|
Это было наше первое путешествие в республику Горный Алтай (а ведь живем рядом — рукой подать!), поэтому мы решили сделать его обзорным: посмотреть там, сям, побывать тут и так далее.
Думаю, пора представиться: папа Артём, по совместительству водитель и автор этих строк, мама Наташа, по совместительству штурман, и самый важный пассажир — дочка Виталия, или просто Вита.
В отзывах, которые мы перечитали перед поездкой, написано много интересного, хорошего — но каждый воспринимает этот мир по-своему: одному больше нравится шумная компания и возлияния на чистом воздухе, а у другого лицо озарится улыбкой лишь в местах, где нога человеческая не ступала. Все это привносило в отзывы свой отпечаток, поэтому хотелось увидеть побольше всего своими глазами и составить свое собственное мнение об этом чудесном крае!
Что до нашего отношения к отдыху — то нам нравится наслаждаться дикой природой, прочувствовать ее дыхание каждой клеточкой своего организма (но без экстрима — с собой брали пятилетнюю дочку).
Долго я изучал карту Горного Алтая и в конце концов сделал набросок предстоящего в июле путешествия:
Новокузнецк — Таштагол — Турочак — Артыбаш — северный берег Телецкого озера — первая стоянка на берегу — Горно-Алтайск — Усть-Сема — Чемал — Еланда — вторая стоянка на живописном месте близ Катуни — Усть-Сема — Шебалино — Семинский перевал — перевал Чике-Таман — Иня — стоянка на противоположном берегу Катуни — Акташ — Улаган — перевал Кату-Ярык — стоянка внизу — южный берег Телецкого озера — возвращение домой по М-52 через Бийск.
Еще на всякий случай (если захочется изменить маршрут по непредвиденным обстоятельствам) в голове был вариант свернуть после Семинского перевала на Усть-Кан и добраться до речки Кумир — посмотреть на Девичьи Плёсы — потом в сторону Усть-Коксы полюбоваться на Белуху, сходить на Мультинские озера…
Да много еще чего в голове было, а факты были таковы: в голове каша, а отдых две недели :).
Что мы имели на тот момент: автомобиль Nissan Pulsar '92 в обмундировании GA15DS, 4WD, MT.
А также: палатку, кастрюльку, теплые вещи, два спальника, надувной матрац.
Ехать на одной машине было слишком рискованной затеей для нас, поэтому предложили наше путешествие другу Андрею на Volkswagen Touareg `09 с арсеналом 3.0 TD, пневмоподвеской, 4WD, AT, которого по-любому нужно было испытать после покупки… :)
Так к нам добавился чайник, топорик, походный нож и еще один рот :) (вторая палатка, спальник и теплые вещи у Андрея тоже были).
Буквально за пару недель до выезда у машины появилась вибрация на скорости — оказалось, резина пошла грыжами (а внешне износа практически не было, несмотря на три года пробега — вот и покупай после этого русскую резину…). Купил новую корейскую «Hankook». Еще двигатель хорошо так жрал масло — примерно литр на тысячу километров. Взял с собой канистру четыре литра. Больше с машиной ничего не делал. Андрей к тому времени еще не намотал километраж до ТО, тоже ничего не делал с машиной (еще бы, только обкатку прошел… :)).
Ну вот и отпуск! Планировали выехать в понедельник, но у Андрея были дела не завершены, плюс мы не все в дорогу купили — поэтому день был посвящен шопингу. Вечером мы узнали от Андрея, что он сможет выехать только в среду, причем с утра нужно еще будет по делам смотаться. Тратить драгоценные дни отпуска на ожидание Андрея мы не могли, поэтому приняли волевое решение выдвигаться во вторник поутру в сторону Телецкого. Уж лучше сутки его на Телецком прождать, чем в Новокузнецке сидеть…
Выезд запланирован на 7 утра.
07 июля
Встали, позавтракали, и, после того, как, ценой титанических усилий погрузили весь свой скарб в багажник, двинули в путь! Заправились под горлышко в Точилино (VIP).
