Путешествие из Сургута в Грузию на Suzuki Grand Vitara

29.03.2018 | 27616 просмотров

Начитавшись положительных отзывов о Грузии, свой очередной отпуск решили посвятить этой горной южной стране. Тем более в отпуск приходилось идти ранней весной, мы надеялись на тёплую и солнечную погоду и тем самым попасть в лето раньше, чем мы привыкли. Зиму провели в подготовке маршрута, хотелось увидеть как можно больше нового и интересного, не упустить что-то, проезжая мимо. Бывает, что возвращаешься с очередного путешествия и, гуляя по страницам интернета, вдруг видишь, что там, где ты был, проглядел что-то интересное, т.к. не знал. Поэтому стараюсь готовиться тщательно, если что и не посмотрел, то только из-за усталости или собственного нежелания. К началу отпуска, маршрут путешествия был полностью готов, а мы с нетерпением ждём начала отпуска.

И вот, наконец-то, наступает конец нашим трудовым будням и мы в долгожданном отпуске. С вечера грузим машину всем необходимым для путешествия, и личными вещами.

Сегодня 29 апреля, день начала нашего отпуска, догружаем машину мелочёвкой и в путь. Погода ещё холодная, стоит минусовая температура, и не растаял весь снег. Выезжаем, как всегда, рано, в 5 часов, небо пасмурное, но несмотря на это настроение отличное.

Машина для путешествия у нас всё та же Сузуки Гранд Витара, 2010 года с пробегом 151548 км. Буквально перед выездом поменял зимнюю резину на летнюю. Никаких специальных ремонтных работ по машине не делал, поменял только все фильтры и масло в двигателе. Несмотря уже на немолодой возраст и немалый пробег, машина в отличном состоянии, и с уверенностью выезжаем на ней в любые путешествия.

В этом году, впервые за все последние годы, ехать с нами в отпуск изъявила желание наша дочь, так что едем втроём. Дорога после зимы, как всегда, не идеальна. Скоро преодолев первые 550 км, доезжаем до Тобольска, где мы должны навестить родственников, которые нас уже ждут с накрытым столом. Пообедав и пообщавшись с роднёй, на что ушло три часа, мы продолжили наш путь. Но не совсем удачно прошёл наш выезд из города, конечно, виноват сам. Выезжая на объездную дорогу, повернул направо и поехал по правому ряду, по ней же проехал ближайший перекрёсток, а правый ряд предназначен только для поворота направо. Разметка на дороге за зиму, естественно, стёрлась, а посмотреть на указатели наверх не удосужился. За перекрёстком ко мне через дорогу уже бежит гаишник, с поднятым жезлом. В результате так быстро схватил первый штраф на 500 рублей, из которых заплатил только половину, оплатив в двадцатидневный срок.

Поехали снова через Ялуторовск, дорога короче и свободней. Без всяких приключений проехали Тюменскую область, а затем и Курганскую. Было уже 23 часа, когда в Челябинске пробили заднее правое колесо. Оставалось проехать всего один километр, чтобы доехать до дома брата, и вот такая невезуха. Позвонил брату, а он уже давно ждал нашего приезда. Пока же я снял колесо. Очень скоро подъехал брат, погрузив в его машину колесо, поехали на шиномонтажку, которая, как выяснилось, находилась всего в пятистах метрах позади нас. Однако, чтобы попасть туда, пришлось проехать километра три-четыре, так как дорога с односторонним движением. Закончив ремонт злополучного колеса, наконец-то добрались до дома брата, где нас ждал накрытый стол. Хорошо поужинав, я, конечно, без спиртного, поделились каждый своими новостями. Общение затянулось, как это бывает между близкими людьми. За первый день проехали 1260 км.

На следующий день выехали только в 10 часов. Уральские горы проехали легко, нет ремонтных работ, нет пробок. Да и трафик небольшой, если сравнивать с летом. Ехать до деревни в Башкирии осталось нам всего 660 км, куда мы и доехали засветло. Здесь так же нас уже давно ждут. В день приезда было солнечно и тепло, а в последующие дни погода испортилась. Каждый день дожди и холодно. Это сейчас, когда закончилось лето, мы знаем, что в этом году почти по всей России, и не только, конец весны и начало лета, были очень холодными. Поэтому задерживаться в деревне не стали, а поехали к мнимому теплу.

Наш путь лежит на юг, где всегда должно быть тепло и солнечно. Поздно вечером, вернее будет сказать, ночью, часов в одиннадцать, мы были в Калаче-на-Дону. Проехать 1250 км по Сибири и те же километры в европейской части, это две большие разницы, особенно если учесть, что надо проехать через самый длинный город России, Волгоград. Здесь нас ждали наши друзья, бывшие сургутяне, в прошлом году мы уже заезжали к ним, и нам у них очень понравилось. Правда, в прошлый раз это было осенью, когда в саду всё поспело, в этом году весь сад был в цветах. С погодой мы точно угадали, в Калаче-на-Дону было очень тепло и солнечно, что, конечно, было приятно после дождливой Башкирии. У друзей погостили два дня, осматривая достопримечательности, которых не видела наша дочь, а также поедая шашлыки.

Из Калача поехали в Элисту, навигатор повёл нас короткой дорогой местного значения не очень хорошего качества. Проехали по разбитому асфальту около 100 км, наконец-то выезжаем на трассу и с облегчением вздыхаем, здесь дорога гораздо лучшего качества.

