|
Идея доехать до Владивостока родилась у нас еще в начале двухтысячных, когда мы с Серегой впервые начали автопутешествовать. Сначала это было черноморское побережье, потом Архангельск, Питер, Золотое кольцо, Прибалтика, Испания. Где-то в это же время мне попался на глаза отчет о поездке в Магадан на «Газели». Это было настоящее драматическое произведение, а сама поездка, по сути подвиг. И тогда я подумал, а хорошо бы вот так проехать через всю страну до Владивостока!
И вот прошло 10 лет и мечта наша осуществилась. Конечно, уже построена дорога, есть инфраструктура и нет уже всех тех опасностей, но подобная поездка для жителей центральной России, не промышляющих перегоном, по-прежнему являет собой уникальное мероприятие. Поскольку поездка изначально рассматривалась как путешествие и не имела под собой никакой коммерческой или иной цели, мы решили, что правильней ехать из Москвы во Владивосток, а не обратно, хотя многие очень удивлялись, почему бы нам заодно не пригнать праворульную японку. Нет, ребята, это не спортивно. Было решено, что мы купим для этих целей автомобиль, подготовим его и потом во Владивостоке продадим или, в крайнем случае, поставим на платформу и отправим обратно в Москву.
Итак, после долгих поисков и перебора вариантов мы купили полноприводный Субару Форестер 1999 года (полноприводная машина для такой поездки совсем не обязательна, но позволяет чувствовать себя увереннее). С родным пробегом 110 тыс. км и стоимостью 335 тыс. рублей. Сделали ему полную диагностику, поменяли все жидкости и масла, купили новые передние шины, радиостанцию, всякие автомобильные мелочи, сделали химчистку.
Подготовили навигатор, взяли у друзей антирадар, купили самый подробный атлас автодорог, 20-тилитровую канистру. Все это потом очень пригодилось нам в дороге. Особенно радиостанция, не пожалейте средств и купите себе сей девайс, ниже вы узнаете, как часто она выручала нас по дороге. На весь маршрут мы отвели ровно три недели, т.е. 21 день. Легенду вы можете посмотреть в конце отчета, там хорошо видно, что 21 день это на самом деле впритык, иначе поездка просто бы превратилась в банальный перегон. Нужно гораздо больше времени и наша поездка это показала. А такие места, как Алтай или Байкал, нужно выделять в отдельные путешествия. Изначально старт планировался на 22 мая, но, как обычно работа, внесла свои коррективы. Решили не рвать Ж и перенести отъезд на один день. Итак..
23 мая 2012. Москва — Нижний — Казань
Итак, с опозданием на один день мы выезжаем. Выезд был намечен на 5 утра, как обычно, не много провозились, выехали в 5:30, но тоже хорошо. Наша цель доехать сегодня до Казани. Утро рабочего дня, мы едем из Москвы, поэтому наша сторона Горьковки относительно свободна, в Москву уже через всю Балашиху пробка. До нижнего дорога неплохая, по две полосы, на объездной Владимира немного подтормаживаем, это обычное дело, после Владимира мало населенных пунктов и можно уверенно держать среднюю 110-120. Дальнобои по рации предупреждают о «машинках». Так они называют засады ГАИ. Перед Нижним большая пробка, ремонт дороги. И снова помогает рация. О затруднении движении узнали заранее и караваном вместе с ними поехали в объезд. Въезжаем в Нижний, у нас тут намечено выпить по чашечке кофЭ и перекус. Это оказалось не таким простым делом. Во-первых, с утра город стоит. Шанцев привез, видимо, сюда с собой московский трафик. Во-вторых, кафе не в центральных частях города очень мало, часто вид их не вызывает желание зайти попить кофе или работают не с утра. Находим наконец уже на выезде в сторону Казани пиццерию. Очень приличная. Как называлась, не помню :). Рядом офиц. дилер «Фолькссваген», если что.
На Казань от Нижнего дорога трудная. По одной полосе туда-сюда. Качество покрытия на троечку. Траффик сумасшедший. Ямочный ремонт почти по всей длине дороги. Это говорит о том, что и в ближайшем будущем ждать здесь приемлемой дороги не стоит. Незадолго до г. Воротынец узнаем о стояке километров на 7 и на 3-4 часа по времени. Решаем объехать по полям. Надо сказать, что как это ни удивительно, в навигаторе уже заложены не то что карты городов, но и даже деревенские поселки. Пусть и не всегда он видит правильно проселочную дорогу, но все асфальтированные видит на сто процентов. В Казань въехали в восемь вечера, на 4 часа с опозданием по графику. Заселились в заранее забронированную гостиницу «Волна», что рядом с ЖД-вокзалом. Могу ее смело рекомендовать как одну из лучших по соотношению цена/качество. Правда, с горячей водой у них это как повезет :).
