наступление немецких войск на Мурманск. Здесь проходили кровопролитные бои. На месте этих событий возведён мемориальный комплекс Героев Долины Славы. И каждый год происходит торжественное захоронение останков красноармейцев, поднятых поисковиками. Впечатляют прощальные письма бойцов, начертанные на граните. На гранитных плитах находим номера соединений, в составе которых воевал отец: 135 стрелковый полк, 254 бригада морской пехоты. Виталий много рассказывает о событиях тех лет. Дополняет рассказами о работе поисковиков в наше время. Очень нужное дело они проводят. Вот только помощи от властей мало, хотя они-то в первую очередь и должны озаботиться этой задачей. И вот, что хочу ещё заметить. Просматривая отчёты о путешествиях (в данном случае в направлении Рыбачьего), можешь прочитать и такое: «встречаются по сторонам дороги какие-то памятники…». Думаю, что это не правильно. Если ты уж собрался в дальний путь, то будь добр, хоть немного ознакомиться с местами, где пройдёт маршрут. И если нет возможности остановиться, почтить память погибших за Родину, то хотя бы в этом месте нужно дать сигнал из машины. Перед Титовкой шлагбаум, погранцы проверили наши паспорта. Пост этот действует не постоянно. Сейчас, по словам Виталия, погранцы не пропускают машины с рыбаками, которых определяют по экипировке. Рыбалка в это время запрещена. Доехали до Титовки. Остановились в туристическом посёлке. Здесь можно переночевать и отсюда отправиться на хребет Муста-Тунтури и полуострова Средний и Рыбачий. Машины для поездки должны быть соответствующие: джипы, Нивы, УАЗы… На сегодня в наличии ничего нет. Квадроциклы будут завтра к вечеру. Посовещались, что делать. Конечно, погода продолжала благоволить нам. Но неопределённость дня отъезда на полуострова тоже смущала нас. Мы находимся на расстоянии 6000 км от дома, и как сложится наша обратная дорога… Наблюдая наши раздумья и сомнения, Виталий предлагает свой план. Он готов провести нас по близлежащим сопкам, которые дадут нам представление о Муста-Тунтури. Соглашаемся, но предлагаем сначала проехать по трассе до посёлка Печенга. Он знаменателен нам тем, что в 1946 году там родилась моя сестра Нина. Виталий соглашается. Говорит, что столько бывает в этих местах, а до Печенги не приходилось добираться. Дорога хорошая, асфальт. Кругом невысокие сопки и озерки. Городок военных — Спутник рядом с трассой. А на близлежащем озере прямо на наших глазах проходят военные учения. Вот и показалась стела — Печенга, основана 1533 год. Звоню сестре: Нина, я в посёлке, где ты родилась! Передаю привет от тебя твоей Родине. Вспоминаю родителей, сколько им пришлось после войны помотаться по гарнизонам, испытывая лишения и неудобства в послевоенное время. Недалеко от Печенги в Лиинахамари жили они одно время в землянке. В Печенге возле многоэтажек ни души, только в местном неказистом магазинчике нас с интересом рассматривали местные посетители. Здесь мы загрузились дополнительно продуктами под руководством Виталия. Отсюда до границы с Норвегией каких-то два десятка километров. Кстати, после окончания поездки Ваня рассказал мне, что согласно распечатке его звонков за этот день по сотовому телефону, несколько его звонков прошли через норвежских операторов связи (что очень дорого). Об этом нас предупреждал еще Виталий. Отправляемся в обратный путь. Теперь мы будем только приближаться к Железногорску, а впереди 6 тысяч километров, и сколько мы ещё увидим и испытаем! Сворачиваем по направлению к реке Западная Лица. Оставляем машину на опушке небольшого лесочка и по малозаметной тропе двигаемся к сопке. По пути встречаются грибы, ягоды, но они сегодня нас мало интересуют, начинают попадаться следы далёкой войны: траншеи, проржавевшие железки. Гриша поднимает какой-то металлический прут и передвигается с ним. Не сразу я признаю в нём немецкий бур. Только после посещения нескольких рукотворных пещер понимаю, как и чем они вырабатывались. Виталий уверенно вёл нас на вершину сопки, показывая находки и рассказывая об этих местах. И пришло понимание, что без сопровождения опытного поисковика, самостоятельные походы мало чего дают для понимания и осмысления всего, что здесь происходило в то страшное время. Спустились к реке, умылись, испили студёной прозрачной водицы у разрушенного моста. Рядом брод, но не для нашей машины. Было желание искупнуться, но Виталий посоветовал сделать это позднее у нашей будущей стоянки. К ней мы и отправились, проехав несколько километров по шоссе и пару километров по грунтовке. Остановились недалеко от подножья сопки у ручья. Место, чувствуется, обжитое. Несколько кострищ, вытоптанная поляна. Виталий поясняет, что здесь периодически располагается лагерь поисковиков, и проходят фестивали военно-патриотической песни. Об этом свидетельствует мраморная плита, поставленная неподалёку. Разжигаем костёр и варим гречневую кашу с тушёнкой. Пора и помянуть павших здесь героев. Виталий разливает водку в крышки солдатских котелков… Солнце закрывает туча. Вскоре хлынул кратковременный дождь. Природа с нами помянула павших бойцов. Переодеваемся в походную одежду и направляемся на высоту 258.3. Представляем себе, как под разрывами снарядов и гранат, под шквалом пулемётного и автоматного огня наши шли на штурм высоты. А укрепления у немцев ещё те. Убеждаемся совсем скоро. Добротные траншеи, огневые точки, не одна выдолбленная пещера, впечатляющий дот. Кругом встречаются проржавевшие коробки, колючая проволока растянутая и в мотках, мины, патроны. С Виталием чувствуем себя уверенно. Поднимет, расскажет, что и откуда. Вот мы и на высоте, с которой отличный обзор окрестностей. Не зря здесь за неё такие схватки происходили. Подходим к обелиску. У подножья венки, цветы, пробитые и уже проржавевшие каски. Поправляем венки, пропалываем траву. У знака 258 рассыпаю земельку, взятую с могилы отца в городе Абакане. Таким образом поминаем отца Ивана Григорьевича и всех красноармейцев, проливших кровь на этой высоте. Какой раз уже на этой высоте Виталий, но по его словам, каждый раз переживает за наших сложивших головы бойцов. И снова пошёл дождь. Спустились вниз изрядно промокшие, но холода не чувствовали. С Виталием ещё крепко по-солдатски помянули павших здесь бойцов и уже в одиннадцатом часу выезжаем в обратный путь. Разговоры о прошлом и настоящем. Но суть их в том, что чтить память поколения, отстоявшего нашу Родину, необходимо и обязательно. И чтобы это прочувствовало наше сегодняшнее поколение. Мои сын Иван и внук Гриша, я уверен, осознали сегодня, что значила для страны Победа, и какой ценой она далась. (Уже после возвращения из поездки на сайте «ЯПлакалъ» мне встретился фотоотчёт под названием «Высота 258.3. Долина Смерти». Практически в одно время с автором мы поднимались на эту высоту. В этой заметке, кроме всего, говорится о иногда встречающемся нашем равнодушии, цинизме перед памятью погибших. Прочитайте, пожалуйста). Сердечно прощаемся с Виталием. Как мы благодарны этому замечательному человеку! Без него вряд ли бы так нам запомнилась эта поездка. К гостинице в Мурманске Ваня подъехал в половине четвёртого утра…