Ехать нам сегодня недалеко, всего около 350 км. Делаем небольшую передышку на границе с Калмыкией, и уже дальше без остановок до её столицы. Город находится в низине, окружённый со всех сторон возвышенностью, и поэтому он предстал перед нами как на ладони, т.к. и по размеру город небольшой. Стоит обычная для этих мест тёплая и солнечная погода, а для нас такая погода это как подарок. Въехав в город, сделали остановку, напротив памятника «Золотой всадник», чтобы позвонить насчёт квартиры.

Долго ждали приезда менеджера. Приехала красивая калмычка, показала квартиру, нам не понравилось. Тогда она предложила комнату в собственном доме, поехали смотреть, всё отлично, заселились на два дня. Цена демократичная, одна тысяча за сутки. Приняв душ и переодевшись, поехали осматривать город. Первая достопримечательность, которая была у нас в планах, это хурул, Золотая обитель Будды Шакьямуни, или Гол-сюме — центральный калмыцкий буддийский монастырь, один из крупнейших храмов российского Юга и один из самых больших буддийских храмов Европы. Самая крупнейшая в России и Европе статуя Будды тоже находится именно здесь. Хурул как раз находился на нашем пути в центр города, так что мимо проехать мы никак не могли.

Оставив машину на парковке, мы пошли в хурул через центральные южные ворота.

У подножия храма нас встречает Белый старец или Цаган Аав — калмыцкий языческий бог.

За статуей следуют две лестницы, между которых установлен фонтан. На вершине находится скульптура божества богатства Куберы.

Главный храм Алтн Сюме высотой 51 метр расположен на семиметровом возвышении так, что его видно из разных уголков города.

Внутреннее убранство хурула поражает еще больше, чем внешний вид здания.

Особого внимания заслуживают скульптуры, разбросанные по всей территории центрального хурула: в 17 пагодах на пьедестале восседают позолоченные фигуры буддийских святых.

Осмотрев буддийский храм, поехали знакомиться с городом.

Сделали остановку у памятника «Великому комбинатору».

Дальше поехали смотреть город шахмат.

Прошлись по городу шахмат, не впечатлил, ничего интересного, хотя сам когда-то очень увлекался игрой в шахматы. «Верблюд».

Памятник Убуши-хану.

«Три маленьких богатыря» в боевых доспехах.

Площадь Ленина — центральная площадь города, где особенно многолюдно. Здесь играют в шахматы на доске размером 5х5 м. Похоже, на доске разыгралась нешуточная битва.

Пагода семи дней. Эта достопримечательность Элисты занимает главенствующее положение в архитектурном ансамбле центральной площади города.

Далее обходим здание правительства и упираемся в сквер с полутораметровой статуей Будды Шакьямуни, которую установили в честь 60-летия Далай-ламы.

Золотые ворота.

В парке наткнулись на «Белого старца».

Генерал-лейтенант Басан Городовиков, легендарный калмыцкий военачальник, Герой Советского Союза, на Аллее Славы.

На этом заканчиваем осмотр города и едем отдыхать. На следующий день выдвигаемся в сторону Кавказских Минеральных Вод. При выезде из города заправляемся на очень неказистой заправке, хорошо, что бензин нормального качества, проблем никаких не было. На окраине города делаем остановку, чтобы лучше рассмотреть памятник герою калмыкского народа.

На южной стороне от Элисты, качество дороги заметно отличается в худшую сторону, особенно достают волнообразные участки. Зато видимость увеличивается до самого горизонта. Во все стороны наблюдаем бескрайние степи, хотя и в ней можно видеть свою красоту, много всяких цветов и разнообразие запахов.

Проезжая село Алексеевское, не смогли удержаться, чтобы поближе рассмотреть достопримечательность деревянного зодчества в виде храма иконы Казанской божьей матери, построенной в 1910 году, один из старейших в Ставрополье.

Красивые пейзажи полей.

И вот показались горы, вернее, «неудавшиеся вулканы», которые не смогли пробить земную кору, и образовали аж семнадцать вулканических гор.
Кругом налево и направо,
Как бы остатки пирамид,
Подъемлясь к небу величаво,
Гора из-за горы глядит;
И дале царь их пятиглавый,
Туманный, сизо-голубой
Пугает чудной вышиной.

Так написал об этих горах М. Ю. Лермонтов.

Въехав в город Железноводск, мы очень скоро оказались у памятника Михаилу Юрьевичу. Наша главная задача — снять жильё. В плане было поселиться в Пятигорске, из-за его удобного географического положения для осмотра близлежащих городов. Однако снять жильё оказалось непростой задачей. Отчасти, думаю, из-за праздничных дней, отчасти из-за избалованных обилием отдыхающих владельцев квартир, меньше чем на неделю поселять не соглашались, а нам нужно было всего на три дня. Потратив на звонки и ожидания часа три, наконец-то мы нашли жильё в Кисловодске, хотя это было самым неудачным местом для нас, пришлось согласиться, тем более, что не переставая лил дождь. Домик, который сняли в частном секторе, нам очень понравился, так что испорченное долгими поисками жилья наше настроение начало приходить в порядок.

