|
История
История внедорожного Ныврово началась в июне 2006 году, когда «последние романтики отечественного бездорожья» Вадим на ММС Паджеро 2, Максим Григорьев, Валерий Мурсалимов, Дмитрий Половников, Валерий Богатов на Годзилле, Костя Таранов, Александр Тощев и Стас Долгушин на ТЛ и Андрей Шонин и Андрей Прилипко на Ниссан Сафари начали пробивать трассу. Маршрут от южной части до г. Охи был известный. Красивые пейзажи тундровой северной части Сахалина были дополнены встречей с лосем, который бежал вдоль дороги продолжительное время.
Ныврово или Нуврво (требуха) сложный джиперский маршрут, но несмотря на все «прелести» короткого участка дороги от Охи до нельзя назвать непривлекательной. Вначале маршрута первые километры от сворота на залив Тропто, прямо зона нывровидения, направо на залив. Несколько километров до р. Еще ездят местные на рыбалку, а дальше только «марь». В то время дорога была неизведанной, а главное непонятно было, как ехать, ведь особого опыта передвижения по бескрайним болотам не было.
Маршрут был примерно такой: От Охи до м. Елизаветы 130 км, из них самые трудные 70 км, часто проходит по зимнику до заброшенного поселка Ныврово. На маршрут было отведено 7 дней, на деле этого времени оказалось крайне мало.
Поначалу все шло нормально, было видно, что по дорогам ходит техника. Основные трудности возникли, когда экипажи спустились к торфяным болотам, дорога превратилась в направления. За несколько часов колонна из 5 внедорожников растянулась на 2 км, в незнакомом лесу это приличное расстояние, на юге острова « торфяников» мало, поэтому большого опыта хождения по ним не было.
Торфяные болота заканчиваются или начинаются речками.
За первый день пути удалось пройти только 6 км, на следующий день прошли еще 5. Самое сложное в таких условиях — организовать ночлег, мокрые, грязные и уставшие джиперы пытаются поддержать друг друга. Главное это горячая пища ну и куда без спиртного?! Основные выводы данной поездки: Топлива надо брать больше, уделить больше времени разведке и делать запас воды и времени. Именно поэтому на третье ныврово мне даже пришлось уволиться с работы.
Спустя 4 месяца.
Главной целью, было добраться п. Ныврово.
Обязательные условие 2 лебедки и жесткие блокировки мостов, отведено 10 дней пути.
Уже 3 экипажа стартовали:
Сурф — Александр Данченко (Алга) и Александр Тощев (турбодед),
Годзилла — Максим Григорьев, Валерий Мурсалимов, Дмитрий Половников,
Н. Сафари — Андрей Шонин и Владимир Прилипко.
За первый день прошли 12 км, но Сурф Александра Данченко «влип в сланцах по самый жир и доставали машину всем миром». К тому же у пилота выскочил на руке огромный фурункул, который собрался вылечить бургомистр джипер клуба, а также по совместительству главный татарский врачеватель всех болячек без исключения — Валерий Мурсалимов.
Поскольку успех — это путешествие, а не место назначения и багаж знаний существенно пополнился бесценным опытом, было решено на будущий год снова штурмовать бескрайние болота, но с поправкой на имеющиеся знания и приобретенный опыт.
Мирская жизнь вносит коррективы, и в 2007 году не было возможности должным образом подготовить автомобили, поехали на квадроциклах (Поснов Андрей, Назаров Андрей, Голубев Александр, Кириллов Павел), когда лежал еще снег. Покорение Ныврово на автомобилях было отложено еще на год.
В 2008 году знакомые Экипажи (Годзилла — Максим Григорьев, Валерий Мурсалимов, Дмитрий Половников, Н. Сафари — Андрей Шонин, Сергей Ким и Круаз (ТЛК73) — Александр Тощев и Евгений Кудрявцев) — семеро смелых отправились в очередное путешествие, да-да, именно очередное, потому что ни у кого не было 100% уверенности, что мы доедем до намеченной точки, но уверенность была в том, что мы точно дойдем!!!.
