|
Предисловие. Рассказ получился довольно-таки большим, но сокращать его не вижу смысла — мы итак не стали описывать повстречавшиеся природные красоты, а лишь поведали конкретно о приключениях, случившихся с нами в эту поездку.
В воскресенье утром, проснувшись, ещё не успев забить день заявками клиентов, я предложил супруге поехать на Алтай. Планировали мы поехать на южный берег Телецкого озера на базу «Кырсай», так как на прошлых выходных ездили на северный берег в с. Артыбаш. Погода была отличная, солнце палило «во всю Ивановскую». Обмозговав минут 10, решили — едем дня на три. В быстрых темпах собрали вещи, сели в машинку и поехали. Сначала за продуктами в дорогу, а потом на бензозаправку. С неё-то и начались наши приключения.
Будучи в отличном расположении духа включили автомагнитолу, играла одна из моих любимых композиций группы «Божья коровка» — «Гранитный камушек». На заправке, залившись полным баком бензина, подошёл к кассе за сдачей и услышал отборный мат в свой адрес. Подходил мужик лет 45-50 и блажил во всё горло о том, что я такой-то сякой громко включил музыку, и он не слышит от колонки кассира. На что я ему, так как прибывал в действительно отличнейшем настроении, вежливо сказал: «Мужик, ты бы мат исключил из своей речи». Услышав в ответ: «Жало спрячь», моё настроение резко переменилось, и я немножко побил его. После каждого удара напоминая мужику о том, что с людьми надо разговаривать по-людски. Правда, мужик оказался упёртый, что осёл, и продолжал оскорблять меня, видимо, решил об меня убиться. Так как в то прекрасное утро 105-ая статья УК РФ не входила в мои планы, я решил «забить» на хама и продолжить запланированное на день сегодняшний. Даже моя супруга, которая никогда не поддерживает меня в подобных ситуациях, в этот раз сказала о том, что у мужика точно «не все дома» и он действительно имел намерение об меня убиться.
Эта ситуация порядком подпортила моё настроение, но не настрой. Был бы хоть чуточку суеверным, обязательно бы развернулся и поехал домой — всё-таки начало путешествия вышло весьма не хорошим. Но суеверия не для меня, а, видимо, зря, так как то, что случилось на заправке — детский сад, ясли по сравнению с тем, что нас ожидало впереди...
Вообще мы с супругой довольно-таки часто ездим на Алтай, да и в другие места, ограничивающиеся пока лишь Западной Сибирью. Есть у нас одно место, которое мы уже считаем бедоносным и, быть может, аномальным, по крайней мере, для нас. Таким местом является для нас участок трассы М-52 — 50 км перед Бийском. На этом участке дороге примерно каждый второй раз у наших автомобилей (а мы их регулярно меняем) случаются неприятности, такие как: сожжённое сцепление, пробитая прокладка под головкой двигателя, трещина из-за камней на дороге лобового стекла и т.д. Вот и в этот раз нам там не повезло, причём дважды — камешком разбилась фара и начало «закусывать» гранату на колесе. Заехали на уже облюбованное СТО в Бийске, заменили гранату и отправились дальше.
Проехав по заданному маршруту километров 600, погода начала резко меняться. На небе появились розово-фиолетовые тучи, потом огромные раскаты молний, ветер и ливень. По пути мы чуть было не сбили корову, которая судя по всему, как и тот мужик на бензоправке, решила с нашей помощью свести счёты с жизнью.
После Акташа (примерно 738 км маршрута) в потёмках под ливень, молнии и сильный туман с примерной видимостью 5 м мы проехали серпантин и доехали до вершины перевала высотой чуть более 2 км. Я довольно-таки сильно устал и остановил автомобиль на обочине. Поспать мне удалось 2,5 часа, постоянно просыпался с бредовыми кошмарами и бурчанием что-то типа: «машина едет, а ноги у меня не на педалях, как же я буду тормозить?». Мы двинулись дальше.
