Нижневартовск — БАМ — «Колыма» — Магадан на ТагАЗ Tager и Toyota Land Cruiser 100

23.09.2011 | 69960 просмотров

Автор: Шахов Евгений (Шевген)

Начало

После несколько сумбурной мини-экспедиции в Ямбург в сентябре 2010 года, у меня появилось какое-то чувство неудовлетворенности. Захотелось съездить в какую-нибудь серьезную экспедицию. Может быть, даже в Магадан или, например, на родину, в поселок Депутатский, в Якутии. Но с Депутатским затея слишком опрометчивая. А вот почитав немного про Магадан, я понял, что ничего страшного там нет, и ездят туда живые люди на нормальный автомобилях. Как-то в октябре, в очередной раз просматривая сайт сургутского внедорожного клуба «Штурмовик» (Сургут рядом с Нижневартовском, 230 километров), наткнулся на ветку о готовящейся экспедиции летом 2011 года на Камчатку. На Камчатку конечно забавно бы замахнуться, но я решил, что я смогу осилить только Магадан, и до туда мне с ребятами по пути. Зарегистрировался на форуме и отписался в эту ветку. Экспедицию организовывала Наталья Деренок, в тот момент она были председателем клуба «Штурмовик». Как потом оказалось, она очень много экспедиций прошла и имела довольно большой опыт таких поездок.

У меня имелся в наличии автомобиль ТагАЗ Tager с бензиновым мотором 2,3 литра, МКПП, парт-таймом. Вообще, эта машина — собранный в Таганроге аналог SsangYong Korando, как показала практика, весьма некачественно собранный.

Я потихоньку начал готовить машину к поездке, так как на тот момент машина была в стоковом состоянии. За полгода я понемногу сделал бодилифт, лифт подвески, установил внедорожную резины Maxxis Bighorn 285/75 R16 и стальные диски с вылетом -20 мм. Также была установлена площадка под лебедку, электрическая лебедка SportWay X9500, самодельный шноркель, экспедиционный багажник. Еще добавил дистанционный выключатель массы и перенес некоторые электронные компоненты в салоне машины повыше, чтоб в бродах не замочить электронику. Так как машина бензиновая, без этого никак обойтись не получилось. Еще вывел сапуны мостов и коробки с раздаткой.

Как обычно, в поездку заявилось несколько экипажей, к июлю, на который запланировали выезд, остались всего две машины, мой ТагАЗ Tager и Toyota Land Cruiser 100 Натальи. Причем, я поехал один, так как мой штурман отказался от экспедиции за пару месяцев до поездки, а нового я так и не нашел.

Маршрут

Подготовка (30.06)

Мой выезд был запланирован на пятницу, 1 июля, часа на 3-4 утра. В последний день перед поездкой обязательно нужно было сделать две вещи: поклеить наклейки на борта и установить экспедиционный багажник (багажник в изготовлении был давно и вроде как в этот день обещали его поставить на место).

Кирилл (CruiserШтерн) профессионал по росписи автомобиля наклейками под хохлому :)

Анатолий (franzus) профессионал, клубный маньяк-металлист, устанавливает мне багажник.

Хотелось перед поездкой еще поспать, потому что предполагалось, что в следующую неделю придется ехать в ускоренном темпе, чтобы успеть побывать на фестивале «Кодар-2011» в Новой Чаре. Учитывая, что в последний месяц перед поездкой из гаража я не вылазил и спать и так удавалось немного, желание поспать было предсказуемым.

Пока наклейки сохли, Кирюша развлекался :)

К полуночи багажник был установлен, наклейки все поклеены. Hi-jack и лопата, а также две пластиковые 30-литровые канистры были укреплены сверху на багажнике, и машина была практически готова к поездке. Дома еще допаковали кое-какие вещи, спать я лег в час ночи.

Немного расскажу, как я расположил вещи в машине. Почти всё влезло в салон. Так как ехал я один, и бензобак расположен вдоль оси машины с водительской стороны, я решил все барахло тоже разместить вдоль оси, но с правой стороны на разложенном заднем сидении. В центре салона от задней двери до передних сидений, от потолка до пола вдоль оси я закрепил сетку, чтобы вещи не падали на водительскую сторону.

В итоге были свободны передние сидения, и за водителем место тоже было свободным. Спальное место организовывалось очень быстро. Отодвигаем водительское кресло вперед, снимаем подголовник и раскладываем его спинку вровень с разложенным задним сидением.

Компоновка вещей.

Выезд (01.07-02.07)

В 5:30 зазвонил будильник. Я позавтракал, отнес все в машину и в 7 утра выехал. При выезде из города пообщался с двумя одноклубниками, мне пожелали счастливой дороги, и я рванул до первого пункта в своем путешествии — до Омска.

Просто дело в том, что мне нужно было отвезти собаку на время моего отсутствия к теще, чтобы за ней там смотрели. Поэтому со вторым экипажем мы поехали немного разными дорогами. Они решили плыть на пароме до Каргаска, оттуда своим ходом в Томск и где-то в тех краях мы должны были пересечься, так как я туда доехал своим ходом. Сургут находится по пути в Омск, а паром отправляется из Стрежевого, что еще в 70 км от Нижневартовска на восток, поэтому со вторым экипажем на ТЛК 100 мы пересеклись где-то между Сургутом и Нижневартовском. Встретились в 8:30 на 115 километре дороги Сургут-Нижневартовск, пофотографировались, я подключил им GSM-трекер к 12 вольтам, немного выгулял пса, и мы разъехались.

Через 50 км меня оштрафовали за превышение (118 км/ч). Причем о засаде я слышал по рации, но что-то задумался и прозевал камеру.

Подвесной мост через Обь в Сургуте.

Перед поездкой опять начитался про участок дороги Уват-Салым. Решил попробовать частично объехать этот участок, для этого поехал из Нефтеюганска не сразу на Пыть-Ях, а на Ханты-Мансийск, там хорошая дорога, но на 100 км длиннее.

Дорога Ханты-Мансийск — Горноправдинск - Демьянское

Когда ехал обратно, выяснил, что особого выигрыша нет, так как вся самая плохая дорога все равно проезжается. На плохом участке дороги выяснилось, что канистра была плохо закреплена на багажнике, пришлось перевязывать заново.

До Омска (1500 км) в этот день не доехал 350 км, в час ночи завалился спать в машине, в 6 утра выехал на Омск, в городе был в 12 дня.

До Омска на моем спальном месте ехал пёс.

Там сдал собаку, у родителей поел, поспал до вечера и в 19:00 выехал дальше. В 2:30 пришла СМС-ка от Натальи, они пришвартовались в Каргаске.

Через это поле меня на Новосибирск повел навигатор
(судя по впередиедущему автомобилю, не меня одного)

Закат…

В полном составе (03.07)

По пути в Новосибирск я несколько раз останавливался поспать. В Новосибирск заезжать не стал, сразу рванул по объездной в Кемерово.

Стена дождя впереди.

В Мошково на газпромовской заправке я решил купить некую бонусную карту газпромнефть, думал, может скидки какие пойдут. Короче, после этого на востоке я больше газпромовских заправок не видел :)

В Кемеровской области самый дешевый бензин и одни из самых лучших дорог в Сибири.

Доехал до Кемерово, как обычно, поплутал по городу. Погода и дорога отличные.

Кемерово.

Экипаж Сотки был уже в Мариинске, пока я ехал до Мариинска, они уже уехали в Ачинск.

Долго вспоминал, откуда же мне известно про город Мариинск, пока не увидел большой баннер про Мариинский ликероводочный завод :) Да-да, именно там делают знаменитую, дорогую, но невкусную водку «Белуга».

Короче, из Мариинска домчал до Ачинска, чудесного промышленного городка, утыканного трубами и встретившего меня замечательными запахами разноцветных дымов, валивших из этих труб.

Ачинск.

Там мы, наконец, воссоединились с Соткой и поехали в Красноярск, где поужинали и заночевали в гостинице на въезде в город.

Восточная Сибирь (04.07)

С утра я хотел по-быстрому поменять масло в двигателе. Но мои радужные мечты о быстрой смене масла разбились о суровую реальность. Как мне потом сказали сами СТО-шники на 4-й уже станции, в понедельник с утра красноярским автомастерам нужно делать снисхождение. Короче, к обеду я все-таки сменил масло и поймал штраф за превышение на стационарном посту. Вернулся в гостиницу, там экипаж Сотки уже скучал, ожидая меня. Мы быстренько собрались и поехали дальше.

По всей Сибири идет ремонт дорог.

Так как ТЛК100 имеет бензиновый двигатель в два раза большего объема, чем мой, мне было тяжко за ними гнаться, тем более на подъемах (а после Красноярска пошла пересеченная местность). Так что я первый и последний раз заправился 95 бензином. Добавилось, конечно, динамики, но все равно 4,7 литра, АКПП и круиз-контроль это не 2,3 литра с МКПП. Бодренько по отличному асфальту долетели до Канска, оттуда Натальин навигатор отправил нас почему-то не на Тайшет — Тулун — Братск, а на Дзержинское.

Рядом со стелой «Канск» какие-то действующие военные радары.
Когда мы фотографировались, они там вовсю крутились и вертелись

Дорога Канск — Дзержинское отличного качества, поэтому поехали по навигатору без задней мысли.

Может быть, там и был какой-то внедорожный проезд до Братска, но мы решили не рисковать и, расспросив местных водителей, повернули обратно и, проехав Канск, поехали на Тулун.

Водитель лесовоза не очень уверенно читал карту и вообще,
оказался не очень силен в местных дорогах и направлениях.

Вообще, дорога от Тайшета до Тулуна до сих пор представляет собой довольно неровную грунтовку, которую я застал тут еще 20 лет назад, когда с родителями путешествовал на жигулях по восточной Сибири. На этом грейдере от вибрации оторвался крепежный кронштейн от трубы глушителя, оставив в ней нормальную такую дыру. Надо отдать должное дорожникам, подобных участков на просторах Сибири, точнее на «Транссибе», осталось очень мало. Не то, что по ту сторону Урала. Ездил в прошлом году на море, в европейской части России дороги гораздо хуже, чем в Сибири., может быть потому, что движение там интенсивнее?

Остановились в кафе «У Петра», это видимо какое-то популярное место на трассе, столько там машин на стоянке. В кафешке был полный аншлаг. Покушали, пообщались с байкерами и поехали дальше.

Кафе «У Петра»

В кафе «У Петра» мои спутники: бабушка Лидия, дед Сергей, внучка Соня и дочь Наталья

Плюс я

В этот же вечер остановились на каком-то подворье в Нижнеудинске. Я ночевал в машине. Наталья с дочкой у себя в Сотке ночевали, родители спали в номере гостиницы.

Братск — Усть-Кут — Улькан (05.07)

В 6 утра меня разбудили. Пока остальные завтракали, я поехал на заправку, заодно и умылся там же. Завтракал в машине на ходу.

Едем в Братск

В 11 утра приехали в Братск. Целый час на заправке затарились бензином. Залили во все канистры, я облился бензином, в итоге все кое-как закрепили и поехали по городу. Я вообще хотел поспать, так как всю дорогу клевал носом, никак не мог выспаться, но не получилось опять.

Даёшь бензин!

В Братске

Закупились на рынке продуктами и поехали на Усть-Кут. Проехали Братскую ГЭС, жалко останавливаться для фотографирования нельзя, очень красиво.

Ангара

После Братска началась грунтовка. Мне показалось, что чересчур жесткая, а просто надо было спустить немного колеса. По пути искали какое-то ангарское село, местную достопримечательность, но не нашли. Перекусили в кафе в Видиме.

В Видимее пешеходный мостик строили железнодорожники :)

До Усть-Кута треть дороги асфальт, остальное — грейдер, местами ехали 40 км/ч. Места довольно красивые, сопки, серпантины, прижимы. Но погода была слишком пасмурная, все время капал дождь и повсюду был туман.

Дорога на Усть-Кут

Мост через Илим

Красота…

Вот она, дорога вдоль БАМа

Усть-Кут

Звёздный. Решил верхом на вездеходе посидеть.

На заднем плане одно из основных производств, обслуживаемых БАМом.

Этот человек постоянно в кадр попадал :)

Туман впереди…

К 11 вечера доехали до Улькана, в темноте попросились ночевать на территории какой-то то ли базы, то ли ж/д тупика. Короче, под охраной собак и сторожа легли спать в машинах.

Памятный знак

В этот день планировали доехать до Байкала, чтобы на следующий день устроить полноценную дневку, но не получилось, до Северобайкальска оставалось 140 км.

Байкал (06.07)

Проснулись в 7 часов, чтобы в 7:30 выехать с базы и двинули на Байкал. За 4,5 часа доехали до Северобайкальска. На дороге ямы, асфальт, который есть тоже весь в ямах.

Северобайкальск. С площадки перед стелой открывается вид на Байкал

На въезде в город заправились, стоявший за мной перед колонкой парень сказал, что у меня гвоздь в колесе, тут же на заправке на шиномонтаже мне залепили пробоину, не снимая колеса.

Гвоздь. Единственный прокол колеса у меня за всю экспедицию

В самом городе, пока искали заправку, заметил в городе ооочень знакомые очертания вокзала. В Нижневартовске ж/д вокзал почти такой же, как и в Северобайкальске, только отделан более современными материалами.

Это вокзал в Северобайкальске

А это в Нижневартовске

Еще забавный случай был в городе. Перед почти каждой стелой мы останавливались и фотографировались на ее фоне. Я как обычно, достал флаг нижневартовского внедорожного клуба и поставил его на багажник для фотографирования. Ну а снять забыл. И где-то в городе он у меня слетел, причем я заметил это в зеркало заднего вида, но не сразу понял, что за серая тряпочка лежит на дороге. Чуть проехав, остановился и пошел искать флаг. Долго его там искали, не нашли.

И позже, уже сходив на рынок, пообедав в позной, мы заполучили флаг обратно, его нам отдал нашедший (!) нас мужичок на нивке, который ехал следом за мной и подобрал флаг там, где я его посеял.

Кушаем позы в позной

Перекусили в позной. Я купил себе тапки и красные купальные труселя, и мы двинули на Байкал. Так как был будний день, на Байкале народу и не было, мы остановились на берегу, расставили палатки.

Мысовые тоннели БАМа на северной оконечности Байкала

Байкал

Пива в городе набрали, а про омуля все забыли. Я решил сгонять до Нижнеангарска за рыбой. Там очень удачно сразу же наткнулся на магазин при рыбозаводе и очень недорого был закуплен вяленный, копченый и малосольный омуль, который мы с удовольствием и употребили под холодное пиво.

Вечером еще пожарили шашлык и с удовольствием переночевали на берегу озера.