Только за безнадежные дела нужно по-настоящему сражаться, и в данной экспедиции было решено загрузить отдельный грузовичок топливом, продуктами, резиной от Сафарей и довезти до г. Оха, а там переобуться. Изначально я должен был ехать в экипаже с Андреем Шониным, поэтому бюджет с члена экипажа составил 30000 руб., но в самый последний момент планы поменялись, и меня пересадили в экипаж к Александру Тощеву.
В принципе, являясь водителем похожего автомобиля (ТКЛ-60), с водителем я нашел общий язык. Там, где штурман ведет водителя, водитель ведет автомобиль, в этой связке главных нет, ибо я «глаза, а он руки». В такой паре главное доверие и отсутствие вспыльчивости. Бывает, что он засядет, где сам выбрал маршрут, но тут скандалов быть не должно, одно дело, когда подведет машина и совсем другое, когда подведет человек.
В общем, проехали первые 100 метров бездорожья, и мы лишаемся переднего привода. Проехав речку и встав на ночлег, решили поменять привод и понимаем, что привод обломился по месту «каления», а в наличии еще одного запасного привода не было, это на случай еще одной поломки. Было решено поехать в ближайший город Оху за запчастями.
На деле это выглядело так: отдали всю провизию, которую мы везли в машине, и, честно, было чувство, что нереально двум Сафарям уехать утром, а нам утром доехать, искать в Охе запчасти, поменять привода, выколотить обломок и догнать в этот же день наших товарищей. Сами подумайте. Два экипажа выезжают в противоположную сторону, через 5 часов первый экипаж разворачивается и пытается догнать второй экипаж до начала сумерек текущего дня.
Единственная надежда была на то, что в Охе много УАЗиков и, соответственно, должны быть запчасти, на деле оказалось в Охе 2 магазина, где мы нашли привода. Купили привода, которые были, получилось в запасе 2 комплекта плюс один короткий привод. Думаю, что благодаря слаженной работе уже не штурмана и пилота, а двух механиков в 4 руки мы поменяли привода, запаслись провизией и двинули в путь. Ехали, пока была сотовая связь, созвонились с экипажем Сафарей и сообщили, что мы выехали. Особенность прохождения маршрута «в одиночку» заключается в том, что помощи ждать неоткуда, и приходилось немало побегать, чтобы искать объезды, так как у нас была самая маленькая резина 37х12.5х15, а на Сафарях 44х19.5х15 и 42х15х15 соответственно.
Как говорится, за весь путь «залебедились всего несколько раз», благо была возможность объездов, хотя пришлось вооружиться бензопилой и потихоньку, но верно двигаться в направлении на север. Один большой полуобъезд, который превратился в месиво, стоил нам 1,5 часа потраченного времени и 1 сорванной шпонки на лебедке.
Пришлось подниматься на 4 метра на дерево и «поднимать» машину из болота. Особенностью лебедок Aisin является наличие металлической шпонки, которая соединяет 2 вала и при превышении нагрузки — срезает. В стандартной комплектации диаметр шпонки 4 мм, изготовлена она на вид из стали, однако ее замена на дюбельный гвоздь 4,5 мм не придает особой надежности. В данную поездку были опробованы шпонки из клапанной стали мотоциклов 6 мм. Данная шпонка держит нагрузку гораздо лучше. За всю поездку до Ныврово поменяли одну шпонку и то было подозрение, что мы ее просто потеряли, кстати, сделали на Ныврово.
В лесу темнеет раньше, к вечеру болота объезжать уже было невозможно, поэтому, включив лебедку на 3 передачу, потихоньку я передвигался на капоте автомобиля и следил за тросом, чтобы его не перекинуло через барабан. Не думали о том, что так быстро мы настигнем наших товарищей, но вот перед нами появились удивленные лица экипажа Годзиллы. Они встали лагерем в 300 метрах от нашей текущей или медленно ползущего автомобиля, но эти метры мы преодолели только за час.