Суточный пробег — 398 км: Мурманск — Долина Славы — Титовка — Печенга — Мурманск.

Путешествует Матушка-Россия: на повороте на мост через Кольский залив встретились четыре региона — местный 51, С-Петербурга 178, тамбовский 68 и мы красноярские 24.

74 км дороги Мурманск — Печенга: мемориальный комплекс Героев Долины Славы.

В составе 254 бригады морской пехоты воевал мой отец.

Мог ли мой отец подумать, проливая кровь на этих сопках, что придёт время, и его правнук Григорий будет здесь на легендарном танке чтить память Победителей.

Фото отца в 1944 году.

Пограничный пост перед Титовкой.

У подножья высоты 258.3 проходят фестивали военно-патриотической песни.

Виталий рассказывает и показывает.

В одной из рукотворных пещер.

Фото с миной и гранатой после того, как их дотошно осмотрел Виталий.

Прямой рассказ по мобильному на Железногорск об увиденном.

Рассыпаю земельку, взятую с могилы отца в городе Абакане.

Постарались навести порядок у памятника.

Есть о чём подумать Грише на этой высоте.

Три поколения благодарны старшему поколению за их подвиг.

Взгляд из немецкого ДОТа.

30 июля, вторник

После вчерашнего насыщенного дня и части ночи поднимаюсь в 9 утра, ребята на час позже. Находимся под впечатлением от вчерашней поездки. Сегодня трогаемся в обратный путь. Собираемся, пакуемся. Покидаем гостиницу «Фьорд» в час дня. Обедаем в «Кружке», приглянулось нам это заведение. Направляемся в Североморск попрощаться с городом. Добавилась и забота — возвратить оставленные вчера Виталием вещи в машине. Сначала подъезжаем к в/ч 31127, чтобы поблагодарить за приём Олега Юрьевича. Перед проходной частью каждый из нас фотографируется в кителе Олега Юрьевича, потом все вместе. Оставило приятное впечатление, хотя и кратковременное, общение с этим человеком. Вручаем ему наши сувениры. Далее следуем к Приморской площади. Я захожу в редакцию газеты «Североморские вести», где по предварительной договорённости общаюсь с корреспондентом Ириной Паламарчук. Ирина, молодая девушка, родители которой из Ачинского района Красноярского края, побеседовала со мною, записывая на диктофон. Передал ей материалы, фотографии про нас и отца на флэшке и в твёрдой копии. Видно, что всё рассказанное и показанное заинтересовало её, и что на страницах газеты появится история про нас. Есть небольшая надежда, что на эту публикацию откликнутся родные друзей по Североморску моих родителей. Вот несколько фамилий: Анухины, Черепановы, Бузуновы… (Опубликованный материал под названием «Пять тысяч километров семейной истории» можно прочитать в газете «Североморские вести» № 35 за 30 августа 2013 года). Надо ещё поблагодарить людей, которые помогли нам въехать в ЗАТО город Североморск. Захожу в администрацию. На месте главы Ирины Нориной не оказалось, оставляю наши сувениры секретарю для передачи. Проехали на площадь Мужества. Там фотографируемся у подводной лодки — музея К-21. Попасть на саму лодку не удаётся — идёт ремонт. Зато рядом приобретаем хорошие сувениры в память о Североморске, Северном флоте. Покидаем Североморск. Я, скорее всего навсегда, а ребятишки, дай Бог, побывают ещё в этих памятных для нас местах… В Мурманске проезжаем по центру города. Ваня заходит в турагентство к Элеоноре, которая помогла нам устроиться с жильём в день приезда и пыталась организовать поездку на Рыбачий. Вручает коробку конфет. Из Мурманска выезжаем в 18 часов, начинается отсчёт обратной дороги до Красноярска. К десяти вечера мы у мотеля 52/52. Здесь мы раньше обедали, и нам понравилось. Узнаём про жильё. Предлагают «курятник» на втором этаже какой-то постройки за 1500 руб. Похоже на наш второй этаж в саду, только потеснее, и окон нет. Соглашаемся, не известно, что впереди, да и подустали за сегодня.

