|
Так уж сложилось, что Байкал я впервые увидел в 27 лет. Прожив эти 27 лет в четырехста километрах от него… Вот так бывает. Но, зато когда это случилось, я был уже автомобилистом со стажем, и это было полноценное автопутешествие. И так уж случилось, что это была деловая поездка. Прокатились тогда по БАМу, до Оаяна. С тех пор побывать, отдохнуть на Байкале я стараюсь каждое лето. И с некоторых пор выкладываю на дроме отчеты о путешествиях по северному Байкалу и его окрестностям. При этом на южном не был ни разу. Путешествовал по стране, бывал не раз за границей, а того, что рядом, не видел…. Но жизнь вносит свои коррективы, и как когда-то работа подтолкнула меня к северной части великого озера, теперь она толкала меня на юг.
Это «рассказ-дорога», как писал здесь один уважаемый автор: «дорога длиною в жизнь», эта, конечно, не длиною в жизнь, но к новой жизни. У каждого, наверное, наступает в жизни момент, когда нужно что-то менять, и не знаю, у кого как, но большим переменам в моей жизни всегда предшествовала дорога. По разному это было, это и поезд до г. Братска на поступление в институт, и первая заграница — Финляндия, которая окончательно определила направление моей профессии (деревообработка), потом Германия, Австрия (опять учеба по этой теме), между поездками работа, работа.
Да, была еще одна короткая поездка, которая запомнилась и которая чуть не отвела меня от выбранного профессионального направления. Это был вынужденный эксперимент. Работы по профессии не было, а товарищ упорно звал меня на работу в одну из сытых и престижных нефтяных компаний, поэтому выбора не было. Так вот, чтобы устроиться туда на работу, мне нужно было попасть опять же в Братск, и так как туда шла попутно машина (этой же организации), на ней я и поехал. Это был бортовой Камаз-вездеход, на котором мы всю ночь летели (со страшной турбулентностью и не воздушными ямами, пилотом-ассом и морозом за окном) к пункту назначения. В то время я к таким движениям не был привыкший, поэтому впечатления были яркие. В общем, устраиваться на работу пришёл в непрезентабельном виде, не выспавшийся и умотанный. Через год работы там, мне уже было пофиг, я преспокойно мог спать в любом положении в любом транспорте на любой дороге. Проработал я на нефтянке год, пошел в отпуск, и уволился. Просто не мое, к тому же, будучи в отпуске нашел интересную работу по специальности. Как году этой работы предшествовала короткая, но утомительная и запоминающаяся поездка на том Камазе, так и год пролетел быстро, в поездках и физическом, не обремененном умственной работой, труде. Главное это, конечно, жизненный опыт, полученный за это время.
Вы верите в знаки или гороскопы? Когда я подъезжал к месту своей новой роботы (ехал в первый раз на поезде), в газете, купленной в дорогу, прочитал гороскоп на весь начавшийся год (были первые числа января). Гороскоп сулил мне всевозможные блага. Затем, когда поезд уже подъезжал к вокзалу я увидел салют. Видимо, кто-то праздновал, но для меня это был знак. Согласитесь, когда делаешь серьезные шаги в жизни: меняешь работу, место жительства, круг общения, много мыслей одолевают твою голову, и тут салют… Тогда и промелькнула в голове мысль: это хороший знак, и даже как-то легче стало. Было это два года назад и я бы давно забыл о салюте и гороскопе, но это оказывается, был самый точный гороскоп, какой мне попадался. Вскоре все стало сбываться как по писаному. Но сейчас не об этом.
Пришло время делать новый шаг в жизни, подыматься на следующую ступеньку. Как оно дальше будет, покажет время, а дорога предшествующая переменам, уже состоялась. Еще она знаменательна тем, что я впервые побывал на Южном Байкале. Об этой дороге я и хочу рассказать.