Я все-таки искупался в Байкале.
Но холодно-о-о-о

Нижнеангарск

БАМ во всей красе (07.07)

Водитель КрАЗа, Миша. Очень удивлялся нашему маршруту, говорил, что нет дороги до Тынды.
Как и все местные водители на БАМе, мягко говоря, нетрезв

Очередная остановка

Развилка… По навигатору поехали вправо

Первый мост, который мы объехали по низу

Сопки и туман... А под колесами асфальт, такой редкий и неровный

Первые повреждения. Потерял правый молдинг крыла и оторвал колесом левый подфарник

Один из сотен автомобильных мостов, идущих (или шедших раньше) рядом с железнодорожными

Мост через Верхнюю Ангару перед Новым Уояном

Утром не спеша собрались и поехали дальше. В Новом Уояне заправились, пообедали в кафе «Сосновый бор».

Заправка в Новом Уояне

Кафешка. Очень, кстати, ничего внутри.

Ж/д вокзал в Новом Уояне

Я отправил СМС-ку Антону (Tony60). Так совпало, что он почти сразу и откликнулся. Москвичи как раз в этот же день вышли со 110-го километра и направились в Новый Уоян на ремонт. Когда мы оттуда выезжали, мы с ними и встретились. Некоторые были очень сильно рады прохождению 110-го.

Глеб и Лёша очень рады первой встречи с нами :)

Дорога после Нового Уояна очень сильно испортилась. Скорость значительно упала.

Целый и очень приличный мост

После Нового Уояна дорога сначала шла песчаная

А потом с лужицами…

И каменюками

Зато вокруг красота…

Только успевай фотографировать :)

Проехав еще пару десятков километров, мы встретили группу эстонских джиперов из трех машин. Они ехали из Монголии домой по БАМу. Пофотографировались и поехали дальше.

Встреча с эстонцами

Их маршрут (Эстония-Россия-Монголия-Эстония)

Мостики бывали разные

Это хороший, целый добротный мост

Тут можно и вброд

Вот этот мост мы объезжали, говорят, можно и по мосту

Красота… Видно, что все, что касается железной дороги, находится в идеальном состоянии

Каменная осыпь

Перед разрушенными мостами иногда висели светоотражающие жилетки,
чтоб в темноте не улететь вниз

Здесь я фотал суслика. Хоть его почему-то и не видно, но он есть :)

К 10 вечера приехали в Северомуйск. На подъезде к нему сфотографировали «Чертов мост», запечатлели сам тоннель. Везде вышки, колючая проволока. Охраняются даже вентиляционные шахты.

Перед северомуйским тоннелем

Ухоженная стела

Чертов мост, часть обхода северомуйского тоннеля.

Чертов мост как он есть

К стеле подъехали уже в темноте

Вообще, Северомуйский тоннель — уникальнейшее сооружение. Протяженностью более 15 км он является самым длинным в России и самым сложным в мире. Строили тоннель 26 лет, сдали в эксплуатацию в 2003 году, со сдачей тоннеля и собственно закончилось строительство БАМа. Проходка тоннеля стоила жизни 125 человек. В общем, это очень интересный объект, в Интернете множество информации по этой теме.

Фото тоннеля и стелы, посвященной проходчикам.
Штатива нет, фотографировал в темноте с земли

В самом Северомуйске у инспектора ГИБДД (!) спросили дорогу к заправке, где залили бензин и около пожарной части встали на ночевку. Немного пообщались с местным охранником, любителем нив и уазиков. Нас как обычно постращали, что проехать мы не сможем никуда, потому что никакой дороги нет, мостов нет и вообще, только местные водители героически преодолевая себя, приняв на грудь как минимум по литру, могут ездить по местным направлениям, бродам и мостам. Мы как обычно покивали, пропустили все мимо ушей, поужинали в беседке тут же на территории ПЧ и завалились спать в машинах, а родители в какой-то из комнат в части.

Таксимо — Витимский мост — Куанда (08.07)

Утром поехали на Таксимо. По пути нас ждал первая из обещанных нам сложных преград, Голубой ручей. Он оказался мелким, потому мы проскочили его безо всяких проблем. Но говорят, когда где-нибудь в горах проходит дождь, ручей превращается в непроходимую ловушку. У него достаточно глубокое русло и очень бурное течение. Машины весом в 2-3 тонны тащит только так. Очень много машин там потопили.

Голубой ручей

После проезда ручья, умылись в нем, вода очень чистая и очень холодная, тем не менее, я даже умудрился помыть голову. Естественно, я не удержался и наполнил канистру питьевой водой из ручья.

Совсем не страшный в это время года без дождей

Дальше по дороге встретили два или три КамАЗа из Бодайбо. Как обычно за рулем сидели не очень трезвые водители. Вообще, кроме джиперов, на БАМе трезвым не ездит никто, да и мы, бывало, нарушали сухой закон, но очень аккуратно :)

По пути стали попадаться лужи и одна из них была прямо около ж/д насыпи. Я взял немного правее, заехав на насыпь, так как по центру лужи ехать было страшновато. Не заметил под травой большие булыжники на насыпи и наехал правыми колесами на эти камни. Машина очень опасно накренилась влево, я остановился, а машина реально была на грани опрокидывания. Штурман с Сотки повис на правом борту, размотали на Крузаке лебедку и сдернули меня назад.

Дифферент на левый борт

Снимите меня, а…

Держи меня, соломинка, держи…

Еще в Северобайкальске я обнаружил повреждение на пыльнике ШРУСа. Под Таксимо пыльник сильно порвало и, так как впереди еще предстояло много бродов и пыли, я его замотал полиэтиленовым мешком, и было решено менять пыльник в Таксимо.

Дорожка…

Перед Таксимо

Одеваю мешок на шрус, чтоб всю смазку не вымыло

Перед Таксимо был мост через Сунуекит. Но нам он показался непроезжаемым, и мы двинули через брод. Я не включил хабы и без передка в броде сел, хотя глубина была небольшая. Подключив передок, выехали из этого брода и благополучно добрались до Таксимо.

Тут мы поехали вброд, я перед бродом не включил хабы и застрял,
пока разувался, дед Сергей выскочил и все мне включил не разуваясь

Очередной брод

Река Муя

Таксимо

Таксимо — чистенький такой, небольшой городок. Пообедали в столовой при железной дороге. Спросили у какого-то водителя нивы про заправку и про СТО. Он любезно нам всё показал. В Таксимо есть СТО, говорят, единственное, где можно починить любую машину. Владелец Игорь. Он любезно помог в поиске пыльника и в поиске хомута, а также заварил наконец-то мой глушитель, а то я пол-БАМа проехал и всех медведей распугал, так мы ни одного и не видели :)

Едем по Таксимо

Памятник самолету 30-х годов

На СТО у Игоря

В Таксимо кроме обычных комаров было очень много черных усатых жуков. Я их в детстве очень боялся, мы их звали «волосогрызками», здесь все называли их «стригунами». Довольно неприятное, скрипящее, цепкое и неубиваемое насекомое.

Я рассказал о своем детском страхе попутчицам, и стригунов теперь стали бояться и люто ненавидеть Наталья с Соней :)

Стригун-волосогрызка

Из Таксимо выехали вечером. Дорога пошла совсем уж никакая, очень много полуразрушенных мостов, глубокие лужи. Возле скопления самых глубоких встретили иркутских геологов. Ребята на собственных, довольно подубитых, внедорожниках ездили в Чару по каким-то своим геологическим делам :)

Этот мостик уже интересный

Еще один. Таких мостов очень много

Все похожи между собой, но каждый опасен по-своему

Лужицы

Впереди еще много километров

Наконец-то мы доехали до этого чуда чудного, до витимского моста. Геологи, кстати, сказали, что в этом году мост хорошо сделали и ехать по нему одно удовольствие.

Для тех, кто не в теме, Витимский мост был когда-то нормальным мостом, потом он сгорел, и остались две железные платформы полуметровой ширины, идущие параллельно друг другу. Раньше по ним ездили машины, потом это безобразие решили прекратить и заложили платформы поперек шпалами. Длина моста около 600 м, ширина метра 3, высота метров 15-20 в малую воду. Не знаю, по мне, так эти цифры можно смело удваивать, так как я панически боюсь высоты :) До середины моста шпалы лежат без крепежа, просто так, ограждений никаких нет, по краям машины места около полуметра. Как я проехал мост — история отдельная, но скажу так, никогда не понимал людей, лезущих на разные там аттракционы в парках, а здесь хочешь, не хочешь, ехать пришлось, не возвращаться же назад.

Рядом с мостом стоит несколько жилых домиков

Витимский мост. Высоту можно оценить по тени. Метров 15-20

Примериваю машину. Антоныч всё снимает. Ограждающие шпалы через десяток метров кончаются

После проезда достали коньяк, выпили по 100 грамм с аборигеном, поджидавшим нас на том берегу, да и поехали дальше. Нужно было до темноты попробовать форсировать Куанду.

Мост позади

К Куанде подъехали уже в сумерках.

Высохший ручей и разрушенный мост

Куанда

Автомобильный мост через Куанду полностью разрушен, переехать ее можно только вброд. В поселке организован своего рода маленький бизнес по перевозке таких бедолаг, как мы, через брод на УРАЛе. К нам сразу же подскочил местный паренек на мотоцикле и предложил услуги переправы. Но мы сначала хотели попробовать сами. В общем, подъехали к реке, походили по ней, померили глубину. А потом взяли, да и проскочили реку. На том берегу, уже в темноте, встали на ночевку.

Брод через Куанду

Легче легкого

На берегу

Сначала я хотел встать на берегу, но Наталья напомнила о коварстве местных рек и ручьев, и я поднялся повыше и встал рядом с Соткой.

В Чару (09.07)

Ночью мимо нас прошел какой-то грузовик, вроде как УРАЛ. Переправляться он не стал, дождался рассвета и уже потом переехал на ту сторону.

Мы встали рано, в 6 утра. Позавтракали и поехали на Чару.

Завтракаем на Куанде

Едем в Чару

Наслаждаемся ландшафтом

Присел на камешек…

По пути все больше и больше встречалось разрушенных мостов. Проезжали где по броду, где по мосту. Чаще всего было видно, где все ездят.

Бродик

В одном месте вместо речки или ручья в русле оказался язык ледника. Было довольно забавно наблюдать такую кучу льда вблизи, когда солнце жарит и температура зашкаливает за 30°. Подурачились на леднике, пофотографировались, поехали наверх, на мост. На мосту обнаружился провал. А так как мы вообще нигде ничего не строили, не пилили и не подкладывали, решили поехать по пути наименьшего сопротивления. Спустились к леднику и с опаской его переехали. Боялись того, что подо льдом могли образоваться промоины (а толщина льда там 1,5-2 м) и в них могли провалиться машины. Но все обошлось.

Ледник. На улице +30 °С

Мост рядом с ледовым ручьем

С дырочкой

Мост через реку Чара некоторым образом напоминал витимский. Но особых эмоций не вызвал и проскочили мы его не заметив.

Мост через Чару (кадр из видео)

Новая Чара

В Новую Чару мы хотели попасть к утру 7 июля, так как именно в этот день по анонсу участники фестиваля «Кодар-2011» должны были отправиться куда-то, то ли на водопады, то ли в горы, в общем, по заповедным местам. Мы имели желание проехать вместе с ними и хорошенько там все осмотреть и пощупать :) Но в поселок мы приехали на 2,5 дня позже.

На въезде сразу же встретили ребят на Dodge Ram. Они ехали из Москвы тоже в Магадан. Ну а последнюю неделю принимали участие в фесте. У них через пару часов должен был закончиться ремонт, и они планировали выехать на Магадан вечером. В принципе, это совпадало с нашими планами, а впереди нас ждала переправа через реку Олёкма по ж/д мосту, которую мы хотели пройти вместе.

Как сказали ребята, на озере в сторону Чары, участники фестиваля еще стояли лагерем, поэтому мы решили сегодня заночевать там, но по дороге на озеро, мы встретили всех. Фестиваль кончился и все ехали по домам. Кто-то хотел поехать через Северобайкальск домой, кто-то через 110-й километр. Мы сфотографировались, отписали смс-ку ребятам на Додже и поехали из поселка дальше, чтобы где-нибудь на реке встать на дневку.

Диверсанты

Фото с участниками феста «Кодар-2011»

На выезде из Новой Чары есть база отдыха с горячими источниками. Но нас это место почему-то не сильно привлекло, мы там не стали останавливаться.

Проехали порядка 50 км. На речках было очень много мошки. Решили забраться повыше (там была какая-то дорога в гору к какой-то телевышке). Там на сопке, на открытом месте и встали.

Наконец-то костерок, а то все газовая плитка

Лагерь на вершине сопки

Дед сразу же рванул на реку, на рыбалку, мы развели костер, сварили суп, поставили палатку, выпили 100 грамм. Сначала было ооочень жарко, к вечеру как обычно стало прохладно. Изредка мимо проезжали поезда, с сопки открывался вид прямо на БАМ. Место там довольно дикое, потому, мусор на время ночевки отнесли подальше от лагеря. Перед этим Натальина мама решила выбросить косточки рядом с лагерем со словами «Ну может быть, зверек какой-нибудь полакомится». Когда я сказал, что таким зверьком, скорее всего, окажется медведь, она почему-то передумала выбрасывать кости рядом со своей палаткой :)

Сидя в лагере со спутникового телефона поздравил супругу с днем рождения, чем напомнил, что у кого-то из родни экипажа Сотки тоже день рождения, и они тоже воспользовались услугами спутниковой связи для поздравления именинника.

Серьезная поломка (10.07-12.07)

Лысая гора

Спуск с перевала

Лесники на страже

Дорога идет вдоль сопок. Маленький камушек упал на дорогу

Перед этой скалой на одном из деревьев, растущем вдоль дороги,
висит старая альпинистская каска

Та же скала в другом ракурсе

Мостик

Ветка БАМа идет вдоль реки

На утро поехали на переправу через Олёкму. По пути проезжали поселок Хани (р.Саха), следующим был поселок Олёкма. Мы его проскочили, потом решили вернуться, чтобы заправиться, но, пообщавшись с местными джиперами (коими там являются практически все автолюбители), узнали, что бензина в поселке нет, и все-таки поехали дальше. За поселком проехали через мост через реку Хани, спустились и под мостом решили устроить завтрак и помывку.

Простояли мы там часа полтора. После чего я попытался завести автомобиль. Но это мне не удалось. Как оказалось, заклинила водяная помпа. Ехать дальше на этом авто было нельзя. Отбуксировали его на дорогу, родителей оставили охранять Тагер, а мы втроем (я, Наталья и Соня) на Сотке поехали в поселок, узнавать насчет возможности ремонта.