На следующий день начать осмотр достопримечательностей решили всё с того же Железноводска. Ехать от Кисловодска чуть больше 40 км. Приехав в город, в связи с праздником машину пришлось оставить на парковку далеко от центра. В центр идём пешком, по пути осматривая достопримечательности.

Железнодорожный вокзал. Здание построено и пущено в эксплуатацию одновременно с железнодорожной веткой Железноводск — Бештау 1 января 1897 г.

Водолечебница «Ванны Островского». Это оригинальное здание построено в 1893 г. в строго выдержанном мавританском стиле.

Здание Суда.

Здание Мирового судьи.

Памятник борцам за Советскую власть. 1957 г.

Пришли на площадь Ленина, где проходили торжества в честь Дня Победы. Мы не могли просто так пройти мимо, ведь этот праздник касается каждого из нас, тем более что мой отец прошёл войну с первых дней до последнего, брал Берлин. Послушали речь главы города. По окончании торжественной части мы продолжили осмотр города.

Вход в Курортный парк.

В Курортном парке расположилась Пушкинская Галерея. Необычайно красивое здание, изготовлено из железных конструкций и цветного витражного стекла. Сам каркас изготовили в Петербурге и доставили отдельными частями по железной дороге. Галерею решено было установить в Парке, у подножия горы Железной. Большое количество стекла, оптимистичный голубой цвет и оригинальные архитектурные формы Пушкинской галереи придают зданию вид какого-то царского дворца. Галерея была возведена очень быстро, в течение 1901 года. Торжественное открытие состоялось в мае 1902. Таким образом, Галерее уже более 100 лет и очень жаль, что приходится напрягать всё своё воображение, чтобы увидеть каким красивым было когда-то это здание. Будем надеяться, что когда-нибудь его всё-таки отреставрируют, и мы сможем увидеть его истинную красоту. Сегодня, похоже, здание законсервировано.

В день 100-летия со дня гибели Пушкина, в парке был установлен памятник «Пушкин у моря». Долгое время это был главный центр культурной жизни железноводчан. Здесь выступали известные артисты, такие как Леонид Утесов, Вера Комиссаржевская, Айседора Дункан, Людмила Русланова, а также современные звезды — Иосиф Кобзон, Алла Пугачева, Эдита Пьеха.

От памятника Пушкину, прогуливаясь, доходим до одного из самых интересных зданий, построенного в мавританском стиле, дачи Эмира Бухарского. Здание было построено для летней резиденции Эмира Бухарского-Сеид-Ахад-Богодур-Хана из династии Мангыт. В наши дни этот потрясающий своим великолепием восточный дворец, является частью санатория.

Чуть далее от дворца, на аллее, находится ажурная Музыкальная беседка 19-го века, изготовленная из чугуна. Известно, что в ней пел Фёдор Шаляпин.

Славяновский источник, 1915 г.

Орёл —символ Кавказских Минеральных Вод.

Каскадная лестница.

После прогулки по Курортному парку, поехали на место дуэли Лермонтова с майором Мартыновым.

В выходные и праздничные дни проезд к месту дуэли закрыт, поэтому идём пешком. Идти недалеко, меньше одного километра.

Здесь погиб великий поэт в возрасте 27 лет.

Прогулялись по Машукскому лесопарку, любовались прекрасными видами на город Пятигорск.

Погуляв по лесному массиву, поехали осматривать город. И в первую очередь решили продолжить знакомство с местами, связанными с именем Лермонтова, а именно с домиком Лермонтова, где он провёл два последних месяца жизни.

Вот такой простенький домик с соломенной крышей снимал великий писатель. Кстати, вход в музей бесплатный.

Скромная обстановка, впрочем, что ещё нужно военному.

Квартал, окружающий домик, очень интересен. Он состоит из нескольких зданий — домов Верзилиных, Уманова, Алябьева — архитектурных памятников, вошедших в Государственный музей-заповедник им. М.Ю. Лермонтова.

После осмотра музея, пошли осматривать город.

Напротив домика Лермонтова, в сквере, носящем имя поэта, установлен памятник А. П. Ермолову. Бронзовый монумент русскому военачальнику и государственному деятелю поместили на этом месте в 2010 г.

Город продолжает праздновать День Победы.

Первый памятник, который установили Лермонтову в России, находится в одноимённом сквере, считается и лучшим. Дата установки 1889 г.

И, конечно, обязательным местом для посещения в Пятигорске является парк «Цветник». У входа стоит прекрасный архитектурный памятник в стиле модерн, построенный в 1909 г. По заказу кондитера Александра Гукасова и именовалась как «кофейня Гукасова».

Несмотря на вековой возраст, сегодня здание в отличном состоянии, хотя у него были и нелучшие времена.

Рядом с кофейней установлена скульптура из знаменитого фильма «Двенацать стульев», «попрошайка Киса Воробьянинов».

Войдя в парк, увидели сказочный леденцовый замок, который построен в духе «металлической» эклектики, также в нем использованы романо-готические мотивы и черты нарождающегося модерна. Уникальное сооружение из стекла и кружевного металла было куплено в 1896 году в Нижнем Новгороде на художественно-промышленной выставке. Именно оттуда галерею в разобранном виде и доставили в Пятигорск. Ее изобретателем является американец Джеймс Богард. Галерею стали использовать для прогулок больных в дождливую погоду в Пятигорском парке.

Затем поднялись к Китайской беседке, откуда открывается прекрасный вид на город.