На Сафаре Андрея Ш. погнулся задний амортизатор, он занимался его починкой, Валера Мурсалимов кашеварил… В этот вечер мы покушали единственный раз за последние 2 дня горячую пищу, так как остановиться и перекусить времени не было. После того как машины приготовили к ночлегу, я пошел искупаться в речку, которая текла в низине. Несмотря на то, что стоянка машин была неподалеку, в лесу без ружья было жутковато. Зайдя в воду и окунувшись, я ощутил насколько талая вода, стекающая с гор, была холодна, не сразу понял, куда исчезло «хозяйство», знающие мужики, которые купались в холодной воде, поймут!
На второй день пошел дождь. По рассказам тех, кто ездил на первые 2 Нывровидения, в этом месте всегда идут дожди. В этот период мы как раз спустились к болотам в долине реки Диановской.
После обеда небо рассеялось, и к вечеру мы приехали к «первым домикам». У нас с собой доехала замороженная баранина, и Валера сделал плов, плов, конечно, подгорел, но на природе, а тем более горячая пища всегда идет в ход. Комары в этих местах были «слоновые», в данном месте были признаки цивилизации, поэтому мы из деревянной бочки приспособили туалет и с комарами проблем не возникало.
С этого места виднелись следы гусеничной техники. Данное место прозвали «Отель дрейк».
Было решено сделать дневной привал и отремонтироваться. На следующий день после обеда стартовали до следующего хутора, однако в лесу было раздвоение дороги, и я вызвался пройти и посмотреть, может, удастся сделать объезд поверху, а не нырять в болота. По пути следования на плато виднелось большое гнездо орлана, птица заняла выжидательную позицию и не намеревалась меня подпускать к гнезду. Пройдя место гнездования, я чувствовал сзади взмахи крыльев, но пробежался 2 км и спустился к болотистой местности — уже никто не летел за мной, и я как раз я нашел твердую почву прямо у подножья.
В то время как Андрей Ш. помогал вызволять увязшую Годзиллу из болота, свой экипаж я провел вдоль сопки и мари. Выбравшись на более-менее твердую почву, отправились по направлению на север.
Вскоре мы приехали к хутору, где Андрей Ш. нашел себе наковальню времен СССР, посмотрели на карту, что до Ныврово рукой подать , решили ехать. На пути встретился глубокий брод реки Валовской и опасной реки Диановской.
Про устье реки Диановской были наслышаны, поэтому было опасение, что придется потрудиться, чтобы переехать, после увиденной реки Валовской. Максим Г. первое, что сообщил по спутниковому телефону, — Диановскую проехал на заднем приводе!
В заливе Куэгда был отлив, и узнавались когда-то оставленные следы ГТТ и, видимо, ГАЗ-66.
На ура проехали оставшиеся 5 км и, не зная дороги, забрались на пик, откуда виднелся поселок Ныврово. Сначала нас приняли за бежавших «зэков», потому что в такие места обыкновенные «прохожие» не захаживают, а тем более не заезжают!
Обычно Максим Г. любит немного устроить проверку машине и покататься, так вот, чтобы не «шалил», Валерий М. обещал открутить карданы, чтобы тачку не сломал. Хотя как-то, помню, Максим прозвал меня кротом, в общем, дело было на Крильоне в 2004 году, тогда проехали, не застряв, но Годзилу-1 все-таки закопали.
Ночи на Севере Сахалина не темные, большая часть членов экипажей осталась на застолье, потреблять черемшу с майонезом и «беленькой», а я пошел спать, так как очень устал.
На утро, выспавшийся, увидел уставших и не спавших товарищей, продолжил ночное блеснение!
После нескольких дней загорания и купания, эйфория от пройденного маршрута подугасла, и мы решили отправиться таки на мыс Елизаветы. По песку расстояние было преодолимое.