Вот такой ясной погодой провожал нас Новокузнецкий район. Настроение просто непередаваемое! Наконец-то мы выехали! Впереди нас ждет еще множество километров — и не везде будет столь чудесный асфальт…
Это пока еще Кемеровская область — район Таштагола (Горная Шория), уже начались горы, дорога стала больше петлять. В Таштаголе дозаправились. Но скоро ровная дорога кончится — начнется гравийка. Кстати, гравийка была очень сносного качества, и летел я по ней, иногда разгоняясь до 70 км/ч. Но местами приходилось оттормаживаться километров до 20, а то и 10 в час — там много речушек, и каждый мостик встречал нас колдобинами на въезде.
А вот и граница между Кемеровской областью и Республикой Алтай. Мы, конечно же, остановились тут пофотографироваться, размять косточки и перевести дух.
Я с дочкой.
Моя супруга, указывающая путь. :)
Хоть Телецкое и в другой стороне, но туда нам тоже лежит дорога, причем асфальтированная. :)
Еще один герой, местами разноцветный, но еще бодрячком!
Вот мы и в Горном Алтае. О пройденном по гравийке расстоянии напоминает лишь пыль, осевшая на бампере. Асфальт здесь ничем не хуже такового в Кемеровской области. Местами шел 120.
Виды уже впечатляют, но этих гор тут так много, что скоро перестаешь обращать на них внимание.
А вот и место с вкусными, фаршированными ягодами со сливками, блинчиками. Это место около Верх-Бийска на развилке Турочак — Горно-Алтайск — Телецкое. Я сам узнал об этих блинчиках из прочитанных мною отзывов. Блинчики понравились, очень вкусно!
Озеро уже скоро, но время тянется так медленно, что эти 43 километра кажутся вечностью.
Горная река Бия, берущая своё начало из Телецкого озера. Дорога проходит рядом с водой — едешь и глупо улыбаешься, ведь уже скоро разбивать лагерь.
Скоро въехали в Артыбаш. Переехали через мост в Йогач. Послонявшись по деревням и не найдя ничего интересного, решили вернуться немного назад и разбить лагерь на берегу Бии, благо присмотрели шикарное местечко по дороге. От Артыбаша до места пять минут езды.
Вот так приходилось одеваться нам, и одевать ребенка каждый вечер — перепад температур тут довольно большой. Днем шорты и майки — вечером кофты и куртки.
С собой мы брали бутербродов, колбасы, вареные яйки — готовить что-либо этим вечером не хотелось в принципе. Съели припасы, поставили палатку — и спать.
08 июля
Охота кушать, приходится заниматься собирательством, но топорик (вместе с Андреем, естественно) к нам еще не приехал :(.
Благо сухих веточек пока в достатке — но к вечеру уже почувствуется дефицит…
Где моя большая ложка? :)
После завтрака было состояние покоя и ощущения полноценного отдыха, и ничего не хотелось делать, чем мы с удовольствием и занимались.
Фотографировали рафтингистов на Бие…
… и природу вокруг нас.
Рядом с нами текла речушка, Юрток, впадающая в Бию. Бия была очень холодная, и хотя погода днем была жаркая — в Бию лезть не хотелось совершенно. А Юрток заметно теплее — не парное молоко, конечно, но для горной речки нормально. Там мы и искупались.
Жара стояла весь день, и ни одного облачка над головою. А вечером ведь придется опять доставать теплые вещи!
Здесь хорошо видны размеры поляны. Постояльцы прибывали и убывали каждый день, мало кто задерживался более, чем на сутки.
А в это самое время к нам ехал Андрей. Мы уже ожидали его прибытия, примерно в течение часа он должен был объявиться.
Фотографии, сделанные Андреем. Он уже недалеко. Но видно, как меняется погода: огромная туча закрывает все небо, а по реке тянется туман. И все это безобразие вместе с Андреем идет на нас.
Долгожданная встреча, первое застолье…
… и обсуждение планов на завтра.
Долго посидеть нам не дала погода, обрушившись продолжительным ливнем, под шум которого мы с Андреем не могли никак уснуть. А мои женщины сладко и беззаботно спали, пока мы с Андреем обменивались сообщениями по аське. Мое последнее сообщение было в 3 часа 19 минут ночи: «Дождик, тьфу-тьфу-тьфу, кончается… :)».