По пути застали пожар, образовавшийся от бездождевой молнии. Возле пожара стоял УАЗ буханка, рядом с ней женщина и несколько ребятишек. У женщины узнали, что таких бедолаг как я обычно ремонтируют в местной пожарке, представители которой тут же и появились на горизонте и быстренько потушила пожар. Мы вернулись за Тагером, зацепили его на буксир и отволокли в Олёкму к пожарной части, где я снял помпу и отдал ее местным умельцам.

После долгих обсуждений и попытко разобрать агрегат все успокоились, разошлись по домам и посоветовали нам ждать :)

В общем, в Олёкме мы провели 3 дня. За это время местные Кулибины распилили старую помпу на части, и, оставив от нее только корпус, собрали новую начинку, выточив новую ось, сварив новую крыльчатку и подобрав отечественные сальники и подшипники.

Крыльчатка

Новая ось, подшипники и сальники

Я связался с одноклубниками с сайта korandovod.ru, они купили мне в Красноярске новую помпу и отправили ее самолетом в Якутск, до которого я планировал все-таки добраться своим ходом.

За время нашего пребывания в поселки, его посетили двое мотоциклистов из Голландии и ребята на внедорожниках из Благовещенска. В общем, джиперы и разного рода экстремалы в этих краях довольно привычное зрелище, поэтому ни те, ни другие, ни мы особого интереса у местных уже не вызывали.

Благовещенские джиперы

Палатку поставили в палисаднике пожарной части, прямо возле ж/д вокзала. По утрам наши автомобили со спящими внутри людьми представляли забавное зрелище. По вечерам там же, на привокзальной площади мы варили ужин и кушали, разобрав столик и стулья :) Сначала нас одолевала местная детвора, ближе к вечеру к пожарке подтягивались местные жители постарше, молодежь все больше тусовалась в привокзальном скверике, взрослые же кучковались поближе к самой пожарной части. По большей части, делать в поселке было нечего, я от скуки перенес запаску с задней двери на экспедиционник (задняя дверь неслабо так разболталась от веса запаски на грейдере), перелил из одной канистры бензин в бак. В остальное время только прохладительные напитки скрашивали скучные и жутко жаркие дни. Экипаж Сотки пару раз ездил на речку купаться.

Пожарная часть в Олёкме, где мне чинили помпу (за Соткой в палисаднике видно палатку))

На третий день, к вечеру, новая помпа была готова, вентилятор без гидромуфты напрямую прикручен к шкиву, течей нет, машина не греется. Я проехал пару километров, проверил, все было в норме. Так как было уже темно, выехать мы решили на утро.

К переправе (13.07)

Олёкма

Утром выехали часов в 9:00. По дороге к Олёкме было много спусков-подъемов. Местами дорога превратилась в довольно узкую тропу, окаймленную близко друг к другу растущими кустами и деревьями. Причем на спусках и подъемах дорога размыта ручьями, кое-где щебенку смыло, и дорога состояла сплошь из крупных камней.

озеро Леприндо

Я ехал первым и по пути был момент, когда передо мной долго бежал то ли олень, то ли косуля какая-то, короче, какое-то копытное животное с белым хвостиком. Я его еле догнал, чтобы сфотографировать, бежал он со скоростью 40-50 км/ч. Потом я остановился, пропустил вперед Сотку, чтобы они смогли снять оленя на камеру.

Беги, Форрест, беги :)

По пути было два глубоких брода. В одном из них, хотя дно еще было полностью не проверено, Сотка поехала первой. На выезде из глубокого русла машина забуксовала. Я стоял сзади, поэтому сразу же кинулся сматывать свой трос с лебедки и цеплять ТЛК сзади, не снимая одежды. Замочил брелок от сигналки. Начал тянуть Сотку назад, но ее колеса были вывернуты влево, и сколько я не кричал, чтобы выровняли колеса, так и не докричался. Без меня там решили тянуть Сотку вперед, зацепили ее лебедку за остатки старого автомобильного моста и выехали на мелкое место. Из Тойоты уплыло несколько вещей, в том числе штуки три тапков :) Я за ними следом проехал это место без потерь, Сотка набрала воды в салон.

Я пытался Сотку назад вытащить, но не вышло

Залебедились вперед за старую опору моста

Следующий брод Наталья сама пошла мерить

Вот так весело и непринужденно к 12 дня мы подъехали к переправе через реку Олёкма.

Мы с Натальей и Соней сходили на другую сторону моста к сторожке, пообщались с находившейся там бригадой железнодорожников, они нас успокоили, что до завтрашнего утра никакого начальства больше не будет и что только сегодня с утра, прожившие на берегу два дня, джиперы из «Диверсанта» переправились на противоположный берег.

Мы спустились под мостом к реке и встали на берегу. Весь день пили, ели, купались, сушили салон Тойоты и вещи.

Под олёкминским мостом

На олёкминском ж/д мосту (14.07)

Утром к мосту подъехали москвичи. Мало того, пока мы просыпались, они уже сходили на тот берег, взяли ключи от шлагбаума (перед мостом стоит шлагбаум, закрытый на замок). Ребята сказали нам, что у них есть договоренность о прохождении моста, что мы можем присоединиться к ним и что в 10 утра мы уже должны проехать на ту сторону.

Мы присоединились к московской колонне

Но ожидание затягивалось. И потихоньку были вынуты запасы съестного и спиртного, поставлен тент, сварен обед, выпито некоторое количество алкоголя. Поделились впечатлениями о БАМе, пофотографировались.

Леха и Иван позируют. Я тоже там чего-то показываю.
Если б не Глебов тент, зажарились бы мы там.

К обеду меня сморило. Подушки не было, обнял свою канистру :)

Вот так и прошел весь день.

Антон (TonY60) сказал, что мы через 2 недели будем в Магадане. Что меня в тот момент не очень устраивало, потому что мне 8-го августа нужно было выйти на работу, и из Магадана я планировал выехать числа 25-26 июля.

Старт на переезд моста был дан часов в 9 вечера. Тоже довольно занятное мероприятие. Вообще, рельсы (и расположенные между ними зачем-то уголки) довольно высокие, на колесах меньше 33’ довольно затруднительно ехать. Одним колесом едем впритык к уголку между рельсами, второе колесо идет снаружи левой рельсы по самому краю бетонной плиты. Я немного покоцал болтами боковины правых колес, потому что все время хотелось поехать еще немного правее, а там колесо начинает наезжать на уголок, крутим руль влево, съезжаем с уголка и боковиной шины тремся о болты. Говорили, что за день до нас у «Диверсантов» одна машина съехала с плиты с рельсами на расположенную несколько ниже плиту, по которой пешком ходят. Еле обратно затащили автомобиль.

Пока ехали через мост, ответственный за наш переезд человек заметно волновался и всё приговаривал «быстрее». Последним ехал Глеб (Глеб 501) на Лендровере на 31 колесах. Но и он переехал мост, благополучно съехал с рельсов и мы колонной двинулись дальше. Москвичи решили это дело отметить и сразу же съехали к Олёкме под мост и остались отмечать удачную переправу, мы же двинули дальше.

Олёкма

В Юктали (довольно крупный поселок с пятиэтажками) закупили продукты, доехали до какой-то речки и там заночевали. Заправляться в Юктали не стали, потому что там был только 80 бензин. Наши запасы стали подходить к концу.

На Тынду (15.07)

Утром выехали на Тынду. Перед выездом заметили, что у Сотки слетел хомут с пыльника ШРУС. Замотали проволокой, так как пластиковый хомут, которым закрепили мне пыльник ШРУС в Таксимо, оказался маленьким. Замотал пыльник проволокой, и поехали на Тынду. Чем ближе к городу, тем быстрее мы ехали, на некоторых участках даже разгонялись до 90 км/ч.

Были даже такие великолепные мосты

Заканчивающиеся всё той же грунтовкой

Иногда ехали по ведомственной дороге прямо у БАМа

В Лопче остановились спросить про ближайшую заправку. Один из аборигенов вынес 45-литровую бадью с 92 бензином. И забесплатно ее нам отдал. От предложенных Натальей денег отказался.

В Лопче

Километров за 100 до Тынды нас обогнал внедорожник, вроде бы Ниссан Террано. Но через десяток километров он уже стоял несколько уставший, и водитель ловил попутку. Так как шел дождь, я решил подбросить человека. Оказалось, у него срезало шпильки на одном колесе, он чудом не улетел с дороги, потому что шел довольно быстро.

Пока мы с ним ехали до Тынды, у меня стала совсем разваливаться машина.

Вообще, из-за моей неопытности, я так и проехал весь БАМ (а потом еще и почти всю Якутию) не сдувая колес. Усиленная жесткая подвеска, плюс жесткая внедорожная резина (Maxxis Bighorn) плюс 2 очка в шинах сыграли со мной и с машиной злую шутку.

Все неровности, ямки, камни, практически не встречая сопротивления в виде демпфирующих действий подвески (машина довольно легкая, водитель один и мало вещей), долбили в раму, кузов и во все агрегаты. От жесткой вибрации сначала просели передние торсионы (родные), из-за этого большими колесами погнуло передние крылья, повырывало все пластиковые накладки, подкрылки, подфарники. Пока были не загнуты кронштейны подфарников, ими прорезало довольно глубокие борозды в протекторе колес. От вибрации весьма вероятно и заклинило подшипник помпы, поскольку на оси, закрепленной только с одной стороны в подшипнике помпы, висели гидромуфта и вентилятор довольно значительного веса.

Так вот, перед Тындой, у меня отвалился задний бампер (проставки, изготовленные мной при боди-лифте из 2-мм стали, сломались). Пришлось подвязать его веревкой. Окончательно отломился от переднего крепления левый подфарник, и что-то гулко стало долбить сзади в салоне. По поводу последней неисправности я ломал голову до самого Якутска. Как потом оказалось, что это долбил кузов по раме :)

На въезде в Тынду Сергея (моего пассажира) встречал коллега, они отвезли нас на СТО, где мне поменяли пластины крепления заднего бампера, а Наталье заменили хомут пыльника и сменили масло в заднем мосту. После ремонта бампера у меня перестала открываться задняя дверь :)

Лечат мой бампер

Пока я ждал свой бампер, заправлялся и просто тупил около заправки, экипаж Сотки встретился с родней, съездили на кладбище. Потом они вернулись ко мне, привезли мне «сухпаек» и уехали искать место для ночлега. Как я понял, с кемпингами в Тынде не густо. В гостинице останавливаться не стали, потом родственница вспомнила, что какая-то ее подружка уехала в отпуск и у нее пустует квартира, в которой нам любезно разрешили переночевать.

Пока все это выяснялось, к заправке подъехал Антон (TonY60). Он заправился и сказал, что они с Лизой решили сегодня доехать до Чульмана и там заночевать. Остальные ребята из московской экспедиции разместились в местной гостинице.

В квартире мы с Натальей выпили шампанского «за взятие БАМа» и все разошлись спать.

В квартире

В Якутию (16.07)

Утром собрались, заехали в магазин, заехали к памятнику покорителям БАМа и поехали дальше, в Якутию. На въезде в республику обязательный ритуал с повязыванием ленточек, фотографированием у стелы.

Памятник покорителям БАМа

Стела «Тында»

После Тынды дорога сначала пересекла Становой хребет, затем проходила через Алданское нагорье.

Малая родина

Якутия

Снег здесь лежит до конца августа

Мы наивные полагали, что выехали с бездорожья и выехали на федералку, и теперь машины пойдут как по маслу. К сожалению, люди, назвавшие трассу М56 «Лена» автодорогой федерального значения, мягко говоря, не совсем в курсе дела. Трасса, тракт, шлях, проселок, большак, проезд, грейдер, скальник, прогон, траектория. Всё что угодно, но не автодорога федерального значения. Сколько на этой дороге стояло машин, у которых были пробиты, проколоты, разорваны и излохмачены в клочья колеса? Просто от такого замечательного «твердого» дорожного покрытия. Острый как бритва скальник истер и мой внедорожный протектор на 2/3. А пылища — это вообще отдельный разговор. Ее там столько, что иногда казалось, что едешь по зимнему лесу, все вокруг засыпано пылью, в низинах поднятая пыль стоит как туман, солнце на закате радикально красно-тусклого цвета.

Это не снег. Это пылища, а за деревьями красное солнце виднеется

Интересно, почему в других регионах федеральные дороги лучше. Вроде как, и алмазы в Якутии, и нефть есть, и вообще вся таблица Менделеева. Видимо кому-то не до таких мелочей, как единственная артерия, связывающая город федерального значения Якутск с остальной Россией (и это притом, что железной дороги до Якутска пока нет).

Справедливости надо отметить, что в паре-тройке мест работают дорожники, но это были самые редко встречающиеся дорожники на федеральной трассе за всю мою поездку и занимались они обновлением труб, через которые под дорогой протекают пересекающие ее ручьи и речки.

Федеральная автодорога «Лена»

Асфальт, конечно, там тоже был, но очень мало. Около Чульмана — Нерюнгри — Беркакита, около Алдана — Томмота, а также на левом берегу Лены от Покровска до Якутска.

Асфальт

В этот день мы смогли доехать только до Верхней Амги. Долбежка в кузове меня потихоньку начала доставать, я перекладывал в багажнике вещи, по сто раз перепроверял, что же могло так долбить, но пока так и не выяснил, что это было. Решено было вставать на ремонт в Якутске.

Вообще, пейзаж после Алдана пошел довольно равнинный, очень много лугов, заболоченных озер и речек. Амга — одна из немногих по пути чистых горных рек. На берегу было много дальнобоев, мы встали рядом с ними, быстренько сварганили ужин, смыли пыль, поужинали и легли спать.

Амга

Не мы одни выбрали Амгу как место стоянки

Едем смотреть Ленские столбы (17.07)

Перед Якутском у нас в программе было посещение Ленских столбов. Мы решили попробовать посетить их самостоятельно, безо всяких теплоходов.

С утра все повторилось заново: скальник, пылища и одуряющая жара. Также досаждал и дым горящих кругом лесов.

Это не облако, это дым от пожара

К обеду доехали до Качикатцы, заправились там, пообедали в кафе и поехали к переправе. Несколько сот метров к переправе шли по некоей платной дороге. Просто поставили на некотором отдалении от реки шлагбаум, потом убитая «дорога», потом еще один шлагбаум, охранник и будка с кассой. Проезд стоит 140 рублей. Проезжаем к берегу и там грузимся на паром. Нам повезло, мы были последними, погрузились и сразу отправились. Переправа стоила порядка 500 рублей за машину и по 100 рублей за каждого пассажира.

На левом берегу нам было нужно максимально подняться вверх по течению вдоль Лены и там уже договориться о переправе к Столбам на моторной лодке.