Из парка направились смотреть знаменитый «Провал». Дорога идёт по бульвару Гагарина, на котором много интересных архитектурных памятников.

Пироговские ванны, 1914 г.

Ермоловские ванны, 1880 г.

У «Провала» очень многолюдно, похоже, все приезжающие хотят посмотреть знаменитое место по фильму «12 стульев». Вход к озеру Провал красивый, а вот дальше, не очень приятный запах тухлых яиц в тоннеле, откуда попадаем в огороженный железной решеткой небольшой грот с Провалом, который совсем не впечатляет. На этом заканчиваем осмотр достопримечательностей Пятигорска и едем отдыхать.

Следующий день начинаем с осмотра Ессентуков.

Бывшая дача чиновника Кирша «Качельный курган» 1903 г., одно из красивейших архитектурных памятников в городе.

Пожалуй, практически все главные достопримечательности Ессентуков сосредоточены в одном месте — в Курортном, или, как его еще называют, Лечебном парке, и именно с него мы начинаем нашу прогулку. Парк разделён на две части, верхнюю и нижнюю.

Музыкальная беседка «Рококо», открыта 28 апреля 1879 г.

Ажурная чугунная беседка, привезена с Урала, литьё, в которой сплелись готические и мавританские мотивы, поставлена в 1873 г. Когда-то она служила в качестве павильона для продажи минеральной воды «Ессентуки № 17».

Галерея источника №17 была первым основательным зданием из камня на курорте, 1856 г.

Парк очень ухоженный и красивый, здесь можно гулять часами.

В жаркую погоду, как сегодня, приятно посидеть у фонтана, особенное удовольствие получаешь, когда временами тебя достает водяная пыль. Насладившись свежестью фонтана, направляемся дальше в парк.

Перед нами Цандеровский институт механотерапии, 1902 г. Здание построено в фахверковом стиле с элементами русского зодчества.

Ну а чуть дальше, на пригорке, примостилась старинная скульптура, «Мужичок с кувшином» — она была изготовлена польским скульптором Людвигом Шодким и установлена в парке в 1903 году в честь юбилея Кавминвод.

Ванное здание Николая II или грязелечебница, 1898 г. Построен в стиле русского классицизма и барокко. Находится в верхней части парка.

Санаторий «Целебный ключ» (1874 г.) скорее напоминает дворец.

Павильон источника №4, где подается вода, считающаяся самой вкусной, и ставится в один ряд с лучшими европейскими минеральными водами.

Из парка выходим на центральную площадь города.

Фонтан на Театральной площади.

Бывший отель «Источник», 1901 г. принадлежал М.С. Горепёкину.

Администрация города.

Бывший «Старообрядческий санаторий» 1906 г.

Грязелечебница им. Семашко, 1915 г. Одно из красивейших зданий города, построен в стиле неоклассицизма.

Прогулялись по старинным улицам города, полюбовались домами дореволюционной постройки.

И поехали смотреть самую высокую статую Христа в России, который находится в Петропавловском храмовом комплексе.

На территорию комплекса попадаешь, минуя аллею античных статуй, олицетворяющих плеяду греческих философов, получивших наравне с ветхозаветными пророками именование «христиане до Христа», Гомер, Фукидид, Аристотель, Платон.

Главной достопримечательностью храмового комплекса является статуя Христа, высотой в 20 м.

Территория вокруг Петропавловского храма очень похожа на местность Святой земли и здесь сделано некое подобие Нового Иерусалима.

Закончив осмотр, поехали отдыхать. На закуску решили оставить город, в котором мы сняли жильё.

Погода не очень радует.

Зато радует окружающая природа.

Колоннада у входа в Курортный парк.

Лермонтовская площадка. Лестница с гротом, а внутри грота, за решёткой, Демон, и всё это посвящено Лермонтову, на что указывает установленный в нише бюст.

Символ Кавминвод.

Нарзанная галерея, 1853 г. И что примечательно, во всех городах с минеральными лечебными источниками, практически везде можно бесплатно пить воду.

Беседка «Стеклянная струя» у Зеркального пруда, 1897 г. Чистейшая вода из родника с постоянной температурой +7 градусов, до 1987 г. её использовали для питья.

Памятник великому русскому поэтому, А.С. Пушкину, который дважды посещал город.

Прогулявшись по парку, идём осматривать город.

Курортный зал филармонии, 1895 г. Здесь пели Федор Шаляпин и Леонид Собинов, танцевали Айседора Дункан и Матильда Кшесинская, играл пианист и композитор Сергей Рахманинов, выступали артисты драматического театра Вера Комиссаржевская, так что это далеко не провинциальная сцена.

Вид на ж/д вокзал, 1894 г.

Идём дальше от вокзала в сторону парка, буквально недалеко от вокзала видим шедевр архитектурного творчества, в стиле модерн, именуемой как «Дача Шаляпина» хотя ему он никогда не принадлежал. Дом построен в 1903 году пятигорским купцом Михаилом Ушаковым вскоре был продан генералу Абрезову, сдававшему его внаем. Шаляпин жил здесь, приезжая в Кисловодск на выступления.

Входим во двор дома, а там нас встречает сам великий оперный певец Фёдор Шаляпин.

Дом очень оригинальный, и хочется любоваться им, не отрывая глаз.

Великолепно!

От музея пошли в Национальный парк «Кисловодский», идти надо в гору.