По дороге заехали на метеостанцию, но решили сначала подняться на Высоту и там по хребту попытаться пройти до самой северной точки. На метеостанции узнали, что недавно их посетил медведь, так как он вынес входную дверь вместе с петлями и оставил следы своих когтей, это заставило нас быть начеку. Поплутав по лесу, так и не нашли дороги на пик, к тому же уже начало темнеть, решили доехать по берегу до дальнего «каменного прижима».
У костра и рядом с ручьем романтический настрой предстоящего пешего похода только еще больше подогревался. Ночи на Севере Сахалина и впрямь светлые.
После 23 часов становится немного темно и после 4 утра уже светает.
Покушали, как следует, заправили рюкзаки тушенкой и кук-сой, отправились в путь! Первые 3 км вдоль берега моря преодолевали без особых проблем, изредка переходить через крупные камни помогали веревки, натянутые до нас. Далее карабканье по отвесной осыпи для Максима Г. и Валерия М. далось с трудом.
Передвижение по стланику с ружьем Андрею Ш. давалось тяжело, так как, цепляясь за ветки, можно было легко повиснуть на его «двухстволке». Я уже изрядно оторвался от товарищей и решил спускаться к морю, но все решили остаться на 300-метровой высоте и идти по тропе, видимо, используемой дикими животными. Подошел к мысу Бакланьему, у меня был рюкзак с провизией и знамя клуба. Попил ключевой воды из источника под камнями и понял, что по морю не пройти, пришлось изучать принципы скалолазания, которые когда-то читал.
Поднявшись по отвесной скале, увидел проглядывающуюся тропу. Поскольку был на высоте, решил оглядеться, впереди ничего не мешало двигаться по песку и, наметив маршрут, я решил спускаться. Внизу был еще один ручей, достав знамя, перепрыгнул ручей. И тут я почувствовал, что напротив меня есть какой-то «организм», кратно превосходящий мой вес в десятки раз, его дыхание ощущалось за 70-100 метров на высоте. Мои товарищи увидели, что это был медведь, попытались его отвлечь и привлечь его внимание, чтобы он пошел к ним. В том районе все медведи дикие, вспомнил рассказ Аркадия Прокофьевича (летнего старожила Ныврово): если медведь отведает человечину, его убивали. И, прикинув свои шансы, продолжил свой путь с тем же темпом, не подавая виду, хотелось повернуть голову, но не поддался любопытству и вскоре поднялся по веревке на высокий уступ, ушел вдаль. Через несколько километров увидел впереди крест на возвышенности и справа распадок со снегом, решил подняться на гору. Поскольку товарищей видно не было, решил, что у меня часа 2 в запасе есть.
Восхождение заняло часа 2, через час отвалилась подошва на левом берце, я, примотав ее шнурками, продолжил восхождение по каменистым уступам. Добравшись до вершины, я понял, что мыс Елизаветы был слева от меня, а справа виднелся маяк и жилые дома. Пытался подать знак своим товарищам — меня они не видели, сделав уникальные кадры, я решил спуститься вниз, только новой дорогой. Так как подошва уже отсутствовала, опираясь на флагшток и встав левой ногой на железный подносок правого берца я по осыпи быстренько скатился с высоты примерно трети сопки.
Далее по ущелью ручья четко пришел к дому, где, вежливо попросив «кипяточка» у девушки, был встречен испуганным лицом, и она быстро закрыла дверь. Я был в камуфляже, может, это как-то испугало ее, решил идти дальше и дошел до Маячника.
На улице стоял стол на высоте 100 метров от моря, там я поставил рюкзак, достал кук-су и тушенки, через некоторое время подошел Сергей К. и остальные ребята. Маяк примерно такой же, как на м. Атласова, питает его однопоршневый дизельный ДВС 1966 г.в. Супруга Маячника подогрела нам еще борщ, и за 12 часов напряженного похода мы быстро разомлели. Дело двигалось к закату, и все понимали, что идти пешком — мы точно сегодня не пойдем, тогда Маячник — (Александр Третьяков) нам предложил нас отвезти на лодке.