Переправа через Лену в Качикатцы

Лена

По нашим сведениям, дорога была только до Еланки, а там уже решили определяться на месте. По пути в Еланку, нас догнал один из членов якутского внедорожного клуба «Мамонт». Расспросил нас о дальнейших планах и покатил в Якутск. Дорога до Еланки проходила по довольно живописным местам. Вдоль дороги паслись коровы, пейзаж состоял из холмистых зеленых лугов, окруженных еловым лесом. В некоторых местах лес был настолько причудливым, что казалось, что вот-вот на опушке появится баба Яга.

Дорога к Еланке

Что-то написано :)

Само дорожное полотно — это конечно отдельный разговор. Это вроде бы и асфальт, но такой убитый, что ехать местами быстрее 30 км/ч по нему никак не получалось.

Доехали до поворота на Еланку. К самой деревне шла очень глубокая колея от машины типа ГАЗ-66. Хорошо, что давно стояла сухая, жаркая погода и колея была сухая. Проехали без проблем. Был бы дождь, пришлось бы ехать на лебедке.

В Еланке мы спустились к берегу.

Еланка

Там высокий (20-30 метров) скалистый берег и только возле самой реки в июле открывается довольно широкая коса. Спустившись вниз и пообщавшись с местными жителями, предложившими нам переправу из Еланки к столбам за 5000, мы решили проехать немного дальше.

Едем по косе

Как оказалось, по косе можно доехать до следующих населенных пунктов, а столбы находятся почти напротив одного из них, Тумула. Точнее, там немного дальше на берегу стоит гостиница, и желающих перевозят на моторной лодке через реку. Стоимость проезда 200 рублей с человека.

Берег Лены. Красота

Такая странная пещера наверху

Вид на Лену с горки

Купались, да

В общем, в районе Тумула мы остановились на ночлег. Вода в Лене была как парное молоко, вылезать из нее не хотелось совсем, тем более, что на берегу было очень много мошки. Причем, что характерно, Нижневартовская мошка меня не кусает, а Ленская, такое чувство, выгрызала клоки мяса. Наутро я весь был в волдырях.

Разожгли костер, он немного разогнал мошку. Поужинали, немного приняли и отправились спать.

В Якутск (18.07)

Утром меня кое-как растолкали, мы собрались и поехали. Доехали до того места, где людей приехавших на автомобиле перевозят на столбы. Там стояло что-то типа гостиницы, но я туда не ходил. Мы оставили машины, взяли воды, удобную обувь и погрузились в моторку. Переправляет людей местный егерь.

Якутские лошадки

На переправе

К сожалению, в Якутии давно стояла жара, и кругом горели леса. Поэтому видимость была очень ограниченная. Лодка обогнула остров и пересекла реку, плыли мы довольно долго. Причалили к берегу, а там оказывается целый комплекс, летом там живут волонтеры, которые следят за порядком, находятся «на хозяйстве» и проводят экскурсии.

Комплекс у столбов

Хранитель Ленских столбов

Нас сразу предупредили, что собственно просмотр столбов производится сверху, и туда ведут 835 ступеней. Я тогда еще не придал этой цифре значения. Пошел наверх вместе со всеми :) Местный гид, Настя, провела с нами небольшой инструктаж, немного рассказала про это место и проводила до начала тропы.

Никогда не поднимайтесь на столбы, если с вечера приняли лишнего! Я дошел до 600-й ступеньки и там чуть не умер. В общем, пока я оклемался, все уже насмотрелись на красоты, и мы вместе спустились вниз. Единственное, что меня утешало — так это задымленность атмосферы, все равно всей красоты мы б там и не увидели.

На берегу остальные уговорили открыть лавку, купили сувениров и мы поплыли назад. По пути назад, где-то посередине Лены, егерь заметил переплывающую Лену косулю. Река в этом месте шириной примерно 3-4 километра. Потихоньку подплыли поближе, но хорошей фотки не получилось, к сожалению.

Косуля посередине Лены

На другом берегу к нам подошла женщина и попросила довезти ее и ее внука до ближайшей цивилизации. Она приехала показать внуку Ленские столбы, а с попутками в обратном направлении у нее как-то не задалось. Мы согласились их взять, она села ко мне в машину, внука посадили в Сотку.

Рация у Натальи перестала работать на передачу. Так как было пыльно, то разъехались с Крузаком на значительное расстояние. В итоге, я поехал обратно опять по косе, Наталья поднялась вверх в Тумуле и ехала по верхней дороге. Там мы встретились у поворота на Еланку, дальше поехали вместе. В Покровске заправились, оттуда до Якутска уже шел асфальт. Я созвонился с ребятами из клуба «Мамонт», у них хранилась моя помпа. По приезду в Якутск мы с ними встретились, я забрал помпу, немного пообщались и мы поехали становиться на ночлег.

Наутро мы хотели найти СТО и там подремонтироваться.

По адресу, найденному по газете объявлений Дмитрием (Ведроводом) из «Мамонта» нам как-то очень не понравилось, и мы поехали искать гостиницу самостоятельно. В итоге сняли в гостинице «Ландыш» два номера. Я спал на полу в спальнике.

Ремонт (19.07)

Наутро поехали искать СТО «Октан», которое нам посоветовали местные джиперы, но все места в мастерской оказались заняты. Тогда владелец СТО нам порекомендовал мастерскую, в которой раньше занимались подготовкой внедорожников. Мы, немного поплутав по городу, нашли его, называлось оно «Автомастер». Там любезно согласились нам помочь. За очень умеренную цену мне переставили торсионы в шлицах, морда машины поднялась до прежнего уровня, а также заварили маленькую дырочку в глушителе. Отвалившуюся половину выхлопной системы я пристроил на багажнике к уже имеющимся там разнообразным отвалившимся частям автомобиля :) Еще мне продиагностировали подвеску.

У Натальи еще на БАМе начал с перебоями работать стартер. Она решила поменять его. Пока лечили Тагер, местный слесарь Прокопий съездил с ней в город, они купили новый воздушный фильтр, пыльник гранаты и новый стартер.

После меня в бокс загнали Сотку.

Пока суд да дело, я связался с Дмитрием (Ведроводом), попросил его поискать в Якутске рулевую тягу на Тагера. В магазине «Равенол» оказалась в наличии рулевая тяга на Musso, которая мне с успехом и подошла. Что характерно, прямо перед поездкой в Магадан я заменил рулевой наконечник со стороны водителя, после БАМа и М56 умерла рулевая тяга, а на озере Джека Лондона под Магаданом выдавило сальник с этой же стороны рулевой рейки. С купленной тягой съездил на СТО «У Нилыча», там мне ее установили и сделали сход. После чего я вернулся в мастерскую.

На Сотке, чтобы снять стартер, оказывается, нужно разобрать полмашины. В общем, через несколько часов ремонта, стартер был вынут на белый свет, он оказался с другим партномером, чем свежекупленный. Как потом выяснилось родной стартер на 2 кВт, а купленный был, скорее всего, изготовлен для автомобилей, эксплуатирующихся в жарком климате, и имел мощность в 1,4 кВт. Так как машина большую часть времени эксплуатируется в Сургуте, было решено новый стартер вернуть, а старый отремонтировать, тем более, что неисправность заключалась в перекосе втягивающего механизма.

На СТО

Так как все эти нюансы стали известны уже к вечеру, то ремонт решено было перенести назавтра. Прокопий любезно предложил нам переночевать у него на даче. За что ему огромное спасибо.

Надо сказать, что по пути на дачу, мы проезжали мимо одной из заправок, на которой показывалась температура. Так вот, в этот день в Якутске в 8 вечера было +40°C!

Дача оказалась очень приличной, дачный поселок расположен в сосновом бору, на территории участка даже голубика росла дикая, немного напрягала мошка, но сильно она нас не доставала.

По дороге на дачу меня опять начал доставать это грохот в салоне. Приехав на дачу, я вытащил абсолютно всё из салона, чтобы послушать, не прекратится ли шум.

Когда Прокопий с женой уехали, и оставили нас, мы решили съездить в ближайший супермаркет. Так как Сотка стояла раскуроченная в сервисе, поехали на моей машине. Соню посадили на заднее сиденье, она послушала и сказала, что громыхает из-под пола багажника.

Я давно подозревал, что это проставки боди-лифта оторвались от кузова. Но на сервисе я пробовал покачать кузов с помощью лома, у меня не получилось. Здесь же я решил использовать домкрат, причем, поднять кузов именно сзади, а не по бокам, так как подозревал в отрыве именно задние проставки. К слову, боди-лифт 6 см сделан из капролактановых проставок диаметром 8 см. Передние 6 подушек закреплены болтами М12, задние 4 — болтами М10 (просто сзади внутри кузова остались закладные гайки М10, которые довольно проблематично было заменить).

В общем, подозрения подтвердились, это именно кузов бил по раме из-за оторвавшихся закладных гаек, которые впоследствии разбили кузов. Слабоват оказался кузов. Причем у корейских Korando все места крепления подушек еще дополнительно укреплены, а на Тагерах и этого нет.

Короче, увидев это, я расстроился окончательно и бросив все, пошел ужинать, а после и спать в бане. Я перед сном еще подумал, жара ведь стоит уже давно, ну с чего бы ей сменяться дождем :) В 5 утра пошел ливень и безжалостно замочил все мои вещи, бережно разбросанные на бетоне во дворе. Пришлось бежать быстренько их собирать и перекладывать в мансарду.

Окончание ремонта и выезд на «Колыму» (20.07)

Утром мы втроем (я, Наталья и Соня), оставив родителей «на хозяйстве», поехали на СТО. Предварительно, я вынес все вещи сушиться на солнышке.

На СТО уже ремонтировали какую-то машину, потом мы ждали Прокопия, потом ждали мастера-электрика. Прокопий с Натальей съездили, сдали назад стартер.

Сняли Сотку с подъемника, Прокопий стал ставить обратно стартер с починенным втягивающим. А Виталий стал лечить мой кузов. Он приподнял кузов относительно рамы, вытащил задние проставки, приварил закладные гайки М10 к новым пластинкам из стали 3 мм и приварил пластинки к кузову. Пока он занимался моим бодилифтом, я снял задний бампер и расточил отверстия под крепежные болты в пластинах-проставках, после установки бампера, задняя дверь стала нормально открываться.

Разбитый бодилифтом кузов

Приваренный пластинки

Фото на память у мастерской «Автомастер»

Ближе к закрытию все было починено, установлено и оплачено. Мы сфотографировались на память и поехали обратно на дачу. Там оперативно уложились, упаковались, отдали Прокопию ключи, он нам подарил на память сувениры.

Мы потихоньку двинули на переправу в сторону Нижнего Бестяха. Подъехали к переправе, спокойно погрузились на паром, спокойно переправились (хотя нам рассказывали чуть ли не о войнах на этой переправе). Стоимость парома примерно такая же, как и в Качикатцы. На пароме Наталья пообщалась с водителем Газели, оказалось, что дальше по дороге будет паромная переправа через Алдан, немного не доезжая Хандыги. Паромы там ходят в 9 утра и в 9 вечера. Поэтому все, кто едут в ту сторону, намерены ехать всю ночь, чтобы к утру сесть на паром. До этой переправы чуть меньше 400 км. Но дорога здесь мало отличается от трассы «Лена», поэтому мы решили ехать с утра.

Переправа в Нижнем Бестяхе

На том берегу, уже затемно, заправились сами, заполнили канистры и выдвинулись по трассе «Колыма» на восток. На выезде из Бестяха, заехали в магазин, закупили некоторые продукты, там местная молодежь сказала нам о наличии неподалеку озер. Мы немного отъехали от поселка и свернули на примыкавший к трассе песчаный проселок, уходящий в лес. Проехав по нему пару километров мы встали на берегу озерца. Поужинали и легли спать.

Переправа (21.07)

Утром, выехав обратно на трассу, мы направились к переправе. Биение кузова у меня прекратилось, но тряска все равно одолела. Я предложил Наталье немного спустить колеса. Оказалось, что у меня в колесах было накачано по 2 атмосферы, я спустился до полутора, но колеса сплющились совсем немного. Оказывается, эта резина очень жесткая, и для таких дорог я чересчур перекачал колеса. Дальше езда стала более комфортной и тихой по сравнению с предыдущими неделями.

Чурапча

Трасса «Колыма» в Якутии идентична трассе «Лена»

Почему-то в Якутии трудно было найти нормальную бутилированную минеральную или просто питьевую воду. Где-то в Чурапчинском районе в придорожном кафе нашлась бутилированная вода. Вода оказалась отвратительной. Так и провалялась в машине, пока ее не выбросил. После этого покупал только воду проверенных производителей.

Ближе к 5 вечера доехали до переправы через Алдан. Я про эту часть маршрута читал давно, поэтому все, что было в дороге дальше, было мне практически неизвестно. Поэтому наличие на дороге федерального значения паромной переправы, работающей два раза в сутки, меня несколько обескуражило. Паромы стояли чуть дальше на берегу, но все ждали 9 вечера. Мы успели снять на Крузаке спускающее колесо, отремонтировать его, подкачать, заменить запаской. Стояла жара, мы несколько раз искупались в Алдане, поужинали. Ближе к вечеру на переправе скопилось пара десятков машин. Две или три фуры и очень много УАЗов буханок. Видимо, самый популярный в этих краях вид транспорта.

На переправе через Алдан

Пока ждали переправы, к реке подъехал мотоциклист. Это оказался путешественник из Польши Володя, и он один едет в Магадан на мотоцикле. Мы с ним немного пообщались и решили вместе остановиться на ночевку.

Вечером наконец-то подошел паром, и мы загрузились. Плыли против течения около часа.

Сонька позирует

Закат на Алдане

Когда съехали с парома, солнце уже начало заходить. Решили переночевать на берегу.

Как потом оказалось, что это немного неудачная идея. На этом берегу реки располагалась деревня Кескил, не успели мы разложиться на берегу, в паре километров от деревни, как к нам в лагери пришли два местных синяка, пока еще со своей бутылкой. Процесс общения лично мне был неприятен, зачем они пришли было ясно сразу. Кое-как выгнав их обратно, мы решили поужинать здесь, а спать отъехать на несколько километров дальше. Володя неплохо, в принципе, говорил по-русски, поэтому мы довольно мило пообщались за столом.

Ужин с мотоциклистом Володей (на заднем плане)

После ужина собрались и поехали в сторону Хандыги. Отъехав километров 20 от Кескила, свернули на галечную дорогу (на которой Володя пару раз уронил мотоцикл) к Алдану, на берегу которого мы и расположились на ночлег.