Забыл сказать, что ездим мы по навигатору, перед тем примерно просчитывая маршрут через google и mail спутниковые карты. Так вот впервые навигатор завёл нас не туда в Улагане (село). Кто слышал что-либо об этом районе, наверняка уже начал злорадствовать или более внимательно читать наш рассказ далее. В общем, это один из самых криминальных районов Алтая, в который, как мы узнали после, даже сотрудники милиции (теперь уже полиции) стремаются заезжать. Если не ошибаюсь, в 2008-ом году там была «большая заварушка» — милиция вызывала из Акташа спец. войска и в одном из прилегающих к Улагану селе Балыктуюль была перестрелка, которая длилась полдня и закончилась полным уничтожением восставших бандитов. Для справки: в данный момент времени 90% населения Балыктуюля бывали в «местах не столь отдалённых»,человек «не сидевший» там за человека не считается.
В общем, навигатор завёл нас в д. Чибиля и было это в три часа ночи. Проехав от Улагана в сторону Чибили километра 3, навигатор резко развернул нам маршрут в обратном направлении и мы поняли, что он «глюканул». Покуролесив там ещё минут 5, мы увидели троих человек, стоящих около красного цвета «Жигулей-2110». Двинулись к ним, они нас тоже заметили. Их было три человека — два мужчины возраста, примерно, 35 и 45 лет и женщина возраста 35-ти лет, все, судя по внешности, местные.
Женщина не поняв, что мы едем к ним, помахала нам рукой с целью остановить. Мы остановились возле нее, и она подошла к моему окну, попросила сигарету. После того, как дал ей сигарету, к нам подошли оба этих мужика и тоже протянули руки за сигареткой. Дав и им сигарет, я спросил, в какую сторону надо ехать, чтобы проехать на южное побережье Телецкого или до Балыктыюля. Один из мужиков показал нам путь, откуда мы приехали в сторону Улагана. Я спросил: «А дальше там куда? Налево? Направо? Прямо?». Мужик сказал, что сейчас заведёт автомобиль и покажет и пошёл к своему «Жигули». Вдогонку мой вопрос: «А вам что, по пути?» — он, видимо, не услышал.
Женщина ушла в дом, а в их машину сели оба эти мужика. Мы поехали за ними, проехали километра 2 и тут они остановились, прижавшись к обочине. Вокруг ни души, ни домиков, лишь дорога, деревья и гора. Я решил, что они пьяные и потому ведут себя непонятно. Подумав, что сейчас они из окна своего авто покажут нам куда ехать дальше, я подъехал к их авто рядом и открыл окно супруги, ожидая рассказа, куда ехать дальше.
Мужик водитель вышел из их авто и подошёл к нам. Отмечу, что разговаривали они по-русски очень плохо и постоянно приходилось переспрашивать и уточнять. С интонацией, что сейчас он расскажет нам, куда ехать дальше, мужик предложил нам заглушить мотор. Тут уже, почуяв неладное, я сказал: «Мужик, мы реально торопимся, махни рукой, куда ехать дальше, и мы отчаливаем». В это время к окну жены подошёл и второй мужик. Его походка меня смутила сразу, он шёл «блатным походняком» с растопыренными вперёд ладонями, я заглянул в его руки, они были пусты. Он, как мне тогда показалось, был «ужаленный» (употребил героин через шприц в вену). Он сразу же стал тянуть руку к моей жене, в моей голове спросонку забурлил мысленный процесс — к чему это он сделал? Первый мужик отдёрнул его руку и продолжил что-то лепетать на ломаном русском. Второй мужик опять потянул руку к моей жене и тут я уже точно понял, что происходит. В голове пронеслись две мысли: выйти и избить или рвануть с места. Прикинув, что у них мог быть нож, решил не рисковать и рванул с места авто. Доехав до Улагана, мы заехали на бензозаправку, решив спросить у кассирши, куда ехать дальше. Стоя на заправке, мы поняли, что кассира нет или она спит и увидели метрах в 300-ах по дороге, которой мы только что приехали сюда, ту самую красную «десятку». Она остановилась на въезде в Улаган, постояла секунд 10 и, развернувшись, уехала. Может, они нас не заметили, может, одумались — мы могли только догадываться.