07.11.13 г. я сел ночью в поезд на станции Киренга (п. Магистральный) и в 5 часов утра вышел на станции Лена (г. Усть-Кут), где меня ждал на автомобиле друг Василий. И мы тронулись. Заранее прошу прощения у читателей за качество фото, особенно первых. Дело в том, что многие фото делались на ходу и через лобовое стекло, не всегда чистое. Да и время года, конечно, не способствует ярким и красочным иллюстрациям. Много достопримечательностей тоже не будет, т. к. это деловая поездка и отвлекаться было некогда. Единственное, что могу обещать, это то, что постараюсь передать свои ощущения и впечатления от дороги. А как это получится, судить Вам.
На момент выезда в г. Усть-Куте ударил первый мороз -30. Морозу предшествовал обильный снегопад и, как следствие, гололед.
Первые километры, на которых знакома каждая ямка, пролетали быстро. То тут, то там, на обочинах видны следы от машин, которые вылетели с дороги.
А вот и первая авария. Дальше их было очень много, не все успевал фотографировать, да и зачем? В общем, время для поездок не самое удачное, поэтому ехали спокойно с крейсерской скоростью 70-80 км/час.
В Видиме остановились позавтракать в придорожном кафе. До сих пор жалею, что не достал тогда фотоаппарат. Картина следующая: несколько десятков дизельных грузовиков, от мала до велика, стоят с поднятыми кабинами, мужики с голыми руками пытаются восстановить подачу топлива, кто-то отогревает паяльными лампами, летят маты, на лицах злость и отчаянье. Как всегда зима наступила внезапно, а летняя соляра, залитая, как я понял, на одной и той же заправке, замерзла. Парафином позабивало топливные системы, фильтра, сепараторы. В самом кафе несколько групп водителей, отчаявшись, активно кушают водочку. Кто-то пытается дозвониться, чтобы подвезли шланги, фильтра, кто-то обсуждает те самые сепараторы, которые и должны были избавить их от непредвиденных простоев из-за качества соляры. В обсуждениях самое цензурное слово — сепаратор.
Я в свое время владел дизельной Тойотой Эстима, хороший минивэн, но дизель заставил меня от нее отказаться. Попадал пару раз в подобные ситуации, потом решил — зажигалка надежнее.
Эти бедолаги встали прямо на дороге:
Машины попадаются очень редко, но попадаются, некоторые все-таки подготовились к зиме.
Посреди тайги двое рабочих чистят обочину лопатами, машин рядом нет. Два вопроса, какой объем полезной работы они смогут выполнить двумя лопатами на бескрайней дороге, второй — где им погреться, когда устанут? Приходит мысль, что лопатами они и машут, чтобы не замерзнуть.
Но через н-ное количество километров встречаем «большую лопату». Значит не одни мужики.
Еще один «замороженный» :
Ближе к г. Братску все чаще попадаются лесовозы:
Едем по Братской ГЭС.
Шлюзы:
Всегда работающий пост ГИБДД на плотине:
Морозно, -28:
Ах да, вот наше транспортное средство, Васина Судзуки Грант Витара.
За Братском:
На пешеходных переходах установлены вот такие фонарные столбы, которые сами обеспечивают себя энергией. Сверху находятся лопасти, которые вращаются ветром, а ниже солнечные батареи. Так что аккумуляторы должны заряжаться в любом случае. Впервые увидел такие фонари, может раньше не обращал внимания…
Местами сплошной гололед, скорость 60, резина липучка, машина легко уходит в занос.
Тайга сменяется полями и березовыми рощами.
Заметно теплеет:
Поля, поля, о, зеленое поле, припорошенное снегом! Я, конечно, не агроном, но думаю, наверное, это озимые взошли, перепутали долгую осень с весной.
Подъезжаем к городу Тулун. Можно, конечно, залезть в википедию и выдать Вам сейчас кучу информации о Тулуне, но скажу лишь одно: для меня Тулун всегда был картофельной столицей нашего края. Это сейчас вся картошка китайская, а раньше была вся Тулунская.
