|
— Ну что, народ, куда в этом году?
— Надоело уже это Приморье, почти каждый год одно и то же. Будем лежать на пляже, я буду стоять возле плитки по очереди с сестрой, рыбалка, посиделки со свояком на кухне, с детьми — банан и прогулки по знакомым берегам, — выразила свое мнение моя дорогая.
Зимой, сидя возле камина, хорошо мечтается, приходят разные идеи, в том числе и бредовые.
— Давайте рванем подальше в Приморье, можно на север.
— А может, на Байкал?
— Нет, 6000 км однообразной дороги я не хочу, пусть посредине пути будет награда в виде жемчужины, Байкала…
— А может, на Сахалин?
…Сахалин — самый большой остров России, климат умеренный, омывается водами Охотского моря, Татарским проливом, Японским морем, в очертаниях похож на рыбу, Фахрутдинов, Корсаков, проект Сахалин-1,-2.-3, рядом Курильские острова, Япония, летом много дождей, зимой много снега, да и ещё — горбуша. Ну, что ещё навскидку???
Сажусь за комп, так, где тут у нас мышка?
http://sakhvesti.ru/?div=compets&id=693 интересно, есть что посмотреть!!!
http://sakhalin.shamora.info/ понятно.
Звонок другу.
— Саня, ты же трудишься там, на вахте, ну что там у вас, а.. киты.. как, как, Чайво, ты это, не ругайся, говори по-русски, рыбалка, понял, ну давай, когда приедешь, заезжайте на башлык.
Что там у вас ещё? Карафуто, Маока, Ламанон, Лаперуз, Жонкиер, Крильон.
Как добираться будем до всего этого? Ну, по наземным объектам — понятно, есть природомобиль. А мысы, рыбалка — надо тащить флот. Так, далее у нас http://dvtkf.ru/index.php?p=13.
— Але, вот нам надо…
— Скока, скока?
— А без прицепа?
— Ну, ни фига себе. Ну что, Наташ, смотрим дальше?
— Можно подумать под Находкой за 20 дней ты мало тратишь, давай поедем, мне уже интересно.
— А мне-то ещё интересней, живу на ДВ, а Сахалин не видел.
Вот так к весне родилась эта идея — транссахалинский автопробег с элементами мореплавания.
Маршрут. Карты дорог скачаны, куплены. Места, достойные посещения, отмечены. Форумы рыбаков и джиперов прочитаны, короткая переписка, советы усвоены. Получилось около 3400 км. Потом, как оказалось, их на 900 больше.
Машина: Сомнений нет, старый добрый Террано, тем более на восемнадцатилетие, перед Н.Г., он получил достойный подарок в виде новой желтенькой подвески с заморским названием «Добинсон», резины 31Х10,5 «Махis». Бампера переделаны ранее, жидкости заменились перед отъездом. Флот также проверен, доукомплектован.
Команда: Знакомые, друзья как-то все отсеялись. Ну и что, поедем своей семьей.
— Никит, так как? Ну, ладно. Сам поедешь когда-нибудь.
— Доча, ты с нами?
— Ты же знаешь, пап, в июле у меня лингвистическая школа, а в августе хочу потусить в городе.
Понятно. Остается супруга и белобрысый восьмилетний Матвеха, который пока ещё за любой кипишь, лишь бы с нами и не сидеть дома.
Список шмурдяка поместился на трех страницах, все вроде должно без напряга улечься в багажники.
Переправа забронирована и оплачена на 2 августа. Дела улажены, всем даны ц.у.
Вот и 1 августа. Упаковываю транспорт. Узнаем у диспетчера Ванинского порта, к какому времени надо быть на погрузку.
— Вы знаете, 2 числа парома не будет, звоните вечером.
—….!?
Вечером говорят, что паром будет 02.08. в 22 часа, вас записывать на погрузку? Конечно, ведь у нас и так на второе. В общем, бардак у вас, ребята.
День первый (направление на Сахалин)
Утром 02 августа автопоезд двинулся в путь. Дорогу Хабаровск—Ванино описывать нет смысла, везде асфальт, кроме 80 км ремонта и не ремонта.
Красавец Анюй пролетели мигом, вдоль него сейчас «автобан» с ограждениями, даже не съедешь к реке, так хорошо подняли дорожную насыпь.
Помнится, лет семь назад, весной пробирались там по колено в воде, из-за подпора реки льдом. Ну, в общем, еще лет семь и трасса будет в твердом покрытии.
Вечером Ванино, оформление дорожных документов, томительное ожидание погрузки. Немного схитрил — прицеп и лодку погрузил дальнобоям из Новосиба,
за что им огромное спасибо, к тому же спасибо за угощение — они в ожидании парома (3 дня) освоили акваторию Ванинского порта и наловили на ужин небольших крабов.
В общем, погрузились, прошли постыдную процедуру досмотра на спиртное, причем проверяли даже детский рюкзак. У северокорейцев полисмен забрал лечебную жидкость со змеей. Доплатили проводникам за каюту на верхней палубе, т.к. в трюме был очень удручающий вид — все ржавое, иллюминаторы заварены.
Все, спать. Отбились моментом.
День второй (знакомство с островом)
Проснулись от объявления по паромной связи о завтраке. Погода — красота, небольшая зыбь и легкий ветерок. Перекусив, пошел показывать сыну судовые примочки: ют, корма, кнехты, леера, рубку, камбуз, кают-компанию, гальюн, сам впервые услыхал новое словечко — лацпорт.
Ближе к 12:00 вдалеке показался незнакомый, но желанный берег.
Установился практически штиль. И вот мы благополучно задним ходом (???) входим в западные морские ворота Сахалина.