Я поставил машину так, чтобы за ней «спрятался» мотоцикл и Володина палатка. Наша компания ночевала обычным порядком: я в Тагере, Наталья с Соней на спальнике в Крузаке, ее родители в палатке.

К Хандыга — прижимы — Томтор (22.07)

Утром потихоньку все проснулись, собрались, Володя предложил мне вскипятить воды для кофе на его примусе, в его котелке и из его воды. Как потом оказалось, вместо воды я вскипятил прозрачную сладкую газировку :) Пришлось делать кофе на своей плитке, из своей воды.

На Хандыгу Володя поехал вместе с нами.. Вообще, о дальнейшем продвижении с поляком договаривалась Наталья, поэтому о планах совместной езды мне было не совсем всё известно.

В Хандыг

В Хандыге мы заправились, я купил упаковку минералки 6 бутылок, Володя набрал газировки и положил ее в Крузака, пассажиры Сотки затарились кроме всего прочего еще и ящиком пива (я как-то по неподготовленности не придал сначала этому значения).

На сегодняшний день был план доехать до Оймякона. По дороге мы обогнали Володю, и, чтобы он не глотал за нами пыль, оторвались от него вперед.

Все повторяется пыль, скальник, жара

Между Хандыыгой и Развилкой есть одно ответвление от трассы «Колыма». На этом ответвлении стоит дорожный знак, который я увидел, когда изучал материалы про предыдущие экспедиции в Магадан. На этом знаке указаны направления на Магадан прямо и ответвление налево. На этом ответвлении значатся населенные пункты: Тополиное (это поселок, до которого идет круглогодичная автодорога), Батагай, Усть-Куйга и Депутатский. Так вот, в экспедицию в Магадан я ехал в том числе, чтобы сфотографироваться у этого знака. Дело в том, что родом я из Депутатского и заканчивал школу там. Автодорога «Усть-Куйга — Депутатский» является одной из самых северных круглогодичных автодорог, интересно, в каком она сейчас состоянии. Ну а в Батагае иногда садились самолеты, летевшие в Депутатский. Так что этот знак есть некий возврат в прошлое, боюсь, что это самая ближайшая точка к малой родине, на которой я смогу когда-либо побывать.

Эти сопки и распадки.
Не забыть нам с тобой.
И родной Депутатский,
Ставший нашей судьбой…

После Хандыги по равнине стали потихоньку приближаться к Верхоянскому хребту и к его знаменитым перевалам и прижимам.

На горизонте Верхоянский хребет

Предгорья

Граница Томпонского района

И в Якутии есть красивые места

Прижим — это вырубленная в скале дорога, когда с одной стороны обрыв на несколько десятков (а иногда и сотен) метров в ущелье к петляющей внизу реке, а с другой — крутая, осыпающаяся скала. Причем, местами дорога на прижиме идет в одну колею с карманами для разъезда со встречными автомобилями. Самые известные прижимы по дороге от Хандыге к Кюбюме — Желтый и Черный. Но сейчас они стали безопасными. На Желтом и Черном прижимах вовсю идут работы по расширению. Везде предупреждения о возможных взрывных работах, целая куча техники. На Черном дорогу поливают, чтобы не было пыли, и черная, липкая грязюка как пластилин, заляпала всю машину.

Как нам потом сказали местные жители, всей красоты и опасности прижимов мы уже не застали, на Черном даже не осталось таблички предупреждения о въезде на прижим (на обратном пути специально высматривал ее, может быть, убрали на время работ по расширению).

Здесь видно, почему прижимы так называются.
Цвет слагающих сопок камней и дал названия

Вообще, конечно очень красивые места, но, к сожалению, я ехал один, а одновременно рулить и фотографировать несподручно.

Поднимаемся на перевал

Впереди видно, как ведутся работы по расширению Желтого прижима

Видно, что Черный прижим тоже расширяют

Уже не так страшно, как раньше

Всеми любимый мостик

А здесь видно, как раньше по прижимам ездили.
Впереди подъем с поворотом налево и дорога всего в одну колею.

Выход линзы вечной мерзлоты

После проезда хребта, дорога идет по всё расширяющейся долине, обрамленной горами.

К 6 вечера доехали до Кюбюме. На самом деле, здесь когда-то был автомобильный мост через реку, само село расположено на другом берегу и давно заброшено. Федеральная трасса «Колыма» здесь уходит на север, на Усть-Неру. А направо, через реку идет старая «Колыма» сначала до Томтора, а оттуда дальше к Кадыкчану, где опять соединяется с новой «Колымой».

Развилка перед Кюбюме

На этом берегу, чуть дальше, стоит АЗС и даже есть кафе. Так как до Томтора движение еще присутствует, а моста через Кюбюме нет, то там же можно договориться о переправе через реку в кузове Урала.

Мы заправились, и долго ходили, щупали дно. В итоге переправились вброд без потерь на другую сторону и остановились перекусить. И только тут вспомнили, что мы ехали «вместе» с Володей, как сказала Наталья, он тоже хотел поехать с нами через Томтор-Оймякон.

В общем, не получилось у нас поехать вместе. Обратно переправляться так никто и не решился, по звуку, мотоцикл проехал мимо развилки (на которой написано Томтор и никакого упоминания об Оймяконе нет).

Подождав еще немного (рации у Володи не было, телефон его мы не знали, да и связи там не было никакой), мы все-таки решили, что по федералке ему будет ехать сподручней и отправились на Томтор.

После Хандыги цивилизации не было больше никакой. Я тут понял, зачем столько пива было куплено в Крузак, они выделили мне от щедрот бутылочку. После переправы через Кюбюме и проезда через пару небольших перевалов заметно похолодало. В низинах комаров были просто тучи, несмотря на еще не зашедшее солнце. Видневшиеся то тут, то там выходы мерзлоты, нерастаявшие ледники указывали на то, что мы находимся в самом холодном месте северного полушария.

Ледник перед Томтором

По пути встречалось несколько заброшенных сел и поселков. Кое-где стояли машины охотников за металлоломом. На броде на одной из рек стояла артель старателей (не знаю, официальная или нет, но махали нам приветливо, оружия не было). В принципе, видно, что этой дорогой люди пользуются, мосты латаются, откровенного бездорожья нет, огромных луж нет, проехать можно везде.

Стела «Полюс холода» перед Томтором

К Томтору мы подъехали уже затемно. Покрутились там возле метеостанции. Пообщались с водителем УАЗа-буханки, попавшимся нам навстречу. Оказалось, что в лесу нашли чей-то труп и порекомендовали нам далеко от поселка не ночевать.

Еще он рассказал, что до Оймякона от Томтора порядка 30 километров, поведал об имеющемся в сопке рядом с Томтором действующем (21 июля) музее ледяных фигур, в который мы, к сожалению, не попали. Ну и как же на полюсе холода без деда Мороза? Каждую весну в Томторе проходит фестиваль «Полюс Холода». В построенной резиденции деда Мороза, собираются дед Мороз из Великого Устюга, Санта-Клаус из Лапландии и местный якутский аналог — Чысхаана (Образ Холода, Властелин Мороза).

Мы встали на ночевку около метеостанции.

За спиной у Сони домик деда Мороза.

«Полюс холода» — старая «Колыма» (23.07)

Стела в Томторе (в цетре герба написано -71.2°С)

С утра покатались немного по Томтору, пофотографировались у стел, и поехали на Оймякон. У меня уже поджимали сроки, я, честно говоря, торопился в Магадан, потому не очень-то был доволен поездкой в сам поселок. Хотя стела с бюстом геолога С.В.Обручева, сына автора знаменитых «Земли Санникова» и «Плутонии» В.А.Обручева, расположена именно в Оймяконе. И именно Сергей Обручев в 1924 году рассчитал минимальную температуру для Оймякона в -71,2°С. Да, официально зарегистрированная в этих краях температура -67,7°С, причем зафиксирована она была на метеостанции в Томторе в 1933 году, а в Верхоянске в 1892 году зафиксировали -67,8°С. В общем, с полюсом холода официально все не так просто, но на слуху у всех все-таки Оймякон.

Доехали мы до Оймякона, сфотографировались у двух стел и повернули назад.

Стела в Оймяконе

Вторая стела, на которой отмечена экспедиция Обручева и есть его профиль.
Рядом символ холода — бык

В Томторе немного затарились продуктами, в который раз оказалось, что хлеба в магазине нет. На выезде из Томтора заправились под завязку, немного пообщались с подъехавшими мотоциклистами из Австралии. Они ехали вообще налегке, как оказалось, весь багаж вез ехавший за ними грузовик. Оторвались от них и поехали в сторону Кадыкчана.

Мост через Индигирку

Собственно, отсюда и началась та самая заброшенная часть старой (южной) «Колымы». Одна из старейших дорог на Дальнем востоке, построенная заключенными. Строилась дорога простым способом: снимался слой грунта, настилалось покрытие из деревьев и сверху все засыпалось камнями и щебенкой, которые впоследствии утрамбовывались. Практически всё делалось руками, никакой механизации не было. По слухам, очень много людей погибло во время строительства дороги, а так как хоронить в вечной мерзлоте тела очень трудозатратное мероприятие, говорят, что трупы закапывали прямо в дорожное полотно, потому у этой дороги есть еще одно неофициальное название - «дорога на костях»

Магаданская часть «южной» дороги полностью заброшена, на ней не осталось ни одного жилого населенного пункта. На разделе Якутии и Магаданской области стоит стела «Оймяконский район». Как нам потом сказали москвичи, там все оставляют свои подписи и наклейки. Мы почему-то проехали мимо.

Старая «Колыма»

Дикие места

Почти на всех крупных реках мосты еще есть (Куйдусун, Индигирка, Куранах-Сала). Сложных бродов на участке Томтор — Кадыкчан в принципе не было. Единственное, пока мы ехали, все время шел дождь, и я все боялся, что поднимется вода в какой-нибудь из рек и нам придется ждать, пока вода спадет. Но ближе к закату дождь кончился, и дорогу нам вперед указывала вставшая впереди радуга.

Едем за радугой

Одно из названий «южной» Колымы — «дорога тысячи луж». Очень подходящее название, кроме бродов через ручьи, нами было пересечено несчетное количество этих самых луж. Некоторые из них очень глубоки и было их несколько десятков. Также на дороге очень много размытых мест, огромных ям и ручьев. В трех местах на прижимах дорогу пересекали оползни из грязи вперемешку с целыми деревьями.

Тундра, некоторые мостики еще живы

Лужицы

Лужи

И лужищи

Тут надо отметить один факт. Перед нами, за день этой дорогой прошли более подготоволенные во внедорожном плане ребята из Москвы. Следы их протекторов были видны на дороге.

Тут я пытался лужу объехать. Не смог, выдернули назад

Сначала первой ехала Наталья. Перед каждым препятствием она выгоняла своего штурмана-папу проверять брод, лужу или яму впереди. Через час беготни он как-то заметно погрустнел и сник :) Я предложил себя в качестве авангарда «колонны». Так как штурмана у меня не было, небольшой опыт проезда препятствий был, а также грела душу лебедка в Крузаке, ехавшем сзади и, самое главное, я видел впереди следы москвичей, большинство препятствий я взял ходом. Исключение составила несколько действительно глубоких луж. Одну из них я хотел объехать по болоту слева, но сразу же врюхался по раму, меня вытащили назад лебедкой, и больше я таких экспериментов не проделывал. Самые сложные провалы и промывы в дороге я проезжал первым, так как у меня меньшие свесы, чем на Крузаке, за мной Наталье уже проще было ехать, хотя и зацепы задним бампером и глушителем у нее конечно были. Через завалы проехали очень медленно, по следам московских протекторов. Как потом оказалось, ребята эти участки преодолевали подолгу. Пилили, копали, лебедились. Мы же все самые сложные участки проехали в темноте, так и не оценив всей их сложности.

Здесь прошел оползень, а москвичи построили дорогу

«Тысяча луж» не хочет нас отпускать

Когда по навигатору до Кадыкчана оставалось всего 25-30 километров, у меня из-под капота раздался хруст и грохот. Как оказалось, из-за прохождения луж и бродов с привинченным к шкиву помпы намертво (без гидромуфты) вентилятором, срезало гайку, крепившую на выточенной в Олёкме оси помпы фланец крепления шкива. Перекосило шкив и вентилятором рубануло по радиатору. Слетел ремень, шкив, поломало две лопасти вентилятора и прорубило ячейки радиатора.

Решили остановиться прямо здесь, на обочине дороги на ночлег. Дальше в принципе бездорожья должно было быть мало, мы несколько километров назад проехали место стоянки старателей с техникой, значит, дальше дорога проходима.

Ремонт и озеро Джека Лондона (24.07)

Наутро, я наученный горьким опытом выхода из машины в районе Томтора — Оймякона, да и вообще всей старой «Колымы», надел куртку, берцы и накомарник. Гнуса в этих краях было чересчур много.

С вечера я не знал про сломанный радиатор, думал, что придется просто заменить помпу новой (которую мне переправили ребята из Красноярска и которую я забрал в Якутске). Когда начал сливать остатки антифриза, он полился и через пробоину в радиаторе. Надо сказать, что я не имел опыта починки алюминиевых радиаторов в условиях Магаданской тундры, как впрочем, и вообще никакого опыта починки радиаторов, слышал, что как-то можно паять медные, но был уверен, что у меня алюминиевый. Короче, я как всегда расстроился (вообще, надо сказать, любые неприятности с машиной меня всю дорогу выводили из равновесия, и мне тяжело было морально справляться со всеми неисправностями автомобиля, хотя виду я вроде как обычно не подавал). Решили попробовать на веревке дотащить меня до цивилизации, благо до федералки оставалось каких-то 30 километров. Но тут нам навстречу подъехал старатель на Урале. Он сказал, что миллион раз чинил такие радиаторы, рассказал технологию и отправился дальше. Еще он сказал, что по Тенькинской трассе машины не ходят, потому что в одном месте там отсутствует мост, а проехать вброд невозможно даже на Урале. Вдохновленные его словами, мы решили, во что бы то ни стало, починиться здесь и ехать в Магадан своим ходом. Я взялся за замену помпы, а Натальин отец за починку радиатора.

Чтобы слить антифриз из блока, нужно снимать правое колесо, вот второй раз достали хайджек

Я в полной амуниции… комары до меня не добрались :)

Снятая «олёкминская» помпа со срезанной резьбой крепления фланца

Вентилятор без гидромуфты

Установленная новая помпа

Он пооткусывал кусачками мешающиеся ребра, закрутил в спираль оторванные от нижней банки радиатора трубочки, заглушив их. На нижней банке радиатора узкие отверстия от трубочек проложил сырой резиной из шиноремонтного набора, сверху положил два слоя заплат из сырой резины, залил все клеем «суперцемент», придавил деревянным бруском и скрутил все проволокой. Пока подсыхал клей, мы перекусили, потом проверили на герметичность радиатор. Удачно. Поставили его на место, соединили все патрубки. Но на нижнем патрубке радиатора сломался винтовой хомут. Переставили туда хомут с верхнего патрубка, а на его место намотали проволоку.