ДПС трудится, остановили, судя по форме работника «Транснефти».
Здесь мы покушали, вкусно, недорого, интересный зал, девушки-красавицы.
Кредиты выдают в замке:
На выезде из Тулуна догнали свадебный кортеж, жених как раз переносил невесту через мостик. Видимо, живописнее моста здесь нет, а может положено через каждый? Сфотографировать поближе молодых не получилось, когда мы поравнялись, они уже сели в машину.
Обратите внимание на парня слева, он вообще не обламывается под прицелами трех фотокамер.
Мы обогнали кортеж, а он тронулся за нами. Тогда я высунулся в окно, развернулся назад и стал снимать. Свадьба, довольная таким вниманием, принялась нам сигналить.
Свадьба это хорошо.
Иногда нас обгоняла какая-нибудь бешеная фура. Это не мы медленно ехали, весь поток движется с одной, разумной скоростью. Эти же «короли дорог» на скорости около сотни маневрируют в потоке так, как будто это легковушка. Дорога местами мокрая, местами лед, зачем так гонять?
Никто и не спорит:
Местами еще попадается лес, места рубок показательно прибраны, остатки сучьев собраны в кучи, будем надеяться для дальнейшей переработки. Но лес подозрительно сильно прорежен.
У нас с Василием, конечно же, профессиональный интерес к лесу. Здесь позволю себе немного отойти от темы. Просто не могу не высказаться. Так уж вышло, как вы уже знаете, что я занимаюсь большую часть жизни деревообработкой, и я люблю работать с деревом. Т. е. я, по сути, являюсь одним из винтиков индустрии, которая собственно и «косит» лес. Да я работаю не в лесу, но сознание того, что происходит там, и понимание, что должно быть не так, тревожит. Не буду сейчас разглагольствовать на тему лесовосстановления, не моя специфика, могу озвучить проблему, которая мне ближе. Проблема практически всех лесоперерабатывающих предприятий региона — отходы. Целлюлозно-бумажные комбинаты, которые есть в регионе, работают плохо, щепы и низкокачественной древесины потребляют крайне мало, Байкальский цбк закрыли. Отходы девать просто некуда. Таким образом, что не бросают в лесу (как эти кучи), то в виде отходов попадает в отвалы «временного» хранения навечно после лесопилок. Из всей биомассы в итоге используется не более 50 % . Экологи, конечно, штрафуют, наказывают, но куда деваться лесопильщику? Закрывать завод, разгонять людей? А куда людям деваться, другой-то работы в поселках нет, хотя и заводов-то нормальных очень мало.
На юге вон какашки сушат и используют как дрова. Современные технологии позволяют из любых отходов лесопиления получить либо стройматериалы, либо биотопливо. Это требует, конечно же, больших вложений средств, и мало кто может себе это позволить, т. к. у всех кредиты, лизинги и т. д. Прошло то время, когда можно было отправить пару вагонов экспорта и купить крузак (заслуженная машина лесников). У частников сверхприбыли нет, а прибыль больших заводов оседает, сами понимаете, где-то в районе нерезиновой. Много вопросов, замкнутый круг получается. И лес косим и то, что косим, не используем. Когда уже наше правительство, наконец, обратит внимание на лесную промышленность? Ведь это такие же ресурсы страны как нефть и газ. Финляндия, не имея никаких полезных ископаемых, а только один лес, живет прекрасно, потому что там все грамотно поставлено. Слушая же наших чиновников, которые заведуют лесной отраслью, в подсознании рождается вопрос: а он в лесу-то, или на лесопилке современной вообще был? Вся их работа — поддержка проектов-гигантов, афер по отмыванию денег. Примеров масса, кто в теме, тот знает.
Разошелся что-то я… Поехали лучше дальше.
Стоя в пробке на железнодорожном переезде, наблюдаем картину: две дворняги, похожие как родные, воюют с сорокой за кусок чего-то съедобного. Сорока видимо авторитетная, поэтому позиций своих не сдает и всем своим видом нагоняет ужас на оппонентов.