Разгрузка в порту, разгрузка на дороге, прощание с дальнобоями, закупка провизии и старт на север по западному побережью. В Холмске приятно удивила стоимость топлива— 30,50, ну, думаю, вот оно следствие проекта «Сахалин-1,2 или 3», но это в корне оказалось неверно, там, где ее добывают, цена доходит до 37,50.
Первыми нас встречают Сахалинские корабли-призраки.
Это Углегорский.
Дорога петляет вдоль берега, иногда удаляется от него. Рядом тянется узкоколейка.
Погода — класс. Поражает размер и количество травянистой растительности, особенно лопухи.
Деревьев не очень много и они сильно подвержены влиянию зимних ветров.
Качество дорожного полотна на троечку с плюсом, крейсерская скорость около 60. До вечера пролетели запланированные точки — Чехов, Томари.
Герб Томари издалека похож на африканскую маску.
А здесь Сахалинский Прованс.
Затаборились на м. Старомаячный, в устье небольшой речушки с интересным названием.
Берег песчаный, тепло примерно, как в Приморье, закат, шум прибоя — расслабон.
День третий (памятник природы м. Стукамбис)
Утренняя прогулка показала, что это побережье пользуется популярностью у Сахалинцев — много следов от костров, набитые колеи, мусора, правда, не слишком. Погоняли МТАху,
завтрак местной продукцией (кстати, молочка здесь приличная, особо понравилась Поронайская).
Вперед на север, сегодня наша задача, добраться до м. Ламанон. Местные джиперы подсказали, что дорога по берегу для меня непроезжая, поэтому лучше двигаться в объезд. В поселке Ильинский
железка и автодорога уходят на восток в самом узком месте, это талия Сахалина.
В Красногорске, после беседы с водителем Делики, еще раз убеждаюсь в правильности маршрута, и уходим на восток, в сопки. Вокруг почти тайга, перевальчики, речки, но рыбаков не видно. Дорога сухая и очень пыльная. Незадолго до Углегорска появился неплохой асфальт, но в городке он кончился. Обочины отсыпаны углем, живут же люди! Город пыльный, много самосвалов, перевозящих черное топливо.
Таких АЗС давно не видывал.
Выскочили на побережье возле памятника с местным названием «Ослиные уши».
Дует не по-детски, сильный накат, если такая же погода будет завтра, то мореплавание придется отменить. Мы сворачиваем на юг и как бы возвращаемся в сторону мысов Стукамбис и Ламанон. Было воскресенье, и весь берег забит отдыхающими, такое впечатление, что пол Углегорска здесь. Народ купается, бродит вдоль берега, что-то собирает (как потом выяснил — креветку). Через час впереди показался маяк м. Ламанон, одна из наших точек.
На экскурсию не пустили, сказали, что какой-то «шпиён» выложил секретные фото маяка в инет, поэтому руководство категорически против посетителей. Ну и бог с ним, нам и так неплохо.
Обедали возле небольшого водопадика.
Культура посетителей этого места четко выражается в кучах мусора. После обеденной сиесты, отцепил прицеп, и мы двинули на м. Стукамбис. Террано позволил нам забраться прямо на его вершину.
Далее пешеходная прогулка, фото и видеофиксация памятника природы, наслаждение от увиденного.
Ночевали под самым маяком, который всю ночь освещал вокруг темноту пролива и берегов.
День четвертый (заброшенное место)
Погода не изменилась и не позволила спустить на воду флот. Так что берега остались недосмотренными. Ну да ладно, у нас еще все впереди. Сегодня надо доехать до Лесогорских термальных источников, поэтому короткие сборы и в путь. После Шахтерска трафик стал минимальным, дорожное полотно на четверку, виды окрестностей на пятерку. И здесь встречаются строения японского периода владения островом, как выяснили, это заводики по переработке краба.
Мрачный заброшенный поселок Тельновский поразил.
Говорят, еще недавно, лет пять назад, здесь жили люди, работала шахта. Дорога до источника тоже казалась заброшенной,
но это на первый взгляд. Желающих подлечиться оказалось на ней немало. Кое-кто так и не доехал или не выехал.
Повстречалась веселая молодая компания. На подготовленном Кантере вырвало рулевой наконечник, и мужская половина что-то чинила, рядом на столике перекусывали остальные. Пошутили нам вслед — речка, мол, речка не сплавная, а вы с лодкой. Ну, где мне её оставить, все своё везу с собой! Так мы и двигались по ручью с лодкой на колесах.
На месте оказалось много машин, в т.ч. хабаровчане.
Место для табора нашлось на верхней полянке, поодаль от всех.
Зато потише, потому что народ приезжает сюда не только принять ванны, но и расслабиться, как после бани. В сам источник наблюдается очередь, причем не так, как, допустим, на Камчатке (купаются все желающие, лишь бы места хватало). Здесь отдыхающие заходят небольшими группами, а остальные ожидают, пока они не примут ванны.
Может, от этого и приходится долго толкаться возле лечебного места.
Нам не совсем понравилось это многолюдное местечко отдыха и лечения, и было решено назавтра двигать дальше, через Бошняково — на вторую федеральную трассу острова. Сосед по поляне нагнал жути — не проедешь, тем более с прицепом, там сошли оползни, и дорогу в некоторых местах просто засыпало.
Это означало хреновые перспективы, возвращаться назад до Ильинского, а там уже по федералке на север. Прикинул по карте, получилось +500 км. Нет, мы так не договаривались. Ладно, утро вечера мудренее. Поужинали креветками
и завалились отдыхать, расслабленные лечебной водой и утомленные долгой дорогой.
День пятый (Бошняковский перевал)
Наутро отправились познакомиться с местной ихтиофауной. Были пойманы две пеструшки и две красноперки негастрономических размеров, причем на наши «материковские» снасти (мушки и мелкая вращалка). Сахалинцы ловили на «тампон», но тоже не очень результативно, поговаривали, что вчера или позавчера недалеко была выловлена сима. В общем, про рыбалку пока сказать нечего. Обедали супчиком из копченой колбаски.