Тут мы увидели белую легковую иномарку, ехавшую по центральной улице Улагана, догнали её, обогнали и подрезали с целью остановить. Я вышел из машины и пошёл к ней, по пути думая о том, что сейчас мы поступили весьма некрасиво и могли испугать людей. В этот раз нам повезло больше — в машине оказались мужчина и женщина лет 45-ти приличной наружности, которые нам показали путь дальше. Доехав до Балыктуюля мы остановились, решили сфотографировать указатель на Балыкчу, который мы наконец-то нашли.
Следующие несколько часов мы ехали, периодически останавливаясь сфотографировать живописные места. И вот наконец-то доехали до знаменитого перевала Кату-Ярык протяжённостью 3,5 км в семь ступеней.
Спуск был очень крутой, но так как мы ехали на отечественном автопроме, спускаться на передаче было страшновато, и я решил это сделать на тормозах. Примерно на середине перевала пошёл терпкий запах колодок, но остановиться на перевале желания не возникло и мы спустились вниз. Тормоза, — о, чудо! — не заклинило, и мы поехали дальше. В этой районе было много рек-водопадов, спускающихся с гор, было очень красиво. Горы были высотой от 0,5 до 2 с лишним километров, в общем, было очень красиво. Мы ехали вдоль реки Чульчи, которая дальше впадала в речку Чулышман.
Проехав от перевала, примерно, километров 25 мы обнаружили, что замок на багажнике от тряски треснул и замок высыпался, но главное не это. На приборной панели загорелись лампочки аварийной ситуации и машина, как только я отпускал педаль газа, глохла. Мы остановились, и я открыл капот. В это время мимо нас проезжал серый УАЗ «таблетка» (он же «буханка»). Водитель остановил авто и спросил: «Что случилось?». Я рассказал ему про лампочки на приборной панели и сказал, что пока ещё не знаю, в чём дело. Как только он отъехал, мы обнаружили струю масла, текущего из-под двигателя. Увидели пробитие на поддоне и поняли, что «попали» серьёзно. Выставили аварийный знак и стали ждать помощи.
Жутко хотелось спать, и практически успели заснуть, как вновь услышали знакомый звук УАЗовского движка. Снова увидели точно такой же УАЗ серого цвета. Оговорюсь — в дальнейшем за нашу поездку мы встретили в том районе несколько десятков таких серых УАЗиков, как и на Колыме, эти автомобили там самые популярные, причём именно серого цвета. Рассказал мужику о своей беде, он сделал попытку открутить пробитый поддон, чтобы отвезти его в ближайшее место для сварки, но нужного ключа-головки не оказалось. Троса не было (оговорка: у нас не было не то, что троса, но даже ключа-балонника и домкрата, все, что было из инструментов, это пара отвёрток и ключ на 10 для откручивания клемм на аккумуляторе, инструменты я с собой не вожу по причине того, что мне лень самому «ковыряться» в машине, доверяю это дело только специалистам). Решили так: он довозит меня до местного Кулибина, а с тем мы уже возвращаемся на его машине и тащим на тросе к нему наш драндулет для сварки. Так и поступили.
Местный Кулибин по имени Петро оказался владелец одной из баз под названием «Усть-Чульчи», которая находилась недалеко от местной достопримечательности под названием «каменные грибы» и тропы на второй в мире по красоте водопад, кажется, Корбу. Петро оказался не только умельцем на все руки, но и очень воспитанным и добрым человеком. При общении с ним складывается стойкое ощущение, что у него пара высших образований и вообще он слабо вписывается среди местных алтайцев умением спокойно и размеренно разговаривать, отличной русской речью и приличным внешним видом.
В общем, он притащил нашу машинку своей на тросе, съездил на соседнюю базу (тоже его) за инструментом, соорудил из двух проводов, табуретки и электродов сварочный агрегат и заварил дно двигателя. Пока мы пробыли на базе, я рассказал им про случай в Улагане, и они поведали нам о том, как мы легко отделались и о случаях, случившихся за последние годы. Так же сказали, что эти двое из Чибили в самом лучшем случае для нас хотели нас ограбить, а то и забрать жену или просто убить нас. А так же о том, что местные без ножей и не нападают, так что я принял единственно верное решение, сбежав. После мы тепло попрощались и поехали дальше на базу «Кырсай».