Вскоре братьям альбиносам (или сестрам, короче, по любому родственникам), пришлось с позором ретироваться. Как мне показалось, им было даже стыдно и неловко.
Храм. К сожалению, название ни храма, ни населенного пункта, не узнал. Если кто знает, напишите.
Что это за машина, кто-нибудь, знает ? Так и не поняли…
Опять поля и березовые рощи, даже не верится, что это Иркутская область. Да и на Сибирь-то не очень похоже. В моем понимании, Сибирь немного другая. Помню, в первый раз приехал в Томск (не в обиду томичам), прекрасный город, но Сибирью назвать те места язык не поворачивается.
Недалеко от города Зима авария.
Переночевали в Зиме у родственников, в 8 утра двинули дальше.
Дальнобойщики еще спят. Кстати, как нам показалось, ночью они почти все стоят. Может из-за погоды, не хотят проходить участки с гололедом ночью.
Рассвет:
На горизонте видны горы:
Усолье-сибирское, если я не ошибаюсь…
Тельма:
Самая красивая церковь на пути:
Картинку, как всегда, портят столбы и провода…
Где-то на объездной возле Иркутска:
Дорога постепенно превращается в серпантин. В это время от шефа приходит смс: будьте осторожны, на этом участке гололед, опасайтесь фур.
Слава Богу, нам повезло, льда почти не было, но было видно, что сошел недавно. Разбитые отбойники, следы от торможений.
Серпантин, поток довольно плотный, но и здесь «четкие пацанчики» куда-то торопятся, обгоняя всех. Может быть это просто местные, которые здесь ездят каждый день и знают дорогу, как свои пять пальцев.
А вот и одна из тех фур, которых стоило бы опасаться, если бы не сошел лед. Даже не могу представить, куда бы мы щемились, если бы ее несло на нас.
После этой стелы дорога идет на спуск к Байкалу.
Современные «челноки»:
У этого, похоже, что-то с тормозами.
Вон он, южный Байкал!
Внизу п. Култук, дорога серпантином спускается к нему. Много раз видел на дроме такие же фото, но на фото не передать весь масштаб и эмоции.
На самом верху серпантина рыбный рынок. Нам рыба была не нужна, но мы остановились, чтобы пофотографировать. Из какой-то будочки на краю обрыва сразу вывалили продавщицы. Ветер сильнейший, напомню, когда мы выезжали из Усть-Кута, там было -30 и одеты мы были соответственно, здесь было -8, но ветер продувал так, что было совсем не жарко. Как эти бедные женщины весь день здесь стоят? А мы даже рыбы не купили, ну некуда было ее девать, обидели, наверное.
Рыбу коптят тут же, вот в таких бочках.
Спускаемся в Култук, останавливаемся покушать в кафе возле заправки. Здесь орудует банда вымогателей «черные хвосты».
Главарь банды сразу к нам с базаром: че-каво, откуда, за дорогу надо платить, жрать давай!
Кормят, кстати, в этом кафе вкусно и недорого. Рекомендую. Ну и для любителей рыбки: в меню всех местных придорожных кафе есть омуль, в разном виде, порции большие и недорого. В кафе вот такая карта:
Строят виадук возле железнодорожного переезда, да он здесь необходим, простояли полчаса, пока пропускали поезда с обоих сторон.
За переездом находится пост ДПС.
Напротив поста (не успел сфотографировать) огромная, не знаю, как назвать… стоянка или свалка, куча искорёженных машин, легковых и грузовых. Зрелище не из приятных. Скорее всего, их стаскивают сюда со всей дороги, начиная от серпантина перед Култуком и дальше, т. к. дорога дальше вдоль Байкала также очень извилистая. Как в старом анекдоте: Сколько было поворотов? Два, левый и правый.