Каскадная лестница с фонтанами, 1935 г.

Колоннада.

Красные камни с символом Кавказа.

Барельеф Ленина на красных камнях.

После прогулок по парку решили пройтись по пешеходному Курортному бульвару, протяжённость которого составляет около 500 метров. Бульвару почти два столетия, и за это время он поменял немало названий. В начале 20-го века по улице ездил грузовой трамвай, возивший бутылки с нарзаном до станция «Минутка».

Здание Главных нарзанных ванн — одно из самых красивых в Кисловодске. Оно было построено в 1903 году к 100-летию популярного курорта. Это удивительное архитектурное сооружение в мавританском стиле, украшенное изящными башенками, характерными для северной Индии, гармонично вписалось в окружающий город Кисловодск, горный пейзаж.

Башенки, арки, роскошная отделка фасада цветным орнаментом. Настоящий шедевр архитектуры!

Памятник Николаю Чудотворцу.

Летом 2016 г. заработал этот фонтан, радуя жителей и гостей города, ведь в тёмное время суток он ещё и светомузыкальный.

На бульваре, несмотря на то, что ещё только весна, очень много цветов.

И какого только нет цвета!

Думаю, летом тут вообще всё утопает в цветах!

Памятник медикам-Героям Великой Отечественной войны.

Вот и дошли мы до конца бульвара. На этом заканчиваем осмотр города и едем отдыхать в своё съёмное жильё.

На следующее утро мы покидаем кавказскую здравницу России и направляемся в Северную Осетию, точнее в город Владикавказ. Хотя были планы посмотреть кое-что из природных достопримечательностей, но не получилось, решили оставить на потом. До Владикавказа ехать 230 км.

От Кисловодска отъехали километров тридцать, как из-под капота машины пошёл дым. Сразу же оставливаюсь и смотрю, в чём дело. Оказалось, почему-то замкнул провод от аккумулятора на дополнительную розетку, хотя там был установлен предохранитель. Успел снять клемму, пока всё не расплавилось, благо рядом нет никаких проводов. Обгоревший провод снял и обрезал концы, но без дополнительной розетки нам нельзя. Поэтому доехав до Пятигорска, а дорога ведёт нас по окраине города, ищем электрика.

Останавливаемся у СТО, у них электрика нет, советуют обратиться через дорогу, где ребята устанавливают сигнализацию. Ребята, установщики сигнализаций, оказались отзывчивыми и взялись помочь. Не прошло и получаса, как всё было сделано, качественно и на совесть, по сей день езжу и говорю им спасибо.

Что самое интересное? Это сумма, которую они запросили с меня за работу, пятьдесят рублей! Я был в шоке! Таких цен я не слышал очень давно. Я еле упросил взять хотя бы сто рублей. Есть ещё бескорыстные люди, не все хотят взять с тебя по максимуму. Да и в общении ребята очень открытые, общительные, большие любители рыбной ловли. Пока делали свою работу, успели рассказать, какая и где у них рыбалка и куда они собираются на этой неделе.

Поблагодарив ребят, уезжаем в сторону Владикавказа. Нальчик проезжаем по объездной дороге. Где-то возле границы регионов Кабардино-Балкариии и Северной Осетии нас останавливают на блокпосту. Документы не спрашивают, осматривают поверхностно салон машины и находящихся в ней людей и желают счастливого пути. Погода пасмурная, и мы едем, не подозревая, какие красоты нас окружают.

Очень скоро мы доезжаем до Владикавказа, где без каких-то задержек находим квартиру и вселяемся. Приводим себя в порядок и идём осматривать Город воинской славы. Подъехав на площадь Плиева, паркуем машину, вообще, с парковкой в городе проблем нет.

Памятник полководцу, дважды Герою Советского Союза Иссе Плиеву.

Река Терек.

Прогулялись вдоль берега реки Терек.

На противоположном берегу видим красивую мечеть Мухтарова, 1908 г. Её архитектурный стиль напоминает древние каирские мечети X-XII веков.

Подошли поближе, чтобы лучше рассмотреть, посмотрели внутри, там идёт ремонт.

А дальше поехали смотреть очень интересное место, Мемориал Славы. При входе на территорию мемориала были остановлены полицейскими, они предложили показать содержимое моего рюкзака, что, конечно, нас удивило. Отпираться не стал, показал, на что получил благодарность за понимание и пожелание хорошего отдыха.

Скульптурная группа изображает момент принятия верительных грамот императрицей у первого осетинского посольства в 1751 году.

Императрица Елизавета Петровна.

Барельеф с великими людьми, воспевавшими эти края: Пушкин, Лермонтов, Толстой, Горький и другие.

А ещё Мемориал Славы является кладбищем великих людей Осетии, что, конечно, меня очень удивило, а также тех, кто погиб в борьбе с врагами, как с внешними так и внутренними.

Здесь похоронен дважды герой Советского Союза, герой Монгольской Народной Республики, генерал армии Плиев И.А.

Здесь похоронено 17 тысяч бойцов, командиров, партизан, погибших в боях с белогвардейцами.

В центре мемориального комплекса находится колонна со статуей Георгия Победоносца.

От мемориала поехали в центр города.