Проехали около 4 км и из очень плохой для легкового авто дороги, дорога стала просто ужасная — из крупных горных камней. Проехали по ней порядка 20 км, и начался ливень. Через несколько километров по навигатору мы поняли, что до д. Кокши, которая находится, примерно в 10 км от Кырсая нам осталось ехать 900 м и осталось преодолеть лишь одно препятствие — крутая каменистая горка.
Почти доехав до конца подъёма, нам оставалось метров 15 — эти последние метры преодолеть не получилось, так как шёл ливень, а этот участок дороги состоял из земли и гладких больших камней — даже пешим ходом там было очень опасно идти — скользко. Спустившись со склона и высадив с зонтиком жену, я попробовал с разгону ещё раз забраться, но встал на том же месте. Снова спустившись, мы стали разворачиваться и думать, как быть дальше, объездов видно не было, в баке бензина было около «с гулькин нос», а на обратном пути ближайшая автозаправка была в 150 км.
Тут к нам подъехал старенький УАЗик, и из него вышли пара парней, спросив, какие у нас проблемы. Мы рассказали про скользкий подъем, и они предложили показать нам объезд. Мы поехали за ними по слабо накатанной колее посреди поля и тут они на своём «вэдовом» УАЗике забурились глубоко в грязь, следом и мы за ними. Ливень продолжал буйствовать. Около часа мы пытались вылезти из грязи, используя все подручные средства: лопата, бревна, доски и камни. Успехом наши попытки не увенчались, и они пошли в ближайшую деревню за помощью. Просидев в машине около получаса, мы увидели двигающийся к нам небольшой «Рав». К слову, там, в горах, «Рав» за машину не считают, относя его к категории легковушек. На «Раве» оказались наши ровесники Омичи — два парня и девушка. Парни, как и я, испачкавшись по самое горло в грязи, вытащили нашу машинку, и мы поехали вместе с ними по альтернативной дороге по полю. Грязь кое-как удалось проскочить кавалерийским наскоком, и мы наконец-то проехали поле, вновь выехав на дорогу. За горой близ Кокши ливня явно не было, был мелкий дождик — дорога была лишь сверху полита дождём. Дальше по каменистой дороге мы доехали до Балыкчи и заправились у местного бизнесмена Зуева.
До Кырсая нам оставалось 8 км. Преодолевая их, мы застряли в грязи. Вытолкав втроём с парнями из Омска нашу машинку, «Рав» тут же сел в неё сам. Вытолкнули и его, доехали до базы «Кырсай».
Остановились и заглушили двигатели, чтобы пойти и договориться с хозяевами базы о ночлеге, время было часов 9 вечера. Договорившись, стали заводить машинку, у нашей отказали «втягивающее» и «стартер». Закатив её внутрь, решил утром попросить хозяина базы подсобить в ремонте, так как работники сказали, что он смыслит в ремонте.
База оказалась небольшая, плотно застроенная домиками с одной стороны спуском к Телецкому озеру (или устью, впадающему в него, толком не разобрали). Хозяева базы оказались не разговорчивыми, как будто им было «по барабану», есть мы или нет. Заселившись в домики, мы заказали ужин и баню. Нам сказали, что ужин будет через 30 минут, а баня через 1,5-2 часа. Для меня лично это была драма — садиться ужинать, будучи в грязи по самую шею не прельщало. Но час был поздний, и выбирать не приходилось. В общем, ополоснувшись в озере, мы поужинали, приняли баньку и легли спать.
Утром я ринулся к машине и сам (!) поменял «втягивающее» (это был мой самый героический поступок по отношению к моим автомобилям, так как я, даже запаску при проколе ленился менять — проще выкинуть прожёванную резину, доехав на спущенном колесе до шиномонтажки). Но успехом сей мой героический поступок не увенчался, так как помимо втягивающего, теперь уже я знал точно, умер стартер. В общем, с толчка мы завели наш драндулет и поехали с омичами в обратный путь, решив хотя бы до перевала держаться вместе.