Суточный пробег — 367 км: Мурманск — Североморск — Мурманск — 333 км трассы Кола от Мурманска.

С капитаном 2-го ранга Олегом Юрьевичем на проходной в в/ч 31127 (40608).

Может когда-то Гриша по праву будет носить китель морского офицера.

У здания городской администрации г. Североморска.

Возле подводной лодки К-21, которая, к сожалению, была на ремонте.

И в таких «номерах» было отлично переночевать.

31 июля, среда

Плотный завтрак с вкусными пирогами. Трогаемся в 7:00. Приходит решение посетить Соловки, прикоснуться к их непростой истории, суровой природе, историческим и культурным памятникам этой древней православной святыни. Начинаем претворять свой изначальный план: на обратном пути постараться посетить по возможности максимум интересных и замечательных мест. По карте видим, что на Соловки теплоходы отправляются из посёлка Рабочеостровск, но на трассе такого указателя не встречаем и сворачиваем по указателю на Кемь. Проезжаем около 15 километров и попадаем в Рабочеостровск. Название посёлка тяжёлое трудновыговариваемое, скорее всего в тридцатых годах получило (предположение подтвердилось). Расспрашиваем местных и добираемся до причала. Делаем вывод, что информации, как добраться до Соловков, почему-то на трассе нет. Но, хорошо, успеваем на теплоход «Метель-4», который отходит в 11:00. Машину оставляем на охраняемой стоянке в туристическом городке, где можно остановиться на ночлег путешественникам. Сами переодеваемся. Надо сказать, что наша обувь ещё не просохла со времени подъёма на высоту 258. В результате в ясную солнечную погоду +21 (редкость для этих мест, нам продолжает благоволить погода) мы выглядели весьма разношёрстно: Ваня в резиновых сапогах, Гриша в шлёпанцах, я в мокрых кроссовках, надеясь просушить их на себе. Ходу до Соловков два с половиной часа. Сначала посмотрели с палубы красоты северной природы. При солнечной погоде они впечатляют. Затем отдохнули, подремали в трюме теплохода. И вот мы на Соловках. Жаль, что мы заранее не подготовились к посещению этого исторического места. Информацию черпаем на ходу, даже можно сказать на бегу. Понимаем, что максимум впечатлений можем получить из обзорной пешеходной экскурсии по Соловецкому монастырю и крепости под названием «История и архитектура Соловецкого монастыря» продолжительностью три часа. И как раз успеваем на обратный путь на теплоход, который отходит в шесть вечера. С интересом мы познакомились с историей соловецкого подвижничества, судьбой монастырской ризницы, с механизмами мельницы и памятниками гидротехники, с историей монастырской тюрьмы. Главный храм обители Спасо-Преображенский собор, сооружённый в 1558-1566 годах. К концу экскурсии мы держимся уже не вместе. Разыскиваю бегом Ваню, чтобы искупнуться в Святом озере, что у стен Соловецкого монастыря. Нахожу, выскакиваем на берег, но прикидываем, что Гриша может отплыть без нас. Хорошо, есть шанс по пути на причал погрузиться в хладные воды Онежского залива Белого моря. Но и здесь у нас ничего не получается. К заливу сложно подступиться — кругом валуны, покрытые слизью. Как-то с купанием в нашем путешествии не получается. Кольский залив, Баренцево море, река Западная Лица — всё мимо. В 18:00 отходим от пристани на теплоходе «Василий Косяков». Почти все на верхней палубе, любуются просторами Белого моря. Чистое небо, яркое солнце склоняется к горизонту, солёные брызги волн достают до нашей палубы, крик чаек, выхватывающих прямо из рук пассажиров кусочки хлеба — картина впечатляет. Конечно, чтобы познакомиться основательно с Соловками, не хватит и недели. Мы только прикоснулись к этому чудесному уголку нашей России. На парковке обращаю внимание на номера машин: Германия, Латвия, Украина, Белоруссия, европейская Россия. Урал и далее до Камчатки представляем только мы с нашим регионом 24. Уже после Вологды мы ни разу не встретили машины с номерами регионов от Урала до Дальнего Востока. Весь этот поток направляется к югу и на Запад. Не жалуют наши края российский север, а зря. Столько здесь впечатляющего, мы в этом убедились и продолжаем убеждаться… В 20:15 отъезжаем от парковки. До Медвежьегорска ремонтируемый участок дороги около 20 км. На ночлег останавливаемся уже в знакомой нам в Медвежьегорске гостинице «Онежская» в 23:30. С местами на сей раз туговато. Заселилась большая группа туристов из Финляндии. После нас в заселении приезжим отказывали. Номер за 2900 рублей.