Починка радиатора

Полоски из сырой резины на клею

Вот такой получился бутерброд

Тронулись. Вроде температура не поднималась, и течей не было. Понемногу выехали к Кадыкчану. Оттуда по хорошей грунтовке поехали в Магадан. На федеральной трассе сразу же появилась сотовая связь. Ехать можно было довольно быстро, дорога широкая и ровная.

Вдалеке виднеется Кадыкчан, заезжать мы туда не стали

Отойдя от Кадыкчана, дорог пошла вдоль сопок, ограниченная справа рекой или ручьем. Вся река перекопана, видно следы старателей, перелопачены тонны щебня.

Все ручьи и речки после Кадыкчана перекопаны, видимо здесь было когда-то золото

Проехали несколько поселков, почти все они или полностью или наполовину заброшены. Очень удручающая картина, глядя на эту разруху, я был очень рад, что мы не поехали в Кадыкчан, очень тяжело смотреть на мертвые города и поселки, может быть потому, что я родом из одного такого. Поселок Депутатский, про который я писал выше тоже стоит сейчас полумертвый. А ведь когда-то там было самое крупное в Союзе месторождение олова и даже построили горно-обогатительный комбинат в конце 80-х, за строительство которого моей маме, например, дали орден Красного Знамени.

Заправляться решили в Сусумане. Я приехал в поселок на заправку первым, из-за пыли на дороге мы далеко разъехались с Натальей.

Пока заправлялся, к заправке подъехали москвичи. Всего осталось три машины. Антон (Tony60) с Лизой на Патруле, Алексей (AlexHilux) с Региной на белой ТЛК70 и Глеб (Глеб501) с Мишей (Mihey_4x4) на белом Лендровере. Другие участники по разным обстоятельствам отсоединились от колонны. Один экипаж сделал правильнее всех. Они купили подготовленный автомобиль в Иркутске, прошли весь маршрут (только после Хандыги поехали по федеральной «Колыме»), продали машину в Магадане и вернулись в Москву на самолете. Кто-то поехал во Владивосток, кто-то после БАМа повернул на Невер и по федералке уехал в Москву.

На заправке Антон сильно ругал Глеба, что-то тот начудил, когда они делали остановку в Кадыкчане. Как оказалось, в Томторе к москвичам присоединилась автостопщица Ася, которая ехала в машине у Антона, так как у него одного было хоть какое-то место. Они попросили меня взять ее к себе, потому что я все равно ехал один, к тому же мы собирались без остановок ехать до самого Магадана. Я согласился, и только после этого узнал, что Наталья и москвичи собрались посетить озеро Джека Лондона. Из прочитанного в Интернете про это озеро, вспомнилось только то, что дороги туда вроде как и нет. Один ехать в Магадан я совсем не хотел. Остальные же настроились ехать на озеро и в один голос твердили, что оно совсем рядом с Ягодным и там прекрасные места. В общем, я решил поехать вместе со всеми.

Перевал перед Ягодным

К Ягодному мы подъехали колонной в четыре машины, Антон где-то ото всех отстал.

Проехав всего 9 километров после Ягодного, мы свернули вправо под указатель «Оз. Джека Лондона», приличного вида такой указатель, не предвещающий ничего плохого.

Но меня сразу смутило расстояние, показываемое GPS-навигатором до озера (60 километров), причем по прямой, а не по дорогам. Плюс, на въезде на «дорогу» к озеру нам встретился УАЗ-буханка и его водитель сказал, что дорога к озеру нормальная, только пара глубоких луж и бродов. Обычно, местные жители нам говорили, что туда, куда мы едем, дороги нет, и мы туда уж точно ни за что не проедем. Хотя на самом деле всегда всё было не так страшно. Здесь же никто нас не предостерегал.

Дорожный знак на пути к озеру

В общем, первый 25 километров дорога была вполне себе обычной, примерно такой же, как на старой «Колыме» с бродами, глубокими лужами и небольшими камнями.

Затем мы подъехали к двум длинным лужам. Отправили Глеба щупать брод. В первой, в принципе можно было проехать, а вот во вторую он даже в забродах побоялся соваться. Было уже темно, и впереди кто-то ехал нам навстречу (видно по фарам было). Лёху на 70-ке пустили в объезд по болоту первым. Он благополучно застрял на выезде. Мы дождались встречную машину, которой оказался ГАЗ-66. Лёха залебедился за шишигу и выехал на сухое. Водитель шишиги решил ехать прямо через лужу, в ближайшей к нему луже шишига погрузилась по середину лобового стекла. А мы все потихоньку проехали через болото в объезд, лебедясь за Лёхину машину. Сотка Натальи проехала по болоту без помощи лебедки.

Дальше меня поставили первым, потому что у меня самая высокая мудовая резина. В общем, я потихоньку-потихоньку стал отрываться от всех. Иногда даже рация не ловила. Дальше пошли огромные валуны, иногда я в темноте терял дорогу, подолгу останавливался, ждал остальных. Как оказалось, на Сотке сломался стабилизатор.

В общем, ехали мы всю ночь. К дороге прямо над северной стороной озера мы выехали уже утром. Дальше «дорога» спускалась вниз, к озеру, точнее к отходящим от него порогам, перетекающим в реку. Там на берегу виднелись крыши домиков. Вроде бы как там расположен действующий пионерлагерь. Детей туда завозят на трехосном КАМАЗе-будке. Мы его видели, когда только поехали к озеру, кое-как разминулись с ним на узкой дороге.

Как-то фотографий дороги на озеро почти нет

На самом верху, над озером, возле заброшенных домиков егерей у меня в машине сломался гидроусилитель руля. Когда мы начали спускаться к озеру, к видневшимся домикам, я во всех подробностях начал ощущать рельеф дороги. Там был довольно крутой спуск, и погода была довольно пасмурной, в одном месте камней почти не было и дорога состояла из засохшей грязи и земли. Решив, что если что, подняться во время дождя мы не сможем, а я вообще сказал, что дальше не поеду, потому как без гидроусилителя ехать и так почти невозможно, а если будет дождь, я оттуда буду ехать до зимы. Я кое-как развернулся на узкой каменистой дороги над обрывом, и мы вернулись к егерьской заимке и там и остались. Солнце уже было высоко (по местному времени было уже 5 утра), поэтому мы быстренько перекусили, накатили и разбрелись по машинам и палаткам спать. От моста через Дебин (прямо около свертка с трассы) до озера 60 километров мы шли примерно 8 часов.

Пикник на озере (25.07)

Встали на следующий день довольно поздно. Как оказалось, у меня кроме сломавшегося гидроусилителя, опять прохудился в месте ремонта радиатор, и весь антифриз оказался под машиной. На Сотке тоже какая-то неисправность произошла с передним приводом. Вроде бы перестала отключаться пониженная передача. Решено было немного починиться. Леха с Региной, Наталья с Соней и отцом пошли вниз к озеру.

Я раздобыл у Глеба герметик радиатора, залил его в систему охлаждения. Посмотрел, откуда выливалась жидкость ГУР, оказалось, выдавило один из сальников рулевой рейки, починить в походных условиях не представлялось возможным, поэтому решил ехать так. Заодно был заменен пластиковый хомут пыльника переднего ШРУС, который мне поставили еще в Таксимо. Под пыльник намотало провод АБС и оборвало его там, потому у меня и горела лампочка АБС. Провод вытащил и протянул под капот. В общем, с горем пополам ремонт был завершен. Вместо антифриза в систему была залита вода.

Вернулся с озера Лёха, сказал, что видели там «танцующих хариусов», сам он поймал одну рыбку. Следом за ним вернулись и Наталья с Соней. Наверху кто-то кушал, кто-то пил пиво, кто-то просто ходил по окрестностям и всё фотографировал.

Над озером

Домик метеостанции на острове

Озеро

Заброшенный егерьский участок над озером, там даже бетонный фундамент имеется

До нас здесь были магаданцы. Москвичи тоже отметились

Мы тоже вывесили флаги Сургута и Нижневартовска

Собираемся в обратный путь

Тагер плачет, глядя на озеро :)

Меня очень напрягала предстоящая дорога от озера к федералке.

У Лёши и Регины в машине оказались яйца, а я так давно не ел яичницы, решил себе сварганить глазунью с колбасой и луком, когда снимал сковородку, сильно обжег пальцы, как потом оказалось, это был только первый ожог в этот день.

Вскоре снизу донеслись крики деда (отца Натальи). Что-то он нам пытался сказать, но разобрать было нельзя. Потом показался и он сам с большущим пакетом хариусов в руках. Как потом оказалось, он за полдня надергал полмешка хариусов.

Решили их посолить. Всем миром стали чистить и разделывать рыбу. Часа полтора занимались.

Чистильщики рыбы

После этого собрались и потихоньку поехали назад к дороге.

Я на обратном пути почувствовал на своих запястьях каждый валун. Руль бился в руках как свежепойманная рыба :)

Еду следом за Лёхой

Дорога с озера

Так потихоньку подъехали к большущей луже, которую по пути к озеру мы переезжали под утро. Это единственное место за всю экспедицию, где вода мне заливалась на лобовое стекло. На обратном пути я проходил ее последним, поэтому вся муть, поднятая со дна предыдущими машинами залепила мне весь радиатор.

Лужица. Это сразу за Лёхой рванул, чтобы в провал в волне попасть.

Через 10-15 минут у меня машина закипела. Я пропустил момент поднятия температуры, не смотрел за стрелкой, надо было руль крутить изо всех сил :) В общем, повезло, что на старой «Колыме» поставил проволоку вместо хомута, здесь просто сорвало этот патрубок с проволокой, и из-под капота повалил пар.

По рации сказал Глебу поискать у себя хомут, а сам долил воды в расширительный бачок и по возможности прочистил радиатор от тины. Потихоньку тронулись дальше. Навстречу попался Глеб, пешком шедший к нам с хомутами. Доехали до остальных машин. Я выбрал подходящий хомут. Одевать его я не хотел, чтобы в случае чего опять слетел патрубок, а не где-нибудь не выдавило давлением что посерьезнее. Но меня уговорили поставить хомут на место.

И вот тут я совершил грубейшую ошибку. За такое несоблюдение техники безопасности обычно увольняют с работы. Я, не приоткрыв крышку расширительного бачка и не стравив давление в системе, начал менять хомут, стоя рядом с патрубком. Естественно, перегретая в системе вода с антифризом под давлением сорвала патрубок и окатила меня кипятком, попутно обожгла еще и руку паром. Я инстинктивно отскочил назад и вбок, придавив собой Регину (ей, кстати, не досталось кипятка). На пути у струи кипятка оказался Миша, ему попало на шею и даже в ухо. Немного пара досталось Соне, она обожгла руку и верхнюю губу.

Я, не отойдя от шока, стянул футболку, кожа на животе висела клочьями, пошел к своей аптечке мазаться «Олазолем», но баллончик как-то резко перестал работать. У Глеба или у Леши были баллончики с «Пантенолом». Набрызгали мне на живот и на руку. Соне на руку и на губу. Миша поначалу отказался от спрея и поливал себя холодной водой. Позже намазали и его, и мы потихоньку поехали дальше.

Вот тут-то и оказалось, что рулить в таком состоянии без гидроусилителя совсем непросто. Ситуацию несколько усугубляла сидящая рядом Ася (автостопщица), непрерывно вносящая разнообразные предположения о глубине ожога, об опасностях и прочей ерунде. Я ее попросил об этом всем не говорить, естественно очень вежливо попросил :) После этого она до самого Магадана ехала молча :)

Доехали до речки, там Миша опять стал поливать себя водой, я сидел за рулем в отвратительнейшем настроении, я очень сильно переживал, что из-за моей преступной халатности пострадали другие люди, особенно 13-летняя Соня.

Мы с Михой позируем. На самом деле мне вообще не до смеха

Решено было ехать до первого брода на дороге к озеру (в 5 километрах от федеральной дороги) и там останавливаться на ночлег.

Там мы расположились лагерем, Глеб пожарил картошку, которую мы все дружно употребили с малосольным хариусом и Региниными салатами. «Пантенол» плюс водка несколько угомонили моё болевшее пузо. Миша сразу пошел спать в палатку, остальные сидели и отмечали посещение озера до самого рассвета. В том числе и с гитарой и кальяном :)

На Магадан! (26.07)

На следующий день встали очень поздно. Особенно я. Живот болел, я позавтракал, мы собрались и растянувшейся колонной поехали к федералке. Наталья ехала первой, на пониженной передаче. После моста через Дебин, она сказала, что поедет очень медленно, и отправила меня вперед.

Я с Асей рванул на Магадан. По дороге ничего особенно интересного не было. Заправились в Оротукане. Ехали без остановки.

Едем вдоль Колымы

А вот и мост через реку

Один из местных перевалов :)

Ближе к Магадану погода испортилась. Очень жалко, что въезжали в город ночью и в тумане. У Аси была договоренность с одним из жителей Магадана, Радиком, о так называемой «вписке». Вписка — это очень популярный у автостопщиков способ проживания в населенных пунктах, расположенных вдоль пути их экспедиций. Это ночлег, приют, предоставляемые бесплатно приезжему на квартире, а также сама квартира, предоставляемая таким образом гостю; место, где можно переночевать (например, в чужом городе). В общем, Радик с товарищем встретили нас перед въездом в город и проводили до квартиры Радика. Он предложил мне тоже переночевать у него. Мне в принципе было все равно, за прошедший месяц я уже привык спать в машине в спальнике, но мысль хотя бы о горячей ванне и белом сверкающем унитазе подавила во мне страсть к дикой жизни, и я тоже остался на квартире.

Мы оставили мою машину во дворе, отнесли мои и Асины вещи в квартиру (по счастливому стечению обстоятельств расположенную на шестом этаже без лифта). Потом мы сходили с Радиком в магазин, где я купил пива и местной красной рыбки, кои мы втроем потом и употребили.

Как оказалось, сам Радик из местного автоклуба М49. Не понаслышке знает магаданских джиперов (потому что сам катался на Паджеро с ними). Также оказалось, что он лично знаком с местной звездой внедорожного движения, Дюймом. Дюйм — это человек, который в том числе проехал из Магадана на Камчатку, что до сих пор никому не удавалось.

В общем, пообщавшись опять же до утра, мы легли спать. С ванной у меня получился облом, потому что я побоялся мочить обожженный живот и помылся не весь, а местами :) Я спал в комнате с Радиком на полу в любезно предоставленном им спальнике.