Памятник Дзаугу Бугулову, основателю осетинскогопоселения Дзауджикау, возле которого затем была построена крепость Владикавказ. Площадь Штыба, которая была выбрана под установку памятника, находится в самом центре Владикавказа неподалеку от уцелевшего участка стены старого города, но раньше никогда не привлекала к себе столько внимания. Теперь она стала одним из главных мест для народных гуляний. Напротив памятника, через дорогу находится городская администрация, куда мне нужно было зайти, чтобы отметиться о своём пребывании в городе, на что я потратил всего минут десять. Продолжаем осматривать город.

Церковь Святого Григория Просветителя является величественным армянским храмом, стоящим на правом побережье Терека, 1868 г.

Набережная.

«Игроки в нарды». Двое бронзовых мужчин с удовольствием играют в самую, пожалуй, популярную кавказскую игру, которая любима многими в многонациональном Владикавказе.

Рождественская церковь, 1861 г.

Храм находится на Осетинском холме, с прекрасным видом на город.

Современный вид на город от церкви. От церкви поехали на центральный проспект города, который является пешеходной зоной аж с 1957 г. если, конечно, не считать трамваев, которые здесь ходят.

Гадиев Сека, осетинский поэт и прозаик.

Липовая аллея, где можно подышать кислородом.

Дома на проспекте, построены в основном в XIX веке, в архитектурном плане улица довольно интересная. Практически все здания проспекта являются памятниками архитектуры и культуры. В основном сооружения исполнены в стиле модерн и эклектики.

Памятник писателю Михаилу Булгакову, здесь он после своего второго рождения, переродился из медика в писатели, после тяжёлой болезни.

В этом здании находился первый в городе синематограф, на втором этаже показывали кино.

Памятник городовому.

Бывшая гостиница «Европа» братьев Зипаловых.

Ратная Слава Осетии, с именами героев.

Фонтан в честь нарта Сослана установлен в 2011 году на центральной площади Владикавказа. Его посвятили мифическому персонажу сказаний о нартах, героях национального эпоса многих кавказских народов.

Бывшее здание гостиницы «Империал», начало XX века, принадлежало Михаилу Кереселидзе.

Здесь в конце XIX века находилась престижная гостиница «Париж», владельцем которой был Амир Алиев.

До 1917 г. знаменитое здание Общества Взаимного Кредита, построен в 1902 г., сейчас супермаркет.

Подходим к началу проспекта.

Коста Хетагуров — осетинский поэт, драматург, считается основоположником литературного осетинского языка.

Напротив памятника находится Ерофеевский парк.

Парк имени Коста Хетагурова — старейший парк на юге России, история начинается с 1870 года.
Еще в 30-х годах Х1Х века рядом с комендатурой Владикавказской крепости был разбит сад, который назвали Комендантским, а с 1860-х годов стал именоваться гоpодским или публичным. Он занимал площадь всей верхней террасы современного парка. Верхняя часть парка называлась Городским садом. Пошли прогуляться по парку.

В парке много интересного, беседки, фонтаны, цветы ещё только посадили, зато цветут каштаны, есть даже розовые.

В глубине парка расположен особняк,который до революции принадлежал сыну барона Рудольфа Васильевича Штейнгеля, Ивану, музыканту и композитору,управляющему владикавказским водопроводом. Сейчас здесь размещается администрация парка. Сохранности этого дома город обязан бывшим министрам МГБ Северной Осетии, которые облюбовали его в довоенные и послевоенные годы для местожительства. Также Штейнгелям принадлежало «Ласточкино гнездо» в Крыму.

Театр оперы и балета, 1958 г.

Памятник Коста Хетагурову напротив Северо-Осетинского государственного академического театра им. Тхапсаева. Только во Владикавказе ему установлено пять памятников, так любят его осетины.

В городе есть интересный памятник «Пушкин, едет на Кавказ». Поэт, едет на традиционной осетинской бричке, запряженной волами. Управляет повозкой осетинский извозчик, одетый в кавказскую бурку. Из-за плохих дорог, в каретах нельзя было проехать, поэтому вынуждены были ехать на волах. На этом заканчиваем осмотр города и едем отдыхать.

Грузия

На следующий день выезжаем в Грузию. Встаём пораньше, около пяти часов, не мешкая собираемся и в путь. Правда никак не хотел отвечать на наш звонок хозяин квартиры, хотя мы и договаривались о времени выезда. Ключи от квартиры оставили в почтовом ящике, о чём сообщили позже, когда он всё-таки нам перезвонил.

На выезде из города заправили полный бак и тут увидели горы. От заправки открывается великолепный вид, который мы наблюдали с восхищением. Заправив машину, поехали на юг. Здесь начинается знаменитая Военно-Грузинская дорога, открытая в 1799 г. протяженностью 208 км, которые мы проехали за тринадцать часов. До границы всего около 30 км, дорога узковата, но ехать вполне комфортно, если не спешить. Хотя были местные товарищи, на мерседесе, с московскими номерами, которые очень спешили и обогнали нас. В результате на границе мы оказались за ними, что нас немного задержало при пересечении государственной границы. Перед нами было две машины, передняя проехала без проблем, быстро, а вот у местных товарищей на мерседесе возникли какие-то проблемы. Они что-то усердно доказывали минут 20, но в конечном итоге из России их не выпустили и им пришлось развернуться и ехать обратно домой.