Суточный пробег — 510 км: 333 км от Мурманска — Кемь — Рабочеостровск — (Соловки) — Медвежьегорск.

На причале перед отправлением на Соловки.

На экскурсии.

«Былых времён свидетели немые».

Не успели искупаться в Святом озере.

1 августа, четверг

Выехали из Медвежьегорска в 7:30. Позавтракать не удалось, в кафе было много народу. Остановились в лесу через час. Поели плотно. На плитке вскипятили воду в чайнике, заварили лапшу, попили с булочками чай. Не часто у нас получается еда на природе. Встретилось два участка дороги 2 км и 6 км, которые проходили по обочине. Грейдер по трассе раскатывал щебёнку под асфальт. Держим курс на Вытегру, городок примечателен тем, что в нём расположен музей «Подводная лодка Б-440». Вот как получается, в морском городе Североморске не попали в аналогичный музей (на ремонте), а вдали от морей попадаем в очень даже интересный музей, Гриша в восторге. Заглянул в каждую дырочку, всё облазил. Мы все в первый раз на подводной лодке, хорошо оформленная экспозиция, даёт много информации. Почему подводная лодка здесь? Имеет отношение. В годы войны в Вытегре располагался штаб Онежской военной флотилии. Вытегра — малая родина пяти российских адмиралов. Запаслись сувенирами и в путь. Трафик небольшой, +19, кругом озёра, с заправками проблем нет. Обедаем в придорожном кафе. Ближе к Ярославлю теплеет +24. Загружаемся в Вологде продуктами, арбузом и в 21:30 у друзей в Ярославле. Ужинаем, с Валерой засиживаемся почти до двух ночи.

Суточный пробег — 485 км: Медвежьегорск — Вытегра — Вологда — Ярославль.

В Вытегре в музее «Подводная лодка Б-440».

Прилечь в подводной лодке перед дальней дорогой…

Возле подводной лодки на суше экспозиция минного тральщика.

2 августа, пятница

С утра Ваня с Гришей отправляются на осмотр достопримечательностей Ярославля. Мы с Валерой балуемся пивком и смотрим фото с нашей поездки. Возвращаются они через три часа, Ваня продолжает знакомиться с городом, а Гриша остаётся с нами, сидит за компьютером. После возвращения Вани обедаем и готовимся к отъезду. Прощаемся с Таней, она проявила по отношении к нам материнскую заботу. Большое спасибо ей. Выезжаем в 16:00. Нас провожает Валера за город. На нашем пути располагается его дача, и мы с удовольствием соглашаемся её посмотреть. Дача оказывается просторным деревенским домом с большим участком. Комфортно, и город недалеко, полчаса езды. Много плодовых деревьев и зелени. Прощаемся с Валерой, и снова в путь в половине шестого. В Кострому попадаем через час, но Кремль уже закрыт. Довольствуемся тем, что фотографируемся у закрытых ворот, и осмотром близ лежащих достопримечательностей. Сегодня день ВДВ, хотя ребят в тельняшках встречаем не так много. Двух колоритных фотографируем на память со словами: «Привет вам от Красноярска!» Отправляемся далее в путь до Иваново — 100 км. Иваново до 1933 года называлось Иваново-Вознесенском. Знаем, что это «Родина Первого Совета», «город невест», «ситцевый край». В 21:00 заселяемся в гостиницу «Воскресенская» почти в центре города. Буфет на нашем пятом этаже, ужинаем. Отдыхаем в номере, смотрим матч Анжи — Ростов 0:1. У Вани вечерний променад, несмотря на мои возражения, всё-таки шумят на улице вэдэвэшники.

Суточный пробег — 224 км: Ярославль — Кострома — Иваново.

С другом Валерой в саду.

Кострома. Кремль.

В День ВДВ передаём привет костромским ребятам от красноярских.

Как-то за культурное наследие костромчан опасаемся...

Вид из окна гостиницы «Воскресенская».