Опять сборы, долгая дорога до трассы Невельск — Бошняково. По пути повстречался местный асс на «лифтованной» Королле (скорее всего и полноприводной) с тремя пассажирами (я думаю, необходимыми для преодоления колеи на некоторых участках и глубоких луж, бродов). Посмотрев на этих оптимистов, мы решили, чем мы хуже. Мы даже лучше. Через два часа с половиной въезжаем в Тельновский. Сомнений почти нет, вперед на Бошняково.
Трасса стала еще приятнее, попутных и встречных очень мало, полотно на пятерочку. Кстати, на мой взгляд, этот участок дороги лучший из всех пройденных грунтовок. Дорога тянется по высокому гористому берегу, петляет, падает и поднимается, вокруг таёжная растительность. На склонах сопок сосны как будто посажены рядами.
Было решено, что это дело рук японаматери. Ближе к вечеру прибыли в Бошняково.
Остановились на первом перекрестке, стали узнавать, где у вас дорога на Смирных? Владелец Крузера показал направление и не очень доступно объяснил, что и как. На вопрос реально ли проехать пожал плечами и покатил дальше. На выезде автоледи на джипе попыталась нам помочь, и тоже не совсем удачно. Ладно, глаза боятся, а руки делают, поехали дальше. Возле придорожного водопада остановились для фотографий.
И вот она удача, в виде Датцуна и приветливого парня за рулем. Оказалось, что он едет в Смирных, встречать друзей с поезда и любезно предложил ехать за ним. Да, тот поворот с лесной дороги на брод и не заметишь. Пришлось бы ночевать, покрутившись по этому направлению, не найдя брода. Два часа этого направления мы двигались, глотая на подъемах черный дым ТД27 Датцуна, и пыль на спусках, но зато туда, куда нам надо. Представил, что здесь творится во время и после дождей, стало жутко. И радостно, что повезло с погодой. Наконец, спрыгнув с крутого берега р. Орловка в воду, переправившись на левый берег, остановились. Наш проводник предложил заночевать на этом месте, заодно и порыбачить. Но мы, поблагодарив, отправились дальше уже по хорошей грунтовке в сторону п. Смирных. Потом оказалось, что лучше бы приняли предложение нашего проводника. Дальше природа стала менее колоритной, сумерки все сильнее, а места для стоянок не совсем удобные. В общем, ночевали на берегу той же Орловки, только намного ниже по течению, в 20 км от п. Смирных. Речка слегка попахивала, рядом по мосту изредка грохотали авто, рыбалки не получилось.
День шестой (Пятидесятая параллель)
Наутро со сборами не тянули, в планах стояла задача — добраться как можно севернее по второй федералке Сахалина. В 10 утра выскочили в поселок, дозаправились на выезде и вперед на север!!! Начавшийся небольшой дождик не смог прибить пыль этой дороги. Все основные исторические достопримечательности Смирныховского р-на привязаны к дороге, поэтому с осмотром особо не было вопросов, кроме пыли от проносившихся на приличной скорости большегрузов.
В этих местах сразу ощущается резкая разница в развитии территорий острова. На юге, где полстолетия жили японцы, до нашего времени, есть следы их серьезной хозяйственной деятельности, пусть уже и разрушенные. Север по-советски слабо обжит, меньше дорог и другой инфраструктуры. Начинаешь задавать себе вопросы типа, что бы стало с Сахалином, если бы не Вторая мировая и ошибки Японии в выборе союзника. Памятников военной тематики действительно много, наверняка, в стороне от федералки еще больше интересных мест, связанных с событиями 45-го, все не осмотришь на бегу.
Потянулся однообразный пейзаж Тымь-Поронайской низменности, болота, берёзы, частые мостики через ручейки и ПЫЛЬ…….
Наверно, пыли Сахалинской федералки можно посвятить отдельный абзац. Мало сказать, что она была везде. Она стала нашим воздухом в тот день. Потом я понял, что самая лучшая профессия на земле, это — водитель грейдера. Далее к ней (Федералке) привыкли и пылили, пылили на север.
Обедали на р. Пиленга, под мостом у поселка со звучным названием.
Очень теплая вода и жаркий день напомнили центральное Приморье, даже названия деревушек — Ясное, Кировский. Окунулись в реку — блаженство и чистота, свежий воздух и водичка (горбуша была ещё где-то на подходе). Рыбалки снова не получилось, наверно, блесна у меня не той системы. Пилим, вернее, пылим дальше. Вот и рыболовная (судя по форумам сахалинских рыбаков) река Ныш осталась в стороне, если будет время, заскочим на обратной дороге.
Ноглики, памятник нанотехнологиям,
прогресс все же входит в нашу дальневосточную жизнь, медленно, но он где-то рядом, вот-вот и доберется до наших домов. Дорожная тряска разбила втулки на задних амортах. На вопросы в первом автосервисе (где можно прикупить?) получаю четкий ответ — в Южном, здесь у нас дыра, а дальше еще дырее. Перед и после Ногликов небольшой бонус в виде асфальта 40 км.
Природа резко меняется с похожей на континентальную, на североморскую, лесотундровую. Это уже север Сахалина, все необычно красиво по-своему.
Дорожные рабочие, джамшуты, палками гоняют в ручье горбушу, ей совсем немного осталось подняться, а им смешно. Так к концу этого дня добрались до Дагинских источников, на карте п. Горячие Ключи. Выбор места, устройство табора,
расслабуха в источниках, ужин и сон.