Было раннее утро, и дул очень сильный, холодный ветер. Узкое Дарьяльское ущелье это как труба, в которую попал поток воздуха, поэтому находиться вне машины очень холодно. Пограничники одеты очень тепло, застёгнуты на все пуговицы, чувствуется, что им очень холодно. Мы же прошли нашу границу без задержек. Небольшая заминка у нас произошла на грузинской границе, я как-то умудрился выронить техпаспорт. Искал я, помогала жена, а затем присоединился к нам грузинский пограничник. Искали долго, минут десять, было очень неудобно перед ждущим пограничником. Нашли между сидений. Осмотрели поверхностно машину и, получив штампы в паспорта, заезжаем в Грузию.

Сразу после пересечения границы дорога очень плохая, приходится ехать только на первой или второй передаче. Но открывающиеся красоты гор, с лихвой компенсируют этот недостаток. Вначале дорога идёт по очень узкому ущелью, но по мере нашего продвижения расширяется. Мне приходилось ехать по этой дороге в конце восьмидесятых. Тогда мы ехали из Минвод в Ереван на такси. И ещё тогда я был очарован красотой Кавказа. Помню, таксист остановился, и мы спустились к речке с красными камнями, попить воды, которая оказалась минеральной и очень вкусной, такого не бывает в бутылках, и это мне запомнилось на всю жизнь. К сожалению, места этого мы не нашли, а очень хотелось снова попробовать вкус этой воды. Километров через пять после пересечения границы, останавливаемся полюбоваться красотой гор.

Через десять километров подъезжаем к Степанцминде, бывшее селение Казбеги.

Откуда мы уже видим на вершине горы Троицкую церковь, которая находится на высоте 2170 м.

Въехав в деревню, едем на гору, к Троицкой церкви.

Вот такой вид нам открылся от места, куда мы доехали на машине, ехать дальше не стали, пожалел машину. Дальше решили идти пешком. Ирина благоразумно идти отказалась, для неё это было бы очень тяжело, и мы пошли вдвоём с дочерью.

Хотя в гору идти тяжеловато, зато вполне безопасно, и всю дорогу можно любоваться красотами природы, хотя для этого лучше оборачиваться назад. Через пару километров нас нагоняет микроавтобус и, остановившись, предлагает нас подвезти, мы с удовольствием соглашаемся. Хозяин автомобиля имеет свой киоск у церкви и везёт туда на работу продавца и товар. Позже мы у них купили за рубли чай и пирожки, ведь мы ещё не успели поменять деньги.

Вот мы уже и наверху. На вершине наблюдаем две палатки, похоже кто-то приходит сюда с ночёвкой. Гора Казбек ещё в облаках.

Великолепный вид на Степанцминду от Троицкой церкви.

А вот уже Казбек во всей своей красе, высота которого составляет 5033 м. Увидеть Казбек это уже большая удача, т.к. очень часто вершина скрыта от людских глаз тучами или туманом.

Троицкая церковь и гора Казбек.

Троицкая церковь. Крестово-купольный храм, построен в 14 в. Когда-то здесь хранился крест святой Нино, просветительницы Грузии. Храм внутри очень скромный. Священником здесь служит очень молодой человек, который, к сожалению, не знает русского языка.

Несмотря на конец весны, очень много снега, что ни в коем случае не портит виды, а, напротив, только украшает. Видами здесь можно любоваться не только часами, неплохо бы здесь провести в палатке несколько дней, хотя здесь дуют сильные ветра.

Внизу деревья стоят уже зелёные, сюда же весна приходит гораздо позже.

Прощаемся с Гергети. Обратно договорились ехать на Ниве за пятьсот рублей. Можно было бы идти пешком, но на это мы потратили бы слишком много времени, а нас ждёт Ирина, поэтому решили поспешить.

Доехав до своей машины, пересаживаемся и едем дальше.

Видим новые красоты.

Сторожевая башня в селе Вардисубани.

Окружающие красоты не дают нам быстро ехать, приходится часто останавливаться.

Середина мая на Кавказе.

Крестовый перевал.

Следующую остановку делаем у «Арки дружбы». Машину оставляем на парковке и идём к «Арке», которая является и смотровой площадкой.

Колоритный дед продаёт мёд.

«Арка дружбы» построена в 1983 г. в честь двухсотой годовщины Георгиевского трактата о присоединении Грузии к России. Рядом с аркой расположена широкая смотровая площадка, с которой открывается чудесный вид.

Виды со смотровой площадки.

Арка представляет собой большое мозаичное панно с русско-грузинскими мотивами и словами Шота Руставели:«Другу верный друг поможет, не страшит его беда. Сердце он отдаст за сердце, а любовь — в пути звезда».
Только вот торговцы портят весь вид внутри арки.

С арки открывается просто невообразимый вид на ущелье и снежные горы. Внизу виднеется небольшое бирюзовое озерцо.

Налюбовавшись красотами, поехали дальше. Проехав около восьмидесяти километров, доезжаем до крепости Ананури — величественного сооружения феодальной эпохи Грузии. Когда началось строительство крепости — неизвестно. Некоторые историки относят одну из её башен к ХІІІ в.

В мае 1829 года здесь побывал Пушкин. Его посещение стало первым, документально подтверждённым фактом пребывания русского туриста в этих местах. В Ананури рассказывают историю о том, что поэт прошел пешком всё расстояние от крепости до города Душети, это 45 км.

Как всегда, торговцы мешают сделать хорошие фотографии. Вход в крепость бесплатный, что, конечно, радует.

Круглая башня и башня Шеуповари.

Круглая башня.

Периметр стен крепости сохранился полностью. К осмотру доступны три храма, несколько мелких башен и две большие, в том числе башня с пирамидальной крышей — самая ранняя постройка на месте крепости. В квадратной башне есть этажи и лестницы, по которым можно подняться на самый её верх. А вот в круглой башне, перекрытия отсутствуют. Крепость небольшая, и для осмотра нам понадобилось не так много времени, хотя изначально она была в несколько раз больше.

Башня Горская и Успенский собор 1689 г.

Осмотрев крепость, пошли вниз, к реке. Хотели посмотреть виды с реки, однако всё заросло, и ничего нельзя за ними увидеть.

Река Арагви. На этом месте должно быть Жинвальское водохранилище, куда оно делось?

Вид от реки.

А на прощание этот вид я снял с моста.

Поехали дальше в сторону Тбилиси. Ехать ещё около семидесяти километров. Дорога ремонтируется, очень много вырезано асфальта, и приходится лавировать между искусственных ям. Поэтому скорость невысока.

У нас в планах на сегодня ещё в планах было посмотреть древнюю столицу Грузии Мцхету и Джвари. Мцхета — это древняя столица Картлийского царства, основана в V веке до нашей эры и на протяжении десяти веков оставалась столицей, пока в V веке не перевели в Тбилиси. Город стоит в очень удобном и красивом месте, у слияния рек Арагви и Куры, о чём писал Лермонтов. Мцхета — святое место для каждого грузина. Такого количества святых и культовых мест, нет больше во всей Грузии. За это древний город называют Вторым Иерусалимом.

Мы никак не могли проехать мимо такого знаменательного места, тем более что дорога проходит рядом с городом. Заезжаем в городок, машину оставляем на парковке и идём осматривать главную достопримечательность города. Крещение Грузии произошло в 327 году, и первый храм построил царь Мириан в Мцхете — непосредственно на территории своего сада. Храм, к которому мы сейчас направляемся, был очень знаменит, от его первоначальной версии не осталось совсем ничего и даже трудно предположить, на что он был похож. Светицховели — это главный храм не только Мцхеты, но и Грузии в целом. Кафедральный собор был построен в IV веке и сохранился без изменений с XV века.

Входим в ворота.

Собор Светицховели, 1029 г.

Вначале обошли храм снаружи.

Затем вошли в храм. Здесь похоронены цари и патриархи, о чём свидетельствуют плиты на полу.

Начинается служба. Время нас уже поджимало, было половина седьмого и надо ехать в гостиницу, которую забронировали.

Навигатор привёл нас по адресу в старую часть Тбилиси. Улицы очень узкие, и машину абсолютно негде припарковать, кто был в Тбилиси, меня поймёт. Умудрившись кое-как втиснуть машину, пошёл искать гостиницу, не найдя, обратился за помощью к таксисту. Таксист всё бросил и пошёл искать со мной гостиницу. Искали вместе минут двадцать, если не больше. Заходили на сайт, звонили по телефону, спрашивали у местных, всё бесполезно, нет такого адреса и № телефона неправильный. Таксист, уже устав от бесплодных поисков, извинился перед нами и, посоветовав, где продолжить поиски, ушёл.

Мы переехали, нашли платную парковку и продолжили поиск с одним из парковщиков, но тоже безрезультатно. Но когда он узнал, что мы забронировали без предоплаты, начал искать по своим знакомым и скоро предложил ехать осматривать жильё. Гостиница оказалась студенческим гестхаусом с двухярусными кроватями, нас это не устроило. Тогда хозяин гестхауса предложил гостиницу в другом месте. Поехали смотреть на улицу Зандукели, нам понравилось, номер новый, ещё никто здесь не жил, мы первые постояльцы. Цена за четыре дня десять тысяч рублей. Место в центре, буквально триста метров до метро и центрального проспекта Шота Руставели. И главное, место тихое, несмотря на то, что находимся в центре столицы, даже поют птички, и никаких проблем с парковкой. Жители называют свой дворик «итальянским».

Наша комната наверху, а под нами у хозяина бывший гараж переоборудован в комнату отдыха с друзьями. Большой стол и камин, что ещё нужно, если есть старые проверенные друзья? Дом, в котором живут жители этого двора, старый, давно никто его не ремонтировал, жильцы здесь люди малообеспеченные. Пока вселялись в своё временное жилище, немного познакомились с жильцами. Угостили детей шоколадом, нас в ответ презентовали красным вином. Сделав все процедуры после вселения, несмотря на то, что уже стемнело, пошли прогуляться по ночному городу. Прошли половину проспекта и вернулись отдыхать.

Следующий день начинается уже с знакомой брусчатки. Гулять идём, конечно, пешком, машину оставляем в «итальянском дворике». Мы уже на проспекте.

Здание Академии наук, 1953 г. Сталинский ампир, высота башни 55 м.

Памятник Шота Руставели с фонтаном. Скульптура была возведена в грузинской столице в 1942 году, в дань уважения знаменитому грузинскому поэту XII-XIII веков. Единственное сохранившееся произведение грузинского поэта — «Витязь в тигровой шкуре».

На площади революции установлен гигантский велосипед, пропагандирующий здоровый образ жизни.