|
Итак, я начинаю повествование нашего (это я, мой сын и внук) путешествия по маршруту: Хабаровск—Киев—Москва—Тверь—Хабаровск. Автомобиль Nissan Elgrand, 1997 года выпуска, дизель, QD — 32. 4WD (очень хорошая, удобная, надежная, комфортабельная, неприхотливая машина).
Начало движения — 6 часов 25 минут 03.06.2012г., прибытие в Хабаровск 06.07.2012года в 19.00.
Начали мы готовиться сначала морально за год до поездки, а затем, как «созрели» для этого, примерно за полгода до начала путешествия начали вплотную готовиться и материально, и физически. Для подготовки к путешествию большая часть информации была взята с замечательного сайта Drom.ru.
Сначала осуществили подготовку нашего автомобиля и всех приборов и принадлежностей. А именно:
Планировали одну ночь проводить на природе, а одну ночь — в гостинице, но дорога показала, что в машине или палатке ночевать нереально. За день езды по нашим дорогам устаешь так, что вечером хочется принять душ и вытянуться на нормальной постели. Поэтому мы все время, за исключением двух случаев, ночевали в гостинице.
Табориться где-то в лесу или на речке, как мы предполагали, опасно из-за рэкета местных (были случаи) и неудобно из-за оводов, комаров и другой нечисти.
В ходе движения выработали определенный план движения: начало движения в 7:00-8:00 и конец движения 20:00-21:00. Позже уже можно не найти места в гостинице или мотеле. Назад мы уже практиковали заказывать номера в гостиницах за сутки по телефону. Благо, когда ехали на запад, запаслись номерами телефонов тех или иных мотелей, турбаз или искали по Интернету.
Если бы было больше времени, а нас ограничивал отпуск сына, можно было ехать немного медленнее. Мы ехали на запад в день в среднем 950-1050 км. на восток 850-950 км. Поэтому на организацию ночевки на природе просто не было времени.
Вообще лучше в такое путешествие ехать минимум на два месяца, а то и на три (встречали мы таких). Тогда можно больше посетить городов, достопримечательностей и т. д. А у нас было времени в обрез, тем более ехали в первый раз, много чего видели и узнавали впервые, много было нового, неизведанного и неизвестного. А еще мы не знали, как перейдем границу с Украиной, а хотелось побыть там побольше, проведать всех родственников и т. д.
А теперь о самой поездке.
Начну с самого главного — это дороги. Так и хочется запеть: «Эх, дороги, пыль да…» ямы, колдобины, объезды, ремонты, ямы, ямы, ямы. На мой взгляд, известное изречение: «Две беды…» — актуально сейчас как, никогда. Потому что другой век, другие виды транспорта, другие скорости, а два «Д» так и остались. Это не популизм, это реальность. Кто хотя бы один раз проедет по главной автомобильной артерии страны, тот меня поймет, и тому еще долго будут сниться эти дороги с их ямами, объездами, знаками ограничения скорости, предупреждениями о неровностях или вообще без таковых, но впереди — яма. И вот летишь на авось и молишься, чтобы подвеска не подвела, и, слава Богу, нет встречной.
Складывается впечатление, что, когда строят дорогу или ремонтируют, то на знаки тратится столько же денег, как и на саму дорогу. Так не лучше ли эти деньги потратить на саму дорогу, и знаки не надо было бы ставить. На мой взгляд, невообразимо пустая трата денег.
А всевозможные плакаты и указатели «Прибрежная защитная полоса» и рядом с ним стоят щиты размерами больше «Камаза», хотя там и ручья то не видно и подойти к нему невозможно, а тем более подъехать. Сколько на них потрачено денег! А дороги как не было, так и нет.
Самые отвратительные дороги — это Забайкальский край, от Читы и далее на Запад, Иркутская область, Бурятия, Челябинская область, Курганская, Самарская область (особенно Тольятти, Жигулевск), Пензенская область, получше, в Новосибирской, Омской области и в республиках Башкотарстан, Татарстан, Чувашии, но там везде стоят знаки ограничения скорости (70), обгон запрещен и рядом камеры, выездные посты ДПС.
Вообще это нонсенс, я насчет знаков ограничения скорости. Законом установлена скорость движения за городом 90 км/час, кто имеет право его менять? Оказывается, у нас в стране всё возможно, решил местный начальник, быть посему, и ставит везде 70 км/час. А где контролирующие, инспектирующие и надзорные органы? Они (начальники) ездят с мигалками и охраной и скорость у них далеко не 70 км/час, а значительно больше. Им можно?
А вот еще одна ситуация: представьте себе, идет колонна из дальнобойщиков, за ними идут машины поменьше и начинаются обгоны. А навстречу тоже такая же колонна, а дорога-то еще «советская». Как тут без нарушений? Никак. А если вдруг эта колонна догоняет КамАЗ, ЗиЛ, ГАЗ, т.е. советский «ТАЗОПРОМ» и все — стопор! А ехать-то надо. Ну, как тут без нарушений?
В общем, нет у нас нормальных дорог от Москвы до самых до окраин. Царь-батюшка построил Транссиб, Советская власть проложила воздушный путь, а мы до сих пор не можем сделать одну единственную дорогу с Запада на Восток нашей страны и обратно. А ведь надо согласиться с тем, что автоперевозки в стране набирают обороты. Это дешевле и выгоднее, чем по железной дороге. Груз взял во дворе и привез во двор.
И вот третья беда — это отечественный автопром. Их нельзя выпускать на большую дорогу. А если на этом «автопроме» сидят дураки, которые специально не дают обогнать его, то это вообще конец. За все время пути уяснили, что самые тупые и самоуверенные водители в республиках. Они не имеют понятия о правилах дорожного движения, они ездят как хотят, думая, что они хозяева, подрезают, обгоняют, идя лоб в лоб, выезжают с второстепенной дороги, не убедившись в безопасности своего маневра, что создаёт аварийные ситуации. Сколько раз приходилось экстренно тормозить и пропускать «урода», который идет на обгон лоб в лоб. Кстати, это надо учесть тем, кто собирается в дальнюю поездку по стране, и быть готовым к такому повороту событий. Хамство на дороге — это бич.
Ну, и еще одна беда — это наша доблестная полиция. Я за всю дорогу не увидел нигде, чтобы хотя бы один полицейский стоял на опасных участках дороги, объездах, при авариях и регулировал движение, наоборот спрячутся в кусты и ждут, когда кто-то нарушит. Или в местах, где случилось ДТП, стоят и руками машут куда ехать, да так, что сами провоцируют новое ДТП. Это просто какие-то неучи в форме офицера, которые знают лишь одно, как оштрафовать водителя. Сейчас мне рисуется образ «ДПСника» не с жезлом в руке на дороге, а с камерой в кустах и потом бегущего, сломя голову, наперерез напарника и далее — все понятно... Но, к великой радости, встречаются еще и порядочные полицейские, но их очень и очень мало. Я за то, чтобы вернуть СТАРШИНУ и он отрегулирует так, что залюбуешься.
Теперь о заправках. По всей стране, где мы проехали и заправлялись, наиболее качественное топливо — это «Роснефть», «Газпром» и «Лукоил» (дорогой, но качественный). И то, желательно заправляться возле больших городов, где есть хоть какой-то контроль. А на остальных АЗС, местных и подозрительных, где топливо дешевле на 3-5 рублей, постарайтесь не заправляться. Качество — дрянь, топливо вылетает в трубу, расход увеличивается.
Самое дорогое топливо на «нашем» любимом НК «Альянс». Меньше 30 рублей за литр нигде не было, а качество не поддается критике. Я все время заправлялся в Хабаровске и при поездках в Приморье, да и в Амурскую область только на НК «Альянсе», сейчас я изменил свое мнение. Это просто обман на тех АЗС этой фирмы, которые находятся в Забайкальском крае, Амурской области, ЕАО и особенно, которые находятся на трассе. Очевидно, что там нет никакого контроля. Поэтому мой вам совет, кто собирается в поездку, заправляться только на тех АЗС, где заправляются дальнобойщики. Кроме того, необходимо иметь в машине 10-20 литров «НЗ», т.к. часто бывает, что нет света, пересменка, слив топлива и др. непредвиденные обстоятельства. Еще на этих заправках («Роснефть», «Газпром», «Лукоил») можно рассчитываться карточкой, что очень удобно в дальней дороге. Но еще одна проблема — это по всей трассе нигде нет банкоматов, кроме городов, в которые не всегда есть время и возможность заехать.
Ну, кажется, все сказал, чем хотелось поделиться с вами, будущими путешественниками.
А теперь хочу обратиться с такими пожеланиями к:
Автолюбителям. Наберитесь терпения, выдержки и уважения, прежде всего к себе, а потом к другим участникам движения — вашим попутчикам и наоборот. Не проявляйте агрессии и хамства в отношении вышеназванных. Помните, что на дороге все правы и на «Мерсах», и на «Крузерах», и на «Калинах», и на «Приорах», и на фурах, и на «тазиках», и на др. средствах передвижения. Везде за рулем сидит такой же человек, как и вы. Не забывайте, что большегрузную машину остановить очень тяжело, особенно в критических ситуациях, поэтому не создавайте их. Научитесь уступать, благодарить и помогать друг другу, а не показывать свой норов и какой у меня автомобиль (лучше, чем у других). Это детство, а детство — это несерьезно и приводит к ДТП, и, слава Богу, если без жертв.
Приходилось видеть людей, которые только что ехали в комфортабельном автомобиле и … уже стоят с поникшими головами. И всего-то из-за того, что кто-то кому-то не уступил дорогу. Обидно, если не более. Помните, мы все одинаковы в жизни, а в гробу тем более. Не торопитесь туда!
Дальнобойщикам. Вы, уважаемые «трудяги» на «большой» дороге, вы перевозите очень важные грузы и не очень, но все они нужны нам, жителям того или иного региона. Ваш труд тяжел, никем не изучен, но он нужен. Вам приходится терпеть и условия наших дорог, и порой, отсутствие нормального быта, и хамство лихачей, и, в основном, вы справляетесь с этими трудностями и с честью выходите из сложных ситуаций. Вы много помогаете другим участникам движения. Спасибо вам за это. Но и среди вашего брата я встречал «хамов», пьяных за рулем, тех, которые создавали аварийные ситуации и только потому, что в нас вы видите» «чайников». Это неправильно. Да, много «чайников», и дураков не меньше, я уже об этом писал. Но вы же профессионалы (по крайней мере, вы себя таковыми считаете), вы не должны поддаваться на авантюру вышеназванных, а наоборот помогать. Вам же с вашей высоты кабины намного виднее, чем тем, кто едет в «легковушке». Ведь за вами ехать тоже не очень приятно, особенно, когда ваш полуприцеп по той или иной причине соскакивает с асфальта и в «лоб» сзади идущего летят камни. Ведь нетрудно, если видишь опасность впереди — поморгай «левым», если свободно — «правым», и «чайники» скажут вам только спасибо.
Отдельно хочу сказать об эфире, я имею ввиду — рацию. Вы этот канал не купили и не приватизировали, по нему можно передавать только информацию (или получать ее) для обеспечения безопасности движения. А что позволяют некоторые из вас. Это ужас. За столько дней пути я наслушался всего со всеми подробностями и без единого слова на русском языке (ну кроме Колян, Витек и др.) Это же кошмар. Ведь с вами в кабине зачастую едут ваши жены и дети. Со мной был внук, и поверьте, мне было стыдно перед ним за вас.
На месте министра связи я бы устроил экзамены на право пользоваться государственным эфиром. Если выделили канал, так значит надо учить людей им пользоваться.
И, последнее, я, как гражданин нашей Великой, необъятной Родины обращаюсь к вам, ко всем государственным мужам: нельзя так относиться к своему народу, к своей территории, дорогам и др. инфраструктурам Мы такие же люди, как и вы, и так же хотим ездить и летать, и плавать, и жить как вы. Та единственная автодорога, которая связывает Запад нашей страны с Востоком — это не дорога, это направление. Чтобы проехать от Хабаровска до Москвы, просто путешествуя, надо набраться не только оптимизма, но и силы воли, терпения и еще раз терпения.
Вы бы собрались вчетвером (представитель администрации Президента РФ, представитель правительства РФ, один из сенаторов, и один из депутатов Государственной Думы РФ), сели бы в автомобиль (и не обязательно для этого готовить желтую «Ладу-Калину» в сопровождении эскорта по земле и по воздуху), а сесть в автомобиль попроще — черный «Мерседес» или «Ленд-Крузер», — благо их можно посылать без эскорта и проехали бы по очереди за рулем без водителя от Москвы до Владивостока и назад. И потом бы вы рассказали о многом.
О том, как Вас обманывают ваши подчиненные по строительству и ремонту дорог, как они вчера проложили дорогу, заасфальтировали, чтобы проехала желтая машина и как сегодня этот асфальт содран на очень больших участках и все делается по новой, и, я так думаю, что не за свой счет, а за счет налогоплательщиков.
Огромными усилиями построена дорога Чита—Хабаровск. Сколько лет ее строили, сколько лет мы ездили по бездорожью, (лично я ездил 25 лет по этому бездорожью в надежде, что когда-нибудь я проеду по асфальту). А ведь сбылось, положили хороший асфальт, но если вы поедете по этой дороге, то вы поймете, куда ушли народные деньги. Сегодня это уже километры взломанного асфальта, это ямы и провалы особенно в ЕАО, Амурской области и перед Читой! Это тысячи знаков «70», «50» и «неровная дорога». Сколько денег ушло на эти знаки, а сколько еще уйдет на восстановление. Ну почему это возможно в нашей стране, почему никто не несет ответственности за брак, который стоит миллионы наших народных денег? Где эти министры, директора, главные и не очень инженеры, мастера и прорабы? Почему это сходит с рук?
Я где-то читал, что когда строился Транссиб, то один из инженеров отступил от проекта и загубил какой-то участок этой дороги. Так, высочайшим повелением, он был повешен на этом участке. Не знаю, правда это или нет, но я это читал.
Я не призываю к установке виселиц на этой или другой дороге. Я предлагаю установить «позорные столбы» с именем тех должностных лиц, которые их строили. И пусть читают дети, внуки, соседи, знакомые и т.д. какой он «профессионал». В назидание потомкам.
И о том, что в некоторых довольно-таки больших промежутках нет телефонной связи. И о том, чтобы проехать эти 10 тыс. км, невозможно не нарушить правила ДД из-за чехарды с разметкой, знаками, указателями населенных пунктов и расстояний до них, ям, объездов и др.
И о том, что порой негде остановиться по нужде, а если и есть площадки отдыха, то они все загажены, а о туалетах и речи быть не может. А ведь есть же службы, которые должны все это содержать. Вот и приходится на обочине, отворачиваясь от встречных и попутных машин… А что делать?
И о том, что те участки, где есть объезды, грейдеры вообще не бывают, эти дороги разбиты, пыль, грязь и т.д., а машину помыть негде. Везде стоят плакаты, «Прибрежная зона». Да что там машину помыть, самому умыться негде.
И о том, что где дороги проходят через населенные пункты — они избиты «донельзя». Их латают непрофессионально, с лопатой в руках и этого хватает до первого дождя.
И о том, что мэры больших городов и главы администраций, небольших ну просто ничего не делают с дорогами, которые проходят по их территории.
И о том, что есть «подозрительные» АЗС с якобы низкими ценами. Кто их содержит, где они берут топливо и платят ли они налоги вообще?
И о том, что совершить нормальное путешествие, соблюдая скорость 90 км/ч., — просто нереально. Не пора ли уже убрать это ограничение. Ведь оно было придумано, Бог его знает когда, для «Газиков», «Зилов» и т.д. Сейчас это неактуально. Это только кормушка для ДПС. Ведь вы же не ездите со скоростью 90 км/ч., а значительно быстрее и в сопровождении той же ДПС, а мы получаем штрафы от них. Разница. Ну, невозможно обогнать «дальнебойщика», идущего со скоростью 90/95 км/час, не набрав скорость 120-125 км/час. А ехать за ним! — ну вот и попробуйте.
Так зачем эти ограничения, если мы все равно их не соблюдаем. Поэтому у нас законы и не действуют, потому, что одним можно нарушать, а другим «Зась».
Так может быть, вообще отменить ПДД и убрать ДПС, ведь все равно пользы нет, и лучше не становится. А может быть, все-таки, построить эту главную автомобильную артерию страны такую, чтобы не хотелось ничего нарушать? Ведь, наша страна это не только Москва и Санкт-Петербург. Тогда и поедут наши соотечественники (особенно пенсионеры) и на Байкал, и в Новосибирск, и в Казань и на Алтай и т.д.
Да, этой четверке желательно сохранить инкогнито, без корреспондентов, без охраны, без сопровождения, чтобы губернаторы и мэры не знали об этой поездке. Только тогда вы увидите правду, только тогда вы узнаете, как вас обманывают ваши подчиненные на местах, как «втирают очки». А там, где обман и очковтирательство, там воровство и коррупция.
До тех пор, пока Вы, государственные мужи, будете позволять себя обманывать, до этих пор будет в стране воровство, коррупция, чехарда, бедность и нищета.
Но я думаю, что таких смельчаков, пожертвовавших своим отпуском, среди наших избранников не найдется. Да и, вообще, найдется хотя бы один из них, кто прочитает этот опус. А очень хотелось бы.
А нам простым людям и пенсионерам хочется сесть в комфортабельный автомобиль и проехать по всей нашей необъятной Родине с гордостью в душе, что наша Родина, могучая, большая, богатая и щедрая.
Ремарка:
На подъезде к Слюдянке мы догнали колонну французов из 22 комфортабельных, подготовленных к самой сложной дороге автобусов. Это был пробег: Париж—Киев—Москва—Нижний Новгород—Иркутск—Улан-Уде—Улан-Батор—Пекин и далее по югу в Турцию. Все пенсионеры по 2 человека в автобусе.
Я пытался на одной из заправок спросить у них впечатления о нашей стране, но эти двое пенсионеров-французов всячески уходили от общения, держа в руке связку ключей от всех лючков и дверей своего (мне бы такой) автобуса. И я понял, что у них нечего сказать, и они всего боятся. Очевидно, уже их напугали (это мое мнение). Да Бог с ними.
Я о другом. У них пенсионеры совершают такой пробег на комфортабельных, приспособленных для этого машинах. А наши российские пенсионеры…
Еще одна информация для тех, кто решится на такое путешествие. В Интернете есть много историй маршрутов, описанных очень добросовестными людьми, с указанием кафе, АЗС, шиномонтажек, постов ДПС и ночевок. Особенно ценные таблицы от Хабаровска до Читы и от Хабаровска до Новосибирска. Мы ими пользовались и благодарим тех, кто их составил.
В свою очередь я тоже хочу поделиться и порекомендовать те гостиницы, мотели, кафе, в которых мы побывали и, которые заслуживают внимания. На Запад:
В Украине от Харькова до Киева сервис еще не развит, Есть кафе, рестораны, шинки, но пока уровень, наших 90-х-2000-х. С гостиницами туго, а то, что предлагается, то это отдых на 2-3 часа.
Путь из Твери в Хабаровск:
Конечно, все кафе, гостиницы, мотели и столовые по трассе описать невозможно. Здесь описаны только те, которые, на мой взгляд, заслуживают внимания и в которых мы побывали.
Некоторые цифры:
Желаем Вам удачи на дорогах нашей страны.
Дополнение от 10.07.2013: ответы на комментарии от автора рассказа
Я рад, что не оставил равнодушных и поэтому благодарен всем: и тем, кто понял меня, и тем, кто меня не понял.
Я не преследовал цель кого-нибудь обидеть и оскорбить.
Я написал только то, что видел. Да, много негатива и я на нем остановился больше, чем хотелось бы. Но так хотелось это довести до вас - будущих путешественников, чтобы вы были готовы к тому, что вас ожидает в пути.
Да, можно было одеть «розовые очки» и сказать: «не смотря на..., но мы все преодолели». Я решил по-другому. Кто думает иначе - напишите о своем путешествии, и мне будет интересно почитать.
С фотографиями вышло тоже не очень. Ко всему надо готовиться серьезно. Очевидно, стоит продумать возможность съемки из автомобиля на видео, тогда можно все это запечатлеть, фотоаппаратом на ходу сложно.
А теперь о положительном:
Путешествие на автомобиле нельзя сравнить с поездкой на поезде и, тем более, на самолете.
Это особое ощущение свободы, независимости и того, что куда захотел, туда и поехал, где захотел - там и остановился, ну и т.д.
Кто не ездил - езжайте, не пожалеете.
Мы планируем поехать еще раз на следующий год, но уже месяца на три.
Скучно ехать по Амурской области, Забайкальскому краю. Дорога идет среди тайги, марей и степей. Населенных пунктов очень мало, да и те в стороне от дороги. Но положительно то, что почти везде можно съехать с дороги к речке или в лесок. И то, что мало «дальнобойщиков». Но зато большие участки в ремонте. Кафэшки есть, где лучше, где хуже, но терпимо. Заправки на больших расстояниях друг от друга, и в основном НК «Альянс» - самые дорогие.
Природа - просто прелесть, много речек, но и много оводов и горелой тайги.
В конце первого дня заехали в г. Сковородино, ( основан в 1908 году. Амурская область). Посетили моего старого товарища, гурана, Степана Ильича (почетный гражданин города), переночевали у него дома, который стоит под сопкой на берегу реки Б. Невер. Вспомнили о наших «подвигах» на охоте и рыбалке (последний раз я был в Сковородино в 1986г.)
Благодаря нефтепроводу город расстроился, но дорог как не было, так и нет. В центре города появился памятник первому паровозу.
Дальше до Читы (основана в1653 году). Справа и слева горельники, отдохнули на реке Черной и в путь, дорога хорошая, машин мало, а оводов много.
За Читой гостиница «Ковчег». Прилично.
От Читы до озера Байкал дорога местами нормальная, местами очень плохая, вдали горы то слева от дороги, то справа. Машин очень мало, уныло, пусто. Проехали р. Ингоду, Блудную, Пьяную (такие названия).
К концу дня случайно обнаружили баннер со стрелкой «Заимка на берегу Байкала». Заехали, остановились, искупались в озере; увидели эту красоту, и так стало приятно, что мы это увидели и прикоснулись к этой гордости нашей страны - к воде озера Байкал. Наслушались от местных много легенд, попробовали омуля ( по мне, наша дальневосточная селедка лучше), но на вкус и цвет...
На обратном пути опять сюда заехали (созвонились по телефону и заказали домик), но уже на сутки: порыбачили, отдохнули на озере, воспользовались баней, а после нее - в оз. Байкал. Вода холодная. Отдых получился. Один недостаток - Транссиб - через каждые 10-12 минут проходит поезд. Но закат и восход на озере - это надо видеть, очень красиво. Когда озеро засыпает - становится спокойным и потом утром просыпается, и вода начинает волноваться.
Чтобы познать всё, на озеро надо приезжать дня на 4-5, чтобы и поплавать на лодке и порыбачить по-настоящему, и отдохнуть не спеша.
Далее Иркутск (1661 г.), но мы не заехали, а свернули на Новосибирск. На обратном пути мы Иркутск, проехали по объездной дороге, приличная дорога. Ангарск остался в стороне, но само слово Ангара навевает романтику 70-80-х годов и вспоминаешь песню со словами : «...а река бежит, зовет куда-то, плывут сибирские девчата по Ангаре...». Кто помнит, тот меня поймет. Так хочется там побывать...
Проезжая Усолье-Сибирское, наберитесь терпения. Все дороги забиты, везде пробки.
Справа и слева луга и поля, съехать некуда.
После Иркутска опять степи, дорога «советская», но природа - чудо. Склоны сопок вспаханы, пасутся стада коней и коров.
Ночевали в кемпинге «У Петра» (608 км от Иркутска). Это прямо в тайге. Есть все. Природа - радует глаз, гуляли допоздна. А какие там драники - это просто чудо, да и другие блюда хорошие.
Чем дальше едешь, тем больше всё преображается: деревья все высокие, стройные, особенно лиственницы - просто свечи.
А река Бирюса - эту красоту описать трудно. Нужен талант поэта или писателя. (Там, где речка, речка Бирюса... там ждет меня таежная, тревожная краса).
Но после этого Канск (1636г.) - жаль его нельзя объехать, на въезде перед мостом, через реку Канн, стоит красивый и величественный, ухоженный памятник В.И. Ленину. За всю дорогу, наверное, единственный памятник, такой. Хотя, нет, в Украине есть г. Корсунь-Шевченковский. Так там, в центре, стоит фундаментальный и тоже величественный памятник вождю пролетариата.
После Канска дорога хорошая, вдоль - в основном, береза, а перед Енисеем появились остроконечные ели - очень красиво. О таких надо только петь.
Далее величественный Енисей. Он не такой широкий, как думалось, но это река.
Ачинск объехать невозможно, а в городе очень тяжело. Набирайтесь терпения и включайте кондиционер, если был ранее выключен. Вообще, те города, где нет объездной дороги, лучше преодолевать не в часы пик. Заехали на ночевку, на заимку «У Пасеки», о ней я уже писал.
Новосибирск (1893 г.), проехали мимо, хотя очень хотелось побывать. Но это на следующий раз. Вспомнили песню «Хороши вечера на Оби», даже спели с внуком. Это, когда переезжали Обь. Большая река, но Амур больше. То же можно сказать об Иртыше.
В Омске (1716 г.) были, там меняли масло, фильтры. Ценник радует, почти в два раза дешевле, чем в Хабаровске. Очень неплохие сервисы. Сам город - как все наши города. И многоэтажки панельные, и частный сектор, и разбитые дороги, и пробки, а вот объездная - отличная.
В Омске иномарок процентов 15-20, не так много, но есть. Больше японских. За Омском - на Курган (1679 г.)- много иномарок, движущихся в западном направлении. А оводов еще больше, думали на природе пообедать, но это нереально. Поэтому обедали в современной столовой «Зауральский тракт». Здесь все работает круглосуточно, уровень высокий, прилично.
От Омска до Челябинска (1736 г.) ничего примечательного, все серо и как-то обыденно. Очень много комаров, оводов и мокреца.
Уральские горы - это, конечно, красиво, особенно на подъезде, спуск тяжелый, дорога неплохая, но везде ремонт и поэтому пробки.
Природа характерная для средней полосы: сосна, береза. Вообще березу можно считать символом России. Она везде, и ведь она украшает местность.
Вдоль дороги на подъеме и спуске стоят палатки, киоски, кафэшки, шашлычные, столовые. Продают, что хочешь, сувениры на любой вкус, самовары, самогонные аппараты, ножи и т.д. Но все, в основном, ширпотреб...
Далее все внимание дороге, потому что движение в обе стороны - идут колонны. Разглядывать некогда.
Но вот заехали в Башкирию и, как будто, в другую страну попали.
Дома все светлые, заборы целые, покрашенные, крыши разноцветные, окна чистые, улицы более-менее чистые, слоняющихся нет, и самое главное, мы не видели бичей и людей в китайских шароварах и тапочках.
То же в Татарстане и Чувашии.
На дорогах камеры, превышение нежелательно. У некоторых камер дежурят «гаишники».
Но местные водители непредсказуемы, такое впечатление, что они специально провоцируют. Но мы не поддавались на провокации. Тише едешь - дальше будешь.
В Самарской области сильный боковой ветер, обгон опасен. Дороги очень плохие. А в Тольятти и Жигулевске дорог вообще нет - одни ямы. Машин (я имею ввиду, вазовских) очень много, они там не ездят, а летают, только и слышно их жужжание, и стук колес о ямы, - проехали с трудом.
За Волгой уже гостиницы лучше. Мы остановились в отеле «Итиль» - это уровень, даже есть кондиционеры. И вообще - все на высоте. Оказалось, что здесь время московское - для нас это было неожиданным.
Пенза (1663 г.) - дорог тоже нет, объездная убита, дальнобойщики ругаются, в общем, не впечатляет.
Тамбовская область тоже с дорогами проблема. Ничего примечательного.
И далее Воронежская область, г. Бутурлиновка, там живут наши друзья. Конечно, созвонились, встретили нас на трассе. Была и радость, и слезы радости - ведь не виделись 20 лет. Была у них когда-то дочурка Юляшка, а стала красавицей Юлией, да и мы не помолодели.
Была ночь воспоминаний, а потом друзья повезли нас в Шипов лес, где растут идеальные дубы. Что это такое? Это дерево, на котором от корня до макушки нет ни одной ветки, ни одного сучка. Это просто выточенное дерево, это идеальный дуб. Природа специально создала их для того, чтобы можно было Петру I строить корабли, боты и т.д. Там даже деревни, начиная от Шипова леса, имеют своеобразные названия: Гвазда (от слова гвоздь), где ковались гвозди для кораблей, Клеповка (от слова клепать) и т. д. по реке Осередь, по которой эти корабли сплавлялись и достраивались, пока река не впадала в Дон.
Воронеж (1586 г.) - как и Хабаровск, только больше. В центре более-менее, а окраины... Понравилась привокзальная площадь, величественная с красивым памятником генералу Черняховскому, красивое само здание вокзала, красивая набережная с адмиралтийским шпилем и часовней, где освящали Петровский флот.
Были и на улице генерала Лизюкова, где стоит памятник Коту и Вороне.
А на обратном пути мы опять заезжали в Бутурлиновку к Виктору. Нас повезли на Дон, так он действительно тихий, спокойный, медленный, течет среди белых гор и берегов, покрытых густой растительностью. Плыли мы на прогулочном катере верх и потом вниз по течению, вокруг сновали лодки, катера, прогулочные катамаранчики, сидели рыбаки. В местах отдыха и стоянок - как и везде в России... (без подробностей)
На третий день мы уехали в Украину, переход прошли за 30 минут, перед этим купили страховку, другие «лейбы» - там это на каждом шагу. Нам повезло - не смотрели, не досматривали. Поменяли деньги. Нам предложили гостиницу в Харькове (1654 г.), но мы так торопились, что это проигнорировали, а зря.
Далее по трассе, все гостиницы уже были заняты строителями магистрали Харьков-Киев, мест нет, Кафэшки все или переполнены или закрыты. Поэтому после короткой ночевки в машине, поехали в Киев, дорога отличная.
Далее Борисполь, Киев (882 г.) - это красиво, древняя Русь по берегам Днепра. Да и сам Днепр впечатляет - вспомнили и Т.Г. Шевченко и Н.В.Гоголя, и Ю.Гуляева с песней «Снова цветут каштаны, хвыля днепровская бьет», и Д.Гнатюка с песней про «Рушник» и др. Кстати, Киеву 1130 лет, а Хабаровску - 155. Есть разница, хотя и Хабаровск воспет в песнях. Заехали к родственникам в Ирпень, а затем в Корсунь-Шевченковский (1032 г.) - на малую родину.
Проехали много по Украине и нигде мы не видели работников «ДАИ» - может потому что, не нарушали? Не было нигде ни камер, ни патрулей.
В Украине, на малой родине, конечно, встречались с родственниками и одноклассниками, и с учителями (кто еще жив). Время провели хорошо, и пролетело быстро. Были неоднократно на нашей речке Рось, где прошло мое детство и юношество. Было много клубники, черешни и т.д. На рынке (базаре) есть все: живая рыба - и карась, и карп, и толстолоб, и свежее мясо, и сало, и овощи, и фрукты. Все продукты только местные или заморские, но не китайские.
В магазинах, есть все, а в промтоварных - все тот же Китай, правда, здесь они говорят, что это товар из Одессы.
Цены на многие товары и продукты намного ниже, чем у нас. Водку в магазинах берут редко, пьют в основном свою. Кстати, цены на бензин и ДТ значительно выше, чем у нас, 1литр ДТ - 40 руб.
В общем, неделя пролетела быстро и в обратный путь, но уже через Черкассы (1660 г.) и т.д. Нас повел навигатор так, что мы были не рады, лучше бы поехали через Киев. Немного дальше (до Харькова), но зато дороги лучше. А по этой трассе, пока не выехали на магистраль - все убито, разбито.
Проехали р. Хорол (как тут не вспомнить Н. Гоголя - «не тот теперь Миргород, Хорол - речка не та...»). Речка действительно вся в камышах.
Проехали поворот на Диканьку и вспомнили «Вечера на хуторе близ Диканьки» - это мы с сыном, а внук пока ещё не читал Гоголя и не смотрел фильм.
Обедали в ресторане «Полтава». Решили попробовать полтавские галушки - ожидали лучше. Порция 4-5 шт. - 40 гривен. Но зал, где мы обедали, впечатляет: на стенах портреты всех гетманов с кратким описанием их подвигов и дат правления.
Границу (Гоптеевка) прошли еще быстрее, чем туда - без проблем.
Поехали по маршруту Белгород (1596 г.) - красивый город, чистый. Великомихайловка, где находится музей 1-й Конной Армии Н.Оскол, Острогожск, и Бутурлиновка. Опять встреча, но я уже об этом писал. После отдыха - выезд в Тверь, к сватам.
Путь из Бутурлиновки до Москвы прошли на одном дыхании. Днем проехали Куликово поле, но заехать не смогли, не было времени. Оставили на следующий раз.
До МКАД отличная дорога. Река Ока большая, красивая, нам показалась больше, чем река Дон.
О Москве ничего не пишу - Москва есть Москва. Познали «прелести» езды по МКАД. От Москвы до Твери 150 км ехали 4 часа, а от Бутурлиновки до Москвы 700 км - ехали 9 часов.
Надо было ехать по М 7 на Владимир, Сергиев Посад, Кимры, Тверь, т. е. окольными путями, но кто знал? Кстати, по этому пути много дальнобойщиков, тоже обходят МКАД. Этим путем мы ехали из Твери. Дороги неплохие, пока не разбитые, но мало заправок.
О Твери отдельно, городу 878 лет. Нам город понравился, особенно его исторические места, например, набережная Афанасия Никитина, потому что он проходил через Тверь далее на Нижний Новгород. Да и другие памятники примечательны. Волга, которая течет через город пока небольшая, ведь Тверская область ее исток.
Остальное все, как и в Хабаровске. Едем по одной из центральных улиц и на асфальте написано белой краской: ЯМА,- все ее объезжают. Подумали, что так и надо, а оказывается, что это местные активисты борются с администрацией города, за то, чтобы дороги были лучше. Вообщем все та же беда.
Далее река Клязьма, Гороховец по объездной, опять Ока и везде памятники: на постаментах танки, самоходные орудия, пушки... Едешь и душа болит - сколько здесь полегло наших соотечественников, сколько погибло молодых людей?..
Отвернули на Казань (1605 г.) и вечером заехали в Чувашию, ночевали в мотеле «Талгар» - хорошее место. Все здесь есть с обеих сторон дороги. И номера хорошие, и отношение доброе.
На следующий день Чебоксары, Татарстан - по дороге продаются пуховые платки, шали, носки, пояса из собачьей шерсти и другие хорошие вещи. Кое-что купили своим женам.
Потом красивая речка Вятка, большая Кама и знаменитые Набережные Челны и опять Башкирия. За Уфой гостиница «Серебряный рожок» (200 м от дороги). Есть и другие вдоль дороги, но после 20.00 все занято. Остались места только в «Рожке» - дорого, но все есть, даже рыбалка.
В Башкирии везде продается мед, но это надо видеть и пробовать.
Обратный путь был не менее интересный. Подгадывали так, чтобы заезжать в уже знакомые места.
Впечатление от поездки очень хорошее, я имею ввиду познавательную сторону. Романтика - это слово хорошо известно поколениям 60-х - 80-х годов. Она воспета в песнях прошлого столетия. Как тут не вспомнить поэта Николая Добронравова и композитора А. Пахмутову, которые воспели нашу страну от Камчатки (поселок Рыбачий) в песне о подводной лодке, которая из глубины идет домой - и до Москвы. Проезжая водные артерии страны, вспоминаешь все их песни, да и других композиторов и поэтов.
И утверждаешься в том, что наша Россия - это не от Волги и до Енисея, а много больше и интереснее.
Очень интересен вопрос из Москвы: «а при прежней власти проехали бы вообще?».
При прежней власти можно было проехать, но с большим трудом. Мне удалось проехать на машине и большую часть Украины, и Калининградскую область, и Московскую область. Далее уже от Могочи, (Забайкалье), Сковородино (Ам.) по бездорожью, по зимнику до Благовещенска и обратно, Хабаровский край, Приморский край, весь Сахалин и Камчатку, Магадан (430км по Колымской трассе), но это были поездки на Уаз-469, Газ-24, Ваз-2106. Тоже впечатляло.
Но через всю Россию я бы на этих машинах не поехал.
Но один мой земляк все-таки проехал от Тольятти до Петропавловска Камчатского на Ваз-2103 в 70-е годы, где по дорогам, где по железной дороге, где на паромах и просто на листах железа за трактором. После этого он мне сказал, что больше он в такую поездку не поедет никогда и ни за какие деньги.
Такие поездки возможны только на нормальных машинах и хотя бы при тех условиях инфраструктуры, которая есть на настоящий момент.
Я вам скажу, что все описать невозможно - просто надо поехать и посмотреть. Дерзайте и не пожалеете, несмотря на ...
Если, кто осмелится поехать с запада на восток, то знайте, что в Хабаровске у вас есть единомышленники, которые вам всегда окажут помощь и содействие. Обращайтесь.
Желаю Вам всем добра, удачи на дорогах и крепкого здоровья.
С уважением М.М.