Проехав в обратном направлении около 30 км, у меня вновь загорелись аварийные лампочки на приборной панели автомобиля. Остановились и увидели вновь на том же самом месте пробитое днище двигателя и льющееся масло. Замерил уровень масла, определил, что пока что вытекло всего лишь 300 мл из 3,7 л. Напор был не шибко большим и доехать до Петро оставалось порядка 5 км, я решил быстрыми темпами доехать своим ходом. Но так как дорога, как я уже говорил, состояла из горных камней крупного размера, за километр, что мы успели пролететь, трижды ударялись днищем двигателя о камни, и в итоге пропала компрессия у двигателя, машина встала колом. Сев к омичам в «Рав», я доехал до базы Петро. Поблагодарив и попрощавшись с омичами, мы с одной из работниц Петро поехали на «таблетке» за нашей машиной.
Так как Петро был на сплаве с туристами, его УАЗик с тросом отсутствовал, и мы позаимствовали трос у москвичей с базы. Там отдыхала семейная пара Антон и Лиза. Антон решил поехать с нами. Посадили на трос нашу машину и доехали до базы. Вернулся Петро и залез под машинку открутить пробитое днище. Проверяя коленвал, он констатировал, что в этот раз нам не повезло и коленвал заклинило. Решили, что варить днище уже смысла нет и поедем 150 км на буксире с москвичами через день до Акташа до СТО. С Антоном и Лизой вчетвером на базе мы хорошо провели время, играя в карты, просто общаясь и рассматривая фотографии друг друга. Единственное, что беспокоило нас, это кошка, у которой корма и воды было на три дня. Кстати, на базу приезжали путешественники из Томска на крайне редком автомобиле Unimog — грузовик «Мерседес» 2007 года стоимостью 5 млн. руб. Машина с раковиной, туалетом и, даже, душем. Очень впечатляет.
Итак, прошло два дня и с утра мы поехали на буксире. Проехав порядка 20 км, у нашей машинки случилась очередная неприятность — оторвался «краб». Москвичи отговаривали, но мы приняли решение оставить наш драндулет прям там в горах. Достав из багажника баллоны с краской, я разрисовал его всякими надписями, типа «ДЕНЬГИ не в кассу», «Банзай», «Я *** свои колёса» и смайликом, выдернул из машины автомагнитолу и зачем-то аварийный знак (новый, попался под руку), вставил ключ в замок зажигания и мы перебрались в джип москвичей.
Джип был оборудован под дальние путешествия, сзади сидений не было, был лежак. Наши девушки устроились на лежаке, а мы отправились до Бийска (им было по пути). Доехав до Бийска, попрощавшись и договорившись, что на обратном пути они заедут к нам в гости, мы в 11 вечера сели на автобус на автовокзале и доехали до Бердского вокзала. Подъезжая на вокзал в 4-ом часу утра, я вызвал такси, подъехала машинка, в ней оказался мой давний знакомый, который, узнав, что мы с Алтая и бросили машину там, долго не мог поверить в это. Довёз нас до дома, я подарил ему этот чёртов аварийный знак, и мы оказались дома. Кошка оказалась жива, ходила строго на горшок и съела за почти что неделю нашего отсутствия чуть больше половины еды. Немного разнесла квартиру, а так даже голос не сорвала от криков. Хэппи энд.
Послесловие. Из этой поездки мы извлекли для себя массу уроков. Так же теперь планируем покупать хотя бы Nissan Terrano и совершить поездку туда, куда сейчас едут москвичи — через Бам на Колыму. А они едут туда повторно. С их слов, Алтай в сравнении с теми красотами — просто парк за городом :).
P.S.: Описанная поездка была совершена 19 июня 2011-го года. На днях я приобрёл трёхлитровый бензиновый Террано 94-го года выпуска и теперь к лету планирую сделать из него настоящий горный внедорожник :).