3 августа, суббота

Поднимаюсь в 7 утра. На улице густой туман. Как бы он не помешал сегодняшним планам. Ваня с Гришей встают в 8 утра. Завтракаем в небольшой кафешке в гостинице. Ваня остаётся в центре осматривать достопримечательности, а мы с Гришей отправляемся в село Колбацкое. Здесь хотелось бы выполнить просьбу моего тестя из Железногорска Юрия Карапетовича, повстречаться с его родственниками. Пасмурно, +20. Едем сначала по навигатору, но он никак нас не хочет отправить из города, петляем по частному сектору. Наконец, выехали по направлению на Кинешму, и через 15 км свернули по указателю направо. Сегодня выходной, много машин по перелескам — собирают грибы. От тракта до Колбацкого недалеко. Проехали мимо разрушенного коровника, по бокам заросшие бурьяном поля. Остановились возле пришедшей в упадок церкви Троицы Живоначальной. Для её восстановления потребуются очень большие средства, так сильно она пострадала. Всё, как по всей матушке России. Местные подсказывают, где проживает Фёдор Ефимович Соколов. Подъезжаем к дому, он сидит на скамеечке вместе с приехавшими из Иваново родственниками. Знакомимся со всеми. Сюда бы самого Юрия Карапетовича и его дочерей — Надю с Люсей. А пока набираю их по мобильному и слушаю их разговоры. Недалеко протекает небольшая речушка Теза. С Гришей подходим с желанием искупнуться, но звонит Ваня, он нас уже ожидает. Никак у нас пока не получается в поездке покупаться. Забираем Ваню в Иваново и держим курс на Суздаль. Время 13:00. Показывается солнышко и +23. В Суздале для начала ищем, где пообедать. Попадаем на территорию Николаевского посада. На территории есть рестораны «Купеческий», «Театральный» и трактир «Опохмелочная», последний нам совсем не в тему. Делаем выбор в пользу «Купеческого». Интерьер соответствует названию. Красиво, вкусно, дорого! Пошли по улочкам города. Сколько исторических зданий, сколько туристов. Много фотографируем. Много машин с московскими номерами, несколько свадебных кортежей. Чувствуется, что расписаться в Суздале у молодожёнов — это круто. Заходим в храмы, здесь их много самых разных, вплоть до простых деревянных, перенесённых из сельской местности. Речка Каменка без заметного течения тянется чрез весь Суздаль. На выезде посещаем Михали, где располагается церковный комплекс из трёх храмов. Там нас встретила приветливая и приятная женщина-смотритель и провела для нас экскурсию по комплексу. Поразило, что мы были одни в таком благоустроенном месте среди храмов. Осмотрели три церкви, все действующие: Михаила Архангела, Флора и Лавра, Александра Невского. Служба начиналась в 17:00, но нам в дорогу нужно было отправляться раньше. Восстановление храмов и благоустройство (впечатляющее) территории было проведено за счёт мецената. Его данные приведены на отдельной табличке. И всё-таки замечательные храмы без прихожан оставляют грустное чувство. До Владимира недалеко, добрались быстро, но по городу немного покружили в поисках гостиницы. Остановились в гостиничном комплексе «Клязьма» уже в седьмом часу. Никуда больше не пошли, решили отдохнуть, всё-таки пошла уже третья неделя нашего путешествия. Гриша ужинал в номере, мы с Ваней в кафе на открытом воздухе.

Суточный пробег — 210 км: Иваново — с. Колбацкое — Суздаль — Владимир.

Такие картины в сельской местности часто встречаются по России.

В селе Колбацком церковь Троицы Живоначальной. Не верится, что она когда-то оживёт.

Встреча с дальними родственниками в селе Колбацком.

И опять не получилось искупаться в местной речушке Теза.

Суздаль. Николаевский посад, в «Купеческом».

Во Владимире. Вид из окна гостиничного комплекса «Клязьма».