День седьмой, восьмой (Даги)
Погода слегка испортилась, с утра прошла гроза, и весь день дождило с переменным успехом. После звонка нашему северному знакомому решили задержаться возле этого интересного в природном плане места, т.к. севернее дождь не переставал весь день. Памятник природы (Дагинские источники) расположился посреди лесотундры
на заболоченном низком побережье Ныйского залива
в двух сотнях метров от трассы. Спустившись на тропинки, ведущие к источникам, встречаешь неторопливо бредущих в обе стороны людей с полотенцами. Практически как в советском санатории, только без санатория, как такового. По рассказам местного населения, он здесь и был, только забросили, как и многое на Севере острова.
Побродили везде, где можно. Лечебные грязевые залежи, различные по температурному режиму ванны, местная харчевня «У Бабули» не внушила доверия. В общем, день прошёл с пользой для здоровья, мы просто отдыхали и оздоравливались.
Первая сахалинская рыбалка. К вечеру второго дня, познакомившись с двумя любителями отдыха с Южного, пробывшими здесь уже неделю, я напросился на рыбалку. Тут сразу появилось много тем для беседы. Как оказалось, можно ловить на блесну (сам дальше видел подобный способ: стоит чел на мосту с удилищем, леска внизу в воде, без проводок, блесна тупо играет по течению, горбуша хватает блесну и всё), можно на блесну в проводку. Можно на воблера, окраска наверно не имеет значения, я сам на обратном пути в р. Даги поймал самца на синего ленкового воблера. Но в основном лососевых сахалинцы ловят на тасмана,
такая игрушка.
С утра после ванн и завтрака направились на р. Даги. Да, тасман рулит. Через полчаса у моих новых знакомых было две трети терраковского ведра гобуши. Мы с Матвеем, выудили парочку самцов. Видимо, для получения азарта, ребята дали мне свою запасную приманку. Порыбачили от души. Нам много не надо — две самки и самец, остальные отправились метать потомство. Кстати, местные приехали на источники уже с разделанной рыбой, причем взяли только брюшки и икру. У нас была отменная уха, бутерброды и
свежежаренная рыба. Её, правда, утром следующего дня на столе мы не обнаружили, возле палаток крутится много мохнатых воришек, но главные это бурундуки и местные собаки, которых даже и не видно поблизости в течение дня. Звонок в Оху, все, завтра надо двигать дальше.
День девятый, десятый (песочная дорога и северное Охоморье)
Сегодня пришлось удивиться в очередной раз от состояния федеральной дороги. Такое ощущение, что и проектировщики, и строители в детстве не наигрались в песочнице. Покрытие дороги Ноглики — Оха на 85% — песок.
На всем участке нет АЗС, правда, в п. Вал, в харчевне, если хорошо попросить у барменши, можно найти любое топливо. Там же отобедали, впервые в сахалинском общепите. Вокруг очень низкая облачность, морось и разруха.
На повороте трассы в сторону залива Пильтун нас встречает Демьяныч, коллега по работе моего друга, житель Охотска, большой любитель природы. В 20 км от Одопту у него зимовье, там наша северная точка нашего маршрута. Зимушка оказалась огромным балком на полозьях с большой печью и своеобразным интерьером.
Демьяныч подробно описал все местные достопримечательности, пути подъезда к ним, посетовал на плохую погоду и приказал нам, не стесняясь, хозяйничать в его владениях. После его отъезда мы остались один на один с первозданной красотой и тишиной охотоморской лесотундры.
После ужина, растопив печь, мы долго наслаждались её треском и теплом, даже спальники не стали разбирать. Вечер провели с рассказами о Федосееве, эвенках, книге «Злой дух Ямбуя». Укладываясь спать, Матвеха спросил, что, а здесь тоже живут медведи и, получив утвердительный ответ, забрался посредине и заснул. Нарушая звенящую вокруг тишину, по крыше полночи топталась беспокойная мышь.
Наутро изменений в погоде не наметилось, решено было прокатиться по валу (невысокий холм из песка вдоль побережья) с экскурсионными намерениями. Медведи в округе всё же бродили, предпочитая зарослям дорогу.
Но наш осмотр закончился, так и не начавшись. Поднявшись на вал, я почувствовал, что наш Терраныч как-то слабо справляется с песочной колеёй. И тут одно из самых обидных огорчений всей Сахалинской поездки — отказ автоматов включения переднего привода. Они всю дорогу на север самопроизвольно включались на хороших ухабах, потом притихли, как оказалось, навсегда. С трудом развернувшись на узком валу (благо, поросшим редкой травой), мы поплелись обратно на дорогу. По пути задобрили местного идола Одопту
и пригрозили ему, что ещё вернемся. Да, с такой погодой (видимость 50 м, хороший накат) моря нам не видать, а с неисправным авто вообще кисло. Прокатились по строящейся между заводами дороге.
В тумане всё смотрится неземным, трубы, трубопроводы, много фонарей, в общем техногенный тут ландшафт.
Вот откуда берется «наше черное золото», «народное достояние».
Решаем, пока не очень поздно, выдвигаться в южном направлении. Короткие сборы, небольшая дозаправка на «АЗС».
Огромное спасибо тебе, Демьяныч, за доброе гостеприимство к малознакомым людям.
Песочную дорогу слабым ливневым дождем просто смывало на обочины (как же здесь после хорошего ливня?).
Скорость передвижения с телегой снизилась настолько, что в Ключи мы вернулись уже затемно. Просто какой-то хоямусибин!
Ночевали в машине.