Слюдянка:
Церковь в п. Утулик:
Граница с Бурятией, ну и собственно, я:
Сравните с границей на севере, (а тут жена):
Бурятия встретила нас солнышком и теплом:
Название речке очень подходит:
Но постепенно погода подпортилась, стало пасмурно и хмуро.
А вот этого мы как-то вообще не ожидали: трасса Москва—Владивосток, господа!
Такие участки протяженностью от нескольких, до нескольких десятков километров попадаются периодически. Мы, конечно, не избалованы асфальтом, но такого здесь не ожидали. Витара, которая в последние годы жизни видела асфальт в соотношении к грунтовке как 1:4, попав в родную стихию, радостно запрыгала по ухабам.
Дорогу, конечно, строят. Но вот что меня всегда поражает: как только начинают строить дорогу или даже только планируют начать, сразу перестают заниматься ремонтом тех участков старой дороги, по которым все едут. Вот она рядом стоит техника: грейдеры, катки, но весь автопоток колбасится по ямам.
Становится совсем тепло, только иногда, выходя из машины, чувствуем сильный ветер. Не знаю, как называется этот ветер, но уже слышал, что у каждого ветра есть в Прибайкалье свое название.
Бабушкин. Здесь мы переночевали в придорожной гостинице, попарились в бане. На самом деле до цели нашей поездки оставалось каких-то 100 км, но во-первых, мы люди пунктуальные (стараемся такими быть), а встреча назначена на 12 завтрашнего дня, а во-вторых, надо было привести себя в порядок и отдохнуть, чтобы не выглядеть как после того камаза.
Последние виды Байкала, дальше дорога сворачивает на восток.
Дальше пейзажи становятся однообразными:
Местами продолжает попадаться гололед:
Здесь увидели первую юрту:
Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат, как я слышал, тоже «хворает».
Вот она, знаменитая бурятская тушенка! Важно, с чувством собственного достоинства шагает через дорогу. И уважать его приходится, так как подсадить такого на капот выйдет себе дороже. Забегая вперед скажу, что на следующий день, подъезжая к Улан-Удэ, увидел такое огромное стадо, какого еще в жизни не видел.
Полосатое небо Бурятии:
Не пей за рулем из этой речки, мало ли…
Приехать из Магистрального в Ильинку и увидеть там мотель «Магистраль», забавно. Кстати, это самое лучшее кафе, которое попалось нам на пути.
«Фредлайнер» молится в дорогу.
Жив перегон!
Ходовой товар, сверху вниз: Алион, Филдер, Пробокс — все Тойоты.
Потом узнаю, что за церковь, расскажу. Видно, что старинная и реставрируется.
Вот, собственно, и цель поездки:
На следующий день уже на другой машине нас повезли в Улан-Удэ, на Витаре не поехали, так как, перефразируя поговорку можно сказать: не зная город, не суйся в пробки!
Нас встречает мать Бурятия.
Город, конечно, большой и разный, но везде присутствует национальный колорит, что придает ему свою изюминку.
Хочется сказать про дорожные развязки, устроенные в городе. Как сказал один уважаемый человек (и знающий): как в Японии! Действительно, здесь целые клубки виадуков, тоннелей и эстакад, хорошо, что мы не поехали самостоятельно на витаре. Сфотографировать развязки с заднего пассажирского сиденья, к сожалению, не получилось.
По всему городу множество скульптур животных:
С наступлением темноты город озаряется подсветкой и иллюминацией.
Вечером я сел в поезд Улан-Удэ—Иркутск. Так закончилось мое путешествие к южному Байкалу и Бурятии. Конечно, это было первое поверхностное знакомство с этим огромным, самобытным краем, но оно произвело на меня только положительное впечатление. Цель поездки достигнута, все решения приняты положительно, поэтому вскоре ждите новых отчетов о Байкале и Бурятии только с южной ее части! Помню, закончил свой летний отчет словами: а в следующем году мы будем открывать для себя новый Байкал…, напророчил, блин.