4 августа, воскресенье

Подъём в 7:30. Завтрак в кафе, его оплата включена в стоимость номера. Сытно поели, Грише пришлось помочь съесть кашу. Пасмурно, +18, ночью прошёл дождь. Направляемся по навигатору к главному храму Владимира: Кафедральному Успенскому Собору. Собор представляет собой комплекс разновремённых построек. Сам собор строился в ХII веке. В древности он являлся ещё и просветительским центром. Здесь находилась обширная библиотека, велась работа по составлению летописных сводов. В Соборе идёт служба, заметны группы иностранцев, звонят колокола. Как и во всех храмах, ставим свечки за родных и близких. Набираю номер телефона дочери Наташи, чтобы внучка Маша в свой День рождения послушала колокольный звон и чудные переливы колокольцев из славного русского города Владимира. К сожалению, трубку не взяли. Поздравили Машу позже. Осмотрели расположенный поблизости памятник Андрею Рублёву, который работал над росписью Успенского собора в 1408 году. Им же были написаны иконы для иконостаса. Сфотографировались у памятника основателю города — Владимиру Красное Солнышко и святителю Фёдору (крестителю владимирской земли). Посетили мы и Епархиальный Свято-Богородице-Рождественский мужской монастырь, который был основан великим князем Всеволодом Большое Гнездо в 1191 году. Надо заметить, что, несмотря на воскресный день, в монастыре народу совсем не было, не так много было и в Успенском соборе. Долго перемещались по городу из-за объезда ремонтируемых дорог. Встретилось много церквей и народу на улице прибавилось. Пытаемся найти и поближе подъехать к Церкви Покрова на Нерли. Это уже сразу за Владимиром в полутора километрах от посёлка Боголюбово. Про этот храм пишут, что это выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Подъехали к железнодорожному мосту через Клязьму. Машину оставили у довольно крутой насыпи железной дороги. Сами перебрались на другую сторону и увидели вдалеке купол церкви. К ней через большое поле вился ручеёк людей. Скоро и мы влились в этот ручеёк. Хорошо, что нет близкого подъезда машин к церкви. Пока идёшь приличное расстояние, есть возможность полюбоваться красотой окрестной местности и проникнуться историей России. Расположение храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму, сейчас русла рек изменили своё положение. Храм построен в 1165 году по велению князя Андрея Боголюбского. Он невелик, высота около 20 метров. Часто его называют самым красивым русским храмом, и я с этим соглашусь. Небольшой, скромный, расположенный на лугу возле тихой речушки Нерли — западает в душу своей неповторимостью и изяществом. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…» Посидели на скамеечке, любуясь храмом, и сидеть бы боле, но впереди нас ждёт дальняя дорога… Держим курс на Нижний Новгород. Пообедали в 14:30 в придорожном кафе «У Михалыча». Пища ничего, а обслуживание никакое. Чебоксары, учитывая воскресный день и возвращающихся дачников, решили миновать по навигатору. Миновать-то миновали, но таким окружным путём, что выигрыша по времени не получилось. В дороге раза три накрывали кратковременные ливни. Во время одного из них наше авто попало в ситуацию, в которой я оказался впервые за свой более чем тридцатилетний водительский стаж. Что такое, идти в ливень за фурой, все представляют. И вот сквозь мечущиеся дворники замечаю, что в нашем направлении дорога становится в две полосы под уклон. Набираю скорость и иду на опережение, фура под горку тоже ускоряется. На скорости под сто километров поравнялся с ней. Этот момент пришёлся на низинку трассы, в которой скопилась вода, не успевшая из-за ливня слиться с шоссе. Справа от фуры накрывает волной, колёса по толще воды вряд ли имеют какое-то сцепление с асфальтом. Вследствие всего этого нас должно было, по моему разумению, выплеснуть на встречку. А по встречке проходила фура, причём в таком положении на дороге оказалась, что волна от неё (оказался точно посередине меж фур) не позволила мне уйти от прямолинейного движения. Но в памяти это мгновение, запечатлевшее накрывающие волны с двух сторон машину, заставило меня содрогнуться. Что помогло нам, освящение в церкви машины перед этой поездкой по настоянию родственников, установка новой резины Nokian Green, при покупке которой я учитывал её свойства держать дорогу при хорошем дожде, трудно сказать. И если это свойство оправдалось, то и худшее свойство (после поездки замерил) тоже. За 13 тыс. км износ составил 50 процентов. Едем дальше, спешим остановиться на трансляцию матча Кубань—Спартак в 20:30. Для этого ищем мотель с Wi-Fi. Перед Казанью находим с третьей остановки с привлекательно-завораживающим названием «Рай». Мы обратили внимание на этот мотель ещё по дороге туда, и вот представилась возможность проверить соответствие названия действительности. Поселились на третьем этаже в номере за 2300 руб. Номер оснащён кондиционером, оформлен в современном стиле, понравился. Вид из окна на озеро с небольшим кустарником. Моё предложение искупаться сейчас в озере не поддержали. Никак мы не можем погрузиться хоть в какие-нибудь воды на своём пути, будь то океан, море, река, озеро. Я отправился на ужин в кафе, Ваня за просмотр футбола и Гриша за планшет. Позднее Ваня отправляется на общение с дальнобоями, посетителями мотеля, а мы с Гришей отходим ко сну. Завтра курс на Уфу? Посмотрим, что Ваня наметит после своего общения.

Суточный пробег — 623 км: Владимир — п. Боголюбово — Н. Новгород — Казань.

У памятника Александру Невскому.

На земле Владимирской…

На переднем плане памятник основателю города Владимиру Красное Солнышко и святителю Фёдору (крестителю владимирской земли), на заднем Успенский Собор.

Боголюбово. С этого места пешком до Храма Покрова на Нерли. На заднем плане мост через Клязьму.

Дорожка к Храму.

Храм Покрова на Нерли западает в душу своей неповторимостью и изяществом…

«У Михалыча» пища вкусная, а обслуживание никакое.

Побывали в «Раю».

5 августа, понедельник

Подъём позже обычного, в 8:00. Задумка искупаться с утра в озере не проходит — прохладно. С утра въезжаем в Казань. Двигаемся по навигатору к центру к Казанскому Кремлю. Около двух часов осматриваем его, фотографируем. Производит впечатление. Поднимаемся на смотровую. Весь центр как на ладони. В ясную солнечную погоду всё смотрится как на картинке. Очень красиво и современно. Пейзаж украшает рельеф Волги. На территории Кремля заходим в Благовещенский собор. Красивый, светлый, просторный собор. Спокойствие и умиротворение овладевает тобой. Хоть и далеко ещё от родных мест, но чувствуешь, что всё будет хорошо, и скоро встретишься с родными и близкими. Благовещенский собор посещали А. С. Пушкин, А. Н. Радищев, пел в хоре Ф. И. Шаляпин. На службах присутствовали Пётр I, Екатерина II и все российские императоры после неё. Жарко и тянет к Волге с надеждой искупаться в первый раз за всё время путешествия. А ведь в Волгу и не планировали погрузиться, и вот она рядом, и не вериться, что мы охладимся в Великой русской реке. С трудом пробиваемся к набережной, нарушая правила движения. И какое блаженство погрузиться впервые в жизни в тёплые воды Волги, +22 гр. Наслаждались около часа. Радужное впечатление подпортили больные рыбины, снующие по поверхности и валяющиеся по берегу. Далее стали выбираться из Казани. Всё-таки большой город, красивый. Чувствуется дыхание прошедшей Универсиады. На выезде затоварились продуктами в семейном супермаркете. Взяли курс на Ижевск, минуя Елабугу. Дороги средние, ведётся строительство новых. Обедали на природе в придорожном грибке. Воспользовались газовой плиткой. На Ижевск пошли обходными путями, пользуясь навигатором, но попали на такой грейдер, какого в пути ещё не встречали. Немного утешало, что попались встречные фуры. Они-то в тупик не заедут. И всё-таки остановили машину, уточнив, скоро ли это бездорожье закончится. Успокоили — через 7 км. Далее проследовали на Воткинск и долго проезжали его уже вечером. Старинный город, новостроек не попалось на пути. За Воткинском стали присматривать мотель для ночлега, но долго ничего не встречалось. Правда дорога стала хорошей, в темноте держали скорость более 110 км в час. Бензин уже был на исходе, когда попалась приличная лукойловская заправка. Время приближалось к полуночи. Весьма удивило и, можно сказать, возмутило, что девушка оператор не смогла нам внятно сказать, когда на пути может встретиться мотель. Такая неосведомлённость на пустынной дороге. Попалось две кафешки, но без ночлега. Наконец, остановились возле Очёра за полночь. Номер четырёхместный за две тысячи, удобства на этаже. На ужин пошли ребята, я подредактировал фото на камере за поездку. Разница по часовому поясу составила сразу (!) два часа. На отдых времени получается меньше, да ещё и поздно укладываемся. В номере душно, но открывать окно не стали — выходит на тракт и шумно. Да, сегодня на этом отрезке встречалось много гайцев.