Одиннадцатый день и двенадцатый (направление на юго-запад)
Утром поливало с неба неслабо, вымокли, пока собирались. Благо, можно погреться в горячих ваннах. Даже не позавтракав, рванули в Ноглики. Там магазин, поронайское цельное молоко, с булкой,
заезд на единственную в округе «эстакаду», горы специфичного мусора, слова благодарности за это местным властям
мелкий ремонт железного коня,
и «он послушно в путь потёк». Сегодня хотим добраться до северной столицы острова. Тучи и дождь как будто прилипли к нашему автопоезду. Одно хорошо — нет ПЫЛИ, но зато грунтовка в момент превратилась в стиралку. Хляби небесные отстали от нас перед перевалом.
Перекусили на речке, почистили перышки (ведь столица как-никак), в 16 часов в надежде посетить музеи вкатились в Александровск-Сахалинский. Опять засада: пнд.-вт.— ВЫХОДНОЙ! Ладно, тут есть ещё кое-что посмотреть, тем более островная погода сжалилась над нами.
На побережье прекрасный вид на Три брата,
тоннель, пробитый каторжниками.
Со склона сошел оползень и частично перекрыл вход в тоннель.
Панорама с мыса Жонкиер на маяк,
бухту. Отвесные берега хранят следы морских организмов какого-нибудь мелового периода нашей планеты.
Рядом пласты угля,
который до сих пор используют местные жители как топливо (видели загруженную коляску мотоцикла, двигавшегося по берегу в п. Дуэ).
Поблизости обнаружили рельс векового возраста, для вагонеток с углем, который каторжане добывали вручную (такой же есть в музее).
На ночь остановились на берегу недалеко от Дуэ. Здесь впервые наш флот был спущен на воду, каменистый берег позволил двигаться без полного привода. Поставили одну ловушку. Благодаря этому, на ужин в дополнение к столу были креветки, трубач, оставшиеся ещё и на завтрак.
Возле соседнего костра познакомились с молодыми парнями, долго болтали, ели запеченных на костре креветок и снова удивлялись северному гостеприимству.
Оно также нам помогло утром следующего дня, когда, подъехав к музею Чехова, мы собирались поцеловать замок.
К нам вышел его управляющий и, узнав, что мы — «тургруппа» из Хабаровска, вызвал специально обученных людей. Мы получили незабываемую экскурсию с рассказом от глубокообразованных, влюбленных в свою работу специалистов. Дальше была очень интересная фотовыставка, второй, исторический, музей, сувениры на память.
Церковь и ссыльный колокол, которому несколько столетий и своя история.
СПАСИБО Северной столице и её жителям.
Жаль, конечно, что экономика города находится в глубоком упадке.
Но нам снова пора в дорогу, наша следующая цель по плану Нитуйский водопад.
Выезжаем к обеду, несколько часов и мы подъезжаем к Поронайску. Все, основной грунт позади, под колесами асфальт. На выезде пропустили АЗС. На замасленной эстакаде спрашиваю у парня, владельца ГАЗ-24, дорогу до р. Нитуй и про заправку. Да, не верь тому, что есть на карте, оказалось, дорога до водопада посильна только шишиге или очень подготовленному жипу, ну и пешком можно, только, говорит, осторожнее, мол, вчера на берегу в р-не Лермонтовки, мишка какого-то рыбака покусал. Помогаю воткнуть на место коробку (он её со вчерашнего дня снял и перебрал), благодарим друг друга, вперед. Темнело, съездов с Сахалинского автобана немного. В 30 км от города свернули к морю, по карте — устье р. Горянка. Табор, костер. Единственные соседи благородно угостили питьевой водой, на этом побережье идет горбуша и поэтому в речках можно только руки помыть и то с мылом. С того момента в нашем багаже всегда присутствовала вода.
День тринадцатый (Сахалинский автобан)
Наши соседи оказались хорошо знакомы с природой острова. Много чего нам подсказали, в том числе и про Нитуй. Пройти действительно можно от п. Вахрушев по тропе. За день управишься. Только водопад, по их словам, утратил свою природную красоту после того, как, геологи в 90-х годах решили снести верхнюю полку порога, якобы в помощь лососям. Но после взрыва, горбуша так и не смогла прорваться выше водопада, а он сам стал по- другому выглядеть.
Ну что, команда, пошли? Первым захлюздопёрил Мотька — неохота идти полдня, чтобы поглазеть взорванный водопад, поехали в Южный. Снова сборы, от винта, дорога.
По всему побережью рыбацкие станы: километровые сети уходят далеко в море,
баркасы и непременный атрибут — автокран, горбуша идет.
Штурман спит, старпом весь в электронике,
цифры одометра закрутились очень шустро. Проезжаем мимо поворот на вулкан Пугачева, времени нет на осмотр, население собирает клоповку (она же красника), жутко дорогущую ягоду (вдоль дороги литр стоит 800 руб.). Очень привлекательный вид хребта Жданко промелькнул слева.
Ещё немного и мы спускаемся к морю в поселке с балтийским названием — Взморье. Крабы стоят дешевле клоповки, ими и пообедали у подножия бывшего японского храма.
Местные рыбаки угостили свежей горбушей в ответ на просьбу купить пару хвостов. «Летим» дальше в цивилизацию. От Долинска потянулись наиболее заселенные места острова, поселок за поселком. Полчаса и вот Южно-Сахалинск, на первый взгляд сплошная пробка. Снова включаю речевой навигатор, смотрим карту города, ничего сложного — три основных направления и все на юг. Прикупаем запасы провизии, воды и ХАБЫ в Гиперавто. Ура, я снова стану джипом!!! (сказал ба наш Терраныч). К вечеру наш асфальт закончился за п. Охотское. Сегодня таборимся на берегу залива Мордвинова, на песчаном валу. Замена автоматов переднего привода, свежая горбуша, икра на праздничный ужин по этому поводу. Слабый ветерок и накат Охотского моря, даже редкие звезды предсказывали хорошее настроение и на будущий день.
