|
Здравствуйте, дромовцы.
Краткий отчет о поездке в долину реки Чулышман я пишу для тех, кто впервые собирается форсировать перевал Кату-Ярык. Про перевал написано достаточно, но так как информации много не бывает, лучше еще раз узнать, что вас ждет.
На перевале я был три года назад на Toyota Allex — передний привод, поэтому спуститься вниз не рискнул, но мечтал. И когда мне предложили поехать на Чулышман в компании Mitsubishi Pajero, Honda CR-V и Nissan Sunny, с радостью согласился.
С собой нужно иметь три вещи: 1) веревку для подъема на перевал, 2) удочку для хариуса (на любителя), 3) денежки (если взять много, то не нужны веревка и удочка, и вообще ничего больше не нужно).
Выехали в 9 утра из Новокузнецка, а в 19 были в Акташе, где и переночевали в домиках за 350 руб. с человека.
Перевал Чике-Таман, один из них я.
Дорогу до села Акташ опишу одним словом — хайвэй.
Далее через Красные ворота, Улаган до села Балыктуюль — то асфальт, то гравийка. Далее, до перевала, — глина с щебенкой. Мы ехали под дождем, немного таскало, но терпимо, еле заметно.
Трек для Навитела из Акташа до Кату-Ярыка.
Спуск с перевала проходил также под дождем. На машинах с 15-дюймовыми и более колесами без проблем. У меня на пониженной передаче — L, Toyota Wish пыталась разогнаться до 60 км/ч. Так что тормоза перегреваются к середине спуска. Мы постояли 15 минут на площадке и поехали дальше. Машины с 13 и 14 дюймами спускаются, виляя между ямами. И, в принципе, тоже нормально. За мной шла Toyota Vitz, медленно и уверенно, если не смотреть на испуганное лицо водителя и перекошенное лицо пассажирки.
Внизу вас ждет резиденция местного хозяина Салавата. Там вам скажут, где и почем есть свободные домики, как, когда и за сколько, вы можете выехать обратно на прицепе у «шишиги», (если у вас нет веревки с внедорожником впереди). Мы брали с собой палатки, тенты, столы и стулья, матрацы, постельное белье, мангалы, еду и т.д. Ничего не пригодилось, кроме водки, гитары и спиннинга. Жили в домиках по 500 руб. с человека и 250 с детей, в кафе кормят вкусно и приемлемо по ценам, бани отличные, конные прогулки, а главное, горный воздух и сумасшедшей красоты природа.
Если решили жить в палатках на берегу Чулышмана, — без проблем, главное, чистота и порядок. Теперь про рыбалку. Хариус ловится средний (15-20 см), возможно, потому, что я не рыбак, а только учусь. Снасти нестандартные (два пенопластовых поплавка, между ними 1 метр перемета с мушками), продаются в киосках на перевале Чике-Таман.
Рыбу чистили от кишок, солили, а через час использовали как закуску к водке (пробовал в первый раз, — понравилось). Отдыхали стандартно — рыбалка, волейбол, воздушный змей, песни с гитарой у костра. Попытались запустить китайский фонарик, но сразу появились хозяева и запретили в целях пожарной безопасности. Зато у нас с собой был самолет-беспилотник, собственноручно изготовленный Сергеем, из нашей турбригады.
Он управляется по радио на расстоянии до 10 км. Выглядит управление так.
На нем было снято на видео полдолины Чулышмана в формате full hd, а также Кату-ярык и Каменные грибы. Если кого заинтересовало — пишите Сергею RA9UBD@MAIL.RU.
Грибы. Это просто чудо света. Впечатляет реально. Нужно проехать ~30 км от Салавата в сторону Телецкого озера, там будет переправа через реку, туда и обратно — 500 руб. за лодку. И далее два км в гору. С нами шли пятилетние дети, дошли легко, легче взрослых. Возможно, все дело в пиве? Рассказывать про грибы не буду, это надо видеть. Там же есть тропинка в сторону каскада Учар, но мы не пошли из-за детей. Не дойдут, наверняка. А это стоит свеч.
Про местных. Отношение к туристам на 5 с плюсом. Видимо, у Салавата от туризма реальные доходы, поэтому проблем нет. (Конечно, если не включать ТАГИЛ). Но так как доступ к Чулышману пока ограничен, Тагила не встречали.
Прожив три дня и две ночи, двинулись назад.
Подъем. Это самый интересный момент. Моя машина была обречена изначально. У «Виша» легкий перед и большой зад. При подъеме начинает буксовать и сползает назад. Первый участок проехал на «галстуке» за «паджериком». Легко, даже скучно. Дальше поехал сам. На третьем участке(всего их насчитал восемь), начал шлифовать и скатываться назад. Попробовал повторно — ни фига. Тут по рации посоветовали развернуться задом. Попробовал — выехал налегке. Как бы проверить первый подъем, может, тоже можно? Кстати, смотрел, как самостоятельно поднималась старенькая «шестерка». С разбегу без остановок, как танк. Заднеприводные и вэдовые рулят!
Таким перевал никто не видел.
Бензин. В Акташе залил полный бак, покатался по Чулышману и вернулся, истратив 1/3. Хватило на обратную дорогу до Сростков. Так что с канистрами не заморачивайтесь, и к тому же заправки есть в Улагане и Балактыюле, (правда, какие-то сомнительные), но на безптичье, как говорится, и жопа — соловей.
Ночевать остановились на кордоне Кур-Кечу. Перед Чикетаманским перевалом, не доезжая деревни Купчегень, есть поворот направо и реклама — Кордон. Место знатное. Там чистая питьевая река Большой Ильгумень впадает в Катунь. В наличии домики, аилы, беседки, туалеты, баня. Нет только общепита (не реклама, рекомендую).
На следующий день выехали обратно и вечером были дома.
В районе Сростков +- километры, стоят камеры. Спрятаны в кустах — не увидишь. Если появился свежий асфальт, значит, стоит временный знак «40». И почти наверняка через 2-3 км вы увидите колонну машин на обочине и вас пригласят для обилечивания на 1 000 руб. Я недостаточно хорошо соблюдал дистанцию, и когда впереди идущий начал резко тормозить, я прижался к нему на метр. Поэтому камера не чикнула мой номер. В итоге сэкономил рубль!
Засим прощаюсь, если кого морально поддержал, то давайте вперед и без сомнений.
Сергей.