24 мая 2012 г. Казань — Уфа
Вчера на стоянке гостиницы нас ждала первая неприятность. Посмотрев на нашего мустанга с боку, мы обнаружили, что задняя часть машины довольно сильно просела. Решили, что оставлять это на самотек нельзя, и поэтому утро мы начали с поиска амортизаторов и пружин. Обзвонили всех, кто торгует амортизаторами и запчастями в этом городе, нашли только заднюю правую стойку. Серега уговорил меня купить хотя бы ее, надеемся, что по мере продвижения дальше мы потихоньку соберем нужный комплект. В итоге потеряли полдня на поиски и ожидание. Тем не менее, решили, что нельзя покидать Казань не осмотрев главные достопримечательности, посему направились в сторону Кремля. Кремль стоит на высоком берегу в месте впадения реки Казанки в Волгу. Как и положено кремлю, он представляет собой весьма величественное зрелище, очень красивая мечеть Кул Шариф, аналог московского храма Христа спасителя, наклонная башня Сююмбике, символ родины для татар всего мира, православный Благовещенский собор.
Все это здесь довольно гармонично сочетается, в Казани получился удачный симбиоз татарской и русской культуры. В целом, Казань симпатичный город, очень зеленый, в районах со старой застройкой начала прошлого века очень уютный. Как мы еще не раз сможем убедиться в городах России, стиль архитектуры конца 19 века, который я всегда считал стилем старой Москвы, довольно широко представлен и остался как раз не в Москве, а в наших региональных столицах и они от этого только выиграли. Пообедали в кафе на улице Кремлевкой, называется «ресторан Татарской кухни». Внутри все без пафоса, клеенчатые скатерти и официантки- бабушки в традиционных халатах и с золотыми зубами :). Качество еды, на мой взгляд, не дотягивает до лучших образцов татарского-монгольско-бурятской кухни.
Дальше наш путь лежал в сторону Уфы. Здесь я должен воспеть дифирамбы татарским дорожникам, на восток от Казани дорога прекрасна. Пусть и далеко не везде по две полосы в одну сторону, даже с одной полосой по качественной дороге ехать намного быстрее и приятнее. Вокруг очень живописные холмистые пейзажи. При въезде в Башкирию дорога портится и становится похожей на типичный российский вариант, как я уже описывал в Нижегородской области и Чувашии. Благо, мы едем уже поздним вечером и дальнобои встали на ночные стоянки. По пути наблюдаем нефтяные вышки, они постоянно встречаются на территории Татарстана и Башкирии. У нефтяников удалось выяснить, что вышки и вся система передвижные. Покачали, разобрали, перешли на новое место.
К часу ночи по местному времени добираемся до Уфы. Здесь надо заметить, что время работает против нас, отбирая у нас периодически по часу, а то и по два. Учитывайте это при планировании своего путешествия. В Уфе поселились в пансионате «Радуга». Очень долго кружили по ночной Уфе, и нашли его уже чисто случайно. Мест там поначалу не было, но вид у нас был уже такой жалкий, что тетя на ресепшн на свой страх и риск разрешила нам заселиться до восьми утра, положив при этом полную стоимость номера за сутки себе в карман :). Ну да, людям тоже жить нужно, мы не против. Главное, что в нашем распоряжении были душ и кровати, хотя бы и всего на пять часов сна.
25 мая 2012 г. Уфа
Проснулись в 8 утра и быстро съехали, дабы не подводить добрую женщину. Досыпали в машине, в ожидании открытия «Ростикса». В «Ростиксе» есть вай-фай, и мы опять параллельно с завтраком занялись поиском пружин и стоек. О чудо, все это в Уфе есть. Мы едем в магазин запчастей «Субару» на ул. Ленина, покупаем все, что нужно, причем стойка получилась на 700 руб. дешевле, чем в Казани. Тут же ребята помогают нам найти сервис, так чтобы взяли в ремонт сразу. Мастер Алексей держит свой сервис прямо в частном доме в районе одноэтажной застройки, на ул. Болотной. Почти весь день мы проводим на сервисе, но в итоге все хорошо, и к пяти часам вечера мы имеем снова полностью исправный «Субарик», готовый к дальнейшему путешествию. Спасибо ребятам: мастеру Алексею и менеджерам-субаристам из магазина запчастей. В завершении дня мы катаемся по центральной части Уфы, гуляем возле памятника Салавату Юлаеву на высоком берегу реки Белой. Сегодня последний звонок, город полон выпускников, настроение праздничное. Резюмируя, могу сказать, что город, конечно, симпатичный, но требует в первую очередь дорожного ремонта, тогда он выглядел бы более аккуратным и уютным.
Уже совсем вечером, мы выдвинулись из Уфы с целью поставить палатку где-нибудь на берегу речки недалеко от трассы. До речки в итоге не добрались, но удалось разместить палатку на довольно живописном лугу в окружении трех дубов, неподалеку от деревни Тау. На лугу паслись лошади, и мы засыпали под мерный перезвон их колокольчиков… волшебно.
26 мая 2012 г. Уфа — Челябинск — Курган — Омск
Проснулись уже почти в 11 утра, нужно было выспаться после недосыпа в Уфе. У нас сегодня большой перегон, 1 300 км до Омска. Завтракаем на скорую руку и едем. Опять у нас очень красивая дорога, это предгорье Урала, красивые холмы, потихоньку начинаются уже настоящие горы. Правда, на Урале, как известно, горы невысокие, но, тем не менее, дорога представляет собой длинные спуски и подъемы, до 14 км в длину. Самый разгар дня и трафик очень высокий, обгоны на подъемах и спусках, сами знаете, поэтому мы плетемся, пытаемся обгонять, но скорость в целом небольшая. Природа вокруг очень красивая, горы, покрытые лесом, кое-где обнажена сланцевая порода, с высоких точек открываются красивейшие виды. Незаметно въехали в азиатскую часть нашей страны. Стелы восток-запад, как на е-бургской дороге здесь нет и догадаться о въезде в Азию можно только по нумерации дороги, теперь она стала АН-6.
Переваливаем через Урал, после длиннющего спуска горы резко заканчиваются, и начинается ровное, как стол, плато. Мы едем по Челябинской области, дороги здесь, как обычно, на троечку. Перед Челябинском начинается четырехполосный автобан, километров примерно на 100. Это маленькая компенсация всем, кто тащился по узким дорогам Урала :).
Челябу минуем по объездной. Дорога здесь стала лучше, но временами встречаются ямы, как после бомбежки, разрытые до песка, диаметром метра по 3. Будьте осторожны и не расслабляйтесь даже на дороге с хорошим покрытием. Наблюдали картину, как дорожники укладывали асфальт с помощью грейдера. Из «Камазов» асфальт высыпали прямо на дорогу, грейдер асфальт ровнял как мог, а дальше его закатывал асфальтоукладчик. Насколько ровным получается при этом покрытие, думаю, всем ясно, его сразу надо начинать переделывать. Впереди у нас Курган.
От знакомого дальнобойщика (Вован, привет тебе!) слышали, что Курган лучше объехать стороной, поскольку там курганские ребята вежливо просят транзитные машины немного подать на реконструкцию Кургана. Спрашиваем по рации у попутного дальнобоя с омскими номерами, он говорит: все тихо-спокойно. Правда потом добавляет, что не подсаживайте сторонних лиц и все будет нормально. В Курганской области впервые, наверно, за всю предыдущую дорогу мы видим активное сельское хозяйство, все поля распаханы, кое-где уже сняли озимые. Молодцы, что сказать, да и с эстетической точки зрения, смотреть на обработанные поля приятнее. Еще хочу заметить странную особенность, начиная с Курганской области, вплоть до Новосибирска из деревьев растут только березы. Никаких других деревьев здесь нет совсем. Поля и березовые рощи, вот она где, Россия… :). Ни одной деревни и ни одного города за всю область мы не проехали. Только Курган миновали по объездной, ничего такого, дающего повод думать об этом городе, как о бандитском логове, мы не заметили. Тюменская область встречает ровной, как стол, дорогой. Пожалуй, это лучшее, что я вообще когда-либо видел в нашей стране, даже в Москве нет настолько ровного дорожного покрытия. Но здесь автопутника подстерегает другая засада. Дорога может внезапно закончиться и начаться грунтовка или вообще однополосная грунтовка со светофором. Связано это с тем, что тюменские дорожники срывают нафиг до подложки старую дорогу и делают ее заново. Ну что ж, я думаю, можно и потерпеть, ради такого результата в итоге, благо таких участков на круг не так много, всего было два, один километров 15, другой километров 5.
Едем дальше, уже глубокая ночь, мы мчимся по Омской области. У Сереги разболелся живот, накануне мы ели вяленую рыбу, видимо, она виновница Серегиных бед. Я рулю без смены, на автопилоте. В общем, когда войдешь в раж, то нормально. Дороги в Омской области на твердую четверку, временами даже с плюсом. В четыре утра въезжаем в Омск, опять чисто случайно находим выбранную гостиницу «Аврора», что на улице Половинникова, нам предлагают номер за 1 400 рублей с двумя кроватями, душем и одним туалетом на бокс из двух номеров. Нормально, мы заселяемся и спать, даже душ принять сил нету.
27 мая 2012 г. Омск
Просыпаемся уже почти в 12 по местному времени. Опять у нас отобрали час. Решаем, что после вчерашнего штурма, нам нужен день отдыха, тем более, у Сереги сегодня ДР. Мы моем машину на мойке за 200 руб (!), оставляем ее в гостинице и на автобусе едем в центр. Обедаем в замечательном кафе «На троих». Кафе стилизовано под советское время, официанты в пионерских галстуках, на стенах лозунги, плакаты советских времен, флаги соцстран. Качество еды тоже на уровне, так что рекомендую. Кафе находится в начале улицы Ленина, как переедете мост через приток Иртыша, справа.
Центр города порадовал приятной архитектурой начала века, а также 50-х годов в лучшем советском стиле.
После парочки бутылок вина мы гуляем по городу, заходим на почтамт с целью отправить открытку, но сегодня воскресенье и закрыт отдел с канцеляркой, грустно. Смотрим замечательный Успенский собор, думаю, что это новодел типа ХХС, но что же делать, если мы умудрились в свое время все порушить, теперь вот приходится восстанавливать. Бои Второй мировой были отсюда далеко и, видимо, поэтому на центральной улице не памятник неизвестному солдату, а мемориал расстрелянным колчаковцами красноармейцам.
Сейчас отношение к тем событиям изменилось, но здесь вот пока такой однобокий взгляд на те события присутствует. В городе память о Колчаке пока возрождается в виде названий кафе или магазинов, наверно, и памятник адмиралу тоже где-то должен быть, и в краеведческом музее есть экспозиция, не знаю, к сожалению, в музей не попали. В заключении перешли пешком по мосту через Иртыш. Река сильно обмелела, появились острова в центре, старые бетонные набережные потеряли свое значение, река отступила метров наверно на 50-150, в зависимости от рельефа. Говорят, китайцы и казахи в верховьях понастроили плотин.
Дальше садимся на автобус и едем в гостиницу спать. Завтра у нас ранний выезд. Кстати, хочу здесь заметить, что мы за цену одних суток проспали две ночи. В нашей гостинице расчет идет по полсуткам, т.к. мы приехали в 5 утра, то расчет нам стали вести только с 12 дня, а до этого мы жили получается бесплатно. Приятная неожиданность.
28 мая 2012 г. Омск — Новосибирск
Встаем в 4 утра, быстро одеваемся, чистим зубы, пьем кофе-чай в гостиничном баре и в дорогу. Еще раз проезжаем по Омску, дабы поснимать немного на камеру и выезжаем на Новосибирск. Опять продолжаются поля — березовые рощи — ровное плато. Ради любопытства замеряем на навигаторе высоту. Она составляет 110-112 метров на протяжении многих десятков километров. Удивительное дело, нам, жителям средней полосы, такое в диковинку. Накануне с нами опять случилась небольшая неприятность, я то ли потерял, то ли у меня украли мой замечательный телефон «Нокиа Е52», придется в Новосибе покупать новый.
До Новосиба дорога на твердую четверку, машин мало, населенных пунктов нет, можно спокойно держать крейсерскую 120. К 12 дня добираемся до столицы Сибири. Заселяемся в гостиницу Антей. Можно смело сказать, что пока это лучшая гостиница за всю поездку. Без всяких скидок европейский уровень номеров за приемлемую цену в 1 600 руб. и недалеко от центра. Город, действительно, похож на столицу и напоминает Москву большим количеством новостроек, широких проспектов, пробками. Жители Новосибирска, с кем нам удалось поговорить, затруднились нам назвать городские достопримечательности, кроме зоопарка, поэтому мы просто гуляем по городу, вкусно и недорого обедаем в ресторане «Печки-лавочки», катаемся на теплоходе по Оби. В целом город, конечно, не туристический, как и в Москве в нем все есть для жизни, но туристу здесь неуютно и глазу зацепиться особо не за что.
Забегая вперед, скажу, что есть замечательный музей паровозов и старых советских машин, который мы не посетили, видели его, когда рано утром выезжали из города по М-52 на Алтай. До музея можно доехать на электричке, Бердского направления.
29 мая 2012 г. Новосибирск — Кош-Агач
Итак, мы покинули Новосибирск и взяли курс на горный Алтай. Дорога в целом хорошая, машин чуть больше, чем на трассе из Омска, но не критично. Завтракаем на заправке «Газпромнефти». Кофе и бургеры — вполне достойно. Вкупе с «Роснефтью» и «Лукойлом» эти сети заправок на территории Урала, западной и центральной Сибири есть оазис цивилизации на дороге. На «Газпромнефти» даже горячая вода присутствует в туалете! Продолжаем наш путь на юг, в селе Сростки Алтайского края посещаем музей В. М. Шукшина, здесь его родина. Музей небольшой, но мы все равно рады этой культурной минутке в нашей поездке. По мере продвижения по горному Алтаю дорога становится просто потрясающей по своей красоте.
Справа, потом слева петляет река Катунь, великолепные горы становятся все выше. Катунь сменяется речкой Чуя, по ее имени и названа дорога: Чуйский тракт. Уже видны снежные шапки гор, вдоль горный ручьев снег тоже еще не растаял, а ведь сейчас конец мая и стоит жара 28 градусов. Мы останавливаемся, чтобы дотронуться до снега. Он, конечно, уже слежался, состоит из крупных кристаллов. Стоишь в футболке и с полными ладонями снега — забавно.
По дороге проезжаем священные места — деревья с повязанными ленточками и небольшие пирамидки из камней. Останавливаться нам некогда, мы спешим в комендатуру Кош-Агача, чтобы получить пропуск в пограничную зону. Наш план пройти через горы на Тыву по границе с Монголией. Сподвиг нас на такой маршрут прекрасный отчет одной девушки из Красноярска, которая в июне прошлого года с мужем на Nissan Patrol прошли этот маршрут. Вот ссылка на их отчет: http://www.redom.ru/tourism/impressions/95/. В комендатуру мы приезжаем в половину шестого, за полчаса до закрытия (она находится в 150 метрах слева от главной улицы, поворот после магазина Уют). Пропуск получить нам, конечно, не удается, все уже закончили работу. Обидно. Сам поселок Кош-Агач представляет собой не что иное, как край света, в моем понимании. Огромное плато, вокруг шапки гор, соленая степь вперемешку с солеными болотами. В этом поселке нет ни одного дерева! Некрашеные дома и заборы, пыль кругом. Унынье, конечно, и это в солнечный день, как же здесь мрачно зимой... Зато гостиница «Расул» отличная, новенькая, с горячей водой. При въезде в поселок слева на нее указатель. Ночуем в Кош-Агаче, ждем пропуск. Вечер коротаем за пивом Барнаульского завода, то, что живое, с коротким сроком хранения, очень вкусное.
30 мая 2012 г. Кош-Агач — Новокузнецк
Комендатура открывается в 9 утра, но нам сказали приезжать к 11-ти, документы на проверку мы сдали еще накануне. С утра мы позавтракали магазинными продуктами (в местных кафе кушать не решились), закупились бензином в четыре пятилитровые бутылки из-под воды + канистра на 20 литров у нас уже была, и к 10:30 явились к пограничникам. Пропуска все нет. Зато нам удается поговорить с местными жителями насчет дороги. Непосредственно в Тыву никто не ездит, им это просто за ненадобностью, это тувинцы ездят в Кош-Агач за продуктами. К сожалению, машин с тувинскими номерами нам не попалось. Местные ездят рыбачить на горные озера в Тыву, но ездят они через перевал Бугузун. Пройти по этой дороге сложно (об этом пишут и красноярцы в своем отчете), после перевала каменистые болота, пройти их на нашей машине самостоятельно невозможно. Местный житель Герман готов сопровождать нас на своем УАЗе за 5 тыс. руб. + бензин (60 л).
На вопрос проедем ли мы на нашей машине, он сначала отрицательно мотает головой, потом, видимо, подумав о возможном заработке, меняет свое мнение. По времени, он говорит, что в Тыве будем лишь глубокой ночью. А ведь там не больше 100 км пути. Итак, у нас выбор, или идти с Германом через Бугузун, или идти через перевал Устю-Ыйматы по границе с Монголией (через который, судя по всему, прошли красноярцы) или возвращаться. Вариант через Бугузун мы отмели первым, мы просто разобьем нашу машину в этом каменистом болоте. Можно попробовать пройти самостоятельно через Ыйматы, ведь мы знаем, что дорога там есть. Но у нас есть три больших минуса. Еще слишком рано, май месяц и горные реки могут быть еще непроходимы, у нас не подготовленная машина и мы зажаты в рамки своего графика движения. 1-го июня мы должны быть в Красноярске. Решаем положиться на судьбу и ставим условие, что если до 12 дня мы не получим пропуск, мы возвращаемся. 12:00, пропуска нет. Мы едем обратно. Грустно, конечно, но скорее всего судьба приняла за нас правильное решение, причины см. выше. Теперь наш путь лежит обратно до Бийска и направо на Новокузнецк. По дороге не устояли и купнулись в Катуни. Вода градусов 12, течение сильное, но все равно офигенно!! Заодно обедаем чем Бог послал, но особо насладиться трапезой не удалось, на запах пришли коровы :).
Дорога после Бийска до станицы Целинная нормальная, после Целинной до границы с Кемеровской областью — фронтовая. Будьте осторожны. Ночной Новокузнецк выглядит весьма симпатично. Мы быстро находим гостиницу «Теплый стан» и заселяемся. Очень приличная мини-гостиница с номерами большой площади и горячей водой. Стоимость всего 1 100 руб. за полсуток — отлично. Нашла нам ее очень оперативно моя сестрица, за что ей отдельное спасибо.
31 мая 2012 г. Новокузнецк — Кемерово — Красноярск
Новокузнецк по первому взгляду довольно богатый город, красивые центральные улицы, замечательный парк, много магазинов, кафе. Мы совмещаем завтрак с обедом в кафе «Вилка и ложка» на проспекте Металлургов. Довольно приличное недорогое заведение самообслуживания. Дальше наш путь лежит на Красноярск, время 11 часов утра, сегодня мы, как следует, выспались. Время по-прежнему три часа от Москвы. Дорога ничем особо не примечательна, на четверочку, трафик высокий сначала, после Кемерово и по мере приближения к Красноярску потихоньку уменьшается. По дороге местные жители продают листья съедобного вида папоротника и дикую черемшу. Местами по дороге впервые нам встречаются участки настоящей тайги. Как мы знаем из «Википедии», тайга это плотно стоящий преимущественно хвойный лес, без подлеска. Южные участки тайги, как и здесь, более разнообразные, представлены смешанным лесом.
По правую руку при подъезде к Красноярску можно наблюдать предгорья Саян. В городе Ачинск наблюдаем глиноземный комбинат, входящий в группу «РусАл» — впечатляющее зрелище. Поздно вечером въезжаем в Красноярск и заселяемся в ведомственную гостиницу, в самом центре города на проспекте Мира. Далее идем в магазин «Командор», это сеть местных супермаркетов и закупаемся пивом. Кстати «Командор» это не кто иной, как Николай Резанцев, известный русский путешественник, история любви которого положена в основу спектакля «Юнона и Авось». Он умер в Красноярске, и памятник ему стоит в самом центре города.
01 июня 2012 г. Красноярск
Утром просыпаемся уже в районе 11. Все-таки мы же в отпуске! У нас по плану осмотр города Красноярск и окрестностей и в первую очередь заповедник Столбы. Настоятельно рекомендую всем гостям Красноярска найти время и силы для посещения этого места. Мы ставим машину непосредственно на Свердловской улице перед самым знаком «Движение запрещено», но народ проезжает и дальше и даже в сам заповедник совершенно официально можно въехать, купив билет в кассе. Но, на мой взгляд, лучше пройтись пешком, до первого кордона — это 6 км, по дороге вы сможете надышаться чистейшим лесным воздухом, послушать птиц, журчание ручья, если будете внимательными, понаблюдаете бурундуков.
Через каждые 1-2 км оборудованы площадки для отдыха. Неспешным шагом, с отдыхом, дорога наверх занимает 2 часа.
Сами столбы представляют собой скалы причудливой формы, возвышающиеся на холмах среди леса.
Мы доходим до первого столба, фотографируемся, отдыхаем и идем обратно. Времени у нас уже мало, а хотелось еще посмотреть город. Мы в очередной раз обещаем себе, что в это место надо обязательно вернуться, уже семейно. Ужинаем в итальянском ресторане напротив нашей гостиницы, уровень заведений и еда здесь вполне московские, но и цены почти такие же. 1 500 руб. за ужин на двоих с пивом. Далее гуляем по пешеходному мосту через Енисей, пожалуй, это самая величественная река Сибири. Перед мостом на площади можно взять напрокат велосипеды для детей и взрослых или ролики. Сегодня пятница вечер и народ активно катается. Также в городе проходит много культурных мероприятий, концертов, но на наши даты визита, к сожалению, они не попадают. В целом, Красноярск нам очень понравился, это один из лучших городов для жизни и отдыха, есть что посмотреть и провести досуг, развитая инфраструктура. Неоднократно Красноярск получал титул «Лучший город России в своей категории».
02 июня 2012 г. Красноярск — Иркутск — Байкальск
Рано утром выезжаем из Красноярска. Трафика почти нет, но дорога сильно ухудшилась, уже нет разметки, покрытие на тройку. С началом Иркутской области начинается самая плохая дорога. Есть участки грейдера разного качества по 5-20 км. Чувствуем, что утомились, накануне красноярцы, обрадованные внезапной пятницей, всю ночь гоняли на своих байках по нашей пятисотметровой улице. У меня потихоньку поднывает живот, чувствую себя не очень.
Решили перекусить, а заодно и осмотреть небольшой городок с названием Зима. Здесь, кстати, родина поэта Евтушенко. Подъезжаем к ЖД-вокзалу, я выхожу из руля и понимаю, что никуда уже идти не могу, кружится голова. Отправляю Серегу обедать одного, а сам сижу в машине, отдыхаю. Кажется, я отравился. Решаю дойти-таки до вокзала и иду через небольшую площадь, но чувствую мне все хуже… В итоге я очнулся лежащим посреди площади, надо мной склонились сердобольные зиминцы. Поднимаюсь, понимаю, что был в обмороке, но сейчас вроде получше, иду к вокзалу и заявляюсь к Сереге в столовую весь грязный и с разбитым в кровь лицом. Все ясно, говорит Серега, и мы идем с ним в вокзальный медпункт. Там выяснили, что у меня очень низкое давление и сделали укол, но лучше мне не становится, вызывают «Скорую».
Врачи послушали нашу историю и решают везти меня в больницу. Причем никто не понимает, что со мной и они возят меня по всему городу по разным специалистам. Кто бы в Москве стал со мной так возиться? Ясно, что надо делать анализы и класть меня на обследование, но у нас график… надо ехать, и я уже думаю, как сбежать. Пока меня возили, мне вроде стало получше. После долгих уговоров они меня отпускают. Хочу сказать огромное спасибо зиминским врачам за проффесионализм и чуткое, внимательное отношение к людям. Серега садится за руль и мы решаем ехать до г. Утулик на Байкале на турбазу и завтра отдохнуть целый день. Но по дороге мне опять становится плохо, поднялась температура, видимо, я тоже отравился вяленой рыбой. Весной и ранним летом все-таки рыбу есть нельзя, она с прошлогоднего сезона и где и как хранилась, неизвестно. Кое-как добираемся до Иркутска и заселяемся в гостиницу, меня опять колбасит, ночью Серега кормит меня лекарствами.
03 июня 2012 г. Иркутск — Утулик
С утра мне становится лучше. Завтракаем в кафе «Разгулофф», кушаем отличную, очень вкусную овсяную кашу. Я хочу сказать, что о заведении общепита всегда можно судить по тому, как они варят кашу, вот, например, в читинской «Шоколаднице» каша отвратительная. Дальше мы моем машинку после грейдера и отправляемся на Байкал. Дорога неплохая, но горная, затяжные подъемы и спуски. В Утулике, прямо перед одноименной речкой, поворачиваем налево, по множественным указателям на турбазы. Останавливаемся на базе «Солнечный берег» на самом берегу Байкала. Никого из отдыхающих еще нет, сезон не начинался, и мы отдыхаем одни, очень тихо, слышен только шум Байкала. Мы гуляем вдоль Байкала, я залез помочил ноги, Серега окунулся. Вода +8 градусов, моментально ноги сводит. Потом сторож Евгений натопил нам баньку, пожарил шашлыка из индейки. Мы довольные улеглись пораньше спать, а за окном все шумел Байкал.. Замечательное здесь место, но, думаю, что в сезон такой атмосферы уже не будет, конечно.
04 июня 2012 г. Утулик — Чита
Встали в 7:30, на час позже намеченного. Уж очень сладко спится под Байкал. Завтракаем в кафе «Полина» в Утулике (кстати, отличное круглосуточное кафе) и выдвигаемся на Читу. После Байкальска дорога совсем плохая, асфальт никакой, есть небольшие участки грейдера, объезды мостов. После Улан-Удэ дорога получше, очень красивые холмистые пейзажи. Траффик совсем низкий. Дальше начинается гористая местность, качество дороги опять падает, откровенных ям нет, но качество асфальта очень плохое, бесконечная тряска выворачивает мозги. Вокруг тайга, горы, очень красивые виды и... никого, никто здесь не живет на сотни километров, дорогие друзья. По дороге встречаем очень красивый цветущий кустарник. Вот такой. Серега говорит, что это вереск.
К 10 вечера добираемся до Читы, сил нет, настроения нет. Это наверно самый тяжелый момент нашего путешествия, ждем открытия второго дыхания. Заселяемся в гостиницу «Волна» на улице Бутина. Гостиница конечно из худших советских времен, но относительно не дорого и в центре. А нам только душ и спать, больше ничего не нужно.
05 июня 2012 г. Чита — Благовещенск
Опять с утра проспали, сказывается усталость. Решаем проверить состояние машины, накануне сильно пахло горелым маслом. Так и есть, порван пыльник шруса, наша дорога опять лежит на сервис. Сервисов в городе очень много, мы по рекламе находим сервис «Субару» на улице Ярославского. На наше счастье с утра клиентов нет и мы сразу загоняем машину. Второй раз на наше счастье у них есть и пыльник шруса, и мы уже через час выезжаем из ремонта. Еще поменяли масло в движке на всякий случай. Спасибо ребятам за быструю качественную работу. Выдвигаемся из Читы, дорога первые километров триста на пятерку. Можно ехать хоть 200. Правда, в одном месте на стыке дороги и моста мы сильно бьемся и, как потом выясняется, у нас лопается пружина. После осмотра оказывается, что откололся верхний виток и можно продолжить движение... пронесло, иначе пришлось бы возвращаться в Читу.
Дней в запасе на ремонт у нас уже нет и мы решаем с коротким отдыхом двигаться до Хабаровска и там починиться. Это почти 2 тыс. км, но делать нечего. Результат масштабной стройки последних лет — путинская дорога Чита — Хабаровск в целом хорошая, она выглядит как участок отличного шоссе с идеальным асфальтом, разметкой и отбойниками, потом, как правило, в низине или перед мостом провал полотна, нужно снижать скорость до 70-80 км / час и дальше опять 2-5 км хорошей дороги, опять провал и так в течение тысячи километров почти до Благовещенска.
Но несмотря ни на что, мы определили эту дорогу как одну из лучших, по которым нам довелось проехать. По пути вкусно обедаем в кафе «Светлана», что в поселке Семиозерный. Там на стенах висят сотни купюр, на которых перегоны и путешественники оставляют свои имена и послания. Мы тоже наклеили свои 50 руб. с нашими именами и датой проезда, висят слева от входа на кухню. По дороге наблюдаем очень много следов от лесных пожаров, сотни и тысячи гектаров… ужасно… Говорят, что причиной тому даже не человек, а такое явление, как сухие грозы, частые в здешних местах. Так это или нет, я не знаю.
Въезжаем на Дальний Восток, по пути у нас город Ерофей Павлович. Нам нравится это название и мы решаем заехать пофоткаться на ЖД-вокзале. В таких тихих местах ощущаешь себя инопланетянином. Тишина, поет кукушка, поезда и никого, кроме станционного рабочего.
А город назван в честь знаменитого исследователя здешних мест и путешественника Е. П. Хабарова. Продолжаем наш путь, второе дыхание, похоже, открылось и настроение у нас боевое, погода хорошая, дорога тоже, что еще нужно путешественникам. В Благовещенск не заезжаем, к сожалению, поломка внесла свои коррективы. С наступлением ночи устраиваем на заднем сиденье ложе и по очереди «давим там массу». Отчасти это помогает.
06 июня 2012 г. Благовещенск — Хабаровск
После Благовещенска участки отличной дороги перемежаются грейдером, идет строительство, ну дай Бог, можно и потерпеть. Проезжаем знаменитую стелу «Москва—Владивосток», конечно, остановились, пофоткались, это обязательный пункт программы.
Ближе к границе с ЕАО дорога хуже, здесь уже старый асфальт, опять грейдер. После въезда в Еврейскую автономную область начинаются очень красивые пейзажи, сопки, покрытые лесом, местами к верху поднимаются струйки дыма, что это такое, я не знаю, может, вулканическая деятельность? Дорога опять асфальт/грейдер, Хабаровск приближается медленно. К тому же по мере продвижения к столице края возрастает трафик. Наконец к часу дня мы в Хабаровске. Кружим по городу в поисках сервиса. Останавливаемся на сервисе ИСА на улице Большой. Хороший сервис, мастер быстро все разобрал, пока мы ездили на рынок за пружинами и потом по нашему приезду быстро все собрал и сделал сход-развал. Спасибо ему за работу. Дальше мы созваниваемся с Серегиным товарищем по институту Валерой. Он приглашает нас к себе на обед и его очаровательная супруга Татьяна кормит нас до отвала. К семи вечера идем в гостиницу и вырубаемся спать.
07 июня 2012 г. Хабаровск — Владивосток
Просыпаемся в районе 10 утра. К нам заходит Валера и мы едем немного осмотреть город. Центр города вполне симпатичный, красивая набережная и парк, районы старой застройки. Валера рассказывает, как Путин продал острова на Амуре китайцам. Теперь противовположная Хабаровску часть берега чуть ли не китайская. В подтверждение тому пограничный катер на рейде.
Завтракаем блинами в кафе на улице Муравьева-Амурского, прощаемся с Валерой и выдвигаемся в сторону Владивостока. Это последний отрезок нашего путешествия и мы едем уже несколько расслабленно, с сознанием, что все трудности позади. Дорога до Владика не сказать, что простая. Трафик высокий, качество дороги низкое, опять много ремонта, много грейдера. Но потихоньку продвигаемся на юг. В итоге к 10 вечера добираемся до Владика. Урааа! Правда, дорожники в пылу ремонта убрали указатель «Владивосток», что несколько испортило нам радость въезда. Но, тем не менее, конечная точка маршрута достигнута. Мы прошли 11 600 км и добрались до нашего форпоста на Дальнем Востоке. Заселяемся в гостиницу «Моряк» и тут же в кафе празднуем нашу победу с помощью замечательного массандровского портвейна.
08-10 июня 2012 г. Владивосток
Первым делом нам нужно решить орг вопросы с машиной. Моя сестра Полина размещает объявление на Drom.ru о продаже, плюс мы съездили по конторам быстрого выкупа. Там ловить нечего, предлагают максимум полцены от стоимости покупки. Разрабатываем вариант отправки по ЖД — здесь результаты лучше, находим контору, готовую отправить нашего мустанга за 52 500 руб. Это сравнимо с ценой запланированных потерь, но растянуто во времени. Сроки доставки машины — пять недель. Ну что ж, ситуация прояснилась, если машина за два дня не продастся, мы ставим ее на платформу. Теперь есть время осмотреть город. Владик весь в ремонте, город приводят в порядок к саммиту, который пройдет здесь через три месяца. Полностью новый асфальт, брусчатка, тротуары, фасады зданий. Построен красавец вантовый мост через залив Золотой рог и на остров Русский, правда, движение по нему пока, к сожалению, не открыто.
С погодой не очень повезло. Хотя уже середина июня, погода осенняя. В городе не выше +15 и туман. Говорят, такая погода обычна и стоит до середины июня. Все владивостокцы хором советуют приезжать к ним в августе-сентябре. Но нам выбирать уже не приходится, мы гуляем по городу, заходим на набережную, смотрим Маяк, посещаем музей подводной лодки С-37, Владивостокскую крепость, музей ТОФ.
Все эти места интересны и можно смело рекомендовать их к просмотру. Смотровая площадка и фуникулер в такую погоду стоит посетить, пожалуй, только любителям детального изучения тумана, поскольку увидеть город в таком мареве не представляется возможным. Ну что ж, это повод приехать в этот город еще раз :). Тем более, что и покупаться в такую погоду нам тоже конечно не удалось. Пришлось ограничиться прогулкой по набережной. Жаль-жаль.
А тем временем машинкой нашей заинтересовались местные ребята-пограничники и в последний день мы переоформили ее на новых владельцев, потеряв при этом 18% от московской цены. Ну что ж, это наша плата за путешествие. Надеюсь, Субарику будет хорошо в новых руках. 10 июня вечером мы садимся на поезд до Хабаровска и оттуда летим в Москву. Наше путешествие закончено.
В заключение хочу сказать спасибо всем, кто нам помогал, интересовался нашей поездкой, волновался за нас. И также благодарю всех любителей путешествий, кто осилил прочесть сей труд. Даешь больше путешествий хороших и разных. :)