День четырнадцатый, пятнадцатый (ВЕЛИКАН и Лягушка)
«В Южно-Сахалинске слабый дождь, в Долинске и Корсакове кратковременный дождь, температура воздуха +23-25». Самое то для прогулки на мыс Великан, тем более у нас снова внедорожник, а не заднеприводное авто с прицепом. «Навигатор» в лице пожилого местного жителя сказал, что дорога — ..вно, а в лице молодого парня на потрёпанном Терране — норма, даже подсказал, где сворачивать с неё. Но поворот на Великан мы нашли благодаря подсказке с Интернета, вычитанной заранее.
Великан нас встретил неприветливо. Дождь был и вправду кратковременный, но перерывы частыми, с моря периодически наносило холоднючий туман, само море шумело и брызгало ещё более холодной водой. Поляна на берегу показалась подходящим для палатки местом, решили подождать, как говорится, с моря погоды.
Мы с Матвеем, переодевшись, побрели по берегу на север, в надежде на рыбалку. За мысом, в 100 метрах, на берегу встречаем единственного рыбака. На стуле сидит девушка и забрасывает раз за разом спиннинг. На наши вопросы про тонкости рыбалки она ответила, что просто сидит и отдыхает, а отец здесь вроде поймал бычка. Рядом крутятся две маленькие девочки и забавно колдуют на хорошую погоду. Под отвесным берегом, возле водопадика — табор, УАЗ, но людей не видать. Покидав безрезультатно различные морские приманки с полчаса, мы, попрощавшись, удалились. Недолго прогулялись в сторону непосредственно кекуров Великана, видимость плохая, да и Матвей промок.
К вечеру стало веселее в плане погоды, приготовили ужин, поставили палатку. Из высокой травы на поляну выбрался лисенок и попозировал немного, за что мы угостили его блинчиками с икрой.
Наши единственные соседи свернулись и, о чем-то переговорив с экипажем подъехавшего Крузера, укатили все вместе.
Среди ночи нас разбудила сильнейшая гроза, продолжавшаяся не менее трёх часов с небольшими перерывами. Небольшой ручей, стекавший в море неподалеку, зашумел как приличная горная река, а через час начал ворочать камни со своего дна. Ещё через час валунами как будто бы стал перекидываться неведомый Великан, такой стоял грохот. Палатка тряслась от ветра и порывов воды, но до утра выдержала, Greenell рулит, подумал я. Как я ошибался в то утро, когда гроза сменилась приличным ветром. Даже дополнительные растяжки не помогли, Великан поломал наш домик.
Быстро просушившись на ветру, мы сложили вещи и отправились к Великану, которого уже можно было разглядеть и зафиксировать на наши «мыльницы».
Ручей превратился в небольшой селевой поток по колено глубиной. Он смыл кусок дороги, ведущей по склону в соседнюю бухту.
Место, где стоял УАЗ и его табор, завалило сошедшим со склона оползнем, вовремя они уехали. О водных маршрутах в здешних акваториях можно было просто забыть, предстояло ещё выбираться обратно по дороге после грозового ливня. Надо ехать.
Наши опасения оправдались на р. Ударница,
но подъехавший с Охотского уже знакомый паренёк на Терранчике вселил оптимизм. Его команда как раз занималась реанимацией мостиков на этой дороге для рыбаков, это была его работа. Собралось около десятка машин в двух направлениях. Мы тоже поучаствовали на заготовке бревен, и через три часа пробка рассосалась. В 17 часов мы уже обедали в харчевне с видом на лагуну Тунайча. По пути в Южный оставалось время посетить популярное место, каменные останцы Лягушка.
Сворачиваем с асфальта недалеко от поселка с приятным названием — Весточка. Паркуемся, надеваем «трекинговую» обувь и продвигаемся по экологической тропе
в сторону, как здесь считают, места частого инопланетного присутствия. В конце тропы приличный по уклону подъем,
но в сухую погоду пройти нетрудно. Не знаю, как насчет космической энергии, но земная аура на Лягушке фантастическая.
Подзарядившись от каменной царевны, спускаемся к ручью, вокруг полно маленьких, древесных «царевен».
На сегодня это вся программа. В Южном нас ждет однокашник по универу, с которым не виделись больше 20 лет. Встреча, шашлыки на дачном комплексе, пока беседовали и не заметили, что уже середина ночи, все спать.
День шестнадцатый, семнадцатый (Два дня в городе)
С утра поливало неслабо. Ливневая каналья центральных улиц не справлялась с потоками воды, в некоторых местах можно было передвигаться на нашей лодке. Мокнуть особо не хотелось, поэтому знакомство с городом происходило из окна автомобиля. Понравился главный музей в старом здании японской постройки,
почему-то здесь было много свадебных компаний, они (компании) еще посещают семейную пару оленей на въезде,
привязывают ленточки, намекая, наверно, друг другу о своей верности в будущем.
Очень вкусная выпечка в сети магазинчиков «Мельница».
Рынки очень дорогие, в магазине «СитиМолл» есть все.
Прикупили провиант, материалы для ремонта нашего домика, нашли пару тасманских дьяволов в рыболовном. Оформили билеты на паром, кстати, обслуживание в Сахалинском офисе намного приличнее, чем в Хабаровске.
Следующий день — экскурсия на грязевый вулкан. До п. Ключи асфальт, далее по лесной дорожке не более 15 км. Колея, лужи, но даже после дождя она вполне проезжая и живописная.
На огромном поле посреди леса множество мини вулканчиков, которые забавно извергаются по очереди как настоящие.
Грязи много, как грязи. Испачкались, надо было надевать сапоги, хорошо, что внизу у подножия есть маленький ручей, но и в нем обувь до конца отмыть не смогли.
Хотели поужинать в каком-нибудь общепите, но добрались до дачи и решили провести остаток дня в загородном покое.
День восемнадцать, двадцать (Анива)
В Корсакове немного поплутали по извилистым улочкам, напоминает чем-то Находку. Указателей в городе вообще нет. Снова сработал «навигатор», и мы мчимся в сторону Пригородого. Короткая остановка на месте остатков бывшего памятника солдатам японского десанта, погибшим в 1905 г., плохо, что от него так мало осталось.
Нефть и газ, которые тут обозвали углеводородами, заканчивают трубопроводный путь и наливаются в морские суда.
Дальше пылим по грунтовке. Живописные перевалы и вид на побережье залива, солнечный день поддерживают и без того отличный настрой, сегодня надо пробраться как можно ближе к мысу Анива. Где-то в стороне озеро Б. Вавайское, дорога лежит среди лесной растительности и поэтому вокруг ничего не видно. Огибаем заповедную лагуну Буссе и останавливаемся на дороге возле небольшого ручья, спуск к которому занят двумя леди. Они энергично орудуют удилищами, пытаясь подсечь рыбу.
На мой вопрос, кого они там ловят, отвечают, сами не знаем, но креветку любит ужасно. Так и не увидев неведомую добычу, мы двигаемся на юг.
После п. Новиково дорога выходит к морю и вьется вдоль берега. Склоны хребта местами вплотную подступают к урезу воды. Мыс Три камня,
рыбацкие станы в устье каждого ручья и речушки,
через некоторые сохранились мостики японского периода.
После последнего стана дорогу прилично размесили колесами полноприводных Камазов, и показалось, что дальше пути нет. Но через минут 20-25 мы благополучно добрались к намеченной точке, бывшая застава Южное. Рискнул спуститься на песок, но двигаться очень тяжело и не имеет смысла. Надо иметь подготовленное авто, чтобы перемещаться по такому песку.
Море теплое, накупались, собрали табор, пошли осматривать окрестности. На склоне помимо пограничных построек, сохранились несколько строений, скорее всего, японского рыбацкого посёлка, со своеобразной архитектурой.
В некоторых нашлись и элементы отделки, в частности керамическая плитка.
Понаблюдали за установкой сетей, здесь горбуша только пошла на нерест, побеседовали с рыбаками, да, труд, конечно, непростой, и платят в районе 3-4 рублей за кг выловленной рыбы.
Вечером была рыбалка для ужина. Я ловил спортивными способами, а Матвеха после нескольких забросов и увиденного количества рыбы перешёл на неспортивные.
Такого азарта в его глазах мы ещё никогда не видели. Носился как сумасшедший по ручью, вымок до нитки.
Утром доготовили флот. До мыса, судя по «курвиметру» 25 км по прямой.
По берегу подошла группа пеших туристов. Они из Владивостока, идут на Аниву впервые. Решили взять в экипаж одного из них, пара крепких рук никогда не помешает. Небольшие ходовые испытания, погрузка, обход сети, уходящей на 1км в море. Побережье со стороны залива смотрится ещё более привлекательно, много падающих с различной высоты ручьев,
глубоко изрезанные распадками скалистые склоны. Красив мыс Мраморный.
Маяк показался из тумана, окутавшего оконечность полуострова, как-то неожиданно.
По суше к маяку не добраться, островок Скалистый отделен маленьким проливчиком. На малом ходу мы ещё немного покрутились рядом с мысом, но заходить со стороны Охотского моря не стали — сильный туман и течение. От залива светило солнышко, создавая резкий контраст в ощущениях. Крики и запах чаек, подбивавшие нас идти наверх, желание заглянуть в каждый уголок японского строения, гусиная кожа от резкого холода Охотоморья (надо же было пойти сюда в футболках и шортах, туристы!) — чувства перемешались.
Победа человека в борьбе с природой в виде этого восьмиэтажного монумента и заброшенность. Но он все же ещё действует. Ещё немного жутковато от этой реальности и какой-то невидимой нереальности. Через час, оставив записи в журнале посещений,
мы покинули исполина. Пусть себе ещё долго стоит на маленьком скалистом уступе и привлекает к себе внимание не только проходящих судов, но и обычных любителей путешествий.
На обратном пути ветер сменился на северный и стал тормозить наше возвращение, даже слегка поболтало, пришлось идти на малом ходу. В 17 часов мы благополучно прибыли в нашу бухту. Приморцы уже заждались своего гонца, стали быстро собираться, до ближайшей удобной бухты с дровами и водой топать часа два. Ну а мы остались переваривать увиденное за этот день.
День двадцать первый и двадцать второй (с востока на запад, Крильон)
Снова сборы, прощание с Анивой, очень жаль, что не задержались здесь, можно было получить неплохой пляжный отдых. Но, как говорится, труба зовёт. Без заезда в Южно-Сахалинск двигаемся на западное побережье, через Огоньки, Невельский перевал, в город, названный в честь одного из первооткрывателей острова. Уважаемому Г.Н. Невельскому в этом году 200 лет. На одной из двух улиц города ведутся работы, видимо, к этой дате. Спасибо властям и неравнодушным жителям.
Сивучи, гербовый атрибут города, появятся только зимой, с ними нам не повезло. Но зато нас гостеприимно пригласили на фестиваль изготовления глиняных изделий по японским традициям, с массовыми мероприятиями, на большой площадке недалеко от пирса сивучей, похвально.
Местный корабль-призрак.
Дорога до Шебунино нас насторожила, после сильных осадков, грунт местами смыло прямо на дорожное полотно — направление трассы проложено практически в нескольких метрах от моря вдоль крутых склонов сопок. Но зато в море нас приветствовали тюлени, поднимая свои хвостики (или задние ноги, как у русалок).
После Шебунино, добравшись до первого ручья, оказалось удобнее двигаться по самому берегу, по песку, дорога в стороне была сильно разбита, сплошные глубокие лужи и колея. Местные ребята подсказали, что ехать надо с осторожностью, местами попадаются «плывуны, зыбуны или зыбучие пески, (я уже не помню)», особенно в местах впадения речушек и там, где море выбрасывает на берег морскую траву в большом количестве. Проехав метров 200, я в этом убедился, слегка завязнув в маленькой бухточке, забитой выброшенной на берег морской капустой.
Дальше все меньше машин, советов все больше, реально понравился один парень, водитель «Скорой помощи» из Невельска, на личном крузере, отдыхавший в устье на Перепутье, дал номер телефона на всякий случай. Спасибо, Женя! Понял одно, если есть след от протектора авто на песке, можно не переживать и топить, главное, чтобы позволяла мощность двигателя. Перед речушками вброд проверяли дно и, если воды не много, смело переправлялись.
Так добрались до последнего на этом побережье постоянного присутствия людей, рыбаков. Какая-то база, человек оказался хорошо знаком с Хабаровском, попросил на обратном пути заехать и передать гостинцы родственникам.
Перед мысом Виндис (Коврижка) затаборились. До самой южной точки острова осталось не более 30 км морем.
Закат подарил обалденный вид на пролив, остров Моннерон, а утром море нас разбудило рыком самцов тюленей.
В местные ручьи только начала заходить горбуша, и утренняя рыбалка дала нам пропитание на целые сутки.
Туман, слегка подпортил планы по передвижению,
но к полудню солнце сделало свое дело. Последняя точка, Крильон, стала вполне досягаемой. Такой морской прогулки я не видел в своей жизни. Видимо, сам Нептун решил нам помочь. Ветерок дул только в районе Крильонского корабля- призрака,
а в остальное время мы шли полностью в штиле.
Коврижка с моря смотрится не такой уж симметричной.
Мысы вокруг бухты Кузнецова отражались в воде как в зеркале.
Единственная неприятность — это то, что к берегу близко на моторе подойти непросто, много подводных камней, травы на метров 100 и дальше от прибоя.
Сотни тюленей на этой отмели спокойно позволяют приблизиться и дать себя рассмотреть, если не подходить к ним близко. Для хороших снимков нужна подходящая оптика.
На берег сошли в мелкой, песчаной бухте перед самой южной точкой острова. Команда отправилась на знакомство с маяком, покидала камушки с крутого бережка того самого пролива Лаперуза.
Фотографий, конечно, много, но само состояние маяка можно отразить в одной.
Перекусив сухим пайком, отправляемся на «базу». Остаток топлива и погодные условия позволяют идти полным ходом.
Живые корабли-призраки все же существуют в водах Татарского пролива.
Ужин, огромный прощальный костер, и все это под абсолютный штиль, наверное, редко так бывает на этом побережье, но сегодня нам везет!
Последние два дня на острове.
Уезжаем, тюлени машут нам вслед.
Останавливаться на берегу от Невельска до Холмска и дальше нет желания, удобных мест мало, а где можно подъехать к берегу, везде многолюдно. Последнюю ночь на острове провели на побережье возле мыса и одноимённого маяка Слепиковского. Довольно загажено,
но после уборки подойдёт.
Вечером прогулялись до маяка и снова получили впечатления от этого строения.
Обслуживающий персонал позволил снимать всё вокруг, не заходя внутрь.
Здесь, по всей видимости, были дымоходы или воздухоходы системы теплых японских полов.
На ужин традиционная Сахалинская еда, блинчики с икрой.
И последняя ночь на острове в палатке, собирать и разбирать которую пришлось 21 раз, ставить и разбирать табор соответственно.
Диспетчер переправы сообщил с утра, что времени у нас еще уйма, до 24:00. Упаковываемся в последний раз и через Холмск, оставив прицеп на стоянке, доезжаем до старой японской железной дороги.
Пешком (40 мин.) проходим по сохранившейся насыпи с рельсами и шпалами, которые укладывали в начале 20 века корейские подневольные рабочие. Осторожно, на камушках греются маленькие гадючки. И вот он, «Чертов Мост», творение японской инженерной мысли. Эта ж/д работала почти 80 лет, и могла бы еще перевозить грузы и пассажиров ещё лет триста и более.
Но, как многое, построенное японцами на острове, и она пропадает в наше российское никуда.
Остаток дня провели в Холмске, побродили по музею, попали на смотр художественной самодеятельности западного побережья Сахалина. Провинция живет своей интересной творческой жизнью. Ужин в маленьком уютном кафе дополнил приятно проведенное время.
Затем была погрузка на паром, и вот в тишине ночи он медленно выходит из акватории Холмского порта. Небольшой красный буксир сопровождает его до самого выхода, как будто не хочет расставаться с нами. До свидания, Сахалин!!!
После обеда следующего дня, через 14 часов мы на материке. «Я помню тот Ванинский порт и вид пароходов угрюмый», в голове крутятся слова известной всем песни, немного грустно и все-таки мы довольны, что осуществили намеченное путешествие.
Дальше была трасса Ванино—Лидога, сон в машине под мостом у р. Манома.
Хорошо, что не стали торопиться. Утром попали в пробку на трассе у Гассинского озера, пробирались по метровой насыпи, местами вода доходила до подножек, еще пара дней и дорогу закрыли. Большое Амурское наводнение, однако!
Ну, вот и все, конец, как я считаю, увлекательной поездке по одному из замечательных мест на нашем Дальнем Востоке. Напоследок прилагаю не свои фото китов, которых, к сожалению, мы так и не понаблюдали. А ведь мы так близко были у этой цели.
Всем, кто дочитал до конца, спасибо и удачных путешествий в будущем!!!