Одновинтовой бензиновый двигатель Ветерок-8 1979 г. в., едва захлёбываясь, довез 7 человек лежачих вповалку от мыса Маячного до последнего прижима за 30 минут, правда без «ветерка», но все были очень довольны. На радостях мы отдали Александру канистру с бензином и кое-какую провизию, ибо думали, что пропиливаться не будем и нам хватит топлива в бензопилах.
Вернулись в Ныврово, нас ждала окончательно готовая вяленная кунджа, которую мы с Валерой по совету Аркадия подвесили на 1,5-метровые веревочки и вставили распорки.
Основательно подкрепившись, выдвинулись в южном направлении, на этот раз наш Круаз застрял в заливе. Залебедились за Сафари, и мы снова вернулись в строй. Через полтора километра из передней части автомобиля что-то хрюкнуло, пилот не придал значения и сказал, что это рычаг лебедки случайно дернулся. Вообще, забывали выключать лебедку, передний алюминиевый бампер Aussie изрядно поменял свой первоначальный облик, обретя кусок оцинкованной трубы вместо верхней облегченной секции. В этот день мы подъехали к «отелю дрейк» и было желание остановиться на ночь, так как Андрею и Сергею хотелось порыбачить. «Почистив перышки» у внедорожников, прилизав раны, на следующее утро хотелось ночевать на возвышенности — так тому и быть!
Следующая ночевка была в лесу с переборкой переднего редуктора «Круаза», тот самый звук из передней части автомобиля — это были обломки привода, которые «купались» в масле редуктора и, как резцы токарного станка, потихоньку «слизывали» главную пару. В итоге имея 2 полных комплекта приводов, машина осталась моноприводной.
Если раньше я мог ехать в салоне, хотя и недолго, то теперь в салон автомобиля попадал только перекусить и переночевать. В редких случаях, когда были затяжные неглубокие болота удавалось присесть на капот и следя за лебедкой — передохнуть. Как говорит Макс Фросс: «Тебе надо учиться ездить, не представляю, как бы ты ездил с турбированным двигателем». Эти слова он произнес, когда мы готовили трассу для Шишкевич трофи.
В итоге пол-Ныврово проехал на заднем приводе, может, общее желание, а может, стремление вернуться поскорее. В заднем мосту установлена тойотовская механическая блокировка, поэтому, когда лишились переднего моста, была рекомендация включить ее, а оказывается, она была всегда включена всю поездку, так как тросик при натяжении активировать ее мог, а выключить — нет.
Есть одна фраза, которая постоянно нервировала Максима Г.: «Я поеду потихонечку, у меня все равно машина на ладан дышит», — говорит А. Тощев, как оказывалось потом, в населенном пункте наш экипаж стоит и ждет оставшихся участников пробега.
Дорога от Охи до Ноглик тоже преподнесла сюрприз, однако на этот раз Годзилле. Мало того что после купаний в море где-то между мысов Евстафьева и Бакланий была проблема с топливной системой, так еще и тормозной диск отломился. Было решено снять суппорт и тормозной диск, заглушить трубку тормозного правого цилиндра. На машине весом 4 тонны с неработающим передним тормозом представляю, как несладко приходилось. Как-то во Владивостоке на моем Крузере протерся задний шланг, заглушив его, отправились с друзьями по спускам ездить, то машину приходилось тормозить коробкой передач. Хотя дорога домой коротка, но пробег по сахалинским «без» дорогам превращается в увлекательное путешествие поиска ремонтного бокса со сварщиком или медленный путь до своего родного бокса. Обратная дорога обычно менее эмоциональная, тихо, верно движение к дому. Экспедиция Ныврово-2008 — золотой рейд «Джипер Клуба».
«Ныврово, ты *опа мира и говорю тебе спасибо за то, что жив пока еще» — цитата Д. Половникова.
********
Планирую пробег в 2017 году от Хабаровска до Костромы.
Приглашаю желающих присоединиться.
Ищу как попутчиков на машине, так и в ней.