Суточный пробег —  623км: Казань — Воткинск — Очёра.

Въехали в Казань.

На территории Кремля есть на что и на кого посмотреть…

В своём великолепии Казанский Кремль.

Кремль, Волга и я.

Перекус в придорожной беседке.

Навигатор направил на такую дорогу.

Уже за полночь остановились в мотеле «Регион 59».

6 августа, вторник

Подъём в 6:30. Всё-таки пораньше трафик заметно меньше. Завтрак неплохой в кафе. Отъезд в 7:15. Этот день решил описать подробнейшим образом, а потому записывал происходящее на отдельный листок. В результате описание дня получилось самым скудным. Дело в том, что этот листочек выдуло из машины, когда я открыл боковое окно для съёмки фотоаппаратом панорамы Тюмени. Путь на Пермь через Уральский, Краснокамск. Сам город объехали по южному обходу. Неплохо пообедали перед Екатеринбургом возле стелы с названием города. В Екатеринбурге ранее бывал только проездом на вокзале. Проехали через центр города по навигатору. Масштаб города, его архитектура впечатляет, много снимали. Осмотр достопримечательностей не планировали. Хотели запечатлеть переход границы Европа-Азия, но это памятное место просто не заметили. По сравнению с Южным Уралом панорама не кажется впечатляющей. Не встречаются и сувенирные лавки по дороге. А ведь кое-что планировали прикупить из сувениров на обратном пути. Курс далее на Тюмень через пункты Белоярский — Богданович — Камышлов — Пышма — Тугулым. Перед Тугулымом удивили гайцы. Впервые наблюдали их, стоящих в открытом поле и не маскирующихся в складках местности. Тюмень обошли с юга. Удивили масштабы строительства жилья. Нигде по России не встречали одновременного возведения целых микрорайонов. Однако, думаем мы, тюменцы должны хорошо поживать. В дороге небольшой дождь и +25 гр. Дороги сегодня разные. Возле крупных городов автострады, хороший асфальт и асфальт колейный с буграми, местами ремонт и строительство новых дорог. На трассе много гайцев и стационарных радаров. На ночлег остановились у Омутинского в отеле «Вега» в номере за 2700 руб. Первый такой мотель попался по оснащённости. Холодильник полон напитков на любой вкус, разовые зубные щётки, завтрак включен в стоимость номера. Побольше бы таких мест встречалось на пути.

Суточный пробег — 952 км: Очёра — Краснокамск — Екатеринбург — Пышма — Тюмень — Омутинское.

Двигаемся по Екатеринбургу.

Кучеряво живут екатеринбуржцы…

Как верблюды бредут по пустыне, так и фуры величаво двигаются по просторам Сибири…

Вот и Тюмень.

Тюмень строится…

Тюмень живёт…

Под пальмой отдыхаем вместе с фурами. Вид из окна отеля «Вега».

7 августа, среда

Дождь с утра. Температура +14 гр. Подъём в 6:00, отъезд в 7:15. К обеду распогодилось до +23 гр. Обедаем в кафе «Татьяна» на окраине Омска. Дорога асфальт от 5 баллов до 3. Встречается колейность, но без ям. Ремонт дорог идёт, но время ожидания для пропуска встречных не более 5 минут. На природе попили чайку. Неожиданно возникла проблема заправиться. При пустом баке пришлось плеснуть 3 литра на сомнительной заправке. И почти сразу на лукойловской залились по максимуму. На ночлег остановились ближе к 22 часам у посёлка Белобородово в мотеле «Как дома» в номере за 2100 руб. Впервые попалась кровать двухъярусная, чему Гриша очень обрадовался. Чувствуется усталость, 19-й день пути и хочется прибиться к родному берегу, который совсем близко и где нас с нетерпением ждут. За сегодняшний день на дорогах гайцы встречались пять раз, стационарных радаров замечено 8 штук.

Суточный пробег — 1068 км: Омутинское — Ишим — Омск — п. Белобородово (57 км до Новосибирска).

Свинушки отправились в последний путь.

Обедали на окраине Омска.

В мотеле «Как дома» недалеко от Новосибирска.

8 августа, четверг

По плану последний день пути. Подъём в 6:00. Выезжаем с отеля в 7:05 в сильном тумане, не разгонишься. Новосибирск прошли по объездной, но Кемерово не минуешь. Решили в центре найти кафешку и отобедать вместе последний раз в нашем путешествии. Долго искали, но ничего подходящего не встречалось, только время потеряли. В результате перекусили в супермаркете «Лапландия», а по-настоящему поели за Кемерово, заварив последние концентраты. Подтвердилась истина, что в дальней дороге питаться лучше в придорожных заведениях. Припарковаться проще, дешевле и быстрее, да и вкуснее. Двигаясь по Мариинску, заметили впереди идущую легковую с магаданскими номерами (мы с ними вчера в одном мотеле ночевали). Загадали, если свернёт к Чулыму за мостом, то и мы следом. Так и получилось. Однако, общения с ними не получилось — они встали вдалеке и быстро вернулись на тракт. А вот мы искупались в Чулыме, хотя и вода прохладная +18 гр. Второй раз за всё время путешествия, хотя желание было постоянно. На берегу разобрали вещи из багажника. Разгружаться скоро придётся в двух местах. Примерно третья (!) часть взятых с собой в дорогу вещей не пригодилась. Это палатка, тёплые вещи, защита от дождя и т. п. Нам в пути невероятно повезло с погодой. Побывав в местах, где нормой являются постоянно моросящие дожди (Карелия, Соловки, Мурманская область), мы в большей мере попадали на солнечную погоду. И вот такая погода позволила на полуостров Рыбачий добраться до мыса Немецкий на ВАЗ 2114 нашим попутчикам из Красноярска, с которыми мы познакомились под Казанью. До приезда домой пришлось ещё простоять 45 минут (впервые за всё время пути так долго) в ожидании открытия шлагбаума через железнодорожный переезд Транссиба, там шёл ремонт. По пути в 21:00 заезжаем в Емельяново, поздравляем и забираем с собой именинницу жену Надю, которую там поздравили близкие, и которая выдвинулась нам навстречу. В Красноярске на Взлётке разгружаем Ваню с Гришей и в 23:00 мы в Железногорске.

Суточный пробег — 955 км: Новосибирск — Кемерово — Мариинск — Красноярск — Железногорск.

Родные пейзажи.

В Кемерово остановились пообедать.

Самая длительная стоянка за всё время пути 45 минут. (Ремонт ж. д. переезда перед Мариинском).

Пройдено за 20 дней 12500 км.
Бензин А-92 990 л на сумму 28385 руб.
Расход на 100 км — 7,6 л.
31 заправка.
Максимальная цена заправки в Кеми — 34 руб.
Минимальная цена заправки в Казани — 26.60 руб.

И ещё несколько выводов по итогам поездки. Подтвердилось правило, где питаются дальнобои (скопление фур), там вкусно и недорого. Оправдывается наличие в машине радара-детектора. Прошло полгода после поездки, а не пришло ни одного «письма-счастья», т. е. успевали мы реагировать на предупреждение радара-детектора, и вообще за поездку рубля не потратили на штрафы. Если не планируешь осмотр города, то лучше в него не въезжать, а останавливаться на ночлег в придорожных мотелях — сэкономишь время и деньги. Бронировать заранее места в мотелях и гостиницах — спорный вопрос. Ситуация в пути может меняться регулярно и привязываться к определённому месту и времени, значит лишать себя манёвра. За всё время пути только один раз возникал вопрос с размещением (в Медвежьегорске, но об этом на дроме предупреждали). Перед предполагаемой поездкой желательно получить как можно больше информации по маршруту следования, благо, к этому располагает Интернет. Ноутбук очень полезен был в пути (старались останавливаться там, где присутствовал Wi-Fi). Пригодились и сувениры с символикой наших мест. Было в пути с кем обменяться или просто подарить.

Впечатлительная поездка завершена, а есть ли планы на следующие? Обязательно! Очень хочется побывать в славном городе Орле. Зная свою родословную до десятого колена, хочется углубиться ещё. В 1853 году мои прародители Дорофеевы и Копцевы по материнской линии из Орловской губернии Ливенского уезда посёлков Студёный Колодезь, Нижнеольшанское, Вышнеольшанское, Крутое прибыли за лучшей долей в Енисейскую губернию Минусинский округ деревню Верхний Кужебар. В читальном зале Государственного архива Орловской области надеюсь получить документы, которые помогут расширить познания по моей родословной. А ещё обязательно побывать в селениях, связанных с именами моей родословной. Так что до встречи мои орловские земляки.

Мои дедушка Григорий Григорьевич (1883-1969) и бабушка Пелагея Емельяновна (1884-1962). Григорий Григорьевич участник 1-й Мировой войны, воевал в Семёновском полку.

Выражаем признательность в осуществление планов в поездке:

— Анатолию Николаевичу Минакову — контр-адмиралу, зам. командующего СФ;
— Ирине Леонидовне Нориной — Главе администрации ЗАТО г. Североморска;
— Олегу Юрьевичу Стужаку — капитану 2-го ранга в/ч 31127;
— Виталию Головченко — поисковику;
— Элеоноре Лебедевой — туропературу фирмы клуб «Парк Экстрим»;
— дальнобойщикам и всем, кто по-доброму общался с нами в пути.