Магадан (27.07)

Утром мы проспали до 11. Встали и вместе с Радиком поехали в город. Мне нужно было заехать в травмпункт, показаться врачу и поставить машину на ремонт в СТО.

Погода была очень пасмурная, холодная и промозглая. А я не переобувшись, так и ходил в шлепках на босу ногу.

В травмпункте меня оформили, но очередь из трех человек после получасового ожидания не сдвинулась, поэтому мы оттуда ушли.

Мы поехали на СТО к Дюйму, мастерская находится прямо рядом с памятником «Маска скорби», над городом.

Вход в мемориальный комплекс «Маска скорби»

Я на фоне памятника

Радик позвонил Дюйму, оказывается, что того не было в городе, он баллотировался в какие-то депутаты и разъезжал по ближайшим населенным пунктам. Обещал быть к 5 вечера. Тогда мы поднялись к памятнику, пофотографировались. Жаль, что город был скрыт туманом, вид оттуда должен был быть захватывающим.

Мы с Радиком пообедали в кафе, потом я созвонился с Натальей и мы поехали к ней. Она забрала у меня Радика и они вместе поехали искать ей СТО по Тойотам, чтобы посмотреть, что случилось с Соткой.

Я покрутился по городу. Съездил к бухте Нагаева, сфотографировался. Еще съездил в аптеку, набрал мазей, чтобы лечить ожог. Вообще, Магадан мне понравился, после провинциального Якутска с разваленными домами и разбитыми дорогами, Магадан выглядит как приличный современный город, чем-то мне напомнил Нижневартовск. Может быть тем, в том числе, что города эти нужны до поры до времени, пока около одного всю нефть не высосут, а около другого — всё золото.

В Магадане есть свои особенности. Я никогда не жил в городе, стоящем на берегу океана и крики чаек по ночам меня сначала пугали :) Причем, чайки в Магадане огроменные, размером с воронов, наверное. Ни голубей, ни воробьев в городе нет, говорят, чайки всех выжили.

Еще в Магадане несколько необычно организовано движение автотранспорта. Например, перед перекрестком количество полос увеличивается. Если у нас расширяют обочину для создания полосы для поворота направо и для проезда автобусов прямо (а за перекрестком обычно делают остановку), то в Магадане расширяют дорогу за счет «обкрадывания» встречки. Еще интересно работают светофоры. Когда на перекрестке горит красный и едут машины по перпендикулярной улице, у нас горит и зеленая стрелка направо, один раз я так чуть под колеса машины, едущей слева не попал, надо, оказывается, поворачивая по зеленой стрелке, пропускать машины. Еще на светофорах зажигается красный свет для машин и горит зеленый для пешеходов, и они начинают пересекать перекресток вперед-назад, вправо-влево и по диагоналям.

Такая мрачная бухта Нагаева

Такой мрачный я на фоне Охотского моря

Еще раз к «маске» подъехал

Пока ездил туда-сюда, время приблизилось к 5 вечера. Я решил дожидаться всех у Дюйма. Тем более, что и москвичи тоже должны были подъехать туда.

Собрались все вместе часам к 6 вечера. Договорились о ремонте на следующий день. Оставили машины у Дюйма в боксе. Москвичи позвали нас в ресторан. Мы с Михой поехали в травмпункт, остальные поехали в ресторан. У Натальи оказался порван передний редуктор, за ремонт запросили какую-то огромную сумму.

У меня вообще, деньги кончились еще в Якутске, я там занял у Натальи, чтобы добраться до Магадана. В Магадане я деньги снял с карточки, мне жена перевела. Пообщавшись с Виталием Дюймом, я заподозрил, что денег мне может не хватить на ремонт и обратную дорогу. Занять еще конечно можно, но этот отпуск и так чересчур затратный для меня, и отдать долги я после отпуска долго не смогу, поэтому старался обойтись своими силами. Единственное, договорился с Натальей, что ей на карточку переведу занятое мной в Якутске, когда приеду домой, так как я собирался возвращаться, как только отремонтируюсь, а она еще хотела побыть в Магадане.

В травмпункте нас намазали тем же «Олазолем», посоветовали ожоги держать по возможности открытыми и отпустили. Миха поехал в ресторан, а я к Радику на квартиру.

Там я сварил себе макарон, да и завалился рано спать. Настроения никакого не было, думал, как же я один поеду назад. Москвичи собирались еще на пару дней остаться в Магадане, а мне 8 августа нужно было на работу, а еще предстояла дорога в 10000 км.

Крабы (28.08)

На утро я немного проспал и приехал на СТО на час позже.

Сначала хотели попробовать починить рулевую рейку, но в процессе обследования выяснилось, что она неразборная, поэтому решили просто закольцевать насос гидроусилителя, чтобы он не работал на сухую, и залить жидкость ГУР. Подшипник в насосе оказался целым, несмотря на то, что я с сухим насосом проехал больше пятисот километров.

Так же решено было заменить радиатор, благо на разборке у Дюйма была тьма всяких разных радиаторов с япономарок, в том числе и медных. Подобрали мне медный радиатор, который почти идеально подошел по патрубкам. Проверили его давлением и сколхозили к нему крепление. Электрик поставил тумблер на принудительное включение одного из двух дополнительных электрических вентиляторов, стоявших в Тагере.

Старый радиатор, забитый илом

Проверили жидкости в мостах, коробке и раздатке. В мостах была эмульсия, несмотря на выеденные сапуны без обратных клапанов (вместо них на шлангах стояли фильтры жигулевские). В раздатке и коробке масло было нормальным. Уже поздно вечером мы с Дюймом съездили за маслами, я купил антифриз, масла в мосты и АТФ для МКПП (в Тагере в коробке почему-то залит Декстрон).

Масла в мосты и коробку я заливал сам. Все остальные работы делали мастера СТО вместе с Виталием.

Остальные ребята сами себе меняли жидкости, но мелкие неисправности устраняли вместе с мастерами.

Все остальные тоже чего-то делают

Альфа охраняет СТО, когда ей не с кем поиграть

Ближе к вечеру на СТО приехал Миха и привез пива «Асахи».

Пейте дети АсахИ, будете здоровы :)

На что Виталий (Дюйм) сказал, что без морепродуктов это пиво пить нельзя и куда-то уехал. Я пошел заливать масло в задний мост, пока менял масло в мосту и коробке, Виталий привез немного крабов. Когда я вылез из ямы, крабов уже доели, но мне сказали, что Лёха уехал за новой партией. Алексей мелочиться не стал и купил три огромных пакета свежесваренных крабов и крабьих ног. Вот это был праздник живота! Все накинулись на деликатес и умяли их очень быстро. Получилось целое ведро остатков панцирей. Глеб оказался самым стойким в деле поедания этих ракообразных, я еще пытался за ним угнаться, но в меня больше почему-то не лезло, хотя хотелось наесться их впрок.

Крабы.

Накинулись на ракообразных все

Дюйм потирает руки :)

Потом Виталий и Лёха достали гитары и посиделки продолжились. Откуда-то появилась водка, кедровка, тушенка. Виталий принес вяленое мясо. В общем, общение удалось.

Мне отремонтировали машину примерно в 2 часа ночи. Я решил наутро ехать домой. Один. Чтобы не проспать (ну и не продолжить вечером), я решил остаться здесь же на СТО и ночевать в машине. Примерно в полтретьего ночи все разъехались, и я уснул.

Уже достали знаменитый чайничек (москвичи рюмки не признавали и выпивали прямо из носика).

Я! Еду! Домой! (29.08)

Прощай, Магадан

Утром я выехал с территории СТО. Поднялся к «Маске скорби» по просьбе супруги оставил там, где все оставляют цветы, буханку черного хлеба.

Оставил буханку черного хлеба

Потом съездил в магазин, купил пачку сока, две палки колбасы и две булки хлеба.

Настроение было на нуле, есть совсем не хотелось, до дома ехать оставалось примерно 10000 км. Но ехать было нужно. Поэтому примерно в 10 утра я выехал из Магадана. Первые 100 километров от Магадана идет хороший асфальт, там, где он кончился, погода поменялась. Вместо низкого тумана, сопровождавшего меня все время моего нахождения в Магадане, выглянуло солнце. В жаркую погоду хорошо подсыхал ожог. Я так и ехал все время с открытым окном и закатанной выше живота футболкой. Правда, мазь я использовал обычную противомикробную. Как потом оказалось, зря: то, что у меня так и не зажило через 10 дней дороги, зажило дома после применения «Олазоля» за 3-4 дня.

При выезде из Магадана я не планировал фотографироваться. Хотел сделать фотографию около стелы, но оказалось, что около нее двойная сплошная, а разворачиваться я не стал. Запечатлел только знак «Конец населенного пункта». Думал, что на обратном пути сделаю еще всего одну фотку, знак «Начало населенного пункта» в Нижневартовске. Но вышло все как обычно, совсем не так как планировалось :)

В принципе, обратная дорога была без происшествий. Ел я в основном за рулем всухомятку. Спал часов 6-8 и снова ехал дальше. Причем первые 4 дня спал вообще прямо на трассе, потому что в Магаданской области и в Якутии нет никаких кемпингов и стоянок. Ехал обычно часов с 9-10 утра до 3-4 ночи плюс с утра еще один час добавлялся из-за смены часовых поясов. От Магадана до Нижневартовска было преодолено 6 часовых поясов.

Первый день омрачился одной поломкой. Проехав примерно километров 800 от Магадана, часов в 11 вечера в сумерках, где-то на стыке Магаданской области и Якутии, где машины встречные ходят раз в два часа, у меня ни с того ни с сего заглохла машина. Вот это попадалово, вокруг никого, до ближайшего жилья далеко, машин нет, людей нет. Потупил я, как обычно, минут десять, но деваться все равно некуда, надо ремонтировать. Заметил, что аварийка работает. Значит, пропало только зажигание. Смотреть все предохранители в салоне было лень. Решил букварь почитать, нашел на схеме предохранитель зажигания на 30А, под капотом, заглянул — действительно, это он сгорел. Не долго думая, воткнул стоявший рядом такой же предохранитель от кондиционера. Промелькнула, конечно, мысля, что сгорел-то он не зря. Но мне в очередной раз повезло с нахождением неисправности. Сев машину, включив зажигание, я заметил оранжевый огонек на навигаторе, а должен быть красный. Пошевелил штекер в гнезде прикуривателя, я заметил моргание панели приборов. Сразу же выдернул штекер. Оказалось, что коротило гнездо в навигаторе, но на прикуривателе стоит китайский предохранитель на 10А, который не перегорел при КЗ, а позволил сгореть 30А предохранителю зажигания. Пробовал потом запитать навигатор через USB-шнур от инвертора 220В с гнездом USB. В инверторе срабатывала защита, и навигатор не работал.

Короче, остался я без навигатора.

Ночевал я на дороге под Усть-Нерой. Перед городом всю ночь ехал по каким-то прижимам мимо каких-то старательских артелей. В темноте плохо было видно, что там.

Из Якутии (30.07)

Утром заехал в Усть-Неру, заправился там по 36-50. Следующая заправка была уже в Кюбюме по 34-50.

Пролетел на одном дыхании все прижимы и перевалы Верхоянского хребта. На Черном прижиме ко мне подскочил один из дорожников, просил продать водку, пиво или хоть что-нибудь спиртное. К сожалению, у меня ничего не было.

В этот день задача-минимум у меня была переправиться через Алдан в Хандыге. Хандыгу я проехал в 20:40. Сначала надеялся, что в Хандыге время уже как в Якутске, то есть 6 часов разницы с Москвой, оказалось, что разница все еще 7 часов. Поэтому 40 километров от Хандыги до переправы гнал изо всех сил. Как специально в этом месте дорога представляла собой отсыпку из крупной щебенки с острыми гранями. По пути попались две машины бедолаг, торопившихся на паром, отходивший в 9 вечера, с порванными колесами. Причем, на одном внедорожнике на шоссейной резине была порвана вся боковина в клочья.

Я успел на отходящий паром предпоследним, через 2 минуты за мной примчался тот самый внедорожник с замененным колесом.

Как оказалось, паром ходит не один и видимо, они все-таки собирают всех, кто успел подъехать до ночи к парому.

После переправы все торопились приехать к Нижнему Бестяху, чтобы с рассветом переправиться в Якутск. У меня такой задачи не было, поэтому я пассажиров не стал брать, хотя на пароме было много народу, желавшего доехать до Бестяха.

До Бестяха оставалось 385 километров. Но ночью пошел дождь. В Чурапче машину на скорости 30 км/ч как начало кидать по дороге, грязью залепило все то, что осталось чистым после черной грязюки с прижимов.

Ни в какой Чурапче я ночевать не собирался, поэтому тихой сапой поехал дальше, не доехав двухсот километров до Бестяха, заночевал прямо на дороге, за каким-то мостиком. В темноте с дороги съезжать одному не хотелось.

Никак Якутия не отпускает (31.07)

К обеду приехал в Нижний Бестях. Запахи в салоне автомобиля заставили-таки меня остановить свою гонку на берегу Лены. Было очень жарко и вода в Лене, как я помнил, была очень теплая.

Решил там немного помыться, постираться и поесть горячей пищи. Пока занимался «хозяйством» пообщался с двумя автостопщиками из Москвы. Они ночевали здесь же в кустах, парень попросил плоскогубцы, у них что-то сломалось в палатке и Ленская мошка их за ночь доконала. Я рассказал им про переправу и вообще, про то, что видел на «Колыме». Они из Магадана хотели на Сахалин плыть.

Через пару часов я выехал с пляжа и поехал на юг. Отсюда начиналась трасса «Лена», которая опять мне доставила много «приятных» минут. К счастью, на дороге прошли дожди, и пыли было в разы меньше.

Ночевал я в этот день за городом Алданом на стоянке дальнобоев.

Тернистый путь домой (01.08-08.08)

Весь день я мечтал выехать на нормальную федералку. Это удалось мне только ближе к вечеру. После отвратительнейшей дороги Нижний Бестях — Б.Невер (кстати, так ни на одном указателе мне не попалась расшифровка, что же это за Б.), я выехал-таки на, не побоюсь этого слова, автостраду Хабаровск — Чита. Отличнейшая дорога с обгонными полосами, с грамотными съездами, развязками и шикарнейшими стоянками для транзитного транспорта. Так как ехал я поздно, то машин на трассе было мизерное количество.

Ночевать остановился, не доехав до Читы километров 400.

Следующие три дня ехал по относительно хорошему асфальту до стыка Иркутской области и Красноярского края.