09 июля
Наутро воды реки Юрток заметно поднялись и приобрели грязный, глиняный оттенок. Мы долго не могли развести огонь — все пеньки и сухостои в округе были мокрыми. Нас выручил приехавший на стоянку мужик на микроавтобусе (или внедорожнике, уже не помню…) — достав нам из кузова пару сухих поленьев. Поблагодарив его, мы с Андреем принялись быстрее разжигать костер, так как желудки уже недвусмысленно напоминали о своей пустоте. Позавтракав, решили сворачиваться и ехать в Артыбаш, договариваться насчет катера для экскурсии по Телецкому. К слову об экскурсии: вида на озеро из деревни практически нет, а то, что видно, больше напоминает реку, нежели озеро. Честно говоря, Телецкое не оправдало моих ожиданий, пока не прокатился — экскурсия здорово меняет представление об этом месте.
Спасательные жилеты — обязательное условие.
Вид на Артыбаш с озера.
У Андрея объектив круче, и, как позже оказалось, батарея живет дольше.
Мост, соединяющий деревни Артыбаш (на фото справа) и Йогач (слева). Заодно мост является границей водораздела между Телецким озером и Бией.
Берег Телецкого местами скалистый, а местами пологий, и деревья спускаются к самой воде.
И даже на озере нас застал дождь, благо, не сильный.
Маленький водопад, входящий в программу экскурсии. Надпись гласит, что ступать на берег нельзя.
Водопад Корбу. Место ненавязчивого отъема денег у посетителей :). Добраться до места можно только на катере.
Впечатления были хорошими. Вообще водопады заряжают нас какой-то энергией и снимают усталость.
Каменный страж Телецкого озера.
Каменный залив. Местное придание гласит, что здесь в воды озера упал метеорит, но никаких подтверждений в Сети я не нашел. :)
После экскурсии решили сразу же уезжать отсюда в сторону Горно-Алтайска. Дальнейшее путешествие планировалось вглубь Алтая по трассе М-52.
Дорога Артыбаш — Горно-Алтайск проходит через Чойский район. Ехать там мне очень не понравилось, это была самая плохая асфальтированная дорога во всем Алтае. Так как ехали поздно вечером, я несколько раз не заметил ямы, иногда довольно внушительных размеров. А иногда не успевал сбавить скорость до безопасной — надвигалась усталость и хотелось быстрее найти место ночлега. Возможно, днем там ехать проще…
Ночевать в палатках что-то не хотелось — решили остановиться в гостинице «Горно-Алтайск», единственной, которую смогли отыскать в первом часу ночи. Гостиница еще с советских времен, но чистенькая. В любом случае после палаток это рай. Заодно сходили в теплый душ.
10 июля
Вид на гостиницу. В одиннадцатом часу дня мы отсюда съехали. Что тут понравилось: так как мы вселялись в первом часу ночи, то суточная оплата распространялась до 12 часов следующего дня. Но слоняться сутки без дела по Горно-Алтайску не было никакого желания.
Первым делом необходимо было позавтракать. Вариант развести костерок посреди города был отвергнут, и мы поехали колесить по городу в сторону Маймы в надежде по дороге найти приличное и недорогое место, где можно позавтракать.
Заодно по дороге фотографировали местные достопримечательности… Эта достопримечательность — Национальный театр.
Позавтракали мы в привокзальном кафе и двинули навстречу М-52. Не успели выехать на трассу, как увидели указатель «Озеро Ая», и довольно внушительную очередь из автомобилей, движущуюся в том направлении. В планы озеро не входило, но вспомнив, что вроде где-то читали про него, решили заехать.
Судя по обилию автомобилей на стоянке и людей на пляже, место пользуется спросом. В общем, обычное озеро — не грязное, но и не кристально чистое, правда, теплое, что в Горном Алтае само по себе уже хорошо. Местные предприимчивые алтайцы с удовольствием берут за вход деньги. За стоянку автомобилей тоже. Хотя никакой охраны или даже ограждения нет. Да еще и идти до озера со стоянки минут десять — напрягает. Зато искупались в нем с удовольствием.
А вот специально ехать сюда из Новосибирской, Кемеровской области и даже Алтайского края — вот этого я не пойму никогда.
Ихтиандр…
Покупавшись с часок, решили двигаться дальше. Так как озеро Ая находится на левом берегу Катуни (уже в Алтайском крае), то по мосту через Катунь нам пришлось ехать дважды, оба раза за деньги. Причем еще и в очереди киснуть на жаре — в «Пульсаре» кондиционер не работал. Андрею, думаю, было комфортно…
После озера заехали на заправку («Роснефть») покормить своих коней. Мой ел уже третий раз с начала путешествия (бак 40 литров + конский расход из-за полного привода и состояния двигателя), а «Туарег» только сейчас дозаправил свой столитровый бак соляркой…
Следующая остановка, намеченная на атласе, была совсем рядом — озеро Манжерок. Решили заехать, глянуть что да как.
Купаться даже не решились. За въезд, кстати, опять брали деньги. Сколько — не помню, да и не в этом дело. Просто брать откровенно не за что. Единственное, что там понравилось — изображения Мальвины и Буратино на недвусмысленного вида сооружениях у дороги вдоль озера.
Поехали дальше по М-52, подальше от этих мест… Глядим: стоят машины по обе стороны дороги, слева кто-то торгует чем-то, народ ходит, а рядом не видно никакой деревни, да и на карте ничего… Сбавили скорость, проезжаем мимо, смотрим — а справа красивый современный мост через Катунь. Решили остановиться, посмотреть что там, ну и пофотографироваться, естественно…
Красивое место. Нам очень понравилось. Если бы нам хотелось сервиса и понежиться на пляже весь отпуск — то мы бы приехали сюда. Но, нам хотелось диких мест и мы поехали дальше…
Первая ночевка на M-52. Уже вечерело, нам хотелось есть, и вот мы нашли какой-то съезд. Там уже было несколько машин, но и для нас нашлось местечко. На небе тучи и моросит дождик. Только мы расставили палатки, как дождь полил сильнее, норовя перерасти в ливень. Жена с ребенком пошла спать, не дожидаясь ужина. А нам с Андреем желудки уснуть не дадут — поэтому мы терпеливо ждали окончания дождя :).
11 июля
Утром завтрак — и вперед, на покорение Семинского перевала!
Единственный кадр, в который попала французская чета путешественников-пенсионеров. Постояли с ними, пообщались. Пришлось вспоминать свой английский. Они описали свой маршрут: Франция — Германия — Польша — Литва — Латвия — Москва — оз. Байкал — Монголия — Горный Алтай — Франция…
Очень положительно отзывались об Алтае и не очень о Монголии. С Монголией у них связана история с поломкой передней рессоры (что бы там было с «Пульсаром?»). Тем не менее нашли где-то подходящую, заменили и продолжили путь. Потом мы посмотрели их дом на колесах. Он хоть и маленький снаружи — но чтобы я так жил! Там и двуспальная кровать, и кондиционер, и обогреватель, и душ, санузел само собой. Газовая плита, платяной шкаф. Наверняка, забыл еще что-то…
Пожелав им счастливого пути, мы двинулись в путь. А путь наш лежал вперед и вниз.
Верно говорят люди — что Алтай только начинается после Семинского перевала. А красоты начинаются с перевала Чике-Таман.
Увидев такую красоту, я не смог не остановиться. Впервые я видел вживую столько баранины. :)
Так и хочется пощупать… Но близко они нас к себе не подпускали, разбегаясь в разные стороны.
Перевал Чике-Таман.
Просматривая фотографии с отдыха, ловлю себя на мысли, что атмосферу перевала на снимках тяжело передать. В интернете есть фотографии, более удачно передающие красоту этого места.
Практически сразу после перевала мы свернули с дороги (кажется, на отметке 325 км, где-то посередине между перевалом и поселком Купчегень). Место — обалденное! Рядом речушка с прозрачной, как слеза, водой. Ни одного комара и довольно много сухих веток. Вот начиная с этого места и дальше вглубь Алтая мы пили воду всей семьей прямо из речек. Для городского жителя — непередаваемое ощущение. Встал утром, взял кружку, подошел к речке, зачерпнул и выпил холодной, бодрящей, чистой водицы.
12 июля
Утро нас встретило стадом коров.
Одна корова разворошила завязанный пакет с мусором и достала оттуда чайный пакетик.
Позавтракали мы только после того, как отогнали рогатых от места нашей стоянки. Спешно собрались и в путь.
Здесь мы снова повстречали Катунь. Место недалеко от села Иня. Вид замшелых камней притягивал взгляд и мы остановились пофотографироваться.
Место вынужденной остановки. Нужно было замариновать заранее купленную баранину для вечернего шашлыка. :)
Водопад Ширлак. Мы с Андреем, взяв фотоаппараты, пошли к самому подножью горы. На обратном пути я чуть не сломал себе ногу, поскользнувшись на осыпающейся породе.
Ручей, берущий свое начало от водопада. Всегда хотел запечатлеть «молочное» течение воды.
По дороге мы встретили множество козлов — настоящих. За рулем на трассе никто не «козлил».
Это было недалеко от места нашей последней заправки по пути в долину Чулышмана — села Акташ. Там нужно сворачивать с М-52. Прощай асфальт…
А вот и долгожданные Красные ворота.
За окном жара, а на вершинах — снег. Обычное для гор явление.
Последнее село перед перевалом Кату-Ярык — Балыктуюль.
Эти странные зверюшки то и дело попадались на глаза, но быстро прятались от объективов. Тем не менее несколько фотографий у Андрея получилось.
Дорога на перевал.
Озеро среди гор. Значит мы недалеко от цели…
А вот и перевал. Хоть я и был морально готов к этой встрече — все равно ощущал себя моллюском на фоне этого величия.
Здесь виден конец спуска с перевала и владения Салавата в виде пары белых точек. Его ГАЗ-66 нам не понадобился.
Вид на спуск из Google Earth с другой стороны — http://www.panoramio.com/photo/9738814.
От такого вида мне стало не по себе.
Так как по приезду уже вечерело — мы не стали далеко ехать и расположились на турбазе «Эзен». От проживания на базе остались хорошие впечатления. А о придурковатом алтайском мальчике, живущем на базе, уже писали до меня, повторяться не буду. Нам он не пакостил, наверное, потому, что мы были уже подготовлены, да и старались его к себе не подпускать.
13 июля
Встали, позавтракали. Сели все в «Туарег» и поехали на ЮБТО, предварительно немного подняв клиренс. По дороге встречалась пара мест с ровной земляной дорогой где мы разгонялись до 60-80 километров. Пару раз пролетали над торчащими из земли острыми кусками горной породы. Заранее их не видно, а когда увидишь — тормозить поздно. На «Пульсаре» я бы разбил бампер и, возможно, пробил картер. Так что имейте это в виду. А ведь сначала хотел поехать на «Пульсаре»… Сейчас, уже зная дорогу, считаю это неоправданным риском. По крайней мере у нас было на чем поехать без риска.
По дороге встречались только УАЗики-«таблетки» («буханки»), да внедорожники разных мастей.
Брод через речку по пути на южный берег Телецкого. Глубина — сантиметров 40-50.
По пути был еще брод, но мельче. А также куча совсем мелких, напоминающих скорее лужи.
Деревушка Коо. Очень красиво смотрится церковь на фоне гор.
Деревню Балыкча я не фотографировал, да и нечего там фотографировать было, кроме разве что сельского дома культуры с заколоченными окнами (сразу становится ясно, каков уровень культуры у ее обитателей), проезжали ее не останавливаясь, ловя на себе недобрые взгляды жителей.
Доехали до мыса Кырсай. Оставили машину около турбазы (въезд на мыс платный — и опять не ясно, за что платишь) и пошли пешком.
Небольшой залив, отделенный мысом от основного озера. Здесь теплая вода. Только ветер был весь день холодный, поэтому купался только я.
Сгущаются тучи — пора выдвигаться назад.
По приезду к себе в аил стали думать, что делать дальше. Возвращаться назад не хотелось, да и красиво тут. Узнали про экскурсии. Есть поход на каменные грибы, на водопад Учар, на три озера (говорят, что озеро наверху, которое все фотографируют не доезжая перевала, как раз входит в программу посещения). Очень заинтересовал водопад и грибы. Но сходить в оба места за один день не получится, а еще два дня сидеть здесь мы не собирались — Андрею нужно было ехать назад. Да и платить по штуке за поход на водопад и еще по пятьсот за грибы у меня желания не было. Вечером познакомились с соседями из рядом стоящей пристройки. Пара из Новосибирска и парень из Барнаула. Посидели с ними вечером, поболтали. Оказалось, что наутро они собрались в поход на водопад Учар своими силами, и рассказали нам, как в прошлом году ходили туда, но из-за дождя не дошли и полпути. Дорога довольно опасная, да и долгая. Поход занимает весь день. Ребенка брать туда — самоубийство. Не дай Бог что случится в этой глуши… Решил оставить своих женщин около какой-никакой цивилизации. Решено, идем вдвоем.
А сейчас спать, завтра рано вставать.
14 июля
Проспали больше ожидаемого, как смогли быстро собрались и выдвинулись на «Эскудике» наших соседей в сторону слияния двух рек — Чулышмана и Чульчи. Это место находится примерно на половине пути в сторону южного берега Телецкого озера. Пара часов езды на машине. На том месте строилась турбаза, стояла баня. Мы оставили машину, и, договорившись с лодочником, перебрались на другую сторону.
Время 11:32. Идем по долине уже минут десять-пятнадцать. Кстати, поход на каменные грибы ведет тоже сюда, но перебравшись на другую сторону Чулышмана нужно идти налево, а на Учар — направо. Пока идем по долине, делаю несколько снимков каменных грибов на максимальном зуме.
18x — сила! Без фотоаппарата это выглядело, как белое пятнышко на далеко стоящей горе.
Время 12:16. Идем около часа. Вид назад, на пройденный путь. Где-то рядом с той горой осталась машина.
Дорога постоянно петляет вместе с рекой, то скрывая, то снова показывая нам вид на долину Чулышмана.
12:41. Местная фауна. Здесь таких полно, поэтому идти надо очень осторожно. Наш новый знакомый идет с лыжной палкой и стучит по камням, стараясь распугивать змей. Конкретно этот «полосатый кошелек» уже не представляет опасности, пав в неравном бою с девушкой, случайно наступившей «ему» на голову.
По пути несколько раз (три или четыре) попадаются горные речки, впадающие в Чульчу, через которые нужно перебираться. Нужно иметь с собой веревку. Кстати, благодаря этим речкам можно не брать с собой воду. Достаточно кружки холодной воды и ты полон бодрости, чтобы дойти до следующего водопоя.
13:46. Каждый раз, когда дорога, петляя, открывает вид на следующие пару часов ходьбы, начинаешь судорожно вдалеке искать водопад. Опять его не видно. Идем уже больше двух часов.
14:07. Вот то место, которое не смогли пройти год назад наши соседи. В этот раз нам повезло — экскурсоводы оставили веревку. С ней идти по отвесу гораздо легче.
Падать вниз далеко и больно.
14:12. Спустя почти три часа ходьбы мы наконец увидели конечную точку нашего путешествия. Пройдено только две трети пути.
По дороге встретилась хорошая тень от камня-валуна, лежащего рядом с дорогой. Место отдыха.
15:35. Дорога спускается к реке. Становится сыро и прохладно. Мы почти у цели.
15:40. Дальше дороги нет. Пришли. Шум стоит такой, как от турбореактивного самолета в момент взлета.
Чтобы подойти поближе к водопаду, нужно перейти на островок, лежащий посередине реки.
15:56. Пройти еще дальше я не смог. Вода ледяная, но жарит солнце, и я не могу себе позволить уйти отсюда не искупавшись.
После фотосессии обедаем, отдыхаем.
16:55. Последний раз сфотографироваться, и в путь. До машины мы дойдем ориентировочно в половине десятого вечера. Надо торопиться.
18:04. А вот и облом — веревки нет. А ведь по пути на водопад мы встречали экскурсии, возвращающиеся обратно. И экскурсоводы нас видели. Вот так относятся алтайцы к людям, не пожелавшим платить им по тысяче рублей.
19:48. Мы вышли на финишную прямую. На фото при максимальном увеличении видно крышу бани. Нам туда. Дорога тут ужасная. Плюс мы ужасно устали, никто не чувствует ног. Зато дошли на целый час раньше прогноза. Погрузились на лодку примерно в половине девятого вечера.
Дома были только в половине двенадцатого ночи, так как соседи по дороге встретили знакомых, и сэкономленный час мы потратили в их компании. Дома я практически сразу вырубился.
15 июля
Отъезд домой. Часов в двенадцать дня мы сдали хозяйке аил, и двинулись в сторону перевала.
На перевале картина маслом — переднеприводная «Королла» штурмует первый участок и застревает на середине. Там не очень хорошее место — огромный камень с одной стороны, обрыв — с другой и прорытый штурмующими машинами ров между ними. Машина, конечно же, ловит «диагоналку» и встает. Даже разбег ему не помогает. Только роет глубже. Вся его семья стоит внизу и ждет результата. В конечном итоге, он сползает задом вниз, освобождая нам путь.
Я пересаживаю своих домочадцев в «Туарег». Так и безопаснее для них, и легче для моей «старушки». Люди, стоящие внизу, осматривают мою машину и ухмыляются: «Да ну нафиг, даже не пытайся, не пройдешь. Видишь Королла не прошла». Я говорю: «Да у меня 4WD и механика». Ухмылки исчезают. Я пошел. Подходя к месту, где буксовала «Королла», прибавляю газу (на всякий случай) и нигде не буксуя, проезжаю. Только днищем шоркнулся немного. Сразу, сходу, пока прет, преодолеваю два поворота. Проблема в том, что только на первой передаче машина едет — переключаясь на вторую, движок сдувается. Пробовал крутить до красной зоны — все равно на второй останавливается. Один раз чуть не глохну. Останавливаюсь, вытираю пот с ладошек. Первая передача, газ, сцепление — пошла родимая. Смотрю — температура ползет к красной зоне. Останавливаюсь на повороте, чтобы дать машине остыть. Перевожу дух сам. Вперед уходит «Туарег», я показываю жестами, что все в порядке, наверху встретимся. Теперь на каждом повороте останавливаюсь, т.к. температура все время ползет. Ничего, заехал. Вышел, посмотрел еще раз вниз на перевал. Да уж. А вниз спускаться было гораздо проще. Кстати, спускаться вниз на автомате нужно ТОЛЬКО на первой скорости, т.к. только на ней работает торможение двигателем, в инструкции к моему нынешнему «Блюберду» так написано. Иначе перегреете тормоза.
Дальнейшая дорога не представляет ничего интересного в плане отдыха. Мы думали еще рвануть на Яровое, позагорать на солнышке пару дней… Но часов в пять вечера шел небольшой дождь, и на спуске с Семинского перевала, неудачно резко тормознув, я убрался с дороги. Снес задней дверью какой-то столбик, перевернулся и улетел в кювет, где встал на колеса. Слава Богу, все живы-здоровы. Кроме разбортовавшегося колеса, замятой стойки, крыши, расцарапанной бочины и разбитых пары стекол повреждений не оказалось. Хорошо, хоть своим ходом доберусь домой. Водительская дверь не открывалась, закрыв доступ к рычажку лючка бензобака. Кстати, незадолго до этого видели искореженную машину, лежащую на обочине, и еще одну кучу металла, которую увозил эвакуатор. Я даже какое-то время медленно ехал. Но, видимо, так и не понял предупреждения…
Спустились с перевала и заночевали в гостинице в Шебалино.
16 июля
После Горно-Алтайска поехали через Бийск на Кузедеево. Вечером были дома.
Восстанавливать машину не стал, продал так.
Будьте аккуратны на дорогах. Сэкономленный час не стоит жизней…
Панорамное фото водопада Учар (180 градусов).
Ширина 6 000 пикселей. Объем 2,5 МБ.
С уважением, семья Синицыных.
Автор: A_r_t.
BAD MAD А что петроглифы не посмотрели???а где они там? Ну вот, а я уже вычеркнула ЮБТО из списка обязательных мест :) придется пересматривать маршрут.
Shurhenchik Отчет на 5+++++++ Тоже хочу на Кату-Ярык.... но блин страааашно, куда на моей пузотерке...читай другие отзывы - Кату-Ярык для пузотерок уже пройденый этап ;)