Путешествие из Сургута на Дальний Восток. Часть 4. Заключительная. Байкал, Ергаки, Хакасия

12.03.2013 | 23596 просмотров

И вот оно, как поётся в песне, «Славное море — священный Байкал»! Великий, могучий, непознанный и полный невероятных тайн. Он поражает своим величием, подавляет мощью, вдохновляет красотой. Байкал — не просто озеро, это — настоящее сокровище, подаренное нам природой. И главной драгоценностью является байкальская вода.

Проезжаем Гремячинск, и сразу высматриваем место съезда к озеру. Озеро от дороги разделено небольшим участком леса. Спустившись с дороги, едем вдоль озера в поиске места для стоянки. Смотрим, стоит машина с читинскими номерами, и тоже только располагаются на стоянку, подъехали к ним, поговорили, познакомились. Семья из трёх человек: Рома, Лена, и дочь Катюша. Место хорошее, решили тоже здесь расположиться. Из Улан-Удэ выезжали, было нетерпимо жарко, а здесь прохлада, хорошо! В первую очередь установил плиту, чтобы Ирина могла готовить ужин, затем палатку.

Летающих насекомых нет, а отдых на природе без кровососущих — это просто рай! Нашёл поваленную, высохшую берёзу, нарубил из него дров. Хоть и готовим на плите, а без костра нет полного восприятия отдыха на природе. А рядом красавец Байкал!

Воду для готовки набираем из озера, только вначале приходится отстаивать воду, так как сильный прибой, воду невозможно набрать без примеси песка. Ужинали вместе с соседями, за одним столом, вместе гораздо веселее. Девчонки выставили свои кулинарные шедевры, всё было очень вкусным. Ещё бы, приготовлено блюдо из байкальской воды и было бы невкусно, да ещё на природе, в красивейшем месте планеты! А какой чай, вскипячённый на костре из байкальской воды, это мечта, которая воплотилась в жизнь! Я после прошлой поездки на Байкал, часто вспоминал вкус чая из байкальской воды. Это что-то!

Рома с Леной оказались очень приятными в общении.

Обаятельные лица!

На следующий день, температура воздуха несколько снизилась и Байкал накрыл туман.

Чистейшая вода для питья.

Вокруг много разнообразных цветов.

Наша стоянка.

После завтрака я взял фотоаппарат и решил прогуляться по окрестности.

Хорошее место для стоянки.

Разнообразие цветов.

К сожалению, попадается и такое безобразие в двух шагах от Байкала. И обе кучи недалеко друг от друга. Неужели в машине не хватает места забрать с собой, то что привезли? А кто его тогда уберёт, если не ты? Мы завели себе за правило, фантик это, или зубочистка, любой, даже самый маленький мусор, класть в карман, если в машине, то для мусора возим специально пакет.

Вернувшись на стоянку, устроили фотосессию.

Катюша что-то выкладывает из камушков.

Ага, получился цветочек!

Иногда туман немного рассеивался.

Неудачная попытка поймать рыбу. Я тоже попробовал, но безрезультатно, хотя рыбак на лодке вернулся с уловом, похоже, у нас не те снасти для ловли.

Хорошо просто сидеть, общаться и узнавать друг друга.

Страдаю бездельем и поэтому вспоминаю детство по бросанию камешков.

Как же, жечь костёр и не испечь картофель? Ведь печёный он такой вкусный! Вкус детства!

Через два дня уехали наши соседи, а мы провели ещё один день на берегу. Конечно, двоим нам скучновато, хотя если бы было тепло и солнечно, можно было бы время провести гораздо интересней.

И на следущее утро мы уезжаем с этого тихого уютного места. Всё так-же прохладно, +12, и туман. Ехали и выглядывали берёзу на камне, а больше он известен как «Черепаха-камень», в прошлый раз проскочили не останавливаясь, в этот раз хотелось посмотреть и запечатлеть эту красоту. Очень скоро мы увидели её в районе с. Турка и свернули с дороги к берегу.

Вот он, Черепаха-камень. Конечно, если бы на камне не росла берёзка, выглядела бы не так интересно, с берёзкой — просто великолепно!

Конечно, туман не дал возможности заснять в хорошем качестве, но что поделаешь, природа, у неё свои законы. Насмотревшись на красоту, продолжили свой путь в сторону Баргузина. Скоро увидели указатель на музей, решили заехать, посмотреть.

Тем более и погода разгулялась, а при солнечном свете и голубом небе всё выглядит в более радужном свете. Территория взята в аренду, и хозяева устроили небольшой музей, а также есть гостиница и пляж.

Наши экскурсоводы.

Напоследок с мальчиком поднялись на колокольню и ударили в колокол, уже во второй раз за поездку, хотя церковь здесь не освящена. Осмотрев музей, поехали дальше.

Дорога всё так же идёт вдоль берега Байкала. И вот мы въезжаем в Усть-Баргузин и направляемся к переправе через р. Селенга. Подъехали как раз к обеду, поэтому, поставив машину в очередь, пошли обедать в позную. В прошлый раз именно здесь мы поели самые вкусные позы. Однако времена меняются, и не всегда в лучшую сторону. В этот раз нам не совсем повезло. Обслуживали нас очень долго, и, сидя в ожидании, вынуждены были слушать ругань хозяйки на персонал. Оказывается, персонал сегодня работает первый день, и, по мнению хозяйки, ничего не умеют. Возможно так оно и есть, но зачем кричать, чтобы это слышали клиенты? А почему предыдущий персонал ушёл в полном составе или были уволены хозяйкой? Хотелось встать и уйти, но было неудобно, ведь для нас уже готовили позы. В результате мы поели без аппетита и всё показалось безвкусным.

У переправы небольшой рынок, продаётся в основном только рыба, а именно байкальский омуль разного приготовления.

Конечно, мы набрали омуля холодного копчения, такой нам более всего пришёлся по вкусу. А ещё купили, беляши из омуля. Это что-то! Вкус просто обалденный! Особенно после поз!

Вот мы и поплыли.

Наш буксир.

Переправившись на правый берег, поехали в Баргузин, хотели посмотреть Баргузинскую долину. Дорога — хорошая щебёнка. Отъехали от переправы не очень далеко, как начался дождь, а это портило нам планы. Но мы всё равно продолжили свой путь, в надежде, что он перестанет. Природа кругом красивая, вдали виднеется Баргузинский хребет, а наверху снег. Под накрапывающий дождь въехали в село Баргузин. Этот районный центр когда-то был городом, основан в 1648 г, население — 6 тыс. чел. Достопримечательность Баргузина — это Спасо-Преображенский собор, построен в 1834 году.

А также ещё старинный дом.

Было очень непросто делать снимки под накрапывающий дождь.

Тут мы вспомнили, что у нас закончился картофель, а в магазине данного продукта не оказалось. Решили, купить в какой нибудь деревне по дороге. В долину из-за дождя решили не ехать. Едем в обратном направлении и заезжаем в одну из деревень, вначале поехали в магазин, однако он оказался закрыт. Тогда я постучался в первый попавшийся дом и попросил продать картофель. Хозяева с большим удовольствием согласились на мою просьбу, и скоро ведро картофеля я укладывал в багажник. Расплатившись и поблагодарив хозяев, мы уехали из деревни.

По мере приближения к Усть-Баргузину погода становилась всё лучше, похоже, аномальная плохая погода была только в Баргузине. Дальше мы едем на полуостров Святой Нос, но, чтобы туда попасть, нужно проехать шлагбаум, так как дальше начинается Баргузинский заповедник. Оплатили за проезд и вот мы уже едем по заповеднику. Места очень красивые, невозможно не остановиться, чтобы запечатлеть на память.

Мы собирались здесь остановиться на стоянку на пару дней, место отличное, погода наладилась. Но когда подошли к берегу и увидели, какая вода, нас просто охватил шок. Вода была просто чёрная, то есть, грязная!

Проехали дальше, та же история, что случилось с Байкалом?

В прошлый приезд это место нам особенно понравилось, а сейчас даже камни куда-то исчезли. Так было в наш прошлый приезд.

А это то же самое место сейчас. Разница огромная!

Вода уж точно не питьевая.

Естественно, ни о какой стоянке на этом берегу не могло быть и речи. Можно было бы поехать на Чивыркуйский залив, но, помня какой узкий там берег и что места для палаток найти там очень трудно, особенно сейчас, когда здесь нет ни одной палатки. Решили ехать назад, только вначале посидели, покушали, затем прогулялись, поснимали природу. Несмотря на чёрную воду, всё равно нас окружала красивейшая природа Байкала.

И здесь цветы в большом количестве, красивые и разные.

Лодка рыбаков.

И состоятельных людей.

А это дырявая лодка.

А это баня, хоть сейчас затапливай и парься, очень полезная штука на природе, особенно когда вода в Байкале холодная и для купания не годится. Кто-то построил и оставил для следующих постояльцев.

Вероятно администрация заповедника постаралась, и таких подготовленных мест для стоянок, много.

Шишки почему-то разных цветов.

Сделав последний снимок, садимся в машину и едем на выезд из заповедника. У шлагбаума поговорили с работниками администрации, которые сказали, что надо было останавливаться поближе к въезду в заповедник, там должна вода быть чистой, но уже поздно проверять чистоту воды. На переправе потеряли всего минут 20 и оказались на левом берегу. Нигде не задерживаясь, сразу едем в обратном направлении. Хотелось, пока не село солнце, ещё раз заехать к Черепахе-камню и заснять его без тумана.

Можно сказать, почти успели. На ночёвку расположились недалеко от этого места. День был насыщенный, устали, поэтому сон был хорошим. С утра встали пораньше, быстренько собрались и в дорогу. Наш путь лежит на паромную переправу через Селенгу в Татаурово. День обещает быть хорошим, уже сейчас тепло, +13.

Проехав какое-то расстояние, захотелось справить малую нужду, начал высматривать место, где бы остановиться. Смотрю кафе, а перед ней стоянка. Припарковываюсь, и иду искать туалет, почему-то рядом с кафе не нахожу и смотрю, лесенка ведёт в овраг, а лесенка ещё и с крышей. Пошёл вниз по ступенькам, а там вместо желанемого туалета, бежит родник, да не простой, а лечебный, судя по надписям. Из земли выбегает сразу три ключа, и на каждом надпись: 1. Для лечения глаз, 2. От импотенции, 3. От похмелья. Я поднимаюсь наверх, и иду к машине, и тут вижу на самом видном месте туалет. Рассказываю Ирине о лечебной воде и прошу набрать два первых вида, от похмелья вода нам не нужна. Она надевает резиновые сапоги, без сапог будет трудно набрать воду, не испачкавшись. И идёт по воду. Ну а я пошёл туда, куда собирался. В последнии дни у меня начали чесаться глаза и слезились. Набраной водой я омывал глаза, и скоро глазной зуд у меня прошёл. По всему получается, что не просто так остановился в этом месте и неспроста не увидел туалет, стоящий на виду.

Далее продолжаем путь, обсуждая эту тему. В свете солнечного дня легко находим дорогу на паромную переправу, и вот уже видим небольшую очередь на паром в районе Ильинки. Подождали минут 20, пока подойдёт паром. И вот он уже идёт.

Недолгая погрузка, и мы уже на пароме, цена чисто символическа, кажется, 80 рублей.

Вода в Селенге, очень грязная, это результат прошедших дождей.

Недолгий путь по воде, и уже выезжаем на левый берег Селенги.

Отъехав совсем немного от Ильинки, заезжаем в с. Троицкое, посмотреть Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь.

Это первая православная обитель в Забайкалье, основан в 1681 г. Монастырь активно восстанавливается, думаю, через несколько лет он засияет золотыми куполами и снежной белизной.

Восточная башня.

Свято-Трицкий храм, построен 1785 г.

Надвратная церковь, 17 век.

Работы мужской братии предстоит много. В стенах трещины. Зато деревянное строение сохранилось довольно неплохо, можно реставрировать.

Свой мёд, это, конечно, хорошо!

Как же без цветов?

Осмотрев монастырь продолжили свой путь на юг вначале вдоль Селенги, далее по берегу Байкала. Погода отличная, жара и светит солнце. На границе с Иркутской областью остановились заправить машину и пообедать. Поле вкусного обеда ехать гораздо веселее. Доехав до Култука, сворачиваем налево на дорогу А-164, наша цель, Аршан. В Култуке заехали в магазин купить продуктов и продолжили свой путь.

При въезде в Тункинский заповедник, стоит пост и всех останавливают, нас тоже останавили. С интересом наблюдаем, как к нашей машине приближается полицейский, потирая руки, как бы показывая, что на нас он сейчас заработает. Нас это очень рассмешило, что мы встретили его откровенным смехом. Подойдя к нам, он несколько смутился, спросил нас, не пенсионеры ли мы, на что получил утвердительный ответ. Похоже, пенсионеров пропускают бесплатно, т.к. он пожелал нам счастливого пути, не задавая других вопросов. Дорога отличная. Природа здесь очень красивая.

Очень скоро мы увидели Восточные Саяны. Внушительные горы, стоят как стена, на краю степи.

А вот уже и Аршан.

Въехав в Аршан, были удивлены количеством предлагаемого жилья внаём, ощущение, что попали в курортный городок на черноморском побережье. Еле получили информацию о расположении палаточного городка, все хотят, чтобы приезжающие жили в их домах. Проехали через весь посёлок и ещё проехали деревянный мостик через реку Кынгарга и сразу же справа за мостиком, среди сосен, расположились туристы в палатках. Для палаточников оборудованы специально дощатые настилы, есть питьевая вода и туалет, а вот денег с нас за это никто не попросил.

Поставили палатку, приготовили ужин, поели и пошли осматривать ближайшие окрестности.

Рядом течёт р. Кынгарга.

Ну а это деревянный мостик, позволяет проехать одновременно, только одной машине.

Рядом рынок, и, похоже, это маленький «предприниматель».

Здесь же познакомились с семейной парой из Красноярска, Саша и Лена, они расположились недалеко от нас. На следующее утро мы вместе с ними пошли на водопад. Вначале идём вдоль речки.

Речка бурная, всё-таки горная!

Корневая система и камни доставляют некоторые неудобства пешеходам.

Оригинальный мусорный бак.

Для удобства туристов в особо неудобных местах сооружены лестницы.

Виды потрясающие!

А группа туристов разбила свой лагерь прямо у тропинки, ведущей к водопаду. Скорее всего, ранние ходоки не дали им выспаться.

Расстояние от посёлка до первого водопада всего полтора километра. И вот мы уже у цели.

Этот водопад считается самым крупным, высотой своей он нас не впечатлил, но всё равно красиво. Представляю, какие же следующие 11 водопадов.

У водопада есть даже скульптуры для украшения, очень хорошо придумано.

Осмотрев водопад, решили пойти к следующему, а дороги не знаем, пошли просто дальше, продолжая путь, однако тропинка становилась всё трудней и опасней. Посчитав, что это не та тропинка, поворачиваем назад. Перейдя назад по мостику, я попробовал пройти вперёд по другому берегу, однако и здесь тропинка прерывалась. Так и не найдя нужную тропинку до следующих водопадов, решили отказаться от желания пройти дальше.

И возвращаемся назад в посёлок.

По дороге зашли попить минеральную воду, она течёт по трубам из краников, с тремя разными тепературами, от 11 до 45 градусов. Тёплая не понравилась. Вода лечит органы пищеварения, дыхания, кровообращения и другие виды заболеваний. Для полноценного лечения необходимо пройти полный курс, а лечиться мы не планировали, для лечения нужно приезжать специально. После обеда пошли посмотреть Хойморский дацан, который находится недалеко от посёлка.

Дацан находится в окружении красивых деревьев, и, похоже, там есть экземпляры со столетним возрастом.

Девчёнки-наездницы ждут желающих покататься на лошадях.

На следующий день погода испортилась, похолодало и заморосил дождь. Я с утра решил сходить к мальчику, дающему воду, чтобы снять на камеру, т.к. днём, к нему огромная очередь из желающих набрать воду из первоисточника. Но даже с утра желающих было предостаточно, несмотря на дождь.

Позже пошли посмотреть посёлок.

Проведя два дня в Аршане, мы направляемся в посёлок Жемчуг, он находится на расстоянии около 40 км от Аршана. Если в Аршане шёл дождь и было всего +8, то в Жемчуге было сухо и теплее. Жемчуг находится на правом берегу реки Иркут, правда, выглядит река мелковато.

Огороженная територия для палаточников. Народу, желающего принять лечебные ванны, очень много. Всё более менее облагорожено. Я тоже решил попробовать принять ванну. Выбрал углекислую, с температурой +55 градусов, а есть ещё метановая с температурой +38. Стоит удовольствие 100 рублей, есть раздельные раздевалки, для мужчин и женщин. Принимают ванны однако вместе, под открытым воздухом. Конечно, чтобы получить какой-либо лечебный результат, количество ванн должно быть не менее 6. Время продолжительности не более 15 минут. Очень приятно стоять под струёй тёплой воды, когда на улице прохладно.

Приняв ванну, мы пошли посмотреть, чем торгуют на небольшом местном рынке. Оказалось, что здесь можно купить разнообразные шерстяные изделия из Монголии, цены приемлемы. Мы купили верблюжье одеяло, оно оказалось очень тёплым и лёгким. Больше задерживаться в Жемчуге мы не стали, садимся в машину и продолжаем наш путь в обратном направлении в сторону Иркутска. Немного проехав от Жемчуга, решили покушать в красивом кафе, расположенном слева от дороги.

По бокам два воина.

Кафе очень красивое, снаружи стоят скульптуры средневековых воинов, внутри большое помещение, с хорошей отделкой. Однако уровень приготовления пищи, оставляет желать лучшего. Мы были очень удивлены, как так? Вложить огромные деньги в недвижимость и оставить без контроля приготовление пищи. Возможно, нам просто не повезло, и нас покормили вчерашним, т.к. сегодня посетителей практически не было, а возможно посетителей поэтому и нет, что готовят невкусно. В общем одни домыслы и предположения.

Поев, мы снова продолжаем свой путь. Чуть больше 200 км, и мы уже в Иркутске, здесь моросит дождь. Заправляем полный бак и держим курс на остров Ольхон. От Иркутска до п. Хужир — 280 км. Похоже, мы едем навстречу солнцу. Чем ближе мы подъезжаем к Ольхону, тем меньше туч и больше голубого неба и солнечного света. В Баяндае поворачиваем направо и едем в ожидании гравийки, однако, уже почти везде асфальт, хотя местами волнами. Гравийной дороги осталось всего около 20 км. В Еланцах залили полный бак, т.к. на Ольхоне заправок нет, не хотелось бы застрять на острове с пустым баком. И вот мы уже на берегу Малого моря, Байкала. Желающих ехать на остров нет, пока мы одни.

Пока ждём паром, подъезжает ещё несколько машин. Я разговорился с водителем маршрутки, и в ходе разговора рассказал, что, куда бы мы ни приезжали, если сейчас там хорошая погода, то через пару дней, после нашего приезда, она обязательно испортится. Он посоветовал нам «побурханить» на погоду, на самом высоком месте, по дороге в Хужир. Скоро подошёл паром, и мы быстренько погрузились.

Почти пустой паром, повёз нас на остров Ольхон, проезд бесплатный.

Оказавшись на Ольхоне, отметили, что гравийная дорога стала гораздо лучше, а возможно это результат солнечной погоды. Останавливались запечатлеть вид Малого моря на фоне заката солнца.

Поднявшись на самое высокое место по дороге на Хужир, увидели, где нужно «бурханить». Ведь нам обязательно надо «побурханить на хорошую погоду. Оставили местному «богу» сладости и денег, не поскупились, очень уж хотелось солнечную погоду на природе. Приехав в Хужир, решили снять домик у прежней хозяйки, у которой снимали два года назад, кстати, моя тёзка, хоть и бурятка. После недолгих поисков, адреса мы не помнили, нашли искомый дом. Я пошёл в дом, узнать о наличии свободного домика, и был узнан и принят как самый близкий родственник. Очень приятно, когда тебя помнят и так тепло встречают. Мы сразу же загоняем машину во двор и вселяемся в домик. Здесь всё та же идеальная чистота и порядок. Познакомились с соседями, поужинали и завалились спать.

На следующий день, позавтракали и поехали к главному символу Байкала, мысу Бурхан, она же скала Шаманка.

Красота!

Полюбовавшись видами сверху, я спустился вниз, рассмотреть скалу поближе.

У священой скалы мирно пасутся коровы.

Осмотрев Шаманку снизу, поднялся наверх.

Великолепный Сарайский песчаный пляж, ещё бы и воду тёплую! В прошлый приезд я там искупался.

Потихоньку продвигаемся на север вдоль берега, с небольшими остановками.

Остров Матадэ, в народе крокодил. Он и вправду очень похож (правый остров). Второй остров носит название Ёдор (Беленький).

Поражает обилие и разнообразие цветов.

Из степной полосы, въезжаем в лесную. И перед въездом в лес, увидели шлагбаум, перекрывающий дорогу. Рядом стоит УАЗик и три человека охраны. Оказывается, сейчас посещение северной части острова на своих автомобилях запрещено. Разрешается ехать только на автомобилях местных перевозчиков, которые работают от турфирм. Всё это, конечно, мотивируется защитой природы. Нам предложили воспользоваться услугами перевозчиков. Нас, конечно, этот вариант не устроил и мы попробовали договориться о проезде. Предложили водку, деньги, получили отказ. Тогда применили способ добрых человеческих отношений, и в результате переговоров, шлагбаум был поднят и нас пропустили с небольшой инструкцией. Чтобы свободно проехать, надо подъезжать к этому месту пораньше, до восьми часов. Думаю, со временем проезд на личных авто перекроют совсем. Ну а мы продолжаем путь на север острова, к мысу Хобой. Охрана ещё сомневалась, сможем ли мы проехать песчанник? А «сузуки» по песку идёт просто великолепно.

А это всё ещё продолжается песчаный пляж.

Здесь обнаружили, что песок на берегу имеет два цвета, и они разграничены.

Заканчивается лесная полоса, и снова начинается степь. Дорога по лесу гораздо хуже, местами проезд затруднителен, даже несмотря на то, что дождей не было несколько дней, в некоторых местах непроходимая грязь. Благо, любую грязь можно проехать по другим ответвлениям дороги, которые, правда, не намного лучше. По степной дороге можно ехать с ветерком, дорога сухая и ровная. Скоро нагнали двух молодых людей, парня с девушкой. Москвичи, автостопщики.

Саша и Толя.

А нас им не пришлось даже останавливать, мы сами остановились. Познакомившись и немного пообщавшись, автостопщиков взяли с собой. Машина сразу почувствовала груз и изрядно подсела. Рюкзаки у них тяжёлые, я помог девушке снять рюкзак, и был очень удивлён, как она несёт такую тяжесть? Саша мне сказала, что главное закинуть на спину, а там уже полегче. Представляю «полегче» после 5 км пешком! Конечно, мы удачно их подвезли, а то до Хобоя, ещё идти им надо было чуть более 10 км. Возможно, дошли бы только к вечеру. Что меня удивило в этой парочке, то, что они проводят вместе месяц своей жизни, ночуют в одной палатке, однако не планируют дальнейшую совместную жизнь. Вот времена, вот нравы! Конечно, это их жизнь, и им решать свою судьбу, а мы наверно немного притормозили во времени. Уже вместе с молодёжью, мы подъехали к мысу Саган-Хушун или «Три брата».

Снять хорошо мыс Три брата, чтобы было видно три скалы, возможно только с воды. Продолжаем наш путь, нам осталось ехать уже совсем немного, около 5 км. И вот мы у цели, мыс Хобой! Самая северная точка острова Ольхон. Здесь распрощались с Сашей и Толей, они пошли подыскивать себе место для установки палатки. А мы пошли на крайнюю точку острова, от места стоянки авто, надо ещё пройти пешком метров 500.

Вот она, наша тропинка.

Очень красивый вид, но полностью хорошо лицезреть нам помешала погода, с начавшим накрапывать дождём. Поэтому нам пришлось немного поторопиться с отъездом назад. Однако дождь, вскоре перестал, и мы смогли делать остановки, чтобы запечатлеть красивые виды.

На обратном пути, блокпоста уже не обнаружили. Вернувшись в домик, сразу заказали баню. Баня у хозяев для гостей отдельная и очень хорошая, попарились берёзовым веничком от души. А после бани душистый, ароматный чай из байкальской воды. Самый лучший чай! В этом и есть счастье человеческое. Что ещё нужно туристу, после многодневных путешествий?

На следующий день спим долго, этому способствует дождь, идущий за окном. Встаём в 9, погода не располагает к прогулкам, +11. Узнаём прогноз на ближайшие дни, улучшения погоды в ближайшие три дня не ожидается. Видать, не услышал нас бурятский бог, хоть мы и бурханили. А может, иноверцев не признал, мол, идите молитесь своему богу, а мы и у своего просили, бесполезно! Как только мы собираемся пожить на природе, тут же начинается дождь. Хотя Ольхон, считается местом, где выпадает наименьшее количество осадков, примерно как в Средней Азии. Но это без учёта нашего приезда, там где мы, там дожди на протяжении всей дороги. Завтракаем, складываем вещи в машину и прощаемся с хозяевами.

Сегодня держим путь на Иркутск. От Хужира до паромной переправы, 36 км. При подъезде обнаружили, что паром только отошёл и нам придётся простоять в ожидании не меньше часа. Переправившись на материк, продолжаем путь сначала по гравийке ненадолго сменяемый асфальтом, который всё-таки переходит в постоянное дорожное покрытие. В Баяндае решили пообедать в кафе «Экспресс», ужасно! Других слов просто нет.

Чем ближе подъезжаем к Иркутску, тем больше солнца, это нас очень радует. Вот проезжаем Хомутово, решили сделать остановку и запечатлеть медведя, которые раньше водились в этих краях, в огромном количестве.

А тут и до Иркутска рукой подать. Приехав в город, позвонили насчёт квартиры, получив адрес поехали искать. Навигатор привёз совсем не туда, оказывается, это новый дом и в навигаторе его ещё нет. Ищем методом расспроса. Вот к месту нашей стоянки подъехала машина, я решил узнать про адрес у водителя, пока его товарищ пошёл в магазин. Но когда я подошёл и спросил, понял, что сделал ошибку, водитель был в невменяемом состоянии, очень сильно пьян! Я был просто в шоке, что этот человек ездит по улицам города и в любую секунду может совершить аварию с непредсказуемыми последствиями. Его разъяснения я даже не выслушал до конца, разве можно понять пьяного, даже если он что-то знает? Тут вышел его товарищ с очередной бутылкой и они уехали. Что тут можно сказать? Созвонились ещё раз с агентом, и она нас сопроводила до дома.

Квартира отличная, всё для проживания есть, как у себя дома. Воспользовались стиральной машинкой, выстирали, погладили, т.е. привели себя в порядок. Я съездил на мойку, помыл машину. Помыли, правда, неважно, хотя хозяин заставил повторно помыть, но большое количество насекомых и верхний бокс немного усложняют мойку, хотя я эту услугу дополнительно оплачиваю. Главная причина кроется в том, что мойка открылась совсем недавно, и мойщики ещё не имеют опыта. Как бы то ни было, я не стал настаивать на тщательной мойке, ведь впереди у нас ещё много километров и насекомых.

Поужинав, мы решили прогуляться по городу. Город нам уже знаком, здесь мы были 2 года назад, и за это время он успел сильно изменится в лучшую сторону. Хотя и без этого Иркутск очень красив, это жемчужина Сибири! Здесь очень много старины, как каменной, так и деревянной. И всё сохраняется в наилучшем виде. Вначале поехали на набережную Ангары, там установлен памятник Александру III.

Рядом находится в очень красивом здании, построенном в 1883 году, краеведческий музей.

Выпускницы школы.

Поехали дальше.

Охранник этого здания сказал, что когда-то здесь был публичный дом.

Следующая наша остановка на набережной Ангары, где совсем недавно установили памятник основателям Иркутска в честь 350-летия города.

Памятник вызвал немало споров из-за названия, официально основателем считается Яков Похабов. Место для памятника выбрано очень удачно, здесь рядом расположены самые ранние городские постройки.

Собор Богоявления, построен в 1741 г.

Красивейший собор, с великолепной отделкой! Дальше прогулялись по набережной вдоль Ангары.

Триумфальная арка «Московские ворота».

Оказывается в Ирутске есть и такие семьи!

В Иркутске очень красивые девушки!

Возвращаемся обратно в направлении Спасской церкви. При подходе наблюдаем колонну из лимузинов, позднее выяснилось, что это вчерашние школьники, а сегодня они выпускники, прощаются со школой и детством.

Вот они, красавицы-выпускницы!

Памятный камень основателям Иркутска рядом со Спасской церковью.

Спасская церковь, построена в 1706-1710 гг. Одно из первых каменных сооружений города и единственное сохранившееся строение бывшего кремля. Уникальность церкви состоит ещё в том, что это единственная церковь в Сибири, на наружных стенах которых имеется живопись. Живопись на внутренних стенах не сохранилась.

Рядом с церковью установили памятник Петру и Февронии.

На этом решили на сегодня закончить прогулку по вечернему Иркутску и ехать отдыхать.

Утро следующего дня, обрадовало нас прекрасной солнечной погодой. После всех утренних процедур продолжили осмотр города. На нашем пути в историческую часть города находится красивый фонтан. Сделали остановку, чтобы сделать снимки.

Заехали на заправку, заправили на 500 руб. бензина, лучше бы мы этого не делали, такого плохого бензина мы ещё нигде не заправляли. Хорошо, что залил не полный бак, наверное, заправка вызвала какие-то сомнения. Подыскав цивильную заправку с именем, долил 95-го до полного, таким образом была более-менее решена проблема.

Дальше едем на новую улицу «Старого Иркутска». Дома все новые, строятся в стиле старины, только на мой взгляд, место выбрано неудачно, в таком месте должна быть пешеходная зона.

Задумка прекрасная, и дома выглядят очень красиво. А напротив, через дорогу, есть один дом, на самом деле старинный.

А за этим домом находится Крестовоздвиженская церковь, 1758 года постройки. Необычайно красивый храм. Богатый орнамент заполняет все поле стены храма, почти не оставляя свободных плоскостей. Сложнейшие узоры созданы различными комбинациями геометрических фигур. Характер орнамента и скульптурная пластика стены вызывают ассоциации с восточными мотивами. В каменном убранстве Крестовоздвиженской церкви присутствуют монгольские мотивы — воистину своеобразный привкус соседнего Востока! Жаль, что снять его полностью, нет никакой возможности. Так что, я в подробностях покажу детали и орнаменты церкви.

Как и везде, сидят попрошайки, которых церковь не приветствует, т.к. обычно это люди, собирающие деньги на спиртное, за некоторым исключением.

Обошёл церковь вокруг, но так и не нашёл точки для общей съёмки. Затем зашли в храм и поставили свечи.

Это единственный храм в Сибири, в котором сохранился интерьер 18 века. Здесь венчался Геннадий Невельской, адмирал, доказавший, что Сахалин — это остров. Далее мы поехали к музею декабристов. Недалеко от музея, в скверике стоит памятник жёнам декабристов.

Прототипом послужила княгиня Мария Волконская, кстати, именно в их доме и располагается музей.

Хозяйственные постройки.

Каретная.

Рядом находится храм Преображения господня, 1795 г.

И деревянные дома.

В этом здании, конца 19 века, разместился «Музей городского быта».

Интересная площадка с уменьшенными копиями.

Со двора наблюдаем по соседству красивейший шедевр деревянного зодчества.

Выходим на улицу и направляемся к заинтересовавшему нас, дому.

Повернули за угол, и вот он, красавец!

Адрес этого великолепия, ул. Энгельса, 21. Дом купца Шастина. Сейчас это Дом Европы.

Красота! И всё это сделано человеческими руками! Таким трудом, невозможно не восторгаться.

А рядом находится ещё один шедевр, конечно, уступает первому, но тоже красив.

Далее мы продолжаем осмотр деревянного зодчества и направляемся осматривать усадьбу Сукачёва, находящемуся по ул. Декабрьских событий, 112. Дом построен в 1882 г.

Мы уже немного подустали и проголодались, поэтому поехали искать, где бы пообедать. Скоро нашли кафешку, обедали на улице напротив фонтана и смотрели, как ребятня мокнет в струях фонтана.

Рядом с кафе находится музей города, здание построено в 1884 г. для начального училища.

После обеда поехали в Знаменский женский монастырь, образованный в 1689 г. На территории монастырского кладбища похоронены известные люди: Григорий Шелехов, присоединивший Аляску к России, княгиня Трубецкая и декабристы.

Рядом с монастырём установлен памятник адмиралу Колчаку, который расстрелян возле монастыря.

Зашли в церковь, поставили свечи.

На обратном пути от монастыря запечатлели пчелу.

Вернулись в центр.

Памятник туристу, которых тут великое множество.

А это мы вышли на пешеходную улицу. Особо интересного ничего не нашли.

На этом осмотр города закончили, конечно побывали и в магазинах, купили сувениры. И поехали отдыхать.

На следующий день встаём в 8 ч., звоним агенту, чтобы приехала получить оплату за жильё, говорит, что приедет брат. Брат не приезжает, просит, чтобы деньги оставили консъержке из дома напротив, что мы и делаем. Рассчитавшись с долгами, забираю машину со стоянки, грузимся и выезжаем в сторону Красноярска. Дорога хорошая, гравийка только от Тулуна до Тайшета в общей сложности составила 35 км (специально замеряли). Шло чередование, асфальт, гравийка. Немного не доехав до Красноярска, заночевали в придорожной гостинице.

Утром сразу поехали на «Столбы». Подъехали к въезду и узнали, что в связи с высокой пожароопасностью, посещение природного заповедника, запрещено. Хотя и запрещено, но охранник не препятствует посещению. Машину оставляем у въезда, и идём на Столбы, до них 5-6 км.

Таких, как мы, туристов, проходящих в запрещённый период, немало. Сначала дорога асфальтированная.

Часто по пути следования попадаются места для отдыха, хотя туалетов гораздо меньше.

Есть паралельные цивильные тропинки.

Скоро асфальт заканчивается и начинается гравийка.

Мы у финишной прямой, осталось подняться по лесенке и начинаются Столбы.

Лестница очень затяжная. И вот мы подошли к началу Столбов.

Есть указатели и протоптанные тропинки.

Перья.

Удивительно, как умудряются берёзки расти на голых камнях?

Дед.

На столбах водружают флаги.

Вот и снова в начале Столбов, осмотр закончен.

Ходить по Столбам, если не подниматься наверх, не так и сложно, только жаркая погода доставляет некоторое неудобство и мучает жажда. Обратная дорога была немного полегче, идти все-таки под гору.

Вернулись в город и занялись поиском квартиры. В Красноярске это дело поставлено хорошо, найти кватриру не составляет проблем. Очень скоро мы уже заселились и можем поесть и отдохнуть. Ближе к вечеру пошли прогуляться по городу. В скверике обнаружили памятник архиепископу.

Архиепископ Лука-врач и священнослужитель.

Отсюда увидели костёл, мы знаем, что в данное время там распологается органный зал. Здание построено в 1911 г.

Рядом находится дом ксёндза, 1910 г. постройки.

Увидев много людей, догадались, что скоро должен начаться концерт. А мы с Ириной давно мечтали побывать на концерте органной музыки. И к нашему счастью ещё не все билеты были проданы и мы попали на концерт. Сегодня играет японская органистка Хироку Иноуэ, родилась и училась в Японии, а потом в России. В данное время работает в Калининграде в качестве солистки-органистки. Мы смогли вдоволь насладиться органной музыкой, японских и европейских композиторов.

Немного покажу внутренний интерьер:

После концерта продолжили нашу прогулку по городу.

Памятник красноярцу, художнику Андрею Поздееву.

Фотограф.

Пушкин с Гончаровой.

Фонтан «Адам и Ева».

Дальше поехали в центр.

Перейдя по мосту, сначала сходили в столовую, находится здесь же на углу, кстати очень вкусно поели и пошли смотреть фонтаны.

Цветомузыкальный, танцующий фонтан.

Город готовится к празднованию 384 дня рождения. Кстати, на следующий день я, прочитав плакат о возрасте города, решил проверить знания о возрасте города у доблестных сотрудников полиции, капитан и майор, ответить не смогли, хотя ответ висел буквально в 10 шагах от них. Похоже, не интересуются историей родного города.

Каскадный фонтан «Реки Сибири».

Внизу увидели молодого человека, играющего на волынке и игрушечных человечков, танцующих под его музыку.

Памятник Чехову.

Поднявшись наверх, полюбовались танцующими фонтанами, наверно, когда совсем стемнеет, выглядит вообще прекрасно. Долго любоваться не смогли, т. к. за сегодняшний день мы исходили много, и усталость брала своё, надо ехать отдыхать.

На следующий день продолжили осмотр города. Хоть было и тепло +17, однако было пасмурно и город находился в дымке. Подъехав в центр, обнаружили, что праздник по случаю Дня города в полном разгаре.

На площади выстроились в ряд ретроавтомобили. Выставлены, как отечественные так и зарубежные. Желающих посмотреть их было очень много.

ГАЗ-51, последний экземпляр этой марки автомобиля я лично собирал во время работы на ГАЗе, выпустили его, покрасив в розовый цвет.

А ГАЗ-69, мой служебный автомобиль, во время службы в рядах Советской Армии.

Поехали дальше, посмотреть другую точку празднеств. Городские праздники, не самые лучшие дни для таких, как мы туристов, т.к. проезд местами перекрыт, а объезжать, когда не очень хорошо знаешь город, да и найти стоянку для машины, очень проблематично. В общем время теряется без пользы, очень много.

Белая лошадь. Скульптура установлена на берегу Енисея, в историческом месте, здесь в 17-м веке впервые высадились казаки во главе с Андреем Дубенским для строительства острога. Наверное, поэтому казаки собрались в этот день, именно в этом знаменательном месте.

Мост через р.Енисей.

Дальше поехали к памятнику основателя города, Андрею Дубенскому, отсюда находится совсем недалеко.

Дальше поехали на ул. Ленина. Здесь нас в первую очередь интересует деревянный дом купца Цукермана. Он построен в конце 19 века, а настоящий вид приобрёл в 1911 г.

Думаю, это лучший дом деревянного зодчества, из сохранившихся в Красноярске, если раньше в нём даже жил сам губернатор Енисейской губернии Теляковский Л. К.

Дом очень красив, и мы долго любовались этим шедевром!

Ворота составляют единое целое с домом.

Рядом есть ещё красивые деревянные дома, но нуждаются в реставрации.

Пожарная часть, 1894 года постройки.

На этом заканчиваем осмотр Красноярска и выезжаем в сторону Абакана. По пути заезжаем на смотровую площадку. При въезде «мужичок с гармошкой».

Сюда подъезжают свадебные кортежи. Девушка снимает как раз участников свадьбы, ну а я заснял её.

Вид на могучий Енисей, жаль, дымка мешает чёткости окружающего вида. Посмотрев на Енисей, продолжили наш путь. Немного отъехав, остановились в понравившейся кафешке пообедать. Покормили очень вкусно. Можно обедать на свежем воздухе под навесом, в тёплую погоду, это отлично. Победав, поехали дальше, начал моросить небольшой дождь. Состояние дороги от Красноярска оставляет желать лучшего, идёт по горной местности. Доехали до Тюпского перевала, здесь начинается Хакасия.

Дорога идёт по степи, вдалеке увидели летающих парашютистов, и кстати летают очень долго.

Так как мы здесь увидели могильники, менгиры, и решили сходить посмотреть. Кстати, дождь перестал и мы смогли с удовольствием прогуляться по степи.

А ещё здесь оказалось очень много земляники, поели на славу и поехали дальше. Задолго, при подъезде к Абакану увидели рекламу о сдаче квартир посуточно. Похоже, с жильём здесь проблем не будет. И вот мы уже доехали.

При въезде в Абакан нас приветствует стела «Лора» — символ столицы Хакасии. Памятник, в виде хакасской женщины с протянутой чашей, гостеприимно встречает путников.

Сняли жильё, пока ехали на квартиру, обнаружили, что в городе тоже проходит праздник, День молодёжи, мною уже подзабытый, у нас его не празднуют после отмены Советской власти. Поехал ставить машину на автостоянку а на обратном пути зашёл в супермаркет, купить продуктов. Говорили, что сегодня после 15 ч. продажа алкоголя запрещена, однако, похоже, для этого супермаркета запрет не касался. По крайней мере наблюдал, как покупают пиво, а запрет на напитки свыше 1,5 градуса и выше.

Утром следующего дня, поехали осматривать город, и сразу попали к скульптуре « Старик и пиво», очень интересная реклама пива!

Едем дальше, и подъезжаем к монументу « Жертвам политических репрессий».

Статуя скорбящей женщины-матери, жены или сестры, сразу вызывает сострадание, а далее находится расстрельная стена с именами.

У детской больницы увидели композицию «Нежность».

Круглые часы с надписью «Делу время, потехе час»

По замыслу авторов, скульптурная композиция подскажет любому горожанину, не увлекся ли он отдыхом, или, наоборот, не пора ли завершать работу.

Главный интерес в Абакане, у нас вызывал Парк топиарного искусства. Туда мы и отправляемся, находится он в самом центре города. Это уникальный, первый в России парк топиарного искусства, открылся 15 августа 2007 г. Его создатель, Василий Антропов, по профессии, ландшафтный дизайнер. В парке столько всего необычного и интересного, что не побывав в этом парке, нельзя сказать, что ты был в Абакане. Думаю — это главная достопримечательность города, ибо ничего подобного нет ни в одном городе нашей страны.

Решил попробовать отдых в гамаке, раньше как-то не получалось.

В воде плавают экзотические рыбы.

Есть здесь и живой уголок.

Мы были в восторге от всего увиденного, здесь можно с удовольствием проводить свободное время, наслаждаясь окружающим ландшафтом. Уходить не хотелось, но надо. Работник парка, которому мы выразили свои восторги, сказала, чтобы приходили в вечернее время, тогда он выглядит совсем по-другому. Купили сувениры и поехали дальше. Буквально рядом находится Спасо-Преображенский собор.

Интересен тем, что на церкви есть часы, раньше ничего подобного не видел.

Необычный фонтан.

Пётр и Феврония.

Продолжая осмотр города, засняли фотографа за работой.

Гостиница «Абакан».

При выезде из города в сторону Кызыла, стоит храм в честь равноаппостольных Елены и Константина.

Здесь же недалеко сняли в банкомате банка Хакасии деньги и к своему удивлению, с нас не взяли никаких комиссий, как в родном городе. Вот ещё один большой плюс в отношении как города так и вообще Республики. Выезжаем из города в сторону Кызыла, буквально сразу за городом проезжаем по мосту Енисей и уже оказываемся в Красноярском крае. Сегодня мы направляемся в Государственный природный парк «Ергаки». Немного моросит дождь и пасмурно. Расстояние примерно 180 км. И уже очень скоро нам открылся великолепный вид на Ергаки, несмотря пасмурную погоду, мы обомлели от увиденной красоты! И, конечно, не смогли не остановиться и полюбоваться на расстоянии Западными Саянами.

В горах ещё не везде растаял снег, хотя здесь уже стояла очень жаркая погода. Проехав ещё немного, подъехали к «полке», так здесь называют противолавинную галерею на 603 км, расстояние около полутора километров. Работы по строительству ещё идут.

Проехав «полку», видим часовню и делаем остановку. Оказалось, что это место крушения вертолёта МИ-8, в которой погибли губернатор Красноярского края Александр Лебедь и ещё 9 человек. В память об этой трагедии и поставлена часовня и памятный камень с именами.

От этого места проехали совсем немного, как увидели этот плакат.

Остановились, место красивое.

Озеро Ойское.

Напротив, через дорогу, находится база отдыха «Ергаки». Спросили у водителя грузовика, стоявшего на стоянке, отсюда ли ходят в Ергаки? Он подтвердил. Едем на базу узнать, что да как и почём. От дороги до базы, всего метров 100. Поставили машину на стоянку, и пошли искать домик администратора. Дождь продолжает моросить и подгоняет нас в поиске. Вот и домик с администратором.

Зайдя к администратору, поинтересовались о наличии свободных мест. Места есть, но ценник нас немного огорчил, дело в том, что на выходные цена завышается на 30-50%. А сегодня было ещё воскресенье, и действовал выходной прейскурант цен. Но в результате небольших переговоров, мы сняли жильё по цене будних дней, по 1 200 руб. на три дня.

Наша комната в этом доме, общий коридор, два этажа, туалет и душ на этаже, телевизор есть, но не показывает, хотя тарелка висит. При вселении в комнате было прохладно, обещали включить отопление. Обещание выполнили и топили как зимой, что спать пришлось с открытыми дверями не только в коридор но и на улицу. Перестарались однако! Узнав, что на базе есть столовая, пошли ужинать, заодно осматривая территорию.

Есть место для жарки шашлыков.

Дорожки проложены дощатыми мостками, так что после дождя не приходится месить грязь.

База находится в красивом месте, с великолепными видами. Очень много цветов.

Есть волейбольная площадка.

И вот мы уже подходим к столовой. Отношение персонала к отдыхающим выше всяких похвал, просто душевное. К каждому особое внимание. Хотя меню было очень скудным, по причине задержки с завозом продуктов. Однако даже имея малый ассртимент продуктов, из них готовят очень вкусные блюда. Мы вкусно и сытно поужинали, заодно получив положительный заряд от добрых людей. У сидящих здесь местных работников поинтересовался, как пройти на Ергаки, мне объяснили, что лучше на машине проехать дальше, у МЧС оставить машину без присмотра и дальше идти пешком. Без присмотра оставлять машину не хотелось. Второй вариант: идти отсюда пешком сразу, правда, расстояние увеличивается на 5 км в одну сторону. Поинтересовался, где идёт дорога или тропинка, сказали, что сразу за домиками. Вроде всё, что нужно разузнал, думаю, завтра пойду по длинному пути.

Такой плакат висит на столовой. Похоже, народ здесь дружит с юмором.

А это изречение висит на домике администрации. Согласен на все 100%.

Бегают белки, совсем не боятся людей.

Кругом нас окружают цветы.

Утром, следующего дня, поднялся в 6 часов. Позавтракал, собрал рюкзак, попрощался с женой и в 7 часов тронулся в путь, на Ергаки.

Выйдя из домика, обнаружил, что сегодня великолепный тёплый и солнечный день. Видя такое расположение к моему походу со стороны природы, я бодро зашагал навстречу красоте. А красота не заставила долго ждать, отойдя совсем немного от домиков, увидел огромное пространство цветов. Но мне в начале моего пути было не до любованиями красотой, нужно было найти тропинку, ведущую на Ергаки. Прошёл вдоль границ базы и не нашёл хоть что-то близкое похожее на тропинку. Тогда решил пока идти просто по направлению.

Однако этот вариант оказался непростым, т.к. до этого шли дожди и трава, и земля были мокрыми, местами была просто грязь и ручейки, которые проходить было очень сложно. Буквально минут через 15-20, я был абсолютно мокрым, аж до самого пояса! Хотя я, по совету бывалых с базы, надел сапоги, ноги мои были полностью в воде. Один раз попытался снять и вылить воду из сапог и выжать носки, однако не прошло и пяти минут ходу, как в сапогах снова захлюпало. Идти было очень трудно, весь мокрый, хотя и светит яркое солнце, под ногами грязь, а местами и трясина. Не хотелось в дополнение ещё вываляться в грязи. И я иду напролом по высокой и мокрой траве в гору, и всё никак не нахожу какой-либо тропинки, чтобы идти не поливая себя ежесекундно водой.

Конечно, я видел красоту вокруг, и отличный вид на базу сверху, особенно при ярком утреннем солнце. Но не было абсолютно никакого желания доставать фотоаппарат и снимать, настолько трудно было идти по мокрой траве в гору. Но как бы то ни было, наконец, я выбрался из дебрей и обнаружил не только тропинку, а целую дорогу, да в стороне уже не росла высокая трава. Выйдя на сухое место, присел на пригорок отдохнуть и немного обсушиться. Вылил из сапог воду, вытащил мокрые стельки сушить и выжал мокрую одежду и носки. Немного посидел, обсох, на ноги намотал взятые с собой сухие портянки, а мокрые носки, повесил сзади на рюкзак сушиться. Боялся, что при ходьбе в мокрых носках натёр себе мозоли, однако не успел, я вовремя высушил ноги и поменял на сухие портянки. После всех этих процедур можно и оглядеться по сторонам и запечатлеть окружающую красоту на фотоаппарат.

Поднявшись на гору, моя дорога начала потихоньку идти вниз и идти стало немного легче.

Очень скоро моя одежда уже высохла, солнце и лёгкий ветерок сделали своё дело.

Куртку уже снял и шёл в одной футболке. Кругом обалденная красота!

Скоро пересёк небольшой ручей.

И вот я уже дохожу до МЧС. Первые пять километров пройдены. Слева стоят палатки, а справа капитальные здания.

Вот до этих строений можно доехать на машине, и здесь же их и оставить. Чего я не захотел и решил пройти более трудным путём.

У строителей узнал, как мне идти дальше. Нашёл тропинку, здесь она уже хорошо протоптана, похоже народу ходит очень много.

Места очень красивые, поэтому фотоаппарат я уже не убирал, да и идти стало гораздо легче. Насекомых никаких нет, идти очень комфортно. Иду и наслаждаюсь окружающей красотой!

Попадаются очень грязные места, но я в сапогах и для меня они препятствием не являются.

Небольшие речушки, через которые есть символические мостики в виде досок или брёвен.

Вот и первое озеро на моём пути, вода наичистейшая и смотрится очень красиво. Рядом стоят палатки отдыхающих туристов.

Иду дальше, вижу очень много палаток МЧС, здесь надо зарегистрироваться и рассказать о своём маршруте и количестве дней пребывания в заповеднике, что я и сделал. На обратном пути нужно обязательно отметиться, чтобы тебя не искали. От палаток МЧС до озера Радужное уже рукой подать, всего метров пятьсот.

Вот прошёл ещё пять километров и вышел к озеру Радужное.

Вдалеке уже виден «Спящий Саян» и «Висячий камень».

На берегу Радужного очень много туристов, расположившихся в палатках. Отсюда удобно совершать ежедневно радиальные выходы по разным маршрутам.

Молодёжь любит поспать, и к моменту моего подхода к озеру многие ещё только просыпались, а некоторые собирались на радиальный выход. Походив у озера с полчаса, я с небольшой группой пошёл на «Висячий камень». Хотя ребята шли, кажется, на озеро Светлое, но до определённого места нам было по пути. Они уже ходят здесь не первый день, так, чтобы сэкономить время на поиски правильных тропинок, мне было удобно идти с ними. Отсюда уже начинаются дороги потруднее, тропа всё время идёт на подъём и с препятствиями.

Дойдя сюда, наши дороги разошлись, ребята пошли прямо, я же — налево.

Перевал называется «Ноги»

Поднявшись на перевал, идти становится легче.

Открывается вид на обратную сторону горы и озеро Нижнее Буйбинское.

А это озеро Радужное, откуда я и пришёл, отсюда кажется совсем крохотным. И какой открывается вид! Просто великолепно!

Некоторые ходят по этой верхушке перевала, на котором не расстаял ещё весь снег, на перевал Художников. Отсюда хорошо виден профиль «Спящего Саяна».

Спящий Саян — уникальное творение природы, цепь скал, которая очень напоминает спящего человека. Про Спящий Саян существует множество легенд и мифов. Самая известная легенда рассказывает, что это мудрый и добрый богатырь, который охраняет здешние места и сокровища. Он проснется и встанет на защиту, когда этим местам будет угрожать опасность.

И вот, я уже подошёл к первой цели своего пешего похода. Никого ещё здесь нет.

Висячий Камень. Это огромный валун размером с локомотив, его длина равна 17 метрам, а вес, около 40 тонн, который повис над пропастью, над озером Радужным. Другая легенда гласит, что когда Спящий Саян проснется, тогда упадет Висячий Камень в озеро, и наступит конец света. Площадь опоры камня так мала, что кажется — тронь рукой, и он упадет.

Отсюда можно дойти до пика Орешек.

Недолго здесь я пробыл в одиночестве, очень скоро сюда подошла уйма народа.

А этот малыш пришёл сюда своими ногами и пойдёт ещё дальше, так воспитывает его мама, любительница походов по горам.

Руководителем подошедшей группы была женщина с палочкой, преклонных лет. Я решил узнать у неё, как мне лучше пройти до «Параболы». Женщина оказалась очень участливым человеком и очень мне помогла. Сказала, что как раз сейчас туда идут её ребята и я смогу пойти с ними, а пока я могу идти вперёд, до перевала Художников, там я и примкну к группе. Поблагодарив добрую женщину, я отправился на покорение следующего перевала.

Сначала нужно спустится вниз, а уже потом двигаться в сторону перевала Художников. Идти приходится по курумнику, огромным скальным камням, очень трудно с непривычки. Надо постоянно перепрыгивать с камня на камень, а иногда слезать, а затем снова лезть вверх на камень. Такая ходьба отнимает очень много сил.

Идти надо долго и упорно, часто приходится останавливаться для отдыха. Очень хочется пить, благо с водой проблем нет, жажду утоляю водой из озера.

Второе июля, а снег ещё не растаял. Зато какое обилие цветов!

Спустившись вниз, пообедал и, немного отдохнув, продолжил свой путь.

Пик Орешек.

Прошёл курумник, однако идти легче не стало, т.к. начался подъём на перевал Художников. Этот перевал имеет 2А-категории сложности, хотя со стороны озера Нижнее Буйбинское не сложный, тропинка идёт по травянистому склону. Высота перевала составляет 1 880м. Однако не сложный никоим образом не означает, лёгкий! Идти на подъём становится всё труднее, а склон всё круче.

На озере наблюдаю группу купающихся, а вода там очень холодная.

Потихоньку поднимаюсь всё выше, приходится часто отдыхать, а заодно и фотографирую. Идущих навстречу и попутно становится всё больше. Ощущение, что гуляешь по городскому парку.

И вот наконец, я добрался до седловины перевала.

Я на вершине перевала Художников!

Отсюда открывается великолепный вид, как на запад, так и на восток! Благо и погода благоприятствует мне!

Пик Молодёжный.

Пик Орешек с перевала Художников.

Так выглядит озеро Нижнее Буйбинское с перевала Художников.

А это озеро Художников, цель моего похода. Хотя вернее будет сказать, конечная точка. А главной целью, является Парабола, которая хорошо смотрится, от этого озера.

Поднявшись на перевал, обнаружил кучу людей, а в основном, ребятишек. Ко мне подошёл руководитель группы, и сказал, что его попросили взять меня с ними, а эту женщину он очень уважает, так что не смог отказать. В процессе знакомства выяснилось, что это группа «трудных» подростков из Абакана в возрасте 14-16 лет. Не знаю, чем уж они там трудные, пацаны мне очень понравились, вежливые, отзывчивые, упорные, не ленивые. Детей было 8 человек, руководитель и три преподователя.

На перевале пришлось ждать ещё не дошедших ребят минут 30-40. Я провёл это время с пользой, отдохнул и поснимал. Перед спуском вниз фотоаппарат я сложил в рюкзак, чтобы не мешал, поэтому снимков во время спуска не делал. Вскоре мы пошли, вначале немного прошли в сторону пика Курсантов, а уж затем резко идём вниз. При спуске в сторону озера Художников, нужно найти на седловине тропу, которая ведёт вверх, и через 50 метров выводит к каменному лазу.

После спуска по кулуару спускаемся вниз по средней осыпи, хотя вроде есть и другая тропа, полегче. Спуск был настолько крут, что если бы я был один, и не видел, как по нему спускаются люди, ни за что бы не пошёл. Для меня всё это было впервые и поэтому сложно и страшновато. Я видел, с какой лёгкостью преодолевают преграды пацаны и поэтому старался не отставать. К слову сказать, обузой для группы я не был, всегда шёл со всеми вместе, не отставая. Группу замыкал преподаватель, видимо, для страховки. Во время спуска останавливались несколько раз для отдыха. Меня всё время не отпускала одна мысль: «Как я смогу обратно подняться на перевал!?» Перевал с этой стороны был настолько крут, наверное градусов 75! Почти отвесная скала. Как бы то ни было, наконец мы всё таки спустились вниз, в долину огромных камней! Кто-то устал и отдыхает, а руководитель Руди (если не ошибаюсь с именем) и Дима легко взбежали на огромный камень. Уклон камня большой, нужна скорость и сноровка, чтобы взбежать наверх сразу.

А пацаны отдыхают, некоторые устали очень сильно, хотя в этом возрасте силы восстанавливаются быстро.

Передохнув, продолжаем наш путь дальше. Идти приходится по огромным камням или между них. Дорога обозначена пирамидами из камешков, иногда не знаешь слева или справа от неё дорога. Идти опять сложно и трудно, однако идём вперёд к намеченной цели. Наконец прошли каменный лабиринт и идти становится легче. У меня рюкзак весит всего 8-10 кг, а каково идти с весом в 20 или 30 кг? Ведь если идти надолго, надо и продуктов брать в разы больше. И вот, после такого трудного пути, наконец-то появилась «Парабола», правда ещё не во всей своей красе.

А скоро я увидел и долгожданное озеро Художников. Хотя до него ещё идти и идти.

И всё-таки скоро мы дошли до озера, время 16 ч. 30 м, т.е. получилось, что от базы до озера я дошёл за 9 ч. 30 м. Поставили палатки, собрали сухие дрова и разожгли костёр. Кстати по распоряжению руководителя, костром и приготовлением ужина занимались только «трудные подростки». Я тоже внёс немного своей помощи ребятам при сборе дров.

Пока ребята готовили ужин, «старшие» наслаждались красотой природы. А так как стояла тёплая погода, я начал их подбивать на купание. И вскоре за мной все полезли в воду. Окунувшись один раз, я, вспомнив, что не взял с собой фотоаппарата, побежал за ним. Бежать, конечно, не получилось, т.к. кругом лежали камни-валуны, но как смог. Принёс аппарат и запечатлел всех купающихся. Хотя вода была не просто холодной, а ОЧЕНЬ ХОЛОДНОЙ, желающих испытать влияние холодной воды на организм человека, было хоть отбавляй.

Вся команда в сборе: Нина, Андрей, Дима и Рудис.

Чтобы запечатлеть себя во время купания в озере Художников, я попросил нашу единственную девушку Нину. У неё это получилось просто прекрасно, как и плавание в холодной воде. Первое ощущение, когда попадаешь в холодную воду, незамедлительное желание поскорее из неё выбраться. А так как я испытал это три раза, то понял, что с каждым разом желания меняются и организм потихоньку начинает привыкать к холодной воде. Здесь мы так неудобно выходим из воды, потому что на дне лежат большие валуны и приходится искать точку опоры, куда сделать следующий шаг. После купания в ледяной воде мы стали совершенно другими людьми. Пропала усталость, появилась бодрость и хорошее настроение. Пока мы купались, ужин уже был приготовлен нашими ребятами. После ужина, мы долго сидели и общались. От них я узнал, что в Абакане есть ещё один парк топиарного исскуства, что я и принял во внимание.

Это наш главный руководитель и проводник, знающий все тропинки заповедника. Огромное ему спасибо, за то, что я смог увидеть интереснейшие места заповедника Ергаки.

Нина что-то зашивает.

После ужина я немного походил с фотоаппаратом и поснимал окружающие нас красоты.

Уникальная и единственная на планете скала Парабола. Высота скал 500 (!) метров. По легендам, это древний космопорт лемурийцев. Скала Парабола (Братья) — один из наиболее ярких символов природного парка Ергаки. Её пики называются Большой брат (слева) и Тонкий брат (справа). Седловина между братьями имеет практически идеальную форму параболы, из-за чего некоторые люди не верят, что такая скала существует в реальности. Эта седловина является перевалом, и на него можно забраться без снаряжения в сухую погоду. На самих братьев также можно взобраться. Проще всего — на Большого брата. Кстати, мои спутники собирались с утра «сбегать» на Параболу. Я же при виде скалы, сильно сомневался в лёгкости покорения «Параболы», хотя сейчас, находясь далеко от неё, и сидя за компьютером, считаю, что наверно это было возможным. Как же всё-таки сильно меняется ощущение человека на расстоянии! Мне снова хочется вернуться туда и увидеть, ощутить то, чего я не успел сделать в первый раз.

Увидеть «Параболу» и было основной целью моего похода.

Озеро Художников, место как раз для них, писать картины, красота, одним словом.

А это моя палатка.

Вечером подул сильнейший ветер и нагнал тёмные дождевые тучи, мы все, в ожидании ливня, скорее спрятались по палаткам, однако дождь оказался не ливневым, но изрядно промочил землю.

Утром, когда я встал и стал собирать свои вещи, все ещё спали. Позавтракал, сложил остатки своих вещей и образовавшийся мусор в рюкзак и пошёл попрощаться с озером и «Параболой». Подойдя к озеру, увидел уже проснувшуюся Нину, попрощался с ней, ещё раз поблагодарил за компанию. Бросил прощальный взгляд на окружающие красоты и пошёл в обратный путь. Время 7:30. Свой план похода в Ергаки я выполнил и с чувством удовлетворения я покидаю это красивейшее место. А я же иду и думаю, в голове у меня всего одна мысль: «Как я поднимусь на перевал?» Тропинку и ориентиры я запомнил, но меня пугает очень крутой подъём. Через час пешего хода, я подошёл к подножию перевала. Немного отдохнув, я начал подъём, шёл осторожно, т.к. я один и в случае чего, мне никто не поможет, да и случайные туристы так рано не ходят. Пока я шёл, ни одного человека не увидел. Поднимаюсь потихоньку, осторожно, с остановками на отдых, погода пасмурная, что не очень хорошо для настроения, однако есть и плюсы в этом. Не жарко, а мне очень жарко подниматься в гору. Как бы то ни было, но через полтора часа с начала подъёма я всё-таки поднялся на вершину перевала Художников. Здесь я отдохнул, достал аппарат из рюкзака и немного поснимал.

Затем снова сложил аппарат в рюкзак и пошёл вниз с перевала. Идти вниз тоже нелегко, нужно наступать осторожно, а то можно кубарем скатится вниз. Но в любом случае, уже гораздо легче пройденного подъёма. И скоро я уже в долине. Идти решил немного другим путём, визуально выбрал цель и шёл к ней по кратчайшей прямой.

Здесь снова достал аппарат и немного поснимал. На моём пути попадались и снежники прошедшей зимы и земля, поросшая мхом. Шёл долго, конечно, устал, скоро тучи раздуло и начало греть солнце. От жары идти стало ещё труднее. Возвращаться на базу решил другим путём, уж очень не хотелось проходить лишние пять километров. И направление взял на Тармазаковский мост.

Однако уже потом я понял, что этот вариант был не самым лучшим. Точную дорогу не знал, когда кто-нибудь попадался, спрашивал. А иногда подходишь, а тропинка раздваивается или вообще идёт в три стороны, приходится выбирать направление, только полагаясь на интуицию. А она может подвести и тогда намотаешь лишние километры. В общем со всякими трудностями и блужданиями, в 13:30 я был на Тармазаковском мосту. Отсюда я намеревался автостопом добраться до своей базы. Однако желающего меня подвезти пришлось некоторое время подождать, хотя и не очень долго. Подвёз меня недавний житель Кавказа. Ехать всего около 10 км и в 14:50 я уже сидел в своём домике на базе.

В общем, я добрался за 7 ч. 20 м. Приняв душ, мы пошли в столовую обедать. Продукты уже завезли, и мы смогли вкусно и недорого поесть. Остальную часть провели отдыхая и гуляя по базе. Встретили семью, которые нас узнали, оказывается они читали предыдущие наши отчёты на Drom.ru. У них такая же «Сузуки», только серебристого цвета, с rрасноярскими номерами.

На следующий день в 7 ч. утра, мы покидаем «Ергаки», уезжаем с чувством сожаления, что так мало удалось увидеть. «Ергаки» поразили своей красотой! Сюда надо приезжать на более длительное время, а вот с погодой как повезёт, в любой летний месяц погода очень изменчива. Уезжали с уверенностью, сюда мы обязательно вернёмся! Ергаки не дадут о себе забыть!

А дальше мы направляемся в с. Шушенское. Для людей старшего возраста это село вызывает большой интерес, т.к. о нём наслышаны с самого раннего детства, потому что это место ссылки Ленина. Приехав, были удивлены, огромным количеством людей, желающих посмотреть музей Ленина. Хотя сейчас он переименован в лучших традициях новейшей истории и носит название, «Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское». Поменяв название, суть музея от этого не изменилась. И вот, дождавшись начала экскурсии, мы пошли по улицам старого села. Первое место остановки, — сразу же является дом, в котором жил Владимир Ильич, во время ссылки.

Именно тот стол, за которым сидел сам Ленин.

И дворовые постройки, как же без них в деревне.

При строительстве бани толщина брёвен позволяет сэкономить на количестве срубленных деревьев ровно наполовину. Осмотрев дом-музей Ленина, идём дальше по улице. А там пошёл дождь, хорошо, что мы взяли с собой зонт, однако он помешал нашим фотосъёмкам.

Заходим во двор посвящённый народным промыслам.

Этот мастер вырезает ложки и рассказывает их историю. Оказывается, их делали с учётом размеров и особенностей рта.

У музейных работников огороды не пустуют, а используются с пользой.

А в этот, более богатый и большой дом Ленин переселился, когда к нему приехала жить, Н.К. Крупская.

Подлинных вещей, к сожалению, нет, просто вещи того времени, и те, чем конкретно занимался Ленин. Он любил охоту, шахматы, катался на коньках, поэтому здесь и собраны именно эти вещи.

А это уже этнографичекая часть.

Понравилась лавка с примерным ассортиментом того времени.

А это уже кабак.

На этом закончили осмотр музея.

Выйдя, обнаружили огромные лужи на асфальте. Дальше поехали в направлении Черёмушек, хотелось посмотреть Саяно-Шушенскую ГЭС. Дорога идёт вдоль р.Енисей, хотя и не очень близко от берега. Расстояние небольшое, и очень скоро мы подъехали и увидели огромную плотину, высотой 245 м — самая высокая плотина России и одна из высочайших плотин мира.

Памятник строителям ГЭС на смотровой площадке:

Осмотрев находящуюся в ремонте ГЭС, здесь же купили сувениры и поехали искать место, где можно было бы пообедать. По подсказке местных жителей, мы нашли рабочую столовую в Черёмушках, в которой кормят очень вкусно и недорого. После сытного обеда поехали в Абакан, но уже по другой дороге, через Саяногорск, по расстоянию чуть более 100 км. По дороге сделали санитарную остановку возле арбуза.

Кругом бескрайние степи.

Приехав в Абакан, мы поехали во второй парк топиарного исскуства. Этот парк немного уступает первому, но всё же его тоже стоит посетить. Об этом парке мне подсказали мои попутчики в Ергаках, когда мы находились на озере Художников.

Черепахи живые.

Прекрасное место для отдыха, особенно в жаркую погоду. Выйдя из парка, прогулялись до парка Победы.

Прощаемся с Абаканом и едем на выезд из города.

Есть в Хакасии место под названием Долина Царей. Представляет она собой множество захоронений древних царей, среди которых особенно выделяется Большой Салбыкский Курган, туда мы и направляемся. Своё название курган получил по Салбыкской котловине, которая находится в Камызякской степи, примерно 70 км от Абакана. Наша дорога лежит в сторону Сорска, и мы выглядываем место нахождения курганов. Скоро мы увидели указатель и вдалеке от дороги курганы. В Долине Царей их 56 штук. Немного проехав по грунтовке, доехали до первого кургана.

Вид с кургана.

А вот и сам Салбыкский курган. Захоронение 3 века до н.э. Раскопки были произведены в 1954-1956 гг. Мощи вождя, конечно, вывезли.

Справа камень женский, на ней очень много ленточек. Считается, если дотронуться до камня, то женщину ждёт счастье, а если ещё и привязать ленточку то…

Ну а мужской менгир большой популярностью не пользуется.

От Салбыкского кургана поехали по грунтовке к «Большим Воротам», входу в Долину Царей. Это место считается местом энергетической силы, и сюда люди приезжают лечиться.

В какую сторону ни глянь, практически однообразный пейзаж.

От «ворот» выезжаем на асфальтовую дорогу и едем в направлении Ачинска через Ширу, Ужур. Дорога красивая, едем и любуемся окружающей природой. Начинает накрапывать дождь, который становится всё сильнее и сильнее. Мы намеревались остановиться в палатке у озера Шира или какого-либо другого. Однако дождь и гроза с молнией и громом не позволил нам этого сделать. На ночёвку остановились уже в Красноярском крае.

На этом лимит нашего путешествия был исчерпан, и мы едем в сторону дома. Остальная часть поездки ничем интересным не примечательна, т.к. всю свою любознательность мы уже исчерпали. Запомнилось большое количество ментов в Новосибирской области и дым от пожара, на расстоянии более 150 км.

Вот так выглядело солнце в полдень из-за дыма.

В Омске опять заехали к родне на один день, немного отдохнули, на уговоры задержаться у них не согласились. Нас уже тянет домой! Осталось совсем немного. Из Омска выезжаем не спеша, только в 9 часов, очень тепло, +22. Ночуем в Сентябрьском, в машине.Моросит дождь. В половине пятого встаём и продолжаем путь в сторону Сургута, осталось совсем немного. В 6:15 утра, 8 июля, наконец мы дома! Очень устали.

Итог и по поездке

•  В путешествии мы были 47 дней!
  •  Проехали без малого 22 000 км.
  •  Израсходовано 2 040 литров бензина, затраты на бензин составили 54 500 руб.
  •  Работниками ГАИ были остановлены 1 раз на стационарном посту, для проверки документов.
  •  Штрафов — 0 руб 0 коп.
  •  Квартиры и гостиницы снимали в основном от 1 000 до 1 300 руб. Хотя были как дороже, так и дешевле, один раз. Наше мнение: квартиры посуточно — это наилучший вариант.
  •  Машина, как всегда, показала себя с наилучшей стороны.

За время поездки заменил одну сгоревшую лампочку ближнего света, поменял задние шины, старую на новую, так как время подошло. Да ещё начала стучать стойка стабилизатора с правой стороны, хотя проявлялся стук только на неровной дороге, типа «гребёнки». Заменил стойку, по приезду домой.

В общем, «Сузуки Гранд Витара» пригодна для любых поездок, как ближних, так и очень дальних. Проехать такое расстояние по дорогам с различным дорожным покрытием, от хороших до очень сложных, и остаться в безупречном состоянии, говорит о высокой надёжности автомобиля.

Ну а самое главное, мы получили невообразимое количество энергии и впечатлений от пройденных километров и увиденных красот, как созданных природой, так и человеком!