Там на последнем участке старой грунтовки у меня совсем просело правое колесо. Переночевал на большой стоянке возле дальнобойщиков. Утром пытался несколько раз подтянуть торсион, но передок не поднимался. Заглянул вниз, оказалось, что это не торсионы, это лопнул нижний рычаг в месте прикрепления торсиона.

Порванный рычаг

Решил потихоньку ехать до большого города. Планировал заварить рычаг в Канске. Кое-как доковылял до Канска. Прямо перед въездом в город у меня начал троить двигатель и загорелась лампочка Check Engine.

Я посмотрел свечи, свечи были в норме, никакого криминала в их состоянии не обнаружилось.

Я решил, что все дело в плохом бензине, который я заливал недавно на какой-то безымянной заправке. Чтобы залить «более качественный» бензин, надо выжечь тот, который залит сейчас в баке. Я поехал дальше на Красноярск. Но через несколько сотен метров в выхлопной трубе я услышал два взрыва и остановился. В боковое зеркало я заметил дым, валивший из-под заднего бампера. Из проезжавшей мимо Газели водитель крикнул мне, что я горю. Огнетушитель лежал где-то сзади, вроде не далеко, но я не стал его искать. Схватил полторашку с водой и полез под задний бампер. Выхлопная труба раскалилась докрасна, а шланг удлинения сапуна нехило так горел. Полторашки воды не хватило, пришлось доставать еще канистру воды.

В общем, этот пожар рядом с заливной пластиковой трубой бензобака, до краев заполненного бензином, был последней каплей. Я реально тупо сидел в машине целых полчаса и вспоминал все свои грехи. Сгоряча пообещал жене по телефону больше не ездить в такие поездки :)

Как обычно, делать было нечего, было еще светло, я стоял рядом с остановкой где-то посреди Канска, как всегда я ни к кому не обратился, а решил всё делать по максимуму сам. Начал потихоньку проверить проводку. Оказалось, что в арке, куда провалилось правое колесо, идет жгут проводов от двигателя к ЭБУ. В нем перетерло один из проводов. Я соединил провод, заизолировал его. Попытался завести, но машина как троила, так и не перестала. Потупив еще немного, я решил еще раз открутить крышку отсека, где расположены катушки и доступ к свечам зажигания. Совсем не удивился, обнаружив там не подсоединенный мной час назад высоковольтный провод к одной из свечей. Вернул все на место, завел двигатель. Всё заработало как надо, правда лампочка Check Engine так и осталась гореть.

Все-таки решил я доехать до Красноярска оставшиеся 250 километров. В Канске варить рычаг толку мало было, только лишняя трата денег. Так и поехал, ослабив правый торсион, чтобы он дальше не рвал рычаг, который лежал на отбойнике.

Перед Красноярском я созвонился с форумчанами с korandovod.ru, купившими мне ранее помпу. Попросил их поспособствовать мне в починке рычага. Александр (mastomasyn) любезно согласился мне помочь. Я приехал в Красноярск поздно ночью, заночевал в машине у поста ГИБДД.

Утром мы с Александром поехали на СТО, где он работает. Пока я снимал правый рычаг, он обзвонил разборки. На одной из разборок специализирующейся только на корейских(!) автомобилях нашлись рычаги. Александр дал мне денег, так как у меня остались только на бензин. Я купил два нижних рычага от СсангЙонг Корандо за 3 тысячи.

К вечеру правый рычаг был заменен. Александр проводил меня к дороге на Новосибирск. Чтобы не попасть в пробки, мы поехали через Дивногорск и Красноярскую ГЭС. Красота там конечно.

На смотровой площадке на Енисее. Видок у меня тот еще. Грязный, кожа на руке облезла :)

В этот день мне, во что бы то ни стало, нужно было проехать Кемерово ночью, так как там объездной нет. Часа в 4 утра я заночевал на выезде из города на стоянке дальнобойщиков.

6 августа без всяких приключений я в 10 вечера приехал в Омск. Ночевал у мамы. Денег осталось 3 тысячи, до Нижневартовска бы не хватило, пришлось занимать.

Наутро забрав у тещи собаку, набрав всяких варений, солений и овощей с дачи, я отправился в Нижневартовск.

В понедельник 8 августа мне нужно было быть на работе. Из Омска до Нижневартовска я ехал чуть меньше суток, но на работу я немного все-таки опоздал.

Здесь еще немного фотографий природы

Благодарности

Здесь хочу выразить свою глубокую и искреннюю благодарность людям, которые мне помогали, мотивировали и подталкивали во время этой поездки. Без их участия экспедиция бы не состоялась:

Наталья Шахова, моя супруга. Она смогла меня отпустить в такую авантюрную поездку и поддерживать всю дорогу. Она была со мной все время, она звонила мне среди ночи, она волновалась иногда больше меня и радовалась тоже гораздо больше, чем я, когда что-то получалось.

Наталья Деренок, организатор, вдохновитель и руководитель экспедиции. Без нее вообще бы ничего не было. Если б не она, я бы многие препятствия не смог бы преодолеть, но наличие второго экипажа с пилотом-девушкой давало такую мощную мотивацию, что я смог пройти до конца. Также хочу поблагодарить ее экипаж, ее семью. Спасибо этим людям, что терпели меня рядом с собой целый месяц.

Кирилл Новиков (CruiserШтерн). Председатель внедорожного клуба нижневартовского района «61-я параллель». Этот человек предоставил мне свой гараж, инструменты, компанию и помощь в подготовке автомобиля. Ну и вообще, спасибо за то, что хороший человек.

Евгений Половинкин (Двенадцатый). Одноклубник из нашего нижневартовского внедорожного клуба «61-я параллель». Он тоже поддерживал меня всю дорогу. Если у меня случалась какая-нибудь неисправность, я первым делом звонил ему. Консультировался по всем техническим вопросам. Он выкладывал на сайте клуба хронику моих продвижений и тоже морально был со мной. Также благодарю за помощь в подготовке авто.

Все одноклубники по клубу «61-я параллель». Все они следили за моим движением, переживали, подсказывали и сопереживали мне, тем самым, поддерживая меня в самых безвыходных ситуациях. А также спасибо им всем за предоставленное оборудование, на которое у меня, при подготовке, не хватило средств.

Одноклубники по сайту korandovod.ru. Эти люди смогли оперативно найти мне сломавшуюся помпу, купить ее и отправить в Якутск. А также на обратном пути приютили, предоставили условия для ремонта и помогли купить запчасти. И тоже сопереживали моим приключениям.

Ребята из якутского клуба «Мамонт» и лично Дмитрием (Ведровод). Ребята встретили самолет с помпой, передали мне ее, а также помогали в Якутске

Команда пожарных из поселка Олёкма и лично Казимирыч. Эти, не побоюсь этого слова, кудесники смогли из подручных деталей собрать мне новую помпу, которая в жесточайших условиях смогла проехать еще 2000 километров.

Работникам СТО в городе Таксимо и лично владелец Игорь. Отремонтировали меня оперативно и недорого, а также помогли найти недостающие запчасти в городе.

Работникам СТО «Автомастер» в Якутске и лично мастерам Виталию и Прокопию. Отремонтировали меня, переставили торсионы и смогли оперативно и недорого подлечить мой бодилифт, а также предоставили жилье на время ремонта.

Радик. Человек, предоставивший мне ночлег в Магадане и сопровождавший меня так.

Московская экспедиция Москва — Иркутск — 110км — БАМ — Колыма — Магадан. Ребята прошли еще более сложным маршрутом, чем мы. Иногда мы ехали параллельно, иногда они впереди. Им просто спасибо, за то, что они душевные и интересные люди.

Лично Виталий Дюйм. Магаданский мастер. Председатель внедорожного клуба «nord-trophy». Починил моего коня, после чего я смог без проблем вернуться домой на одном почти дыхании. Еще он накормил меня крабами, за что отдельное спасибо.

А также огромное спасибо всем-всем-всем. Кто верил и не верил в меня, в то, что я смогу поехать в такое путешествие. Кто держал за меня кулаки и кто завидовал мне. Кто крутил пальцем у виска, и кто помогал мне готовить машину. Кто пожалел денег, время и технику и кто, несмотря ни на что, ждал от меня сообщений, кто ждал меня назад, кто ждал этого отчета. Спасибо всем.

Куда бы теперь направиться? :)

Новосибирск <-> Сургут
Ну молодцы, что уж тут скажешь:) Читал всё:)
Отлично!:)
Subaru Forester '15
Мои отзывы: Subaru Impreza 2007, Nissan AD 2001

Просто супер, молодец.
Lexus GX 470 - Blue Prince
J-Cars.Su - Ремонт автомобилей в Петербурге
+7 (812) 926-05-02

Zelenogorsk
Да уж, путешествие не из лёгких, но несмотря на все поломки и ожоги вы достигли цели! Такое долго не забудется. Молодцы!

вот это я понимаю...молодец...настоящий мужик жму руку!!!!

томск
зачё 5+ моодцы отлично прокатились !!!!!!

томск
сколько денег ушло? тоже мечтаю отправиться!

Город-Герой!
Молодец! Надо Россию смотреть и любить!
Жизнь Родине-Честь никому!

Круто!

а был ли суслик? :)
Если у тебя нет машины, значит у кого то их две...

молодец! вот из таких людей делали гвозди!!!
Nissan Safari, МКП, ТД42, высокая крыша, 5 дверей, в процессе строительства

Просто нет слов!Молодцы!

vadim211:
сколько денег ушло? тоже мечтаю отправиться!
Только на бензин у меня ушло 75 тысяч

Пыть-Ях
Ну ваще респект и уважуха!
В отпуске! Кончился(

Собрано некачественно потому что поставщики в ряде случаев разные, ну и менталитет...

тема суслика не раскрыта :)

35 регион
Поздравляю

СУПЕР. ВЫ МОЛОДЦЫ!
Sprinter 100 1993->Prius 2005 -> Prius 2009 ууух...это болезнь

Отлично прокатились

Сообщений: 1909
Один из наиболее ярких отчетов) Супер))
Танк Т31
Мотоколяска SB 200
Мой отзыв: Nissan Primera 2001

Просто герои!

Уууууууууууух...

Прочитал всё! класс!!

Сообщений: 2083
Эт точно! Россия - это еще и северо - восток , а то все моря да моря .
MB W126

еще нужно люстру поставить и лебедки вкруг :)

молодец
на диване под телевизором было-бы скучно. сам только вернулся с урала так впечатлений море.
Промочишь ноги - откажет горло. Промочишь горло - откажyт ноги.

Вологда
мощно! по мужски! держи краба
продаю Сузуку Култус Вагон, 2001, 1.5., 120 т.км., 190000 руб., 8309431.drom.ru

Отличный отчет! Побольше бы таких!
А давайте скинемся мне на G-Wagen ))) Карты привязаны к телефону в профиле ))) Собрано 60,00руб )))

круто прокатились завидую

Слов нет..........!!!!!!!!!

autolover:
еще нужно люстру поставить и лебедки вкруг :)
багажник в последний момент поставили, не до люстр было. А лебедка впереди есть одна :) А назад нам ни к чему лебедка, нам тоьлко вперед всегда ))))))))))))

Осилил все!!!
Ну вы маньяки!!!!! Уважаю таких!
Мой отзыв: Nissan Sunny 2000

Суслика на фотке я нашел - он на границе насыпи и моста в верхней части у правой границы фотки.
Поездка конечно экстрим.
Получилось что когда ехал сам - гимора практически не было.
Я как-то очень лично отношусь к машине, мне бы машину было просто жалко.
была Mazda Tribute, 2.3, 4wd, 2007г, есть Ford Kuga, 2.5, Fwd, 2018

МСК
+5,РЕСПЕКТ!!!
...я тоже суслика не увидел...???

Сообщений: 2080
Все прочел! Без комментариев. Орден!!!
Когда не достигают желаемого – делают вид, что желали достигнутого.

Сообщений: 2080
а Наташе с семьей вообще два!!!
Когда не достигают желаемого – делают вид, что желали достигнутого.

А что карту СССР использовал при обозначении маршрута?

Супер!
Мечтаю о таком путешествии!

С-Петербург
Мега поездка.
Перевести на английский язык и опубликовать в США. Обогащение обеспечено.
Живу всегда настоящим.

Сургут ХМАО,Североуральск УРАЛ
Шевген ну ты красавец!!!

Молочина! Вообще супер интересная и авантюрная поездка! 5!
Toyota Wish ZNE 10 был, Toyota Wish ZGE25W есть
Мои отзывы: Toyota Wish 2010, Toyota Wish 2003

В этом году повторили ваш подвиг, сгоняли на мотоциклах в Ямбург, прочитав это, надо собираться на БАМ!!!!

Все-ж таки машину нужно б было понадежнее в такое путешествие. Зато сколько приключений, есть что вспомнить! Прочитал на одном дыхании.
Отчёт о поездке 2003 г. travel.drom.ru/28007

Молодца!

Сильно !!!!!!!!!!!!!!!

Сообщений: 20050
Брависимо
Abandoned places - i guess we know the score

Супер!
toyota crown 2.0-> nissan stagea 2.5-> mazda demio 1.3->subaru legasy 2,0->nissan presage 2,4

1518км М5. Искра.02rus
автор молодца!!! и отчет красивый и лёгкий читается на одном дыхании как будто сам с вами проехал!!!
Наташа баба с яйсами!!!! респект таким женщинам!!!!!
Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью.
V8 4.7L

Щёлково
Прочел. Спасибо. Честно сказать не смог понять зачем это было нужно, тем более одному когда есть жена.
Суслика я тоже нашел справа, чуть выше середины кадра, стоит на задних лапах.:-)

Блин. Про суслика такая тема... Он в самом центре кадра, но видимо смазался. Всамой середине одинокая зеленая веточка, так вот.. это он ее туда притащил и сам он рядом с ней сидит.

P.S. Я трезвым по баму ездил, а курить бросил прошлым летом :))))))))))))))))))))))))

Серьезная поездка!
Царь, просто Царь:)

прокуратор:
Так жена со мной даже в лес не ездит. Ей такие приключения не нравятся. А мне интересно. Я точно знаю, у нас есть много мест, в которых интересно побывать. И среди них есть и такие, где еще не все загажено.

P.S. За границей я пару раз-таки бывал и на нашем море тоже. Пока тоже не смог понять, чего туда все так рвутся.
То ли дело БАМ!!! Вот где красотень. А в Магадане я вообще как-то мало посмотрел, надо еще разок сгонять :)
TLC HJZ80 4.2 МКПП дизель в постройке под 38" TSL

Супер! Читал не отрываясь!
Мои отзывы: Toyota Camry 2012, Opel Astra 2008

Вот это поездка!!! Супер!
Прочитал все с огромным интересом.

"Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей."